Духовная музыка – сообщение доклад по музыке 5, 6, 7 класс

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Духовная музыка (церковная)

Подробности Категория: Музыкальная теория Опубликовано 15.02.2019 17:17 Просмотров: 764

Духовной музыкой называются вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера.

Но термин «духовная музыка» имеет более узкий и более широкий смысл. В первом случае духовной музыкой называют церковную музыку, исполняемую во время церковной службы. Во втором случае, в широком смысле, духовная музыка не ограничивается сопровождением богослужения и христианством.
Рассмотрим одну сторону духовной музыки – церковную.

Церковная музыка

Церковная музыка – это вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестантской и православной), сопровождающая христианское богослужение.
Церковной музыке принадлежит важная роль в истории европейского музыкального искусства, т.к. вплоть до XVII в. церковь оставалась главным центром профессиональной музыки: здесь формировались музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотопись, педагогика.

Христианская богослужебная музыка

П. Берругете. Второй царь народа Израиля Давид (XV век)

Самым древним жанром христианской богослужебной музыки является псалом, заимствованный первыми христианами у иудеев. Псалмы Давида пелись в качестве обязательной части богослужений в Иерусалимском храме, в синагогах и в домашних молитвах. Сам Иисус Христос часто пел псалмы со своими учениками. Манера исполнения псалмов – медлительная речитация, не допускающая выражения эмоций. Вместе с текстами псалмов эту манеру исполнения унаследовала и Литургия (главнейшее христианское богослужение).
Раннехристианское пение было одноголосным, использование музыкальных инструментов не допускалось вплоть до конца I в. Но иногда этот запрет нарушался.

Зна́менное пение

Знаменное пение – основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков – знамён, использовавшихся для его записи.

Пример знаменной нотации
С конца XVII-начала XVIII в. крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, партесным пением.

Валаамский мужской монастырь
Старообрядцы до сих пор соблюдают традиции знаменного пения. Но и в Русской православной церкви возрождают знаменное пение, например, Валаамский монастырь использует в богослужении знаменное пение.

Парте́сное пение

Партесное пение – многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском (грекокатолическом) и православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Униатские (греококатолические) церкви – это восточнокатолические церкви византийской литургической традиции. В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду.
Количество голосов в многоголосной партесной музыке колеблется от 3 до 12, в единичных случаях может достигать 48.
Родина партесного пения – католическая Италия. Из Италии пение распространилось сначала в Польшу, из Польши в Москву. В русском православном богослужении партесное пение распространилось в XVI-начале XVIII вв., вытеснив древнее знаменное пение.

Музыка католической церкви

С распадом Римской империи произошло разделение церкви на западную католическую и восточную православную, различающиеся ритуалом и музыкальным оформлением. Официально разрыв закреплён «схизмой» в 1054 г. Сначала было много вариантов музыки, но затем все региональные традиции постепенно были вытеснены официальным римским хоралом, названным в честь папы Григория Великого (ок. 540-604), Григорианское пение.

Ф. Сурбаран. Папа Григорий I (64-ый папа римский)
Окончательно свод григорианских песнопений сложился к концу IX в. Отрывки из Ветхого и Нового заветов читались нараспев, псалмы исполнялись в более распевной манере. В григорианский обиход входили антифоны, респонсории, гимны, кантики. Особую группу составляли антифоны мессы. В григорианском пении различаются два типа исполнения: антифонное (чередование двух хоров) и респонсорное (пение солиста чередуется с небольшими репликами хора).
Вплоть до IX в. католическое церковное пение было одноголосным, а после IX в. складывались ранние формы церковного многоголосия. Основу римско-католического и православного богослужения составляли библейские тексты.
Начиная с XI в. в Западной и Центральной Европе постепенно распространялся орган; с ним в церковь пришло инструментальное сопровождение, строго регламентированное. Звучание органа придавало торжественность определённым частям богослужения. В католической церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII в., в эпоху барокко, в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных: церковная соната, разновидность трио-сонаты.
Православная церковь орган не приняла, здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос.
Орган сначала поддерживал хоровое пение, но со временем стал звучать и соло, чередуясь с хором.
В XV-начале XVI вв. органные мессы представляли собой собрания хоральных обработок, но в конце XVI-XVII вв. итальянские органисты стали включать в них токкаты, прелюдии, канцоны, арии. Таким образом, органная месса постепенно стала инструментальной музыкой.
В XVIII-начале XIX вв. с развитием оперы и симфонии нередко церковные жанры утрачивали свою непосредственную богослужебную функцию и становились самостоятельными концертными произведениями. Среди сочинений венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен) много произведений в различных церковных жанрах: мессы, реквиемы, вечерни, гимны, антифоны, секвенции и др. Особенно значительны последние мессы Гайдна, Реквием Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена.
Мессы и другие церковные сочинения Ф. Шуберта в целом близки образцам церковной музыки венских классиков; романтическую трактовку церковные жанры получили в мессе и реквиеме Р. Шумана, реквиеме и Те Deum Г. Берлиоза.
И так постепенно к концу XVIII-XIX вв. в католической церкви стал господствовать концертный, оперный стиль. Как реакция на это возникло движение за восстановление строгого полифонического стиля a cappella эпохи Палестрины и римского хорала. В конце XIX-начале XX вв. григорианский хорал был заново осмыслен как яркое художественное явление и усилиями учёных и музыкантов очищен от позднейших наслоений.

Музыка протестантской церкви

После Реформации XVI в. западная церковь разделилась на самостоятельные, обладавшие автономией церкви: лютеранскую, кальвинистскую, англиканскую. Они стремились сделать церковный обряд доступным народу, ввести в службу общинное пение на национальных языках.
Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал французский перевод Псалтыри с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов.
Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). Был осуществлён перевод Псалтыри на английский язык. Появились новые церковные мелодии. В Англии появился и специфический национальный церковный жанр: энсзем, музыку которого представляли композиторы О. Гиббонс, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др. Музыка англиканской церкви создавалась в традиционных католических жанрах: месса, мотет.
Отчасти следуя его примеру, Мартин Лютер предложил новый порядок проведения службы: он ввёл общинное пение. Для монастырей, Домских соборов и городов с латинскими школами Лютер в целом сохранил латинскую литургию с заменой отдельных разделов немецкими песнями общины. Для небольших городов он предложил исполнять немецкую мессу, состоящую исключительно из немецких духовных песнопений.
Протестантские песнопения фактически сформировались из 3 источников: григорианского хорала, светской песни, немецкой духовной песни. На протяжении XVI-XVII вв. ведущим жанром многоголосной протестантской музыки оставался мотет, сначала сочинявшийся в соответствии с нормами строгого стиля, а в XVII в. эволюционировавший в сторону концертного стиля. В XVIII в. мотет уступил ведущее место кантате. Получил распространение также жанр «страстей» – композиторы Р. Кайзер, Г. Гендель, Г. Телеман, И. Маттезон, И. С. Бах.

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене
В протестантском богослужении XVII-XVIII вв. важная роль принадлежала органисту. Звучание органа подготавливало общинный хорал, предваряло и завершало службу. По ходу литургии исполнялись полифонические и импровизационные пьесы. Для И. С. Баха хоральная обработка – особый жанр, в котором формировались многие важнейшие принципы его творчества. Активно развивались другие жанры органных композиций: фантазии, прелюдии и фуги, токкаты.
В период Просвещения церковь утратила ведущее значение в общественной жизни, и многие старые церковные книги были утеряны. А после смерти Баха в области кантаты почти не было создано значительных произведений. Но в жанре оратории работали К. Ф. Э. Бах, И. К. Ф. Бах, К. Г. Граун. В XVIII-XIX вв. ораториальные произведения на религиозные сюжеты предназначены уже для концертного зала, а не для церковной службы. Это, например, оратории «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Христос на Масличной горе» Л. ван Бетховена, «Павел» и «Илья» Ф. Мендельсона, «Легенда о святой Елизавете» и «Христос» Ф. Листа, оратории Ф. Шнейдера, Л. Шпора, И.К.Г. Лёве и др.

Русская церковная музыка

Музыка православных народов Востока (преимущественно греков) и славян, автокефальных православных церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Кипрской, Грузинской, Болгарской, Сербской, Русской и др., в отличие от католической и протестантской, была исключительно вокальной. Круг русских церковных песнопений заимствован из Византии в X в. вместе с принятием христианства по византийскому образцу. А в дальнейшем ведущее значение в ней приобрели художественные принципы русской культуры.
Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала была письменной. Жанры русской церковной музыки сложны и разнообразны: стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, припевы, антифоны, славословия, величания, гимны, аллилуарии, псалмы Давида. Музыкальные формы церковных песнопений строго регламентировались Уставом церкви. Как уже было сказано, основным видом древнерусского богослужебного пения был знаменный распев.
С середины XVI в. на Руси начался новый подъём церковной певческой культуры. Появились новые распевы. В XVI в. возникли музыкальные центры, певческие школы, где детей обучали пению и чтению. В середине XVII в. на Руси распространились новые одноголосные осмогласные распевы: киевский, болгарский, греческий и начало распространяться партесное многоголосие, которое постепенно вытеснило знаменное. Появились новые жанры церковной музыки: партесные концерты a cappella, свободные многоголосные композиции служб, партесные обработки знаменного распева. Стали появляться новые виды духовной музыки, исполняемой в домашней обстановке: духовные канты, псальмы. Особенно этот процесс усилился в XVIII в.
Был создан жанр духовного концерта. Крупнейший композитор этого времени – Василий Титов, автор множества концертов и служб. Особой пышностью отличаются концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова. В середине XVIII в. стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло необычных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский создали классический тип русского духовного концерта: концерт М. С. Березовского «Не отвержи мене во время старости» – лучшее сочинение такого рода. Творчество Д. Бортнянского – это целая эпоха в истории церковной музыки.
В церковной музыке 2-й половины XVIII в. заметно влияние итальянской музыки, да и большинство русских композиторов XVIII в., сочинявших церковную музыку, училось у итальянских музыкантов. В церковный обиход XVIII-начала XIX вв. вошли мелодии из опер Г. Спонтини, К. В. Глюка и др. После смерти Д. Бортнянского в 1825 г. в русской церковной музыке равной ему фигуры не было до конца XIX в.
В XIX в. вся духовно-музыкальная деятельность в России сосредоточилась в Придворной певческой капелле. Она была и цензором духовной музыки, первоначально её ввели для ликвидации светских и особенно оперных элементов в церковной музыке. Она ограничивала церковное творчество композиторов-классиков, пока не была отменена после публикации П. И. Чайковским его Литургии. В середине XIX в. в церковной музыке работало уже много композиторов, а А. Архангельский один из первых включил в церковный хор женские голоса. В церковной музыке работали композиторы Д. Аллеманов, Н. Бахметев, М. Виноградов, П. Воротников, В. Войденов, иеромонах Виктор, В. Жданов, А. Копылов, Г. Ломакин, Г. Музыческу, Г. Львовский, А. Львов, В. Никольский, В. Орлов, С. Смоленский, П. Турчанинов и др.

М. Бельский. Портрет Д. Бортнянского
Композиторы-классики также работали в области церковной музыки: М. Глинка, М. Балакирев, А. К. Лядов. А. Римский-Корсаков написал свыше 30 произведений церковной музыки. Значительные произведения в области церковной музыки созданы П.И. Чайковским: Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение.
Новый подход к церковной музыке нашла группа московских композиторов во главе с А. Кастальским в конце XIX-начале XX в. Они стремились к возрождению национальных основ в русской церковной музыке. Создавались целые службы Литургии, Всенощного бдения, Панихиды и т. д. Авторами таких служб были П. Чесноков, А. Никольский, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Ребиков, Н. Черепнин, Н. Кампанейский. Вершиной развития русской церковной музыки стали Литургия Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915) С. Рахманинова.
Мелодии знаменного распева использованы в произведениях М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, Г. В. Свиридова, Ю. М. Буцко и др.

Иудейская духовная музыка

Основным жанром храмовой музыки иудеев был псалом.
К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение; соло, сопровождаемое хоровыми репликами («ответами»); просто хоровое пение, без солиста. Ещё в царствование Давида в богослужении была введена музыка, в службе участвовали обширный хор и оркестр.
Хор мог делиться на две группы, которые вели между собой диалог (антифон).
С 70 г. н.э. началось развитие синагогальной музыки, родился новый церковный жанр – молитва, а позже псалмодия (песнопение, текст для которого черпали не в Псалтири, а в других книгах Ветхого Завета). Синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным, в отличие от храмового.
В средние века получил распространение пиют – гимн религиозного характера. На рубеже VIII и IX вв. в синагогах появились профессиональные певцы – хаззаны (канторы). Хаззаны имели право интерпретировать старинные молитвенные напевы и создавать новые.
В дальнейшем музыка еврейских диаспор вбирала в себя элементы местных европейских культур. В XIX в. в синагогах устанавливали органы и создавали органные обработки литургических напевов.
В Восточной Европе, где еврейские общины вынужденно жили более замкнуто, в 30-х годах XVIII в. в Речи Посполитой зародился хасидизм (религиозное течение в иудаизме. Особенное значение хасидизм придаёт эмоциональному постижению Бога). Частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальное сопровождение или пение. Музыка и танцы хасидов вобрали в себя элементы украинского, польского, румынского и венгерского фольклора, но в то же время это было искусство глубоко национальное.

Исламская духовная музыка

Исламская духовная музыка – это прежде всего каввали (исполнение под музыку суфийской поэзии). Суфизм – течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность.

Каввали
Содержание каввали – в основном восхваления Аллаха, Мухаммеда, святых. Солист запевает строку, группа её подхватывает и повторяет на разные голоса с несложным инструментальным сопровождением.

Духовная музыка – определение, жанры, сюжеты и образы

Религия и музыка

Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.

Читайте также:  Жанры музыки – сообщение доклад 4, 5, 6, 7 класс

Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.

В культурах Древнего Востока, а также у кельтов и эллинов существовали свои сакральные обряды, которые не обходились без музыкального сопровождения.

Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.

Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.

Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.

От первых песнопений до новых жанров

В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.

Особенности византийской традиции:

  • Главенство слова.
  • Акапельное исполнение, исключавшее любые музыкальные инструменты.
  • Преобладание текста, несущего основную нагрузку, над мелодией.
  • Очевидная взаимосвязь интонации песни с её смыслом.
  • Плавное и последовательное течение мелодии.

Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.

Жанр представлял собой мужское хоровое одноголосье.

Западноевропейские системы пения:

  • В католической традиции появляется связанный с римским папой Григорианский хорал (VII век).
  • Развитие полифонии или «органум» (IX век).
  • Многоголосый дискант (XII век).
  • Более поздним жанром духовной музыки, отличающимся сложностью форм, является месса, возникшая позже.

Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.

Основные этапы в истории российской церковной музыки:

  • Происходит отказ от немецкого влияния и возвращение национальной гармонии.
  • Поиски собственного стиля в творчестве русских композиторов.
  • Объединение традиционных религиозных произведений с народным творчеством.
  • Развитие новых, более свободных форм вокального исполнения.
  • Перерыв связанный с коммунистическим режимом.
  • Возрождение.

На сюжеты и образы духовной музыки западной и центральной Европы значительно повлияли светские композиторы, например, Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие. Развитие протестантизма послужило к ещё большему смешению церковного и мирского. Возникли совершенно новые тенденции и жанры, вмещавшие в себя самые разные стили: от популярных произведений до африканских напевов. В 1971 году на Бродвее был поставлен знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда».

Христианская традиция

Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.

Жанры зарубежной сакральной музыки:

Как известно, византийские каноны не допускали инструментального сопровождения, ограничиваясь исключительно вокальным исполнением. Это послужило развитию несколько иной традиции, которая существенно отличалась от западной.

Список православных жанров:

Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.

В протестантизме всё выглядит по-другому. К примеру, во многих евангельских церквях звучат радостные, мажорные мелодии, призывающие прихожан к радости.

Иудея и Ислам

Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.

После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.

В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.

Первые христианские общины очень много взяли из иудейской музыкальной традиции.

Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.

Основные жанры

Чтобы лучше разобраться в понятии религиозной музыки, необходимо более внимательно рассмотреть её разновидности. Каждая традиция имеет свои особенности, отличаясь содержанием и формой выражения.

Описание основных жанров:

  • Псалом — универсальная музыкальная форма, встречающаяся в иудаизме и христианстве, созданная на основе ветхозаветной книги Псалтири. В основе этого жанра лежит текстовая составляющая. Из библейских стихов родилось несколько видов песнопений: градуал, тракт, аллилуйя и антифон. Со временем они развивались и стали исполняться многоголосо под аккомпанемент органа и струнных инструментов.
  • Религиозный гимн — торжественное произведение, прославляющее бога, святых и прочих сакральных персонажей. Жанр отличается от других своей величественностью и невероятной силой. Его предназначение заключается в поднятии духа верующих и воодушевлении на подвиги во имя божества.
  • Месса — отличный пример духовной музыки, представляющий собой полифоническое пение молитвенных текстов под инструментальный аккомпанемент. Изначально они сочинялись исключительно для проведения католических служб, но со временем эволюционировали в сочинения для концертов, не связанные с церковью.
  • Реквием в узком понимании — католическая заупокойная служба, предназначавшаяся для отпевания усопших. В более широком смысле — это разновидность траурной музыки, зачастую не связанная с богослужением. К этому жанру обращались практически все известные композиторы.
  • Мотета — довольно необычный вид хорового пения, возникший в XIII веке. Произведения этого жанра не имеют чётких церковных предписаний, являя собой мелодичное распевание светских текстов. Благодаря тому, что каждый участник хора исполняет свою партию, возникает очень своеобразная полифония и затрудняется слуховое восприятие текста.
  • Новая эра или New Age — современные музыкальные произведения, представляющие собой симбиоз электроники, классики и этнического звучания. Тексты могут быть самые разнообразные, в том числе на вымерших или несуществующих языках.

В современном мире духовная музыка полностью освободилась от узких церковных канонов. Беря за основу огромное мировое наследие, создаются разнообразные произведения самого высокого класса.

«Духовная музыка» доклад

Сообщение о духовной музыке кратко поможет Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в искусстве. Также из статьи Вы узнаете, на какие жанры поделена духовная музыка и ознакомитесь с основными произведениями.

«Духовная музыка» доклад

Как Вы уже поняли из самого названия, духовная музыка не является предметом светских развлечений. Она связана с религиозной стороной народов, проживаемых на Земле. Духовная музыка имеет религиозное содержание текстов и предназначена для церковного или храмового богослужения.

Представления о ней в разных религиозных традициях различаются:

  • В христианстве духовная музыка поделена на католическую, православную, протестантскую. Самые распространенные жанры духовной музыки — псалм, хорал, гимн, секвенция, месса и страсти. В православии особое место отведено Всенощной службе.
  • В иудейских верованиях духовная музыка играет важную роль. В церковный ритуал она была введена еще в период правления царя Давида – в каждом храме был оркестр и хор. На сегодняшний день развивается синагогальная музыка с молитвенным жанром.
  • В исламе она зародилась в Индии в XIII веке в процессе слияния индийской музыки и персидской поэзией. Называется она кавалли, и восхваляет святых, пророка Мохаммеда и Аллаха.

Жанры духовной музыки

В начале возникновения духовной музыки, писать ее могли только служители церкви. Наиболее распространенными были сочинения папы Григория I, монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже сочинять духовную музыку могли светские композиторы. После Реформации были популярны гимны, хоралы, Страсти. Написаны они были преимущественно Мартином Лютером. К слову, Страсти появились в XVII веке и основывались на событиях Страстной недели, главах Евангелия, сюжетах из Ветхого Завета. Например, такие произведения духовной музыки — «Семь слов Христа на кресте» (Генрих Шютц), «Семь слов Спасителя на кресте» (Йозеф Гайдн), «Рождественская история» (Генрих Шютц), «Рождественская оратория» (Бах), «Израиль в Египте» (Гендель). После эпохи Возрождения стали создаваться реквиемы и мессы. Остановимся более конкретно на каждом жанре.

  1. Псалмы – это небольшие музыкальные произведения, которые основанные на текстах Псалтыря. Считаются самым древним жанром духовной музыки. С XVI века их используют в качестве погребальной молитвы. В XIX — ХХ веках переработанные или оригинальные псалмы писали Мендельсон, Бах, Гендель, Шуберт, Регер, Пендерецкий, Янченко. Самые известные псалмы И. Ф. Стравинского под названием «Симфония псалмов».
  2. Мессы — это вокально-инструментальные или вокальные произведения, которые представляют собой собрание католической литургии. Первая авторская месса была написана Гийомом де Машо в середине XIV века— Messe de Notre Dame. В начале XIX века месса отделилась от богослужения и стала частью концертной практики. Авторами таких произведений были Бетховен, Бах, Шуберт, Моцарт. В ХХ веке интерес к ней стал угасать.
  3. Реквиемы — это изначально заупокойные католические мессы. Самое раннее сочинение — латинский канонический текст, Реквием Дюфаи. До наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся текст это «a capella» Йоханнеса Окегема (XV век). Со второй половины XVIII века реквиемы стали частью не только духовной музыки. Известные авторы Моцарт, Верди, Берлиоз, Форе, Керубини, Брамс, Бриттен, Зеленка и Бибер.
  4. Страсти — это вокально-драматические произведения, которые посвящаются Страстной недели и изначально основывались на текстах Евангелие. Самые ранние произведения принадлежат Орландо Лассо и Якобу Обрехту (XV—XVI века). Данный жанр духовной музыки был популярен вплоть до середины XVIII века. После композиторы забыли о нем до ХХ века. Возрождению Страстей поспособствовал Хуго Дистлера, написав Хоральные страсти».
  5. Stabat Mater – это католические песнопения на латинском тексте Якопоне да Тоди.

Надеемся, что доклад про духовную музыку помог Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в области искусства. А свой рассказ о духовной музыке Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Духовная музыка в творчестве русских композиторов. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Д.С. Бортнянский

Место духовной музыки в творчестве русских композиторов. Судьба духовных произведений Д.С. Бортнянского. Значение музыкального наследия П.И. Чайковского для духовной жизни. Духовная музыка в творчестве композитора “серебряного века” С.В. Рахманинова.

РубрикаМузыка
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления02.02.2015
Размер файла21,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. ДМИТРИЯ ТАРАСОВА

Буценко Евгения Сергеевна,

ученица 11 класса

Лушникова Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания

    Введение
  • Дмитрий Степанович Бортнянский
  • Петр Ильич Чайковский
  • Сергей Васильевич Рахманинов
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение


Но какое именно место в творчестве этих композиторов занимала религиозная музыка? Была ли она преимущественной в их творчестве? Сумела ли духовная музыка, созданная великой музыкальной мыслью этих композиторов, получить признание людей сведущих? Какой вклад она внесла в умы и сердца людей? Ответы на эти вопросы кроются в самой музыке, слагаются нотами. И сама жизнь, ход которой открывается с течением времени, способна ответить на них.


Изучая биографии Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, можно увидеть не только прошлое, но, возможно, и настоящее, получить ответы и понять, стала ли их музыка духовной ценностью.


Дмитрий Степанович Бортнянский


Не смотря на критику и столетия, прошедшие со времен жизни Дмитрия Степановича Бортнянского, плоды его духовного творчества высоко оценены. Херувимская песнь 7, великопостное трио Да исправится молитва моя, ирмосы канона св. Андрея Критского Помощник и покровитель, рождественские и пасхальные концерты звучат и ныне в русских храмах.


Имя композитора связано с первым опытом обработки древних церковных песнопений. В будущем эта идея возвращения к национальным основам в музыке получила широкое развитие.


Петр Ильич Чайковский


Не смотря на осуждения в преобладании светского в своем духовном творчестве, Чайковский стремился приблизиться именно к истокам традиции религиозной музыки, стремился преодолеть “европеизм” и излишнюю вычурность.


Одна из значительных вех в творчестве Чайковского как духовного композитора связана с его работой над “Полным собранием духовно-музыкальных сочинений Д.С. Бортнянского”. В течение своей работы (1881 год) Чайковский создал труд, который сохранил сочинения Бортнянского для будущих поколений. Отношение самого Чайковского к сочинениям, включенным в собрание, было неоднозначным. Некоторые концерты Бортнянского Чайковский оценил весьма высоко, но в большинстве своем эти произведения не нашли отклика в душе Чайковского. Он считал их слишком сладостными для церковного пения.


Следующее сочинение для церкви (“Всенощное бдение”) было создано Чайковским в 1881 году. Вслед за Всенощным бдением последовали Девять духовно-музыкальных сочинений и хор Ангел вопияше. Эти церковные произведения композитора исполняются и сейчас.


В душу мою все больше и больше приникает свет веры,. я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий.


Сергей Васильевич Рахманинов


Творческое наследие Рахманинова включает в себя произведения различных музыкальных жанров, в том числе и произведения духовно-музыкальные. Композитор был продолжателем Чайковского в духовной музыке, в том смысле, что он продолжил начатую Чайковским традицию исполнения церковной песни в открытом светском концерте. И многие произведения Рахманинова разделили ту же судьбу, что и религиозные творения Чайковского.


Духовная музыка в творчестве Рахманинова занимала существенное место. Будучи композитором “серебряного века” и символистом он во многие свои православные произведения вкладывал символический смысл. Самые значимые произведения духовной музыки Рахманинова исполняются и в нынешние дни. Среди них Всенощное бдение и Литургия Иоанна Златоуста (1910 год). Написание “Всенощного бдения” было завершено Рахманиновым в 1915 году. Оно имело огромный успех на сцене, но не вошло в литургическую практику. Церковь и ее высокие требования к духовной музыке и концертам, исполняющим эту музыку, не позволили реализовать “Всенощное бдение” в полной мере даже на светской сцене. Этому способствовал и циркуляр Святейшего Синода “О порядке устройства духовных концертов”. С 1926 года “Всенощное бдение” не исполнялось, но в 80-х годах оно получило перерождение, снова зазвучав в концертах.


Рахманинов склонялся к духовной музыке в творчестве, так как усматривал в ней историю и лучшие традиции русской культуры. Зарубежный период


творчества композитора также ознаменовался некоторыми духовно-музыкальными произведениями (“Три русские песни для хора с оркестром”).


В духовной музыке композитор нашел те истоки русской культуры, к которым стремился.


Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка. (С.В. Рахманинов)


Бортнянский создал более полусотни хоровых концертов, которые были собраны и отредактированы Чайковским. Бортнянского можно без преувеличения назвать певцом церковного слова, так как его творчество это духовное творчество.


Чайковский первым перенес духовную музыку на светскую сцену, а Рахманинов был тем, кто последовал за ним и создал произведения, собиравшие аншлаги на концертах.


Огромен вклад этих композиторов XVIII – первой половины XX веков в духовную музыку. Исчерпывающим доказательством служит то, что мы слышим ее и сейчас.

русский композитор духовная музыка

Список использованной литературы


1. Игорь Глебов (Асафьев Б. В.) П.И. Чайковский: его жизнь и творчество. – Петроград, 1922


2. К. Ковалёв-Случевский, Бортнянский (ЖЗЛ)


3. С.В. Рахманинов: статья “Музыка должна идти от сердца”


4. А.В. Оссовский. С.В. Рахманинов. в кн: Оссовский А.В. Избранные статьи и воспоминания. – Л.: Сов. композитор, 1961.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История создания, содержание и структура “Литургии Святого Иоанна Златоуста” и “Всенощного бдения”, воплощение сакрально-религиозной темы в духовном творчестве С.В. Рахманинова, воплощение оригинальной формы церковного пения русской православной церкви.

реферат [33,5 K], добавлен 31.01.2012

Формирование музыкальных традиций в рамках христианской церкви, единая система церковных ладов и ритмики в средневековой западноевропейской культуре. Художественно-стилевые особенности духовной музыки в творчестве известных композиторов XVIII-XX веков.

курсовая работа [74,5 K], добавлен 17.06.2014

Развитие духовной музыки. Творческий портрет композитора С.В. Рахманинова в сфере духовной музыки. История создания “Литургии святого Иоанна Златоута” С.В. Рахманинова. Проведение музыкально-теоретического анализа литургического цикла композитора.

курсовая работа [53,9 K], добавлен 28.04.2014

Колокольные звоны как органичная часть музыкального стиля и драматургии произведений русских и советских композиторов в различных жанрах. Колокольная музыка как вид народного творчества. Использование колоколов и колокольчиков в повседневной жизни.

реферат [9,1 K], добавлен 30.09.2013

Отличительные черты и значение музыки начала 20 века. Композиторская деятельность С. Рахманинова, самобытные основы его музыкального стиля. Творческий пусть русского композитора и пианиста А. Скрябина. Разнообразие музыкальных стилей И. Стравинского.

реферат [41,5 K], добавлен 09.01.2011

Выявление перспектив расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интересов студентов к фортепианной музыке русских композиторов. Анализ фортепианного творчества Глинки, его современников: Алябьева, Гурилёва, Варламова.

дипломная работа [50,2 K], добавлен 13.07.2015

Новейшая педагогическая антропология как духовная, мировоззренческая, общетеоретическая основа реалистической практики образования. Возрастание интереса к проблемам русской духовной музыки. Духовное воспитание во время занятий музыкой в 1-8-х классах.

статья [18,7 K], добавлен 27.11.2009

Характеристика творчества выдающихся композиторов XIX в. Анализ произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф.П. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Р. Вагенра, И. Штрауса, Д.А. Россини, Д. Верди.

доклад [2,5 M], добавлен 21.11.2009

Содержание и сущность основных музыкальных понятий. Этапы развития русской духовной музыки. Формы приобщения младших школьников к образцам русской духовной музыки. Современные программы по музыке для младших школьников, экспериментальное исследование.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 11.10.2012

Истоки кабардинской и балкарской культуры, искусство адыгов. Песня – душа кабардинского и балкарского народа. Национальный фольклор в творчестве русских и советских композиторов. Характерные особенности хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии.

дипломная работа [97,4 K], добавлен 18.02.2013

Доклад на тему “Русская духовная музыка в детском хоре”

Доклад посвящен теме включения в репертуар детского хорового коллектива произведений русской духовной музыки. В работе подробно рассмотрены проблемы, возникающие при исполнении, даны пути их решения, освещена методика работы и этические моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_russkaya_duhovnaya_muzyka_v_detskom_hore_nigamedyanova_s.a.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Русская духовная музыка в детском хоре»

по классу хора МБУ ДО «ДШИ»

Духовная музыка – важнейший пласт общемировой музыкальной культуры. Выражая стремления человека к духовной красоте и гармонии, возвышая чувства и помыслы, она должна являться фундаментом воспитания подрастающего поколения.

Многие русские композиторы-классики, известные прежде всего своими светскими вокальными и инструментальными сочинениями, обращались и к созданию церковной музыки, рассматривая ее как музыкально – художественное явление отечественной культуры. Князь В. Ф. Одоевский еще в середине позапрошлого века писал, что русская духовная музыка – «искусство самобытное, не похоже ни на какое другое, имеющее свои особые законы, свой отличительный характер и высокое как историческое, так и художественное значение»

Многолетний запрет на исполнение музыки религиозного содержания, воинствующий атеизм, насаждаемый в нашей стране, практически полностью уничтожил многовековые традиции исполнения духовных песнопений. А когда перестали действовать запреты и все детские хоры запели на концертной сцене церковную музыку, то это пение уже не имело ничего общего с её изначальной сокровенностью и возвышенностью. Сегодня, когда музыка религиозного содержания становится востребованной, и многие хоровые коллективы включают её в свой репертуар, вопрос об особенностях работы над произведениями русской духовной музыки представляется особенно актуальным. За период забвения и гонений, которым подвергалась духовная музыка в нашей стране, лучшие традиции исполнительства, накапливавшиеся столетиями, оказались частично или даже полностью утеряны.

Целью работы хормейстера с детским хором в этом направлении можно считать следующее: на занятиях хорового класса дать учащимся общие представления о духовно-религиозной музыке, помочь детям ориентироваться в символике, сюжетах, образах, научить осознанно исполнять и слушать духовную музыку – тем самым, закладывая основу для их будущего самообразования и саморазвития.

Преподавание духовной музыки имеет свои особенности, её нельзя изучать и исполнять полностью аналогично сочинениям светской музыки. Схожесть этих двух направлений хорового искусства, прежде всего в том, что музыка написана для уникального инструмента – хора. И все же каждой из этих областей присущи свои законы и свои особенности.

История духовной музыки в России

Православная духовная музыка – пласт русской певческой культуры, который мы сейчас открываем заново после десятилетий вынужденного забвения. Этот пласт, колоссальный по объёму и чрезвычайно разнообразный по стилю, охватывает почти 10 веков. Расскажу вкрадце об истории русской духовной музыки.

Первый период формирования певческой традиции на Руси был связан с принятием христианства (988 год). С X по XVI век в русском церковном пении господствовал знаменный распев – древнейшая форма русского духовного пения.

Знаменное пение , возникшее на Руси как богослужебное, существовало на протяжении всего пути развития духовной музыки и продолжает существовать в наши дни.

Знаменный распев строго одноголосен, его мелодика основана на поступенном движении звуков в сравнительно небольшом диапазоне. В процессе развития знаменного распева возникло несколько его разновидностей – путевой, демественный и большой знаменный, позже – греческий, киевский и болгарский.

К XVI веку появляется строчное пение, или «русское согласие», как его называли в противоположность западному многоголосию. Строчное многоголосие – это исконно русское пение, интонационной основой которого остаются знаменный и демественный распевы. К сожалению, эта страница в русском церковном пении осталась «недописанной», поскольку на Россию лавиной обрушилось партесное пение, базирующаяся на принципах западного гармонического мышления и мелодике неканонического типа.

Партесное пение изменило стиль русской духовной музыки, вытеснив русские интонационно-певческие традиции. Партесные партитуры представляли собой либо гармоническое переложение обиходного распева в трёх – четырёхголосном изложении, либо многоголосные, многохорные композиции, на основе которых сложился стиль русского хорового концерта.

Дальнейшее развитие духовной музыки в XIX веке ознаменовалось движением к возрождению русских традиций церковного пения и освобождению его от западных влияний. Процесс возрождения русских певческих традиций стал причиной появления двух церковно-певческих направлений – Московского и Петербургского.

Наиболее ярким представителем Московского направления был А.Д.Кастальский (1856-1926). В его обработках знаменного распева сохраняется строго диатоническое звучание и традиционный церковный звукоряд, которому подчиняется голосоведение. Композиции Кастальского свидетельствуют об истинной красоте используемого в них знаменного распева.

Петербургскую школу представил выдающийся хоровой композитор А.А.Архангельский (1846-1924). Его партитуры отличаются красивыми, благозвучными гармониями чаще всего в четырёхголосном изложении и тесном расположении голосов с обилием хроматизмов и септаккордов.

В XIX веке получили широкую известность монастырские распевы , основанные на местных интерпретациях обиходного распева. Это – распевы крупных монастырей, таких, как Валаамский, Соловецкий, Киево-Печерский, Троице-Сергиевой Лавры.

Русская духовная музыка – особая область хорового пения. Это искусство глубинно связано с каноническими текстами и всем тем, что стоит за ними. Хочется отметить важный для педагога воспитательный аспект в исполнении духовной музыки.

Воспитание духовности у учащихся является основной задачей в воспитании гармонически-развитой личности современного человека. Важным является то обстоятельство, что через произведения, написанные на духовные тексты, дети открывают для себя общечеловеческие ценности религиозной культуры. И не надо опасаться разговоров о скорбящей Богородице или Распятом и воскресшем Христе, или о раскаявшемся разбойнике, поскольку темы зла, смерти, греховности, так или иначе, затрагивали даже столь юные души. А чувства любви, самопожертвования, душевной щедрости – это те темы, без которых трудно представить истинное взросление детей. Нужно только правильно преподнести эту тему, зачастую дети способны понять многое глубже и полнее, чем взрослые.

Говоря непосредственно о работе с церковными песнопениями, следует, в первую очередь, определить факторы, формирующие церковное пение.

Проблемы, возникающие при исполнении духовной музыки в детском хоре.

Итак, сформулирую проблемы, возникающие при работе с духовной музыкой.

Как известно, вокальное и хоровое искусство – это синтез слова и музыки. В духовных произведениях факторами, формирующими церковное пение, являются: богослужебный текст, богослужебный чин и музыкальный материал. Слово, которое имеет в данном случае первостепенное значение, использует музыкальный элемент для более ясного выражения смысла и характера текста.

Глубина исполнения церковных произведений напрямую зависит от глубины осмысления содержания словесного текста.

Преподавателю часто приходится разъяснять смысл отдельных слов, фраз или даже песнопений в целом, ведь, как правило, большинство учащихся не знакомы не только с каноническими текстами, но и с Евангельским повествованием. Проникновение в содержание произведения, осознание глубины и значимости текста привносит в исполнение естественность и искренность – то, что изначально заложено в духовных творениях. Но осмысление текстов осложняется тем, что написаны они на церковном языке.

Следовательно, прежде чем исполнять сочинения духовной музыки, необходимо понять эти тексты, сделать их тщательную смысловую расшифровку.

Следующей проблемой являются нормы произношения текста .

Период освоения техники чтения требует большого внимания и довольно труден, соблюдение правил позволяет передать в музыке красоту и выразительность церковно-славянского языка.

Гласные при пении не редуцируются, согласные – не оглушаются, не озвучиваются, не выпадают.

  • Слово читается так, как пишется: убоя(тс)я, а не убоя(ц)а, свят(аг)о, а не свят(ов)о;
  • В церковнославянском языке нет буквы «Ё»: м(е)ртв(аг)о. а не м(ё) ртв(ов)о. огн(е)м. а не огн(ё)м;
  • В безударных слогах гласная произносится как «О»: благ(о)сл(о)ви, с(о)творившему.

Особо важно определить, где в тексте могут возникнуть сложности в соблюдении норм литургического произношения стоящих подряд в одном или двух соседних словах нескольких согласных:

БеЗСМертнаго ОТЦа Небеснаго

ЧеСТНейшую Херувим….без иСТЛения Бога Слова роЖДШую ; или гласных, повторяющихся или разных «узких» и «широких» рядом – Е-А, И-А, Е-О, в том числе и на стыке строк:

Благ О слови, душе м О я, Госп О да и В ся внутренняя мо Я И мя свято ОЕ Е го

Отца небеснаго Святаго блаженнагО, Иисусе Христе.

Следует также выявить многословные понятия – сочетания 2-х или более слов, обозначающих одно понятие, например,

Господи Боже мой, Всесильный Спасе, Всесвятая Богородице .

Верное воспроизведение церковнославянского текста, понимание его смысловой нагрузки и фразировки, донесение красоты каждого слова и точное его артикулирование является важным моментом в исполнении православной музыки, так как сама эта музыка возникла из слова , как усиление его воздействия, подчеркивание его сути.

Следующий немаловажный вопрос исполнительства – это формообразование. Церковное пение, неразрывно связанное со словом и ритмом, отличается от светской музыки своими формами, а, следовательно, и художественными законами, которые в нём действуют.

Так, например, закон симметричного ритма во многих случаях неприменим в духовной музыке. Это обусловлено свободным текстовым ритмом, где нет равномерного чередования ударных и безударных слогов. Особенности литургического текста часто не дают возможность заключить его в симметрические рамки тактов, группировать музыкальные фразы в периоды, создавать традиционные соотношения частей.

Одним из приёмов хорового пения в церковной музыке является читок. Читок – это такое состояние напева, при котором слова исполняемого текста пропеваются на одной высоте и одинаковыми длительностями. Читок не имеет аналогов вне церковной музыки. Как правило, понятие читка неразрывно связано с церковным обиходом, системой осмогласия, но и самостоятельных произведений можно встретить элементы читка.

Вопросы формообразования в духовной музыке тесно связаны с проблемой темпа исполнения. Как в концертной обстановке передать неторопливое течение церковного времени? Как избежать маршеобразности и легковесности в подвижных песнопениях?

Безусловно, исполнение музыке в храме во время богослужения и концертное исполнение будут отличаться. Концертное исполнение допускает более яркую динамику, фразировку, штрихи.

В певческой практике сложились определённые правила и закономерности, соблюдение которых позволяет, чтобы звучало всё цельно и осмысленно. Этому служит грамотное разделение текста на строки и соединение его с мелодией, выбор темпа, употребление хорового дыхания. Отдельного разговора заслуживает такая важная сторона исполнительства, как звук . К сожалению, детские хоры, воспитанные на массовых песнях и эстрадных шлягерах, и духовную музыку поют прямолинейным, форсированным, открытым звуком, пытаясь поразить слушателей всевозможными звуковыми эффектами. Или, увлекаясь новыми веяниями и занимаясь по различным системам, исполняют ее взрослыми, вибрирующими голосами, уходя от традиций «ангельского» звучания детского голоса.

Звуки на протяжении всего песнопения не следует изменять по громкости и силе (в полную громкость или тихо). Динамическая неровность может возникнуть из-за недостатка у хора певческой техники. Для ровности звучания лучше легче и тише петь в верхнем регистре, обходя мелодические вершины и легче, светлее – в нижнем, особенно в начале и конце фраз.

При пении на цепном дыхании следует обращать особое внимание переход от одной фразы к другой. Тексты надо петь небыстро, немного замедляя на дикционно трудных фрагментах текста. В начале и окончании – темп может замедляться.

Дыхание цепное зависит от текста по смыслу. Должна быть цельность восприятия текста. Смысловые части разделяются цезурами. «Добор» дыхания происходит не на стыке строк, а раньше, чем у певца истощается запас воздуха. Должен быть равномерный расход дыхания, ровность звучания всего произведения.

Работая над выразительностью в исполнении духовной музыки, руководителю следует помнить, что при пении должна быть, прежде всего, молитвенность, а не театральность. Певцы – музыкальные рассказчики – не эстрадные исполнители.

Как известно, лучшие образцы русской духовной музыки весьма сложны для разучивания и исполнения. Поэтому существует проблема подбора репертуара.

Если хор свободно исполняет 4-х голосные сочинения без сопровождения, то хормейстер может найти большое количество духовных песнопений в изданных сборниках, или выполнить переложения самостоятельно. Как правило, большинство смешанных хоров можно переложить для 4-хголосного детского хора. Замечательные переложения для однородного хора, выполнены П. Г. Чесноковым, они изданы в двух сборниках песнопения Всенощной и Литургии. Но для хоров малочисленных, ограниченных в своих исполнительских возможностях, проблема репертуара стоит очень остро. Трёхголосные, не сложные с вокальной точки зрения переложения существуют, но их совсем немного. В качестве примера можно привести Трёхголосную Литургию Д. Бортнянского.

И все же в основной массе духовные песнопения написаны для смешанного хора. Поэтому рано или поздно хормейстер сталкивается с необходимостью делать переложения самостоятельно. Не следует брать для переложений церковный обиход, поскольку эти песнопения отвечают сугубо служебным требованиям и не предназначены для концертного исполнения.

Выбирая произведения для переложения, следует учитывать, что далеко не все они могут быть адекватно, то есть с сохранением всех средств выразительности на 3-хголосный детский хор. И совсем недопустимо упрощать сложные гармонически 4-х и более голосные произведения до простого терцового двухголосья.

Необходимо отметить ещё один немаловажный вопрос, а точнее условие соблюдения этических моментов в подборе репертуара. Существует запрет на исполнение вне службы песнопений евхаристического канона. Это Херувимская песнь, Милость мира, Тебе поем . Этого правила всегда придерживаются церковные хоры, но не всегда светские. Часто в условиях участия того или иного конкурса прописывается запрет на исполнение указанных произведений. Важно уважать и соблюдать церковные каноны, и не включать эти песнопения в репертуар коллектива. Какие же песнопения наиболее часто исполняются вне церкви? Это могут быть тропари, кондаки, стихиры, исполняемые не на глас, а как авторские сочинения, это могут быть отдельные песнопения Литургии и Всенощного бдения. Но более всего для песнопения, посвящённые различным праздникам: Господним, Богородичным, в честь святого или библейского события.

Изучение духовной музыки в детском хоре это длительный процесс, органично входящий в повседневную жизнь коллектива. Пение без сопровождения (a cappella) требует от детей высокой исполнительской культуры, большого технического мастерства, в полной мере развивает певцов. Эти навыки приобрести не просто. Руководителю нужно грамотно подбирать и распределять музыкальный материал, умело сочетая технические и художественные задачи, необходимо знать особенности музыкально-певческого и психофизического развития детей, и уметь предугадывать динамику этого развития под влиянием выбранного репертуара.

Духовная музыка по-своему содержанию рассчитана на серьёзное, зрелое, сознательное восприятие. И задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученикам «дорасти» до постижения глубины и красоты этой музыки. Очевидно, что духовно-нравственное воспитание детей в дореволюционной России начиналось в самом раннем возрасте и основывалось, прежде всего, на хоровом пении. В отношении взаимодействия педагогики и религии примечательно высказывание К. Ушинского: «Открыть в церкви источник духовного развития и нравственных убеждений – высшая цель всякой народной школы: школа учит человека немногому и не долго, церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы».

И если желание исполнять духовную музыку является искренним, сознательным и обдуманным, если хормейстер готов учиться, самосовершенствоваться, готов к преодолению трудностей, которые возникнут в процессе работы, то лучшей наградой станут живые, горящие глаза учеников, открытые, чуткие сердца, «ангельские « голоса, наполняющие слушателей радостью и гармонией.

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов) и систему его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Поскольку древнейшие формы этой нотации точно не расшифровываются, открытым остается вопрос: переняла ли Русь церковное пение из Византии непосредственно или через посредство южнославянских стран. Очевидно, однако, что к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: 1) строго вокальный характер церковного творчества (православный канон категорически исключает применение в церковной службе каких бы то ни было музыкальных инструментов); 2) теснейшая связь слова и звука, т.е. смысла и его интонационного воплощения – отсюда очень большое значение в православной службе не только пения (в старину говорили, например, «спеть обедню», «отпеть обедню», т.е. отслужить литургию), но и особого напевного чтения (в современной терминологии – «литургического речитатива»); 3) плавность, «поступенность» мелодического движения; 4) строчное строение целого – т.е. подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста, в оригинале часто стихотворного. При этом русская трактовка гласа отличалась от византийской: глас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формул (попевок).

Древнерусское церковное пение, как и иконопись, было анонимно, но все же из письменных источников известны имена выдающихся мастеров 16–17 вв.; среди них – новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Федор Крестьянин (т.е. Христианин), работавшие при дворе Ивана Грозного. В 16 в. в Москве были основаны образцовые хоры – государевых и патриарших певчих дьяков. В это же время появляются варианты основного знаменного распева – большой распев, характеризовавшийся особенно протяженными мелизматическими мелодическими линиями; путевой и демественный распевы, имевшие каждый свою систему невменной записи; индивидуальные варианты отдельных песнопений или их групп, принадлежавшие данному мастеру, или местности, или монастырю («местные распевы», «монастырские распевы», «распев крестьянинов», «распев лукошков» и т.д.). Несколько позже, в 17 в., получают широкое распространение киевский, греческий, болгарский распевы, отчасти связанные с пением южных и юго-западных православных церквей, но приобретшие на Руси самостоятельные формы; для них типично более простое, симметричное строение, влияние песенной мелодики. В 16 в. возникло вполне оригинальное русское церковное многоголосие, разные формы которого носили названия: строчное, демественное и путевое. Для раннего многоголосия было характерно свободное сочетание горизонтальных линий голосов, а не четкая координация их по вертикали, как в западной музыке той эпохи. Развитие церковного пения и усложнение форм крюкового письма обусловили появление развернутых теоретических руководств, среди которых особенно выделяется созданная в 1680-х годах Азбука (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца.

С середины 17 в. наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес», распространяемый в Москве поначалу певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма. Простейшим видом партесного пения была гармонизация знаменных мелодий, наиболее сложным – хоровой концерт для большого числа голосов (в числе известных авторов – Василий Титов, Николай Калашников, Николай Бавыкин, Федор Редриков и др.). Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовный стих новой формации – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные, обычно с польского), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Хотя реформы Петра I непосредственно не затрагивали певческого искусства, глубокие изменения в жизни страны, и в том числе в строе церковной жизни, привели к тому, что 18 век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства и как высокохудожественной системы. В больших городах, и прежде всего в Петербурге, пение все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы (центрального хора страны, преобразованного из хора государевых дьяков), которые, наряду со службами, принимали участие в светских увеселениях и даже пели в опере. Однако в том же 18 в. и первой половине 19 в. автономно развивается на прежних началах старообрядческое певческое искусство; сохраняется старинное пение в больших соборах некоторых древних городов; складываются оригинальные распевы крупных монастырей.

В этот период (а нередко и позже) композиторское, авторское церковное творчество часто носило светский характер и даже перекрещивалось впрямую с оперным (известны, например, Херувимские песни на мотивы из опер Моцарта и других композиторов) и песенно-романсовым искусством. В конце 18 – начале 19 вв. стиль партесного пения сходит на нет и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образцу западного мотета; собственно «концертом» в это время называлось развернутое хоровое произведение, которое заняло в воскресной и праздничной литургии место традиционных причастных стихов; в стиле концерта исполнялись и другие песнопения разных служб, преимущественно литургии). Наиболее плодовитым и ярким представителем этого жанра был управляющий Придворной капеллы Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825), популярны также были концерты Максима Созонтовича Березовского (1745–1777), Степана Аникиевича Дегтярева (1766-1813), Артемия Лукьяновича Веделя (1767?–1808), Степана Ивановича Давыдова (1777–1825) и др. Большинство авторов духовной музыки данного периода училось в Италии или у итальянских мастеров в России.

Позже начинается период т.н. немецкого влияния на русскую духовную музыку, представленный деятельностью управляющего Придворной певческой капеллой Алексея Федоровича Львова (1798–1870, автора гимна Боже, царя храни) и его помощников (Гавриила Акимовича Ломакина, 1811–1885; Павла Максимовича Воротникова, 1810–1876 и др.), гармонизовавших в стиле протестантского хорала весь православный певческий обиход. По указу императора Николая I употребление этих гармонизаций предписывалось как обязательное для всех храмов России, изгонялось исполнение песнопений по рукописным «тетрадкам» и запрещалось печатать и исполнять в церкви какие-либо композиции без утверждения их директором Придворной капеллы. Указ надолго закрыл путь в церковное творчество профессиональным светским композиторам, и в эпоху быстрого развития национальной школы этот жанр оставался на периферии.

Однако уже к эпохе Бортнянского относятся первые попытки вернуться к настоящему «древнему пению», и сам Бортянский пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы – протоиерей Петр Иванович Турчанинов (1779–1856). Созданная ими модель «гармонического пения» (т.е. многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии) использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких, как упомянутые выше А.Ф.Львов, Г.А.Ломакин, а также Николай Иванович Бахметев (1807–1891), Григорий Федорович Львовский (1839–1894), Александр Андреевич Архангельский (1856–1924) и другие, вплоть до 20 в. Идея же возвращения к национальным основам, поисков «своей», «русской» гармонии и «своего» контрапункта получили сначала теоретическое обоснование в трудах В.Ф.Одоевского, протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889) и других авторов (преимущественно связанных с Москвой как хранительницей древних традиций), а затем в творческих опытах М.И.Глинки (в нескольких переложениях распевов, сделанных им в последние годы жизни), а начиная с рубежа 1880-х – в сочинениях и переложениях П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Лядова, М.А.Балакирева, С.И.Танеева и других. Первоначально за основу бралась идея родства древних эпох в церковном пении западном и русском, т.е. композиторам предлагалась в качестве образца не итальянская или немецкая музыка новейшей эпохи, а старинная полифония эпохи Палестрины и особая, доклассическая модальная гармония той эпохи – т.н. строгий стиль (в частности, в этом стиле выполнен ряд переложений Глинки, Римского-Корсакова, Лядова, Танеева). Особое значение в исканиях национального церковного стиля заняла Литургия св. Иоанна Златоустого, соч. 41 П.И.Чайковского (1878) – хронологически первое духовное сочинение крупного русского композитора, напечатанное и исполненное в публичном концерте без разрешения Придворной капеллы (судебный процесс по поводу публикации этого сочинения привел к падению монополии капеллы, что послужило важным прецедентом для композиторов следующих поколений).

К началу 20 в. в русской духовной музыке сложилось т.н. «новое направление» (называемое иногда московской школой, школой Синодального училища церковного пения). Крупнейшими деятелями в историко-теоретической и организационно-практической областях движения были Степан Васильевич Смоленский (ученый-медиевист, композитор, директор Синодального училища и его реформатор) с сотрудниками, регенты московского Синодального хора (хора Большого Успенского собора Московского Кремля) Василий Сергеевич Орлов и Николай Михайлович Данилин. Среди композиторов, чьи духовные сочинения могут быть отнесены к «новому направлению», – С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, П.Г. и А.Г.Чесноковы, Викт.С.Калинников, Александр Васильевич Никольский, Н.Н.Черепнин, Семен Викторович Панченко, а также М.М.Ипполитов-Иванов, В.И.Ребиков, Константин Николаевич Шведов, Н.С.Голованов, Николай Нилович и Павел Нилович Толстяковы, о.Дмитрий Васильевич Аллеманов, Дмитрий Моисеевич Яичков, Николай Иванович Компанейский, протоиерей Михаил Александрович Лисицын и др. Характерными чертами «нового направления» являлись: приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы; обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям; раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.

События 1917 насильственно прервали развитие русского церковного пения как современного искусства. Однако традиции поддерживались некоторыми музыкантами в России и в русском зарубежье. За рубежом продолжали сочинять церковные композиции А.Т.Гречанинов и Н.Н.Черепнин; среди регентов выделились Сергей Алексеевич Жаров, Николай Петрович Афонский, Петр Васильевич Спасский, Борис Михайлович Ледковский; среди ученых-исследователей (и одновременно композиторов) Иван Алексеевич фон Гарднер и Альберт Сван.

С конца 1980-х годов происходит возрождение церковно-певческого искусства в России: появляются во множестве новые коллективы, публикуются исследования, ряд композиторов обращается к духовным жанрам. Среди авторов, сочинения которых соответствуют требованиям православного богослужения, можно выделить диакона Сергея Зосимовича Трубачева, протоиерея Александра Ивановича Ведерникова, а также Владимира Ивановича Мартынова. Подавляющее же большинство современных композиций предназначается для духовных концертов, которые проводятся, как правило, в светских залах, но иногда и в храмах.

Ссылка на основную публикацию