Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского

Главным оружием В. Маяковского против несправедливости в обществе было резкое саркастичное слово. Образцом этого пласта творчества является стихотворение «Прозаседавшиеся», которое изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Прозаседавшиеся» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прозаседавшиеся.

История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не стала спасительным кругом для народа.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Жанр – фельетон.

Стихотворный размер – написан ямбом, стихи разностопные, строки рифмуются непоследовательно, большинство и них объединены перекрестной рифмовкой АВАВ, также использует параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Метафоры«исколесишь сто лестниц», «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там».

Эпитеты«верхний этаж», «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее».

История создания

История создания произведения связана с послереволюционной действительностью. Известно, что до переворотов В. Маяковский выступал против царского режима. Он надеялся, что революция изменит жизнь простого народа к лучшему. Очень скоро поэт убедился, что надежды были тщетными. Многое в «новой» стране вызывало у него возмущения и иронию, например, отношение «верхушки» к людям. Невеселые наблюдения стали основой для написания в 1922 г. «Прозаседавшихся». Стихотворение относится к послеоктябрьскому периоду творчества Владимира Владимировича.

В стихотворении автор развивает тему чиновнических рабочих будней. Свои раздумья он щедро «заправляет» сарказмом и иронией. Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам чиновников. Этот мужчина и является лирическим героем.

Сначала герой знакомит нас с представителями власти. Он рассказывает, как те каждый день спешат на свои рабочие места, где их уже ждут сотни бумажек, которые чиновники быстро разбирают и спешат на заседания. Далее лирическое «Я» переходит к описанию своих «скитаний по кабинетам».

В. Маяковский прекрасно понимает, что на этих заседаниях не решается ничего важного, и это он с неприкрытой иронией демонстрирует читателю: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом» .

До конца дня, потраченного на беготню по лестницам, терпение лирического героя иссякает. Он, не сдерживая ругани, врывается на одно из заседаний. Увиденное его ошарашивает: в зале сидят только половины людей. Мужчине кажется, что это происки дьявола. Секретарша, привычная к таким «половинчатым» заседаниям, рассказывает, что по-другому чиновники не успеют побывать на всех собраниях.

В последней строфе оказывается, что герой провел под кабинетами целый день. К вечеру у него созрела единственная мечта, чтобы прошло заседание «относительно искоренения всех заседаний». Последняя строка отражает идею произведения. Автор показывает, что заседания – не показатель того, что чиновники решают важные дела. Это простая трата времени, от которой страдают простые люди.

Композиция

Основой для композиции произведения является время: все события вкладываются в сутки. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о своих «приключениях» под кабинетами чиновников. Монолог делится на две смысловые части: описание бесконечных блужданий по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Формально стихотворение делится на строфы с разным количеством строк. Некоторые стихи состоят из одного-двух слов. Такая хаотичная форма характерна для футуристической литературы.

Жанр стихотворения – фельетон, так как В. Маяковский открыто, резко высмеивает современный ему общественный строй. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Автор использует все виды рифмовки, некоторые строки не рифмует вовсе.

Средства выразительности

Художественных средств в тексте не очень много, что объясняется особенностями содержания и системой образов. Большинство тропов являются инструментом для передачи иронического и саркастичного восприятия действительности. В начале произведения используется гипербола, когда рассказывается о «дожде бумажек» и сотнях лестниц, которые прошел за день герой.

Также в тексте есть метафоры – «исколесишь сто лестниц», «взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там» и эпитеты – «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» . Особую роль для донесения идеи играет метафора, описывающая раздвоение людей.

Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно о поэтической деятельности он стал во время обучения в университете.

Трогательное и романтичное стихотворение “Ласточки” было написано в 1856 году. В данном произведение, чувствуется сожаление автора о том, что жизнь скоротечна, а так же о том, что не один человек не в состоянии изменить что либо ведь так или иначе исход будет один.

На столь печальные и даже негативные мысли молодого поэта наводит осенняя пора, и в частности осенний сад. Автор признается, что его раздражает наблюдать за тем, как угасает природа, готовясь к долгой зимней стуже.

Волей не волей Апполон обращает внимание на опустевшее ласточкино гнездо под крышей. Стоит отметить, что оно уже начало разваливаться, а ведь совсем недавно здесь жила пара ласточек со своими птенцами. Но время неумолимо движется, птенцы выросли и семья покинула гостеприимный дом, оправившись в поиски более лучшего вариант. Поэту грустно от этого, ведь за время жизни ласточек в гнезде, он привязался к ним, и ему безумно нравилось наблюдать за ними.

Стихотворение очень нежное, простое. Оно придется по душе читателю любого возраста, так как понять его может и ребенок, и взрослый человек.

Что касается строения, то оно построено из 7 строк, 28 строчек. Для более того, чтобы придать произведению большей выразительности автор использует различные литературные приемы, которые позволяют сделать стихотворение лаконичным, законченным и полным. Здесь можно увидеть и метафору, и олицетворение, и эпитеты. Так же в данном произведении в большом количестве присутствуют красочные прилагательные.

В заключении хочется сказать, что жизнь каждого живого существа не вечна, и не стоит тратить её на пустые дела, нужно обдумывать каждое свое слово и решение, ибо каждый живет лишь раз. Поэт понимал это, и хотел данным стихотворением показать именно эту идею, донеся её до каждого читателя.

Анализ стихотворения Прозаседавшиеся Маяковского

Владимир Маяковский – выдающийся поэт-сатирик. Он мастерски обращался со словом и превращал его в оружие, которым мог прославлять коммунистическое будущее или обличать буржуев. В своём стихотворение “Прозаседавшиеся” автор показывает своё отношение к волоките бюрократов.

Этот стих был написан в 1922 году и вошёл в цикл стихотворений, направленных на борьбу с бюрократами и буржуазией. В “Прозаседавшиеся” есть сюжет: главный герой безрезультатно оббивает пороги, чтобы добиться деловой встречи с “Иваном Ванычем”. Однако незадача состоит в том, что он постоянно “заседает” и к нему невозможно попасть на приём. Маяковский высмеивает бюрократов, которые занимаются, казалось бы, бессмысленными и непонятными вещами. Зарываясь в горах бумажных дел, они вынуждены постоянно проводить заседания и с рассвета до заката решать пустячные проблемы. Поэт намеренно гиперболизирует ситуацию, написав, что на одном из заседаний решали проблему покупки чернил. В последних строчках читатель видит уже гротеск. Перед бедный героем, искавшем аудиенции, предстает страшная картина. Мастерски обыграв выражение “разделиться пополам”, поэт рисует образ бюрократов буквально разделённых на две части, тем самым он добивается сатирического эффекта.

Также Маяковский высмеивает множество непонятных и бессмысленных сокращений организаций. Для этого он применяет каламбур, автор играет словами, а в одной из аббревиатур использует множество последовательных букв из алфавита.

Само заглавное слово “прозаседавшиеся” является неологизмом, придуманным Маяковским. У читателя оно ассоциируется с такими глаголами, как “проиграться” или “промотаться” – то есть со словами, которые обозначают высокую степень деятельности. И эти действия не приводят к чему-либо хорошему. В разговорную речь оно вошло в качестве нарицательного обозначения бюрократической суеты.

Итак, Маяковский даёт понять, что бесконечное прозаседательство не решает важные вопросы, а является лишь пустым времяпрепровождением.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Прозаседавшиеся

Популярные темы анализов

Произведение написано в 1887 году, поэт в это время не слишком опытный. В стихотворении с первых строк говорится о ясном утре, недавно взошло солнце. Что такое благополучие? Когда человек рад? Какие факторы существования заполнены истинной

После публикации стихотворения «Кинжал» в 1903 году, в литературном обществе возникло много споров, касающихся данного произведения. В начале двадцатого века, уже окрепший в поэтическом слове Брюсов постепенно отстраняется от юношеских

Проникающие в душу стихотворения о любви, Афанасий Фет написал, не будучи юношей или в период возвышенных чувств. Причиной такого довольно-таки удивительного факта являются невероятные воспоминания великого поэта. Его воспоминания

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт позапрошлого века. Являясь потомственным дворянином, ему были небезразличны судьбы крестьянства. Диалектика души поэта находит свое отражение во множестве написанных произведений,

Одним из известных советских и российских поэтов и публицистов, поэт-песенник середины 20 века, является Андрей Андреевич Вознесенский. Кроме того он также известен как художник и архитектор.

«Прозаседавшиеся»

стихотворение и анализ

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождем дела бумажные,

чуть войдешь в здание:

отобрав с полсотни –

служащие расходятся на заседания.

«Не могут ли аудиенцию дать?

Хожу со времени она». –

«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –

объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.

«Через час велели прийти вам.

покупка склянки чернил

ни секретарши нет –

на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя наночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» –

дикие проклятья дорогой изрыгая.

сидят людей половины.

Где же половина другая?

От страшной картины свихнулся разум.

спокойнейший голосок секретаря:

«Оне на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

С волнением не уснешь.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

относительно искоренения всех заседаний!»

Краткое содержание

В.В. Маяковский с оптимизмом воспринял свершившуюся революцию и был горячим сторонником начавшихся преобразований. Но вскоре он стал замечать, что действительность несколько отличается от его представлений о светлом будущем страны Советов. Вскрылся целый ряд проблем, мириться с которыми поэт не собирался а, поскольку, его главным оружием были перо и бумага, он самым решительным образом принялся обличать обнажившиеся изъяны. Особенно непримиримым было его отношение к бюрократии и волоките, которые процветали в среде чиновников всех мастей. Этой теме поэт посвятил свое стихотворение «Прозаседавшиеся», анализ которого представлен в данном материале.

Читайте также:  Облако в штанах - краткое содержание поэмы Маяковского

В. Исаченко. Прозаседавшиеся. 1966

Главный герой произведения – среднестатистический гражданин, через восприятие которого Маяковский резко критикует бюрократический аппарат. В начале произведения идет описание начала рабочего дня советского учреждения. Чиновники расходятся по кабинетам, отбирают самые важные бумажки и удаляются на совещания.

Герою нужно безотлагательно решить важные вопросы, но в любом кабинете он слышит одни и те же слова: «Товарищ такой-то ушли заседать». Вернувшись через час, он обнаруживает пустую приемную – секретари также отправились заседать на одно из заседаний.

В конце сумасшедшего дня, полного мытарств и беготни по кабинетам, терпение героя кончается, и он врывается прямо в зал совещаний. Перед ним открывается не укладывающаяся в его сознании картина – на собрании присутствуют только половинки людей. Мужчине приходят в голову самые невероятные предположения, вплоть до происков дьявола. Однако секретарь поясняет ему, что чиновники просто раздвоились, чтобы успеть побывать на всех заседаниях.

Вернувшись домой, загнанный проситель никак не может уснуть. С утра ему снова предстоит обивать пороги неприступных кабинетов. Поэтому он лелеет одну единственную мечту: чтобы чиновники оказались на «заседании относительно искоренения всех заседаний!». Так поэт Маяковский вносил свой вклад в борьбу с советским бюрократизмом, который уже в начале двадцатых годов обрел невиданные масштабы.

Анализ

История создания

Стихотворение появилось на свет в 1922 году. Все потрясения, связанные с революцией и гражданской войной, были уже позади, и люди приступили к освоению новой действительности. Приспособиться к ней оказалось далеко не просто – с самого начала страну захлестнула бюрократия. Чиновнический аппарат разросся до невероятных размеров, причем, результаты его работы оставляли желать лучшего. Простому человеку невозможно было достучаться до представителей власти, чтобы решить свою очередную проблему. Бесконечные заседания, на которых, по сути, ничего не решалось, лишали людей такой возможности. Стихотворение было одобрено самим В.И. Лениным, который похвалил поэта за то, что тот очень остро высмеял недостатки молодой коммунистической системы.

Персонажи и образы

Образы чиновников придают произведению ту самую остроту и сатиричность, которой добивался Маяковский. Главным персонажем можно назвать товарища «Иван Ваныча», воплотившего в себе худшие черты высоких начальников. Он настолько занят, что не представляет себя вне заседаний, поэтому получить у него аудиенцию нет никакой возможности.

Неожиданным решением Маяковского стали образы раздвоившихся чиновников – «ополовиненных людей», которые чуть не довели до инфаркта отчаявшегося просителя, в образе которого предстает обычный гражданин. Безуспешно пытаясь решить важный для него вопрос, он целый день бегает по лестницам и стучится в кабинеты, чтобы в итоге получить один и тот же ответ: «на заседании».

Композиция

Композиция стихотворения последовательная, действие развивается в течение суток и представляет собой череду безнадежных попыток героя попасть на прием к высокому начальнику.

В первой части его везде ждет неудача – ни чиновников, а далее и их секретарей невозможно застать на рабочем месте. Герой везде получает отказ по причине того, что все, кто ему нужен, находятся на заседании. Во второй части приходит конец терпению измученного гражданина. Он врывается в зал и с изумлением наблюдает следующую картину: «сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?». Привычный ко всему секретарь говорит ему, что раздваиваются чиновники для того, чтобы успеть на все заседания. После этого герой мечтает только об одном: чтобы состоялось заседание по отмене всех заседаний.

По жанру стихотворение принадлежит к сатирическому фельетону в стихах. Обращение к такой форме дало поэту возможность со всей остротой обнажить существующие в обществе проблемы. Литературное направление – футуризм, по принадлежности к литературному роду – это гражданская лирика.

Размер и средства художественной выразительности

По своей форме текст представляет собой «лесенку», которая часто встречается в стихотворениях Маяковского. Автор использовал разностопный ямб с чередующейся рифмой. Некоторые строки не рифмуются.

Для создания сатирических образов автор использует средства художественной выразительности. Эпитеты: «взъяренный», «спокойнейший голосок», «страшная картина», «дикие проклятья»; метафора: метафоры: «врываюсь лавиной», «от страшной картины свихнулся разум». Также использован гротеск «изрыгая дикие проклятья», который рисует в воображении не человека, а огнедышащего дракона.

Проблематика и основная идея произведения

Основной проблемой Маяковский считал засилье бюрократии во всех сферах государственной жизни. На первом месте у чиновников оказываются горы ненужных бумаг, которыми они отгорожены от проблем и бед реального человека. Бесконечные совещания, собрания и заседания как по важным, так и ничего не значащим вопросам (покупка склянки чернил) доводят людей до нервного срыва и вызывают у них ответную реакцию в виде справедливого гнева.

Основная идея стихотворения состоит в акцентировании внимания на подобных недостатках нового государственного управления и необходимости изживать такие явления как бюрократия и формализм. Поэт призывает не разводить демагогию на бесчисленных заседаниях, а повернуться лицом к народу, чтобы человек видел, что государство это не бездушная бюрократическая машина, а четко выстроенная система для улучшения жизни в молодой стране.

Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!

Одним из знаменитых произведений писателя и поэта Маяковского, является стихотворение «Послушайте!». Четкого построения и смысловой линии у стиха нет, понять его не просто. Кстати это касается практически всего творчества Маяковского, которое понятно довольно не каждому.

Данное произведение было рождено в 1914 году и имеет начало, которое словно зеркальное отображение конца. Имеет место повторение некоторых слов, но вот смысл уже другой. В общем если рассматривать смысл стихотворения, то оно посвящено теме человеческого бытия.

Если взглянуть на структуру стихотворения, то складывается впечатление, что лучше его не читать, а слушать. Настолько правильно оно построено, тезис и пояснение ему.

В данном стихотворении автор задумывается о предназначении людей, при этом сравнивая их со звездами. Если сравнивать по мерам вселенной человеческую жизнь, то она очень коротка, словно короткий миг. Маяковский пытается донести до читателя, что смысл жизни заключается в том, чтоб быть кому-то нужным и по возможности помогать людям. Но автор не может уверенно сказать, что его творчество несёт пользу людям и сомневается в этом.

Понятие трагизма и лирики преобладают в стихотворении «Послушайте» и показывают ранимую душу автора. Маяковский всегда считал себя великим поэтом и не стесняясь утверждал это, но в данном стихотворении можно увидеть и сомнения по поводу этого. Автор задумывается над тем, что если б он был не писателем, а кем-то другим, возможно, он стал бы полезней и лучше.

Стихотворение является размышлением автора и попыткой определить своё место в литературе и будет ли его творчество актуальным через годы.

Читая стихотворение даже много раз все равно невозможно в полной мере охватить всю заложенную суть. И когда в очередной раз подходишь к произведению, то можно найти что-то новое.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

Одним из самых ярких и запоминающихся стихотворений великого русского поэта Василия Владимировича Маяковского, написанных в юные годы можно назвать стихотворение “Послушайте!”.

У данного произведения как ни странно нет совершенно четкой, выстроенной сюжетной линии. Оно представляет собой некое обращение к каждому читателю.

Что касается построения, то можно сказать, что оно имеет четкие границы, и рамочное оформление. У данного стихотворения есть конкретный финал и логичное завершение. Несмотря на то, что они отличаются друг от друга, у них есть точно повторяющиеся выражения. Но, при этом основная мысль поэта имеет свое полноценное развитие.

Обращение открывается восклицанием, это сделано для того, чтобы как можно больше привлечь внимание читателей к данному произведению.

В центральной части данного произведения присутствует так называемый “сюжетный” эпизод.

Вообще, по словам критиков и специалистов в области литературы данное стихотворение рассчитано не на читателей, а на слушателей. Так как во время прочтения нельзя полностью понять всю глубину данного произведения, а вот в момент прослушивания оно раскрывается в полной мере.

Для данного стихотворения Василий Владимирович использовал довольно большое количество красочных эпитетов, которые позволили сделать произведение красочным и удивительно интересным. Причем стоит отметить, что само по себе произведение довольно таки небольшое, но количество литературных приемов делает его зрительно гораздо больше.

Основная интонация, которая использована в данном произведении носит исповедный характер, так же она сменяется на доверительную, душевную и несколько робкую.

Лирический герой, которого поэт наделил особым взглядом на жизнь, старается донести до слушателей свою самую сокровенную мысль.

Так же хотелось бы сказать, что если в начале автор использует обращение, то в конце звучит некое утверждение его мысли, основной идеи и так далее.

Каждое слово в данном стихотворении является экспрессивным, эмоциональным и выразительным. Для того, чтобы это как можно лучше прочувствовать стоит внимательно вчитываться или вслушиваться в каждую строчку произведения.

Вариант №3

Произведение Маяковского “Послушайте” представляет собой стих написанный в особом стиле рифмы, написанный в 1914 году. Главным образом стихотворения, писатель представляет далекую звезду. Но не в роли небесного светила. А в роли человеческой жизни. Вообще-то стихотворения Маяковского, сложные для восприятия, ведь его герои, зачастую это молодые бунтари, которые пытаются найти своё предназначение в жизни. О чем и ведётся повествование в данном произведении. Ведь самому поэту было 21 год на момент написания стихотворения.

И с первых же строк мы видим множество метафор и аллегорий. Маленькие звёздочки, поэт представляет маленькими жизнями людей, ведь по сравнению с целым миром, одна человеческая жизнь – ничто, но для самого человека, его жизнь бесценный дар. И каждый хочет прожить её не зря, каждый хочет, как можно раньше понять и найти своё предназначение в этой жизни. Найти то дело, которое придётся по душе, найти тех людей, которые будут с тобой, не смотря на все твои недостатки, и будут делить с тобой и горе и радость. И если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Значит, каждая жизнь важна, пусть как бы плохо человек не поступал, его жизнь, только его дело, но в то же время, она отражается на множестве других. Как прямо, так и косвенно.

Ещё один подтекст стихотворения “Послушайте”, представляются размышления самого Владимира Маяковского о собственной жизни. Ведь в 21 год, молодой поэт ещё не успел окончательно обосноваться в творчестве, и его размышления на тему, ” а может, я занимаюсь не тем?” проглядываются в данном произведении. Хоть и Маяковский считал себя гением пера, в этот момент его однозначно терзали сомнения, а правильно ли он поступает, когда берет в руки перо. Ведь большинству людей пришлись не по нраву его творения. И ему сейчас, как любому другому молодому человеку, нужна звезда. Звезда, то есть цель, которою он поставит перед собой и будет стремительно к ней идти. Цель нужна, чтобы молодые люди тратили свои силы на что-то поистине важное.

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?

Поэтому найти своё место в жизни, это уже равносильно тому, что прожить пол жизни. Ведь случается так, что люди осознают, что всю жизнь занимались не тем, только уже лёжа на смертном ложе, и в такие моменты ты уже не можешь повернуть время вспять. Поэтому поэт пытается обратить наше внимание, на то что, не каждому дано понять смысл жизни, и что это очень важно. И это именно то о чем нужно молить Бога, и благодарить судьбу.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Послушайте!

Популярные темы анализов

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и

Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла

В стихотворении, автор сравнивает свою молодость с непарным сапогом. Это может свидетельствовать о том, что ей уже не удобно, и не комфортно чувствовать себя молодой. Чужая молодость звучит, как непринятие себя в этом возрасте. Скорее всего,

После того как Лермонтов участвовал в дуэли в 1840 году, его на некоторое время арестовали. Полностью прочувствовав тяжести и горести тюремного заключения, писатель создает стихотворение «Пленный рыцарь». Написанное произведение воссоздает

Анализ стихотворения «Послушайте» (В. Маяковский)

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – знаменитый поэт Серебряного века. Он примыкал к футуристическому течению, был одним из его идейных вдохновителей. Помимо поэзии, он работал в прозаических и драматических жанрах, был художником и даже играл в кино. Но Многомудрого Литрекона сильнее всего впечатляют его стихи, особенно лирика, и поэтому он вновь обратил свой взор на стихотворение мэтра.

История создания

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Жанр, направление, композиция и размер

«Послушайте!» обнаруживает черты элегического послания, к чему нас отсылает само начало текста («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит — это кому-то нужно?»). Также можно говорить о присутствии в тексте элементов исповедального монолога главного героя.

Поэт избирает форму кольцевой композиции. Эту особенность конструкции определяют самое начало и финал текста:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

«Лесенка» — форма, которую избирает футурист для своего стихотворения «Послушайте!». Неточные рифмы перемежается с точными перекрестными (по схеме АВАВ), которые обнаруживают себя через три строки:

Значит — кто-то хочет, чтобы они были? в метелях полуденной пыли; целует ему жилистую руку, не перенесет эту беззвездную муку! и т.д.

На тех участках текста, где рифма точная, рифмовка женская (ударяемый предпоследний слог).

Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует любимую им форму акцентного стиха.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? /Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

Анализ стихотворения «Послушайте!» (В.В. Маяковский)

Анализ стихотворения «Послушайте!» (В.В. Маяковский) – это анализ внутреннего мира поэта, такого многогранного и сложного, многим непонятного. Сложно поспорить с тем, что личность Маяковского довольно неоднозначна и интересна. Ведь разве можно найти в истории русской литературы другого такого поэта, которого одновременно любили и ненавидели, превозносили его талант и не воспринимали его творчество, уважали и высмеивали. Да и сам он, ярый футурист, отторгал устаревшую, как он считал, культуру, но и культура в образе старших собратьев по цеху не принимала его.

Всем известны революционные плакаты и листовки Маяковского, хотя сложно сказать, как поэт относился к кровавой перестройке общества. Но точно можно сказать, что он сам каждый день в каждой строке делала эту революцию листовками, плакатами. Это то, что известно многим, что приходит на ум первым при упоминании этого поэта. Поэтому мы и привыкли воспринимать творчество Маяковского через призму его революционных произведений. Однако неправильным было бы считать всю его поэзию площадной, ведь наравне с революционными лозунгами есть у поэта и стихи о любви, нежные и пронзительные, с личной трагедией автора в каждом. Есть и философские произведения. В своих стихотворениях Маяковский открыл и образ нового человека: поэта и гражданина. На рубеже веков в период глобальных социальных и политических перемен он пытается найти свое место и предназначение. Время было сложным, потому, наверное, оно сформировало такую неординарную, но однозначно гениальную, личность поэта Маяковского. Потому и вызывает его творчество такие бурные противоречивые чувства у читателей.

В стихах Маяковского необычно и ново все: тема, форма, подача. Это удивляет, кого-то отторгает, а кого-то притягивает. Но совершенно точно одно: к стихам этого поэта невозможно оставаться равнодушным, а вот чтобы проникнуться ими и понять их до конца, нужно понять и личность автора.

«Послушайте!» – одно из самых известных и удивительных стихотворений раннего Маяковского. История его написания тесно связана с мироощущением поэта, с трагедией одиночества и самоопределения. Всего двадцать лет было Маяковскому, когда он написал «Послушайте!». Он молод и уже известен в кругах поэтов и писателей. К 1914 году, когда было написано данное произведение, Маяковский уже впустил первый сборник стихов «Нате», состоявший всего из четырех произведений. Но уже, как разноцветная мозаика, складывались мнения о молодом поэте. И наверное, слишком много было непринятия его поэзии, слишком многие отвергали и не понимали его стихи, что так горько и одиноко было их автору. А ведь главная тема стихотворения «Послушайте!» – это тема одиночества. Она основа, в которую вплетены тема поэта в обществе, тема Бога и тема поэзии.

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Нате!

Стихотворение на первый взгляд сложное для восприятия. Это потому, что его образы неоднозначны и их можно понимать по-разному. Но в этом стихотворении весь Маяковский, молодой, талантливый, амбициозный. Первым же словом в стихотворении, выкриком, как это умел только он, привлекает внимание читателя. Сразу становится понятно, что то, о чем поэт хочет сказать, очень важно для него в настоящий момент и ему хочется быть услышанным и понятым. Это скорее крик надрывный, в нем читается трагедия автора.

Композицию стихотворения можно разделить на две смысловые части.

Первая – это множество риторических вопросов. Почему риторических? Да потому что никто не сможет дать точный ответ на них. Это скорее – желание автора осознать свою нужность обществу, нужность своих стихов, это желание быть признанным и принятым. Поэтому-то и выкрикивает он свои вопросы, которые, может быть, важнее самой жизни для него. Здесь читатель видит образ звезды. Возможно, со звездой ассоциировал себя поэт. Да и не только себя, а всех поэтов и писателей. И это об их важности и нужности спрашивает автор:

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Так ли важна стезя поэта на земле? Так ли необходим его труд, без которого он сам не может жить? Но нужен ли он другим?

Маяковский в первой части только намекает нам на то, что к появлению звезд на небе приложил свою руку бог. Неопределенное местоимение «кто-то» не называет его. Но все-таки читателю становится понятно, что речь идет о нем. И значит, есть на то божья воля, раз он зажигает звезды.

Автор сравнивает звезды с плевочками, скорее всего, потому что ведь для многих людей они всего лишь яркие точки на небе. Их даже не всегда замечают и редко обращают на них внимание. Но «кто-то» назвал их «жемчужинами», то есть тем самым придал им значимости, важности, ценности.

Вторая часть – это благодарность Богу за то, что он зажигает звезды. Я думаю, здесь особенно сильно слышится голос автора. Он не просто обращается к Богу с вопросом, он врывается:

боится, что опоздал,

Для поэта, наверное, важно от кого-то услышать, что его звезда кому-то нужна на земле. Отсюда и страх опоздать и не услышать нужного слова.

Но в этой части символ звезды приобретает несколько иной смысл. Так, лирический герой «просит, чтоб обязательно была звезда!» Он боится остаться без этих жемчужин. На мой взгляд, здесь уже звезда – это муза поэта. Ведь без нее, без вдохновения не сможет прожить ни один художник в мире.

Во второй части радость перемешана со страхом, что звезд может не стать. И все-таки здесь голос лирического героя уже более уверенный. Об этом можно догадаться по символу жилистой руки. Этот символ не так однозначен и прост, как кажется. Я думаю, что здесь имеется робкое сравнение автора с Богом. Рукой бог творит свои чудеса, и рукой же поэт создает свое чудо – стихи.

Композиция стихотворения кольцевая, так как первые строки повторяются в конце. Но тот же риторический вопрос звучит уже более уверенно, хотя и громче.

Если говорить о теме бога в стихотворении, то у звездочек появляется еще одно значение. Тогда звездочки – это жизни, и их появлением распоряжается бог. И если зажигается новая звезда на небе, это обязательно должно быть кому-то нужно. Можно подумать, что эта тема второстепенна и прячется за другой – темой поэта и поэзии. Но трагедия Маяковского была в одиночестве и отторжении обществом, поэтому эти темы тесно взаимосвязаны, и становятся понятными вопросы лирического героя, а также терзания автора в поиске своего места в поэзии.

Если представить, что жизнь поэта невозможна без творчества, то критика стихов – это все равно что критика их автора. А это означает его ненужность на земле, бесполезность. Поэтому ему одиноко и тоскливо, и поэтому так важно знать, что его звезда зажглась на небе не просто так, а это нужно самому богу. Тогда и жизнь его не бесполезна, как и многих других людей. И их признания жаждет поэт, без них ему невыносимо тоскливо и темно. Тогда клятва лирического героя в том, что «не перенесет эту беззвездную му́ку» уже приобретает другой смысл. Должны быть люди рядом, должен быть хоть кто-то, кто услышит и поймет его стихи.

Стихотворение Маяковского обильно приправлено средствами художественной выразительности. И конечно, ярче всего многогранный образ звезд. Но только с помощью метафор символика стихотворения получает неоднозначность: «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» скрашивают и смягчают несколько резковатую манеру написания Маяковского.

Но самой удивительной и уникальной можно назвать манеру автора соединять возвышенное и бытовое, обыденное. Так звезды несколько презрительно он называет плевочками, а руку бога – жилистой, как будто вмешивает тем самым поэзию в обычную будничную жизнь.

И конечно же, лучше всего передает настроение автора необычная форма стихотворения. Кажется, что он выкрикивает строки, чтобы его смог услышать каждый человек на земле. Именно белый стих с большим количеством риторических вопросов-восклицаний лучше всего передает внутреннюю дисгармонию Маяковского.

Маяковский – поэт Серебряного века. В тяжелый период истории пришлось ему жить и творить. Перемены коснулись не только политики и общественного устройства, но и сильно повлияли на становление личности и не оставили в стороне искусство. Маяковский относил себя к футуристам, отвергавшим творчество великих и всеми признанных писателей Золотого века. Толстой, Пушкин, Достоевский попадали под жесткую критику футуристов, считающих, что в литературе необходима революция, необходимо свежее дыхание, а поэзии нужны более амбициозные экстравагантные смелые личности.

Эта резкость и излишняя внешняя самоуверенность странным образом уживались в Маяковском с одиночеством и неуверенностью в себе. Поэтому стихотворение «Послушайте!» играет большую роль в становлении Маяковского как поэта, а его детальный анализ помогает читателям лучше понять его автора.

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Послушайте!.

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры«звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты«полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него еще не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Разбор произведения доказывает, что по жанру – это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» . В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками , а руку бога – жилистой .

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Ссылка на основную публикацию