Хорошее отношение к лошадям – краткое содержание стиха Маяковского

«Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковский Кратко

Владимир Владимирович Маяковский
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Краткое содержание

Одно из самых чувствительных стихотворений из творческого наследия Маяковского под названием «Хорошее отношение к лошадям» относится к периоду его ранней лирики. Тогда в поэзии Владимира Владимировича еще отсутствовали плакатность, ораторский порыв, революционный пафос, столь свойственные манере великого поэта в более позднее время. В молодости Маяковский успешно прорабатывал тему противостояния одиночки и толпы, чему посвящено немало талантливо написанных произведений, в том числе и это. Смысл его заключается в следующем: всем нам нужно быть добрее. Причем как к старой лошади, так и к своим ближним.

Очень краткий пересказ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

Зимним днем на ледяной замерзшей улице поскользнулась лошадь и упала на круп, что вызвало нездоровый интерес у прохожих. Автор подошел к бедной животине поближе и заглянул ей в глаза, из которых катились слезы капля за каплей. Человек стал мысленно успокаивать несчастную, не обращать внимания на насмешки, ведь «каждый из нас по-своему лошадь». Ободренная сочувствием кляча поднялась на ноги и отправилась дальше, весело помахивая хвостом.

Список действующих лиц и характеристика героев стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

Среди персонажей присутствуют:

  1. лирический герой, посочувствовавший упавшей ломовой кляче;
  2. лошадь;
  3. а также толпа народа, зевак, наблюдающих и комментирующих падение животного.

Краткое содержание стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» подробно

По холодной заледеневшей улице, продуваемой морозным ветром и заполненной людьми, идет обыкновенная лошадь. Неожиданно происходит событие, привлекшее к себе всеобщее внимание – лошадь упала.

Людей развеселило это падение, они начинают осматривать место происшествия и обсуждать происходящее. Толпа абсолютно бессердечна, никто не догадывается помочь лошадке подняться. Напрашивается параллель между смехом толпы и звериным воем.

Автор осуждает насмешки зевак, ведь его собственная жизнь схожа с судьбой лошади, а потому он приостанавливается рядом с ней, заглядывает в глаза лошади, такие грустные, слезы так и катятся из глаз бедного животного, он сочувствует и утешает, приговаривая, что не нужно думать, будто она хуже других. Просто человеческое общество так устроено, что большинство всегда пытается самоутвердиться на унижении других, слабых и неловких.

И ведь действительно, всем мы «немного лошади», поскольку и нам приходится много трудиться ради нормальной жизни. В процессе этого зачастую тяжкого труда случаются падения, иногда слишком болезненные.

После душевного утешения лошадь смогла встать и поскакать по дороге дальше. Оправившись от падения, она как будто снова стала молодой.

Кратко об истории создания произведения «Хорошее отношение к лошадям»

Стихотворение было написано поэтом в самый разгар революционных событий, в очень неспокойное время. Об идее создания такого произведения поэт сообщал в письме своей ближайшей подруге Лиле Брик. Маяковский видел, насколько общество агрессивно, люди озлобились, они испытывают страх перед неопределенностью будущего, потеряно милосердие и внимание друг к другу. А потому Маяковскому хотелось смягчить сердца читателей проникновенным лирическим произведением.

В 1918 году поэта признали в литературных кругах, оценили достаточно высоко его поэтический дар, но сам он ощущал одиночество и недопонимание окружающих. «Хорошее отношение к лошадям» стало своего рода отчаянным криком души поэта, обличенного в стихотворную форму, попыткой достучаться до чувств хотя одного человека.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Читайте также:  Анализ поэмы Маяковского Во весь голос

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворения, но, как и все произведения Маяковского, не совсем типичное для этого жанра. Оно воспринимается иначе из-за разговорного стиля, в котором написано, который делает его не похожим на традиционную лирику.

Особую роль в создании настроения играет и используемый Маяковским нетрадиционный стихотворный размер – лесенка. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогала ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась” , “смех зазвякал” , “тоска вылилась” , они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

«Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского

Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром. Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского.
В 1918 году, во время суровых испытаний для молодой советской республики, в дни, когда другие поэты, такие, как Александр Блок, призывали:

Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

– именно в такое время Маяковский пишет стихотворение с неожиданным названием – «Хорошее отношение к лошадям», которому и посвящен анализ.

Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации. В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал», «за зевакой зевака»).

Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб». Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков. Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии? В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра, отвергший людей, так как сам был сыном орла, не стал жить без них, а когда захотел умереть – не смог, и автор написал: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

Как помочь в такой ситуации? Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило». Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».

Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы: «опита», «клёшить», «каплища», «плоше». Это и метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась». И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение.

Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Работы Маяковского затрагивают разные проблемы. В его раннем творчестве можно увидеть тему противостояния толпы и человека. Не стало исключением стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Анализ текста позволяет не только определить средства выразительности, но и лучше понять смысл произведения — сложную судьбу рабочих людей.

Читайте также:  Облако в штанах – краткое содержание поэмы Маяковского

История создания

Стихотворение было написано в 1918 году, и в это время многие поэты были потрясены революцией. Маяковский делился своими мыслями в письмах к Лиле Брик. В разгар революции люди словно озлобились, испугались, забыли, что такое милосердие и внимание друг к другу. Все это смущало поэта, и он решил выразить свои мысли в стихах.

Автор не зря сделал коня главным героем стихотворения. Обычной ломовой лошади было нелегко. Ее толком не кормили, заставляли много работать. Именно она стала символом простых людей. Скорее всего, Маяковский написал текст в мае, после письма Брик.

В 1918 году поэт переживал сложное время. Он уже получил признание в поэтических кругах, но это не приносило удовлетворения. Маяковский все равно оставался непонятым и одиноким.

В тексте он словно выразил свой крик души, который остался без ответа. Простые люди все равно остались безучастными, но поэт продолжал надеяться: когда-нибудь хоть один человек примет его.

Краткое содержание

Анализ «Хорошего отношения к лошадям» Маяковского нужно начать с детального разбора текста. Поэт начинает работу с описания мелодии, которую выбивают копыта по мостовой. В ней слышатся слова — гриб, грабь, груб, гроб. Улица была покрыта льдом, и дорога стала скользкой. Поэтому лошадь поскользнулась и упала.

На это собрались посмотреть все окрестные зеваки. Они шли клешить штаны (делать широкими брючины), но происшествие заставило их остановиться. Толпа принялась смеяться над бедной лошадью. Только лирический герой понял, что произошло.

Он внимательно посмотрел на несчастное животное. По морде лошади катились слезы. Герой настолько прочувствовал ее боль, что решил с ней поговорить. Он сказал, что она не хуже гогочущей толпы, а каждый является по-своему лошадью. После этого животное встало на ноги.

У лошади изменилось настроение. Она весело махала хвостом и ржала, на миг став обычным рыжим жеребенком.

Доброе отношение главного героя позволило ей почувствовать себя нужной, востребованной. Ее работа не была напрасной, и все усилия были не зря.

Художественные приемы

Стихотворение нельзя разделить на части, оно словно представляет собой репортаж с места событий:

  • лошадь падает;
  • над ней смеются;
  • приходит лирический герой, который ее подбадривает.

Через эти образы Маяковский рассказывает личную историю. В 1918 году он много работал, но не чувствовал пользы от своей деятельности. Он представлял себя уставшей рабочей клячей, но все равно продолжал трудиться.

Жанр работы — лирическое стихотворение, но оно нетипичное. Из-за разговорного стиля оно не походит на традиционную лирику. Маяковский применяет свою любимую «лесенку», которая позволяет создать особое настроение.

В стихотворении можно найти следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт представляет тоску звериной, глаза становятся лошадиными, жеребенок рыжим;
  • метафоры — у Маяковского улица опрокинулась, смех зазвякал, тоска вылилась;
  • неологизмы — поэт смело придумывает новые слова, такие как «клешить» или «ржанула».

Для того чтобы понимать основную идею работы, недостаточно только прочитать текст. Нужно кратко разобрать каждое предложение.

Например, с третьей по шестую строчку поэт передает тяжелую поступь лошади. Для этого он использует созвучные слова.

Закончил поэт работу важной мыслью: люди должны быть добрее друг к другу, это очень важно. Хорошее отношение позволяет сделать жизнь менее тяжелой. Нельзя высмеивать кого-то в тяжелой ситуации — это не красит человека. Поддержка со стороны других всегда помогает.

Маяковского изучают на уроках литературы в школе. Дети должны уметь высказывать свое отношение к стихотворению в сочинении и устно. Им также важно научиться выделить средства выразительности, замечать, какие художественные приемы использовал поэт. Информацию можно представить в виде презентации.

Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

История создания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Год, когда было написано это стихотворение, — 1918. Идет первый год октябрьской революции, страну захлестнула гражданская война, сотрясены все устои жизни. Маяковский отчетливо понимал, что главное — не только изменить общество, необходимо изменить человека. Он одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего — мещанство и бюрократизм.

Корень мещанства — в сытой тупости, ограниченности бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. Идея стихотворения. Так в чем же, наконец, идея стихотворения. Она высказана во фразе, имеющей нравственный смысл: Все мы немножко лошади… Так скажет человек. Почему же лошадь «рванулась и встала».

Наверное, если бы она говорила на человеческом языке, она бы объяснила, о чем она «ржанула»: «все мы немножко люди». Надо только понять наше единство. Боль живого существа ощущает лишь поэт: Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти… И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — Чего вы думаете, что вы их плоше? Он понимает, что все живые существа — и люди, и животные — звенья одной цепи.

Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта: Может быть старая и не нуждалась в няньке, Может быть, и мысль ей моя казалась пошла, Только Лошадь Рванулась, Встала на ноги, Ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, И стоило жить, и работать стоило. Таков вывод из изображенного в стихотворении, дающий представление о смысле жизни и о цели творчества. Художественные особенности стихотворения.

Лирический герой, словно оглушенный шумом улицы, вглядывается в этот неуютный мир. Может быть, поэтому он так чувствителен к звукам улицы. И поэтому все стихотворение построено на звукоподражательных эффектах (звукопись). Что же слышится герою в ударах копыт об лед? Звукосочетание «Гр» рождает в нем чувство неприязни и отвращения к грубому миру. Эти звуки отмечают и главное происшествие: Лошадь на круп грохнулась… И реакцию уличной толпы: и сразу За зевакой зевака, Штаны пришедшие Кузнецким клешить, сгрудились… Так, благодаря аллитерации создается не только зрительная, но и звуковая картина уличного происшествия и передается эмоциональное восприятие его лирическим героем.

Большая толпа собралась вокруг лошади. Те, кто стоят ближе, кричат: «Лошадь упала!» Дальние слышат, что кто-то упал, и потом узнают кто: «Упала лошадь!» Так бессердечно относится толпа к чужому падению: улица смеется и воет от восторга и любопытства. И только лирический герой заглянул в «глаза лошадиные» и увидел мир «перевернутым», как видит его упавшая лошадь: Улица опрокинулась. Течет по-своему… Он один видит, как текут по морде лошади «каплища за капли- щей» слезы. И тогда, охваченный «общей звериной тоской», то есть чувством всеобщей скорби и сострадания, герой говорит с лошадью «по-человечески», хочет ее утешить и вселить в нее веру в себя.

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Ночь

Может быть, он заговорил и «по-лошадиному>, потому что произошло чудо — лошадь поняла героя и Рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Мир преобразился, и радостно, весело, как в музыке, зазвучал в нем звук «а». Маяковский здесь применяет прием ассонанса. Ассонанс — это поэтический прием, основанный на повторении и концентрации в стихотворном тексте одинаковых гласных звуков. Далее радостное «а» сменяется энергичным, жизнеутверждающим «о». В рифмовании слов стойло и стоило заключается глубокая мысль: стойло — место лошади, и хотя оно может казаться скучным и тягостным, — это ее место, занимая его с гордостью и радостью, она живет своей настоящей, стоящей жизнью. Лирика Маяковского в оценке критиков и литературоведов. В новом мастерстве Маяковского улица, прежде лишенная искусства, нашла свое слово, свою форму. Сегодня мы у истоков великой реки. Не из окна смотрел поэт на улицу.

Он считает себя ее сыном, а мы по сыну узнаем красоту матери, в лицо которой раньше смотреть не умели и боялись» (В. Шкловский). «Маяковский возобновил грандиозный образ, где-то утерянный со времени Державина. Как и Державин, он знал, что секрет грандиозного образа не в «высокости», а только в крайности связываемых планов — высокого и низкого, в том, что в XVIII веке называли «близостью слов неравно высоких», а также «сопряжением далековатых идей»» (О. Тынянов). «Если у вас из стихов Маяковского один выход — в действие, то у самого Маяковского из всей действенности был один выход — в стихи. Отсюда и их ошеломляющая физика, их подчас подавляющая мускульность, их физическая ударность… Отсюда и рваные размеры» (М. Цветаева).

Анализ стихотворения “Хорошее отношение к лошадям” Маяковский

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», сим­волизирующую положение «униженных и оскорб­лённых ».

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков. События, описанные в стихотворении, можно пересказать в нескольких словах. В Москве, возле Кузнецкого моста (это название улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорад­ный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти дальше.

В стихотворении можно чётко выделить вступле­ние, основную часть и заключение.

В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место происшествия — улицу:

Ветром опита, льдом обута, улица скользила.

«Ветром опита» — это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; «льдом обута» — означает, что лёд покрыл улицу, как бы обул её, поэтому она стала скользкой. Использована ещё и метонимия: на самом деле не «улица скользила», а поскальзы­вались прохожие.

Следует отметить также, что улица в раннем твор­честве Маяковского часто была метафорой старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы (например, в стихотворении «Нате!»).

В рассматриваемом произведении поэт изображает уличную толпу ещё и праздной, и разодетой: «штаны пришедшие Кузнецким клёшить».

Клёшитъ — неологизм Маяковского от слова «клёш». Клёш (то есть модные в то время широкие брюки) служит средством социальной характери­стики толпы.

Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились озна­чает: собрались в кучу, как стадо. Страдания жи­вотного вызывают у них лишь смех, их выкрики подобны вою.

Далее автор использует антитезу, противопостав­ляя лирического героя толпе:

Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.

Поэт удручён увиденным. Его взволнованность передана паузами: «Подошёл / и вижу / глаза ло­шадиные…». Тоска переполняет душу лирического героя.

Противопоставление поэта толпе не случай­ное — Маяковский рассказывает не только о про­исшествии на Кузнецком мосту, но и о себе тоже, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её. Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, что нужно найти в себе силы продолжать жить. Поэтому он обращается к лошади как к товарищу по несчастью:

Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Основную нагрузку в стихотворении несут на себе глаголы действия. Весь сюжет можно описать с помощью цепочки глаголов: грохнулась — сгруди­лись — подошёл — рванулась — пошла — пришла — стала (в стойло).

Оптимистичны завершающие строки стихотво­рения:

И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.

Через нехитрый сюжет Маяковский раскрывает одну из важнейших тем поэзии — тему одиночества.

Но поэт делает это по-своему — в системе эстетики футуризма, нарушавшей все привычные законы стихосложения.

Стихи, с помощью графики разбитые на инто­национные отрезки, получают свободную непри­нуждённость.

Автор использует самые разные виды рифм: усе­чённые неточные (плоше — лошадь; зевака — за­звякал); неравносложные (в шерсти — в шелесте; стойло — стоило); составные (в вой ему — по-своему; один я — лошадиные; в няньке — на ноги). Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагатель­ное) — пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри строки (голос свой не вмешивал в вой). Эти рифмы как бы оттеняют два мира — мир поэта и мир равнодушной, чёрствой толпы.

Ритм стихотворения тоже разнообразный — от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.

Ссылка на основную публикацию