Сочинение на тему Великодушие – это сила или слабость?

Сила или слабость человека проявляется в великодушии что писать в сочинени?

Направление Месть и великодушие: Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

Как раскрыть тему?

Какие аргументу привести?

Какие цитаты использовать?

Думаю, ответ на этот вопрос зависит от точки зрения каждого человека.

Что такое великодушие? Это черта характера, присущая далеко не каждому человеку. Великодушие – это благородство, способность поступиться своими интересами ради интересов другого человека, умение прощать, снисходительность к ошибкам и изъянам окружающих людей, душевная щедрость, способность отказаться от реванша.

Думаю, найдутся люди, которые великодушного человека считают слабым. Такие люди не могут понять как можно простить обидчика, как можно думать в первую очередь о других, а о себе в последнюю, как можно быть щедрым, если самому не хватает. Для них все это проявление слабости.

На самом деле, все качества, присущие великодушному человеку даже не говорят, а кричат о силе, силе духа этого человека. Чтобы отказаться от мести, прощать недостатки окружающих людей, сочувствовать другим, нести людям добро нужно быть очень сильным, стойким, несгибаемым человеком.

Безусловно, великодушие – это сила, а никак не слабость.

Только сильный духом человек способен проявить великодушие, простить своего врага, быть благородным и честным человеком.

Месть навряд ли сделает человека счастливым, поскольку это чувство разрушает, оно не дает возможности развиваться человеку.

Хороший пример мести и великодушия – это образ князя Андрея Болконского в романе “Война и мир”, князь сначала был решительно настроен на месть, хотел своего врага Анатоля Курагина уничтожить.

Но позже, пред лицом смерти он находит в себе силы великодушно его простить и в этом он проявляет себя как сильная личность.

Великодушие – это одно из достоинств человека, к сожалению далеко не все наделены этим качеством.

Великодушие, одна из хороших качества у человека. Великодушным человек это сильный человек. Он может прощать, а это значит что человек очень сильный и слабым его вряд ли можно назвать. Слабость, это же неумение постоять за себя в определенных ситуациях. Этого человека можно тогда назвать и слабым. Но может ли быть слабый человек великодушным? Думаю что все же может. Например возмем известное произведение Преступление и наказание. Разве можно назвать Соню слабой? Нет, она готова пожертвовать собой ради других, ради своих родных. Многие осуждают ее поступок. Она сильный человек. Умеет пострадать, и помогать нуждающимся.

Может кому-то может показаться великодушие слабостью, а месть силой. Но на самом деле это не так не многие смогут кому то что-то простить, большинство будут мстить, считая месть проявление силой. На самом деле умение простить, не вспылить сразу, понять и простить: вот что такое силой.

Вот, что сказала про великодушие российская императрица Екатерина Вторая:

Месть не принесет никому пользы кроме удовлетворения твоих аппетитов, вот, что сказал на этот счет Аристотель:

Великодушие четко прослеживается в произведении Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой Соколов проявил великодушие, он не стал есть один, находясь в плену, он поделился с товарищами.

Великодушие является великой душевной силой, которая под час не каждому по плечу.

Быть великодушным, значит уметь прощать, быть выше обид.

Если взять за пример произведение “Война и мир” в котором Андрей Балконский прощает Анатолия, своего заклятого врага и Наташу, которая предала его, то это яркий пример великодушия со стороны Андрея. Он смог забыть всё и отпустить желание мести.

Другой пример великодушия в произведении “Капитанская дочка”. Великодушие проявляет Пугачев. Он великолушен к Петру Гриневу, он отпускает Машу Миронову.

Не каждый в силах забыть обиды, отпустить зло и желание мести. Великодушие под силу только людям с большой силой воли и духа.

Отрицательное по сути своей качество или черта человеческого характера, свойство человеческой личности – слабость – не может проявиться в величии человеческой души – в великодушии. От слабости можно быть жестоким, от слабости можно быть мстительным и злым, от слабости можно предать, от слабости можно лгать и лукавить, изворачиваться, слабость – порождение скорее человеческих пороков, чем основа красоты души человека – великодушия его. Великодушие связано с добротой, с нравственно-духовной силой человека, с чистотой его помыслов. В великодушии проявляется сила человека, но никак не его слабость.

Даже само слово “великодушие” даёт ответ на поставленный вопрос, поскольку состоит из двух ” великая душа”. Великого человека вряд ли можно назвать слабым, если и бывают у него в жизни такие моменты, он наверняка сделает так чтобы никто этих проявлений не видел. Именно люди с большой душой могут простить своего врага, того кто сильно обидел, а вот слабость наоборот будут проявлять в мести, особенно если он делается исподтишка. Хорошим примером великодушного человека можно назвать Савельича из произведения “Капитанская дочка”. Как бы ни унижал его его Гринёв, старик прощал все обиды и даже готов был идти на верную смерть вместо своего Петруши.

Не нужно путать такие качества человека, как просто доброта и великодушие. Добрый человек он может быть добрым по каким-то своим причинам, например, он хочет всем нравится и поэтому показывает себя добрым, а может быть добрым, потому что не смеет кому-то возразить, потому что по натуре он слабый человек. Так же добрым человек может быть, потому что ему это выгодно, то есть к нему по-доброму относятся и он платит добром или он добр к тому, кто ему полезен.

Великодушный же человек – это такая натура человека, которой не присуща личная выгода или слабость характера. Великодушный человек делает добро, потому что не может терпеть несправедливость и видеть боль других людей. Поэтому, я уверена, что только сила заключена в великодушии.

Великодушие, а по-другому величие души обнаруживается в том, что люди, обладающие данным качеством, имеют способность поступаться личными интересами, и идти на большие уступки, быть бескорыстными в оказании людской доброты.

Русская литература, конечно, даёт развернутые ответы на все самые не простые вопросы.

Например, «Преступление и наказание». Достоевский уверен, что наш мир не развалится до тех пор, пока в этом мире будут жить такие люди, как Сонечка. Для автора – Сонечка высшая степень людского великодушия, посмотрите на её готовность к самопожертвованию ради своих малолетних сестричек и брата.

Вроде бы Сонечка кажется нам слабой, но, на самом деле она сильная. Сила её и проявляется в великодушие.

Умение сочувствовать, бескорыстно помогать бедствующим – это великодушие. Думаю, что это внутренняя сила настоящего человека. Это прекрасное качество, каким обладают, конечно, немногие люди.

Однозначно, великодушных людей можно назвать сильными.

Давайте аргументируем это утверждение. Для начала приведем пример одного из определений великодушия:

Подойдут следующие цитаты:

А теперь вспомним, какие синонимы подходят к слову “великодушие” – это бескорыстность, щедрость, величие души, благородство. Как видим всеми этими качествами может обладать только сильный человек.

Великодушный человек думает не только о себе и не ставит свои интересы выше интересов других людей. Само слово состоит из двух – великая душа, т.е сильная, независимая личность.

Только сильный человек может проявить великодушие к своему врагу, поэтому быть великодушным не так то и просто.

Для чего человеку создавать в своём воображении образы будущего, в котором происходит то и так, что и как мы хотели бы реализовать, даже если это не всегда возможно?

Мечты нужны для того, чтобы украсить реальность, компенсировать недостаток любви, тепла, наполненности положительными эмоциями и событиями, чтобы определиться со своими интересами, стремлениями и желаниями, чтобы развивать фантазию, абстрактное мышление, чтобы помочь себе выдержать, смириться, когда нет надежды на лучшее (например, когда инвалид мечтает о том, как к нему вернётся здоровье). Мечты нужны, чтобы не потерять рассудок в безвыходной ситуации. Они необходимы для того, чтобы человечество развивалось интеллектуально и духовно, направляясь вперёд по пути прогресса.

Можно начать с энциклопедических определений:

Из этого видим, что сострадание – одно из проявлений великодушия. И там, и там ключевым компонентом является эмпатия –

То есть, человек ощущает негативный опыт другого человек как свой собственный и поэтому реагирует на него так, как если бы это происходило с ним. Соответственно, он постарается устранить для этого другого источник негативных переживаний, как сделал бы это для себя самого. Чем выше эмпатия, тем более сострадательно, великодушно ведет себя человек. А поскольку эмпатия находится в прямой связи с интеллектом и является эволюционным механизмом, благодаря которому человеческая раса построила эффективную модель общества и тем самым повысила свои шансы на выживание, можно говорить о том, что развитие таких качеств, как великодушие и сострадание, равноценно эволюционному прогрессу.

Но вот с местью не все так просто. С одной стороны, казалось бы, логично хотеть, чтобы человек, который тебя обидел, оказался на твоем месте. Но в природе, у животных мести нет. Если вы ударили собаку, в следующий раз она может облаять или укусить вас. Но это не будет вызвано желанием мести, это просто инстинкт самосохранения. Месть – это чисто человеческое. И она, получается, тоже замешана на эмпатии, только вывернутой наизнанку: ты сделал мне плохо – теперь почувствуй то же, что и я. Ты как бы даешь человеку обратную связь о том, что его поведение нежизнеспособно. Ведь пока он сам не почувствует последствий от собственных действий, он может и не понять, насколько пагубны эти последствия. И тогда он подумает: “Вот сейчас мне плохо, а ведь я сделал то же самое, и тому человеку было так же плохо. Он страдал так же, как я страдаю сейчас. И всякий раз, когда я буду поступать так же, я буду вспоминать это свое страдание и чувствовать его заново, думая о том, как страдает тот, другой. Нет, я этого не хочу, не хочу страдать”. Тут мы видим, как месть – антоним великодушия – и эмпатия – синоним великодушия – действуют заодно. Это все тот же эволюционный механизм, помогающий всем членам общества сосуществовать максимально гармонично. Можно проявить великодушие и не мстить обидчику, но возникает вопрос: скольких еще людей он обидит, если каждый из них будет так же великодушен? Разве их не жалко? Что великодушнее – проявить сострадание к одному человеку, от которого пострадали пока только вы, или ко многим, которые могут потенциально от него пострадать?

В начале своего рассуждения мне бы хотелось привести высказывание польского афориста Юзефа Бестера:

Эти слова идеально подходят для раскрытия темы.

Окружающий нас мир довольно жесток, не все люди могут к нему приспособиться, не все люди способны выдерживать ежедневные нагрузки, современные скорости, словом реалии современной жизни не всем оказываются “по зубам”.

Сильные люди встречают каждый новый день с “открытым забралом”, все, что происходит с ними и вокруг, они воспринимают спокойно и уверенно. Если есть проблемы, значит их нужно решать. В этом они не видят ничего страшного, обычная жизнь.

Для другой категории людей в силу особенностей их психики и прочего обычные житейские дела становятся трагедией, неразрешимой проблемой, камнем преткновения. Они не готовы бороться, решать задачи, справляться с трудностями. Такие люди, чтобы сохранить свое психическое и физическое здоровье ( все болезни от нервов ) от реальности “уходят” в мир своих грез и фантазий. Они в этом мире практически живут, это их спокойное и удобное пристанище.

Вот это, с моей точки зрения, и называется бегством от реальности.

Правда, иногда реальность бывает настолько тяжела и безысходна, что в мир иллюзий и мечтаний может может сбежать и сильный человек, чтобы сохранить свой рассудок.

Казалось бы, можно и от обратного пойти – просто изучить те качества, которые проявляются при жестокости, избавиться от них, и все – станешь просто сиять добротой. И вопрос – что писать в сочинении “Доброта и жестокость” будет решен. Но, так могут подумать только те, кто считает, что понятия эти противоположны и, что присуще одному, то отсутствует у другого.

На самом деле все будет не так, поскольку доброта и жестокость всего лишь инструмент в руках того, кто им пользуется, причем по большому счету – один и тот же. Ножом можно красиво нарезать колбаску, а можно и убить, ведь правда? Что на самом деле значимо, так это тот, кто этим самым ножом пользуется.

Потому душа человека, ее правильное или не правильное состояние и будет самым главным. Доброта и жестокость – это свойства характера и, если с душой нелады, то стать добряком невозможно – все равно истинная сущность человека будет брать верх. Бывает, что в обычной ситуации человек просто душка и сама доброта, а пошел экстрим, и все – он готов проявить жестокость, лишь бы выжить.

Потому и говорили древние о необходимости себя самого познать, а то ведь воспитание может стать лишь показным лицемерием. Как ни крути, а все сводится к вере, к необходимости заповеди соблюдать, когда свои потребности ставят ниже воли Творца. Только тогда можно не скатиться к животным инстинктам, ведь именно потому человек и является таковым, что может их контролировать.

Вступление. Мечта всегда нечто далекое, идеальное, к чему стремится человек в своих мыслях, грезах. нередко мечты разбиваются о жесткую реальность, которой слишком далеко до мечты. Да и сами мечты у людей разные – кто-то мечтает о материальных благах для себя, а кто-то хочет переделать человечество.

Основная часть. Можно рассмотреть данную тему на произведении Достоевского “Преступление и наказание”. Мечтатель Родион Раскольников. Он хочет сделать человечество идеальным, счастливым, избавить его от пороков. Это глобальная мечта.

А реальность такова, что Раскольников становится убийцей, он убивает двух человек. Алену Ивановну он убивает потому, что считает ее “тварью дрожащей”, мешающей жить людям; он хочет на ее деньги сделать жизнь других людей благополучной. Но еще он убивает ее сестру, беременную женщину, случайного свидетеля.

И затем он теряет покой. Обостряется его болезнь. Он становится одиноким и замкнутым. И он сдается полиции.

Выводы. В реальной жизни Родион Раскольников понимает, что смерть и деньги старухи не спасли бы мир от зла. Он не находит пути к своей мечте, выбрав неправильный, преступный путь.

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Месть и великодушие»

Направление «Месть и великодушие»

МЕСТЬ , мести, мн. нет . жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой . Оклеветать из мести.

ВЕЛИКОДУШИЕ мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Великодушие — -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.

Тезисы по направлению «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Читайте также:  Устарела ли проблема отцов и детей сегодня – сочинение

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Месть – это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.

Великодушие – это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: “великая душа”. Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок – бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

А. И. Куприн. «Поединок». Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

Л. Н. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни – то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – . та любовь, которую проповедовал Бог на земле. ». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.

Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу

Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.

«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).

«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).

«Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).

«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).

Итоговое сочинение — 2019: «Месть и великодушие»

Как раскрыть нюансы человеческой натуры в 350 обязательных словах

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171

Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»

Комментарий ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Словарная работа

МЕСТЬ

Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

ВЕЛИКОДУШИЕ

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
  • Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека).
  • Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
  • Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
  • Кровная месть как социально-историческое явление.

    О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?

    Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей.

    Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться. Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову. Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль. Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло: «Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции». Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.

    Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении. Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога. «И ты поймешь счастье прощать», – говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:

    «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

    По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.

    Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу. На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие. Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар.

    Читайте также:  Сочинение на тему Огород

    Примерные формулировки темы

  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Почему важно уметь прощать?
  • Как связано великодушие с умением прощать?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Способны ли любовь и прощение изменить человека?
  • Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
  • Могут ли великодушные люди мстить?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Что значит достойно пережить поражение?
  • Кому свойственна мстительность?
  • Как соотносится понятия мстительность/великодушие с силой/слабостью характера?
  • Всегда ли мстят только жестокие люди?
  • Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
  • Как связаны месть и жажда справедливости?
  • Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
  • Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
  • Может ли месть принести разочарование?
  • Как связаны понятия месть и саморазрушение?
  • Согласны ли вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же. это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?

    Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке (Дж. Б. Шоу).
  • Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (М. Ганди).
  • Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (А. Дюма).
  • Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души (Э. А. Севрус).
  • Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его (Ф. Бэкон).
  • Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает (Д. Митчелл).
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев (Аристотель).

    Сочинение на тему Доброта и жестокость

    Доброта – одно из самых значимых человеческих качеств, когда человек проявляет заботу по отношению к другим, не ожидая вознаграждения за свои душевные устремления. Это и есть главные проявления доброты. В противовес доброте выступает жестокость – причинение боли и страданий живым существам. Причем, чужие боль и страдание приносят жестокому человеку радость. Эти две противоположности ведут нескончаемую битву.

    В произведении Тургенева И.С. “ Муму” читатель сталкивается с жестокостью барыни. Глухонемой крепостной крестьянин Герасим по велению престарелой дворянки был перевезен в город работать дворником и по совместительству сторожем. Вырванный из привычной среды, он с трудом привыкает к городской жизни. Жизнь его постепенно налаживается. Привычный к тяжелому крестьянскому труду, он легко справляется с возложенными на него обязанностями. Освоившись с городским бытом, Герасим замечает тихую прачку Татьяну и влюбляется в нее. Планам на семейную жизнь не суждено было осуществится. Хозяйка решает отдать Татьяну замуж за горького пьяницу, и рухнувшие надежды на личное счастье сильно огорчают Герасима. Выбраться из тяжелой ситуации ему помогает спасенный щенок. Муму становится лучшим другом дворника, отвечая ему на доброе отношение беззаветной любовью и преданностью. И снова барыня, которой не угодила маленькая собачка, проявляет жесткость. Она велит Герасиму избавится от собачки. Крепостной не может перечить дворянке, и избавляется от любимого друга, что доставляет ему невыносимые страдания.

    А.С. Пушкин в “Капитанской дочке” сводит своих героев суровой зимой, когда пурга вымораживает все на своем пути. Незнакомец помогает найти дорогу к жилью заблудившемуся дворянину Петру Гриневу. За помощь Петр одаривает его тулупом. Этот добрый поступок сыграет позже решающую роль в судьбе дворянина. В роли незнакомца выступает Емельян Пугачев. Он не забывает о доброте молодого офицера, и когда приходит время, он одаривает своего противника по-царски: спасает его жизнь и помогает спасти невесту Гринева Машу Миронову. Пугачев, который всегда был жесток по отношению к своим противникам, проявляет доброту и милосердие к человеку, который отказывается от предательства своих убеждений и не присягает ему на верность.

    В “Уроках французского” В.Г. Распутина рассказывается о трудном времени после окончания войны. Маленький мальчик Володя вынужден покинуть свой дом и переехать к родственникам в районный центр для продолжения учебы. Из-за слабого здоровья ему приходится покупать молоко для профилактики малокровия. И средства на такое необходимое молоко он добывает, играя на деньги. Это продолжается до тех пор, пока ребята, проигрывающие деньги, не решили жестоко наказать его. На этом возможность заработать деньги заканчивается. Непростая ситуация становится известной Володиному классному руководителю Лидии Михайловне. Она настаивает на дополнительных занятиях французского языка и делает попытки накормить ребенка, но Володя отказывается. Лидия Михайловна не нашла другого способа помочь ребенку, как играть с ним на деньги. Ее доброта проявилась таким необычным для учителя поведением, хотя и несла риск наказания для самого учителя. К сожалению, вся эта история случайно становится достоянием директора школы, и молодого учителя увольняют.

    Из приведенных аргументов видно, что доброта и жестокость постоянно присутствуют в жизни каждого человека. Добрые дела возвышают человеческую душу, и даже могут спасти жизнь доброму человеку. Жестокие же поступки не только ранят людей или животных, но и разрушают того человека, который поступает жестоко. Поэтому каждому человеку важно сделать правильный выбор, сохранять в душе доброту и не допускать жестокости.

    Краткое сочинение

    Перед тем как начинать писать сочинение для начала нужно выяснить, что же на самом деле обозначает слово «доброта». Оказывается, добротой называется то состояние, которые вы испытываете к другим людям. Вам хочется всем постоянно помогать и выручать их из разных ситуаций, если они имеются у них. Только добрые люди всегда стараются расположить к себе других людей и даже доверить им свои секреты и тайны. А вот слово «жестокость» является полной противоположностью ее. Когда человек жесток, то ему совсем нет дела до проблем других людей и они никогда не остановятся и не никому никогда не будут помогать. Кроме этого иногда ему самому хочется навредить другому человеку, а также принести ему еще больше бед, чем было у него.

    На сегодняшний день существует огромное количество разных произведений, где рассказывается про доброту. Распутин написал «Уроки французского». Все происходит в то время когда закончилась война. Каждый человек старается найти способ для того чтобы жить дальше или выживать. Вот и наш главный герой тоже старается жить в таких сложных условиях. Ему приходится каждый день играть на деньги.

    После уроков он встречается с другими парнями и игра начинается. Парень очень быстро научился играть и поэтому ему удается в день выигрывать по рублю. И на эти деньги он покупает бутылку молока, а также кусочек хлеба. Другим ребятам этого купить не удается, и поэтому они ненавидят нашего главного героя. И частенько ему достается за это. Обо всем очень хорошо знала учительница парня, но не собиралась его подставлять, потому что его сразу же отчислят из школы. И тогда она решила помочь этому парню, и для этого она предложила парню заниматься дополнительно у нее дома и кормить парня. Вот только парень не собирался ни у кого ничего просить и старался всего добиться самостоятельно. Тогда она предложила парню поиграть в карты на деньги. Когда их увидел директор школы, то учительница во всем призналась и попросила не наказывать парня.

    Платонов написал рассказ «Юшка», где главным героем стал Ефим. Если раньше он всегда общался со своими соседями мирно и дружно, то вдруг однажды что-то случилось и теперь они даже не скрывают того, что они ненавидят мужчину. Кроме этого недавно врачи признали у него тяжелую болезнь, которая с каждым днем провоцировала приступы. Когда об этом узнали соседи, то не стали его жалеть, а наоборот стали ненавидеть его и жалеть быстрейшей смерти. Даже дети его не жал

    3 вариант

    Доброта является важнейшим и необходимым в жизни качеством. Доброта заключается в бескорыстной помощи другим людям, когда человек не ждет ничего взамен. Полной противоположностью доброте является жестокость. Она заключается в том, что человек наслаждается, когда другие люди испытывают боль и страдания. В жизни два этих качества ведут непрестанную войну. Потому как в жизни всегда есть очень добрые и злейшие люди. Вторая категория испытывает сильнейшую боль и отчаяние, поэтому имеет бесконечное желание мстить за нее всему живому. Однако, это нисколько не оправдывает их действий. Также, есть люди, которым не причинили боль. Им просто нравится издеваться, они даже сами не могут объяснить, что конкретно в этом доставляет им удовольствие.

    Произведение под названием Муму является примером сильнейшей жестокости хозяйки по отношению к всему живому. Крестьянин Герасим был приобретен барыней и назначен на должность дворника и сторожа. Судьба крестьянина была сложной, он был одинок и не понят. Ему было сложно освоиться в городской среде, так как он всегда жил в деревне. Медленно и с трудом он привыкает к новой жизни. Герой привык к тяжелой работе, поэтому быстро втягивается в этот ритм. В это время Герасим замечает одну прачку, в которую влюбляется. Разумеется, им не суждено быть вместе. Госпожа отдает прачку замуж за кого-то пьяницу. Герасим очень разбит, ему тяжело перенести этот удар. Хозяйка легко играется с судьбами своих подчиненных, ей плевать на их чувства. Однажды Герасим спас щенка, он стал для него другом и развеял его печали. Он был очень преданным песиком и приносил много радостей хозяину. Однако, госпоже щенок не угодил, и она приказала утопить его. Герой послушно исполняет волю госпожи, что доставляет ему сильнейшие душевные муки.

    Произведение под названием Капитанская дочка является примером доброты, которая в дальнейшим спасла жизнь героя и его возлюбленной. Всё начиналось с того, что два персонажа встретились на дороге в ужасно холодную погоду. Незнакомец помог найти главному герою дорогу. Петр очень благодарен ему, взамен дарит ему тулуп. Оказывается, этим незнакомцем был Пугачев, который вскоре поднял мятеж и добрался до Гринева. Он предложил ему встать на свою сторону, однако, герой отказался, так как присягал на верность императрице. Пугачев уважает поступок и выбор героя, он не только оставляет его в живых, но и помогает вызволить Миронову. Пугачев всегда проявлял сильнейшую жестокость по отношению к своим врагам, однако, здесь он поступил совершенно по-другому.

    ели, а все потому что подражали родителям. Когда он шел на работу или домой, то они хватали землю и закидывали его.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Доброта и жестокость

    Популярные сегодня темы

    Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности

    Прочитав «Слово о полку Игореве», я очень проникся симпатией и сочувствием к главному герою повествования. Князь Игорь — человек страстей, желавший лучшей доли для своей родины, но, к сожалению

    Конфликт старших и младших является одной из наиболее важных социальных проблем. Поколение за поколением консервативные взгляды

    Центральными героями повествования предстают две очень яркие не похожие друг на друга личности – молодой повеса, скучающий в светском обществе – Евгений Онегин и его юный друг с чистой и благородной душой Владимир Ленский

    Василий Теркин – вымышленный персонаж, который собирает в себе качества советских военнослужащих. Здесь подчеркиваются все особенности и качества солдат, переживших войну.

    Доброта и жестокость

    итоговое сочинение

    Вступление

    Доброта – это отзывчивость, готовность помочь нуждающемуся, чувство сострадания и любви. Поддержка слабых, тех, кто не может позаботиться о себе сам в той или иной ситуации.

    Жестокость – термин противоположный. Зло может быть слепым. Когда кто-то совершает его неосознанно: обижает кого-то, причиняет боль. Но хуже всего жестокость осознанная. Когда человек понимает, что делает и специально пользуется слабостью другого. Особенно, по отношению к детям и животным.

    Проблема

    В современном мире стало больше жестокости. Искренняя доброта, отзывчивость, милосердие сейчас большая редкость.

    Тезис №1

    «Жестокость – даже к злым – ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?»

    Аргументация

    Рассказ Андрея Платонова «Юшка» повествует о жестокости к доброму.

    Жил в одном провинциальном городе старый на вид человек. Звали Ефим, а было ему всего сорок лет. Но его считали юродивым старцем и называли Юшкой. Горожане всех возрастов издевались над мужчиной. Дети смеялись, толкали, бросали камнями и землей. Их удивляло то, что он не ругался, не пытался отлупить за хулиганские проделки. А старик думал, что дети его мучают потому, что любят, но не умеют выразить своей любви.

    Взрослые, в свою очередь, вымещали на нем горе и злость. И то, что мужчина не пытался ответить, защититься от побоев, только добавляло людям жестокости. Зато в это время горожане забывали о собственных душевных страданиях, боли, обидах.

    Ефим работал в кузнице за еду и небольшое жалованье, которое должно было идти на чай с сахаром, одежду. Но герой не покупал ни того, ни другого. Пил пустую воду без заварки, не ел сахара, ходил в лохмотьях.

    Юшка копил деньги, чтобы помогать сироте, учить ее в пансионе. Каждое лето он ходил пешком к девочке в Москву и обратно. Люди об этом узнали, когда Ефим умер. А приемная дочь, выучившись на медика, приехала в город, где он жил.

    Девушка была доброй, как ее благодетель. Стала лечить жителей, не требуя платы. Посвятила помощи людям всю жизнь.

    Вывод

    Конечно, правы древние индийские философы. Жестокость ведет в ад. Особенно несправедлива и страшна жестокость к добрым. Но милосердие, добро сильнее несправедливости. И рано или поздно приходит их торжество.

    В рассказе Платонова зло к божьему человеку приводит к аду. Когда не стало Юшки, не на ком больше было вымещать негатив, копившийся в людях. Человеческий гнев, агрессия изливались друг на друга. Но после приезда приемной дочери Ефима Дмитриевича, в городе поселилось добро.

    Тезис №2

    «Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.»

    Аргументация

    Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечал, что Леонид Андреев отличался душевной чистотой и благородством, что делало его не приспособленным для житейской борьбы. Одним из его качеств была удивительная доброта, но она скромно терялась на фоне других ярких, многогранных свойств личности писателя. И все же редко получалось скрыть эту «слабость». Однажды писатель пустил в дом беглого каторжника, уверенный, что тот политический. Но каторжанин оказался уголовным. Мало того, что он ограбил писателя, так еще пообещал убить. Леонид Николаевич сначала сильно разгневался. Но через несколько дней, узнав, где пребывает тот мужчина, отправил ему финансовую помощь, ватник и теплую дорогую шапку.

    Особенно доброта прозаика проявлялась в помощи литераторам. На собственные средства Андреев построил для них загородный дом.

    Сложное, но прекрасное качество нашло отражение в творчестве писателя.

    Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» повествует о бродячей собаке. Жизнь на улице тяжела, несправедлива. Животное били, обижали. Голод, холод, боль ожесточили собаку. Она стала злой, оттого ее прозвали Кусакой.

    Но нашлись люди, которые добром, лаской, едой смогли растопить сердце дворняги. Ее взяли в дом, подарили крышу над головой. Но счастье длилось недолго. Наступила осень, новые хозяева покинули дачу, а вместе с ней и Кусаку.

    Читайте также:  Сочинение Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

    Теперь после жестокого предательства собака не поверит никому. Больше никогда не будет доброй.

    Вывод

    В этом рассказе к беде привели не побои и обиды. Жестокость здесь приняла сначала обличье добра. Что оказалось значительно хуже. Неискренняя любовь, ласка обернулись еще большей болью, чем физические увечья.

    Тезис №3

    Аргументация

    Милосердием, любовью ко всему живому чаще наделены люди, внешне непривлекательные. Однако, доброта ценнее красоты. К этой теме нередко обращались русские и зарубежные поэты, писатели, драматурги.

    В легендарном романе «Война и мир» Л.Н. Толстой создает образ Марьи Болконской. Княжна не отличается внешней красотой. Автор указывает на слабое тело, бледное, худое, болезненное лицо. Но большие, ясные, лучистые глаза. Глаза – зеркало души, в них отражен весь богатый внутренний мир героини.

    Болконский – древний княжеский род. От семьи девушка унаследовала благородство, твердость духа, гордость, прямоту взглядов. Но в ее жизни нет упорядоченности, сухости и педантизма. Девушка мечтает о семье, детях, любви. Она добра и милосердна. В доме всегда много «божьих людей»: странников, богомолок, которым помогает молодая дворянка. Она сама задумывается о том, чтобы оставить все и пуститься по миру в «посконном рубище».

    Девушка прощает жениха – Анатоля Курагина, увлекшегося юной француженкой. Не злится на отца за грубость и обиды. В последствии, стала хорошей супругой и заботливой матерью.

    Княжну Марью можно сравнить с другой героиней романа – Элен Курагиной. В этой семье цинизм, меркантилизм, расчетливость – черты фамильные. Но внешне они великолепны. Пьер жестоко ошибается, выбрав Елену в жены.

    Вывод

    Таким образом, прав Гейне. Доброта прекраснее красоты физической. Лицо и тело стареют, дряхлеют. Но внутренний мир остается на всю жизнь.

    Заключение

    Доброта – важнейшее душевное свойство, без которого невозможна жизнь людей. А жестокость то, что разрушает существование и саму личность.

    Итоговое сочинение — 2019: «Доброта и жестокость»

    Размышляем о нравственных основах отношения к человеку

    Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171

    Иллюстрация Екатерины Муратовой к книге Владимира Железникова «Чучело»

    Комментарий ФИПИ

    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

    Словарная работа

    ДОБРОТА

    1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;

    2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

    Синонимы: добросердечие, сердечность, душевность, мягкосердечие, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, отзывчивость, гуманность.

    ЖЕСТОКОСТЬ

    1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

    2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

    Синонимы: бездушность, безжалостность, беспощадность, бессердечность, бесчеловечность, бесчувственность, варварство, кровожадность, неумолимость, свирепость, суровость, черствость, холодность.

    Аспекты рассмотрения тематического направления

  • К кому может быть проявлена жестокость/доброта (по отношению к чужакам/ близким; к тем, кто слабее; к природе, животным);
  • В чем проявляется доброта/жестокость;
  • Истинная и ложная доброта;
  • Доброта и жестокость на войне.

    В обыденном понимании жестокий человек – это тот, кто причиняет физическую и моральную боль людям, тот, кто будет груб, жесток, безжалостен по отношению к слабому и беззащитному, кто может даже лишить человека жизни. Жестокость привычна и понятна на войне: защищающий родину солдат не будет проявлять жалость к врагу, иначе сам может быть убит. Но бывают ли исключения? Можно и нужно ли сочувствовать врагу, быть добрым по отношению к нему? Пожалуй, бывают. Даже во враге увидеть человека, пожалеть его смогли герои «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В 4 томе романа-эпопеи писатель изображает взятого в плен французского барабанщика Винсента Боссе, еще совсем мальчишку. Петя Ростов, понимая незавидную долю пленного, жалеет его: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – думает Ростов, сидя за столом с офицерами. Ему небезразлична судьба юного барабанщика, и он хочет хоть чем-нибудь ему помочь, но вместе с тем Пете хочется, чтобы остальные считали его бравым солдатом, а не сентиментальным юношей. Желание помочь борется в нем со стыдом: «…Скажут: сам мальчик, и мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну да все равно!» Когда Петя находит Винсента Боссе, оказывается, что с ним все в порядке: он накормлен и сидит вместе с русскими солдатами у костра. «Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». То, как ласково русские называли чужого им француза, врага, свидетельство добросердечного отношения к нему. Толстой показывает, что даже на войне по отношению к врагу порой необходимо быть добрым. Если противник повержен, слаб, гуманное отношение к нему, проявление сочувствия, помощь является свидетельством силы и человечности.

    Быть жестоким человек может не только на войне. Порой люди проявляют крайнюю степень жестокости и в мирной жизни, когда они не держат оружие и ни с кем не сражаются, но, движимые разными чувствами, наносят друг другу удары, подчас смертельные.

    Те, кто, на первый взгляд, не делает ничего дурного, не обижает ни словом, ни делом, бывают жестоки к окружающим.

    «Равнодушие есть наивысшая жестокость», – сказал М. Уилсон, нельзя не согласиться с его словами.

    В рассказе «Устрицы» А. П. Чехов изображает бедную семью, вынужденную выйти на улицу просить милостыню. Еле стоя на ногах от голода, в полубреду, увидев на трактирной вывеске слово «устрицы», мальчик представляет, как выглядят эти морские животные: «Я живо воображаю себе, как приносят с рынка это животное, быстро чистят его, быстро суют в горшок… быстро, быстро, потому что всем есть хочется… ужасно хочется!» Ребенок начинает бредить от голода и выкрикивать: «Дайте устриц! Дайте мне устриц!» Собравшуюся вокруг толпу только забавляет это зрелище: маленький оборвыш, требующий аристократического утонченного кушанья. Не сочувствие и человеколюбие толкает каких-то двух господ в цилиндрах накормить ребенка, да и чем? Устрицами! Ими движет желание позабавиться, они хотят поглумиться над несчастной семьей, и они равнодушны к их беде. Ни одному человеку из собравшейся вокруг ребенка толпы также не пришло в голову помочь семье, они «глядят с любопытством и смехом», как мальчик «с жадностью, не жуя, не глядя» ест устрицы прямо с раковиной. Можно ли сказать, что господа поступили по отношению к ребенку гуманно, накормили его, тем более таким изысканным кушаньем, которое бы он никогда не попробовал? Безусловно, нет. Ими двигало желание позабавиться, а не доброта. Нет ничего хуже безразличного отношения к жестокому обращению с невинными и беззащитными. Тех, кто остается привычно равнодушным к беде другого, не приходит на помощь, нельзя назвать людьми.

    Примерные формулировки темы

  • В чем причины жестокости?
  • Чем опасна жестокость?
  • Может ли добрый человек проявлять жестокость /жестокий человек проявить доброту?
  • Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
  • Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
  • Может ли добрый человек быть равнодушным?
  • Может ли доброта быть неискренней?
  • Может ли жестокий человек измениться?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • Нужно ли проявлять доброту к врагам?
  • Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
  • Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
  • Может ли доброта изменить мир?
  • Может ли жестокое слово убить /доброе слово спасти?
  • Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
  • Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)?
  • Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
  • Может ли жестокость быть вынужденной?
  • Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
  • Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?

    Афоризмы и высказывания известных людей

  • Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками (Л. Н. Толстой).
  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле (Л. Н. Толстой).
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).
  • Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром (Эзоп).
  • Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе (Л. Н. Толстой).
  • Без доброты невозможна истинная радость (Т. Карлейль).
  • Делать добро легче, чем быть добрым (Ж. Вольфром).
  • Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней (О. Бальзак).
  • Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости (Ф. Ницше).
  • Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие (Конфуций).
  • Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет (Данте Алигьери).
  • На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам (А. Моруа).

    Итоговое сочинение по направлению “Доброта и жестокость”

    Примеры итогового сочинения по направлению “Доброта и жестокость”.

    Может ли доброта и жестокость уживаться в одном человеке? Ведь часто бывает, что хороший человек может проявлять злость и прочие негативные качества. На все есть свои причины, которые порой могут полностью оправдать жестокость. Часто судьба бывает достаточно тяжелый, да и один поступок может полностью сломить человека. Литература предоставляет достойные примеры того, почему люди становятся жестокими.

    Михаил Шолохов в произведении «Тихий Дон» показывает, как испытания меняют человека. Героиню изнасиловал ее родной отец, после чего был убит матерью и братом. Психика девушки серьезно пострадала. К тому же теперь она считалась опороченной. Ее семья была рада любой возможности выдать Аксинью замуж. Девушка обладала яркой внешностью, поэтому долго ждать предложения не пришлось. Степану так понравилась Аксинья, что он не стал вникать в ее историю жизни. Девушка не испытывала нежных чувств к мужу, из-за чего и возникали скандалы в молодой семье.

    Поступки Аксинью вызывают осуждения, ведь когда муж уехал, то она завела роман с Григорием Мелеховым. Родители Степана не могли стерпеть такого позора. В итоге они избили девушку за ее бесчестный поступок. Но нужно разобраться в том, чем руководствовалась Аксинья, когда решилась на измену. Изнасилование, убийство на глазах, замужество за нелюбимым мужчиной оставили свой отпечаток в душе героини. Она больше не верит людям, ее душа кровоточит. Сложно испытывать уважение к семейным ценностям, когда родной отец совершил насилие. Жестокость порождает жестокость. Особенно, когда исходит от родных и близких людей.

    Иван Тургенев в работе «Бирюк» рассматривает, как ожесточается личность. Главный герой не был на хорошем счету у окружающих. Он был достаточно строгим лесником. Мужчина не щадил тех, кто незаконно рубил лес, даже бедных людей, которые не имели иного выхода. Прозвище «Бирюк» полностью характеризовало строгую натуру лесника. Он был верным своим принципами, и не продал бы их ни за какие деньги. Но что же кроется за злобной натурой лесника? Оказалось, что мужчина сам воспитывает маленьких детей после того, как от него ушла жена. В доме была только одна комната, где и жила вся семья. Можно понять, почему лесник стал таким жестоким. Он потерял веру в людей после предательства самого близкого человека. Но его доброта никуда не делась. Ему знакома человечность. Он помогает заблудившимся путникам и отпускает пойманного врасплох врага. Порой доброе сердце приходится скрывать от окружающего мира, иначе им опять воспользуются. Часто жестокость скрывает страх быть обманутым вновь.

    Доброта и жестокость являются разными понятиями, антонимами. Но они всегда ходят рядом. Добрый человек может стать жестоким из-за определенных жизненных обстоятельств. Тяжелые испытания судьбы могут заставить человека потерять веру в людей. Личности приходится скрывать свою доброту, чтобы вновь не получить нож в спину.

    Второе итоговое декабрьское сочинение по направлению ” Доброта и жестокость”.

    Доброта и жестокость пример написания итогового декабрьского сочинения.

    Вы когда – нибудь задумывались о том, почему человеческая

    доброжелательность превращается в злость и жестокость? Конечно же, этому найдется уйма объяснений, благодаря которым мы можем простить человеку его негативный поступок. Случается так, что в ответ на добро мы получаем бесчувственность, и только. А бывает, что на долю человека выпадает большое количество забот и он просто ломается, не выдерживая этого. Проанализируем некоторые литературные примеры.

    Причина жестокости

    Возьмём произведение Михаила Александровича Шолохова – “Тихий дон”. На жизненный путь главной героини выпало нелёгкое испытание. Её предал родной человек, а если быть конкретнее, тоона стала жертвой своего отца. Так сложилось, что семья девушки радовалась каждой возможности отдать Аксинью замуж. Ведь то, что случилось было позором. Такой случай выпал. Степан был вне себя от необыкновенной красоты девушки и поэтому, совершенно не думал о её прошлом. Но главная героиня не испытывала к Степану абсолютно никаких чувств. В связи с этим супруги стали вздорить. А как – то раз Аксинья воспользовалась отсутствием мужа и отдалась другому мужчине. Конечно же, о девушке ходили нехорошие слухи. А родители Степана были сильно разгневаны. Муж побил главную героиню за измену. Но тут возникает вопрос, а нужно ли быть настолько жестоким к девушке? Ведь те события, через которые ей пришлось пройти, оставили свой след… Она просто не доверяла людям. Что уж говорить о других, когда близкий человек пошёл на такой поступок. Это и послужило тому, что главная героиня превратилась в жестокую личность.

    Легко ли быть добрым?

    А если вспомнить произведение И. С. Тургенева – “Бирюк”. Главный герой рассказа был обычным лесником, но никому не давал поблажек. Он задерживал абсолютно всех, кто пытался уничтожить деревья незаконным путём. Главный герой никогда ни к кому не испытывал чувства жалости. Поэтому он получил прозвище Бирюк. Оно говорило о том, что мужчина был нелюдимым и бессердечным, Но в один момент читателю открываются тайны ” Бирюка”. Так что же скрывается за его жестокостью? Оказывается, что главного героя супруга оставила с двумя детьми, а сама отправилась искать лучшей жизни. Жилищные условия лесника оставляли желать лучшего. Конечно же, жизненные условия оправдывают такое поведение главного героя. Все же в рассказе есть моменты, по которым видно, что лесник достаточно добрый человек. Просто он старается никому этого не показывать, чтобы вновь не быть преданным.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иногда в человеке могут происходить изменения не в лучшую сторону. Но зачастую это бывает оправдано и объяснимо. Боль, которую причиняют близкие люди, убивает всякое доверие к окружающим, а без этого нельзя совершать добрые поступки. Но все же, иногда человеку просто требуется определённое количество времени, чтобы вновь стать добрым и открытым миру.

    Спасибо что прочитали итоговое сочинение по направлению “Доброта и жестокость”, надеемся оно было полезным, если это так оставьте ваш комментарий под данным сочинением, выскажите свои мысли.

    Так же другие сочинения могут быть вам интересны.

  • Ссылка на основную публикацию