Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!

Анализ стихотворения «Послушайте». В.В. Маяковский

Меню статьи:

Текст стихотворения

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует Ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

История

Творчество Маяковского всегда было неоднозначным. Его принимал и очень ценил Сталин, и называл его талантливейшим поэтом. Сталин насильно внедрял творчество Маяковского по всей стране, к огорчению многих других поэтов и писателей. И все же Маяковский больше, чем только поэт революции. Он писал стихи и издавался еще до «Великой Октябрьской».

Стих «Послушайте» Маяковский написал в 1914 году, когда поэту исполнился 21 год, спустя год после того, как вышел его первый сборник «Нате».

Поэт был молод и еще не научился «кричать свои стихи с трибуны» и провозглашать лозунги. Позже, когда Маяковский «пропитается идеями», будет мечтать о всемирной революции, он начнет чаще писать утвердительные строки, научится рекламе, за что не раз его будут осуждать в творческих кругах.

Личная жизнь Маяковского также изменится, превратившись в «любовный треугольник», нередко заставляющий его страдать и ожесточаться. Но в этот период поэт еще ищет себя, не разрушая, а пытаясь понять мир вокруг, а также самого себя.

Стих появился незадолго до второй мировой войны, в то время, когда в народе все больше преобладали безверие и «зацикленность» на материальных ценностях.

Это были годы, когда даже церковь дискредитировала себя настолько, что уже через три года, во время революции, люди из народа с жестокостью убивали священников, с агрессивной радостью встречая весть о том, что Бога нет, и нет необходимости отвечать за свои поступки перед Вечным Судьей.

Маяковский своим «Послушайте» призывает людей поднять голову над бытовым, мещанским образом жизни и мышления, подумать о том, что выше быта и «полуденной пыли».

В этом стихотворении поэт еще ищет себя, он обращается ко всем, но не крича с трибуны, а тихо, обращаясь лично, с просьбой услышать его. Лирический герой хочет быть услышанным, заставить подумать о вечном.

Тема стиха

«Послушайте» – это стих – монолог, попытка заставить задуматься о том, что важна не одна материальность. Понять, что существует нечто большее, возвышенное. Он говорит о людях, способных видеть красоту. Тех, для кого прекрасное жизненно необходимо.

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно…»
О том, что существуют те, кто «не перенесет эту беззвездную муку!»

Для этих людей звездное небо очень ценно и важно, а значит, есть смысл всем людям поднять глаза над суетой этого мира и увидеть нечто больше, чем «плевочки» на небе. Попытаться понять это «большее».

В коротком стихотворении нет ни слова лишнего. Каждое слово несет в себе эмоциональную наполненность и философский смысл.

Со свойственной Маяковскому экспрессией, поэт повествует о молитве лирического героя. Он не молится тихо в храме, но «врывается», «плачет», «просит»…

«…врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!…»

О Боге Маяковский также повествует как о труженике. Одним словосочетанием «жилистая рука» поэт рассказывает целую повесть о том, что Бог каждый день трудится в нашем мире. Всякая материя на нашей земле разрушается, если разум и творческая энергия не воздействует на нее. Но земля обновляется каждый день, и через это всякий, кто честно готов смотреть, видит вмешательство разума Творца. Библия говорит о творящем Слове: «…нынешние небеса и земля, содержатся тем же Словом…» (2 Пос. Петра 3:7).

Но Маяковский видит труд Творца на нашей земле как жилистую, натруженную руку. И это реальность поэта, который не приемлет ничего поддельного, напускного и фальшиво-гладкого. Для него ближе образ Бога трудящегося, каждый день зажигающего звезды, а не наблюдателя, однажды запустившего процесс.

Лирический герой уверен, что не обязательно звезды будут загораться каждый вечер. Если не просить и не желать, то можно не увидеть ни одной звезды, а для героя это очень важно, поэтому он готов прилагать усилия к тому, чтобы получить то, что ему необходимо.

Маяковский никогда и ничего не получал за чужой счет и в своей семье был кормильцем. Поэтому для поэта важно участие в том, чтобы в этом мире не только простые, материальные вещи происходили с частицей его труда, но даже то, что, казалось бы, не зависит от его воли или усилий. Поэт описывает человека, который влияет, как может, даже на то, что выходит за границы его возможностей.

Композиция

Стих написан в форме монолога. Лирический герой обращается ко всем, кто может его услышать. Это просьба услышать его, задуматься о том, что может дать иной, более высокий смысл существованию человека.

В стихотворении не прослеживается одной четко выраженной линии. Его можно разделить на три смысловые части. Рассуждение о том, что звезды нужны людям и на молитву к Богу, призыв, просьбу о том, чтобы звезда загорелась, хотя бы одна и вывод в конце стиха.

Стихотворение напоминает античную риторику, словно было написано по ее правилам (тезис – обоснование – утверждение).

На строфы стих не делится, композиция кольцевая, рамочная. В начале и в конце используются похожие выражения, в то же время они несут развитие мысли автора.

Поэт как всегда пишет стих «лесенкой» и многие строки не согласуются друг с другом. Рифма неточная, стих почти белый, хотя присутствует и точная рифма.

Основной герой произведения

Стих хочется не читать, а слушать, ведь это обращение лирического героя к слушателям. Сначала он задает риторический вопрос, затем рассказывает о третьем лице, который является главным героем произведения.

Стихотворение «Лиличка» Владимира Маяковского написано в форме монолога-обращения лирического героя к своей возлюбленной. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Лирический герой, который в данном произведении является и автором, рассказывает, как важны звезды для главного героя. Он задыхается в дневной пыли и рвется к Богу «на аудиенцию», он ждет вечера, когда сможет увидеть звезды и подняться над суетой этого мира. Он не может выдержать мысли о возможности не увидеть звезд.

Лирический герой показывает очень деятельного человека. Он не считает, что можно молча страдать и сетовать на судьбу, если то, чего тебе не хватает, находится вне твоих возможностей.

Этот «кто-то» не ждет, не молчит, он «врывается», «боится, что опоздал», «Плачет», «целует жилистую руку» Бога, «просит». Это человек деятельной веры, просящий у Творца того, что ему необходимо, и получающий этот дар каждый вечер – звезды загораются.

Просьба увенчалась успехом. Но еще до того, как этот человек видит долгожданную звезду, он уже ходит «спокойный наружно», хотя его внутренняя тревога не проходит.

Остальные люди получают результат его усилий и не знают о том, что звезд могло и не быть. Но главного героя это не волнует. Для него важно мнение одного человека. Он только у кого-то одного спрашивает: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”

Этот вопрос выдает нам, что до этого главному герою было страшно. Маяковский рисует свой образ в стихотворении. Он не представляет жизнь без бурной деятельности, без труда, достижений и страсти к победе.

Второстепенные герои

Можно было бы назвать второстепенным героем самого рассказчика – лирического героя, ведь он остается за кадром. Но все же в этом стихотворении он, скорее, второй главный герой, а не второстепенный.

Второстепенным героем произведения можно назвать Бога, к которому обращается главный герой. Он изображен тружеником, имеющим «жилистую руку» и неравнодушное сердце. Ведь Бог в данном произведении откликается на просьбу героя и зажигает звезды каждый вечер.

Основная идея стиха

Маяковский написал стих в то время, когда многие люди теряли веру, были озлоблены и растеряны. Поэт взывает к людям, прося их вернуться к высшим ценностям, не погружаться в рутину материальности.

Человек создан, чтобы жить между двумя мирами, получая информацию из духовного мира, воплощать идеи в физическом мире, и любой дисбаланс нарушает гармонию.

Если человек улетает только в духовность, он отказывается от важной части своей жизни и теряет свое предназначение. Также если он погружается только в материальность и живет животными потребностями, упускает прекрасную часть себя. Покой и ощущение счастья возможно только тогда, когда человек «стоит на своем месте» и поддерживает баланс между духовным и материальным.

Поэт обращается к тем, кто погряз в материальности, забыв о духовных потребностях, призывая их поднять голову к небу, увидеть звезды, задуматься о том, что можно жить иначе и получить большее счастье, чем только сытый желудок, крышу над головой и возможность размножения.

Поэт призывает действовать и видеть звезды, делиться радостью достижений в мире поэзии, в способности видеть звезды и участвовать, пусть даже косвенно в процессе их зажигания. Ведь, по мнению поэта, если бы не было тех, кто просит о звездах, то Бог не зажигал бы их на небосклоне.

Можно понимать поэта как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь «звезды» талантов людей тоже зажигаются в нашем мире; и их видят и ценят только те, кто желает иметь больше, чем пищу и кров. Те, кто ищет высшего.

Форма произведения необычна, но характерна для футуристической литературы. Это позволяет стиху выделиться на фоне других философских произведений.

Звезды, являющиеся центральными в этом стихотворении, можно воспринимать как реальные физические, а также как аллегорию – как поэтов, художников, тружеников искусства, тех, кто помогает людям подняться над обыденностью.

Также звезды можно рассматривать и как саму нашу жизнь, наши добрые порывы, стремление к высшему, небесному и духовному. Автор призывает увидеть нечто большее, чем ежедневная рутина со всей страстностью своей натуры.

Жанр стихотворения – элегия. Также мы видим в нем элементы послания. Тонический стих, большинство строк которого не рифмуется, разностопный ямб. Часть строк имеют рифмовку АВАВ.

Автор использует метафоры: «Врывается к Богу», «называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают» «метели полуденной пыли».

Также использует эпитеты «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный», «жилистая рука».

Один из самых ярких и уникальных эпитетов «жилистая рука» Бога.
Антитеза: В стихе противопоставлены слова, которые в обычной речи не являются антонимами. Но для одних звезды – это «плевочки», а для других – «жемчужины»

Средства выразительности

Первое же обращение, прерванное восклицанием, заставляет остановиться и обратить внимание на будущую речь. Дальше автор задает риторические вопросы и уверен, что на них можно дать только утвердительный ответ.

Рассказчик развивает сюжет – некто тревожится и боится, что вечером, после окончания пыльного рабочего дня, звезды не появятся на небосклоне. Тогда он бежит к Богу, врывается в тревоге и просит, целуя Его натруженные жилистые руки. Он не представляет себе вечера без звезд.

Стих «Скрипка и немного нервно» Владимира Маяковского отличается шутливым характером, поэтому было бы закономерно счесть «Скрипку…» шуткой. Впрочем, читатель может узнать больше об этом произведении, ознакомившись с его описанием

Знаками препинания, словами, расположенными лесенкой, автор добивается максимального эмоционального накала. Он словно спорит, доказывает, пытается донести свою истину до всех и каждого.

В этом стихе автор не кричит, но пытается убедить уговорить, заставить переосмыслить привычный взгляд на жизнь, используя знаки препинания, расставляя интонационные акценты, и словно сомневаясь, что его поддержат, переспрашивает «Да?!»

Маяковский как всегда смешивает возвышенное и земное. Звезды, Бога, «жилистую руку» и «метель полуденной пыли».

В стихе не употребляются неологизмы и искаженные слова, из-за этого он воспринимается как прямой, искренний порыв автора.

Языковые особенности стиха

В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.

Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.

В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.
Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.

Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.

Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.

Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…

Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.

Отзывы критиков

Стих “Послушайте!” — истинный шедевр русской и мировой поэзии.
«Маяковский успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р. Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа»

«Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский — талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче… Поэзию привлекут к поэту две вещи: «Ярость творческой его совести. Чутье неназревшей еще ответственности перед вечностью — его судилищем».
(Из статьи «Владимир Маяковский. «Простое как мычание»)
Б. Пастернак

«Едва ли найдется в истории другой пример того, чтобы человек, так далеко ушедший в новом опыте, в час, им самим предсказанный, когда этот опыт, пусть и ценой неудобств, стал бы так насущно нужен, так полно бы от него отказался. Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для меня загадкой.

Тут была та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни, в любом направленьи, без которой поэзия — одно недоразуменье, временно неразъясненное.

И как просто было это все. Искусство называлось трагедией. Так и следует ему называться. Трагедия называлась «Владимир Маяковский». Заглавье скрывало гениально простое открытье, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру. Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья».
(Из повести «Охранная грамота»)
Б. Пастернак

«Брак поэта с временем — насильственный брак. Брак, которого, как всякого претерпеваемого насилия, он стыдится и из которого рвется — прошлые поэты в прошлое, настоящие в будущее… Вся советская поэзия — ставка на будущее. Только один Маяковский, этот подвижник своей совести, этот каторжанин нынешнего дня, этот нынешний день возлюбил: то есть поэта в себе превозмог.»
(Из статьи «Поэт и время»
М. Цветаева)

«Я пытался писать музыку на стихи Маяковского, но это оказалось очень трудным, как-то не получалось. Должен сказать, что переложить стихи Маяковского на музыку очень трудно, мне особенно трудно это сделать, так как в моих ушах и сейчас звучит чтение Маяковского и мне бы хотелось, чтобы в музыке нашли себе место интонации Маяковского, читающего свои стихи.»
(Из книги «Маяковский в воспоминаниях современников»
Д. Шостакович)

Анализ стихотворения «Послушайте». В.В. Маяковский

  • Анализ стихов
  • Маяковский
  • Послушайте!

Одним из знаменитых произведений писателя и поэта Маяковского, является стихотворение «Послушайте!». Четкого построения и смысловой линии у стиха нет, понять его не просто. Кстати это касается практически всего творчества Маяковского, которое понятно довольно не каждому.

Данное произведение было рождено в 1914 году и имеет начало, которое словно зеркальное отображение конца. Имеет место повторение некоторых слов, но вот смысл уже другой. В общем если рассматривать смысл стихотворения, то оно посвящено теме человеческого бытия.

Если взглянуть на структуру стихотворения, то складывается впечатление, что лучше его не читать, а слушать. Настолько правильно оно построено, тезис и пояснение ему.

В данном стихотворении автор задумывается о предназначении людей, при этом сравнивая их со звездами. Если сравнивать по мерам вселенной человеческую жизнь, то она очень коротка, словно короткий миг. Маяковский пытается донести до читателя, что смысл жизни заключается в том, чтоб быть кому-то нужным и по возможности помогать людям. Но автор не может уверенно сказать, что его творчество несёт пользу людям и сомневается в этом.

Понятие трагизма и лирики преобладают в стихотворении «Послушайте» и показывают ранимую душу автора. Маяковский всегда считал себя великим поэтом и не стесняясь утверждал это, но в данном стихотворении можно увидеть и сомнения по поводу этого. Автор задумывается над тем, что если б он был не писателем, а кем-то другим, возможно, он стал бы полезней и лучше.

Стихотворение является размышлением автора и попыткой определить своё место в литературе и будет ли его творчество актуальным через годы.

Читая стихотворение даже много раз все равно невозможно в полной мере охватить всю заложенную суть. И когда в очередной раз подходишь к произведению, то можно найти что-то новое.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Послушайте!.
История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Хорошо

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».

Часть 1. Терзание

Маяковский рисует в воображении читателя некую тему, загадочную и всем известную. Великую и обезоруживающую. Она терзает и все равно манит. Имя темы раскрывается в последней строчке лишь в качестве рифмы. Читатель сам догадывается, что главным словом выступает любовь. Здесь очевидна свойственная поэту эмоциональная выдержка каждой строчки. Он сам в напряжении от своих чувств и заставляет других испытывать напряжение во время чтения. Сложноподъемные речевые обороты и сравнения подчеркивают важность, сложность чувств. Любовь действительно не простая штука, а в разлуке с Лилией Маяковский ощутил это в полной мере.

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука». Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него еще не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Языковые особенности стиха

В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.

Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.

В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку. Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.

Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.

Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.

Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…

Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога – жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

… и Лилия Брик

Это женщина, о которой все говорили разное, но говорили всегда. Она не могла не оставить впечатления, многие мужчины теряли голову после знакомства с ней. Однако самой главной ее любовью, как призналась Лилия Юрьевна, был не Маяковский, а первый муж Осип Брик.

Они познакомились еще в юности, и на протяжении семи лет он мягко и по-дружески завоевывал ее расположение. В 1912 году состоялась их свадьба, Лиле тогда был 21 год. Уже в 1915-м судьба впервые свела ее с Владимиром Маяковским, и до самой его смерти она присутствовала в его жизни и была единственной главной любовью, которая вдохновляла поэта. Он посвятил ей практически все свои произведения, где главным является у Маяковского «Про это», краткий анализ которого будет изложен далее.

Часть 2. Признание

Согласно ранним анализам стихотворения «Про это» Маяковского, здесь было не просто описание действительности и лиц, а гротескное представление публике своей души. А в ней жило многое.

Признание в любви своей Лиле было подробно раскрыто через сцену в квартире – тюрьме, где поэт заперся от внешнего мира. Ему трудно давалась разлука, и в мечтах он, конечно, надеялся хотя бы на телефонный звонок. Маяковский превознес его неоправданно высоко. Разговор с Лилей был бы для него спасением, утолением этой душевной жажды. Поэт сравнивает свои переживания с землетрясением, которое замечают даже на улице, а сам он, словно медведь, уплывающий на льдине, одинокий и беспомощный.

Так Владимир Владимирович признается в своей слабости перед любовью, в своей невольности и страхе быть не услышанным. Сравнение с медведем современники называют аналогией с Трикстером – полубожеством и получеловеком с двойственной противоречивой натурой.

Образ толпы

Также в анализе «Ночи» Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с «пестрошерстой быстрой кошкой». Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.

Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Часть 5. Страх

Путешествие подходит к концу, и время, кажется, перестало гнаться вслед за потоком мыслей поэта. Он оказывается на вершине горы, откуда видит людей, стоявших внизу. Они не понимают чистоты помыслов, да и то, что пишет он не ради денег. Толпа, будто лошади в шпорах, не видит ничего кругом, кроме рутины и быта. За это стреляют в автора из разного оружия. Страшно оказаться непонятым, страшно стать врагом.

Маяковскому присуще чувство нарциссизма, хотя он этого не признавал и не показывал. При анализе этого отрывка бросается в глаза возвышение автора над толпой. Отдаленно он напоминает Иисуса, которого распяли за его искреннее желание помогать людям и просвещать их, научить делать выводы и проводить анализ. Стих «Про это» Маяковский написал, тем не менее, подчеркивая свой атеизм и коммунизм.

Часть 3. На расстоянии телефона

В действительности за время написания поэмы Маяковский не общался с Лилией ни лично, ни по телефону. Расстояние между парой было вполне досягаемым, а со звонком сократилось бы в тысячи раз. Однако общение не состоялось, и поэт стал ощущать пропасть размером с целую вселенную. В некоторых строчках стиха «Про это» Маяковский обозрит некую сцену с товарищами. Привычная для того времени ситуация, когда молодые люди собрались вместе отдохнуть, потанцевать и весело провести время. Поэт конкретизирует свое отрешение. Описывает, что боится встретить «ее». Но и «она» же может спасти автора от гибели. Владимир Владимирович резко берет себя в руки уже через несколько строк. Он размышляет о своей доле и сам себе говорит, что раз выстоял 7 лет, то и еще 200 может, не ожидая спасения.

Продолжим анализ. «Про это» Маяковского в начальной части объясняет, что речь идет о периоде с момента знакомства с Лилией Брик. Это были мучительные для мужчины годы, но для поэта время было богато вдохновляющими порывами. Поэтому, понимая свою зависимость, он готов стоять и 200 лет, ожидая свою любимую.

Владимир Маяковский — Угрюмый дождь скосил глаза ( Утро )

Ugryumy dozhd skosil glaza. A za reshetkoy chetkoy zheleznoy mysli provodov — perina. I na neye vstayushchikh zvezd legko operlis nogi. No gi- bel fonarey, tsarey v korone gaza, dlya glaza sdelala bolney vrazhduyushchy buket bulvarnykh prostitutok. I zhutok shutok. klyuyushchy smekh — iz zheltykh yadovitykh roz vozros zigzagom. Za gam i zhut vzglyanut otradno glazu: raba krestov stradayushche-spokoyno-bezrazlichnykh, groba domov publichnykh vostok brosal v odnu pylayushchuyu vazu.

Euh/vsq lj;lm crjcbk ukfpf/ F pf htitnrjq xtnrjq ;tktpyjq vsckb ghjdjljd — gthbyf/ B yf ytt dcnf/ob[ pdtpl kturj jgthkbcm yjub/ Yj ub- ,tkm ajyfhtq, wfhtq d rjhjyt ufpf, lkz ukfpf cltkfkf ,jkmytq dhf;le/obq ,ertn ,ekmdfhys[ ghjcnbnenjr/ B ;enjr ienjr/ rk//obq cvt[ — bp ;tkns[ zljdbns[ hjp djphjc pbupfujv/ Pf ufv b ;enm dpukzyenm jnhflyj ukfpe: hf,f rhtcnjd cnhflf/ot-cgjrjqyj-,tphfpkbxys[, uhj,f ljvjd ge,kbxys[ djcnjr ,hjcfk d jlye gskf/oe/ dfpe/

Направление произведения

В анализе «Ночи» Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.

Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.

«Послушайте!» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – разбор, образы, тема

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Послушайте!.

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры«звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты«полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука». Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него еще не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Разбор произведения доказывает, что по жанру – это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога – жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Краткое содержание Во весь голос Маяковский для читательского дневника

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.
История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Судьба и Родина

В продолжение темы «Маяковский «Во весь голос»: анализ стихотворения» надо отметить и то, что дейный творец называет потомков ловкими и здоровыми, и, по его мнению, они должны помнить, каким трудом все оплачено, он сравнивал его с вылизыванием «чахоткиных плевков».

Немного удивительно, но Владимр Владимирович описывает будущее, что уже наступило «коммунистическое далеко», в которое он вложил максимум усилий, ведь каждый свой трудовой наступивший день он инвестировал в будущее.

Поэт считает это своим гражданским долгом — построить достойное будущее, и это желание буквально обессилило его душу.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

Вдохновение

Все свое самое желанное написал в поэме «Во весь голос» Маяковский. Анализ ее говорит о том, что все, чем занимался поэт, создавалось совсем не для эстетического наслаждения потому, что оно строит, вдохновляет и борется с бессмысленностью, двигается вперед и ведет за собой массы. Он думал, что его призвание — реализовывать социалистические мечты и с широкими массами идти в светлое будущее. Писатель призывает: «Умри мой стих как рядовой». Он считает, что для общественного благополучия поэт должен трудиться в поте лица, забывая о себе и не думая о вознаграждении, принося в жертву свое творчество.

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное

Он пишет в своем стихотворении, что, кроме свежевымытой сорочки, ему ничего не нужно, а еще что поэт и общество неразделимы.

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Маяковский во весь голос, – Сочинения по литературе

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ ВО ВСТУПЛЕНИИ К ПОЭМЕ В. МАЯКОВСКОГО «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»

Делами, кровью, строкою вот этою, нигде не бывшею в найме, — я славлю взвитое красной ракетою Октябрьское, руганное и пропетое, пробитое пулями знамя!

Десятилетия, отделяющие нас от создания последних поэтических строк В. Маяковского, — достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и его влияния на поэзию своего времени и последующих десятилетий.

За этот период сошли с литературных подмостков и канули в Лету многие из тех, кто пророчил этот удел Маяковскому. Ни социальные катаклизмы, потрясшие человечество в ХХ в.

, ни победный гул «великого строительства», ни разрушительный грохот войны и классовых битв не помешали читателю слышать голос поэта-новатора, поэтареволюционера.

Словно предвидя ту острейшую идейную борьбу, которая вот уже многие годы не затихает вокруг Маяковского, его богатейшего художественного наследия, новаторских традиций, словно предчувствуя, что одни после его смерти будут «глубокомысленно» рассуждать, что время «агиток» Маяковского прошло, а другие, объявив себя приверженцами «школы Маяковского», превратив, по существу, эту «школу» в избранный камерный класс пишущих «лесенкой», будут стремиться именем великого поэта оправдать групповые интересы и пристрастия, — поэт решает сам рассказать потомкам «о времени и о себе», рассказать «во весь голос», с предельной открытостью души и сердца.

Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живым говоря.

Я к вам приду в коммунистическое далеко не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств.

И все поверх зубов вооруженных войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе,

Так все масштабнее раскрывается замысел новой могучей поэмы Маяковского, работу над которой на самом взлете трагически оборвала его смерть. Судя по завершенному первому вступлению в поэму, по обнаженным до дна души лирическим строфам-наброскам ко второму вступлению, хотя бы таким философски просветленным:

Уже второй, должно быть, ты легла. В ночи Млечпуть серебряной Окою. Я не спешу, и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить, —

поэме «Во весь голос» была уготована счастливейшая судьба: стать одной из самых значительных и неповторимых страниц поэзии 20-х годов прошлого века.

В разговоре с потомками Маяковского заботит и то, что является особенно характерным для его времени, и то, что затрагивает непосредственно его судьбу, творчество, стихи.

Обеспокоен поэт и тем, как бы потомки, пусть из самых добрых побуждений и устремлений, не подменили его мятежный, драматически противоречивый, как сама жизнь, образ иконописным ликом. Он знает, что в истории отечественной словесности подобное случалось, и неоднократно.

Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы по-моему при жизни — думаю — тоже бушевали.

взволнованно и убежденно говорит Маяковский в своем доверительно- сердечном обращении к Пушкину. Сам он стремится взглянуть на окружающий его мир, на действительность, с которой сталкивается повседневно, на все, что им самим утверждалось, отстаивалось в поэзии, сурово реалистично, без прикрас и «легенд», открыто глядя в глаза правде жизни:

Потомки, словарей проверьте поплавки: из Леты выплывут остатки слов таких, как «проституция», «туберкулез», «блокада». Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки

шершавым языком плаката.

Нелегко давался Маяковскому этот поэтический героизм будней:

И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас — доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло

Высокое чувство гражданского долга, поэтическая зрелость помогали Маяковскому преодолевать неизбежные минуты тревожных раздумий и сомнений на многотрудном пути поэта-новатора, летописца революционной эпохи. Эти сомнения отступали прочь перед сознанием непосредственной причастности к грандиозным преобразованиям России. Как никто другой, Маяковский имел полное право сказать и современникам, и потомкам:

Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести,

мне ничего не надо.

Выше любых наград, любых похвал для Маяковского — признание нужности, полезности его поэтического слова миллионам граждан России. Он вправе гордится, что может сказать о неповторимопрекрасной судьбе своих стихов:

Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные

на штурмах мерли наши!

Не слава, не «бронзы многопудье» волнует Маяковского в настоящем и будущем.

Нет! Поэта тревожит, что после его смерти могут объявиться такие «очкастые» толкователи — «профессора» его жизни и стихов, которые будут пытаться «убедить» окружающих, что Маяковский загубил свой талант, поставив его открыто на службу революционной борьбе российского пролетариата, что он стал «жертвой «социализма, а к концу жизни, в пьесах «Клоп» и «Баня», все больше якобы отходит от изображения нового человека. Свой знаменитый разговор с потомками поэт революции завершает стихами, в которых окрыленно-дерзко, афористически емко выражена гражданская сердцевина его поэзии, ее наступательный пафос, новаторски-художественная суть:

Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм *** Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих

Поэма «Во весь голос» — это произведение, которое мы вправе поставить рядом со знаменитым стихотворением А. С. Пушкина «Памятник».

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Стихи как орудие

Стихи его не просто строчки на бумаге, он использует их как серьезное оружие в борьбы за коммунистическое дело.

Поэт-агитатор намекает на то, что ни правительства, ни «лирических томиков», ни «хребтов веков» не боится. Это открыто заявляет во весь голос Маяковский. Анализ произведения сводится к тому, что его оружие не ранит и не убивает человека, но оно может очень сильно поразить душу и сердце человека. Он пишет пророческие строчки, в которых намекает на то, что его стихи стоят свинцово и готовы к смерти.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Крик души

Об этом и кричит в своем стихотворении «Во весь голос» Маяковский. Анализ вступления говорит о том, что поэт вдохновляет народ к строительству светлого будущего, и что все должны помнить тех, кто был причастен к бою за социализм и коммунизм, и не забывать их отчаянный труд. Их душа живет в каждой строчке его и обязательно пройдет сквозь столетия.

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Анализ поэмы Владимира Владимировича Маяковского «Во весь голос»

История создания

Поэма была написана незадолго до самоубийства Маяковского — зимой 1929−1930 годов. В это время поэт готовился к выставке, приуроченной к двадцатилетию его творческой деятельности. Но в то же время Владимир Владимирович пребывал в мрачном настроении. Его работы критиковали, и многие современники отзывались о поэте в негативном ключе.

Возможно, что именно это заставило Маяковского напрямую обратиться к потомкам. Он задумал целую поэму «Во весь голос», но написал только вступление. Неизвестно почему поэт решил не продолжать работу. Возможно, что он не захотел писать или не смог. Вступление было готово в январе 1930 года, но уже в апреле Маяковский трагически умер.

Если разбираться детально, отрывок нельзя назвать поэмой. Но его называют так, потому что вступление планировалось добавить к крупному произведению.

Эта поэма одна из самых откровенных работ поэта. В ней Владимир Владимирович подвел итог 20 лет творчества.

Краткое содержание

Лирический герой обращается к потомкам, которые будут изучать достижения предков. Он уверен, что дойдут они и до его творчества. Возможно, что даже какой-то ученый вспомнит героя. Он вспомнит, что жил когда-то певец кипяченный и враг сырой воды.

Но лирический герой призывает профессора снять очки-велосипеды и послушать историю из первых уст. Он называет себя ассенизатором и водовозом, его мобилизовала и призвала революция. Он ушел из обычной поэзии, где нужно прославлять разных дам.

Лирический герой называет себя агитатором, горланом-главарем. Он предсказывает, что его стихи дойдут до потомков через головы поэтов и правителей. Они прорвут громаду лет, случайно их обнаружат потомки, и стихи будут словно оружие.

Лирический герой завещает 20 лет своего творчества рабочему классу. Он вспоминает, как ему велели идти под красный флаг и читать Маркса. В качестве памятника поэт готов увидеть социализм.

Сам же он не заработал особых денег, но ему достаточно чистой рубашки. И когда лирический герой придет в ЦКК, он поднимет над рвачами-поэтами, все свои партийные книжки.

Главная мысль

Работа Маяковского грубая, но в то же время правдивая. Он решил рассказать о своем времени и не приукрашивать его, поэтому его слова звучат жестоко и так честно.

Главная мысль произведения простая — настоящее творчество смогут оценить только потомки. При жизни автор ничего не заработает и не получит особого признания. Но это не имеет значения, ведь намного важнее то, что поэт не продается и не прогибается под потребности толпы.

Интересно то, что в тексте Маяковский пренебрежительно отзывается о Есенине. Его он называет обычным песенным творцом. Не ценит Владимир Владимирович и обычных лириков. По его мнению, задача поэта — правдиво отражать действительность.

Анализ текста

Текст написан в жанре поэмы, хоть это достаточно условное обозначение. Отрывок небольшой по размеру, но он поражает масштабностью мысли. Маяковский использовал тоническую систему. Именно она лучше всего отразила эмоции и бунтарское настроение.

В композиции поэмы можно выделить несколько частей:

  1. Обращение к потомкам.
  2. Рассказ о состоянии поэзии.
  3. Задача творческой деятельности.

Маяковский предельно откровенен в произведении. Он выделяет главную роль поэзии — социальная нагрузка. Слова должны побуждать людей, а не складываться в красивые, но бессмысленные творения, поэтому многих современников поэт не оценивал как достойных.

При написании поэмы Маяковский использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт называет оружие грозным, певца кипяченным, а садоводства барскими;
  • метафоры — автор рассказывает о рое вопросов, харкающем туберкулезе, строчечном фронте;
  • сравнения — поэт сравнивает поэзию с капризной бабой, открытие тома Маркса с распахиванием ставен.

В тексте можно найти много грубых слов. Все это оправданно — Маяковский хотел привлечь внимание большинства и показать, в чем же именно заключается миссия настоящего поэта. Можно считать, что поэма стала его предсмертным посланием.

Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.

История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты“старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры“вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения“поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

В конце своего жизненного пути (хотя и неизвестно, планировал ли поэт свое самоубийство уже тогда) Маяковский в очередной раз обратился к важной для себя теме творчества – точнее, его назначения и своего места в творческом процессе. Он выбирает непростой путь – рассказать о себе и времени, в котором он живет, только правду. И он говорит – жестко и без излишней вежливости.

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Читайте также:  Мистерия-Буфф - краткое содержание пьесы Маяковского

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” .
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” .

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Во весь голос маяковский краткое содержание. «Во весь голос» (Маяковский): анализ произведения

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.
История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Владимир Маяковский — Во весь голос

Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем г…. наших дней изучая потемки, вы, возможно, спросите и обо мне. И, возможно, скажет ваш ученый, кроя эрудицией вопросов рой, что жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой. Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу о времени и о себе. Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии — бабы капризной. Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь — сама садик я садила, сама буду поливать. Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот — кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки — кто их к черту разберет! Нет на прорву карантина — мандолинят из-под стен: «Тара-тина, тара-тина, т-эн-н…» Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, где харкает туберкулез, где б… с хулиганом да сифилис. И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас — доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне. Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. Я к вам приду в коммунистическое далеко́ не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств. Мой стих дойдет, но он дойдет не так,— не как стрела в амурно-лировой охоте, не как доходит к нумизмату стершийся пятак и не как свет умерших звезд доходит. Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы с уважением ощупывайте их, как старое, но грозное оружие. Я ухо словом не привык ласкать; ушку девическому в завиточках волоска с полупохабщины не разалеться тронуту. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики. И все поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе, планеты пролетарий. Рабочего громады класса враг — он враг и мой, отъявленный и давний. Велели нам идти под красный флаг года труда и дни недоеданий. Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни, но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане. Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих, когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них. Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши! Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди,— пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Потомки, словарей проверьте поплавки: из Леты выплывут остатки слов таких, как «проституция», «туберкулез», «блокада». Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката. С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых. Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток. Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на́ дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

Анализ вступления поэмы «Во весь голос»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Анализ вступления поэмы «Во весь голос». =>>>

Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху — служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей:

Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии — бабы капризной. Поэт признается: И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить на вас — доходней оно и прелестней. Ноя себя смирял, становясь на горло собственной песне.

Маяковский ощущал себя «агитатором», «горланом-главарем» и верил, что его стих …дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств. Поэт готов был принести свою поэзию в жертву революции: Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши!

Он, в отличие от своих предшественников, начиная с Горация, отказывался от индивидуального поэтического памятника: Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм.

Маяковский сравнивал свои стихи с «поверх зубов вооруженными войсками» и отдавал их, «до самого последнего листка», пролетариям всей планеты. Он утверждал: Рабочего громады класса враг — он враг и мой, отъявленный и давний. Велели нам идти под красный флаг года труда и дни недоеданий.

Маяковский убеждал читателей: главное назначение поэта сегодня — служить делу социалистической революции.

Но его поэзия должна быть не только революционной по содержанию, но и высокосовершенной по форме, чтобы уцелеть в веках, донести до потомков величие эпохи революции и строительства социализма.

Также и в своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, Маяковский сетовал, что «приходится каждую минуту доказывать, что деятельность поэта и работа поэта — необходимая работа в нашем Советском Союзе».

Сам он ни секунды не сомневался, что его стихи для блага революции и социализма не менее важны, чем добыча руды, выплавка стали, вооруженное подавление контрреволюции или работа партии по организации социалистического строительства. Потому что укрепляют в душах людей веру в правоту большевистской революции, в скорой достижимости светлого коммунистического будущего. С этой верой Маяковский и умер.

Сочинение опубликовано: 19.10.2015 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Анализ вступления поэмы «Во весь голос»

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Популярные сегодня пересказы

  • Крокодил — краткое содержание рассказа Достоевского
    В Пассаже за определённую плату показывали живого крокодила. Чиновник Иван Матвеевич решил удовлетворить любопытство своей жены Елены Ивановны. Вместе с ними отправился его дальний родственник и сослуживец
  • Гамлет Щигровского уезда — краткое содержание рассказа Тургенева
    История относится к циклу Записки охотника и рассказывает о том, как главный герой отправляется гостить к холостому помещику. Этот помещик является убежденным холостяком и он собирает у себя похожее общество
  • Краткое содержание Волк на псарне Крылова
    Это произведение является частью школьной программы. В этой статье предлагается ознакомиться с ее кратким содержанием.
  • Консуэло — краткое содержание романа Санд
    Все события происходят во второй половине 18 века. Перед нами предстает главная героиня, певица Консуэло. Девушка была цыганского происхождения.

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Анализ «Во весь голос». Маяковский и его послание

Интересный парадокс заключается в том, что эта поэма так и не была написана Маяковским. Буквально перед своей смертью он написал всего лишь вступление к ней, которое он посвятил первой советской пятилетке в конце 1929 — начале 1930 гг.

Приступая к теме «Анализ: «Во весь голос» Маяковский», надо отметить, что этот стих поэт приурочил к юбилейной выставке — 25-летию своего творческого пути. Сам он, выступая перед собравшейся публикой, говорил, что это произведение полностью и целиком отражает все то, над чем он так работал все эти долгие годы, и представил его как отчет о проделанной творческой работе. Так, сам того не подозревая, он продолжил этим классическую тему «памятника», начатую еще Державиным и Пушкиным.

«Во весь голос», Маяковский: анализ

В этом вступлении знаменитый поэт противопоставляет себя чистому искусству, которое не признает никакой политики. Именно в этом амплуа складывается общее впечатление о его отношении к творчеству вообще и к его отдельным представителям в частности.

В некотором роде это стихотворение стало неким посланием будущим потомкам. Поэт как будто оценивает себя взглядом из будущего, глядя в настоящее, где сразу поражает строчками: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный…».

Этими словами он создает некий образ поэзии без смысла и цели, которую саркастично и остро высмеивает, называя «капризной бабой».

Стихи как орудие

Стихи его не просто строчки на бумаге, он использует их как серьезное оружие в борьбы за коммунистическое дело.

Поэт-агитатор намекает на то, что ни правительства, ни «лирических томиков», ни «хребтов веков» не боится. Это открыто заявляет во весь голос Маяковский. Анализ произведения сводится к тому, что его оружие не ранит и не убивает человека, но оно может очень сильно поразить душу и сердце человека. Он пишет пророческие строчки, в которых намекает на то, что его стихи стоят свинцово и готовы к смерти.

Вдохновение

Все свое самое желанное написал в поэме «Во весь голос» Маяковский. Анализ ее говорит о том, что все, чем занимался поэт, создавалось совсем не для эстетического наслаждения потому, что оно строит, вдохновляет и борется с бессмысленностью, двигается вперед и ведет за собой массы. Он думал, что его призвание — реализовывать социалистические мечты и с широкими массами идти в светлое будущее. Писатель призывает: «Умри мой стих как рядовой». Он считает, что для общественного благополучия поэт должен трудиться в поте лица, забывая о себе и не думая о вознаграждении, принося в жертву свое творчество.

Он пишет в своем стихотворении, что, кроме свежевымытой сорочки, ему ничего не нужно, а еще что поэт и общество неразделимы.

Судьба и Родина

В продолжение темы «Маяковский «Во весь голос»: анализ стихотворения» надо отметить и то, что дейный творец называет потомков ловкими и здоровыми, и, по его мнению, они должны помнить, каким трудом все оплачено, он сравнивал его с вылизыванием «чахоткиных плевков».

Немного удивительно, но Владимр Владимирович описывает будущее, что уже наступило «коммунистическое далеко», в которое он вложил максимум усилий, ведь каждый свой трудовой наступивший день он инвестировал в будущее.

Поэт считает это своим гражданским долгом — построить достойное будущее, и это желание буквально обессилило его душу.

Об этом и кричит в своем стихотворении «Во весь голос» Маяковский. Анализ вступления говорит о том, что поэт вдохновляет народ к строительству светлого будущего, и что все должны помнить тех, кто был причастен к бою за социализм и коммунизм, и не забывать их отчаянный труд. Их душа живет в каждой строчке его и обязательно пройдет сквозь столетия.

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Заключение

Из вступления к поэме «Во весь голос» стало понятно, что оно представляет собой в некотором виде завещание, написанное практически за три месяца до его трагической гибели. Этот вопрос еще более интересен, так как осталось неясным, убили поэта или это было самоубийство. Многие историки и эксперты криминалистики, исследуя все факты, документы и свидетельства, пришли к мнению, что его все-таки убили. А убили из-за того, что он начал вникать в дела правительства Сталина, который уклонился от того ленинского курса, о котором так мечтали миллионы людей. Темное это дело, такое же, как и с Есениным.

Однако самым интересным остается то, что вера его все-таки стала колебаться в конце жизни, и на то были у него свои причины. Даже у такого отъявленного коммуниста в итоге вечером 13 апреля 1930 года вырвется из души «О, Господи!». В эту минуту рядом с ним будет находиться его любимая женщина, Полонская, которая очень удивится этому восклицанию и переспросит его о том, верующий ли он. И Владимир ответит ей, что уже и сам не понимает, во что он верит.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Ссылка на основную публикацию