Сочинение описание по скульптуре Чайкова – Футболисты

Сочинение описание по скульптуре Чайкова – Футболисты

Я смотрю на эту скульптуру… и просто глазам не верю. Так здорово! Она похожа на водоворот.

Непонятно даже, как она не падает. Второй футболист просто висит в воздухе, будто в фантастическом фильме (например, в “Матрице”), второй почти рухнул на землю, а в центре композиции – мяч. Вокруг мяча все и строится!

На скульптуру эту интересно смотреть с разных сторон. При этом она в постоянном движении. Так и кажется, что эти футболисты сейчас оживут.

Я люблю футбол. Знаю, какой там накал страстей бывает, азарт. Кажется, что, действительно,

Здесь автор очень хорошо поймал момент.

Видно, что это не самая современная скульптура. Сейчас вот так уже не одеваются, не обуваются. Наверное, так было модно еще во времена моего дедушки.

Кстати, падающий футболист – это вратарь. Я узнал по перчаткам. Тем более интересно – ведь там сейчас или будет гол, или нет.

Представляю – весь стадион замер, а через секунду все воскликнут – или от радости, или от огорчения. По факту – от того и от другого вскрикнут, но болельщики разных команд.

Это хорошая скульптура еще и потому, что на этих ребят хочется стать похожим – они в хорошей форме! И сразу хочется из класса бежать во двор – в футбол играть. Очень полезная скульптура.

Сочинение для 7 класса

Related posts:

По скульптуре Виктора КорнееваКогда я попал на выставку скульптур Виктора Корнеева, то понял, что нахожусь в очень необычном месте. Поначалу откровенность изваяний поражала. После получаса блужданий по галерее я перестал обращать на это внимание и заметил, что скульптуры можно разделить на две группы. Первая группа – произведения об абстрактных вещах, с некоторым философским смыслом. Например, “Равновесие”, “И бегу […].

Мой выходной день (2 вариант, сочинение-описание)Выходные дни у меня проходят по-разному. Это от многого зависит: и от погоды, и от настроения родителей, и от того, как прошла неделя, какие оценки получил. Бывают просто никакие выходные, когда думаешь только о том, чтобы скорее все закончилось – и в школу, чтобы с понедельника начать новую жизнь. Поэтому лучше поговорить о том, каким […].

Сочинение на тему: “описание зимы”Пожалуй, невозможно одним словом, фразой или даже абзацем ответить на этот вопрос – столь многогранно и интересно это время года в Горах. Но я все-таки сделаю попытку высказать свое видение этой интересной и особенно теперь актуальной темы. В этом рассказе я буду полагаться на не очень богатый личный опыт, а так же на опыт своих […].

Мой путь к школе. Сочинение-описание местности на основе личных наблюденийМного кто из моих одноклассников живет в нашем доме. Вечерами мы собираемся во дворе, вспоминаем прошлый день, приколы на уроках, играем в футбол, бадминтон – вообще, сколько еще развлечений можно найти, когда не хочется идти домой. Однажды Юлька (она сидит за первой партой, почти отличница) рассказала, что ее отец возвращается из-за границы, куда ездил по […].

Сочинение Описание друга 7 класс русский языкХочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола. Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение. Саша довольно высокий и подтянутый. Конечно, ведь он же будущий спортсмен! У него темные, слегка вьющиеся, […].

Сочинение на тему: “Описание ручки”В нашем повседневном обращении есть множество предметов, о существовании которых мы практически не задумываемся. К примеру, школьники практически ежедневно используют ручки. Всем известно, с какой целью они используются. Мы используем ручки для того, чтобы писать. При помощи этих бесхитростных предметом все мы когда-то научились писать, и это умение стало для всех нас чрезвычайно важным. Всегда […].

Сочинение на тему: Описание внешности человекачитать бесплатноОписание внешности человека Я часто вглядываюсь в лица прохожих, мне очень интересно, о чем они в настоящий момент думают. Я не физиономист, только учусь. Вот мне всегда было очень интересно, можно ли по выражению лица человека узнать, чем он занимается, какую имеет профессию? Иногда это совсем не сложно. Видя в метро впереди себя сидящего молодого […].

Сочинение: описание картины Кончаловского “Сирень в корзине”Описание темы: Описание картины Кончаловского “Сирень в корзине”, красота окружающая нас в обычном букете сирени. Сирень в корзине. Богатство мира живописи в этой работе открывает нам Петр Кончаловский. Картина “Сирень в корзине” вызывает немой восторг, поражая буйством и яркостью красок. Множество своих полотен Петр Петрович посвятил именно сирени. К слову сказать, он был отличным садоводом […].

Сочинение – Описание животныхСкворец. Был теплый осенний день. Мне нравилось наблюдать за солнечным лучиком. Вот он скользнул по дереву и айда забавляться – прыгать книзу, кверху. Аж вдруг под идет зеленым листочком деревца я заметил яркую лямочку, которая на солнышке переливалась всеми цветами радуги. Присмотревшись внимательнее, я понял, что это на веточке сидит скворец. Весь черного цвета, но […].

Сочинение на тему описание памятника пушкинуТрудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента – В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и […].

Сочинение “Тетя”, описаниеМою тетю зовут Светланой. У нее темные волосы, небольшие блестящие черные глаза. О таких глазах говорят, что они похожи на ягодки. Волосы у тети средней длины, гладкие, мягкие и блестящие, они закрывают у нее лопатки. Обычно она делает из них различные прически. Моей тете уже сорок шесть лет. Это старшая сестра моей мамы. […].

Как я провел лето (сочинение-описание)Лето в этом году ничего не обещало хорошего: дождь не прекращался второй месяц, чуть затихая на пару часов в день. Противно было на улице, холодно, неуютно, грязно. А дома одному скучно. Друзья разъехались, родители на работе. Неожиданно маме предложили для меня “работу”. То есть надо было купить путевку и в то же время как бы […].

Сочинение на тему: “описание внешности”Каждый человек, родившийся на этой земле уникален и разумеется, имеет неповторимую внешность. Описывать внешность каждого человека мы можем только в общем, но все имеют свои плюсы и минусы. Люди часто ищут себе вторую половинку с красивой внешностью. Каждый человек находит себе человека противоположного пола, и видит в нем, что то необычное и уникальное, то ради […].

Сочинение на тему: Мое домашнее животное – Описание –Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему Мое домашнее животное. Описание. У нас дома живет котик. Как только он появился, мы назвали его Маркизом за его красоту и гордый нрав. Но он никак не хотел отзываться на это имя. А вот имя Пушок ему понравилось. Оно ему очень идет, ведь он сибирской породы и шерсть у […].

Биография ЭйсебиоЭйсебио – футболист, родился 25 января 1942 года в городе Лоренсу-Маркиш, Мозамбик. Наиболее известен как португальский нападающий. При рождении им было получено имя Эузебиу да Силва Феррейра. Спортсмен родился и вырос в Мозамбике. В 1961 году он начал играть в профессиональный футбол за команду “Бенфика”. Играя за Португалию, Эйсебио стал одним из футболистов, возглавляющих список […].

Сочинение на тему “Описание действий”Сочинение на тему “Описание действий” – это описание процесса творчества. Автор сочинения подробно описывает действия, в результате которых рождается рисунок юной художницы. Сочинение на тему”Описание действий” содержит одновременно и повествование, и описание, и рассуждение о том, как следует работать над рисунком Пример сочинения на тему “Описание действий” Один раз я увидела девочку, сидевшую ранним утром […].

Сочинение Моя комната 6 класс (Описание комнаты)Я живу с родителями в двухкомнатной квартире на 7 этаже. У меня отдельная комната. Раньше я жила в комнате с сестрой, но она вышла замуж и переехала жить к мужу. Теперь в комнате живу одна, и мне это очень нравится. Я могу расставить мебель, как мне хочется. Сложить вещи, где мне удобно. И никто не […].

Сочинение описание “Портрет современника”Школьное сочинение описание на свободную тему – МОЛОДЕЖЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ. На протяжении многих столетий страну населяли представители разных народов. Они строили города, защищали землю. Итак, для всех жителей она является Отчизной. Изображая портрет современника, я всегда воображаю молодого человека. Хотя старшее поколение и считает возраст категорией философской. Я соглашаюсь с тем, что возраст измеряется не […].

Сочинение на тему Моя любимая игрушка. ОписаниеСочинение №1 Зайчик пушистик У меня есть моя любимая игрушка, с которой я стараюсь не расставаться. Этой игрушкой является зайчик. Этого зайчика мне подарили крестные родители на день рождения. Мне сразу стало понятно, что этот зайчик станет моей любимой и самой лучшей игрушкой. Зайчик очень пушистый и большой. У него длинные уши, большие красивые глаза. […].

Сочинение: описание картины Юона “Мартовское солнце”Описание темы: Описание картины Юона Мартовское солнце, весна марта, самое начало весны. Мартовское солнце. Перед нами – известнейшая картина Константина Федоровича Юона – “Мартовское солнце “. Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые березки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им […].

Сочинение-описание внешности человека: СпортсменЯ люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают. Вот у этого парня крепкие мышцы, мозолистые руки, наверняка он спортсмен. При его росте хорошо играть в баскетбол или волейбол. Он достаточно выносливый, а в этих видах спорта нужна сила. На […].

Скворечник (сочинение-описание процесса труда)В нашей школе уроки труда всегда проходят очень интересно, поэтому время пролетает незаметно. Так было и на этот раз, когда учитель объявил конкурс на лучший скворечник. Как всегда, Андрей Викторович очень понятно объяснил, что, в каком порядке и как делать. Убедившись, что мы прекрасно поняли, что от нас требуется, он разрешил приступить к работе. Моментально […].

Описание картины ВратарьКартина “Вратарь” посвящена увлечению детей футболом, но одновременно передает атмосферу того трудного, но вместе с тем и счастливого времени. Картина была написана в 1949 году, после Великой Отечественной Войны прошло всего четыре года, тогда время было достаточно тяжелым. Футбол–одно из самых любимых увлечений мальчишек в то время. Они играли в него везде: дворы, парки, пустыри, […].

Сочинение-описание по картине Н. Крымова “Зимний вечер”Рассматривая картину Николая Крымова “Зимний вечер”, можно сразу понять, что автор изобразил зимний вечер. Об этом говорят темные, но теплые краски картины. Каждое время года, окрашено в свой цвет. Зима окрашена в серебристый, синий, серый, голубой и черный. На этой картине изображена небольшая деревушка зимой. Природа довольно долго готовится к наступлению зимы. Вместо надоевшего серого […].

Сочинение: описание картины Левитана “Март”Сочинение: описание картины Левитана “Март” Описание темы: Описание картины Левитана “Март”, весна идет – весне дорога, описание весеннего настроения, радости от везде играющей весны Март. Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана – “Март”. Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. […].

Сочинение: описание картины Левитана “Березовая роща”Сочинение: описание картины Левитана “Березовая роща” Описание темы: Художественное описание картины Левитана “Березовая роща”? описание летней природы березового леса, описание летних красок в живописи на примере известной картины. Березовая роща. Художник Исаак Левитан любил изображать русскую природу. Она является главной темой многих его картин. “Березовая роща” – одно из лучших произведений этого великого живописца. Береза […].

Читайте также:  Сочинение на тему Помогает ли любовь понять себя?

Сочинение на тему Портрет моей мамы (описание мамы)Для каждого ребенка мама самая красивая, я не оказалась исключением. Для меня мама самый красивый человек на земле и я очень рада, что похожа на нее. Смотря на фотографии мамы в молодости, она была очень худая, и ее волосы струились до колена. Очень завораживающая женщина. Многие мужчины утверждают, что карие глаза самые красивые. А смотря […].

Сочинение “Описание комнаты детского сада”Каждое утро я отвожу свою младшую сестренку в расположенный неподалеку детский сад. Пройдя по небольшому коридору, мы попадаем в раздевалку. Вместе с остальными детьми сестра бежит в комнату, где их ждет внимательная и ласковая воспитательница. Малыши посещают детский сад с большим удовольствием. Все его помещения имеют оригинальное и красивое оформление, но больше всего детям […].

Сочинение на тему Моя квартира описаниеЯ с родителями живу в панельном доме. Наша квартира находится на 4 этаже. В ней одна комната. У нас дома большие окна, благодаря этому в комнате светло. А когда солнце заглядывает, то становится очень ярко и приятно. Зайдя в квартиру, сначала попадаем в прихожую с коридором. Там стоит полка для обуви и шкаф для одежды. […].

Как мы строили снежную горку (сочинение-описание)Как то раз мы с другом захотели построить снежную горку. А как правильно строить ее мы не знали! И вот пошли мы в библиотеку за книжкой “Как правильно построить снежную горку”. Нам было не интересно читать предисловие и мы начали с того что нам для этого понадобиться. Необходима была лопата, достаточное количество снега и холодная […].

Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя”Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя”. “Мокрый” эффект в картине Герасимова “После дождя”. Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова “После дождя”. Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди – […].

Сочинение: описание картины В. Поленова “Золотая осень”Сочинение: описание картины В. Поленова “Золотая осень” Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова “Золотая осень”. Во многих своих творениях […].

Я еду отдыхать. Сочинение-описание природыЯ извечный житель города. Люблю свой двор, путь к школе, площадка в дворе школы, где мы играем с ребятами в футбол. Но когда приближаются летные каникулы, меня тянет в домик в лесе, где живет родной брат моего дедушки. Михаил Алексеевич – лесник. Еще из детства он мечтал им стать. Изучал голоса птиц, породы деревьев, лесных […].

Сочинение: описание картины И. И. Бродского “Летний сад осенью”Сочинение: описание картины И. И. Бродского “Летний сад осенью” Описание темы: городской прогулочный парк в картине Бродского “Летний сад осенью”. теплый осенний день, беседка, вдалеке проходят гуляющие по парку люди, а ближе к небосклону переливаются редеющие золотистые листья на деревьях. Золотая осень – самое красивое время для прогулок по парку. Лирическое настроение в картине Бродского […].

Сочинение на тему: “Описание картины “Конец зимы. Полдень” К. Юона”Не секрет, что снег имеет белый цвет. Поэтому большинство людей считает, что и на картинах его нужно изображать белым. Что же здесь сложного: взял белую краску, нанес ее на полотно, вот вам и снег. Но так могут думать только те, кто никогда не имел дела с живописью, да и просто не приглядывался к картинам, на […].

Сочинение на тему: “описание внешности человека”Описание внешности человека Идя по улице, мы видим множество людей, проходящих мимо. Большинство из них нам не знакомы, с некоторыми мы встречаемся по пути каждое утро, или, идя с учебы домой. Гам не нужно их запоминать, но, тем не менее, мы их примечаем по некоторым признакам – одежде, обуви, походке, странной шляпе или не по […].

Сочинение описание по картине“КОНИ НА ВЫГОНЕ”. На картине изображены кони и жеребенок. Глаза смотрят на зрителя, маленькие ушки улавливают каждый звук, маленькое копытце правой ноги почесывает хрупкую с белым пятном мордочку. Оно спокойное, игривое, никакого внимания не обращает на волнение взрослых. Лошадка уверенно и уютно чувствует себя возле своей матери – белой красавицы. Нельзя не любоваться ее стройными […].

Сочинение-описание по картине К. Брюллова “Портрет сестер А. А и О. А. Шишмаревых”Картина “Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых” (1839) принадлежит перу К. Брюллова – оного из выдающихся русских художников 19 века. Брюллов работал в разных жанрах живописи, во многих из которых он оставил непревзойденные шедевры. К ним можно смело причислить историческое полотно “Последний день Помпеи”, картины в Исаакиевском соборе, многие акварели и портреты художника. […].

Сочинение “Спорт в моей жизни” Вариант 3Вариант 3 Сочинение “Спорт в моей жизни” – это Сочинение, написанное в форме письма другу. Автор рассказывает о том, как стал увлекаться спортом, и понял, что это увлечение помогает ему стать здоровым и сильным. Сочинение “Спорт в моей жизни” написано живо и эмоционально, передает интонации живого дружеского общения. Спорт в моей жизни Сочинение на свободную […].

Сочинение на тему: “Описание картины В. Пукирева “Неравный брак”На картине Василия Владимировича Пукирева “Неравный брак” изображено очень необычное и странное действие. На первый взгляд, казалось бы, что в этом изображении нет ничего необычного и странного. Обычная свадьба, жених и невеста в окружении многочисленных родственников. Но это далеко не так. Стоит вам только приглядеться. Как можно увидеть истинную суть этой картины. Василий Владимирович изобразил […].

Сочинение описание по скульптуре Чайкова – Футболисты

Вчера состоялся пресс-показ начала процесса 3D-сканирования скульптуры “Футболисты”, который проводит Государственная Третьяковская галерея при поддержке проекта “ВТБ Арена парк”.

“ФУТБОЛИСТЫ” ЧАЙКОВА УКРАСЯТ СТАДИОН “ДИНАМО”

Скульптура Иосифа Чайкова “Футболисты” – уникальное произведение. Первое, что приходит в голову, когда видишь эту композицию: “Как она не падает?!”

Чайков стремился максимально полно передать движение в воздухе, поэтому упорно работал над поиском наилучшего расположения центра тяжести и соблюдения баланса. Итог – невероятно красивое изваяние вратаря и нападающего, сталкивающихся в борьбе за мяч. Голкипер без привычной для тех времен кепки (то, что это именно голкипер, можно понять по перчаткам и свитеру) падает вправо, а форвард пробрасывает мяч мимо него. Ноги голкипера и форварда соприкасаются только через мяч, он же является и связующим звеном для устойчивости композиции.

Скульптура долгое время находилась под открытым небом рядом со зданием Третьяковки на Крымском валу, что не могло не сказаться на ее состоянии. Два года назад “ВТБ Арена парк” и ГТГ подписали соглашение о проведении реставрации знаменитой скульптуры. На первом этапе этой работы будет проведен комплекс исследований, включающий 3D-сканирование, после чего специалисты дадут рекомендации реставраторам.

А дальше полученный результат сканирования послужит основой для создания копии скульптуры, которую планируется установить около легендарной Западной трибуны возрождающегося стадиона “Динамо”. Руководитель Департамента культуры правительства Москвы Александр Кибовский заявил, что сейчас правильным трендом становится интеграция высоких образцов отечественного искусства в городское пространство за счет применения современных технологий.

Питерский ученый Владимир Парфенов, руководящий процессом сканирования и обработки данных, утверждает, что подобного опыта с таким оборудованием и таким объектом исследований у нас еще не было, хотя специалисты наши – весьма квалифицированы и умеют обрабатывать изображение каждой отсканированной части скульптуры вручную, несмотря на то, что речь идет о микронах.

В свою очередь, старший вице-президент Банка ВТБ, руководитель проекта “ВТБ Арена парк” Андрей Перегудов признал, что “нам повезло поддержать важный процесс восстановления и фактически подарить новую жизнь этой завораживающей скульптуре. Ведь маленький гипсовый аналог скульптуры просто не видят – он находится в запасниках, а бронзовая крупная модель дошла до предремонтного состояния, ее будут реставрировать. Мы чувствуем, что сможем в наш проект вдохнуть какую-то совершенно невероятную силу, которую просто излучают “Футболисты”. Первый раз я их увидел здесь, на четвертом этаже, до которого вообще никогда не доходил, хотя родился и вырос в Москве. Я почувствовал потрясающую энергетику, которая исходит от этой скульптуры. Может, это связано с тем, что технологически Иосиф Чайков действительно увлекался смещением центра тяжести. Конструкция держится буквально на одной бутсе, на одной точке опоры. А может, потому что это та самая волшебная сила искусства. То, что мы смогли найти с Третьяковкой общий язык, сделать этот проект взаимовыгодным, когда мы можем такое “намоленное” место, как Петровский парк и стадион “Динамо”, обогатить предметами искусства, – для нас огромная радость. Место у нашего проекта необычное, пропитанное историческими параллелями, событиями и фактами. Мы бережно приспосабливаем памятник истории к современному использованию, не пытаемся оставить священные руины, а сделать суперсовременный новый стадион. Мы фактически интегрируем этот памятник в нашу среду. Скульптура предположительно будет находиться у Западной исторической стены. Это будет новое место притяжения для москвичей и гостей столицы. Здесь они будут фотографироваться, встречаться, сохранят это место в своей памяти”.

И Кибовский, и Парфенов, и Перегудов, и директор ГТГ Зельфира Трегулова воодушевлены предстоящим процессом и преисполнены оптимизма, который легко передается всем, кто слушает их рассказ о скульптуре и ее будущем. Узнавая подробности проделанной и предстоящей работы, легко верится в то, что скульптура будет отреставрирована и сохранится в прекрасном состоянии на долгие годы.

Футболисты (скульптура Чайкова)

Иосиф Чайков
Футболисты. 1938
Медный сплав, литьё, шлифовка, полировка. Высота 290 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Футболисты» — бронзовая скульптурная композиция советского скульптора Иосифа Чайкова, создана в 1938 году [1] [2] . Известна своим сложным инженерно-математическим решением композиции [3] . Миниатюрная копия скульптуры украшает кубок чемпионата России по футболу [4] .

В 1928 году Иосиф Чайков создал небольшую скульптурную группу, изображавшую двух футболистов. В 1929 году он показал её на III выставке скульптуры ОРС (Общества русских скульпторов, в которое он входил) в Музее изящных искусств в Москве. Гипсовая модель (размером 83 сантиметра) имела бронзовое покрытие «под патину». Британский искусствовед О’Махоуни поэтому предполагает, что Чайков задумывал «Футболистов» как бронзовую скульптуру. Двумя годами ранее, на выставке АХРР Елена Янсон-Манизер представила скульптуру «Футболист». Во время выставки было отлито и продано большое количество копий. 10 августа 1928 года эта работа была представлена снова — в Московском институте физкультуры (к открытию Всесоюзной спартакиады), что, видимо, и подтолкнуло Чайкова к выбору темы. «Футболисты» Чайкова также отразили большую популярность футбола в Советском Союзе [5] . С гипсового оригинала скульптуры Чайкова была сделана бронзовая отливка в том же 1928 году, она находится в музее города Смоленска [4] .

Маленький гипсовый вариант скульптуры Чайкова, впервые экспонировавшийся в 1929 году, к середине тридцатых годов был забыт (он также находится в настоящее время в коллекции Третьяковской галереи). Когда Чайкову предложили участвовать в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, эта работа снова привлекла к себе внимание. Было решено сделать новую версию скульптуры в бронзе [6] . Техника исполнения нового варианта — медный сплав, литьё, шлифовка, полировка [2] . Размер — 290 х 170 х 200 сантиметров [2] .

Курировать процесс отливки был приглашён лучший литейщик Советского Союза того времени Владимир Лукьянов (отливка проводилась на заводе «Ростмонументскульптуры» в том же 1939 году [4] ). Основание отливалось отдельно. Оно соединено со скульптурой с помощью креплений. Основание должно было быть по эскизам Чайкова несколько иным — дисковидным, более сложным по конфигурации. Такое основание отлить не удалось [4] .

На нью-йоркской выставке скульптура вызвала большой интерес. Триумфальную встречу ей устроили по возвращении в Москву. Установленная в сквере у Третьяковской галереи, она стала одной из самых известных скульптур столицы [7] .

Читайте также:  Сочинение на тему Человек без мечты, как птица без крыльев

Скульптура первоначально стояла перед зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов «Футболисты» были перенесены на Крымский Вал. На Крымском Валу публика их не видела: скульптура находилась в глухом углу во дворе галереи, стояла на трёх сломанных колоннах и была окружена забытыми работами среди осветительной арматуры. Скульптура начала разрушаться [7] . Скульптура дважды реставрировалась, первый раз в 1995 году — реставраторы Ф. Б. Аракелян, И. В. Касатонова, С. И. Семёнов, Н. В. Тимофеева, затем в 1999 году — реставраторы Э. Н. Агеева, И. В. Касатонова, Р. В. Лобзова. В настоящее время она экспонируется в самих залах Третьяковской галереи на Крымском Валу в разделе «Искусство XX века» [4] .

Миниатюрная копия скульптуры украсила переходящий кубок чемпионата СССР по футболу [8] . В настоящее время она присутствует, отлитая в серебре, на переходящем кубке чемпионата России по футболу [4] .

Предполагается, что бронзовая копия «Футболистов» будет установлена у входа на стадион «Динамо» в Москве. Это должно произойти осенью 2017 года [9] . Для изготовления копии впервые в России используется метод лазерного сканирования. Само сканирование занимает секунды, но сделать надо 500—600 снимков с разных ракурсов. Объединение сканов в электронный паспорт объекта происходит с помощью специального программного обеспечения, но вручную. В случае повреждения или гибели скульптуры он позволит её полностью восстановить [10] .

Причина успеха «Футболистов» — их способность выражать очень широкий круг идей и смыслов, понятных советскому человеку. С одной стороны она рассказывает о спорте как досуге. С другой стороны обращает внимание на характерное для советского общества тех лет состояние тревоги в ожидании войны [8] .

Скульптура «Футболисты» — свидетельство борьбы между авангардом и реализмом АХРР. Смысл её — движение, структура и изящество. Группа ориентирована по вертикали, акцент ложится на спираль, точки которой — движение правой ступни нижнего футболиста, его рука, правая нога верхнего игрока и поднятая рука. В скульптуре два центра: первый — мяч (точка соприкосновения между игроками), второй — правая бутса нижнего игрока (точка опоры всей композиции). Скульптура блестяще высчитана с математической и инженерной точки зрения. Скульптура использует элементы кубизма и конструктивизма, но развёрнуты они в реалистической композиции. Художественный критик Александр Ромм этот период творчества Чайкова характеризовал как «конструктивный реализм». О’Махоуни не исключает, что свою композицию Чайков основывал на конкретной исторической традиции. Эту традицию отражают бронзовая статуэтка, изображающая античных героев «Геракл и Антей» (фр.) русск. , работы художника и скульптора Антонио дель Поллайоло и терракотовая скульптура на этот же сюжет скульптора XVI века Джамболоньи, которые были популярны в Италии XVI—XVII веков, а также одноимённая скульптура Степана Пименова, созданная в 1811 году и стоящая возле Горного института в Санкт-Петербурге [3] . Эти скульптурные группы были хорошо известны в Европе и в России в I половине XX века. Поллайоло и Джамболонья изображали напряжение между равновесием и физическим усилием. Аналогичный подход применён в «Футболистах». На место древних мифологических фигур (Геракла и Антея) Чайков ставит героев советского спорта. Спорт осознавался Чайковым как практика, основанная на исторических прецедентах и теперь применимая для удовлетворения потребностей новой эпохи, скульптор стремился изобразить футбол не только в настоящем, но и с оглядкой на исторические корни спорта [11] .

Бронзовые «Футболисты» стали новой работой с целым рядом дополнительных смыслов. Гипсовый вариант, подобно своим ренессансным прототипам, был рассчитан на камерное экспонирование. Бронзовые «Футболисты» — публичная декларация скульптора. Скульптура 1928 года была эскизна, её поверхность была проработана бегло. Окончательный вариант такой эскизности лишён. Это соответствовало характерной для социалистического реализма установке на точность, и соотносилось со монументальным характером работы. Фигуры гипсового варианта — полевые игроки, борющиеся за мяч. Бронзовая версия (отлитая для демонстрации в США) показывает, что фигура, расположенная ниже, — вратарь: его стало легко узнать по шерстяному свитеру и перчаткам. Вратарь — ключевой образ культуры тех лет, он бросается под ноги противнику в стремлении защитить свои ворота. «Футболисты» запечатлели красоту движений этого командного (а по происхождению — народного) вида спорта, удачно символизировали личное мужество и непобедимость советского государства [12] .

Антонио Поллайло. Геракл и Антей, около 1478

Футболисты (скульптура Чайкова)

Иосиф Чайков
Футболисты. 1938
Медный сплав, литьё, шлифовка, полировка. Высота 290 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Футболисты» — бронзовая скульптурная композиция советского скульптора Иосифа Чайкова, создана в 1938 году [1] [2] . Известна своим сложным инженерно-математическим решением композиции [3] . Миниатюрная копия скульптуры украшает кубок чемпионата России по футболу [4] .

Содержание

История создания композиции и её судьба

В 1928 году Иосиф Чайков создал небольшую скульптурную группу, изображавшую двух футболистов. В 1929 году он показал её на III выставке скульптуры ОРС (Общества русских скульпторов, в которое он входил) в Музее изящных искусств в Москве. Гипсовая модель (размером 83 сантиметра) имела бронзовое покрытие «под патину». Британский искусствовед О’Махоуни поэтому предполагает, что Чайков задумывал «Футболистов» как бронзовую скульптуру. Двумя годами ранее, на выставке АХРР Елена Янсон-Манизер представила скульптуру «Футболист». Во время выставки было отлито и продано большое количество копий. 10 августа 1928 года эта работа была представлена снова — в Московском институте физкультуры (к открытию Всесоюзной спартакиады), что, видимо, и подтолкнуло Чайкова к выбору темы. «Футболисты» Чайкова также отразили большую популярность футбола в Советском Союзе [5] . С гипсового оригинала скульптуры Чайкова была сделана бронзовая отливка в том же 1928 году, она находится в музее города Смоленска [4] .

Маленький гипсовый вариант скульптуры Чайкова, впервые экспонировавшийся в 1929 году, к середине тридцатых годов был забыт (он также находится в настоящее время в коллекции Третьяковской галереи). Когда Чайкову предложили участвовать в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, эта работа снова привлекла к себе внимание. Было решено сделать новую версию скульптуры в бронзе [6] . Техника исполнения нового варианта — медный сплав, литьё, шлифовка, полировка [2] . Размер — 290 х 170 х 200 сантиметров [2] .

Курировать процесс отливки был приглашён лучший литейщик Советского Союза того времени Владимир Лукьянов (отливка проводилась на заводе «Ростмонументскульптуры» в том же 1939 году [4] ). Основание отливалось отдельно. Оно соединено со скульптурой с помощью креплений. Основание должно было быть по эскизам Чайкова несколько иным — дисковидным, более сложным по конфигурации. Такое основание отлить не удалось [4] .

На нью-йоркской выставке скульптура вызвала большой интерес. Триумфальную встречу ей устроили по возвращении в Москву. Установленная в сквере у Третьяковской галереи, она стала одной из самых известных скульптур столицы [7] .

Скульптура первоначально стояла перед зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов «Футболисты» были перенесены на Крымский Вал. На Крымском Валу публика их не видела: скульптура находилась в глухом углу во дворе галереи, стояла на трёх сломанных колоннах и была окружена забытыми работами среди осветительной арматуры. Скульптура начала разрушаться [7] . Скульптура дважды реставрировалась, первый раз в 1995 году — реставраторы Ф. Б. Аракелян, И. В. Касатонова, С. И. Семёнов, Н. В. Тимофеева, затем в 1999 году — реставраторы Э. Н. Агеева, И. В. Касатонова, Р. В. Лобзова. В настоящее время она экспонируется в самих залах Третьяковской галереи на Крымском Валу в разделе «Искусство XX века» [4] .

Миниатюрная копия скульптуры украсила переходящий кубок чемпионата СССР по футболу [8] . В настоящее время она присутствует, отлитая в серебре, на переходящем кубке чемпионата России по футболу [4] .

Предполагается, что бронзовая копия «Футболистов» будет установлена у входа на стадион «Динамо» в Москве. Это должно произойти осенью 2017 года [9] . Для изготовления копии впервые в России используется метод лазерного сканирования. Само сканирование занимает секунды, но сделать надо 500—600 снимков с разных ракурсов. Объединение сканов в электронный паспорт объекта происходит с помощью специального программного обеспечения, но вручную. В случае повреждения или гибели скульптуры он позволит её полностью восстановить [10] .

Сюжет и особенности его трактовки

Причина успеха «Футболистов» — их способность выражать очень широкий круг идей и смыслов, понятных советскому человеку. С одной стороны она рассказывает о спорте как досуге. С другой стороны обращает внимание на характерное для советского общества тех лет состояние тревоги в ожидании войны [8] .

Скульптура «Футболисты» — свидетельство борьбы между авангардом и реализмом АХРР. Смысл её — движение, структура и изящество. Группа ориентирована по вертикали, акцент ложится на спираль, точки которой — движение правой ступни нижнего футболиста, его рука, правая нога верхнего игрока и поднятая рука. В скульптуре два центра: первый — мяч (точка соприкосновения между игроками), второй — правая бутса нижнего игрока (точка опоры всей композиции). Скульптура блестяще высчитана с математической и инженерной точки зрения. Скульптура использует элементы кубизма и конструктивизма, но развёрнуты они в реалистической композиции. Художественный критик Александр Ромм этот период творчества Чайкова характеризовал как «конструктивный реализм». О’Махоуни не исключает, что свою композицию Чайков основывал на конкретной исторической традиции. Эту традицию отражают бронзовая статуэтка, изображающая античных героев «Геракл и Антей» (фр.) русск. , работы художника и скульптора Антонио дель Поллайоло и терракотовая скульптура на этот же сюжет скульптора XVI века Джамболоньи, которые были популярны в Италии XVI—XVII веков, а также одноимённая скульптура Степана Пименова, созданная в 1811 году и стоящая возле Горного института в Санкт-Петербурге [3] . Эти скульптурные группы были хорошо известны в Европе и в России в I половине XX века. Поллайоло и Джамболонья изображали напряжение между равновесием и физическим усилием. Аналогичный подход применён в «Футболистах». На место древних мифологических фигур (Геракла и Антея) Чайков ставит героев советского спорта. Спорт осознавался Чайковым как практика, основанная на исторических прецедентах и теперь применимая для удовлетворения потребностей новой эпохи, скульптор стремился изобразить футбол не только в настоящем, но и с оглядкой на исторические корни спорта [11] .

Бронзовые «Футболисты» стали новой работой с целым рядом дополнительных смыслов. Гипсовый вариант, подобно своим ренессансным прототипам, был рассчитан на камерное экспонирование. Бронзовые «Футболисты» — публичная декларация скульптора. Скульптура 1928 года была эскизна, её поверхность была проработана бегло. Окончательный вариант такой эскизности лишён. Это соответствовало характерной для социалистического реализма установке на точность, и соотносилось со монументальным характером работы. Фигуры гипсового варианта — полевые игроки, борющиеся за мяч. Бронзовая версия (отлитая для демонстрации в США) показывает, что фигура, расположенная ниже, — вратарь: его стало легко узнать по шерстяному свитеру и перчаткам. Вратарь — ключевой образ культуры тех лет, он бросается под ноги противнику в стремлении защитить свои ворота. «Футболисты» запечатлели красоту движений этого командного (а по происхождению — народного) вида спорта, удачно символизировали личное мужество и непобедимость советского государства [12] .

Антонио Поллайло. Геракл и Антей, около 1478

Футболисты (скульптура Чайкова)

Иосиф Чайков
Футболисты. 1938
Медный сплав, литьё, шлифовка, полировка. Высота 290 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Футболисты» — бронзовая скульптурная композиция советского скульптора Иосифа Чайкова, создана в 1938 году [1] [2] . Известна своим сложным инженерно-математическим решением композиции [3] . Миниатюрная копия скульптуры украшает кубок чемпионата России по футболу [4] .

Содержание

История создания композиции и её судьба

В 1928 году Иосиф Чайков создал небольшую скульптурную группу, изображавшую двух футболистов. В 1929 году он показал её на III выставке скульптуры ОРС (Общества русских скульпторов, в которое он входил) в Музее изящных искусств в Москве. Гипсовая модель (размером 83 сантиметра) имела бронзовое покрытие «под патину». Британский искусствовед О’Махоуни поэтому предполагает, что Чайков задумывал «Футболистов» как бронзовую скульптуру. Двумя годами ранее, на выставке АХРР Елена Янсон-Манизер представила скульптуру «Футболист». Во время выставки было отлито и продано большое количество копий. 10 августа 1928 года эта работа была представлена снова — в Московском институте физкультуры (к открытию Всесоюзной спартакиады), что, видимо, и подтолкнуло Чайкова к выбору темы. «Футболисты» Чайкова также отразили большую популярность футбола в Советском Союзе [5] . С гипсового оригинала скульптуры Чайкова была сделана бронзовая отливка в том же 1928 году, она находится в музее города Смоленска [4] .

Читайте также:  Сочинение на тему Разлука

Маленький гипсовый вариант скульптуры Чайкова, впервые экспонировавшийся в 1929 году, к середине тридцатых годов был забыт (он также находится в настоящее время в коллекции Третьяковской галереи). Когда Чайкову предложили участвовать в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, эта работа снова привлекла к себе внимание. Было решено сделать новую версию скульптуры в бронзе [6] . Техника исполнения нового варианта — медный сплав, литьё, шлифовка, полировка [2] . Размер — 290 х 170 х 200 сантиметров [2] .

Курировать процесс отливки был приглашён лучший литейщик Советского Союза того времени Владимир Лукьянов (отливка проводилась на заводе «Ростмонументскульптуры» в том же 1939 году [4] ). Основание отливалось отдельно. Оно соединено со скульптурой с помощью креплений. Основание должно было быть по эскизам Чайкова несколько иным — дисковидным, более сложным по конфигурации. Такое основание отлить не удалось [4] .

На нью-йоркской выставке скульптура вызвала большой интерес. Триумфальную встречу ей устроили по возвращении в Москву. Установленная в сквере у Третьяковской галереи, она стала одной из самых известных скульптур столицы [7] .

Скульптура первоначально стояла перед зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов «Футболисты» были перенесены на Крымский Вал. На Крымском Валу публика их не видела: скульптура находилась в глухом углу во дворе галереи, стояла на трёх сломанных колоннах и была окружена забытыми работами среди осветительной арматуры. Скульптура начала разрушаться [7] . Скульптура дважды реставрировалась, первый раз в 1995 году — реставраторы Ф. Б. Аракелян, И. В. Касатонова, С. И. Семёнов, Н. В. Тимофеева, затем в 1999 году — реставраторы Э. Н. Агеева, И. В. Касатонова, Р. В. Лобзова. В настоящее время она экспонируется в самих залах Третьяковской галереи на Крымском Валу в разделе «Искусство XX века» [4] .

Миниатюрная копия скульптуры украсила переходящий кубок чемпионата СССР по футболу [8] . В настоящее время она присутствует, отлитая в серебре, на переходящем кубке чемпионата России по футболу [4] .

Предполагается, что бронзовая копия «Футболистов» будет установлена у входа на стадион «Динамо» в Москве. Это должно произойти осенью 2017 года [9] . Для изготовления копии впервые в России используется метод лазерного сканирования. Само сканирование занимает секунды, но сделать надо 500—600 снимков с разных ракурсов. Объединение сканов в электронный паспорт объекта происходит с помощью специального программного обеспечения, но вручную. В случае повреждения или гибели скульптуры он позволит её полностью восстановить [10] .

Сюжет и особенности его трактовки

Причина успеха «Футболистов» — их способность выражать очень широкий круг идей и смыслов, понятных советскому человеку. С одной стороны она рассказывает о спорте как досуге. С другой стороны обращает внимание на характерное для советского общества тех лет состояние тревоги в ожидании войны [8] .

Скульптура «Футболисты» — свидетельство борьбы между авангардом и реализмом АХРР. Смысл её — движение, структура и изящество. Группа ориентирована по вертикали, акцент ложится на спираль, точки которой — движение правой ступни нижнего футболиста, его рука, правая нога верхнего игрока и поднятая рука. В скульптуре два центра: первый — мяч (точка соприкосновения между игроками), второй — правая бутса нижнего игрока (точка опоры всей композиции). Скульптура блестяще высчитана с математической и инженерной точки зрения. Скульптура использует элементы кубизма и конструктивизма, но развёрнуты они в реалистической композиции. Художественный критик Александр Ромм этот период творчества Чайкова характеризовал как «конструктивный реализм». О’Махоуни не исключает, что свою композицию Чайков основывал на конкретной исторической традиции. Эту традицию отражают бронзовая статуэтка, изображающая античных героев «Геракл и Антей» (фр.) русск. , работы художника и скульптора Антонио дель Поллайоло и терракотовая скульптура на этот же сюжет скульптора XVI века Джамболоньи, которые были популярны в Италии XVI—XVII веков, а также одноимённая скульптура Степана Пименова, созданная в 1811 году и стоящая возле Горного института в Санкт-Петербурге [3] . Эти скульптурные группы были хорошо известны в Европе и в России в I половине XX века. Поллайоло и Джамболонья изображали напряжение между равновесием и физическим усилием. Аналогичный подход применён в «Футболистах». На место древних мифологических фигур (Геракла и Антея) Чайков ставит героев советского спорта. Спорт осознавался Чайковым как практика, основанная на исторических прецедентах и теперь применимая для удовлетворения потребностей новой эпохи, скульптор стремился изобразить футбол не только в настоящем, но и с оглядкой на исторические корни спорта [11] .

Бронзовые «Футболисты» стали новой работой с целым рядом дополнительных смыслов. Гипсовый вариант, подобно своим ренессансным прототипам, был рассчитан на камерное экспонирование. Бронзовые «Футболисты» — публичная декларация скульптора. Скульптура 1928 года была эскизна, её поверхность была проработана бегло. Окончательный вариант такой эскизности лишён. Это соответствовало характерной для социалистического реализма установке на точность, и соотносилось со монументальным характером работы. Фигуры гипсового варианта — полевые игроки, борющиеся за мяч. Бронзовая версия (отлитая для демонстрации в США) показывает, что фигура, расположенная ниже, — вратарь: его стало легко узнать по шерстяному свитеру и перчаткам. Вратарь — ключевой образ культуры тех лет, он бросается под ноги противнику в стремлении защитить свои ворота. «Футболисты» запечатлели красоту движений этого командного (а по происхождению — народного) вида спорта, удачно символизировали личное мужество и непобедимость советского государства [12] .

Антонио Поллайло. Геракл и Антей, около 1478

Футболисты (скульптура Чайкова)

Иосиф Чайков
Футболисты. 1938
Медный сплав, литьё, шлифовка, полировка. Высота 290 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Футболисты» — бронзовая скульптурная композиция советского скульптора Иосифа Чайкова, создана в 1938 году [1] [2] . Известна своим сложным инженерно-математическим решением композиции [3] . Миниатюрная копия скульптуры украшает кубок чемпионата России по футболу [4] .

Содержание

История создания композиции и её судьба [ | ]

В 1928 году Иосиф Чайков создал небольшую скульптурную группу, изображавшую двух футболистов. В 1929 году он показал её на III выставке скульптуры ОРС (Общества русских скульпторов, в которое он входил) в Музее изящных искусств в Москве. Гипсовая модель (размером 83 сантиметра) имела бронзовое покрытие «под патину». Британский искусствовед О’Махоуни поэтому предполагает, что Чайков задумывал «Футболистов» как бронзовую скульптуру. Двумя годами ранее, на выставке АХРР Елена Янсон-Манизер представила скульптуру «Футболист». Во время выставки было отлито и продано большое количество копий. 10 августа 1928 года эта работа была представлена снова — в Московском институте физкультуры (к открытию Всесоюзной спартакиады), что, видимо, и подтолкнуло Чайкова к выбору темы. «Футболисты» Чайкова также отразили большую популярность футбола в Советском Союзе [5] . С гипсового оригинала скульптуры Чайкова была сделана бронзовая отливка в том же 1928 году, она находится в музее города Смоленска [4] .

Маленький гипсовый вариант скульптуры Чайкова, впервые экспонировавшийся в 1929 году, к середине тридцатых годов был забыт (он также находится в настоящее время в коллекции Третьяковской галереи). Когда Чайкову предложили участвовать в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, эта работа снова привлекла к себе внимание. Было решено сделать новую версию скульптуры в бронзе [6] . Техника исполнения нового варианта — медный сплав, литьё, шлифовка, полировка [2] . Размер — 290 х 170 х 200 сантиметров [2] .

Курировать процесс отливки был приглашён лучший литейщик Советского Союза того времени Владимир Лукьянов (отливка проводилась на заводе «Ростмонументскульптуры» в том же 1939 году [4] ). Основание отливалось отдельно. Оно соединено со скульптурой с помощью креплений. Основание должно было быть по эскизам Чайкова несколько иным — дисковидным, более сложным по конфигурации. Такое основание отлить не удалось [4] .

На нью-йоркской выставке скульптура вызвала большой интерес. Триумфальную встречу ей устроили по возвращении в Москву. Установленная в сквере у Третьяковской галереи, она стала одной из самых известных скульптур столицы [7] .

Скульптура первоначально стояла перед зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов «Футболисты» были перенесены на Крымский Вал. На Крымском Валу публика их не видела: скульптура находилась в глухом углу во дворе галереи, стояла на трёх сломанных колоннах и была окружена забытыми работами среди осветительной арматуры. Скульптура начала разрушаться [7] . Скульптура дважды реставрировалась, первый раз в 1995 году — реставраторы Ф. Б. Аракелян, И. В. Касатонова, С. И. Семёнов, Н. В. Тимофеева, затем в 1999 году — реставраторы Э. Н. Агеева, И. В. Касатонова, Р. В. Лобзова. В настоящее время она экспонируется в самих залах Третьяковской галереи на Крымском Валу в разделе «Искусство XX века» [4] .

Миниатюрная копия скульптуры украсила переходящий кубок чемпионата СССР по футболу [8] . В настоящее время она присутствует, отлитая в серебре, на переходящем кубке чемпионата России по футболу [4] .

Предполагается, что бронзовая копия «Футболистов» будет установлена у входа на стадион «Динамо» в Москве. Это должно произойти осенью 2017 года [9] . Для изготовления копии впервые в России используется метод лазерного сканирования. Само сканирование занимает секунды, но сделать надо 500—600 снимков с разных ракурсов. Объединение сканов в электронный паспорт объекта происходит с помощью специального программного обеспечения, но вручную. В случае повреждения или гибели скульптуры он позволит её полностью восстановить [10] .

Сюжет и особенности его трактовки [ | ]

Причина успеха «Футболистов» — их способность выражать очень широкий круг идей и смыслов, понятных советскому человеку. С одной стороны она рассказывает о спорте как досуге. С другой стороны обращает внимание на характерное для советского общества тех лет состояние тревоги в ожидании войны [8] .

Скульптура «Футболисты» — свидетельство борьбы между авангардом и реализмом АХРР. Смысл её — движение, структура и изящество. Группа ориентирована по вертикали, акцент ложится на спираль, точки которой — движение правой ступни нижнего футболиста, его рука, правая нога верхнего игрока и поднятая рука. В скульптуре два центра: первый — мяч (точка соприкосновения между игроками), второй — правая бутса нижнего игрока (точка опоры всей композиции). Скульптура блестяще высчитана с математической и инженерной точки зрения. Скульптура использует элементы кубизма и конструктивизма, но развёрнуты они в реалистической композиции. Художественный критик Александр Ромм этот период творчества Чайкова характеризовал как «конструктивный реализм». О’Махоуни не исключает, что свою композицию Чайков основывал на конкретной исторической традиции. Эту традицию отражают бронзовая статуэтка, изображающая античных героев «Геракл и Антей» (фр.) русск. , работы художника и скульптора Антонио дель Поллайоло и терракотовая скульптура на этот же сюжет скульптора XVI века Джамболоньи, которые были популярны в Италии XVI—XVII веков, а также одноимённая скульптура Степана Пименова, созданная в 1811 году и стоящая возле Горного института в Санкт-Петербурге [3] . Эти скульптурные группы были хорошо известны в Европе и в России в I половине XX века. Поллайоло и Джамболонья изображали напряжение между равновесием и физическим усилием. Аналогичный подход применён в «Футболистах». На место древних мифологических фигур (Геракла и Антея) Чайков ставит героев советского спорта. Спорт осознавался Чайковым как практика, основанная на исторических прецедентах и теперь применимая для удовлетворения потребностей новой эпохи, скульптор стремился изобразить футбол не только в настоящем, но и с оглядкой на исторические корни спорта [11] .

Бронзовые «Футболисты» стали новой работой с целым рядом дополнительных смыслов. Гипсовый вариант, подобно своим ренессансным прототипам, был рассчитан на камерное экспонирование. Бронзовые «Футболисты» — публичная декларация скульптора. Скульптура 1928 года была эскизна, её поверхность была проработана бегло. Окончательный вариант такой эскизности лишён. Это соответствовало характерной для социалистического реализма установке на точность, и соотносилось со монументальным характером работы. Фигуры гипсового варианта — полевые игроки, борющиеся за мяч. Бронзовая версия (отлитая для демонстрации в США) показывает, что фигура, расположенная ниже, — вратарь: его стало легко узнать по шерстяному свитеру и перчаткам. Вратарь — ключевой образ культуры тех лет, он бросается под ноги противнику в стремлении защитить свои ворота. «Футболисты» запечатлели красоту движений этого командного (а по происхождению — народного) вида спорта, удачно символизировали личное мужество и непобедимость советского государства [12] .

Антонио Поллайло. Геракл и Антей, около 1478

Ссылка на основную публикацию