Джаз – сообщение доклад по музыке 3, 6 класс

Джаз: что такое (определение), история появления, родина джаза. Известные представители музыкального направления

Где и когда зародилось такое направление в музыке, как джаз? Что такое блюз, соул, свинг?

О том, как звучит композиция в этом стиле, известно, наверное, каждому. Этот жанр возник в начале ХХ века в Соединенных Штатах Америки и представляет собой определенное соединение африканской и европейской культуры. Удивительная музыка практически сразу же привлекла к себе внимание, нашла своих поклонников и быстро распространилась по всему миру.

  • яркую и живую музыку;
  • неповторимый ритм африканских барабанов;
  • церковные песнопения баптистов или протестантов.

Что такое джаз в музыке? Определение этому понятию дать очень сложно, так как в нем звучат на первый взгляд несовместимые мотивы, которые, взаимодействуя между собой, дарят миру неповторимую музыку.

Особенности

Какими характерными чертами обладает джаз? Что такое джазовый ритм? И в чем особенности этой музыки? Отличительными чертами стиля считаются:

  • определенная полиритмия;
  • постоянная пульсация битов;
  • совокупность ритмов;
  • импровизация.

История джаза

Это музыкальное направление развивалось и формировалось на протяжении столетия. Джаз возник из самых недр африканской культуры, так как чернокожие невольники, которых привезли из Африки в Америку, чтобы понимать друг друга, научились быть одним целым. И, как следствие, создали единое музыкальное искусство.

Для исполнения африканских мелодий характерны танцевальные движения и применение сложных ритмов. Все они совместно с привычными блюзовыми мелодиями легли в основу создания совершенно нового музыкального искусства.

Когда появился джаз? Что такое джаз Западного побережья? Вопрос достаточно неоднозначный. Появилось это направление на юге Соединенных Штатов Америки, в Новом Орлеане, ориентировочно в конце девятнадцатого столетия.

Первоначальный этап возникновения джазовой музыки характеризуется своего рода импровизацией и работой над одной и той же музыкальной композицией. Она воспроизводилась главным солистом на трубе, исполнителями на тромбоне и кларнете в совокупности с ударными музыкальными инструментами на фоне маршевой музыки.

Основные стили

История джаза началась достаточно давно, и в результате развития этого музыкального направления появилось множество различных стилей. Например:

  • архаический джаз;
  • блюз;
  • соул;
  • соул-джаз;
  • скэт;
  • нью-орлеанский стиль джаза;
  • саунд;
  • свинг.

Родина джаза наложила большой отпечаток на стиль этого музыкального направления. Самым первым и традиционным видом, создаваемым небольшим ансамблем, стал архаический джаз. Музыка создается в виде импровизации на темы блюза, а также европейских песен и танцев.

Традиционной негритянской музыкой считается направление соул, связанное напрямую с блюзовыми традициями. Достаточно интересно звучит нью-орлеанский джаз, который отличается очень точным двудольным ритмом, а также наличием нескольких отдельных мелодий. Для этого направления характерно то, что основная тема повторяется несколько раз в различных вариациях.

В России

В тридцатые годы в нашей стране был весьма популярен джаз. Что такое блюз и соул, советские музыканты узали в тридцатые годы. Отношение власти к этому направлению было весьма негативным. Изначально джазовых исполнителей не запрещали. Однако имела место достаточно жесткая критика этого музыкального направления как составляющей всей западной культуры.

В конце 40-х годов джазовые коллективы подверглись гонениям. Со временем репрессии в отношении музыкантов прекратились, однако критика продолжалась.

Интересные и увлекательные факты о джазе

Родина джаза – Америка, где сочетались различные музыкальные стили. Впервые эта музыка появилась среди угнетенный и бесправных представителей африканского народа, которых насильно увезли со своей родины. В редкие часы отдыха рабы пели традиционные песни, аккомпанируя при этом себе хлопками в ладоши, так как у них не было музыкальных инструментов.

В самом начале это была самая настоящая африканская музыка. Однако со временем она видоизменялась, и в ней появились мотивы религиозных христианских гимнов. В конце XIX века появились и другие песни, в которых был протест и жалобы на свою жизнь. Такие песни начали называть блюзом.

Основной особенностью джаза считается свободный ритм, а также полная свобода в мелодическом стиле. Музыканты, играющие джаз, должны были уметь импровизировать индивидуально или коллективно.

Со времен своего возникновения в городе Нью-Орлеане джаз успел пройти достаточно сложный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем уже и по всему миру.

Лучшие джазовые исполнители

Джаз – особая музыка, наполненная необычной изобретательностью и страстью. Она не знает границ и пределов. Известные джазовые исполнители способны буквально вдохнуть в музыку жизнь и наполнить ее энергией.

Большой вклад в это направление внес Дюк Эллингтон, так как он использовал свой музыкальный коллектив в качестве музыкальной лаборатории для проведения экспериментов. За все годы своей творческой деятельности он написал множество оригинальных и неповторимых композиций.

В начале 80-х годов самым настоящим открытием стал Уинтон Марсалис, так как он предпочел играть акустический джаз, что произвело настоящий фурор и спровоцировало возникновение нового интереса к этой музыке.

Урок музыки «Герой нашей эпохи – джаз». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Имя урока: “Герой нашей эпохи – джаз”.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма урока: урок-бенефис.

Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Джаз – искусство XX века”.

Триединая дидактическая цель:

  • Обучающий аспект: создать условия для осознания и осмысления истоков возникновения джаза, его основных направлений, познакомить с основоположниками джазового искусства; создать условия для расширения музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора;
  • Развивающий аспект: создать условия для развития представлений о джазе как о роде профессионального музыкального искусства; создать условия для развития умственных способностей, ассоциативного и творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать; создать условия для развития вокально-хоровых навыков, развития эмоционально-волевой сферы учащихся;
  • Воспитательный аспект: на основе эмоционального восприятия джазовой музыки воспитывать потребность в духовной стороне жизни, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству, воспитывать толерантное отношение к музыкальной культуре других народов мира, создать условия для воспитания личностных качеств: внимательности, целеустремлённости, артистизма.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный комплекс, CD – записи произведений А.Ермолова, С.Джоплина, Дж. Гершвина, Л.Армстронга, О.Хромушина, ноты, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

1. Организационный этап.

2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

3. Первичное усвоение учебного материала.

4. Осознание и осмысление учебного материала.

5. Закрепление учебного материала.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

I. Организационный этап.

Слайд 1. Приветствие

Пусть будет радостною встреча! В таком знакомстве дружбы суть.

Мы начинаем бенефис наш. Как говорится, в добрый путь!

II. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Слайд 2. Джаз – герой нашей эпохи

Сегодня наш урок посвящается одной известной знаменитости. Кто же этот таинственный гость? Из какой страны прибыл? Какой у него характер? Захочет ли он с нами подружиться? Для нас это пока загадка. Быть может, музыка поможет вам дать ответы на все эти вопросы.

В исполнении учителя звучит 1-й куплет песни “Находка”

А.Ермолова на слова А.Бочковской.

Кто догадался, какой герой к нам пожаловал? (Джаз, потому что музыка звучала очень ритмично, ярко, чуть необычно.)

Сегодня мы поговорим с вами об удивительном музыкальном стиле – о Джазе. Джаз – настоящий герой своего времени! Мы узнаем, где и когда появился джаз, познакомимся с его характерными особенностями, послушаем музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов и попытаемся сами спеть и сыграть джаз.

Слайд 3. Эпиграф к уроку

Что же такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: “Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”.

Слайд 4. Тема урока: “Джаз – искусство ХХ века”

История джаза – часть истории 20-го века. В ноябре 2011 года Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила о введении новой даты в календарь – 30 апреля – Международный День Джаза. Учредители праздника считают, что джаз – это сила, содействующая “миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми”.

“Вот уже на протяжении века джаз – универсальный язык увлечённости и человеколюбия – объединяет людей, несмотря на их различную культурную, религиозную и национальную принадлежность”, – говорится в послании Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и Посла доброй воли ЮНЕСКО, ректора Института джаза им. Телониуса Монка Херби Хенкока.

III. Первичное усвоение учебного материала.

Слайд 5. Заглянем в словари. Определение “Джаз”

Джаз возник в конце XIX – начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая объединяет расы и национальности и стирает границы между людьми и государствами.

Впервые слово “Джаз” было упомянуто в газете “Los Angeles Times” от 2 апреля 1912 года.

Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в начало XX столетия.

Слайд 6. Заглянем в словари. Определение “Джаз-банд”

В то время и Новый, и Старый Свет бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. Послушаем?

Подготовленные учащиеся показывают небольшую сценку, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Все – и друзья, и враги Джаза сходились в одном: они хотели знать, откуда взялась эта скандальная личность.

Слайд 7. История возникновения. Первые джаз-банды

А было Джазу в ту пору лет 10, не больше. Родился он на юге США и любовно называл свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где и появились первые оркестры, состоящие из 5-10 музыкантов, которые называли джаз, или джаз-банды. В Новом Орлеане, как и по всему югу Америки жило много негров, бывших рабов с плантаций. Негры жили трудно, но веселились с азартом и вдохновением.

Кстати, именно в Новом Орлеане была записана первая джазовая грампластинка. Запись принадлежала известному “Original Dixieland Jazz Band”. Диксилендами также называли джазовые ансамбли, состоящие из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам.

Слайд 8. Первые джаз-банды

Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках. Иногда случалось так, что они встречались на одной площади, в одном городе. Тогда устраивались настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа. А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр. С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Слайд 9. Первые джаз-банды

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать.

Слайд 10. Джазовая лихорадка

Во многих городах Америки наш герой нашёл и кров, и пищу, и поклонников. Добрался он туда по реке Миссисипи на стареньком колёсном пароходике. В начале XX века на таких прогулочных пароходах выступали новоорлеанские оркестры, музыка которых стала наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. Но больше всего работы для Джаза оказалось в Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику в клубах и увеселительных заведениях музыкой и танцами. Так прошла юность Джаза.

Слайд 11. Мировая популярность

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Благодаря бурному развитию грамзаписи наш герой завоевал огромную популярность. Джаз звучал и в Америке, и в Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Теперь джаз играли не только чернокожие музыканты, но и европейцы.

Слайд 12. Джаз в СССР

Полюбили джаз и в нашей стране. В 20-е и 30-е годы у нас появились свои джазовые знаменитости. Среди них – Леонид Осипович Утёсов и его оркестр “Теа-джаз”, первое выступление которого зрители увидели 8 марта 1929 года в Ленинграде.

Слайд 13. “Весёлые ребята”

Вместе со своим театральным джаз-оркестром Утёсов снялся в музыкальной комедии “Весёлые ребята”, премьера которой состоялась в декабре 1934 года.

Читайте также:  Флейта - сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс по музыке)

Просмотр видеофрагмента из джаз-комедии “Весёлые ребята”.

Итак, мы уже знаем, в какой стране появился джаз (В США), какой город считают родиной джаза (Новый Орлеан), как назывались оркестры, исполнявшие джаз (джаз-банды, диксиленды).

Слайд 14. Основы джаза

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И узнали – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

Слайд 15. Спиричуэл

Спиричуэл в переводе с английского означает духовный, церковный. Негритянский спиричуэл – духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты. Гимны пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается хлопками, притопыванием и танцевальными движениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины.

Сейчас мы услышим голос великого Луи Армстронга. Внимательно послушайте фрагмент произведения и определите характер музыки, её особенности.

(В помощь учащимся – “Словарь эстетических эмоций”, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Let my people go!”

Какие черты характера унаследовал мистер Джаз от Спиричуэла? (Важность, горделивость, учтивость, религиозность, торжественность. Музыку сначала исполнял солист, а затем хор. Они пели без сопровождения, а затем появился аккомпанемент.)

В конце XIX века появились и другие песни – песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары. В отличие от спиричуэла, блюз – сольно-песенный жанр. В блюзе есть всё – и драма, и конфликт, и сатира, и юмор.

Послушаем “Блюз Западной окраины” Луи Армстронга и попробуем определить, какие черты характера унаследовал джаз от блюза.

Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Блюз Западной окраины”.

Вот о чём пел Л.Армстронг: “Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий. ”. Как звучала эта музыка? (Музыка была задумчивая, добрая, плавная. Можно сказать, что джаз унаследовал от блюза романтичность, мечтательность, нежность.)

Слайд 17. Регтайм

Совсем другой характер у регтайма. Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого ритмического склада. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев “кейк-уок” и “ту-степ”. В этих танцах негры пародировали своих господ, подражая их манерам и походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук “хозяина”.

Слайд 18. Скотт Джоплин

Сейчас вы услышите музыку первого короля регтайма Скотта Джоплина, афроамериканского композитора и пианиста.

Слушание регтайма С.Джоплина “Артист эстрады”.

IV. Осознание и осмысление учебного материала.

Я предлагаю вам, ребята, поучаствовать в исполнении этого произведения. Перед вами инструменты – бубны, барабаны, маракасы (учащиеся берут инструменты и распределяются на 3 группы).

Попробуем, импровизируя, создать ритмический аккомпанемент к этому произведению. Предложите, пожалуйста, ритмический рисунок, который будет исполнять только ваша группа инструментов. (Учащиеся предлагают группе барабанов играть на сильную долю, группе бубнов – на слабую, а маракасам – звучать постоянно).

Исполнение “Артист эстрады” С. Джоплина учителем на фортепиано и учащимися на ДМИ.

Ноты “Артист эстрады” – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вижу, что все получили удовольствие, и музыканты, и слушатели! И действительно, джазовая музыка никого не оставляет равнодушным, впечатляет своей неповторимостью, красотой и оригинальностью.

Теперь мы можем сказать, какие черты характера унаследовал Джаз от Регтайма? (Весёлый, жизнерадостный и яркий характер.)

Спиричуэлы, блюзы, регтаймы – это еще не джаз, а только подступы к нему. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Слайд 19. Особенности джазовой музыки

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня (с 30-х г. 20 века), многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, – соглашались люди, глядя на его портреты, – но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”. Итак, попробуем нарисовать портрет Джаза. Какими особенными чертами характера он обладает? (Необычным ритмом.)

Совершенно верно. Наш мистер Джаз очень сложная натура – при всей своей постоянности (регулярная пульсация – “бит”), он совершенно непредсказуем (отклонения от пульсации – “свинг”, т.е. звук в движении).

Когда мы с вами исполняли регтайм, ритмический аккомпанемент вы сочинили прямо на уроке, а некоторые ребята сочиняли его прямо во время звучания музыки, то есть. (импровизировали.)

Импровизация – это одна из самых важных отличительных черт нашего мистера Джаза. И, конечно же, эмоциональность – это то, что у нашего Джаза не отнять!

Конечно, вы понимаете, что свободно, эмоционально и раскованно играть джаз может только настоящий профессионал. Джаз – это всегда ансамбль солистов, в отличие от других оркестров. А какие же инструменты входят в состав джазового оркестра? (ответы детей)

Слайд 20. Состав джазового оркестра.

Как вы правильно заметили, многие инструменты симфонического оркестра входят в состав джаза. Но в отличие от симфонического в джазовом оркестре постоянного состава инструментов нет.

V. Закрепление учебного материала.

Итак, мы познакомились с истоками возникновения джаза, его отличительными чертами. Давайте попробуем сами дать определение этому музыкальному стилю. (Джаз – это сплав европейской и африканской музыки с необычными мелодиями и ритмами. Джаз – это музыка, основанная на импровизации и ритме. Джаз – это музыка виртуозов. Джаз – это особая оригинальная музыка, которую слушают во всём мире.)

Слайд 21. Заглянем в словари.

Спасибо. А я открываю “Толковый словарь русского языка”, так как хочу вам зачитать определение, которое даёт С.И.Ожегов: “ДЖАЗ, -а, м. 1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. . ”. Как видите, вы всё верно подметили, молодцы.

А вот какое “емкое” определение было дано джазовой музыке в 1917 году – американский журнал Literary Digest разъяснил, что “джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться”.

Что ж, и они по-своему правы, ведь благодаря джазу на свет появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и др.

Кстати, рок-н-ролл может прозвучать в классе прямо сейчас.

Слайд 22. Урок рок-н-ролла

Исполнение всем классом песни О.Хромушина “Урок рок-н-ролла” наизусть с акустическим аккомпанементом (хлопками и щелчками) во вступлении и проигрышах и танцевальной импровизацией в 3 куплете.

Текст песни “Урок рок-н-ролла” – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Итак, какие музыкальные средства вам помогли определить стиль этой песни? (Песня написана в джазовом стиле. Ритм своеобразный, есть синкопы, акцент на слабую долю, танцевальный характер, добавление хлопков и щелчков.)

Слайд 23. Знаменитые джазовые исполнители

Прошло время, и Джаз повзрослел. Со времени своего возникновения в Нью-Орлеане джаз успел пройти огромный путь. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно. Имена выдающихся мастеров джаза известны во всём мире. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певица Элла Фицджералд и другие.

Слайд 24. Первая леди джаза

Сейчас вы услышите голос “первой леди джаза” – американской певицы Эллы Фицджеральд. Её бархатный голос завораживает своей красотой. Определите, в каком жанре написана песня?

Слушание фрагмента “Summertime” из оперы “Порги и Бесс” Дж.Гершвина.

Как звучала эта музыка? (Музыка очень спокойная, нежная, добрая, мягкая, завораживающая. Это блюз.) Какой инструмент солировал? (Труба – медный духовой инструмент.)

Слайд 25. Король джаза

Имя этого музыканта сегодня мы уже слышали не раз. Про него говорили: “Это не у тебя труба, а ты у трубы”. Действительно, Луи Армстронг играл на трубе неподражаемо. Его труба была способна выразить всё и могла петь как человеческий голос.

Слайд 26. Король свинга

Величайший джазовый кларнетист всех времен, Бенни Гудмен заслужил свое звание “Король Свинга” за безупречную игру, стал первым из джазменов, исполнявших классическую музыку.

Слайд 27. Дюк Эллингтон – джазовый пианист

Эдвард Кеннеди “Дюк” Эллингтон – негритянский пианист, композитор, руководитель оркестра, аранжировщик. Прозвище “Duke” (герцог) Эллингтон получил от друзей из-за любви к щегольской одежде. Со своим большим джазовым оркестром он объехал весь мир, а в 1971 году с гастролями Эллингтон побывал и в нашей стране.

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

Слайд 28. Джаз – лёгкая или серьёзная музыка?

До сих пор ведутся споры о том, к какой музыке – лёгкой или серьёзной – можно отнести джаз? На уроке звучали разные джазовые произведения – разные и по настроению, и по содержанию. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают свои мнения)

Учитывая ваши ответы, сделаем вывод: джаз – это такой музыкальный стиль, в котором происходит взаимопроникновение сфер музыки.

Слайды 29-30. Минутка творчества

А сейчас я предлагаю вам обобщить впечатления от урока на тему “Джаз – искусство ХХ века” и поработать в группах.

Самостоятельная работа в группах.

  • Работа с раздаточным материалом, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
  • Учитель заслушивает ответы учащихся, оценивает работу групп и каждого за урок.

Слайд 31. “Джаз – герой нашей эпохи”

Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей, он герой нашей эпохи. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. Надеюсь, в лице Мистера Джаза вы нашли сегодня хорошего друга, который будет радовать вас в счастливые мгновения вашей жизни и поддержит в трудную минутку. До новых встреч!

Слайд 32. Спасибо за внимание

1. Конен В. “Рождение джаза”. Москва, “Советский композитор”, 1990 г.

2. Михеева Л. “Музыкальный словарь в рассказах”. Москва, “Советский композитор”, 1984 г.

3. Финкельштейн Э. “Музыка от А до Я”. Издательство “Композитор”, Санкт-Петербург, 1992 г.

Джаз – сообщение доклад по музыке 3, 6 класс

Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов, которые появлялись по мере освоения новых моделей ритмов и гармоник.

Характерные особенности джаза


Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:

  • Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
  • Ритмичная пульсация музыки – бит.
  • Комплекс отклонения от бита – свинг.
  • Постоянная импровизация в композициях.
  • Богатство гармоник, ритмов и тембров.

Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:

  • Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
  • Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
  • Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах.

В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.

Возникновения джаза, регтайм (1880—1910-е)

Считается, что джаз возник в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты Америки еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Подобная консолидация привела к появлению унифицированной африканской культуры в Америке, включившей в себя и музыкальную культуру. Лишь в 1880—1890-х годах в результате появилась первая джазовая музыка. Этот стиль был вызван мировым спросом на популярную танцевальную музыку. Так как африканское музыкальное искусство изобиловало подобными ритмичными танцами, именно на его основе зародилось новое направление. Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм. Регтайм привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. Так, главный представитель этого стиля Скотт Джоплин, является автором элемента «3 против 4» (перекрестное звучание ритмических схем с 3 и 4 единицами соответственно).

Читайте также:  Опера – сообщение доклад

Новый Орлеан (1910—1920-е)

Здесь играли оркестры африканцев и креольцев, творящие свою музыку под влиянием регтайма, блюза и песен чернокожих рабочих. После появления в городе множества музыкальных инструментов от военных оркестров стали возникать и любительские коллективы. Самоучкой был и легендарный новоорлеанский музыкант, создатель собственного оркестра, Кинг Оливер. Важной датой в истории джаза стало 26 февраля 1917 года, когда оркестр «Original Dixieland Jazz Band» выпустил первую собственную граммофонную пластинку. В Новом Орлеане были заложены и основные черты стиля: бит ударных инструментов, мастерское соло, вокальная импровизация слогами – скэт.

Чикаго (1910—1920-е)

В 1920-е годы, названные классиками «ревущие двадцатые», джазовая музыка постепенно входит в массовую культуру, лишаясь титулов «позорная» и «неприличная». Оркестры начинают выступать в ресторанах, перемещаются из южных штатов в другие районы США. Центром джаза на севере страны становится Чикаго, где получают популярность бесплатные ночные выступления музыкантов (в ходе таких шоу происходили частые импровизации и сторонних солистов). В стилистике музыки появляются более сложные аранжировки. Иконой джаза этого времени стал Луи Армстронг, переехавший в Чикаго из Нового Орлеана. Впоследствии стили двух городов начали объединили в один жанр музыки джаз – диксиленд. Главной чертой этого стиля стала коллективная массовая импровизация, которая возвела главную идею джаза в абсолют.

Свинг и биг-бэнды (1930—1940-е)

Дальнейший рост популярности джаза вызвал спрос на крупные оркестры, игравшие танцевальные мелодии. Так появился свинг, представляющий характерные отклонения в обе стороны от ритма. Свинг стал главным стилевым направлением того времени, проявившись в творчестве оркестров. Исполнение стройных танцевальных композиций требовало более слаженной игры оркестра. Джазовые музыканты должны были участвовать равномерно, без особых импровизаций (кроме солиста), поэтому коллективная импровизация диксиленда ушла в прошлое. В 1930-е годы произошел расцвет подобных коллективов, которые были названы биг-бэндами. Характерной чертой оркестров того времени является соревнования групп инструментов, секций. Традиционно, их было три: саксофоны, трубы, ударные. Наиболее известны джазовые музыканты и их оркестры: Гленн Миллер, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. Последний музыкант знаменит своей приверженностью негритянскому фольклору.

Бибоп (1940-е)

Отход свинга от традиций раннего джаза и, в частности, классических африканских мелодий и стилей, вызвал недовольство в среде знатоков истории. Биг-бэндам и свинговым исполнителям, все больше работавшим на публику, начала противопоставляться джазовая музыка маленьких ансамблей чернокожих музыкантов. Экспериментаторы ввели сверхбыстрые мелодии, вернули долгую импровизацию, сложные ритмы, виртуозное владение сольным инструментом. Новый стиль, позиционировавший себя как эксклюзивный, стали называть бибоп. Иконами данного периода стали эпатажные джазовые музыканты: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Бунт чернокожих американцев против коммерциализации джаза, стремление вернуть этой музыке камерность и уникальность стали ключевой точкой. С этого момента и от этого стиля начинается отсчет истории современного джаза. В это же время в малые оркестры приходят и руководители биг-бэндов, желающие отдохнуть от больших залов. В ансамблях под названием комбо такие музыканты придерживались свинговой манеры, но получали свободу для импровизации.

Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)

В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.

Свободная музыка (1960-е – наше время)

После «джазового Ренессанса» в середине 1950-х годов, когда данный стиль сравнялся с прочими стилями музыки, произошло своеобразное освобождение джаза. Проводились эксперименты по поиску новых импровизаций, появились новые жанры (фьюжн – совмещение с рок-музыкой – джаз-рок и поп-музыкой – джаз-поп, фри-джаз – отказ от регуляции тона и ритма). Творцами новой музыки стали Орнетт Коулман, Сесил Тэйлор, Пат Метэни, Уэйн Шортер, Ли Райтнаур. Развивался джаз и в СССР, а после – в СНГ, где главными представителями были Валентин Парнах (создатель первого оркестра в стране), Александр Варламов, Олег Лундстрем, Константин Орбелян. В современном мире продолжаются подобные эксперименты в джазовой музыке, создается совершенно новая стилистика при вкраплении новых культур и смешении с другими стилями. Сейчас развиваются такие таланты, как Мэтс Густафсон, Эван Паркер, Бенни Грин, Чик Кориа, Элвин Джонс.

Камерная музыка – сообщение доклад

Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве. Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена. При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.

Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.

В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.

Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки. То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет. Струнным квинтетом называется сочетание струнного квартета с виолончелью, которую в данном составе может заменять альт.

Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.

Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.

Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение. Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию. В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира. Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается. Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Камерная музыка

Интересные ответы

В мире существует масса интересных профессий и специальностей. Некоторые очень популярны и знакомы всем. Например, учитель, водитель, ветеринар.

Княгиня Ольга вошла в историю не только России, но и в мировую. Ее знают как единственную женщину-правительницу Руси, которая довольно долго правила державой и прославилась умом, образованностью

Коровы являются представителями отряда парнокопытных. Они принадлежат к семейству полорогих, куда также можно отнести прочих рогатых жвачных животных, например, антилоп, овец и коз.

28 ноября 1821 года под небольшим городком Немировым, родился Николай Некрасов. Молодые родители и не подозревали, что в их семье появился мальчик, которого ждёт огромное будущее

Каменный уголь – первое полезное ископаемое, которые человек начал использовать в качестве топлива. Вплоть до 60-х годов прошлого века каменный уголь являлся основным источником энергии.

«Камерная музыка» сообщение

Камерная инструментальная музыка сообщение, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации об этом виде искусства.

  1. «Камерная музыка» доклад
  2. Немного из истории камерной музыки
  3. Особенности камерной музыки
  4. Исполнители камерной музыки

«Камерная музыка» доклад

Камерная музыка — это музыка, исполняемая маленькими группами музыкантов. В этой статье мы попробуем подробно разобраться в этом неповторимом и уникальном музыкальном явлении.

Немного из истории камерной музыки

Еще пару веков назад камерной музыкой называли любую музыку, которая не звучала в храмах и церквах.

Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом. В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов.

Но она стала развиваться и постепенно впитывать в себя черты других жанров. В результате чего в конце ХХ века она перестала быть музыкой для избранного круга слушателей». Те, кто ее играл, стал называться камерным ансамблем. В его состав входит до 10 человек. В процессе развития камерной музыки сложились камерные ансамбли:

  1. Струнный квартет. Наилучшим образом отразились в творчестве великого композитора Йозефа Гайдна. Солируют альт, скрипка и виолончель.
  2. Фортепианный квинтет. Это распространенное музыкальное явление, берущее начало в период романтизма и популярное до сих пор. Солируют фортепиано и струнный квартет.
  3. Фортепианное трио. Этот жанр исходит от трио-сонаты и является классическим вариантом фортепианного трио. Он утвердился в XVIII веке и отобразился в произведениях мангеймской школы. Солируют виолончель, скрипка и фортепиано.
  4. Солирующий инструмент. Духовой или струнный инструмент и фортепиано.
  5. Фортепианный дуэт. Солируют 2 фортепиано или одно, но в 4-ре руки.
  6. Струнный квартет. Солируют 2 скрипки, виолончель и альт.
  7. Фортепианный квартет. Солируют альт, скрипка, фортепиано и виолончель.
  8. Струнный квинтет. Солируют струнный квартет, виолончель или альт.
Читайте также:  Вальс – сообщение доклад
Особенности камерной музыки

Жанров камерной музыки очень много. Самыми распространенными из них являются инструментальные сонаты, романсы, опера, ноктюрны, прелюдии, миниатюры.

Камерная музыка характеризуется тяготением к детализации ритма, интонации и мелодии, к равноправию в голосах, широким разнообразие тем. Ее главные черты – это передача эмоций и чувств, лиричность и эмоциональность.

Исполнители камерной музыки

Главным представителем данного течения в музыке является артист С. В. Рахманинов, самый русский композитор как его называли. Он писал произведения о своей стране России и ее судьбе. Композиторов был символистом. В его творчестве господствовали философские мотивы, глубинные образы и символы. Примеру Рахманинова последовали П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев.

Еще один яркий представитель камерной музыки — Людвиг ван Бетховен, главная фигура западной классической музыки. Его произведения широко известны во всем мире. Ему последовали такие композиторы как Фердинанд Рис и Карл Черни. Не можно не упомянуть классиков Гайдна и Моцарта, Боккерини и Шуберта, Брамса, Дебюсси и Равеля.

Современная камерная музыка достаточно разнообразна. Она бывает сольной, вокальной, инструментальной, смешанной, оркестровой, ансамблевой, хоровой и театральной. Выступления камерных коллективов проходит в больших и малых концертных залах, собирая поклонников прекрасного и духовного.

Надеемся, что «Камерная инструментальная музыка» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А сообщение на тему «Камерная музыка» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Сообщение на тему: «Камерная музыка» – особенности, разновидности и жанры

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

  • Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
  • Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса). Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф. Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
  • Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
  • Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
  • Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
  • Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
  • Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
  • Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
  • Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
  • Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В разных городах России есть камерные залы и даже театры. Во всем мире известны российские исполнители — струнный оркестр «Виртуозы Москвы». Редко какой праздничный концерт обходится без их участия.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

5. Камерная музыка

Камерная музыка – это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

1. Период с 1450 по 1650 гг., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса и канцоны и сонаты Джованни Габриели.

2. Период с 1650 по 1750 гг. отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.

3. Период с 1750 года и до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл. Свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 века, мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов.

Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта.

В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Струнная камерная или так называемая квартетная музыка достигла апогея своего развития в особенности при Бетховене. После Бетховена камерную музыку писали Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс, Сен-Санс и др. В России в этой области работали Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Афанасьев, Кастриот-Скандербек, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, Аренский, Направник.

Для поддержания этого искусства неоднократно назначались в Санкт-Петербурге конкурсы Императорским Русским Музыкальным Обществом и обществом камерной музыки, к этой области относятся также романсы для пения, небольшие фортепианные пьесы, сонаты для фортепиано или фортепиано и струнного инструмента. Исполнение камерной музыки должно отличаться большой тонкостью, детальностью.

Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, поэтому камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов. Эта отрасль музыкального искусства, требующая тонкого знания форм, гармонии, контрапункта, выработалась в более позднее время, под влиянием величайших музыкальных гениев.

Ссылка на основную публикацию