Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы Некрасова (дед Мазай)

Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы: Стих

В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На́ небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…»
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею! —
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
„Взял бы я вас — да потопите лодку!“
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: „У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… У-у-у-х. “
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
„Не попадайтесь зимой!“
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…»

Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова

В творчестве Некрасова особое место занимают произведения для детей. Поэт с большой любовью относился к подрастающему поколению, особенно теплым было его отношение к крестьянским детям. Некрасов считал, что в дворянской семье ребенок многое теряет. В своих стихотворениях он хотел показать огромный природный мир, связь с которым городские дети давно утратили. Ярким примером является произведение «Дедушка Мазай и зайцы».

Автор описывает свою совместную охоту с деревенским жителем – дедом Мазаем. Он олицетворяет собой настоящего охотника, который прекрасно изучил все законы природы и повадки зверей. Мазай прекрасно ориентируется в лесу, он просто создан для такой жизни. Поэт с большим интересом слушает его рассказы и восхищается ими. Он отмечает, что «анекдоты крестьянские» ничуть не хуже «дворянских». Поэтому он хочет передать читателям один из таких рассказов.

Дальше повествование идет от лица самого дедушки Мазая. Некрасов стремился передать все богатство и разнообразие меткого народного языка. Сюжет заключается в том, что Мазай во время половодья спас на лодке множество зайцев. Для городского жителя такая история выглядит полной фантастикой. Тем более дедушка красочно описывает поведение зайцев, которые напоминают терпящих бедствие людей. Рассказ приобретает черты волшебной сказки. Мазай на протяжении всего повествования разговаривает с зайцами, выражает им свое сочувствие.

Для человека, прожившего всю жизнь в лесу, такая ситуация выглядит вполне правдоподобной. Некрасов хотел показать, что деревенские люди еще не утратили своей связи с природой. Их общение с животными основано не на примитивном суеверии, а на признании их во многом равными человеку. Дед Мазай говорит, что никогда не видел леших («не верю!»). Но это не мешает ему разговаривать с зайцами и считать, что они прекрасно его понимают.

Мазай все равно остается охотником. Он помогает зайцам в тяжелой ситуации, но, отпуская их на волю, предупреждает: «Не попадайтесь зимой!». Некрасов не хочет, чтобы дети воспринимали мир в качестве спокойной идиллии. Поэт был реалистом и стремился изобразить реальную действительность. Человек является царем природы, но именно поэтому должен поддерживать справедливость и порядок. Благородный поступок Мазая должен научить детей добру и милосердию ко всем существам.

Н.Некрасов. “Дед Мазай и зайцы”

Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.

Задачи:

  • познакомить с произведением Некрасова “Дед Мазай и зайцы”
  • учить работать над стихотворением
  • учить правильному, осмысленному выразительному чтению
  • учить обобщать и делать выводы, опираясь на текст
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным
  • учить родителей умению читать совместно с ребенком и общаться с ним.
  • I. Организационный момент.

    Сегодня познакомимся с очередным произведением русского поэта Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”. В нем рассказывается о крестьянской жизни, это поэтическая, с невероятными подробностями история, но правдивая (это может быть).

    Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала – она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. Послушайте, что же однажды в деревне увидел, а потом описал это Некрасов.

    III. Работа над текстом.

    1. Первичное чтение (учитель)

    – О каком интересном случае рассказал дед Мазай?

    – Когда этот случай произошел?

    2. Работа над стихотворением по частям

    словарная работа по первой части

    (слова на доске)

    • разболтался
    • болотистом
    • впятеро больше
    • кабы сетями
    • гинут
    • баграми

    чтение первой части (ученик)

    -Мазай говорит, что дичи могло быть в пять раз больше, если бы что люди не делали?

    – Мазай возмущается, досадует таким поведением,

    “Где у них совесть?” – говорит он. Как думаете – к чему призывает дед своим вопросом? (бережное отношение к животным)

    – А к какому жанру относится данное произведение?

    – Раз это стихи, то должна быть рифма и ритм.

    – Как понимаете слово рифма?

    – Да, рифма – созвучное окончание двух или нескольких строк.

    – Найдите в первой части созвучные окончания – рифму.

    – А как думаете, рифма есть только в первой части?

    – Тогда, при выполнении домашнего задания найдите рифмы во всем тексте и подчеркните окончания.

    Чтение второй части (ученик)

    (слова на доске)

    • Нагоняет – приносит водой
    • Подбиралась – вот-вот затопит все
    • Лопочут- хлопают
    • Прочим- другим
    • Пропал под водой- скрылся под водой

    По книге-аршин- 71 см 21д.Зед=. 213 см=2м.13 см.

    сажень – 213 см (физминутка для ума)

    – Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

    – Что же увидел старый дед? (зачитать)

    – Как поступил он?

    Вывод: О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

    – Какой был Мазай?

    (добрый, любил животных, заботился, с юмором, разговаривал с зайцами)

    – Каждое стихотворение состоит из стихов – коротких строк. Они объединяются в строфы.

    Вы знаете, что в конце строки и строфы требуется соблюдать паузы. Я буду читать вам строфы, а вы говорить и ставить черту (паузы) карандашом.

    – Как ставим паузы? (1 – маленькая пауза, 11-средняя пауза, 111- длинная пауза.)

    – А голос меняем? (в начале, в конце) – читает учитель

    – В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту

    Мазая. (юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками).

    – С каким ласковым словом обратился Мазай к длинноухим серым существам?

    Чтение третьей части (Семяшкина Л.А. – мама К. Хатанзейского) и сразу словарная работа (поясняет учитель)

    • гуторя – разговаривая
    • горемыка – попал в беды (горе мыкает)
    • тягота не велика – маленькие, легкие
    • копошится – еле шевелится
    • толста, как купчиха – толстая тетенька
    • зипуном – кафтан (одежда – длинная куртка)
    • не рано уж было – должна разродиться
    • пластом – развалившись, на животе
    • поволок – потащил
    Читайте также:  Анализ стихотворения Ночь Некрасова

    – Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?

    – Как он вышел из этого положения? (Зачитать)

    Вывод. Какой вывод можно сделать по этим трем частям о Мазаее? (проявил заботу, заботливый, знающий, любящий, рассудительный).

    – Найдите слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

    – Действие происходит не быстро. Почему? (не упасть в воду, читаем спокойно – голос, темп).

    Физминутка. “Зайка”, логопедическая работа над звуками с , з , щ – закрепление (дети читают стихи и выполняют действия)

    Зайка
    Скачет зайка по опушке (сидя за столом)
    Возле заячьей избушки (встают)
    Ищет он грибы волнушки, (наклоны в стороны)
    Чтоб засаливать в кадушке
    Не нашел он ни волну
    Ни горькушки, ни серушки, (повороты)
    Сел и с горя чешет ушки
    У избушки на опушке. (кивают головой)

    Чтение четвертой части (учащиеся), при чтении проводится словарная работа (поясняют дети)

    • Потехи – радости
    • прокатил я деревней – залита водой
    • озимь – первая травка
    • плотно – близко очень
    • пригнал – добрался до берега
    • причалил – поставил к берегу

    – “Тут мои зайчики. грести не дают” Почему?

    – В этой части часть строк короче, автор меняет ритм. И не случайно, почему?

    – Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором? (чтение по ролям – автор, дед Мазай, звук изображает весь класс)

    Читаем дальше (Синицкий А.Я. – папа Никиты Синицкого), поясняет значение некоторых слов, задает вопросы, призывает.

    • мигом – мгновенно
    • поклал – положил
    • приволок – принес
    • ухнул – вспугнул криком
    • стрекача – быстро помчались

    – Почему Мазай предупреждает “А чур зимой не попадайся!”?

    – Мазай не бьет их весной и летом. Почему?

    – Мальчики – вы будущие охотники, запомните слова Мазая и соблюдайте правила охоты.

    Обобщение – какой же был Мазай? Нравится ли вам его речь?

    – Каждый видит его по-своему.

    Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.

    – Подумайте дома, каким бы вы его нарисовали.

    – Это пригодится вам на уроке ИЗО, когда будем иллюстрировать это произведение.

    А теперь посмотрите на эту картинку

    К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее.

    Эти слова, которые так подходят к данной картине, и саму картину мы можем использовать при написании изложения.

    – Вы хорошо работали на уроке. Но чтобы ваше чтение понравилось другим, надо поработать над выразительностью. Давайте вспомним, что для этого надо или “инструменты” чтения.

    1. Дыхание (слабое дыхание не дает хороший голос, надо следить за осанкой – спина прямая, плечи, шея ненапряженны).
    2. Голос – звук, который мы издаем при разговоре (у всех свой, повышается, понижается).

    Поиграем в игру.

    “Прислушайся к своему голосу” (физминутка)

    Я не умею читать выразительно. (прочитать, учитывая знаки препинания)

    (голос надо беречь, через него выражают чувства).

    3. Дикция – четкое произношение звуков и слов.

    – А теперь, используя “инструменты” чтения прочитаем стихотворение.

    Итак. – Чему мы сегодня научились?

    – Что вам больше всего запомнилось?

    – А как думаете, что главное в этом стихотворении?

    Урок литературного чтения по теме : Н.Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Цель урока: совершенствовать знания о творчестве русского писателя, активизировать внимание учащихся на значимость роли природы в его произвндениях, изучив отрывок произведения “Дедушка Мазай и зайцы”

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_literaturnogo_chteniya.docx33.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    по теме Н.А.Некрасов

    « Дед Мазай и зайцы»

    Подготовила и провела Лазарева Г.А.

    Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

    • Создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать;
    • Создать условия для осознания поступка главного героя на основе решения проблемной ситуации урока.
    • Обсудить с обучающимися, какими качествами должен обладать человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
    • Способствовать развитию умений работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
    • Отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
    • Находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
    • Выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
    • Формулировать основную мысль текста;

    Обучаемый получит возможность

    • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
    • Выразить свое отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
    • Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

    Обучаемый получит возможность

    • Ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.
    • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).

    Обучаемый получит возможность

    • Давать самооценку своей деятельности в группе.
    • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
    • выразительно читать и пересказывать текст;
    • учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать других.

    Обучаемый получит возможность

    • Работать в группе, взаимодействовать с участниками группы с целью решения учебной задачи.
    • Оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
    • Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

    Обучаемый получит возможность

    • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
    • Выразить свое отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

    – Улыбнулись, улыбнулись соседу, улыбнулись одноклассникам.

    Психологический настрой: (Слайд 1)

    Мы будем разговаривать,

    Мы будем выговаривать

    Все правильно и внятно,

    Так правильно и внятно

    Чтоб было всем понятно.

    Речевая разминка. ( Слайд 2)

    Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения

    Делу время , потехе час.

    А теперь пора и за работу!

    2. Сообщение темы и цели урока

    1. Работа с загадкой

    – Послушайте загадку:
    Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
    В улей пчела первый мёд принесла.
    Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

    – Назовите отгадку, обоснуйте свой ответ.

    – Как вы понимаете выражение «зазвенели ручьи»? (Слайд 3)

    Посмотрите на картину известного художника Левитана, которая называется «Весна. Большая вода»

    • А как называется явление происходящее весной, когда река разливается?

    «Половодье ».( сл 4)

    Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов.

    Сегодня на уроке мы побываем в гостях, научимся составлять характеристику главного героя, будем наслаждаться красотой русской поэзии, а поможет нам в этом хорошее настроение, ваше желание и произведения Н.А.Некрасова, выставка которых у нас на доске, на одном из них мы сегодня остановимся.

    А пока я вас познакомлю с краткой биографией Некрасова.

    Портрет Н.А. Некрасова . (Слайд 5)

    Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда на Украине, где служил его отец. Когда мальчику исполнилось три года, семья переезжает в деревню Грешнево Ярославской губернии (области), что на реке Волга. Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русого языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. Что вы можете дополнить о Некрасове?

    -Я знаю, что Н. А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе. Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы крестьян.

    – Я хочу дополнить к ответу, что родители его были очень богатые. Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, играть с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин.

    -А еще, я помню, что он в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на санках.

    – Я хочу дополнить к ответу, что он всегда был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту.

    Учитель: Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.

    Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. Называется это стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

    – Какую учебную задачу мы поставим на урок? (Познакомиться с новым произведением Н.А.Некрасова)

    Есть очень интересная история написания стихотворения ” Дедушка Мазай и зайцы”

    (краткий рассказ учителя)

    – В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы” Мы побываем у него в гостях. (Слайд 6)

    3. Просмотр мультфильма (Отрывок мультфильма)

    а) проверка восприятия

    – О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?

    – Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

    4. Вторичное восприятие текста.

    Чтение по цепочке с карандашом, подчёркивая непонятные слова

    – Что вы узнали о Мазае из просмотренного? (любит свой низменный край до страсти, жалеет животных, носил поесть им в зимние стужи, осуждает деревенских мужиков за жестокость)

    – О чём же это стихотворение?

    (наверное, о том, как Дедушка Мазай спасал зайцев)

    – Почему зайцам потребовалась помощь?

    Половодье-река вышла из берегов, разлилась – стихийное бедствие, природное явление)

    – Вспомните мой рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться)

    – Вы видели, чтобы Мазай выстрелил? (Слайд 7)

    5. Прием “Побуждающий диалог”

    – Какое противоречие вы заметили?

    – Какой у вас возник вопрос?

    (- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?)

    – Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

    Качеств, черты характера деда Мазая . Портрет Мазая ( Слайд 8)

    6. Поиск решения (открытие нового знания) ( слайд 9-16 )

    – Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, (слова прочитываются вслух, ставится ударение, проговаривается значение слов)

    Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных

    Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)

    Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)

    Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета

    Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.

    Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

    Теперь нам намного легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.

    (на доске сзади) – соединить стрелочками , у каждого отдельно- работа в парах)

    Мой первый друг, мой друг бесценный

    Рассказчик вспоминает о своём друге, которого потерял сорок лет назад. Повествование ведётся от первого лица.

    Все ребята старого московского двора учились в двух ближайших школах, но Юре не повезло. В год, когда он пошёл учиться, был большой наплыв учеников, и часть ребят отправили в отдалённую от дома школу. Эта была «чужая территория». Чтобы избежать драки с местными, ребята ходили в школу и из школы большой компанией. Только на «своей территории» они расслаблялись и начинали играть в снежки.

    Во время одного из снежных сражений Юра увидел незнакомого мальчика — тот стоял в сторонке и робко улыбался. Оказалось, что мальчик живёт в Юрином подъезде, просто родители всё детство «выгуливали» его в церковном садике, подальше от плохой компании.

    На следующий день Юра вовлёк мальчика в игру, и вскоре они с Павликом подружились.

    Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик, затем юноша ‹…› если сумел так прочно войти в душу другого человека.

    До знакомства с Павликом Юра «уже был искушён в дружбе» — у него имелся закадычный друг детства, красивый, стриженный под девочку, Митя — «слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости». От отца-адвоката «Митя унаследовал дар велеречия» и пользовался им, когда Юра замечал, что друг завидует ему или ябедничает.

    Митина вздорность и постоянная готовность к ссоре казались Юре «непременной принадлежностью дружбы», но Павлик показал ему, что существует иная, настоящая дружба. Поначалу Юра покровительствовал робкому мальчику, «вводил его в свет», и постепенно все начали считать его главным в этой паре.

    На самом деле друзья не зависели друг от друга. Общаясь с Митей, Юра привык «к моральному соглашательству», а потому нравственный кодекс Павлика был строже и чище.

    Прощение предательства немногим отличается от самого предательства.

    Родители опекали Павлика только в раннем детстве. Повзрослев, он стал полностью самостоятельным. Павлик любил родителей, но не позволял им управлять своей жизнью, и те переключились на его младшего брата.

    Павлик никогда не вступал в сделку с совестью, из-за чего его дружба с Юрой однажды чуть не закончилась. Благодаря репетитору, Юра с детства прекрасно знал немецкий язык. Учительница любила его за «истинно берлинское произношение», и никогда не спрашивала домашнее задание, тем более что учить его Юра считал ниже своего достоинства. Но однажды учительница вызвала Юру к доске. Заданного им стихотворения Юра не выучил — он отсутствовал несколько дней и не знал, что задавали. Оправдываясь, он сказал, что Павлик не сообщил ему о домашнем задании. На самом деле Юра сам не спросил, что было задано.

    Павлик воспринял это как предательство и целый год не разговаривал с Юрой. Тот много раз пытался помириться с ним без выяснения отношений, но Павлик этого не хотел — он презирал обходные пути, и ему не нужен был тот Юра, каким он раскрылся на уроке немецкого. Примирение произошло, когда Павлик понял, что его друг изменился.

    Природа дружбы иная, чем у любви. Легко любить ни за что и очень трудно — за что-нибудь.

    Павлик был «умственным» мальчиком, но родители не обеспечивали ему «питательной среды». Отец Павлика был часовщиком и интересовался исключительно часами. Его мать казалась женщиной, «не ведавшей, что изобретено книгопечатание», хотя её братья — химик и биолог — были крупными учёными. В семье Юры царил культ книг, и это было необходимо Павлику как воздух.

    С каждым годом друзья становились всё ближе друг другу. Вопрос «Кем быть?» встал перед ними гораздо раньше, чем перед их сверстниками. Ярко выраженных пристрастий у ребят не было, и они начали искать себя. Павлик решил пойти по стопам одного из своих знаменитых дядьёв. Друзья варили гуталин, не дававший обуви блеска, и красные чернила, пачкавшие всё, кроме бумаги.

    Поняв, что химиков из них не выйдет, ребята переключились на физику, а после неё — на географию, ботанику, электротехнику. В перерывах они учились балансировке, удерживая на носу или подбородке разные предметы, чем приводили в ужас Юрину маму.

    Тем временем Юра начал писать рассказы, а Павлик стал актёром любительской сцены. Наконец, друзья поняли, что это и есть их призвание. Юра поступил на сценарный факультет института киноискусств. Павлик же «провалился на режиссёрском», но на следующий год блестяще сдал экзамены не только во ВГИК, но и ещё в два института.

    В первый день войны Павлик ушёл на фронт, а Юру «забраковали». Вскоре Павлик погиб. Немцы окружили его отряд, засевший в здании сельсовета, и предложили сдаться. Павлику стоило только поднять руки, и жизнь его была бы спасена, но он оказался и сгорел заживо вместе с солдатами.

    Сорок лет прошло, а Юре всё ещё снится Павлик. Во сне он возвращается с фронта живым, но не хочет подходить к другу, говорить с ним. Проснувшись, Юра перебирает свою жизнь, пытаясь найти в ней вину, которая заслуживает такой казни. Ему начинает казаться, что он повинен во всём зле, творящемся на земле.

    Мы все виноваты друг перед другом и во сто крат сильней — перед мёртвыми. И надо все время помнить об этой своей вине, — быть может, тогда исполнится самая святая мечта: ‹…› вернуть к жизни ушедших.

    Однажды приятель пригласил Юру на недавно купленную им дачу — сходить по грибы. Прогуливаясь по лесу, Юра наткнулся на следы давних сражений и вдруг понял, что где-то здесь и погиб Павлик. Впервые он подумал, что в окружённом врагами сельсовете «творилась не смерть, а последняя жизнь Павлика».

    Наша ответственность друг перед другом велика. В любой момент нас может призвать и умирающий, и герой, и усталый человек, и ребёнок. Это будет «зов на помощь, но одновременно и на суд».

    Понравился ли пересказ?

    Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

    Краткое содержание Нагибин Мой первый друг, мой друг бесценный

    Все началось с того, что нас определили в далекую от дома школу. Здесь мы были чужаками, и, чтобы избежать стычек, домой ходили группой. Пройдя бульвар, мы обычно расслаблялись и начинали дурачиться. Ну а, достигнув Телеграфного переулка, и вовсе прекращали бояться. Вместо этого мы боролись, орали песни и играли в снежки, если дело было зимой.

    Однажды я заметил тонкого бледного мальчика. Он стоял в стороне и с тихим восхищением наблюдал забавы ребят. Поиграть его никто не приглашал. Со временем, я поймал себя на мысли, что выставляюсь перед ними, громко крича и жестикулируя. Вспыхнувшая обозленность на себя перекинулась на этого незнакомца. Почему он все время тянулся за нами?

    Ребята подняли меня на смех – оказалось, мальчика звали Павлик и жил он в моем доме этажом ниже. И я сразу изменил свое отношение, решив втянуть его в наши забавы. Так началась наша дружба. Хотя на тот момент я не считал эти отношения дружбой, скорее знакомством. На ту пору у меня уже был лучший друг.

    Черноволосый, стриженый под девочку Митя Гребенников дружил со мной уже больше 5 лет. Сын адвоката, он умел ввернуть высокопарные фразы в момент, когда мы ссорились из-за его высокомерности или хвастовства. Вздорный характером, он всегда был готов к ссоре и последующему скорому примирению, которое он облекал в пышность фраз.

    Мите нравилось ходить со мной в обнимку, подчеркивая дружбу, фотографироваться на Чистых прудах. На фоне его девчачьей красоты я выглядел заурядно.

    Однажды друг оболгал меня, рассказав о карточной игре на деньги, за которой был пойман сам. Мы помирились и еще два года играли в это подобие дружбы, но потом я понял, где скрывалась истинная дружба. Она была этажом ниже.

    С Павликом мы были всегда вместе. Со стороны казалось, что ведущий я, а он ходит все время за мной. Но на самом деле это я нуждался в его нравственной чистоте.

    А потом я соврал на уроке немецкого, что Павлик не сказал мне о заданном на дом стихе.

    Я поступил подло и низко, но не потому, что оболгал, а потому, что предал друга.

    Год спустя я написал ему записку с просьбой прийти, и он пришел мгновенно, словно поняв, что за этот год во мне умерло что-то мерзкое…

    Так мы снова стали друзьями. Взрослели, искали свои увлечения вместе – в физике, химии, географии. Не могли найти, пока я не начал писать рассказы, а Павлик пробовать себя на сцене.

    А потом началась война.

    Окруженный немцами в здании сельсовета Павлик с остатками отряда отказались сдаться в плен. Здание подожгли, но ни один человек оттуда не вышел.

    Он до сих пор является мне во снах, отчужденный, как в тот год ссоры. Я пересматривал свою жизнь и не мог найти, в чем я перед ним виноват.

    А потом понял, что виноват во всем плохом, происходящем на земле, поскольку сам являюсь единицей человеческого общества. И наша ответственность перед остальными намного больше, чем кажется.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    Нагибин. Все произведения

    • Зимний дуб
    • Мальчики
    • Мой первый друг, мой друг бесценный
    • Сирень
    • Старая черепаха
    • Эхо

    Мой первый друг, мой друг бесценный. Картинка к рассказу

    Сейчас читают

    Продавал один мужик на базаре черного козла. Подошел к нему старик, на вид вполне вроде бы почтенный, одетый в новый кафтан, только полы этого нового кафтана почему-то были мокрые. Стал старик прицениваться к козлу.

    В произведении «Города и годы», написанном советским писателем Константином Александровичем Фединым, повествуется о событиях начала 20 века.

    В одном доме сварили как-то замечательный кисель. Хозяева и дети их с удовольствием его ели да нахваливали сладость и мягкость кушанья. И так он им по вкусу пришелся, что велели кухарке каждый день его к столу подавать

    Это произведение Гессе о фантастическом будущем мира состоит из трёх частей. В первой части описывается история идеальной страны, где даже отсутствует время. Во второй показана жизнь главного героя романа – Кнехта Йозефа

    Сейчас большинство людей говорят о том, что народы приблизились к тем границам, за которыми либо перерождение каждого духовно, либо его погибель. Спасение же заключается в духовном возрождении, любви к Отчизне и своим родным

    Нагибин “Мой первый друг, мой друг бесценный”: краткое содержание какое?

    Краткое содержание “Мой первый друг, мой друг бесценный” Юрия Нагибина.

    Очень тяжело такие истории пересказывать кратко, ведь это как сама жизнь, которую надо прожить или хотя бы понаблюдать за ней.

    Жила была мальчишеская компания. Они должны были держаться вместе, так как ходили в школу в другом районе, где считались чужаками. И вот однажды автор заметил еще одного мальчика, который постоянно наблюдал за их компанией. Сначала он подумал, что это кто-то чужой, но другие ребята объяснили ему, что живет этот “шпион” в том же доме, прямо под автором. И тогда во время одной из игр в снежки автор и решил познакомиться с Павликом.

    Сначала автор не считал Павлика другом, думал, что он покровительствует Павлику, помогает ему стать своим в компании мальчишек. А другом автор считал некоего Митю, с которым был знаком с детства. Митя недавно переехал в новый красивый дом – и тут же стал презрительно отзываться о тех, кто жил в старом. Митя за мелкую обиду набросился на автора с ножом, а потом просил прощения. Митя постоянно завидовал автору, даже по мелочам, ябедничал на него, использовал для того, чтобы самому казаться лучше. И это автор и считал дружбой. И только познакомившись с Павликом автор понял, что такое настоящая дружба.

    Например, однажды он забыл спросить у Павлика домашнее задание, но сказал учительнице, что это Павлик не передал ему задание полностью. Сказал случайно – сам сразу не сообразил, что не спросил Павлика именно о немецком языке. Учительница отругала Павлика, и он сразу же перестал как-то общаться с автором. Вначале автор пытался помириться, говорил, что на учительницу обижаться не стоит. И только потом понял, что обида была на него самого. Они не общались целый год. Но когда автор понял, что именно он сделал не так, их примирение состоялось как бы само собой, как будто и не было никакой ссоры и обиды.

    Окружающим автор казался флегматичным, ничем не интересующимся. Но автор знал, что на самом деле это было совсем не так. Они и подружились-то, как выяснилось позже, потому, что Павлику отчаянно не хватало общения с умным человеком, собеседником. В попытках определиться со своим будущим они занимались и химией, и физикой, и географией, и даже цирковым искусством балансировки – занимались отчаянно, со всем пылом и страстью, с пожарами, взрывами, короткими замыканиями. Когда они решили, что должны прыгнуть с парашютом (с зонтиками из окна), то по жребию прыгать выпало автору. Он прыгнул, сильно ударился и получил перелом и сотрясение. Павлик примчался сразу же, но не стал сочувствовать или помогать. Он сразу же отобрал у автора зонтики и прыгнул с ними сам.

    Нашли они себя по-разному: автор – в писательстве, Павлик – в театральном искусстве. И даже не предлагали друг другу идти вместе – ощущали, что каждый нашел именно свой путь, и это никак не помешало их дружбе.

    А потом была война. Павлика ушел на войну сразу, автор – на следующий год. Павлик к тому времени уже погиб – просто не предав себя и своей правды, сгорев в подожженном фашистами здании, но отказавшись сдаваться в плен и сражаясь до последнего.

    Павлик периодически снится автору. Это не счастливый сон – во сне Павлик выжил, но при этом не желает общаться с автором. Долго автор пытался понять, что теперь сделал не так, ведь он ни в чем не виноват. А потом решил, что именно в этом и есть его вина, искупить которую он уже не сможет. ведь Павлик мертв. Он умер, чтобы другие жили, о автор плохо распорядился своей жизнью – не боролся с неправдой, молчал, когда следовало кричать, верил клевете.

    Однажды автор уже через много лет после войны пошел в лес за грибами, и вдруг наступил ногой на моток колючей проволоки. И внезапно понял, что находится примерно в тех местах, где погиб Павлик. И тогда-то автор и понял до конца, что, пока человек жив, он должен испытывать ответственность – и перед живыми, и перед мертвыми.

    Детский час

    для детей и родителей

    Отзыв о рассказе Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» — два мальчика, жившие в одном доме. Одного из них звали Юра. Поначалу они были незнакомы друг с другом.

    Школа, в которой учились мальчики, находилась далеко от дома, и после занятий те, кто жил в одном дворе, устраивали по пути домой шумные игры.

    Однажды зимой, когда ребята после занятий играли в снежки, Юра обратил внимание на мальчика, который стоял поодаль и наблюдал за игрой. От знакомых ребят Юра узнал, что этот мальчик живет в его доме и учится в той же школе.

    Юра познакомился с этим мальчиком и узнал, что его зовут Павликом. Оказалось, что Павлик живет этажом ниже Юры. Так началась их дружба. До знакомства с Павликом Юра дружил с мальчиком по имени Митя, который имел сложный характер, и дружить с ним было трудно. Митя часто обижался на Юру по разным пустяковым поводам, но потом быстро успокаивался и приходил мириться.

    Павлик был совсем другим. Он обладал особой нравственной силой, которая давала ему психологическое превосходство над другими людьми. Павлик совершенно не принимал никаких сделок с совестью. Однажды, когда Юре и Павлику было уже по четырнадцать лет, произошел случай, показавший, насколько Павлик не приемлет предательства в дружбе.

    Юра с детства занимался немецким языком и хорошо знал его. Учительница немецкого языка выделяла его среди других учеников и ставила Юре хорошие оценки. Но однажды она вызвала Юру к доске и стала спрашивать стихотворение, которое Юра не выучил, потому что несколько дней не ходил в школу. И тут Юра не нашел ничего лучшего, как сказать учительнице, что Павлик ничего не сказал ему про домашнее задание по немецкому языку. Тогда учительница отчитала Павлика, а Юре разрешила прочитать любое стихотворение по его выбору.

    Но когда Юра вернулся на свое место, он обнаружил, что Павлика рядом нет. Оказалось, что тот собрал свои вещи и пересел за другую парту. После того случая Павлик целый год не общался с Юрой, не желая простить другу предательства. И только когда Павлик понял, что Юра изменился, он снова стал с ним общаться.

    Большой проблемой для двух друзей было определение призвания в жизни. Они одинаково ровно учились по всем предметам и не могли решить для себя, кем хотят стать во взрослой жизни. Сначала они занялись химией и с увлечением варили гуталин. После химии настал черед физики, но и она не увлекла ребят. Потом было увлечение географией, а вслед за ней – электротехникой, закончившееся пожаром в квартире и вызовом пожарных.

    Потом друзья надолго увлеклись балансированием и могли часами держать на носу различные предметы, вызывая недовольство родителей столь бестолковым занятием. Еще были прыжки с зонтиками из окна кухни, которые заканчивались выбитыми зубами.

    Но со временем пристрастия друзей определились: Юра начал писать рассказы, а Павлик увлекся сценой и начал выступать в любительском театре. А потом война все расставила по своим местам. Павлик сразу ушел на фронт и вскоре погиб. Как потом узнал Юра, немцы предлагали Павлику и его товарищам сдаться в плен, но Павлик не стал этого делать и погиб в бою с врагами.

    С той поры прошло много лет. Юра стал взрослым человеком, но он до сих пор испытывает чувство вины перед Павликом за то, что не стал таким, как он – человеком, неспособным на сделки с совестью.

    Таково краткое содержание рассказа.

    Главная мысль рассказа Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» заключается в том, что в дружбе самое важное – перенять у друга все лучшее, что есть в его характере. Павлик был человеком высоконравственным, не способным на сделки с совестью и на предательство. В первые дни войны он мог сдаться в плен и остаться в живых, но он не стал этого делать и предпочел погибнуть в бою. Юра ценил душевные качества своего друга, но считал, что он сам не смог до конца стать таким же, как Павлик.

    Рассказ Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» учит ценить дружбу и никогда не предавать друзей. Юра, учась в школе, однажды выставил Павлика в неприглядном свете, и Павлик после этого целый год не общался с Юрой, не сумев простить неоднозначный поступок друга.

    В рассказе мне понравились главные герои, Юра и Павлик, которые настойчиво искали свое призвание в жизни и перепробовали множество разных увлечений. Друзья сумели найти себе дело по душе, но их планы разрушила война.

    Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»?

    Друга иметь — себя не жалеть.
    Предательством счастья не сыщешь.
    За совесть, за честь хоть голову снесть.
    Во всем нужно знать меру.

    Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

    Ссылка на основную публикацию