Кот и лодыри – краткое содержание произведения Маршака

Конспект урока С.Я. Маршак “Кот и лодыри”
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока С.Я. Маршак “Кот и лодыри”

Скачать:

ВложениеРазмер
kot_i_lodyri.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема : С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

– пробудить у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака, познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри»;

– учить характеризовать героев произведения; определять главную мысль героев произведения;

– развивать навыки читать бегло, правильно, выразительно.

  1. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
  2. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  3. создать условия для формирования УУД:
  1. личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

На доске записаны пословицы:

Учись смолоду – пригодится в старости.

Мудрым никто не родился, а научился.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

У лодыря что ни день, то лень.

I. Организационный момент. Мотивация к работе.

Прозвенел уже звонок,

Всё готово посмотрели

И за парты тихо сели.

– Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете.

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу»

-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

Скороговорка ( презентация, слайд 1 ).

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

-Прочитайте, что записано на доске? (скороговорка). Слайд 2

– О ком эта скороговорка? (про учеников).

Чтение полностью, «Радио».

Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.

III. Постановка темы и целей урока

1. Игра в группах “Составь стихотворение»

– На что будете обращать внимание при составлении стихотворения? (содержание, рифму)

Стихотворение печатается на листе, наклеивается на открытку или картинку и разрезается на части по 2-3 строки. Дети по смыслу и по рифме должны из частей составить целое стихотворение. Складывают полоски по порядку. Если работа выполнена верно, то получается картинка или в данном случае – имя и фамилия поэта – Самуил Маршак.

Пришёл из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

– Где твой дневник? – спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: «Очень плохо!»

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: – Негодяй!

Чем заслужил ты единицу?

– Я получил её за птицу.

В естествознании я слаб:

Назвал я птицей баобаб .

– За это, – мать сказала строго, –

И единицы слишком много!

– У нас отметки меньше нет. –

Промолвил мальчик ей в ответ.

– За что вторая единица? –

Спросила старшая сестрица.

– Вторую, если не совру,

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

Что кенгуру растут на грядке.

Ты очень скверный ученик,

Вздохнув, сказала мать.

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!

– Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.

– Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения. Слайд 3

– Как вы думаете, о ком это стихотворение? (о двоечнике, лентяе). Почему мальчик был двоечником? (он ленился хорошо учиться, не старался).

2. Сообщение темы урока.

– Кто догадался какая тема нашего урока? (Произведения С.Я. Маршака о лентяе). Какую цель ставим перед собой на уроке? Что будем исследовать, открывать?

(-познакомимся с творчеством С.Я. Маршака ;

– будем развивать навык чтения:

– творческие и исследовательские способности).

III. Работа по теме урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его произведений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.

– Посмотрите, что записаны на доске? (пословицы). Сегодня на уроке нам нужно исследовать произведение С.Я. Маршака и доказать какие из данных высказываний передают главную мысль произведения.

Вспомните по картинкам и отрывкам названия его произведений.

  1. Викторина по произведениям Маршака.

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки.
(“Жил человек рассеянный”)

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
(“Кошкин дом”)

Где обедал, воробей?

В зоопарку у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

(“Где обедал, воробей?)

  1. Чтение статьи в парах по учебнику, стр. 24.

– Что нового узнали о писателе?

3. Рассказ учителя о Маршаке (презентация)

Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.

Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одарённых предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в XVII веке. Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Жили бедно, в поисках счастья часто переезжали: отец без конца искал работу.

В край далёкий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У неё одна скамья.

Детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак всё время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.

IV. Продолжение работы по теме урока . Работа над стихотворением “Кот и лодыри”.

– Прочитайте название произведения. Предположите, о ком оно?

а) Прослушивание аудиозаписи стихотворения (2 минуты).

– Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение?

– Понравилось вам произведение? Какое у вас настроение после прослушивания?

– Определите жанр произведения, главных героев (стихотворение, лодыри и кот).

б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа (презентация).

– Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно ( Лодыри , р анец , г рамота , г рифель).

– Найдите значение слова “грифель” в толковом словаре.

Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

в) Чтение стихотворения “цепочкой” (по 2 строчки)

д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

– Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

– Как он говорит в конце встречи?

– Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? (Он смеется над ними, осуждает их.)

Сам Маршак – неутомимый труженик, не терпел “пустого” времени. Он писал:

Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

г) Чтение стихотворения по ролям.

– Определите действующие лица (автор, кот, лодыри).

е) Продолжение беседы над смыслом.

– В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит? (кот)

А теперь без грамоты

Далеко без грамоты

Не попить без грамоты,

На воротах номера

– Соотнеси смысл пословиц с содержанием стихотворения. Какая из пословиц подходит к данному стихотворению?

Кот и Лодыри Маршак С. Я.

Читать стихотворение Кот и Лодыри

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

План анализа стихотворения Кот и Лодыри

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом

Самуил Маршак — Кот и лодыри: Стих

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

Урок литературного чтения во 2-м классе “С.Я. Маршак “Кот и лодыри”

ЦЕЛИ: познакомить детей с некоторыми моментами жизни и творчества Маршака, его стихотворением “Кот и лодыри”; развивать навык чтения, творческие способности, внимание учащихся; формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, выставка его книг, карточки с отрывками из произведений Маршака, карточки со строками стихотворения для игры “Составь стихотворение”, таблички с записью названия стихотворения и слова “грифель”, толковый словарь, учебник “Родная речь” Горецкого.

ХОД УРОКА

1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2) Звуковая разминка.

Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Чтение гласных: а о у и ы е

2. Чтение согласных: ж ш з щ с ц

Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.

– Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.

– На что будете обращать внимание при составлении стихотворения?

ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА.

Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
– Где твой дневник? – спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: “Очень плохо!”
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: – Негодяй!
Чем заслужил ты единицу?
– Я получил её за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
– За это, – мать сказала строго, –
И единицы слишком много!
– У нас отметки меньше нет. –
Промолвил мальчик ей в ответ.
– За что вторая единица? –
Спросила старшая сестрица.
– Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Ты очень скверный ученик,
Вздохнув, сказала мать.
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

– Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.

– Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его стихотворений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.

2. Викторина по произведениям Маршака.

– Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
(“От А до Я” Азбука в стихах)

Вот один иль единица –
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два –
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
(“Весёлый счёт”)

Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
(“Мяч”)

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
(“Багаж”)

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки.
(“Жил человек рассеянный”)

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
(“Кошкин дом”)

Где обедал, воробей?
В зоопарку у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы
(“Где обедал, воробей?)

3. Рассказ учителя о Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, так что, по-праву, мы можем назвать его своим земляком. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

4. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24

а) Чтение “Спринт”

– Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?

Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака – детского поэта, Маршака – драматурга, лирического поэта, переводчика и, наконец, Маршака – сатирика.

б) Чтение статьи вслух.

– Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?

Физкультминутка.

5. Работа над стихотворением “Кот и лодыри” (вывешивается табличка с названием стихотворения)

– Кто такие лодыри?

а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.

– Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.

– Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.

– Найдите значение слова “грифель” в толковом словаре. ( Если есть возможность – словари лежат на каждой парте. Если нет – один ученик находит в словаре и читает значение слова)

Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

в) Чтение стихотворения “цепочкой” (по 2 строчки)

г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.

– Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям?

– Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

– Как он говорит в конце встречи?

д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

– Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

Сам Маршак – неутомимый труженик, не терпел “пустого” времени. Он писал:

Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

6. Чтение “Сказки про двух лодырей” Маршака подготовленными учениками. Приложение 2.

– Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одно произведение Маршака – “Сказку про двух лодырей”, созвучную с данным стихотворением и подумать, к чему может привести лень, нежелание заниматься каким-либо делом.

Как говорится: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

– Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

4) Проверка домашнего задания.

Дома вы пробовали свои силы в сочинении стихов на заданные рифмы.

– Кто выполнил задание? (Дети читают свои стихи)

– Чьё стихотворение вам понравилось больше всего?

5) Итог урока. Проверочный тест.

– О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный, запишите букву, около которой он написан.

Проверочный тест.

– Имя и отчество поэта.

м – Самуил Яковлевич;

– Где родился Маршак?

– Выберите название произведения Маршака.

ш – “Федорино горе”;

– Выберите слово, близкое по значению к слову “лодыри”.

– Куда попали лодыри вместо урока?

– Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

– Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!

Произведение маршака кот и лодыри. Отзыв о стихотворении С.Я.Маршака «Кот и лодыри

В стихотворении С.Я.Маршака «Кот и лодыри» главный герой – уличный кот. Начинается стихотворение с того, что ребята, которые не очень любят учиться, вместо того, чтобы пойти на урок, отправились кататься на коньках. Автор называет этих ребят «лодырями».

По дороге на каток они встретили очень хмурого кота, который, к тому же, был изрядно ободран. Дети поинтересовались у кота, почему тот такой хмурый. На это кот рассказал им, что у него очень трудная жизнь, не смотря на то, что он молод и умен. А все оттого, что для котят не строят школ, и кот не умеет ни читать, ни писать. А не будучи грамотным, невозможно ни пропитание добыть, ни напиться. И даже номер дома неграмотный кот узнать не может.

На эту речь кота лодыри весело заявили, что они, хоть и ходят в школу, но их ничему научить не могут, потому что им лень учиться. Лодыри только любят кататься на коньках.

Удивленный кот ответил лентяям, что он много встречал в жизни лодырей, но таких еще никогда не встречал.

Таково краткое содержание стихотворения.

Главный смысл стихотворения С.Я.Маршака «Кот и лодыри» в том, что без знаний в наше время прожить трудно, а лодырей, которые этого не понимают, ждет такая же неприглядная жизнь, как у этого уличного кота.

Стихотворение «Кот и лодыри» учит нас уважительно относиться к знаниям, к учебе в школе, чтобы в будущем не испытывать тех трудностей, которые выпадают на плечи неграмотных лентяев.

В стихотворении С.Я.Маршака мне понравился главный герой, кот. Он считает себя красивым и умным, и при этом прекрасно осознает то, что корень его проблем в неграмотности, в отсутствии необходимых знаний. Видно, что кот с удовольствием бы занялся учебой, если бы для котов открывали школы. Он понимает, что такое знания и ценит их, в отличие от ребят-лодырей, которые, хоть и ходят в школу, совершенно не ценят эту возможность получать знания.

Какие пословицы подходят к стихотворению «Кот и лодыри»?»

От знаний уйдёшь — в хвосте пойдёшь.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
У лодыря что ни день, то лень.

«Барсик кот» – Антуан де Сент-Экзюпери. Вот такой. Средняя скорость, с которой кот ходит по квартире, – 2 км/ч. Мне стало интересно, сколько воды выпивает кот. Я рассчитала, в среднем, сколько корма в год съедал кот. Главное – воспитание в человеке человеческого». Средняя скорость, с которой кот бежит по команде «Барсик, кушать!», – 7 км/ч.

«Паустовский Кот-ворюга» – Что означает слово«ворюга»? Родился 19 (31) мая в Москве в семье железнодорожного статистика. «Свободный микрофон». Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Сравните слова: вор, воришка, ворюга, хитрюга.

«Дядя фёдор пёс и кот» – Сколько лошадиных сил было у трактора? 1) одна 2) пять 3) двадцать 4) сто. Как назвал свою корову Матроскин? 1) Зорька 2) Машка 3) Дашка 4) Мурка. Федор, пес и кот”. на каком топливе работает трактор Митя? 1) на бензине 2) на керосине 3) на солярке 4) на продуктах. Назовите фамилию почтальона из Простоквашино. 1 Плиткин 2 Обогревателев 3 Печкин 4.Батареин.

«Кот Васька» – Домашние животные Кот Васька. У кошек неплохое обоняние – способность различать запахи. Мой кот играет со мной в прятки. Кошки выпускают свои когти для хватания и удержания добычи. У всех кошек очень гибкий позвоночник и лапы с втянутыми когтями. У многих замечательных людей кошка была спутником жизни.

«Маршак Самуил Яковлевич» – Из фотоальбома семьи Самуила Яковлевича Маршака. С.Я. Маршак (слева в верхнем ряду) в кругу родных и друзей 1906. О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы. Яков Миронович Маршак отец. Литературный критик; поэт; переводчик; редактор. С.Я. Маршак (слева) – ученик Острогожской гимназии с товарищем 1900.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

– …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. “Мастер и Маргарита”

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. “Любовница французского лейтенанта”

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами – нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. “Болтливый мертвец”

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
– Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи – это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему – гоните критиков. Они – лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас – это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. “Тысяча жизней”

Стихи – это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Урок для начальных классов “С.Я. Маршак “Кот и лодыри””

Описание разработки

Тип урока: Урок знакомства с новым текстом.

Формы работы: фронтальная, парная,

Цель урока: создать условия для знакомства с новым произведением;

способствовать развитию внимания, мышления, памяти, отработке навыка выразительного чтения.

Цели и задачи урока:

• познакомить с творчеством С. Я. Маршака, в частности со стихотворением «Кот и лодыри»;

• ввести новые слова в активный словарь;

• научить выразительно читать это стихотворение;

• развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, навыки выразительного чтения, соблюдать интонацию;

• умение узнавать произведение по словам;

• воспитывать серьезное отношение к учебе, показать, что учеба – главный труд учащихся;

• пробудить интерес к творчеству С. Я. Маршака;

• учить подбирать подходящие пословицы к произведению.

Научатся передавать с помощью интонации настроение поэта; соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения.

– формулировать задачу урока вместе с группой учащихся;

– оценивать свою деятельность;

Контролировать правильность ответов обучающихся.

– анализировать содержание поэтического произведения

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

– Обосновывать свое мнение.

– понимать на слух текст стихотворения;

Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Ход урока:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Здравствуйте, ребята! Урок литературного чтения.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Будем громко мы читать,

На вопросы отвечать.

Речевая разминка (чтение скороговорки)

– Для чего нам нужна работа над дикцией?

Актуализация знаний и постановка цели и задачи урока.

Цель: заинтересовать детей, выявить знания учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

– Посмотрите на слайд и скажите, кто этот человек?

– Расшифровав имя, мы проверим, правильно ли вы сказали. (Слайд №5)

Самуил Яковлевич Маршак (Слайд №6)

– Знаком вам этот писатель?

– Какие произведения его читали в 1 классе? ( «Автобус номер 26», «Хороший день»).

–Что вы помните об этом писателе?

(Просмотр презентации. Слайды №7 – 12. Последний – – выставка).

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Предмет: литературное чтение

Автор УМК: Л.Ф.Климанова

Тема урока: К.И.Чуковский «Кот и лодыри»

Тип урока: Урок знакомства с новым текстом.

Формы работы: фронтальная, парная,

Цель урока: создать условия для знакомства с новым произведением;

способствовать развитию внимания, мышления, памяти, отработке навыка выразительного чтения.

Цели и задачи урока:

• познакомить с творчеством С.Я.Маршака, в частности со стихотворением «Кот и лодыри»;

• ввести новые слова в активный словарь;

• научить выразительно читать это стихотворение;

• развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, навыки выразительного чтения, соблюдать интонацию;

• умение узнавать произведение по словам;

• воспитывать серьезное отношение к учебе, показать, что учеба – главный труд учащихся;

• пробудить интерес к творчеству С.Я.Маршака;

• учить подбирать подходящие пословицы к произведению.

Научатся передавать с помощью интонации настроение поэта; соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения.

-формулировать задачу урока вместе с группой учащихся;

-оценивать свою деятельность;

Контролировать правильность ответов обучающихся.

-анализировать содержание поэтического произведения

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

-Обосновывать свое мнение.

-понимать на слух текст стихотворения;

Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Читайте также:  Сто лет одиночества – краткое содержание романа Маркеса
Ссылка на основную публикацию