Анализ стихотворения Багаж Маршака

С.Я Маршак ” Багаж”
материал для подготовки к егэ (гиа) по развитию речи на тему

Увлекательная история по мотвам произведения С.Я Маршака “Багаж”

Скачать:

ВложениеРазмер
mir_teatra_.dlya_roditeley.docx2.58 МБ
konspekt.docx17.41 КБ
prezentatsiya_k_istorii_bagazh.pptx2.64 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Педагог: Чтобы странствовать серьезно,

Нужно нам пока не поздно,

И, пока билеты есть,

В пассажирский поезд сесть.

Кто вежливое слово говорит – получает билет в кассе и занимает место в вагоне.(для ребят средней группы)

Впечатлений дарит много

Нам железная дорога ,

И, покуда не темно,

Будем мы смотреть в окно.

Перегон за перегоном

Тянем паровоз вагоны,

И на каждой станции,

Разные истории случаются.

Сегодня представляем вам одну историю, свидетелем которой был поэт Самуил Яковлевич Маршак и он написал стихотворение

Носильщики – 2 человека

Помощники – 2 человека

«Паровозик» – 3 человека

Автор (выходит на сцену и объявляет):

Самуил Яковлевич Маршак «Багаж»

(Звучит фрагмент №1, из-за кулис справа налево «проезжает» под музыку «Паровозик» из 3-х девочек, они поют под фонограмму и скрываются за кулисами.)

Дама сдавала багаж.

Дама (выходит девочка с сумочкой, в шляпке и важно перечисляет предметы багажа, которые по очереди выносят на сцену носильщики и помощники, расставляя их вокруг «дивана» на полу):

И маленькую собачонку.

Смотритель (мальчик в строгом костюме и форменной фуражке):

Мадам, получите на станции

Четыре зелёных квитанции (передает Даме 4 квитанции, зелёные, с печатями)

О том, что получен багаж:

И маленькая собачонка.

Эй, носильщики! Бегом

Отнесите все в вагон!

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

(Звучит муз фрагмент №2, выходят 2 мальчика – носильщики – и изображают силачей, играют мускулами, затем перекладывают под музыку вещи с пола на диван аккуратной «кучкой»):

Носильщики (вытирая пот со лба, хором):

Готово. Уложен багаж:

И маленькая собачонка.

(уходят за кулисы)

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

(Щенка за веревочку затаскивает за кулисы один из помощников. Если в постановке играет ребенок – он убегает сам.)

(Звучит фрагмент №3, из-за кулис слева направо «проезжает» под музыку «Паровозик» из 3-х девочек, они поют под фонограмму и скрываются за кулисами. Вместе с ними «уезжает» Дама, махая платочком и посылая воздушные поцелуи зрителям.)

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

Смотритель (говорит удивленно, взволнованно, разводя руками):

Потеряно место одно?

Носильщики (выскакивая из-за кулис, удивленно разводят руками, хором):

В испуге считают багаж:

Носильщик и (хором, указывая руками на вещи):

Носильщики (хором, указывая руками на вещи):

Носильщики (хором, указывая руками на вещи):

Носильщики (хором, указывая руками на вещи):

Носильщики (хором, указывая руками на вещи):

Носильщики (хором, указывая руками на вещи):

И маленькая собачонка…

Носильщики (испуганно, хором):

Смотритель (очень строго, наступает на носильщиков, которые пятятся):

– Товарищи! Где собачонка?

(В это время из-за кулис выходит на край сцены Пёс, присаживается)

Смотрите: стоит у колёс

Огромный взъерошенный пёс.

Поймаем его – и в багаж,

Туда, где лежал саквояж

Где прежде была собачонка.

(Смотритель сажает Пёсика на край «дивана». Носильщики радостно хлопают друг друга по рукам, все уходят.)

(Звучит муз фрагмент №4, из-за кулис справа налево «проезжает» под музыку «Паровозик», Дама машет и остается на сцене, оглядывается, поправляет прическу, шляпку.)

Приех али в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везёт на тележке багаж:

Носильщики (устало плетутся из-за кулис, говорят хором, усталыми голосами, обходят багаж вокруг, останавливаются по обе стороны):

А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит. (Пес рычит, гавкает)

А барыня как закричит.

Дама (изображает удивление, потом гнев):

– Разбойники! Воры! Уроды!

Собака – не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой оттолкнула диван,

– Отдайте мою собачонку!

Смотрител ь (забирает у Дамы квитанции и размахивает ими перед ней):

– Позвольте, мамаша, на станции,

Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж:

Диван, (носильщики согласно кивают головами)

И маленькую собачонку…

Дама (наступает на смотрителя):

Вот именно: маленькую собачонку.

Смотритель (снимает фуражку, чешет затылок, думает, затем радостно):

Я понял: за время пути

Собака могла подрасти!

(передает Даме Песика, тот громко гавкает, пытается Даму лизнуть в щеку)

Дама (растерянно, обращаясь к залу):

Смотритель и носильщики (хором):

(Звучит муз фрагмент №5, из-за кулис выходят все участники, берутся за руки. Поклон. Затем поворачиваются и, махая зрителям, друг за другом уходят со сцены.)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра-развлечение по стихотворению С. Я. Маршака “Багаж” помогает расширить представления детей о работе железнодорожного транспорта, способствует общению и развитию .

Практические советы для сбора багажа для отдыха с детьми в дали от дома.

сценарий – экспромт театрализации “Багаж” С. Маршак.

Дама сдавала в багажДиван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,КартонкуИ маленькую собачонку.

Учить детей драматизации по сказкам С. Маршака.учить детей интонационно, голосом подражать героям сказок. Воспитывать любовь к животным, желание знакомиться с новыми сказками. Прививать опрятность,акк.

Мы-артисты! Увлекательная история по мотивам стихотворения С.Я Маршака “Багаж&quot.

Юмореска для постановки на капусниках и педагогических сборах.

СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ “БАГАЖ” САМУИЛА МАРШАКА

Ленинградский поезд в Житомир идет через множество знаменитых и крупных населенных пунктов, но отчего-то Маршак выделил именно станцию Дно. Известно, что народная молва долгое время приписывала этой станции со странным названиям незаслуженную славу. Именно там, считалось, император России Николай Второй отрекся от престола, тем самым он пресек 300-летнюю историю династии Романовых.

1 марта в 15:00 царский поезд прибыл на станцию Дно, где его ожидала телеграмма Родзянко: «Станция Дно. Его Императорскому Величеству. Сейчас экстренным поездом выезжаю на ст. Дно для доклада Вам, Государь, о положении дел и необходимых мерах для спасения России. Убедительно прошу дождаться моего приезда, ибо дорога каждая минута»[15].
Путём сравнения источников можно прийти к однозначному выводу, что история о конце русского самодержавия на станции с говорящим названием «Дно» — миф. Красивый («опустились на Дно»), повторяемый и тиражируемый, но миф.
Но, если даже еще несколько лет назад в этот миф верило большинство населения России, то что уж говорить о 1926 году. Тогда это было не Мифом.

Кто же эта странная дама, которая сдавала в багаж столь тяжелый скраб? Не сама ли это Россия, которая пыталась на время переходного периода, далекого путешествия, отослать от себя тысячелетнюю историю и культуру? Мы помним, что весь XIX век Россия и ее интеллигенция ждала нового и неведомого. Некоторые радикалы даже предлагали не только сдать в багаж, но и вообще избавиться от истории и культуры.

В манифесте футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) стояло:
“Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности”.
Русский футуризм 2000: 41

Но на станции Дно произошло необъяснимое. Было утеряно нечто важное.

По прибытии из советского Ленинграда (бывшей Имперской Столицы) в легендарный Житомир – местечко в еврейской оседлой черте, которая дала большевикам бесчисленное количество комиссаров и вождей, дама Россия обнаружила, что произошла страшная подмена. Вместо маленькой собачонки она получила обратно вместе со всеми своими атрибутами, которая никуда не делась уже СТРАШНОГО ПСА.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— РАЗБОЙНИКИ! ВОРЫ! УРОДЫ!

Но кричать поздно, барышня. И тут вступает в дело еще один странный персонаж. Носильщик, который сообщает даме, что согласно ее квитанции все – ОК, но во время столь долго странствия собака подросла, что отдала, то, мол, и получила. Распишитесь.

Кто это? Маршак дает дуракам подсказку. В тексте указано не просто какой-то грузчик, кули, ломовой, а именно:

НОСИЛЬЩИК ПЯТНАДЦАТЫЙ НОМЕР. №15. Известно, что в первом советском правительстве было 15 человек. Номером 15 был.

1. Председатель Совета народных комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
2. Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
3. Нарком земледелия — В. П. Милютин
4. Нарком труда — А. Г. Шляпников
5. Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов)
6. Н. В. Крыленко
7. П. Е. Дыбенко
8. Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
9. Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
10. Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
11. Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
12. Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
13. Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
14. Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
15. НАРКОМ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ — И. В. ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИН)

Именно в таком порядке перечислены наркомы РСФСР.

По прибытии в Житомир обнаружилось, что у Дамы остался восточный Диван как принадлежность Руси к Византии, к Востоку вообще, Картина – Классическое Искусство, Корзина – Сельское Хозяйство, Чемодан – Тяжелая Промышленность, Саквояж – Легкая Промышленность, и даже Картонка. В конце 19, начале 20 века картонкой называли коробку из картона или фанеры для легких вещей. В руках его [капитана] была женская картонка, в каких обыкновенно модистки носят дамские шляпы. Лесков, Смех и горе. То есть даже стиль и внешний антураж в 1926 году вернулись прежние, имперские.
Только собака уже не так. Но что такое собака?

Собака или Пес – есть древнейшее домашнее животное, известное человечеству свыше 10 000 лет. Сообразительные, хорошо поддающиеся дрессировке (обучению) и селекции собаки играют огромную роль в самых разных культурах как защитник жизни и имущества человека. В сущности, из охранительных функций собаки и её взаимодействие с человеком берёт начало представление о её верности хозяину. Не менее значима, хотя и менее распространена роль собаки как охотничьего, боевого и ездового животного. Посему главная функция собаки это функция СТРАЖНИКА, ОХРАННИКА.

Носильщик №15 (НАСИЛЬЩИК) Сталин подменил собаку и изменил суть Великого Перехода. Вместо царской охранки появилось страшное чудовище ОГПУ-НКВД. А все остальное не изменилось.

В июле-октябре 1926 года лидеры оппозиции были за свою фракционную деятельность исключены из Политбюро (оставшись в составе ЦК). За попытки организовывать ставшие уже нелегальными встречи («смычки») оппозиции с рабочими, организацию нелегальной типографии для печати оппозиционной литературы, последовали массовые исключения рядовых оппозиционеров из партии. Произошел разгром ленинцев-троцкистов, именно тех, кто начал революцию в Петрограде и Маршак естественно об этом знал, но открыто об этом он не мог заявить.

Маршак был в молодости сионистом, путешествовал в Палестину, на ранних порах поддерживал, как и все интеллигенты, революционеров, но приход большевиков к власти его разочаровал. После короткого периода работы в Петросовете в 1918 году он бежал от комиссаров на юг в белый в Екатеринодар, где сотрудничал в газете «Утро Юга» под псевдонимом «Доктор Фрикен». Публиковал там стихи и антибольшевистские фельетоны. Привычка к конспирации развила в нем эзопов язык, который он с успехом использовал в своем творчестве.

Хотя он был лауреатом Лауреат Ленинской (1963) и четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951), Самуил не был сталинистом, но был умным человеком. Как только власть Носильщика номер 15 ослабла он сразу же переметнулся в лагерь “Отцов Оттепели”.

В 1962 году написал главному редактору журнала «Новый мир» А. Т. Твардовскому письмо, в котором ратовал за публикацию повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», а после её публикации в журнале написал рецензию «Правдивая повесть» (об «Одном дне Ивана Денисовича»), которая вышла в газете «Правда»[26]. В том же году он вступился за И. А. Бродского перед директором Гослита Косолаповым (Бродский упоминал о положительных отзывах Маршака на суде)[27][28]. Его последним литературным секретарём был В. В. Познер.

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Багаж (стихотворение)

Багаж

Обложка издания 1926 года
Жанрстихотворение
АвторСамуил Маршак
Язык оригиналарусский
Дата написания1926
Дата первой публикации1926

«Бага́ж» — стихотворение поэта Самуила Яковлевича Маршака, написанное в 1926 году. В основе сюжета — история про даму, которая, сдав в багажное отделение большое количество вещей и маленькую собачку, по прибытии в Житомир получила «огромного взъерошенного пса». Произведение было впервые опубликовано в сборнике «Советские ребята» (Госиздат, 1926) и одновременно — в книге «Багаж» (издательство «Радуга», 1926).

Содержание

  • 1 История создания. Художественные особенности
  • 2 Отзывы и рецензии. Реакция цензуры
  • 3 Иллюстрации Лебедева
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

История создания. Художественные особенности

— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Стихотворение о путешествии, во время которого сбежавшего из вагона щенка спешно заменили стоявшей на перроне большой собакой, было написано в 1926 году [1] . В первой версии произведения дама направлялась в Тверь («Как только приехали в Тверь, / Открыли багажную дверь»); позже конечной точкой маршрута стал Житомир. Впоследствии, вспоминая об истории написания «Багажа», Маршак рассказывал, что приступил к нему без заранее придуманного сюжета — на начальном этапе его интересовала прежде всего ритмика стиха. Финальные строчки, воспроизводящие объяснения железнодорожных служащих с хозяйкой багажа и ставшие своеобразным «ключом» к шуточной истории, родились у поэта спонтанно, «сами собой»: «Однако за время пути собака могла подрасти!» [2] .

Для Маршака, по мнению литературоведа Бориса Галанова, в «Багаже» была важна игра со словом; поэт говорил, что такой вид творчества помогает детям быстрее усвоить «музыку языка». Двигателем сюжета в стихотворении является многократное перечисление тех предметов, которые вместе с дамой отправились в путь: «диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка». Само же произведение, напоминающее считалку, ориентировано на чтение вслух. Постоянные повторы сближают «Багаж» со сказкой «Колобок» («Колобок, колобок, я тебя съем») и английской народной песней-скороговоркой «Дом, который построил Джек» [3] .

Отзывы и рецензии. Реакция цензуры

В 1920—1930-х годах реакция критиков на стихотворение «Багаж» была разноречивой. Так, если ленинградский литературовед Павел Медведев в статье «Новинки „Радуги“», опубликованной в «Красной газете» (1926, 10 декабря), назвал историю про даму и собачку забавной, то рецензент издания «Книгоноша» (1926, № 39) В. Должанская отметила, что «в основу содержания взят очень плоский, очень распространённый не детский анекдот». Писатель Ромен Роллан после знакомства со стихотворением Маршака написал переводчице А.П.Орановской (литературный псевдоним Алис Оран), что «от души смеялся, читая повесть о собачонке» [4] .

Советская цензура отреагировала на выход сборника «Советские ребята» с включённым в него «Багажом» весьма негативно. На заседании отдела печати Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б), состоявшемся в октябре 1926 года, отмечалось, что маршаковское стихотворение, в котором «изображается деятельность Наркомпути», создано не для пролетарских детей: «Писатели-коммунисты и комсомольцы к участию в сборнике не привлечены… Вообще в нём не чувствуется стремления сделать ребёнка общественником» [5] . Позже, в 1937 году, цензор Чевычелов в докладной записке, направленной начальнику Ленгорлита, отметил, что «необходимо разоблачить до конца всю вредительскую издательскую практику маршаковской школы и самого Маршака» [6] . В 1938 году капитан госбезопасности Скурихин в спецдонесении сообщил о слабом контроле Ленреперткома за качеством продукции, выпускаемой патефонными заводами: «Видимо, с целью очковтирательства, в „классический“ репертуар включены такие пластинки, как „Рассеянный“ и „Багаж“ Маршака, его же „Мистер Твистер“» [7] .

Иллюстрации Лебедева

Первым иллюстратором «Багажа» был художник Владимир Лебедев; он же создавал рисунки и ко многим последующим изданиям. Искусствовед Юрий Герчук, анализируя различные варианты его иллюстраций, пришёл к выводу, что на протяжении десятилетий персонажи стихотворения, запечатлённые живописцем, менялись в зависимости от его настроения и интереса к различным творческим методам. Так, для сборника «Советские ребята» (1926) Лебедев не стал рисовать ни даму, ни щенка, ни вещи — он собрал готовые картинки, фотографии и рекламные вырезки из старых журналов и смонтировал их с некоторой сознательной небрежностью; сделанный им коллаж напоминал карикатуру. Подобным образом — в стиле «плакатного трафарета» — художник оформил и вышедшую в 1926 году книжку «Багаж» [8] [4] .

От Маршака идет её лукавый юмор. От Лебедева — беспощадная социальная сатира. «Дама», которая сдавала багаж, не получает никакой характеристики в тексте. Мысль поэта конкретизирует художник. Тяжеловесный чемодан, тугой саквояж и картонка, пузатый диван и нелепая картина, изображающая самодовольного усача, появляются на каждой странице, меняясь местами, поворачиваясь боком или вверх дном [4] .

Если в первых изданиях дама выглядела как вульгарная нэпманша, то в 1935 году, готовя девятое издание «Багажа», Лебедев создал новый образ героини — художник изобразил её «тощей, длинноносой, очень чопорной» барыней, в облике которой просматриваются такие черты, как чванство и заносчивость. Двадцать лет спустя, приступив к работе над иллюстрациями для очередной маршаковской книжки, Владимир Васильевич попросил у начальника Октябрьского вокзала разрешения поработать на их территории. Тот посоветовал обратиться по поводу «железнодорожных зарисовок» к вышестоящему руководству. Рассказывая Маршаку об этих сложностях, Лебедев писал, что «техника идёт своей дорогой, а искусство шагает, летит и ползёт своей». В итоге была создана серия иллюстраций, в которых появились молодая эффектная дама, железнодорожник, облачённый в новую форму, современные багажные тележки с тщательно прорисованными деталями. Забавный анекдот, каким «Багаж» воспринимали в 1926 году, через тридцать лет превратился в почти реалистическую историю [8] .

Маршак «Кот и лодыри». Краткое содержание, что писать в чит.дневник?

Что писать в читательский дневник?

Автором произведения является Самуил Яковлевич Маршак. Датой создания стихотворения является 1933 год. Жанр – сатирическое стихотворение ( эпиграмма).

Краткое содержание: вместо уроков лодыри решили пойти кататься на коньках, навстречу им попался грустный ободранный кот. Решили дети поинтересоваться у животного почему у него такой печальный вид. Кот рассказал что он уже довольно взрослый ( целый год), а читать и писать до сих пор не умеет. На что довольные дети поведали что им уже двенадцатый год и учёба им не интересна совершенно. Кот был очень удивлён, с такими лодырями ему встречаться ещё не приходилось. Мне понравилось стихотворение, особенно умный кот, который учит детей что без учёбы на свете пропадёшь.

Сказка называется “12 месяцев” потому, что автор пытается объяснить читателям бессмысленность желаний переделать порядок существующий в природе,как хотелось королеве из сказки. Но природа мудрее нас и все месяцы приходят по порядку, каждый в свой срок. А так же в этой сказке все 12 месяцев в их сказочном живом воплощении являются действующими лицами данного произведения. Закончилась сказка тем, что порядок в природе восстановился, падчерица получила от 12 месяцев подарки и отправилась довольная домой. А так как она была девушкой доброй, она подвезла до дворца и замерзших: королеву и ее слуг. А мачеху с дочкой превратили в двух собак. В наказание они должны были три года охранять дом, а затем им обещали вернуть их прежний облик, если они будут хорошо себя вести и усердно охранять дом.

Чтобы убаюкать глупого мышонка мышка- мать приглашала к нему много “нянек”-домашних птиц, животных и даже рыбу-щуку. Из птиц С.Я. Маршак предпочёл пригласить “громкоголосых” утку и курицу. Однако такие няньки, не смотря на своё усердие, не смогли убаюкать мышонка: утка пообещала после дождика найти в саду червяка, но её голос не понравился мышонку, уж слишком громко она “пела”. Курица-наседка пригласила забраться под своё крыло, где тихо и тепло, но и её голос также не понравился мышонку- не сравнить же его со сладким мурлыканием кошки!.

В стихотворении Маршака изображен пробуждающийся от зимней спячки лес. В лесу еще пахнет сыростью и тленом, но в самых потаенных его уголках уже расцвели ландыши – жемчужины, как их образно и удивительно точно назвал поэт.

Лес, в сладостном предвкушении приближающейся весны, еще по привычке тоскует, но эта тоска счастливая, потому что скоро все оживет: в буйной зелени листьев начнут вить гнезда и щебетать птички, звери выведут на прогулку своих детенышей, жизнь, которая, кажется, замерла зимой, будет бить ключом.

Ну, а пока – ландыши, эти колокольчики весны, радуют взгляд, разгоняя счастливую тоску, и даря то предчувствие, предвосхищение счастья, которое порой ценнее самого счастья.

В этом произведении Самуила Яковлевича Маршака, излагается шуточная история о том, как дама сдала на станции многочисленный багаж и маленькую собачонку. Однако, по прибытии, оказалось, что собачка исчезла, а взамен, носильщик предлагает огромного лохматого пса, поясняя, что собачка могла подрасти в пути.

Главные герои этого произведения:

  1. Дама, сдавшая собачку в багаж.
  2. Носильщик, подменивший животное.

Главная мысль – нужно внимательно относится к своим домашним питомцам.

Согласно багажной квитанции в багаж дама сдавала:

  1. Диван.
  2. Чемодан.
  3. Саквояж.
  4. Корзину.
  5. Картину.
  6. Картонку.
  7. Маленькую собачонку.

Все это путешествовало в отдельном багажном вагоне ( “вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон©” ), ибо дама была явно не из пролетарского сословия, и ехала первым классом, в котором купе не предполагали обильного багажа у путешественников. Из того, что мне было не понятно с далеком детстве:

  1. “картонка”. Это картонная коробка, довольно объемная, ля перевозки и хранения головных уборов. Т.к. в те годы дамы часто носили шляпки, то такой предмет был частым спутником путешествующих дам. Шляпку нельзя было положить в чемодан, без риска ее измять или сломать.
  2. Саквояж. Большая мягкая сумка для путешествий, с рамкой которая позволяет ее закрывать. Чем то напоминает огромный кошелек.
  3. Так же мне показалось странным, что маленькую собачонку транспортируют в багажном вагоне аж из Ленинграда ( откуда судя по всему ехала дама, ибо проезжали станцию Дно ), в Житомир. С учетом скоростей поездов того времени, и обилия однопутных перегонов, можно предположить, что животное находилось бы в багажном вагоне около 3 суток. Потому не удивительно, что собака, которой находчивые железнодорожники заменили собачонку дамы, была крайне злая в конце пути, и рычала на всех.

Самуил Маршак — Кот и лодыри: Стих

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

Урок литературного чтения во 2-м классе “С.Я. Маршак “Кот и лодыри”

ЦЕЛИ: познакомить детей с некоторыми моментами жизни и творчества Маршака, его стихотворением “Кот и лодыри”; развивать навык чтения, творческие способности, внимание учащихся; формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, выставка его книг, карточки с отрывками из произведений Маршака, карточки со строками стихотворения для игры “Составь стихотворение”, таблички с записью названия стихотворения и слова “грифель”, толковый словарь, учебник “Родная речь” Горецкого.

ХОД УРОКА

1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2) Звуковая разминка.

Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Чтение гласных: а о у и ы е

2. Чтение согласных: ж ш з щ с ц

Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.

– Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.

– На что будете обращать внимание при составлении стихотворения?

ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА.

Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
– Где твой дневник? – спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: “Очень плохо!”
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: – Негодяй!
Чем заслужил ты единицу?
– Я получил её за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
– За это, – мать сказала строго, –
И единицы слишком много!
– У нас отметки меньше нет. –
Промолвил мальчик ей в ответ.
– За что вторая единица? –
Спросила старшая сестрица.
– Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Ты очень скверный ученик,
Вздохнув, сказала мать.
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

– Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.

– Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения.

3) Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его стихотворений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.

2. Викторина по произведениям Маршака.

– Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
(“От А до Я” Азбука в стихах)

Вот один иль единица –
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два –
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
(“Весёлый счёт”)

Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
(“Мяч”)

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
(“Багаж”)

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки.
(“Жил человек рассеянный”)

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
(“Кошкин дом”)

Где обедал, воробей?
В зоопарку у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы
(“Где обедал, воробей?)

3. Рассказ учителя о Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, так что, по-праву, мы можем назвать его своим земляком. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

4. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24

а) Чтение “Спринт”

– Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?

Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака – детского поэта, Маршака – драматурга, лирического поэта, переводчика и, наконец, Маршака – сатирика.

б) Чтение статьи вслух.

– Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?

Физкультминутка.

5. Работа над стихотворением “Кот и лодыри” (вывешивается табличка с названием стихотворения)

– Кто такие лодыри?

а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.

– Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.

– Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.

– Найдите значение слова “грифель” в толковом словаре. ( Если есть возможность – словари лежат на каждой парте. Если нет – один ученик находит в словаре и читает значение слова)

Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

в) Чтение стихотворения “цепочкой” (по 2 строчки)

г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.

– Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям?

– Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

– Как он говорит в конце встречи?

д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

– Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

Сам Маршак – неутомимый труженик, не терпел “пустого” времени. Он писал:

Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

6. Чтение “Сказки про двух лодырей” Маршака подготовленными учениками. Приложение 2.

– Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одно произведение Маршака – “Сказку про двух лодырей”, созвучную с данным стихотворением и подумать, к чему может привести лень, нежелание заниматься каким-либо делом.

Как говорится: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

– Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

4) Проверка домашнего задания.

Дома вы пробовали свои силы в сочинении стихов на заданные рифмы.

– Кто выполнил задание? (Дети читают свои стихи)

– Чьё стихотворение вам понравилось больше всего?

5) Итог урока. Проверочный тест.

– О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный, запишите букву, около которой он написан.

Проверочный тест.

– Имя и отчество поэта.

м – Самуил Яковлевич;

– Где родился Маршак?

– Выберите название произведения Маршака.

ш – “Федорино горе”;

– Выберите слово, близкое по значению к слову “лодыри”.

– Куда попали лодыри вместо урока?

– Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

– Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!

Кот и Лодыри Маршак С. Я.

Читать стихотворение Кот и Лодыри

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

План анализа стихотворения Кот и Лодыри

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом

Читайте также:  Сто лет одиночества – краткое содержание романа Маркеса
Ссылка на основную публикацию