Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

Анализ стихотворения Некрасова Русские женщины

В XIX веке в 70-года в России начинаются общественные движения, уделяется большое внимание социальным проблемам. Много писателей того времени пишут свои литературные произведения посвященные этим темам. Николай Алексеевич Некрасов тонко чувствует и вникает в происходящие проблемы и события. Произведение “Русские женщины”, посвящено женам декабристов, выбравшим путь изгнания. За основу произведения писатель решает взять реальные происходящие события в 1825 году. История говорит о том, что жены декабристов, встав на защиту мужей, организовали восстание на площади в Петербурге, за что вскоре были сосланы в Сибирь.

Русская женская душа вдохновляла и поражала Некрасова. Ссылаясь на документы событий, он все же тонко передал именно настрой восставших женщин, их переживания и терзания. Главными героинями выступают две женщины княгиня Трубецкая и княгиня Волконская. Казалось бы, что у них в жизни и так все есть, чего им не хватает? Автор считает, что настоящей русской женщиной, готовой отстаивать свою семью, бороться за нее, можно родиться как в бедной семье, так и в богатой. Когда мужей героинь отправляют в Сибирь, они готовы бросить все и последовать за мужьями, ведь это их долг. Долгий путь проходят главные героини, их терзают собственные переживания и сомнения, родственники и знакомые отговаривают о задуманном. В свою же очередь власти так же не стоят в стороне, через угрозы и запугивания, стараются разными способами повлиять на решение женщин.

Данный поступок вызывает у всех только восхищение мужеством этих хрупких дам. Женщины уверены, что такова их судьба, и они не должны бросать любимых. Героини понимают, если они сейчас покинут все, шанса встретить родных и детей у них больше не будет. В голове терзают мысли, не осудят ли их потом собственные дети за то, что они бросили их отцов. Решительный настрой женщин придает сил и их мужьям. В стихотворении прослеживаются две линий. Жизнь женщин была спокойной и беззаботной до того времени, как не арестовали их мужей, после этого все будто переворачивается. Героини, будучи верными женами и настоящими женщинами все же решаются на этот шаг. Отказываясь от сытой и стабильной жизни, они отправляются в неизвестность. Но они рядом с любимыми.

Некрасов без всякого преувеличение достойно описал реальную жизнь простого народа и все то, через что приходилось проходить, чем жертвовать, и от чего отказываться. Главные героини – это образ всех русских женщин, которые, невзирая на преграды, ищут выход, стоят мужественно и самоотверженно до конца.

Картинка к стихотворению Русские женщины

Популярные темы анализов

Николай Алексеевич Некрасов отличался большой любовью к народу, к простым крестьянам. Он наиболее точно выражал всю силу и мощь русских людей, а также передавал их страдания в своих произведениях. Ярким примером и подтверждением

Детство – прекрасная пора, не у всех, но у многих. И посвятить своё творчество детству и детям способен не каждый. Для этого нужно сохранить в душе активного внутреннего ребёнка, любить детей (на что тоже не каждый способен),

Когда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством

Иван Бунин великий поэт, он написал большое количество различных стихотворений. В одном из его произведения “Седое небо надо мной” можно разглядеть мысль то, как сложен сам стиль написания. Автор блуждает в своих фантазиях и не видит

Смерть – штука несладкая. От неё не убежишь, не скроешься, её не обманешь. А когда умираешь от старости, то силы покидают тебя, ты уже не способен на то, что делал в молодости, и остаётся только наблюдать за новыми поколениями,

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 17.09.2018

Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

  1. Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
  2. Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Темы, проблемы и настроение

  1. Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
  2. Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
  3. Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
  4. Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

Читайте также:  Русские женщины – краткое содержание произведения Некрасова

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).

Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

Русские женщины Некрасов

Большинство своих произведений автор посвящал простому народу, поэтому поэма «Русские женщины» занимает особое место в его творчестве. В этот раз главными героями выступили дворяне, жизнь которых круто изменилась из-за политической ситуации в стране. Это произведение повествует о женах декабристов, которые отправились в сибирскую каторгу, чтобы поддержать своих мужей.

Замысел и создание

Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем провел много времени. Они вместе охотились и вели долгие разговоры, из которых великий поэт узнал о непростой судьбе его родителей. Сергей Волконский, отец Михаила, как раз относился к тем декабристам, которые были сосланы в Сибирь на каторгу, а его жена, Мария, последовала вслед за мужем. Сам же Михаил родился и вырос в Забайкалье.

Николаю Некрасову была очень интересна тема декабристов, но все свои вопросы с этим человеком он строил так, чтобы не затрагивать политику, а лишь узнать о нравах того места, где долгое время этот человек жил. Поэтом все эти воспоминания он использовал в другой поэме – «Дедушка». Но интерес поэта к этой теме не исчез, а лишь только разгорелся еще больше.

Николай Некрасов стал собирать любой исторический материал, где только могли даваться хоть какие-то сведения о декабристах. Для этого он на все лето уезжает в Карабиху и уже там начинает работу над своей новой поэмой. Первая часть некрасовской поэмы первоначально имело название «Декабристки».

Некрасов не раз говорил своим друзьям, что писать эту поэму очень нелегко, так как постоянно думает о том, чтобы создать такое произведение, которое могло бы пройти любые цензурные запреты. Еще одной проблемой является то, что ему туго приходиться со сбором материалом, так как дворяне стараются совсем не касаться этой темы. Особенно мало материала было по княгине Трубецкой, где пришлось использовать художественный домысел в сцене отъезда и пути настоящей русской женщины. Все лето следующего года поэт посвятил написанию второй главы поэмы. Но из-за того, что исторического материала оказалось очень мало, то исследователи считают описанные события далёкими от того, что было в реальности.

Образ одной из героинь – графини Волконской был воссоздан из небольших записок, которые свято хранил ее сын. Все воспоминания Марии Волконской были написаны на французском языке. Однажды Николаю Некрасову удалось уговорить Сергей Волконского почитать эти записки, а потом он рассказывал в своих воспоминаниях то, как реагировал поэт на все это. Непродолжительное время поэт слушал, но потом вскакивал по несколько раз, нервно подбегал к камину и хватался руками за голову. Сергей Волконский писал:

По некрасовскому замыслу в поэме должно было быть не две части, а три. В его черновиках даже сохранились наброски этой самой третьей части, где третьим женским образом должна была стать Александра Муравьева. О ней было известно, что в 1832 году эта женщина умерла на Петровском Заводе. Но к сожалению, поэту так и не удалось осуществить этот замысел. Поэтому на сегодняшний день читатель имеет произведение, состоящее из двух глав. Одна, первая, глава посвящена Екатерине Трубецкой. Считается, что она была создана поэтом в 1871 году. Другая часть поэмы, созданная в 1872 году, написана на основе небольших воспоминаний Марии Волконской и ей посвящена.

Содержание некрасовской поэмы «Русские женщины»

Поэт задумывал свое произведение как единое целое, но в котором будет несколько героинь. Поэтому вся некрасовская поэма делится на две части:

Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так сильно опечален этим расставанием со своей любимой дочерью, что ему не удается даже сдержать слез. И вот уже читатель видит Екатерину Ивановну, которая находится в далеком пути.

В пути княгиня начинает немного дремать и вот перед ней проносятся балы и все праздники, потом ее воспоминания переносят в детство, в родной дом, который уютно расположился на берегу реки. В ее представлениях и живо рисуется первая встреча с ее мужем. Она, молодая и очаровательная девушка, выйдя за князя Трубецкого, становится хозяйкой в его роскошном доме и всех светских приемов, которые в нем проходят. На эти балы и прием съезжаются люди самых наивысочайших рангов: сановники, послы. А после этого они с мужем уезжают за границу, немного отдохнуть на море. Екатерина Ивановна вспоминает всплеск волн и посещение музеев и дворцов.

Так в дороге проходит время Екатерины Ивановны. И вот, спустя два месяца, она все-таки добирается до большого города, где ее ожидает сам губернатор. Он пытается уговорить её задержаться. Но Екатерина Ивановна упорно ждет новый экипаж, чтобы немедленно отправиться дальше в дорогу. Губернатор даже предлагает княгине вернуться домой, пожалеть своего отца. Пытается губернатор и испугать Трубецкую, рисуя ту жизнь, которая ждет ее впереди: каторжники, драки и разбои, короткое лето и долгая зима, которая в этом крае держится целых восемь месяцев.

И когда губернатор понимает, что уже ничего не может испугать и остановить эту женщину, он старается объяснить, что она навсегда лишиться своего дворянского титула и ее дети не будут иметь никаких прав на дворянское наследство. Но Трубецкая готова на все, чтобы лишь только быть рядом с мужем и поддерживать его всегда: и в горе и в радости. И тогда губернатор обещает княгине, что она пойдет к рудникам по этапу, как ходят преступники и присматривать за ней будут казаки. Но она готова и на это. Поражённый губернатор, видя такую силу воли и стойкость женщины, тут же велит подать экипаж Трубецкой и отправляет как можно скорее ее к месту.

Интересна и вторая глава некрасовской поэмы, которая представляет собой записки другой героини с такой же судьбой. Эти записки адресованы внукам княгини. Начинается рассказ с детства Марии Николаевны. С самых ранних лет очаровательная девушка всегда была окружена множеством поклонников. Когда же пришло время выходить замуж, то она прислушалась к совету своего отца – известного генерала Раевского. Так она стала женой Сергея Волконского, которого в ту пору едва знала.

Мария Николаевна вспоминает о том, как однажды, прямо среди ночи, Сергей Григорьевич ее разбудил и попросил о помощи. Они разожгли камин и стали жечь какие-то бумаги. Никаких вопросов женщина не задавала. После этого муж отвез ее к отцу и сам уехал. В то время она ожидала появление ребенка, но очень сильно волновалась и родные пытались всеми способами ее успокоить. Когда же родственники узнали правду о восстании декабристов не могли решиться на то, чтобы рассказать всю правду: ее муж арестован и находится на каторге.

Когда же княгиня узнала правду, то сразу же решила ехать к мужу. И ничего не могло ее остановить. Но самое тяжелое расставание было с маленьким сыном. Она с ним провела всю ночь, пытаясь выпросить у него прощения за такую разлуку. В дороге она встретила и Пушкина, заехав к своей дальней родственнице. И потом опять долгая и тяжелая дорога, которая все-таки окончилась встречей с мужем.

Художественные особенности

Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.

Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.

Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.

Отзывы и рецензии

Некрасовская поэма о женах декабристов вызвала самые разноречивые отклики. Сын одной из героинь – Михаил Волконский, который познакомился с поэмой еще в рукописном виде, считал, что образ его матери сильно изменен поэтом. Автор поэмы по просьбе сына внес некоторые коррективы, но самые важные моменты все-таки отказался удалять. Поэтому, отправляя поэму для печати, он пояснял, что в ней есть некоторые фактические неточности.

Когда поэма вышла, то опять прозвучали эти же претензии о недостоверности некоторых фактов из сюжетов. На этот раз этот вопрос затронула сестра Волконской. С. Раевская утверждала, что тот рассказ, который велся в поэме от лица ее сестры, мог принадлежать какой-нибудь необразованной барышни, но ни ее сестре с хорошим образованием. Резкие отзывы звучали в нескольких критических статья, напечатанных в популярных журналах того времени. Однако весь остальной читательский мир воспринял эту некрасовскую поэму весьма благожелательно.

Анализ стихотворения Ночь Некрасова

Произведение создается в жанре лирической элегии и посвящается воспеванию волшебного природного явления в виде ночного времени суток.

Основная тематика стихотворения акцентирует внимание на бесподобной и неповторимой красоте ночи, выраженной в бескрайней тишине и гармонии. Лирический герой наблюдает в ночном небе мерцание звездного света, которое кажется ему то ярким, то тусклым, передвигаясь, а порой и исчезая в плывущих темных облаках на бархатистом небосводе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

Образ лирического героя изображается в виде охватившей его атмосферой тоски, одиночества, уныния от душной и пресной жизни, которая подталкивает его к воздушным массам, окутывающим ночной воздух, стремясь проникнуть в праздничный звездный хоровод в неосязаемом небесном пространстве, где вольно и свободно чувствует себя ночной ветерок.

Сквозным мотивом стихотворения проходит тема темноты, выражающаяся в обилии олицетворений, красочных эпитетов, а также приблизительных и неточных рифм. Поэт выбирает в качестве стихотворного размера трехстопный дактиль, выстраивая композиционную структуру произведения в трех частях с использованием иррегулярного строфического деления.

Упокоенную ночную тишину, погрузившейся во тьму жизни, поэт прерывает внезапно возникшими ветреными порывами, которые оказывают своеобразное волнение в засыпающей природе в виде скрежета упавшего старого дуба, качающихся ветвей деревьев, содрогающихся от переменчивых капризов природы.

Лирический герой, наблюдающий различные природные состояния в течение небольшого периода времени, удивляется своенравности и непостоянству окружающей природы, при этом восторгаясь ее совершенством, проявляющимся во вновь обретенной тишине, окутавшей темное, беззвездное небо.

Поэт передает волнительное настроение лирического героя, стремящегося очутиться среди блестящих огоньков, рассыпанных по небесному покрывалу, желая почувствовать ощущение легкости и высоты полета, несущего элементы колдовства и загадочности. Герой пытается избавиться от нахлынувших грустных чувств и своей одинокой жизни, раскрывая потайные уголки собственной фантазии и обретая в них душевное успокоение, наслаждаясь дурманящей и обволакивающей красотой ночной природы и завидуя свободолюбивому ветру, способному воплощать в жизнь свои собственные желания и стремления.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом изощренной и очаровательной звукописи, проходящей сквозным лейтмотивом через все повествование и делающей стихотворную речь плавной и одновременно звонкой.

Печальное состояние лирического героя, нежелающего мириться с тоской и грустью, выражает авторскую позицию, заключающуюся в необходимости постоянного движения человека вперед, не опуская плечи под тяжестью жизненных проблем и стремясь к самосовершенствованию, реализуя собственные желания, мысли, не поддаваясь мрачной безысходности и темному самосознанию.

Анализ 2

Безусловно, корни поэтической деятельности кроются в первобытных ритуалах заклинательной магии и заговаривания реальности. Само слово изначально имело магическую силу и считалось инструментом воздействия на действительность, да и сейчас остается таковым. Ведь то, каким способом мы описываем реальность, определяет и восприятие этой реальности, то есть формирует наш мир.

Тем не менее, от пространного вступления нужно перейти собственно к стихотворению Ночь, которое во многом подтверждает все эти выкладки о магическом аспекте деятельности поэта. По сути, перед нами заклинание, которое читает и сочиняет поэт. Он призывает духов, стихии и известные ему силы, ради того чтобы получить нечто сверхценное, достигнуть небесных пределов.

Начинается стихотворение с описания своеобразной тоски по абсолюту. Автору не спится, он грезит о какой-то звездочке, к которой стремится его сердце.

Стихотворение состоит из трех частей и каждая часть завершается своеобразным призывом, магической формулой, которая высказывает намерение. Сначала мы видим «Занеси меня, мечта!», далее «Унесите в мир воздушный» и в завершение «Унеси меня туда». Кстати говоря, троекратное повторение само по себе тоже является магической формулой, которая известна и в самых элементарных народных поверьях, к примеру, сплевывают через плечо или стучат по дереву именно трижды.

Также мы видим градацию этого призыва, который сначала является обращением к мечте, далее к каким-то сущностям или грезам, которые «крылами прошуршат» и в завершение к ветру «вольному и летучему». Так или иначе, Некрасов (или лирический герой) просит о вознесении в иные сферы бытия, к собственной цели. Он хочет достигнуть какого-то иного существования, овладеть чем-то небесным, которое предстает в форме или символе звездочки – заветной цели.

Содержательно стихотворение напоминает шаманские заклинания или гимны из различных политеистических религий, где сначала выполняется воспевание определенной силы или стихии, а после этого какая-то просьба. Возможно Некрасов имел какие-то знания в этой области благодаря своей молодости в деревне и изучению народных поверий.

Анализ стихотворения Ночь по плану

Возможно вам будет интересно

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском. Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину.

Любовь – одна из основных тем лирики для поэтов во все времена. Речь идет не только об универсальности этой темы, но и о возможности отыскать тут множество оттенков и акцентов

Поэт рисует печальную картину разрушенного собора. (Кстати, слово очень символично, ведь второе его значение – сбор народа, когда люди объединялись, чтобы принять важное для всего общества решение

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.06.2020 · Обновлено 29.06.2020

Одним из краеугольных мотивов лирики Николая Алексеевича Некрасова является социальная действительность со всеми её несовершенствами и пороками. Именно его поэзия впервые сталкивает читателя с поэтически обрисованной обыденной жизнью рядового горожанина. Период творчества, на который приходится написание стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», отмечен частым обращением поэта к описанию жизни несчастных, обделённых, униженных людей. В настоящей статье Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» по плану, в котором Некрасов живописал тягостную судьбу простой русской женщины.

История создания

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» было создано поэтом в 1847 году и опубликовано в журнале «Современник», который Некрасов за год до этого приобрёл вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. По свидетельству мемуариста Некрасова, когда поэт впервые прочёл произведение в кружке Белинского, восторженные слушатели бросились обнимать поэта со слезами на глазах.

Высоко оценил стихотворение Иван Сергеевич Тургенев, писавший Белинскому, что стихотворение Некрасова его «совершенно с ума свело». Не оставило произведение равнодушным и Николая Гавриловича Чернышевского, по мнению которого «Еду ли ночью по улице тёмной…» является одним из стихотворений, «которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес».

Однако цензоры были не так благосклонны к произведению, называя его «безнравственным» за предельную откровенность, с которой автор передал в стихотворении состояние бедности, несчастья, крайней нужды.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (abab), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Композиция

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

  1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;
  2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;
  3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;
  4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.

Образы и символы

Лирический герой произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — сочувствующий человек, который видит в окружающей действительности ужасные проявления, скрытые от благополучных слоев общества. Он отзывчив, честен и призывает читателя быть более гуманным по отношению к людям, которым не повезло родиться в обеспеченных семьях и устроиться в жизни.

  1. 1.Образ мрачной, слепой к человеку социальной действительности передают пронизывающие всё стихотворение мотивы тьмы и теней: «Еду ли ночью по улице тёмной», «Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!», «Становилось темней», «В комнате тёмной».
  2. 2.Женщина, которую бедность приводит к необходимости продавать себя, «Принарядившись, как будто к венцу», являет собой образ «падшей женщины». Этот образ ещё не раз встретится читателю на страницах отечественной литературы.
  3. 3.Завывания бури в непогожий день, полусвет и полутьма, дождь и холод вызывают перед глазами читателя образ Петербурга. Настроение столицы идеально совпадает с трагичным душевным состоянием героев, их горем и страданием.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» стала отражением того, что волновало всех сочувствующих современников Некрасова.

  1. Основная тема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – социальная несправедливость, равнодушие мира к человеку, который, дабы найти хоть какие-то средства к существованию, вынужден переступить через себя и собственные моральные устои.
  2. Важное место занимает и тема самопожертвования. Мать, потерявшая сына, не может наскрести денег даже на «гробик ребёнку». Она находит способ эти средства добыть, хотя и не сразу решается к нему прибегнуть, да и после не спешит с «печальным признаньем» в совершённом. Но лирический герой не осуждает поступка отчаявшейся женщины, называя её «друг беззащитный, больной и бездомный», ведь продать собственное тело её вынудила нищенская жизнь, нестерпимый голод и желание похоронить сына по-человечески.
  3. Одной из ключевых является в стихотворении тема падшей женщины. В её вынужденном падении читается огромная сила духа, ведь она продаёт самое сокровенное, буквально отрекаясь от себя. Она только что потеряла единственного ребёнка, сама была «бледна и слаба», но всё же не могла позволить мужу умереть от голода, а сына оставить без достойного последнего приюта.
  4. Ещё одна тема, находящая отражение в произведении – тема нищеты, голода, болезни. Сам лирический герой был «больной и голодный», его возлюбленная также истощена горем и нуждой, «вдоволь поплакав» умирает их сын. Безнадёжность положения достигает такой степени, что лирический герой не представляет, как жить дальше:

«С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснём»

Основная проблема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – безысходность положения крестьян. Возможно ли спасение человека из несправедливых социальных условий? Как в существующих общественных условиях ему придти к достойной жизни, а не выживанию? Автор не даёт ответа на этот вопрос, оставляя его для размышлений читателю.

Настроение произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» проникнуто безысходностью, холодом и мраком. Тяжёлая судьба героини, о которой с репортажной чёткостью повествует лирический герой-рассказчик, оставляет у читателя стихотворения горькое послевкусие, навевая тоску, вызывая жалость к «маленькому человеку».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» состоит в описании тяжёлой доли человека, по воле судьбы оказавшегося на социальном дне. Несчастная девушка, историю которой нам повествует лирический герой, была с самого детства обречена на жизнь в нищете, постоянно сталкиваясь с жестоким и пренебрежительным отношением даже самых близких людей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вор Некрасова

Коллекцию всевозможных бед, свалившихся на плечи девушки, пополнит и порицание общества, оставляя её совершенно одинокой, беззащитной. Лирический герой, который, судя по сюжету, также не смог остаться с любимой, понимает, что нет её вины в том, какую жизнь приходится влачить, и проклинает несправедливый общественный уклад. Таков смысл стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…». Только его проклятья бесплодны, не способны ничего решить. Они лишь «шевельнутся» в его мыслях и, в конце концов, «бесполезно замрут» .

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» Некрасов стремится передать сюжет максимально реалистично и ясно, в нём можно встретить немало средств художественной выразительности:

  1. 1.Эпитеты: «улице тёмной», «пасмурный день», «Друг беззащитный, больной и бездомный», «отец твой угрюмый», «муж недобрый», «С бешеным нравом, с тяжёлой рукой», «В комнате нашей, пустой и холодной», «заунывные звуки», «слёз безрассудных», «сидели угрюмо», «сокровенная дума», «голод мучительный», «печальным признаньем», «нищетой горемычной», «злая борьба», «роковая судьба», «именем страшным».
  2. 2.Метафоры: «Сердце сожмётся мучительной думой», «В сердце твоём свершалась борьба», «Зрела в тебе сокровенная дума».
  3. 3.Олицетворения: «судьба невзлюбила тебя», «Пар от дыханья волнами ходил», «шевельнутся проклятия».
  4. 4.Анафора:

«Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…»

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Автор: Guru · Опубликовано 14.10.2020 · Обновлено 17.10.2020

Одно из главных направлений лирики знаменитого русского поэта Н. А. Некрасова — это описание реальной действительности без прикрас, не скрывая ее пороки и несовершенства. Именно в некрасовской поэзии перед читателем раскрывается невеселая повседневность рядового обывателя, выраженная в стихах. Неприглядная картина жизни обычной русской женщины в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» характерна для творческого периода Некрасова тех лет, когда в своих стихах он часто обращается к описанию нелегкой доли униженных и несчастных людей.

История создания произведения

Стихотворное произведение «Еду ли ночью по улице темной…» поэт написал в 1847 году и напечатал в издании «Современник». Как описывают биографы поэта, когда Некрасов впервые прочел стихотворение перед широкой публикой, слушатели не могли сдержать слез.

Высокую оценку стихотворению дал писатель И. С. Тургенев, который в своих письмах критику Белинскому говорил, что оно буквально «свело его с ума». Восторженно отзывался о стихах и Н. Г. Чернышевский. По его мнению, «Еду ли ночью по улице темной…» одно из тех стихов, «которые долго останутся прекрасным примером русской лирики».

Однако цензура не разделяла подобных восторгов и упрекала Некрасова в безнравственности за честность и открытость, с которой поэт передал атмосферу крайней нищеты и отчаяния.

Жанр и стихотворный размер

Стихи «Еду ли ночью по улице тёмной…» во второй половине девятнадцатого века были популярны среди студентов и исполнялись как баллада, а в начале двадцатого века печатались во многих песенниках.

Направление стихов «Еду ли ночью по улице темной…», — критический реализм. Автор в своих лирических произведениях поднимает тему социального неравенства, рассказывая доступным и понятным языком трагическую судьбу несчастной женщины.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с чередованием женской и мужской рифмы. Некрасов — один из первых поэтов в России, использовавший трехсложный стихотворный размер, сближающий поэтический слог с обычным разговорным стилем.

Композиция стихотворения

По смыслу произведение можно разделить условно на четыре части.

  • В первой строфе главный персонаж предается воспоминаниям о бывшей возлюбленной и вспоминает ее историю жизни до того момента, как они встретились.
  • Во второй строфе герой ведет повествование об их совместной доле, полной нужды и лишений, а также о смерти сына.
  • В третьей части появляется тема «падшей женщины», когда несчастная «принарядившись, как будто к венцу» принесла домой гроб для мертвого сына и ужин для отца.
  • В заключительной части герой произведения размышляет о том, где сейчас его любимая, как она живет и с кем.

Главная проблема, затронутая автором — это противостояние обычного человека безразличному социуму и причины, по которым жуткие условия существования толкают человека вопреки его взглядам и убеждениям на ужасные поступки, только чтобы выжить.

Образы и символы

Главный герой произведения — добросердечный человек, который в окружающем его благополучии замечает ужасные проявления, присущие современному обществу. Он отзывчив и правдив, и призывает людей проявить гуманизм к тем, кому не посчастливилось появиться на свет в богатой семье и найти сытое место в жизни.

Грустный образ бедной и несчастной женщины, которую нищета и беспросветность вынуждают торговать собой, еще не раз встретится читателям в творчестве отечественных литераторов.

Ненастная погода, полутьма, дождь и пронизывающий холод мрачного Петербурга точно совпадают с трагичным настроением героев, их глубоким страданием.

Основная тема стихотворения

В стихах «Еду ли ночью по улице тёмной…» современники Некрасова, как в зеркале увидели суровое отражение неприглядной действительности. Вот основные темы, затронутые автором.

  • Конечно же, главная тема — это социальная несправедливость и полное равнодушие общество к тем, кого лишения и нужда довели до того, что человек готов переступить через свои моральные принципы, чтобы не умереть от голода.
  • Важная роль отведена и теме самопожертвования. Несчастной матери, у которой на руках только что умер сын, нет денег даже на гроб. Она нашла выход из положения, но не спешит с «печальным признаньем» в своем поступке. Однако герой не осуждает ее. Он понимает, что торговать собой ее заставила лишь крайняя нищета, мучительный голод и желание достойно проводить сына в последний путь.
  • Тема падшей женщины — также одна из ключевых. В этом поступке раскрывается небывалая сила духа, ведь она отрекается от самого сокровенного. Женщина, только что пережившая смерть сына, не может допустить, чтобы ее муж умер голодной смертью, а покойный сын остался без гроба.
  • И еще одна важная тема — это нищета, болезни и голод. Герой и его возлюбленная истощены, измучены болезнями и голодом. Положение их настолько безнадежно, что герой не видит будущего.

Безысходность положения крестьянского сословия пронизывает все стихотворение Некрасова. Может ли человек вырваться из нищеты и несправедливости? Как в подобных обстоятельствах ему прийти к достойной жизни, а не к жалкому существованию? Автор оставляет эти вопросы без ответа, давая читателю простор для раздумий и выводов.

Основная мысль

Главная задача произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — правдиво описать тяжелую судьбу людей, оказавшихся в силу обстоятельств на дне общества. Лирический герой рассказывает нам о несчастной девушке, с детства обреченной на нищету, которой приходилось терпеть пренебрежение и жестокое обращение даже от мужа и родителей. В довершение всего на плечи беззащитной женщины тяжким грузом ляжет еще и осуждение общества за ее падение. И хоть лирически герой и порицает несправедливые законы общества, его проклятия бессмысленны, и не способны изменить существующий порядок вещей. Они лишь промелькнут в его голове и «бесполезно замрут».

Анализ стихотворения Ночь Некрасова

Электронная тетрадь по творчеству Н.А. Некрасова

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной”

Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!
Сердце сожмётся мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.

Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слёз безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате тёмной зажгли огонёк,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎ Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎ И бесполезно замрут.

История создания

Особенности рифмовки. Размер и строфа

Мотив

К мотиву темноты примыкает тема враждебности природы по отношению к человеку. Эта выражается в образах “бури”, “дождя”, “холодной” комнаты, в мотиве болезни : эпитет “больной” проходит через все стихотворение: “Друг беззащитный, больной и бездомный”, “больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил”; “была ты бледна и слаба”.

Мотив дурного душевного состояния, злобы : “зол был отец твой угрюмый” (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), “муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой”, “купит хозяин, с проклятьем, три гроба”, “в разных углах мы сидели угрюмо” (угол, узость пространства – еще один “петербургский” мотив), “угрюм и озлоблен я был” (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), “злая борьба”. Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.

Далее, мотив бедности, нищеты, голода : “друг бездомный”, “беден был отец твой”, “голодный”, весь образ неотапливаемой, “пустой и холодной” комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: “пар от дыханья волнами ходил”, “с голоду завтра мы оба // заснем”.

Другой мотив – тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: “друг беззащитный”, “кто ж защитит тебя?” Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:

Все без изъятья

Именем страшным тебя назовут.

Бесчеловечность окружающего мира – основная причина страданий героев

.

Важнейший мотив стихотворения – мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: “с детства судьба невзлюбила тебя” (причина этого – бедность отца), “или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?” “Роковая судьба” – предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: “я унывал, выбивался из сил”, образ слабого ребенка: “злая тебя сокрушила борьба”, “только во мне шевельнутся проклятья – // И бесполезно замрут. ” – и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: “не покорилась – ушла ты на волю”, “в сердце твоем совершалась борьба” , “злая тебя сокрушила борьба”.

Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Ссылка на основную публикацию