Вам и не снилось – краткое содержание рассказа Щербаковой

Краткое содержание Вам и не снилось Щербакова для читательского дневника

Начало учебного года. В одну из столичных новостроек переезжает девятиклассница Юля со своей матерью Людмилой Сергеевной и её мужем Владимиром.

В школьные годы у Людмилы приключился роман с Константином Лавочкиным. Ради летчика, ставшего для молодой девушки мужем, она ушла от Кости.

Но в семье Людмилы не было всё так гладко и в одну из ссор, заведенную по поводу похождений мужа, женщина прогоняет супруга. У Константина начинает теплиться надежда на восстановление отношений с возлюбленной. Только Людмила, которая не хочет никакой связи с Костей, отвергает его.

В первый день уроков дочь Людмилы Сергеевны приходит в новый класс. Среди одноклассников присутствует ученик – Роман, по иронии судьбы, являющийся сыном Константина. У детей завязывается дружба, которая заходит так далеко, что постепенно перерастает в большую любовь.

В потоке событий Константин заболевает, а его жена Вера заботится о муже. Людмила ждет пополнения. Дети остаются без пристального внимания.

Спустя время после рождения ребенка, Людмила Сергеевна посещает родительское собрание и узнает там неожиданную новость – Юля и сын Константина Лавочкина учатся в одном классе и у ребят образовалась крепкая дружба. В то же время и мать Ромы эта новость повергает в шок.

Оканчивается девятый класс, девочки остаются на лето в городе, а мальчики уезжают на практику. Вера, отправляющая сына в поездку, обнаруживает Рому и Юльку вместе и ее это совсем не радует и она принимает решение, что Рому нужно переводить в другую школу.

Рома возвращается домой и его встречает новость о переводе. Ситуация его крайне не устраивает, но ничего не остается как уступить маме.

Юля понимает, что их пытаются разлучить. Учителя, находящиеся на стороне ребят, всячески пытаются донести директору школы, что пару нельзя разлучать, однако тот не преклонен и придерживается позиции Веры.

Но влюбленные продолжают встречаться, и Вере ничего не остается делать, кроме как окончательно отдалить сына от Юли и отправляет мальчика в Ленинград, ухаживать за бабушкой, которой по легенде нездоровится. По мнению Веры, Юля недостойна её сына и таким образом она его решает спасти.

Переживая любовь на расстоянии, ребята пишут друг другу письма, которые так и не доходят до получателя. Юля летит в Ленинград.

В один день, Рома, вернувшись раньше со школы, понимает, что его обманывали и бабушка полностью здорова. Он закрывается у себя в комнате и грозится покончить с жизнью. В комнате он обнаруживает письма, которые отправлял любимой. Парень выпрыгивает из окна, но неудачно. А в этот момент во дворе появляется Юля.

Мораль рассказа состоит в том, что нужно учитывать полноценность наших детей и стараться понимать их внутренние переживания.

Читать краткое содержание Щербакова – Вам и не снилось. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Щербакова – Вам и не снилось

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В 1933 году в деревне, где рос Витя, настигла нужда. Исчезли птицы, замолкли псы и веселые ребятишки. У мальчика в семье главная – это бабушка. Своих родных – Витю, деда и сына – прозвала «мужиками»

От лица мальчика автор рассказывает о том, как в их доме оказалась молодая белка. О том, как она быстро прижилась и освоилась в доме. А потом неожиданно из вазочки на столе пропали конфеты.

Сказка о потерянном времени Евгения Шварца повествует о том, как драгоценно время, и как легко мы тратим его в пустоту. Главный герой третьеклассник Петя Зубов

За окном было еще пока дошкольное лето Дениски, и в их дворе шел ремонт. Детям нравилось играть среди кучи песка, кирпичей и досок. Иногда они оказывали посильную помощь рабочим и очень огорчились, когда ремонт подошел к концу.

Сатирическое произведение философа Эразма Роттердамского написано в сатирическом ключе и представляет собой монолог Глупости, которая похваляется своими славными делами и талантами.

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой

В преддверии нового учебного года в одну из столичных новостроек поселяется Юлька (ученица 9 класса), ее мать Людмила Сергеевна (привлекательная женщина в возрасте сорока лет) и отчим Владимир (он был младше своей супруги).

Учась в школе, у Людмилы Сергеевны случился роман с парнем Костей Лавочкиным. Она рассталась с ним ради летчика, за которого потом вышла замуж и родила от него Юльку. Костя тяжело все это переживал, и хоть у него самого уже была семья, он все так же приходил к своей любимой. В один из скандалов связанных с изменами мужа, Людмила Сергеевна прогнала его, и у Константина появился лучик надежды на то, что они будут вместе с любимой. Людмила Сергеевна отвергает Костю и не хочет никаких с ним отношений.

В первый день учебного года, Юлька пришла в новый для себя класс. В этом классе был ученик – Роман, сын Константина. Ребята начинают дружить и их дружеские отношения перерастают в светлое и искреннее чувство – любовь. Вера (жена Кости) заботится о заболевшем и ослабшем муже, Людмила Сергеевна в ожидании пополнения семьи, а ребята в итоге остались на какое-то время без должного присмотра.

После появления сына на свет, Людмила Сергеевна придя в школу на родительское собрание, была ошарашена новостью, что в классе с ее дочерью учится и дружит с ней сын Кости Лавочкина. Мать Ромы рада новости, что у Юльки родился брат, это значило, что Костя не нужен совсем Людмиле Сергеевне, но в тоже время она приходит в шоковое состояние, узнав, что Рома и Юлька дружат.

По окончании девятого класса, мальчишек отправляют на практику, а девочки остаются в городе. Вера пришла провожать сына и видит Рому и Юльку вместе, ее это не радует, она принимает решение перевести мальчика в другую школу. Людмила Сергеевна тоже не в восторге от дружбы и общения ребят, но пытается спокойно относиться к этому.

По возвращению домой, Рома узнает, что его перевели в другую школу и относится к этому резко негативно, но все же уступает матери.

Юля, узнав о переводе парня в другую школу, делает вывод, что их хотят разлучить. Рома делает все, что бы успокоить девушку. Учитель ребят объясняет директору школы, что их нельзя разлучать, но тот в свою очередь становится на сторону Веры.

Вера узнает, что дети все равно встречаются и решает отправить сына в Ленинград обманным путям, для ухода за якобы больной бабушкой. Вера считает, что Юлька недостойна ее сына и она его, таким образом, спасает.

Ребята пишут друг – другу письма, но они не доходят до адресата. Юля принимает решение лететь в Ленинград, а Рома вернувшись раньше со школы, понимает, что его обманывали и бабушка здорова. Закрывшись в комнате, он грозится убить себя. В этой же комнате он находит письма отправленные Юльке и выпрыгивает в окно, но не удачно. В этот момент во дворе появляется Юля.

Читая рассказ, понимаешь, насколько важно быть внимательным к своему ребенку. Важно видеть в нем или ней полноценную личность с чувствами и эмоциями.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Щербакова – Вам и не снилось. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Полуслепой старик принимает пустую стеклянную тару, которому их сдают компания местных ребят. Ребята мечтали о туре в Крым и собирали деньги на это. Деньги от сданной тары дети отдавали своему лидеру Витьке Бурову

Минуло третье тысячелетие, и на земле наконец-то осуществились идеалы коммунизма. Общество быстро развивается и с совершенствованием научно-технического прогресса меняется все вокруг, даже климат.

П.П. Бажов в своей сказке «Таюткино зеркальце» описывает нелегкие трудовые будни уральских горняков. Главной героиней сказки является маленькая девчушка Наташа, но все мило называют ее Таюткой

Эммануил Кант – немецкий философ, в 1781 году опубликовал свое первое издание «Критики чистого разума», второе появилось в 1787 году. Кант разделяет познание на 2 вида, первое не зависит от опыта, а второе коренится в опыте

В романе Энтони Бёрджесса рассказывается о достаточно далеком будущем, которое автор представляет в достаточно мрачных тонах. По версии автора будущее должно было выглядеть очень ужасным.

Вам и не снилось

Очень кратко

Мальчик и девочка, девятиклассники, влюбляются друг в друга. Мать мальчика против их романа, она пытается разлучить влюблённых. Чтобы вновь встретиться с любимой, мальчик выпрыгивает из окна.

Незадолго до начала учебного года в одну из московских новостроек въехала семья: девятиклассница Юлька с матерью Людмилой Сергеевной, эффектной сорокалетней женщиной, и отчимом, который был намного младше своей жены.

В школе у Людмилы Сергеевны был роман с Костей Лавочкиным, которого она бросила ради лётчика, своего будущего мужа, отца Юльки.

Костя долго не мог смириться. Несмотря на то что у него самого была семья, а у Людмилы Сергеевны — дочь, он приходил к своей возлюбленной.

Узнав о многочисленных романах мужа, Людмила Сергеевна прогнала его. У Кости появилась надежда, но она отвергла его. Вскоре они разъехались из Москвы в разные стороны, но теперь Костя неожиданно встретил Людмилу Сергеевну на улице и бросился к ней, хотя рядом с ним были жена и сын. Жена Кости, Вера, малопри­вле­ка­тельная полная женщина, постоянно выхаживающая больного мужа, была в ужасе от увиденного.

Читайте также:  Иван Сусанин - краткое содержание Рылеев

Первого сентября Юлька пришла в новый класс, где учился сын Кости, Роман.

Между детьми возникли романтические отношения. Вера ухаживала за больным Костей, Людмила Сергеевна ждала ребёнка, и дети на время остались без присмотра.

Они назначали свидания в детском отделе универсама, у бассейна… ‹…› Люди становились природой, и совершенно не имело значения их человеческое количество.

Родив сына, Людмила Сергеевна пришла на родительское собрание и с удивлением узнала, что сын Кости учится с её дочерью в одном классе, а Юлька с ним дружит. Узнав от сына, что у Юльки теперь есть брат, Вера обрадовалась, что её муж не интересует Людмилу Сергеевну, но пришла в ужас оттого, что сын дружит с Юлькой.

Закончив девятый класс, мальчики уехали на практику, а девочки остались в городе. Вера пришла проводить сына, и, хотя одноклассники и классная руководи­тельница Татьяна Николаевна пытались её отвлечь, увидела его рядом с Юлькой.

Она решила, не спрашивая у сына, перевести его в другую школу. Людмила Сергеевна тоже была недовольна дружбой дочери с сыном своего бывшего поклонника, но старалась относиться к этому спокойно.

Лето тоскующие друг по другу Юлька и Роман провели в разных городах. Вернувшись, Роман узнал, что будет учиться в другой школе. Вера настаивала на том, что в новой школе очень сильный физико-математический уклон, и это пригодится сыну, который хочет поступать в технический вуз. Роман уступил матери.

Юлька узнала о переводе Романа и догадалась, что их хотят разлучить. Роман успокоил её: их разлучить нельзя. Татьяна Николаевна, узнав о переводе Романа, сказала директору школы, что этих детей нельзя разлучать, но директор стал на сторону Веры.

Готовя самые тяжкие испытания, жизнь способна предварительно парализовать волю тех, кто мог бы что-то предотвратить.

У Татьяны Николаевны не складывались отношения с её поклонником, который от отчаяния женился на другой женщине, но продолжал звонить бывшей возлюбленной. Учительница видела, что Юлька страдает, плохо учится. Ей вспомнилась её собственная школьная любовь, которую разрушили родители.

Юлька с Романом продолжали встречаться. Узнав об этом, Вера решила отправить сына в Ленинград, где жили её мать и сестра. Роману она сказала, что у бабушки предынсультное состояние, тётка работает, а сама она не может оставить больного мужа.

Узнав, что мать Веры серьёзно больна, Татьяна Николаевна решила справиться о её здоровье, так как была знакома с Вериными родственниками. Вера призналась, что обманула сына, чтобы спасти его от дочери недостойной женщины.

Видя страдания дочери, Людмила Сергеевна забыла о себе и решила ей помочь. Юлька не понимала, почему она всё время пишет Роману, а он отвечает, что не получил её писем.

Татьяна Николаевна попыталась убедить Юльку, что, несмотря на разлуку с Романом, учиться нужно. Она объяснила, что Роман выполняет свой долг, но девочка считала, что главное в жизни — это любовь.

Не хотелось говорить, думать, вспоминать, реагировать. Мир из цветного становился чёрно-белым, из многоголосого — монотонным, из объёмного — плоским.

Роман переживал, что не получает от Юльки писем. Он не догадывался, что по бабушкиной просьбе письма прячет от него почтальон.

Наконец, Юлька решила лететь в Ленинград. В тот день Роман неожиданно рано пришёл из школы домой и увидел бабушку, разгова­ривающую по телефону со стаканом пива и сигаретой в руках.

Поняв, что его обманули, Роман закрылся в комнате и решил застрелиться из древнего пистолета. В ящике стола он нашёл спрятанные Юлькины письма.

Чтобы убежать в Москву, Роман выпрыгнул в окно и ударился грудью о водосточную трубу. Он увидел Юльку, входящую во двор, постарался устоять на ногах и прикрыл окровавленный рот, чтобы не испугать её. Юлька подбежала, Роман упал ей на руки, и со всех сторон к ним сбежались люди — «как близко они, оказывается, были»…

Вам и не снилось – краткое содержание рассказа Щербаковой

Вам и не снилось

Таня, Татьяна Николаевна Кольцова, уже восемь лет не была в театре. Билеты, которые возникали то стихийно, то планово, она сразу же или в последнюю минуту отдавала. И успокаивалась.

А тут не спасешься – ее бывший театр пригласили на гастроли в Москву. Это – ого-го! – какое событие! Она знала: там, в театре, уже готовят представление к наградам и званиям, сшиты новые костюмы, актрисы срочно красят волосы в модный цвет.

Возбужденные, все в ожидании необыкновенных перемен, с блестящими глазами, бывшие подруги нашли ее в Москве и категорически заявили: не придет на премьеру – вовек не простят…

– У нас такая «Вестсайдская», что вам тут не снилось…

«Не спастись», – подумала Татьяна Николаевна.

Целый день она ходила сама не своя. Идти в театр, где началась и кончилась твоя карьера, идти, чтобы переживать именно это, независимо от того, что будет происходить на сцене, а потом говорить какие-то полагающиеся слова, и вместе сплетничать после спектакля, и отвечать на тысячу «почему»…

«Ведь школа нынче – ужас! У детей ничего святого! Неужели не было более подходящего варианта? Это что, жертва?»

Таня заранее знала все эти еще не произнесенные слова. Но дело было даже не в них. Ей действительно не хотелось идти в театр. Не хотелось смотреть эту потрясающую «Вестсайдскую», стоившую Таниной подруге Элле переломанного ребра: они там по замыслу режиссера все время откуда-то прыгали.

– Ничего, срослось, как на собаке, – сказала Элла. – Но я теперь не прыгаю. Я раскачиваюсь на канате.

И говорилось это так вдохновенно, и было столько веры в этот канат, и прыжки, и в «гени-аль-ного!!» режиссера, что Таня подумала: с тех пор как она стала учительницей, такая самозабвенная детская вера ее уже не посещает. Умирая, мама ей говорила: «Мир иллюзий тебя отторг. На мой взгляд, старой рационалистки, это не так уж плохо… Живи в жизни… А школа – это ее зерно. Всегда, всегда надежда, что вырастет что-то стоящее… Не страдай о театре. Ты бы все равно не смогла всю жизнь говорить чужие слова…»

Мама умирала два месяца, и таких разговоров между натисками боли было у них немало. И мама все их отдавала Тане. Ломились к ней ее коллеги по научной работе, ее аспиранты, соседи – не принимала. Объясняла Тане:

– Я тебя так мало видела. Это у меня последний шанс. Мое счастье было в работе. Это не фраза. Это на самом деле. Что такое модные тряпки, я не знаю. Я не знаю, что такое материнство, – с трех месяцев тебя растило государство. Я не путешествовала, не бывала на курортах, не обставляла квартир гарнитурами, я ни разу не была у косметички. Мне даже любопытно – это не больно? Все беременности были некстати – не сочетались с моим делом. Я даже не плакала, как полагается бабе, жене, когда разбился твой папа. У меня на носу тогда была защита докторской. Поверишь, в этом была какая-то чудовищно уродливая гордость: у меня несчастье, а я не сгибаюсь, я стою, я даже иду, я даже с блеском защищаюсь…

А Таня видела: она и сейчас гордится этим. В маме это было главное – преодоление всего, что мешало ей работать и ощущать себя большим, значительным человеком. И как ни тяжело было Тане, как ни любила она маму в эти последние дни, мысль, что и теперь своими иронично-афористичными речами мама прежде всего сохраняет себя, а уж потом хочет что-то разъяснить, приходила не раз. И тогда она мысленно спрашивала: может, именно в маме умерла артистка? А она ее так жалко, бездарно подвела, не сумела сделать то, что предназначалось ей? И утешает мама сейчас себя, а не ее, неудачницу? Иначе зачем так настойчиво? С такой страстью?

– …Какая ты Нина Заречная? У тебя же аналитический ум и ни грамма рефлексий. Ты антиактриса по сути.

Мама утешала и утешалась. Ведь тогда прошел всего год, как Таня ушла из театра. И последние слова мамы были: «Живи в жизни».

И все было нормально эти семь лет, пока не свалился на голову театр из прошлого со своей «Вестсайдской историей». И мама вспомнилась в связи с ним. Она же: «Не ходи в театр, плюнь! Пока не освободишься от комплекса. Читай! Это всегда наверняка интересней – первоисточник, не искаженный чужим глупым голосом».

Родилась спасительная мысль – раз уж идти, то она возьмет в театр свой класс. Правда, она его еще не знает, ей дают новый, девятый. Но уже конец августа, списки утрясены, через ребят, которых она учила в восьмом, можно будет собрать человек десять. Убьет сразу двух зайцев. Посмотрит «на материал», с которым ей придется работать, и спасется от последующего после спектакля банкета, где надо будет всех безудержно хвалить, сулить звания и одновременно убеждать под сочувствующие и неверящие взгляды, что она вполне довольна работой в школе. Она скажет: «Я здесь с классом. Я с вами потом».

Читайте также:  На поле Куликовом - краткое содержание стихотворения Блока

Таня пригласила в школу Сашку Рамазанова. Он пришел в грязных джинсах и рваной полосатой тенниске.

– Я думал, надо что-нибудь покрасить или подвигать, – сказал он. Театральная идея его не увлекла и насмешила. – Ну, Татьяна Николаевна! – картинно воскликнул он. – Пригласили бы на Таганку или в «Современник»… А какой нормальный человек пойдет смотреть приезжающую на показ периферию… Этот номер у вас не пройдет. Гарантирую…

– Не будь снобом, – сказала Таня. – У них молодой гениальный режиссер, и весь спектакль – сплошная новация. К тому же там хорошая музыка.

– Разве что… Ладно… Попробую. Может, от скуки народ и соберется.

– Напрягись, – сказала Таня. – Мне очень хочется пойти с вами.

Сашка посмотрел на нее пристально. Поведение учительницы было, на его взгляд, лишено логики: тащиться в театр, да еще в неокончившиеся каникулы, с классом? Больше не с кем? Но Татьяна Николаевна, хоть ей уже и за тридцать, женщина вполне. Сашка охотно пошел бы с ней сам, единолично. Он высокий, здоровый уже мужик, детвора во дворе зовет его «дяденькой». Так что вместе они бы гляделись… Но она, милая их Танечка, тащит с собой класс, что ненормально и противоестественно, хоть сдохни. Но просьба есть просьба, поэтому Сашка обещал обзвонить и обежать народ в ближайшем округе и человек десять подбить «на эксперимент».

– Но если будет дрянь, – сказал Сашка, – я не отвечаю. И буду просить у вас защиты от гнева народов. Побьют ведь!

Спектакль казался никаким. Что называется, не в коня корм. Может, новый режиссер и был талантливым, что-то он напридумывал, но актеры. Ни одного, ну просто ни одного нефальшивого слова. И от этого придуманная форма торчала обнаженным каркасом, то ли оставшимся от пожара, то ли брошенным строителями по причине нехватки материалов.

Танины ученики умирали со смеху. Их надо было просто убирать из зала за нетактичное поведение.

– А я предупреждал, – многозначительно сказал Сашка. – Я верил и знал: будет именно так.

Вообще он держался не как ученик, а как Танин приятель. Таня подумала: пожалуйста, проблема. Надо сразу ставить его на место. Хороший ведь мальчишечка, просто от роста дуреет… И посмотрела на его дружка Романа Лавочкина – еще выше. Господи, куда их тянет! Но с Романом ничего подобного не будет, он мальчик книжный. Вот и сейчас он:

– Татьяна Николаевна! А как проверить – не был ли Шекспир трепачом? Я к чему… Современное искусство о любви – такая брехня, что, если представить, что оно останется жить на пятьсот лет…

– Не останется, – сказал Сашка. – Не переживай.

– Теперь любовь только пополам с лесоповалом, выполнением норм, общественной работой…

– Сейчас ты смотрел любовь пополам с расизмом, – сказал Сашка. – Если тебя смущают только примеси в этом тонком деле, то их было навалом и у древнего человека. Чистой, отделенной от мира любви нет и не может быть.

– А я не люблю винегретов, – ответил Роман. – Вот почему меня волнует правда о Шекспире.

– Без примесей только секс, – с вызовом выложил Сашка и посмотрел на Таню: «Как вам моя смелость? Мой образ мыслей? Широта воззрения?»

Вам и не снилось – краткое содержание рассказа Щербаковой

Автор: Дементьева Светлана

Любовь. Это счастье или трагедия? И почему на пути такого чистого огромного чувства всегда встают какие-то нелепые и пошлые препятствия? Помните Шекспировских Ромео и Джульетту? Правильно говорят литераторы, что времена проходят, а человек остается. Вместе с ним остаются его извечные проблемы. Потому-то классика вечна. Меняются города, власть, общественный строй, виды транспорта, одежда и мода, но сам человек остается. А покуда жив на Земле человек, будет жить и любовь.

Мы все понимаем это великое чувство, восхищаемся им, завидуем влюбленным… но это когда любовь где-то там, за пределами нашей души и нашей семьи. Когда же любовь настигает нас самих, мы пугаемся силы этого чувства, почему-то ждем какого-то неприятного подвоха, проецируем горький опыт прошлого на настоящее, опошляем, словом, не ценим и не бережем. А ведь как говорила Галина Гордиенко в повести «Лесная колдунья», что если человек ни разу не испытал любви, то и жить ему было не за чем! Но это все о самом человеке. А каково, когда за человека решает все кто-то со стороны? Например, мама!

И вот они, средневековые Ромео и Джульетта, оживают в виде несчастных Юльки и Ромки в 20 веке! Кто же позволил их родителям так безжалостно ломать счастье своих детей? Собственные обиды и чувство ревности? За неудачную любовь родителей вчера должны заплатить дети сегодня? И нет чувства сомнения или стыда! Они же родители! Им лучше знать, что для их детей хорошо, а что плохо! С кем дружить, кого любить, где учиться… Кто они такие, родители? Разве дети — это их рабы? И откуда родителям знать с такой удивительной уверенностью, что это не любовь на всю жизнь, что это пройдет, что эти чувства мешают, что ребенка нужно срочно спасать? Неужели родители никогда не читали Шекспира? Неужели не помнят той трагедии? Да вроде бы с высшим образованием. Тогда как же так получается? Просто уверены, что их дети другие? С чего бы?! Те же сильные светлые чувства, те же 16 лет! Время другое? Зато ситуация та же! Ах, сколько вопросов можно задавать по одной из самых популярных книг о любви подростков Галины Щербаковой «Вам и не снилось» !

Казалось бы, что тут обсуждать? Вроде бы все предельно просто. Двое глупых влюбленных оказались в нелегком переплете жизненных обстоятельств. Да такое сплошь и рядом! Вон они, подростки! Сегодня любят одну, завтра другую. К тому же любовь любовью, а кто потом детей нянчить будет?! И как легко взрослые смешивают любовь с пошлостью! Даже трудно представить, что родители, прожив долгую жизнь, не набрались ее мудрости. Да и кто, собственно говоря, учит детей этой пошлости? Не сами ли родители, когда позволяют себе высказываться, что таких Юль у него, Ромы Лавочкина, будет море! Эта девка его не достойна! Ведь ее мать трижды замужем! И не важно, что на самом деле дважды, и что Людмила Сергеевна, мама Юльки, ушла от первого мужа по причине его бесконечных измен! Главное здесь, что мама Ромы, Вера Георгиевна, безумно ревновала своего слабохарактерного эгоистичного мужа Костю к красивой и эффектной Людмиле Сергеевне. Потому испытывала сильную ненависть ко всему, что было связано с соперницей. Эта ненависть оказалась настолько сильной и безжалостной, что заставила платить доверчивых и наивных подростков жестокими страданиями и мучениями, вся вина которых была в неправильном выборе объекта своей чистой первой любви.

Сколько пришлось перенести испытаний Роме и Юле. Но, видимо, для того любовь и существует, чтобы страдать! К слову сказать, в самом первом варианте повести «Вам и не снилось» Галина Щербакова не оставила современным Ромео и Джульетте никаких шансов на счастье — Рома срывается со старой водосточной трубы многоэтажки и погибает.

Кстати, о предыстории. На самом деле первоначальный вариант повести назывался « Роман и Юлька» . Повесть эта была написана Галиной Щербаковой с одной единственной целью — обратить на себя внимание, как на автора. Писатели часто прибегают к такому приему. Например, В.Набоков написал свою вопиющую для тех времен « Лолиту» . Но « Роман и Юлька» так никто и не рискнул опубликовать. Причина оказалась до нельзя нелепой — мрачный конец повести. Когда Галина Щербакова узнала об этом, она прямо в коридоре журнала «Юность » переписала последние строки повести. Но это было уже к началу съемок фильма « Вам и не снилось» . Поэтому повесть издалась в активный период съемок. Название у книги было решено заменить на название киноленты. Было это в 1981 г.

Фильм «Вам и не снилось» решили снимать сразу же, как только повесть « Роман и Юлька» попала на киностудию им.М.Горького. Правда и там конец решили изменить на более счастливый. Мало того, еще и имена героев оказались неугодными Госкино, мол не надо автору повести мнить из себя Шекспира!. Поэтому Юля стала Катей. Впрочем, суть от этого ничуть не изменилась. Но многие моменты кинокартины отличны от книги. Сказать что лучше: книга или фильм, лично я не могу. Я нахожу и повесть, и кинокартину настоящими шедеврами! Поэтому настоятельно рекомендую и прочитать, и посмотреть! Как взрослым, так и детям!

Не лишним будет добавить, что у книги Галины Щербаковой «Вам и не снилось» имеется продолжение. Я говорю о повести « Вам и не снилось…15 лет спустя» Екатерины Шпиллер (до замужества Щербакова — дочь Галины Щербаковой). К этой книге мое личное отношение скорее отрицательное. Возможно, эта книга и пышит реальностью жизни. Но искусство должно созидать, заставлять обывателей верить в лучшее, давать стимулы для самосовершенствования. Здесь же мы наблюдаем нравственное падение кумиров целого поколения 80-х годов. Я сама, будучи подростком, плакала над строчками повести «Вам и не снилось» Галины Щербаковой. Юлька и Роман были жизненной опорой, мечтой, надеждой… когда что-то не клеилось на личном, хотелось брать с них пример, и это придавало сил. Когда же я прочитала о молодой семье Лавочкиных, где Юля и Роман уже не боролись за свою любовь, а наконец-то были вместе… первой мыслью после прочтения повести « Вам и не снилось…15 лет спустя» Екатерины Шпиллер была мысль: «Лучше бы Ромка погиб!». Я искренне не понимала, и до сих пор не понимаю, почему нужно было выбирать именно этих героев? Тех, кто для многих был олицетворением настоящей чистой любви?! Да, в жизни часто большая любовь разбивается о семейный быт. Но только не там, куда устремлены миллионы глаз. Возможно, у Вас на этот счет иное мнение. Если так, то комментарии открыты.

Читайте также:  Мальчик в полосатой пижаме - краткое содержание романа Бойна

Щербакова Г.Н. Вам и не снилось…: Повести/Галина Щербакова.-М.: АСТ, 2002.- 235с.: ил.- (любимые книги девочек).- ISBN 5-17-004218-3

Перепутья Галины Щербаковой: Почему автора повести «Вам и не снилось» дочь обвиняла в безнравственности

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Галина Щербакова (в девичестве – Руденко) родилась в 1932 г. в Дзержинске (сейчас – Торецк) Донецкой области. После окончания школы она поступила на филологический факультет университета в Ростове, а после переезда с мужем в Челябинск продолжила обучение в местном педагогическом институте. Какое-то время она работала учительницей русского языка и литературы, затем – журналистом и редактором областной молодежной газеты в Волгограде, но через несколько лет оставила и эту работу ради того, чтобы все свое время посвятить литературному творчеству.

Долгое время ее писательский талант не находил признания – ее романы нигде не публиковали. Когда Щербакова начала работу над повестью о современных Ромео и Джульетте, которую назвала «Роман и Юлька», она даже не рассчитывала на то, что легкая любовная история вызовет такой оживленный интерес и у читателей, и у кинематографистов.

Тему повести ей подсказала собственная жизнь: однажды ее сын-десятиклассник полез по водосточной трубе на 6-й этаж к девочке, в которую был влюблен, и сорвался вниз. К счастью, все обошлось без серьезных травм, но эта история дала писательнице повод к размышлениям о том, к каким иногда трагическим последствиям приводит первая любовь, и как часто подростки не могут найти понимания и поддержки у своих близких.

После того, как работа над повестью была завершена, Щербакова отнесла ее в редакцию журнала «Юность», но долгое время не получала ответа. Тогда она отправила ее на Киностудию им. Горького на имя известного режиссера Сергея Герасимова. К ее удивлению, уже через несколько дней ей позвонила жена режиссера, актриса Тамара Макарова, сказав, что повесть ей очень понравилась, и что она приложит все усилия, чтобы ее экранизировали.

Тем временем Щербакова отправилась к редактору «Юности» Борису Полевому и поинтересовалась о судьбе своего произведения. Тот ответил, что не может опубликовать повесть с таким мрачным финалом – в конце юноша, семья которого была категорически против его отношений с одноклассницей, выбрасывался из окна и разбивался. Полевой опасался, что после этого « влюбленные мальчики начнут прыгать из окон ». И писательнице пришлось изменить финал: Рома прыгнул, но выжил. А в фильме он и вовсе случайно оступился, пытаясь привлечь внимание героини, стоявшей внизу под окнами. Из-за слишком явных аллюзий с «Ромео и Джульеттой» название «Роман и Юлька» тоже пришлось исправить – повесть была опубликована под редакторским названием «Вам и не снилось».

В Госкино параллелей с Шекспиром тоже не оценили. Когда режиссер Илья Фрэз приступил к работе над экранизацией повести, руководство возмущенно заявило: « Влюбленных зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому! » И Юльку пришлось переименовать в Катю. Однако претензии к автору на этом не закончились. Опубликованная в 1979 г. в «Юности» повесть вызвала небывалый ажиотаж у читателей – этот номер журнала невозможно было достать, многомиллионный тираж разошелся за несколько дней! Подростки узнавали в героях самих себя и присылали писательнице письма с выражением благодарности, а вот учителей произведение возмутило: мол, в этом возрасте подросткам следует думать об учебе, а не о любовных переживаниях. Щербакову даже обвиняли в безнравственности и пропаганде разврата!

А вот профессионалы оценили произведение Щербаковой по достоинству. Писатель и журналист Дмитрий Быков сказал: « В известном смысле эта повесть предваряла собою взрыв перестройки, потому что всегда во время оттепели в русской литературе поднимается вопрос… о детской и подростковой любви… Вот эта повесть, безусловно, сыграла некоторую роль спускового крючка, потому что именно с «Вам и не снилось» началась молодежная активность, программы «Спорклуб» и «12-й этаж», фильм Быкова «Чучело». Именно с этого момента начался активный разговор о том, какая молодежь вырастет ».

В 1980-х гг. по произведениям Галины Щербаковой было снято еще несколько фильмов: «Карантин», «Личное дело судьи Ивановой», «Двое и одна», «Пусть я умру, Господи…», в 2004 г. Юрий Мороз по книге Щербаковой снял сериал «Женщины в игре без правил». Однако визитной карточкой писательницы так навсегда и осталась повесть «Вам и не снилось», которая у читателей пользовалась наибольшей популярностью. Щербакову это удручало. Она говорила: « . случается, приглашают на встречи с читателем. Только я отказываюсь. Потому что разговор опять будет крутиться вокруг одной лишь «Вам и не снилось». А у меня уже скулы сводит ее обсуждать. Да она никогда и не была для меня главной вещью. Скажем, другая моя повесть, «Дверь в чужую жизнь», – так она куда лучше. Она серьезнее, глубже… «Вам и не снилось» – не лучшая моя книга. Были повести и сильнее, и точнее. Но тут, видимо, я сумела найти такие слова, которые запали в душу многим ».

Однако настоящая драма разыгралась не в ее произведениях, а в реальной жизни. Писательница, которую называли тонким психологом и настоящим экспертом в семейных отношениях, не смогла найти общего языка с собственной дочерью. В начале 2010 г., за несколько месяцев до смерти Щербаковой, разразился скандал: ее дочь, 45-летняя Екатерина Шпиллер написала автобиографическую книгу «Мама, не читай!», где утверждала, что мать превратила ее жизнь в ад, и обвиняла ее в непонимании, нелюбви, отсутствии материнского инстинкта и пьянстве. В аннотации она заявляла: « Всегда проповедуя нравственность, Галина Щербакова вела бесстыдно безнравственную жизнь. Она могла талантливо придумывать красивые чувства в своих книгах, но в реальной жизни предпочитала их топтать. Оказывается, можно убить нелюбовью. Как это страшно! Люди, будьте бдительны! ».

Сначала книга вышла в интернет-версии, а опубликована она была уже после смерти Щербаковой. В предисловии Екатерина писала: « Для кого же эта книга? Наверное, для когда-то близких мне людей, ставших совсем чужими. А еще для тех, кто был «обожжен» нелюбовью и непониманием родителей и воспринимает жизнь как муку, как наказание, часто задумываясь об избавлении от страданий вместе с самой жизнью. И для тех, кто хочет, чтобы их дети были счастливыми. Мамы больше нет. Но у меня ее не было уже давно. Поэтому боль от утраты некогда самого дорогого мне человека возникла гораздо раньше ее физической кончины, а боль от маминых поступков растянулась на долгие-долгие годы и не утихла до сих пор. Поэтому нет точного дня, про который я могла бы сказать: сегодня я потеряла маму. ».

Эта книга вызвала в обществе неоднозначную реакцию: кто-то сочувствовал Екатерине, а кто-то усомнился в ее словах и заподозрил в ревности к материнской славе и успеху. Даже ее брат Александр, сын Щербаковой от первого брака, встретил это произведение с негодованием. В ответ он написал статью, где утверждал обратное: писательница была хорошей матерью, а дочь – избалованной девочкой, которая требовала к себе повышенного внимания: « У меня ведь, Катя, прости, даже слезы от этого наворачиваются, тоже в детстве не было мамы, которая, читала мне по вечерам книжки, ждала, волнуясь, с обедом, клала завтраки в портфель перед школой, сходила с ума от того, надел я шарф или нет, не было папы, который играл со мной футбол, ходил на рыбалку или учил хитрым приемчикам борьбы, другими словами, не было канонизированных идеальных родителей из какой-нибудь слащавой книжицы. Но у меня были родители, с которыми никогда не было скучно. Я, открыв рот и выпучив от удивления глаза, мог бесконечно слушать их истории. Я знал, что всегда могу задать самый хитрый не обязательно детский вопрос и получу интереснейший нестандартный ответ. И я с детства понял, что каждый человек может дать только то, что может ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию