Во весь голос – краткое содержание поэмы Маяковского

Владимир Маяковский — Во весь голос: Стих

Первое вступление в поэму

Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем говне,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии —
бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь —
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот —
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки —
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина —
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н…»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где блядь с хулиганом
да сифилис.
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас,—
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,—
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Я
ухо
словом
не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего
громады класса враг —
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.
Мы открывали
Маркса
каждый том,
как в доме
собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы
диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
она врывалась в стих,
когда
под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы
когда-то
бегали от них.
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше —
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою —
ведь мы свои же люди,—
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Анализ стихотворения «Во весь голос» Маяковского

Одним из последних произведений Маяковского стало стихотворение «Во весь голос» (1929-1930 гг.). Изначально поэт задумывал его как вступление к эпической поэме, полностью посвященной грандиозной картине строительства социализма. Планы Маяковского не получили дальнейшего развития, поэтому стихотворение рассматривается как законченное.

К концу 20-х гг. Маяковский все чаще испытывает разочарование от действительности, которое обостряется неудачами в личной жизни. Поэт продолжает находить изъяны в советском обществе и выступает с их осуждением. К этому времени уже складывается жесткая идеологическая линия, которую запрещено переступать. Несмотря на прошлые заслуги, творчество Маяковского подвергается резкой критике. Его возражения никого не интересуют. Поэт понимает, что коммунистические лозунги о свободе и равноправии – всего лишь ширма. Не добившись понимания, он пишет предполагаемый пролог «Во весь голос», в котором обращается к будущим поколениям, достигнувшим коммунизма.

Один из главных приемов произведения – антитеза. Маяковский противопоставляет действительность счастливому будущему. Поэт ведет мысленный разговор с будущим исследователем. Он хочет развернуть перед ним истинную картину жизни в свое непростое время. Автор называет себя «ассенизатором», «водовозом». Этим он подчеркивает, что люди, живущие во время революции, не гнушались ради великой цели самой черной и неблагодарной работой. Они знали, что их труды будут оправданы.

Маяковский уверен, что тоже мог бы «строчить романсы». Это намного спокойнее и прибыльнее. Но он не стремился к благополучию, так как понимал нужды общества. Свое творчество поэт сравнивает с «грозным оружием», способным пробиться через века и удивить потомков своей мощью. Слова и рифмы Маяковского – непобедимое войско, рвущееся в бой.

В стихотворении вообще очень много слов и фраз, связанных с войной. Тем самым поэт делает скрытый упрек своим критикам. Он напоминает людям, живущим в мирное время, что когда-то был в первых рядах сражающихся за светлые идеалы и не щадил своей жизни. Революционное поколение было воспитано не на философских спорах и рассуждениях («диалектика… бряцанием боев… врывалась в стих»).

Маяковский считает, что своим творчеством заслужил достойное место в истории, но не желает, чтобы его возвеличили в бронзе или мраморе. Лучшим памятником для него и для всех павших в боях будет «построенный социализм».

Ради будущего здорового и сильного поколения Маяковский готов терпеть всю грязь и мерзость окружающего мира. Он уверен, что все испытанные им страдания окупятся в будущем. Люди, живущие при коммунизме, даже не смогут представить себе, насколько ужасно жили их предшественники.

Стихотворение «Во весь голос» можно расценить, как утопическую мечту Маяковского. Он сам еще при жизни стал свидетелем краха своих надежд, а обещанный коммунизм до сих пор никому не удалось построить.

Стихотворение “Во весь голос” Маяковского: анализ

Поэма Владимира Маяковского “Во весь голос” – очень сильное и откровенное произведение. Изучать его в школьной программе все равно, что читать “Архипелаг Гулаг” А. Солженицына в 5 классе. Чтобы понять столь глубокое произведение, нужно иметь за плечами хотя бы два-три десятка лет. Сам поэт не дожил и до сорока, однако его восприятие жизни в разы масштабнее и полнее, чем у среднестатистического человека.

Чтобы сделать анализ “Во весь голос” Маяковского необходимо окунуться в эпоху, понять политическую ситуацию. Стоит также учитывать художественные направления, свойственные периоду написания произведения.

С чего начать анализ поэмы Маяковского “Во весь голос”

Изначально произведение значилось вступлением к поэме, но закончено оно не было, а то, что дошло до нас, оформилось в вполне законченное стихотворение. По традиции при анализе “Во весь голос” Маяковского произведение называют поэмой.

Как человек прямой, автор начинает свое творение с обращения “Уважаемые товарищи потомки..”. Очень интеллигентно, не так ли, учитывая нравы молодого поэта-футуриста, который любил шокировать публику далекими от художественности выражениями. Впрочем, и тут поэт не изменит своей традиции: “роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме. “. Противопоставление – самый излюбленный прием мастера, если он мягко стелет в начале предложения, то ожидай “горячего” словца в конце. В этом весь Владимир Владимирович. По рассказам его близких и друзей, поэт был достаточно скромным и очень чутким человеком, а что касается личных отношений, то и вовсе – стеснительным, романтичным и очень ранимым.

Ключевая мысль поэмы заключена в строках “я сам расскажу о времени и о себе”. Выбирая такой путь, поэту остается одно: правда и ничего кроме. А если учесть реалии того времени, когда была написана поэма Маяковского, то кроме метафор и иносказаний других средств, чтобы выразить себя и пройти цензуру у поэта не было. И справился он, действительно достойно! Жестко и прямолинейно звучит его стих:

мобилизованный и призванный,

из барских садоводств

Все стихотворение в целом проникнуто революционным пафосом, политически “окрашено”. Но за внешней стороной стиха можно заметить внутреннюю поэтичность и игру слов. Это очень важно учитывать при анализе “Во весь голос” Маяковского.

Рифма по-маяковски

В области рифмы и стихосложения Владимир Владимирович искуснейший теоретик и практик. Всем известна его работа “Как писать стихи”. Но его творчество шире и показательнее любого трактата.

“Обнаруживая – оружие, ласкать – волоска, Гегелю – бегали” – вот стандартная для поэта рифма. Она у Маяковского всегда богатая, изощренная. Поэт находит варианты рифмовки там, где ее, казалось бы, быть не может, меняя ударения, переставляя и переделывая слова так, как считает нужным. Может быть поэтому его стихи всегда пестрят неологизмами.

Чтобы прочувствовать и понять стиль и стих Маяковского, его нужно перечитать не единожды. И тогда анализ “Во весь голос” Маяковского станет проще и результативнее. Помимо сложной для неподготовленного читателя структуры стиха, расположения строф, у поэта в минимуме слов – максимум смысловой нагрузки. Тот, кто поймет лирического героя Маяковского, увидит гораздо больше, чем рядовой читатель.

А что же хотел сказать поэт?

На первый взгляд, это неявно, но в стихотворении автор дает характеристику своей поэзии, своему творческому кредо. Говоря иными словами, поэт рассуждает о своем предназначении, о будущем страны и человечества в целом, о поэзии, как о сильнейшем оружии. Слились воедино далекие цели, размышления о современности, о силе духа, о воле, о каждодневном мучительном творческом процессе. Все произведение проникнуто одной важной мыслью: писать для будущих поколений – очень ответственно, это тяжкий труд, который не окупится ни славой, ни деньгами.

не привык ласкать;

в завиточках волоска

не разалеться тронуту.

моих страниц войска,

по строчечному фронту.

Владимир Маяковский знал цену и силу поэтического слова, и поэтому понимал свою ответственность перед обществом и временем. Как бы не хотелось ему писать о личном, об отношениях, он предпочел для масс оставаться поэтом-борцом и агитатором. А ведь интимная лирика у поэта пролетариев – его сильная сторона, которая всегда оставалась в тени. Любовь у Маяковского – пронзительное, страстное, нежное, безнадежное и, вместе с тем, сильнейшее чувство. Он, как никто, вывернул свою душу наружу и заявил в поэзии о том, что любить – это больно. Но вернемся к анализу неоконченного «Во весь голос» Маяковского.

Его «кавалерия острот» всегда готова к бою, «поднявши рифм отточенные пики». Завещая свои стихи нам, он дает наказ бороться дальше уже без него, с верой, что его жизнь и работа не пропадет, не забудется, а поставленные цели будут достигнуты.

Поэтический язык поэмы «Во весь голос» Владимира Маяковского

В стихотворении, как и во всем творческом наследии Владимира Владимировича встречаются его собственные «перлы» – неологизмы. Это индивидуально авторские слова, которые создает сам поэт, подчиняя их художественному замыслу. «Кудреватые – мудреватые», «мандолинят» – от названия музыкального инструмента, «очки-велосипед», «песенно-есененный», «амурно-лировой», «свинцово-тяжело», «разалеться». Играть со словами поэт любил и умел, отсюда его неповторимый стиль. Кроме того, в стихотворении мастер слова то и дело играет звуками – аллитерация для стихов Маяковского – норма. Обратите внимание, как в следующем четверостишии он подбирает слова со звуками «г» и «л»:

через лирические томики,

А в следующих строках отчетливо прослеживается мастерски исполненная аллитерация («п», «р» и «л»):

поверх зубов вооруженные войска,

что двадцать лет в победах

Нельзя не упомянуть и такое стилистическое средство, как инверсия, а проще говоря перестановка слов в предложении. При анализе стихотворения Маяковского “Во весь голос”, стоит учитывать, что большинство предложений – инверсионные. Этот прием помогает выделять слова, акцентируя на них внимание. Чтобы понять смысл фразы, иногда приходится перечитывать строки несколько раз. Это поэтичность по-маяковски, она сложна, как и характер, и душа поэта.

И все-таки он лучший!

Несмотря на то, что свою жизнь, как в стихотворении, поэт «протопал» достаточно быстро, а давалась она ему порой нелегко, Владимир Маяковский – гениальный поэт!В русской литературе так и не появился тот, кто смог бы так же сильно и бескомпромиссно перевернуть все с ног на голову и затмить его славу. Пусть партбилетов и ЦК уже нет, есть сила поэтической мысли великого поэта, он актуален, непримирим и всегда жив в своих стихах.

Краткое содержание Во весь голос Маяковский для читательского дневника

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.
История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Сочинение — анализ: Во весь голос, Маяковский

Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим за­вещанием стало вступление к поэме «Во весь голос» (1929-1930). Здесь продолжена классическая тема «памятника», начатая еще в стихах Державина и Пушкина.

Читайте также:  Мистерия-Буфф – краткое содержание пьесы Маяковского

Маяковский избирает форму «разговора с потомками», точ­но обозначая тему: «о времени и о себе».

Сам замысел обраще­ния в будущее через головы современников, резкое (с исполь­зованием «низкой» лексики) начало разговора на высокую тему несет в себе полемический заряд, направленный против тех, кто упрекал Маяковского в неумении писать, считал его стихи непонятными, кто называл его «попутчиком», а не творцом новой литературы, кто предрекал его творчеству быструю смерть. «Я человек решительный, я сам хочу поговорить с по­томками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои крити­ки в будущем», — так объяснял Маяковский замысел поэмы. Желание быть правильно понятым определяет тональность про­изведения, в котором подробно и откровенно, без всяких не­домолвок излагаются взгляды поэта на революционную эпоху и смысл собственного творчества.

Я, ассенизатор и водовоз,

мобилизованный и призванный…

В этих строках берут начало основные мотивы и образы по­эмы. Автор ощущает свою слитность с временем, которое опре­деляет смысл и даже формы его творчества. Он полемически противопоставляет свою ораторскую, агитационную поэзию «барским садоводствам» интимной лирики.

За всем, что делал поэт, начиная с несложных агиток («жил-де такой / певец ки­пяченой / и ярый враг воды сырой») и заканчивая его поэмами и пьесами, стояла важная идея гражданского служения искус­ства, усиленная восприятием нового мира как своего, долго­жданного, давшего новый импульс мировой истории. Взгляд поэта на время правдив и суров, но одновременно он окрашен надеждой и верой в скорое осуществление идеалов революции. Все — и жизнь, и творчество — максимально подчинено этим задачам, поэтому лучшим памятником видится «построенный в боях социализм».

В произведении развиваются два метафорических ряда: по­эзия — оружие и поэт — водовоз. Причем Маяковский, как за­мечает Н. Станчек, тонко обыгрывает смысл слова «вода». В од­ном случае это метафора поэзии жизненно важной для людей, а потому долговечной (стих «явится /весомо, / грубо,/ зримо,/ как в наши дни / вошел водопровод, / сработанный еще раба­ми Рима»).

В другом случае это метафора поэзии пустой, лью­щей воду из пустого в порожнее («Кто стихами льет из лейки,/ кто кропит,/ набравши в рот…», «заглуша поэзии потоки,/ я шагну / через лирические томики»), В полемике участвует даже ритм произведения: наступательный, волевой напор «железно­го стиха» («Слушайте,/ товарищи потомки, / агитатора, / гор- лана-главаря») сменяется иронически-пародийным темпом ро­манса («мандолинят из-под стен: / «Тара-тина, тара-тина,/ т-эн-н…»). Контраст подчеркнут также выбором лексики и риф­мой: «Роз — туберкулез», «высились — сифилис», «выжиг — книжек». Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

Маяковский во весь голос, – Сочинения по литературе

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ ВО ВСТУПЛЕНИИ К ПОЭМЕ В. МАЯКОВСКОГО «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»

Делами, кровью, строкою вот этою, нигде не бывшею в найме, — я славлю взвитое красной ракетою Октябрьское, руганное и пропетое, пробитое пулями знамя!

Десятилетия, отделяющие нас от создания последних поэтических строк В. Маяковского, — достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и его влияния на поэзию своего времени и последующих десятилетий.

За этот период сошли с литературных подмостков и канули в Лету многие из тех, кто пророчил этот удел Маяковскому. Ни социальные катаклизмы, потрясшие человечество в ХХ в.

, ни победный гул «великого строительства», ни разрушительный грохот войны и классовых битв не помешали читателю слышать голос поэта-новатора, поэтареволюционера.

Словно предвидя ту острейшую идейную борьбу, которая вот уже многие годы не затихает вокруг Маяковского, его богатейшего художественного наследия, новаторских традиций, словно предчувствуя, что одни после его смерти будут «глубокомысленно» рассуждать, что время «агиток» Маяковского прошло, а другие, объявив себя приверженцами «школы Маяковского», превратив, по существу, эту «школу» в избранный камерный класс пишущих «лесенкой», будут стремиться именем великого поэта оправдать групповые интересы и пристрастия, — поэт решает сам рассказать потомкам «о времени и о себе», рассказать «во весь голос», с предельной открытостью души и сердца.

Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живым говоря.

Я к вам приду в коммунистическое далеко не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств.

И все поверх зубов вооруженных войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе,

Так все масштабнее раскрывается замысел новой могучей поэмы Маяковского, работу над которой на самом взлете трагически оборвала его смерть. Судя по завершенному первому вступлению в поэму, по обнаженным до дна души лирическим строфам-наброскам ко второму вступлению, хотя бы таким философски просветленным:

Уже второй, должно быть, ты легла. В ночи Млечпуть серебряной Окою. Я не спешу, и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить, —

поэме «Во весь голос» была уготована счастливейшая судьба: стать одной из самых значительных и неповторимых страниц поэзии 20-х годов прошлого века.

В разговоре с потомками Маяковского заботит и то, что является особенно характерным для его времени, и то, что затрагивает непосредственно его судьбу, творчество, стихи.

Обеспокоен поэт и тем, как бы потомки, пусть из самых добрых побуждений и устремлений, не подменили его мятежный, драматически противоречивый, как сама жизнь, образ иконописным ликом. Он знает, что в истории отечественной словесности подобное случалось, и неоднократно.

Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы по-моему при жизни — думаю — тоже бушевали.

взволнованно и убежденно говорит Маяковский в своем доверительно- сердечном обращении к Пушкину. Сам он стремится взглянуть на окружающий его мир, на действительность, с которой сталкивается повседневно, на все, что им самим утверждалось, отстаивалось в поэзии, сурово реалистично, без прикрас и «легенд», открыто глядя в глаза правде жизни:

Потомки, словарей проверьте поплавки: из Леты выплывут остатки слов таких, как «проституция», «туберкулез», «блокада». Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки

шершавым языком плаката.

Нелегко давался Маяковскому этот поэтический героизм будней:

И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас — доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло

Высокое чувство гражданского долга, поэтическая зрелость помогали Маяковскому преодолевать неизбежные минуты тревожных раздумий и сомнений на многотрудном пути поэта-новатора, летописца революционной эпохи. Эти сомнения отступали прочь перед сознанием непосредственной причастности к грандиозным преобразованиям России. Как никто другой, Маяковский имел полное право сказать и современникам, и потомкам:

Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести,

мне ничего не надо.

Выше любых наград, любых похвал для Маяковского — признание нужности, полезности его поэтического слова миллионам граждан России. Он вправе гордится, что может сказать о неповторимопрекрасной судьбе своих стихов:

Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные

на штурмах мерли наши!

Не слава, не «бронзы многопудье» волнует Маяковского в настоящем и будущем.

Нет! Поэта тревожит, что после его смерти могут объявиться такие «очкастые» толкователи — «профессора» его жизни и стихов, которые будут пытаться «убедить» окружающих, что Маяковский загубил свой талант, поставив его открыто на службу революционной борьбе российского пролетариата, что он стал «жертвой «социализма, а к концу жизни, в пьесах «Клоп» и «Баня», все больше якобы отходит от изображения нового человека. Свой знаменитый разговор с потомками поэт революции завершает стихами, в которых окрыленно-дерзко, афористически емко выражена гражданская сердцевина его поэзии, ее наступательный пафос, новаторски-художественная суть:

Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм *** Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих

Поэма «Во весь голос» — это произведение, которое мы вправе поставить рядом со знаменитым стихотворением А. С. Пушкина «Памятник».

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Краткое содержание Маяковский Во весь голос

Книга «Во весь голос» является последним творением писателя Владимира Маяковского. Книга вышла в свет к концу 1929 года. В те годы автор задумывал выпустить целую поэму. Но поэма была издана только частями. Информация об основном замысле почти не сохранилась.
В творении «Во весь голос» присутствуют писательская страсть, глубокие мысли о времени, жизни самого поэта. Также автор дает понять значение революций и искусства в его жизни. Книга описывает его участия в революциях за свободу партии и государства.

Поэзию писатель применял как оружие против государства. Эта книга – конец творческой жизни и пути поэта. На своем пути автор прошел сложный путь. В последней поэме поэт показывает силу слов, которые провоцируют людей к действию.

С этими словами его литературные противники не могут понять, что поэзия – это дело всей жизни Маяковского.

Вступительную речь поэмы «Во весь голос» писатель так и не смог закончить. Во вступлении слова и голос автора являются центральным образом. Другие упрекнули автора в эгоцентризме.

Поскольку автор не может воспринимать себя как центральный образ, вокруг которого вращается вселенная. А автор считал себя призванным человеком к революции. В этом творении автор скрыл полемику с поэзией Есенина.

Есенин описывал необычайный пейзаж и любовную лирику.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоцци ВоронВ гавань входит галера, на которой находится принц Дженнаро, который везет своему брату невесту, но не по ее воле. Девушка является дочерью чародея Норандо. Принц, переодевшись в лохмотья, заманил Армиллу под предлогом
  • Краткое содержание Пятеро из одного стручка АндерсенаВ гороховом стручке сидело пять горошин. Они были зеленые, и думали, что весь мир такой же зеленый. Они мечтали вырваться на волю и повидать свет.
  • Краткое содержание Брэдбери УлыбкаИдет 2061 год. Когда-то это место было мегаполисом, но случилась ядерная война. Люди забыли про спокойную размеренную жизнь, про такую добродетель как гуманизм. Они стали очень злыми
  • Краткое содержание Стругацкие МалышВ повести рассказывается о группе ученых, которые хотели установить контакт с инопланетными существами. Рассказчиком книги является один из участников экспедиции «Ковчег» Стась Попов. Экспедицией руководил капитан Яков Вандерхузе.
  • Краткое содержание Пришвин Голубая стрекозаФронт Первой мировой войны. Время самое что ни есть трудное, всякое может случиться на поле боя, не говоря уже о том, что случается в тылу.

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Судьба и Родина

В продолжение темы «Маяковский «Во весь голос»: анализ стихотворения» надо отметить и то, что дейный творец называет потомков ловкими и здоровыми, и, по его мнению, они должны помнить, каким трудом все оплачено, он сравнивал его с вылизыванием «чахоткиных плевков».

Немного удивительно, но Владимр Владимирович описывает будущее, что уже наступило «коммунистическое далеко», в которое он вложил максимум усилий, ведь каждый свой трудовой наступивший день он инвестировал в будущее.

Поэт считает это своим гражданским долгом — построить достойное будущее, и это желание буквально обессилило его душу.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Стихи как орудие

Стихи его не просто строчки на бумаге, он использует их как серьезное оружие в борьбы за коммунистическое дело.

Поэт-агитатор намекает на то, что ни правительства, ни «лирических томиков», ни «хребтов веков» не боится. Это открыто заявляет во весь голос Маяковский. Анализ произведения сводится к тому, что его оружие не ранит и не убивает человека, но оно может очень сильно поразить душу и сердце человека. Он пишет пророческие строчки, в которых намекает на то, что его стихи стоят свинцово и готовы к смерти.

Читайте также:  Анализ поэмы Маяковского Во весь голос

Рифма по-маяковски

В области рифмы и стихосложения Владимир Владимирович искуснейший теоретик и практик. Всем известна его работа «Как писать стихи». Но его творчество шире и показательнее любого трактата.

«Обнаруживая — оружие, ласкать — волоска, Гегелю — бегали» — вот стандартная для поэта рифма. Она у Маяковского всегда богатая, изощренная. Поэт находит варианты рифмовки там, где ее, казалось бы, быть не может, меняя ударения, переставляя и переделывая слова так, как считает нужным. Может быть поэтому его стихи всегда пестрят неологизмами.

Чтобы прочувствовать и понять стиль и стих Маяковского, его нужно перечитать не единожды. И тогда анализ «Во весь голос» Маяковского станет проще и результативнее. Помимо сложной для неподготовленного читателя структуры стиха, расположения строф, у поэта в минимуме слов — максимум смысловой нагрузки. Тот, кто поймет лирического героя Маяковского, увидит гораздо больше, чем рядовой читатель.

«Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского

Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром. Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского.
В 1918 году, во время суровых испытаний для молодой советской республики, в дни, когда другие поэты, такие, как Александр Блок, призывали:

Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

– именно в такое время Маяковский пишет стихотворение с неожиданным названием – «Хорошее отношение к лошадям», которому и посвящен анализ.

Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации. В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал», «за зевакой зевака»).

Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб». Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков. Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии? В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра, отвергший людей, так как сам был сыном орла, не стал жить без них, а когда захотел умереть – не смог, и автор написал: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

Как помочь в такой ситуации? Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило». Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».

Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы: «опита», «клёшить», «каплища», «плоше». Это и метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась». И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.
История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский — Сочинение

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», сим­волизирующую положение «униженных и оскорб­лённых ».

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Основная идея

Монолог лирического героя о схожести человека и лошади вызывает чувство грусти. Но, благодаря дружеской поддержке, кобыла пересиливает себя и все же поднимается. Не стоит сдаваться, считает автор, даже если тучи сгущаются и кажется, что никому не нужен и ты, и твой труд.

Хоть стихотворение и имеет яркий революционный подтекст, в нем автор, прежде всего, проявляет гуманизм и открывает свою добрую, сострадательную натуру. Основная мысль стихотворения заключается в том, что нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи. Нужно хотя бы поддержать его в трудную минуту, ведь мы все похожи, никто не застрахован от жизненных неудач и роковых случайностей. Речь главного героя затрагивает сердца людей и помогает понять, что в жизни необходимы отзывчивость и чуткость к другим.

Автор: Виктория Клипинина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Основная тема произведения

Основная тема произведения на первый взгляд проста и понятна. Обессилевшая лошадь не выдержала и упала посреди улицы. Происшествие моментально собрало толпу зевак, которые не прочь посмеяться над животным. Именно над этим и заставляет задуматься автор. Послереволюционная Россия представляла собой разгул диких и темных масс. Маяковский был убежденный сторонник революции, но он ждал от нее совершенно другого. Поэт стремился к очищению общества от всей грязи и пошлости. В результате же наружу вырвались все самые темные инстинкты толпы. Посмеяться над бедной лошадью – огромное удовольствие. Вместе с толпой смеется даже Кузнецкий мост. Никто не чувствует сострадания и не пытается помочь.

Маяковский же видит в глазах лошади слезы и понимает, что она — такое же живое существо, способное думать и страдать. Он единственный, кто смог разглядеть в лошади человеческие черты. Животное, покорно занимающееся своим тяжелым трудом, стало для поэта выше окружающей невежественной толпы.

Лирический герой обращается к лошади с ободряющими словами. Он призывает ее стойко переносить позор и неудачи. Обращение Маяковского дает результат: лошадь встает и, как ни в чем не бывало, идет дальше.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

В чем смысл стихотворения?

Поэт был завален работой, пытался помочь новой власти, но что бы он ни делал, все равно чувствовал себя изгоем общества, поэтому выразил свои переживания в образе ломовой клячи, над которой потешается толпа. Смысл произведения «Хорошее отношение к лошадям» в том, что ей тоже не хватало участия и поддержки, как и одинокому Маяковскому. Однако и автор, и лирическая героиня бескорыстно и самоотверженно трудятся ради людей, а те отвечают им грубым и несправедливым обращением. Но он, тем не менее, призывает лошадь не отчаиваться и идти дальше, чтобы помогать человечеству, хоть оно и не осознает величия этой жертвы.

Автор сравнивает себя с загнанной упавшей кобылой, ставшей предметом насмешек. Лирический герой говорит, что все люди похожи на это животное, оступаются и больно падают, но упав, не следует расстраиваться и все бросать. Надо продолжать бороться и жить, и даже лошадь в конце стихотворения собирает все свои силы встает и продолжает идти.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

«Хорошее отношение к лошадям» (В. Маяковский)

Образ лошади очень значим для русской литературы — стоит вспомнить только лошадь-собеседника из рассказа Чехова «Тоска» или замученную побоями лошадь из сна Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Маяковский тоже ввёл в свою поэзию образ лошади — очень по-своему, дерзко и необычно.

Литературное направление: модернизм (футуризм). Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Лошадь идёт по ледяной поверхности. Её копыта стучат, будто звучат какие-то мрачные слова: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Лошадь поскользнулась и упала на спину. И все начали смеяться. Не смеялся только лирический герой. Он подошёл к лошади и посмотрел ей в глаза. А в глазах лошади стояли слёзы.

И на героя навалилась «звериная тоска»: он стал утешать лошадь и говорить ей, что она вовсе не хуже всех этих людей, что все эти люди — «немножко лошади». Лошадь сделала усилие и поднялась. (Далее, по всей видимости, изложена мечта автора.) Она пошла в стойло, где ей было хорошо. Лошадь чувствовала себя молодой, даже маленькой.

Читайте также:  Мистерия-Буфф - краткое содержание пьесы Маяковского

И всё в её жизни имело смысл.

Метрика

Размер: акцентный стих.

Рифма: смешанная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «звериная тоска», «рыжий ребёнок».

Метафоры: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему». Олицетворения: «смех зазвенел и зазвякал», «Смеялся Кузнецкий. / Лишь один я / голос свой не вмешивал в вой ему».

Архаические слова: «сих» (этих, подчёркивается, что лирический герой отмежёвывается от толпы).

Повторы: «Лошадь упала! — / Упала лошадь», «Лошадь, не надо! / Послушайте, лошадь».

Риторический вопрос: «чего вы думаете, что вы сих плоше?». Риторическое восклицание: «Лошадь, не надо!».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что произошло с лошадью в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Ответ. Лошадь упала.

Охарактеризуйте приведённый троп из этого стихотворения: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему».

Ответ. Метонимия. Движение людей по улице переносится на саму улицу. Соответственно, улица движется (течёт).

Приведите примеры нескольких других произведений русской литературы, в которых лошадь фигурировала в качестве персонажа.

Ответ. «Холстомер» (Л. Н. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский), «Тоска» (А. П. Чехов).

Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковский

В суровые дни советской республики у Маяковского рождается стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”, написано в стиле аллитерации, потрясшее любителей такого стиля.

За основу писатель взял момент, когда упала старая лошадь, вызвавшая таким образом большое любопытство окружающих людей, а так же смех окружающих зевак.

Вот поэтому использованная аллитерация помогла передать звуки цокота подбитых копыт клячи.

Нужно отметить, что имитирующие звуки тяжелой ходьбы животного, в тот же момент и несут смысловую окраску. Таким же образом передается и звонкий смех зевак, “штаны Кузнецким клешить”, вливаясь в совместный вой, напоминающий волчий, когда они в стае.

В этот момент и подходит наш герой, не “вмешивающий в вой свой голос”, сочувствующий лошади, которая не просто оступилась и упала, а сильно “грохнулась”, и потому, что увидал “лошадиные глаза”.

В них герой увидел тоску о участии людей и плачь, который окружающим не дано было увидеть: “Капли катятся по морде и прячутся в шерсти”.

Герой так сильно сочувствовал

животному, что и сам ощутил некую тоску. Вот это и дало ему толчок для объявления: “Деточка, все мы лошади, но каждый из нас по-своему”. И правда, ведь каждый сталкивался с таким днем, когда в каждом начинании дела терпели фиаско. Разве не было желание все бросить?

А у кого-то, из-за неудач, даже было желание о самоубийстве. В такой ситуации только утешительные слова могут помочь проблеме.

Произнося свои подбодренные слова, он догадывается, что “может быть она и не нуждается в няньке”, ведь не приятный тот фат, что кто-то видел твой провал, а его хотелось бы утаить от глаз других.

Но тут герой своими словами чудотворно подействовал на животное, наблюдая как она “встала на ноги и пошла”.

И, ощущая себя полной сил, “рыжий ребенок” начала махать хвостом.

Свой стих Маяковский окончил выводом: “И стоило жить, и работать стоило”, который заставил понимать название стиха совсем в другой форме: нужно проявлять хорошее отношение ко всем людям.

(1 votes, average: 5.00

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворения, но, как и все произведения Маяковского, не совсем типичное для этого жанра. Оно воспринимается иначе из-за разговорного стиля, в котором написано, который делает его не похожим на традиционную лирику.

Особую роль в создании настроения играет и используемый Маяковским нетрадиционный стихотворный размер – лесенка. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогала ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась” , “смех зазвякал” , “тоска вылилась” , они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Анализ стихотворения Владимира Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”.
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;

показываем бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya_mayakovskogo.docx341.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Антонова Оксана Викторовна

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.МАЯКОВСКОГО

«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»

Цели: познакомить с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;

показать бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя;

I. Вступительное слово учителя .

«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» автор размышляет о пороках современного ему общества, недостатках людей .

Удивительную злободневность приобретают его стихи сегодня.

II. Учитель читает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

III. Анализ стихотворения.

– Что происходит в стихотворении? (Поскользнулась и упала лошадь).

– Как описывает автор гололёд? ( Ветром опита, льдом обута, улица скользила).

Круп – задняя часть тела животных, обычно лошадей.

Зевака – тот, кто «зевает» – слоняется без дела.

Кузнецкий – улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.

– Что делают зеваки на Кузнецком? ( Штаны пришедшие на Кузнецкий клёшить).

– Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?

(«смех зазвенел и зазвякал»).

– Как вы понимаете слова: « Улица опрокинулась, течёт по-своему»…? ( В глазах лошади изображение вверх ногами).

– Какие слова подчёркивают большие размеры лошади? ( «Лошадь грохнулась»; «течёт за каплищей каплища»).

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? ( И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте»).

– Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой в обращении к лошади? (Нежность, неловкость при виде чужих слёз, желание утешить, ободрить).

– Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки? («Рыжий ребёнок», «пришла весёлая»).

– Какие слова герой нашёл для своего сочувствия? (« Деточка, все мы немножко лошади»).

– Как вы понимаете эти слова? (Все мы – живые. Каждый может оступиться, у каждого случаются беды, каждый нуждается в поддержке, каждый из нас знает, что такое боль).

– О чём это стихотворение? ( О человеческом сочувствии живому существу, попавшему в беду).

-Какими словами заканчивается стихотворение? ( « И стоило жить, и работать стоило»).

– Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу героя.

– Какова же главная мысль стихотворения ? ( Каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании).

– Эта мысль была важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак – обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию и сочувствию, который проявляет лирический герой.

– Прочтите описание звука копыт так, чтобы можно было услышать, ощутить стук копыт по мостовой.

Б и Л и К о П ы Т а,
П е Л и Б у ДТ о:
– ГР и Б .
ГР а Б ь.
ГР о Б .
ГР у Б . –

-Какие звуки помогают создать эту иллюзию?

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

-Употребление этих согласных звуков создаёт картину движения лошади, она идёт, цокая копытами.

Это звукоподражание ( подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы) несёт у Маяковского ещё и смысловую нагрузку « Гриб. Грабь. Гроб. Груб», помогает представить реальность того времени: грабежи, грубость, смерть.

– Прочитайте следующие строки, выделяя указанные звуки. Что передают они?

Л о Ш а Д ь на КР у П
ГР о ХН у Л а С ь…
… СГР у Д и Л и С ь…

… и СР а З у
З а З ева К ой З ева К а,
ШТ аны ПР и Ш е ДШ ие К у З не Ц ким КЛ ё Ш ить…

-Эти звуки передают шарканье ног по тротуару. Метафора ( ШТ аны ПР и Ш е ДШ ие К у З не Ц ким КЛ ё Ш ить…) даёт ощущение бесконечного движения любопытных по Кузнецкому мосту.

– Прочитайте следующие строки. Что мы слышим, выделяя голосом гласные звуки?

– Лош А дь У п А л А !
– У п А л А лош А дь!

– Мы слышим выражение боли, которую испытала лошадь, когда упала (звук «у»), звук «а» – это крик самой лошади и восклицания прохожих.

Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе.

– Обратите внимание ещё раз на эти строки из текста. Это зеркальный повтор помогает нам понять, что не только зеваки смотрят на лошадь, но и лошадь видит их, слышит их смех, испытывая при этом сильнейшую физическую боль и душевную, так как ждёт помощи, сочувствия.

– Если обратить внимание на рифмы по всему стихотворению, то они здесь разные:

усеченные неточные ( плоше – лошадь, зевака – зазвякал ), неравносложные ( в шерсти – в шелесте, стойло – стоило ), составные ( в вой ему – по-своему, один я – лошадиные, в няньке – на ноги ).

– Обратите внимание на графику стиха – деление текста на интонационные отрезки. Строчки в стихотворении располагаются свободно по замыслу поэта.

Лирика В. Маяковского отличается от привычных нам стихотворений. XX век- эпоха коренной переделки мира, затронувшей и поэзию: «рубленый стих», «лесенка», необычные метафоры. Но всё же это – лирика с её страстным желанием раскрыть собственную душу.

– В заключительных строках стихотворения

… встала на ноги,
ржанула
и пошла .
Хвостом помахивала .
Рыжий ребенок.
Пришла веселая ,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это то, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит не только о животном: это утверждение справедливо и для человека.

IV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( наизусть – по выбору) « Хорошее отношение к лошадям».

Ссылка на основную публикацию