Анализ стихотворения Сумерки свободы Мандельштама

СУМЕРКИ СВОБОДЫ Осип Мандельштам

Осип Мандельштам 15 января 1891 – 27 декабря 1938

Прославим, братья, сумерки свободы,

Великий сумеречный год!

В кипящие ночные воды

Опущен грузный лес тенет.

Восходишь ты в глухие годы —

О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берет.

Прославим власти сумрачное бремя,

Ее невыносимый гнет.

B ком сердце есть — тот должен слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые

Связали ласточек — и вот

Не видно солнца, вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети — сумерки густые —

Не видно солнца и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,

Скрипучий поворот руля.

Как плугом, океан деля.

Мы будем помнить и в летейской стуже,

Что десяти небес нам стоила земля.

  • Добавить в закладки
  • Пригласить к обсуждению

Комментировать

Все комментарии (54)

комментирует материал 15.01.2016 #

“Кто кончил жизнь трагически. “
В.С. Высоцкий

Что трагически, то трагически!

комментирует материал 15.01.2016 #

“десяти небес нам стоила земля”
безумно жаль потери нации
спасибо, Павел

Стараемся, как можем:)))

ну да .
возвращайтесь побыстрее .

комментирует материал 16.01.2016 #

Два раза смотрела. Ужасно. Такое сделать с ТАКИМ ПОЭТОМ.
Спасибо, Павел.

Очень тяжкое впечатление..

Спасибо!

комментирует материал 16.01.2016 #

Спасибо, Павел. Что скажешь, когда и так всё сказано и в душе печаль.

Спасибо! Всё так и было!

комментирует материал 16.01.2016 #

не удивительно. не один он, увы.
читала письмо его жены. это . писать об этом трудно и очень больно.

Таких как он было очень много.
И это наша история

комментирует материал 16.01.2016 #

“B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.”

Страшно, что всё повторится не фарсом( Гений.

Не такой уж Вы и грубый))

комментирует материал 16.01.2016 #

Стихи этого мужественного человека, увы, не теряют актуальности и по сей день, мы так и продолжаем жить, “под собою не чуя страны”, и новый горец тут ка тут, готов. похоже, обосноваться за Кремлевской стеной, и служить ему, а не стране, похоже, готовы следователи нового поколения. Гений поэта, увы, неумолимо рождается в трагедии народа.

Хорошо сказано! Вы правы!

комментирует материал 17.01.2016 #

Трагедия ПОЭТА, личности огромного масштаба.
И – полной беззащитности. перед молохом государства.
—-
удивительное совпадение:
дО включения ПК попала в руки малюсенькая книжица его стихов размером 7х5 см, и там его

АВТОПОРТРЕТ
.
В поднятьи головы крылатой
Намёк – но мешковат сюртук;
В закрытьи глаз, в покое рук –
Тайник движений непочатый.

Так вот кому лететь и петь
И слова пламенная ковкость,
Чтоб прирождённую неловкость
Врождённым ритмом одолеть.

1914
——–
Ему лишь 23! Какая зрелость!
Провидец назначенья собственной души.

Всё верно!

комментирует материал 17.01.2016 #

Актуальные строчки. Спасибо.

комментирует материал 06.02.2016 #

Боль вещего человека.

Комментарий удален модератором Newsland

комментирует материал 06.02.2016 #

Убили. хорошего поэта.

комментирует материал 13.02.2016 #

Мне жалко, что теперь зима
И комаров не слышно в доме.
Но ты напомнила сама
О легкомысленной соломе.
Стрекозы вьются в синеве,
И ласточкой кружится мода,
Корзиночка на голове
Или напыщенная ода?
Советовать я не берусь,
И бесполезны отговорки,
Но взбитых сливок вечен вкус
И запах апельсинной корки.
Ты все толкуешь наобум
От этого ничуть не хуже,
Что делать: самый нежный ум
Весь помещается снаружи.
И ты пытаешься желток
Взбивать рассерженною ложкой.
Он побелел, он изнемог,
И все-таки еще немножко.
И, право, не твоя вина,
Зачем оценки и изнанки?
Ты как нарочно создана
Для комедийной перебранки.
B тебе все дразнит, все поет,
Как итальянская рулада.
И маленький вишневый рот
Сухого просит винограда.
Так не старайся быть умней,
B тебе все прихоть, все минута.
И тень от шапочки твоей –
Венецианская баута.

Великое родство

Литературные истоки творчества Осипа Мандельштама настолько широки, что проследить их непросто. И все же мы имеем возможность выделить приоритеты, поскольку на них указывал сам Мандельштам. В их числе неизменно повторяется имя Тютчева, что замечено многими. Так, С.С.Аверинцев пишет: «Творчество Мандельштама сближает его с самыми большими из его собратьев, с его любимым Данте, с его Пушкиным и Тютчевым». (1)

Тютчев, по причудливому, свойственному стилю Мандельштама определению, – это «источник космической радости, податель сильного и стройного мироощущения, мыслящий тростник и покров, накинутый над бездной» (2,33).

Знал Тютчева Мандельштам основательно и в своем творчестве воспринял, отразил его во множестве аспектов. О глубине его проникновения в суть художественного мышления Тютчева может свидетельствовать следующий выразительный пример. Мандельштам заметил исключительное пристрастие Тютчева к изображению гор. Действительно, в небольшом по объему творческом наследии поэта одиннадцать стихотворений посвящено горам. Это «Утро в горах», «Альпы», «Какое дикое ущелье», «Яркий снег» и другие. Можно по-разному истолковать данное пристрастие поэта. Взгляд Мандельштама историчен и вместе концептуален. По его убеждению, горы для Тютчева – очевидные следы геологических катастроф, ассоциативно связанных с социальными катастрофами нового времени. «Альпам, – пишет Мандельштам в статье «Пленница человеческая», – посвящены лучшие стихотворения Тютчева. Совершенно своеобразное, одухотворенное отношение русского поэта к геологическому буйству альпийского кряжа объясняется именно тем, что здесь древней геологической катастрофой вздыблена в мощные кряжи своя, родная историческая земля» (2,194).

Геологическое буйство, ассоциации его с хаосом – сквозная тема Тютчева. Хаос ассоциируется у поэта с революцией, той исторической основой, на которой возникла современная Европа.

Не без влияния Тютчева формировалась эстетическая позиция Мандельштама. Прямой перекличкой со знаменитым стихотворением Тютчева является «Silentium» Мандельштама. Ученик не повторяет учителя, но доводит его идею до логического предела. Молчание Тютчева носит персонифицированный, локальный характер, в нем утверждается невозможность полноценного общения с людьми, страстный призыв к уединению. «Лишь жить в себе самом умей. » – заклинает Тютчев. Мандельштам идет дальше, принципиально отвергая само бытие слова:

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту.
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито! (1,71)

С темой молчания связан у Тютчева, как и у Мандельштама, образ-символ камня. В статье «Утро символизма» Мандельштам пишет: «. Камень Тютчева, что «с горы скатившись», лег в долине, сорвавшись сам собой иль был низвергнут мыслящей рукой», – есть слово. Голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания» (2, 143).

Тема молчания была продиктована отчуждением, внутренне острыми, преисполненным драматизма. Принцип силенциум ориентирует и на затемненную, порой до шифра, поэтическую речь. Темнота – аналог безмолвия, заумная невнятица – характерные черты ранней поэзии Мандельштама. Ясно, что этот мотив – лишь образное воплощение определенной эстетической позиции, позиции акмеизма, которая в дальнейшем преодолевается поэтом. Если юный Мандельштам писал о заманчивости молчания, то зрелый поэт знает: воплощенная в слове мысль – это необходимость, это высшая обязанность поэта. «Больше всего на свете Мандельштам боялся собственной немоты, – вспоминает Анна Ахматова, – он называл эту немоту удушьем». (2)

Подобное психологическое состояние воплощено поэтом в стихотворении «Ласточка». Надо заметить, что образ ласточки сквозной в поэзии Мандельштама. Это образ-символ, воплощающий душу (психею), музу, слово. В стихотворении выражено тягостное ощущение духовной немоты:

Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется. (1,130)

«Слепая, бескрылая ласточка, – пишет Л.Гинзбург, – несказанное слово. Оно уходит в царство мертвых, в царство теней, где все бесплотно – и потому призрачно, безмолвно, безводно». (3)

Уже в 1914 г. в стихотворении «Природа – тот же Рим. » Мандельштам с абсолютной категоричностью отвергает молчание как атрибут рабского состояния человеческого духа. Поэт теперь по-новому утверждает назначение жизненных реалий. Рабам предназначено молчание, камням – созидание.

Роднит Мандельштама с Тютчевым космизм мировосприятия. С большой художественной силой эта идея выражена в стихотворении «Пусть имена цветущих городов. ». В чем высшая ценность жизни? Ответ таков:

Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной! (1,96)

Эта идея – человек и вселенная – постоянно волнует воображение Мандельштама. Об этом он размышляет и в статьях «Петр Чаадаев», «Гуманизм и современность». Тютчевскую мысль о единстве человека и вселенной, восходящую к Ломоносову и Державину, Мандельштам углубляет. Для Тютчева принципиально важна антитеза: земля / низкое / – небо / высокое/. Небо как воплощение гармонии желанно, но недостижимо, что порождает пессимистическое мироощущение:

Но ах, не нам его судили, –
Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем. (1,10)

Концепция Мандельштама, в противоположность тютчевской, оптимистична. Поэт верит в человечное, гармоничное будущее, говоря словами высокими, – в «мировую гармонию». В статье «Гуманизм и современность» (1923 г.) мы находим примечательные строки: «Монументальность надвигающейся социальной архитектуры обусловлена ее призванием организовать мировое хозяйство на принципе всемирной домашности на потребу человеку, расширяя круг его домашней свободы до пределов всемирных, раздувая время его индивидуального очага до размеров пламени вселенского.

Грядущее холодно и страшно для тех, кто этого не понимает. Если подлинно гуманистическое оправдание не ляжет в основу грядущей социальной архитектуры, она раздавит человека, как Ассирия и Вавилон» (2,207).

Мандельштам художественно осваивает наиболее значимые принципы творчества Тютчева. К ним относятся идеи двоемирия, амбивалентности. В «Грифельной оде» Мандельштам декларирует идею двойничества:

Кто я? Не каменщик прямой,
Не кровельщик, не корабельщик, –
Двурушник я, с двойной душой,
Я ночи друг, я дня застрельщик. (1,150)

По тютчевской художественной модели стихотворения «Два голоса» создано одно из знаковых произведений Мандельштама – «Сумерки свободы». Стихотворение Тютчева посвящено вечной теме противостояния человека и беспощадного рока. Голоса, оценивающие ситуацию борьбы, близки по эмоциональной тональности, но рознятся по итогу. Первый голос приветствует людей, вставших на путь борьбы, но подчеркивает, что эта борьба безнадежна, их, этих мужественных людей, ждет конец. Второй голос, хотя и не отрицает неизбежность гибели героев, утверждает их нравственную победу: ведь их героическое столкновение с роком может вызвать зависть у богов Олимпа:

Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец. (1,129)

В стихотворении Мандельштама тютчевская антитетичность беспредельно усложнена. Стихотворение, написанное в 1918 г., посвящено осмыслению первых уроков революции. Каков же итог раздумий поэта? Хотя поэтическая речь монологична, она в глубинной структуре своей двоится, голос становится ареной схватки полярных начал. Уже само название стихотворения «Сумерки свободы» таит в себе эмоциональную антитезу. Свобода ассоциируется с положительными эмоциями, сумерки – с отрицательными. Весь текст стихотворения, состоящего из шести секстин, пронизан этой антитезой. Вот первые строки:

Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год! (1,122)

Ориентация на прославление ужасного времени являет собой трагическую иронию. Поэт цепенеет от ужаса, оценивая парадоксальную связь так называемой свободы с немыслимым гнетом, духовным мраком, затмившим солнце.

Страна в этом стихотворении уподобляется кораблю, которому по художественной логике произведения предназначена двоякая участь. Первая – гибель:
В ком сердце есть – тот должен слышать время,
Как твой корабль ко дну идет.

Вторая – героическое продолжение пути:

Не видно солнца, и земля плывет.

В дальнейшем земля уподобляется космическому кораблю, управляемому мужественными людьми:

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом, океан деля.

Замечательна здесь первая строка, передающая огромность руля столь значительного корабля, каковым является планета Земля. В способах решения этой задачи особенно очевидно следование опыту Тютчева. Сам образ земли-корабля восходит к тютчевскому образу из стихотворения «Как океан объемлет шар земной»:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены. (1,29)

Реминисценцией из Тютчева следует признать и форму обращения в стихотворении «Два голоса». У Тютчева – «Мужайтесь, о други», у Мандельштама – «Мужайтесь, мужи».

Если в «Сумерках свободы» оценка новой действительности Мандельштамом раздваивается, то в дальнейшем она становится однозначно отрицательной. Эту оценку приобретает век, в чем нельзя не видеть тютчевской традиции. И у Тютчева, и у Мандельштама само слово век приобретает символическое значение. Это чаще всего воплощение зла, регресса, упадка. У Тютчева век характеризуется такими выразительными эпитетами, как преступный, постыдный, железный. Мандельштам идет дальше, создав страшное олицетворение «века-волкодава», бросающегося на плечи человека и губящего его. («За примерную доблесть»). Век уподобляется им также искалеченному зверю. Стихотворение «Век» (1922 г.) проникнуто настроением полной безнадежности:

Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап. (1,146)

Интересен, хотя и необыкновенно сложен вопрос о религии в плане тютчевской традиции. И у Тютчева, и у Мандельштама отношение к религии было внутренне противоречивым. Тютчев то верил в Бога со всей страстью и уповал на Христа, то с таким же жаром нигилистически отрицал Творца:

И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе! (1,84)

Приверженец православной веры, Тютчев был неравнодушен к Риму, центру католицизма, милы его сердцу лютеране (Я лютеран люблю богослуженье). Тем не менее, отношение к вере, религии в художественной и философской концепции Тютчева имеет основополагающее значение. В самовластном гении Наполеона Тютчев видит сочетание двух сил – могущества ума, буйства дерзновений и «змеиной мудрости расчет». Но эти необыкновенные достоинства гения не спасли его от сокрушительного краха. Почему же? Ответ четок:

. О подводный веры камень
В щепы разбился утлый челн. (1,117)

Суть Наполеона: гений – «сверхчеловек», но без Бога.

. Освещающая сила
Непостижимая уму,
Души его не озарила
И не приблизилась к нему. (1,116)

Если у Тютчева катастрофа столкновения с «подводным камнем веры» отнесена к Наполеону, то у Мандельштама – это печальная участь его собственного лирического сознания. Стихотворение «В изголовье Черное Распятье. » завершают следующие строки:

Нет, не парус распятый и серый,
В неизвестный край меня влечет –
Страшен мне «подводный камень веры»,
Роковой ее круговорот! (1,261)

Что же означала для Мандельштама угроза «подводного камня веры»? Скорее всего, это мучительные противоречия мировоззрения поэта. В 1911 г. Мандельштам принял протестанскую веру, но стихи его той поры наполнены католическими атрибутами. Католицизм с неудержимой силой привлекал Мандельштама на всем протяжении его творческого пути. И все же поэт не стал католиком. Так же, как не стал православным, чуждо ему было и иудейство. Объясняется это тем, что отношение к религии у него, как и у Тютчева, имело по преимуществу не нравственное, а эстетическое значение. Это хорошо видно при сопоставлении стихотворения Мандельштама «Лютеранин» с тютчевским «Я лютеран люблю богослуженье».

Мандельштам обогащает свою поэтическую речь тютчевскими реминисценциями. Иногда они акцентированы, но чаще искусно вкраплены в текст, так что уловить их удается лишь знатоку этих тонкостей. В небольшом стихотворении «Слух чуткий парус напрягает» мы находим две цитаты из Тютчева. Первая – И призрачна моя свобода (1,71), вторая – Твой мир болезненный и странный. Еще пример: Из омута злого и вязкого / Я вырос, тростинкой шурша (1,72). Этот образ восходит к тютчевскому: И ропщет мыслящий тростник. Правда, и у Тютчева этот тростник заимствован у Паскаля. У Тютчева читаем: Полнеба охватила тень. У Мандельштама: Полнеба охватил костер (Ода Бетховену).

Читайте также:  Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

Как и Тютчев, Мандельштам активно использует оппозиционные структуры, обогащая их амбивалентностью. Яркий пример такой образности стихотворение «Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы. ». Уже в первой строке, давшей название стихотворению, наличествуют и антитеза (тяжесть – нежность) и амбивалентность: акцентируется одинаковость противоположностей. Последняя строфа этого стихотворения поясняет диалектику этой связи:

Словно темную воду, я пью помутившийся воздух.
Время вспахано плугом, и роза землею была.

В медленном водовороте тяжелые нежные розы,
Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела! (1,126)

Знаменательно близкое родство поэтов, принадлежащих разным эпохам. Тютчев, поэт XIX в., почти не узнанный современниками, стал понятным, близким, необходимым поэтам века ХХ-го. Не только Мандельштам, но еще раньше Брюсов, Бальмонт по-новому прочитали Тютчева, увидев в нем своего учителя и союзника в поисках новых путей художественного творчества. Поэзия Мандельштама лишний раз убеждает в том, что подлинное искусство, выдающиеся художественные открытия немыслимы без опоры на достижения классики.

Примечания:

(1) – С. С. Аверинцев. Судьба и весть Осипа Мандельштама. – В кн. Осип Мандельштам. Сочинения в двух томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 1990. – С.7. В дальнейшем тексты Мандельштама цитируются по данному изданию. В скобках первая цифра указывает том, вторая – страницу.
(2) – А. А. Ахматова. Сочинения в двух томах. Т.2. – М.: Издательство Правда, 1990. – С.151-152.
(3) – Л. Я. Гинзбург. О лирике. Указ. соч. – С.375.

Осип Мандельштам
«Сумерки свободы»

Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые
Связали ласточек — и вот
Не видно солнца, вся стихия
Щебечет, движется, живет;
Сквозь сети — сумерки густые —
Не видно солнца и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом, океан деля.
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 24 строки)
Размер: пятистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 6 строк, шестистишие.
Рифмы: свободы-год-воды-тенет-годы-народ.
Рифмовка: ABCDAB

2-я cтрофа – 6 строк, шестистишие.
Рифмы: бремя-берет-бремя-гнет-время-идет.
Рифмовка: ABABAC

3-я cтрофа – 6 строк, шестистишие.
Рифмы: боевые-вот-стихия-живет-густые-плывет.
Рифмовка: ABACAC

4-я cтрофа – 6 строк, шестистишие.
Рифмы: неуклюжий-руля-мужи-деля-стуже-земля.
Рифмовка: ABCBAB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Мандельштама «Звук осторожный и глухой…»

Первый поэтический сборник под названием «Камень» Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги — соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму.

По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича «суровость Тютчева», проявляющаяся в серьезности тем, сочетается с «ребячеством Верлена», заключающимся в легкости подачи мыслей.

Кроме того, здесь возникает ряд характерных для лирики Серебряного века тем. Речь идет о мотивах плода, слова как семени, художника как сеятеля. Объединяя в одном стихотворении древний архетип и поэзию, Мандельштам причисляет творчество к вечным бытийным ценностям.

«Звук осторожный и глухой…»

Оно выражается эпитетом-причастием «сорвавшийся».

Благодаря матери Мандельштам с детства обучался музыке. Это сильно повлияло на его поэтическое творчество, что можно почувствовать и в четверостишии «Звук острожный и глухой…», отличающемся напевностью. Особенное отношение Мандельштама к музыкальному искусству отмечали многие его современники. По словам Ахматовой, в музыке поэт был как дома.

Сам Осип Эмильевич считал, что настоящим стихотворцам и композиторам всегда по пути в творческом самовыражении.

Дайджест:

Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium» Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Я вздрагиваю от холода…» В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием «Камень». Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы» Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге «Tristia», изданной в 1922. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Дано мне тело — что мне делать с ним…» Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями» Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Нежнее нежного» Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Золотистого меду струя из бутылки текла…» Стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла…» написано Мандельштамом в августе 1917 года, во время пребывания в Алуште. Сейчас произведение принято печатать без названия. Дважды — в 1918 и 1922. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…» В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия — «Горец» или «Кремлевский горец». Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего авторства поэт никогда в тайне. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград» Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта. .

Анализ стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Из омута злого и вязкого…» Вошедшее в дебютный сборник Мандельштама «Камень» стихотворение «Из омута злого и вязкого…» датируется 1910 годом. Произведение принадлежит перу поэта совсем юного — на момент создания текста ему было около двадцати. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Сегодня дурной день…» В 1913 году Мандельштам выпустил дебютный сборник, получивший название «Камень». Впоследствии он два раза переиздавался — в 1916 и 1923. При этом менялось его содержание. В первый вариант книги вошло. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…» Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный…» С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame» В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена…» Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением «Чуть мерцает призрачная сцена…», которое. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Век» Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны — он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой — понимал, какие колоссальные потери их могут. .

Анализ стихотворения «Ласточка» Мандельштама О. Э Утрату самоценности слова, его внутренней формы, его образных и пластических возможностей острее всех чувствуют поэты, художники. «Слово стало как скорлупа сгнившего ореха, условный меновой знак, не обеспеченный золотом», — таков. .

Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама? Интерес Мандельштама к литературе проявился уже в годы его учебы в петербургском Тенишевском училище и был поддержан преподавателем-словесником В. В. Гиппиусом, оказавшим на буду­щего поэта большое влияние. Первые стихотворения написаны. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…» Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…», датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама «Tristia». Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый. .

Художественные особенности лирики Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет. .

На тему: Тема трагедии личности и народа в поэзии 0. Мандельштама У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову». Подкова всегда приносит счастье. У Мандельштама такой «подковой» был его поэтический талант. И все же «подкова» не принесла ему счастье. Судьба поэта была. .

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно…» Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…» Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее, чувства ее поклонника были настолько. .

Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам — не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия «серебряного века», а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие. .

Анализ стихотворения «Обиженно уходят на холмы…» Мандельштам «Обиженно уходят на холмы…» Стихотворение практически завершает поэтический сборник Мандельштама «Камень». В стихотворении выразился трагизм «Камня» — в страхе пусто­ты, в бессознательном и постоянном ощущении прерывистости всего живого. Поэт пытается. .

Поэтический язык Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам появился в то же время и в том же издании, что и Ахматова. Он один из самых неплодовитых поэтов: все им написанное вошло в две маленькие книжки. .

Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама Центральной темой творчества О. Э. Мандельштама является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в. .

Восприятие революции в стихах Мандельштама Февральскую революцию Мандельштам приветствовал, а к Октябрьской сначала отнесся довольно настороженно. Тем не менее уже в мае 1918 г. он написал «Сумерки свободы», где призывал: Прославим, братья, сумерки свободы, Великий. .

Своеобразие лирического героя поэзии Мандельштама Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам «выплескивал» в. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Откуда такая нежность?» Марина Цветаева познакомилась с Осипом Мандельштамом в Коктебеле на даче у поэта Максимилиана Волошина. Однако эта встреча была мимолетной и не оставила в душе поэтессы никакого следа. Она открыла для. .

Анализ стихотворения «Tristia» Мандельштам «Tristia» , в ко­тором желто-черные краски олицетворяют катастрофические из­менения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними об­разами, усиливается трагизм современного существования. «Tristia» в переводе означает — «скорбные элегии», «скорбные песнопения». .

Содержание образов произведения Близнеца «Звук паутинки» Каждый взрослый с удовлетворением и печалью припоминает свое детство. Это счастливые года, когда мир кажется нам волшебным и интересным, он преисполнен настоящими дивами, а повседневность не заслоняет их от наших. .

Краткий анализ стихотворения «Нищий» Это стихотворение было написано в 1830 году. На момент его написания поэтому было всего лишь 16 лет. Стихотворение было написано в то время, когда поэт испытывал чувства к Екатерине Сушковой. .

Читайте также:  Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

Анализ стихотворения Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел…» Марина Цветаева периодически влюблялась и в женщин, и в мужчин. Среди ее избранников был и Осип Мандельштам, с которым Цветаева познакомилась в 1916 году. Этот роман протекал весьма своеобразно, так. .

Анализ стихотворения «Творчество» Ахматова Творчество Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла». Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. .

Анализ стихотворения «Рождественская звезда» Бродского И. А «Рождественская звезда» В творчестве И. А. Бродского сложилась целая поэтическая традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в 1961 году, последнее — в 1995-м. Стихотворение «Рождественская звезда» можно. .

Анализ стихотворения «Ласточка» Мандельштам «Ласточка». . Стихотворение начинается со своеоб­разного зачина: Я слово позабыл, что я хотел сказать… Все стихотворение наполнено прозрачной тишиной. В бес­памятстве поется «ночная песнь». Перед читателем возникает пейзаж вымершего, потустороннего. .

Анализ стихотворения Брюсова «Труд» К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе —. .

Осип Мандельштам — Звук осторожный и глухой: Стих

Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…

  • Следующий стих → Осип Мандельштам — Змей
  • Предыдущий стих → Осип Мандельштам — Зверинец

Читать похожие стихи:

  1. Александр Пушкин — Глухой глухого звал к суду судьи глухого
  2. Осип Мандельштам — Нежнее нежного
  3. Осип Мандельштам — Пусть имена цветущих городов
  4. Аделаида Герцык — Ночью глухой, бессонною
  5. Белла Ахмадулина — Вот звук дождя как будто звук домбры
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Особенности лирики О. Мандельштама

Знаменитый и многими любимый Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества.

  1. Ранние стихи поэта
  2. Зрелая лирика Мандельштама
  3. Поздние «Стихотворения»
  4. Подробный анализ «Вечер нежный»

Ранние стихи поэта

Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о прекрасном и возвышенном.

Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм:

Неутомимый маятник качается

И хочет быть моей судьбой.

Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный улей…». Их темой была иллюзорность действительности.

Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?».

Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря.

Начал Мандельштам с увлечения символизмом. В стихах этого периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы, обращался к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена и других.

Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал:

«Неужели я настоящий,

И действительно смерть придет?»

Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления. Свой первый сборник стихов он так и назвал – «Камень». Мандельштам пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором в стихах.

Это интересно: Стихотворение «Тучи» Лермонтов – анализ произведения.

Зрелая лирика Мандельштама

С течением времени у Мандельштама изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл.

В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры.

Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой. В его стихах ассоциативность образов и импрессионизм письма. Ценность этих стихотворений в их философском и историко-культурном содержании. Мандельштама можно назвать певцом цивилизации:

Природа – тот же Рим и отразилась в нем.

Мы видим образы его гражданской мощи

В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,

На форуме полей и в колоннаде рощи.

Поэт пытался осмыслить историю цивилизаций и народов как единый, бесконечный процесс.

Так же талантливо Мандельштам описывал мир природы в стихотворениях «Раковина», «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…» и других:

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной…

В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой.

В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Бах», «Кинематограф», «Ода Бетховену» показывают, что дает поэту вдохновение для творчества. Сборник «Камень» сделал поэта знаменитым.

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.

События революции нашли отражение в стихотворениях «Прославим, братья, сумерки свободы…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…» и в сборнике «Tris­tia» («Скорби»). В стихах этого периода доминирует мрачный колорит: образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике «Скорби» представлена тема любви.

Любовь поэт понимает как высшую ценность. Он с благодарностью вспоминает о дружбе с Цветаевой, прогулки по Москве, пишет об увлечении актрисой Арбениной, которую он сравнивает с античной Еленой. Примером любовной лирики может служить стихотворение «За то, что я руки твои не сумел удержать…».

Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь. ».

Поздние «Стихотворения»

В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении «1 января 1924» он пишет:

Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,

Еще немного – оборвут

Простую песенку о глиняных обидах

И губы оловом зальют.

В стихотворении «Концерт на вокзале» поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с «железным миром»:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит…

Стихотворения 30‑х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…».

У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.

Подробный анализ «Вечер нежный»

Полный текст стихотворения:

Вечер нежный. Сумрак важный.

Гул за гулом. Вал за валом.

И в лицо нам ветер влажный

Бьет соленым покрывалом.

Все погасло. Все смешалось.

Волны берегом хмелели.

В нас вошла слепая радость —

И сердца отяжелели.

Оглушил нас хаос темный,

Одурманил воздух пьяный,

Убаюкал хор огромный:

Флейты, лютни и тимпаны…

Предлагаем подробный анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный».

История создания

Стихотворение «Вечер нежный» Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в «башне» которого в это время бывал, когда возвращался в Петербург. В 1908–1910 гг. Мандельштам учился в Сорбонне. Стихотворение прислано из Целендорфа (пригород Берлина). Возможно, описано Средиземное море, где Мандельштам бывал в компании молодых людей, обучаясь в Сорбонне.

Литературное направление и жанр

Ранний Мандельштам тяготел к символизму, находясь под влиянием вечеров у Вячеслава Иванова. Символический подтекст «Вечера», если он и есть (образ бурного моря, влажного ветра как символов жизненных трудностей или перемен) не разрушает образы видимого мира, а сосуществует с ними. В стихотворении также развивается характерный для раннего Мандельштама символический образ тёмного хаоса, в котором смешиваются и исчезают все предметы и понятия.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, нехарактерная в целом для поэзии Мандельштама.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе описывается бурное море на исходе дня. Это пейзаж, в котором появляется авторское «мы». Лирический герой ассоциирует себя с группой единомышленников, возможно, товарищей, с которыми он оказался на берегу.

Вторая строфа говорит о воздействии природы на человека. Хаос, буря и темнота вызывают в человеке слепую радость. В этой строфе достигнуто некое равновесие между природой и человеком.

Третья строфа сосредоточена на чувствах и ощущениях человека. Люди растворяются в природе, побеждены её напором и могуществом.

Тема стихотворения – воздействие на человека природы, вечернего бушующего моря.

Основная мысль: человек – это всего лишь часть природы; он растворяется в ней, подаётся под её напором. Но состояние единения с природой и её хаосом – приятное ощущение.

Тропы и образы

Огромное значение в стихотворении имеют эпитеты и метафорические эпитеты. Мандельштам использует инверсию, чтобы подчеркнуть их важность: вечер нежный, сумрак важный, ветер влажный, хаос тёмный, воздух пьяный, хор огромный.

Наиболее странным представляется эпитет сумрак важный. Возможно, речь идёт о неспешности и важности человеческих движений в сумерках, что связано с ограниченной видимостью. Не исключено, что Мандельштам просто исходил из почти точной рифмы важный – влажный.

Эпитет солёное покрывало входит в метафору, связанную с ветром, который несёт в лицо морские солёные брызги.

Метафора «в нас вошла слепая радость» тоже содержит эпитет. Он объясняет внезапность нахлынувшего чувства.

Ритмичность ударов волн о берег подчёркивается подобным построением предложений (синтаксический параллелизм): «Гул за гулом. Вал за валом», «Всё погасло. Всё смешалось».

Строчка «Волны берегом хмелели» первоначально звучала как «Мы внезапно охмелели». Мандельштам отказался от метафоры, связанной с человеческой личностью, и остановился на олицетворении, обращающем взгляд читателя на стихию.

Волны своими извилистыми движениями на берегу напомнили ему пьяных. Пьяным также называется воздух в последней строфе, но здесь слово употребляется в другом смысле, близко к «пьянящий», то есть оказывающий опьяняющее воздействие.

Люди, созерцающие стихию, как будто находятся в состоянии опьянения. Они испытывают беспричинную радость, от чего сердца тяжелеют. Этот метафорический образ понятен только в контексте. Отяжелевшее, неповоротливое сердце пьяного не помнит забот и обид, всё погружено в покой и радость.

Наступление хаоса происходит постепенно. Конкретные предметы Мандельштам заменяет местоимением всё, хотя погасло только солнце, а смешались воздух и вода в ветре, море и берег в прибое. В третьей строфе появляется название этому смешению – хаос тёмный. Мандельштам всегда чувствовал себя беззащитным перед стихией хаоса, неупорядоченности. Всю жизнь он пытался преобразовать хаос в свой личный космос.

Опасность хаоса в том, что он не страшен, но поглощает, убаюкивает. Так глаголы последней строфы передают состояние человека, созерцающего стихию: оглушил, одурманил, убаюкал.

Упорядочивание хаоса происходит через музыку, природа представляется огромным оркестром, состоящим из духовых, струнных и ударных инструментов. Мандельштам использует названия старинных инструментов, чтобы подчеркнуть, что воздействие стихии на человека существовало всегда, как только человек осознал себя личностью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом почти без пиррихиев. Мандельштам стремится передать чёткие удары прибоя.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Рифма женская, преимущественно точная. Тем более странной кажется единственная неточная ассонансная рифма смешалось – радость.

Читайте также:  Анализ стихотворения Природа – тот же Рим и отразилась в нем Мандельштама

Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Анализ стихотворения Мандельштама «Звук осторожный и глухой

Первый поэтический сборник под названием «Камень» Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги — соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича «суровость Тютчева», проявляющаяся в серьезности тем, сочетается с «ребячеством Верлена», заключающимся в легкости подачи мыслей.

Открывается книга четверостишием «Звук осторожный и глухой…» . Стихотворение написано семнадцатилетним юношей, и тем удивительней его невероятная философская глубина. В нем молодой поэт обращается к древнему архетипу, касающемуся противопоставления хаоса и космоса. Сорвавшийся с древа плод олицетворяет конец небытия. Кроме того, здесь возникает ряд характерных для лирики Серебряного века тем. Речь идет о мотивах плода, слова как семени, художника как сеятеля. Объединяя в одном стихотворении древний архетип и поэзию, Мандельштам причисляет творчество к вечным бытийным ценностям.

«Звук осторожный и глухой…» — результат увлечения Осипа Эмильевича символизмом. Произведение отличается нарочитой недосказанностью, замедленным ритмом, фрагментарностью (в финале стоит не точка, а многоточие). По этим параметрам стихотворение тесно связано с некоторыми другими, также входящими в сборник «Камень», — «Как тень внезапных облаков…» (1910), «Нежнее нежного…» (1908), «Невыразимая печаль…» (1909). Раннее творчество Мандельштама отмечено избеганием употребления глаголов. В четверостишии «Звук осторожный и глухой…» нет ни одного. При этом стихотворение не лишено полностью действия. Оно выражается эпитетом-причастием «сорвавшийся».

Благодаря матери Мандельштам с детства обучался музыке. Это сильно повлияло на его поэтическое творчество, что можно почувствовать и в четверостишии «Звук острожный и глухой…», отличающемся напевностью. Особенное отношение Мандельштама к музыкальному искусству отмечали многие его современники. По словам Ахматовой, в музыке поэт был как дома. Сам Осип Эмильевич считал, что настоящим стихотворцам и композиторам всегда по пути в творческом самовыражении.

Анализ стихотворения Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков На момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» относится к раннему этапу литературной деятельности автора. Оно было написано в 1915 году и. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Дано мне тело — что мне делать с ним Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. Между тем, литература все больше и больше привлекала Мандельштама своей. Читать далее.

Сочинение на тему: «Творчество Осипа Эмильевича Мандельштама» Критик А. А. Измайлов называл стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама «сущей ерундой», оказывал им в содержании. Однако Осип Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическому дарованию. В письме Ю. Н. Тынянову от 21 января 1937 года он писал: «Вот уже четверть века. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями Мир в стихах Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам чувствовал себя наиболее уютно и комфортно, он знал тайны. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Нежнее нежного Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была замужем за Сергеем Эфронтом и воспитывала дочь. Однако это не. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Да, я лежу в земле, губами шевеля Судьба Осипа Мандельштама сложилась весьма трагически, и после революции он подвергся гонениям со стороны советской власти. Впрочем, сам поэт не жаловал тех, кто устроил в России кровавый переворот, называя их открыто убийцами и палачами. За это он и поплатился сперва. Читать далее.

Биография Осипа Мандельштама Мандельштам Осип Эмильевич — русский поэт, прозаик, переводчик, критик. Один из крупнейших представителей русской литературы ХХ века. Детство и образование Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец будущего поэта был мастером печаточного дела. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные и достаточно сложные в своем восприятии образы. Одна из таких. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил после возвращения в Россию. Последний год пребывания во Франции запомнился. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Декабрист В начале 19 века группу русских дворян, участвовавших в организации восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, сослали на каторгу в Сибирь. Прошло почти 100 лет, ив 1917 году Осип Мандельштам посвятил свое стихотворение «Декабрист» добровольным каторжанам 20 века, которые выбрали. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением «Чуть мерцает призрачная сцена…» , которое переносит читателей в середину 19 века. Написанное в 1920. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Отравлен хлеб и воздух выпит» …Казалось бы, все уже известно, каждая строка мандельштамовекого «Камня» знакома так, как будто ты написал ее сам, каждое стихотворение знаешь почти наизусть… Но перелистывая его страницы, вдруг ловишь себя на мысли, что все это только кажется: тайна притягательности стихов Мандельштама. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях нередко размышлял Осип Мандельштам, пытаясь вывести закономерность, согласно которой у. Читать далее.

Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14. Читать далее.

Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Он творил и жил в непростую для страны эпоху сталинского тоталитаризма. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы, в них. Читать далее.

Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. О. Мандельштам План I. Трагичность судьбы О. Мандельштама. II. «Я говорю за всех с такою силой». 1. Читать далее.

Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам — не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия «серебряного века», а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном. Читать далее.

Петербург в лирике О. Э. Мандельштама Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него не так много. Однако некоторые из них известны, насколько могут быть известны стихи долго пребывавшего в забвении автора. Петербург Мандельштама предстает часто со своей. Читать далее.

ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ (1891-1938) Родился в Варшаве в семье мелкого предпринимателя. Закончил Тенишевское училище в Петербурге, а также художественную школу. Уже в школьные годы увлекался поэзией, живописью, театром, музыкой. С 1907-го по 1910 год жил в Европе, слушал лекции в. Читать далее.

Поэзия и судьба Осипа Мандельштама. «Мне на плечи бросается век-волкодав…» Сегодня стихи Мандельштама уже нерасторжимо связаны со всей русской поэзией, XX век немыслим без царапающей, задевающей за живое лирики бесприютного поэта, не имеющего даже могилы. Его трагическая судьба стала отражением судьбы целого поколения, его поэзия — тревожное эхо лопнувшей сути. Читать далее.

Петербург в лирике О. Мандельштама Кто, скажите, мне сознанье Виноградом замутит, Если явь — Петра созданье, Медный всадник и гранит? О. Мандельштам Петербург всегда был дорог и близок сердцу О. Мандельштама, потому что здесь прошли его детство и юность. К образу этого города, который неузнаваемо. Читать далее.

Размышления над жизнью и творчеством Осипа Мандельштама (1891-1938) Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в мелкобуржуазной семье. Детство и юность провел в Петербурге и Павловске. Окончил Тени-шевское училище. В этот же период увлекается марксизмом, изучает работы Плеханова. Мандельштама влекли литература и культура. Поэтому после окончания училища в 1907. Читать далее.

«Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия О. Э. Мандельштама) «Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия О. Э. Мандельштама) Осип Эмильевич Мандельштам — создатель и виднейший поэт литературного течения — акмеизма, друг Н. Гумилева и А. Ахматовой. Воспоминания Мандельштама о детских и юношеских годах сдержанны и строги, он избегал. Читать далее.

Петербург в лирике Осипа Мандельштама Осип Мандельштам появился на свет и продолжительное время прожил в Петербурге, однако, произведений об этом городе у него не настолько много. Тем не менее, отдельные из них популярны, как могут быть знакомы стихи длительное время находившегося в забвении поэта. Мандельштам. Читать далее.

Анализ стихотворения Цветаевой «Откуда такая нежность? Марина Цветаева познакомилась с Осипом Мандельштамом в Коктебеле на даче у поэта Максимилиана Волошина. Однако эта встреча была мимолетной и не оставила в душе поэтессы никакого следа. Она открыла для себя Мандельштама как поэта и человека гораздо позже, когда в. Читать далее.

Как в стихотворении О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени? Как в стихотворении О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени? В начале своего рассуждения отметьте, что входящее в так называемый «волчий цикл» мандельштамовское стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков…» призвано. Читать далее.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА Посох мой, моя свобода — Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и. Читать далее.

Гражданский подвиг Мандельштама-поэта У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову «. О чем думал поэт, когда писал его? О человеческом счастье, которое так хрупко и недолговечно? О поэтическом таланте, которым одарила его природа? Или о том и другом одновременно? «Нашедший подкову сдувает с. Читать далее.

Отражение времени в поэзии О. Мандельштама Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей… О. Мандельштам Идеалом, мечтой О. Мандельштама всегда была свобода: свобода выбора, независимость от общественного мнения и от сковывающих волю и действие обстоятельств. Наверное, поэтому Мандельштам одним из первых. Читать далее.

Лирика истории (о поэзии О. Мандельштама) В письме Мандельштама к Тынянову есть слова: «Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе». Ничего не скажешь — все. Читать далее.

Анализ стихотворения Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел Марина Цветаева периодически влюблялась и в женщин, и в мужчин. Среди ее избранников был и Осип Мандельштам, с которым Цветаева познакомилась в 1916 году. Этот роман протекал весьма своеобразно, так как влюбленных разделяли сотни километром. Мандельштам жил в холодном и. Читать далее.

«Высокое косноязычие» Осипа Мандельштама Мандельштам. Это имя в поэзии для меня связано с ощущением таинственного, не познаваемого до конца мира. Стихи Мандельштама — магический кристалл словесного искусства. По воспоминаниям современников писал он немного, но сочинял непрерывно, только и дышал что магией образов и музыкой. Читать далее.

Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» Мое любимое стихотворение Сергея Есенина — «Не жалею, не зову, не плачу…», где поэт затронул вечную, самую тяжелую для человека тему, тему старости. Мы когда-нибудь все станем бабушками и дедушками, для нас наступит время, когда уже не будет молодой резвости. Читать далее.

Образ века в стихотворении О. Мандельштама «Век» Век мой, зверь мой… О. Мандельштам Осип Мандельштам по праву занимает особое место в литературе XX века — среди таких великих имен, как Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак. Поэт всегда был честен и открыт перед собой и своим временем, и. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Труд К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения, посвященный теме работы. Первое «Работа» датировано 1901 годом, второе «Работа» — 1917-м. В них поэт прославляет труд, при этом имеются в. Читать далее.

Стихотворение Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» Сюжет стихотворения О. Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», написанного в тридцатые годы двадцатого века, имеет автобиографическую основу. Как и многие другие деятели культуры и искусства, автор этих строк попал в жернова сталинских репрессий. Тяжело переживая удушающую общественную атмосферу того. Читать далее.

Ссылка на основную публикацию