Жанры музыки – сообщение доклад 4, 5, 6, 7 класс

Виды, жанры музыки
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

1 урок музыки в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
7_klass_vidy_i_zhanry.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки по теме «Виды, жанры музыки».

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний

Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Вспомним, что вы учили в 6-м классе.

Какие виды музыки вы знаете?

  • Народная музыка
  • Духовная музыка
  • Классическая европейская музыка
  • Джаз
  • Поп-музыка
  • Рок-музыка
  • Электронная музыка

В каждом виде музыки есть свои подвиды, и называемые жанрами .

Ребята, вы знаете, что такое жанр ? (Вид музыки)

Слово «жанр» в переводе с французского и латинского языков означает – вид, манера, тип. Жанр (фр. genre – тип, манера) – вид произведения в пределах одного какого-то искусства, определяемый по различным признакам. Одним словом жанр – это исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений. Определяется жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей и т.д. Какие же жанры музыки вы знаете? (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса…)

Жанры делятся по :

  • По характеру (лирический, драматический, эпический, комический)
  • По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)
  • По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)
  • По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)
  • По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)
  • количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;
  • назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;
  • видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

В классической музыке выделяются следующие жанры:

Жанры классической музыки:

  • танцевальные (вальс, мазурка, полонез, полька, менуэт, марш и т.п.)
  • симфонические (симфония, поэма, программная увертюра и т.п.)
  • вокальные (песня, романс, хоровая музыка и т.п.)
  • инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната и т.п.)
  • вокально-инструментальные (кантата, оратория и т.п.)
  • музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).

В музыке жанры подразделяются на вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

Дети делятся на 3 группы.

1 – пишут вокальные жанры

2 – инструментальные жанры

3 – вокально-инструментальные жанры

Что такое Инструментальная музыка? Какие вы знаете инструментальные жанры?

Что такое вокальная музыка? Какие вы знаете вокальные жанры?

Какие вы знаете вокально-инструментальные жанры?

Работа в группах. Дети отвечают.

Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.

Давайте вспомним, какие жанры вокальной музыки вы знаете?

Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.

Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества.

Формы народной песни

Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.

Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.

Серенада – песня, обращенная к любимой.

Баркарола – песня лодочника.

Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребенка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.

Вокализ исполняется голосом без слов.

Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.

В XVI веке романсом начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением.

Как лирический жанр романс возник в XIX веке, способный передать внутренний мир человека.

Делятся на 3 команды.

Посмотрите на список предметов на доске, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, цветок роза, перо с чернильницей, и др.)

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (показывает на веер) Что вы знаете об этом предмете? Отвечает 1 команда, дополняют их ответ остальные.

Дети делятся знаниями о веере.

По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады – существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

Учитель (показывает на свечу) А свеча – это символ чего? Отвечает 2 команда.

Свеча – трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает её трепетное пламя. Свеча – источник вдохновения учёного, писателя и поэта.

-Что скажет команда 3 о своём предмете? (шкатулка)

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки. Шкатулка для украшений с музыкой — это изысканный и оригинальный подарок девушке со вкусом.

Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки каким-либо музыкальным инструментом?

Пишет на доске – гитара.

Что можете рассказать об этом инструменте?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара. Он может занять место на выставке.

Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Давайте вспомним, что слово «романс» – испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов.

Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.

Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

В России романс стал популярен в 19 веке. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композитор, о котором мы сегодня поговорим, это Михаил Иванович Глинка.

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался.

Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке. Почему? И что значит камерная музыка?

Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс – это усложненный вид “комнатой”, “домашней”, салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией». Таким образом, романс, как откровение героя, о котором не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.

Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента – музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Инструментальная музыка предназначена для исполнения отдельными инструментами, ансамблями, оркестрами. Симфоническая – музыка для исполнения симфоническим оркестром.

Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.

Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).

По структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и отсутствием драматургически разработанного сюжета.

Оратория . Композиционно-развернутое произведение большого масштаба, в основе которого лежит ярко выраженный героико-драматический сюжет. Для его прояснения в состав исполнителей часто вводится повествователь или чтец. Данное произведение, как правило, пишется для хора, певцов-солистов и оркестра.

Сюита для хора . Это цикл, состоящий из самостоятельных по тематике номеров, связанных общей идеей. При этом каждая отдельная пьесы призвана оттенить или осветить различные грани стержневой идеи.

Опера – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки. Родилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков; в ходе эволюции были выработаны разнообразные оперные формы (ария, вокальные ансамбли, хоры, увертюра), а также жанры (серьезная опера, комическая, «опера спасения», лирическая опера и др.)

Важное место в ней занимает хоровое пение. В некоторых операх оно играет ведущую роль. Хор может быть как фоном, не связанным с основной сюжетной линией, так и рассказчиком сюжета. Его художественные возможности помогают раскрыть картины народной жизни, показать взаимоотношения героя и народных масс. Примером этого являются выдающиеся оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».

Опера делится на акты и картины, сцены и номера. В начале ее, перед актами, бывает пролог, в конце – эпилог.

Большая роль отведена в опере оркестру. Он выполняет многообразную комментирующую и обобщающую роль, доводя её до наивысшей точки напряжения.

Оперетта – один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Основу драматургии оперетты обычно составляют куплетная песня и танец. Как самостоятельный жанр сложилась в 1850-е годы во Франции. Оперетта носит легкий, развлекательный характер, поэтому ее еще называют музыкальной комедией.

Мюзикл — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка и хореография, а сюжеты часто берутся из известных произведений мировой драматургии. Утвердился в 1920- годы в США. Мюзикл – жанр, как правило, сложный в постановочном отношении, со специальными световыми и зрелищными эффектами.

Балет – вид сценического, музыкально-театрального искусства, основными выразительными средствами которого являются музыка и танец. В балетном спектакле сюжет, взаимоотношения выражаются посредством танца, движения, пантомимы.

В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет, который представляет группа танцоров, и оркестр. В основе балета лежит какое-либо литературное произведение, по которому пишется сценарий – либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые коррективы, не нарушая смысла и сохраняя всех героев. Затем композитор пишет музыку, постановщик-балетмейстер ставит танцы.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, а так же пантомима, посредством которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой.

Значительной частью балетного спектакля являются костюмы и декорации. Они не только украшают его, но и помогают зрителю различать и узнавать в актерах героев представления.

В современном балете широко используются элементы гимнастики и акробатики. В виде танцевальных сцен он иногда является частью оперы.

Водевиль — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Опера-балет (франц. Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв. Для французского Оперы-балета типично разделение на самостоятельные по сюжету акты (или антре ), объединяемые в единый спектакль общей идеей.

Понятие жанра очень сложно, т.к. внутри одного и того же жанра есть несколько разновидностей.

Оперы, например, бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру. И тогда, когда нам надо уточнить, о каком именно виде оперы идет речь, мы снова, но в более узком значении слова, употребляем термин жанр.

Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы.

За время своего существования различные жанры сильно изменялись, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера – это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами-певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом или симфонией.

Какие бывают жанры музыки?

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Автор – Александра Рамм

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

– жанры «вокализ», «песня без слов», «баркарола», «романс».

Вокализ – это произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста. Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра.

Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.

Баркарола – (от итал. Barka – «лодка» и rollare – «качаться на волнах»), дословно “лодка, качающаяся на волнах”. Баркарола – это песня гондольеров (лодочников) в Венеции, а также инструментальное или вокальное произведение лирического характера в стиле такой песни.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Обязательная литература

  1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В начале урока прозвучала народная песня «Камаринская», но исполнял её не голос или хор, а музыкальные инструменты. Пётр Ильич Чайковский использовал мелодию этой хорошо известной русской народной песни в цикле фортепианных пьес «Детский альбом». Мы узнали её благодаря яркой, запоминающейся мелодии и характерным интонациям.

История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…

Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.

Слово «вокализ» происходит от латинского слова vocalis, что означает «звучный, гласный, певучий». Вокализ представляет собой произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Исполняется такое произведение без текста, на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио, то есть пение мелодии с названием нот. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста.

Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра. Такие упражнения вошли в учебную практику с середины XVIII века и получили широкое распространение в XIX веке. До сих пор эти пьесы успешно применяются в вокальной педагогике.

В качестве концертной пьесы наиболее часто исполняется «Вокализ» Сергея Рахманинова, который звучит на уроке в исполнении Вероники Джиоевой (сопрано).

Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.

Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.

Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.

Наиболее известны песни без слов немецкого композитора XIX века Феликса Мендельсона. Будучи романтиком, он «одушевлял» инструмент, побуждал его петь, выражать интонациями, близкими к человеческому голосу, личные переживания. Мендельсон писал песни без слов на протяжении всей своей жизни. Всего им сочинено 48 пьес, восемь тетрадей по шесть пьес. Первая тетрадь была написана под впечатлением заграничных путешествий композитора по Италии и Швейцарии, когда он был ещё совсем молодым, а последние две – незадолго до его смерти. Эти пьесы напоминают дневниковые записи или наброски художника: здесь можно встретить и впечатления от увиденного, и мимолётные настроения, и глубокие чувства. Большинство пьес не имеет названий, но некоторые все же снабжены пояснениями – например, «Песни венецианских гондольеров», «Народная песня», «Охотничья песня» или «Песня за прялкой».

«Песня венецианского гондольера», которая звучит в уроке, написана в жанре баркаролы. Название «баркарола» происходит от итальянских слов barka, что в переводе означает «лодка», и rollare – «качаться на волнах». Соответственно, баркарола – «лодка, качающаяся на волнах». Такие песни пели лодочники (гондольеры) в Венеции, где множество каналов служат улицами, а длинные лодки, гондолы, являются популярным видом транспорта. Эти песни легко узнаются по характерному покачиванию, выраженному в размере и характере аккомпанемента. В «Песне венецианского гондольера» Феликса Мендельсона мы отчётливо слышим мелодию, имитирующую песню, и мерное покачивание в аккомпанементе.

Баркарола, как вокальный жанр, получила широкое распространение в творчестве композиторов XIX века. Например, мировую известность приобрели произведения «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки и «Баркарола» Франца Шуберта. Самой выдающейся инструментальной баркаролой считается пьеса «Июнь. Баркарола» Петра Ильича Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.

В уроке звучит «Романс» из сюиты Георгия Васильевича Свиридова «Метель», созданной по мотивам одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.

«Романс» – кульминация всего цикла, гимн любви. Выразительная, гибкая мелодия, переходя от инструмента к инструменту, передаёт развитие и накал чувств, вызывая отклик в сердце каждого слушателя.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?

Варианты ответов: романс; марш; вальс.

На уроке рассматриваются жанры, которые предполагают песенную основу. Марш и вальс сопровождают движение, строевой шаг или танец.

Правильный ответ: романс.

№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?

Варианты ответов: мелодия; аккомпанемент; гармония; ритм; тембр; литературный текст.

В уроке даётся определение жанра «вокализ» – это музыкальное произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением, но без литературного текста. Исполняется оно на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио (пение мелодии с названием нот).

Духовная музыка – сообщение доклад по музыке 5, 6, 7 класс

Духовная музыка – это произведение музыки, которое не предназначено для светских развлечений и мероприятий. Данный тип музыки носит религиозный характер и используется во время церковного богослужения. При звучании данные мелодии находят отклик в каждом человеке. Духовная музыка крепко связана с религиями всех наций. Тексты в музыке отличаются религиозным характером. Каждая традиция имеет свою духовную музыку.

В христианстве музыкальное творение делится на католический, протестантский и православный вид. К самым известным направлениям относятся хорап, псалм, секвенция, гимн и месса. В иудаизме духовное творение занимает немаловажное место.

Еще во время управления короля Давида духовная музыка звучала во время церковных служений. Каждым храм имел свой хор и оркестр. В исламе музыка возникла в 13 столетии в Индии. Впервые произведение называлось кавалли. Слова в музыке превозносили до небес могущество пророка Мохаммеда и Аллаха.

В период возникновения, такую музыку имели право сочинять только церковные служители. Потом духовную музыку начали сочинять известные композиторы. Композитор Мартин Лютер написал гимны и хорапы.

За эпохой Возрождения композиторы начали создавать мессы и реквиемы. К стилям духовной музыка относятся:

1. Псалмы представляют собой короткие музыкальные творения, созданные посредством текста Псалтыря. Псалмы относятся к античной духовной музыке. С 16 столетия псалмы применяются при погребении усопших. В 19 -20 столетиях псалмы начали сочинять Мендельсон, Гендель, Бах, Шуберт и Янченко. Популярные псалмы называются «симфонией псалмов».

2. Месса – это вокально – инструментальное творение, собранное католической литургией. Первую мессу написал Гийом де Машо в середине 14 столетия. В 19 столетии месса стала частью концертных выступлений, отделившись от богослужения. Мессу начали писать Бах, Бетховен, Моцарт и Шуберт. В 20 веке месса потеряла свою популярность.

3. Реквиемы – это заупокойная католическая месса. Самой первой реквиемой является канонический латинский текст Реквием Дюфаи. Первое сохранившее произведение – это «a capella», написанное Йоханессом Окегемом. С 18 века реквиемы стали частью духовной музыки.

4. Страсти – это драматическое творение, основанное на тексте Евангелии. Самые известные страсти написали Якоб Обрехт и Орландо Лассо. Жанр духовной музыки был популярен до 18 столетия. Страсти возродил Хуго Дистлер.

Вариант 2

Под этим термином понимается музыкальное направление, связанное с богослужением или частным выражением духовных потребностей и исканий верующих.

В разных религиях представления о духовной музыки существенно различаются.

В иудаизме музыка, исполняемая в синагоге, обычно связана с традициями страны, где она находится. Для синагогальной музыки характерно использование хора. По поводу использования музыкальных инструментов (в частности, органа) в иудейской среде ведутся дискуссии.

Исламская духовная музыка, восхваляющая Аллаха, Мухаммеда и мусульманских святых зародилась в средневековой Индии, и носит название кавалли.

В христианстве наиболее распространенные ее жанры это – гимны, хоралы, псалмы, страсти и секвенция.

Из католических авторов можно упомянуть монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже духовную музыку начали сочинять и светские композиторы.

Для католической духовной музыки характерно обращение к теме богослужения. Одним из популярных жанров являлись мессы. Первым композитором, написавшим музыку, под которую идет литургия, был Гийом де Машо, живший в XIV веке. Однако в позапрошлом столетии мессы стали использоваться не только в храмах, но и исполняться на обычных концертах. К данному жанру обращались Бетховен, Моцарт, Шуберт и другие великие композиторы.

Популярным жанром были и реквиемы, которые изначально были частью заупокойной службы в церкви. Их писали Моцарт, Верди, Берлиоз и многие другие.

Известным православным автором духовных песнопений был живший в V—VI веков в Византии Роман Сладкопевец. Он был автором многих кондаков (песнопений), используемых до сих пор в богослужении Православной церкви.

Для протестантской духовной музыки характерны хоралы и страсти. Страсти появились с XVII века. Целью их создателей было выразить религиозные чувства и переживания по поводу распятия Христа и других событий, описанных в Библии.

Распространенные жанры протестантской музыки это гимны, хоралы, псалмы и страсти.

Псалмы пишутся по принципам древних псалмов, содержащихся в библейской книге Псалтырь. К этому жанру обращались Мендельсон, Гендель, Бах и другие знаменитые композиторы.

Духовная музыка

Интересные ответы

1711 год — в небольшой северной деревеньке (в настоящее время — Архангельская область) родился Михаил Ломоносов.

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008 гг.) относится к писательской плеяде советского периода российской истории. Приставкин является уроженцем подмосковного города Люберцы и появляется

Кинолог – это человек, занимающийся обучением и воспитанием собак в целом. В обязанности кинолога входит, не только дрессировка пса, но и простое общение с ним

Леопард – это хищник из рода млекопитающих, семейства кошачьих, представитель рода пантер, подвиды которого занесены в Красную книгу.

Океанолог – самая очень редкая, но увлекательная работа. А человек, специализирующийся в данной области, исследуют моря и океаны, омывающие нашу с тобой планету.

«Духовная музыка» доклад

Сообщение о духовной музыке кратко поможет Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в искусстве. Также из статьи Вы узнаете, на какие жанры поделена духовная музыка и ознакомитесь с основными произведениями.

«Духовная музыка» доклад

Как Вы уже поняли из самого названия, духовная музыка не является предметом светских развлечений. Она связана с религиозной стороной народов, проживаемых на Земле. Духовная музыка имеет религиозное содержание текстов и предназначена для церковного или храмового богослужения.

Представления о ней в разных религиозных традициях различаются:

  • В христианстве духовная музыка поделена на католическую, православную, протестантскую. Самые распространенные жанры духовной музыки — псалм, хорал, гимн, секвенция, месса и страсти. В православии особое место отведено Всенощной службе.
  • В иудейских верованиях духовная музыка играет важную роль. В церковный ритуал она была введена еще в период правления царя Давида – в каждом храме был оркестр и хор. На сегодняшний день развивается синагогальная музыка с молитвенным жанром.
  • В исламе она зародилась в Индии в XIII веке в процессе слияния индийской музыки и персидской поэзией. Называется она кавалли, и восхваляет святых, пророка Мохаммеда и Аллаха.
Жанры духовной музыки

В начале возникновения духовной музыки, писать ее могли только служители церкви. Наиболее распространенными были сочинения папы Григория I, монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже сочинять духовную музыку могли светские композиторы. После Реформации были популярны гимны, хоралы, Страсти. Написаны они были преимущественно Мартином Лютером. К слову, Страсти появились в XVII веке и основывались на событиях Страстной недели, главах Евангелия, сюжетах из Ветхого Завета. Например, такие произведения духовной музыки — «Семь слов Христа на кресте» (Генрих Шютц), «Семь слов Спасителя на кресте» (Йозеф Гайдн), «Рождественская история» (Генрих Шютц), «Рождественская оратория» (Бах), «Израиль в Египте» (Гендель). После эпохи Возрождения стали создаваться реквиемы и мессы. Остановимся более конкретно на каждом жанре.

  1. Псалмы – это небольшие музыкальные произведения, которые основанные на текстах Псалтыря. Считаются самым древним жанром духовной музыки. С XVI века их используют в качестве погребальной молитвы. В XIX — ХХ веках переработанные или оригинальные псалмы писали Мендельсон, Бах, Гендель, Шуберт, Регер, Пендерецкий, Янченко. Самые известные псалмы И. Ф. Стравинского под названием «Симфония псалмов».
  2. Мессы — это вокально-инструментальные или вокальные произведения, которые представляют собой собрание католической литургии. Первая авторская месса была написана Гийомом де Машо в середине XIV века— Messe de Notre Dame. В начале XIX века месса отделилась от богослужения и стала частью концертной практики. Авторами таких произведений были Бетховен, Бах, Шуберт, Моцарт. В ХХ веке интерес к ней стал угасать.
  3. Реквиемы — это изначально заупокойные католические мессы. Самое раннее сочинение — латинский канонический текст, Реквием Дюфаи. До наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся текст это «a capella» Йоханнеса Окегема (XV век). Со второй половины XVIII века реквиемы стали частью не только духовной музыки. Известные авторы Моцарт, Верди, Берлиоз, Форе, Керубини, Брамс, Бриттен, Зеленка и Бибер.
  4. Страсти — это вокально-драматические произведения, которые посвящаются Страстной недели и изначально основывались на текстах Евангелие. Самые ранние произведения принадлежат Орландо Лассо и Якобу Обрехту (XV—XVI века). Данный жанр духовной музыки был популярен вплоть до середины XVIII века. После композиторы забыли о нем до ХХ века. Возрождению Страстей поспособствовал Хуго Дистлера, написав Хоральные страсти».
  5. Stabat Mater – это католические песнопения на латинском тексте Якопоне да Тоди.

Надеемся, что доклад про духовную музыку помог Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в области искусства. А свой рассказ о духовной музыке Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Духовная музыка (церковная)

Подробности Категория: Музыкальная теория Опубликовано 15.02.2019 17:17 Просмотров: 1695

Духовной музыкой называются вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера.

Но термин «духовная музыка» имеет более узкий и более широкий смысл. В первом случае духовной музыкой называют церковную музыку, исполняемую во время церковной службы. Во втором случае, в широком смысле, духовная музыка не ограничивается сопровождением богослужения и христианством.
Рассмотрим одну сторону духовной музыки – церковную.

Церковная музыка

Церковная музыка – это вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестантской и православной), сопровождающая христианское богослужение.
Церковной музыке принадлежит важная роль в истории европейского музыкального искусства, т.к. вплоть до XVII в. церковь оставалась главным центром профессиональной музыки: здесь формировались музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотопись, педагогика.

Христианская богослужебная музыка

П. Берругете. Второй царь народа Израиля Давид (XV век)

Самым древним жанром христианской богослужебной музыки является псалом, заимствованный первыми христианами у иудеев. Псалмы Давида пелись в качестве обязательной части богослужений в Иерусалимском храме, в синагогах и в домашних молитвах. Сам Иисус Христос часто пел псалмы со своими учениками. Манера исполнения псалмов – медлительная речитация, не допускающая выражения эмоций. Вместе с текстами псалмов эту манеру исполнения унаследовала и Литургия (главнейшее христианское богослужение).
Раннехристианское пение было одноголосным, использование музыкальных инструментов не допускалось вплоть до конца I в. Но иногда этот запрет нарушался.

Зна́менное пение

Знаменное пение – основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков – знамён, использовавшихся для его записи.

Пример знаменной нотации
С конца XVII-начала XVIII в. крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, партесным пением.

Валаамский мужской монастырь
Старообрядцы до сих пор соблюдают традиции знаменного пения. Но и в Русской православной церкви возрождают знаменное пение, например, Валаамский монастырь использует в богослужении знаменное пение.

Парте́сное пение

Партесное пение – многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском (грекокатолическом) и православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Униатские (греококатолические) церкви – это восточнокатолические церкви византийской литургической традиции. В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду.
Количество голосов в многоголосной партесной музыке колеблется от 3 до 12, в единичных случаях может достигать 48.
Родина партесного пения – католическая Италия. Из Италии пение распространилось сначала в Польшу, из Польши в Москву. В русском православном богослужении партесное пение распространилось в XVI-начале XVIII вв., вытеснив древнее знаменное пение.

Музыка католической церкви

С распадом Римской империи произошло разделение церкви на западную католическую и восточную православную, различающиеся ритуалом и музыкальным оформлением. Официально разрыв закреплён «схизмой» в 1054 г. Сначала было много вариантов музыки, но затем все региональные традиции постепенно были вытеснены официальным римским хоралом, названным в честь папы Григория Великого (ок. 540-604), Григорианское пение.

Ф. Сурбаран. Папа Григорий I (64-ый папа римский)
Окончательно свод григорианских песнопений сложился к концу IX в. Отрывки из Ветхого и Нового заветов читались нараспев, псалмы исполнялись в более распевной манере. В григорианский обиход входили антифоны, респонсории, гимны, кантики. Особую группу составляли антифоны мессы. В григорианском пении различаются два типа исполнения: антифонное (чередование двух хоров) и респонсорное (пение солиста чередуется с небольшими репликами хора).
Вплоть до IX в. католическое церковное пение было одноголосным, а после IX в. складывались ранние формы церковного многоголосия. Основу римско-католического и православного богослужения составляли библейские тексты.
Начиная с XI в. в Западной и Центральной Европе постепенно распространялся орган; с ним в церковь пришло инструментальное сопровождение, строго регламентированное. Звучание органа придавало торжественность определённым частям богослужения. В католической церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII в., в эпоху барокко, в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных: церковная соната, разновидность трио-сонаты.
Православная церковь орган не приняла, здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос.
Орган сначала поддерживал хоровое пение, но со временем стал звучать и соло, чередуясь с хором.
В XV-начале XVI вв. органные мессы представляли собой собрания хоральных обработок, но в конце XVI-XVII вв. итальянские органисты стали включать в них токкаты, прелюдии, канцоны, арии. Таким образом, органная месса постепенно стала инструментальной музыкой.
В XVIII-начале XIX вв. с развитием оперы и симфонии нередко церковные жанры утрачивали свою непосредственную богослужебную функцию и становились самостоятельными концертными произведениями. Среди сочинений венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен) много произведений в различных церковных жанрах: мессы, реквиемы, вечерни, гимны, антифоны, секвенции и др. Особенно значительны последние мессы Гайдна, Реквием Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена.
Мессы и другие церковные сочинения Ф. Шуберта в целом близки образцам церковной музыки венских классиков; романтическую трактовку церковные жанры получили в мессе и реквиеме Р. Шумана, реквиеме и Те Deum Г. Берлиоза.
И так постепенно к концу XVIII-XIX вв. в католической церкви стал господствовать концертный, оперный стиль. Как реакция на это возникло движение за восстановление строгого полифонического стиля a cappella эпохи Палестрины и римского хорала. В конце XIX-начале XX вв. григорианский хорал был заново осмыслен как яркое художественное явление и усилиями учёных и музыкантов очищен от позднейших наслоений.

Музыка протестантской церкви

После Реформации XVI в. западная церковь разделилась на самостоятельные, обладавшие автономией церкви: лютеранскую, кальвинистскую, англиканскую. Они стремились сделать церковный обряд доступным народу, ввести в службу общинное пение на национальных языках.
Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал французский перевод Псалтыри с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов.
Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). Был осуществлён перевод Псалтыри на английский язык. Появились новые церковные мелодии. В Англии появился и специфический национальный церковный жанр: энсзем, музыку которого представляли композиторы О. Гиббонс, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др. Музыка англиканской церкви создавалась в традиционных католических жанрах: месса, мотет.
Отчасти следуя его примеру, Мартин Лютер предложил новый порядок проведения службы: он ввёл общинное пение. Для монастырей, Домских соборов и городов с латинскими школами Лютер в целом сохранил латинскую литургию с заменой отдельных разделов немецкими песнями общины. Для небольших городов он предложил исполнять немецкую мессу, состоящую исключительно из немецких духовных песнопений.
Протестантские песнопения фактически сформировались из 3 источников: григорианского хорала, светской песни, немецкой духовной песни. На протяжении XVI-XVII вв. ведущим жанром многоголосной протестантской музыки оставался мотет, сначала сочинявшийся в соответствии с нормами строгого стиля, а в XVII в. эволюционировавший в сторону концертного стиля. В XVIII в. мотет уступил ведущее место кантате. Получил распространение также жанр «страстей» – композиторы Р. Кайзер, Г. Гендель, Г. Телеман, И. Маттезон, И. С. Бах.

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене
В протестантском богослужении XVII-XVIII вв. важная роль принадлежала органисту. Звучание органа подготавливало общинный хорал, предваряло и завершало службу. По ходу литургии исполнялись полифонические и импровизационные пьесы. Для И. С. Баха хоральная обработка – особый жанр, в котором формировались многие важнейшие принципы его творчества. Активно развивались другие жанры органных композиций: фантазии, прелюдии и фуги, токкаты.
В период Просвещения церковь утратила ведущее значение в общественной жизни, и многие старые церковные книги были утеряны. А после смерти Баха в области кантаты почти не было создано значительных произведений. Но в жанре оратории работали К. Ф. Э. Бах, И. К. Ф. Бах, К. Г. Граун. В XVIII-XIX вв. ораториальные произведения на религиозные сюжеты предназначены уже для концертного зала, а не для церковной службы. Это, например, оратории «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Христос на Масличной горе» Л. ван Бетховена, «Павел» и «Илья» Ф. Мендельсона, «Легенда о святой Елизавете» и «Христос» Ф. Листа, оратории Ф. Шнейдера, Л. Шпора, И.К.Г. Лёве и др.

Русская церковная музыка

Музыка православных народов Востока (преимущественно греков) и славян, автокефальных православных церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Кипрской, Грузинской, Болгарской, Сербской, Русской и др., в отличие от католической и протестантской, была исключительно вокальной. Круг русских церковных песнопений заимствован из Византии в X в. вместе с принятием христианства по византийскому образцу. А в дальнейшем ведущее значение в ней приобрели художественные принципы русской культуры.
Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала была письменной. Жанры русской церковной музыки сложны и разнообразны: стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, припевы, антифоны, славословия, величания, гимны, аллилуарии, псалмы Давида. Музыкальные формы церковных песнопений строго регламентировались Уставом церкви. Как уже было сказано, основным видом древнерусского богослужебного пения был знаменный распев.
С середины XVI в. на Руси начался новый подъём церковной певческой культуры. Появились новые распевы. В XVI в. возникли музыкальные центры, певческие школы, где детей обучали пению и чтению. В середине XVII в. на Руси распространились новые одноголосные осмогласные распевы: киевский, болгарский, греческий и начало распространяться партесное многоголосие, которое постепенно вытеснило знаменное. Появились новые жанры церковной музыки: партесные концерты a cappella, свободные многоголосные композиции служб, партесные обработки знаменного распева. Стали появляться новые виды духовной музыки, исполняемой в домашней обстановке: духовные канты, псальмы. Особенно этот процесс усилился в XVIII в.
Был создан жанр духовного концерта. Крупнейший композитор этого времени – Василий Титов, автор множества концертов и служб. Особой пышностью отличаются концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова. В середине XVIII в. стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло необычных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский создали классический тип русского духовного концерта: концерт М. С. Березовского «Не отвержи мене во время старости» – лучшее сочинение такого рода. Творчество Д. Бортнянского – это целая эпоха в истории церковной музыки.
В церковной музыке 2-й половины XVIII в. заметно влияние итальянской музыки, да и большинство русских композиторов XVIII в., сочинявших церковную музыку, училось у итальянских музыкантов. В церковный обиход XVIII-начала XIX вв. вошли мелодии из опер Г. Спонтини, К. В. Глюка и др. После смерти Д. Бортнянского в 1825 г. в русской церковной музыке равной ему фигуры не было до конца XIX в.
В XIX в. вся духовно-музыкальная деятельность в России сосредоточилась в Придворной певческой капелле. Она была и цензором духовной музыки, первоначально её ввели для ликвидации светских и особенно оперных элементов в церковной музыке. Она ограничивала церковное творчество композиторов-классиков, пока не была отменена после публикации П. И. Чайковским его Литургии. В середине XIX в. в церковной музыке работало уже много композиторов, а А. Архангельский один из первых включил в церковный хор женские голоса. В церковной музыке работали композиторы Д. Аллеманов, Н. Бахметев, М. Виноградов, П. Воротников, В. Войденов, иеромонах Виктор, В. Жданов, А. Копылов, Г. Ломакин, Г. Музыческу, Г. Львовский, А. Львов, В. Никольский, В. Орлов, С. Смоленский, П. Турчанинов и др.

М. Бельский. Портрет Д. Бортнянского
Композиторы-классики также работали в области церковной музыки: М. Глинка, М. Балакирев, А. К. Лядов. А. Римский-Корсаков написал свыше 30 произведений церковной музыки. Значительные произведения в области церковной музыки созданы П.И. Чайковским: Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение.
Новый подход к церковной музыке нашла группа московских композиторов во главе с А. Кастальским в конце XIX-начале XX в. Они стремились к возрождению национальных основ в русской церковной музыке. Создавались целые службы Литургии, Всенощного бдения, Панихиды и т. д. Авторами таких служб были П. Чесноков, А. Никольский, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Ребиков, Н. Черепнин, Н. Кампанейский. Вершиной развития русской церковной музыки стали Литургия Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915) С. Рахманинова.
Мелодии знаменного распева использованы в произведениях М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, Г. В. Свиридова, Ю. М. Буцко и др.

Иудейская духовная музыка

Основным жанром храмовой музыки иудеев был псалом.
К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение; соло, сопровождаемое хоровыми репликами («ответами»); просто хоровое пение, без солиста. Ещё в царствование Давида в богослужении была введена музыка, в службе участвовали обширный хор и оркестр.
Хор мог делиться на две группы, которые вели между собой диалог (антифон).
С 70 г. н.э. началось развитие синагогальной музыки, родился новый церковный жанр – молитва, а позже псалмодия (песнопение, текст для которого черпали не в Псалтири, а в других книгах Ветхого Завета). Синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным, в отличие от храмового.
В средние века получил распространение пиют – гимн религиозного характера. На рубеже VIII и IX вв. в синагогах появились профессиональные певцы – хаззаны (канторы). Хаззаны имели право интерпретировать старинные молитвенные напевы и создавать новые.
В дальнейшем музыка еврейских диаспор вбирала в себя элементы местных европейских культур. В XIX в. в синагогах устанавливали органы и создавали органные обработки литургических напевов.
В Восточной Европе, где еврейские общины вынужденно жили более замкнуто, в 30-х годах XVIII в. в Речи Посполитой зародился хасидизм (религиозное течение в иудаизме. Особенное значение хасидизм придаёт эмоциональному постижению Бога). Частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальное сопровождение или пение. Музыка и танцы хасидов вобрали в себя элементы украинского, польского, румынского и венгерского фольклора, но в то же время это было искусство глубоко национальное.

Исламская духовная музыка

Исламская духовная музыка – это прежде всего каввали (исполнение под музыку суфийской поэзии). Суфизм – течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность.

Каввали
Содержание каввали – в основном восхваления Аллаха, Мухаммеда, святых. Солист запевает строку, группа её подхватывает и повторяет на разные голоса с несложным инструментальным сопровождением.

Проект “Духовная музыка- музыка души и света”

Проект посвящён исследованию особенностей духовной музыки, поиску подтверждения высказывания “Духовная музыка- музыка души и света”.

Скачать:

ВложениеРазмер
proek_duhovnaya_muzyka-_muzyka_dushi_i_sveta._ozernov_egor.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовная музыка – музыка души и света».

Выполнил: Озёрнов Егор, ученик 6-А класса.

  1. Введение.
  2. Основная часть:

1.Что такое духовная музыка.

5.Известные композиторы духовной музыки (несколько примеров).

  1. Заключение.
  2. Информационные ресурсы.

Цель моей работы:

Понять, что такое духовная музыка, каковы её особенности, почему её могут называть «музыкой души и света».

  • найти и изучить материал о духовной музыке;
  • познакомить с особенностями духовной музыки;
  • ознакомить учащихся с лучшими образцами духовной музыки;
  • способствовать приобщению к нравственным и духовным качествам личности;
  • подвести итоги исследования.

Я предполагаю, что духовная музыка наравне с другими музыкальными жанрами способствует повышению нравственного уровня нашего общества и действительно является музыкой души и света.

Критик и композитор А.Н. Сеченов говорил, что в музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой она волнует душу «чувством скорби и чувством отрады». Духовная музыка не только отражает жизнь человека, но и организует, преображает её, являясь могучим фактором воспитания будущего человека.

Музыкальный образ духовной музыки – это свет и радость души, спокойствие, миролюбие, умиротворенность, гармония. Я считаю, что в наше непростое время актуальна необходимость возрождения духовности и воспитания хорошего музыкального вкуса, повышения нравственного уровня современного общества. Произведения духовной музыки всех мировых религий несут нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию, в противопоставление суете, мятежности и порочности окружающего мира.

Что такое духовная музыка?

Принято считать, что рассматриваемое нами понятие является музыкой, соотносящейся с религиозными текстами, которое используют для богослужений или для каких-то иных целей. В узком понимании — подобная музыка относится к церковной, т.е. звучит в храмах, причём у католиков может звучать как хоровое пение, так и орган, а в православных храмах звучит только вокальная музыка- т.е. только пение, без музыкальных инструментов. Считается, что голос человека подобен голосу Божьему (человек создан по подобию Божьему), поэтому в православных христианских храмах в музыкальных инструментах нет необходимости, голос поющего человека, голос, идущий от глубины души, не сопровождается и не заслоняется другими звуками. Современная духовная музыка исполняется не только в церкви, но и в филармониях, концертных залах, композиторы сочиняют музыку для оркестров, ансамблей. Главное в этой музыке- высоко духовное содержание, обращение к Богу, Богородице, святым.

Музыка духовного характера, как и всякая другая, является мощным инструментом воздействия на сознание человека, ушей которого достигают возвышенные благозвучия. Вне зависимости от религиозной окраски она является очень важной частью общемировой культуры. К тому же, где-то в глубине именно церковной музыки зародились и сформировались основы классического и профессионального музыкального направления, поскольку церковь христиан на протяжении столетий была главным духовным центром музыкальных профессионалов. Богослужебная музыка оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа. В ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. В ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

Какая музыка по характеру? Она тихая, спокойная, сдержанная, гармоничная. Благодаря ей в душах рождается гармония, просыпается духовная природа человека, тяготеющая к высокому. Душа человека, его помыслы при звучании духовной музыки становятся чище, светлее, человек задумывается о своих поступках, о добре и зле, о любви к близким людям, к жизни, о порядочности, терпеливости, ответственности и др.

Еще во времена каменного века музыка сопровождала культовые действия, доказательством чего могут служить настенные пещерные рисунки древних авторов с изображением музыкальных инструментов и божеств.

В Индии и Китае, Персии и Египте, у кельтов и эллинов были религиозные обряды, сопровождавшиеся музыкальным исполнением соответствующих произведений, заключающих в себе глубокий сакральный смысл. Вспомним посвященного в глубину древнегреческих мистерий Орфея, к звучанию золотой лиры которого прислушивались даже боги, или дервишей древнего Востока, в духовную практику которых, помимо прочего, входил мистический танец-кружение под специальную мелодию, которую, как они полагали, можно услышать у ворот Рая. Живое слово, наполненное мудростью тысячелетий, в древней Руси несли калики перехожие, гусляры, или можно вспомнить песни Вещего Бояна.

У духовной музыки различных религиозных направлений — свои особенности, обусловленные разными акцентами на духовную жизнь в каждой из религий.

Благодаря тому, что существуют несколько основных ветвей христианства и множество ответвлений, христианская музыка является весьма разнообразной: от канонической богослужебной до свободно исполняемой под светские тексты в сопровождении светских исполнителей.

Христианская музыка католической и православной традиции глубоко торжественна и печальна, дабы напомнить присутствующему о страстях Господних и о бренности земного бытия. Протестантская же музыкальная традиция, тем более евангельская, особенно позднего и современного периода, характерна призывом к высшей радости, которая может присутствовать в этом мире, источником которой является Бог.

Согласно Библии, еще при царе Давиде музыка была введена в обязательное сопровождение храмовых служб, где при храме находились оркестр и хор. Псалом являлся в то время единственным жанром храмовой музыки. И уже к началу нашей эры сложилось три вида псалмопений.

Синагогальная музыка начала развиваться после разрушения римлянами Иерусалимского Храма, которое произошло в 70 году н. э. Именно синагога явила миру молитву как новый жанр богослужения, которая заменила собой ритуальные жертвоприношения. Позже появилось песнопение на тексты не Псалтири, а других книг Ветхого Завета, называвшееся псалмодия. Если в храмовой музыке пение сопровождалось оркестром, количество инструментов в котором доходило до двадцати четырех, то на протяжении многих веков синагогальное исполнение было только вокальным. Возник особый вид декламации, где чтение речитативно соединялось с мелодией.

Основным жанром исламской культовой музыки является Каввали. Эта традиция существует уже более семисот лет. Мужчины, которые в основном участвуют в певчей группе Каввали, поют на несколько голосов под аккомпанимент народных инструментов суфийские песни духовного содержания. Изначально Каввали использовались ритуально во время религиозных праздников, но позже стали применяться и в мирских музыкальных выступлениях. Цель Каввали — ввести всех присутствующих в особое состояние духовного экстаза — важд, в котором возможно ощутить свое соединение с Аллахом.

Композиторы духовных произведений.

Лицо мира очень сильно изменилось благодаря, в том числе, творчеству великих композиторов, оставивших огромное наследие в общемировой культуре, обогатив мировую духовность.

Духовная музыка русских композиторов весьма отличается от музыки западной. Самобытность русской высокой музыки заключалась в использовании композиторами тесного переплетения древних распевов Руси с богослужебной литургической музыкой, которое определяло ее самобытность и неповторимость.

Римский-Корсаков Николай Андреевич родился в 1844 году в городе Тихвин Новгородской губернии. В одиннадцать лет написал свое первое музыкальное сочинение. В 1871 году становится профессором Петербургской консерватории, которая до сих пор носит его имя. Обладал цветным слухом, видя каждую тональность в определенном цвете. До конца жизни на его концерты приходили люди, чтобы послушать необычайно-фантастическую музыку. За его дар и тяготение к миру сказок и волшебства его называли «сказочник». В Таинствах и обрядах Православной Церкви он видел некое таинство и волшебство, к которому тяготел всю свою жизнь. В определенный период творчества он с головой погрузился в постижение особенностей древних распевов и науку о церковном богослужении.

Почерпнутые из них знания он использовал в своих произведениях:

«Пение при всенощном бдении»; духовный концерт «Тебе Бога хвалим»;

увертюра «Светлый праздник»; сорок церковных песнопений.

Умер Николай Андреевич в 1908 году от последствий инфаркта, возникшего по причине запрещения постановки его оперы «Золотой петушок», в которой власти усмотрели высмеивание образа царя.

Рахманинов Сергей Васильевич родился в 1873 году в дворянской семье в имении Семеново Новгородской губернии. С пяти лет играл на фортепиано и уже в 1882 году поступает в Петербургскую консерваторию. Дирижировал в Большом театре. С 1906 года путешествует по миру, написав до этого два фортепианных концерта и одну симфонию. В 1917 году уезжает на гастроли в Европу, откуда уже не возвращается. В 1918 году перебирается в Соединенные Штаты Америки. Самое известное свое произведение «Симфонические танцы» заканчивает в 1941 году.

Большое внимание уделял церковной музыке. Изучал «Литургию» Петра Ильича Чайковского, но в отличие от него, за основу своих духовных произведений брал не древние распевы, а придерживался более строгой церковно-певческой традиции, которая нашла отражение в его «Всенощном бдении», ставшем вместе с произведением «Литургия Святого Иоанна Златоуста» духовной вершиной его духовного творчества. Благодаря использованию в «Литургии» имитации звона колоколов, мелодий знаменного пения и фольклора, он передал русскую самобытность с присущим только ей национальным характером. Скончался Сергей Васильевич в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Своим мистическим воздействием музыка способна менять характеры людей, совершенствуя либо ухудшая их внутренние качества. Некоторые европейские композиторы оказали огромное влияние на нравы и мораль целой эпохи.

Гендель Георг Фридрих родился в 1685 году в Германии, но впоследствии переехал в Англию, получив ее подданство. Поэтому его считают как немецким, так и английским композитором. В то время было естественным для композиторов в своем творчестве соединять два направления: духовное и светское.

Если сделать краткое, но емкое определение значения музыки Генделя, его можно свести к следующему. Стараясь музыкой преобразить моральное состояние англичан, он неосознанно качнул маятник морали из одной крайности в другую, от все более свободных нравов — к чрезмерному ограничению. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки. В число наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Люди викторианской эпохи были склонны к формализму, высокомерию, ханжеству. Музыка Георга Фридриха явилась резонатором и усилителем процесса, который сбалансировал вышеприведенные человеческие качества чрезмерно усердным исполнением и соблюдением условностей, диктуемых церковью. Умер композитор абсолютно слепым в 1759 году в преддверии Пасхи.

Бах Иоганн Себастьян родился в том же году, что и Гендель в Германии, но их жизненные пути никогда не пересекались. За свою жизнь Бах написал более тысячи музыкальных сочинений. Был непревзойденным мастером полифонии. Его признанными духовными шедеврами мировой классики являются: кантаты; «Месса h-moll»; «Страсти по Матфею»; обработки протестантских хоралов.

Кроме того, Бах был убежденным протестантом. В разное время он работал церковным органистом, капельмейстером, кантором хора и одновременно церковным учителем, руководителем Музыкальной коллегии.

Его признают отцом современной музыки за мелодии удивительной и весьма редкой красоты, за смелость гармонических линий. Огромно было его влияние на всю германскую нацию, благодаря чему из ее недр родилась целая школа немецких философов. Скончался величайший композитор 28 июля 1750 года и был похоронен возле церкви, где прослужил 27 лет.

Неоценим вклад великих композиторов в богатейший фонд мировой культуры. Их великий гений смог соединиться с музыкой иных сфер, выступив ее проводником в мире людей.

Подводя итог, можно сказать следующее. В ходе работы над проектом я достиг поставленных целей и задач. Я был в церкви св. благоверного князя Александра Невского, слышал церковное пение, пела группа певчих, начало многих песнопений исполнял один человек или священник, позже присоединялся весь хор (у нас в церкви было несколько человек). Я подтвердил свою гипотезу, что духовная музыка является для человека умиротворением и действительно повышает нравственный уровень нашего общества. Сделал вывод о том, что духовная музыка -это та, в которой обращаются к Богу, Богородице, святым, ангелам, в ней добро, покой, свет, гармония, приятные стройные голоса, которые стремятся ввысь, к куполу церкви, к куполу неба, к Богу. В этой музыке обращение к нашей душе, но главное – это то, что духовная музыка и тексты несут веру, надежду, любовь, тепло и свет, заставляет задуматься о добре и зле, даёт духовные и даже физические силы, опору, снимает стресс, приводит в порядок мысли. Музыки в мире много, в разные моменты мы слушаем музыку в соответствии с настроением, жизненной ситуацией, но я знаю точно- именно духовная музыка, посвящённая Богу, в важные моменты жизни поможет разумному принятию правильного решения.

Читайте также:  Флейта – сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс по музыке)
Ссылка на основную публикацию