Доклад про Гусли (музыкальный инструмент сообщение 2, 3 класс)

Сообщение о гуслях – описание, происхождение и значение инструмента

Исторические сведения

Музыкальные инструменты гусли появились на Руси в период VIII — IX веков. Уже в те времена изделия поражали иностранных гостей. При этом несмотря на то что у них самих были подобные приспособления для игры. Более конкретные описания о создании и возникновении инструмента появились несколько позже.

В древности музыка часто была слышна из княжеских хором. Конечно, не всем удавалось бывать в таких богатых местах. Но существовали и бедные гусляры, которые исполняли свою музыку в деревенских избах или на улице. Для игры инструмент ставился на подставку или располагался между колен играющего человека. Затем руки плавно перебирали струны. С целью удобства переноса к корпусу прикреплялись кожаные ремешки.

В Средние века народные умельцы хорошо понимали, что такое гусли. Кратко описывая их строение, в первую очередь стоит обратить внимание на деревянный корпус с натянутыми на него струнами. В качестве древесины использовались клен или ель. Количество струн постоянно изменялось. Их число варьировалось в пределах от 5 до 65.

Учитывая популярность гуслей, в древние времена они изготавливались исключительно мастерами своего дела. Часто секреты производства передавались по наследству.

Как менялась форма инструмента, можно судить по археологическим раскопкам. Уникальные находки были сделаны в Новгороде:

  1. Один экземпляр датируется XII веком. На нем присутствуют языческие символы.
  2. Вторые гусли были очень маленькой длины — 37 см. Всю ее поверхность украшала резьба.

В народе появился ряд выдающихся музыкантов, которые умели виртуозно гуслить, восхваляя своих муз и вызывая восхищение у окружающих.

С течением времени народный инструмент больше приобретал сценический характер. Появились новые модели. Среди них следует отметить клавишный прибор.

Разновидности инструмента

Уже в древние времена инструменты имели разнообразие. Щипковые гусли разделяются на несколько видов:

  1. Крыловидные. Такое название они получили, потому что форма их напоминала птичье крыло. Среди простого населения конструкция носила название яворчатая. Причина состояла в том, что для изготовления использовалась кора белого клена или явора. Число струн устанавливалось от 5 до 17. Несмотря на хорошую музыкальность крыловидного инструмента, он больше использовался для аккомпанемента певцам.
  2. Шлемовидные. Это было усложненные гусли, которые появились в конце XIV века. Свое название они получили от слова псалтериум. Так назывался западный щипковый инструмент, имеющий корпус треугольной формы. Здесь количество струн уже насчитывалось от 10 до 26. Играть было значительно труднее, и могли это делать только настоящие мастера. При этом правая рука гусляра вела основную мелодию, а левая зажимала струны, выводя аккорды.
  3. Лирообразные. Родиной такой разновидности является Великий Новгород. Отличительной особенностью разновидности была ее простота. Конструкция имела небольшие размеры, а в корпусе делалось отверстие. Через него пальцы гусляра перебирали струны, которых было 5 штук. Простота и легкость изделия позволяла использовать его во время народных гуляний. В настоящее время таких экземпляров осталось мало. Все они находятся в музеях.
  4. Стационарные струнные. Внешне напоминают рояль. Играть можно только сидя на табурете, перебирая до 60 струн. Предварительно необходимо пройти обучение музыкальной грамоте.
  5. Стационарные: клавишные и струнные. Такая разновидность гуслей появилась в начале XX века. Изобретена она была композитором Николаем Фоминым. В корпусе, наряду со струнами, пятую часть площади занимают клавиши. С их помощью формируются аккорды. Мелодия выводится струнами, на которые нажимают пальцы правой руки играющего человека. Струнный диапазон достигает 6 октав.

С появлением стационарных гуслей они все чаще стали использоваться участниками ансамблей. Особой популярностью пользуется аккордный аккомпанемент.

Гусли и современность

В современном обществе гусли не утратили своего народного значения. Произошло это потому, что на уроках в школе этой теме уделяется определенной внимание. Существует литература, где для ребенка начальных классов ведется рассказ об этом древнем музыкальном изделии. По картинкам пишутся сочинения. Учащимися старших классов составляются краткие доклады про развитие инструмента на протяжении ряда веков.

Сейчас тоже проходят концерты народной музыки, и гусли являются основной составляющей общей картины. Они дают ясное понятие, какой интерес может вызвать такая постановка представления. Звучание музыки мягкое, оно хорошо накладывается на общий фон оркестра, не вызывая диссонанса. При этом звук хорошо слышен, он не затмевается общим фоном. И это естественно. Ведь в древние времена звук гуслей был слышен на большие расстояния.

Если идет сольное выступление артиста, то с целью выделения голоса певца, игра на гуслях ведется в режиме стаккато.

Конечно, сейчас трудно встретить на улице умелого гусляра, но традиции остались. Их нужно беречь и поддерживать.

История возникновения гуслей. Гусли на Руси – значение в народной культуре, традиции. Когда появились гусли на Руси и почему их запретили? Интересные факты о гуслях.

Всплеск интереса к в современной России — не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы. Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя. Сегодня происходит возрождение традиций гусельной игры и научиться ей может кто угодно с помощью проекта “Мир гуслей”.

Гусли в народной культуре

Гусли — популярный инструмент, аналоги которого можно встретить в Древней Греции (кифара), Армении (канон), Иране (сантур), Латвии (канклес) и Финляндии (кантеле). Общие черты обнаруживаются у гуслей с арфой и лирой.

На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Место и время возникновения гуслей история умалчивает, однако то, что инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси — несомненный факт. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович

Иллюстрация к былине о Садко. Автор неизвестен.

Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла». Кстати, это — одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает — не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств?

Первое упоминание гуслей. Легендарные

Первое достоверное упоминание русских гуслей датируется еще V веком, в византийских источниках. Первая археологическая находка была обнаружена только в XI веке. А образ гусляра – бродячего певца, который рассказывает былины и сказания под музыкальное сопровождение, пронизывает всю культуру Древней Руси в целом. Отсюда еще одно название исполнителей — «сказители», то есть те, кто рассказывает музыкальные истории.

В.М.Васнецов. Гусляры

В известнейшем памятнике древнерусской литературы XII веке «Слове о полку Игореве», рассказывающем о походе Игоря Святославича на половцев, , прославлявший подвиги князей своей игрой на гуслях, описывается непосредственно во вступлении:

Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.

Выборг, Вяйнемёйнен, играющий на кантеле

Несмотря на то, что в сохранившемся тексте отсутствует название инструмента, принято считать, что он играл именно на гуслях. Это связано с тем, что на момент похода гусли стали, , наиболее распространенным инструментом на Руси, и, , потому что издревле игра на гуслях связывалась с величием, мудростью и могуществом исполнителя. Гусли были не просто музыкальным инструментом, а способом познания мира и донесения истины, они всегда неразрывно связаны с передачей мудрости. Именно поэтому Боян в сказании предстает не только величайшим сказителем, но и предсказателем — хвалебные оды относительно князя становятся вещими. Примечательно, что художники практически никогда не изображают Бояна без гуслей, а нередко — именно инструмент становится центром композиции.

В.А.Фаворский. Боян. Слово о полку Игореве

Гусли и скоморохи

С гуслями неразрывно связана и культура скоморошества. И хотя скоморохи (они же скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) не одно и тоже, что — их преемственность несомненна. В.Даль дает такое определение слову «скоморох» — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.” То есть само понятие скоморошества шире — оно включает в себя и представление, и танец, и юмор, и другие музыкальные инструменты, на первый план здесь выходит развлекательный аспект, и все же гусли почти всегда являются неотъемлемым атрибутом , представляя собой некий смысловой стержень их представления, на который нанизывается все остальное. Они не просто развлекают толпу, они также являются носителями мудрости, но передают свои знания уже не открыто, а в завуалированной форме и в шутливой манере подачи.

А.М.Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи.

Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья — их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке. Однако потом она стала постепенно угасать и даже подвергаться гонениям, как и игра на гуслях в целом — это связано с тем, что гусли обоснованно считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности.

Гусли и раннее православие.

Однако иногда под аккомпанемент гуслей проводились и некоторые религиозные обряды и наставления. То есть музыка гуслей неразрывно связана как с дохристианской натурфилософией (отсюда идут ее корни), так и с ранним православным богослужением (частью которого гусли стали, видимо, по причине своего повсеместного распространения). Например, интересный момент встречается в Библии, когда Царь Давид пел стихи под аккомпанемент гуслей, и даже изгонял из Саула злого духа своей игрой (1 Цар. 16, 23). Однако Царь Давид — не только библейский персонаж, а один из наиболее известных фольклорных образов на Руси, где он приобрел новые черты и соединился с образом древнего (то есть Великого Гусляра). Он появляется еще в “Голубиной книге” — известнейшем литературном памятнике, сборнике духовных стихов, созданных в форме диалогов о различных явлениях мира (о географии, естественных науках, этике, космогонических аспектах ).

Царь Давид на фронтальном барельефе Дмитриевского собора во Владимире.

Многие историки подчеркивают, что образ Царя Давида из русской фольклорной традиции отличается от библейского. Наиболее узнаваемым образом царя Давида на Руси является облик идеального властителя, доброго, мудрого и справедливого царя, искусно владеющего гуслями. Давид предстает хранителем тайных знаний, мудрецом и пророком, именно он в «Голубиной книге» отвечает на вопросы Волотомана Волотомановича о мироустройстве. Нередко в народном изобразительном творчестве он окружен дикими животными, которые завороженно слушают его игру, что также перекликается с дохристианскими образами.

Происхождение слова «гусли». Этимология слова.

Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд.

Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни).

Гусли и лебединый строй

Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.

Мифологическая , которую называют Острафиль (Острахвиль), выступает «старшей» в строе лебедей, ведущей за собой всю стаю. В ряде гуслей наиболее важное значение отдается нижней струне, в народе именуемой «басок». Она — точка отсчета и именно по настройке «баска» задается звуковой тон всех остальных струн.

Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.

Какие виды гуслей существуют? Какие гусли лучше выбрать?

Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.

Существуют такие виды гуслей:

Яворчатые. Самые первые гусли были изготовлены из ствола явора (белого клена). Такие гусли еще называют крыловидными или звончатыми. Для них актуален диатонический звукоряд. Особенность — тонкий открылок, не более 11 мм. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, но чаще всего — от 6 до 9. Количество струн зависит от настройки инструмента и необходимого диапазона звучания. Издревле белый клен считался на Руси особенным деревом. Существовало поверье, будто кленами становятся люди, которые были «закляты». Чаще всего в клены «превращали» непослушных детей. Затем музыканты изготавливали из явора гусли, и с помощью музыки «заклятые» рассказывали свои истории. С прагматичной точки зрения клен — один из наиболее крепких видов древесины, отлично подходящий для изготовления столярных элементов, в том числе, инструментов.

Шлемовидные. Изначально считалось, что такие гусли, которые еще называют псалтырными, древнерусского происхождения. В современности историки пришли к выводу, что свое происхождение шлемовидные гусли берут в западной Европе. Такой инструмент имеет от 10 до 26 струн.

Лирообразные. Они имеют игровое окно. Были в ходу в Древней Руси и Польше в Если на лирообразных гуслях играют на ходу, то инструмент упирается в брюшной пресс — именно такая техника исполнения распространена у современных гусляров.

Стационарные. Такие гусли также называют клавирообразными, прямоугольными и столообразными. Традиционные гусли — всегда щипковый инструмент, а вот стационарные могли быть и щипковыми и клавишными. На клавирообразных гуслях играли преимущественно представители русского духовенства. Такие гусли имели фортепианный строй, а расположение струн соответствовало белым и черным клавишам (всего 55–66 струн). Инструмент был распространен среди состоятельных граждан, поэтому в народе стационарные гусли нередко называли «поповскими». Появились они много позже, чем традиционные щипковые образцы.

Приобрести любые виды гуслей – для начинающий и профессионалов – можно на сайте мастерской
Мир гуслей. По ценам производителя напрямую здесь можно купить гусли в любом ценовом диапазоне: от 1700 руб. для детей – до 65 000 руб. за профессиональные 16-струнные гусли созданные по этнографическим образцам. Вам помогут определиться с моделью и выбрать то, что подойдет именно вам. Проект Мир гуслей также организует бесплатное обучение непосредственно игре на гуслях. Для всех зарегистрированных пользователей есть возможность пройти бесплатные курсы. Чтобы начать обучение, достаточно зарегистрироваться на сайте и в личном кабинете перейти в раздел Обучение. Играть на гуслях просто и это может каждый, даже если вы не имеете никакого отношения к музыке!

Читайте также:  Музыка в кино – сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)

Как научиться играть на гуслях?

В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки. Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.

На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.

Способы игры на гуслях

  • бряцание — поочередные удары о струны пальцами или медиатором;
  • арпеджио — последовательное извлечение звуков, от низких к высоким, а затем — обратно;
  • глиссандо — стремительное скольжение по струнам;
  • тремоло — быстрое ритмичное чередование легких ударов по струнам;
  • пиццикато — извлечение аккордов щипками пальцами;
  • игра аккордов — умелые удары медиатора вниз по струнам.

Интересное о гуслях

Человека, играющего на гуслях, сегодня называют гуслист, а не гусляр. Именно это название считается верным для профессиональных музыкантов. Впрочем, применительно к древним сказителям чаще всего используют другой термин — гусляр. Народный певец, аккомпанирующий себе на гуслях — это также гусляр. Гуслист — слово закрепившееся уже в XIX веке.

В.М.Васнецов. Царевна-лягушка.

Для развлечения и из эстетических побуждений, при дворе Ивана Грозного был организован личный ансамбль гусляров. Екатерина II также разделяла любовь к звучанию гуслей.

Мировой столицей гусельной культуры считается . Именно там был организован знаменитый «Петербургский клуб гусляров».

Слово «Словиша», которым теперь нередко именуют марки гуслей, ансамбли и группы, было выгравировано на гуслях, найденных на раскопках в Новгороде. На них четко видно слово «Словиша», которое, по всей видимости,- либо имя гусляра, либо название, данное инструменту.

В некоторые периоды истории гусли были вовсе запрещены. Так, с XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки, более того — среди вопросов, задаваемых исповедующемуся человеку, были такие: «Пел ли ты бесовские песни? Играл ли на гуслях?» Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались. Решение было основано на том убеждении, что такая музыка прославляет языческие верования, а не христианство, тогда уже прочно укоренившееся на Руси.

Где сегодня играют на гуслях

Сегодня гусли — это свежо и аутентично. и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.

Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.

Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.

Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.

Научиться играть на гуслях может каждый – даже если вы не владеете нотной грамотой и не знакомы с другими инструментами. Таким образом гусли станут прекрасным подарком близкому человеку – к Новому Году, дню рождения или любому другому празднику. Такой необычный подарок выбранный и сделанный с душой обязательно запомниться, а может и откроет для его обладателя целый новый мир – звуков, преданий и традиций. Приобрести гусли напрямую у мастерской производителя можно на сайте Мир гуслей.

Может быть интересно: Великий Гусляр Древней Руси – Мудрец, Предсказатель или Творец Миров? (Образы певцов гусляров в русской культуре. Самые известные гусляры Руси. Анализ былины Садко, Соловей Будимирович, эпоса Калевала, стиха о Егории Храбром. Царь гусляр, купец гусляр, Великий гусляр, Вещий Баян)

Гусли — инструмент гармонизации Вселенной

Гусли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген.

Т акже с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит».

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» — гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Тут мы подходим, пожалуй, к самому главному. В древних ведических текстах, в таких эпосах, как «Махабхарата», «Адипарва» и «Ашвамедхикапарва» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по замыслу и слову, которое является озвученной идеей Творца, появилось огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный Брахмо – чудесный, непредставимый, вездесущий, тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. Именно БрахмО – как соединение мужского и женского начала. У него было только одно свойство – звук. В «Ашамедхикапарве» Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и породил основу личности, которая по своей сути небесна. Брахмо — это сверхсветлый свет, который изображался на наших русских иконах как светлый золотой фон. Золотой фон — так и называется сверхсветлый свет. В древнеарийских текстах Брахмо, называется эфиром. Эфир – высший из элементов, у него есть только одно свойство — звук.

Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер, и у него уже два свойства – звук и касание, т.е. инерция. Причём, инерция является собственным свойством ветра или движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания, инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который ассоциируется с семью первозвуками. Собственными свойствами света являются звучание, касание и образ. Причём, свойством видимого света является именно образ, т.е. всё, что мы видим в проявленном мире, не что иное, как образ.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей — слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны — это священные столбы, на них натянуты три струны — нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

5. А что потомки?

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

Материал составлен на основе лекций Жарниковой С.В.

Жанры музыки – сообщение доклад 4, 5, 6, 7 класс

Музыка почти всю жизнь сопровождает человека. Это особенное вибрация высоких или низких звуков. Музыка с древних времён классифицировалась и каждая имела свое предназначение. Это может быть увеселение, смерть, чаепитие, свадьба при любых случаях жизни музыка звучит возле людей. Создаётся она с помощью инструментов, которые создали сами люди. На данный момент таких инструментов огромное множество и создаёт самую разную музыку по ее звучанию, ритму, темпу, и так далее. Распределять всю музыку, для удобства, стали распределять по жанрам.

Читайте также:  Опера - сообщение доклад

Народную музыку ещё называют музыкальный фольклор – это важная часть народного творчества, которая заключается в озвучивании устного народного творчества в такт музыке. Такая музыка создаётся сельскими жителями без отклонений от традиций народа, исполняется в специальных народных костюмах под под специально созданные танцы, которые так же являются народными. Такая музыка сохраняется на долгое время и передаётся из поколения в поколение.

Духовная музыка – специальный жанр религиозного характера. Подразумевает песнопение и воспроизведение музыки с священными текстами, писаниями. Каждая религия имеет свой характер духовной музыки. Обычно такой музыкой сопровождается богослужение.

Классическая музыка – представляет собой музыку, создаваемую на классических, не электронных инструментах. В ней сохраняется мелодичность на протяжении всего произведения. Такое стремление классической музыки называют монофонией.

Следующие жанры сложились в современном мире.

Латино- американская музыка – совокупность всех жанров, свойственных латинской Америке. Создаётся не народами а группами общества. Для нее характерно использование саксофона.

Блюз – род жанр латино-американской музыки. Зародился он в конце 19 века афроамериканцами. Воспроизводится во время ритуалов латинских религий.

Джаз возник в конце 19 века- в начале 20 в Америке. Основная характерная черта джаза – активный ритм, игривость, исполняется на струнных басовых и духовых инструментах, обычно ведущим инструментом джаза является саксофон.

Помимо перечисленных жанров существует и другие, например, шансон, романс, электронная музыка, рок. Это все современные жанры музыки, которые достаточно широко используются между группами общества, которым нравится тот или иной жанр. Предположительно, со временем будут создаваться новые жанры, ведь человеческой фантазии нет предела.

Сообщение 2

На данный период музыкальных жанров существует огромное разнообразие и, нужно сказать, большинство из этих жанров – придумка нового и новейшего времени и зачастую не самая лучшая. Особенно этот факт наблюдается в области электронной музыки, где наличие компьютера и простого программного обеспечения позволяет практически любому человеку создавать музыку. Более того, нередко при помощи выделения какой-то незначительной особенности создается как бы новый музыкальный жанр и такая ситуация, конечно, является удивительной, и никогда ранее не наблюдалась в музыкальной культуре.

Собственно музыка, по одной из наиболее распространенных версий, родилась и звукоподражания. Пещерные люди слушали капель дождя, треск дров в костре и многое другое. Все эти звуки создавали ритмические рисунки, обладали собственной мелодикой и, самое главное, они могли частично воспроизводиться.

Таким образом, появляется музыка в основном ритмическая, которая имела по большей части ритуальное значение. Наиболее характерный и понятный пример – шаманское камлание, в котором используется бубен и колокольчики.

С развитием цивилизаций, развивается и музыка. К примеру, Пифагор в Древней Греции устанавливает взаимосвязь между музыкальным тоном и длиной струны, так появляется одна из первых нотных классификаций и грамот. Кстати, на протяжении всего средневековья музыкальные ноты записывали именно на пифагорейский манер – цифрами.

Древние цивилизации знали много музыкальных инструментов, струнных, духовых и многие другие. В средневековье, примерно до 1400 годов развивается по большей части духовная музыка, альтернативу которой составляет карнавальный жанр. После этого начинается ренессанс, который характеризуется активным использование современной нотной грамоты.

Период до 1900 годов условно следует назвать эрой классической музыки. Хотя там есть много жанров (сюиты, сонаты, вальсы, полонезы, марши, симфонии, рапсодии, ноктюрны, минуэты, реквиемы и многое другое) общим для всей этой музыки является сложность произведений и исполнение оркестром.

Начало 20 века характеризуется появлением новой музыки, из которой особенно выделяются джаз и блюз, которые станут истоками для множества современных жанров таких как хипхоп, р-энд-би, регги, ска. В середине века появляется рокнролл, который тоже в дальнейшем породит множество направлений от хеви-металл до гранжа. Вторая половина предыдущего века интересна созданием электронной музыки, которая в нынешнюю эпоху становится превалирующей и используется практически повсюду.

4, 5, 6, 7 класс по музыке

Жанры музыки

Интересные ответы

Ростов Великий – это один из самых примечательных городов в нашей стране. Он входит в состав Золотого кольца России и считается старейшим из всех городов, входящих в этот состав.

Софокл был одним из самых выдающихся драматургов в Афинах чьи работы сохранились до наших дней. Не так много известно о ранней жизни Софокла. Он родился в маленьком городке Колон недалеко от Афин

Российская история богата различными событиями. Она также богата биографиями людей, писавших, собственно, об истории нашей страны. Один из таких людей – Николай Михайлович Карамзин – известный русский писател

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822 гг.) является одним из знаменитых немецких творцов, жанровой направленностью музыкальных и литературных произведений которого становится романтизм.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны

Образовательный ресурс на тему «Музыкальные жанры»

Музыкальные жанры.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. Μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка́льный жанр — род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл)

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

Псало́м (греч. «хвалебная песнь») — гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Ме́сса — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов

Ре́квием (лат. «упокой») — заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви.

2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Орато́рия — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Сона́та (итал. звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Кварте́т — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Симфо́ния (греч. «созвучие», «благозвучие») — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Наро́дная му́зыка, музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) – образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) — обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

Блюз — это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Ка́нтри (англ. сountry от country music — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Романс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания — «реггей») — ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.

Жанры музыки – определение, описание и разновидности

Классическая музыка

Так называемая классическая (или что правильнее — академическая) музыка состоит из множества жанров и поджанров. Само название этого крупнейшего по значимости направления говорит о том, что это искусство, которое выдержало испытание временем. При этом классика является бесспорно одним из самых сложных для изучения или обучения направлений — профессиональный музыкант должен пройти около 15 лет (5−7 лет в музшколе, 4 — в музучилище, 5 — в консерватории и 2−3 в аспирантуре). Среди жанров классики наиболее известны следующие:

  • Духовная музыка религиозного характера и направленности. Среди великих гениев музыку такого жанра писали И. С. Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, а также множество других композиторов. Из известных сочинений — месса h-moll, оратория «Страсти по Матфею», духовные кантаты Генделя.
  • Опера. Композиторы — подавляющее большинство; Моцарт, Бизе, Россини, Пуччини, Верди, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Вагнер, исключением являются Ф. Шопен и А. Скрябин. Среди известных опер — Травиата, Свадьба Фигаро, Волшебная флейта, Евгений Онегин, Аида, Кольцо Нибелунгов (тетралогия), Тристан и Изольда, Пиковая дама и другие.
  • Симфоническая музыка. Главные основатели — Бах, Гайдн, Моцарт и Бетховен. Как и с оперой, в этом жанре себя так или иначе попробовал практически каждый композитор. Известные сочинения — 9-я симфония Бетховена, «Незаконченная» симфония Шуберта, 6-я симфония Чайковского, квартеты Брамса, пьесы Моцарта, а также сочинения для соло-инструментов (включая фортепиано).

Также к жанрам инструментальной музыки (включающей в себя камерные ансамбли, дуэты и трио) относятся миниатюры и старинные танцевальные жанры вроде вальса, мазурки, менуэта, гавота, скерцо и прочих. Стилистика самой академической музыки также меняется от эпохи к эпохе: от григорианских хоралов до барокко, от классицизма до импрессионизма, от романтизма до модернизма и постмодернизма. На текущий момент современные композиторы стремятся развивать малоизученные и менее популярные жанры вроде минимализма, а также пробуют совмещать музыку разных жанров и написанную в разные эпохи.

Развитие джаза

Это направление музыкального искусства сложилось благодаря влиянию африканского фольклора, особой ритмики и гармоний начала XX-го века. Полученный синтез быстро стал популярен, и уже в 20-е годы джаз ассоциировался у людей с «популярной музыкой». К особенностям джаза как стиля относятся следующие моменты:

  • Свобода ритма. Джазовые композиторы отошли от стандартных классических схем (2, 3 или 4 четверти). Большое значение играют синкопы (смещение ритмической опоры с сильной доли на слабую), а также ломаные и сложные тактовые размеры.
  • Импровизация. Новаторский приём, подразумевающий создание музыки в режиме реального времени, при слушателях. В зависимости от своего исполнительского мастерства и дарования, опытный музыкант может импровизировать в любом стиле и жанре (включая как старинные, так и современные формы).
  • Сочетание нестандартных музыкальных инструментов, а также поиск нового звучания. В джазе приветствуется применение групп инструментов, которые, на первый взгляд, не могут хорошо сочетаться между собой — контрабас и рояль, виолончель, саксофон и ударная установка, ксилофон, вокал и духовой оркестр. Практически обязательным инструментом являются барабаны.

К известным джазовым течениям относятся свинг (этот жанр вокальной музыки прославили такие исполнители, как Фрэнк Синатра, Бенни Гудман, Мишель Легран, Стефани Граппели, Айк Квебек, Нора Джонс), бипоп (Макс Роуч, Телониус Монк, Бад Пауэлл, Диззи Гиллеспи), биг-бенды (своеобразные джазовые оркестры и коллективы под руководством Дюка Эллингтона, Арти Шоу, Гленна Миллера и других) и страйд (Луи Армстронг, Баррет Димс).

Этот список нужно дополнить такими направлениями, как фьюжн, эйсид-джаз, постбоп, хардбоп, соул джаз и даже «СССР-джаз» (впрочем, воспринимающийся сугубо как музыкальное сопровождение комедий). Невозможно описать всех различий между этими стилями, но вкратце можно выделить такие моменты — эксперименты с гармониями, характер импровизаций (быстрые по темпу, медленные, громкие по звучности или тихие) и поиск нового звука. В последнее время (как и в других направлениях) наблюдается тенденция к синтезу различных течений — джаз и хип-хоп, джаз и металл, джаз и фолк.

Популярные направления

Под понятием «популярная музыка» подразумевается та, которая пользуется наибольшим спросом у широких масс (иногда её могут презрительно называть «ширпотреб»). На сегодняшний день существует несколько течений, которые являются лидером по продажам и посещаемости концертов, а также по запросам в интернете.

Читайте также:  Группа Битлз – сообщение доклад (кратко самое главное)

Особенности рока

Современный рок включает в себя более 180 различных течений (от лёгких и танцевальных типа рок-н-ролла, мерсибита, поп-рока до более тяжёлых вроде хэви, блэк, дес (death) металла и грайндкора). Рок музыка когда-то была разновидностью блюза и жанра ритм-н-блюз, однако впоследствии это направление приобрело самодостаточность.

К его особенностям относится использование электроинструментов (в частности, гитар, синтезаторов), поддерживание единой ритмической структуры, а также — ключевой момент — создание мощной «цепляющей» энергии (так называемого драйва), что является одной из причин популярности этого течения среди подростков.

К любимым и признанным группам относятся Led Zeppelin, Queen, Pink Floyd, Metallica, Slayer, Guns’n’Roses, the Doors, Nirvana; некоторые также относят и знаменитую английскую «четвёрку» — the Beatles.

Электронная музыка

С широким развитием компьютерных технологий стали развиваться и музыкальные инструменты, создающие звук не механическим способом (путём колебания струны или движения воздуха в трубах), а электронным. Исполнителем стал диджей, задачей которого является воспроизведение звуковых записей, а также их корректировка и работа над звуком. Жанры электронной музыки включают в себя следующие (это не все из существующих направлений):

  • Dance, Dance Pop. Среди известных исполнителей: Duran Duran, Ace of Bace, Madonna, Janet Jackson.
  • Bass music и Big beat. Luke, Dj Fury, 69 Boyz.
  • Acid house, acid techno. Armand Van Helden, Felix Da Housecat, Judge Jules.
  • Ambient Dub. Eat Static, Scorn, the Orb, Banco de Gaia.
  • Funk. Commodores, Dazz Band.
  • Progressive. Armin van Buuren, Markus Schulz, Deep Dish, Cosmic Gate, Nick Warren.
  • Lounge. Biosphere, Violet Vision, Global Communication.

Одним из плюсов электронной музыки является её относительная доступность и простота (в том числе и для освоения навыков для создания песен). Среди минусов стоит отметить огромное количество (иначе говоря — перенасыщенность) музыкального материала, большая часть которого — откровенно низкого качества.

Этнические группы и коллективы

Музыка, также называемая народной, всегда была и будет популярной по очевидной причине — её создателями является сами жители той или иной страны (по крайней мере — создателями общего стиля направления). В некоторых случаях народные песенные жанры становятся всемирно известными и популярными — примером такого жанра является инди-музыка.

К особенностям этнической музыки относятся использование национальных инструментов, которые для большей части мира являются незнакомыми и новыми (дудука, гусли, диджериду, джембе, хоомей, волынка, а также использование этнического вокала — йодль, горловое пение и прочее). Распространены в основном танцевальные, балладные и былинные жанры.

Добившимися успеха в этом, порой незаслуженно забываемым, направлении, являются такие личности и ансамбли, как Дживан Гаспарян (виртуозно играет на дудуке), группа «Хуун-Хуур-Ту» (играют на игиле, хомусе, дошпулуре; также присутствует шаманский бубен), Севара Назархан (поёт под аккомпанемент дутара), Зуля Камалова (смешивает самые разные необычные этнические традиции в музыке).

Хип-хоп и рэп

Истоком этого, ставшего уже стандартным во многих странах, музыкального жанра, является фанк — афроамериканское течение. Долгое время хип-хоп являлся музыкой так называемого «андеграунда» — направления, которое противопоставляло себя популярным тенденциям и веяниям в обществе (что в некотором роде сближало его с панк-музыкой).

Рассветом жанра, с точки зрения многих рэп-исполнителей, являются 1986−1993 годы, когда образовывалось множество поджанров, а также новых представителей этой культуры. К её особенностям относят следующие моменты:

  • Упор на словесную «читку» (речитативное чтение стихов либо текста), а также отработка её характерных нюансов — скорость и чёткость чтения, интонации, владение ритмикой, а также использование характерных приёмов из литературы.
  • Скудное музыкальное сопровождение, призванное создавать атмосферу трека, при этом первичным является именно текст песни и его смысл (по этой причине многие критики до сих пор отказываются относить хип-хоп и рэп к музыкальному жанру).
  • Как и в случае с электронной музыкой, рэп вполне можно записать самостоятельно, не затрачивая каких-то сверхусилий, что позволяет людям делиться сольным творчеством друг с другом.

В рэпе также существует много поджанров, каждый из которых представлен своими «звёздными МС» (что означает «мастер церемоний» и светских мероприятий). Так называемый Old School Rap требует от исполнителя быстрого темпа читки и упрощённым речитативом (исполнители — Grandmaster Flash, the Furious Five), Gangsta Rap фокусируется на подробностях тяжёлой жизни в гетто и сопутствующих моментах вроде наркотиков и бандитских разборок (Ice-T, Eazy-E, 2Pac, Snoop Dogg). К числу поджанров также относятся ньюскул, джи-фанк, альтернативный и андеграундный хип-хоп и грайм.

Экстремальные течения

Под экстремальной музыкой понимается не столько «тяжесть» (вроде групп, играющих Death Metal или Deathecore), сколько попытка отступить за рамки музыки вообще. При этом подобные жанры музыки вовсе не являются новыми в истории, и в узких кругах они были известны ещё со второй половины прошлого века. Одним из таких течений является нойз (определение термина noise = шум); охарактеризовать его можно так:

  • Добавление к стандартной музыке шумов (как естественного, так и техногенного характера) либо же полное наполнение трека неприятным звуком, не имеющим никакой музыкальной составляющей.
  • Преобладание ритма, который, за счёт отсутствия внятной мелодии, выходит на первый план.
  • При записи треков одобряется занесение «случайных шумов» (вроде скрипа стульев или открывающейся двери в студии), что добавляет треку «естественности, жизненности и реалистичности».

Суть такой музыки не в доставлении эстетического удовольствия в слушателю. Как говорят поклонники этого жанра, смысл зависит как от слушателя, так и от исполнителя. Для последнего, к примеру, является хорошим способом выразить своё отношение как к отдельному человеку, так и ко всему человечеству в целом.

Более интеллектуальные люди усматривают в этом празднестве шума торжество хаоса, что позволяет им соприкоснуться с самым глубоким творчеством из доступных — с творчеством бездны.

Самая здравая точка зрения у тех музыкантов, что справедливо считают жанр нойз экспериментальной тренировочной площадкой, откуда 1% удачных находок уходит к топовым группам, а также используется в различных кинофильмах, а оставшийся брак продюсируется и выпускается для отдельных ценителей.

Реферат: Музыка, ее разновидности и жанры

Осмысление музыки как искусства

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически духовного освоение мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и тому подобное, которые совмещаются потому, что они являются специфическими – художественно образными формами воссоздания действительности.

Искусство как специфическое общественное явление являет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сочетанием познавательной, оценочной, творческой (духовной и материальной) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудия их образования, обогащения их знаний о мире и о самих себя, и как способ воспитания человека на основе той или другой системы ценностей, и как источник высоких эстетичных радостей.

Каждый вид искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его творений и типом образных знаков, которые применяются. В этих пределах все его виды имеют разновидности, которые определяются особенностями того или другого материала и своеобразием художественного языка, который выплывает отсюда. Да, разновидностями словесного искусства является устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки – вокальный и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства – драматичный, музыкальный, кукольный театр, а также эстрада и цирк и так далее.

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сформированная система разных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых имеет и общие для всех черты и индивидуально своеобразные.

Музыка – вид искусства, которое отбивает действительность и влияет на человека с помощью осмысленных и особенным образом организованных звуковых последовательностей, которые состоят в основном из тонов. Музыка – специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (язык, инструментально-звуковая сигнализация и так далее) ее совмещает способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышной форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем она существенно отличается от всех других разновидностей звуковой деятельности людей. Храня некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкальное звучание принципиально отличаются от них строгой высотной и часовой (ритмичной) организованностью. Эти звучания входят в исторически сформированные системы, основу которых составляют тона. В каждом музыкальном произведении тона образуют свою систему вертикальных соединений и горизонтальных последовательностей – его форму

В содержании музыки главную роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании определяется звуковой (интонационной) и часовой природой музыки, что позволяет ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их другим членам общества в первую очередь и главным образом за помощью именно звуков и, с другой стороны – адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимными переходами эмоций и их столкновений.

Из разных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроение. Широко представлены в музыкальном произведении также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет данному виду искусства раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводному на язык слов), достаточно тонком и “заразном” выражении эмоций музыка не знает себе ровных. Именно на этом основано широко распространенное определение ее как “языки души”.

Музыке доступное содержание разных родов: эпическое, драматичное, лирическое. При этом, однако, в силу ее неизобразительной природы наиболее близкая ей лирика.

Материальным воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная форма – и система музыкальных звучаний, в которой реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые отдельно, музыкальные звучания имеют уже первичные выразительные возможности. Каждое из них способно вызывать физиологичное ощущение удовлетворения или недовольства, нарушения или успокоения, напряжения или разрядки, а также ощущение (веса или легкости, тепла или холода, темноты или света и так далее) и самые простые пространственные ассоциации.

В каждом музыкальном произведении из отдельных элементов его формы в процессе их объединения складывается общая структура, которая состоит из нескольких частных структур. К последним относятся структуры: мелодичная, ритмичная, фактурная, тембровая, динамическая и др. Особенное значение имеет тематическая структура, элементами которой служат музыкальные темы (вместе с разными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы является материальными носителями музыкальных образов.

Искусство – составная часть духовной культуры человечества. К искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и тому подобное Музыка – вид искусства, которое отбивает действительность и влияет на человека с помощью осмысленных и особенным образом организованных звуковых последовательностей, которые состоят в основном из тонов. Данный вид искусства раскрывает не только психологические состояния людей, но и их характеры. Широко распространенное определение музыки как “языки души”.

Новые принципы музыкального мышления. Хор, гимн, романс, ария, опера, соната, симфония, реквием, концерт, оратория

Последние десятилетия развития музыки обнажили одну из ведущих духовных ее сторон, возможно, даже определяющую – ее динамизм. Бесспорно, вступая как древним, так и современным африканским и азиатским культурам в воплощении остроты и силы непосредственно чувственного, телесного движения (темпа, ритма, метра), музыка как бы сублимировала эти свойства и перенесла их в область внутреннего, духовного, тем самым прибавив музыкальной мысли никогда и нигде не слыханную раньше энергию, пламенность. Накал этого духовного горения и есть почти перманентное “новое” в истории западной музыки.

Стремительность эволюции музыкального мышления в нашу эпоху – общепризнанный факт, который не нуждается в доказательствах. Вся же музыка XX-ХХІ веков представляется грандиозным катаклизмом, который потрясает сами основы традиционного музыкального мышления. Смежные короткие звенья в длинной цепи изменений очень подобны одна с другой, несмежные кажутся уже и не принадлжещаими к одной цепи. Возобновление и новаторство стали нормой, повторение за учителем – или едва не глупым тоном. Новаторство давно переступило не только все прежние пределы музыки, но и временами пределы музыки вообще.

На доступных для обзора для нас пространствах прошлой музыкальной истории Европы мы можем найти всего два-три эпохальные события:

Превращения сформированного пения и игры на инструментах в “мусик” (техне) – в искусство выражения мира культурного человека (то есть, в сущности, возникновение нашей музыки).

Превращение музыки в искусство выражения чисто духовного в противовес как “телесной”, так и “космической” музыке древнего языческого мира.

Первую из названных событий можно условно датировать концом первой половины I тысячелетия до н.э., второе – первыми веками н.э.

Близко по значению стоит к этим двух событий установления многоголосия, в качестве основы музыки около IX-XII в. (какое можно истолковать как музыкальное выражение духовного единения индивидуумов).

Каждая из таких эпохальных событий переводит музыку на новую, более высокую степень эволюции и дает тем самым принципиально другую, новое качество. Невзирая на неминуемую постепенность (в узких исторических рамках) становления нового качества, несомненно, наличие особенного рода критической ситуации, которая должна чувствоваться современниками как музыкальное “землетрясение” с зловеще ползучими, непонятными черными тенями на небе. Отсюда особенная острота критики дежурной “новой музыки” в поворотные периоды, особенная острота противоборства мыслей за и против новаторства.

Трудно подыскать в известной нам истории музыки другой период, который более отвечал бы ситуации именно катаклизму, чем ХХ век. Конечно, все-таки не исключено, что наши представления о масштабах и значениях нововведений XX века преувеличены, но еще более вероятно, что эти представления, напротив, уменьшенные и даже совсем еще не охватывают грандиозность событий, которые происходят. Не удаваясь в подробности аргументации, мы хотели бы выразить свое впечатление о нынешней ситуации музыки: мы имеем дело с кризисом такого масштаба, который касается не только музыкального мышления последнего времени, – XVII-XIX в., но помечает конец огромного исторического периода от начала письменной истории к ХХ столетию включительно. Вместе с тем новое в современной музыке, особенно второй половины ХХ века, показывает не просто последующее развитие старых традиций, а выход за их пределы

Современная музыка имеет разветвленную структуру. Да, в современной развитой музыкальной культуре творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть дифференцированы за разными признаками.

По типу содержания: лирическая, эпическая, драматичная, а также героическая, трагическая, юмористическая и т.д.; в другом аспекте – серьезная музыка и легкая музыка.

За исполнительским назначением: вокальная и инструментальная; в другом аспекте – сольная, ансамбльная, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным последующим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для камерного оркестра, для джаза и так далее).

За синтезом с другими видами искусства и за словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.

Музыка вне синтеза – вокализы (пение без слов) и “чистая” инструментальная (без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая – на бытовую и обрядовую. Каждая из четырех разновидностей жанровых групп может быть дифференцирована и дальше.

Стремительность эволюции музыкального мышления в нашу эпоху – общепризнанный факт. Возобновление и новаторство стали нормой, повторение за учителем – или едва не глупым тоном. Трудно подыскать в известной нам истории музыки другой период, который более отвечал бы ситуации именно катаклизму, чем ХХ столетие. Вместе с тем новое в современной музыке, особенно второй половины ХХ века, показывает не просто последующее развитие старых традиций, а выход за их пределы. Современная музыка имеет разветвленную структуру, возникают новые виды музыкальных произведений.

Ссылка на основную публикацию