Анализ стихотворения Сегодня дурной день Мандельштама

Особенности лирики О. Мандельштама

Знаменитый и многими любимый Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества.

  1. Ранние стихи поэта
  2. Зрелая лирика Мандельштама
  3. Поздние «Стихотворения»
  4. Подробный анализ «Вечер нежный»

Ранние стихи поэта

Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о прекрасном и возвышенном.

Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм:

Неутомимый маятник качается

И хочет быть моей судьбой.

Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный улей…». Их темой была иллюзорность действительности.

Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?».

Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря.

Начал Мандельштам с увлечения символизмом. В стихах этого периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы, обращался к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена и других.

Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал:

«Неужели я настоящий,

И действительно смерть придет?»

Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления. Свой первый сборник стихов он так и назвал – «Камень». Мандельштам пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором в стихах.

Это интересно: Стихотворение «Тучи» Лермонтов – анализ произведения.

Зрелая лирика Мандельштама

С течением времени у Мандельштама изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл.

В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры.

Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой. В его стихах ассоциативность образов и импрессионизм письма. Ценность этих стихотворений в их философском и историко-культурном содержании. Мандельштама можно назвать певцом цивилизации:

Природа – тот же Рим и отразилась в нем.

Мы видим образы его гражданской мощи

В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,

На форуме полей и в колоннаде рощи.

Поэт пытался осмыслить историю цивилизаций и народов как единый, бесконечный процесс.

Так же талантливо Мандельштам описывал мир природы в стихотворениях «Раковина», «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…» и других:

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной…

В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой.

В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Бах», «Кинематограф», «Ода Бетховену» показывают, что дает поэту вдохновение для творчества. Сборник «Камень» сделал поэта знаменитым.

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.

События революции нашли отражение в стихотворениях «Прославим, братья, сумерки свободы…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…» и в сборнике «Tris­tia» («Скорби»). В стихах этого периода доминирует мрачный колорит: образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике «Скорби» представлена тема любви.

Любовь поэт понимает как высшую ценность. Он с благодарностью вспоминает о дружбе с Цветаевой, прогулки по Москве, пишет об увлечении актрисой Арбениной, которую он сравнивает с античной Еленой. Примером любовной лирики может служить стихотворение «За то, что я руки твои не сумел удержать…».

Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь. ».

Поздние «Стихотворения»

В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении «1 января 1924» он пишет:

Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,

Еще немного – оборвут

Простую песенку о глиняных обидах

И губы оловом зальют.

В стихотворении «Концерт на вокзале» поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с «железным миром»:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит…

Стихотворения 30‑х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…».

У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.

Подробный анализ «Вечер нежный»

Полный текст стихотворения:

Вечер нежный. Сумрак важный.

Гул за гулом. Вал за валом.

И в лицо нам ветер влажный

Бьет соленым покрывалом.

Все погасло. Все смешалось.

Волны берегом хмелели.

В нас вошла слепая радость —

И сердца отяжелели.

Оглушил нас хаос темный,

Одурманил воздух пьяный,

Убаюкал хор огромный:

Флейты, лютни и тимпаны…

Предлагаем подробный анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный».

История создания

Стихотворение «Вечер нежный» Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в «башне» которого в это время бывал, когда возвращался в Петербург. В 1908–1910 гг. Мандельштам учился в Сорбонне. Стихотворение прислано из Целендорфа (пригород Берлина). Возможно, описано Средиземное море, где Мандельштам бывал в компании молодых людей, обучаясь в Сорбонне.

Литературное направление и жанр

Ранний Мандельштам тяготел к символизму, находясь под влиянием вечеров у Вячеслава Иванова. Символический подтекст «Вечера», если он и есть (образ бурного моря, влажного ветра как символов жизненных трудностей или перемен) не разрушает образы видимого мира, а сосуществует с ними. В стихотворении также развивается характерный для раннего Мандельштама символический образ тёмного хаоса, в котором смешиваются и исчезают все предметы и понятия.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, нехарактерная в целом для поэзии Мандельштама.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе описывается бурное море на исходе дня. Это пейзаж, в котором появляется авторское «мы». Лирический герой ассоциирует себя с группой единомышленников, возможно, товарищей, с которыми он оказался на берегу.

Вторая строфа говорит о воздействии природы на человека. Хаос, буря и темнота вызывают в человеке слепую радость. В этой строфе достигнуто некое равновесие между природой и человеком.

Третья строфа сосредоточена на чувствах и ощущениях человека. Люди растворяются в природе, побеждены её напором и могуществом.

Тема стихотворения – воздействие на человека природы, вечернего бушующего моря.

Основная мысль: человек – это всего лишь часть природы; он растворяется в ней, подаётся под её напором. Но состояние единения с природой и её хаосом – приятное ощущение.

Тропы и образы

Огромное значение в стихотворении имеют эпитеты и метафорические эпитеты. Мандельштам использует инверсию, чтобы подчеркнуть их важность: вечер нежный, сумрак важный, ветер влажный, хаос тёмный, воздух пьяный, хор огромный.

Наиболее странным представляется эпитет сумрак важный. Возможно, речь идёт о неспешности и важности человеческих движений в сумерках, что связано с ограниченной видимостью. Не исключено, что Мандельштам просто исходил из почти точной рифмы важный – влажный.

Эпитет солёное покрывало входит в метафору, связанную с ветром, который несёт в лицо морские солёные брызги.

Метафора «в нас вошла слепая радость» тоже содержит эпитет. Он объясняет внезапность нахлынувшего чувства.

Ритмичность ударов волн о берег подчёркивается подобным построением предложений (синтаксический параллелизм): «Гул за гулом. Вал за валом», «Всё погасло. Всё смешалось».

Строчка «Волны берегом хмелели» первоначально звучала как «Мы внезапно охмелели». Мандельштам отказался от метафоры, связанной с человеческой личностью, и остановился на олицетворении, обращающем взгляд читателя на стихию.

Волны своими извилистыми движениями на берегу напомнили ему пьяных. Пьяным также называется воздух в последней строфе, но здесь слово употребляется в другом смысле, близко к «пьянящий», то есть оказывающий опьяняющее воздействие.

Люди, созерцающие стихию, как будто находятся в состоянии опьянения. Они испытывают беспричинную радость, от чего сердца тяжелеют. Этот метафорический образ понятен только в контексте. Отяжелевшее, неповоротливое сердце пьяного не помнит забот и обид, всё погружено в покой и радость.

Наступление хаоса происходит постепенно. Конкретные предметы Мандельштам заменяет местоимением всё, хотя погасло только солнце, а смешались воздух и вода в ветре, море и берег в прибое. В третьей строфе появляется название этому смешению – хаос тёмный. Мандельштам всегда чувствовал себя беззащитным перед стихией хаоса, неупорядоченности. Всю жизнь он пытался преобразовать хаос в свой личный космос.

Опасность хаоса в том, что он не страшен, но поглощает, убаюкивает. Так глаголы последней строфы передают состояние человека, созерцающего стихию: оглушил, одурманил, убаюкал.

Упорядочивание хаоса происходит через музыку, природа представляется огромным оркестром, состоящим из духовых, струнных и ударных инструментов. Мандельштам использует названия старинных инструментов, чтобы подчеркнуть, что воздействие стихии на человека существовало всегда, как только человек осознал себя личностью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом почти без пиррихиев. Мандельштам стремится передать чёткие удары прибоя.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Рифма женская, преимущественно точная. Тем более странной кажется единственная неточная ассонансная рифма смешалось – радость.

Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Анализ стихотворения «Ленинград» (Мандельштам О.Э.)

Анализ стихотворения «Ленинград» (Мандельштам О.Э.) возвращает нас в тяжелое и страшное прошлое нашей страны. Читая и анализируя стихотворение, мы будто вместе с автором попадаем в другое измерение, и этот новый мир ужасает.

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но родным городом на всю жизнь для поэта стал Петербург. Он очень тосковал по родине, когда учился за границей. Поэт очень любил возвращаться в любимый город, где бы он ни побывал, и сколько бы ни отсутствовал. Так вышло и в 1930 году, когда Мандельштам вернулся после длительного отсутствия. Он с радостью возвращался в родные места, но получил одно сплошное разочарование.

Мандельштам родился и начал свое творчество еще задолго до революции, в совершенно другой России. Он с радостью ждал предстоящих изменений, но они принесли столько крови, так изуродовали страну, что поэт просто не мог их принять. В 1930 году Мандельштам уже был состоявшимся поэтом, отчетливо помнящим, каким был мир Петербурга до революции, поэтому так болезненно он воспринял все изменения, произошедшие в нем. Окрыленный мечтами о встрече с родными местами, Мандельштам испытал горькое разочарование. Его любимый город, с прекрасными особняками и неторопливой жизнью, с неспешной походкой людей по набережной превратился в сплошной хаос из коммунальных квартир и непонятной публики вокруг себя. Но страшнее всего был даже не внешний облик города. Изменились и люди. Теперь уж не читался в их лицах интерес к искусству, культуре, к жизни. Ужас и подозрительность отражались в глазах пробегающих мимо прохожих. Но и это только вершина айсберга. Самым страшным ударом стало для поэта, не терпящего даже намека на ложь, то, как изменились его друзья-поэты. Кто-то подстроился под новый режим и научился лгать, приспособился угождать нынешней власти. А кто-то уже поплатился жизнью за свое несогласие с новой правдой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Невыразимая печаль Мандельштама

Отправляя в печать стихотворение “Ленинград”, Мандельштам прекрасно понимал, чем это может обернуться для него, так как его творчество было неугодно новой власти. Он предчувствовал скорую развязку, но в силу нетерпимости к тотальному режиму не мог запретить себе писать то, о чем чувствовал.

В стихотворении “Ленинград” поэт позволил себе излить душу, раскрывая тему встречи с родным городом после долгого расставания. Разочарование раскрывается в решении проблемы стихотворения. Автор затрагивает не только политические проблемы новой власти, революции и их влияния на страну, но и социальные, ведь и люди сильно изменились. Они стали подозрительными и озлобленными. Вмиг разрушились такие незыблемые, казалось, ценности, как любовь и дружба. Но прошлого уже не вернешь, поэтому и остается автору только наблюдать жизнь на его руинах. Идея стихотворения в призыве автора к людям помнить о своем прошлом.

Стихотворение печальное — элегия, написано как беседа лирического героя с родным городом, и только в конце его он обращается к самому себе. Каждое двустишье, из которых состоит стихотворение, – это новые образы, возникающие при встрече с Петербургом. Эти образы поэт рисует в лучших традициях модернистского течения — акмеизма, поэтому в произведении очень ярко воспроизведена действительность Петербурга, в один миг ставшего Ленинградом.

Стихотворение, кажется, нельзя поделить на смысловые части. Все оно подчиняется одной-единственной теме — изменившемуся Ленинграду.

Первые две строки — приветствие города. То, что он был сильно любим Мандельштамом, читается в каждом слове. Уже только одно местоимение “мой” делает родным и близким, как брат или отец, город. Метафоры “знакомый до слез”, “до прожилок”, “до детских припухших желез” еще больше сближают лирического героя с городом. Это степень любви, которую иногда сложно передать словами, и только слезы выдают истинные чувства человека.

Первое двустишье настраивает читателя на патриотическое чувство любви и долгожданной встречи. Но уже во втором резко меняется настроение, слезы радости сменяются горечью разочарования. Лирический герой обращается к себе:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей…

У автора возникают ассоциации с самым горьким и тошнотворным из лекарств — рыбьим жиром. Рыбьим жиром стал для него не только свет уличных фонарей, но весь внешний облик города. Он заставляет себя через силу глотать действительность, которой встретил его город – так же, как и горький рыбий жир.

Чувствуется, как тяжело автору осознавать причины таких резких и страшных изменений. Революция разрушила города и жизни. Это ее заводские трубы коптят зимнее небо над городом. Метафорой, не менее горькой, чем “рыбий жир … речных фонарей”,”зловещему дегтю” Называет поэт черное, мрачное небо. На этом небе тускло светит солнце, отраженное в метафоре “подмешан желток”.

Страшное предчувствие терзает лирического героя:

Петербург! Я ещё не хочу умирать!

Дыхание смерти повсюду чувствуется в городе. И прежде всего – в насильственном разрыве с близкими людьми поэта.

У тебя телефонов моих номера.

И невозможно, кажется, поверить в то, что это уже не его, не родное. Метафорами “телефонов моих номера”, “мертвецов голоса” выражается последнее, что уже никогда не будет родным лирическому герою. В эпитете “мертвецов” можно увидеть двоякий смысл. С одной стороны, многие из его знакомых из-за тотальных расстрелов уже действительно стали мертвецами, потому и нет больше связи с ними у вернувшегося автора. Но мертвецами можно назвать и “гостей дорогих”, которые приходят и вырывают с мясом звонок. Этого звонка в страхе ждал и сам Мандельштам, потому что понимал, что рано или поздно придут и за ним. Это только вопрос времени.

Целый ассоциативный ряд рисует метафорами поэт: “черная лестница”, “в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок”, “кандалами цепочек”. Черная лестница — это не только ступени, ведущие к квартире Мандельштама, “черная” приобретает в стихотворении особый смысл и становится символом смерти. Очень красноречиво намекает нам на смерть и “вырванный с мясом звонок”. Это и бесцеремонное отношение к имуществу, и безжалостные убийства, кровь, ставшие буднями в начале 20 столетия. Удар в висок тоже имеет двоякое значение. Звонок в дверь стал дурным знаком для людей. А зазвонив внезапно, после долгого ожидания, все равно становился неожиданным. С пулей в висок сравнивает его автор, проводя параллель с расстрелом, который следовал, как правило, после звонка в дверь и прихода “гостей дорогих”.

Мы видим в стихотворении только настоящее любимого города Мандельштама, но обращает на себя внимание антитеза. Стихотворение называется “Ленинград”. Так назывался теперь этот город, но лирический герой обращается к нему еще по-старому: “Петербург”, и в этом противопоставление старого города, который остался лишь в воспоминаниях поэта, новому, потускневшему, городу. Дважды восклицает лирический герой “Петербург!”, пытаясь понять, кем же он стал на самом деле? В этом обращении растерянность и тоска: вместе с названием у города отобрали прошлое, а будущее Ленинграда пока представляется в красно-черных красках. И пожалуй, это пугало лирического героя даже сильнее предстоящих “гостей дорогих”.

Четырехстопный анапест с жестко звучащей парной рифмой в большей степени, чем все остальные средства художественной выразительности, создает особый мир мандельштамовского “города трех революций”. Особенно обращает на себя внимание неточная рифма “умирать — номера”. Если учесть любовь Мандельштама к сложной образности, становится понятно, что и эта неточность неслучайна. Слова “умирать” и “номера” специально выделены. Мне кажется, акцент с их помощью сделан на вырванные революцией с корнем связи между людьми. Создается ощущение полного одиночества, в котором не спасет уже никто от выстрела в висок.

Стихотворение “Ленинград” может нравиться или не нравиться. Но совершенно точно то, что к нему нельзя оставаться равнодушным. Его мало просто понимать, анализируя каждое слово. Его нужно прочувствовать. А это возможно только в том случае, когда сам почувствуешь, каково это — остаться без родины и прошлого.

Сегодня далекие и страшные события начала 20 столетия нам во многом не понятны. Нам сложно представить, каково это жить с постоянной оглядкой на каждое свое слово, на каждый жест, что за одну только непонравившуюся фамилию, нас могут расстрелять, сослать в Сибирь, заковать навсегда в кандалы. И мне кажется, историю стоит изучать не только по фактам, но и с помощью искусства, ведь где еще, как ни в литературе, живописи и музыке отражается эмоциональное состояние современников кровавого времени?

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама “Ленинград”
методическая разработка по литературе по теме

Лирика – это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказывать свои суждения в процессе анализа.. Важно, чтобы учащиеся поняли, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирика. Цель лирики – передача чувств, настроений героя.В работе с лирическим текстом особую роль приобретают самостоятельные усилия каждого ученика. Учитель только помогает ученику войти в этот текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_liricheskogo_teksta_na_primere_stihotvoreniya_mandelshtama_leningrad.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»)

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск, 2012 год.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения

Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности

Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта

Важен сюжет, последовательное развитие событий

Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания

Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.

Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.

С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Год написания произведения.

В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).

Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)

Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

Композиция (построение произведения).

Жанр произведения ( если не указан выше)

Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).

Язык художественного произведения.

Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

Собственная аргументированная оценка, вывод.

Привожу примерный анализ стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Год написания произведения

О.Э.Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г

В какой период творчества поэта оно написано

В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста.

Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко.

Лирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток..

Стихотворение состоит из 7 строф:

1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город;

2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой;

4-я.5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет;

6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде.

Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека.

Можно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый..)

Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» – Петербург и Ленинград.

Язык художественного произведения

В стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ – Я.. В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка.

Выразительные средства языка

Эпитеты –лестница черная, зловещий деготь;

Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок;

Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях.;

Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;

Антитеза : приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда

Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.

Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

Трехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный анапест

Собственная аргументированная оценка

«Ленинград» – одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т.е. с прошлым, которого нет.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок .

Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе:

по которым найду мертвецов голоса.

Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении.

1.Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г

2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

3.Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.

«Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение было написано в августе 1915 года в Коктебеле. Включено во второе издание первого сборника Мандельштама «Камень» 1916 г. (первое издание вышло в 1913 году).

В Коктебель Мандельштам приехал в самом конце июня 1915 года и провел в Доме поэта весь остаток лета. Одновременно там в это время жили сёстры Цветаевы, София Парнок, Алексей Толстой и его жена Наталия Крандиевская. Хозяин Дома Максимилиан Волошин в это время находился в Париже.

Тема, основная мысль и композиция

Формальная тема стихотворения – размышления лирического героя при чтении так называемого Списка, или Каталога, кораблей (νεῶν κατάλογος). Речь идет об «Илиаде» Гомера, Песни второй, стихах с 494 по 759: в них дан подробный отчет о каждом отряде греков-ахейцев, который на отдельном корабле направлялся на Троянскую войну. Эта формальная тема связана с формальным статусом 24-летнего Осипа Мандельштама: на момент написания стихотворения он является студентом романо-германского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета (зачислен 10 сентября 1911 года и числится до 1917 года). Формально поэт курса не кончил и диплома не получил, т.е. высшего образования не имел.

Подробное текстуальное знакомство с «Илиадой» и тогда, как и теперь, являлось частью обязательной программы филологического факультета. А чтение Списка кораблей среди студентов-филологов искони считалось лучшим средством именно от бессонницы, с именования которой поэт и начинает свое стихотворение. Итак, есть неформальная проблема (лирический герой страдает бессонницей) и рецепт неформального применения Списка (в качестве снотворного). Однако и в этом смысле помощи от Списка никакой…

Каков же неформальный статус 24-летнего Осипа Мандельштама? В кругу знатоков, в качестве автора «Камня», он безусловно и непререкаемо признан Мастером. Сам Макс Волошин пригласил его пожить в Доме поэта – на этом поэтическом Олимпе Серебряного века! Нестыковка формального статуса лирического героя с неформальным, формального и неформального отношения к античной культуре, вообще к культурному наследию – вот подлинная тема этого стихотворения. Прозвучав ещё в первом издании «Камня» («… И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым»), она теперь, начиная со второго издания, находит новое подтверждение в этом летнем стихотворении 1915 года, мощное и неопровержимое, как шум черноморского прибоя.

Казалось бы, основная мысль этого стихотворения («И море, и Гомер – всё движется любовью») далеко не нова. Уже в первом веке нашей эры апостол Павел полагал, что всё сказанное в мировой литературе по данной теме он подытожил в своем знаменитом пассаже о любви (Первое послание к коринфянам, глава 13, стихи 1 – 13). Новизну же этой мысли (и стихотворения в целом) определяет путь исканий лирического героя, отраженный композицией данной лирической медитации, слагаемой тремя катренами.

Первый катрен – экспозиция и завязка лирического сюжета: лирический герой, мучимый бессонницей, пытается войти в мерный ритм Гомерова повествования. Однако «длинный выводок» ахейских кораблей в воображении современного читателя превращается в «поезд журавлиный», волнующий как эпическим размахом, так и неопределённостью цели: журавли летят на юг, спасаясь от холодов – от чего спасаются или куда стремятся Гомеровы ахейцы?

Поиску ответа на этот вопрос посвящен второй катрен (развитие лирического сюжета). Ответ дан своеобразно – в виде двух риторических вопросов. Вклиниваясь «в чужие рубежи» («как журавлиный клин»), ахейцы повинуются приказу своих царей, чье слово непререкаемо (ведь на головах у них божественная пена, они «миропомазаны»). Цель же самих царей нам известна, их выбор Трои (если верить Гомеру) определен не столько стратегическим местом этого важного порта Эгейского моря (у самого входа в Мраморное), сколько ревностью спартанского царя Менелая (именно у него троянец Парис похитил его законную жену Елену Прекраснейшую) и обидой, нанесенной Элладе.

Третий катрен – неожиданная кульминация и развязка – начинается с неформального, языческого понимания любви: мы как бы не ждали его от лирического героя, формально принадлежащего к иудеохристианской культуре. Оказывается, и Гомер, и морская стихия уступают и покоряются стихии более мощной – стихийной силе плотской любви. Есть от чего испытать культурный шок: «Кого же слушать мне?» Что до Гомера – он не претендует на то, чтоб его слушали (в авторитарном смысле слова). Гомера мы слышали и услышали – но он лишь передал нам (даже самим своим гекзаметром) голос прилива и отлива морской волны, которая, напротив, обладает уверенностью оратора-витии. И тут, в предпоследней строке стихотворения Мандельштама, нельзя не слышать и не услышать переклички со стихотворением вроде бы неблизкого ему Некрасова («В столицах шум, гремят витии…»), и не только с первой строкой этого стихотворения, но и в целом с создаваемым им единым образом (бесконечная стихия поля у Некрасова – стихия моря у Мандельштама).

Литературное направление и жанр

Само название сборника «Камень» считается анаграммой слова «акмэ», от которого произведено название литературного направления акмеизма, Мандельштам – один из общепризнанных его «столпов», автор не только одного из формальных прозаических его манифестов, но и неформальных – поэтических, одним из которых и является данное стихотворение.

Выбор жанра – лирической элегии-медитации по поводу непреодолимости морской стихии – отсылает к античному корню европейской лирики – элегиям Архилоха.

Тропы и образы

В этом, как и во многих (особенно ранних) стихотворениях Мандельштама, эпитет – царь и бог лирического сюжета, именно эпитеты передают и логику действия в Гомерову эпоху, и способ ее познания лирическим героем.

Тугие паруса сразу, с первого стиха, наполняют всё стихотворение ветром и штормом. Длинный выводок, поезд журавлиный – метафорические эпитеты создают сравнение ахейских кораблей с журавлиной стаей. Тут же, буквально через строку, навязчивое повторение эпитета – журавлиный клин в чужие рубежи: это вклинивается в пределы троянцев нечеловеческая, неумолимая, стихийная сила – видимо, с таким же тяжким грохотом, как море – к бессильной в своей мысли голове (изголовью) лирического героя.

Море при этом – черное (с маленькой буквы, т.к. речь идет не об описании крымского берега Черного моря, а о вечности), а один из главных атрибутов морской стихии, пена, становится божественным атрибутом древних царей, предающихся стихиям войны и моря, любви и ревности, обиды и мести – вольно и бездумно, внерефлекторно, ибо не имеют «культуры» как опыта рефлексии (не родились еще ни Гомер, ни Архилох).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Мандельштам не подражает гекзаметру (в русском стихосложении шестистопный дактиль), подчёркивая слияние гомеровских образов с собственной культурой. Рифмовка кольцевая, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса. .

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: « всё движется любовью ». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам» , размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью» ; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное» ; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

«Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Анализ стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Творчество Осипа Мандельштама занимает особое место в русской литературе Серебряного века. Его жизнь, как и его произведения, весьма интересна, загадочна и противоречива одновременно. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чем истинные ценности и где правда. Творческая судьба О. Мандельштама – это «поиск слова», которое бы в полной мере выражало внутреннее состояние поэта. Одним из лучших произведений Мандельштама по праву является его стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», которое было написано в 1916 году в Крыму. В этом произведении автор, как и его лирический герой, обращается к древнегреческой эпической поэме Гомера «Илиада». Важно отметить, что Мандельштам не обращается к сюжетной линии этого произведения. Перед нами оживают картины былых времен. Лирический герой воссоздает в своем воображении древние корабли, которые отправились завоевывать Трою: Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Складывается впечатление, что лирический герой перечитывает строки из «Илиады», где список кораблей становится символом силы и мощи эллинов. Что же стало причиной похода их войск против Трои? Дело в том, что сыном царя Трои была похищена прекрасная Елена: Как журавлиный клин в чужие рубежи, — На головах царей божественная пена, — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам, ахейские мужи? Картины, возникающие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. На мой взгляд, автор задумывается над тем, что же является смыслом жизни. В итоге он приходит к выводу, что все в жизни подчинено любви: И море, и Гомер – все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит. И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. Только любовь способна пробуждать в человеке самое лучшее. Только любовь заставляет совершать порой неожиданные, но самые верные действия и поступки. В этом стихотворении автор прибегает к сравнениям. Корабли он называет «длинным выводком, поездом журавлиным». Еще ярче сравнение «журавлиный клин». Но оно имеет под собой и реальную основу. Корабли в те далекие времена, когда выходили в военный поход, действительно выстраивались клином. Особое внимание так же следует обратить на эпитет «тугие паруса». Он указывает на то, что корабли готовы к выходу в море. Мандельштам также упоминает царей, на головах которых – «божественная пена». Это говорит, как мне кажется, об их величии и силе. Цари здесь уподоблены греческим богам. Кроме того, складывается ощущение, что боги Олимпа одобряют этот поход в «чужие рубежи» за Еленой. В свое стихотворение Мандельштам так же вводит образ «моря черного», которое, «витийствуя, шумит». Я думаю, данный образ придает стихотворению большую яркость и ощущение реальности происходящего. Следует обратить внимание и на лексику, используемую в этом стихотворении. В произведении больше всего имен существительных: паруса, корабли, пена, голова, море. Но есть и отвлеченные понятия: бессонница, любовь. Я считаю, что в стихотворении эти слова ключевые, так как они необходимы для понимания его идеи и темы. На синтаксическом уровне в стихотворении много назывных предложений, особенно в первой строке: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». На мой взгляд, такие предложения вводят нас в мир произведения. В стихотворении есть также и риторические вопросы. Они говорят об особом состоянии лирического героя. Он находится в задумчивости, в размышлениях, философствует. «Илиада» Гомера становится для лирического героя чем-то загадочным, непостижимым и прекрасным одновременно. Он чувствует свою причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу. Стихотворение Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» является размышлением героя и поэта об истине, о прекрасном, о смысле жизни, о законах Вселенной. Любовь – вот то, что пробуждает человечество к действиям. В этом, на мой взгляд, и проявляется преемственность поколений.

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Мандельштам не подражает гекзаметру (в русском стихосложении шестистопный дактиль), подчёркивая слияние гомеровских образов с собственной культурой. Рифмовка кольцевая, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама
  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «Бессонница Гомер тугие паруса»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Темы и проблемы

  • Античные мотивы. Стихотворение начинается с раздумий лирического героя во время перечисления названий древнегреческих кораблей. Это «Каталог», упоминаемый в Илиаде Гомера. В античном произведении идёт подробное перечисление каждого из отряда воинов, направлявшихся на Троянскую войну. Двадцати четырёхлетний Мандельштам во время написания стиха учился на факультете истории и филологии филологического факультета в Петербуржском университете. Чтение списка кораблей из поэмы Гомера, считалось отличным средством от бессонницы. Именно с этого слова начинает своё произведение поэт.
  • Тема любви. Герой страдает от того, что не может уснуть и начинает перечислять названия. Однако это не помогает и, прочитав список до середины, он начинает размышлять. Главная проблема героя стара, как мир – любовь. Волнения моря, словно волнения в его сердце. Он не знает, как ему быть, как ему заснуть и «кого же слушать».
  • Проблема жертвенности любви. Мандельштам воспринимает чувство как культ – ему нужно приносить жертвы, оно кровожадно в своем неистовстве. Ради него волнуется и губит корабли стихия, ради него совершаются войны, где гибнут лучшие из лучших. Далеко не все готовы посвятить себя любви, положив на ее алтарь все самое дорогое.

Анализ 2

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Ничего не напоминает? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Так начинается поэма Блока «Двенадцать». Рубленные, чеканящие фразы. Как и Мандельштам, Блок тоже относится к поэтам Серебряного века. Наверное, тогда было модно писать в таком стиле. И у Блока бессонница, и у Мандельштама тоже.

К теме любви рано или поздно обращаются все поэты. Особенно, когда она несчастная. Да, вот не спалось Мандельштаму в Коктебеле. Там он отдыхал у своего друга Максимилиана Волошина. Случайно или нет, увидел он обломок древнего судна. И сразу ему почему-то вспомнился Гомер, размышления о вечном – о женщине, о любви.

Мандельштаму нравится эпоха античности. Она таинственна, загадочна, неповторима. Он считает её эталоном красоты. Кроме этого, ему нравится вода. Эта стихия тоже загадочна, неповторима. В частности, океан, отправляющий на берега огромные волны.

Стихотворение делится на 3 смысловые части. Написано ямбом, строчка рифмуется через строчку.

Откуда вдруг взялся Гомер? Автор учился в университете, на историко-филологическом факультете. Правда, не доучится, бросил. Там он и изучал гомеровскую «Илиаду» в оригинале. Там публиковался длинный список кораблей, которые отправились завоёвывать Трою. Это было проверенное средство от бессонницы. Вот откуда и родилась строка о списке кораблей, прочитанном до середины. Дальше, видимо, всё-же заснул.

Стихотворение написано от первого лица. Вот поэт не может заснуть, и применяет известное «снотворное». Нет, не считает баранов, а читает список кораблей. Но и это не помогает уснуть. Мысль «убегает» на Троянскую войну. Поэт приходит к интересному выводу, что противники сражались не за Трою, а за прекрасную Елену.

Вот в последнем четверостишии он и делает вывод, что всем в мире движет любовь к женщине. Из-за них начинаются и заканчиваются войны.

Чтобы сделать стихотворение ярче, выразительнее, Мандельштам использует метафоры. «Всё движется любовью». Есть и эпитеты «тугие паруса», «божественная пена». В качестве сравнения можно привести строку « как журавлиный клин».

А почему эллины отправились в Трою? Сыном тамошнего царя похищена прекрасная Елена. Виновница войны, косвенная, является женщина. Ну как её не спасти? В чём смысл жизни? В женщине, а, значит, и в любви. Вот « и Гомер, и море – всё движется любовью». Именно она пробуждает в людях все лучшие качества. Из-за любви совершаются самые великие подвиги и самые безрассудные поступки.

Корабли поэт сравнивает с журавлиным клином. Но в те времена корабли выстраивались не в линию, а шли по морю клином. А журавли летают в небесах тоже клином. Вот точное сравнение «тугие паруса». Это значит, что паруса на мачтах натянуты, как надо. Корабли готовы к дальнему походу.

Надо спать, а поэт философствует, размышляет. И задаёт риторические вопросы, на которые нет ответов. Гомеровская «Илиада» очень сильно «зацепила» Мандельштама. А если бессонница почти каждую ночь, то, наверное, список парусов он выучил наизусть. А чего не спится? Безответная любовь к Марине Цветаевой. Не обошлось без женщины.

Анализ стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса по плану

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – анализ стихотворения Осипа Мандельштама

Предпосылки написания стихотворения

Осип Мандельштам учился на историко-филологическом факультете, но учебу не завершил. Тем не менее этот период остался в его памяти навсегда и в дальнейшем отразился в его творчестве. Студенты факультета полностью изучали «Илиаду», которая впоследствии стала основой для создания стихотворения.

Еще во время учебы Мандельштам увлекся поэзией, и однажды его творения были замечены известными писателями. В 1915 году Мандельштам был в гостях у М. Волошина в Коктебеле, и именно здесь он создал анализируемое стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Друзья и родные писателя, всегда находившиеся рядом, говорили, что на написание произведения его натолкнул обломок старинного судна, который он увидел, находясь в гостях.

Античная литература в те времена повлияла на многих знаменитых поэтов. Осип Мандельштам использовал этот жанр, для того чтобы помочь читателям понять, что такое вечная любовь. Например, в одном из своих поэтических творений он использует образ Кассандры — троянской прорицательницы. Это стихотворение было посвящено Анне Ахматовой.

Жанр произведения

Автор описывает экзистенциальные проблемы, поэтому по жанру стихотворение считается элегией. Чтобы тема была полностью раскрыта и понятна каждому читателю, поэт использует различные средства выразительности, такие как:

  • метафоры;
  • эпитеты;
  • сравнения.

Поэт не использует выдуманных образов и заумных фраз. Последние строки содержат описание сильного ветра и шторма, это говорит о неравнодушном отношении автора к морю.

Тема и проблематика

Произведение написано от первого лица, и по этой причине при анализе стиха «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» читатель может с легкостью следить за ходом мыслей лирика. Первый катрен развивает завязку сюжетной линии, начинающийся с того что у героя Мандельштама бессонница. Анализ стихотворения говорит о факте, связанным с учебой поэта: студенты его факультета считали, что от бессонницы помогает чтение списка кораблей.

Поэтому герой, который не смог погрузиться в сон, обратился к этому средству. Он начинает представлять «сей длинный выводок, сей журавлиный поезд, стремящийся в даль». На самом деле в воображении лирика это состав из кораблей, которые плывут по бушующему морю.

После того как он достиг середины, начались размышления о причинах возникновения Троянской войны. Он считал, что «ахейские мужи» воевали не за саму Трою, а сердце прекрасной Елены.

В последней части поэт выражает уверенность в том, что «все движется любовью». Он бы дальше размышлял об этом, но прерывается, потому что не знает ответы на большинство вопросов, но, как показывает анализ, у Мандельштама в «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» риторические вопросы дают возможность задуматься каждому читателю, о чем размышлял сам автор.

Композиция состоит из монолога и рассуждений самого героя и делится на три основные части:

  1. Рассказ о бессоннице и неспокойных ночах.
  2. Обращение к «ахейским мужам».
  3. Мысли о прекрасном чувстве.

Произведение Мандельштама написано в трех катренах, которые соответствуют смысловой структуре всего текста.

У этого произведения есть общие черты со стихотворением Николая Языкова «Бессонница». Оба поэта пытаются через свои творения рассказать, что любовь может сподвигнуть человека на любой необдуманный поступок. Мандельштам доказывает, что миром правит любовь и все, что происходит на планете, связано только с ней. Это произведение благодаря поднятым в нем философским вопросам стало очень популярным у читателей, текст послужил основой для песни, стихотворение нередко читают с большой сцены.

Ссылка на основную публикацию