Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное

Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского

Владимир Маяковский был личностью известной и незаурядной, о нем ходили мифы, многие современники обожали его работы, но столько же людей абсолютно не понимало их, глумилось над творчеством поэта, считая созданные строки несуразицей.

В 1912 году Маяковский вместе со своими соратниками создал литературный манифест, в котором призывал забыть о классической литературе и вносить в искусство новейшие веяния, иные способы представления своих идей и чувств.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Однако в 1924 году, вскоре после празднования ста двадцати пятилетия со дня рождения Пушкина он создает стихотворение под названием «Юбилейное», в котором заявляет, что в классической литературе есть и свои плюсы. Он осознает, что русская классическая литература не так уж и плоха, насколько это хотели изобразить футуристы.

Данное произведение выстроено в форме большого монолога. В нем Маяковский обратился к светилу русской поэзии – Александру Сергеевичу Пушкину. Обращение это весьма своеобразно. Это не слова к учителю, наставнику, гению литературы. Это слова, обращенные к человеку, с коим Маяковский считает себя стоящим на одном уровне. Он уверен, что его стихотворения будут читаться и через много лет. Поэтому и заявляет, что в запасе для разговора есть «целая вечность».

В довольно скрытой форме, поэт извинился перед Пушкиным за наличие манифеста. Он признается, что ныне освободился «от любви и плакатов». Говоря о литературе, Маяковский много думает об ее будущем. Он осознает, что понимание многих вещей, в том числе и произведений, происходит через иные случающиеся события, моменты жизни. Они могут открыть значение многих произведений, которые ранее не воспринимались: «большое видится через ерунду».

Но с лирикой поэт не может смириться. Он не хочет ее понимать, считает ее ненужной в столь революционное время. Отсюда вытекает очень колкое издевательство над Сергеем Есениным – певцом русской деревни. Маяковский в своих строках называет его «коровой в перчатках лаечных». А вот к Некрасову поэт относится положительно. Ведь тот был и творцом, и работягой, и в карты играл. Из современных ему творцов Маяковский не может выделить никого. С долей сарказма он отмечает, что если расставить современных поэтов в алфавитном порядке между Маяковским и Пушкиным, то и поставить некого будет. Он не может назвать их поэтами. К Пушкину автор чувствует уважение, доказывая его тем, что смог бы доверить такому агитки или сделал бы его своим соредактором по Лефу.

Анализируя роль поэзии, Маяковский называет ее «пресволочнейшей штуковиной» от которой никуда не деться, если уж начал писать. Поэтому автор видит огромную ответственность, возложенную на плечи поэтов. Он считает, что стихотворения обязательно должны приносить общественную пользу, а не быть лишь способом передачи чувств и настроения создателя.

В стихотворении мелькает мотив скорой смерти, который характерен для стихотворений этого периода и фактически является пророческим. Маяковский считает, что вскоре окажется рядом с Пушкиным. Но здесь он восклицает: «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!», говоря о том, что поэта необходимо ценить и при жизни, а не только после смерти. Поэт обязан быть активным и искренним. Да и литература, выходящая из-под пера поэта также должна быть живой: яркой, запоминающейся, которая может оставить след в душе.

Кстати, по иронии судьбы на самого Маяковского в советское время как раз и наведут глянец, причешут все его стихотворения, отобрав самые, на взгляд цензуры, безобидные. Тем самым на долгие годы убьют истинное представление о Маяковском не только как о гениальном поэте, но и как о разностороннем человеке с не сложившейся личной жизнью.

Это стихотворение по-новому открывает читателю личность Маяковского. В нем он предстает как предельно искренний человек, имеющий свои мечты и желания, волнующийся за свое дело. Он имеет ценности и верно их хранит. Фактически исповедальный характер монолога, обращенного к Пушкину показало настоящее отношение поэта к русскому гению. Это стихотворение признание в любви и вечном уважении Пушкину и созданному им наследию русской литературы.

Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»

Стихотворение “Юбилейное” Маяковского действительно посвящено юбилею – но не его собственному, как можно было бы предположить, а пушкинскому. Краткий анализ “Юбилейное” по плану покажет отношение футуриста к классической поэзии. Использовать разбор на уроке литературы в 8 классе – значит помочь школьникам разобраться в теме.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Юбилейное.

История создания – стихотворение написано в 1924 году, накануне празднования 125-летия со дня рождения Пушкина.

Тема стихотворения – поэзия, которая помогает человеку выразить чувства и рассказать о прекрасном.

Композиция – одночастная: поэт говорит с другим поэтом.

Жанр – литературный монолог.

Стихотворный размер – хорей.

Эпитеты – “грудная клетка”, “легкомысленная головенка”, “черная меланхолишка“, “поэтический песок”.

Метафоры – “щенка смиренном львенке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащенно”.

Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.

referat5vip.ru

Не каждый любит отмечать юбилеи. Но всегда найдутся те, кто о них вспомнит. Вот и Владимир Маяковский, прогуливаясь в 1924 году возле памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Тверском бульваре, ненароком вспомнил, что грядет 125 лет со дня рождения великого русского поэта, и решил написать ему посвящение – стихотворение «Юбилейное». Об анализе этого произведения и пойдет речь далее. Стихотворение начинается в свойственной Маяковскому манере – диалогом. Это одна из излюбленных форм, ведь поэт неоднократно посвящал целые письма друзьям, любимым, просто знакомым. А уж в диалог мог вступать с кем угодно, даже с солнцем («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»). Вот и в «Юбилейном» поэт запросто начинает диалог с Пушкиным, как с давним знакомым: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. Ситуация, по меньшей мере, странная, ведь когда-то Маяковский, будучи футуристом, вместе с остальными соратниками по перу в своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» призвал «бросить Пушкина с Парохода Современности». Но сейчас обращается к нему дружески, называя «дорогой», и приглашает к задушевному разговору одного великого поэта с другим. Что могут обсуждать поэты? Весну, луну, поэзию, любовь. Маяковский, переживавший в 1924 году не лучшие времена в своей личной жизни, многое переосмыслил. Главное, что поняли поэт и его alter ego лирический герой стихотворения, что Но поэзия — пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой. Очевидно, только сейчас поэт понял, что лирика, которая была им «в штыки неоднократно атакована» нужна, особенно, когда нет возможности выразить свои чувства другим способом. И вот тут-то он вспоминает, правда, с иронией, пушкинского Онегина, приводя его слова «я утром должен быть уверен, что с Вами днем увижусь я» в слегка искаженном виде, хотя многие современники Маяковского отмечали, что тот знал «Онегина» почти наизусть. И вновь герой, как на исповеди, признается самому Пушкину, что у него тоже бывало всякое – «когда и горевать не в состоянии». Поэтому, дескать, только он по-настоящему понимает, за что погиб Александр Сергеевич от руки «великосветского шкоды», «сукина сына Дантеса». Более того, он «один действительно жалеет, что сегодня нету вас в живых». Теперь, когда все точки над «и» в отношениях между ними расставлены, впору подумать и о вечности, ведь После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ. Вот они-то уж воистину великие, потому что выстрадали свое право на народную память, а сейчас «страна моя поэтами нища». Дальше следует довольно-таки циничное перечисление тех, кто достоин находиться на одной поэтической полке с ними – между М и П. В число таких попадают только «Некрасов Коля, сын покойного Алеши» и «Асеев Колька». Странно слышать нелестную оценку творчества Сергея Есенина, которого поэт называет «балалаечником из хора», хотя буквально через год, после гибели Есенина, Маяковский посвятит ему очень проникновенное стихотворение. Посетовав, что «только вот поэтов, к сожаленью, нету», Владимир Владимирович уверяет: Хорошо у нас в Стране Советов. Можно жить, работать можно дружно. И если бы Пушкин жил именно сейчас, в ХХ веке, то стал бы «по Лефу соредактор», а Маяковский бы ему «агитки доверить мог» и «рекламу б выдал гумских дам». Только придется мастеру лирических произведений XIX века «бросить ямб картавый», ведь «наши перья – штык», да и «битвы революций посерьезнее «Полтавы», а уж что касается любви, то она «пограндиознее онегинской любви». По мнению героя стихотворения, Пушкин бы пришелся ко двору сейчас, в ХХ веке, ведь он, африканец, тоже бушевал при жизни, только на него «навели хрестоматийный глянец», а он, герой, любит поэта «живого, а не мумию». По иронии судьбы, на самого Маяковского потом, в советское время, действительно наведут хрестоматийный глянец, и он превратится в мумию, точнее говоря, в живой памятник. Как напишет потом Марина Цветаева, «двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта». Возможно, именно поэтому поэт с иронией пишет в конце, что хотя и полагается по чину ему памятник при жизни, но он «заложил бы динамиту – ну-ка, дрызнь!», потому что «ненавидит всяческую мертвечину» и «обожает всяческую жизнь».

История создания

В 1912 году, подписывая манифест футуристов, Маяковский выражался о Пушкине весьма пренебрежительно. Однако спустя 12 лет, в 1924 году, он говорит уже совсем по-другому. Накануне столетнего с четвертью века юбилея “солнца русской поэзии” он пишет “Юбилейное”. И хотя в этом произведении он ставит себя на равных с Александром Сергеевичем, по сравнению с содержанием манифеста это выглядит как пиетет.

Важно отметить, что характер стиха таков, что видно, как автор с неохотой, но признает необходимость лирики, которую он ранее презирал.

В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием «Пощечина общественному мнению», который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения своих мыслей, чувств и ощущений. В 1924 году, как раз накануне помпезного празднования 125-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина, Маяковский создал стихотворение «Юбилейное», в котором пересматривает свое отношение к русской поэзии, отмечая, что она не настолько уж плоха, как пытались представить это футуристы. Стихотворение «Юбилейное» построено в форме монолога, в котором автор обращается к Пушкину. Причем, достаточно панибратски, ставя себя с ним на один уровень. Однако если учитывать содержание манифеста, то подобное отношение к классику русской литературы можно считать более, чем лояльным. Во всяком случае, Маяковский признает, что Пушкин внес значительный вклад в развитие русской поэзии, обладал великолепным слогом, хотя и не умел писать стихи речью «точной и нагой», отдавая предпочтение «ямбу картавому». Это произведение начинается с того, что Маяковский, подойдя к памятнику Пушкина на Тверской, представляется поэту и стягивает его с пьедестала. Не ради смеха или из-за неуважения, а для того, чтобы поговорить по душам. При этом себя Маяковский считает если и не классиком русской поэзии, то вполне достойным ее представителем. Поэтому и о, приглашая Пушкина к разговору на равных. В весьма завуалированной форме поэт извиняется перед классиком за манифест футуристов, признаваясь, что он теперь «свободен от любви и от плакатов». Кроме этого, Маяковский действительно много размышляет о литературном наследии, оставленном потомками, и приходит к выводу, что порой «жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду». Единственное, с чем не может смириться Маяковский – лирика в общепринятом смысле, которой, как считает поэт, не место в революционной литературе. По этой причине он отпускает довольно колкие и едкие замечания в адрес Сергея Есенина, считая, его «коровою в перчатках лаечных». Однако к Некрасову, в творчестве которого тоже немало лирических и даже романтических произведений, Маяковский относится весьма уважительно, утверждая, что «вот он мужик хороший», так как «он и в карты, он и в стих, и так неплох на вид». Что до своих современников, то к ним Маяковский относится с большой долей иронии и пренебрежения, считая, если поставить всех поэтов алфавитном порядке, то нишу между буквами «М» (Маяковский) и «П» (Пушкин) попросту некем будет заполнить. К самому же Пушкину поэт испытывает уважение, сожалея о том, что тот жил в другое время. Иначе «стали бы по Лефу соредактор» и «я бы и агитки вам доверить мог». Анализируя поэзию как социальное и общественное явление, Маяковский утверждает, что она «пресволочнейшая штуковина: существует – и ни в зуб ногой», намекая на то, что от рифмованных строк никуда не деться. Однако в силах каждого поэта создавать такие произведения, чтобы они действительно приносили пользу обществу, а не являлись лишь отражением чьих-то душевных терзаний. Обращаясь к Пушкину, Маяковский о. Но при этом подчеркивает, что и он сам не вечен, однако «после смерти нам стоять почти что рядом». Однако автор не хочет себе той посмертной участи, которая постигла Пушкина, ставшего кумиром многих поколений. Он категорически против всяческих памятников, считая, что чтить поэтов нужно тогда, когда они еще живы. «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!», — эта финальная фраза произведения также относится и к литературе, которая, по мнению Маяковского, должна быть актуальной, яркой и оставляющей след в душе.

Композиция

Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он все же ведет беседу с Пушкиным вокруг одной главной идеи о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.

«Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, тема, жанр

Он расставляет все акценты в своем отношении к поэту 19 века, он говорит о своем искреннем сожалении – как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всем на свете. А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет еще нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны. При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.

Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»

Чтобы провести анализ стихотворения «Юбилейное», следует знать предысторию. Маяковский считается неординарным поэтом для своего времени, и его творения также характеризуются как нестандартные. 1912 год известен выходом в свет скандального футуристического манифеста — «Пощечина общественному мнению». Его подписали многие поэты того времени, в том числе Маяковский. Манифест отвергал поэзию прошлого, отвергал классику и призывал сменить творческое русло, начать выражать свои чувства в стихах по-новому: «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее и прочее с Парохода современности. . . ».

Произведение Владимира Маяковского «Юбилейное» было создано после этих событий. Дата создания — 1924 год, перед 125-летием Александра Сергеевича Пушкина, как бы в подарок или в качестве извинений. В стихотворении поэт меняет свое отношение к поэтическим творениям прошлых лет. Тема стихотворения — тема поэта и поэзии. Стихотворение представляет собой монолог, обращенный к А. С. Пушкину. В произведении используются такие художественные средства, как антитеза, сравнения, гипербола, а также эпитеты и метафоры («в моей позорно легкомыслой головенке», «на поэтическом песке» и т. д. ).

Здесь Владимир Маяковский уже смотрит на Пушкина, как на равного себе, он признает талант классика прошлой эпохи и высоко оценивает его наследие. Однако Владимир Владимирович не готов мириться с лирикой, которой не место в поэзии революции. Именно поэтому автор весьма нелестно отзывается о Сергее Есенине и его творчестве.

А современных поэтов в большинстве своем Маяковский оценивает невысоко.

В своем произведении поэт также подчеркивает свою любовь к жизни, движению, ко всему живому, возможно, объясняя этим подписание манифеста, отвергающего литературное наследие прошлых лет. Именно поэтому он не желает быть кумиром, он не хочет поклонения своей персоне, памятников и считает, что поэта должны чтить при жизни.

Проведенный анализ стихотворения «Юбилейное» позволяет сделать выводы, что в общем смысле произведение Маяковского представляет собой обращение к прошлому из настоящего, личное отношение Владимира Маяковского к современной поэзии и поэзии прошлых лет, а так же мы видим отношение поэта к разным темам, волнующих поэтов всех времен. В стихотворении восхваляется жизнь, все живое. Так и поэзия, по мнению Маяковского, должна быть яркой, эмоциональной, живой.
.

Средства выразительности

Поскольку Владимир Владимирович обращается к классической поэзии, в “Юбилейном” используются в основном классические тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “грудная клетка”, “легкомысленная головенка”, “черная меланхолишка“, “поэтический песок”.
  • Метафоры – “щенка смиренном львенке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащенно”.
  • Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.

Предыдущая
Анализ стихотворений«Поэт» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – композиция, стихотворный размер, рифма, средства выразительности

Анализ стихотворений«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Предыстория

Для понимания особенностей творчества поэта рассмотрим одно из наиболее важных произведений автора, проведем его анализ. «Юбилейное» Маяковский написал в 1924 году, как раз в то самое время, когда он несколько пересмотрел свои взгляды на классическую литературу. Создание этого сочинения следует неразрывно связывать с написанием им двенадцать лет назад памфлета футуристов, который призывал забыть достижения классической литературы, отбросить все прежние старые авторитеты и начать создавать новый язык и поэзию.

Этот памфлет, созданный в духе своего времени, тем не менее имел общественный резонанс, поскольку большинство литераторов, хотя и искали принципиально новые формы выражения своих мыслей и чувств, но либо ориентировались на классиков, либо по крайней мере уважительно к ним относились. В. Маяковский и его сторонники смотрели на это иначе и выступали с крайне радикальных позиций в деле обновления литературы. Однако спустя десятилетие автор переосмыслил свое отношение к классической литературе, что и нашло отражение в его новом произведении.

Читайте также:  Кем быть? – краткое содержание поэмы Маяковского

О других поэтах

Помимо Пушкина, поэт дает оценку и предшественникам, и современникам. Так, он хвалит Некрасова за то, что тот был «своим мужиком», хотя последний писал также любовную и сентиментальную лирику, против которой выступал Маяковский, считая ее ненужной и бесполезной для революционной пропаганды. Для оценки состояния первого этапа развития советской поэзии необходимо отметить наиболее значимые сочинения и провести их текстовый анализ. «Юбилейное» (Маяковский в этом сочинении дает оценку состоянию российской литературы) занимает в этом смысле особое место. В нем поэт также упомянул творчество Есенина, о котором отозвался довольно резко. Известно, что они идеологически противостояли друг другу: слишком уж разным было творчество этих людей.

Значение

Рассматриваемое произведение весьма показательно для понимания эволюции взглядов поэта. Маяковский в целом остался верен своим творческим принципам: он не отказывается от понимания поэзии как сильнейшего средства для революционной борьбы и практического преобразования общества, однако пересматривает свое отношение к предшественникам, что для такого человека, каким был автор, немаловажно. Стих Маяковского «Юбилейное» интересен тем, что в нем автор, пусть и в скрытой, завуалированной форме, признает некоторые ошибки юности. Это выдает большого художника слова, который понял, осознал свои заблуждения и в свойственной ему саркастической форме повинился в них.

Кроме того, произведение интересно своим философским содержанием: в нем поднимаются вопросы жизни и смерти (так, поэт говорит о вечности, которая уравняет и примирит его с Пушкиным), о значении поэзии в общественной жизни (здесь автор довольно резок в своих оценках, по-прежнему критикуя лирику и романтические темы). Данное произведение написано в характерной для многих произведений Маяковского форме. Оно построено в виде лесенки, имеет короткие строки, мысли выражены в сжатой и лаконичной форме. Стихотворение «Юбилейное» (Маяковский) размер стиха имеет акцентный, что придает ему большую звучность и твердость слога благодаря тому, что в нем упорядочено только использование ударных, а безударные слоги применяются в произвольном порядке. На школьных уроках литературы при изучении советского периода общеобразовательная программа предлагает детям проанализировать стихотворение «Юбилейное». Маяковский — довольно своеобразный поэт, именно поэтому его творчество нуждается в детальном анализе и понимании.

«Юбилейное» (Маяковский): анализ стихотворения

Стихотворение “Юбилейное” Маяковского действительно посвящено юбилею – но не его собственному, как можно было бы предположить, а пушкинскому. Краткий анализ “Юбилейное” по плану покажет отношение футуриста к классической поэзии. Использовать разбор на уроке литературы в 8 классе – значит помочь школьникам разобраться в теме.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Юбилейное.
История создания – стихотворение написано в 1924 году, накануне празднования 125-летия со дня рождения Пушкина.

Тема стихотворения – поэзия, которая помогает человеку выразить чувства и рассказать о прекрасном.

Композиция – одночастная: поэт говорит с другим поэтом.

Жанр – литературный монолог.

Стихотворный размер – хорей.

Эпитеты – “грудная клетка”, “легкомысленная головенка”, “черная меланхолишка“, “поэтический песок”.

Метафоры – “щенка смиренном львенке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащенно”.

Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.

О Пушкине

С названия стихотворения следует начать его обзор и анализ. «Юбилейное» (Маяковский так символично назвал его, потому что близилось 125-летие со дня рождения Пушкина) начинается с обращения к Александру Сергеевичу. Автор в свойственной ему панибратской манере предлагает поговорить по душам. Уже в этом обращении чувствуется симпатия Маяковского к «солнцу русской поэзии». Несмотря на достаточно фамильярный тон, автор тем не менее очень уважительно отзывается о Пушкине, признает его заслуги в развитии русской литературы вообще и поэзии в частности. Он ставит себя с ним на один уровень и высказывает сожаление, что поэт жил в другое время. В этой непосредственной попытке поставить свое имя рядом с Пушкиным видно желание автора примириться с классикой. В. Маяковский даже извиняется перед Александром Сергеевичем за свои памфлеты, уверяя, что теперь все эти увлечения молодости остались для него в прошлом.

История создания

В 1912 году, подписывая манифест футуристов, Маяковский выражался о Пушкине весьма пренебрежительно. Однако спустя 12 лет, в 1924 году, он говорит уже совсем по-другому. Накануне столетнего с четвертью века юбилея “солнца русской поэзии” он пишет “Юбилейное”. И хотя в этом произведении он ставит себя на равных с Александром Сергеевичем, по сравнению с содержанием манифеста это выглядит как пиетет.

Важно отметить, что характер стиха таков, что видно, как автор с неохотой, но признает необходимость лирики, которую он ранее презирал.

Анализ стихотворения Маяковского «Юбилейное»

В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием «Пощечина общественному мнению», который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения своих мыслей, чувств и ощущений. В 1924 году, как раз накануне помпезного празднования 125-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина, Маяковский создал стихотворение «Юбилейное», в котором пересматривает свое отношение к русской поэзии, отмечая, что она не настолько уж плоха, как пытались представить это футуристы.

Стихотворение «Юбилейное» построено в форме монолога, в котором автор обращается к Пушкину. Причем, достаточно панибратски, ставя себя с ним на один уровень. Однако если учитывать содержание манифеста, то подобное отношение к классику русской литературы можно считать более, чем лояльным. Во всяком случае, Маяковский признает, что Пушкин внес значительный вклад в развитие русской поэзии, обладал великолепным слогом, хотя и не умел писать стихи речью «точной и нагой», отдавая предпочтение «ямбу картавому».

Это произведение начинается с того, что Маяковский, подойдя к памятнику Пушкина на Тверской, представляется поэту и стягивает его с пьедестала. Не ради смеха или из-за неуважения, а для того, чтобы поговорить по душам. При этом себя Маяковский считает если и не классиком русской поэзии, то вполне достойным ее представителем. Поэтому и о, приглашая Пушкина к разговору на равных. В весьма завуалированной форме поэт извиняется перед классиком за манифест футуристов, признаваясь, что он теперь «свободен от любви и от плакатов». Кроме этого, Маяковский действительно много размышляет о литературном наследии, оставленном потомками, и приходит к выводу, что порой «жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду».

Единственное, с чем не может смириться Маяковский – лирика в общепринятом смысле, которой, как считает поэт, не место в революционной литературе. По этой причине он отпускает довольно колкие и едкие замечания в адрес Сергея Есенина, считая, его «коровою в перчатках лаечных». Однако к Некрасову, в творчестве которого тоже немало лирических и даже романтических произведений, Маяковский относится весьма уважительно, утверждая, что «вот он мужик хороший», так как «он и в карты, он и в стих, и так неплох на вид».

Что до своих современников, то к ним Маяковский относится с большой долей иронии и пренебрежения, считая, если поставить всех поэтов алфавитном порядке, то нишу между буквами «М» (Маяковский) и «П» (Пушкин) попросту некем будет заполнить. К самому же Пушкину поэт испытывает уважение, сожалея о том, что тот жил в другое время. Иначе «стали бы по Лефу соредактор» и «я бы и агитки вам доверить мог». Анализируя поэзию как социальное и общественное явление, Маяковский утверждает, что она «пресволочнейшая штуковина: существует – и ни в зуб ногой», намекая на то, что от рифмованных строк никуда не деться. Однако в силах каждого поэта создавать такие произведения, чтобы они действительно приносили пользу обществу, а не являлись лишь отражением чьих-то душевных терзаний.

Обращаясь к Пушкину, Маяковский о. Но при этом подчеркивает, что и он сам не вечен, однако «после смерти нам стоять почти что рядом». Однако автор не хочет себе той посмертной участи, которая постигла Пушкина, ставшего кумиром многих поколений. Он категорически против всяческих памятников, считая, что чтить поэтов нужно тогда, когда они еще живы. «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!», — эта финальная фраза произведения также относится и к литературе, которая, по мнению Маяковского, должна быть актуальной, яркой и оставляющей след в душе.

Композиция

Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он все же ведет беседу с Пушкиным вокруг одной главной идеи о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.

Он расставляет все акценты в своем отношении к поэту 19 века, он говорит о своем искреннем сожалении – как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всем на свете. А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет еще нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны. При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.

Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского

Владимир Маяковский был личностью известной и незаурядной, о нем ходили мифы, многие современники обожали его работы, но столько же людей абсолютно не понимало их, глумилось над творчеством поэта, считая созданные строки несуразицей.

В 1912 году Маяковский вместе со своими соратниками создал литературный манифест, в котором призывал забыть о классической литературе и вносить в искусство новейшие веяния, иные способы представления своих идей и чувств.

Однако в 1924 году, вскоре после празднования ста двадцати пятилетия со дня рождения Пушкина он создает стихотворение под названием «Юбилейное», в котором заявляет, что в классической литературе есть и свои плюсы. Он осознает, что русская классическая литература не так уж и плоха, насколько это хотели изобразить футуристы.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Данное произведение выстроено в форме большого монолога. В нем Маяковский обратился к светилу русской поэзии – Александру Сергеевичу Пушкину. Обращение это весьма своеобразно. Это не слова к учителю, наставнику, гению литературы. Это слова, обращенные к человеку, с коим Маяковский считает себя стоящим на одном уровне. Он уверен, что его стихотворения будут читаться и через много лет. Поэтому и заявляет, что в запасе для разговора есть «целая вечность».

В довольно скрытой форме, поэт извинился перед Пушкиным за наличие манифеста. Он признается, что ныне освободился «от любви и плакатов». Говоря о литературе, Маяковский много думает об ее будущем. Он осознает, что понимание многих вещей, в том числе и произведений, происходит через иные случающиеся события, моменты жизни. Они могут открыть значение многих произведений, которые ранее не воспринимались: «большое видится через ерунду».

Но с лирикой поэт не может смириться. Он не хочет ее понимать, считает ее ненужной в столь революционное время. Отсюда вытекает очень колкое издевательство над Сергеем Есениным – певцом русской деревни. Маяковский в своих строках называет его «коровой в перчатках лаечных». А вот к Некрасову поэт относится положительно. Ведь тот был и творцом, и работягой, и в карты играл. Из современных ему творцов Маяковский не может выделить никого. С долей сарказма он отмечает, что если расставить современных поэтов в алфавитном порядке между Маяковским и Пушкиным, то и поставить некого будет. Он не может назвать их поэтами. К Пушкину автор чувствует уважение, доказывая его тем, что смог бы доверить такому агитки или сделал бы его своим соредактором по Лефу.

Анализируя роль поэзии, Маяковский называет ее «пресволочнейшей штуковиной» от которой никуда не деться, если уж начал писать. Поэтому автор видит огромную ответственность, возложенную на плечи поэтов. Он считает, что стихотворения обязательно должны приносить общественную пользу, а не быть лишь способом передачи чувств и настроения создателя.

В стихотворении мелькает мотив скорой смерти, который характерен для стихотворений этого периода и фактически является пророческим. Маяковский считает, что вскоре окажется рядом с Пушкиным. Но здесь он восклицает: «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!», говоря о том, что поэта необходимо ценить и при жизни, а не только после смерти. Поэт обязан быть активным и искренним. Да и литература, выходящая из-под пера поэта также должна быть живой: яркой, запоминающейся, которая может оставить след в душе.

Кстати, по иронии судьбы на самого Маяковского в советское время как раз и наведут глянец, причешут все его стихотворения, отобрав самые, на взгляд цензуры, безобидные. Тем самым на долгие годы убьют истинное представление о Маяковском не только как о гениальном поэте, но и как о разностороннем человеке с не сложившейся личной жизнью.

Это стихотворение по-новому открывает читателю личность Маяковского. В нем он предстает как предельно искренний человек, имеющий свои мечты и желания, волнующийся за свое дело. Он имеет ценности и верно их хранит. Фактически исповедальный характер монолога, обращенного к Пушкину показало настоящее отношение поэта к русскому гению. Это стихотворение признание в любви и вечном уважении Пушкину и созданному им наследию русской литературы.

Средства выразительности

Поскольку Владимир Владимирович обращается к классической поэзии, в “Юбилейном” используются в основном классические тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “грудная клетка”, “легкомысленная головенка”, “черная меланхолишка“, “поэтический песок”.
  • Метафоры – “щенка смиренном львенке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащенно”.
  • Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.

Анализ стихотворения «Юбилейное»

В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе В. Маяковский, призывали сбросить русскую классику «с парохода современности», они заявляли о необходимости отказаться от классического наследия и создавать новое искусство, искусство будущего. Маяковский в ряде теоретических высказываний и стихотворений призывал «атаковать» Пушкина и прочих «генералов» русской классической литературы. Однако известны его признания, что он читает Пушкина по ночам и потому его ругает, что, может быть, очень сильно любит.

вспоминают, что Маяковский ценил и любил Пушкина, знал и читал наизусть чуть ли не всего «Евгения Онегина» . И поэтому такое стихотворение, как «Юбилейное», в его творчестве не случайно. Духовное родство с Пушкиным, пушкинская интонация ощутимы во многих произведениях Маяковского, но особенно отчетливо проявилось это в «Юбилейном».

Используя в общем-то случайное совпадение — после смерти Маяковского книги двух поэтов окажутся на книжных полках почти что рядом , — Маяковский создает неожиданный, многоплановый образ, в котором бытовой факт переведен в план философских раздумий о сущности

поэтического творчества, о новаторстве и традиции в искусстве. В числе своих литературных предшественников поэт называет в первую очередь Пушкина и Некрасова. Он обращается к Пушкину с признанием:

Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых…

Но Маяковскому дорог именно живой, а не хрестоматийный Пушкин:

Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Его бунтарство близко Маяковскому:

Вы, по-моему, при жизни — думаю — тоже бушевали. Африканец!

Оба поэта прокладывали нехоженые пути в искусстве, их творчество — принципиально новый этап в развитии поэзии. Вслед за Пушкиным Маяковский утверждает искусство, способное «глаголом жечь сердца людей», истинно новое по форме и содержанию, языку . И только такой подход к творчеству дает поэту право на бессмертие:

У меня, да и у вас, в запасе вечность.

Личное и общественное, как всегда у Маяковского, тесно переплетаются в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным:

Было всякое: и под окном стояние, письма, тряски нервное желе. Вот когда и горевать не в состоянии — это, Александр Сергеич, много тяжелей…

Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о сиюминутном и вечном; ведь часто «большое понимаешь через ерунду».

Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда намеренно используются прозаизмы, но все это создает атмосферу непринужденности, раскованности и нисколько не снижает образ Пушкина, а только приближает его к читателю. Чеканная концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески теплое восприятие пушкинского наследия:

Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

Предельно искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению. Это программное стихотворение — своеобразная декларация любви и уважения к Пушкину и в целом к классическому наследию.

Анализ стихотворения Маяковского “Юбилейное

В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием “Пощечина общественному мнению”, который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения своих мыслей, чувств и ощущений. В 1924 году, как раз накануне помпезного празднования 125-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина, Маяковский создал стихотворение “Юбилейное” , в котором пересматривает свое отношение к русской поэзии, отмечая, что она не настолько уж плоха, как пытались представить

Стихотворение “Юбилейное” построено в форме монолога, в котором автор обращается к Пушкину. Причем, достаточно панибратски, ставя себя с ним на один уровень. Однако если учитывать содержание манифеста, то подобное отношение к классику русской литературы можно считать более, чем лояльным. Во всяком случае, Маяковский Признает, что Пушкин внес значительный вклад в развитие русской поэзии, обладал великолепным слогом, хотя и не умел писать стихи речью “точной и нагой”, отдавая предпочтение “ямбу картавому”.

Читайте также:  Мистерия-Буфф - краткое содержание пьесы Маяковского

Это произведение начинается с того, что Маяковский, подойдя к памятнику

Пушкина на Тверской, представляется поэту и стягивает его с пьедестала. Не ради смеха или из-за неуважения, а для того, чтобы поговорить по душам. При этом себя Маяковский считает если и не классиком русской поэзии, то вполне достойным ее представителем. Поэтому и отмечает, что “у меня, да и у вас, в запасе вечность. Что нам потерять часок-другой?”, приглашая Пушкина к разговору на равных. В весьма завуалированной форме поэт извиняется перед классиком за манифест футуристов, признаваясь, что он теперь “свободен от любви и от плакатов”. Кроме этого, Маяковский действительно много размышляет о литературном наследии, оставленном потомками, и приходит к выводу, что порой “жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду”.

Единственное, с чем не может смириться Маяковский – лирика в общепринятом смысле, которой, как считает поэт, не место в революционной литературе. По этой причине он отпускает довольно колкие и едкие замечания в адрес Сергея Есенина, считая, его “коровою в перчатках лаечных”. Однако к Некрасову, в творчестве которого тоже немало лирических и даже романтических произведений, Маяковский относится весьма уважительно, утверждая, что “вот он мужик хороший”, так как “он и в карты, он и в стих, и так неплох на вид”.

Что до своих современников, то к ним Маяковский относится с большой долей иронии и пренебрежения, считая, если поставить всех поэтов алфавитном порядке, то нишу между буквами “М” (Маяковский) и “П” (Пушкин) попросту некем будет заполнить. К самому же Пушкину поэт испытывает уважение, сожалея о том, что тот жил в другое время. Иначе “стали бы по Лефу соредактор” и “я бы и агитки вам доверить мог”. Анализируя поэзию как социальное и общественное явление, Маяковский утверждает, что она “пресволочнейшая штуковина: существует – и ни в зуб ногой”, намекая на то, что от рифмованных строк никуда не деться. Однако в силах каждого поэта создавать такие произведения, чтобы они действительно приносили пользу обществу, а не являлись лишь отражением чьих-то душевных терзаний.

Обращаясь к Пушкину, Маяковский отмечает: “Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых”. Но при этом подчеркивает, что и он сам не вечен, однако “после смерти нам стоять почти что рядом”. Однако автор не хочет себе той посмертной участи, которая постигла Пушкина, ставшего кумиром многих поколений. Он категорически против всяческих памятников, считая, что чтить поэтов нужно тогда, когда они еще живы. “Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!”, – эта финальная фраза произведения также относится и к литературе, которая, по мнению Маяковского, должна быть актуальной, яркой и оставляющей след в душе.

Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?

«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни, и в этом стихотворении он призывает читателей это исправить.

Как таковой образ лирического героя можно описать следующими словами: эгоистичный бунтарь, который готов идти против устоявшейся системы и добиваться ее изменения, а лучше полного уничтожения и построения новой. Он не боится новшеств, его разум открыт для всего неизвестного, он широко мыслит. Сравнивая грязные, серые, водосточные трубы с чудеснейшей флейтой, он дает понять читателю, что даже в обычных вещах, нас окружающих, есть красота.

Владимир Маяковский начинает свое поэтическое произведение со слова «Я», демонстрируя, что герой себя превозносит над окружающими. Он находится выше, но не по социальному статусу, а по осмысленности и разуму. Жить в порочном кругу он отказывается. «Карта будня» – символ рассчитанной и размеренной жизни. На карте, как и в жизни во времена Маяковского, все вымерено до миллиметров, шаблонная жизнь изо дня в день. Сейчас у нас тоже не многое изменилось, но людей, стремящихся не жить однообразно, в наше время больше.

В этом стихотворении Маяковского чувствуется задор, он вызывает читателя на «поединок» с миром, точнее с серьезной реальностью. «Сыграть ноктюрн» на жестяных трубах сможет далеко не каждый, потому что надо быть действительно смелым, чтобы отважиться на такую авантюру. Но наш герой способен на все, его воодушевляют «зовы новых губ», он чувствует приближение интересных знакомств, появление в его жизни людей, которые тоже хотят изменений.

А с другой стороны, стихотворение можно рассмотреть, как обращение «внутреннего ребенка» каждого человека к его «внешнему взрослому». Ребенок пытается втянуть взрослого в детскую игру «Слабо, не слабо». Ведь, по истине, в основном, только дети могут увидеть такое великолепие и буйство красок в серой обычной жизни, а взрослые будут проходить мимо водосточных труб и даже не задумываться о том, на что они похожи. В нашем авторе тоже живет такой игривый и озорной ребенок, который за несколько секунд может раскрасить жизнь в любой цвет. «Скулы океана», о которых написано в стихотворении, по-моему, символизируют не только обычные волны, а целый необъятный мир. Океан – это бурная вода, которая никогда не находится в одном состоянии, и которая не имеет горизонта, как и человеческий разум. Главное – выйти за грани своего серого, обыденного мира, и все сразу изменится!

Анализ стихотворения А вы могли бы? Маяковского

Именно желание преобразить свою жизнь, и всех окружающих людей данный поэт закладывал во многие произведения, написанные ещё в юности. Одним из таких произведений является стихотворение “А вы могли бы?”, написанное в 1913 году.

Начать анализ данного произведения стоит уже с названия. Ведь самоназвание, это не что иное, как дерзкий вызов окружающим. Вот только до сегодняшнего дня никто не может понять, кому именно был дан этот вызов. Знать это мог, пожалуй, только сам поэт, но он никогда не открывал этой тайны, так как считал, что это не совсем правильно и нужно.

Что касается различных литературных приемов, то они, безусловно, присутствуют в произведениях Владимира Владимировича, вот только они несколько своеобразны и порой не понятны другим людям, связанным с литературой. Так, например, если Маяковский использовал метафоры, то они непременно были трудно представляемыми и весьма необычными, если олицетворение – то какое-то банальное, и так далее. Возможно, всё это можно объяснить приближенностью данного автора к футуризму.

Однако в целом благодаря именно этим приемам все его произведения получались запоминающимися, яркими и красочными. Не стало исключением и данное стихотворение, которое так же получилось весьма интересным, пускай и не совсем простым и понятным для всех читателей. Тем более, что критики утверждают – понять творчество Владимира Владимировича может лишь тот, кто проникнет в каждое слово, в саму суть стихотворения.

Вариант№3

Владимир Маяковский был величайшим поэтом, который собирал целые читальные залы слушателей. Его творчество было известно далеко за границей. И все из-за его таланта, из-за его умения зацепить парой строк нити души. Одним из наиболее известных его работ, является стихотворение “А вы могли бы?”

Написано данное стихотворение в начале 20 века, популярно до сих пор. В чем же загадка, той притягательности данного произведения? Оно состоит всего лишь из 8 строк, в нем не больше сотни слов, как же Владимиру Маяковскому удалось вместить в столь малый объём величайший смысл любви?

“Я сразу смазал карту будня”

Это отрешение от серых будних и обыденных проблем. Стремление открывать новые горизонты жизненного пути. Встречать на этом пути горе и радость, грусть и веселье, друзей и врагов.

“Прочёл я зовы новых губ”

В этих строках проявляется тяга к любви, к новым свершениям и подвигам. Желание любить, и быть любимым.

И именно это желание придаёт сил для осуществления того, о чем писалось в первых строках стихотворения. Пуститьтся в путешествие, уехать жить в лес, отказавшись от всего. И все это, со своей второй половиной. Которая будет вдохновлять каждый день, на новые свершения в жизни. И смысл стихотворения содержится в последних строках.

“Ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?”

Представление любви, в образе вечного двигателя, который всегда будет подталкивать людей на необдуманные, но иногда жизненно необходимые решения и действия. И для влюбленного человека нет ничего невозможного, километры кажутся миллиметрами, штормы и ураганы – тихим штилем.

Следует отдать должное автору за стиль написания. Когда читаешь стихотворение, сразу поднимается дух, внутри просыпается бунтарь, который против установленных шаблонов и границ. Открывается новое видение мира, ты чувствуешь себя королём своей жизни, ты понимаешь, что если ты сейчас не сделаешь что-то, за тебя этого никто не сделает. Начинаешь ощущать себя человеком со своими правами. К мышцам приливает энергия, и уже невозможно усидеть на месте. Душа рвётся к приключениям. Независимо от того в каком ты сейчас положении. Все кажется возможным и лёгким. И пусть, спустя некоторое время это возбуждение проходит, но все же те несколько минут, часов, суток, а может и недель после прочтения – бесценны.

История создания 9 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению А вы могли бы?

Популярные темы анализов

Евгений Абрамович Баратынский – русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский – один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых

Есенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение. Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу,

Стихотворение К. Д. Бальмонта “Снежинка” – это погружение автора в прекрасный мир переживаний от увиденной картины, относящейся к зимнему пейзажу. Ощущения, которые вызывает подобное переживание, сливаются в общее чувство восторга,

Белла Ахатовна родилась в 1937 году. На момент написания стихотворения «В тот месяц май, в тот месяц мой…» поэтессе было 22 года. На основе всего произведения можно предположить, что описываемый май был не простой, не обычный,

Совершенно не является секретом то, что есть особые поэты, произведения которых оказывают свое, неповторимое влияние на потомков. Их лирические произведения захватывают, остаются в сердце и помогают в принятии правильных решений

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского

Творчество В. Маяковского разное: большинство его стихотворений поражает резкостью, но есть и стихи, которые запоминаются приподнятым настроением. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «А вы могли бы?» по плану. В школе его изучают в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением А вы могли бы?.

История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.

Тема стихотворения – красота человеческих будней.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которые вызывают у него обыденные вещи. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб».

Эпитеты«жестяная рыба», «новые губы».

История создания

В литературу В. Маяковский пришел в 1912 г., после того как опубликовал стихотворение «Ночь». В этот же период поэт пристал к футуристам и посвятил себя поэтическому искусству. Так началась история создания анализируемого стихотворения и других шедевров известного русского футуриста. «А вы могли бы?» был написан в 1913 г., относится к раннему творчеству поэта. Известно, что жизнь молодого Маяковского складывалась непросто, видимо, печальный опыт научил поэта замечать красоту в простых вещах.

В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема красоты окружающего мира. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.

Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение автора. В центре стиха лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строчках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана» .

На раскрашивании мужчина не остановился. В студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее, герой не боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.

В последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб ?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле, автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ.

Композиция

Несмотря на то, что стихи написаны в духе футуризма, его композиция отличается простотой. Это монолог лирического героя, который рассказывает о своем восприятии серых будней. Он нанизывает метафорические образы, а потом обращается к окружающим. По смыслу стих не делится на части. Формального разделения на строфы автор также не использует, что придает мыслям целостности.

Жанр анализируемого произведения – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В. Маяковский использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализированное стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.

Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы». Сравнений в тексте нет.

Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придает аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ» . Маяковский любит поиграть интонацией, но анализированные стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.

«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского

  • Анализ стихов
  • Маяковский
  • А вы могли бы?

«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни, и в этом стихотворении он призывает читателей это исправить.

Как таковой образ лирического героя можно описать следующими словами: эгоистичный бунтарь, который готов идти против устоявшейся системы и добиваться ее изменения, а лучше полного уничтожения и построения новой. Он не боится новшеств, его разум открыт для всего неизвестного, он широко мыслит. Сравнивая грязные, серые, водосточные трубы с чудеснейшей флейтой, он дает понять читателю, что даже в обычных вещах, нас окружающих, есть красота.

Владимир Маяковский начинает свое поэтическое произведение со слова «Я», демонстрируя, что герой себя превозносит над окружающими. Он находится выше, но не по социальному статусу, а по осмысленности и разуму. Жить в порочном кругу он отказывается. «Карта будня» — символ рассчитанной и размеренной жизни. На карте, как и в жизни во времена Маяковского, все вымерено до миллиметров, шаблонная жизнь изо дня в день. Сейчас у нас тоже не многое изменилось, но людей, стремящихся не жить однообразно, в наше время больше.

В этом стихотворении Маяковского чувствуется задор, он вызывает читателя на «поединок» с миром, точнее с серьезной реальностью. «Сыграть ноктюрн» на жестяных трубах сможет далеко не каждый, потому что надо быть действительно смелым, чтобы отважиться на такую авантюру. Но наш герой способен на все, его воодушевляют «зовы новых губ», он чувствует приближение интересных знакомств, появление в его жизни людей, которые тоже хотят изменений.

А с другой стороны, стихотворение можно рассмотреть, как обращение «внутреннего ребенка» каждого человека к его «внешнему взрослому». Ребенок пытается втянуть взрослого в детскую игру «Слабо, не слабо». Ведь, по истине, в основном, только дети могут увидеть такое великолепие и буйство красок в серой обычной жизни, а взрослые будут проходить мимо водосточных труб и даже не задумываться о том, на что они похожи. В нашем авторе тоже живет такой игривый и озорной ребенок, который за несколько секунд может раскрасить жизнь в любой цвет. «Скулы океана», о которых написано в стихотворении, по-моему, символизируют не только обычные волны, а целый необъятный мир. Океан – это бурная вода, которая никогда не находится в одном состоянии, и которая не имеет горизонта, как и человеческий разум. Главное – выйти за грани своего серого, обыденного мира, и все сразу изменится!

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением А вы могли бы?.
История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.

Тема стихотворения – красота человеческих будней.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которые вызывают у него обыденные вещи. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Читайте также:  Кем быть? - краткое содержание поэмы Маяковского

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб».

Эпитеты – «жестяная рыба», «новые губы».


Образы-предметы и образы-действия

Средства, к которым прибегает Маяковский, можно условно охарактеризовать как образы-предметы и образы-действия. Можно даже сказать по-другому – не он прибегает к ним, а они сами льются из него горьким сиропом. Образы-предметы символизируют составляющие материального мира и обстоятельства, а образы-действия – манипуляции, которые осуществляет по отношению к ним Маяковский. Анализ «А вы могли бы?» (одного из самых известных творений) позволяет предположить, что если эпитет – это добавление к слову, насыщающее его, придающее вес и новый смысл, то действия, которые автор совершает, являются эпитетами к объектам, над которыми оно производится.

История создания

В литературу В. Маяковский пришел в 1912 г., после того как опубликовал стихотворение «Ночь». В этот же период поэт пристал к футуристам и посвятил себя поэтическому искусству. Так началась история создания анализируемого стихотворения и других шедевров известного русского футуриста. «А вы могли бы?» был написан в 1913 г., относится к раннему творчеству поэта. Известно, что жизнь молодого Маяковского складывалась непросто, видимо, печальный опыт научил поэта замечать красоту в простых вещах.

Жанр, направление и размер

Уникальность стихотворения заключается в том, что при небольшом размере оно имеет насыщенную концептуальную и глубокомысленную составляющую. Направление «А вы могли бы?»- русский футуризм, ведущие особенности которого,- вызов буржуазному миру, приоритетность духовного развития и протест против косного мышления.

Стихотворным орудием в данном случае выступает перекрестная рифмовка, определяющая характер звучания, и четырехстопный ямб, придающий напевность произведению.

В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема красоты окружающего мира. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.

Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение автора. В центре стиха лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строчках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана».

Эту фразу следует воспринимать в переносном значении. Скорее всего, говорится о том, что герой скрасил будни чем-то, что приятно его душе.

На раскрашивании мужчина не остановился. В студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее, герой не боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.

В последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле, автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ.

Темы и настроение

Основная тема, поднятая в стихотворении Маяковского «А вы могли бы», — консервативное, унылое и неразвивающееся общество. Она особенно сильно затрагивала поэта в период раннего творчества, потому она и отразилась в мыслях, словах и поступках его лирических героев. Нежелание выйти из поглощающей рутины, которая вызывает исключительно отупение разума, является ведущей мыслью в данном произведении, проблемой, с которой надо бороться.

Несложно понять, что лирический герой очень одинок. В образных фразах и ярких символах отражается его истинное душевные переживания. Он единственный, кто раздвигает границы и нарушает общепринятые стандарты, ищет принципиально новое, в прозаическом находит возвышенное. В праздной действительности ему непосильно найти человека, чье мнение и взгляды будут во многом походить на него. Конечно, помимо метафоричных «зовов новых губ», которые слышно где-то вдали. Таким образом, настроение создается печальное.

Средства выразительности

Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализированное стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.

Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы». Сравнений в тексте нет.

Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придает аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ». Маяковский любит поиграть интонацией, но анализированные стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.

«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского

Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров. Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил «хрестоматийный глянец»? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом «грубого гунна», нашел для себя ответы на интересующие его вопросы. Бесспорно только одно: это талантливый человек, а его имя — одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.

Современники Владимира Маяковского Борис Пастернак и Николай Асеев считали, что лирический герой

его ранней лирики похож на подростка. Можно соглашаться или нет, но именно жажда впечатлений, стремление к самовыражению, бескомпромиссность, некий нигилизм и стремление бросить вызов окружающей серой действительности сближают героя с любым, даже современным, подростком. К тому же герой готов все отдать «за одно только слово, ласковое, человечье», отсюда – тоска, мечта, но и некоторая озлобленность.

Именно жажда преображения и вызов звучат в одном из ранних произведений – стихотворении 1913 года «А вы могли бы?»

, об анализе которого и пойдет речь далее. Уже само название – дерзкий вызов. Кому? Взрослым, привыкшим к обыденности окружающего мира? Литераторам, пишущим о вечном? А может, географам, которые еще не все открыли на земном шаре. Ведь начинается стихотворение удивительными строчками:

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…

О какой карте идет речь? Конечно же, о географической! Именно пятно краски, появившееся на карте, дает возможность представить, как появляется новое государство, в котором возникает абсолютно другая реальность. Там на блюде студня можно увидеть «косые скулы океана»

, а
«на чешуе жестяной рыбы»
можно прочесть
«зовы новых губ»
. Только человек с романтическим мировосприятием может все это заметить и облечь в словесную форму.

Но подобное стремление создавать другую реальность, наверное, больше свойственно ребенку. Герой же, скорее, стремится имеющуюся реальность подстроить под себя. Не случайно он говорит: «Я сразу смазал карту будня…»

, то есть изменил окружающую действительность. Слово
«будни»
имеет форму только множественного числа. Использование же автором стихотворения формы единственного числа –
«будня»
— подчеркивает, что такая картина может возникнуть в восприятии героя только однажды, только сегодня. Наступит другой
«будень»
— и появится совершенно новая картина мира.

Удивительно и то, что в эту игру герой пытается вовлечь окружающих. Без всякого пренебрежения, а скорее, с задором, возникающим тогда, когда идет соревнование, герой восклицает:

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Дескать, а вам слабо? Слабо сделать то, чего еще не приходилось делать в своей жизни? Слабо на миг забыть о том, что ты взрослый серьезный человек? Конечно, каждый читатель воспринимает это призыв по-своему? Но любой хоть на миг испытает чувство, которое переживает участник соревнования. Стремление сделать что-то такое, чего еще никому не удавалось сделать.

Многие критики отмечали, что в ранней лирике Маяковского его метафоры необычны, их трудно представить. Действительно, если метафора основана на переносном значении по сходству, то у Маяковского, скорее, сходства вообще нет. Ведь только он смог увидеть «в чешуе жестяной рыбы зовы новых губ»

, а в верхнем слое жира на блюде студня
«косые скулы океана»
. Такое видение мира частично можно объяснить близостью к
футуризму
, который искал новые способы и формы самовыражения. Однако Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».

С этими словами трудно не согласиться: уже через год появятся стихотворения «Адище города», «Нате!», «Вам!», в которых герой будет страдать от непонимания окружающих. Но это будет позже. А вот это раннее стихотворение «А вы могли бы?» оставляет у каждого ценителя поэзии очень светлое романтическое чувство.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского
  • «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского
  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского
  • «Ночь», анализ стихотворения Маяковского
  • «Нате!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Вам!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ
  • «О дряни», анализ стихотворения Маяковского
  • «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского
  • «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского
  • «Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского
  • «Люблю», анализ поэмы Маяковского
  • «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского

По произведению: «А вы могли бы»

По писателю: Маяковский Владимир Владимирович

«Облако в штанах»

«Облако в штанах» — внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации. В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны. Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.

Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания. Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству. Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.

Стихотворение «Нате!» одно из самых эпатажных в творчестве Маяковского. Автор, в какой-то степени, провоцирует читателя на открытый конфликт. Он не скрывает раздражения, вызванного самодовольным, сытым обществом, которое беспрестанно гонится за внешней красотой и празднеством существования, не задумываясь о высоких идеалах и ценностях. Лирический герой смело бросает вызов обществу, увидев со стороны всю его ограниченность и узколобость. Сила воли лирического героя сочетается с уязвимостью его сердца.

Больше, чем натюрморт

Сочность, выразительность текста рождает ассоциацию с натюрмортом. Вместе с тем в стихотворении «А вы могли бы?» (Маяковский) анализ качественного состава предложений говорит о том, что это не просто натюрморт. Хотя нужно отдать должное Маяковскому как художнику слова. Практически все слова в тексте представлены глаголами и существительными (либо местоимениями). А те немногие прилагательные, которые встречаются («косые», «жестяной», «новых», «водосточных»), имеют очень конкретное физическое, неэмоциональное значение. Удаленные из контекста, они едва ли ощутимо поменяют экспрессию стихотворения. Глаголы «показал», «прочел», «сыграть», «могли бы» также изначально бесцветны. Из самых обычных слов Маяковский плетет нечто совершенно новое и увлекающее за собой. Каждое слово здесь сказано по существу.

«Послушайте!»

В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями. « Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат. Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова. Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям. Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика. Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.

Анализ стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»

Автор: Guru · 26.07.2018

В.В. Маяковский — ярчайшая фигура отечественной поэзии первой половины XX века. Он познакомил читателя с принципиально новыми темами и взглядами на проблемы современности. Новаторство поэта отражается не только в содержании произведений, но и в их форме — громадный образ масс, бесконечные неологизмы, гиперболы, ораторские возгласы. Он искусно совмещал в своем творчестве бунтарский настрой с метафоричностью и образностью, бескомпромиссность и экспрессивность с романтическими мотивами.

История создания

Одним из центральных стихотворений ранней лирики Маяковского является «А вы могли бы?». Оно было опубликовано в вышедшем в марте 1913 года альманахе «Требник троих» (Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского). В этом сборнике также было опубликовано несколько стихотворений и рисунков Маяковского.

Примечательно, что «А вы могли бы?» является одним из первых произведений, в котором поэт уже не просто наблюдает за обществом, а действует сам, пытаясь избавиться от косности. Он всем своим существом жаждет преобразований действительности.

Жанр, направление и размер

Уникальность стихотворения заключается в том, что при небольшом размере оно имеет насыщенную концептуальную и глубокомысленную составляющую. Направление «А вы могли бы?»- русский футуризм, ведущие особенности которого,- вызов буржуазному миру, приоритетность духовного развития и протест против косного мышления.

Стихотворным орудием в данном случае выступает перекрестная рифмовка, определяющая характер звучания, и четырехстопный ямб, придающий напевность произведению.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении Маяковского предстает бунтарской натурой. Он протестует против однообразного и примитивного миру, борется против той серости, той безликой толпы, которая его окружает.

«Карта будня», которую смазал лирический герой, — это четкое устройство жизни, сильно укоренившееся в современном ему мире. Он стремится имеющуюся реальность подстроить под себя, и если не изменить окружающий мир, то хотя бы внести новшества в унылую картину действительности, «плеснувши краски из стакана».

Лирический герой в банальной трапезе видит нечто особенное, то, что не способен узреть заурядный человек. Лишь наблюдательность и романтическое мировосприятие поможет в незначительных деталях увидеть красоту. Так, в обыкновенном студне он находит «косые скулы океана». А на «чешуе жестяной рыбы» читает «зовы новых губ», то есть слышит новые идеи, мысли, воззрения. Водосточная труба, которая иному кажется уродливой железякой, предстает перед лирическим героем как чудесный музыкальный инструмент.

В порыве восторга он обращается к читателю, вовлекая его в свою игру: «А Вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Лирический герой будто интересуется у окружающих, способны ли они так же увидеть новые стороны обыденных вещей, разглядеть очарование в неприглядных предметах, раскрыть тайны и детали неизведанного мира.

Темы и настроение

Основная тема, поднятая в стихотворении Маяковского «А вы могли бы», — консервативное, унылое и неразвивающееся общество. Она особенно сильно затрагивала поэта в период раннего творчества, потому она и отразилась в мыслях, словах и поступках его лирических героев. Нежелание выйти из поглощающей рутины, которая вызывает исключительно отупение разума, является ведущей мыслью в данном произведении, проблемой, с которой надо бороться.

Несложно понять, что лирический герой очень одинок. В образных фразах и ярких символах отражается его истинное душевные переживания. Он единственный, кто раздвигает границы и нарушает общепринятые стандарты, ищет принципиально новое, в прозаическом находит возвышенное. В праздной действительности ему непосильно найти человека, чье мнение и взгляды будут во многом походить на него. Конечно, помимо метафоричных «зовов новых губ», которые слышно где-то вдали. Таким образом, настроение создается печальное.

Уникальность творчества Маяковского заключена в том, что большинство его лирических героев выражают ключевые принципы самого автора. В стихотворении «А вы могли бы?» веет личным итогом размышлений поэта. Он в мягкой форме, можно сказать, бросает вызов людям в заключительном вопросе. Лирический герой надеется, что люди поймут его порывы и встанут с ним в один ряд новаторов, лишенных консервативных взглядов. И основная мысль стихотворения заключена в необходимости избавления от узкого практицизма и утилитаризма. Ведь именно такой настрой поможет не только человеку, но и обществу в целом не стоять на месте, развиваться и находить новые удивительные вещи.

Смысл стихотворения – страстный призыв к расширению границ фантазии, к высвобождению творческой энергии, к попытке переосмыслить устоявшиеся нормы, дабы обогатить мир новыми веяниями и достижениями, что и делал сам автор, будучи модернистом.

Средства художественной выразительности

Маяковский, будучи яркой фигурой русского футуризма, искал новые формы изложения для достижения более живого и красочного эффекта. Это в большей степени отразилось в употреблении им разнообразных средств художественной выразительности, их развернутости и сочетаниях.

Небольшое стихотворение «А вы могли бы?» содержит в себе необычные метафоры, инновационные и кричащие о своем инакомыслии. Как отмечают литературоведы, во многих произведениях поэта это средство художественной выразительности весьма необычно. Метафора, как известно, основывается на переносном значении по сходству. В данном же стихотворении это сходство отсутствует: герой видит в жировом слое студня «косые скулы океана», в «чешуе жестяной рыбы» читает « зовы новых губ», а также выплескивает краску из стакана на «карту будня».

Особе место тут занимает инверсия: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ». Нарочито измененный порядок слов помогает читателю более глубоко испытать то, что чувствует лирический герой.

Риторический вопрос в «А вы могли бы?» играет ключевую роль. Именно эта фигура речи подводит своеобразный итог произведению, призывает читателя к протесту («А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»).

Ссылка на основную публикацию