Сто лет одиночества – краткое содержание романа Маркеса

«Сто лет одиночества»

краткое содержание

Хосе Аркадио и Урсула

Роман Г. Маркеса «Сто лет одиночества» представляет собой историю рода Буэндиа. В первой главе автор знакомит читателя с Хосе Аркадио и Урсулой, состоящими в кровном родстве и, несмотря на это, заключившими брачный союз.

После свадьбы молодые не вступали в интимную связь в течение полутора лет. Причиной был страх рождения детей «с поросячьими хвостами». В это время и появляется Пруденсио Агиляр, в планах которого – забрать Урсулу у Хосе Аркадио.

Гибель Агиляра

Агиляр наносит Хосе Аркадио публичное оскорбление. Поводом к нему стало наличие родственных связей между супругами и отсутствие сексуальной жизни. Не стерпев оскорбления, сеньор Буэндиа убивает Агиляра. С этого момента в повествовании начинают присутствовать элементы магии: после смерти Агиляр превращается в призрака, преследующего своего убийцу.

Иллюстрация к роману. Художник Александр Кабанин

Побег от проклятия

Чтобы избавиться от проклятия, Хосе Аркадио собирается покинуть город и «уйти как можно дальше, по ту сторону гор». Его решение было одобрено представителями других семей. Два года скитаний по джунглям закончились основанием поселения Макондо на берегу реки.

Уже через несколько лет это было процветающее место, через которое проходило несколько торговых путей. В это время на эти земли пришли кочующие цыгане под предводительством мудрого Мелькиадеса.

Пророчество

Мелькиадес, слывший прорицателем, предсказывает Хосе Аркадио будущее: «пройдет сто лет и дом Буэндиа опустеет, а от основанного ими города не останется и следа». Но мужчина относится к этим словам легкомысленно и не придает им значения.

Рождение наследников

Вскоре у супругов рождаются сыновья. Первый мальчик, которого назвали в честь отца – Хосе Аркадио, был очень активным, с буйным и авантюрным характером. Младшего сына нарекли Аурелиано. Именно ему и предстоит в дальнейшем прославить семью.

Цыгане ежегодно посещали город, и глава семейства крепко подружился со старым предсказателем. Понемногу Хосе Аркадио увлекся магией и алхимией. У торговцев он скупал огромное количество книг со всевозможными рецептами и заклинаниями. Однако результата по-прежнему не было. Под влиянием своего азартного увлечения он постепенно утратил связь с сыновьями и практически отошел от участия в их воспитании.

Урсула тоже была занята своим делом – она наладила производство леденцов в виде фигурок самых различных животных.

Магическое событие

Со временем семья еще больше разбогатела, и на свет появилась дочь Амаранта. К тому же, супруги взяли на воспитание сироту Ребекку. Глава семьи Буэндиа выстроил новый огромный дом. Для занятий музыкой девочкам наняли музыканта Пьетро Креспи, который в дальнейшем явился яблоком раздора между сестрами.

В это же время произошло еще одно магическое происшествие. Все жители Макондо подверглись проклятию в виде всеобщей бессонницы. Поначалу это пошло только на пользу городу, потому что люди без устали работали сутками. Но потом они постепенно начали терять память. Никто уже не мог обойтись без записок-напоминалок и табличек. Когда цыгане-кочевники вновь появились в городе – недуг прошел сам собой.

Прошли годы…

Повествование перемещает читателя в будущее. Выросли сыновья Хосе Аркадио и Урсулы. Приемная дочь выходит замуж за старшего из сыновей. Родная дочь Амаранта отказывает музыканту Пьетро, и он кончает жизнь самоубийством. Младший сын взял в жены дочь градоначальника Ремедиос, которая позже умерла от кровотечения.

В стране начинается революция. Аурелиано, убитый горем после смерти жены, переходит на сторону мятежников. В эти годы глава семьи Хосе Аркадио, доведенный до сумасшествия своими алхимическими опытами, покидает этот мир. В перестрелке погибает и старший сын. Женщины остаются одни.

В городе появляются правительственные войска, командует которыми внук Урсулы, Аркадио – внебрачный сын ее первенца Хосе Аркадио и гадалки Пилар. Проявляющего диктаторские наклонности внука, убивают во время восстания.

Горькие размышления Урсулы

Прошло несколько лет. Младший сын Урсулы, находясь в оппозиции, становится известным полковником и заканчивает военные действия подписанием договора о мире. Вернувшись в родной город, он возвращается к своему занятию – изготовлению золотых рыбок, чему был обучен еще в подростковом возрасте.

В этом месте автор переводит внимание читателя с полковника на Урсулу. Женщина размышляет о том, что всех членов семьи, родившихся под крышей ее дома, преследует несчастная, даже трагическая судьба. Она с сожалением констатирует, что ни один отпрыск не унаследовал ни одной положительной черты характера.

Хосе Аркадио погибает от пули, Ребекка ведет затворнический образ жизни. Амаранта после смерти Креспи не принимает ухаживаний даже от достойных мужчин в виде полковника Геринельдо. Ремедиос Прекрасная – статная красавица, но неполноценна в умственном развитии.

Внуки также несчастливы. Первый женился на дочери аристократа Фернанде даль Карпио, но все свое время посвящал развлечениям с проститутками или с Петрой Котес. Второй – занялся разведением боевых петухов, но практически сутками, как и его дед, просиживал в барах.

Магическое ненастье

В течение почти пяти лет земли Макондо не просыхали от бесконечных дождей. Это место стали объезжать стороной, и оно превратилось из когда-то цветущего поселения в унылую тень. Урсула была уверена, как только закончится дождь – она покинет этот свет. Ей было больше ста пятнадцати лет. Ее предчувствия сбылись и, когда дожди отступили, она умерла. Вскоре после ее смерти по разным причинам начали уходить из жизни и другие члены семьи.

У Аурелиано II и Фернанды родилось трое детей. Первый – Хосе Аркадио III вырос ужасным лентяем. Дочь Рената была отправлена в монастырь за связь с мастеровым Маурисио. Там у нее родился Аукрелиано III. Вторая дочь супругов, Амаранта Урсула училась за границей, в Бельгии.

Когда Амаранта Урсула вместе с мужем возвращается из Бельгии в Макондо, она видит, во что превратился их дом и город в целом. Она собирается навести в нем порядок, но не находит поддержки у местных жителей.

Амаранта была роскошной красавицей и не удивительно, что в нее влюбился Аурелиано Хосе. Не подозревая о кровном родстве, молодые люди становятся любовниками. Амаранта рожает сына с поросячьи хвостиком, а сама умирает от потери крови. Когда Аурелиано пришел, чтобы забрать ребенка, он увидел, что младенца, последнего мальчика из рода Буэндиа, съели рыжие муравьи.

Финал

В последней главе автор описывает пришедший в полное запустение город. Аурелиано – последний представитель своего рода внимательно изучает свитки прадеда так же, как это в свое время делал его дядя Хосе Аркадио. Аурелиано натыкается на пророчество старого цыгана. Пока он переводит папирус, на Макондо обрушивается последнее магическое ненастье. Когда Аурелиано проводит глазами по последним строкам предсказания, страшный ураган сметает город с лица земли. Последний Буэндиа погибает.

Смысл книги Сто лет одиночества — Габриэль Гарсиа Маркес

«Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса является ярким представлением слияния магизма и реализма. Данное произведение является культовым моментом в развитии романного жанра в Латинской Америке.

Статья рассказывает о скрытых смыслах главного труда Габриэля Маркеса – «Сто лет одиночества», скрытые в названии, содержании и финале произведения.

  1. Смысл названия книги Сто лет одиночества
  2. О чем книга Сто лет одиночества
  3. Смысл произведения Сто лет одиночества
  4. Смысл финала книги Сто лет одиночества

Смысл названия книги Сто лет одиночества

Всякая книга начинается с названия, которое может либо сразу рассказать читателю, о чем пойдет речь, либо еще больше запутать и тем самым привлечь внимание.

Название романа Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночество» необходимо рассматривать с двух сторон:

  1. С точки зрения объективизма, название произведения говорит о столетней истории Колумбии. С метафорической точки зрения, данное сочетание слов воспринимается как замкнутый круг, вечность.
  2. Главным компонентом в названии является слово «одиночество». В книге Габриэля Маркеса большее внимание сосредоточено на жизни жителей Карибов. Именно они являются носителями одиночества. Но одиночества не внешнего, а внутреннего, душевного. В книге «Сто лет одиночества» одиночество рассматривается как неполнота, которая присуща героям, или как неспособность, невозможность полюбить кого-либо. Они не могут гармонично существовать.

Мир, в котором разворачивается действие романа «Сто лет одиночества», сложный и неоднородный. Авторской оценки в произведении не показано: ни в отношении проходящих событий, ни в отношении персонажей. Маркес не делит своих героев на плохих и хороших.

Пространство произведения сложено и разнообразно. Маркес не предоставляет точной оценки происходящих событий. Также не дает оценку героям – положительные они или отрицательные.

О чем книга Сто лет одиночества

Местом действия романа становится город Макондо. Хосе Аркадио Буэндиа – основал это место. Хоть город и является фантазией Габриэля Гарсиа Маркеса, зато события, разворачивающиеся на страницах произведения, являются реальными (история Колумбии). Основатель Макондо пытается найти ответ на загадки вселенной. Во время этих поисков он знакомится с Мелькиадесом – главным в таборе цыган. Этот табор каждую весну во время своего путешествия заезжают в город.

Помимо Хосе Аркадио Буэндиа, в Макондо есть и высшая власть. Но герой пытается отстоять свое право на управление городом.

Начинается междоусобица, в которой активно участвует народ Макондо. Полковником является Аурелиано Буэндиа – сын Хосе. Он возглавляет мятежников, которые выступают против консерватизма. Аркадио, являющийся племянником Аурелиано, во время междоусобицы становится главой Макондо. Он управляет городом жестоко, его считают диктатором. Спустя восемь месяцев правления Аркадио берут в плен и расстреливают. Тем временем война становится бесконечной. Аурелиано уже не в силах больше воевать. Он подписывает перемирие и возвращается на родину.

В Макондо прибывает банановая компания. Город снова начинает процветать. Аурелиано II становится богачом – он выращивает скот. Своего богатства он добился благодаря отношениям с любовницей-колдуньей. В Макондо происходит банановая бойня. После этого события происходит забастовка рабочего класса. Забастовку правительство города подавляет при помощи оружия. Тела умерших выбрасывают в море. На Макондо обрушивается проклятие – пятилетний проливной дождь. В это время появляется Аурелиано Вавилонья. Как только прекратился дождь, умирает жена Хосе.

Теперь Макондо – это забытое Богом место, о котором никто уже и не помнит. Аурелиано Вавилонья – последний кто остался из рода Буэдиа. Он продолжает расшифровывать записи Мелькиадеса. Но из-за порочных отношений с Амарантой, своей же тетей, забрасывает это дело. Амаранта умирает при родах. Рождается сын Аурелиана с хвостом как у поросенка. Ребенка съедают муравьи. Герой вновь возвращается к расшифровке записей. В них говорится следующее: город исчезнет после обрушившегося на него смерча. В момент, когда Аурелиано закончил перевод последних слов, семейство Буэндиа стирается из истории.

Смысл произведения Сто лет одиночества

При помощи аллегории Габриэль Гарсиа Маркес изображает гибель, деградацию человечества. Аллегория заключается в основании и разрушении города.

Автор говори о том, что необходимо иметь добрые помыслы. А сила порочных замыслов обычно приводит к разрушениям. Позитивность – способность созидать и процветать. Смерч в романе играет роль негативной энергии, которая была вызвана жестокостью, злобой и насилием. Книга насквозь пропитана обреченностью.

Основной мыслью произведения является то, что все возвращается на круги своя. Об этом Габриэль Маркес упоминает в заглавии книги – «Сто лет одиночества».

Смысл финала книги Сто лет одиночества

Финал романа исследователями рассматривается, как идея завершенности не только истории большой семьи, но и всего мира. Все рождается и развивается, а потом погрязает в грехах. В итоге, все умирает при помощи естественных, обыденных причин (будь то смерть от муравьев или смерч).

«Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса является одним из популярнейших романов прошлого столетия. Ради написания книги автор рисковал всем (например, от машины).

Чтобы более точно раскрыть проблему человеческого одиночества, Маркес раскрывает внутренний сюжет при помощи внешнего.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Сто лет одиночества». Мы с нетерпением будем ждать!

Читайте также:  Анализ стихотворения Багаж Маршака

Краткое содержание Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества»

  1. Основные персонажи
  2. Пересказ сюжета тезисно
  3. Краткое содержание книги
  4. В чем заключается идея автора

Произведения Габриэль Гарсия Маркеса заметно выделяются на арене мировой литературы благодаря своей тематике, оригинальности сюжета и выбору персонажей. Талант писателя даже был оценен Нобелевской премией. Кроме того, автора негласно называют основоположником жанра магического реализма.

Краткое содержание «Ста лет одиночества» позволит познакомиться с одним из главных произведений Маркеса, принесшее ему мировую известность. Как высказывались критики, книга представляет собой плотное сплетение магии, фантазий, быта, реальности, проблем и конфликтов общества.

Книга «Сто лет одиночества» разошлась 30 млн. тиражом и переведена на 35 языков.

Стоит заметить, что, несмотря на большой объем книги и временной охват повествования, обилие непривычных латиноамериканских имен и названий, роман читается на удивление легко и увлекательно. Чем и сыскал себе всемирную популярность!

Основные персонажи

Уникальностью повествования можно назвать плавную смену действующих лиц и поколений семейства Буэндиа на почти столетнем отрезке времени. Главными персонажами сюжета стали:

  • Хосе Аркадио – основатель династии Буэндиа и поселения Макондо, где и будут происходить основные события романа;
  • Урсула – жена, волевая женщина, которой выпала судьба лицезреть и терпеть все сумасбродства мужа, сыновей и внуков;
  • Хосе Аркадио – первенец Урсулы, названный в честь отца и вобравший все негативные черты мужчин Буэндиа. Отличается импульсивностью, невероятной силой и сексуальностью;
  • Аурелиано Буэндиа – младший сын. Замкнут и вдумчив. Освоил ювелирное и военное дело. Проблемы конфликтов и противоречий были отображены именно в этом персонаже;
  • Амаранта – третий ребенок в семье. Девушке досталась крайне ранимая и добрая натура, что сослужило ей плохую службу в личной жизни;
  • Ребекка – девочка сирота, пришедшая в Макондо, впоследствии удочеренная Урсулой и утихомирившая своевольный нрав старшего сына;
  • Мелькиадес – цыган-скиталец, то и дело подпитывающий сумасбродства главы семейства. Персонаж был воплощением магии, обладал пророческими способностями и предрек печальный конец семейства;
  • Пилар Тернера – еще один персонаж, воплощающий магический уклон романа. Пилар гадала на картах и была первой женщиной старшего сына Урсулы, от которого родила сына Аркадио;
  • Пьетро Креспи – преподаватель музыки в семье Буэндиа, ставший объектом вожделения двух сестер – Амаранты и Ребекки;
  • Ремедиос – дочка назначенного градоначальника, единственная девушка, тронувшая сердце младшего сына – Аурелиано;
  • Аркадио – единственной по-настоящему отрицательный персонаж, сын гадалки Пилар и старшего сына Буэндиа;
  • Санта София де ла Пьедад – невестка Хосе Аркадио младшего, жена Аркадио;
  • Ремедиос Прекрасная – единственная дочь Аркадио и Софии. Девушка отличалась неземной красотой, но была умственно отсталой;
  • Хосе Аркадио II (по сути третий в повествовании) и Аурелиано II – два брата-близнеца, родившиеся у Аркадио;
  • Аурелиано Хосе – еще один сын Пилар, но от второго брата – Аурелиано;
  • Геринельдо Маркес – военный, управлявший гарнизоном, безрезультатно ухаживающий за Амарантой;
  • Фернанда даль Карпио – жена брата-близнеца Аурелиано II;
  • Петра Котес – любовница Аурелиано II;
  • Хосе Аркадио III, Рената и Амаранта Урсула – дети Аурелиано II;
  • Маурисио Бабилонья – возлюбленный Ренаты;
  • Аурелиано III – сын Ренаты и Маурисио.

Во время повествования Маркес раскрывает персонажей поэтапно, и, хотя многие имена повторяются, путаницы не возникает, так как герои разделены временными отрезками.

Пересказ сюжета тезисно

Повествование начинается с того, как Хосе Аркадио, его жена и по совместительству двоюродная сестра, вместе с несколькими авантюрными семействами покинули родной город и основали собственное поселение Макондо. Под руководством четы Буэндиа всего пара домов разрослась в большой и процветающий город.

Знаковым событием стало знакомство семьи со старым цыганом Мелькиадесом, который предсказал, что через 100 лет основанное поселение и род Буэндиа будут стерты из истории.

Тем временем в семье рождаются дети. Когда они становятся взрослее, в так и не названной стране разворачивается гражданская война. Младший сын Аурелиано после череды трагических потерь уходит на войну и через некоторое время ставится лицом либеральной оппозиции. Устав от бессмысленных кровопролитий, полковник заключает мир.

Во время войны, не прошедшей стороной и Макондо, Хосе Аркадио, подталкиваемый Мелькиадесом, увлекся магией и алхимией. Пока младший сын воевал, а старший пьянствовал и распутствовал, он сошел с ума и умер.

Роль главы перешла к Урсуле, которой пришлось наблюдать за тем, как ее дети и внуки, постепенно развращались, пьянствовали, плели интриги, становились тщеславными и легкомысленными, рожали внебрачных детей, находили любовь и тяжело переживали ее потерю.

По ходу сюжета народу Макондо приходится переживать и магические катаклизмы. Например, потерю памяти или небывалые дожди, длящиеся 4 года. В итоге, город пустеет, а последний из рода Буэндиа – Аурелиано III расшифровывает цыганское пророчество и погибает во время урагана, уничтожившего остатки когда-то процветающего города.

Краткое содержание книги

Если кратко – «Сто лет одиночества» – это история рода Буэндиа. Первая глава начинается со знакомства с Хосе Аркадио и Урсулой, связанным родственными и брачными узами. Но теперь, для полноты сюжета, стоит пройтись по ключевым моментам более подробно.

Когда чета Буэндиа сыграла свадьбу, полтора года они не вступали в сексуальную связь из-за страха, что могут родиться дети «с поросячьими хвостами». В это время на горизонте возникает Пруденсио Агиляр, который жаждет забрать Урсулу себе.

Агиляр позволяет себе при всех оскорбить Хосе Аркадио. Поводом стало обстоятельство родственных связей с отсутствием сексуальной жизни между супругами. Сеньор Буэндиа не стерпел обиду и убил Агиляра. Тут появляются первые магические нотки в рассказе. Ведь после смерти Агиляр стал призраком и постоянно донимал своего убийцу.

Тогда, дабы снять проклятие, Хосе Аркадио решил покинуть город и «уйти как можно дальше, по ту сторону гор». Эту идею поддержали несколько других семей. После 2 лет скитаний по джунглям, путешественники нашли заветное место у берега реки и основали поселение Макондо.

Путешественники пришли к реке, где впоследствии вырос город Макондо

Через несколько лет, когда поселение стало процветать, через него начали проходить некоторые торговые пути. В этот момент в Макондо пришли цыгане-кочевники под руководством мудреца Мелькиадеса.

Знакомство Хосе Аркадио со старым цыганом играет ключевую роль в романе. Именно тогда, наделенный даром прорицания, Мелькиадес предсказывает: «пройдет сто лет и дом Буэндиа опустеет, а от основанного ими города не останется и следа». Тогда глава семейства не придал этому значения.

Параллельно этому у семьи рождаются два сына. Первый был энергичный с буйным характером и тягой к авантюрам, второй более спокойный и пассивный. Первенца назвали в честь отца – Хосе Аркадио, младшего – Аурелиано, который в последствии и прославил семью.

Тем временем, каждый год цыгане продолжали захаживать в город, а глава семьи вплотную подружился со старым провидцем. Тесное общение вылилось в увлечение Хосе Аркадио магией и алхимией. Тот скупал у торговцев любые книги, где можно было найти описание магических заклинаний и рецептов. Однако все было тщетно. Единственным результатом стало полное безучастие в воспитании сыновей. Урсула, в свою очередь, занялась производством леденцов, отлитых в формы разных животных.

Шло время, семья стала очень богатой, у них родилась еще одна дочь – Амаранта – и была взята сирота Ребекка. Буэндиа выстроили новый большой дом. А с дочерьми стал заниматься музыкант Пьетро Креспи, которому суждено было стать камнем раздора между сестрами.

Параллельно произошло второе магическое событие. На всех жителей Макондо нашло проклятие бессонницы. Сначала это только укрепило благосостояние города, ведь никто не спал и не уставал, но со временем память людей начала исчезать. Тогда они начали вешать таблички и писать записки. Недуги прошли, когда цыгане вновь пришли в город.

Вскоре повествование переносится на несколько лет вперед. Сыновья подросли. По окончанию войны между сестрами, приемная дочь Ребекка связывает себя узами брака со старшим сыном. Вторая отказывает музыканту Пьетру, и сводит счеты с жизнью. Младшему сыну приглянулась дочь градоначальника – Ремедиос. После недолгих ухаживаний, они также поженились.

Свадьба Аурелиано и Ремедиос

Позже Ремедиос умирает от кровотечения. В то же время в стране разрастается пламя революции. Убитый горем Аурелиано занимает сторону протестующих. В эти годы, после десятилетий алхимических исследований, глава семейства сходит с ума и умирает. Пуля также настигает старшего сына. Женщины остаются одни.

В город входят правительственные войска. Внук Урсулы, по совместительству внебрачный отпрыск старшего сына от гадалки Пилар, возглавляет город и проявляет диктаторские наклонности. Как результат — его убивают во время восстания.

Через несколько лет второй сын Урсулы становится знаменитым полковником оппозиции и заканчивает войну подписанием соглашения о мире. Он возвращается в родной город и продолжает заниматься изготовлением золотых рыбок, чему обучился еще в подростковом возрасте.

В этом моменте повествования полковник отходит на второй план, внимание читателя обращают ко все еще живой Урсуле. Мысли женщины заняты размышлениями о трагичной судьбе каждого человека, рожденного под крышей ее дома. В то же время она понимает, что никто из отпрысков не унаследовал ни одной положительной черты характера.

Хосе Аркадио умирает от шальной пули. Ребекка ведет жизнь затворницы. Когда умер Креспи, Амаранта решила больше не связывать себя узами брака и даже ухаживания статного полковника Геринельдо, управляющего гарнизоном, не растопили ее сердце. Ремедиос II росла статной, привлекательной женщиной, но с явным отклонением в умственном развитии.

Внуки были также глубоко несчастны. Первый взял в жены Фернанду даль Карпио, дочь местного аристократа. Но по итогу проводил все свое время в публичных домах или с Петрой Котес. Второй принялся разводить боевых петухов, как когда-то его дед, и не вылезал из баров.

В это же время происходит второе магическое ненастье. Почти 5 лет на Макондо лились бесконечные дожди. Из-за этого город перестали посещать гости, и от него осталась только тень когда-то процветающего поселения. Хосе Аурелио во время очередной пьянки чудом избежал смерти, когда военные разогнали бастующих рабочих автоматными очередями. После этого он принялся изучать свитки своего деда, где нашел пророчество Мелькиадеса.

У Аурелиано II и Фернанды родилось трое детей. Первый – Хосе Аркадио III вырос страшным лентяем, Дочь Ренату сослали в монастырь после того, как ее уличили в связи с мастеровым Маурисио. Там она выносила Аурелиано III. Вторая дочь — Амаранта Урсула — уехала учиться в Бельгию.

Урсула ушла из жизни, когда ей исполнилось 120 лет. С небольшим промежутком та же участь постигает оставшихся членов семьи Буэндиа. Амаранта Урсула вернулась из заграницы с желанием возродить былое величие города, но ей не удалось замотивировать оставшихся жителей.

Помимо младшей дочери, в доме остался только сын Ребекки. Племянник с тетей, по примеру прабабушки и прадедушки, вступили в незаконную связь. В этот раз у четы Буэндиа родился ребенок с настоящим поросячьим хвостом, которому не суждено дожить до сознательного возраста. Сама Амаранта Урсула умирает во время родов. Ребенка во сне поедают рыжие муравьи.

Последняя глава описывает пришедший в полное запустение город и Аурелиано – последнего представителя своего рода. Он с большим усердием изучает свитки своего прадеда, так же как в свое время это делал дядя Хосе Аркадио, найдя предсказание старого цыгана. Пока он занимается переводом, на Макондо приходит заключительное магическое ненастье. В последний момент, когда Аурелиано заканчивает читать пророчество, ураган обрушивается на город, и последний Буэндиа погибает.

В чем заключается идея автора

Содержание книги «Сто лет одиночества» изобилует кровосмешением, стремлением постичь невозможное, неумеренной похотью героев и прочими неугодными поступками. Что по сути присутствует в современном обществе в огромных масштабах.

Не случайно для повествования был выбран огромный временной промежуток. Этим Габриэль Гарсиа Маркес хотел показать всю полноту деградации большого семейства. Что общество, которым руководят алчные и порочные мысли, неизбежно погибнет.

Читайте также:  Двенадцать месяцев - краткое содержание сказки Маршак (12 месяцев)

Сами герои делают вывод, что, поступи они по совести, многих печальных последствий можно было бы избежать. Обращается также внимание на роль родительского воспитания, ведь поступки детей Буэндиа были еще более развращенным отражением деяний их родителей.

Роман заканчивается ураганом, символизировавшим всю накопившуюся негативную энергию, которую излучали жители Макондо, а также неотвратимость последствий, к которым приводят плохие поступки.

Анализ стихотворения Ландыш Маршака

Произведение относится по жанровому направлению к лирическому стилю с включением философских элементов и в качестве основной тематики рассматривает человеческое восприятие живописной картины природного пейзажа.

Композиционная структура стихотворения представляет собой четыре катерна(четверостишия), объединенных единым авторским замыслом и шестнадцатью строками.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает форму стройного разностопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой, отличающейся аккуратностью использования нечетных и четных строк. При этом применяется двусложная стопа, в которой ударение ставится на втором слоге.

В каждой строфе стихотворения автор отражает определенную мелодию, создаваемую посредством особенных созвучий. В первом четверостишии передает трепет просыпающегося от зимних сновидений лесного царства, выражающийся частыми повторами вибрирующих звуков с использованием буквы «ж» (разбуженный, дрожит, жемчужины, каждого). Вторая строфа откликается музыкальным отзвуком инструментальной игры в виде колокольчиков, бубенчиков, венчиков, а в третьей строфе слышится тихий шелестящий звук, усиливающийся художественным приемом аллитерации (лист, душист, растет, спеленатый). Четвертый катрен переходит в минорное созвучие, поскольку в нем преобладают тянущиеся сонорные согласные звуки (раннею, весною).

Повествовательное содержание стихотворения «Ландыш» иллюстрируется автором при помощи применения многочисленных средств художественной выразительности в виде разнообразных эпитетов и точных олицетворений, демонстрирующих поэта в качестве тонкого ценителя природной красоты, и также умелого художника, четко передающего ощущения присутствия в пробуждающемся весной густом лесном бору. Кроме того, в стихотворении присутствуют формы эффектных метафор, придающих поэтическому тексту очаровательную прелестную живость.

Использованные автором олицетворения описывают удивительный, многогранный образ лесного царства, способного проявлять различные человеческие чувства и качества в виде счастливой тоски, томления, а также ассоциироваться со взаимоотношениями детей и родителей (взращённый лесом нежный весенний цветок).

Отличительной особенностью стихотворения является авторская задумка цветовой гаммы, которая представляется в виде черного, белого и желтого оттенков и символизирует прохладу, тонкий аромат и некоторую пьянящую горечь запаха ландышей. При этом поэт в стихотворном тексте ни одного раза не употребляет название цветка, описывая его иными словосочетаниями и выражениями, детально давая характеристику ландышу.

В стихотворении автор проявляет себя в качестве открытого, чувственного лирика, тонко понимающего и восторгающегося красотой природного начала в любое время года.

3 класс. 9 класс

Анализ стихотворения Ландыш по плану

Ландыш

Возможно вам будет интересно

Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У неё особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века

Произведение относится по жанровому направлению к пейзажной лирике и в качестве основной темы воспевает период человеческой молодости, в котором возникают смелые мечты и надежды, рожденные восхищением природной красотой.

разработка урока литературного чтения по теме С.Маршак “Ландыш”
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологическая карта урока включает работу по развитию УУД на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
landysh.rar527.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока открытия новых знаний

Тема: С.Маршак «Ландыш»

  1. Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»;
  2. ввести в круг учащихся произведения С.Я. Маршака (стихи о природе);
  3. способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;
  4. помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
  5. закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;
  6. учить определять тему чтения;
  7. учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения;
  8. развивать творческие способности детей – учить сочинять стихотворения, используя изученные приёмы.
  9. создать условия для развития речевой культуры учащихся; развития связной речи учащихся; выразительного чтения; для работы над уточнением значения слов.
  10. воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;
  11. учить пользоваться справочными книгами.

Оборудование : учебная презентация, дидактический материал к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 3 класса, толковый словарь русского языка О.И. Ожегова, материал для рефлексии («Словарь настроений»), листы с творческим заданием,

1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)

Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

– Пусть наш урок пройдёт под девизом: ( слайд)

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

Настрой на урок (2 слайд)

– В словаре настроений подчеркните, пожалуйста, слова, которые соответствуют вашему настроению к началу урока и обоснуйте. Посмотрим, как оно изменится к концу урока. (Выслушиваются ответы детей.)

ОЖИДАЮЩЕЕ СПОКОЙНОЕ ПРИПОДНЯТОЕ ЛИКУЮЩЕЕ МЕЧТАТЕЛЬНОЕ

ВОЛНИТЕЛЬНОЕ СДЕРЖАННОЕ ЭНЕРГИЧНОЕ БЕСПОКОЙНОЕ

Самоопроеделение к деят- ти –(Л);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Но сначала мы вспомним, что мы знаем о С.Я.Маршаке.

Да, это был писатель разностороннего дарования: драматург, сатирик, лирик, критик, детский поэт, переводчик, педагог и редактор.

Индивидуальное сообщение Кондратенко Александр

(Работа в группах)

– Давайте вспомним стихи и сказки С.Я.Маршака. На партах у вас лежат карточки с отрывками из стихотворений. Вы должны вспомнить название стихотворения

Раздаточный материал для игры «Вспомни!»

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

  1. Захотела девочка котёнка выкупать,

Принесла кусочек мыла

И мочалку раздобыла,

И водицы из котла

В чайной чашке принесла.

  1. Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

  1. Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзинку, картонку

И маленькую собачонку.

  1. Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.-

  1. Пела ночью мышка в норке:

– Спи мышонок, замолчи!

  1. Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

-Мыслительные операции(обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание –П;

– выполнение пробного задания –Р;

-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии-Р;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К .

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

– Отгадайте загадку и попробуйте определить тему урока.

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

– Что вы ждете от сегодняшнего урока. Сформулируйте цель и задачи урока.

– Что будем делать для достижения поставленных задач. (составление плана работы)

– Сегодня у нас новые открытия поэзии. Мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит?

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Выразительное чтение стихотворения учителем с. 89-90 (Учитель читает медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения пауза.)

– Поделитесь своими мыслями, чувствами. (Ответы детей)

– Когда вы будете читать стихотворение, обратите внимание на непонятные слова, подчеркните их.

Работа по толковому словарю.

Томиться, бутоны, венчики.

Чтение и анализ лирического стихотворения.

Каких 2 весенних образа вы увидели в стихотворении? ( Образ леса, ландыша. )

Прочитать те строчки, которые представляют образ леса?

Какой вы увидели лес? ( Черный, голый, сонный, с трудом просыпается, томится. )

Он счастлив? ( От сотворил нежный цветок – ландыш – это его творение. )

Вы чувствуете, что он живой? ( Подтвердите словами стихотворения. )

Какой литературный прием использовал поэт? ( Олицетворение. ) .

Ребята, а что вы еще чувствуете? ( Запах ландыша. )

В каких именно образах С.Маршак передает свое восхищение необыкновенным цветком? ( С чем сравнивает он ландыш. )

Какой поэтический прием использует поэт? ( Метафора. )

Кто помогает раскрыть венчики цветку? ( Солнце – олицетворение. )

Каким вы увидели ландыш? ( Хрупкий, душистый, нежный, чистый. )

Как называются эти образные определения? ( Эпитеты. )

Зачитать, как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?

Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.

Как лес относится к ландышу? ( Чудо. )

Как много нам открыл поэт? (В образе ландыша мы увидели большую картину весны) (П – Ф)

Как надо читать это стихотворение? ( Нежно, тихо. )

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П;

Установление причинно – следств. связи-П;

-сам-ое создание способов решения проблем тв-го и поискового хар-ра на основе метода рефлексивной деят- ти.-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения коммуник-ых задач-К;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К.

5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Работа с обложкой к стихотворению

1) – Составим модель обложки к данному произведению, но прежде вспомним, с какими литературными жанрами мы уже знакомы.

– Какой жанр обозначается данной фигурой ( Показываю и т.д., дети отвечают).

– Приведите примеры. (Ответы детей)

2) Выбор заданной информации из предложенной:

– Перед вами макеты обложек.(в парах)

– Выберите обложку, которая подходила бы к данному произведению.

– Назовите жанр произведения . (Стихотворение)

– Тема произведения (О природе).

– Какой макет подходит к данному произведению? (Второй).

Извлечение из предметного текста необходимой информации-П;

– Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Чтение стихотворения детьми с выполнением задания в рабочей тетради № 2, с.30, расстановка логических ударений, пауз, подготовка к выразительному чтению.

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

(работа в группах)

Все познавательные УУД + контроль, корреция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов+ постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.

Оценить учащимися сорбственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий

– Какова была цель урока?

– Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Что же нам открыло, чем удивило это стихотворение?

– Отметьте слова, которые соответствуют вашему настроению. Изменилось ли оно и почему?

Целая корзина ландышей.

Кому из ребят вы бы подарили сегодня цветок?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Спасибо за урок.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности-Р;

-самооценка на основе критерий успешности-Л;

– адекватное понимание успешности или неуспешности;

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

– планирование успешного сострудничества-К

– следование моральным нормам и этическим требованиям – Л

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробное описание урока литературного чтения.УМК “Начальная школа XXI века”.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК “Школа России”. Второй урок по произведению.

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК “Начальная школа XXI века”. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК “Начальная школа XXI века”. Подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО.

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы – синквейн, рефлексия эмоциональ.

Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. .

Разработка урока литературного чтения по теме В.Осеева “На катке”, прописаны формируемые УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Анализ литературного текста (стихотворение С.Я. Маршака Ландыш)

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

Тип проекта: для школьников

Классы: 5 класс

Разделы: Русский язык, Чтение / Литература

Преподаватель: Ромочкина Елена Витальевна — учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МОУ

Добавлено: суббота, 17.08.2013

Урок литературы в V классе.

Изучение лирики.

С. Я. Маршак «Ландыш»

Данный проект показывает приемы работы с лирическим стихотворением. Ставится задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков анализа художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность языка, объяснить истоки его образности и выразительности.

Начало урока

Запись темы урока. Беседа.

Что вы знаете о ландыше? Каким вы представляете себе этот цветок? Напишите несколько словосочетаний или предложений о ландыше, постарайтесь описать его по вашим воспоминаниям или представлениям.

Лист №1. Титульный

С. Я. Маршак написал прекрасные стихи о ландыше. Мы прочитаем их позже. Сейчас попробуем создать свой образ ландыша, помогут нам в этом иллюстрации, представленные на экране.

Лист №2. Ландыш.

Беседа.

Вспомним, что такое эпитет.

Предлагаем детям придумать эпитеты, с помощью которых можно описать ландыш, его цвет, запах. Придумаем также эпитеты, которые отражают наше отношение к этому цветку. Запишем эпитеты в тетрадь.

Подбираем эпитеты.

С помощью mimio мы можем передвигать предметы на экране. Сначала опустим вниз слово «ландыш» и откроем задание «Подбираем эпитеты». Затем, открыв слова: «запах, «цвет»», «впечатления» попросим детей распределить записанные эпитеты по смысловым группам. Опустив вниз изображения, откроем ряд слов, с которыми детям предстоит работать. В данном случае учитель применяет прием провокации. Слова в столбиках «перепутаны». Детям предлагается распределить их в соответствии со значением.

А теперь дополним получившийся ряд новыми словами-эпитетами.

Записав ряды эпитетов, можем переходить к следующему этапу работы.

Лист №3. Вставьте пропущенные существительные

Прием в данном случае тот же — перемещаем предметы. Но теперь за картинкой скрывается подсказка. Прежде чем обратиться к ней, зададим детям вопросы (учитель может сам выстроить беседу с детьми в зависимости от подготовленности класса и интересов детей). Вопросы могут быть такими:

Где растет ландыш?

В какое время года он появляется в лесу?

Что за время — весна? Время увядания, пробуждения, сна, расцвета природы?

От чего могут дрожать веточки ландыша?

Таким образом, мы вместе с детьми восстановили первую строфу стихотворения

С. Я. Маршака. А это уже их первое открытие на этом уроке!

Лист №4. Работа по тексту стихотворения. Беседа

На экране — и строчки стихотворения, и вопросы.

Лист №5, 6. Сочините четверостишие по заданным рифмам.

Вставьте пропущенные эпитеты и метафоры

Работаем аналогично листу №3. Подсказка — за картинкой.

В данном случае учитель выстраивает беседу в зависимости от особенностей класса.

Лист №7. С. Маршак «Ландыш»

Пришла пора прочитать все стихотворение. Первый раз это должен сделать учитель.

Для детей текст необходимо подготовить заранее.

Беседа. Вопросы могут быть следующими:

Какие слова оказались непонятными?

В нижнем углу листа есть значок ***. Это гиперссылка, по которой мы можем попасть на лист № 10, где находится словарь к стихотворению. Поработав со словарем, по гиперссылке * возвращаемся на лист №7.

Что особенно понравилось в стихотворении?

Что увидели? Почувствовали?

Что можно сказать о лесе, в котором растет ландыш?

Хорошо, если ученики сами могут сказать, что лес в стихотворении С. Я. Маршака «живой». Останется только найти в тексте слова, подтверждающие нашу догадку. Если этого не произошло, продолжаем беседу.

Найдите в стихотворении глаголы, которые говорят о том, что природа находится в действии.

Возможно, дети еще не знают, что такое олицетворение, беседу можно вести, не употребляя термина.

На экране мы прямо в стихотворении делаем пометки. Для этого в mimio-инструментах выбираем маркер или эллипс определенного цвета. Мы воспользовались прозрачными овалами с белым контуром.

Теперь мы можем переместить картинку, и за ней останутся только нужные нам слова, несколько измененные.

Чернеет лес, жемчужины дрожат.

Солнце раскрывает венчики.

Природой бережно спеленала, завернула цветок в зеленый лист.

Томится лес. Он отдал горькому цветку тоску, благоухание.

По этим словам легко сделать вывод, что лес живой. Таким образом, стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака — «это изображение природы, но воссоздание не ее облика, а ее жизни, то есть движения…изменений, взаимодействий» (Е. Эткинд). Еще одним подтверждением этой мысли является то, что, читая стихотворение, мы слышим звуки.

Какие звуки услышали вы в весеннем лесу? Музыка Вивальди поможет нам «услышать» весенний лес.

Лист №8. Фильм «Ландыши»

Детям предлагается посмотреть фильм, послушать музыку Вивальди и написать миниатюру «Ландыши — вестники весны» В зависимости от особенностей класса это можно сделать одновременно с фильмом и музыкой или после того, когда фильм закончится. Если детям удобнее работать в тишине, есть следующий лист в проекте. Кроме того, в слабом классе можно дать детям начало сочинения-миниатюры.

Литературное чтение “Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С.Я. Маршак “Ландыш” (3-й класс)

Класс: 3

  • Обучения:
    Показать полнокровность поэтических образов весны, созданных С.Я.Маршаком; выразительные художественные образы; точность передачи эмоционального состояния лирического героя.
  • Развития:
    Внимания, творческого воображения, эмоциональной чуткости, тонкости восприятия художественной речи, интерес к предмету и культуре общения.
  • Воспитание:
    Нежных чувств, сердечной привязанности к родным местам, любви к природе.

Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг писателя.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

В кого мы превращаемся на уроках литературного чтения?

А какое чувство влечет, подталкивает нас к исследованию?

Так вы готовы открывать новые литературные секреты?

Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать.

2. Мотивация. Определение цели урока.

Откройте маршрутный лист.

Прочитайте (про себя), что значит созерцать.

Теперь прочитайте эпиграф к уроку (глазами и губами), затем в темпе разговорной речи.

“Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет поэта, что образы рождаются в его душе один за другим…”

Вы догадались, о чем мы будем говорить?

Погружение в урок (учитель называет тему урока):

а) работа с л/картой.

Мы отправляе6мся в сады поэзии, в гости к С.Я.Маршаку. Все ли есть у нас для этого?

В какие области мы должны заглянуть по пути? (Область искусств.)

Что мы оттуда возьмем? (Авторский образ.)

Но почему он создан художником? (П – X)

Пойдем через мост сравнения на дорогу открытий. Остановимся в области научной литературы. Как вы думаете, почему? (П – И – У)

3. Работа над темой урока.

Но сначала мы вспомним, что мы знаем о С.Я.Маршаке.

Да, это был писатель разностороннего дарования: драматург, сатирик, лирик, критик, детский поэт, переводчик, педагог и редактор.

Сегодня мы войдем в его стихотворение, которое он назвал “Ландыш”. Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?

Вы готовы открывать секреты?

Что мы знаем о ландыше?

А вот что говорит о цветке научная литература:

научные сведения о ландыше (Стрелкова Ж., Астина О.)

У вас еще не пропало любопытство?

Тогда послушайте стихотворение С.Я.Маршака “Ландыш”.

Чтение стихотворения учителем (наизусть).

Какие чувства возникли в вашем сердце?

Вы хотите оказаться “внутри” стихотворения?

4. Физкультминутка

Чтение учащихся (жужжащее чтение)

Смысл каких слов вы бы хотели уточнить?

а) словарная работа (смотрим в маршрутный лист – Ваше желание совпало с услугами маршрутного листа?)

Кто хочет прочитать стихотворение вслух?

5. Индивидуальное чтение.

6. Анализ лирического стихотворения.

Каких 2 весенних образа вы увидели в стихотворении? (Образ леса, ландыша.)

Прочитать те строчки, которые представляют образ леса?

Какой вы увидели лес? (Черный, голый, сонный, с трудом просыпается, томится.)

Он счастлив? (От сотворил нежный цветок – ландыш – это его творение.)

Вы чувствуете, что он живой? (Подтвердите словами стихотворения.)

Какой литературный прием использовал поэт? (Олицетворение.)

7. Физкультминутка (о лесе)

Ребята, а что вы еще чувствуете? (Запах ландыша.)

В каких именно образах С.Маршак передает свое восхищение необыкновенным цветком? (С чем сравнивает он ландыш.)

Какой поэтический прием использует поэт? (Метафора.)

Кто помогает раскрыть венчики цветку? (Солнце – олицетворение.)

Каким вы увидели ландыш? (Хрупкий, душистый, нежный, чистый.)

Как называются эти образные определения? (Эпитеты.)

Зачитать, как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?

Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.

Как лес относится к ландышу? (Чудо.)

Как много нам открыл поэт? (В образе ландыша мы увидели большую картину весны) (П – Ф)

Как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.)

8. Выразительное чтение.

9. Работа с рисунками (приготовил консультант, ЧМСК – Ученый кот)

Что объединяет эти рисунки?

Какой рисунок лишний?

Какое открытие мы сделали на уроке?

П – Н – И – Х – Ф – П = любит свое дело

МИР ИЗ звуков, запахов, ощущений

10. О ландыше существует много легенд? (Расскажите.)

11. Домашнее задание (по выбору)

Рефлексия: Целая корзина ландышей.

Кому из ребят вы бы подарили сегодня цветок?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Спасибо за урок.

Маршрутный лист к стихотворению С.Я.Маршака “Ландыш”

Созерцать – чувствовать сердцем, быть полностью во власти увиденного.

Эпиграф: “Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет ПОЭТА, что ОБРАЗЫ, рождаются в его душе один за другим…”

Чувство грусти, удивление, изумление, восторг, радость, восхищение, потрясение, очарование, любви, нежности, неожиданности.

Объят – охвачен, обнят.

Жемчужины – сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен.

Бутоны – почки цветка.

Бубенчики – полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.

Венчики – часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.

Томится – переживать, мучиться.

Образные средства языка

Эпитет – образное, художественное определение свойств предмета.

Метафора – в переводе с греческого “перенос, перенести: свойства одного предмета переносятся на другой предмет”.

Схемопись (интонационная схема)

Ссылка на основную публикацию