Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова

«Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).

Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.

Анализ стихотворения

Произведение детально описывает судьбу поэтов того времени с двух сторон. Первые всегда были против сатиры и рассказывали в основном то, что приятно слышать цензуре. Хоть эти стихи были ни о чем, зато у них было много слушателей и власти относились к ним с признанием всячески поддерживая их:
«И современники ему При жизни памятник готовят…».

Возможно, он и говорит о каких-либо своих тревогах и печалях, однако, это совсем не то, в чем на самом деле проблема общества. Хоть и существуют реальные трагедии большого масштаба, обыватель сочувствует лишь минутным переживаниям автора. Все это передается массово и позволяет с легкостью управлять многими людьми даже не сильно потрудившись. Однако Некрасов подчеркивает, что эта слава быстро проходит, стихи становятся пустыми, их кладут на полку и никто больше об этом не вспоминает. Истинные же детали остаются за кадром:

«…чей благородный гений Стал обличителем толпы»

Такой поэт не ставил себе цель — понравиться обществу. Он попросту творил и писал что думает. А шквал обвинений и негодование со стороны проверяющих органов мог служить только подтверждением, о правильно выбранном пути. Например, в вопросе о борьбе с крепостным правом.

Однозначного одобрения общественности такие произведения заслужить не могли. От этого происходило постоянное гонение на литераторов. Каждая строчка сатирического текста была словно катализатор для увеличения количества врагов у автора определенного стиха. Такого поэта никто не хвалит, не говорит спасибо и не восхищается им. Что точно мог получить такой смельчак, так это угрозы, запугивание, и даже арест.

Именно бесстрашность делает таких писателей и поэтов настоящими героями, которые не ищут похвалы, а ищут понимания.

Жанр, направление, размер

Основную часть своего творчества Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, все персонажи реальны.

Некрасов раскрывает черты характера истинного поэта, пишет о его нелегкой судьбе. Особенность лирического героя заключается в том, что он «любит ненавидя». У автора любовь к Родине проявляется через обличение её пороков, через отрицание. «Карающая лира» — вечный спутник героя стихотворения. Перенимая традиции предшественников и в теме, и в размере, Некрасов пишет произведение четырехстопным ямбом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Практически всё стихотворение автор «нахваливает» доброго поэта, но вот это преувеличение в описании его «хороших» качеств и поступков создаёт комический эффект. И тут же контраст с тем «злым» поэтом, которым и был сам Николай Алексеевич, показывает, на чьей стороне правда.

Главное достоинство добренького поэта в том, что он для всех удобен. Его ничто (особенно несправедливость, которую обличал сам Некрасов) не волнует, не раздражает. Он не очень умен, ведь от ума рождаются сомнения, а их у него нет. Живётся ему прекрасно, он ко всем добр – его все любят. Он даже властвует над толпой, каждый рад его похвалить, ему помочь. Памятник ему готов, как говорится, при жизни.

Понятно, что ничего принципиально нового он не создаёт, жизнь не меняет. Творческие муки ему тоже неизвестны. И всё это его осознанный выбор, так как этот поэт любит покой, а сатиры боится. Никаких конфликтов, скандалов или ссылок – такой поэт живёт спокойно и богато.

В середине стихотворения с «но» начинается описание настоящего поэта, которое до этого читатель мог уловить только через отрицание. Говорится, что судьба не щадит этого обличителя. Он показывает людям их ошибки, грехи. Конечно, это вызывает раздражение и ненависть. (Но и врач должен иногда сделать больно, чтобы пациенту стало лучше.) Поэт сам ненавидит, сам вооружается против толпы. У него трудный путь, его все ругают, живёт он в бедности. Он весь в сомненьях – то верит, то нет в свою избранность, мучается. И всё-таки, своей злостью и разрушением он несёт в мир любовь. Некрасов повторяется, преувеличивает, мол, уже каждое слово такого поэта создаёт ему врагов. И они могут быть не только глупцами, которые просто не понимают творческую личность, но и умными людьми, которые видят в нём угрозу для их мира.

В стихотворении продолжает нарастать напряжение. Главного героя уже проклинают со всех сторон… Но вот в последних строках – снова перелом и контраст. Увидев труп настоящего поэта, люди понимают, сколько он сделал для них. Они поймут его любовь через всю ту ненависть к их недостаткам.

Стихотворение несколько устарело по лексике («желчь», «чужд», «сей»), но по смыслу ещё очень актуально. В нём много силы, возмущения, гнева, но в то же время понимания жизни, улыбки и мудрости.

Композиция

Композиция стихотворения основана на контрасте. «Незлобивый поэт» противопоставляется «обличителю толпы». Таким образом, произведение разделяется на две части, в каждой из которых создан разный «лексический мир»:

«звуки одобренья» — «дикие крики озлобленья»;

«миролюбивая лира» — «враждебное слово отрицанья»;

«при жизни памятник готовят» — «со всех сторон его клянут».

Основная мысль раскрывается на контрасте двух образов, который подчеркивается приемом композиционной антитезы.

Художественные приемы

Стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» анализ позволяет лучше понять особенности произведения. Работу можно условно разделить на две части — в первой описывается любимец толпы, во второй — бунтарь. Композиция стихотворения построена на противопоставлении. Незлобивый поэт больше любим публикой, а обличитель вызывает только ненависть.

Жанр работы — гражданская лирика. Некрасову удалось создать два целостных образа, каждый из которых имеет свои особенности. Первый поэт мирный, спокойный, его обожает публика. Второй творец — бунтарь, он способен вызывать множество чувств, но его только оскорбляют и осуждают. При написании работы Некрасов использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта гений становится благородным, путь — тернистым, а ропот хвалы — сладким;
  • метафора — автор считает, что первый лирический герой лишен желчи;
  • сравнение — Некрасов сравнивает сочувствие толпы с ропотом волн.

Стихотворение показывает два пути развития творца. Какой из них выбрать, каждый решает сам. Некрасов предпочел стать бунтарем, он призывает обличать и осуждать пороки общества, высмеивать их. Пусть это не приносит одобрения публики, но его совесть будет чиста.

Образы и символы

Центральный образ в стихотворении – образ поэта. Автор показывает два типа деятелей искусства. В первой части изображен «незлобивый поэт», который заслуживает и уважение к себе, и обожание своей «миролюбивой лирой». Его считают умным, при жизни ставят памятник, однако деятельность такого рифмоплета бесполезна, по мнению лирического героя. Во второй части представлен «обличитель толпы». К таким относит себя и лирический герой стихотворения. Такой поэт с ненавистью, вооруженный сатирой, выливает всю желчь на окружающий мир. Его повсюду ожидают «дикие крики озлобленья», и речь «плодит ему врагов суровых». Но в этом проявляется любовь поэта к своей отчизне – в готовности всегда способствовать процветанию родины, видеть все слабые места, но не переставать испытывать самые искренние и сильные чувства.

Как и в стихотворении «О Муза! я у двери гроба…», в произведении «Блажен незлобивый поэт» создан образ толпы. Лирический герой с иронией относится к обществу, которое его окружает. Люди предпочитают «миролюбивую лиру», в которой нет дерзкой сатиры, резкого и грубого тона. Они гонят и презирают того, кто указывает на их несовершенство, обличает «страсти и заблуждения» толпы. Лирический герой смеётся над таким обществом обывателей. «И умные, и пустые люди» одинаково судят поэта — обличителя.

Анализируемое произведение раскрывает вечную проблему поэта и общества, их взаимосвязи. Автор показывает, что личность поэта развивается в общественной среде и если мастер слова воспитывается среди злобы и ожесточенья, то и сам он становится озлобленным. За таким положением вещей Я. Полонский наблюдает с иронией, а иногда и сокрушением.

Лирический герой стихотворения – представитель «детей озлобленного века». С позиции своего поколения он дает характеристику поэту, пытаясь найти в нем лучшие черты. Блаженным герой считает поэта, который озлобился, даже если при этом была искалечена его нравственность. Такой мастер слова никогда не останавливается, не опускает руки, он постоянно пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушается сердца или других людей, руководствуется только своим умом. Он не покоряется даже богам, а своими стихами способен встревожить даже «мужей солидных».

Идеальный поэт, по мнения Я. Полонского неподкупный, не любит лицемерия. Его сила в отрицанье и непоколебимых идеях, рожденных в любви. Главная же причина, почему народ следует за «озлобленным поэтом» – его крик и пороки сливаются с народными. Вместе с народом он испил яд из общей чаши.

Темы и проблемы

Основная тема данного стихотворения – предназначение поэтического ремесла. Некрасов в этом вопросе придерживается гражданской позиции: по его мнению, лира должна идти на благо обществу. Предназначение поэта состоит в том, чтобы показывать народу слабые места общества, несовершенство сложившегося порядка.

Также автор затрагивает тему патриотизма. Он воспевает любовь к своей Родине через ненависть, ведь поэт должен обличать невидимые другим «тёмные» стороны России, но при этом ни за что не отступаться от неё, всегда идти бок о бок с народом.

В стихотворении отражена проблема трагической судьбы поэта-обличителя. В отличие от «незлобивого», которому народ при жизни ставит памятник, его — «преследуют хулы», «со всех сторон его клянут». Такого автора ожидает лишь непонимание общества, вечное гонение. Он служит для тех, кто неуважительно относится к его труду. К сожалению, лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!».

Блажен незлобивый поэт Некрасов анализ стихотворения

Блажен незлобивый поэт Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания. Произведение «Блажен незлобивый поэт» (1852 г.) Н. А. Некрасов написал в связи со смертью Н. В. Гоголя.

В «Мертвых душах» есть авторское отступление, представляющее собой размышления Гоголя в защиту т. н. «гражданского» направления в литературе. Некрасов полностью разделял эти взгляды, направленные против представителей «чистого искусства».

В произведении Некрасова образ поэта-обличителя символизирует собой Гоголя, а в более широком смысле — поэта гражданского направления. Под «незлобивым поэтом», скорее всего, подразумевается В. А. Жуковский.

2. Жанр стихотворения — гражданская лирика.

3. Основная тема произведения — сущность литературной деятельности. Некрасов однозначно поддерживает поэта-обличителя. Но при этом он ни в чем не упрекает «незлобивого поэта». В каком-то смысле автор даже завидует тому, «в ком мало желчи, много чувства». «Миролюбивая лира» дает ощущение безмятежности и покоя, в отличие от «пытки творческого духа» у сторонников гражданской лирики.

Воспевая только любовь и красоту природы, «незлобивый поэт» проживет долгую счастливую жизнь, пользуясь всеобщим почетом и уважением. Однако за рассуждениями Некрасова скрывается тонкая ирония. Она проявляется в замечании о власти поэта над толпой.

В русской поэзии «толпа» традиционно несет в себе отрицательный смысл. Всякий, хоть сколько-нибудь уважаемый себя поэт, со времен Пушкина пренебрежительно относился к подобной власти над темным и глупым сборищем людей.

Подготовка прижизненного памятника для «незлобивого поэта» — откровенная насмешка Некрасова по поводу чрезмерного самомнения сомнительных кумиров толпы. Более подробно автор останавливается на судьбе поэта-обличителя. Он не скупится на описании всех трудностей его творческого пути. Симпатия Некрасова к этому герою становится сразу заметна.

«Благородный гений» такого творца не приносит ему никаких благ. Его путь сопровождается «дикими криками озлобленья». Поэт-обличитель непонятен толпе, потому что «проповедует любовь… словом отрицанья». При жизни ему не суждено добиться признания. Оценить творчество гения смогут лишь после его смерти.

4. Композиция. Произведение делится на описания представителя «чистого искусства» (4 строфы) и поэта-гражданина (6 строф).

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Все произведение построено на антитезе. На первом плане противопоставляются образы главных героев («спокойное искусство», «миролюбивая лира» — «обличитель толпы», «карающая лира»), на втором — бескорыстный подвиг поэта-обличителя и реакция общества («благородный гений», «высокое призванье» — «хулы», «врагов суровых»).

Большую роль играют разнообразные метафоры («пытка творческого духа», «уста вооружив сатирой»), олицетворения («сочувствие… ласкает», «преследуют хулы»), сравнение («как ропот волн»).

7. Главная мысль произведения. Некрасов доказывает, что творчество ради «чистого искусства» обладает лишь временной показной ценностью. Только твердая гражданская позиция делает творчество действительно важным и ценным, хотя признание заслуг поэта-обличителя приходит к нему всегда слишком поздно.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – отразить миссию поэта, которая состоит в том, чтобы пробуждать своей лирой деятельную любовь к родине, поднимать народ к борьбе с несправедливостью. Чистое искусство услаждает слух богачей, из-за этого они и не задумываются о судьбе бедняков и все также паразитируют на них. Но если творчество обрушит на них всю правду, заставит объективно оценить происходящее, тогда и перемены не заставят себя долго ждать.

Смысл стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» — донести до читателя сущность этой ненавидящей любви. Прежде всего, такому поэту необходимо быть настоящим гражданином. Задача искусства – приносить пользу обществу, а не создавать «миролюбивую лиру». Нужно обжигать дерзкой сатирой, острить, обличать. Только тогда деятель искусства (в частности – поэт) будет выполнять своё истинное предназначение.

Смерть как награда

После их ухода из жизни за эту смелую правду их будут помнить всегда, и с каждым десятилетием и столетием слава их будет только приумножаться и сиять еще ярче на литературном небосклоне.

На почве бессмертного творчества таких непризнанных гениев, которые, не жалея себя, посредством своей поэзии делали мир чище, и возрастет новое талантливое поколение.

Очень красивыми и точными словами о таких поэтах заканчивает свое стихотворение «Блажен незлобивый поэт» Некрасов. Они говорят о том, как только поэт-мятежник умирает, общество сразу начинает понимать, как много этот человек сделал и как любил, ненавидя.

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя – своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

Краткий анализ

История создания

– стихотворение было написано в 1872 году как ответ на стих Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый поэт».

Тема стихотворения

– взаимосвязь поэта и общества, роль поэтического искусства в общественной жизни.

– Стихотворение Я. Полонского — монолог-рассуждение лирического героя, который условно можно поделить на две части. В первой в центре внимания находится поэт, во второй — поэт и поколение его современников. На строфы произведение не делится.

Стихотворный размер

– четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последних четырех строках рифмовка кольцевая АВВА.


«нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви — зародыши идей».
Эпитеты


«озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».
Сравнения


«он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Практически всё стихотворение автор «нахваливает» доброго поэта, но вот это преувеличение в описании его «хороших» качеств и поступков создаёт комический эффект. И тут же контраст с тем «злым» поэтом, которым и был сам Николай Алексеевич, показывает, на чьей стороне правда.

Главное достоинство добренького поэта в том, что он для всех удобен. Его ничто (особенно несправедливость, которую обличал сам Некрасов) не волнует, не раздражает. Он не очень умен, ведь от ума рождаются сомнения, а их у него нет. Живётся ему прекрасно, он ко всем добр – его все любят. Он даже властвует над толпой, каждый рад его похвалить, ему помочь. Памятник ему готов, как говорится, при жизни.

Читайте также:  Русские женщины - краткое содержание произведения Некрасова

Понятно, что ничего принципиально нового он не создаёт, жизнь не меняет. Творческие муки ему тоже неизвестны. И всё это его осознанный выбор, так как этот поэт любит покой, а сатиры боится. Никаких конфликтов, скандалов или ссылок – такой поэт живёт спокойно и богато.

В середине стихотворения с «но» начинается описание настоящего поэта, которое до этого читатель мог уловить только через отрицание. Говорится, что судьба не щадит этого обличителя. Он показывает людям их ошибки, грехи. Конечно, это вызывает раздражение и ненависть. (Но и врач должен иногда сделать больно, чтобы пациенту стало лучше.) Поэт сам ненавидит, сам вооружается против толпы. У него трудный путь, его все ругают, живёт он в бедности. Он весь в сомненьях – то верит, то нет в свою избранность, мучается. И всё-таки, своей злостью и разрушением он несёт в мир любовь. Некрасов повторяется, преувеличивает, мол, уже каждое слово такого поэта создаёт ему врагов. И они могут быть не только глупцами, которые просто не понимают творческую личность, но и умными людьми, которые видят в нём угрозу для их мира.

В стихотворении продолжает нарастать напряжение. Главного героя уже проклинают со всех сторон… Но вот в последних строках – снова перелом и контраст. Увидев труп настоящего поэта, люди понимают, сколько он сделал для них. Они поймут его любовь через всю ту ненависть к их недостаткам.

Стихотворение несколько устарело по лексике («желчь», «чужд», «сей»), но по смыслу ещё очень актуально. В нём много силы, возмущения, гнева, но в то же время понимания жизни, улыбки и мудрости.

Вариант 2

Есть известная фраза, которая называет поэта в России чем-то больше нежели просто поэтом. Однако, такое утверждение верно практически всегда, ведь настоящий поэт всегда представляет собой нечто большее. Такой человек не просто владеет строки и складывает рифмы, он рифмует различным образом саму суть бытия, жернова его ума отделяют зерна от плевел, а огненный взор испепеляет невежество и дисгармонию.

Безусловно, для каждого настоящего поэта характерным типом рассуждения является рефлексия, оценка своего внутреннего мира и своего положения в обществе. Вообще поэтам свойственно отстраняться от действительности и наблюдать за сутью бытия. Поэтому не составляет труда посмотреть и на себя со стороны.

Некрасов описывает вполне типичные трудности поэта, особенности его внутреннего мира. Стихотворение начинается со слова блажен и такое определение в дальнейшем раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Может казаться будто автор описывает разные типы поэтов, сначала такого которому по нраву «беспечность и покой», потом того, кто «питает ненавистью грудь» и «вооружил уста сатирой». Тем не менее, речь идет об одном и том же поэте, который предстает в разных ипостасях, ведь путь поэта труден и требует разной реакции. Его руки могут быть заняты и «миролюбивой» и «карающей» лирой, при этом Некрасов в заключении стихотворения подводит как бы итог этому противоречию, которое разрешает в синтезе «любил он – ненавидя».

Такая деталь является невероятно значимой, так как описывает поэта как человека великого отречения, способного выйти за рамки привычного понимания, но при этом не отвергнув высоких идеалов. Если толпа требует обличения, обличительных речей, поэт любит, ненавидя, его ненависть становится орудием любви, которая всегда остается в его душе. Различная хула и подобное не привлекают внимания поэта, равно как похвала, он всегда блажен и незлоблив.

В этом смысле мы можем легко сравнить описание, которое предлагает Некрасов с описание того как пациент может протестовать против действий доктора. К примеру, когда нужно удалить гной из тела или зашить рану, проявляется боль и пациент может быть против этого, страдать, хулить доктора. Тем не менее, доктор, понимая, как причиняет своему пациенту боль, все равно выполняет собственную миссию, для того чтобы достигнуть излечения.

Об этом пишет и Некрасов, который говорит про «враждебное слово отрицанья», которое служит для проповеди любви, подобно тому как хирургический прибор может служить для того чтобы удалить гной. Если нечто становится нарывом для человеческого бытия, поэт выступает обличителем, хотя может и совершенно не иметь сторонников, а общество может видеть больший комфорт в противоположной позиции. Конечно, в «мечте высокого призванья» отсутствует потакание личным интересам и тем более интересам толпы.

Поэт является своеобразным доктором для общества. Он пользуется разными инструментами, он восхваляем и хулим. Блажен незлобливый поэт.

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт по плану

Блажен незлобивый поэт

Возможно вам будет интересно

Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой

Произведение является одной из составных частей поэтического сборника «Вечер», представленного поэтессой в качестве дебютного.

Стихотворение «Няня» А.С.Пушкин написал в 1826 году. Посвятил он это произведение своей любимой собеседнице, другу, няне Арине Родионовне, которая с самого детства знала и воспитывала поэта. Няня стала прототипом многих произведений писателя

Небольшой цикл «Гадания», который полностью впитал в себя народные и романтические традиции лирики, распространённой в России.

Лирика Некрасова в основном посвящена теме угнетения людей и угнетенных людей. Как известно, поэт довольно ярко переживал и судьбах своего народа.

Блажен незлобивый поэт Некрасов

Из этих двух произведений, первым появилось в 1852 году стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Написано оно было сразу после смерти Гоголя. И хотя имя Гоголя не вспоминается, в тексте чётко просматриваются лирические отступления из «Мёртвых душ».

Некрасов был полностью убежден что Россия потеряла одного из великих писателей. Он будто пытался донести до читателя насколько недооценено творчество Гоголя, которого многие современники считали упрощённым писателем-сатириком.

Не все поэты, писатели, художники смогли обрести славу при жизни. Однако они не писали в угоду властям и толпе, а говорили о насущных проблемах общества. Это смогло поднять их над услужливыми современниками, и сделать кумирами в глазах потомков.

Блажен незлобивый поэт

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.

Но был и другой тип поэтов.

Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.

Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.

Неблагодарная правда

Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности. Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.

Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:

Смерть как награда

В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни — славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.

Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели — донести свои мысли и чувства до общественности.

Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.

Анализ стихотворения

Произведение детально описывает судьбу поэтов того времени с двух сторон. Первые всегда были против сатиры и рассказывали в основном то, что приятно слышать цензуре. Хоть эти стихи были ни о чем, зато у них было много слушателей и власти относились к ним с признанием всячески поддерживая их:

«И современники ему
При жизни памятник готовят. ».

Возможно, он и говорит о каких-либо своих тревогах и печалях, однако, это совсем не то, в чем на самом деле проблема общества. Хоть и существуют реальные трагедии большого масштаба, обыватель сочувствует лишь минутным переживаниям автора. Все это передается массово и позволяет с легкостью управлять многими людьми даже не сильно потрудившись. Однако Некрасов подчеркивает, что эта слава быстро проходит, стихи становятся пустыми, их кладут на полку и никто больше об этом не вспоминает. Истинные же детали остаются за кадром:

«…чей благородный гений
Стал обличителем толпы»

Такой поэт не ставил себе цель — понравиться обществу. Он попросту творил и писал что думает. А шквал обвинений и негодование со стороны проверяющих органов мог служить только подтверждением, о правильно выбранном пути. Например, в вопросе о борьбе с крепостным правом.

Однозначного одобрения общественности такие произведения заслужить не могли. От этого происходило постоянное гонение на литераторов. Каждая строчка сатирического текста была словно катализатор для увеличения количества врагов у автора определенного стиха. Такого поэта никто не хвалит, не говорит спасибо и не восхищается им. Что точно мог получить такой смельчак, так это угрозы, запугивание, и даже арест.

Именно бесстрашность делает таких писателей и поэтов настоящими героями, которые не ищут похвалы, а ищут понимания.

Послесловие

Вопрос, который Никрасов поднял в стихотворении «Блажен незлобивый поэт» проходит красной полосой через всё произведение.

Спокойная писательская жизнь, на темы, заданные существующей властью, с признанием, достойными гонорарами, с благодарными отзывами. Работая в таком режиме, не придётся делать работу над ошибками, ведь стихи не несут никакого раздражающего фактора. Описание простых бытовых ситуаций, немного каждодневного юмора — всё просто в таком творчестве.

Или удел поэта-бунтаря, со всеми вытекающими последствиями, где есть место притеснению, негативу, открытой критике. Где цензоры, подчиняющиеся властям, постоянно видят угрозу существующему строю и готовы в любую минуту к опале.

Рассуждая на тему «правильности» поэта, Некрасов, бесспорно, думает и о своём месте в литераторском искусстве. Будучи достаточно известным писателем, редактором журнала, сумевшим найти свою нишу в то непростое время, его порой охватывали сомнения в правильности выбранного пути. Мысли, об идеальном поэте, о своём месте в среде литераторов, были частыми гостями в голове Николая Алексеевича.

Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть, его радуют бесконечные нивы, он привык созерцать колосья, которые являются гарантом крестьянского благополучия. Поэтому образ красивого поля, которое засеяно, наделяется только положительными эпитетами, которые могут подчеркивать красоту земли, которая является кормилицей всего русского народа.

При этом нива употребляется не только в прямом смысле, но и в переносном, автор сравнивает ее с длинным жизненным путем. При этом по ходу повествования автор остается с существующей аналогией, чтобы поле оставалось плодородным и развивалось, необходим крестьянин, который будет заботиться о нем, работать на нем регулярно. С жизненной нивой связывается сеятель, который выступает в роли подвижника и порока, который обладает определенным патриотизмом, он обладает возвышенными идеалами. При этом не во всех повествованиях образ сеятеля остается абстрактным и возвышенных, в некоторых он описывается достаточно подробно и конкретно.

Сначала он обращается к людям, которые обладают передовыми взглядами, аж в 1876 году, он называет их сеятелями, при этом он обращается к пушкинскому наследию, которое досталось ему от учителя. При этом он не грустен, он отстаивает свои мировоззрения, способный бороться за собственные мысли, несмотря на то, что происходит в окружающем обществе.

Герой уверен, что необходимо активно действовать, чтобы доказать окружающим, что его взгляды правильные. Это является отличительной особенностью лирического героя Некрасова. Его труд сравнивается с непосильным трудом крестьянина, он готов трудиться даже на неплодородной почве.

При этом герой задает ряд лирических вопросов, которые заставляют читателя задуматься, чем он занимается по жизни, что ведет его вперед? При этом стихотворение Некрасова является больше иносказательным, несмотря на то, что он явно и четко описывает ниву. Ее он видел достаточно часто, поэтому делился своими наблюдениями с читателями. Автор способен показать, что за обычными рядовыми ситуациями скрывается достаточно глубокий смысл, который доступен только человеку, который способен остановиться и понаблюдать за происходящим, сделав выводы.

Анализ 2

Некрасов нередко пользовался образами простого деревенского быта, через который выражал не только различные аспекты социальной проблематики, но и использовал эти образы для выражения более глубоких идей, воплощения метафор. Эти метафоры довольно легко читаются и в стихотворении Сеятелям лежат, так сказать, на поверхности. Стихотворение представляет собой нечто среднее между призывом и манифестом, который постулирует требования к представителям, условно говоря, творческой интеллигенции основные задачи и цели для таких людей.

Понятное дело, определять некрасовских «сеятелей» как представителей определенного класса или социальной группы является как минимум глупым. Поэт взывает далеко не к определенной социальной прослойке, хотя, также не менее понятным делом, является частое соответствие между представителями творческих и интеллектуальных профессий и теми людьми, которые занимаются «засевом» разумного, доброго и вечного на полях народной нивы. Этот факт обуславливается сугубо профессиональными задачами.

Тем не менее, конкретизирует поэт в других своих произведениях, к примеру, когда посвящает лирику гибели какого-то соратника по цеху, но тут речь является более обобщенной и предлагает обращение охватывающее более, скажем так, глобальные материи. Перед автором возникает вопрос глобального смысла, он говорит в целом о развитии своего народа как носителя определенной миссии и ставит существенную проблематику, которая касается работы «сеятелей». Структура самого стихотворения позволяет рассмотреть о чем самом существенном говорит Некрасов.

Эти детали видны через строчки, которые делят стихотворения на двух и трехстрочные части. Фразы там такие: «Худы ль твои семена?», «Доброго мало зерна!», «Двиньте вперед!», «Русский народ. ». Сначала мы видим проблемы, которые наблюдаются в этом деле, мало достойного зерна, но, так или иначе, по крупицам нужно двигать вперед русский народ, который далее будет благодарен, хотя, как мы знаем из практики, на деле работа практически любого такого «сеятеля» является трудом неблагодарным.

Конечно, и сам Некрасов об этом факте, тем не менее, он концентрируется на другом, в частности, на труде, который нужно проделать для того чтобы добиться действительно положительных всходов. Недаром рефреном в начала двух частей стихотворения звучит слово труд, которое явно указывает на основную потребность. При этом слово используется в негативной коннотации, то есть в сочетании с такими словами как «хилые всходы», «робко», но при этом труд всегда остается полезным и нужным делом, через которое и появляется возможность «засеивать» положительные зерна на ниву народную.

Читайте также:  Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

В этом стихотворении Некрасов рассуждает на тему понятную на самом деле немногим в отличие от какой-либо социальной проблематики, которая тоже может иметь глубокие корни, но на поверхностном уровне может быть воспринята и не особенно вдумчивым читателем. В «Сеятелям» Некрасов берет тему, которая является для него профессиональной и, вероятно, рассматривает такие детали, которые могут быть ясны только поэту.

Анализ стихотворения Сеятелям по плану

Сеятелям

Возможно вам будет интересно

Стихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.

Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

Великий писатель, романтик – Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое

Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма

Анализ стихотворения Некрасова Сеятелям

Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное Русский народ».

Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты, что ли, находишь бесплодную,

Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?

Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,

Где же вы, с полными жита кошницамиї?

Труд засевающих робко, крупицами,

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…

В контексте пушкинских стихов смягчается, обретая предельно широкий, вечный смысл вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь? Ответом на этот вопрос стало стихотворение Некрасова «Сеятелям». В нем Некрасов говорит о том, что в будущем народ оценит его поэзию и найдет слова благодарности.

В одном из последних стихотворений «Сеятелям» Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.

Слова поэта оказались пророческими. Восьмого января 1878 года Некрасова не стало. Гроб поэта через весь город несли на руках, а за гробом шла необозримая процессия. На венках были надписи: «Бессмертному певцу народной скорби». «От русских женщин». «Слава печальнику горя народного» .

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Накануне светлого праздника» Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  3. Основные мотивы лирики Некрасова Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «На Волге» Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом — гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

СЕЯТЕЛЯМ
1876

Сеятель званья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где же вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ… 1

комментарии, примечания к стихотворению
СЕЯТЕЛЯМ
Некрасов Н.А.

1 Печатается по ПП, с. 3.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1877, №. 1, с. 278, с подписью: «Н. Н.» (перепечатано: ПП).
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Автограф не найден.

Аллегория, лежащая в основе стихотворения, восходит к евангельскому источнику (см. Евангелие от Марка, гл. 4, ст. 3-29). Этот образ, неоднократно возникающий в западноевропейской и русской поэзии, символизирует проповедь свободы, истины, знания («Der Samann» («Сеятель») Ф. Шиллера, «Свободы сеятель пустынный…» А. С. Пушкина (1823), «До свиданья» Н. П. Огарева (1867), «Блаженны вы, кому дано…» А. Н. Плещеева (1871) и др.). В подобном же значении встречается в народнической публицистике (см. Гин М. Литература и время. Исследования и статьи. Петрозаводск, 1969, с. 130–133) и в народнической поэзии (ВРП, с. 278–287). Ср. также у Некрасова: «Сеет он всё-таки доброе семя!» («Саша»); «В нас под кровлею отеческой Не запало ни одпо Жизни чистой, человеческой Плодотворное зерно» («Песня Еремушке»); «…чистых впечатлений И добрых знаний много сеял ты…» («Медвежья охота»).
Стихотворение Некрасова вызвало подражания в демократической поэзии (см. ПССт 1931, с. 606; Осьмаков Н. В. Некрасов и революционное народничество. — В кн. Некрасов в школе. М. 1960, с. 70). Консервативная критика отнеслась к нему враждебно (см. Де-Пуле М. Николай Алексеевич Некрасов. Историко-литературный очерк. — РВ, 1878, № 5, с. 341–342).
В 1878 г. вольный перевод стихотворения на польский язык был сделан Г. Квятковским («Siewaczom»). Реминисценции из стихотворения есть в революционной песне польского поэта Б. Червенского «Красное знамя» («Czerwony sztandar», 1881).
Стихотворение положено на музыку Ц. А. Кюи, 1902, Н. И. Компанейским, 1909, и др.

у стихотворения СЕЯТЕЛЯМ аудио записей пока нет.

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

  1. В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.
  2. В стихотворении Сеятелям Некрасов призывает молодежь сеять разумное, доброе, вечное, так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые спасибо вам скажет сердечное Русский народ.

СЕЯТЕЛЯМ
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами1?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ

В контексте пушкинских стихов смягчается, обретая предельно широкий, вечный смысл вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь? Ответом на этот вопрос стало стихотворение Некрасова Сеятелям. В нем Некрасов говорит о том, что в будущем народ оценит его поэзию и найдет слова благодарности.
В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.
Слова поэта оказались пророческими. Восьмого января 1878 года Некрасова не стало. Гроб поэта через весь город несли на руках, а за гробом шла необозримая процессия. На венках были надписи: Бессмертному певцу народной скорби. От русских женщин. Слава печальнику горя народного .

Post navigation

«Сеятелям» Н.Некрасов

«Сеятелям» Николай Некрасов

Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Образ обработанной плодородной пашни, именуемой лексемой «нива», — одна из частотных доминант некрасовского пейзажа. Лирический герой, которому понятен уклад бесхитростной деревенской жизни, рад созерцать «колосья бесконечных нив», гарант крестьянского благополучия. По этой причине образ поля, засеянного хлебом, наделяется эпитетами с положительной семантикой, подчеркивающими красоту и обилие «янтарного зерна», дара земли-кормилицы.

В некрасовской поэтике образ нивы употребляется и в иносказательном смысле, метафорически уподобляясь жизненному пути. Развивая троп, автор предпочитает оставаться в рамках аналогии с сельским трудом: чтобы поле не заглохло, не поросло сорняками, ему нужен заботливый крестьянин. С жизненной нивой неразрывно связан образ сеятеля, подвижника, пророка — бескорыстного, возвышенного и патриотичного. Фигура идеального героя не всегда остается абстрактной: свои конкретные воплощения она находит в облике лирических адресатов «Памяти Добролюбова », «Пророка », «На смерть Шевченко ».

Страстное обращение к людям передовых взглядов звучит в художественном тексте 1876 г. Поэт именует их обобщенной категорией «сеятель», которая восходит к пушкинскому наследию. Некрасовский герой не разделяет интонации обреченности и горького разочарования, заявленные одиноким «свободы сеятелем», и будто отстаивает свои позиции в заочном споре.

Оптимистичный настрой и убежденность в необходимости активных действий — отличительные черты позиции лирического «я» некрасовского творения. Уверенного и воодушевленного оратора беспокоят сомнения иного рода: он встревожен низкой эффективностью работы просветителей. Рассматривая причины неблагоприятного явления, автор вновь прибегает к испытанной параллели, сравнивая высокую общественную миссию с крестьянским трудом. Художественный прием лег в основу многочисленных метафор со сходной семантикой сельскохозяйственных работ. Бесплодная почва, плохие семена и всходы, дефицит качественного зерна — все эта лексика служит для обозначения разных аспектов неудовлетворительной деятельности активистов.

Череда риторических вопросов, посвященных анализу неудач, сменяется другим рядом, свидетельствующим о недостатке «умелых» и «бодрых» кадров. Стихотворный текст завершается афористичным призывом к настоящим энтузиастам. Его форма обогащается комплексом однородных субстантивированных прилагательных, обозначающих суть благородной миссии.

Слушать стихотворение Некрасова Сеятелям

Биография и краткий анализ творчества Николая Некрасова

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти произведения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова … лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867). Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Читайте также:  Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

Литература. 10 класс (2 часть) Николай Алексеевич Некрасов. Позднее творчество

Книга «Последние песни»

В 1876 году Некрасов почувствовал первые признаки болезни (рак), которая через полтора года тяжких мучений свела его в могилу. В этот трагический период Некрасов пишет лирические стихотворения, вошедшие, наряду с поэмой «Современники» и отрывками из поэмы «Мать», в сборник «Последние песни»:

Скоро стану добычею тленья. Тяжело умирать, хорошо умереть; Ничьего не прошу сожаленья, Да и некому будет жалеть. Я дворянскому нашему роду Блеска лирой моей не стяжал; Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал.

Этим трагическим стихам присуща убедительность последнего слова человека, мужественно встречающего смерть.

Внутренний мир лирического героя Некрасова в «Последних песнях» противоречив и драматичен: предчувствие ожидающей поэта славы — и чувство вины перед Родиной; вера в народ —и сознание своей «чуждости» ему; радость от исполненного долга поэта-гражданина — и сомнения в плодотворности выбранного пути, ощущение упущенных творческих возможностей; отчаянный протест против смерти — и примирение с ней…

В стихотворении «Сеятелям» (1876—1877), подводя итог усилиям своего поколения сеять «знанья на ниву народную», Некрасов обращается к сюжету известной евангельской притчи о сеятеле. В отличие от евангельского первоисточника, вина за «хилые» всходы падает не только на «бесплодную почву» народной жизни, но и отчасти на самого сеятеля («Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?»). Важно также отметить, что, в отличие от Христа, «сеятель» Некрасова стремится посеять в народном сознании не семена Веры, а семена Знания. Иными словами, некрасовский «сеятель» хочет озарить народную Веру светом критического сознания, достичь своеобразного синтеза Веры и Разума. Собственно, такая роль предназначалась автором «Кому на Руси жить хорошо» выходцу из «народной интеллигенции» Грише Добросклонову. Именно с этими будущими «сеятелями» связывает Некрасов свои сокровенные чаяния, к ним обращен предсмертный призыв поэта:

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…

В предсмертном стихотворении «О Муза! Я у двери гроба. » Некрасов все же выражает надежду на то, что его сомнения и колебания будут правильно поняты:

Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Нерусский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу…

Во время похорон поэта на траурном митинге Достоевский в своей речи сравнил Некрасова с Пушкиным. Молодежь закричала: «Он был выше Пушкина!» Как бы предвидя острые споры о своем месте в русской поэзии, Некрасов просил своих потомков:

Много истратят задора горячего Все над могилой моей. Родина милая, сына лежачего Благослови, а не бей.

Основные теоретические понятия

Романтическая ирония, сатира, «физиологический очерк», лирический герой, эпигонство, пародия, прозаизм, перепев, многоголосие, интонация, сказ, эпопея.

Вопросы и задания

1. Как своей литературной деятельностью молодой Некрасов способствовал становлению и утверждению принципов «натуральной школы»?

2. Каковы жанрово-стилевые особенности стихотворных сатир Некрасова?

3. Какие стихотворения входят в «панаевский цикл» лирики Некрасова? Что нового вносит поэт в разработку любовной темы?

4. Как обновляет Некрасов ритмику, интонацию, звукопись классического стиха?

5. Раскройте особенности идеала поэта-гражданина в стихотворении «Поэт и гражданин». Соотнесите этот идеал со стихотворениями «Памяти Добролюбова», «На смерть Шевченко», «В. Г. Белинский», «Н. Г. Чернышевский» и др.

6. Какое значение для понимания характера лирического героя Некрасова имеют постоянно звучащие в его поэзии мотивы раскаяния, искупления вины, добровольного самопожертвования? Проанализируйте с этой точки зрения стихотворения «Родина», «Рыцарь на час» и др.

7. Что такое поэтическое многоголосие (полифония)? Как оно проявляется в стиле стихотворений Некрасова, посвященных народной теме?

8. Перечислите жанровые признаки эпопеи. Почему поэму «Кому на Руси жить хоропю» можно назвать «эпопеей современной жизни»?

9. Каков был первоначальный замысел «Кому на Руси…»?

10. Каким смыслом в «Кому на Руси…» по мере развития сюжета наполняется образ дороги?

11. Как воплотился идеал «народного заступника» в образах Ер- милы Гирина и Савелия, богатыря святорусского?

12. К стилю каких жанров фольклора обращается Некрасов, создавая образы Матрены Тимофеевны и Савелия Корчагина?

13. Почему галерея «народных заступников» в поэме Некрасова заканчивается именно образом Гриши Добросклонова? Некоторые комментаторы поэмы, наоборот, считают, что поэма должна заканчиваться главой «Крестьянка» (из III части) и соответственно «Бабьей притчей». Как в этом случае изменился бы авторский замысел поэмы?

*14. Прочитайте лирические циклы Некрасова «На улице» и «О погоде». Сравните некрасовский образ Петербурга с Петербургом А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя («Петербургские повести»); Петербургом Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»). Каким новым смысловым подтекстом наполняет Некрасов петербургский пейзаж?

*15. Прочитайте стихотворения Некрасова «Влас» (1854), «Песня убогого странника» (из поэмы «Коробейники», 1861), поэму «Дедушка». Как подготавливался в них тип «странника», «юродивого», «народного заступника», занявший впоследствии значительное место в сюжете «Кому на Руси жить хорошо»? Почему в народном сознании жизнь «странника» приравнивается к христианскому подвигу, а сама фигура «странника» окружается ореолом святости?

16. В чем заключается неоднозначное отношение автора к духовным ценностям народной жизни в стихотворениях «Тройка», «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда»?

Тематика сочинений

Образ Музы в лирике Н. А. Некрасова.

Мотив «рокового поединка» в любовной лирике Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова.

Типы народных праведников в лирике Н. А. Некрасова и поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Тематика рефератов

Н. А. Некрасов как очеркист и прозаик. Водевили Н. А. Некрасова.

Н. А. Некрасов и А. Я. Панаева.

Цикл Н. А. Некрасова «Последние песни».

Тематика исследовательских работ

Н. А. Некрасов-пародист.

Новые формы стиха в лирике Н. А. Некрасова.

Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и в цикле Н. А. Некрасова «О погоде».

Споры о композиции поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в отечественном литературоведении.

Литература

Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».— М., 1973.

Бойко М. Лирика Некрасова.—М., 1977.

Коровин В. И. Русская поэзия XIX века.—М. 1983.

Сапогов В. А. Анализ художественного произведения: Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос».— Ярославль, 1980.

Скатов Н. Н. Н. А. Некрасов. Современники и продолжатели.— М., 1986.

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»). Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Нужен анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

  1. В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.
  2. В стихотворении Сеятелям Некрасов призывает молодежь сеять разумное, доброе, вечное, так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые спасибо вам скажет сердечное Русский народ.

СЕЯТЕЛЯМ Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами1? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ

В контексте пушкинских стихов смягчается, обретая предельно широкий, вечный смысл вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь? Ответом на этот вопрос стало стихотворение Некрасова Сеятелям. В нем Некрасов говорит о том, что в будущем народ оценит его поэзию и найдет слова благодарности. В одном из последних стихотворений Сеятелям Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность. Слова поэта оказались пророческими. Восьмого января 1878 года Некрасова не стало. Гроб поэта через весь город несли на руках, а за гробом шла необозримая процессия. На венках были надписи: Бессмертному певцу народной скорби. От русских женщин. Слава печальнику горя народного .

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Последнее стихотворение Некрасова для детей называется «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.

Рассказ, кажется, незамысловат. Разговорную интонацию передает двустопный амфибрахий. В четверостишии рифмуются только вторая и четвертая строчки, что тоже приближает стихи к устной речи. Точны и выразительны описания людей разных профессий. Немногословно, лишено цветистости описание природы. Дается широкая панорама окрестных мест. Проезжающему открываются новые дали. «Покой и простор», как писал Некрасов в «Железной дороге». Настроение умиротворения и предчувствия радости согревают душу поэта и его читателей.

В стихотворениях Некрасова для детей воплотилось главное его творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме».

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

«Царское село» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.

Анализ стихотворения Некрасова “Сеятелям”

Стихотворение Некрасова “Сеятелям” как рассказ о зерне, его взращивании, а в образе зерна показан сам человек, а в процессе взращивания – развитие человеческой души. Поучительный смысл притчи. Роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.05.2013
Размер файла10,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стихотворение Некрасова «Сеятелям» очень интересное, в нем можно разглядеть глубокий философский смысл. Казалось бы, автор рассказывает о зерне, его взращивании, но в образе зерна показан сам человек, а в процессе взращивания – развитие человеческой души. Если заботиться о человеке, помогать жить, если человек имеет нравственные ценности и принципы, то станет он добрым человеком. Поучительный смысл притчи заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет. некрасов сеятель зерно притча

В душу каждого человека можно сказать заложены семена добра, но одни люди глубоко осознали и приняли веру, другие выслушали и поняли поверхностно, третьи не поняли, да и не хотели. В стихотворении, есть подтекст, философский смысл, который, как и в притче, реализуется через систему символических образов (сеятель, почва, слово).В произведении говорится о человеке, пытающемся посеять добро. Тема стихотворения – роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта. В стихотворении Н.А. Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…».

Стихотворение состоит из двух строф. Размер – разностопный дактиль, причем стопа трехсложная, с ударением на первый слог.

Так же в этом произведении можно раскрыть смысл некоторых слов-символов:

Сеятель – Учитель, наставник, воспитатель, Бог.

Зерно – Слово истины, добра и любви.

Плод – результат воздействия Слова, добрые и благородные поступки человека, принявшего Слово.

Смысл заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет.

Автор обращается со страстным призывом ко всем тем, кто мог бы нести народу свет знания.

Поэт пишет о том, что добрые начинания дают лишь «хилые всходы», в мире не хватает добра и света.

В стихотворении ощущаются горькие ноты, но в то же время звучит бодро, энергично.

В стихотворении Н. Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. “Проза любви” в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

реферат [40,0 K], добавлен 25.09.2013

Стихотворения, входившие в первую книгу Некрасова “Мечты и звуки”. Античные мотивы в сборнике. Стихотворения о предназначении поэта, о любви, смерти, власти судьбы и рока над человеком. Подражание Пушкину, Лермонтову, Жуковскому, Батюшкову и Бенедиктову.

курсовая работа [37,8 K], добавлен 20.11.2010

Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

реферат [23,5 K], добавлен 03.10.2014

Семья, родители, детские и юношеские годы Некрасова – русского поэта, писателя и публициста, революционера-демократа, классика литературы. Написание стихотворения “Железная дорога” — одного из самых драматичных произведений. Музей–усадьба Некрасова.

презентация [1,7 M], добавлен 13.02.2014

Чуковский как один из лучших отечественных исследователей творчества Некрасова. Присуждение за книгу Ленинской премии. Чуковский о влиянии на Некрасова Пушкина и Гоголя. Своеобразное описание “приемов” Некрасова и критический анализ его творчества.

реферат [25,7 K], добавлен 10.01.2010

Ссылка на основную публикацию