Русская духовная музыка – доклад сообщение

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов) и систему его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Поскольку древнейшие формы этой нотации точно не расшифровываются, открытым остается вопрос: переняла ли Русь церковное пение из Византии непосредственно или через посредство южнославянских стран. Очевидно, однако, что к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: 1) строго вокальный характер церковного творчества (православный канон категорически исключает применение в церковной службе каких бы то ни было музыкальных инструментов); 2) теснейшая связь слова и звука, т.е. смысла и его интонационного воплощения – отсюда очень большое значение в православной службе не только пения (в старину говорили, например, «спеть обедню», «отпеть обедню», т.е. отслужить литургию), но и особого напевного чтения (в современной терминологии – «литургического речитатива»); 3) плавность, «поступенность» мелодического движения; 4) строчное строение целого – т.е. подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста, в оригинале часто стихотворного. При этом русская трактовка гласа отличалась от византийской: глас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формул (попевок).

Древнерусское церковное пение, как и иконопись, было анонимно, но все же из письменных источников известны имена выдающихся мастеров 16–17 вв.; среди них – новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Федор Крестьянин (т.е. Христианин), работавшие при дворе Ивана Грозного. В 16 в. в Москве были основаны образцовые хоры – государевых и патриарших певчих дьяков. В это же время появляются варианты основного знаменного распева – большой распев, характеризовавшийся особенно протяженными мелизматическими мелодическими линиями; путевой и демественный распевы, имевшие каждый свою систему невменной записи; индивидуальные варианты отдельных песнопений или их групп, принадлежавшие данному мастеру, или местности, или монастырю («местные распевы», «монастырские распевы», «распев крестьянинов», «распев лукошков» и т.д.). Несколько позже, в 17 в., получают широкое распространение киевский, греческий, болгарский распевы, отчасти связанные с пением южных и юго-западных православных церквей, но приобретшие на Руси самостоятельные формы; для них типично более простое, симметричное строение, влияние песенной мелодики. В 16 в. возникло вполне оригинальное русское церковное многоголосие, разные формы которого носили названия: строчное, демественное и путевое. Для раннего многоголосия было характерно свободное сочетание горизонтальных линий голосов, а не четкая координация их по вертикали, как в западной музыке той эпохи. Развитие церковного пения и усложнение форм крюкового письма обусловили появление развернутых теоретических руководств, среди которых особенно выделяется созданная в 1680-х годах Азбука (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца.

С середины 17 в. наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес», распространяемый в Москве поначалу певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма. Простейшим видом партесного пения была гармонизация знаменных мелодий, наиболее сложным – хоровой концерт для большого числа голосов (в числе известных авторов – Василий Титов, Николай Калашников, Николай Бавыкин, Федор Редриков и др.). Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовный стих новой формации – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные, обычно с польского), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Хотя реформы Петра I непосредственно не затрагивали певческого искусства, глубокие изменения в жизни страны, и в том числе в строе церковной жизни, привели к тому, что 18 век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства и как высокохудожественной системы. В больших городах, и прежде всего в Петербурге, пение все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы (центрального хора страны, преобразованного из хора государевых дьяков), которые, наряду со службами, принимали участие в светских увеселениях и даже пели в опере. Однако в том же 18 в. и первой половине 19 в. автономно развивается на прежних началах старообрядческое певческое искусство; сохраняется старинное пение в больших соборах некоторых древних городов; складываются оригинальные распевы крупных монастырей.

В этот период (а нередко и позже) композиторское, авторское церковное творчество часто носило светский характер и даже перекрещивалось впрямую с оперным (известны, например, Херувимские песни на мотивы из опер Моцарта и других композиторов) и песенно-романсовым искусством. В конце 18 – начале 19 вв. стиль партесного пения сходит на нет и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образцу западного мотета; собственно «концертом» в это время называлось развернутое хоровое произведение, которое заняло в воскресной и праздничной литургии место традиционных причастных стихов; в стиле концерта исполнялись и другие песнопения разных служб, преимущественно литургии). Наиболее плодовитым и ярким представителем этого жанра был управляющий Придворной капеллыДмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825), популярны также были концерты Максима Созонтовича Березовского (1745–1777), Степана Аникиевича Дегтярева (1766-1813), Артемия Лукьяновича Веделя (1767?–1808), Степана Ивановича Давыдова (1777–1825) и др. Большинство авторов духовной музыки данного периода училось в Италии или у итальянских мастеров в России.

Позже начинается период т.н. немецкого влияния на русскую духовную музыку, представленный деятельностью управляющего Придворной певческой капеллой Алексея Федоровича Львова (1798–1870, автора гимна Боже, царя храни) и его помощников (Гавриила Акимовича Ломакина, 1811–1885; Павла Максимовича Воротникова, 1810–1876 и др.), гармонизовавших в стиле протестантского хорала весь православный певческий обиход. По указу императора Николая I употребление этих гармонизаций предписывалось как обязательное для всех храмов России, изгонялось исполнение песнопений по рукописным «тетрадкам» и запрещалось печатать и исполнять в церкви какие-либо композиции без утверждения их директором Придворной капеллы. Указ надолго закрыл путь в церковное творчество профессиональным светским композиторам, и в эпоху быстрого развития национальной школы этот жанр оставался на периферии.

Однако уже к эпохе Бортнянского относятся первые попытки вернуться к настоящему «древнему пению», и сам Бортянский пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы – протоиерей Петр Иванович Турчанинов (1779–1856). Созданная ими модель «гармонического пения» (т.е. многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии) использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких, как упомянутые выше А.Ф.Львов, Г.А.Ломакин, а также Николай Иванович Бахметев (1807–1891), Григорий Федорович Львовский (1839–1894), Александр Андреевич Архангельский (1856–1924) и другие, вплоть до 20 в. Идея же возвращения к национальным основам, поисков «своей», «русской» гармонии и «своего» контрапункта получили сначала теоретическое обоснование в трудах В.Ф.Одоевского, протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889) и других авторов (преимущественно связанных с Москвой как хранительницей древних традиций), а затем в творческих опытах М.И.Глинки (в нескольких переложениях распевов, сделанных им в последние годы жизни), а начиная с рубежа 1880-х – в сочинениях и переложениях П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Лядова,М.А.Балакирева, С.И.Танеева и других. Первоначально за основу бралась идея родства древних эпох в церковном пении западном и русском, т.е. композиторам предлагалась в качестве образца не итальянская или немецкая музыка новейшей эпохи, а старинная полифония эпохи Палестрины и особая, доклассическая модальная гармония той эпохи – т.н. строгий стиль (в частности, в этом стиле выполнен ряд переложений Глинки, Римского-Корсакова, Лядова, Танеева). Особое значение в исканиях национального церковного стиля заняла Литургия св. Иоанна Златоустого, соч. 41 П.И.Чайковского (1878) – хронологически первое духовное сочинение крупного русского композитора, напечатанное и исполненное в публичном концерте без разрешения Придворной капеллы (судебный процесс по поводу публикации этого сочинения привел к падению монополии капеллы, что послужило важным прецедентом для композиторов следующих поколений).

К началу 20 в. в русской духовной музыке сложилось т.н. «новое направление» (называемое иногда московской школой, школой Синодального училища церковного пения). Крупнейшими деятелями в историко-теоретической и организационно-практической областях движения были Степан Васильевич Смоленский (ученый-медиевист, композитор, директор Синодального училища и его реформатор) с сотрудниками, регенты московского Синодального хора (хора Большого Успенского собора Московского Кремля) Василий Сергеевич Орлов и Николай Михайлович Данилин. Среди композиторов, чьи духовные сочинения могут быть отнесены к «новому направлению», – С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, П.Г. и А.Г.Чесноковы, Викт.С.Калинников, Александр Васильевич Никольский, Н.Н.Черепнин, Семен Викторович Панченко, а также М.М.Ипполитов-Иванов, В.И.Ребиков, Константин Николаевич Шведов, Н.С.Голованов, Николай Нилович и Павел Нилович Толстяковы, о.Дмитрий Васильевич Аллеманов, Дмитрий Моисеевич Яичков, Николай Иванович Компанейский, протоиерей Михаил Александрович Лисицын и др. Характерными чертами «нового направления» являлись: приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы; обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям; раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.

События 1917 насильственно прервали развитие русского церковного пения как современного искусства. Однако традиции поддерживались некоторыми музыкантами в России и в русском зарубежье. За рубежом продолжали сочинять церковные композиции А.Т.Гречанинов и Н.Н.Черепнин; среди регентов выделились Сергей Алексеевич Жаров, Николай Петрович Афонский, Петр Васильевич Спасский, Борис Михайлович Ледковский; среди ученых-исследователей (и одновременно композиторов) Иван Алексеевич фон Гарднер и Альберт Сван.

С конца 1980-х годов происходит возрождение церковно-певческого искусства в России: появляются во множестве новые коллективы, публикуются исследования, ряд композиторов обращается к духовным жанрам. Среди авторов, сочинения которых соответствуют требованиям православного богослужения, можно выделить диакона Сергея Зосимовича Трубачева, протоиерея Александра Ивановича Ведерникова, а также Владимира Ивановича Мартынова. Подавляющее же большинство современных композиций предназначается для духовных концертов, которые проводятся, как правило, в светских залах, но иногда и в храмах.

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов) и систему его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Поскольку древнейшие формы этой нотации точно не расшифровываются, открытым остается вопрос: переняла ли Русь церковное пение из Византии непосредственно или через посредство южнославянских стран. Очевидно, однако, что к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: 1) строго вокальный характер церковного творчества (православный канон категорически исключает применение в церковной службе каких бы то ни было музыкальных инструментов); 2) теснейшая связь слова и звука, т.е. смысла и его интонационного воплощения – отсюда очень большое значение в православной службе не только пения (в старину говорили, например, «спеть обедню», «отпеть обедню», т.е. отслужить литургию), но и особого напевного чтения (в современной терминологии – «литургического речитатива»); 3) плавность, «поступенность» мелодического движения; 4) строчное строение целого – т.е. подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста, в оригинале часто стихотворного. При этом русская трактовка гласа отличалась от византийской: глас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формул (попевок).

Древнерусское церковное пение, как и иконопись, было анонимно, но все же из письменных источников известны имена выдающихся мастеров 16–17 вв.; среди них – новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Федор Крестьянин (т.е. Христианин), работавшие при дворе Ивана Грозного. В 16 в. в Москве были основаны образцовые хоры – государевых и патриарших певчих дьяков. В это же время появляются варианты основного знаменного распева – большой распев, характеризовавшийся особенно протяженными мелизматическими мелодическими линиями; путевой и демественный распевы, имевшие каждый свою систему невменной записи; индивидуальные варианты отдельных песнопений или их групп, принадлежавшие данному мастеру, или местности, или монастырю («местные распевы», «монастырские распевы», «распев крестьянинов», «распев лукошков» и т.д.). Несколько позже, в 17 в., получают широкое распространение киевский, греческий, болгарский распевы, отчасти связанные с пением южных и юго-западных православных церквей, но приобретшие на Руси самостоятельные формы; для них типично более простое, симметричное строение, влияние песенной мелодики. В 16 в. возникло вполне оригинальное русское церковное многоголосие, разные формы которого носили названия: строчное, демественное и путевое. Для раннего многоголосия было характерно свободное сочетание горизонтальных линий голосов, а не четкая координация их по вертикали, как в западной музыке той эпохи. Развитие церковного пения и усложнение форм крюкового письма обусловили появление развернутых теоретических руководств, среди которых особенно выделяется созданная в 1680-х годах Азбука (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца.

С середины 17 в. наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес», распространяемый в Москве поначалу певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма. Простейшим видом партесного пения была гармонизация знаменных мелодий, наиболее сложным – хоровой концерт для большого числа голосов (в числе известных авторов – Василий Титов, Николай Калашников, Николай Бавыкин, Федор Редриков и др.). Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовный стих новой формации – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные, обычно с польского), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Хотя реформы Петра I непосредственно не затрагивали певческого искусства, глубокие изменения в жизни страны, и в том числе в строе церковной жизни, привели к тому, что 18 век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства и как высокохудожественной системы. В больших городах, и прежде всего в Петербурге, пение все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы (центрального хора страны, преобразованного из хора государевых дьяков), которые, наряду со службами, принимали участие в светских увеселениях и даже пели в опере. Однако в том же 18 в. и первой половине 19 в. автономно развивается на прежних началах старообрядческое певческое искусство; сохраняется старинное пение в больших соборах некоторых древних городов; складываются оригинальные распевы крупных монастырей.

В этот период (а нередко и позже) композиторское, авторское церковное творчество часто носило светский характер и даже перекрещивалось впрямую с оперным (известны, например, Херувимские песни на мотивы из опер Моцарта и других композиторов) и песенно-романсовым искусством. В конце 18 – начале 19 вв. стиль партесного пения сходит на нет и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образцу западного мотета; собственно «концертом» в это время называлось развернутое хоровое произведение, которое заняло в воскресной и праздничной литургии место традиционных причастных стихов; в стиле концерта исполнялись и другие песнопения разных служб, преимущественно литургии). Наиболее плодовитым и ярким представителем этого жанра был управляющий Придворной капеллы Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825), популярны также были концерты Максима Созонтовича Березовского (1745–1777), Степана Аникиевича Дегтярева (1766-1813), Артемия Лукьяновича Веделя (1767?–1808), Степана Ивановича Давыдова (1777–1825) и др. Большинство авторов духовной музыки данного периода училось в Италии или у итальянских мастеров в России.

Позже начинается период т.н. немецкого влияния на русскую духовную музыку, представленный деятельностью управляющего Придворной певческой капеллой Алексея Федоровича Львова (1798–1870, автора гимна Боже, царя храни) и его помощников (Гавриила Акимовича Ломакина, 1811–1885; Павла Максимовича Воротникова, 1810–1876 и др.), гармонизовавших в стиле протестантского хорала весь православный певческий обиход. По указу императора Николая I употребление этих гармонизаций предписывалось как обязательное для всех храмов России, изгонялось исполнение песнопений по рукописным «тетрадкам» и запрещалось печатать и исполнять в церкви какие-либо композиции без утверждения их директором Придворной капеллы. Указ надолго закрыл путь в церковное творчество профессиональным светским композиторам, и в эпоху быстрого развития национальной школы этот жанр оставался на периферии.

Читайте также:  Джаз – сообщение доклад по музыке 3, 6 класс

Однако уже к эпохе Бортнянского относятся первые попытки вернуться к настоящему «древнему пению», и сам Бортянский пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы – протоиерей Петр Иванович Турчанинов (1779–1856). Созданная ими модель «гармонического пения» (т.е. многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии) использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких, как упомянутые выше А.Ф.Львов, Г.А.Ломакин, а также Николай Иванович Бахметев (1807–1891), Григорий Федорович Львовский (1839–1894), Александр Андреевич Архангельский (1856–1924) и другие, вплоть до 20 в. Идея же возвращения к национальным основам, поисков «своей», «русской» гармонии и «своего» контрапункта получили сначала теоретическое обоснование в трудах В.Ф.Одоевского, протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889) и других авторов (преимущественно связанных с Москвой как хранительницей древних традиций), а затем в творческих опытах М.И.Глинки (в нескольких переложениях распевов, сделанных им в последние годы жизни), а начиная с рубежа 1880-х – в сочинениях и переложениях П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Лядова, М.А.Балакирева, С.И.Танеева и других. Первоначально за основу бралась идея родства древних эпох в церковном пении западном и русском, т.е. композиторам предлагалась в качестве образца не итальянская или немецкая музыка новейшей эпохи, а старинная полифония эпохи Палестрины и особая, доклассическая модальная гармония той эпохи – т.н. строгий стиль (в частности, в этом стиле выполнен ряд переложений Глинки, Римского-Корсакова, Лядова, Танеева). Особое значение в исканиях национального церковного стиля заняла Литургия св. Иоанна Златоустого, соч. 41 П.И.Чайковского (1878) – хронологически первое духовное сочинение крупного русского композитора, напечатанное и исполненное в публичном концерте без разрешения Придворной капеллы (судебный процесс по поводу публикации этого сочинения привел к падению монополии капеллы, что послужило важным прецедентом для композиторов следующих поколений).

К началу 20 в. в русской духовной музыке сложилось т.н. «новое направление» (называемое иногда московской школой, школой Синодального училища церковного пения). Крупнейшими деятелями в историко-теоретической и организационно-практической областях движения были Степан Васильевич Смоленский (ученый-медиевист, композитор, директор Синодального училища и его реформатор) с сотрудниками, регенты московского Синодального хора (хора Большого Успенского собора Московского Кремля) Василий Сергеевич Орлов и Николай Михайлович Данилин. Среди композиторов, чьи духовные сочинения могут быть отнесены к «новому направлению», – С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, П.Г. и А.Г.Чесноковы, Викт.С.Калинников, Александр Васильевич Никольский, Н.Н.Черепнин, Семен Викторович Панченко, а также М.М.Ипполитов-Иванов, В.И.Ребиков, Константин Николаевич Шведов, Н.С.Голованов, Николай Нилович и Павел Нилович Толстяковы, о.Дмитрий Васильевич Аллеманов, Дмитрий Моисеевич Яичков, Николай Иванович Компанейский, протоиерей Михаил Александрович Лисицын и др. Характерными чертами «нового направления» являлись: приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы; обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям; раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.

События 1917 насильственно прервали развитие русского церковного пения как современного искусства. Однако традиции поддерживались некоторыми музыкантами в России и в русском зарубежье. За рубежом продолжали сочинять церковные композиции А.Т.Гречанинов и Н.Н.Черепнин; среди регентов выделились Сергей Алексеевич Жаров, Николай Петрович Афонский, Петр Васильевич Спасский, Борис Михайлович Ледковский; среди ученых-исследователей (и одновременно композиторов) Иван Алексеевич фон Гарднер и Альберт Сван.

С конца 1980-х годов происходит возрождение церковно-певческого искусства в России: появляются во множестве новые коллективы, публикуются исследования, ряд композиторов обращается к духовным жанрам. Среди авторов, сочинения которых соответствуют требованиям православного богослужения, можно выделить диакона Сергея Зосимовича Трубачева, протоиерея Александра Ивановича Ведерникова, а также Владимира Ивановича Мартынова. Подавляющее же большинство современных композиций предназначается для духовных концертов, которые проводятся, как правило, в светских залах, но иногда и в храмах.

Русская духовная музыка

Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов) и систему его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Поскольку древнейшие формы этой нотации точно не расшифровываются, открытым остается вопрос: переняла ли Русь церковное пение из Византии непосредственно или через посредство южнославянских стран. Очевидно, однако, что к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: 1) строго вокальный характер церковного творчества (православный канон категорически исключает применение в церковной службе каких бы то ни было музыкальных инструментов); 2) теснейшая связь слова и звука, т.е. смысла и его интонационного воплощения – отсюда очень большое значение в православной службе не только пения (в старину говорили, например, «спеть обедню», «отпеть обедню», т.е. отслужить литургию), но и особого напевного чтения (в современной терминологии – «литургического речитатива»); 3) плавность, «поступенность» мелодического движения; 4) строчное строение целого – т.е. подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста, в оригинале часто стихотворного. При этом русская трактовка гласа отличалась от византийской: глас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формул (попевок).

Древнерусское церковное пение, как и иконопись, было анонимно, но все же из письменных источников известны имена выдающихся мастеров 16–17 вв.; среди них – новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Федор Крестьянин (т.е. Христианин), работавшие при дворе Ивана Грозного. В 16 в. в Москве были основаны образцовые хоры – государевых и патриарших певчих дьяков. В это же время появляются варианты основного знаменного распева – большой распев, характеризовавшийся особенно протяженными мелизматическими мелодическими линиями; путевой и демественный распевы, имевшие каждый свою систему невменной записи; индивидуальные варианты отдельных песнопений или их групп, принадлежавшие данному мастеру, или местности, или монастырю («местные распевы», «монастырские распевы», «распев крестьянинов», «распев лукошков» и т.д.). Несколько позже, в 17 в., получают широкое распространение киевский, греческий, болгарский распевы, отчасти связанные с пением южных и юго-западных православных церквей, но приобретшие на Руси самостоятельные формы; для них типично более простое, симметричное строение, влияние песенной мелодики. В 16 в. возникло вполне оригинальное русское церковное многоголосие, разные формы которого носили названия: строчное, демественное и путевое. Для раннего многоголосия было характерно свободное сочетание горизонтальных линий голосов, а не четкая координация их по вертикали, как в западной музыке той эпохи. Развитие церковного пения и усложнение форм крюкового письма обусловили появление развернутых теоретических руководств, среди которых особенно выделяется созданная в 1680-х годах Азбука (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца.

С середины 17 в. наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес», распространяемый в Москве поначалу певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма. Простейшим видом партесного пения была гармонизация знаменных мелодий, наиболее сложным – хоровой концерт для большого числа голосов (в числе известных авторов – Василий Титов, Николай Калашников, Николай Бавыкин, Федор Редриков и др.). Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовный стих новой формации – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные, обычно с польского), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Хотя реформы Петра I непосредственно не затрагивали певческого искусства, глубокие изменения в жизни страны, и в том числе в строе церковной жизни, привели к тому, что 18 век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства и как высокохудожественной системы. В больших городах, и прежде всего в Петербурге, пение все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы (центрального хора страны, преобразованного из хора государевых дьяков), которые, наряду со службами, принимали участие в светских увеселениях и даже пели в опере. Однако в том же 18 в. и первой половине 19 в. автономно развивается на прежних началах старообрядческое певческое искусство; сохраняется старинное пение в больших соборах некоторых древних городов; складываются оригинальные распевы крупных монастырей.

В этот период (а нередко и позже) композиторское, авторское церковное творчество часто носило светский характер и даже перекрещивалось впрямую с оперным (известны, например, Херувимские песни на мотивы из опер Моцарта и других композиторов) и песенно-романсовым искусством. В конце 18 – начале 19 вв. стиль партесного пения сходит на нет и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образцу западного мотета; собственно «концертом» в это время называлось развернутое хоровое произведение, которое заняло в воскресной и праздничной литургии место традиционных причастных стихов; в стиле концерта исполнялись и другие песнопения разных служб, преимущественно литургии). Наиболее плодовитым и ярким представителем этого жанра был управляющий Придворной капеллы Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825), популярны также были концерты Максима Созонтовича Березовского (1745–1777), Степана Аникиевича Дегтярева (1766-1813), Артемия Лукьяновича Веделя (1767?–1808), Степана Ивановича Давыдова (1777–1825) и др. Большинство авторов духовной музыки данного периода училось в Италии или у итальянских мастеров в России.

Позже начинается период т.н. немецкого влияния на русскую духовную музыку, представленный деятельностью управляющего Придворной певческой капеллой Алексея Федоровича Львова (1798–1870, автора гимна Боже, царя храни) и его помощников (Гавриила Акимовича Ломакина, 1811–1885; Павла Максимовича Воротникова, 1810–1876 и др.), гармонизовавших в стиле протестантского хорала весь православный певческий обиход. По указу императора Николая I употребление этих гармонизаций предписывалось как обязательное для всех храмов России, изгонялось исполнение песнопений по рукописным «тетрадкам» и запрещалось печатать и исполнять в церкви какие-либо композиции без утверждения их директором Придворной капеллы. Указ надолго закрыл путь в церковное творчество профессиональным светским композиторам, и в эпоху быстрого развития национальной школы этот жанр оставался на периферии.

Однако уже к эпохе Бортнянского относятся первые попытки вернуться к настоящему «древнему пению», и сам Бортянский пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы – протоиерей Петр Иванович Турчанинов (1779–1856). Созданная ими модель «гармонического пения» (т.е. многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии) использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких, как упомянутые выше А.Ф. Львов, Г.А. Ломакин, а также Николай Иванович Бахметев (1807–1891), Григорий Федорович Львовский (1839–1894), Александр Андреевич Архангельский (1856–1924) и другие, вплоть до 20 в. Идея же возвращения к национальным основам, поисков «своей», «русской» гармонии и «своего» контрапункта получили сначала теоретическое обоснование в трудах В.Ф. Одоевского, протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889) и других авторов (преимущественно связанных с Москвой как хранительницей древних традиций), а затем в творческих опытах М.И. Глинки (в нескольких переложениях распевов, сделанных им в последние годы жизни), а начиная с рубежа 1880-х – в сочинениях и переложениях П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, М.А. Балакирева, С.И. Танеева и других. Первоначально за основу бралась идея родства древних эпох в церковном пении западном и русском, т.е. композиторам предлагалась в качестве образца не итальянская или немецкая музыка новейшей эпохи, а старинная полифония эпохи Палестрины и особая, доклассическая модальная гармония той эпохи – т.н. строгий стиль (в частности, в этом стиле выполнен ряд переложений Глинки, Римского-Корсакова, Лядова, Танеева). Особое значение в исканиях национального церковного стиля заняла Литургия св. Иоанна Златоустого, соч. 41 П.И. Чайковского (1878) – хронологически первое духовное сочинение крупного русского композитора, напечатанное и исполненное в публичном концерте без разрешения Придворной капеллы (судебный процесс по поводу публикации этого сочинения привел к падению монополии капеллы, что послужило важным прецедентом для композиторов следующих поколений).

К началу 20 в. в русской духовной музыке сложилось т.н. «новое направление» (называемое иногда московской школой, школой Синодального училища церковного пения). Крупнейшими деятелями в историко-теоретической и организационно-практической областях движения были Степан Васильевич Смоленский (ученый-медиевист, композитор, директор Синодального училища и его реформатор) с сотрудниками, регенты московского Синодального хора (хора Большого Успенского собора Московского Кремля) Василий Сергеевич Орлов и Николай Михайлович Данилин. Среди композиторов, чьи духовные сочинения могут быть отнесены к «новому направлению», – С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, А.Д. Кастальский, П.Г. и А.Г. Чесноковы, Викт.С. Калинников, Александр Васильевич Никольский, Н.Н. Черепнин, Семен Викторович Панченко, а также М.М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, Константин Николаевич Шведов, Н.С. Голованов, Николай Нилович и Павел Нилович Толстяковы, о. Дмитрий Васильевич Аллеманов, Дмитрий Моисеевич Яичков, Николай Иванович Компанейский, протоиерей Михаил Александрович Лисицын и др. Характерными чертами «нового направления» являлись: приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы; обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям; раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.

События 1917 насильственно прервали развитие русского церковного пения как современного искусства. Однако традиции поддерживались некоторыми музыкантами в России и в русском зарубежье. За рубежом продолжали сочинять церковные композиции А.Т. Гречанинов и Н.Н. Черепнин; среди регентов выделились Сергей Алексеевич Жаров, Николай Петрович Афонский, Петр Васильевич Спасский, Борис Михайлович Ледковский; среди ученых-исследователей (и одновременно композиторов) Иван Алексеевич фон Гарднер и Альберт Сван.

С конца 1980-х годов происходит возрождение церковно-певческого искусства в России: появляются во множестве новые коллективы, публикуются исследования, ряд композиторов обращается к духовным жанрам. Среди авторов, сочинения которых соответствуют требованиям православного богослужения, можно выделить диакона Сергея Зосимовича Трубачева, протоиерея Александра Ивановича Ведерникова, а также Владимира Ивановича Мартынова. Подавляющее же большинство современных композиций предназначается для духовных концертов, которые проводятся, как правило, в светских залах, но иногда и в храмах.

Сообщение о гуслях

Доклад по музыке про гусли кратко поможет Вам подготовиться к занятию, и Вы узнаете много полезной информации об этом древнейшем инструменте. Доклад про гусли можно дополнить интересными фактами.

  1. Краткое сообщение о гуслях
  2. Что такое гусли?
  3. Гусли: история для детей
  4. Гусли: виды инструментов
  5. Как звучат гусли?

Краткое сообщение о гуслях

Что такое гусли?

Гусли — это древнейший щипковый струнный музыкальный инструмент. В России под ними подразумевается некая разновидность лежачих арф. Они существовали на территории Украины, Литвы, Беларуси, России, Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и других европейских стран (где имели свое самобытное название). И в каждой стране они имели свои особенности. Между собой они были схожи веером струн, струнодержателем, колковым рядом и резонатором под струнами по всей длине.

Гусли: история для детей

Точно сказать, кто придумал гусли, и когда это произошло невозможно. В истории финского кантеле, славянских гуслей, латышских кокле, эстонской каннели, литовского канклеса есть только догадки и предположения. Встречаются мнения, что этот струнный инструмент пришел к нам с Китая, где был известен струнный инструмент гуцинь задолго до Рождества Христова. Согласно другой версии лироподобные инструменты были завезены в свои колонии римлянами.

Финны утверждают, что первые кантеле-гусли были сделаны Веймемейнен, в России и Беларуси, что гусли являются модернизированным «музыкальным луком». Поэтому путаница с предположениями невероятная.

В древнерусской рукописи «Повести о белоризце человеке и монашестве» автор изобразил в буквице «Д» фигуру царя, который играл на гуслях. Форма корпуса напоминает шлем. В дальнейшем форма резонаторой плоской коробки менялась: появилась трапецивидная форма. С уменьшением количества струн развились еще крыловидные гусли.

В далеком IX веке их делали из долбленой сухой доски клена или ели. С появлением металлически струн гусли зазвенели. Мастера-умельци столетиями передавали секрет изготовления инструментов своим ученикам. Гусельные наигрыши и песни любили слушать не только простые жители, крестьяне, но и цари. Однако гусляре часто нелестно отзывались о правителях в своих песнях. Поэтому возникали гонения на гусляров. Со временем этот щипковый инструмент из архаичного превратился в сценический профессиональный инструмент с уникальным звучанием.

Читайте также:  Доклад про Гусли (музыкальный инструмент сообщение 2, 3 класс)

На сегодняшний день каждый оркестр народных инструментов в своем составе имеет щипковые гусли: клавишые и столовидные. Их звучание придает оркестру колорит древних звонов.

Гусли: виды инструментов

Выделяют такие виды гуслей:

  • Звончатые. Это самые простые и древние гусли. Трапециевидный или треугольный ящик ставился при игре на колени. Количество струн варьировалось в количестве от 7 до 13. Когда звончатые гусли вошли в состав симфонического оркестра, то сразу стаи видны их недостатки: малый диапазон. Тогда было решено строить гусли разных размеров.
  • Щипковые. Оснащены 60 струнами, которые охватывают 5 полных октав. Музыкант играет на гуслях двумя руками, одновременно ведя мелодию на тонких и басовых струнах. Они могут воспроизводить многоголосные сложные произведения.
  • Клавишные. Это самый молодой вид гуслей, который появился в ХХ веке. Они создаются в 4-ех размерах: пикколо, прима, альт, бас. Издают полный, насыщенный, приятный звук.
Как звучат гусли?

Данный самобытный инструмент может издавать мелодичный и нежный голос, может передать журчание ручья и птичье пение, изобразить колокольный перезвон. Источником звука являются гибкие натянутые струны. Каждая из них настроена на нужную звуковую высоту. Она извлекается медиатором или подушечками пальцев. На разных гуслях используются свои приемы звукоизвлечения: арпеджио, бряцание, пиццикато, глиссандо, тремоло.

Гусли интересные факты

  • Исполнитель на гуслях называется гуслист.
  • У царя Ивана Грозного при дворе был ансамбль гуслистов, который его веселил.
  • Патриарх всея Руси Никон приказал в 1654 году сжечь все имеющие в государстве гусли.
  • Первой песней, которая была записана нотами для гуслей, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Ее записал в Санкт-Петербурге французский композитор Ф. Буальде в 1803 году.
  • Ансамбль гуслистов в мае 1945 года выступил на ступенях поверженного рейхстага в Берлине с концертом в честь победы.

Доклад Гусли – мзыкальный инструмент 2, 3, 4 класс (история) сообщение

Гусли – самобытный инструмент для воспроизведения музыкальных звуков. Гусли издают звук благодаря наличию натянутых гибких струн. Каждая струна настроена на определенную тональность звука. Звук получается с помощью подушечек пальцев рук.

В XV веке это был музыкальный инструмент странствующих людей-скоморохов.

Бывает большое множество видов этого музыкального инструмента. Они отличаются по форме и размеру, по количеству струн и по технике настройки.

Гусли изготавливали из хвойных пород древесины, так как эти породы деревьев отличаются наилучшими резонаторными свойствами. Гусли создаются из трёх основных элементов: корпус, струнодержатель и колки. На корпусе с помощью штифтов закрепляются струны. Они натягиваются с помощью колочной системы, и размещается отверстие, без которого объемное яркое звучание невозможно. Металлические колки служат для натяжения струны. Они имеют цилиндрическую форму, и длиной не более 6 см.

В настоящее время гусли подразделяются на 4 вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь, делятся на 2 вида: клавишные и щипковые.

Крылообразные – это самый распространенный вид. Они именуются еще яворчатыми или звончатыми. Количество струн у этого вида может быть от 5 до 17 штук. Существует более 12 типов настройки яворчатых гуслей. Крылообразные делятся на подвиды: пиколо, приму, альт и бас. Подвид зависит от размера и высоты звучания.

Шлемообразные по другому называются псалтырь. По внешнему виду очень похожи на шлем, откуда и получили такое название. Количество струн варьируется от 10 до 26.

Лировидные гусли по внешнему виду напоминают лиру. Количество струн равнялось 5. В верхней части корпуса было сделано отверстие, где размещалась левая рука. А правая рука в это время щипала струны.

Клавишные гусли отличаются от других наличием механической системы с 12 кнопками. При нажатии на эти кнопки зажимаются только те струны, которые должны работать. Еще одно отличие от других видов наличие большого количества струн. Их число может быть как 49, так и 66 струн.

Щипковые имеют вид металлической рамки, внутри которой на двух уровнях натянуты струны. Гусли устанавливаются на стол или на подставку. Гусляр левой рукой нажимает на клавиши, а правой – перебирает струны.

Доклад №2

Славянское название музыкального инструмента гусли происходит от слова “гусль”. В древности так называли струну охотничьего лука. По другой версии от действия “гудеть”. Им обозначали звуки, извлекаемые при соприкосновении со струнами.

Тысячелетняя история скрывает от нас место рождения этого уникального инструмента. Зато на гуслях играли в княжеских хоромах и в избах простых людей. Гусли сопровождали исполнение былин и народных песен. Византийские цари в девятом веке были поражены игрой славянских гусляров.

Гусли делали различной формы: шлем (шлемовидные); трапеция (трапециевидные); крыло (крыловидные). Гусли ставили на колени или на подставку и перебирали струны обеими руками. Во время гуляний носили их на крепких кожаных ремешках.

Древнерусские мастера изготавливали их из древесины ели или клёна. Клён яров, используемый мастерами, дал название гуслям. Их стали величать “Яровчатые”. С появлением звонких металлических струн, закрепилось название “Звончатые”. Ученые предположили, что пятитоновый лад русской песни определил необходимое количество. На гуслях их число варьирует от пяти до 66 струн. Секреты изготовления инструмента передавались умельцами из поколения в поколение.

Постепенно менялась форма инструмента, детали его изготовления. Из народного он превратился в сценический. Его колоритное звучание придает оркестровой музыке новые краски.

В Новгороде во время археологических раскопок были найдены деревянные гусли с изящным корпусом начала XII века. На них были изображены языческие орнаменты древнего Новгорода. Вторая находка – маленькие гусельки длиной почти 37 см, их украшала резьба и иллюстрация священной лозы. Сохранилось имя мастера-гусляра. Смогли прочитать надпись ,,Словиша”, что означает,, соловей”. По другой версии считается, что так называются сами гусли, принадлежавшие славянину. История Православия повествует о сожжении инструментов целыми возами, а тех кто на них играл и рассказывал сказки подозревали в ворожбе. Церковь связывала гусли с языческими верованиями.

Сегодня к этому народному инструменту относятся очень трепетно. Его можно встретить в любом оркестре, исполняющем народную музыку и композиторские произведения, которым гусли добавляют неповторимости.

Появляются новые модели. Например, клавишные гусли. Гусляры-сказители восстанавливают древние традиции игры.

Гусли – мзыкальный инструмент доклад

Гусли – небольшой музыкальный инструмент. Наибольшее распространение он получил именно в России.

Гусли изобрели очень давно. Первые, исторически зафиксированные, упоминания их относятся к пятому веку нашей эры. Ходит легенда, что прародителем гуслей, как и арфы, является натянутая струна лука. Отличительной особенностью гуслей является лишь то, что основой, на которую натягиваются струны, является доска из дерева, а не рамная основа. Известным является тот факт, что навыками игры на этом музыкальном инструменте обладали Добрыня Никитич, Садко и многие другие герои эпоса. На Руси гусли появились значительно позже, около одиннадцатого века. На тот момент существовало два вида гуслей: шлемовидные и крыловидные. Очевидно, классификация основана на форме, в которой выполнен музыкальный инструмент. Крыловидные выполнялись треугольной формы. Число струн составляло от пяти до пятнадцати. Шлемовидные имели от десяти от тридцати струн.

Людей, обладающих мастерством игры на этом струнном инструменте, называли гусляры. На многих исторических источниках, что удалось сохранить до наших лет, гусляры изображались в сидячей позе. Музыкальный инструмент располагался на их коленях. Игра происходила за счет защипывания струн. В процессе игры музыкант, как правило, или напевал песни, или слагал былины.

В наше время гусли не теряют своей актуальности. Они активно используются, всячески модернизируются. В данный момент существует три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные. Прародителем звончатых гуслей являются те самые крыловидные гусли, о которых рассказано чуть выше. Единственное отличие от предков является их форма в виде трапеции. Игра на них была немного модернизирована: музыкант может играть методом защипа обеими руками, или же защипывать лишь одной рукой, второй – приглушать колебания струн. Последний метод игры схож с игрой на обычной балалайке. Гусли клавишного типа имеют основу из метала, с натянутыми на неё струнами. Их внешний вид и структура устройства схожи со звончатыми гуслями, но различается способ управления музыкальным инструментом. Он производится за счет активных нажатий клавиш, общее число которых – двенадцать.

Так как звончатый тип гуслей считается наиболее классическим, он используется, в основном, в творчестве русских народных ансамблей. Сочетание же гуслей щипкового и клавишного типа активно встречается в профессиональных музыкальных коллективах.

Вариант №4

С далеких времен люди старались развлекать себя звуками музыки и песнями. Гусли – один из самых древних музыкальных инструментов. Он появился еще тысячелетия назад, и узнать точную дату уже, увы, невозможно. Самое интересное, что он появился одновременно у нескольких народов мира. Названия, конечно же, разнились, но вид музыкального инструмента совпадал.

У славянского народа название пошло от звучания тетивы, которая натягивалась на лук. При натягивании она издавала звук – «гул», отчего могло и пойти такое “имя”. Есть еще одна версия – струна лука называлась «гусла», и поэтому инструмент получил название – гусли. Окончательный вид гусли получили после того, как к тетиве приставили полный и пустой сосуд. Эта незамысловатая конструкция и стала прототипом известного щипкового инструмента сейчас.

Первое упоминание гуслей есть в повести «О человеке и монашестве». К сожалению, точную дату рукописи сказать сложно. Ученые предполагают, что она была написана еще в Древней Руси. В ней присутствует миниатюра, некий образ человека играющего на гуслях. Возможно, некто изобразил певца Давида. Что характерно, образ был нарисован в заглавной букве «Д». Форма музыкального аппарата в руках певца напоминает гусли тех времен.

В Древней Руси аппарат изображали в виде плоского шлема и натянутых струн на него. Делался инструмент из дерева. Чаще всего это был клён, так любимый у мастеров музыкального дела. Это обеспечивало звуку хорошую проходимость и придавало звучанию особую глубину. Порода клена называлась «Явор», отчего гусли, сделанные из этого дерева, назывались «Яровчатые».

С тех пор изменилась форма – она стала больше трапециевидной, хотя не далеко ушла от оригинала. Изменениям подверглись и струны, их стало меньше, но они стали толще. Их начали делать из метала. Это дало звуку силу и «яркое» звучание.

Видоизменение струн изменило и название, гусли стали зваться «звончатые». После появились гусли крыловидные, которые звучат уже в наше время.

Мастера музыкального дела считали, что необходимо хранить секрет изготовлению гуслей и передавали его только своим наследникам. Часто гусляры пели о нелюбви к царю, власти и жестокости высших чинов. Это привело к тому, что аппаратом стали интересоваться все реже. Его усовершенствованием уже не хотели заниматься.

Современная конструкция инструмента так и осталась нетронутой уже много веков. Гусли остались как память о прежних смелых гуслярах, которые, не боясь наказания, пели людям правду о власти.

Доклад №5 Мзыкальный инструмент – гусли доклад

Музыка появилась практически с зарождением самого разумного человечества. Сначала люди слушали и подрожали звукам природы, к примеру, они могли слушать капли дождя и имитировать ритм с помощью доступных предметов. После этого появились и различные инструменты, которые позволили создавать музыку более разумно и многообразно.

Одним из самых первых музыкальных инструментов считается лук, точнее, его тетива, которая может издавать различные звуки. Как известно, если менять натяжение или зажать тетиву в какой-то части, то звук будет меняться. Об этом писал еще Пифагор, который измеряя длины струны определил частоту вибраций и выявил разные ноты.

Гусли тоже, по сути, являются потомками лука как музыкального инструмента. Только струны снабжались резонаторами – полостями, которые усиливали звук и использовались для того чтобы прикреплять струну. Кстати, издревле на Руси струна для лука называлась гусла, вероятно, отсюда и название самого распространенного струнного инструмента.

Сначала делали так называемые шлемовидные гусли, которые имели корпус похожий на шлем, но после этого стали делать крыловидные. Именно образ крыловидных гуслей наиболее распространен и появляется в сознании у большинства людей, которые слышат данное слово. По форме они напоминают трапецию, но есть сторона с красивым изгибом (хотя может и не быть) который похож на изгиб крыла.

Гусли известны на Руси с давних времен и были одним из основных народных инструментов, при этом во многих других странах гуслей не знали и мастерство русских музыкантов удивляло иностранцев. Изначально для создания инструмента использовали цельный кусок древесины. Чаще всего брали ель или клен, в котором выдалбливали полость нужного размера и натягивали сверху струны, которые со временем стали металлическими и давали характерный звон, поэтому и гусли такие стали называть звончатыми.

На протяжении существенного времени гусли были народным инструментом и прочно составляли существенную часть культуры страны. Они были связаны не только с музыкой и с традицией передачи сказаний и даже тайных знаний. Образы гусляров прочно вошли в народную культуру, к примеру, Садко является гусляром и он не просто играет на гуслях, но и обладает тайными силами, способен подчинить морского царя.

Со временем гусли исчезли из обихода, стали под запретом. Однако сейчас искусство создания гуслей постепенно возрождается снова.

Гусли-мзыкальный инструмент

Популярные темы сообщений

Ночное ясное небо прекрасно своим звездным разнообразием. Еще с давних времен люди, любуясь небосклоном, присваивали определенным группам звезд разные названия, искали в их очертаниях сходство с предметами или животными.

Пение в церкви было единственным проявлением музыкального искусства в России, начиная с появления христианства и до 17 века. Много чего было взято у Византии. Церковное пение являлось в России занятием скрытным, но некоторые источники информации

Доклад про Гусли (музыкальный инструмент сообщение 2, 3 класс)

Музыкальный инструмент: Гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» – подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

Историю гуслей и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звучание гуслей – этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Источник звука на гуслях – натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

Фото:

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве – канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы – реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.
Читайте также:  Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)

Конструкция

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

Разновидности

Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день они делятся на четыре вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь бывают двух типов : клавишные и щипковые.

  • Крыловидные гусли – в народе их часто называют яворчатыми или звончатыми, в настоящее время являются самыми популярными. Количество струн инструмента разнится от пяти до семнадцати, средние из которых настраиваются по звукам диатонического лада, а крайние верхние и нижние могут звучать как бурдонные. В настоящее время известно двенадцать вариантов настройки данного вида гуслей. Основным приемом звукоизвлечения, которое применяется для исполнения аккордового аккомпанемента, является бряцание, осуществляемое правой рукой. Пальцы левой руки при этом глушат невостребованные струны. Для проведения мелодических линий используется прием выщипывания отдельных струн или тремоло. Крыловидные гусли имеют четыре подвида, которые различаются по размерам и высоте звучания, это – пикколо, прима, альт и бас.
  • Шлемовидные гусли – имеют второе название псалтырь, по своему виду напоминают шлем. Количество струн – от десяти до двадцати шести. На инструменте играют обеими руками, правая исполняет мелодию, левая гармонический аккомпанемент. Основными приемами игры является выщипывание струн и тремоло.
  • Лировидные гусли – основное отличие этого вида гуслей наличие так называемого игрового окна, при помощи которого исполнитель манипулирует струнами: глушит ненужные или подщипывает дополнительные звуки.
  • Стационарные клавишные и щипковые гусли, которые еще имеют название академические или концертные имеют хроматический звукоряд.

Клавишные гусли имеют диапазон, который составляет от 4 до 6 октав, струны натягиваются в одной плоскости и их количество может быть от 49 до 66. На данном инструменте устанавливается механическая система с двенадцатью клавишами как у фортепиано, при нажатии на них открываются только те струны, которые должны звучать. Основной прием исполнения – арпеджиато от нижних звуков к верхним.

Шипковые гусли представляют собой металлическую раму с натянутыми на ней струнами, расположенными в двух уровнях. Рама размещена в корпусе, стоящем на деревянных ножках. Диапазон звуков данного инструмента равен диапазону клавишных гуслей. Довольно непростое звукоизвлечение на этих гуслях осуществляемое правой и левой рукой, позволяет исполнять произведения различной сложности.

Применение

Сегодня многие представляют гусли как архаичный инструмент скоморохов. Однако, это совсем не так, гусли уже давно стали профессиональным сценическим инструментом, обладающим роскошным неповторимым звучанием. В нынешнее время в каждом народном оркестре имеется комплект гуслей: клавишных и столовидных щипковых.

Кроме оркестровой практики инструмент активно используется как сольный, ансамблевый, а также в музыкальных группах различных стилей, среди них: фольк, джаз и даже рок. Большой популярностью у слушателей пользуются коллективы, в которых музыканты играют только на гуслях. Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров, которые исполняются на инструменте. К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются.

Репертуарный план для инструмента весьма разнообразен. На гуслях очень интересно звучат музыкальные номера фольклорного характера, а также транскрипции произведений величайших композиторов зарубежной и русской классики: Г. Персела, Г. Телемана, А. Вивальди , Г. Генделя , А. Корелли, К. Глюка, И.С. Баха, В. Моцарта, Й. Гайдна , Л. Куперена, К. Дебюсси, М.И. Глинки , А. Бородина, П.И. Чайковского , А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, И. Стравинского и других.

Среди современных композиторов, которые сочиняли специально для гуслей и оставили немало замечательных оригинальных произведений, хочется особо отметить В. Городовскую, Е. Дербенко А. Дунаевскую, В. Малярова, О. Меремкулова, Д. Локшина и В. Бояшова, Е. Синодскую и К. Шаханова.

Исполнители

Исполнители на гуслях в Древней Руси были очень почитаемы, к ним относились с большим уважением. В нынешнее время, в связи с всплеском интереса к истокам русской национальной музыкальной культуры, творчество музыкантов–гуслистов вновь вызывает большой интерес. Об этом говорит тот факт, что популярность гуслей растет с каждым годом, а вместе с этим и наполняемость концертных залов, в которых звучит уникальный древнерусский инструмент.

Исполнителей, которые сегодня пленяют сердца слушателей довольно много, вот имена некоторых из них:

Л. Муравьева, Г. Малярова, Д. Волков, Н. Дьяченко, Т.Костючкова, Т. Киселева, Е. Костина, М. Беляева, П. Лукоянов, И. Ахромеев, А. Байкалец, В. Иванов, Д. Парамонов, Е. Стрельников, К. Шаханов, С. Старостин и многие другие.

Говоря об музыкантах-гуслистах, которые в нынешнее время покоряют своим творчеством не только отечественных, но и зарубежных слушателей, нельзя не отметить настоящих энтузиастов, заложивших основу современной школы исполнения на гуслях, В. Поветкина и О. Смоленского. Последователями и достойными продолжателями их дела, связавшие с гуслями всю свою жизнь, стали Н. Голосов, Ф. Артамонов, А. Прохоров, П. Шалимов, С. Головошкин, М. Васильев, А. Белова, В. Кононов, В.Тихонов, Д. Локшин, В. Трифонов, В. Суриков, В. Белявский, Л. Басурманова, Ю. Стрельников, Е. Комарницкая, Владимир Поветкин и многие другие, кто через свое творчество и учеников разнесли любовь к гуслям по всей нашей огромной Родине.

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

Инструмент на Руси был необычайно востребован, и любим. Под его звуки рассказывали сказки, пели песни, водили хороводы, плясали и даже дрались, ведь кулачные бои – очень популярная забава у русского народа. Гусли звучали повсюду: в крестьянских избах, на рыночных площадях и в царских палатах. Секреты изготовления и искусство исполнения на них передавалось из поколения в поколение. Среди многообразия видов инструмента наиболее распространенными были крыловидные, шлемовидные и в форме трапеции.

Гусли часто называли «яровчатыми» и «звончатыми». Их изготавливали из пород деревьев, которые отличались наилучшими резонаторными свойствами: ели или клена-явора. А струны, количество которых также очень разнилось, натягивали металлические, именно они давали гуслям особое яркое звучание.

С XV по XVII века на русской земле большой популярностью у населения пользовались потешные люди–скоморохи. Они зарабатывали тем, что, путешествуя по деревням и городам, развлекали народ, устраивая различные увеселительные представления. Для озвучивания своих выступлений они применяли различные народные музыкальные инструменты, в том числе и гусли. В середине XVII века для скоморохов, которые часто просмеивали светскую и церковную власть наступили тяжелые времена. Их отправляли в ссылку и даже казнили, а их инструменты, включая гусли, собирали и уничтожали. Лишь по прошествии некоторого времени, когда к власти пришел Петр I, гонения закончились, и запреты были сняты. Однако в России начались преобразования на новый европейский лад, в том числе и в области музицирования. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Только низшее сословие горожан и крестьян продолжают веселиться под привычное звучание любимых гуслей. И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Во времена правления Екатерины II мастерами были сконструированы столовидные гусли, которые по звучанию превосходили модный в то время клавесин. Исполнители усовершенствовали технику исполнения, позволяющую исполнять на гуслях произведения итальянских композиторов: оперные арии и партиты.

Гусли в разных своих формах продолжают активно бытовать до середины 19 века и после небольшого затишья возрождаются вновь. По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Эти инструменты, вошедшие состав оркестра, украсили его неповторимым колоритом гусельного звучания.

Гусли – уникальный древнейший инструмент, символизирующий наше Отечество, гармонию мира и Бытия. Гусли всегда были неотъемлемой частью русской культуры, интерес к которой очень активно прослеживается в последнее время. Красивый переливчатый голос гуслей собирает полные концертные залы и вызывает искреннее восхищение слушателей всех возрастов, что говорит о растущей популярности этого родного, но несправедливо забытого инструмента.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

О гуслях

Краткая история происхождения

Гусли – это старинный русский инструмент, который по праву причисляют к народным. Если обратиться к старославянскому языку, то название происходит от слова «гудеть», что вполне логично.

Уникальность гуслей относительна, так как имеются сходные системы, например цитра, которая была популярна в XVII-XVIII веках в Германии и Австрии. Нужно отметить, что цитра, в свою очередь, попадает в род инструментов, произошедших от древнегреческой кифары. Можно считать, что и гусли имеют примерно тот же вектор исторического развития. Наибольшее распространение получили разновидности крыловидного типа. Академические гусли часто выполняют в 15-ти струнном варианте, сейчас их можно встретить в некоторых ансамблях.

Перечислим инструменты, которые причисляют к разновидностям гуслей:

  • лира (Греция);
  • арфа (Италия);
  • жетыген (Казахстан);
  • канон (Армения);
  • сантур (Иран);
  • кантле (Финляндия);
  • кокле (Латвия);
  • канклес (Литва) и др.

То есть у многих народов есть подобные инструменты. Исполнителей называют гуслярами . Некоторые известные артисты говорят, что нет лучше народного инструмента для аккомпанемента при исполнении вокальных партий. В русском духовенстве в начале ХХ века можно было встретить клавирообразные гусли: прямоугольный резонансный ящик, забитый крышкой, он лежал на столе, строй был фортепианный, поэтому игра облегчалась.

Строение и изготовление

Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются посредством колочной системы. Материал – древесина. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр, и др. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание. Собирается резонирующая коробка, частями, используется клей или мелкие гвоздики. Нужно продумать, как и где будет расположено отверстие, без него невозможно объемное звукоизвлечение. Также проделываются вспомогательные отверстия. Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части.

Принцип игры и строй

Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. На них можно играть стоя или сидя. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, поэтому имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Оригинальные гусли производятся и применяются только в странах СНГ, в остальном мире используются другие похожие инструменты. То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом (иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы).

Разновидности и типы гуслей

Крыловидные

Довольно интересная разновидность, потому что изготавливается корпус не из еловых, а из клена. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд . Родственные инструменты: кантеле и коклес. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Корпус нередко скошен, некоторые струны настраивают как бурдонные, то есть они могут звучат при игре непрерывно, не портя песни. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».

Шлемовидные

Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие . Раньше считалось, что происхождение этого вида – древнерусское, но позже историки выбрали другую версию – поволжскую. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Название дано неспроста, и на самом деле имеет место форма шлема, можно насчитать от 11-ти до 27 струн. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Инструмент существует и применятся по сей день. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.

Лирообразные

Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность . Стоят очень дорого.

Стационарные

Гусли такого типа сильно отличаются от переносных, так как они закрепляются в определенном месте, для облегчения игры. При этом инструменты более серьезные и продуманные, они бывают

  • клавирообразные;
  • столообразные;
  • прямоугольные.

Стационарные модели бывают щипковыми или клавишными. Находятся на столике или на подставке. Музыкант стоит или сидит возле установки и двумя руками занимается игрой. Иногда левой рукой нажимаются клавиши, а левой дергаются струны. Речь идет о гуслях с комбинированными системами. Основной и характерный прием игры на таких инструментах – арпеджиато, когда звуки аккорда перебираются от нижнего к верхнему.

Видео

Слушать гусли Субботин концерт барда Рок на гуслях Одинокий пастух – Джеймс Ласт Metallika – Nohing els matter Цой – в исполнении Сергея Плотникова Егор Стрельников Ольга Глазова

Ссылка на основную публикацию