Тартюф, или Обманщик – краткое содержание Мольер

«Тартюф, или Обманщик» (Мольер)

Цитата: «Для разных случаев, встречающихся в мире, / Наука есть о том, как совесть делать шире» (пер. М. Л. Лозинского).

Язык оригинала: французский.

Основные переводы: М. Л. Лозинского, М. А. Донского.

Проблематика: обличение обмана (Тартюф) и глупости (Оргон и госпожа Пернель).

Смысл названия: комедия названа по имени главного героя, и это имя уже давно стало нарицательным.

Литературное направление: классицизм с элементами реализма. Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: в интерпретации Мольера комедии уже нельзя было назвать «низким» жанром — хотя бы в силу важной нравственной проблематики. Таким образом, Мольер стал родоначальником жанра «высокой» комедии.

Время и место действия: Мольер соблюдает классицистическое правило «трёх единств»: действие происходит в течение одного дня в доме Оргона, рассматривается один сюжет (ситуация с Тартюфом).

Действующие лица

  • Тартюф — лицемерный святоша.
  • Оргон — глава семейства.
  • Эльмира — супруга Оргона.
  • Госпожа Пернель — мать Оргона.
  • Мариана — дочь Оргона, возлюбленная Валера.
  • Валер — молодой человек, ухаживающий за Марианой.
  • Дорина — служанка Марианы.
  • Дамис — сын Оргона.

Краткое содержание

Госпожа Пернель ругает всю свою семью. Как они могут быть против самого Тартюфа! Члены семьи и прислуга действительно считают Тартюфа лицемером. Горничная Дорина даже заподозрила, что Тартюф имеет виды на супругу Оргона Эльмиру.

Оргон возвращается домой, и первое, что его интересует, — Тартюф. Выясняется, что именно Оргон и привёл в дом этого человека, восхищаясь его мнимым благочестием. То, что не связано с Тартюфом, Оргона не интересует. Дочь хочет поторопить своё супружество, но у Оргона другие планы. Он предлагает Мариане выйти за Тартюфа.

Мариана в ужасе. Она просит помощи у своей дерзкой служанки и обещает покончить с собой, чтобы не выходить замуж за нелюбимого. Валер (жених Марианы) настаивает, что они должны как можно скорее пожениться.

Сын Оргона Дамис давно мечтает раскрыть отцу глаза на Тартюфа. Дорина просит юношу не торопиться: горничная надеется, что всё устроит Эльмира.

Тартюф приходит, делает вид, что оскорблён декольте Дорины (требует, чтобы девушка прикрыла грудь платком). Приходит Эльмира, Тартюф остаётся с женщиной наедине. Эльмира спрашивает, хочет ли Тартюф жениться на Мариане. Святоша навязчиво заигрывает с Эльмирой и говорит, что хочет другого — добиться её любви. Эльмира отказывает Тартюфу и говорит, что не пожалуется мужу только в одном случае — если Тартюф посодействует свадьбе

Марианы и Валера. Входит Дамиас: он всё слышал. Дамиас хочет рассказать отцу о поведении Тартюфа.

Оргон не верит Дамиасу и вызывает Тартюфа. Лицемер ругает и унижает себя, и Оргон убеждается в невиновности святоши. Отец семейства выгоняет сына и лишает его наследства, а Тартюфу обещает дарственную на всё своё имущество.

Мариана и Эльмира всё ещё надеются убедить Оргона в том, что Тартюф — обманщик. Эльмира идёт на хитрость: просит мужа спрятаться под столом и зовёт Тартюфа. Увидев, как недвусмысленно пристаёт к его жене Тартюф, Оргон велит святоше убираться вон. Но Тартюф возражает: уходить ему незачем, ведь этот дом принадлежит ему.

Оргон с ужасом вспоминает, что отдал Тартюфу на хранение ларец с документами его друга Аргаса, бежавшего из страны. Мать Оргона по-прежнему не верит, что Тартюф обманщик.

Появляется пристав, который велит семье Оргона освободить дом, принадлежащий Тартюфу. Тут является и сам Тартюф с военным: лицемер выдал тайну Оргона. Однако арестовывают не Оргона, а Тартюфа: офицер поясняет, что король разобрался во всём происшедшем, Оргона прощает, а Тартюфа хочет наказать.

Оргон благодарит справедливого монарха и настаивает на немедленном венчании Марианы и Валера.

Экранизации

«Тартюф» (Франция, 1984, режиссёр Жерар Депардье); «Тартюф» (Россия, 1992, в роли Тартюфа — Михаил Боярский).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто в доме Оргона — на стороне Тартюфа?

Ответ. Сам Оргон и его мать, госпожа Пернель.

Кто такой Тартюф?

Ответ. Тартюф — лицемер, который прикидывается святошей, чтобы втереться в довери к Оргону и нажиться за его счёт. Оргон поначалу полностью доверяет Тартюфу. Лишь благодаря хитрости, на которую идёт Эльмира, жена Оргона, истинный облик Тартюфа становится очевиден его благодетелю.

Краткое содержание Мольер Тартюф, или Обманщик

В дом Оргона приезжает некий Тартюф. Для Оргона этот человек был невероятно мудрым и уважаемым. Тартюф умел красиво разговаривать, раздавал поучения другим. Благодаря общению с ним, Оргон понял, что ему не страшно в этом мире потерять ни жену, ни детей. Тартюф был глубоко верующим. А также был нравственным человеком.

Все в семье Оргона, его жена, Эльмира, Клеант и дети не любили нового постояльца. Они считали его лицемером, который обманывает Оргона. С таким же воодушевлением любила Тартюфа матушка Оргона.
Тартюф слишком много учил всех жизни и нравственности. Если кто-то посмел подвергнуть его критике, мать Оргона начинала злобно кричать на обидчика.

Хозяину было не важно, больна ли жена и как ее самочувствие. Если же Тартюф переел и перепил, Оргон непременно будет спрашивать о его самочувствии.

У детей Оргона интересный период в жизни. Мариана серьезно влюблена в Валера. Дамис же влюблен в родную сестру Валера.

Согласие на свадьбу первых дано, но все еще затягивается. Все переживают из-за того, что Оргон тянет и не отвечает на вопросы.

Клеант задумался, что отец хочет выдать дочь за другого.

Оргон решил, что Тартюфа необходимо женить на его дочери. Это будет для него лучшим поощрением. Страдающую девушку защищает горничная Дорина. Она пыталась вразумить Оргона, но безуспешно.
Валер зол, они ссорятся с Марианой. Дорина сумела помирить влюбленных.

Дорина поняла, что Эльмира сможет разоблачить Тартюфа. Тот к ней не ровно дышит. При встрече Тартюф вел себя совсем не так как обычно. Делал комплименты. На вопрос о женитьбе с Марианой, святоша отвечает, что не любит ее. Предлагает тут же любовную связь самой Эльмире. Испугавшись, что та расскажет, он умоляет ее молчать. Мудрая Эльмира предлагает ему за молчание сделать так, чтобы Мариана была замужем за своим любимым.

Дамис все испортил. Он рассказал то, что подслушал отцу. Оргон не верит. Дамис выгнан из дому. Оргон намерен женить дочь на Тартюфе в ближайшее время. Все приданое достанется святоше.
Никто не в силе разубедить Оргона.

Эльмира решает сама доказать Оргону всю правду. Он прячется под стол и слушает разговор Эльмиры и своего любимчика.

Тартюф предлагает любовную связь. Оргон все понимает. Он выкидывает из дома святошу, а тот говорит, что отомстит.

Оргон перед этим переписал дарственную на любимца. А священник законно мог завладеть домом. У Тартюфа имелись и документы, разоблачающие брата Оргона, незаконно бежавшего из страны. Оргону и родственникам приходится покинуть дом, так как судебные приставы известили их. Оргона арестовали за то, что он скрывал своего брата от представителей закона. В полиции оказывается и Тартюф. Но его неожиданно арестовывают.

Оказалось, что король мудр. Он сразу понял, что Тартюф –злостный обманщик и послал следить за ним. Выяснилось, что это тот самый разбойник, которого так долго искали.

Король расторгнул дарственную. Он прости Оргона за то, что он был причастен к бегству брата.
Тартюф находится в тюрьме. Оргон отдает честь мудрейшему королю. Валер и Мариана вскоре играют свадьбу.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мольер. Все произведения

  • Дон Жуан
  • Мещанин во дворянстве
  • Мизантроп
  • Мнимый больной
  • Плутни Скапена
  • Скупой
  • Смешные жеманницы
  • Тартюф, или Обманщик
  • Школа жён

Тартюф, или Обманщик. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В данном произведении Алексея Николаевича Толстого рассказывается о межпланетных путешествиях. Автор очень подробно и красочно описал такое явление. Произведение было опубликовано 1923 году.

В легенде «Четверо нищих», написанной русским писателем Александром Ивановичем Куприным, повествуется о том, какие должны быть взаимоотношения между богатыми и бедными.

Девочка Женя Люверс проживает в городе Пермь. Лето семья проводит на даче на берегу Камы. Проснувшись ночью, Женя испугалась звуков и огней, которые раздавались на противоположном берегу

Ивану Андреевичу Лаевскому около тридцати лет, он служит чиновником на Кавказе, куда сбежал два года назад с чужой женой Надеждой Федоровной. Они оба мечтали, как будут трудиться на собственном участке земли, работать, приносить пользу.

Одна девочка пошла в лес, и там заблудилась. Стала она искать обратную дорогу, да не нашла. Вместо этого она увидела на опушке маленькую избушку. Девочка зашла туда

Мольер «Тартюф» – анализ. Жан-батист мольер — тартюф, или обманщик Комедия тартюф

Цитата: «Для разных случаев, встречающихся в мире, / Наука есть о том, как совесть делать шире» (пер. М. Л. Лозинского).

Язык оригинала: французский.

Основные переводы: М. Л. Лозинского, М. А. Донского.

Проблематика: обличение обмана (Тартюф) и глупости (Оргон и госпожа Пернель).

Смысл названия: комедия названа по имени главного героя, и это имя уже давно стало нарицательным.

Литературное направление: классицизм с элементами реализма. Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: в интерпретации Мольера комедии уже нельзя было назвать «низким» жанром — хотя бы в силу важной нравственной проблематики. Таким образом, Мольер стал родоначальником жанра «высокой» комедии.

Время и место действия: Мольер соблюдает классицистическое правило «трёх единств»: действие происходит в течение одного дня в доме Оргона, рассматривается один сюжет (ситуация с Тартюфом).

Действие II

Оргон принуждает Мариану выйти замуж за Тартюфа. Дорина стыдит Оргона за это решение. Оргон выходит из себя, но решения не меняет. Всё время, пока он говорит с Марианой, Дорина комментирует его реплики. Оргон хочет дать ей пощёчину, но горничная вовремя убегает от него.

Дорина стыдит Мариану за то, что девушка не пожелала отстоять свою любовь перед отцом. Мариана оправдывается дочерней покорностью, робостью и девичьим стыдом. Дорина издевается над ней, говоря, что девушка, видимо, стремится стать госпожой Тартюф. Мариана просит горничную помочь советом. Девушка обещает расстаться с жизнью, если её заставят выйти замуж за нелюбимого.

Валер ссорится с Марианой из-за Тартюфа. Он предлагает ей выйти за него замуж. Девушка в порыве злости соглашается и говорит, что Валер может выбрать себе новую невесту. Дорина мирит их и предлагает влюблённым смириться с решением Оргона с тем, чтобы выиграть время, оттянуть, а потом и растроить свадьбу с Тартюфом.


История создания

Комедия «Тартюф» была впервые поставлена 12 мая 1664 года. Идея для пьесы пришла Мольеру в 1663, когда писатель, согласно его собственным цитатам из дневников, не раз испытал на себе вопиющее ханжество в самых разных проявлениях. Мир увидел постановку во время придворного праздника «Увеселения волшебного леса». Её главной целью было защититься от нападок действующего в то время «Общества святых даров», члены которого внедрялись в богатые имения и пытались подчинить себе волю их жителей под видом религиозной благотворительности.

Скандальная пьеса глубоко оскорбила духовенство, углядевшее в ней карикатуру на себя. Сам король одобрил «Тартюфа», но затем, не желая ссориться с церковью, был вынужден запретить его. Святоши был недовольны таким малым наказанием — оно угрожало писателю расправой и грозилось сжечь его костре. Но Мольера это не пугало — в конце лета того же года он запросил разрешение короны повторно поставить произведение, но получил отказ.

В 1666, после смерти патрона «Общества святых даров» Анны Австрийской, Мольер решил снова попробовать выпустить пьесу. Он расширил её до 5 актов и подкорректировал сюжет, чтобы угодить духовенству. Спустя два года произведение было разрешено — тогда оно успело обрести популярность среди народа и нередко ставилось в домашних спектаклях. В 1669 суд публики окончательно одобрил комедию, обеспечив ей долгую славу на сцене. Сейчас «Тартюфа» и его многочисленные переводы можно прочесть в печатном виде или онлайн.

Действие III

Дамис хочет вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит его не вмешиваться. Она считает, что Эльмира, в которую влюблён святоша, скорее сможет добиться своего.

Тартюф при встрече с Дориной начинает лицемерить. Он даёт горничной платок и просит прикрыть грудь. Их разговор прерывается приходом Эльмиры.

Разговаривая с Эльмирой, Тартюф сильно сжимает её руку, гладит бархат платья, старается сесть поближе. Дамис подслушивает разговор из соседней комнаты. Эльмира спрашивает Тартюфа, хочет ли он женится на Мариане. Святоша признаётся, что его манят совсем иные прелести. Эльмира отказывает ему в любви и обещает ничего не рассказывать мужу взамен на содействие Тартюфа в устройстве брака Марианы и Валера. Вышедший из комнаты Дамис говорит, что сам всё расскажет отцу.

Оргон не верит словам сына. Слушая, как Тартюф поносит себя, он думает, что тот делает это по своему смирению. Оргон обвиняет всю семью в навете на «святого», лишает Дамиса наследства и выгоняет из дома.

Не желая, чтобы Тартюф уходил, Оргон обещает ему дарственную на все именья.

Темы и проблематика

Главной темой произведения стало бичевание лжи, лицемерия и ханжества, образцом которых является Тартюф. Противопоставление его мнимого образа высокого святоши и реальной личиной подлого и ничтожного мошенника является основным источников комичности. Главный герой пытается играть роль совершенно противоположного себе человека, но делает это настолько неумело и грубо, что зритель не может не смеяться. Лицемерие не является его единственной отрицательной чертой, но подчёркивает и выводит на первый план все остальные пороки, что и помогло создать вечный образ Тартюфа, имя которого стало нарицательным.

Не менее важное значение в пьесе имеет Оргон, попавший в сети мошенника. Через него писатель раскрывает тему слепой приверженности людей церкви и их готовности верить любой лжи, спрятанной под маской благочестия. Одержимость главы семьи христианской моралью и философией, приверженность экстремистским идеям и бездумная преданность позволяют неумелому и очевидному манипулятору обмануть его. Совершенная слепота Оргона и его нежелание принимать правду служит вторым источником смешных моментов.

Как показывает углублённый анализ «Тартюфа» Мольера, главной целью автор ставил не высмеять обман и глупость (на это направлены все его комедии), а показать их через призму религиозных вопросов. Произведение разоблачает несостоятельность церковного благочестия, которым религиозные служители прикрывают мерзкие поступки. В нём показано, что святошество оставляет человеку много простора для сделок с совестью и постепенно заглушает естественное чувство морали, заменяя на мнимое боголюбие.

В буквах пьесы явно читаются антиклерикальные идеи. В образе главного персонажа изображён знакомый как современникам Мольера, так и нынешним людям жадный и лицемерный монах, падкий на праздные удовольствия. Через его козни автор передаёт идею о том, насколько легко подобным личностям манипулировать уязвимым христианским народом. Вместе с этим Жан-Батист отрицает направленность пьесы против самой религии. Он высмеивает только духовенство, прикрывающееся мнимыми нормами морали, но противоречащее своим словам.

Действие IV

Клеант говорит Тартюфу, что не понимает, почему тот, как истинный христианин, не готов простить Дамиса и примирить его с отцом, даже при условии, что первый – не прав. Тартюф считает такой поступок неугодным небу, ведь люди подумают, что он виноват. Клеант стыдит Тартюфа тем, что он посягнул на чужое имущество, но мнимый святой говорит, что распорядится им лучшем, чем грешники, после чего прерывает беседу и якобы уходит молиться.

Читайте также:  Мещанин во дворянстве – краткое содержание комедии Мольера

Мариана просит отца избавить её от ненавистного брака. Ради этого она готова отдать своё приданое и уйти в монастырь. Эльмира предлагает Оргону увидеть истинную суть Тартюфа собственными глазами. Она отсылает от себя шурина и дочь и прячет мужа под столом.

Эльмира признаётся Тартюфу в любви. Он поначалу не верит её словам, считая, что таким образом женщина хочется добиться от него отказа на брак с Марианой. В качестве подтверждения чувств Тартюф требует от Эльмиры ласк. Женщина опасается впасть в грех, но обманщик убеждает её в том, что неба опасаться не стоит. По мнению Тартюфа, тот, о чьём грехе неизвестно, — безгрешен. Оргон обнаруживает себя и приказывает злодею покинуть дом. Тартюф заявляет, что дом – его и уйти придётся Оргону.

Жанр, направление и композиция

Мольер написал «Тартюфа» в жанре социальной комедии, пытаясь сделать произведение понятным и доступным наибольшему числу людей. В нём писатель высмеивает как узколобость и несостоятельность высшего класса, так и жадность и желание возвыситься низших слоёв общества. Героями произведения стали обычные люди, далёкие от пафосных образов классицизма — они живут своей обычной частной с понятными личными проблемами, что делает их близкими к народу.

Необычной особенностью композиции произведения считается позднее появление Тартюфа. В первом акте читатель знакомится с ним через призму восприятия Оргона, восхищающегося святошей, во втором — видит пагубное влияние «слуги церкви» от лица всей семьи, получая полное представление о его характере. Только в третьем действии главный герой показывает себя, что было необычным решением для пьесы.

По художественному направлению «Тартюф» наиболее близок к классицизму. В нём чётко соблюдено правило трёх единств — сюжет разворачивается последовательно и органично, без смены времени, места или действия. Необычной является постепенная смена тона произведения. Ближе к пятому акту оно почти превращается в трагедию — шутки и смешные комментарии Дорины исчезают, а злодей почти торжествует.

Действие V

Оргон волнуется из-за ларца, который был поручен ему на хранение бежавшим из страны другом Аргасом. Тартюф в своё время убедил Оргона передать ему ларец, чтобы в случае проблем он был чист перед законом.

Г-жа Пернель отказывается верить в то, что Тартюф – самый обычный пройдоха.

Судебный пристав, г-н Лояль, приказывает Оргону с семейством покинуть дом.

Валер приносит известие о том, что Тартюф очернил Оргона перед королём, передав ему ларец Аргаса. Затем является и сам Тартюф с офицером. Последний неожиданно для всех арестовывает не Оргона, а хитрого предателя. Офицер объясняет, что король – справедливый монарх, который легко разобрался в лживой и подлой сущности Тартюфа. Монарх прощает Оргону хранение ларца, ставя добрые дела человека и, в частности, любовь к другу превыше всего.

Клеант советует Оргону молить Бога о том, чтобы Тартюф раскаялся. Оргон предлагает поблагодарить короля за оказанное благодеяние, после чего сочетать браком Мариану и Валера.

Характеристика персонажей

Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени. Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.

Образ Тартюфа

Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:

  • маска святости и благочестия;
  • лицемерие, готовность обманывать даже добрых к нему людей;
  • жадность и корыстность;
  • самоуверенность, гордыня и отсутствие любого страха перед наказанием со стороны людей и богов;
  • манипулятивность и понимание психологии — однажды заманив человека в ловушку, Тартюф будет использовать любые уловки для его удержания;
  • гневность, отсутствие самоконтроля — герой часто совершает ошибки в своих планах и играет роль святоши плохо, но это не мешает ему обманывать Оргона и его мать;
  • любовь к праздным удовольствием — обжорство, жадность, похотливость.

Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.

Критики называют образ главного героя слишком прямолинейным и очевидным, но это поверхностный взгляд на вещи. Сатира в произведении направлена не столько на изобличение Тартюфа-мошенника, сколько на усвоенное им ханжество. Церковные манеры, жаргон, мнимое служение богу — из них состоит маска святоши, позволяющая даже очевидному глупцу и обманщику дурачить народ, почти разрушив целую семью.

Другие герои

Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:

  • Оргон — немолодой мужчина, прямолинейный и упрямый. Несмотря на волевой и неглупый характер, восхищается Тартюфом и беспрекословно верит ему. Причины его преданности святоше остаются неясными — это может быть эгоизм и желание продать себя подороже, тайное желание терроризировать домочадцев или банальное воспитание в строгих религиозных условиях. Его образ служит оттенением Тартюфа, отрицательные черты которого видны на фоне Оргона наиболее явно.
  • Мариана — дочь Оргона. Скромная, тихая и стыдливая девушка. Осознаёт лживую натуру святоши, но не в силах ей противостоять из-за робкого характера.
  • Валер — жених Марианы. Отказывается участвовать в раскрытии лжи Тартюфа, поскольку таким образом он бы влез в дела другой семьи.
  • Дорина — горничная Марианы. Остроумная и острая на язык девушка, выступающая «голосом разума» на протяжении пьесы. Проницательная, хорошо разбирается в людях. Сразу замечает двуличность ханжи и противостоит ему на протяжении всех пяти актов — как словами, так и делами. Её роль — высказывать вслух смелые мысли, о которых остальные молчат.
  • Дамис — сын Оргона. Вспыльчивый, горячий юноша. Решительно настроен против Тартюфа, но не может воззвать к голосу разума отца.
  • Эльмира — жена Оргона. Кажется легкомысленной и привыкшей к роскоши, но соблюдает меру. Держится отстранённо и со спокойным достоинством, пытаясь не вмешивается в дела, но затем помогает прекратить интриги Тартюфа, когда тот начинает угрожать её семье.
  • Клеант — брат Эльмиры, дворянин. По большей части выступает пассивным наблюдателем — он честен и правдолюбив, но готов терпеть наглого святошу и идти с ним на компромиссы ради защиты семьи. Пытается воззвать к рассудку Оргона и совести Тартюфа, но ему недостаёт активности и дара убеждения.

Все второстепенные персонажи в пьесе Мольера даны в виде лаконичных и чётких образов, считающихся стандартными для литературы того времени. За их основу писатель взял людей разных классов и социальных групп — это помогло полностью раскрыть тему произведения в социальном контексте.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Г-жа Пернель, Эльмира, Дамис, Мариана, Клеант, Дорина и Флипота.

Г-жа Пернель
(Флипоте).

А ну-ка двигайся! Подальше от греха…

Мещанин во дворянстве

Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье — все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей — танцев и музыки — вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.

Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат — такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать — и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.

Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку — в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.

К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек — ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.

Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев — менуэту.

Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук — умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово — и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.

Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался — кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук. Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.

Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой — слова там уж больно заковыристые, — так и этикой — к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, — учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.

Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков — в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий — оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!

Впрочем, и в области словесности Журден был все ж таки не лыком шит — как ни старался учитель философии, ему не удалось улучшить сочинённый Журденом текст: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви».

Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден — на чаевые.

В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению — и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?

Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.

Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные — как их там — пре-ро-га-тивы.

Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести — для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения — маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.

Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.

Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал — он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.

Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя — это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.

Читайте также:  Мещанин во дворянстве - краткое содержание комедии Мольера

Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.

Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре — чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять её, — что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.

Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.

Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему — паладины. Журден был в восторге.

Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.

Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара — Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

Если вам нужно быстро понять, о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

Главные герои

Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

Ковьель – слуга Клеонта.

Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

Другие персонажи

Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

Николь – служанка Люсиль.

Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

Учителя танцев, музыки, фехтования, философии, которых нанимал Журден.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что, хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке» .

Явление 2

Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле» , «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

Явления 2-3

Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы наносить противнику удары» и «самому таковых не получать» . Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

Явления 4-5

Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

Явление 6

Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви» . Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость» , «Ваше сиятельство» , «Ваша светлость» , за что получают щедрую плату.

Действие третье

Явления 1-3

Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом» , а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

Явления 4-5

Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне» , чем тешит самолюбие мещанина.

Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей» , чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой» , а Доранта «проходимцем» .

Явления 6

Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило» .

Явления 7-11

Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет» . Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явления 13-14

Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта: слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю» .

Явления 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

Явления 19-20

Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

Действие четвертое

Явление 1

Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир» . Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей» , считая, что женщина знает, что это подарок от него.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

Явления 5-8

Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

Ковьель просит Доранта подыграть им.

Явления 9-13

Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

Действие пятое

Явление 1

Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

Явления 2-3

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

Явления 4-7

Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно» . Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» .

«Комедия заканчивается балетом» .

Заключение

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мещанина во дворянстве», а прочесть комедию в полном варианте.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

Краткое содержание Мещанин во дворянстве Мольера

В книге рассказывается о почтенном гражданине буржуазии Журдену. У господина Журдена было все, счастливая семья, здоровье, богатство. Журден пожелал стать аристократом. Аристократизм стал для него манией. Мания причиняла родным и близким всякие неудобства. На него работали лучшие парикмахеры и учителя, чтобы сделать из Журдена знатного аристократа. Также он пригласил учителей по танцам и музыке. От появления вкуса и оценки Журдена зависит сумма будущих гонораров учителей.

Перед учителями Журден вышел в халате. И попросил оценить свой наряд. Выбор наряда занял некоторое время. Послушав некоторые варианты музыки, Журден подсчитал, что такое творчество ему не надо. Но учителя убедили его в обратном. Поскольку знатные господины обязательно должны знать толк в музыке и танцах.

К приходу учителя музыки Журден подготовил специальный диалог. Диалог поможет найти общий язык с учителем. В высшем обществе без музыкального диалога не обойтись. Учитель танцев хотел обучить Журдена балету. Журдену балет не понравился. Учителя по музыке посоветовали господину устраивать концерты у дома каждую неделю. Учитель по танцам стал обучать Журдена менуэту.

Изящные движения по танцам прервал учитель по фехтованию. Тут все учителя стали спорить, кто сильнее. Через некоторое время между ними завязалась настоящая ссора. Вдруг в комнату вошел учитель по философии. Журден обрадовался приходу учителя. Тут он разнял всех. Он всем посоветовал обучиться философии и слишком переборщил и остальные учителя на него набросились.

Потрепанный учитель по философии приступил к уроку. Журден отказался от занятий логикой и этикой. Поэтому учитель сразу начал объяснять правила правописания. Произнося гласные буквы Журден радовался очень сильно. Журден от радости раскрыл свой секрет. Он был влюблен в даму из светского мира. Он хотел написать ей красивое и грамотное письмо. Журден попросил написать простое письмо без прозы и стихов. Журден не знал, что произносит литературную прозу каждый день. Но все же Журден не обладал профессионализмом. Журден составил текст. Учителю не получилось исправить текст Журдена. Чуть позже к господину пришел портной и преподаватель ушел. Портной по заказу Журдена сшил костюм в придворном стиле. Из – за костюма у Журдена пострадал кошелек.

Одев костюм он хотел прогуляться по улицам Парижа, но жена была против. Поскольку над ним смеялся весь город. По словам его жены, Журден был староват учиться чему – либо новому.

Журден возражал доводам жены. Он постарался удивить жену и служанку своей начитанностью. Жена Журдена винила всем знатных людей в том, что ее муж вел себя глупо. Для придворных франтов Журден был просто толстым кошельком. Одним из светских друзей Журдена был граф Дорант.

Граф пришел в гости и сделал комплименты костюму своего нового друга. После граф рассказал про королевскую опочивальню и про его долг. Сумма долга составляла 15800 ливров и попросил сверху еще 2200 ливров. Взамен пообещал вернуть долг и стать посредником между Журденом и маркизой Дорименой. Журден устраивал дома приемы и позвал в гости всю свиту. Там была и госпожа Доримена.

В конце история закончилась тем, что Журден обручил свою единственную дочь с женихом и дал свое благословение. В конце вечера все насладились спектаклем балета.

Подробный пересказ комедии Мольера Мещанин во дворянстве

Пьесу «Мещанин во дворянстве» относят к одному и значимых произведений классической литературы Франции. Комедия, как и иные произведения Мольера, показывает в гротескном виде тщеславие и человеческую глупость, высмеивая эти качества.

Из истории сознания комедии известно, что Мольеру в 1670г. заказал написать ее и поставить на сцене король Франции Луи XIV и которая должна была публично высмеять нравы и традиции турок. За год до этого делегация из Турции, незаконно выдававшая себя за посольство султана, унизила короля, сообщим тому, что конь их правителя лучше и богаче украшен, чем конь французского монарха.

В своей комедии, которую Мольер создал за 10 дней, автор не только выполнил заказ, но и расширил круг высмеиваемых лиц, включив в него собирательный образ французских буржуа, вынашивающих идею превращения в аристократию. «Мещанин во дворянстве» с первого действия погружает зрителя в мир пьесы, где жизнь главного героя превращается в фарс.

Читайте также:  Дядя Степа краткое содержание рассказа Михалкова

Действие комедии в основном разворачивается в доме зажиточного купца Журдена, который, находясь в почтенном возрасте, решил стать аристократом. Всю свою напористость направляет на подражание образу жизни представителей высших сословий. Его поступки и поведение настолько нелепы и смешны, что он становиться посмешищем перед окружающими. Честолюбие и потуги к быстрому перевоплощению в аристократа, превращают Журдена в глупца, за счет которого портные, учителя танцев, фехтования, музыки и философии ведут безбедное существование. К этим лицам относится и его опекун на пути к высшему сословию, граф по имени Дорант.

Стремясь превратиться в аристократа Журден противиться планам по замужеству дочери, которая влюблена Клеонта, так же выходца из сословия купцов. Клеонт, испытывая взаимные чувства к Люсиль, так зовут дочь Журдена, разыгрывает комедию с превращением в богатого турецкого вельможу.

«Мещанин во дворянстве» относиться к числу самых распространённых постановок в театрах всего мира. Состоит из пяти действий, не равных по времени. В оригинале постановка является симбиозом балета-комедии, в которой танцам и музыке отводится особая роль в сатирическом отношении к Журдену. Сочетание балета, оригинальной музыки и диалогов героев, в которых раскрываются характеры персонажей, создают поистине уникальную атмосферу театра XVII века.

Комедия представлена рядом занимательных, комических и смешных эпизодов в которых главный герой Журден предстаёт перед зрителем дурачком, стремящимся воплотить в жизнь свои непомерные амбиции.

В первом акте комедии Журден окружен лестью преподавателей музыки и танцев. Так как хозяин дома на своем пути к аристократии определил себе в даму сердца маркизу Доримену он намерен организовать пирушку с представлением и тем самым создать благоприятное о себе мнение и очаровать ее. В этих целях нанял учителей танцев и музыки, которые всячески рассыпаются в комплементах Журдену по поводу его замечательного внешнего вида и представляют программу развлечений. Хозяин дома, появившийся перед учителями в ярком халате и сомлевший от их восхвалений, предлагает им остаться и оценить его новый наряд, который вот-вот принесут.

Второе действие начинается с того, что на сцене появляется преподаватель фехтования с чьим приходом среди учителей начинается спор о том, что важнее для аристократа: умение владеть рапирой, танцы или музыка. Полемика перерастает в драку. Пришедший в дом Журдена учитель философии делает попытку разнять буянов, заявляя им, что его наука самая важная для аристократа за что и получает затрещины. После того, как преподаватели вымотавшись прекратили драку, изрядно помятый философ проводит урок с Журденом который делает из услышанного вывод о том, что изъясняться он умеет только прозой. В это время доставляют новый костюм и Журден, облачившись в него, продолжает выслушивать лесть от присутствующих учителей, стремящихся тем самым получить от купца побольше денег.

В третьем акте, самом длинном в пьесе, действие начинается с того, что супруга Журдена пытается убедить мужа в том, что его поведение лишь развлекает посторонних. Он создает проблемы для семьи. Его поведение бестолково и глупо и на этом наживаются сторонние люди, в том числе и его знакомый граф Дорант. Однако ее слова не находят понимания у Журдена и граф Дорант, прибывший в дом купца обхаживая его и обсыпая комплиментами получает в долг крупную сумму денег. Так же граф призывает Журдена проявить еще большую щедрость, так как вечером к нему придет его дама сердца маркиза Доримена, чтобы оценить лично галантность хозяина дома.

Тем временем супруга Журдена одобряет выбор своей дочери Люсиль, молодого мещанина Клеонта, который добивается ее руки. Клеонт безуспешно пытается получить согласие на брак у Журдена, который категорически против, так как молодой человек не знатного сословья. Однако слуга пройдоха Ковьель советует Клеонту воплотить в жизнь некий план, посредством которого Журден охотно отдаст за него свою дочь.

В четвертом акте Ковьель воплощает этот замысел и разыгрывает турецкий фарс. После того как супруга Журдена выпроваживает графа Доранта и маркизу Доримену, обвиняя их в негативном влиянии на мужа в дом прибывает разодетый Ковьель, изображая из себя аристократа. Он сообщает Журдену, что прибыл к хозяину дома с сообщением о том, что находящийся в городе наследник турецкого султана безумно влюблен в его дочь и предлагает познакомиться лично с предполагаемым зятем. Предлагает свои услуги в качестве переводчика.

Ослепший от восторга Журден с распростертыми объятьями встречает «турецкого аристократа» и с радостью соглашается выдать за него Люсиль. Сын турецкого султана, переодетый Клеонт, разговаривает на тарабарщине, которую «переводит» Ковьель, при этом он предлагает Журдену немедленно вступить в ряды турецкой аристократии, приняв сан мамамуши, естественно выдуманного дворянского титула.

Пятый акт начинается с того, что Журдена наряжают в турецкие наряды, нахлобучивают тюрбан и одевают халат. Вручают турецкий меч и требуют произнести клятву посвящения в ряды турецкой знати, которая естественно является абракадаброй. После этого радостный Журден призывает Люсиль и объявляет ей о своем согласии выдать ее за наследника султана. Девушка естественно противиться этому до тех пор, пока не узнает замаскированного Клеонта и соглашается с волей отца.

Пришедшая на шум супруга Журдена возмущена решением супруга, однако после того, как Кольен, отведя ее в сторону, рассказывает о целях реализуемого плана, соглашается с решением мужа и распоряжается немедленно послать за нотариусом для оформления брака.

Комедия «Мещанин во дворянстве» считается одним из любимых произведений мировой литературы, а Журден самым ярким персонажем произведений Мольера. Автор с непревзойдённым мастерством поднимает на смех честолюбие и тщеславие, высмеивает нелепые потуги лиц, старающихся занять не свое место. В собирательном образе Журдена представлен нарождающийся класс французский буржуа, умеющих зарабатывать, но испытывающих нехватку образования. Так же мастерски и сатирически представлены в пьесе лгуны, льстецы и стремящиеся разбогатеть за чужой счет.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мольер. Все произведения

  • Дон Жуан
  • Мещанин во дворянстве
  • Мизантроп
  • Мнимый больной
  • Плутни Скапена
  • Скупой
  • Смешные жеманницы
  • Тартюф, или Обманщик
  • Школа жён

Мещанин во дворянстве. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Антон Гофмиллер, главный герой данного произведения. Рассказал об одной истории из своей жизни. И автор ее с точностью передал на бумаге.

Однажды в лесу старый дровосек Андрон Кузьмич рубил деревья. Но, был он уже старый, тяжело давался ему каждый новый удар топором. Еле-еле слышно было, как Кузьмич лес валит.

История, показанная в этой опере, полна любви, которая разрушает жизни. Происходят все события в 18 веке.

В рассказе М. Шолохова «Батраки» главный герой – семнадцатилетний парень Федор Бойцов, рано потерявший отца, единственного кормильца семьи.

В своеобразном предисловии «Про Что – Про Это» В.Маяковский поясняет предмет раздумий поэмы – любовь. Он признается, что не мог более обходить эту тема, поскольку она «заявилась гневная» и «приказала» писать.

Краткое содержание комедии «Мещанин во дворянстве» (Ж.Б. Мольер)

Рекомендуем прочитать краткое содержание комедии Жана Мольера «Мещанин во дворянстве», чтобы познакомиться с сюжетом произведения. Комедия до сих пор актуальна и интересна зрителям всех театров мира. Красной нитью по пьесе проходит мысль о том, что тщеславие и неуёмное желание слепо подражать кому-то не приводят ни к чему хорошему. Чтобы быть достойным человеком, не обязательно принадлежать к определённому сословию.

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Действие первое
  4. Действие второе
  5. Действие третье
  6. Действие четвёртое
  7. Действие пятое

Главные герои

Г-н Журден – мещанин, мечтающий стать дворянином. Выглядит глупо и смешно, но окружающие поддерживают его игру в своих корыстных целях.

Г-жа Журден – супруга главного героя, пытающаяся образумить мужа.

Люсиль – дочь Журдена.

Клеонт – жених Люсиль, простолюдин.

Ковьель – слуга Клеонта, находчивый и смекалистый парень.

Дорант – граф, частенько берёт деньги в долг у наивного Журдена.

Доримена – маркиза, на которую тратит все деньги влюблённый в неё Дорант.

Краткое содержание

Действие первое

Учителя, приглашённые для обучения Журдена тонкостям музыки и танцев, беседуют между собой. Из их разговора читатель понимает, что занятия они проводят для отвода глаз. Они поддакивают своему великовозрастному ученику во всём, полагая, его что толстый кошелёк компенсирует отсутствие каких-либо способностей. Учителя нахваливают новый наряд Журдена, в котором тот выглядит откровенно нелепо.

Действие второе

Продолжается «обучение» новоявленного дворянина всем необходимым наукам. Учитель музыки должен подготовить к вечеру балет для особой гостьи. Он предвкушает хороший гонорар и убеждает хозяина дома устраивать музыкальный вечер два раза в неделю, как это делают все знатные господа.

Журден занимается танцами и фехтованием. Каждый из наставников пытается доказать ему, что его предмет самый необходимый для светского человека. Разгорается спор. Господин пытается помирить их, просит об этом учителя философии. Тот успокаивает коллег, цитируя Сенеку, но сам присоединяется к дискуссии, перешедшей в настоящую потасовку.

Урок философии всё-таки начинается, но ученику не суждено уловить нить рассуждений преподавателя. Журдена не интересует логика, к этике и физике он также остаётся равнодушным. «Дворянин» просит обучить его грамоте. Философ сдаётся и принимается учить его буквам. Журден хочет сочинять любовные послания маркизе Доримене, он считает, что это соответствует традициям высшего общества. Он набросал текст записки, попросил философа подправить его, но после долгих размышлений оставил свой вариант. В итоге из любовного письма маркиза должна была узнать, что бедному Журдену грозит смерть от её прекрасных глаз.

Готов костюм, заказанный Журденом. Его тут же принесли. Господин, начисто лишённый вкуса, тем не менее заметил, что рисунок на ткани расположен неправильно, а сам материал подозрительно похож на костюм самого портного. Хитрые подмастерья убедили Журдена, что сейчас господа так носят и что это модно. Окончательно его подкупило обращение к нему портных со словами «Ваша светлость», «Ваше сиятельство». За это он щедро награждает их из своего кармана.

Действие третье

Господин принимает решение прогуляться в обновке в сопровождении прислуги. Служанка Николь хохочет при виде хозяина и не может успокоиться. Супруга Журдена возмущена его видом и тем, что портные открыто глумятся над её необразованным мужем. Она не теряет надежды, что мужа ещё удастся вразумить и что он перестанет быть всеобщим шутом. Журден хочет произвести впечатление результатами обучения. Он выполняет некоторые приёмы фехтования с Николь, но девушка легко побеждает его.

Появляется граф Дорант. Он хвалит вкус Журдена и говорит ему, что его имя упоминали в королевских покоях. Мещанин тает от этих похвал. Произведя нужное впечатление, Дорант говорит об истинной цели прихода. Ему нужны ещё двести пистолей для округления и без того немаленькой суммы прежнего долга. Госпожа Журден возмущается тем, что всякие проходимцы используют мужа как дойную корову. Она догадывается, что граф не собирается возвращать долг.

Дорант радует Журдена новостями: он передал маркизе бриллиантовое кольцо, подарок Журдена, и пригласил её к нему на просмотр балета. Николь невольно подслушивает разговор. Она узнаёт, что хозяйку отправляют на весь вечер к своей сестре, чтобы приятному свиданию с маркизой ничто не помешало.

Служанка посвящает хозяйку в тайну Журдена. Между тем госпожа уже подозревает мужа в увлечении какой-то женской особой. Но сейчас она думает о будущем своей дочери. Мать согласна выдать Люсиль за Клеонта и предлагает молодому человеку не тянуть с предложением. Николь счастлива от такого поворота, ей приглянулся слуга Клеонта.

Клеонт следует совету госпожи Журден и приходит свататься. Глава семьи интересуется происхождением жениха. Клеонт честно отвечает, что не имеет никакого отношения к дворянству, и немедленно получает отказ. Дочь господина Журдена должна быть маркизой – на меньшее её отец не согласен. Слуга Клеонта, Ковьель, успокаивает его и предлагает хитрый план, благодаря которому свадьба состоится.

Доримена приезжает в дом Журдена. Она согласилась на этот визит, потому что встречаться в своём доме с графом было бы неосмотрительно. Бедный Журден не догадывается, что Дорант дарит все его подношения от собственного имени. Мещанина он учит, что нельзя упоминать при маркизе о подаренных украшениях, так как это не принято в высшем свете. Журден встречает даму дурацкими реверансами, чем смешит её.

Действие четвёртое

Маркиза удивлена пышным приёмом. Увидев знакомое кольцо на её руке, Журден называет его безделушкой. Он думает, что женщине известно, от кого подарок. Прекрасный вечер расстраивает вернувшаяся из гостей госпожа. Она недовольна тем, что супруг в её отсутствие устраивает званые ужины и принимает чужих женщин. Граф берёт вину на себя, но это не помогает. Оскорблённая Доримена немедленно покидает дом Журденов, Дорант тоже уходит.

Ковьель приходит к господину Журдену и представляется ему старым другом его отца. Он говорит мещанину, что тот происходит не из купеческой, а из дворянской семьи. Журден поражён тем, что слышит. Он привык к другой родословной. Но это ещё не всё. Главная новость в том, что к дочери Журдена сватается сын турецкого правителя, давно в неё влюблённый. Тут появляется Клеонт, одетый, как турецкий принц. Он сообщает о намерении жениться через переводчика, которым выступает Ковьель. По их просьбе им подыгрывает граф Дорант. Он раскланивается перед мнимым принцем, выражая своё почтение. Гостей из Турции сопровождает пляшущая и поющая свита.

Все вместе они устраивают настоящий цирк – церемонию посвящения Журдена в турка. Мещанина колотят палками, уверяя, что так надо. Ковьель убедил мещанина в том, что наследник турецкого престола не может свататься к дочери простого человека, поэтому Журдену необходимо получить титул «мамамуши» – турецкого дворянина. Теперь у них равное положение, и они могут породниться. Журден охотно верит каждой небылице, которая хоть немного приближает его к заветному высшему обществу.

Действие пятое

Господин Журден предстаёт перед супругой в причудливом наряде и объявляет ей, что отныне он – мамамуши. Та решает, что он окончательно лишился рассудка. Дорант уговаривает маркизу остаться и посмотреть шоу, устроенное Ковьелем.

Люсиль отказывается вступать в брак с мнимым наследником турецкого трона, но узнаёт Клеонта и даёт согласие. Её мать тоже против женитьбы, пока Ковьель не признаётся ей в происходящем. После этого она немедленно посылает за юристом.

Дорант объясняется в любви Доримене и получает согласие на брак. Маркиза рассчитывает на состояние Доранта. Она не знает, что у графа за душой только титул, а роскошные подарки он делал за счёт Журдена. Дорант объявляет о скорой свадьбе с Дорименой. Журден не придаёт его словам значения, полагая, что граф говорит так, чтобы его супруга не ревновала к маркизе. Он на радостях выдаёт Люсиль за её жениха, служанку– за «переводчика» Ковьеля, а собственную жену предлагает «кому угодно». Начинается пир. Журден не подозревает, что он одурачен. Все остальные счастливы, ведь каждый получил то, о чём мечтал. А главный герой наказан за желание казаться тем, кем он на самом деле не является.

Ссылка на основную публикацию