Доктор Фаустус – краткое содержание романа Томас Манн

Краткое содержание Томас Манн Доктор Фаустус

С самых первых страниц романа предстает повествование Серенуса Цейтблома. Он рассказывает нам о своем друге композиторе Андриане Леверкюне.

Его приятель был младше его на 2 года. Воспитание он получил, проживая с родителями. Кроме Андриана в семье было еще двое ребятишек. Семейство характеризовалось своей порядочностью и уважением друг к другу. Мальчик еще в раннем возрасте увлекался науками, и поэтому его отдали на обучение в гимназию. Он очень любил пребывать в уединении, хотя и успешно успевал по всем предметам. Его дядя был хозяином небольшого магазинчика музыкальных инструментов, и Андриану нравилось посещать это место, так как уже в 14 лет он начал интересоваться музыкой. По совету своего родственника он обучается первым азам музыкальной грамоты у Венделя Кречмаря. И хотя музыкант сильно заикался, он все равно преподавал студентам предмет по теории происхождения музыки.

Когда Андриан закончил учебу, то он поступает в университет небольшого городка Галле. Там то, он и знакомится с Цейтбломом. Преподаватель, наблюдая за студентом, отметил для себя, что Леверкюн был довольно-таки необыкновенным юношей, и сильно отличался от своих ровесников.

Молодой человек уезжает в Лейпциг вместе с Кречмарем, и продолжает изучать философские науки. Но его тяготят эти науки. Он больше всего тянется к музыке. Однажды юноша попадает в дом терпимости, и его заинтересовывает одна девушка с очень красивыми глазами. Он даже едет за ней в Братиславу, но она говорит ему, что больна тяжелым венерическим заболеванием и может заразить его. Однако, Андриан вступает с ней в интимные отношения и подхватывает сифилис. Возвратившись к месту учебы, он начинает лечение. Но врач, лечивший студента, умирает. Леверкюн и не думает освободиться от этой болезни. Он начинает творить песни на стихи известного в то время поэта Брентано.

Вскоре Кречмар становится главным дирижером в Любекском театре, а Андриан уезжает в Мюнхен, где арендует комнату у вдовы сенатора. Почти каждый день он собирал талантливые и творческие натуры, среди которых был гениальный музыкант Рудольф Швердтфегер. Он умолял написать Андриана произведение к сольному выступлению на скрипке. Но, Леверкюн отбывает в Италию с поэтом Шильдкнапом, где он работает над созданием оперы по пьесе Шекспира. Здесь же он встречает Цейтблома, который находит его труд великолепным.

Через два года Андриан селится в небольшом поместье недалеко от Мюнхена. Прогуливаясь по окрестности, он подмечает, что эти места схожи с имением, где прошло его детство.

Когда композитор закончил работу над оперой, то он вновь приступил к созданию вокальных пьес. Однако, его произведения не были понятны слушателям, но исполнялись в филармониях. Скоро его имя стало популярным. Андриан, все-таки принимает решение сочинить произведение для молодого скрипача. Его концерт был исполнен с огромным успехом. Когда Рудольф выступал в Цюрихе, то там он познакомился с великолепной художницей Мари Годе. Они даже хотели пожениться, но его убивает бывшая возлюбленная Инесса Роде. Композитор после такого трагического случая, наконец, выводит свое произведение «Апокалипсис», а чуть позже он начинает работу над кантатой «Плач доктора Фаустуса».

Через некоторое время к нему привозят в гости маленького племянника Непомука. Андриан так сильно полюбил мальчика, что это для него были самые радостные дни в его жизни. К великому огорчению, ребенок уходит в мир иной от тяжелой болезни.

Наконец, Леверкюн заканчивает свою кантату и приглашает всех своих знакомых оценить ее. Однако, когда все прослушали само произведение, где Андриан считает все его замыслы и поступки промыслам сатаны, и выставляет виновником всех случившихся бед, слушатели уходят в недоумении и шоке. После этого, сколько бы раз не начинал он играть кантату, постоянно находился в безумии. Пролечившись, некоторое время в больнице, мать забирает его домой и начинает ухаживать сама. Вскоре Андриан умирает.

Роман учит нас жить полной жизнью, а не замыкаться в себе, добиваясь определенной цели. Иначе одиночества не избежать, а это хуже всего, особенно в зрелом возрасте.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Манн Томас. Все произведения

Доктор Фаустус. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повесть представляет собой записи дневника, который принадлежит главной героине. У нее двое детей. Из ее дневника можно сделать вывод, что ей не свойственно чувство любви, и оно никак не вписывается в уклад ее семьи

Человек, возвращаясь с охоты, шёл по аллее сада. Его собака бежала перед ним. Вдруг собака что-то почуяв начала красться.

В «Повести о Сонечке» нет какого-то последовательного сюжета. В ней Марина Цветаева вспоминает события московского периода своей жизни, который пришелся на 1919 – 1920 годы. Многие лишения достались на долю Марины

Шла зима. Автор решил пойти к соседке, молока взять. Подойдя к двери ему послышалось как Лидия на кого-то очень сильно бранится.

Роман «Братья Карамазовы» повествует читателю о взаимоотношениях в семье, где отец является гулящим и нечестивым человеком, которому и дела нет до того, как растут трое его сыновей.

Краткое содержание Доктор Фаустус Томас Манн для читательского дневника

Главным героем книги выступает Адриан Леверкюн, который собственной судьбой во многом повторяет историю героя древней легенды доктора Фаустуса, который заключил соглашение с сатаной. Также Леверкюн, хотя и вымышленный персонаж, включает в себя детали биографий многих знаменитых и гениальных личностей.

История рассказывается Серенусом Цейтбломом, который родился в 1883 году (на два года раньше Леверкюна) и стал в итоге доктором философии и преподавателем. Леверкюн в детстве проживает близ Кайзерсашерна, в семье приверженной традициям. Он проявляет способности, становится учеником гимназии, проживает у дяди, который является владельцем музыкального магазина.

Адриан проявляет высокомерие и склонность к одиночеству, начинает учиться музыке у Венделя Кречмара. Окончание гимназии, обучение богословию в университете Галле, где обитает теперь Цейтблом, который убеждается в неординарности Леверкюна. Разочарование в изучаемом предмете приводит героя к изучению философии.

Он переезжает в Лейпциг вслед за Кречмаром, который получил туда приглашение в консерваторию. Адриана ведут в публичный дом, проститутка проводит ему рукой по щеке, он сбегает, но через год начинает ее искать, так как думает только о ней. Ему удалось отыскать девушку в Братиславе, она более сифилисом, но он настаивает на близости, потом возвращается в Лейпциг.

По приезду начинает лечиться у доктора, но тот погибает не окончив лечение. Другого лечившего его доктора арестовывают. Леверкюн бросает лечение, хотя он изучает философию, с каждым днем больше тяготеет к музыке.

Сочиняет цикл песен на стихи Брентано, знакомится знакомство с поэтом Шильдкнапом и уговаривает того сочинить либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».

Кречмар получает новое назначение в Любекском театре, Леверкюн уезжает в Мюнхен, проживает у вдовы Родде с ее дочерями, знакомится с творческими людьми в том числе скрипачом Рудольфом Швердтфегером, который восхищен Адрианом. В итоге Адриан уезжает с Шильдкнапом в Италию в горы в поселок Палестина, дабы обрести уединение, работает над оперой. Его посещает Цейтблом и восхищается его музыкой.

В Палестине к Леверкюну является дьявол, который называет его сознательное заражение сифилисом подписанным пактом с ним, обещает известность. Леверкюн станет предтечей эры новейшего варварства, но ему нужно воздерживаться от любви. Ему отпущено 24 года после которых сатана заберет его.

В 1912 году он возвращается в Германию, селится близ Мюнхена, его посещают друзья. Окончание оперы, начало создания вокальных пьес, признание среди ценителей музыки, симфония «Чудеса Вселенной», начало создания оратории «Апокалипсис», которая как бы опишет людям черту, к которой они приближаются. В итоге его оратория имеет огромную популярность, но сам автор удручен, не радуется этому и продолжает работать, он пишет камерные пьесы и создает проект кантаты «Плач доктора Фаустуса».

В 1928 году Леверкюн принимает у себя в Пфейферинге племянника Непомука Шнейдевейна, которому только пять лет. Адриан привязывается к нему, а тот заболевает менингитом и спешно гибнет. Леверкюн на протяжении двух лет пишет кантату.

Он собирает всех друзей и знакомы на премьеру и рассказывает о собственной сделке с сатаной и нарушении его запрета (он привязался к Швердтфегеру, театральной художнице Годеи оба они погибли трагически, а также племянник) и собственной вине в трагедиях других людей. Многие уходят в шоке, Адриан начинает играть кантату, падает без сознания, потом ведет себя как безумный. Леверкюн сначала лечится в клинике, потом остается под присмотром матери, на 50-летний юбилей к нему приезжает Цейтблом, но Адриан его не узнает, а спустя пять лет оставляет тело.

Книга пишется Манном с 1943 года на протяжении четырех лет. Автор вставляет в сюжет собственные рассуждения о Германии и критикует всячески государство, которое под лозунгами процветания губит собственный народ.

Читать краткое содержание Доктор Фаустус. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание: Доктор Фаустус

Доктор философии, Серенуса Цейтблома, родившийся в 1883 году, ведет от своего имени этот рассказ. Все начинается с окончания гимназии в Кайзерсашерне, после этого университет, потом – преподает классические языки. И в итоге заводит семью.

На два года моложе Адриан Леверкюн, который все свое ранее детство проводит в поместье родителей, вблизи от Кайзерсашерна. Он вырос в добропорядочной семье, где росло еще двое детишек.

Мальчик с самого раннего детства тянулся к наукам, потому его отправили на учебу в гимназию. Проживал он в городе, у своего дяди, который торговал музыкальными инструментами. Учился мальчик отлично, но имел скрытый и высокомерный характер. Но наиболее Адриана привлекало одиночество.

Время, прожитое вместе с дядей, пожинает свои плоды и мальчик тянется к музыке в четырнадцать лет. Начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Несмотря на проблемы со здоровьем, заиканием, учитель заинтересовует своих слушателей как по теории, так и в истории музыки. Благодаря ему, ученики влюбляются в музыку.

После окончания гимназии, Адриан переезжает в город Галлу, где изучает богословие в университете. Сюда же и перебирается Цейтблом. В этом учебном заведении преподают очень интересные учителя. Преподаватель психологии религии Шлепфус рассказывает своим ученикам теорию о присутствии магии и демонизма в жизни человека. Цейтблом с каждым днем все больше склоняется в феноменальности его натуры по сравнению со сверстниками.

Кречмар находится в хороших отношениях с Леверкюном. И когда преподавателя приглашают в Лейпциге консерваторию , ученик едет со своим наставником. Но приходит момент, когда Адриан разочаровывается в богословии и начинает изучать философию, но не забывает о музыке.

Но преподаватель полагает, что консерватория это не то место, где можно показать свои таланты. В тот день, когда прибыл Адриан в Лейпциг, его приводят сразу же в публичный дом, вместо харчевни. Для молодого человека это было несвойственно и, девушка с миндальным разрезом глаз так и не смогла соблазнить его. Тогда он убежал от незнакомки, но ее образ все равно не покидает юношу долгое время. Только спустя год, он решается найти «соблазнительницу». Долгие поиски привели Адриана в Братиславу, где встреча все же произошла. Девушка предупреждает о том, что больна сифилисом, но эта ошеломляющая новость все же не смогла остановить парня. И близость произошла. По приезду в Лейпциг он восстанавливает учебу, но незадолго обращается к доктору. Нежданно умирает врач, не успев довести курс лечения до конца. Поиски другого лекаря оказываются безуспешными, после чего молодой человек принимает решение остановить лечение.

Читайте также:  Тристан - краткое содержание новеллы Манн

Адриан начинает страстно сочинять. А цикл музыкальных произведений по стихам романтического поэта Брентано становится самым известным творением того периода. Леверкюн знакомит его с поэтом специалистом по переводам Шильдкнапом, который сочиняет оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».

Кречмар в 1910 году становится главным дирижёром Любекского театра, а его ученик переезжает в Мюнхен. Здесь он снимает комнатку у вдовы сенатора Родде и двух ее дочерей по имени Инеса и Кларисса. В доме очень часто происходят званые вечера, где Адриан знакомится с новой артистической публикой. Среди них и виртуоз, молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Новый знакомый упорно настаивает на дружбе, кроме того, настойчиво просит для него скрипичный концерт. написать

Незадолго в Шильдкнап переезжает Мюнхен и они вместе с талантливым композитором уезжают в Италию. Лето оказалось очень жарким. Они проводят его в горном селении Палестрина. Проведать своего товарища приезжает семья философа Цейтблом. Очень много усилий и времени в свою оперу вкладывает Адриан, даже самые близкие знакомые и друзья считают его произведения новаторскими и удивительными.

Именно в этом селении, с композитором происходит случай, о котором, на много позднее, узнает из нотной тетрадки Серенус Цейтблом. Дьявол является к нему и оповещает о своей причастности к болезни молодого виртуоза. Сатана пророчит Адриану знаменитую роль в культуре нации, роль предвещателя новой эры и доказывает Леверкюну, что осознанно заразившись сифилисом, он заключил сделку со злом. С того времени для парня идет отсчет, а через 24 года сатана заберет его к себе. Но с условием! Адриан Леверкюн должен на всю жизнь отказаться от любви.

Осенним днём 1912 г. друзья возвращаются из Италии. Адриан снимает комнату, недалеко от Мюнхена, в поместье Швейгештилей, которое присматривает загодя, во время загородных прогулок. Место поразительно похоже на дом родителей. Знакомые и товарищи из Мюнхена частенько наведывают композитора.

После окончания оперы, Леверкюн возвращается к сочинению вокальных пьес. Но широкая публика их не признает, хотя они исполняются в разных германских филармониях и приносят популярность.

Симфония «Чудеса Вселенной» была написана в 1914 году. Началась мировая война. Но это никак не затронуло композитора. Он и дальше пишет свои произведения в доме Швейгештилей.

Инеса Родде, не представляя своей жизни без Швердтфегера, все же выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, но тайком о своих чувствах рассказывает автору. А через некоторое время, она все – таки вступает в любовные отношения со скрипачом, хотя мучают ее сомнения о разрыве. Чтобы посвятить себя актерскому мастерству, Кларисса тоже покидает дом. Стареющая мать сестер Родде переезжает жить по соседству с Адрианом, а он тем временем приступает к оратории «Апокалипсис». Этим произведением он хотел показать человечеству ту грань, к которой мы подходим все ближе.

В один из прекрасных весенних дней 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Не смогла выдержать творческий крах, не сумела построить семейное гнездышко – на этой ноте и завершила свою пьесу, покончив жизнь с собой.

Швердтфегер настойчиво просит друга посвятить ему концерт, который проходит с огромным успехом. В Цюрихе проходит второе его исполнение. Здесь Адриана и Рудольфа знакомят с художницей Мари Годе. Через некоторое время она приезжает в Мюнхен, где по просьбе скрипача, Леверкюн их сватает, хотя и сам неравнодушен к девушке. Спустя два дня оглашается о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьбу решают сыграть в Париже, так, как там у него новый контракт. Но возвращаясь с прощального концерта в Мюнхене, его, в порыве ревности, убивает выстрелом прямо в трамвае Инеса Родде.

Спустя год после трагедии все-таки выходит в свет «Апокалипсис». Из-за душевной раны автор не присутствует на ошеломляющем концерте. Но все же он дальше пишет камерные пьесы и, параллельно, к нему приходит замысел сотворения новой кантаты «Плач доктора Фаустуса».

Одним из летних дней 1928 года в Пфейферинг к Адриану привозят пятилетнего племянника Непомука Шнейдевейна. Он всей душой привязался к маленькому мальчику. А через два месяца тот мучительно умирает, заболев менингитом. Врачи сделали все возможное, но не смогли спасти малыша.

Ближайшие два года композитор очень много пишет и на конец заканчивает свою кантату. Майским днём 1930 года, по приглашению Леверкюна, съезжается около тридцати друзей послушать его новое произведение. И тогда тот исповедуется перед гостями, рассказывая правду о написаниях кантат, что на протяжении двадцати четырех лет ему помогает дьявол. Его неосознанные пробы нарушить запрет сатаны на любовь: это дружба со скрипачом, желание женится и даже дружба с малышом приводят их к смерти. Именно поэтому он считает себя убийцей близких ему людей, а значит и большим грешником. Многие услышав эту исповедь просто уходят.

Адриан садится за рояль, чтобы сыграть свое произведение, но моментально падает на пол, а очнувшись, у него начинается безумие. Спустя три месяца лечения в клинике, мать забирает его к себе и до последних дней заботится как о малыше. В 1935 году композитору исполнилось пятьдесят лет. Поздравить своего друга приезжает Цейтблом, но тот уже никого не узнает, а через пять лет совсем уходит из жизни.

Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

Краткое содержание романа «Доктор Фаустус» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Доктор Фаустус». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание Доктор Фаустус Томас Манн

Рассказ ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателем классических языков и обзаводится семьей.

Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье, недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой еще двое детей, воплощает добропорядочность и прочную приверженность традиции.

В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают

В четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке и по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря на сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки и прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.

По окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города Галле,

Леверкюн продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашают в консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословии и теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает, что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказаться губительной. В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом. К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытается погладить по щеке; он бросается прочь.

С тех пор ее образ не покидает его, однако проходит год, прежде чем юноша решается ее найти. Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но, когда Адриан наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем не менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия, но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врач внезапно умирает.

Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно: врача арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.

Он увлеченно сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится цикл песен на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтом и переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесе Шекспира “Бесплодные усилия любви”.

В 1910 г. Кречмар получает пост главного дирижера Любекского театра, а Леверкюн переезжает в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух ее взрослых дочерей – Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новых знакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит написать для него скрипичный концерт.

Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.

Нигде не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоем с Шильдкнапом. Жаркое лето они коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом.

Адриан много работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степени удивительной и новаторской.

Здесь с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживает в его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своей причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана прочит Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры, названной им “эрой новейшего варварства”. Дьявол заявляет, что, осознанно заразившись нехорошей болезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех пор для него идет отсчет времени, и через двадцать четыре года сатана призовет его к себе.

Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда отказаться от любви.

Осенью 1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье Швейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает еще раньше, во время своих загородных прогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинают наведываться мюнхенские друзья и знакомые.

Закончив оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего новаторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во многих филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию “Чудеса Вселенной”.

Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает жить в доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.

Инеса Родде Тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгорает от невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступает в связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва. Ее сестра Кларисса тоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Родде перебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время уже Принимается за ораторию “Апокалипсис”.

Он задумывает своей демонической музыкой показать человечеству ту черту, к которой оно Приближается.

Весной 1922 г. в Пфейферийг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крах и крушение надежд на личное счастье, она кончает счеты с жизнью, выпивая яд.

Леверкюн наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумный успех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся с театральной художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен, а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашается и признается, что и сам немного влюблен.

Читайте также:  Тристан – краткое содержание новеллы Манн

Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт. Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от руки Инесы Родде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедии наконец публично исполняется “Апокалипсис”.

Концерт проходит с сенсационным успехом, но автор в силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композитор продолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты “Плач доктора Фаустуса”.

Летом 1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника, пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельному и кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в его жизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в муках умирает.

Врачи оказываются бессильны.

Следующие два года становятся для Леверкюна годами напряженной творческой активности: он пишет свою кантату. В мае 1930 г. он Приглашает друзей и знакомых прослушать его новое сочинение. Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь, в которой признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырех лет – промысел сатаны.

Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь приводят к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себя не только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.

Леверкюн начинает было играть на рояле свое творение, но вдруг Падает на пол, а когда приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трех месяцев лечения в клинике матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малым ребенком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот его не узнает, а еще через пять лет гениальный композитор умирает.

Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи “государства-чудовища”, о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

Доктор Фаустус

Рассказ ведётся от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателем классических языков и обзаводится семьёй.

Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье, недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое детей, воплощает добропорядочность и прочную приверженность традиции.

В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе он живёт в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных инструментов. Несмотря на блестящие успехи в учёбе, мальчик отличается несколько высокомерным и скрытным нравом и не по годам любит одиночество.

В четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке и по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря на сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки и прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.

По окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города Галле, куда перебирается и Цейтблом. Среди профессоров оказывается немало интересных людей: так, преподаватель психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам теорию о реальном присутствии магии и демонизма в человеческой жизни. Наблюдая Адриана в обществе сверстников, Цейтблом все более убеждается в незаурядности его натуры.

Леверкюн продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашают в консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословии и теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает, что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказаться губительной. В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом. К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытается погладить по щеке; он бросается прочь. С тех пор её образ не покидает его, однако проходит год, прежде чем юноша решается её найти. Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но, когда Адриан наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем не менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия, но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врач внезапно умирает. Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно: врача арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.

Он увлечённо сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится цикл песен на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтом и переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».

В 1910 г. Кречмар получает пост главного дирижёра Любекского театра, а Леверкюн переезжает в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух её взрослых дочерей — Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новых знакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит написать для него скрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.

Нигде не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоём с Шильдкнапом. Жаркое лето они коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом. Адриан много работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степени удивительной и новаторской.

Здесь с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживает в его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своей причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана прочит Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры, названной им «эрой новейшего варварства». Дьявол заявляет, что, осознанно заразившись нехорошей болезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех пор для него идёт отсчёт времени, и через двадцать четыре года сатана призовёт его к себе. Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда отказаться от любви.

Осенью 1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье Швейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает ещё раньше, во время своих загородных прогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинают наведываться мюнхенские друзья и знакомые.

Закончив оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего новаторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во многих филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию «Чудеса Вселенной». Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает жить в доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.

Инеса Родде тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгорает от невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступает в связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва. Её сестра Кларисса тоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Родде перебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время уже принимается за ораторию «Апокалипсис». Он задумывает своей демонической музыкой показать человечеству ту черту, к которой оно приближается.

Весной 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крах и крушение надежд на личное счастье, она кончает счёты с жизнью, выпивая яд.

Леверкюн наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумный успех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся с театральной художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен, а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашается и признается, что и сам немного влюблён. Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт. Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от руки Инесы Родде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедии наконец публично исполняется «Апокалипсис». Концерт проходит с сенсационным успехом, но автор в силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композитор продолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты «Плач доктора Фаустуса».

Летом 1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника, пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельному и кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в его жизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в муках умирает. Врачи оказываются бессильны.

Следующие два года становятся для Леверкюна годами напряжённой творческой активности: он пишет свою кантату. В мае 1930 г. он приглашает друзей и знакомых прослушать его новое сочинение. Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь, в которой признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырёх лет — промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь (дружба с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребёнку) приводят к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себя не только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.

Леверкюн начинает было играть на рояле своё творение, но вдруг падает на пол, а когда приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трёх месяцев лечения в клинике матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малым ребёнком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот его не узнает, а ещё через пять лет гениальный композитор умирает.

Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

«Доктор Фаустус», краткое содержание романа Томаса Манна

Автор предваряет рассказ о жизни гениального музыканта Адриана Леверкюна несколькими словами о своей личности. Доктор философии Серенус Цейтблом вместе с героем в детстве посещал гимназию св. Бонифация и хорошо знал его родителей – Ионатана и Эльсбету, представителей рода искусных ремесленников и зажиточных земледельцев. Вместе с Андрианом, его старшим братом Георгом и младшей сестрой Урсель Серенус принимал участие в семейных чтениях Леверкюнов. Иоанатан читал детям книги о бабочках и обитателях морских глубин, показывал опыты с «питающейся каплей» и причудливые порождения органической природы. Эльсбета Леверкюн отличалась простотой и светлостью натуры. Она обладала приятным голосом и была вся проникнута внутренней музыкальностью.

Как и все художники, Адриан оказался сильно привязан к своему детству. Достигнув зрелости, он поселился у Швейгештилей в Пфейферинге – месте, удивительно напоминавшем ему родной дом. Там была и женщина, похожая на скотницу Ханну, научившую мальчиков петь народные, солдатские и уличные песни.

Читайте также:  Будденброки - краткое содержание романа Томаса Манна

Детство мальчиков прошло в небольшом немецком городке – Кайзерсашерн. Во время учёбы в гимназии Адриан жил у дяди – скрипичного мастера и владельца магазина музыкальных инструментов Николауса Леверкюна, в трёхэтажном бюргерском доме шестнадцатого века. Первое время никто не связывал Адриана с музыкой, к которой он и сам не проявлял особого интереса. Родные считали, что из мальчика получится выдающийся учёный. Серенус впервые понял, что перед ним будущий музыкант, когда застал четырнадцатилетнего Адриана за игрой на фисгармонии.

Дядя Николаус предложил племяннику учиться играть на рояле под руководством Венделя Кречмара – местного соборного органиста и музыкального лектора. Последний занимался со своим учеником не только музыкой, но и классической литературой, всесторонне знакомя его с миром искусства. После окончания гимназии Адриан Леверкюн решил изучать лютеранское богословие.

В Галле Серенус вместе с другом занимался философией, состоял в кружке студентов-богословов «Винфрид» и ходил в качестве вольнослушателя на лекции по систематике профессора Эренфрида Кумпфа и на лекции по «психологии религии» приват-доцента Эбергарда Шлепфуса. Со временем Адриан стал тяготиться выбранной профессией, а переехавший в Лейпциг Кречмар в письмах всё активнее призывал своего бывшего ученика к занятиям музыкой.

В 1905-м году Серенус отправляется на военную службу в Наумбург, а Адриан – в Лейпциг. Начинающий композитор пишет своему другу о переезде и случайном посещении борделя. Серенус приходит в крайнее удивление, так как до этого письма Адриан никогда не обсуждал с ним вопросов взаимоотношения полов. Между тем, сам автор к тому моменту уже успел вкусить запретный плод, состоя семь месяцев в интимной связи с дочерью бочара. Блудница из борделя была первой женщиной, прикоснувшейся к Адриану, что произвело на него сильное впечатление.

Время до 1913-го года друзья проводят вдали друг от друга. В Лейпциге Адриан под руководством Кречмара изучает инструментовку. Через год он, сгорающий от страсти, возвращается в бордель, желая встретиться с дотронувшейся до его щеки девушкой. Поиски любимой заводят его в Братиславу, где начинающий композитор проводит с ней ночь. Через пять недель Адриан обнаруживает «локальное недомогание». Врач, у которого он лечится, умирает через несколько дней. Вид доктора в гробу производит на начинающего композитора удручающее впечатление. Второй врач, к которому обращается Адриан, оказывается арестованным. Леверкюн бросает лечение. В это время в Лейпциге его навещает Серенус. Адриан вводит друга в богемный кружок кафе «Централь» и знакомит со своим другом – переводчиком Рюдигером Шильдкнапом.

В сентябре 1910 года Серенус начинает преподавать в гимназии Кайзерсашерна. Двадцатилетняя Урсель Леверкюн выходит замуж за швейцарского оптика Иоганнеса Шнейдевейна. С 1911 по 1933 год у них рождается четверо детей – Роза, Эцехиль, Раймунд и Непомук. Серенус сообщает Адриану о своей будущей свадьбе с Еленой.

В Мюнхене Леверкюн снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде, вблизи Академии. Он сочиняет музыку и, когда его не мучает мигрень, принимает участие в званых обедах. Со временем в Мюнхен переселяется и Рюдигер Шильдкнап. Вместе с ним Адриан впервые посещает Пфейферинг, где знакомиться с хозяйкой имения – госпожой Швейгештиль.

Начиная с 1911 года, композитор и писатель проводят летние месяцы в Палестрине, в доме Манарди. Именно там Адриан встречается с Дьяволом, о чём свидетельствует его запись, сделанная на нотной бумаге. Враг рода человеческого предстаёт перед композитором в виде тщедушного рыжеватого мужчины. Он разговаривает с Адрианом на «ты», высмеивает его неверие и предлагает обсудить то, о чём они «молчат» уже пять лет, начиная с момента падения героя – в объятиях проститутки, заразившей его «французской болезнью», приведшей к поражению мозга. Врачи, к которым обращался композитор, были намеренно выведены из его жизни Дьяволом, чтобы через очажок венерического менингита Адриан мог общаться с ним наяву.

Незваный гость приписывает себе природу вдохновения. Его внешность меняется – мужчина начинает выглядеть более интеллигентно. Адриан пробует спорить с Дьяволом, но безрезультатно. Последний развенчивает его представления о возможности самостоятельного выхода на новые музыкальные рубежи и предлагает свою помощь в создании гениальных творческих произведений. Об аде Дьявол не рассказывает ничего нового для Адриана, объясняя это тем, что там всё будет так, как герой привык это воспринимать через призму жизни и религии. Враг рода человеческого не предлагает заключить Адриану сделку. Он является за тем, чтобы уточнить её условия: двадцать четыре года адской помощи взамен на душу и тело и наложение запрета на любовь, как на согревающий элемент жизни.

По возвращении в Мюнхен Адриан звонит Эльзе Швейгештиль и договаривается о предоставлении ему жилья в Пфейферинге. К Пасхе 1913 года Серенус, успевший жениться на Елене и завести ребёнка, получает место во Фрейзингской гимназии. Вместе с другом он посещает светские вечера и ведёт беседы о жизни, музыке, религии.

Зимой 1913-1914 года младшая дочь сенаторши Родде – Инеса сближается с доктором Гельмутом Инститорисом – приват-доцентом Высшего технического училища, специалистом по эстетике и истории искусств. Серенус видит, что они – разные по характеру люди, а сама Инеса влюблена в другого – маленького, ничем непримечательного пижона Рудольфа Швердтфегера.

В августе 1914-го года начинается Первая мировая война. В качестве младшего вахмистра запаса Серенус отправляется в Наумбур. Его друзья из артистической среды уклоняются от армии, находя у себя то одну, то другую болезнь. Через год, после тифа, Серенус возвращается домой с крестом на груди. Он обнаруживает, что за первый год войны загадочная холодность Адриана покорила сердца двух женщин – учительницы музыки Меты Нэкеди и совладелицы предприятия, изготавливающего оболочки для колбас, Кунигунды Розенштиль. Верные поклонницы в голодные годы поддерживали композитора продовольствием, которым тот щедро делился со своими друзьями.

В период Первой мировой войны Леверкюн заканчивает работу над «космической музыкой» и увлекается историями из «Декамерона». Весной 1915 года Инеса Родде выходит замуж за доктора Инститориса. Сенаторша Родде перестаёт вести светскую жизнь и переселяется в Пфейферинг. Матушка Швейгештиль объясняет это тем, что мать Инесы не хочет показывать обществу своё старение, выражающееся в облысении.

Инеса Родде не любит мужа, но рожает ему дочерей – Лукрецию (в 1915-м) и двойняшек Энхен и Рикхен (в 1917). Через несколько месяцев после свадьбы она начинает изменять Инститорису с Руди Швердтфегером, связь с которым разрывается только в конце десятилетия. О том, что любовник её бросит, Инеса догадывается почти сразу же, о чём и сообщает Серенусу в доверительном разговоре.

В 1918 году в Германии поднимаются революционные настроения. Адриан переживает тяжелейшие приступы мигрени. Свои физические мучения он сравнивает то с болью русалочки из одноимённой сказки Андерсона, получившей человеческие ноги вместо рыбьего хвоста, то со страданиями мученика Иоанна, сидящего в котле с маслом.

Руди Швердтфегер часто навещает Леверкюна и в январе 1919 года рассказывает ему о своей связи с Инесой Родде, выставляя последнюю отчаянно влюблённой соблазнительницей, от которой он не смог отказаться в силу своего рыцарского отношения к женщинам.

Клементина Швейгештиль читает больному Адриану книги. В это время композитор создаёт «Apocalypsis cum figuris» – мрачную музыку о конце мира и адских мучениях. Свою ораторию Адриан пишет за рекордно короткий срок – четыре с половиной месяца. Серенус весь этот период тесно общается с другом и принимает участие в дискуссиях, проходящих на квартире графика и иллюстратора книг – Сикста Кридвиса. В кружке молодых интеллигентов обсуждаются вопросы современных политических и культурных тенденций, тяготеющих к отказу от ценности индивидуума и вознесении на пьедестал диктатуры и упрощению многих культурных понятий, являющихся предвестниками грядущего нацизма.

Слушатели и критики обвиняют «Апокалипсис» Леверкюна в бездушии. Серенус, напротив, видит в нём идею русалочки – тоску по бессмертной душе и от переживаний за друга начинает резко терять в весе.

Зимой 1921-1922 года Кларисса Родде приезжает в гости к матери и принимает яд. Молодая актриса долгое время пыталась пробиться на большую сцену. В провинциальном Пфорцгейме она случайно потеряла невинность, поддавшись обольщению местного светского льва. Молодой эльзасский фабрикант Анри, сделавший ей предложение, долгое время подготавливал своих родственников к приёму невесты. Узнавший о грядущей помолвке соблазнитель Клариссы начал шантажировать её, требуя за молчание повторной отдачи. Девушка согласилась, но мерзавец не сдержал своего слова. Анри расторгнул помолвку. Кларисса узнала об этом из его письма, когда гостила у матери.

Получив извещение о смерти невесты, Анри приезжает в Пфейферинг и сильно сокрушается из-за того, что вовремя не простил девушку. На похоронах сестры Инеса Родде впервые встречается с Руди Швердтфегером после того, как он порвал с ней. Серенус замечает, что покинутая женщина вслед за своей подругой Наталией Кнетерих начала употреблять морфий.

Интернациональное общество новой музыки в 1922 году исполняет фрагменты из «Апокалипсиса» Леверкюна. Мировое признание композитор получает благодаря новой почитательнице – венгерской аристократке, госпожи фон Торн. Богатая вдова становится духовной возлюбленной Адриана. В жизни они не встречаются ни разу.

Музыкальный антрепренер, еврей Саул Фительберг предлагает Адриану войти в светское общество Парижа. Получив отказ, он ещё долго говорит о себе, музыке и похожести еврейского и немецкого характера.

В 1924 году Руди Швердтфегер впервые исполняет в Вене скрипичный концерт, написанный для него Леверкюном. В Цюрихе, в доме супругов Рейфов Адриан знакомится с известной театральной художницей – французской швейцаркой, мадемуазель Мари Годо. По приезде девушки в Мюнхен Леверкюн через Серенуса приглашает её на загородную прогулку. Через два дня он просит Руди поговорить с Мари о его чувствах. Швердтфегер признаётся в том, что сам любит мадемуазель Годо, но всё-таки соглашается исполнить просьбу друга. На предложение руки и сердца Адриана Мари отвечает отказом. Руди пишет ей любовное послание, которое незаметно для него приводит к помолвке. Инеса Родде убивает неверного возлюбленного пятью выстрелами в трамвае, после его последнего мюнхенского концерта.

В 1926-м году в свет выходит «Апокалипсис». Адриан теряет способность сочинять музыку. В 1927 году, после смерти отца и Швейгештиля, композитор приходит в себя и создаёт уникальные музыкальные композиции. В июне 1928 года в Пфейферинге появляется племянник Адриана – пятилетний Непомук Шнейдевейн. Мальчик поражает всех своей эльфийской красотой и старинной речью. Адриан сильно привязывается к ребёнку – гуляет с ним по окрестностям, дарит игрушки. В августе Непомук умирает от цереброспинального менингита. Адриан винит себя в смерти мальчика.

Своё последнее значимое произведение – симфоническую кантату «Плач доктора Фаустуса» композитор создаёт в 1929-1930 годах. В мае 1930-го года он приглашает к себе друзей, чтобы рассказать им о сделке с Дьяволом. В процессе исповеди гости один за другим покидают комнату. Доктор Краних объявляет Адриана безумцем. Композитор падает в двенадцатичасовой обморок в тот самый миг, когда решает сыграть своё последнее произведение. Три месяца Леверкюн проводит в больнице для душевнобольных. Узнав о приезде матери, он пытается утопиться. Остаток жизни Адриан проводит в родном доме. Композитор умирает 25 августа 1940 года.

Ссылка на основную публикацию