Камерная музыка – сообщение доклад

Камерная музыка

Камерная музыка – это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

Период с 1450 по 1650 гг., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса и канцоны и сонаты Джованни Габриели.

Симфоническая музыка

Симфоническая музыка – музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia – созвучие), – музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 – начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки, – музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей — быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. – ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма – жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра — Ф.Лист.

Программная музыка – музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – вокальная или инструментальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении небольшим составом исполнителей.

Тер­мин «камерная музыка» впер­вые встре­ча­ет­ся в 1555 году у Н. Ви­чен­ти­но. В XVI-XVII веках «ка­мер­ной» на­зы­ва­ли свет­скую му­зы­ку (во­каль­ную, с XVII века так­же ин­ст­ру­мен­таль­ную), зву­чав­шую в до­маш­них ус­ло­ви­ях и при дво­ре; в XVII-XVIII веках в боль­шин­ст­ве стран Ев­ро­пы при­двор­ные му­зы­кан­ты но­си­ли зва­ние «ка­мер-му­зы­кан­тов» (в Рос­сии это зва­ние су­ще­ст­во­ва­ло в XVIII – начале XIX веков; в Ав­ст­рии и Гер­ма­нии в ка­че­ст­ве почетного зва­ния для ин­стру­мен­та­ли­стов со­хра­ни­лось по­ны­не). В XVIII веке камерная музыка зву­ча­ла в ве­ли­косвет­ских са­ло­нах в уз­ком кру­гу зна­то­ков и лю­би­те­лей, с начала XIX века уст­раи­ва­лись пуб­лич­ные ка­мер­ные кон­цер­ты, к середине XIX века они ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ев­ропейской музыкальной жиз­ни. С рас­про­ст­ра­не­ни­ем пуб­лич­ных кон­цер­тов ка­мер­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми ста­ли на­зы­вать профессиональных му­зы­кан­тов, вы­сту­паю­щих в кон­цер­тах с ис­пол­не­ни­ем камерной музыки. Ус­той­чи­вые ти­пы ка­мер­но­го ан­самб­ля: ду­эт, трио, квар­тет, квин­тет, сек­стет, сеп­тет, ок­тет, но­нет, де­ци­мет. Во­каль­ный ан­самбль, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит при­бли­зи­тель­но от 10 до 20 ис­пол­ни­те­лей, как пра­ви­ло, на­зы­ва­ет­ся ка­мер­ным хо­ром; ин­ст­ру­мен­таль­ный ан­самбль, объ­е­ди­няю­щий бо­лее 12 ис­пол­ни­те­лей, – ка­мер­ным ор­ке­ст­ром (гра­ни­цы ме­ж­ду ка­мер­ным и ма­лым сим­фо­ническим ор­ке­ст­ром не­оп­ре­де­лён­ны).

Наи­бо­лее раз­ви­тая ин­ст­ру­мен­таль­ная фор­ма камерной музыки – цик­лическая со­на­та (в XVII-XVIII веках – трио-со­на­та, соль­ная со­на­та без со­про­во­ж­де­ния или с со­про­во­ж­де­ни­ем бас­со кон­ти­нуо; клас­сические об­раз­цы – у А. Ко­рел­ли, И. С. Ба­ха). Во 2-й половине XVIII века у Й. Гайд­на, К. Дит­терс­дор­фа, Л. Бок­ке­ри­ни, В. А. Мо­цар­та сфор­ми­ро­ва­лись жан­ры клас­сической со­на­ты (соль­ной и ан­самб­ле­вой), трио, квар­те­та, квин­те­та (од­но­вре­мен­но с ти­пи­за­ци­ей ис­пол­ни­тель­ских со­ста­вов), ус­та­но­ви­лась оп­ре­де­лён­ная связь ме­ж­ду ха­рак­те­ром из­ло­же­ния ка­ж­дой пар­тии и воз­мож­но­стя­ми ин­ст­ру­мен­та, для ко­то­ро­го она пред­на­зна­че­на (ра­нее до­пус­ка­лось ис­пол­не­ние од­но­го и то­го же со­чи­не­ния раз­ны­ми со­ста­ва­ми ин­ст­ру­мен­тов). Для ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (смыч­ко­во­го квар­те­та) в 1-й половине XIX века со­чи­ня­ли Л. ван Бет­хо­вен, Ф. Шу­берт, Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман и многие др. ком­по­зи­то­ры. Во 2-й половине XIX века вы­да­ю­щие­ся об­раз­цы камерной музыки соз­да­ли И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сме­та­на, А. Двор­жак, в XX веке – К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, П. Хин­де­мит, Л. Яначек­, Б. Бар­ток и др.

В Рос­сии ка­мерное му­зи­ци­ро­ва­ние рас­про­стра­ни­лось с 1770-х годов; пер­вые ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли на­пи­сал Д. С. Борт­нян­ский. Даль­ней­шее раз­ви­тие камерная музыка по­лу­чи­ла у А. А. Алябь­е­ва, М. И. Глин­ки и дос­тиг­ла вы­со­чай­ше­го ху­дожественного уров­ня в твор­че­ст­ве П. И. Чай­ков­ско­го и А. П. Бо­ро­ди­на. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ли ка­мер­но­му ан­самб­лю С. И. Та­не­ев, А. К. Гла­зу­нов, С. В. Рах­ма­ни­нов, Н. Я. Мяс­ков­ский, Д. Д. Шос­та­ко­вич, С. С. Про­кофь­ев. В про­цес­се ис­то­рического раз­ви­тия стиль камерной музыки зна­чи­тель­но ме­нял­ся, сбли­жа­ясь с сим­фо­ни­че­ским ли­бо вир­ту­оз­но-кон­церт­ным (сим­фо­ни­за­ция квар­те­тов у Бет­хо­ве­на, Чай­ков­ско­го, квар­те­тов и квин­те­тов – у Шу­ма­на и Брам­са, чер­ты кон­церт­но­сти в со­на­тах для скрип­ки и фортепиано: № 9 «Крей­це­ро­вой» Бет­хо­ве­на, со­на­те Фран­ка, № 3 Брам­са, № 3 Гри­га).

Читайте также:  Вальс - сообщение доклад

С др. сто­ро­ны, в XX веке ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли сим­фо­нии и кон­цер­ты для не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ин­ст­ру­мен­тов, став­шие раз­но­вид­но­стя­ми ка­мер­ных жан­ров: ка­мер­ная сим­фо­ния (например, 14-я сим­фо­ния Шос­та­ко­ви­ча), «му­зы­ка для. » (Му­зы­ка для струн­ных, удар­ных и че­ле­сты Бар­то­ка), кон­цер­ти­но и др. Осо­бый жанр камерной музыки – ин­ст­ру­мен­таль­ные ми­ниа­тю­ры (в XIX-XX веках они не­ред­ко объ­е­ди­ня­ют­ся в цик­лы). В их чис­ле: фортепианные «пес­ни без слов» Мен­дель­со­на, пье­сы Шу­ма­на, валь­сы, нок­тюр­ны, пре­лю­дии и этю­ды Ф. Шо­пе­на, ка­мер­ные фортепианные со­чи­не­ния ма­лой фор­мы А. Н. Скря­би­на, Рах­ма­ни­но­ва, Н. К. Мет­не­ра, фортепианные пье­сы Чай­ков­ско­го, Про­кофь­е­ва, многие пье­сы для различных ин­ст­ру­мен­тов отечественных и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров.

С конца XVIII века и осо­бен­но в XIX веке вид­ное ме­сто за­ня­ла и во­каль­ная камерная музыка (жан­ры пес­ни и ро­ман­са). Ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки вве­ли жанр во­каль­ной ми­ниа­тю­ры, а так­же пе­сен­ные цик­лы («Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» и «Зим­ний путь» Ф. Шу­бер­та, «Лю­бовь по­эта» Р. Шу­ма­на, и др.). Во 2-й половине XIX века мно­го вни­ма­ния во­каль­ной камерной музыке уде­лял И. Брамс, в твор­че­ст­ве X. Воль­фа ка­мер­ные во­каль­ные жан­ры за­ня­ли ве­ду­щее по­ло­же­ние. Ши­ро­кое раз­ви­тие жан­ры пес­ни и ро­ман­са по­лу­чи­ли в Рос­сии, ху­дожественных вы­сот дос­тиг­ли в них М. И. Глин­ка, П. И. Чай­ков­ский, А. П. Бо­ро­дин, М. П. Му­сорг­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, С. В. Рах­ма­ни­нов, С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич, Г. В. Сви­ри­дов.

«Камерная музыка» сообщение

Камерная инструментальная музыка сообщение, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации об этом виде искусства.

«Камерная музыка» доклад

Камерная музыка — это музыка, исполняемая маленькими группами музыкантов. В этой статье мы попробуем подробно разобраться в этом неповторимом и уникальном музыкальном явлении.

Немного из истории камерной музыки

Еще пару веков назад камерной музыкой называли любую музыку, которая не звучала в храмах и церквах.

Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом. В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов.

Но она стала развиваться и постепенно впитывать в себя черты других жанров. В результате чего в конце ХХ века она перестала быть музыкой для избранного круга слушателей». Те, кто ее играл, стал называться камерным ансамблем. В его состав входит до 10 человек. В процессе развития камерной музыки сложились камерные ансамбли:

  1. Струнный квартет. Наилучшим образом отразились в творчестве великого композитора Йозефа Гайдна. Солируют альт, скрипка и виолончель.
  2. Фортепианный квинтет. Это распространенное музыкальное явление, берущее начало в период романтизма и популярное до сих пор. Солируют фортепиано и струнный квартет.
  3. Фортепианное трио. Этот жанр исходит от трио-сонаты и является классическим вариантом фортепианного трио. Он утвердился в XVIII веке и отобразился в произведениях мангеймской школы. Солируют виолончель, скрипка и фортепиано.
  4. Солирующий инструмент. Духовой или струнный инструмент и фортепиано.
  5. Фортепианный дуэт. Солируют 2 фортепиано или одно, но в 4-ре руки.
  6. Струнный квартет. Солируют 2 скрипки, виолончель и альт.
  7. Фортепианный квартет. Солируют альт, скрипка, фортепиано и виолончель.
  8. Струнный квинтет. Солируют струнный квартет, виолончель или альт.

Особенности камерной музыки

Жанров камерной музыки очень много. Самыми распространенными из них являются инструментальные сонаты, романсы, опера, ноктюрны, прелюдии, миниатюры.

Камерная музыка характеризуется тяготением к детализации ритма, интонации и мелодии, к равноправию в голосах, широким разнообразие тем. Ее главные черты – это передача эмоций и чувств, лиричность и эмоциональность.

Исполнители камерной музыки

Главным представителем данного течения в музыке является артист С. В. Рахманинов, самый русский композитор как его называли. Он писал произведения о своей стране России и ее судьбе. Композиторов был символистом. В его творчестве господствовали философские мотивы, глубинные образы и символы. Примеру Рахманинова последовали П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев.

Еще один яркий представитель камерной музыки — Людвиг ван Бетховен, главная фигура западной классической музыки. Его произведения широко известны во всем мире. Ему последовали такие композиторы как Фердинанд Рис и Карл Черни. Не можно не упомянуть классиков Гайдна и Моцарта, Боккерини и Шуберта, Брамса, Дебюсси и Равеля.

Современная камерная музыка достаточно разнообразна. Она бывает сольной, вокальной, инструментальной, смешанной, оркестровой, ансамблевой, хоровой и театральной. Выступления камерных коллективов проходит в больших и малых концертных залах, собирая поклонников прекрасного и духовного.

Надеемся, что «Камерная инструментальная музыка» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А сообщение на тему «Камерная музыка» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

5. Камерная музыка

Камерная музыка – это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

1. Период с 1450 по 1650 гг., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса и канцоны и сонаты Джованни Габриели.

2. Период с 1650 по 1750 гг. отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.

3. Период с 1750 года и до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл. Свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 века, мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов.

Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта.

Читайте также:  Симфоническая музыка – доклад сообщение 7 класс

В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Струнная камерная или так называемая квартетная музыка достигла апогея своего развития в особенности при Бетховене. После Бетховена камерную музыку писали Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс, Сен-Санс и др. В России в этой области работали Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Афанасьев, Кастриот-Скандербек, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, Аренский, Направник.

Для поддержания этого искусства неоднократно назначались в Санкт-Петербурге конкурсы Императорским Русским Музыкальным Обществом и обществом камерной музыки, к этой области относятся также романсы для пения, небольшие фортепианные пьесы, сонаты для фортепиано или фортепиано и струнного инструмента. Исполнение камерной музыки должно отличаться большой тонкостью, детальностью.

Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, поэтому камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов. Эта отрасль музыкального искусства, требующая тонкого знания форм, гармонии, контрапункта, выработалась в более позднее время, под влиянием величайших музыкальных гениев.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов.

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615).

2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.

3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Тема: Камерная музыка (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Тема: Камерная музыка

Ученицы 8 «Б» класса

Основные вопросы проекта:

1) Что такое «камерная музыка»?

2) Как появился это стиль музыки?

3) Что такое «камерный ансамбль»?

4) Есть ли будущее у камерной музыки?

В этом проекте речь пойдёт о том, как появилась камерная музыка (подробная история развития этого стиля), что она собой представляет. Каковы её основные стили жанры. Будет затронута тема композиторов и исполнителей камерной музыки.

1) Ведение: а) что такое музыка? б) история музыки. в) влияние музыки на живые существа

2) Глава 1: а) что такое камерная музыка? б) что такое камерная ансамбль? в) понятие камерного оркестра. г) инструментальные составы камерных ансамблей.

3) Глава 2: История камерной музыки.

4) Глава 3: Композиторы и исполнители камерной музыки

5) Глава 4: Актуальность камерной музыки в наше время.

Прежде чем понять, что такое камерная музыка, нужно хорошенько разобраться, что такое музыка вообще.

Музыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Предполагается, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад в Африке. Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует, по крайней мере, 50 000 лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете.

Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Примерами может служить американская и австралийская музыка аборигенов. Доисторическая эра в музыке заканчивается с переходом к записи музыкальных произведений. Возраст наиболее древней известной песни, записанной на клинописной табличке и обнаруженной на раскопках Ниппура, оценивается примерно в 4 тыс. лет.

Читайте также:  Джаз – сообщение доклад по музыке 3, 6 класс

Влияние музыки на живые существа

У человека прослушивание музыки может сопровождаться чувством эйфории, вызванным высвобождением дофамина в области полосатого тела головного мозга.

Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений, а также уменьшаться ритм и глубина дыхательных движений вплоть до полной остановки дыхания. У собак из группы пород пинчер эти изменения сильнее, чем у других собак (давление изменяется на 70 мм ртутного столба).

Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку сокращается на 50-20 %.

Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться.

Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству.

Музыку иногда даже называют языком звуков. Музыка рождает в нашей душе радость, печаль, любовь или даже ненависть – все те оттенки чувств, которые не всегда могут быть переданы словами.

В старину, когда не было концертных залов и филармоний, небольшие музыкальные произведения исполнялись в домах любителей и ценителей музыки. Играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были узкие домашние концерты, на которые приглашались лишь близкие знакомые. На таких вот домашних концертах и зародилась камерная музыка.

Ка́мерная музыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.

В XVI—XVIII веках термин «камерная музыка» (итал. musica da camera) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musica da chiesa). В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX—XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и слушателей.

Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже — больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет и др.

Существует также понятие камерного оркестра — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т. е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей:

Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано;

Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);

Струнное трио (скрипка, альт и виолончель);

Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано);

Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);

Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);

Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель);

Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет)

Рассмотрим конкретней некоторые составы камерных ансамблей:

1- Фортепианное трио

Фортепианное трио — камерный ансамбль в составе фортепиано и, как правило, скрипки и виолончели, а также произведение для такого состава инструментов. Фортепианное трио как музыкальный жанр происходит от старинного жанра трио-сонаты. Классический тип фортепианного трио сложился в сер.18 века в творчестве композиторов мангеймской школы. Наряду с симфонией, сонатой и квартетом представляет собой произведение в форме сонатно-симфонического цикла, имея трёх – или четырёх частную структуру. Первая часть обычно написана в сонатной форме.

Авторы самых значительных произведений в жанре фортепианного трио в XIX-XX веках:

Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, Шостакович.

Развитию жанра на современном этапе способствует конкурс им. Ф. Шуберта в г. Грац (Австрия). Среди современных авторов произведений для фортепианного трио: Simone Movio, Hooshyar Khayam, Богдан Демьяненко.

2- Струнный квартет

Струнный квартет — жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).

Форма струнного квартета кристаллизовалась в творчестве Йозефа Гайдна на основе популярных во второй половине XVIII века жанров камерной музыки (дивертисмент, кассация, серенада), генетически восходивших к танцевальной сюите. Гайдн кодифицировал квартет как четырёх частную пьесу (до этого камерные ансамбли могли состоять из произвольного количества частей) и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии: быстрая часть — медленная часть — менуэт — быстрый финал.

Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен. Вторая половина XIX века ознаменовалась некоторым спадом интереса композиторов к квартетной форме (за некоторыми значимыми исключениями — в лице, прежде всего, Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака), однако на рубеже XX века этот интерес возродился — в частности, в творчестве авторов Второй венской школы. В русской музыке основы квартетной традиции были заложены и , продолжены , и в XX веке получили выдающееся развитие в квартетах .

Струнные квартеты композиторов второй половины ХХ века в подавляющем большинстве отходят от классической четырёх частной структуры, которая сохраняется ещё в квартетах Арнольда Шенберга. Теперь квартет может иметь любое количество частей, причём среди них может не быть ни одной сонатной. Очень распространяются одночастные формы, или многочастные с плавным переходом частей друг в друга (attacca). Ещё более радикально обновляется материал, в том числе благодаря штрихам. Уже в квартетных пьесах Веберна совершенно свободно и разнообразно используются такие приёмы звук извлечения, как флажолеты, col legno, sul ponticello; необычные для более ранней музыки быстрые пассажи, исполняемые пиццикато. В предельно сжатых веберновских пьесах такие штрихи могут чередоваться чуть ли не каждый такт, если не внутри одного такта (то же самое касается «Трёх пьес для струнного квартета» Игоря Стравинского, но там нет быстрой штриховой смены, так как особые виды звук извлечения используется для создания одного образа в течение всей пьесы; другой ранний пример — этапная «Лирическая сюита» Альбана Берга, особенно третья часть с её нервозными и стремительными, коль ленью). К началу 1970-х годов (а для некоторых композиторов и ещё раньше: струнные квартеты Пендерецкого, например) эта тенденция развивается до того, что целые сочинения могут состоять почти только из нетрадиционных приёмов звук извлечения, которых стало гораздо больше (классический пример — Gran Torso Хельмута Лахенмана). Но даже наиболее радикальные сочинения в плане материала часто зиждились на совершенно академической, иногда даже школьной логике работы.

Ссылка на основную публикацию