Камерная музыка – сообщение доклад

Камерная музыка – сообщение доклад

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА
Занятия по Музыке
Автор: Мелентьева Ирина Викторовна
27.05.2019 18:29

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

Автор: Мелентьева Ирина Викторовна Учитель музыки МБОУ СОШ №12 с УИОП г. Старый Оскол, Белгородская область

В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей музыкантов, расставляли подставки для нот пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио, квартеты.

Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых. Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение -камерная музыка (camera по-итальянски — комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя. Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях.

И хотя со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, старое название ее сохранилось. Впрочем, и сейчас ее стараются исполнять не в больших концертных залах, где обычно звучат симфонии и оратории, а в меньших по размеру камерных залах.

Изменения в структуре струнных инструментов

В начале 19-ого столетия развивались новые методы строительства скрипки, альты и виолончели, которые давали этим инструментам более богатый тон, больше объема и больше власти переноса. Также в это время, bowmakers заставил скрипку поклониться дольше, с более массивной лентой волос под более высокой напряженностью. Это улучшило проектирование инструмента. В 1820, Луи Шпор изобрел подбородник, который дал скрипачам больше свободы передвижения в их левых руках, для более ловкой техники. Эти изменения способствовали эффективности публичных выступлений в больших залах, и расширили репертуар методов, доступных композиторам камерной музыки.

Различают множество стилей и жанров камерной музыки. Сюда можно отнести сонаты, дуэты, трио, квартеты и так далее, всевозможные миниатюры, романсы. Концерты, кантаты, сюиты также могут быть камерной музыкой. А в XX веке стали проявлять произведения, которые так и назывались «камерная музыка».

Исполнители камерной музыки сегодня известны во всем мире. Одним из главных представитель этого музыкального течения считается выдающийся артист Сергей Васильевич Рахманинов. Родился в 1873 году, интерес к музыке был отличительной чертой всей семьи Рахманиновых, с 4 лет любовь к этому искусству проявил и Сергей Васильевич. Рахманинов приобрёл известность как композитор, пианист и дирижер. Хронологически творчество композитора можно разделить на три этапа: ранний, зрелый и поздний.

Сообщение на тему: «Камерная музыка» — особенности, разновидности и жанры

Камерная музыка (от латинского camera — комната) — разновидность музыкального искусства, особенность которого — исполнение различных произведений в небольшом помещении малым коллективом музыкантов. Исполнение может быть как инструментальное, так и вокальное. Музыканты и слушатели находятся недалеко друг от друга, поэтому атмосфера таких концертов очень доверительная. А еще в 16−18 вв. камерной называли любой вид музыки, отличный от церковного. Сообщение на тему «Камерная музыка» необходимо начать с истории ее появления.

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

  • Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
  • Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса). Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф. Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
  • Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
  • Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
  • Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
  • Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
  • Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
  • Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
  • Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
  • Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В разных городах России есть камерные залы и даже театры. Во всем мире известны российские исполнители — струнный оркестр «Виртуозы Москвы». Редко какой праздничный концерт обходится без их участия.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов.

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615).

2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.

3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Флейта – сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс по музыке)

Флейта – это музыкальный инструмент, который относится к классу духовых инструментов.

История флейты не таит в себе много загадок. Одной из версий её происхождения считается, что первоначальной флейтой был самый обыкновенный свисток. Потом в нём были прорезаны небольшие дырочки, которые послужили отверстием для пальцев. И только потом его немного удлинили.

Также есть версия, что именно сын Гефеста – греческого бога – был первым создателем флейты.

Но все склоняются именно к более современной версии. Следуя ей, можно узнать, что впервые флейта очень давно. Она была известна в Египте еще около 5000 лет назад. А на Ближнем Востоке флейта даже до сегодняшнего дня используется как их основной музыкальный инструмент. В Китае первые упоминания о ней говорили еще о 3000 лет. Причём как свидетельствует история, первые флейты в Китае изготавливали из кости журавля. Такая флейта очень ценилась, потому что не только могла воспроизводить простые отдельные звуки и ноты, но и целые красивые мелодии. В Японии и в некоторых районах Индии флейте насчитывается свыше 2000 лет.

До 17 века флейта была без клапанов, и лишь в 1600-ых годах французские мастера решили её немного улучшить – добавить клапаны к отверстиям, которыми можно было зажимать 6 пальцев. А ровно через 100 лет, в 18 веке, этот музыкальный инструмент занимал своё почётное место в различных оркестровых ансамблях.

Флейтой часто пользовались пастушки, когда пасли кого-то на лугах. Они играли свои придуманные мелодии, а сами инструмент в их руках издавал волшебное звучание. Да даже сейчас, если человек хорошо играет на флейте, в его руках она превращается в самое настоящее волшебство. Из неё льются спокойные, ласковые и добрые звучания музыки, которые не несут в себе какой-то определенной нагрузки. Человек просто слушает их и наслаждается этим звуком.

На многих картинах часто изображали юношей, девушек, детей или пастухов, играющих на флейте. И как правило, раньше такими картинами часто украшали дома.

В настоящее время каждый желающий может научиться играть на флейте. Тем более, их существует огромная разновидность. А сам такой инструмент не весит много – в среднем до 900 г.

Вариант 2

Без музыкальных инструментов не смогла бы существовать классическая музыка, которая является составляющей духовного мира и обогащает его. Моцарт, Бах, Римский – Корсаков, Бетховен – всего этого могло и не быть. Мало того, без инструментов не зародилась бы музыка в принципе. В мире достаточно много видов инструментов, например, духовые или струнные. Флейта – один из элементов музыки, причем, довольно важный. Но насколько?

Строение и создание флейты.

Флейта относится к духовым инструментам. Звучание этого инструмента зависит от воздушных потоков, которые рассекаются об острую внутреннюю часть флейты. Скорее всего, флейта является самым старым музыкальным инструментом. Самый первый прототип флейты – это обыкновенный свисток, вырезанный из дерева.

Данный духовой инструмент делится на 2 вида – продольная и поперечная. Отличаются они по способу их держания. Где – то в 15 – 17 веках флейта была широко распространена и известна в Египте, Индии, Китае, Японии, Центральной Европе; на Ближнем Востоке она и сейчас характеризуется как главный духовой инструмент. Флейта также была популярна в эпоху Средневековья. Флейта совершенствовалась и дорабатывалась такими рабочими, как Оттетер и Теобальд Бем. Особенно Бем приложил много усилий к этому инструменту. Все его труды перечислить сложно, но самое главное – это то, что благодаря Бему стало реальным воспроизведение хронической гаммы и произведений во всех тонах на флейте. Еще стоит отметить то, что именно после его наблюдений для создания флейт стали брать металлы, в частности, серебро.

Применения флейты и упоминания о ней.

В настоящее время этот духовой инструмент используют на различных операх или оркестрах, реже ее можно услышать на простых концертах. Как правило, используют обыкновенную большую флейту с тихим звуком или малую флейту с резким звучанием. Иногда можно встретить альтовую флейту в строе Соль. А где же еще можно лицезреть данный инструмент? В одном из мифов Древней Греции, где рассказывают о богах и героях, флейта была любимым инструментом Пана. Еще флейту реально найти на трех картинах: “Радуйся”, “Юноша с флейтой” и “Гобоист, барабанщик и флейтист мушкетерского полка, Русской армии”. В литературе также присутствует флейта. Например, Шекспир “Гамлет” и Лагерлеф “Путешествие Нильса с дикими гусями”.

Флейта

Интересные ответы

В 1840 году 2 апреля в Париже родился будущий писатель и политик Эмиль Золя. Отец мальчика Франсуа Золя был итальянцем, а мать Эмили Обер француженкой.

Землетрясение – это колебания земной коры разной мощности. Ежегодно фиксируется около 1 миллиона слабых и около 2 тысяч сильных землетрясений. Мощное землетрясение способно вызвать сильные разрушения.

Каждый не сможет представить себе планету Земля без растительного мира, ведь растения – неотъемлемая часть всего живого, благодаря которым живут и другие живые существа на планете

Семейство лилейных представляет один из самых замечательных и красивейших цветов – ландыш. Перевод с латинского языка полностью раскрывает сущность этого растения.

В мире огромное число живых организмов. Каждый из них уникален по-своему. Но есть такие удивительные виды, которые непосредственно влияют на жизнь человека и саму природу. Они называются бактерии

Доклад на тему Флейта (музыкальный инструмент, история) сообщение

Флейта – древний духовой инструмент, издающий прекрасную гармоничную мелодию, которая способна удивить любого.

Первое время флейту изготавливали дерева, но в дальнейшем на смену дереву придет серебро. В XIX же веке, довольно, часто стали производить инструменты из стекла и слоновой кости. Но все флейту относят именно к инструментам, изготовленным из дерева.

Есть нечто такое, что выделяет флейту среди ее конкурентов, мелодия ее возникает вследствие разрушения потока воздуха об грань, что допускает не использовать специальный язычок.

Песня сильно смахивает на волшебство. Удивительные звуки исходят из среднего регистра, они необыкновенно четкие и ясные. Этот инструмент занимает особое положение в историях и сказаниях. Сладкое звучание духового инструмента в руках мастера может восхитить и очаровать такой живой и удивительной мелодией, она на долгое время остается жить в душе человека. Такое пронизывающее и ламповое звучание может помочь расслабиться, успокоить сердце, наполнить человека позитивными и бурными эмоциями.

Чаще всего именно флейта становится тем музыкальным инструментом, который ребенок впервые берет в свои руки. Ведь нередко бывает так, что они ее лично изготавливают из подручных материалов.

Необходимо знать некоторое количество отличительных черт звучания флейты.

Незначительной глуховатостью выделяется нижний регистр, хотя он отличается мягкостью и некой душевностью. Однако верхний ряд нот издает пронзительные звуки, с внезапным присвистом.

Как известно, XVII век стал знаменательны событием для поперечной флейты, мастера из Франции улучшили ее, подарив новую жизнь. Больший вклад в судьбу флейты внес Оттетер, ему удалось прикрепить к отверстиям для пальцев специальные клапаны. Имея такие преимущества, как удивительный звук и повышенные технические возможности, поперечная флейта смогла обогнать блок- флейту и занять особое положение в оркестре.

Вариант №2

Флейта относится к деревянным духовым музыкальным инструментам. Звук получается с помощью воздуха, выдуваемого в трубочку, который рассекается надвое. Но деревянной она была только в древности, сейчас их изготавливают в основном из металла.

Флейта считается одним из самых древних музыкальных инструментов. Историки полагают, что она существовала за 35-40 тысяч лет до нашей эры. Прототипом флейты служил обычный свисток. Со временем люди начали прорезать в свистках отверстия для пальцев, что позволило играть музыкальные произведения.

Существует два вида флейт – продольные и поперечные. В свою очередь, продольные бывают открытые, свистковые и многоствольные. Продольная была известна в Древнем Египте, а сейчас используется на Ближнем Востоке. В Европе использовалась в Средние века. С помощью такого инструмента можно выдуть октаву, а интервалы получаются с помощью неполного закрытия отверстий и перекрещивания пальцев. В наше время иногда применяется для исполнения старинной музыки.

Поперечная флейта была известна в древнем Китае, Индии и Японии. В Европу попала в Средневековье, и сейчас остается в списке лидеров самых популярных народных инструментов.

В 17 веке поперечная флейта была улучшена французскими умельцами. В ней, помимо отверстия, появились клапаны, что позволило исполнять полный хроматический звукоряд. После усовершенствований продольная флейта перестала составлять конкуренцию поперечной, и та заняла свое место в симфоническом оркестре.

Самым известным мастером, который внес усовершенствования в инструмент, является Теобальт Бём. После его модернизаций флейта уже почти не менялась. Инструмент претерпел множество изменений, но самым важным, чего добился мастер, можно назвать то, что благодаря новому клапанному механизму стало возможным воспроизводить произведения во всех тональностях. Также, мастер заметил, что чистоту звучания добавляет серебро. Так что в наше время его используют и для дешевых металлических моделей, и для дорогих сплавов из золота и платины.

В настоящее время в оркестре участвует большая флейта, малая, альтовая и басовая.

Интересные факты о флейте:

– Самая большая флейта имеет длину 3, 62 м.

– Для изготовления инструмента используется более чем сотня разных материалов. К ним относятся кость, дерево, хрусталь, пластик, стекло и другие. Даже существует флейта из шоколада.

– Самая дорогая платиновая флейта стоит более 600000долларов

– Самое продолжительное выступление флейтиста длилось более 25-ти часов.

– Флейта единственный духовой инструмент, где воздух вдувают поперек. Затраты воздуха у флейтистов больше, чем у других исполнителей на духовых инструментах.

– На свете существует более тридцати видов флейт

– Во Вьетнаме во время повстанческого крестьянского движения флейты использовали не только как музыкальный инструмент, но и как оружие.

– Считается, что занятия флейтой способствуют развитию интеллектуальных способностей, иммунитета.

1, 2, 3, 4, 5 музыкальный инструмент

Флейта (музыкальный инструмент)

Популярные темы сообщений

Ростовская область является субъектом РФ. Относится к Южному Федеральному округу. Ростов-на-Дону – ее центральный город. Ростовская область располагается в южной части страны. Она занимает просторы Восточно-Европейской равнины,

Цветение в весенний период любых растений вызывает у человека самые лучшие эмоции. Любование необыкновенными цветками сирени надолго оставляет в памяти и ее внешний образ, и аромат.

Древний Рим, государство расположенное около реки Тибр. Возникло в 8 веке до нашей эры. Сначала были захвачены Аленинский полуостров, затем включилась западная и юго-восточная части Европы. А также Малая Азия,

“Удивительный мир флейты”

Материал о флейте, истории создания, видах и особенностях этого удивительного инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_goroda_omska.docx196.15 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12»

ученик 4/2 класса

учитель начальных классов

Гущина Ирина Сергеевна

2. История появления флейты.

3. Разновидности флейт.

4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.

5. Секреты флейты.

Скромна, изящна, невесома,

Но лишь услышишь первый звук,

Наполненный любви истомой,

И всё меняется вокруг.

Как будто с голубиной стаей

Паришь свободно в небесах,

Летишь, несбыточно мечтая,

С улыбкой лёгкой на устах.

Вот голос флейты тише, глуше.

И слышно лишь биение крыл.

Её чарующую душу

Недаром. Моцарт полюбил.

Автор: Jevgenija Taranova

Здравствуйте, меня зовут Васильев Рувим, я ученик 4 класса гимназии № 12, а ещё я ученик детской школы искусств №2 по классу флейты.

Я мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. В 5 лет я задумался: « Какой инструмент выбрать?»

Родители мне посоветовали выбрать флейту, так как мой дядя играет на этом инструменте, я слышал его виртуозную игру, и вот уже пятый год я учусь играть на этом замечательном инструменте. Конечно же, у меня не сразу всё получалось, даже бывало, что мне хотелось бросить это занятие, но чем дальше я занимался, тем больше понимал, что флейта – это часть моей жизни.

Но играть на флейте – это одно, а мне хотелось знать, как появилась флейта, есть ли у неё прототип? Стану ли я настоящим флейтистом?

Цель моей работы: узнать, какой инструмент явился прообразом флейты.

– изучить историю возникновения флейты;

– учиться работать с дополнительной литературой, расширять кругозор;

– узнать виды флейт;

– выявить влияние игры на флейте на духовный мир и на здоровье человека;

– рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

Гипотеза: если каждый день упражняться в игре на флейте, то можно стать хорошим музыкантом?

2. История появления флейты.

Я узнал, что флейта – это удивительный духовой музыкальный инструмент, являющийся символом многих народов мира, а также имеющий отдельно отведенное и весьма важное место в оркестре. Это не просто трубка с клапанами, как принято её считать многими людьми… это настоящий музыкальный инструмент, благодаря которому на свет появились знаменитые и бессмертные произведения искусства, которые и по сей день вызывают у нас громаднейший восторг и несказанные ощущения.

История данного музыкального инструмента корнями уходит в греко-мифические времена и легенды, которые повествуют о том, что флейта была изобретена сыном Гефеста, Ардалом.

Очевидно, обычный свисток и является прототипом современной флейты. Каким же образом свисток смог превратиться в флейту, которая сегодня радует нас великолепными мелодиями и произведениями искусства?

Изначально свисток представлял не более чем простую трубочку с одним отверстием, издающим звуки высокой частоты. С течением времени в свистке появились специальные прорезы для пальцев, что послужило первым толчком к формированию свистковой флейты. Наиболее древнее время изобретения флейты археологи называют 35-40 тысяч лет до н. э., что доказывает древность этого музыкального инструмента.

А также я узнал, что прототипом флейты является и окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

Эта окарина привезена с Алтая (показ и игра на окарине).

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, флейта принадлежит, несомненно, к числу немногих, история которых восходит к глубокой древности. Самое слово “флейта” применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой “породы”, как флейта простая, флейта фригийская или флейта двойная. Все эти инструменты только именовались “флейтами”, но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Не имела прямого отношения к собственно флейте и почитавшаяся долгое время “единственным подлинным предком” современной флейты флейта с наконечником или flute a bес, известная также под именем flute douce или flute d’Angletterre. Наиболее убогим предшественником “флейты с наконечником”, бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII столетия, был флажолет—простенькая дудочка с “пищиком-свистком” и несколькими дырочками и очень небольшим количеством клапанов. Эта флейточка была некоторое время в ходу в народе и даже сейчас одна из её разновидностей под именем galoubet пользуется большим вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием “косой” или поперечной флейты, являясь несомненным, хотя быть может и весьма отдалённым потомком античной флейты Пана или сиринкса, возникла, вероятно, в одно время с “прямой флейтой” или “флейтой с наконечником”, и в отличие от неё не имела уже “пищика”, но располагала “боковым отверстием” или амбушюром. Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но так или иначе, в начале XVII века косая флейта решительно заявила о себе и вступила в непримиримую вражду со своей соперницей. Очевидно, преимущества косой флейты были скоро осознаны, так как иначе нет возможности объяснить её столь решительное наступление и отнюдь не менее бурное распространение.

Уже к середине столетия косая флейта получила всеобщее признанье и несмотря на упорство, с которым держалась ещё в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная флейта вышла на путь решительного развития и совершенствования. Этим последним свойством прямая флейта явно не обладала и после довольно бесплодной попытки вернуть себе былое положение, она отошла в сторону и сохранила о себе память лишь по произведениям того времени. Сейчас эту флейту с наконечником можно видеть только

Флейта в XVIII столетии пользовалась такой любовью современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины XIX века почиталось признаком “хорошего тона”, и флейта, так же как и лютня, арфа или фортепиано вскоре появилась на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. На русской сцене, только у А.С.Грибоедова (1795—1829) в его бессмертном Горе от ума флейте суждено было появиться дважды — один раз в действительном звучании, а другой — в беседе старых друзей Чацкого с Платоном Михайловичем.

3. Разновидности флейт.

Ныне существует огромное количество разновидностей, видов и подвидов флейт, которые используются как в качестве солирующего инструмента, так и в качестве одного из инструментов оркестра. Существует продольная флейта, поперечная, блок-флейта, флейта-пикколо и пан флейта (флейта Пана).

Древнему Египту продольная флейта полюбилась еще 5 000 лет назад и с тех пор стала одним из самых известных духовых музыкальных инструментов на всем Ближнем Востоке.

Поперечная флейта зародилась в Древней Японии и Индии еще 2 000 лет назад, а то и раньше. Ну а в Китае она уже имела определенный успех около тысячи лет до нашей эры. Ближе к 18 столетию гениальные французские мастера музыки доработали и усовершенствовали конструкцию флейты, у которой появились дополнительные клапаны. А это способствовало вытеснению блок-флейты, принадлежащей к флейте продольного типа, поперечной «соперницей».

В 30-40 гг. 19 столетия мастер Теобальд Бём, внеся значительные изменения в структуру поперечной флейты, завершил её формирование.

Блок-флейта и флейта-пикколо являются разновидностями продольной и поперечной флейт соответственно. Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo — по-итальянски — “маленький”) в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии. В опере Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе “Кармен” две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

Пан флейта, или флейта Пана , была названа в честь древнегреческого бога Пана, неразлучной спутницей которого и был подобный музыкальный инструмент, имеющий в то время название сиринга.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан. Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Китайская флейта Сяо – самая длинная из флейт. Как правило, ее длина около метра. Первое упоминание о сяо встречается более 2,5 тысяч лет назад. С тех пор флейта почти не изменилась. Правда, у нее появились дополнительные отверстия, но техника игры осталась прежней.

Необычная длина ее объясняется тем, что в Китае флейта служила не только музыкальным инструментом, но и орудием ближнего боя. И на это были свои причины. Впервые сяо была сделана в Китае, захваченном монголо-татарами. Побежденным китайцам запретили иметь оружие. Тогда оружием для них стали самые разные вещи. Мало кто знает, что знаменитые длинные палки, которыми китайцы машут во все стороны во многих китайских фильмах о боевых искусствах, в оригинале представляли собой музыкальные инструменты.

Флейта сяо является одним из наиболее древних традиционных китайских инструментов. Говорят, что её звук привлекает божественных птиц фениксов, так как подражает их пению. Самые древние упоминания о сяо прослеживаются на рисунках на фарфоровой и глиняной посуде династий Цинь (221 г. до н.э) и Хань. Однако такую форму, в которой этот инструмент дошёл до наших дней, сяо прибрела во время династии Тан.

Продольная (свистковая) флейта сяо также изготавливается из бамбука, при игре ее держат вертикально. Шесть игровых отверстий расположены вдоль всей длины инструмента. Часто встречающаяся флейта из этого семейства дунсяо из черного бамбука имеет довольно толстую трубку. Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.

Современные сяо могут быть разной длины, с разным диаметром и количеством отверстий – 6-ю или 7-ю. Однако традиционно этот инструмент изготавливается из чёрного бамбука длиной 75-80 см с 6-ю игровыми отверстиями (пять – сверху и одно – снизу). Больше трети ее длины составляет совершенно нефункциональный, но традиционный “хвост”, к которому китайцы привязывают различные цветные шнурки и помпоны.

Звучит сяо очень красиво. У нее низкая первая октава с характерным подплыванием. А вторая октава сиплая и заунывная. Не флейта, а воплощенная Инь.

Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.

Вы не будете знать нот, не станете сначала учить какую-то определенную мелодию. Она сама родится у вас. Придет из самого сердца. Вы станете импровизировать. Звуками выражать свое настроение и передавать другим. Так вы начнете разговаривать с флейтой сяо. И тогда она станет вашим другом на всю жизнь.

Секрет флейты сяо еще и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.

Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней приветствовалась в каждом кругу общения и всегда была признаком прекрасного тона и вкуса.

На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй, русский композитор Александр Бородин.

Изготавливаются флейты из таких материалов, как: дерево, пластик, стекло, слоновая кость и др. А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

Флейта – это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса. Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы. Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные.

Флейта – это инструмент, который прекрасно звучит в ансамбле. Безумно красивы ансамбли флейты и гитары. Эти два инструмента создают необыкновенно мягкое, переливистое звучание, в то же время имеющие способность передать стремительность, яркость, остроту произведения.

Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните “Снегурочку” Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят “узорчатые” наигрыши флейты. Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: “Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре”. Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из “Щелкунчика” Чайковского.

Ещё одна из легенд гласит, что человек придумал флейту, когда услышал, как поёт обломанный ствол тростника под действием ветра. Человек вырезал из этого ствола трубочку, сделал в ней отверстия и стал играть на ней. Название этот инструмент получил от латинского слова flatus – дуновение.

Бамбуковая флейта – это изумительный природный инструмент. Бамбук и тростник являются готовой природной трубкой, и везде, где они растут, из них делают дудки, сопилки, свирели, флуеры, банси, ди, сяо, кены, сякухати – в каждой культуре найдется свое название, но всех их объединяет одно – все это флейты по способу извлечения звука.

5. Секреты флейты.

Секрет флейты ещё и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

Хорошо известно, что врачи Древней Греции лечили своих пациентов при помощи звуков духовых инструментов, а философ Демокрит говорил о пользе флейт. Игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей.

Я очень трепетно отношусь к своему инструменту. Флейту необходимо проветривать после каждого сеанса игры или учебы. Нельзя хранить флейту у батарей центрального и местного отопления, обогревательных приборов, хранить и использовать на холоде. Инструмент надо хранить и переносить из помещения в специальных чехлах по размеру флейты. Конечно, нельзя ронять и бросать вашу флейту, надо относиться к ней бережно и нежно.

Играть на флейте необходимо как можно чаще. Тогда флейта сонастроится с вами и вам будет “разговаривать” с ней легче.

Когда ко мне приходит усталость, делается немного грустно и хочется хотя бы на время уйти от мирской суеты, я беру в руки флейту. Я ещё не профессиональный музыкант, но у меня есть музыкальный слух, я сердцем чувствую звуки, они помогают сосредоточиться.

Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.

Я узнал, что прототипами флейты являются свисток и окарина.

Я изучил виды флейт и попробовал на них поиграть.

Я понял, что игра на флейте, это не только красиво, но и полезно для здоровья.

Играя на флейте, духовный мир человека становится богаче.

Чтобы стать настоящим музыкантом, нужно каждый день упражняться в игре на флейте и очень любить своё занятие.

Сообщение о флейте — описание, виды и происхождение музыкального инструмента

Один из самых интересных и незаменимых инструментов, который напоминает по звучанию пение прекрасных птиц, является обычным духовым инструментом — флейтой. В сообщениях, в кратких докладах и рефератах о ней рассказывают на уроках музыки. Основу берут из греческих мифов. Идея такого потрясающего изобретения пришла в голову Ардала, сын бога огня Гефеста. Наверное, это единственный музыкальный инструмент, который так сильно изменялся и совершенствовался.

Особенности звучания

Упоминание этого инструмента часто можно встретить в фольклоре разных стран. Ему часто присваивают разные магические свойства. Неудивительно, ведь звук, который можно услышать, действительно волшебный. Мелодическое звучание инструмента в руках мастера завораживает сердца многих и надолго остается в памяти.

Нижний регистр глуховат, но это придает звукам некую мягкость и душевность. Если говорить о среднем диапазоне, то уши человека воспринимают такую мелодию с достаточной ясностью и прозрачностью. Верхние ноты звучат с большим присвистом, но в то же время необычайно пронзительно.

Акустика флейты тоже восхищает: пиано звучит немного ниже обычно, а форте наоборот — выше. При регулировке силу воздуха на выдохе изменяется характер высоты звучания, но при этом обязательно нужно закрывать определённые клапаны на инструменте. Создают флейты из самых разных материалов. Целых 3 октавы занимает диапазон звучания флейта, если быть точным, то это от ноты до первой октавы до ноты до четвертой.

Строение поперечной флейты

Если рассматривать строение этого музыкального инструмента, то это будет, грубо говоря, трубка, которая похожая на длинный цилиндр, её средняя масса — 600 граммов. Это, можно сказать, и есть ее определение. В ней имеются 16 дырочек, которые закрываются специальными мембранами.

С одного конца можно увидеть специальное отверстие для губ музыканта. В наше время флейты имеют своеобразное внутреннее устройство:

  • головка;
  • тело;
  • колено.

Чтобы игра была идеальной, музыкант обязан правильно управлять губами и делать нужную форму губ. Интересным фактом можно считать ее уникальность, потому что, в отличие от других духовых, воздух нужно вдувать поперек, это значит, что флейтисты тратят больше силы и воздуха на игру.

История создания инструмента

Если смотреть на историю флейты, то её прототипом была обычная трубка, в которую свистят. Её можно было найти ещё в первобытное время. Потом дудочки делали уже со специальными дырками на ней, который очереди закрывали, чтобы получить музыку — это и были первые флейты. Сначала ею пользовались для того, чтобы управлять животными, например, овцами. Затем её уже можно увидеть в различных обрядах.

В IX веке до нашей эры уже стали распространяться флейты поперечного типа, но только в Китае. Потом они попали в Индию, Пакистан и Византию. Если говорить о Европе, то с таким изобретением европейцы познакомились только в Средневековье.

В XVII веке француз Жак Оттетер, немного усовершенствовал духовой инструмент, позволив ему уже принимать участие в различных оперных оркестрах.

Но самый совершенный вариант флейты создал Теобальд Бём в XIX веке в Германии. Уже после его доработок больше никто стал добавлять что-то новое к такому волшебному по звучанию устройству. Тогда уже игра на этом прекрасном инструменте являлась признаком прекрасного тона и непременным элементом высшего общества.

Многообразие видов

Если говорить кратко, то сегодня существует четыре основных вида этого инструмента: большая поперечная (обычная), пикколо, альт и бас. Если нужен холодноватый, но, в, то же время, разнообразный тембр, тогда берут стандартную концертную флейту. Её описание есть выше.

Если с обычной концертной все, кажись, понятно, то флейта-пикколо звучит ещё на октаву выше, чем большая, при этом звук намного острее. Она ещё отличается размером, ведь будет в два раза меньше, чем поперечная.

Бывают инструменты ниже по звучанию Например, альтовая имеет совсем другое строение системы отверстий и размер побольше концертной. Диапазон — от соль малой октавы до ре третьей октавы.

Кроме того, существует ещё и басовая, с низкими нотами: от си большой октавы до фа второй октавы.

Применение в искусстве

В искусстве для этой небольшой трубки придумали множество невероятных смыслов, от образа мирной и тихой сельской жизни до любовно-лирических, иногда трагических, чувств героев. Ведь поэтическая зачарованность, импровизация, утонченность, простота, идиллия, свобода — все эти образы являются взглядом человека на непостоянную природу. И именно то, он увидел в этой, постоянно приобретающий новый вид, жизни и выливается в музыку.

Флейта при всей, как кажется на первый взгляд, простоте удивляет многие:

  • Во-первых, своей историей.
  • Во-вторых, своим диапазоном.
  • В-третьих, удивительным звучанием и способностью передавать чувства и переживания.

Она не оставила равнодушным никого. Ведь за все время своего существования успела побывать во всех странах.

Много художественных и литературных произведений, что так или иначе связаны с флейтой. Можно смело говорить, что количество видов флейты пропорционально количеству созданных для и про неё произведений искусства.

В конце рассказа о флейте хочется сказать, что хоть и понадобились тысячелетия, чтобы обычная дудка стала прекрасной, но зато теперь у нас есть такой удивительный, незаменимый и волшебный музыкальный инструмент. В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в общем хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы ясно слышим знакомый голос колоратурного сопрано симфонического оркестра — флейты.

Таким образом, дети, знакомясь на уроках музыки в классе с происхождением, историей возникновения музыкальных инструментов, смогут лучше понять великую музыку. Для этого учителя задают им создавать краткие проекты о том или ином инструменте.

Читайте также:  Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)
Ссылка на основную публикацию