Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

«Вечер нежный» анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «Вечер нежный» Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в «башне» которого в это время бывал, когда возвращался в Петербург. В 1908-1910 гг. Мандельштам учился в Сорбонне.

Стихотворение прислано из Целендорфа . Возможно, описано Средиземное море, где Мандельштам бывал в компании молодых людей, обучаясь в Сорбонне.

Литературное направление и жанр

Ранний Мандельштам тяготел к символизму, находясь под влиянием вечеров у Вячеслава Иванова. Символический подтекст

Жанр стихотворения — пейзажная лирика, нехарактерная в целом для поэзии Мандельштама.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе описывается бурное море на исходе дня. Это пейзаж, в котором появляется авторское «мы».

Лирический герой ассоциирует себя с группой единомышленников, возможно, товарищей, с которыми

Вторая строфа говорит о воздействии природы на человека. Хаос, буря и темнота вызывают в человеке слепую радость. В этой строфе достигнуто некое равновесие между природой и человеком.

Третья строфа сосредоточена на чувствах и ощущениях человека. Люди растворяются в природе, побеждены ее напором и могуществом.

Тема стихотворения — воздействие на человека природы, вечернего бушующего моря.

Основная мысль: человек — это всего лишь часть природы; он растворяется в ней, подается под ее напором. Но состояние единения с природой и ее хаосом — приятное ощущение.

Тропы и образы

Огромное значение в стихотворении имеют эпитеты и метафорические эпитеты. Мандельштам использует инверсию, чтобы подчеркнуть их важность: вечер нежный, сумрак важный, ветер влажный, хаос темный, воздух пьяный, хор огромный. Наиболее странным представляется эпитет сумрак важный.

Возможно, речь идет о неспешности и важности человеческих движений в сумерках, что связано с ограниченной видимостью. Не исключено, что Мандельштам просто исходил из почти точной рифмы важный — влажный.

Эпитет соленое покрывало входит в метафору, связанную с ветром, который несет в лицо морские соленые брызги.

Метафора «в нас вошла слепая радость» тоже содержит эпитет. Он объясняет внезапность нахлынувшего чувства.

Ритмичность ударов волн о берег подчеркивается подобным построением предложений : «Гул за гулом. Вал за валом», «Все погасло. Все смешалось».

Строчка «Волны берегом хмелели» первоначально звучала как «Мы внезапно охмелели». Мандельштам отказался от метафоры, связанной с человеческой личностью, и остановился на олицетворении, обращающем взгляд читателя на стихию. Волны своими извилистыми движениями на берегу напомнили ему пьяных.

Пьяным также называется воздух в последней строфе, но здесь слово употребляется в другом смысле, близко к «пьянящий», то есть оказывающий опьяняющее воздействие.

Люди, созерцающие стихию, как будто находятся в состоянии опьянения. Они испытывают беспричинную радость, от чего сердца тяжелеют. Этот метафорический образ понятен только в контексте.

Отяжелевшее, неповоротливое сердце пьяного не помнит забот и обид, все погружено в покой и радость.

Наступление хаоса происходит постепенно. Конкретные предметы Мандельштам заменяет местоимением все, хотя погасло только солнце, а смешались воздух и вода в ветре, море и берег в прибое. В третьей строфе появляется название этому смешению — хаос темный. Мандельштам всегда чувствовал себя беззащитным перед стихией хаоса, неупорядоченности.

Всю жизнь он пытался преобразовать хаос в свой личный космос.

Опасность хаоса в том, что он не страшен, но поглощает, убаюкивает. Так глаголы последней строфы передают состояние человека, созерцающего стихию: оглушил, одурманил, убаюкал.

Упорядочивание хаоса происходит через музыку, природа представляется огромным оркестром, состоящим из духовых, струнных и ударных инструментов. Мандельштам использует названия старинных инструментов, чтобы подчеркнуть, что воздействие стихии на человека существовало всегда, как только человек осознал себя личностью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом почти без пиррихиев. Мандельштам стремится передать четкие удары прибоя.

Рифмовка в стихотворении перекрестная. Рифма женская, преимущественно точная. Тем более странной кажется единственная неточная ассонансная рифма смешалось — радость.

Счастливые По роману И. С. Тургенева » Отцы и дети» и современной прозе Помните, как у классика: «человек смертен, и притом внезапно смертен». Не зная дня своего появления на свет и.

«Письмо к женщине» анализ стихотворения Есенина Жанр письма был давно известен в прозаической форме. Как ни вспомнить знаменитый роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Но именно Серебряный век сделал письмо популярным в поэзии. Наверняка.

Гайавата — характеристика персонажа Произведение: Песня о Гайвате ГАЙАВАТА — герой поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате» . Образ Г. имеет мифологические и исторические прототипы. Исторический Г. жил в XVIIв. в Северной Америке и стал.

Эссе на тему Современное образование Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею четкое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не.

Сочинение на тему Дело мастера боится Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит.

Информационная инфраструктура 1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным «ресурсом»? Приведите аргументы в пользу такого утверждения. Информация — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом . С середины XX в.

Елена Турбина — характеристика персонажа Произведение: Белая гвардия Сестра Алексея и Николки, хранительница домашнего очага и уюта. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры.

Анализ рассказа Бунина Дурочка Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали.

Конспект спортивного праздника «Малые Олимпийские игры дошкольников» Цель: Приобщить детей к традициям большого спорта. Задачи: Продолжать укреплять здоровье детей ; Выявить спортивные интересы и способности дошкольников, посредством проведения эстафет ; Развивать быстроту, ловкость, силу, точность, выносливость, посредством.

Сердце-труженик! Сокращаясь, сердце выполняет свою работу. Как и любая другая работа, работа сердца измеряется произведением веса поднятого груза на высоту . Попробуем подсчитать работу сердца, приняв за основу частоту сердечных сокращений.

Сурков А. А. биография Сурков Алексей Александрович А. А. Сурков родился 1 октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился.

Контрольная работа по английскому языку как второму иностранному Лексико-грамматический тест 7 класс 1. Образуйте множественное число от следующих существительных A flat A spoon A bus A pencil A box An actor A girl A bench A witch A.

Сочинение по картине Шишкина Сосновый лес Картина Ивана Ивановича Шишкина была написана художником в 1889 году. В данный момент, картина хранится в музее-заповеднике имени В. Д. Поленова. Художник создал целый цикл картин, который посвятил красоте русских.

Как дети развлекали себя задолго до компьютерных игр Нынешним детям не нужно слишком сильно напрягаться, чтобы придумывать себе развлечения — был бы интернет. То ли дело в старые добрые времена, когда подрастающему поколению приходилось проявлять невероятную изобретательность, чтобы.

О рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница» Когда читаешь рассказ Андрея Платонова «Песчаная учительница», невольно вспоминаются кадры японского кинофильма «Женщина в песках» — экранизации одноименного романа Кобо Абэ. В сущности, рассказ — это та же история о.

Урок на тему «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» Дата проведения «_____» _________ 200 ___ г. Учитель: Головин А. Н. Урок 1/1 Что изучает физика. Наблюдения и опыты Основной материал. Физика — одна из наук о при­роде. Основная задача.

Евгений — характеристика персонажа Произведение: Медный всадник Евгений. Изо всего, что сказано о Петре Великом нельзя составить его определенного облика: все расплывается во что-то громадное, ужасное, безмерное. Нет облика и у бедного Евгения, который.

«Сад» анализ стихотворения Анны Ахматовой Стихотворение «Сад» Анны Ахматовой — необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было.

Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды Главный образ в стихотворении — красавица весна. Кругом весеннее оживление всех природных явлений и предметов, наконец, оживленных после долгого зимнего сна. Снег только начал подтаивать и сбегать ручьем с гор.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» анализ стихотворения Есенина Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Поэт делится с читателями.

Анализ стихотворения Толстого Средь шумного бала, случайно Это стихотворение, конечно, следует отнести к любовной лирике поэта. Это его воспоминание о первой встрече с прекрасной женщиной. А произошла эта встреча посреди бала — шумного и многолюдного мероприятия, где.

Анализ рассказа Бунина Красавица Рассказ под названием «Красавица» написан осенью в 1940 году великим писателем Буниным. Эта новелла относится к философскому типу написания. Произведение очень маленькое, писатель поместил его всего на одной странице. В.

Анализ рассказа Чехова Счастье Произведение под названием «Счастье» было написано в далеком 1887 году. Писатель посветил свое творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы. Все.

Сочинение по картине Семенова Как прекрасен этот мир Хорошее название для хорошей картины. Очень позитивно все. Тут зеленая трава, солнце, значит, весна-лето. Девочка на переднем плане одета легко, и сидит она в тени. У девочки этой довольный вид.

Вересаев В. В. биография Вересаев Викентий Викентьевич , прозаик, литературовед, критик. Родился 4 января в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7 Стихотворение «Властителям и судиям» поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям.

«Стансы » анализ стихотворения Пушкина Период жизни Александра Сергеевича Пушкина, в который был написано стихотворение под названием «Стансы» , пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра.

Сочинение рассуждение Победа над страхом придает нам силы Страх убивает… Именно он заставляет многих отступать перед первыми неприятностями. Когда человек борется за свою цель, ему часто мешают ее достичь различные невзгоды, страх перед которыми побеждает стремление добиться желаемого.

Музыка — Мой любимый предмет сочинение рассуждение Мой любимый предмет — музыка. На этом предмете наш дружный коллектив постоянно готовит какие-нибудь сценки, миниатюры или даже мюзиклы. Обожаю атмосферу, которую создают висящие на стенах портреты великих композиторов и.

«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель.

Чорнобильська катастрофа Чорно́бильська катастро́фа — екологічно-соціальна катастрофа, спричинена вибухом і подальшим руйнуванням четвертого енергоблоку Чорнобильської атомної електростанції 26 квітня 1986 року, розташованої на території України . Руйнування мало вибуховий характер, реактор був.

«Вечер» анализ стихотворения Тютчева Какие ассоциации вызывает у человека слово «вечер»? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. «Встретимся вечером! » —.

Зачем оно, гуманитарное образование? Гуманитарное образование подвергается сегодня массированной критике. И хорошо бы, если просто ей. Это означало бы, что не все в нем так, как нужно, — но не вставал бы вопрос о.

Конспект урока для 6 класса на тему «Листья» МОУ «Малошелковниковская средняя общеобразовательная школа» Егорьевского района Алтайского края Проект урока Биология. Живой организм. 6 класс Тема: «Листья» Автор проекта: Какошкина Т. В. Учитель биологии, Высшая категории С. Малая Шелковка.

Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь Невозможно не восхититься картиной М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера. Главным образом здесь является прекрасная девушка, которая сошла.

Сочинение про березу На уроке русской литературы учительница нам дала задание написать сочинение о березе. Я пришла домой, села и начала размышлять, что же можно написать об этом дереве. Тут подошла мама и.

Будущую версию Android назовут в честь пирога Одна из будущих версий мобильной операционной системы Android получит кодовое название Key Lime Pie . Об этом со ссылкой на «надежный источник» пишет блог The Verge. Когда выйдет Key Lime.

«С добрым утром» анализ стихотворения Есенина Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал.

«Поэт» анализ стихотворения Лермонтова История создания Стихотворение «Поэт» Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 3 за 1839 г. Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения «Смерть.

Мои любимые страницы поэзии «серебряного века» — Анна Ахматова и Марина Цветаева В последнее время мы открываем для себя все больше писателей и поэтов. И уже не представляем свой духовный мир без Александра Блока, Игоря Северянина, Николая Гумилева. Все они — поэты.

Сейчас вы читаете: «Вечер нежный» анализ стихотворения Мандельштама

Особенности лирики О. Мандельштама

Знаменитый и многими любимый Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества.

  1. Ранние стихи поэта
  2. Зрелая лирика Мандельштама
  3. Поздние «Стихотворения»
  4. Подробный анализ «Вечер нежный»

Ранние стихи поэта

Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о прекрасном и возвышенном.

Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм:

Неутомимый маятник качается

И хочет быть моей судьбой.

Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный улей…». Их темой была иллюзорность действительности.

Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?».

Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря.

Начал Мандельштам с увлечения символизмом. В стихах этого периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы, обращался к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена и других.

Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал:

«Неужели я настоящий,

И действительно смерть придет?»

Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления. Свой первый сборник стихов он так и назвал – «Камень». Мандельштам пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором в стихах.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я ненавижу свет Мандельштама

Это интересно: Стихотворение «Тучи» Лермонтов – анализ произведения.

Зрелая лирика Мандельштама

С течением времени у Мандельштама изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл.

В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры.

Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой. В его стихах ассоциативность образов и импрессионизм письма. Ценность этих стихотворений в их философском и историко-культурном содержании. Мандельштама можно назвать певцом цивилизации:

Природа – тот же Рим и отразилась в нем.

Мы видим образы его гражданской мощи

В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,

На форуме полей и в колоннаде рощи.

Поэт пытался осмыслить историю цивилизаций и народов как единый, бесконечный процесс.

Так же талантливо Мандельштам описывал мир природы в стихотворениях «Раковина», «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…» и других:

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной…

В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой.

В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Бах», «Кинематограф», «Ода Бетховену» показывают, что дает поэту вдохновение для творчества. Сборник «Камень» сделал поэта знаменитым.

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.

События революции нашли отражение в стихотворениях «Прославим, братья, сумерки свободы…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…» и в сборнике «Tris­tia» («Скорби»). В стихах этого периода доминирует мрачный колорит: образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике «Скорби» представлена тема любви.

Любовь поэт понимает как высшую ценность. Он с благодарностью вспоминает о дружбе с Цветаевой, прогулки по Москве, пишет об увлечении актрисой Арбениной, которую он сравнивает с античной Еленой. Примером любовной лирики может служить стихотворение «За то, что я руки твои не сумел удержать…».

Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь. ».

Поздние «Стихотворения»

В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении «1 января 1924» он пишет:

Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,

Еще немного – оборвут

Простую песенку о глиняных обидах

И губы оловом зальют.

В стихотворении «Концерт на вокзале» поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с «железным миром»:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит…

Стихотворения 30‑х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…».

У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.

Подробный анализ «Вечер нежный»

Полный текст стихотворения:

Вечер нежный. Сумрак важный.

Гул за гулом. Вал за валом.

И в лицо нам ветер влажный

Бьет соленым покрывалом.

Все погасло. Все смешалось.

Волны берегом хмелели.

В нас вошла слепая радость —

И сердца отяжелели.

Оглушил нас хаос темный,

Одурманил воздух пьяный,

Убаюкал хор огромный:

Флейты, лютни и тимпаны…

Предлагаем подробный анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный».

История создания

Стихотворение «Вечер нежный» Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в «башне» которого в это время бывал, когда возвращался в Петербург. В 1908–1910 гг. Мандельштам учился в Сорбонне. Стихотворение прислано из Целендорфа (пригород Берлина). Возможно, описано Средиземное море, где Мандельштам бывал в компании молодых людей, обучаясь в Сорбонне.

Литературное направление и жанр

Ранний Мандельштам тяготел к символизму, находясь под влиянием вечеров у Вячеслава Иванова. Символический подтекст «Вечера», если он и есть (образ бурного моря, влажного ветра как символов жизненных трудностей или перемен) не разрушает образы видимого мира, а сосуществует с ними. В стихотворении также развивается характерный для раннего Мандельштама символический образ тёмного хаоса, в котором смешиваются и исчезают все предметы и понятия.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, нехарактерная в целом для поэзии Мандельштама.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе описывается бурное море на исходе дня. Это пейзаж, в котором появляется авторское «мы». Лирический герой ассоциирует себя с группой единомышленников, возможно, товарищей, с которыми он оказался на берегу.

Вторая строфа говорит о воздействии природы на человека. Хаос, буря и темнота вызывают в человеке слепую радость. В этой строфе достигнуто некое равновесие между природой и человеком.

Третья строфа сосредоточена на чувствах и ощущениях человека. Люди растворяются в природе, побеждены её напором и могуществом.

Тема стихотворения – воздействие на человека природы, вечернего бушующего моря.

Основная мысль: человек – это всего лишь часть природы; он растворяется в ней, подаётся под её напором. Но состояние единения с природой и её хаосом – приятное ощущение.

Тропы и образы

Огромное значение в стихотворении имеют эпитеты и метафорические эпитеты. Мандельштам использует инверсию, чтобы подчеркнуть их важность: вечер нежный, сумрак важный, ветер влажный, хаос тёмный, воздух пьяный, хор огромный.

Наиболее странным представляется эпитет сумрак важный. Возможно, речь идёт о неспешности и важности человеческих движений в сумерках, что связано с ограниченной видимостью. Не исключено, что Мандельштам просто исходил из почти точной рифмы важный – влажный.

Эпитет солёное покрывало входит в метафору, связанную с ветром, который несёт в лицо морские солёные брызги.

Метафора «в нас вошла слепая радость» тоже содержит эпитет. Он объясняет внезапность нахлынувшего чувства.

Ритмичность ударов волн о берег подчёркивается подобным построением предложений (синтаксический параллелизм): «Гул за гулом. Вал за валом», «Всё погасло. Всё смешалось».

Строчка «Волны берегом хмелели» первоначально звучала как «Мы внезапно охмелели». Мандельштам отказался от метафоры, связанной с человеческой личностью, и остановился на олицетворении, обращающем взгляд читателя на стихию.

Волны своими извилистыми движениями на берегу напомнили ему пьяных. Пьяным также называется воздух в последней строфе, но здесь слово употребляется в другом смысле, близко к «пьянящий», то есть оказывающий опьяняющее воздействие.

Люди, созерцающие стихию, как будто находятся в состоянии опьянения. Они испытывают беспричинную радость, от чего сердца тяжелеют. Этот метафорический образ понятен только в контексте. Отяжелевшее, неповоротливое сердце пьяного не помнит забот и обид, всё погружено в покой и радость.

Наступление хаоса происходит постепенно. Конкретные предметы Мандельштам заменяет местоимением всё, хотя погасло только солнце, а смешались воздух и вода в ветре, море и берег в прибое. В третьей строфе появляется название этому смешению – хаос тёмный. Мандельштам всегда чувствовал себя беззащитным перед стихией хаоса, неупорядоченности. Всю жизнь он пытался преобразовать хаос в свой личный космос.

Опасность хаоса в том, что он не страшен, но поглощает, убаюкивает. Так глаголы последней строфы передают состояние человека, созерцающего стихию: оглушил, одурманил, убаюкал.

Упорядочивание хаоса происходит через музыку, природа представляется огромным оркестром, состоящим из духовых, струнных и ударных инструментов. Мандельштам использует названия старинных инструментов, чтобы подчеркнуть, что воздействие стихии на человека существовало всегда, как только человек осознал себя личностью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом почти без пиррихиев. Мандельштам стремится передать чёткие удары прибоя.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Рифма женская, преимущественно точная. Тем более странной кажется единственная неточная ассонансная рифма смешалось – радость.

Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный…»

С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил после возвращения в Россию. Последний год пребывания во Франции запомнился поэту частыми пикниками.

Группа литераторов периодически выезжала на природу, и их излюбленным местом отдыха было побережье Средиземного моря, где нередко устраивались импровизированные литературные вечера.

Именно об одном таком пикнике и рассказывает Осип Мандельштам

Поэтические образы, которые создает автор в этом произведении, совершенно для него не свойственны. «И в лицо нам ветер влажный бьет соленым покрывалом», — отмечает Мандельштам, явно подражая знаменитым

Несмотря на то, что пейзажная лирика не является приоритетным направлением в творчестве этого поэта, ему все же удается нарисовать восхитительную картину, наполненную живыми красками, запахами и звуками. Сам же Мандельштам пребывает в некоем пограничном состоянии, которое он пытается передать следующей фразой: «В нас вошла слепая радость — и сердца отяжелели». Действительно, Ощущение безграничной свободы, которая для 19-летнего Мандельштама является синонимом счастья, сквозит в каждой строчке этого стихотворения. Поэт признается, что его «убаюкал хор огромный: флейты, лютни и тимпаны…».

Однако он не пытается этому сопротивляться, считая, что полнота чувств — достойная награда для молодого поэта, который находится в окружении единомышленников и может открыто выражать свои мысли.

Впрочем, это стихотворение является одним из немногих, в котором Мандельштам позволяет себе прямо и без утайки рассказывать о том, что именно испытывает в данный момент. Впоследствии он станет гораздо более осторожным в своих высказываниях, которые касаются его внутреннего мира. Почему это произошло, так и останется загадкой.

Тем не менее, в произведениях более позднего периода Мандельштам предстает довольно замкнутым и мрачным типом со стертой гранью между жизнью и смертью.

Дайджест:

Анализ стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Дано мне тело — что мне делать с ним…» Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Нежнее нежного» Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была. .

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно…» Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium» Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Век» Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны — он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой — понимал, какие колоссальные потери их могут. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы» Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге «Tristia», изданной в 1922. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград» Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена…» Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением «Чуть мерцает призрачная сцена…», которое. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…» Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…» В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия — «Горец» или «Кремлевский горец». Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего авторства поэт никогда в тайне. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями» Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Я вздрагиваю от холода…» В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием «Камень». Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил. .

Анализ стихотворения «Ласточка» Мандельштама О. Э Утрату самоценности слова, его внутренней формы, его образных и пластических возможностей острее всех чувствуют поэты, художники. «Слово стало как скорлупа сгнившего ореха, условный меновой знак, не обеспеченный золотом», — таков. .

Читайте также:  Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер» В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока. .

Анализ стихотворения Пушкина «Зимний вечер» Период, к которому относится написание стихотворения «Зимний вечер», является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…» Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…», датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама «Tristia». Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый. .

Анализ стихотворения Тютчева «Летний вечер» Пейзажную лирику Федора Тютчева нередко сравнивают с произведениями не менее тонкого и вдумчивого поэта Афанасия Фета. Однако в стихах этих авторов, посвященных описанию природы и возведению ее красоты в абсолют. .

Анализ стихотворения Жуковского «Вечер» Поклонник романтизма, Василий Жуковский далеко не сразу отважился публиковать собственные стихи. Поначалу он лишь восхищался творчеством немецких и английских поэтов, переводя их произведения и пытаясь подражать своим кумирам. Но, так. .

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» Пейзажная лирика Ивана Бунина — особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи — это не только описание времен года. .

Поэтический язык Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам появился в то же время и в том же издании, что и Ахматова. Он один из самых неплодовитых поэтов: все им написанное вошло в две маленькие книжки. .

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер» Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Вечер на Оке» Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в. .

Анализ стихотворения «Tristia» Мандельштам «Tristia» , в ко­тором желто-черные краски олицетворяют катастрофические из­менения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними об­разами, усиливается трагизм современного существования. «Tristia» в переводе означает — «скорбные элегии», «скорбные песнопения». .

Анализ стихотворения Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей. .

Анализ стихотворения Тютчева «Вечер» Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации. «Вечер», создание. .

Анализ стихотворения «Летний вечер тих и ясен…» Фет А. А Краски летнего вечера нашли отражение в стихотворении Фета «Летний вечер тих и ясен…» . Природная музыка, которыми наполнены строки данного произведения, постепенно наполняют этой симфонией чувств и красок любого читателя. .

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…» Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы. .

Анализ стихотворения Фета «Летний вечер тих и ясен…» Короткое произведение 1847 г. начинает природная зарисовка, создающая умиротворяющую картину окончания погожего теплого дня. Покой и безмятежность — такие впечатления оставляет визуальный ряд, состоящий из образов деревьев, закатного неба и. .

Анализ стихотворения «Вечер» Фет «Вечер» . Стихотворение относится к пейзажной лири­ке Фета: в нем изображается неброская красота русской приро­ды. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как ху­дожник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки. .

Анализ стихотворения «Вечер» Бунин «Вечер». Данное пейзажное стихотворение принадлежит к философской лирике Бунина. Лирическое произведение написа­но в форме сонета. Лирический герой размышляет о счастье: О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может. .

Анализ стихотворения Некрасова «Незабвенный вечер» В 1840 году Некрасов при поддержке ряда петербургских друзей издал под псевдонимом «Н. Н.» свой дебютный сборник стихотворений, получивший название «Мечты и звуки». Произведения, вошедшие в книгу, носили по большей. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Август — астры…» Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль. Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое. .

Восприятие революции в стихах Мандельштама Февральскую революцию Мандельштам приветствовал, а к Октябрьской сначала отнесся довольно настороженно. Тем не менее уже в мае 1918 г. он написал «Сумерки свободы», где призывал: Прославим, братья, сумерки свободы, Великий. .

Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама? Интерес Мандельштама к литературе проявился уже в годы его учебы в петербургском Тенишевском училище и был поддержан преподавателем-словесником В. В. Гиппиусом, оказавшим на буду­щего поэта большое влияние. Первые стихотворения написаны. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Откуда такая нежность?» Марина Цветаева познакомилась с Осипом Мандельштамом в Коктебеле на даче у поэта Максимилиана Волошина. Однако эта встреча была мимолетной и не оставила в душе поэтессы никакого следа. Она открыла для. .

На тему: Тема трагедии личности и народа в поэзии 0. Мандельштама У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову». Подкова всегда приносит счастье. У Мандельштама такой «подковой» был его поэтический талант. И все же «подкова» не принесла ему счастье. Судьба поэта была. .

Своеобразие лирического героя поэзии Мандельштама Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам «выплескивал» в. .

Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам — не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия «серебряного века», а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие. .

Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез Мандельштама

Произведение, написанное очень эмоционально, отражает впечатления автора, возвратившегося в город, который он считал своей родиной и самозабвенно любил.

Если первое название стихотворения «Ленинград» просто говорит о предмете, которому оно посвящено, то второе – “Я вернулся в мой город, знакомый до слез. ” не просто отражает его отношение к культурной столице России, но поразительно точно показывает чувства автора.

Мандельштам родился не в Санкт-Петербурге. В этом городе он провел свои детство и юность. Однако Петербург произвел на него неизгладимое впечатление. Несмотря на то, что Мандельштаму довелось побывать и жить в разных местах (и в разных городах России, и за границей, где он учился) он тосковал по городу, ставшему для него родным. Поселившись в конце двадцатых годов в Ленинграде, он не желал больше его покидать. Однако после возвращения из командировки на Кавказ, длившейся несколько месяцев, поэт испытал мощный прилив чувств, вызванный разлукой и встречей со своим любимым городом.

Поэт ценил в Ленинграде не красоту его монументальной архитектуры и. В стихотворении нет упоминаний о дворцах или проспектах. Детали внешнего облика Ленинграда, фигурирующие в стихотворении, достаточно прозаичны и неприглядны. Это просто фонари, а также его комната в коммуналке под черной лестницей. Подчеркнув дверной звонок, вырванный с мясом, поэт хотел выразить, что комфорт для него гораздо менее важен, чем дух Ленинграда.

Родной город для Мандельштама – это, прежде всего, люди. Он упоминает, что многое в Ленинграде изменилось, говоря о голосах мертвецов, по хорошо известным ему адресам.

Упоминание о детстве показывает, почему в этом стихотворении звучит фраза о нежелании умирать и чем вызвана такая страстная любовь к городу. Детские воспоминания, среди которых явно было много теплых и радостных, нахлынули на Мандельштама при переезде в Ленинград. Он вернулся не просто в любимый им город, но в счастливейшую пору своей жизни. Это вдохнуло в поэта новые силы и он, несмотря на тяжелое время, которое переживала тогда страна, чувствовал желание жить, видеть дорогих ему людей.

В начале тридцатых годов, когда было написано данное стихотворение, поэт предчувствовал, что перспектива смерти или тюрьмы становится все более отчетливой. В этом произведении он выразил не только любовь к любимому городу, но и желание жить.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.

Центральное место в стихотворении занимает образ Петербурга и отношения к нему лирического героя, раскрывающегося в особой любви и восхищении к городу, ставшего еще в далеком детстве родным и близким.

Композиционная структура стихотворения условно разделяется на двустишия (дистихи), представляющие повествование от имени лирического героя, связанное с ощущениями от любимого города. При этом каждый дистих посвящается определенному образу города либо описывает эмоциональное настроение героя.

В качестве стихотворного размера произведения поэт использует форму четырехстопного анапеста, строки которого объединяются перекрестной рифмовкой в сочетании с парными мужскими рифмами, придающими звуковой интонации протяжный, напевный оттенок, пересекающийся с энергичным, страстным речевым движением.

Среди художественных средств выразительности в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» присутствуют многочисленные развернутые метафоры и эпитеты, создающие атмосферу близкого общения с родным местом, имеющим важное значение в жизни поэта, хранящим его прошлое и память о потерянных людях. При этом использование метафор имеет значение метонимии, усиливающейся зрительными предметными элементами, а также своеобразными психолого-поведенческими ассоциациями с включением детских воспоминаний («глотать рыбий жир фонарей»).

Разговорный лейтмотив речевого повествования иллюстрируется сложно-слитными деталями смысловых переживаний лирического героя, объединяющихся в лирическое обращение в виде множества образов.

Эмоциональная атмосфера повествования в виде поэтического накала выражается восклицательными предложениями, вплетенными в строки-обращения лирического героя к родному городу, выражающими искренние признания в любви к нему.

Целостность стихотворению придает использованная поэтом форма многосоставного общения, напоминающая простую дневниковую запись в виде разговора с самим собой и любимыми образами города, но при этом выражающая чувство смутного страха, тревожного смятения, а также тягостного одиночества.

Стихотворение создает впечатление отрывка из личного дневника, отличающегося внутренней завершенностью, а также четкими линиями контура повествовательного изложения, заключающегося в сближении разновременных исторических пластов (Петербурга и Ленинграда), сливающихся в едином стихотворном высказывании.

Отличительной особенностью произведения является применение поэтом черно-желтой цветовой гаммы, подчеркивающей болезненные авторские ощущения беспокойной тоски и грусти. Однако в поэтических строках слышится надежда поэта на светлые и приятные жизненные моменты в так и не ставшим ему чужим городе, где каждая деталь знакома до слез в глазах и вызывает нежные, а порой болезненные, воспоминания.

Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез по плану

Я вернулся в мой город, знакомый до слез

Возможно вам будет интересно

Это стихотворение при первом прочтении удивляет – вместо пейзажного оказывается философским, патриотическим, полным оптимизма. Дело в том, что смысл стихотворения раскрывается в самых последних двух строчках, которые отделяются от всего произведения

Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее

Произведение относится к гражданской лирике поэта и представляет собой аллюзию, намек в отношении знаменитого стихотворения Пушкина А.С. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Точность фетовского слова порой удивляет и мастерство этого поэта легко увидеть, если постараться самостоятельно описать природу, какой-либо пейзаж. Многословность и корявость в большинстве описаний

Анализ стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» (О. Мандельштам)

О. Мандельштам — это известнейший поэт-акмеист XX века, его стихи наполнены прекрасной ясностью мысли, яркими художественными деталями и реализмом окружающего мира. Произведение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» — один из многочисленных примеров высокого поэтического мастерства Мандельштама.

История создания

Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» было написано в 1930 году, когда Осип Мандельштам был на Кавказе и предвкушал возвращение в город, который отныне был не тем Петербургом, который так любил поэт, а Ленинградом, потому в произведении и фигурируют сразу два названия северной столицы. В 1931 году стихотворение было опубликовано в «Литературной газете».

История написания стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» совпала с одной из самых мрачных страниц в истории нашей страны. После революции 1917 года последовала реакция — ужесточение политического режима, «закручивание гаек». Аресты, облавы, закрытие СМИ, смертные приговоры по одному доносу, шпиономания и последствия Гражданской войны в виде разрухи, голода, сбоев в работе всех социальных институтов — все это очень угнетало поэта и его современников. Поэтому в стихотворении звучит мотив страха перед неволей, а весь город напоминает одну большую тюрьму, где каждый житель заведомо виновен и обречен.

Жанр, размер, направление

Жанр лирического стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» — элегия, оно наполнено печальными философскими размышлениями поэта о том, как изменился Петербург.

Размер стихотворения — четырехстопный анапест, в произведении так же нем используется перекрестная рифмовка.

Направление, в котором написано произведение — акмеизм, на что указывает реализм описанного в нем Ленинграда и материальность использованных образов: «рыбий жир ленинградских дорог», «вырванный с мясом звонок».

Композиция

Стихотворение «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» делится на двустишия, однако, у него нету четкой структуры, ведь оно является потоком мыслей лирического героя об изменившемся Ленинграде. Каждая строфа пронизана грустью поэта из-за того, что он не узнает некогда любимое им место.

  1. В первом двустишие поэт дает читателю понять, что он вернулся в самый его любимый город, до слез знакомый ему еще с детства.
  2. Во втором и третьем двустишие Мандельштам с отвращением описывает современный Ленинград, наполненный неприятными образами «зловещего дегтя» и фонарей с рыбьим жиром.
  3. Дальше поэт размышляет о том, каким опасным стал Ленинград в эпоху правления Сталина. Лирический герой со страхом предчувствует свою погибель и вспоминает о пропавших людях, адреса которых всё ещё сохранились. Он живет на мрачной лестнице, боясь каждого звонка и находясь в мрачном ожидании конца.

Образы и символы

Образ Петербурга или Ленинграда — центральный в стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез». Ленинград представлен мрачным и неприветливым городом с темными лестницами, местами, отдаленно напоминающими о погибших и пропавших здесь людях и с «рыбьим жиром» фонарей, рассеивающими всю тьму утратившего своё великолепие города. Поэт несколько раз отчаянно восклицает «Петербург! », словно пытаясь отыскать в этом устаревшем названии хоть какое-то прежнее величие некогда любимого города, который был центром светской и интеллигентной жизни в еще царской России. Теперь же этого всего нет, поэтому лирическому герою только и остается вздрагивать, слыша «вырванный с мясом звонок» и ждать у дверей вместо друзей-литераторов своего круга «гостей дорогих». В этих строках поэт намекает на сталинские репрессии, жертвами которых он рано или поздно станет.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бесшумное веретено Мандельштама

Образ лирического героя так же важен. Это человек, разочарованный в городе своего детства и приговоренный этим городом к неминуемой расправе. Он ощущает себя враждебным элементом. Ленинград больше не вызывает в нем прежних чистых детских эмоций, их вытесняют отвращение, горечь и страх за свою жизнь.

Темы, проблемы, настроение

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если Вы этого пожелаете. Напишите о том, что нужно сюда добавить, в комментариях.

В стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» фигурирует тема ностальгии. Поэт скучает по светлому и красивому Петербургу из своих воспоминаний, он противопоставляет город «знакомый до слез» нынешнему мрачному Ленинграду, «где к зловещему дегтю подмешан желток».

Проблема непринятия власти между строк так же прочитывается в стихотворении. Поэт завуалированно выражает свое отвращение к репрессиям, которые буквально «стирают» людей, не оставляя о них почти никакой памяти, только отголоски, подобные шепотам мертвецов: «У меня еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса. ». Даже вся обстановка города и квартиры поэта говорит о неминуемой страшной судьбе всех жертв сталинской политики. Свет фонарей мрачен и подобен свету желтых ламп в тюрьме, а цепи на дверях напоминают кандалы.
В этом стихотворением О. Мандельштам словно предвидел свою судьбу, спустя несколько лет он был несколько раз арестован и заключен в исправительно-трудовых лагерях в итоге скончался в пересыльном лагере от тифа в 1948 году.

Настроение в стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» мрачное и угнетающее, современный Ленинград видится поэту в черных, серых, грязно-желтых и коричневых тонах, вызывающих чувство тоски и безысходности — как у него, так и у читателя.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» заключается в непринятии поэтом нового строя и той тирании, что воцарилась в его стране. Свою боль за Россию он воплощает в образе Ленинграда — очень важного и личного для него города. Те изменения, что произошли в северной столице — это лишь отражение того мрака и безвыходности, которые царят в СССР. Поэтому автор одновременно выражает любовь к городу, но и раскрывает своё отношения к сталинской политике, выражая своё сочувствие современникам и призывая потомков исправить эти ошибки прошлого.

Смысл стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» заключается в том, власть может жизнь людей и даже атмосферу целого города до неузнаваемости. Мотивы тюрьмы, заключения, неволи пронизывают все произведение и воссоздают настроение тысяч людей, ставших заложниками Ленинграда. В каждой строке мы видим сожаление по Петербургу.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» упомянуты в списке:

  1. Эпитеты «черный» и «зловещий», которые относятся к Ленинграду, создают мрачную атмосферу.
  2. Метафоры «кандалы цепочек», «вырванный с мясом звонок» напоминают о страшной участи репрессированных граждан, а такие метафоры как «рыбий жир ленинградских речных фонарей» выражают авторское отвращение к современному городу.
  3. Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях.;
  4. Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;
  5. Антитеза: приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда
  6. Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.
  7. Находим аллитерацию: Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

Анализ стихотворения «Ленинград» (Мандельштам О.Э.)

Анализ стихотворения «Ленинград» (Мандельштам О.Э.) возвращает нас в тяжелое и страшное прошлое нашей страны. Читая и анализируя стихотворение, мы будто вместе с автором попадаем в другое измерение, и этот новый мир ужасает.

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но родным городом на всю жизнь для поэта стал Петербург. Он очень тосковал по родине, когда учился за границей. Поэт очень любил возвращаться в любимый город, где бы он ни побывал, и сколько бы ни отсутствовал. Так вышло и в 1930 году, когда Мандельштам вернулся после длительного отсутствия. Он с радостью возвращался в родные места, но получил одно сплошное разочарование.

Мандельштам родился и начал свое творчество еще задолго до революции, в совершенно другой России. Он с радостью ждал предстоящих изменений, но они принесли столько крови, так изуродовали страну, что поэт просто не мог их принять. В 1930 году Мандельштам уже был состоявшимся поэтом, отчетливо помнящим, каким был мир Петербурга до революции, поэтому так болезненно он воспринял все изменения, произошедшие в нем. Окрыленный мечтами о встрече с родными местами, Мандельштам испытал горькое разочарование. Его любимый город, с прекрасными особняками и неторопливой жизнью, с неспешной походкой людей по набережной превратился в сплошной хаос из коммунальных квартир и непонятной публики вокруг себя. Но страшнее всего был даже не внешний облик города. Изменились и люди. Теперь уж не читался в их лицах интерес к искусству, культуре, к жизни. Ужас и подозрительность отражались в глазах пробегающих мимо прохожих. Но и это только вершина айсберга. Самым страшным ударом стало для поэта, не терпящего даже намека на ложь, то, как изменились его друзья-поэты. Кто-то подстроился под новый режим и научился лгать, приспособился угождать нынешней власти. А кто-то уже поплатился жизнью за свое несогласие с новой правдой.

Отправляя в печать стихотворение “Ленинград”, Мандельштам прекрасно понимал, чем это может обернуться для него, так как его творчество было неугодно новой власти. Он предчувствовал скорую развязку, но в силу нетерпимости к тотальному режиму не мог запретить себе писать то, о чем чувствовал.

В стихотворении “Ленинград” поэт позволил себе излить душу, раскрывая тему встречи с родным городом после долгого расставания. Разочарование раскрывается в решении проблемы стихотворения. Автор затрагивает не только политические проблемы новой власти, революции и их влияния на страну, но и социальные, ведь и люди сильно изменились. Они стали подозрительными и озлобленными. Вмиг разрушились такие незыблемые, казалось, ценности, как любовь и дружба. Но прошлого уже не вернешь, поэтому и остается автору только наблюдать жизнь на его руинах. Идея стихотворения в призыве автора к людям помнить о своем прошлом.

Стихотворение печальное — элегия, написано как беседа лирического героя с родным городом, и только в конце его он обращается к самому себе. Каждое двустишье, из которых состоит стихотворение, – это новые образы, возникающие при встрече с Петербургом. Эти образы поэт рисует в лучших традициях модернистского течения — акмеизма, поэтому в произведении очень ярко воспроизведена действительность Петербурга, в один миг ставшего Ленинградом.

Стихотворение, кажется, нельзя поделить на смысловые части. Все оно подчиняется одной-единственной теме — изменившемуся Ленинграду.

Первые две строки — приветствие города. То, что он был сильно любим Мандельштамом, читается в каждом слове. Уже только одно местоимение “мой” делает родным и близким, как брат или отец, город. Метафоры “знакомый до слез”, “до прожилок”, “до детских припухших желез” еще больше сближают лирического героя с городом. Это степень любви, которую иногда сложно передать словами, и только слезы выдают истинные чувства человека.

Первое двустишье настраивает читателя на патриотическое чувство любви и долгожданной встречи. Но уже во втором резко меняется настроение, слезы радости сменяются горечью разочарования. Лирический герой обращается к себе:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей…

У автора возникают ассоциации с самым горьким и тошнотворным из лекарств — рыбьим жиром. Рыбьим жиром стал для него не только свет уличных фонарей, но весь внешний облик города. Он заставляет себя через силу глотать действительность, которой встретил его город – так же, как и горький рыбий жир.

Чувствуется, как тяжело автору осознавать причины таких резких и страшных изменений. Революция разрушила города и жизни. Это ее заводские трубы коптят зимнее небо над городом. Метафорой, не менее горькой, чем “рыбий жир … речных фонарей”,”зловещему дегтю” Называет поэт черное, мрачное небо. На этом небе тускло светит солнце, отраженное в метафоре “подмешан желток”.

Страшное предчувствие терзает лирического героя:

Петербург! Я ещё не хочу умирать!

Дыхание смерти повсюду чувствуется в городе. И прежде всего – в насильственном разрыве с близкими людьми поэта.

У тебя телефонов моих номера.

И невозможно, кажется, поверить в то, что это уже не его, не родное. Метафорами “телефонов моих номера”, “мертвецов голоса” выражается последнее, что уже никогда не будет родным лирическому герою. В эпитете “мертвецов” можно увидеть двоякий смысл. С одной стороны, многие из его знакомых из-за тотальных расстрелов уже действительно стали мертвецами, потому и нет больше связи с ними у вернувшегося автора. Но мертвецами можно назвать и “гостей дорогих”, которые приходят и вырывают с мясом звонок. Этого звонка в страхе ждал и сам Мандельштам, потому что понимал, что рано или поздно придут и за ним. Это только вопрос времени.

Целый ассоциативный ряд рисует метафорами поэт: “черная лестница”, “в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок”, “кандалами цепочек”. Черная лестница — это не только ступени, ведущие к квартире Мандельштама, “черная” приобретает в стихотворении особый смысл и становится символом смерти. Очень красноречиво намекает нам на смерть и “вырванный с мясом звонок”. Это и бесцеремонное отношение к имуществу, и безжалостные убийства, кровь, ставшие буднями в начале 20 столетия. Удар в висок тоже имеет двоякое значение. Звонок в дверь стал дурным знаком для людей. А зазвонив внезапно, после долгого ожидания, все равно становился неожиданным. С пулей в висок сравнивает его автор, проводя параллель с расстрелом, который следовал, как правило, после звонка в дверь и прихода “гостей дорогих”.

Мы видим в стихотворении только настоящее любимого города Мандельштама, но обращает на себя внимание антитеза. Стихотворение называется “Ленинград”. Так назывался теперь этот город, но лирический герой обращается к нему еще по-старому: “Петербург”, и в этом противопоставление старого города, который остался лишь в воспоминаниях поэта, новому, потускневшему, городу. Дважды восклицает лирический герой “Петербург!”, пытаясь понять, кем же он стал на самом деле? В этом обращении растерянность и тоска: вместе с названием у города отобрали прошлое, а будущее Ленинграда пока представляется в красно-черных красках. И пожалуй, это пугало лирического героя даже сильнее предстоящих “гостей дорогих”.

Четырехстопный анапест с жестко звучащей парной рифмой в большей степени, чем все остальные средства художественной выразительности, создает особый мир мандельштамовского “города трех революций”. Особенно обращает на себя внимание неточная рифма “умирать — номера”. Если учесть любовь Мандельштама к сложной образности, становится понятно, что и эта неточность неслучайна. Слова “умирать” и “номера” специально выделены. Мне кажется, акцент с их помощью сделан на вырванные революцией с корнем связи между людьми. Создается ощущение полного одиночества, в котором не спасет уже никто от выстрела в висок.

Стихотворение “Ленинград” может нравиться или не нравиться. Но совершенно точно то, что к нему нельзя оставаться равнодушным. Его мало просто понимать, анализируя каждое слово. Его нужно прочувствовать. А это возможно только в том случае, когда сам почувствуешь, каково это — остаться без родины и прошлого.

Сегодня далекие и страшные события начала 20 столетия нам во многом не понятны. Нам сложно представить, каково это жить с постоянной оглядкой на каждое свое слово, на каждый жест, что за одну только непонравившуюся фамилию, нас могут расстрелять, сослать в Сибирь, заковать навсегда в кандалы. И мне кажется, историю стоит изучать не только по фактам, но и с помощью искусства, ведь где еще, как ни в литературе, живописи и музыке отражается эмоциональное состояние современников кровавого времени?

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры«рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты«декабрьский денек», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей» .

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей» . В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Ссылка на основную публикацию