Иосиф и его братья – краткое содержание романа Манна

Краткое изложение Иосиф и его братья Томас Манн

Иосиф и его братья

В основе произведения — библейские сказания о роде Израилевом. У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца — Исав и Иаков. Первым появился на свет волосатый Исав, у Иакова же не было на теле волос, он считался младшим и был у матери любимцем.

Когда слабеющий и почти ослепший от старости Исаак призвал к себе старшего сына и приказал приготовить блюдо из дичи, с тем чтобы отцовскому благословению предшествовала трапеза, Ревекка пошла на подлог: обвязав козлиными шкурами открытые части тела Иакова, она

После этого Иаков вынужден был бежать. Сын Исава Елифаз бросился за ним в погоню, и Иакову пришлось умолять племянника сохранить ему жизнь. Тот пощадил дядю, но отобрал у него всю поклажу.

Иакову, заночевавшему на холоде, было божественное видение.

После семнадцати дней пути Иаков прибыл в Харран, где стал жить с семьей Лавана, дяди со стороны матери. Он сразу полюбил его младшую дочь Рахиль, но Лаван заключил с ним письменный Договор, по которому Рахиль станет его женой не раньше чем через семь лет

Но у Лавана была еще старшая дочь — Лия, и отец считал, что прежде надо выдать замуж ее. Однако Иаков наотрез отказывался от некрасивой Лии.

По прошествии семи лет сыграли свадьбу. Под покровом ночи, закутав Лию в свадебное покрывало Рахили, Лаван впустил ее в спальню к Иакову, и тот ничего не заметил. Наутро, обнаружив подлог, Иаков пришел в ярость, но Лаван выразил готовность отдать ему и младшую при условии, что Иаков останется в доме еще на семь лет.

Тогда Иаков выставил свое условие — разделить стада.

Так шли годы, и Лия каждый год приносила Иакову сына, а Рахиль никак не могла забеременеть. Иаков взял в наложницы ее служанку Валлу, и у той родились два сына, но Рахиль по-прежнему оставалась бесплодной. В это время перестала рожать и Лия, посоветовавшая Иакову взять в наложницы и ее служанку, Зелфу.

Та тоже принесла ему двоих сыновей. Только на тринадцатом году брака Рахиль наконец забеременела. В тяжких муках произвела она на свет Иосифа, сразу же ставшего любимцем отца.

Скоро Иаков стал замечать, что братья его жен косо посматривают на него, завидуя его тучным стадам. До него дошел слух, что они замышляют его убить, и Иаков решил уйти со всем семейством и богатым скарбом. Жены сразу принялись за сборы, а Рахиль тайком взяла из отцовского святилища глиняных божков. Это послужило поводом для погони.

Однако, настигнув Иакова и учинив в его лагере настоящий обыск, Лаван не нашел того, что искал, поскольку хитрая Рахиль успела спрятать глиняные фигурки в куче соломы, на которой прилегла, сказавшись больной. Тогда Ладан взял с Иакова клятву, что он не обидит его дочерей и внуков, и ушел.

Навстречу каравану Иакова выступил Исав с отрядом в четыреста всадников. Однако встреча была дружественной. Исав предложил Иакову поселиться вместе, но тот отказался.

Взяв подаренный Иаковом скот, Исав вернулся к себе, а его брат продолжил путь.

Иаков раскинул шатры невдалеке от города Шекема и договорился со старейшинами о плате за клин земли. Четыре года прожил Иаков со своим родом у стен Шекема, когда на его единственную дочь, тринадцатилетнюю Дину, положил глаз княжеский сын Сихем. Старик князь явился свататься.

Иаков позвал на совет десять старших сыновей, и те выставили условие: Сихем должен сделать обрезание. Через неделю тот пришел сказать, что условие выполнено, но братья объявили, что обряд выполнен не по правилам. Сихем с проклятиями удалился, а через четыре дня Дину похитили.

Вскоре к Иакову явились люди Сихема, предложив заплатить за Дину выкуп, но братья потребовали, чтобы все мужчины совершили обрезание, причем в назначенный братьями день. Когда все мужчины города приходили в себя после обряда, братья Дины напади на Шекем и освободили сестру,

Иаков впал в ярость от поступка сыновей и велел уходить подальше от места кровопролития. Дина оказалась беременной; по решению мужчин младенца подкинули, едва он появился на свет.

Беременна в это время была и Рахиль. Роды начались в пути и были такими тяжелыми, что мать умерла, успев только взглянуть на произведенного на свет мальчика. Она завешала назвать его Бенони, что означает «Сын смерти». Отец же выбрал для сына имя Вениамин.

Рахиль похоронили у дороги; Иаков очень горевал.

Он дошел до Мигдал Эгера, где сын Лии Рувим согрешил с наложницей отца Валлой. Иаков, узнавший о его поступке от Иосифа, проклял своего первенца. Рувим навсегда возненавидел брата.

Тем временем умер Исаак, и Иаков едва успел на похороны отца.

До семнадцати лет Иосиф пас скот вместе с братьями и занимался науками со старшим рабом Иакова Елиезером. Он был и красивее, и умнее старших братьев; дружил с младшим, Бенони, и заботился о нем. Старшие братья недолюбливали Иосифа, видя, что отец выделяет его.

Однажды Иаков подарил Иосифу свадебное покрывало его матери, и тот стал без удержу им хвастать, вызывая раздражение и гнев старших братьев. Затем, во время работы в поле, он рассказал братьям сон: его сноп стоит в центре, а вокруг — снопы братьев, и все ему кланяются. Спустя несколько дней ему приснилось, что ему кланяются солнце, луна и одиннадцать звезд. Этот сон привел братьев в такую ярость, что Иаков был вынужден наказать Иосифа.

Однако возмущенные старшие сыновья решили уйти со скотом в долины Шекема.

Вскоре Иаков решил помириться с сыновьями и послал Иосифа их навестить. Тайком от отца Иосиф взял с собой покрывало Рахили, дабы еще покрасоваться перед братьями. Увидев его в сверкающем блестками покрывале, они впали в такую ярость, что едва не растерзали его. Иосиф чудом остался в живых. В довершение всего братья связали его и бросили на дно пересохшего колодца.

Сами же поспешили удалиться, чтобы не слышать душераздирающих криков Иосифа.

Через три дня проходившие мимо купцы-измаильтяне вызволили Иосифа. Позже они повстречали братьев. Те, представив Иосифа своим рабом, сказали, что бросили его в колодец за недостойное поведение, и согласились продать по сходной цене.

Братья решили все же известить отца о том, что он никогда больше не увидится со своим любимцем, и отправили к нему двух гонцов, дав им перемазанное овечьей кровью и изодранное покрывало Рахили.

Получив вещественное подтверждение смерти Иосифа, старик Иаков впал в такое горе, что не хотел даже видеть явившихся к нему несколько дней спустя сыновей. Они рассчитывали завоевать наконец отцовское расположение, однако навлекли на себя еще большую немилость, хотя отец и не знал об их подлинной роли в исчезновении Иосифа,

А Иосиф шел с торговым караваном и своей ученостью и красноречием настолько расположил к себе хозяина, что тот обещал устроить его в Египте в вельможный дом.

Египет произвел на Иосифа сильное впечатление. В Уазе он был продан в дом знатного вельможи Петепры, носителя царского опахала. Благодаря природной смекалке Иосиф, несмотря на все козни челяди, быстро продвинулся в помощники управляющего, а когда старик управляющий умер, стал его преемником.

Иосиф прослужил в доме Петепры семь лет, когда к нему воспылала страстью хозяйка дома. Дабы приворожить Иосифа, хозяйка на протяжении трех лет прибегала к разным уловкам, даже не пытаясь скрыть свою страсть. Однако Иосиф считал себя не вправе поддаваться искушению.

Тогда Мутэм-энет улучила момент, когда все домашние ушли в город на праздник, и заманила вернувшегося пораньше Иосифа к себе в спальню. Когда же тот отверг ее домогательства, она закричала на весь дом, что Иосиф хотел взять ее силой. Доказательством служил оставшийся у нее в руке кусок его платья.

Иосиф не стал оправдываться перед хозяином и оказался в темнице фараона, где провел три года. К нему сразу проникся симпатией начальник темницы Маи-Сахме и назначил его надзирателем.

Однажды в темницу были доставлены два высокопоставленных узника — главный виночерпий и главный хлебодар фараона. Они обвинялись в государственной измене, но приговор еще не был вынесен. Иосиф был приставлен к ним.

За три дня до оглашения приговора оба видели сны и попросили Иосифа их истолковать. Тот счел, что сон пекаря говорит о скорой казни, а сон виночерпия — о высочайшем помиловании. Так и случилось, и, прощаясь, Иосиф попросил виночерпия при случае замолвить за него словечко перед фараоном.

Тот пообещал, но, как и предполагал Иосиф, сразу же забыл о своем обещании.

Вскоре старый фараон умер и на престол взошел юный Аменхотеп IV. Однажды ему привиделся сон о семи тучных и семи тощих коровах, а потом — о семи полных и семи пустых колосьях. Весь двор тщетно бился над разгадкой сновидения, пока главный виночерпий не вспомнил о своем бывшем надзирателе.

Иосифа призвали к фараону, и он растолковал, что впереди Египет ждут семь урожайных и семь голодных лет и надо немедленно начать создавать в стране запасы зерна. Рассуждения Иосифа так понравились фараону, что он тотчас назначил его министром продовольствия и земледелия.

Иосиф весьма преуспел на новом поприще, провел реформу земледелия и способствовал развитию орошения. Он женился на египтянке, которая родила ему двоих сыновей — Манассию и Ефрема. Фараон продолжал благоволить к своему министру, а тот жил теперь в большом красивом доме со множеством слуг.

Управляющим он сделал своего бывшего тюремщика и большого друга Маи-Сахме. Несколько лет урожаи в Египте и впрямь были невиданные, а потом настала засуха. К тому времени Иосиф сумел создать в стране большие запасы зерна, и теперь Египет стал кормильцем всех соседних земель, откуда непрестанно прибывали караваны за продовольствием.

Казна богатела, а авторитет и могущество государства укреплялись.

По указанию Иосифа всех прибывающих в страну регистрировали, записывая не только место постоянного проживания, но и имена деда и отца. Иосиф ждал братьев и наконец однажды из доставленного ему списка узнал, что они пришли в Египет. Шел второй год засухи. Иаков сам послал сыновей в Египет, как это ни претило ему.

Все сыновья к тому времени уже обзавелись семьями, так что теперь племя Израилево насчитывало семьдесят с лишним человек и всех надо было кормить. Лишь Вениамина старик оставил при себе, так как после гибели Иосифа особенно дорожил младшим сыном Рахили.

Когда десять сыновей Иакова предстали перед египетским верховным министром, он скрыл, кто он такой, и учинил им строгий допрос, притворившись, будто заподозрил их в шпионаже. Несмотря на все уверения братьев, он оставил одного в заложниках, а остальных отправил в обратный путь, наказав вернуться с Вениамином. Вдвоем с управляющим Иосиф придумал еще одну уловку — велел подложить в мешки с зерном деньги, которые братья заплатили за товар. Обнаружив это на первом же привале, братья пришли в изумление.

Первый их порыв был вернуть деньги, но затем они решили, что это знак свыше, и стали молиться, вспоминая свои грехи.

Иаков сначала корил сыновей, но когда в конце концов закупленные в Египте припасы истощились и стало ясно, что придется вновь отправляться в путь, Иаков сменил гнев на милость и отпустил сыновей, на сей раз с Вениамином.

Теперь Иосиф принял братьев у себя, сказал, что снял с них подозрения, и угостил обедом. Вениамина он усадил рядом с собой и во время трапезы постоянно беседовал с ним, выспрашивая о семье и обнаруживая знание таких деталей, о которых никто, кроме Вениамина и Иосифа, знать не мог. Тогда у младшего брата впервые закралось подозрение, что перед ним пропавший Иосиф.

Сам же Иосиф решил пока не открываться, а задумал вернуть братьев с полдороги.

Он распорядился, чтобы в торбу Вениамину подложили гадальную чашу, которую он показывал гостю во время обеда. Когда караван был с позором возвращен, братья вновь Предстали перед разгневанным Иосифом. Тот потребовал оставить у него Вениамина, на что Иуда, четвертый из братьев по старшинству, решил умилостивить Иосифа и, раскаиваясь в грехах, признался, что много лет назад они избили до полусмерти и продали в рабство своего брата Иосифа.

Рувима, не участвовавшего в том торге, и Вениамина, который тоже был непричастен к злодеянию, это известие повергло в ужас.

Тогда Иосиф назвал себя и по очереди обнял братьев, показывая, что простил их. Он пообещал переселить весь род Израилев в землю Госен, на окраину египетских владений, где на тучных пастбищах можно пасти несметные стада Иакова. Фараон одобрил этот план, поскольку искренне радовался счастью своего друга.

На обратном пути братья никак не могли решить, как же сообщить старому Иакову счастливую весть. Но невдалеке от места назначения им встретилась дочка одного из братьев, которой и было поручено подготовить деда к радостному известию. Девочка направилась в селение, на ходу сочиняя песню о воскресении Иосифа.

Услышав ее пение, Иаков сначала рассердился, но братья в один голос подтвердили истинность слов девочки, и тогда он решил немедленно отправиться в путь, чтобы перед смертью повидать любимого сына.

Перейдя египетскую границу, Иаков разбил лагерь и выслал за Иосифом сына Иуду. Когда вдали показалась колесница Иосифа, старик поднялся и пошел ему навстречу. Радости не было конца.

Фараон назначил братьев Иосифа смотрителями царского скота. Так Иаков со своим родом осел в земле Госен, а Иосиф продолжал вершить государственные дела.

Почувствовав, что умирает, Иаков послал за Иосифом. Тот вместе с сыновьями предстал перед стариком. Иаков благословил юношей, случайно перепутав, кто из них старший, так что право первородства опять было нарушено.

Вскоре Иаков призвал к себе всех сыновей. Кого-то из них он благословил, а кого-то проклял, немало удивив собравшихся. Права старшего были отданы Иуде. Похоронили Иакова в родовой пещере, а после похорон сыновья Лии, Зелфы и Валлы попросили Вениамина Замолвить за них словечко перед Иосифом.

Вениамин попросил брата не держать на них зла, Иосиф только посмеялся, и все вместе они вернулись в Египет.

Томас Манн – Иосиф и его братья

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Томас Манн – Иосиф и его братья краткое содержание

Иосиф и его братья – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Иосиф и его братья

© S. Fischer Verlag AG, Berlin, 1933

© S. Fischer Verlag AG, Berlin, 1934

© Bermann-Fischer Verlag GmbH, Wien, 1936

© Bermann-Fischer Verlag AB, Stockholm, 1943

© Katia Mann, 1967

© Перевод. С. Апт, 2010

© Издание на русском языке AST Publishers, 2010

Пролог сошествие в ад

Прошлое – это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?

Так будет вернее даже в том случае и, может быть, как раз в том случае, если речь идет о прошлом всего только человека, о том загадочном бытии, в которое входит и наша собственная, полная естественных радостей и сверхъестественных горестей жизнь, о бытии, тайна которого, являясь, что вполне понятно, альфой и омегой всех наших речей и вопросов, делает нашу речь такой пылкой и сбивчивой, а наши вопросы такими настойчивыми. Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже опустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени мы ни погружали его. Да, именно «снова и снова»; ибо то, что не поддается исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью, приманивая нас к мнимым рубежам и вехам, за которыми, как только до них доберешься, сразу же открываются новые дали прошлого. Вот так же порой не можешь остановиться, шагая по берегу моря, потому что за каждой песчаной косой, к которой ты держал путь, тебя влекут к себе новые далекие мысы.

Читайте также:  Волшебная гора - краткое содержание романа Манн

Поэтому практически начало истории той или иной людской совокупности, народности или семьи единоверцев определяется условной отправной точкой, и хотя нам отлично известно, что глубины колодца так не измерить, наши воспоминания останавливаются на подобном первоистоке, довольствуясь какими-то определенными, национальными и личными, историческими пределами.

Юный Иосиф, к примеру, сын Иакова и миловидной, так рано ушедшей на Запад Рахили, Иосиф, что жил в ту пору, когда на вавилонском престоле сидел весьма любезный сердцу Бел-Мардука коссеянин Куригальзу, властелин четырех стран, царь Шумера и Аккада, правитель строгий и блестящий, носивший бороду, завитки которой были так искусно уложены, что походили на умело выстроенный отряд щитоносцев; а в Фивах, в преисподней, которую Иосиф привык называть «Мицраим» или еще «Кеме, Черная», на горизонте своего дворца, к восторгу ослепленных сынов пустыни, сиял его святейшество добрый бог, третий носитель имени «Амундоволен», телесный сын Солнца; когда благодаря могуществу своих богов возрастал Ассур, а по большой приморской дороге, что вела от Газы к перевалам Кедровых гор, между двором фараона и дворами Двуречья, то и дело ходили царские караваны с дарами вежливости – лазуритом и чеканным золотом; когда в городах амореев, в Бет-Шане, Аялоне, Та’Анеке, Урусалиме служили Аштарти, когда в Сихеме и в Бет-Лахаме звучал семидневный плач о растерзанном Истинном Сыне, а в Гебале, городе Книги, молились Элу, не нуждавшемуся ни в храме, ни в обрядах; итак, Иосиф, что жил в округе Кенана, в земле, которая по-египетски называлась Верхнее Ретену, неподалеку от Хеврона, в отцовском стойбище, осененном теребинтами и вечнозелеными скальными дубами, этот общеизвестно приятный юноша, унаследовавший, к слову сказать, приятность от матери, ибо та была прекрасна, как луна, когда она достигает полноты, и как звезда Иштар, когда она тихо плывет по ясному небу, но, кроме того, получивший от отца недюжинные умственные способности, благодаря которым он даже превзошел в известном смысле отца, – Иосиф, стало быть, в пятый и шестой раз называем мы это имя, и называем его с удовольствием: в имени есть что-то таинственное, и нам кажется, что, владея именем, мы приобретаем заклинательскую власть над самим этим мальчиком, канувшим ныне в глубины времени, но когда-то таким словоохотливым и живым, – так вот, для Иосифа, например, все на свете, то есть все, что касалось лично его, началось в южновавилонском городе Уру, который он на своем языке называл «Ур Кашдим», что значит «Ур Халдейский».

Оттуда в далеком прошлом – Иосиф не всегда мог толком сказать, как давно это было, – отправился в путь один пытливый и беспокойный искатель; взяв с собой жену, которую он из нежности, по-видимому, любил называть сестрою, а также других домочадцев, этот человек, по примеру божества Ура, Луны, пустился в странствия, поскольку такое решение показалось ему самым верным, наиболее сообразным с его неблагополучным, тревожным и, пожалуй, даже мучительным положением. Его уход, явившийся, несомненно, знаком недовольства и несогласия, был связан с некими строениями, запавшими ему в душу каким-то обидным образом, которые были, если не воздвигнуты, то, во всяком случае, обновлены и непомерно возвышены тогдашним царем и Нимродом тех мест, радевшим, как втайне был убежден пращур из Ура, не столько о вящей славе божественных светил, которым эти постройки были посвящены, сколько о том, чтобы воспрепятствовать рассеянию своих подданных и вознести к небесам знаки своей двойной – Нимрода и властелина земного – власти, власти, из-под которой предок из Ура как раз и ушел, ибо рассеялся, пустившись вместе со своими близкими куда глаза глядят. Предания, дошедшие до Иосифа, не вполне сходились в вопросе о том, что именно вызвало гнев недовольного странника: громадный ли храм бога Сина, имя которого, звучавшее в названии страны Синеар, слышалось также в более привычных словах, например, в наименовании горы Синай; или, может быть, само капище Солнца, Эсагила, огромный Мардуков храм в Вавилоне, достигавший, по воле Нимрода, неба своей вершиной и хорошо известный Иосифу по устным описаниям. Этому искателю претило, конечно, и многое другое, начиная от нимродовского могущества вообще и кончая отдельными обычаями, которые другим представлялись священными и незыблемыми, а его душу все больше и больше наполняли сомнением; а так как с душою, полной сомнений, не сидится на месте, то он и тронулся в путь.

Он прибыл в Харран, город Луны на Севере, город Дороги в земле Нахараин, где провел много лет и собирал души тех, кто вступал в близкое родство с его приверженцами. Однако родство это почти ничего, кроме беспокойства, не приносило, – беспокойства души, которое, хоть и выражалось в непоседливости тела, все-таки не имело ничего общего с обычным скитальческим легкомыслием и бродяжнической подвижностью, а было, скорее, изнурительной неугомонностью избранника, в чьей крови только-только завязывались дальнейшие судьбы, между подавляющей значительностью которых и снедавшей его тревогой существовало, должно быть, какое-то точное и таинственное соответствие. Поэтому-то Харран, куда еще простиралась власть Нимрода, и в самом деле оказался всего только «городом Дороги», то есть местом промежуточной остановки, с которого этот подражатель Луны вскоре опять снялся, взяв с собой Сару, свою сестру во браке, и всех своих родных, и их и свое имущество, чтобы в качестве их вождя и махди продолжать свою хиджру к неведомой цели.

Иосиф и его братья

Иосиф и его братья
Joseph und seine Brüder

Обложка первого издания романа-тетралогии
ЖанрРоман
АвторТомас Манн
Язык оригиналанемецкий
Дата написания1926−1943
Дата первой публикации1943

«Ио́сиф и его́ бра́тья» — роман-тетралогия Томаса Манна [1] , написанный в 1926−1943 годах и детально пересказывающий известную библейскую легенду об Иосифе Прекрасном. По воле автора, ветхозаветный сюжет помещён в исторический контекст времён правления XVIII древнеегипетской династии, а история Иосифа в романе развивается в годы правления Аменхотепа III и его сына Аменхотепа IV, известного как Эхнатон. Манн считал роман лучшим своим произведением.

Содержание

  • 1 Краткая характеристика
  • 2 История создания
  • 3 Сюжет
    • 3.1 «Былое Иакова»
    • 3.2 «Юный Иосиф»
    • 3.3 «Иосиф в Египте»
    • 3.4 «Иосиф-кормилец»
  • 4 Переводы
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Краткая характеристика

В основу сюжета положены известные библейские истории, описанные в первой книге Ветхого Завета, Книге Бытия [2] . Роман состоит из четырёх частей [3] , созданных в разные годы:

  • «Былое Иакова» / «Die Geschichten Jaakobs», 1926−1930 гг.
  • «Юный Иосиф» / «Der junge Joseph», 1931−1932 гг.
  • «Иосиф в Египте» / «Joseph in Ägypten», 1932−1936 гг.
  • «Иосиф-кормилец» / «Joseph der Ernährer», 1940−1943 гг.

В «Докладе: Иосиф и его братья» Томас Манн описывает стоявшую перед ним задачу как попытку рассказать библейскую историю, так чтобы создать иллюзию её реальности. По словам автора, в ход были пущены все средства языка, психологизация, драматизация действия и даже приёмы исторического комментирования, помогающие добиться впечатления реальности происходящего. При этом, несмотря на серьёзное отношение к героям и их страстям, все произведение пронизано юмором, который проявлялся в том числе и в поясняющей и анализирующей авторской речи, введённой в роман всё для того же создания иллюзии достоверности этой мифической истории. Вне всякого сомнения, эти усилия не прошли даром и все персонажи романа чудесным образом обретают плоть и кровь [4] .

История создания

По воспоминаниям Манна, замысел романа возник в Мюнхене в 1926 году. Перечитав библейскую легенду, он почувствовал желание изложить историю более подробно. Не последнюю роль здесь сыграли и мемуары Гёте, рассказывающие, как, неудовлетворённый краткостью библейского рассказа, он ещё в детстве безуспешно пытался развить эту историю в более пространную повесть, дорисовав детали. Разумеется, были и более глубокие причины, побудившие автора изложить эту захватывающую, но по-репортажному скупую на детали историю в четырёхчастном романе. Они описаны самим Манном в «Докладе: Иосиф и его братья».

Две первые части романа были написаны в Мюнхене. В 1933 году Манн неожиданно для себя был вынужден эмигрировать из Германии. Рукопись осталась в Мюнхене и вернулась к автору благодаря старшей дочери писателя, рискнувшей отправиться в нацистскую Германию и проникнуть в уже конфискованный дом. Прожив некоторое время на юге Франции, Манн в конце концов поселился в Цюрихе, где и закончил работу над третьей частью, являющейся глубоким погружением в обыденную жизнь Древнего Египта, интересовавшего писателя с детства. Четвёртая часть романа была написана в Калифорнии, недалеко от Лос-Анжелеса.

Сюжет

Роману предшествует пространный пролог, выполняющий роль увертюры к опере. Он дает представление о предстоящей нам в романе глубине погружения — погружения в прошлое, в вечные вопросы о происхождении мира и человека, во взаимоотношения человеческой души с Богом. Но оборотной стороной бездонности этих вопросов является осознание, что мир Иосифа почти не отличается от нашего собственного.

«Былое Иакова»

Первая часть тетралогии начинается со сцены у колодца, участниками которой являются Иаков, сын Ицхака, и его одиннадцатый и самый любимый сын Иосиф, достигший семнадцатилетия. Полная скрытой нежности беседа отца и сына перетекает в подробный пересказ всей предшествующей жизни Иакова (главы 27−36 книги Бытия), затрагивая для ясности изложения и ключевые события жизни его предков — Исаака и его отца, богоискателя Авраама (главы 12−26 книги Бытия). Здесь описана и история «кражи благословения» Иакова у его брата-близнеца Исава, и бегство от братского гнева в Харран, и знаменитый сон Иакова с ведущей в небо лестницей, последовавший за унизительным разговором с догнавшим Иакова сыном Исава.

Центром первой части романа явилась история любви Иакова к Рахили, младшей дочери его дяди Лавана. Ради женитьбы на ней Иаков согласился на кабальные условия службы у Лавана и снёс ужасное оскорбление, когда после первой брачной ночи обнаружил, что вместо младшей дочери Лаван подсунул зятю старшую, Лию. Вскоре Рахиль всё же стала женой Иакова, но за это Иакову пришлось отслужить у Лавана ещё семь лет. За эти годы он обзавёлся богатством, одиннадцатью сыновьями — младшим из них был сын Рахили Иосиф — и в конце концов бежал со всей семьёй на родину, потеряв в дороге Рахиль, родившую ему последнего сына Вениамина.

«Юный Иосиф»

Эта часть пересказывает события 37 главы книги Бытия и описывает взаимоотношения Иосифа с братьями: ненависть старших, не в последнюю очередь обусловленную безмерной любовью Иакова к сыну Рахили, и нежную дружбу с младшим. Все эти психологически раскрытые отношения выстраиваются на фоне картин быта скотоводов, обучения Иосифа, религиозных праздников того времени и прочих отсутствующих в Библии деталей, нарисованных эрудицией и воображением Манна. Финальные сцены второй части книги включают избиение Иосифа с последующим трёхдневным пребыванием в пересохшем колодце и продажей странствующим торговцам, доставившим юношу в Египет.

«Иосиф в Египте»

Третий роман описывает историю возвышения Иосифа от ничтожного раба до главного правителя в доме своего хозяина Потифара и заканчивается заключением в темницу, вызванным ложным обвинением в изнасиловании жены Потифара, прекрасной Мут-Энем. Эта история кратко изложена в 39 главе книги Бытия, ей посвящены несколько строф 12 суры Корана, а в романе она обрастает множеством деталей египетской жизни, не говоря о полной накала страстей истории любви Мут-Энем к Иосифу Прекрасному. Часть нюансов этой истории Манн позаимствовал из восточных переложений мифа, известного под названием «Юсуф и Зулейха».

В этой части автор не только дал имена некоторым безымянным библейским персонажам, но и ввёл несколько дополнительных действующих лиц. В частности, в романе появляются несуразные родители Потифара, Гуия и Туий, ведущие при безмолвном Иосифе беседу о том, как они изуродовали жизнь сыну, лишив его детородной способности во имя своих религиозных представлений. Пара слуг-карликов служат, по словам самого автора, юмористической иллюстрацией связи половой сферы с изначальным злом и появляются в романе, чтобы объяснить сопротивление Иосифа желаниям его влюблённой госпожи.

«Иосиф-кормилец»

Четвёртый роман, написанный по мотивам 40-50 глав Книги Бытия, начинается с рассказа о жизни Иосифа в темнице, где он сумел завоевать расположение коменданта Маи-Сахме, что сделало жизнь в тюрьме вполне выносимой. Удачное толкование снов двух заключённых, бывших слуг фараона, открыло Иосифу дорогу к молодому фараону, вошедшему в историю под именем Эхнатона. Растолковав фараону сны о грядущих урожайных и голодных годах и предложив способ справиться с грядущим несчастьем, Иосиф молниеносно вознёсся до должности правителя страны. Не последнюю роль в этом внезапном возвышении сыграли и религиозные искания юного фараона, чудесным образом совпавшие поисками Иакова.

Жестокий голод, охвативший весь Ближний Восток в прямом соответствии с вещими снами фараона, привёл, наконец, к встрече Иосифа с продавшими его братьями. В интерпретации Манна, предусмотрительный Иосиф сделал всё, чтобы братья попали к нему «на приём», что позволило ему не только спасти их от голода, но и со временем перевезти в Египет всю семью, включая престарелого отца.

Вновь обращаясь к семье Иакова, Манн делает длинное отступление, рассказывая историю снохи Иуды Фамари, вошедшей в семью уже после исчезновения Иосифа. Эта женщина, упомянутая в Библии вскользь, обретает в романе величественные черты, покоряя страстностью и честолюбием своей натуры. Все устремления этой женщины направлены на то, чтобы стать прародительницей Мессии, о грядущем рождении которого она узнала от Иакова первой.

И ещё долгих семнадцать лет прожил Иаков в «дурацкой земле Египетской», прежде чем пришло время для описанного в Библии последнего благословения, в котором каждому из его сыновей — родоначальников двенадцати колен Израилевых — было предсказано своё. Роман заканчивается описанием по-царски обставленных похорон Иакова и грандиозной процессии, отправившейся в долгий путь к гробнице-пещере, некогда купленной Авраамом в земле Ханаанской. И, там, у этой пещеры происходит заключающий роман последний примирительный диалог между Иосифом и его братьями.

Переводы

В 1968 году роман был переведён на русский язык С. К. Аптом .

Краткое содержание Томас Манн Доктор Фаустус

С самых первых страниц романа предстает повествование Серенуса Цейтблома. Он рассказывает нам о своем друге композиторе Андриане Леверкюне.

Его приятель был младше его на 2 года. Воспитание он получил, проживая с родителями. Кроме Андриана в семье было еще двое ребятишек. Семейство характеризовалось своей порядочностью и уважением друг к другу. Мальчик еще в раннем возрасте увлекался науками, и поэтому его отдали на обучение в гимназию. Он очень любил пребывать в уединении, хотя и успешно успевал по всем предметам. Его дядя был хозяином небольшого магазинчика музыкальных инструментов, и Андриану нравилось посещать это место, так как уже в 14 лет он начал интересоваться музыкой. По совету своего родственника он обучается первым азам музыкальной грамоты у Венделя Кречмаря. И хотя музыкант сильно заикался, он все равно преподавал студентам предмет по теории происхождения музыки.

Читайте также:  Тристан – краткое содержание новеллы Манн

Когда Андриан закончил учебу, то он поступает в университет небольшого городка Галле. Там то, он и знакомится с Цейтбломом. Преподаватель, наблюдая за студентом, отметил для себя, что Леверкюн был довольно-таки необыкновенным юношей, и сильно отличался от своих ровесников.

Молодой человек уезжает в Лейпциг вместе с Кречмарем, и продолжает изучать философские науки. Но его тяготят эти науки. Он больше всего тянется к музыке. Однажды юноша попадает в дом терпимости, и его заинтересовывает одна девушка с очень красивыми глазами. Он даже едет за ней в Братиславу, но она говорит ему, что больна тяжелым венерическим заболеванием и может заразить его. Однако, Андриан вступает с ней в интимные отношения и подхватывает сифилис. Возвратившись к месту учебы, он начинает лечение. Но врач, лечивший студента, умирает. Леверкюн и не думает освободиться от этой болезни. Он начинает творить песни на стихи известного в то время поэта Брентано.

Вскоре Кречмар становится главным дирижером в Любекском театре, а Андриан уезжает в Мюнхен, где арендует комнату у вдовы сенатора. Почти каждый день он собирал талантливые и творческие натуры, среди которых был гениальный музыкант Рудольф Швердтфегер. Он умолял написать Андриана произведение к сольному выступлению на скрипке. Но, Леверкюн отбывает в Италию с поэтом Шильдкнапом, где он работает над созданием оперы по пьесе Шекспира. Здесь же он встречает Цейтблома, который находит его труд великолепным.

Через два года Андриан селится в небольшом поместье недалеко от Мюнхена. Прогуливаясь по окрестности, он подмечает, что эти места схожи с имением, где прошло его детство.

Когда композитор закончил работу над оперой, то он вновь приступил к созданию вокальных пьес. Однако, его произведения не были понятны слушателям, но исполнялись в филармониях. Скоро его имя стало популярным. Андриан, все-таки принимает решение сочинить произведение для молодого скрипача. Его концерт был исполнен с огромным успехом. Когда Рудольф выступал в Цюрихе, то там он познакомился с великолепной художницей Мари Годе. Они даже хотели пожениться, но его убивает бывшая возлюбленная Инесса Роде. Композитор после такого трагического случая, наконец, выводит свое произведение «Апокалипсис», а чуть позже он начинает работу над кантатой «Плач доктора Фаустуса».

Через некоторое время к нему привозят в гости маленького племянника Непомука. Андриан так сильно полюбил мальчика, что это для него были самые радостные дни в его жизни. К великому огорчению, ребенок уходит в мир иной от тяжелой болезни.

Наконец, Леверкюн заканчивает свою кантату и приглашает всех своих знакомых оценить ее. Однако, когда все прослушали само произведение, где Андриан считает все его замыслы и поступки промыслам сатаны, и выставляет виновником всех случившихся бед, слушатели уходят в недоумении и шоке. После этого, сколько бы раз не начинал он играть кантату, постоянно находился в безумии. Пролечившись, некоторое время в больнице, мать забирает его домой и начинает ухаживать сама. Вскоре Андриан умирает.

Роман учит нас жить полной жизнью, а не замыкаться в себе, добиваясь определенной цели. Иначе одиночества не избежать, а это хуже всего, особенно в зрелом возрасте.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Манн Томас. Все произведения

  • Будденброки
  • Волшебная гора
  • Доктор Фаустус
  • Иосиф и его братья
  • Смерть в Венеции
  • Тонио Крёгер
  • Тристан

Доктор Фаустус. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Небольшой рассказ Встреча описывает происшествие, которое произошло с автором рассказа. Однажды, находясь на отдыхе в пансионате, в Крыму, он собрался идти в долгий путь от Ялты до Алупки. Настроение у главного героя было хорошее, шел он по шоссе

Однажды мальчик вместе с мамой пришел в лес за земляникой. В это время закапал дождик, который вскоре закончился. Мальчик увидел радугу, похожую на мост между небом и землей

Весь сюжет рассказа Лезвие бритвы крутится вокруг поиска и изучения драгоценных камней. В самом начале идет описание выставки, куда был привезен очень необычный, уникальный по своей природе кристаллический камень

Город Гаммельн довольно приятный город, который имеет давнюю историю. Жители города ведут тихую и размеренную жизнь, проживание, пошив одежды недорогой. В городе нет ни одного музыкального инструмента

Печальная повесть доктора Ватсона начинается с того, что поздним весенним вечером Шерлок Холмс появляется на пороге дома Ватсонов. Он бледен, худ и немного поранен. Ватсон не видел друга довольно

Доктор Фаустус

Рассказ ведётся от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателем классических языков и обзаводится семьёй.

Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье, недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое детей, воплощает добропорядочность и прочную приверженность традиции.

В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе он живёт в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных инструментов. Несмотря на блестящие успехи в учёбе, мальчик отличается несколько высокомерным и скрытным нравом и не по годам любит одиночество.

В четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке и по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря на сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки и прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.

По окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города Галле, куда перебирается и Цейтблом. Среди профессоров оказывается немало интересных людей: так, преподаватель психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам теорию о реальном присутствии магии и демонизма в человеческой жизни. Наблюдая Адриана в обществе сверстников, Цейтблом все более убеждается в незаурядности его натуры.

Леверкюн продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашают в консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословии и теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает, что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказаться губительной. В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом. К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытается погладить по щеке; он бросается прочь. С тех пор её образ не покидает его, однако проходит год, прежде чем юноша решается её найти. Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но, когда Адриан наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем не менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия, но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врач внезапно умирает. Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно: врача арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.

Он увлечённо сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится цикл песен на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтом и переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».

В 1910 г. Кречмар получает пост главного дирижёра Любекского театра, а Леверкюн переезжает в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух её взрослых дочерей — Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новых знакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит написать для него скрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.

Нигде не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоём с Шильдкнапом. Жаркое лето они коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом. Адриан много работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степени удивительной и новаторской.

Здесь с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживает в его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своей причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана прочит Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры, названной им «эрой новейшего варварства». Дьявол заявляет, что, осознанно заразившись нехорошей болезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех пор для него идёт отсчёт времени, и через двадцать четыре года сатана призовёт его к себе. Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда отказаться от любви.

Осенью 1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье Швейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает ещё раньше, во время своих загородных прогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинают наведываться мюнхенские друзья и знакомые.

Закончив оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего новаторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во многих филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию «Чудеса Вселенной». Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает жить в доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.

Инеса Родде тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгорает от невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступает в связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва. Её сестра Кларисса тоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Родде перебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время уже принимается за ораторию «Апокалипсис». Он задумывает своей демонической музыкой показать человечеству ту черту, к которой оно приближается.

Весной 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крах и крушение надежд на личное счастье, она кончает счёты с жизнью, выпивая яд.

Леверкюн наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумный успех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся с театральной художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен, а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашается и признается, что и сам немного влюблён. Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт. Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от руки Инесы Родде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедии наконец публично исполняется «Апокалипсис». Концерт проходит с сенсационным успехом, но автор в силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композитор продолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты «Плач доктора Фаустуса».

Летом 1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника, пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельному и кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в его жизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в муках умирает. Врачи оказываются бессильны.

Следующие два года становятся для Леверкюна годами напряжённой творческой активности: он пишет свою кантату. В мае 1930 г. он приглашает друзей и знакомых прослушать его новое сочинение. Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь, в которой признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырёх лет — промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь (дружба с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребёнку) приводят к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себя не только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.

Леверкюн начинает было играть на рояле своё творение, но вдруг падает на пол, а когда приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трёх месяцев лечения в клинике матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малым ребёнком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот его не узнает, а ещё через пять лет гениальный композитор умирает.

Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Доктор Фаустус Томас Манн для читательского дневника

Главным героем книги выступает Адриан Леверкюн, который собственной судьбой во многом повторяет историю героя древней легенды доктора Фаустуса, который заключил соглашение с сатаной. Также Леверкюн, хотя и вымышленный персонаж, включает в себя детали биографий многих знаменитых и гениальных личностей.

История рассказывается Серенусом Цейтбломом, который родился в 1883 году (на два года раньше Леверкюна) и стал в итоге доктором философии и преподавателем. Леверкюн в детстве проживает близ Кайзерсашерна, в семье приверженной традициям. Он проявляет способности, становится учеником гимназии, проживает у дяди, который является владельцем музыкального магазина.

Адриан проявляет высокомерие и склонность к одиночеству, начинает учиться музыке у Венделя Кречмара. Окончание гимназии, обучение богословию в университете Галле, где обитает теперь Цейтблом, который убеждается в неординарности Леверкюна. Разочарование в изучаемом предмете приводит героя к изучению философии.

Он переезжает в Лейпциг вслед за Кречмаром, который получил туда приглашение в консерваторию. Адриана ведут в публичный дом, проститутка проводит ему рукой по щеке, он сбегает, но через год начинает ее искать, так как думает только о ней. Ему удалось отыскать девушку в Братиславе, она более сифилисом, но он настаивает на близости, потом возвращается в Лейпциг.

По приезду начинает лечиться у доктора, но тот погибает не окончив лечение. Другого лечившего его доктора арестовывают. Леверкюн бросает лечение, хотя он изучает философию, с каждым днем больше тяготеет к музыке.

Сочиняет цикл песен на стихи Брентано, знакомится знакомство с поэтом Шильдкнапом и уговаривает того сочинить либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».

Кречмар получает новое назначение в Любекском театре, Леверкюн уезжает в Мюнхен, проживает у вдовы Родде с ее дочерями, знакомится с творческими людьми в том числе скрипачом Рудольфом Швердтфегером, который восхищен Адрианом. В итоге Адриан уезжает с Шильдкнапом в Италию в горы в поселок Палестина, дабы обрести уединение, работает над оперой. Его посещает Цейтблом и восхищается его музыкой.

Читайте также:  Доктор Фаустус - краткое содержание романа Томас Манн

В Палестине к Леверкюну является дьявол, который называет его сознательное заражение сифилисом подписанным пактом с ним, обещает известность. Леверкюн станет предтечей эры новейшего варварства, но ему нужно воздерживаться от любви. Ему отпущено 24 года после которых сатана заберет его.

В 1912 году он возвращается в Германию, селится близ Мюнхена, его посещают друзья. Окончание оперы, начало создания вокальных пьес, признание среди ценителей музыки, симфония «Чудеса Вселенной», начало создания оратории «Апокалипсис», которая как бы опишет людям черту, к которой они приближаются. В итоге его оратория имеет огромную популярность, но сам автор удручен, не радуется этому и продолжает работать, он пишет камерные пьесы и создает проект кантаты «Плач доктора Фаустуса».

В 1928 году Леверкюн принимает у себя в Пфейферинге племянника Непомука Шнейдевейна, которому только пять лет. Адриан привязывается к нему, а тот заболевает менингитом и спешно гибнет. Леверкюн на протяжении двух лет пишет кантату.

Он собирает всех друзей и знакомы на премьеру и рассказывает о собственной сделке с сатаной и нарушении его запрета (он привязался к Швердтфегеру, театральной художнице Годеи оба они погибли трагически, а также племянник) и собственной вине в трагедиях других людей. Многие уходят в шоке, Адриан начинает играть кантату, падает без сознания, потом ведет себя как безумный. Леверкюн сначала лечится в клинике, потом остается под присмотром матери, на 50-летний юбилей к нему приезжает Цейтблом, но Адриан его не узнает, а спустя пять лет оставляет тело.

Книга пишется Манном с 1943 года на протяжении четырех лет. Автор вставляет в сюжет собственные рассуждения о Германии и критикует всячески государство, которое под лозунгами процветания губит собственный народ.

Читать краткое содержание Доктор Фаустус. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Манн. Краткие содержания произведений

  • Будденброки
  • Волшебная гора
  • Доктор Фаустус
  • Иосиф и его братья
  • Смерть в Венеции
  • Тонио Крёгер

Картинка или рисунок Доктор Фаустус

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Юрий Иосифович Коваль — это писатель с тяжелым детством. Ведь его детство пришлось на предвоенное время, 1938 году он родился в Москве. Его мать работала в то время врачом-психиатром, а отец в милиции. Детство его было, сложным

Однажды, подготавливая рамы к наступлению зимы, стекольщик замазывал трещины на окне. Как только он ушел, два мальчика — Шура и Костя, отскоблили замазку и стали лепить из нее разных животных

В жизни каждому человеку – дается один единственный стоящий шанс – возможность любить. Но многие люди запросто поменяли его на ненависть – это ужасное чувство, когда со всей душою ненавидишь человека, и готов сделать все, чтобы уничтожить его

Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится».

В данном рассказе идет речь об охоте главного героя на уток во Льгове – большом селе, расположенном на заболоченной речке. Неподалеку от села эта речка превращается в разлив. Населенный множеством уток самых разных пород

«Доктор Фаустус», краткое содержание романа Томаса Манна

Автор предваряет рассказ о жизни гениального музыканта Адриана Леверкюна несколькими словами о своей личности. Доктор философии Серенус Цейтблом вместе с героем в детстве посещал гимназию св. Бонифация и хорошо знал его родителей – Ионатана и Эльсбету, представителей рода искусных ремесленников и зажиточных земледельцев. Вместе с Андрианом, его старшим братом Георгом и младшей сестрой Урсель Серенус принимал участие в семейных чтениях Леверкюнов. Иоанатан читал детям книги о бабочках и обитателях морских глубин, показывал опыты с «питающейся каплей» и причудливые порождения органической природы. Эльсбета Леверкюн отличалась простотой и светлостью натуры. Она обладала приятным голосом и была вся проникнута внутренней музыкальностью.

Как и все художники, Адриан оказался сильно привязан к своему детству. Достигнув зрелости, он поселился у Швейгештилей в Пфейферинге – месте, удивительно напоминавшем ему родной дом. Там была и женщина, похожая на скотницу Ханну, научившую мальчиков петь народные, солдатские и уличные песни.

Детство мальчиков прошло в небольшом немецком городке – Кайзерсашерн. Во время учёбы в гимназии Адриан жил у дяди – скрипичного мастера и владельца магазина музыкальных инструментов Николауса Леверкюна, в трёхэтажном бюргерском доме шестнадцатого века. Первое время никто не связывал Адриана с музыкой, к которой он и сам не проявлял особого интереса. Родные считали, что из мальчика получится выдающийся учёный. Серенус впервые понял, что перед ним будущий музыкант, когда застал четырнадцатилетнего Адриана за игрой на фисгармонии.

Дядя Николаус предложил племяннику учиться играть на рояле под руководством Венделя Кречмара – местного соборного органиста и музыкального лектора. Последний занимался со своим учеником не только музыкой, но и классической литературой, всесторонне знакомя его с миром искусства. После окончания гимназии Адриан Леверкюн решил изучать лютеранское богословие.

В Галле Серенус вместе с другом занимался философией, состоял в кружке студентов-богословов «Винфрид» и ходил в качестве вольнослушателя на лекции по систематике профессора Эренфрида Кумпфа и на лекции по «психологии религии» приват-доцента Эбергарда Шлепфуса. Со временем Адриан стал тяготиться выбранной профессией, а переехавший в Лейпциг Кречмар в письмах всё активнее призывал своего бывшего ученика к занятиям музыкой.

В 1905-м году Серенус отправляется на военную службу в Наумбург, а Адриан – в Лейпциг. Начинающий композитор пишет своему другу о переезде и случайном посещении борделя. Серенус приходит в крайнее удивление, так как до этого письма Адриан никогда не обсуждал с ним вопросов взаимоотношения полов. Между тем, сам автор к тому моменту уже успел вкусить запретный плод, состоя семь месяцев в интимной связи с дочерью бочара. Блудница из борделя была первой женщиной, прикоснувшейся к Адриану, что произвело на него сильное впечатление.

Время до 1913-го года друзья проводят вдали друг от друга. В Лейпциге Адриан под руководством Кречмара изучает инструментовку. Через год он, сгорающий от страсти, возвращается в бордель, желая встретиться с дотронувшейся до его щеки девушкой. Поиски любимой заводят его в Братиславу, где начинающий композитор проводит с ней ночь. Через пять недель Адриан обнаруживает «локальное недомогание». Врач, у которого он лечится, умирает через несколько дней. Вид доктора в гробу производит на начинающего композитора удручающее впечатление. Второй врач, к которому обращается Адриан, оказывается арестованным. Леверкюн бросает лечение. В это время в Лейпциге его навещает Серенус. Адриан вводит друга в богемный кружок кафе «Централь» и знакомит со своим другом – переводчиком Рюдигером Шильдкнапом.

В сентябре 1910 года Серенус начинает преподавать в гимназии Кайзерсашерна. Двадцатилетняя Урсель Леверкюн выходит замуж за швейцарского оптика Иоганнеса Шнейдевейна. С 1911 по 1933 год у них рождается четверо детей – Роза, Эцехиль, Раймунд и Непомук. Серенус сообщает Адриану о своей будущей свадьбе с Еленой.

В Мюнхене Леверкюн снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде, вблизи Академии. Он сочиняет музыку и, когда его не мучает мигрень, принимает участие в званых обедах. Со временем в Мюнхен переселяется и Рюдигер Шильдкнап. Вместе с ним Адриан впервые посещает Пфейферинг, где знакомиться с хозяйкой имения – госпожой Швейгештиль.

Начиная с 1911 года, композитор и писатель проводят летние месяцы в Палестрине, в доме Манарди. Именно там Адриан встречается с Дьяволом, о чём свидетельствует его запись, сделанная на нотной бумаге. Враг рода человеческого предстаёт перед композитором в виде тщедушного рыжеватого мужчины. Он разговаривает с Адрианом на «ты», высмеивает его неверие и предлагает обсудить то, о чём они «молчат» уже пять лет, начиная с момента падения героя – в объятиях проститутки, заразившей его «французской болезнью», приведшей к поражению мозга. Врачи, к которым обращался композитор, были намеренно выведены из его жизни Дьяволом, чтобы через очажок венерического менингита Адриан мог общаться с ним наяву.

Незваный гость приписывает себе природу вдохновения. Его внешность меняется – мужчина начинает выглядеть более интеллигентно. Адриан пробует спорить с Дьяволом, но безрезультатно. Последний развенчивает его представления о возможности самостоятельного выхода на новые музыкальные рубежи и предлагает свою помощь в создании гениальных творческих произведений. Об аде Дьявол не рассказывает ничего нового для Адриана, объясняя это тем, что там всё будет так, как герой привык это воспринимать через призму жизни и религии. Враг рода человеческого не предлагает заключить Адриану сделку. Он является за тем, чтобы уточнить её условия: двадцать четыре года адской помощи взамен на душу и тело и наложение запрета на любовь, как на согревающий элемент жизни.

По возвращении в Мюнхен Адриан звонит Эльзе Швейгештиль и договаривается о предоставлении ему жилья в Пфейферинге. К Пасхе 1913 года Серенус, успевший жениться на Елене и завести ребёнка, получает место во Фрейзингской гимназии. Вместе с другом он посещает светские вечера и ведёт беседы о жизни, музыке, религии.

Зимой 1913-1914 года младшая дочь сенаторши Родде – Инеса сближается с доктором Гельмутом Инститорисом – приват-доцентом Высшего технического училища, специалистом по эстетике и истории искусств. Серенус видит, что они – разные по характеру люди, а сама Инеса влюблена в другого – маленького, ничем непримечательного пижона Рудольфа Швердтфегера.

В августе 1914-го года начинается Первая мировая война. В качестве младшего вахмистра запаса Серенус отправляется в Наумбур. Его друзья из артистической среды уклоняются от армии, находя у себя то одну, то другую болезнь. Через год, после тифа, Серенус возвращается домой с крестом на груди. Он обнаруживает, что за первый год войны загадочная холодность Адриана покорила сердца двух женщин – учительницы музыки Меты Нэкеди и совладелицы предприятия, изготавливающего оболочки для колбас, Кунигунды Розенштиль. Верные поклонницы в голодные годы поддерживали композитора продовольствием, которым тот щедро делился со своими друзьями.

В период Первой мировой войны Леверкюн заканчивает работу над «космической музыкой» и увлекается историями из «Декамерона». Весной 1915 года Инеса Родде выходит замуж за доктора Инститориса. Сенаторша Родде перестаёт вести светскую жизнь и переселяется в Пфейферинг. Матушка Швейгештиль объясняет это тем, что мать Инесы не хочет показывать обществу своё старение, выражающееся в облысении.

Инеса Родде не любит мужа, но рожает ему дочерей – Лукрецию (в 1915-м) и двойняшек Энхен и Рикхен (в 1917). Через несколько месяцев после свадьбы она начинает изменять Инститорису с Руди Швердтфегером, связь с которым разрывается только в конце десятилетия. О том, что любовник её бросит, Инеса догадывается почти сразу же, о чём и сообщает Серенусу в доверительном разговоре.

В 1918 году в Германии поднимаются революционные настроения. Адриан переживает тяжелейшие приступы мигрени. Свои физические мучения он сравнивает то с болью русалочки из одноимённой сказки Андерсона, получившей человеческие ноги вместо рыбьего хвоста, то со страданиями мученика Иоанна, сидящего в котле с маслом.

Руди Швердтфегер часто навещает Леверкюна и в январе 1919 года рассказывает ему о своей связи с Инесой Родде, выставляя последнюю отчаянно влюблённой соблазнительницей, от которой он не смог отказаться в силу своего рыцарского отношения к женщинам.

Клементина Швейгештиль читает больному Адриану книги. В это время композитор создаёт «Apocalypsis cum figuris» – мрачную музыку о конце мира и адских мучениях. Свою ораторию Адриан пишет за рекордно короткий срок – четыре с половиной месяца. Серенус весь этот период тесно общается с другом и принимает участие в дискуссиях, проходящих на квартире графика и иллюстратора книг – Сикста Кридвиса. В кружке молодых интеллигентов обсуждаются вопросы современных политических и культурных тенденций, тяготеющих к отказу от ценности индивидуума и вознесении на пьедестал диктатуры и упрощению многих культурных понятий, являющихся предвестниками грядущего нацизма.

Слушатели и критики обвиняют «Апокалипсис» Леверкюна в бездушии. Серенус, напротив, видит в нём идею русалочки – тоску по бессмертной душе и от переживаний за друга начинает резко терять в весе.

Зимой 1921-1922 года Кларисса Родде приезжает в гости к матери и принимает яд. Молодая актриса долгое время пыталась пробиться на большую сцену. В провинциальном Пфорцгейме она случайно потеряла невинность, поддавшись обольщению местного светского льва. Молодой эльзасский фабрикант Анри, сделавший ей предложение, долгое время подготавливал своих родственников к приёму невесты. Узнавший о грядущей помолвке соблазнитель Клариссы начал шантажировать её, требуя за молчание повторной отдачи. Девушка согласилась, но мерзавец не сдержал своего слова. Анри расторгнул помолвку. Кларисса узнала об этом из его письма, когда гостила у матери.

Получив извещение о смерти невесты, Анри приезжает в Пфейферинг и сильно сокрушается из-за того, что вовремя не простил девушку. На похоронах сестры Инеса Родде впервые встречается с Руди Швердтфегером после того, как он порвал с ней. Серенус замечает, что покинутая женщина вслед за своей подругой Наталией Кнетерих начала употреблять морфий.

Интернациональное общество новой музыки в 1922 году исполняет фрагменты из «Апокалипсиса» Леверкюна. Мировое признание композитор получает благодаря новой почитательнице – венгерской аристократке, госпожи фон Торн. Богатая вдова становится духовной возлюбленной Адриана. В жизни они не встречаются ни разу.

Музыкальный антрепренер, еврей Саул Фительберг предлагает Адриану войти в светское общество Парижа. Получив отказ, он ещё долго говорит о себе, музыке и похожести еврейского и немецкого характера.

В 1924 году Руди Швердтфегер впервые исполняет в Вене скрипичный концерт, написанный для него Леверкюном. В Цюрихе, в доме супругов Рейфов Адриан знакомится с известной театральной художницей – французской швейцаркой, мадемуазель Мари Годо. По приезде девушки в Мюнхен Леверкюн через Серенуса приглашает её на загородную прогулку. Через два дня он просит Руди поговорить с Мари о его чувствах. Швердтфегер признаётся в том, что сам любит мадемуазель Годо, но всё-таки соглашается исполнить просьбу друга. На предложение руки и сердца Адриана Мари отвечает отказом. Руди пишет ей любовное послание, которое незаметно для него приводит к помолвке. Инеса Родде убивает неверного возлюбленного пятью выстрелами в трамвае, после его последнего мюнхенского концерта.

В 1926-м году в свет выходит «Апокалипсис». Адриан теряет способность сочинять музыку. В 1927 году, после смерти отца и Швейгештиля, композитор приходит в себя и создаёт уникальные музыкальные композиции. В июне 1928 года в Пфейферинге появляется племянник Адриана – пятилетний Непомук Шнейдевейн. Мальчик поражает всех своей эльфийской красотой и старинной речью. Адриан сильно привязывается к ребёнку – гуляет с ним по окрестностям, дарит игрушки. В августе Непомук умирает от цереброспинального менингита. Адриан винит себя в смерти мальчика.

Своё последнее значимое произведение – симфоническую кантату «Плач доктора Фаустуса» композитор создаёт в 1929-1930 годах. В мае 1930-го года он приглашает к себе друзей, чтобы рассказать им о сделке с Дьяволом. В процессе исповеди гости один за другим покидают комнату. Доктор Краних объявляет Адриана безумцем. Композитор падает в двенадцатичасовой обморок в тот самый миг, когда решает сыграть своё последнее произведение. Три месяца Леверкюн проводит в больнице для душевнобольных. Узнав о приезде матери, он пытается утопиться. Остаток жизни Адриан проводит в родном доме. Композитор умирает 25 августа 1940 года.

Ссылка на основную публикацию