Анализ стихотворения Ландыш Маршака

Анализ стихотворения Маршака ландыш

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?

Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 году вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В. В. Стасовым, а через чего с Ф. И. Шаляпиным и М. Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е. П. Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907 году, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 годах жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 годах в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р. Бернса, У. Блейка, У. Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Анализ стихотворения Маршака ландыш Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 года в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и поэтесса Е. И. Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).

В 1922 году переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: “Детки в клетке”, “Пожар”, “Сказка о глупом мышонке” (все 1923), “Цирк”, “Мороженое”, “Вчера и сегодня” (все 1925), “Багаж” (1926), “Пудель”, “Почта” (обе 1927), “Вот какой рассеянный” (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К. И. Чуковский и Д. И. Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.

Жанровое разнообразие поэзии Самуила Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

В 1924–1925 годах – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б. С. Житков, М. Ильин (брат Маршака), В. В. Бианки, Е. Л. Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы. В 1924–1934 годах, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л. Пантелеева, Г. Г. Белых, Хармса, А. И. Введенского и др Анализ стихотворения Маршака ландыш . Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

В 1937 году переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию. В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе. / Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду. »), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (“Мастер-ломастер”, “Война с Днепром”, “Мистер Твистер”, “Рассказ о неизвестном герое” и др.).

В годы Великой Отечественной войны Самуил Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (“Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»”; по его мотивам – киносценарий “Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание”, 1942–1943; одноим. к/ф Г. М. Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!“ / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»). В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники “Почта военная”, 1944; “Разноцветная книга”, “Быль-небылица”, оба 1947; “Круглый год”, 1948; “Тихая сказка”, 1956; “Вакса-Клякса”, “Угомон”, оба 1958; энциклопедия в стихах “Веселое путешествие от А до Я”, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж. Г. Байрон, Д. Китс, Р. Киплинг, Р. Стивенсон, Р. Браунинг, Э. Лира, Г. Гейне, Дж. Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).

Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У. Шекспира (в числе которых знаменитый 66-й сонет: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье. / И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока. »).

В 1962 году вышла книга “Избранной лирики Маршака” (Ленинская премия, 1963), куда вошли, в числе прочего, «лирические эпиграммы», как их называл сам поэт, – афористичные четверостишия и двустишия, аккумулирующие в чеканных и мелодичных строфах глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость их автора.

Шедевры многогранного творчества Маршака – и его лирические эпиграммы («Немало книжек выпущено мной, / Но все они умчались, точно птицы. / И я остался автором одной / Последней, недописанной страницы», 1964), и философские раздумья («Все те, кто дышит на земле, / При всем их самомнении – / Лишь отражения в стекле, / Ни более, ни менее. », 1964), и послания (Т.Г – «Все лучшее ты отдавала даром, / Делилась счастьем и душевным жаром, / Нежданным кладом, что нашла сама, / Игрой живого, быстрого ума. », начало 1960-х годов), и элегии («Колышутся тихо цветы на могиле / От легкой воздушной струи. / И в каждом качанье негнущихся лилий / Я вижу движенья твои. », 1958), и пейзажная лирика («В полутьме я увидел: стояла / За окном, где кружила метель, / Словно только что с зимнего бала, / В горностаи одетая ель. », 1957), и раздумья о поэтическом творчестве («Бывало, полк стихов маршировал, / Шеренги шли размеренно и в ногу, / Рифмованные, звонкие слова / Литаврами звенели всю дорогу. »). Долговременную славу принесли Маршаку и его пьесы-сказки (до сих пор не покидающие ни театральных подмостков, ни радиомикрофона, ни теле- и киноэкрана (“Кошкин дом”, 1922; “Двенадцать месяцев”, 1943, 2-я ред. 1962; “Горя бояться – счастья не видать”, 1922, 1954; “Умные вещи”, 1940, 1964).

Важной стороной деятельности Самуила Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть “В начале жизни. Анализ стихотворения Маршака ландыш Страницы воспоминаний”, 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний “Воспитание словом”, 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч. начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).

Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 века, Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951). Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

Самуил Яковлевич Маршак умер в Москве 4 июля 1964 года. Анализ стихотворения Маршака ландыш

Путь парадокса – это путь истины. Чтобы подвергнуть реальность серьезному испытанию, мы должны увидеть ее балансирующей на туго натянутой проволоке.

Как анализировать стихотворение С.Маршака “Ландыш”?

Данное стихотворениие автор посвятил ранней весне, когда лес еще черный, но уже “теплом разбуженный”, кругом сыро и прохладно. Но вдруг среди травки раскручиваются широкие листочки и появляются бутоны с маленькими закрытыми корзиночками. Чуть сильнее пригреет солнышко, и они распускаются и превращаются в белоснежные колокольчики , которые не только изумительно красивы, но еще благоухают удивительно. Не зря автор называет их “колокольчиками весны”, ведь они пробуждают своим появлением ” нетронутую глушь” леса.

Это стихотворение, Александр Сергеевич Пушкин написал в 1827 году и в томже году оно было напечатано в журнале “Московский вестник”.

Стихотворение написано в жанре философской лирики в стихотворном размере четырёхстопного ямба. Основная тема произведения – о роли поэта в обществе.

Стихотворение можно разделить на две основные части. Первая часть посвящена обыденной жизни поэта без творческого вдохновения, а во второй части пробуждается поэтическая лира творческого вдохновения.

В произведении можно выделить такие эпитеты, как “священная жертва”, “божественный глагол”, “гордая голова”, “суетный свет” и другие.

В стихотворении присутствуют такие метафоры – “душа внушает хладный сон”, “забавы мира”, “не требует поэта к священной жертве Аполлон” и некоторые другие.

Есть образные сравнения, например “как пробудившийся орёл”.

На мой взгляд, такой, не очень подробный анализ этого стихотворения.

В стихотворении “Родина” (“Люблю отчизну я, но странною любовью!”) художественный приём “градация” как таковой Лермонтовым не используется. Ощущение же эмоционального нарастания достигается поэтом за счёт простого перечисления ряда образных деталей (тонко наблюдённых и кристально точно сформулированных), из которого постепенно появляется, растёт, ширится и крепнет образ Родины.

История создания стиха тесно связана с личной жизнью А. Фета. Произведение появилось в 1857 году, после женитьбы поэта на Марии Боткиной. Она была богатой невестой. Семья поэта наоборот,обеднела. А для счастливой семейной жизни все-таки нужны деньги.

Еще раньше Фет был влюблен в другую девушку – Марию Лазич. Но поэту пришлось расстаться с ней, из-за материальных трудностей. Вскоре после разлуки Фет узнает, что Лизич трагически погибла, во время пожара.

К своей новой невесте поэт не испытывал сильных любовных чувств, но она ему все-таки нравилась. Он надеется на счастливую семейную жизнь с новой невестой. Грустные нотки проскальзывают в последней строке стиха. Пробуждение природы (весна)вдохновила стихотворца на создание этого произведения.

Но память о по погибшей возлюбленной не умерла в сердце поэта.

Весенняя тематика в стихе тесно связана с любовными переживаниями поэта. Душа поэта раскрывается в образах произведения.

Читайте также:  Сто лет одиночества - краткое содержание романа Маркеса

Поэт воспевает майскую ночь. Фет восхищается весенним темным временем суток.

Поэт рассказывает о ночном безоблачном небе на котором ярко горят звезды. Он одушевляет небесные светила. Они, по его мнению, смотрят в его душу. Поэт дышит воздухом, наполненным любовью и тревогой. Даже соловьиные трели кажутся ему тревожными.

Описывает Фет в стихотворении и символ русской земли – березки. Он сравнивает деревца с молоденькими девушками. Символ березы поэт связывает с непорочностью и чистотой.

Особенно в последних строках стихов проявляется грусть поэта. Поэт не забыл свою прежнюю возлюбленную – Марию Лизич. Любовь к ней все еще живет в душе поэта. Поэтому новая невеста немного “томит его”.

Недаром он вспоминает про невольную песню. Фет подчеркивает этими словами, что к браку его подтолкнула не любовь, а материальное неблагополучие.

Композиция стихотворения описывает весенний пейзаж и внутреннее, душевное состояние поэта.

Жанром стиха является элегия. Разочарование и грусть поэта воспеты в этом произведении.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Маршак “Ландыш”

Автор: Родина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов МОУ “Ермишинская средняя школа”
Материал может быть интересен и полезен учителям начальных классов, русского языка и литературы. В основе занятия – анализ лирического произведения, определение художественных образов, созданных поэтом, и чувств ими вызванных. Учащиеся выражают свои чувства от прочитанного не только словесно, но и с помощью цветовых решений.Все слова учеников в этом конспекте – реальные ответы моих третьеклассников. Они – лишь приблизительный ориентир. Ваши ученики могут ответить совершенно иначе, подобрать другие образы.
Тема: Картины весны в стихотворении С. Я. Маршака «Ландыш».
Цели:
1) организовать эмоциональное читательское восприятие стихотворения С. Я. Маршака «Ландыш»;
2) содействовать осознанию детьми того, что в природе все прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить ее;
3) создать условия для формирования УУД:
личностных: умение видеть красоту в окружающем мире, эмоциональная отзывчивость на лирические произведения;
регулятивных: опыт определения и формулирования целей урока с помощью учителя; рефлексивная оценка своей деятельности на уроке;
познавательных: умение выделять существенную информацию из текста, использовать разные виды чтения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
коммуникативных: умение достаточно полно и точно оформлять свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения, договариваться о распределении ролей в сотрудничестве.
Задачи:
1. Создать посредством литературного и зрительного рядов и системы направляющих вопросов условий для проявления эстетической реакции и эмоционального отклика учащихся на художественное слово.
2. Создать мотивацию к работе со стихотворением С. Я. Маршака «Ландыш» посредством обращения к личным впечатлениям детей, их собственному образному видению мира.
3. Организовать первичное восприятие стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш».
4. В ходе совместной работы над анализом лирического произведения проследить за развитием и раскрытием автором поэтических образов, оценить богатство и красоту поэтического языка Маршака.
5. Путем сравнения, сопоставления палитр чувств и цветовых решений стихотворений разных авторов подвести к формулированию основной мысли изучаемого произведения, пониманию многогранности испытываемых человеком чувств.

Оборудование: тексты стихов С.Я. Маршака, А. Фета, Баратынского, Майкова; ручки, цветные карандаши; презентация с фотографиями С.Я.Маршака, цветущих ландышей и высказываниями о творчестве С. Маршака; мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.

Ход урока
I. Мотивация к читательской деятельности.
Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вновь погрузиться в пленительный и удивительный мир поэзии. (слайд 1)

Ученики 1 группы. Тема стихотворения А. Фета – весна. Это произведение вызвало у нас чувство радости, восхищение, мы ощутили счастье автора. Мы считаем, что здесь просто все наполнено солнечными цветами: красным, жёлтым, розовым.

Учитель. Что заметили?
Ученики. Совпала тема весны, похожи палитры чувств, цвета выбрали яркие, совпали красный и желтый.
Учитель. Предположите, почему результаты вашей работы столь похожи.
Ученики. Все любят весну, она всем дарит радость.

III. Введение в тему. Целеполагание.
Учитель. Весна совсем скоро начнется. Каждый год мы с нетерпением ее ждем. Что обычно говорят при встрече?
Ученики. Здравствуй!
Учитель. Произнося это приветствие, мы желаем друг другу здоровья. А что нужно делать человеку, чтобы оставаться здоровым?
Ученики. Заниматься спортом. Делать зарядку. Одеваться по погоде. Мыть руки. Есть разнообразную и полезную пищу.
Учитель. А что значит, полезную?
Ученики. В которой много витаминов.
Учитель. Вы все сказали верно. Наверное, вы удивлены, почему на уроке литературного чтения вдруг зашел разговор о здоровье, витаминах. Я думаю, вы все поймете, прочитав высказывание одного известного детского врача – Г.Н. Сперанского: «Стихи Маршака можно прописывать детям как целебное средство, как витамин роста». (слайд 6).

Ученики. Я понял, мы сегодня будем знакомиться с каким-то стихотворением Самуила Маршака.
Раз его стихи сравнили с витаминами, значит, они будут нам полезны.
Они помогут нам лучше расти!
Не понимаю, как можно вырасти, читая стихотворение?
Учитель. Вот на этот вопрос мы попробуем найти ответ в ходе нашего урока. А еще познакомимся с прекрасным произведением Самуила Яковлевича. Какие цели мы обычно ставим при изучении нового произведения?
Ученики. Выяснить и понять главную мысль текста. Познакомиться с особенностями литературного языка автора. Отметить выразительные средства языка. Высказать свое мнение, чувства по произведению.
Учитель. Молодцы! Начнем работу.

IV. Работа со стихотворением С. Я. Маршака «Ландыш».
1. Подготовка к первичному восприятию текста.

Ученики. Это ландыши, я такие в роще видел.
Учитель. «Ландыш». Так называется стихотворение Маршака. Образ этого цветка так восхитил автора, что он не смог не написать о нем. Интересно, а каким увидели ландыш вы? Попробуйте в группе, используя эпитеты, сравнения, олицетворения, описать этот прекрасный цветок.
Ученики в группе выполняют задание: по-очереди высказываются, выбирают лучшие варианты, кратко записывают, договариваются, кто будет отвечать; на работу отводится около 3-4 минут.
Учитель. Что же у вас получилось?
Ученики 1 группы. Этот цветок душистый, ярко-белоснежный. Он похож на связку крохотных колокольчиков. Широкие салатовые листочки мягкие, они, словно, вырезаны из бархата.
Ученики 2 группы. Листья у ландыша большие, а цветы крохотные, похожи на белые колокольчики. А еще они похожи на маленькие шапочки для лесных гномиков. На полянке ландышей так много, будто они образовали мини-городок, очень ароматный и красивый.
Ученики 3 группы. Ландыш цветет весной, когда сошел снег. Похоже, будто последние крохотные зимние снежные комочки не успели растаять и превратились в хрупкие нежные цветочки. Листья у ландыша напоминают острые ушки лисы, они как бы прислушиваются к лесным шорохам и звукам.
Учитель. Как красиво у вас получилось! Ребята, почему ваши рассказы о ландыше такие разные, ведь все смотрели на одну фотографию?
Ученики. Все люди разные и смотрят они по-разному. И чувства у всех свои. И слова каждый подбирает свои.
Учитель. Действительно, каждый из нас смотрит на мир по своему и рассказывает об увиденном своим, особенным языком. А как выдумаете, подойдут ли к стихотворению «Ландыш» те цвета и чувства, которые вы подобрали к стихам о весне в начале урока?
Ученики высказывают разные точки зрения.
Учитель. Проверим ваши предположения чуть позже.
2. Первичное восприятие текста.
Учитель. А сейчас, послушайте, как рассказал о ландыше С. Я. Маршак. (Учитель выразительно читает стихотворение)
С. Я. Маршак
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Учитель. Поделитесь первым впечатлением.
Ученики. Красиво!
Хочется попасть в этот лес, понюхать ландыш.
На меня будто свежестью и прохладой пахнуло.
А мы угадали про колокольчики, автор тоже с ними сравнил цветы ландыша.
Учитель. Чтобы написать столь чудесное стихотворение, Самуил Яковлевич, наверняка, хорошо рассмотрел цветы ландыша, тщательно подбирал слова и образы. Давайте же и мы внимательно вчитаемся в эти замечательные строки, вместе с автором еще раз насладимся красотой весеннего цветка.
3. Литературный анализ текста.
Учитель. Прочитайте еще раз стихотворение С. Я. Маршака «Ландыш».
Ученики перечитывают стихотворение вполголоса.
Учитель. Я предлагаю поразмышлять над прочитанным. Прочитайте первое четверостишие. (слайд 8)
(Учитель спрашивает одного из желающих прочитать учеников)

Учитель. Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого стихотворного произведения?
Ученики. Ландыш – хоть и не яркий, но все равно очень красивый цветок.
В природе все прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить ее.
Весна – время пробуждения, новой жизни, красоты.

V. Рефлексия.
Учитель. Помните, мы говорили в начале урока о витамине роста, спрятанном в стихах Маршака? Появились ли у вас догадки, что это за витамин и как он расти помогает?
Ученики. Это, наверное, красивые образы и слова.
Это хорошие чувства, которые эти стихи вызывают.
Радость, счастье, забота – это все добрые чувства. Мы их испытали и стали добрее, лучше.
Я поняла! Это душа наша растет, лучше становится.
Учитель. Действительно, стихи Маршака учат нас только хорошему, делятся с нами красотой и неповторимостью окружающего мира, делают нас человечнее, чутче. И это замечательно. За этот урок, я думаю, вы получили очень много витамина роста. Вы очень выросли в моих глазах. Наверное, от этого волшебного витамина у вас так светятся добротой глаза, румянятся от волнения щеки. Мне было очень приятно с вами работать. А как работалось на уроке вам со мной, одноклассниками, С. Я. Маршаком?
Ученики. Мне было интересно.
Все ребята нашей группы работали дружно, как настоящие друзья.
А мне очень понравилось Ромино сравнение листиков с лисьими ушками и сравнение Маршака ландыша с малышом, я, когда пойду весной в лес, обязательно ландыши хорошо рассмотрю и это стихотворение им прочитаю, ведь сегодня мы поняли, что и лес, и ландыш живые.
Мне работалось очень легко, радостно, интересно. Я рада, что познакомилась с таким замечательным стихотворением.
Учитель. Завершить наш урок я хочу еще одним очень интересным высказыванием о С. Я. Маршаке. «Маршак – это целый обширный, многоголосый и многокрасочный мир поэзии», – А. Твардовский. (слайд 12).

Учитель. Как вы их понимаете?
Ученики. У Маршака две строчки прочитаешь, а представишь и почувствуешь целый мир.
Учитель. Пожалуй, лучше и не скажешь. Спасибо вам за урок. Домашнее задание – выучить стихотворение «Ландыш» наизусть, передать при чтении те чувства и мысли, о которых вы на этом уроке столь замечательно высказывались.

Фотографии, фон, картинки взяты отсюда:

Краткое содержание Маршак Двенадцать месяцев (12 месяцев) для читательского дневника

Автор: Самуил Яковлевич Маршак Год написания: 1943

Жанр: сказка Главные герои: Падчерица, Королева, Мачеха и дочка, Двенадцать месяцев.

Сюжет: Под Новый год выпускают указ о том, чтобы отыскать принцессе корзину подснежников за большое вознаграждение. Коварная мачеха с дочкой стремятся заполучить драгоценные монеты. Сами они скупы и ленивы, поэтому посылают падчерицу в бор. В бору девчонка повстречала двенадцать братьев, имеющих имена, совпадающие с месяцами всех времен года. Они даруют ей лукошко подснежников и после несколько раз помогают ей. Когда королева видит подснежники, понимает, что ее одурачили и приказывает казнить падчерицу, на помощь приходят братья-месяцы. Они наказывают принцессу, мачеху и ее дочь. А девочку одаривают подарками за ее доброту и отзывчивость.

Читайте также:  Кот и лодыри – краткое содержание произведения Маршака

Главная мысль: Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.

Краткое содержание Двенадцать месяцев

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы.

Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину. Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

Читать краткое содержание Двенадцать месяцев (12 месяцев). Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Маршак. Краткие содержания произведений

  • Багаж
  • Вот какой рассеянный с улицы бассейной
  • Горя бояться – счастья не видать
  • Двенадцать месяцев (12 месяцев)
  • Кошкин дом
  • Рассказ о неизвестном герое
  • Сказка о глупом мышонке

Картинка или рисунок Двенадцать месяцев (12 месяцев)

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Фредерик Клегг – молодой человек, работающий делопроизводителем в местной Ратуше. Влюблен в Миранду Грей, студентку, с которой никак не может найти повода познакомиться.

Действие пьесы начинается с дома Фамусова. Где юная семнадцатилетняя дочь Софья тайно влюблена в секретаря отца Алексея Молчалина. По ночам влюбленные тайком от всех видятся в комнате у девушки. Служанка Лиза охраняет их дверь, чтоб отец не обнаружил их

Пьеса великого швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта Визит старой дамы впервые была поставлена в 1956 году в Цюрихе. Эта трагикомедия принесла автору всемирную известность.

Современная эпоха представляет собой период революций и междоусобных войн. Явным является обострение подобных конфликтов на фоне именно идеологического столкновения между людьми

Повествование ведётся от лица самого автора, Фёдора Александровича Абрамова. По приезде в деревню к своему покойному брату рассказчик решил навестить свою так называемую тётку Любу

Двенадцать месяцев

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костер.

Четырна­дца­тилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес — за подснежниками.

Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадет у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

Торжественный прием в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у нее возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными. Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мерзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с нее шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остается с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мерзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат — погреться у костра, Мачеха с Дочкой — шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряженные двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и дает каждому шубу. А собак она через три года приведет к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание «Двенадцать месяцев»

Сказка «Двенадцать месяцев» Маршака была написана в 1943 году специально для МХАТа. Произведению, в котором гармонично переплелись сказочные мотивы и реальная жизнь, суждено было стать одной из самых лучших новогодних историй для детей.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Двенадцать месяцев», а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен для подготовки к уроку литературы в 5 классе и для читательского дневника.

Главные герои

Падчерица – сирота, добрая, отзывчивая, трудолюбивая девочка.

Мачеха – злая, жадная женщина, которая заставляла Падчерицу выполнять всю черную работу.

Дочка – родная дочь Мачехи, избалованная, грубая и ленивая девочка.

Королева – юная правительница, сирота, капризная, надменная, взбалмошная девочка.

Другие персонажи

Солдат – добрый, справедливый, честный мужчина.

Профессор – учитель Королевы, который не только учил, но и воспитывал ее.

Месяцы – двенадцать месяцев, которые помогли Падчерице.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая

Солнечным зимним днем заяц предложил белкам играть в горелки – «солнце окликать, весну зазывать» . За их играми стала наблюдать Падчерица, которую злая Мачеха послала в лес за хворостом и дровами. Вскоре на поляну вышел Солдат с санями. Падчерица рассказала ему о проказах белок и зайца, но тот совсем не удивился: «Под Новый год и не такое случается!» . Он рассказал, как однажды его деду довелось «со всеми двенадцатью месяцами встретиться» под Новый год.

Солдат поведал, что должен привезти елку «для самой королевы» , которая была ровесницей Падчерицы и после смерти родителей осталась круглой сиротой.

Картина вторая

В роскошной классной комнате Профессор проводил урок. Королеве всего четырнадцать лет, но она ужасно избалованна и капризна. Урок по чистописанию был прерван Канцлером, которому потребовалось срочно подписать бумаги. Нужно было выбрать – казнить или помиловать человека, и Королева написала «” казнить” – это короче» . Мудрый Профессор принялся укорять девочку тем, что она решила «судьбу человека, даже не задумавшись» .

Читайте также:  Двенадцать месяцев - краткое содержание сказки Маршак (12 месяцев)

Капризной Королеве взбрело в голову, чтобы наступил апрель, и на новогоднем банкете были подснежники. Она издала указ, в котором объявила о начале весны и пообещала щедро наградить того, кто принесет во дворец подснежники.

Картина третья

В маленьком домике на окраине города Мачеха с Дочкой обсуждали приказ Королевы. Им очень хотелось получить обещанную награду, но где зимой отыщешь подснежники? Они решили отправить в лес Падчерицу, чтобы та принесла им весенние цветы.

Падчерица принялась умолять Мачеху пожалеть ее: на улице темно, воет метель, «да какие же теперь подснежники – ведь зима…» . Но только жадная старуха и слышать ничего не хотела – дав корзинку побольше, она захлопнула за Падчерицей дверь.

Действие второе

Картина первая

Замерзшей девочке было очень страшно в темном лесу. Вдруг вдалеке ей почудился «золотой огонек» , «и дымком теплым как будто запахло» . Она обрадовалась и пошла навстречу огоньку, который оказался большим пылающим костром. Вокруг него сидели и грелись все двенадцать братьев-месяцев: «трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем еще юноши» .

Набравшись смелости, девочка подошла к ним и рассказала, что злая Мачеха заставила ее пойти в лес и собрать подснежники. Чтобы помочь ей, братья решили на часок уступить место Апрелю.

«В лесу и на поляне» все изменилось: растаял снег, появилась зеленая травка, распустились подснежники. Девочка принялась собирать цветы, и вскоре наполнили ими большую корзину. Она очень понравилась юному Апрелю, который подарил ей свое колечко. Если приключится беда, нужно бросить колечко, произнести волшебные слова и все двенадцать месяцев придут на помощь.

Картина вторая

Падчерица принесла подснежники домой и тут же заснула крепким сном. Дочка, заподозрив неладное, нашла у нее волшебное кольцо и забрала себе, пока девочка спала. Проснувшись, падчерица принялась умолять вернуть ей кольцо, но Мачеха и Дочка и слышать ничего не хотели. Забрав корзину с подснежниками, они поспешили в королевский дворец.

Действие третье

В королевском дворце стояла пышно украшенная новогодняя елка, нарядные гости прохаживались по залу. Но предстоящее торжество совсем не радовало капризную Королеву. Она заявила, что «декабрь не кончится до тех пор, пока мне не принесут полной корзины под­снежников» .

Королева сменила гнев на милость, когда подснежники принесли Мачеха и Дочка. Они не могли внятно ответить, где достали цветы, и признались, что это сделала Падчерица. Королева тут же решила отправиться со свитой к этому волшебному месту.

Действие четвертое

Картина первая

Королева велела дать шубу Падчерице, которая совсем озябла в холодном лесу. Осмелев, девочка попросила у Королевы вернуть ей колечко, которое забрала у нее мачехина Дочка. Взамен же Королева потребовала показать место, где девочка нарвала подснежники, но та отказалась.

Разгневанная Королева велела снять с упрямицы шубку и бросила колечко в прорубь. Падчерица успела произнести волшебные слова. Тут же поднялся сильный ветер, и девочка исчезла. Друг за другом последовали все времена года: зима, весна, лето и осень.

Когда вновь вернулась зимняя стужа, придворные поспешили вернуться во дворец, бросив свою Королеву в лесу. На поляну вышел старик Январь, который предложил всем загадать по желанию. Королева пожелала скорее оказаться во дворце, Профессор – «чтобы все опять было на своем месте и в свое время: зима – зимою, лето – летом» , Солдат – погреться у костра, а Мачеха с Дочкой – шубы, «хоть на собачьем меху» . Надев шубы, жадные женщины тут же превратились в собак. Их запрягли в сани, но далеко на собаках не уедешь.

Картина вторая

Падчерица, греясь у костра с двенадцатью месяцами, поблагодарила каждого из них. Месяцы сказали, что теперь она будет полноправной хозяйкой в доме. Они пообещали вернуть Мачехе и ее Дочке человечье обличье, но только через три года, как «станут они посмирнее» .

Месяцы подарили девочке большой сундук, в котором были «шубы, платья, вышитые серебром, серебряные башмачки и еще целый ворох ярких, пышных нарядов» и чудесные сани.

К костру присоединился Солдат. Увидев сани Падчерицы, запряженные резвым скакунами, он предложил Королеве попросить девочку вывезти их из леса. Та впервые в жизни произнесла слово «пожалуйста», и Падчерица с радостью отвезла всех во дворец.

Так закончилась история о двенадцати месяцах.

Заключение

Рассказ учит доброте, уважению, справедливости, а также тому, что все в этой жизни должно идти своим чередом.

После ознакомления с кратким пересказом «Двенадцати месяцев» рекомендуем прочесть сказку Маршака в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

  1. Основные персонажи
  2. Пересказ тезисно
  3. Краткое содержание
  4. Основная идея сказки

Действие сказки происходит в лесу накануне наступления Нового года. В эту ночь могут случаться разные чудеса, и на помощь добрым людям приходят даже сказочные персонажи

Основные персонажи

  • Падчерица – живет с мачехой и сводной сестрой, добрая и милая девочка, всем старается помочь;
  • Мачеха – жестокая, жадная и завистливая женщина, взвалила всю грязную и тяжелую работу на неродную дочь;
  • Дочка – грубая, капризная и ленивая девчонка;
  • Королева — рано осталась сиротой, гордая и не привыкшая к неповиновению девочка, ровесница Падчерицы.
  • Солдат – честный и добрый военнослужащий, который ответственно исполняет свой долг;
  • Старый Профессор – пытается учить и воспитывать девочку;
  • Месяцы – братья, символизирующие все месяцы одного года, которые пришли на помощь Падчерице в трудную минуту.

Пересказ тезисно

Некоторым государством правила Королева — маленькая невоспитанная девочка. Под Новый Год она издала абсурдный приказ принести ей весенние цветы — подснежники. За это она пообещала щедрую награду.

Жестокая мачеха приказала идти в лесную чащу за цветами неродной дочери.

Сиротка уже готовилась к смерти в суровую зимнюю ночь, но ей помогли двенадцать братьев-месяцев. Апрель встал на место своего брата Декабря и дал сиротке возможность набрать корзину нежных весенних цветов.

Этот неожиданный дар пришелся Королеве по вкусу, но она приказала, чтобы эти простые женщины показали, где взяли цветы.

Тогда им приходится признать, что в лес ходили не они. Королева с пышной свитой отправляются в лес за новогодними чудесами, и вновь на помощь Падчерице приходят братья-месяцы. Они устраивают быструю смену времен года с весенним дождиком, летней жарой и осенними ливнями. Королева, которую бросают все придворные, кроме Солдата и Профессора, получает хороший жизненный урок, а жадная Мачеха и ее дочка по воле Января превращаются в собак на три года.

Краткое содержание

Холодным предновогодним вечером в лесу белки да зайцы в горелки и догонялки играют. За их игрой наблюдает только бедно одетая девочка, которая пришла в лес за хворостом. На звонкий смех из чащи выходит старый солдат, который рубил елку для королевского двора. Девочка ласково с ним здоровается и со смехом рассказывает о невиданных чудесах.

А в это время в своих покоях капризная Королева сидит за уроками. Старый Профессор изо всех сил старается научить девочку грамоте, а также внушить ей правила поведения, дать уроки порядочности и доброты. Но юная Королева, которая не привыкла к отказам и поучениям, грозит учителю казнью.

В ее сумасбродную голову пришла странная идея: она захотела смешать зиму и весну, велела принести из лесу нежные весенние цветы – подснежники, и она тут же заставила огласить свою волю.

Мачеха, услыхав про приказ Королевы, тут же посылает свою Падчерицу в лес за цветами. Как девочка ни отказывалась, как ни уговаривала злую женщину, но та приказала ей не возвращаться домой без подснежников.

В лесу девочка выходит к яркому костру, у которого сидят 12 братьев-месяцев. Они очень удивились, увидав в такое время в самой чаще человека.

Но когда Падчерица рассказала им о своем горе, они решили ей помочь. Апрель попросил посох у Января, и на несколько минут в лес пришла весна. Девочка быстро собрала цветы, а Апрель подарил ей колечко и сказал, что они всегда придут ей на помощь, поскольку очень она им полюбилась своим трудолюбием, терпением и добрым нравом.

Добрые братья-месяцы пришли на выручку трудолюбивой девочке

Мачеха и Дочка были потрясены тем, что сиротка вернулась домой, да еще и с цветами. Они собрались во дворец, но тут завистливая сводная сестра увидела у девочки колечко и потихоньку выкрала его.

Королева нетерпеливо ожидала цветы, а когда они были принесены, она с радостью отдала обещанные золотые и стала расспрашивать женщин, где же они отыскали цветы в самую стужу. Те сначала много врали, но скоро запутались и признались, что в лесу побывала Падчерица.

Тогда капризная девочка приказала отправляться в лес всем своим придворными и там уже искать заветную полянку, на которой и зимой цветы цветут. Она не теряла надежды, что бедная сиротка расскажет ей свой секрет и не стеснялась в способах ее разговорить. Но когда она взяла перстенек, подаренный братцем Апрелем, и швырнула его в снежный сугроб, умная девушка негромко проговорила заклинание, и братья-месяцы вновь пришли к ней на помощь.

Неожиданно зима сменилась весной — зацвели цветы, затем быстро наступило жаркое лето — поспели ягоды, но через несколько минут загремел гром, поднялся ураган, начался ледяной ливень, за которым вслед пришла зима. Все придворные сбежали, а с Королевой остались лишь Старик Профессор и Солдат.

Пришел седой Январь и пообещал в эту волшебную ночь исполнить желание всех присутствующих. Правительница очень хотела домой, Учитель мечтал, чтобы в природе вновь все шло по заведенному порядку, а Солдат хотел только погреться у костра. Там они нашли и падчерицу, но теперь она была одета в дорогу шубу, которую ей подарили братья, и около нее стояли кони, запряженные в красивые сани.

Злая Мачеха и Дочка хотели только шубы, но поскольку шубы были собачьи, то они оборотились в собак и только через три года смогут вновь получить человеческий облик.

Все в чудесной сказке получили по заслугам

Королева поняла, что не всегда все решают деньги и богатство, всегда нужно быть добрым и участливым, относиться к людям, как к равным, и забыть о гордости.

Основная идея сказки

Эта сказка учит доброте и справедливости, умению прийти на помощь и ничего не просить взамен, уважать людей и не нарушать морально-нравственные законы человеческого сосуществования.

Сказка «Двенадцать месяцев» в кратком содержании наглядно показывает, что и силы природы приходят на помощь трудолюбивым и терпеливым людям, а дурные и неблагодарные люди рано или поздно получают по заслугам.

Ссылка на основную публикацию