Кот и лодыри – краткое содержание произведения Маршака

Стихотворение С. Я. Маршака «Кот и лодыри» для читательского дневника

Произведение С. Я. Маршака «Кот и лодыри» было написано в 1933 году. Это интересное и поучительное стихотворение. Автор рассказывает про встречу бездельников и уличного кота. На примере героев автор показал, что очень важно не лентяйничать, а учиться и стремиться к знаниям, всегда быть при деле. Краткое содержание «Кот и лодыри» для читательского дневника поможет понять смысл стихотворения и замысел автора.

  1. Анализ произведения
  2. Краткое содержание
  3. План пересказа
  4. Описание героев и главная мысль
  5. Отзывы читателей

Анализ произведения

Сюжет развивается зимой. В стихотворении показана важность знаний в жизни людей.

Краткое содержание

Школьники решили прогулять уроки и пошли на каток. По дороге им встретился кот. Он был очень хмурым, серьезным, подранным и несчастным.

Ребята спросили у него, отчего тот так печален.

Кот поведал им о своих горестях. Он был умным, но безграмотным. Печалился, что для котят не строят школ, а ведь сейчас без грамоты никуда. Нельзя добыть пропитание, питье, да и номер дома не прочитать. Поэтому всем животным очень плохо живется необразованными.

Мальчишки весело сообщили, что им уже скоро 12, а они толком ничего не знают. Им лень учиться, да и знания не нужны. Ведь это скучно, а вот катание на катке — другое дело, гораздо лучше книги.

Кот был удивлен такими словами. Он много повидал таких бездельников на своем пути, но таких глупцов — ни разу.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план стихотворения. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Мальчишки прогуляли школу.
  2. Дорога на каток.
  3. Встреча с умным котом, его рассказ про печали и переживания.
  4. Школы для котят.
  5. Жизнь необразованных котов.
  6. Ребята признались, что ничего не знают, а школу считают скучной.
  7. Удивление кота.

Описание героев и главная мысль

В стихотворении представлено несколько главных героев:

  • Лодыри — ленивые и безответственные мальчишки. Они не желают учиться, считают, что лучше веселиться на катке, чем ходить на скучные уроки.
  • Кот — уличный, но любознательный. Он хочет обучиться грамоте, мечтает о создании школ для котят.

Основная мысль произведения заключается в том, что знания — это великая сила. Необразованному человеку сложно устроить свою жизнь, прожить ее полноценно.

Жизненная цель людей — постоянно учиться, развивать свои навыки, передавать свой опыт.

Стихотворение учит следующему:

  • любить и ценить знания;
  • уважить педагогов;
  • быть трудолюбивым и настойчивым;
  • достигать своих целей.

Знания делают жизнь лучше и интереснее. Поэтому к ним нужно стремиться, ходить в школу и прилежно учиться.

Отзывы читателей

Очень интересное стихотворение. В нем затронута важная тема, а именно грамотность, желание учиться. Я считаю, как человек относится к повседневной жизни, так она и сложится. Если нет желания учиться, то потом и работать не захочется. Человек всю жизнь будет лениться, так и проживет, ожидая пенсии, когда можно будет ничего не делать. Каждый день определяет все дальнейшее существование. Маршак (кто написал «Кот и лодыри») — автор очень талантливый. Он говорит о сложных вещах простым языком, что позволяет детям осознать их. Я очень советую обязательно каждому прочитать все его стихотворения.

Все произведения автора очень интересны. Помимо этого, мне еще нравится у Маршака «Почта», краткое содержание для читательского дневника которого составляли в классе совсем недавно, а еще делали рисунок по нему. Рекомендую прочитать сборник стихов, поучительно и увлекательно.

В школе нам задавали сделать анализ «Кот и лодыри», написать по стихотворению конспект. Мне книга очень понравилась, особенно если читать с картинками. Сразу представляешь, как выглядят герои: умный, но подранный котик, мальчишки-бездельники. Это интересное и поучительное произведение. «Кот и лодыри» написал С. Я. Маршак. У автора много разных стихов, во всех можно чему-нибудь научиться. Особенно мне нравятся стихотворения про животных. Автор передает читателям свое теплое отношение к ним, как бы наставляет нас на такое же поведение. Советую.

Краткое содержание сказок Маршака

Багаж

Действие происходит на неизвестной железнодорожной станции. Женщина сдает в багаж крупные вещи: диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку. Также в открытом багажном вагоне поедет маленькая собачонка. Читать далее

Вот какой рассеянный с улицы бассейной

В Ленинграде на улице, которая называлась Бассейной, жил один чудак. Он был очень рассеянным, потому постоянно попадал в какие-то нелепые ситуации. Например, однажды утром он решил надеть рубашку, сидя на кровати Читать далее

Горя бояться – счастья не видать

Жил-был на свете Дровосек. Дожил до старости, а все работает – помощи ждать не от кого. Трудно ему давались задания, сил почти не осталось, а беды все приходят и приходят. Читать далее

Двенадцать месяцев (12 месяцев)

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса Читать далее

Кошкин дом

Однажды к богатой кошке пришли её два племянника-сироты, и стали к ней проситься поесть и погреться. Когда дворник Василий стал гнать котят прочь, тогда кошка выглянула, и спросила, с кем он разговаривает. Читать далее

Рассказ о неизвестном герое

Это произведение о героическом поступке молодого парня. Милиция и пожарные, да и все неравнодушные люди были заняты поисками молодого мужчины. Читать далее

Сказка о глупом мышонке

Мама глупого мышонка никак не может найти ему няньку. Привередливый мышонок отказывается от всех кандидатур, которые предлагает ему, выбившаяся из сил мама-мышка. То ему не нравится тихий голос Читать далее

Об авторе

Самуил Яковлевич Маршак известный детский писатель, живший во времена советского союза. Вряд ли на сегодняшний день существует человек, который не знаком с творчеством этого великого поэта и драматурга. Кто не помнит такие прекрасные и добрые сказки как «двенадцать месяцев», «терем-теремок» или «кошкин дом»? А рассеянного с улицы Бассейной, который все делал наоборот? На его изумительных творениях выросло не одно поколение и его стихи давно стали прекрасным примером детской поэзии, которые во всем многообразии отражают специфику детской жизни.

Детские стихи не были началом его литературной карьеры, но всегда были его страстью. До этого он писал сатирические и лирические произведения, делал переводы с английского, работал в журнале «Новый Робинзон» и сочинял детские пьесы. Но писателя всегда отличала любовь к юному поколению. Интерес к детям у него возник задолго до того, как он начал писать для них книги. Он безо всякой причины посещал школы и детские приюты, где придумывал и рассказывал забавные фантастические истории, разыгрывал вместе с детьми сценки и принимал участие в их шалостях. Возможно, именно из-за этого его стихи такие проникновенные, душевные и добрые, и так часто трогают сердца.

Творчество Маршака базировалось на фольклоре разных стран. Это и прибаутки, и сказки, и загадки. Каждое произведение было доброе и поучительное, одновременно имевшее сказочный и интересный сюжет. Главной темой его творчества являлось счастливое детство, так как оно объединяет в себе и взаимоотношения детей с окружающим миром, и нравственность и любовь к природе и многое другое.

Отдельного внимания в его произведениях удостаивалась тема животных. Писатель считал, что через свое творчество сможет показать юному читателю, что нужно уметь сопереживать тем, кто слабее. Нужно уважать животных, считаться с их чувствами и эмоциями. Он пытался научить детей быть человечными и уважать природу, при этом, не произнося ни одного поучительного слова.

Самуил Яковлевич прожил на свете более полу века, не расставаясь до последнего вздоха с ручкой и бумагой. Он посвятил всю свою жизнь детским душам. Его бессмертная классика навсегда останется в миллионах сердец маленьких и больших читателей.

Конспект урока С.Я. Маршак “Кот и лодыри”
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока С.Я. Маршак “Кот и лодыри”

Скачать:

ВложениеРазмер
kot_i_lodyri.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема : С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

– пробудить у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака, познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри»;

– учить характеризовать героев произведения; определять главную мысль героев произведения;

– развивать навыки читать бегло, правильно, выразительно.

  1. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
  2. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  3. создать условия для формирования УУД:
  1. личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

На доске записаны пословицы:

Учись смолоду – пригодится в старости.

Мудрым никто не родился, а научился.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

У лодыря что ни день, то лень.

I. Организационный момент. Мотивация к работе.

Прозвенел уже звонок,

Всё готово посмотрели

И за парты тихо сели.

– Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете.

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу»

-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

Скороговорка ( презентация, слайд 1 ).

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

-Прочитайте, что записано на доске? (скороговорка). Слайд 2

– О ком эта скороговорка? (про учеников).

Чтение полностью, «Радио».

Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.

III. Постановка темы и целей урока

1. Игра в группах “Составь стихотворение»

– На что будете обращать внимание при составлении стихотворения? (содержание, рифму)

Стихотворение печатается на листе, наклеивается на открытку или картинку и разрезается на части по 2-3 строки. Дети по смыслу и по рифме должны из частей составить целое стихотворение. Складывают полоски по порядку. Если работа выполнена верно, то получается картинка или в данном случае – имя и фамилия поэта – Самуил Маршак.

Пришёл из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

– Где твой дневник? – спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: «Очень плохо!»

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: – Негодяй!

Чем заслужил ты единицу?

– Я получил её за птицу.

В естествознании я слаб:

Назвал я птицей баобаб .

– За это, – мать сказала строго, –

И единицы слишком много!

– У нас отметки меньше нет. –

Промолвил мальчик ей в ответ.

– За что вторая единица? –

Спросила старшая сестрица.

– Вторую, если не совру,

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

Что кенгуру растут на грядке.

Ты очень скверный ученик,

Вздохнув, сказала мать.

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!

– Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.

– Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения. Слайд 3

– Как вы думаете, о ком это стихотворение? (о двоечнике, лентяе). Почему мальчик был двоечником? (он ленился хорошо учиться, не старался).

2. Сообщение темы урока.

– Кто догадался какая тема нашего урока? (Произведения С.Я. Маршака о лентяе). Какую цель ставим перед собой на уроке? Что будем исследовать, открывать?

(-познакомимся с творчеством С.Я. Маршака ;

– будем развивать навык чтения:

– творческие и исследовательские способности).

III. Работа по теме урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его произведений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.

– Посмотрите, что записаны на доске? (пословицы). Сегодня на уроке нам нужно исследовать произведение С.Я. Маршака и доказать какие из данных высказываний передают главную мысль произведения.

Вспомните по картинкам и отрывкам названия его произведений.

  1. Викторина по произведениям Маршака.

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки.
(“Жил человек рассеянный”)

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
(“Кошкин дом”)

Где обедал, воробей?

В зоопарку у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

(“Где обедал, воробей?)

  1. Чтение статьи в парах по учебнику, стр. 24.

– Что нового узнали о писателе?

3. Рассказ учителя о Маршаке (презентация)

Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.

Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одарённых предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в XVII веке. Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Жили бедно, в поисках счастья часто переезжали: отец без конца искал работу.

В край далёкий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У неё одна скамья.

Детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак всё время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.

IV. Продолжение работы по теме урока . Работа над стихотворением “Кот и лодыри”.

– Прочитайте название произведения. Предположите, о ком оно?

а) Прослушивание аудиозаписи стихотворения (2 минуты).

– Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение?

– Понравилось вам произведение? Какое у вас настроение после прослушивания?

– Определите жанр произведения, главных героев (стихотворение, лодыри и кот).

б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа (презентация).

– Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно ( Лодыри , р анец , г рамота , г рифель).

– Найдите значение слова “грифель” в толковом словаре.

Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

в) Чтение стихотворения “цепочкой” (по 2 строчки)

д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

– Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

– Как он говорит в конце встречи?

– Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? (Он смеется над ними, осуждает их.)

Сам Маршак – неутомимый труженик, не терпел “пустого” времени. Он писал:

Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

г) Чтение стихотворения по ролям.

– Определите действующие лица (автор, кот, лодыри).

е) Продолжение беседы над смыслом.

– В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит? (кот)

А теперь без грамоты

Далеко без грамоты

Не попить без грамоты,

На воротах номера

– Соотнеси смысл пословиц с содержанием стихотворения. Какая из пословиц подходит к данному стихотворению?

Самуил Маршак — Кот и лодыри: Стих

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

Анализ стихотворения Маршака «Кот и лодыри»

В стихотворении С. Я. Маршака «Кот и лодыри» главный герой — уличный кот. Начинается стихотворение с того, что ребята, которые не очень любят учиться, вместо того, чтобы пойти на урок, отправились кататься на коньках. Автор называет этих ребят «лодырями».

По дороге на каток они встретили очень хмурого кота, который, к тому же, был изрядно ободран. Дети поинтересовались у кота, почему тот такой хмурый. На это кот рассказал им, что у него очень трудная жизнь, не смотря на то, что он молод и умен. А все оттого, что для котят не строят школ, и кот не

На эту речь кота лодыри весело заявили, что они, хоть и ходят в школу, но их ничему научить не могут, потому что им лень учиться. Лодыри только любят кататься на коньках.

Удивленный кот ответил лентяям, что он много встречал в жизни лодырей, но таких еще никогда не встречал.

Главный смысл стихотворения С. Я. Маршака «Кот и лодыри» в том, что без знаний в наше время прожить трудно, а лодырей, которые этого не понимают, ждет такая же неприглядная жизнь, как у этого уличного

Стихотворение «Кот и лодыри» учит нас уважительно относиться к знаниям, к учебе в школе, чтобы в будущем не испытывать тех трудностей, которые выпадают на плечи неграмотных лентяев.

В стихотворении С. Я. Маршака мне понравился главный герой, кот. Он считает себя красивым и умным, и при этом прекрасно осознает то, что корень его проблем в неграмотности, в отсутствии необходимых знаний. Видно, что кот с удовольствием бы занялся учебой, если бы для котов открывали школы. Он понимает, что такое знания и ценит их, в отличие от ребят-лодырей, которые, хоть и ходят в школу, совершенно не ценят эту возможность получать знания.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Маршака «Пожар» Стихотворение «Пожар» отличается исключительно четкой композицией. Первые его строфы рассказывают о дозорном на каланче, затем идет вторая главка — огонь вырывается из плена и, наконец, третья — выезд пожарных на борьбу с огнем. Причем Маршак так отбирает факты и языковые средства, что каждая часть стихотворения — это законченное, самостоятельное целое, воспринимаемое в то же время […].

Анализ стихотворения Маршака «Мальчик из села Поповки» Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей — расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя. Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок — Последний гражданин села. Испуганный котенок белый, Обломки печки и трубы — И это […].

Анализ стихотворения Киплинга «Если» Найдите главные слова в том огромном развернутом предложении, из которого состоит стихотворение в переводе С. Маршака. Самое главное слово в этом стихотворении вынесено в заголовок. Это слово если. Затем нужно обратить внимание на последние слова второй и четвертой строф: «Держись!», «Ты — человек!». Сколько раз повторяется слово если в переводе Маршака? Какую роль играет это […].

Анализ сказки Маршака «Двенадцать месяцев» Сказка «Двенадцать месяцев» рассказывает нам о девушке «падчерицы», которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка. В этой сказке мы видим как добро борется со злом и в конце концов побеждает его, […].

Краткое содержание «Двенадцать месяцев» Маршака В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала ее жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат […].

Анализ стихотворения Михалкова «Дядя Степа» «Дядя Степа» — сказка-быль, с самого начала выводящая читателя-ребенка на границу реального и нереального. Герой произведения, вполне реальный гражданин, в то же время поражает воображение ребенка тем, что он «самый главный великан». Благородный, добрый силач-исполин, спасающий тонущего человека, достающий ребятам змея, предотвращающий крушение поезда, поднимающий на параде малышей, что0ы они могли «видеть армию страны», он […].

Анализ стихотворения Бунина «Святогор» В стихотворении Бунина «Святогор» повествуется о смерти славного богатыря Святогора. Безутешный конь, верный друг Святогора, бродит вокруг и пытается разбудить богатыря, не желая мириться с его смертью. В этом стихотворении два ключевых образа: образ коня и образ камня Алатыря. Конь в стихотворении олицетворяет неукротимость человеческого духа, нежелание мириться со злом, которое «сеют» различные «Иваны» (Иван […].

Анализ стихотворения Некрасова «Поражена потерей невозвратной» 1. ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. -Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно. 2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения? -«р»-передает напряжение, раздражение, стремление. 3. Найдите рифмующиеся слова. -Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба. 4. Определите размер стихотворения. -Ямб несет возбуждение 5. […].

Кот и Лодыри Маршак С. Я.

Читать стихотворение Кот и Лодыри

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

План анализа стихотворения Кот и Лодыри

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом

Конспект урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Кот и лодыри», 2 класс, УМК “Школа России”
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Кот и лодыри», 2 класс37.22 КБ
Презентация к уроку литературного чтения “Кот и лодыри”2.18 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя Морозова О.А.

ФИ студента Комлева А., 36 гр.

ФИО методиста Галиуллина Н.К.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Кот и лодыри»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра ;

уметь: прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух стихотворный текст, анализировать его, читать выразительно, передавая настроение.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося ; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности; оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Тип урока: « открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климанова.- М.: Академкнига Учебник, 2018.-Ч.2. ; презентация.

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: психологический настрой

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

– Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

– Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

– Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы

викторина по стихотворениям

Словесный: слово учителя, беседа

-Ребята, давайте вспомним, с каким автором, вы познакомились на прошлом уроке?

-А какие произведения вы прочитали?

-Ребята, вам нравятся стихотворения? А любите ли вы их читать?

-Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, в которой вам нужно будет назвать заголовок данных стихотворений.

-Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

-Выдали даме на станции

Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

– Назовите фамилию автора, о творчестве которого мы будем говорить сегодня на

уроке, и обоснуйте свой ответ.

-Молодцы, ребята, вы уже многому научились. Но вам предстоит узнать еще много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.

– Как вы считаете, зачем нужно учиться?

-А что вам чаще всего мешает хорошо учиться?

– Как можно назвать такого человека?

– С Корнеем Ивановичем Чуковским.

– «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

Вспоминают названия стихотворений.

– «Кошкин дом». С.Я.Маршак.

– Все отрывки взяты из стихотворений С.Я.Маршака, значит, сегодня мы будем говорить о творчестве С.Я.Маршака.

– Чтобы все знать, быть умными, стать образованными.

– Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, ленивец

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К.: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

Фронтальная форма работы

– А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи на экране.

-Итак, о каком стихотворении пойдет речь? Как вы определили?

-Сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока.

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

Нам предстоит узнать новые сведения о творчестве Маршака.

-Мы будем учиться задавать вопросы по содержанию стихотворения и находить на них ответы, работать над правильностью и выразительностью чтения.

-И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!

– «Кот и лодыри», убрали ь знак.

-С.Я.Маршак и его произведение «Кот и лодыри»

-Познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи, понимать авторскую мысль.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: выразительное чтение, слушание текста

Словесный: ответы на вопросы, толкование слов с использованием разных источников

Знакомство с автором

-Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

– Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать, и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. С некоторыми книгами вы знакомы с детства. С какими произведениями вы знакомы?

Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравится, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься

Знакомство со стихотворением

-Давайте с вами познакомимся со стихотворением С. Я. Маршака «Кот и лодыри». Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать, следить и карандашом подчеркнуть непонятные слова.

– Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

-Слово «Под мышками». Что можно носить под мышками?

– Что такое ранец?

– Кто может носить?

– Что носят в ранце?

– Что такое грамота?

– А, что такое грифель?

– Молодцы, ребята! Все справились с заданием.

Фронтальная форма работы

– Понравилось вам стихотворение?

– Какое настроение оно вызывает?

– О чем рассказывается в стихотворении?

– Кто главные герои?

-Сколько героев в данном произведении, назовите их?

Слушают внимательно учителя.

Воспринимают и запоминают необходимую информацию.

-«Теремок», «Багаж», «Робин- Бобин», «Поросята», «О глупом мышонке», «Урок вежливости», «Кошкин дом», «Мастер- ломастер», «Пожар», «Усатый- полосатый», «Кораблик», «Карусель», «Котята» и др.

-Под мышками, ранец, грамота, грифель.

-Книгу, куртку, сумку.

-Ученическая сумка, которую носят на спине.

-Грамота – умение читать и писать

-Грифель- пишущий стержень внутри карандаша

-Да, прочитав это стихотворение, мы понимаем необходимость обучения.

-Настроение кота выражается его грустью, связанной с необходимостью стать грамотным

-О нескольких ребятах, которые прогуливают школьные занятия, и о бродячем коте, которых хочет стать грамотным.

– 3 – автор, лодыри, кот.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Читайте также:  Анализ стихотворения Багаж Маршака
Ссылка на основную публикацию