Анализ стихотворения Дума Некрасова

“Дума” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Стихотворение «Дума», анализ которого представлен ниже, является одним из самых известных и значимых творений Михаила Лермонтова. Название произведения полностью вписывается в определение думы. Весь стих представляет собой размышление поэта о тщетности бытия своего поколения, о его бесчувственности и безразличии к жизни.

Идея и краткое содержание стихотворения «Дума» является отражением мыслей поэта, его наблюдений и сокровенных переживаний. И по сей день это произведение является образцом классической поэзии, на долгие годы оставив след в русской литературе.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках».

Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения.

Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.

Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.

Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Стихотворный размер

В основе произведения лежит шестистопный ямб, чередующийся с четырехстопным и пятистопным с перекрестной рифмовкой. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и сумбурность.

Средства художественной выразительности

Произведение богато средствами художественной выразительности, которые придают строкам мелодичность и неторопливость, свойственную раздумьям. Поэт особенно часто использует эпитеты, сравнения и метафоры.

Эпитеты«презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «насмешкой горькою», «бесполезный вклад», «тощий плод», «толпой угрюмой». Все они имеют негативную эмоциональную окраску и задают настроение произведения.

Метафоры«чаша наслаждения», «огонь кипит в крови». Также автор выражает равнодушие и безучастие к жизни, которая подобна «на празднике чужом».

Сравнение «жизнь томит как ровный путь без цели» выражает отстраненность от всех эмоций и переживаний.

Заключение

Литературные и стилевые особенности, присущие всей поэзии Лермонтова, делают это произведение образцом гражданско-философской лирики. Автор затрагивает остросоциальные проблемы, актуальные и для взрослых читателей, и для учащихся младших классов.

Образ лирического героя, посыл и главная мысль стихотворения призваны пробудить в сердцах читателей желание к переменам и решимость взять свою судьбу в свои руки, чтобы жизнь не прошла мимо тускло и бессмысленно.

Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану


Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.
Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.

История создания

Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.

В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».

Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.

Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».

Тема и идея стихотворения

Стихотворение называется «Дума». И наверняка оно стало плодом наблюдений за офицерами в этом самом «сумасшедшем доме». Большинство из них часы досуга посвящало пьянкам, карточным играм, другим увеселениям. Лермонтов с молодых лет начал задумываться о смысле жизни. Воспитанный на творениях Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не находили поддержки у ровесников.

Тема стихотворения «Дума» — это философское размышление о судьбе целого поколения, утомленного жизнью. Основная мысль стихотворения – это переживание поэта о том, что

Идея стиха была духовно близка и Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через 3 года после написания «Думы» Герцен записал в своем дневнике следующее:

Проблематика

Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».

Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.

Композиция, построение стихотворения

Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Впрочем, Лермонтов в этом не повинен. В русской литературе эти каноны начал нарушать еще Державин. Профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.

Композиция стихотворения простая. Стихотворение цельное, одночастное, хотя и разбито на отдельные строфы. Первая строфа стихотворения состоят из 16 строк, третья строфа – из 12 строк, вторая и четвертая строфы содержат по 8 строчек. Рифмовка перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими. Размер стиха – шестистопный ямб, обеспечивающий произведению задумчивую неторопливость.

Тематика

«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.

Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:

Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад…».

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры.

По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.

Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.

Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Сюжет

Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».

Основная идея

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Художественное своеобразие произведения

В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.

Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.

Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”. Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомком, исчезнут с лица земли незамеченно и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Средства художественной выразительности

В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
  • Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
  • Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
  • Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».

Настроение общества первой половины 19 века

1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.

После поражения декабристского восстания настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, равнодушие и бесцельность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре, форма которого предопределена поэтами-декабристами.
По содержанию жанр близок к философской элегии, тесно переплетенной с романтической новеллой и лирической исповедью. Белинский, напротив, увидел в творении автора «сатиру…, как законный вид поэзии», ибо под «сатирой» он разумел «громы негодования… оскорбленного позором общества».

Читайте также:  Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова (10 класс)

Всё построение «Думы» основано на развитии мысли. Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.

Композиция стихотворения выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.

Произведение состоит из трех частей:

  1. Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
  2. В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
  3. В третьей — финальной — звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя, присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.

Анализ кратко

«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение. Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения.
С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним. Молодые люди полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих. Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.

Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.

Н.А. Некрасов: обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ стихотворения «Современная ода»

    Опубликовано 16.10.2020Образование

Н.А. Некрасов: обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ стихотворения «Современная ода»

Продолжаем анализ произведений, входящих в перечень ЕГЭ по литературе. В предыдущих статьях мы уже коснулись темы лирики Некрасова, а сегодня мы полностью посвятим статью его гениальной поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и сделаем анализ стихотворения «Современная ода». Мы специально выбираем для вас стихотворения и делаем его полный анализ (как доктор прописал) не из кодификаторов ЕГЭ. Такой подход, во-первых, расширит ваш кругозор, а во-вторых избавит от непроизвольного заучивания предоставленного материала (ведь вам необходимо самостоятельно думать).

Подробную биографию Некрасова мы уже излагали, поэтому приступим сразу к изучению произведений и их анализу.

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Великая поэма Некрасова, подлинным героем которой является русский народ, была начата вскоре после крестьянской реформы 1861 года.

Обманутую, обобранную реформой крестьянскую Русь показал в своей поэме автор. Изображая невыносимую жизнь крестьян, Некрасов указывал, что их долготерпение уже дошло до предела и что только революционным путем они могут завоевать свое счастье.

Потому то одним из главных героев поэмы является Савелий, «богатый святорусский», человек титанических сил, выступающий в роли беспощадного народного мстителя. Некрасов с глубоким сочувствием отмечал эти одиночные взрывы стихийного народного гнева, так как они, по его убеждению, свидетельствовали, какие могучие силы протеста и классовой ненависти уже успели накопиться в народе. Выявлению этих сил и посвящены первые три части поэмы.

Но к тому времени, когда Некрасов принялся за работу над четвертой частью («Пир на весь мир». К середине 70-х годов начался новый подъем освободительного движения. Он и определил собою ту новую тему, которая наметилась в поэме Некрасова, — тему «народного заступника», ведущего революционную борьбу в крестьянской среде. В связи с этим совсем по-новому ставит Некрасов и проблему счастья. Из множества лиц, изображенных в поэме, единственный счастливиц – сын дьячка Григорий Добросклонов, в сердце которого, как говорит поэт:

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлатчине

Смешалась – и лет пятнадцать

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет

Здесь речь идет о революционном служении народу, что подтверждается и другим стихотворным отрывком:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь

Эти строки дают ясное представление о том, каково было подлинное служение Г. Добросклонова его любимой «вахлатчине». Благодаря им приобретает многозначительный смысл и восклицание Григория:

«Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси!»

Этот идеал, в осуществлении которого молодой разночинец Григорий видел единственную цель своей жизни, и хотя этот путь обрекал его на сибирскую каторгу и раннюю смерть, он по мысли Некрасова, был обладателем наивысшего счастья, какое только было возможно в России для демократической интеллигенции 70-х годов.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Современная ода»

Стихотворение «Современная ода» самим своим названием полемически противопоставлено стихам, уводившим читателя от мрачной крепостнической действительности.

Подлинным началом своей литературной деятельности Некрасов считал «Современную оду». Это было первое стихотворение, помещенное в «отечественных записках» (1845 год не под псевдонимом, а с подписью «Н. Не-в». Весьма большое значение в строении стихотворения имеет образ повествователя, носителя индивидуальных речевых особенностей. Самая интересная особенность, суть которой заключается в том, что автор как будто старается скрыть свой личный взгляд и вместе с тем остается постоянно верен ему везде, присутствует и в этом стихотворении.

Отражая действительность путем изображения конкретных жизненных фактов и явлений, для нее типичных, писатель или поэт при помощи слова добивается ее пластичного выражения. Здесь следует сказать о тропах и их видах, используемых в данном тексте.

Троп представляет собой употребление слова в переносном значении, то есть выделение его вторичных признаков для характеристики какого-либо явления. В «Современной оде» имеют место метонимии:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены

У сирот беззащитных и вдов.

В данном случае существенно, что именно выделено для замещения, какое свойство явления признано поэтом наиболее важным и показательным. У Некрасова не случайно выделение помощи злодею и упоминание о червонцах. В данном случае именно помощью злодею герой заполучает червонцы.

Своеобразным проявлением того же замещения по зависимости является ирония. В Этом случае замещение происходит в обратной зависимости.

Украшают тебя добродетели

До которых другим далеко,

И – беру небеса во свидетели –

Уважаю тебя глубоко…

Здесь добродетель – явное взятничество, ложь, лицемерие, подлость, а уважение – насмешека и презрение.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть;

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь.

Здесь идет органическое сочетание иронии и сатиры. Все богатства эти нажиты нечестным путем, путем взяточничества и подхалимства.

Величина фразы или запутанности ее построения, характер произнесения слов (вопросы, восклицания, спокойное повествование и так далее) – все это является новым средством организации речи повествователя, усиления ее характерности.

В зависимости от интонационно-синтаксической организации речи (не говоря о смысловой стороне), меняется само представление о характере героя, отношению к нему автора.

Тончайшие интонационные оттенки помогают писателю открывать все новые оттенки смысла. Конкретной выразительности речи.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть;

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь.

Сама синтаксическая структура этой строфы, короткое утверждение, обобщение, восклицание и незаконченность последней строки, как бы оставляющей догадываться читателю самому об истинном смысле, заключенном в строк «за твою добродетель и честь!…», — все это определяет ту выразительность и полноту, которую мы придаем строфе при ее восприятии.

Выразительность речевых средств, при помощи которых поэт передает переживание, достигается степенью соответствия лексики, тропов, интонационно-синтаксических форм, звукового строя речи, ритма тем чувствам и мыслям, которые выражены в стихотворении. Если такого соответствия нет. То стихотворение не оказывает на нас большого воздействия, мысль не высказана в нем с необходимой эмоциональной силой, хотя сама по себе и верна.

Именно поэтому художественная форма целостна. Она не распадается на отдельные частные композиционные, стилистические и тому подобные элементы, каждый из которых как бы непосредственно выходит к идейному содержанию произведения и выражает его сам по себе.

Стихотворение «Современная ода» характерно для Некрасова прежде всего тем, что в нем затронута одна из наиболее существенных сторон крепостнической действительности. Оно представляет собой сатиристическое раскрытие ложного бескорыстия и псевдодобродетели. Стихотворение композиционно распадается на четыре части. Первая – вводная, она же будет и заключительной, иронизирующее восхваление всех зримых и незримых псевдоположительных качеств обобщённого героя, вторая, третья и четвертая – рассказ о поступках и их мотивирующих, помогающих раскрыть героя как личность.

В первой и пятой строфах Некрасов чрезвычайно тонко использует звуковые повторы для передачи эмоционального состояния, которое овладело им. Звуковые повторы проходят здесь через всю строфу: (б-д-у-о).

В самом деле, роль звукового повтора в том, что он выделяет связанные с ним слова, заставляет произносить их с особой подчеркнутостью; это – звуковой курсив, который позволяет наиболее нужные и важные слова в строке выделить на первый план, придать им подчеркнутое эмоциональное звучание. Отсутствие звуковых повторов «засушивает» стих.

Новый элемент речевой выразительности – это повтор строфы в начале и в конце стихотворения. Это композиционно-словесное кольцо, образуемое строфой, подчинено смысловому заданию стихотворения, повторение усиливает смысловой контраст, с которым поэт пытается одинаковым словесным содержанием придать различный смысл.

Весь пафос стихотворения как бы сведен в острие его завершающей последней строфы и даже двух последних строках, к ним стягивается все стихотворение. Соответственно с этим и интонационно-ритмическое строение стихотворения подчинено именно этому движению сарказма, раскрытого в стихотворении.

Существующие системы стихосложения распадаются, в основном, на две большие группы: стихосложение количественное (квантитативное) и стихосложение качественное (квалитативное). К качественному стихосложению относятся три основных вида: силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое.

Значительно более четкой является соизмеримость ритмических единиц силлабо-тонического стиха. В нем учитывается не только число ударений, но и место их расположения. То есть соотношение с безударными слогами. Ямб и хорей образуют группу двухсложных размеров, дактиль, амфибрахий и анапест – группу трехсложных размеров. В двухсложных размерах ударения падают на четные (в ямбе). Или нечетные (в хорее) слоги, а в трехсложных размерах они падают через два слога на третий.

Не гнушаешься темной породою:

«Братья нам по Христу мужички!»

И родню свою длиннобородою

Не гоняешь с порога в толчки

В данной строфе прослеживается распределение ударений на слогах: 3-6-9-12-15-18. Такой размер характерен для анапеста.

Анализ стихотворения Влюбленному Некрасова

Некрасов воспринимается многими читателями 21 века, как поэт, пишущий только на гражданскую тематику. Однако, также Некрасов много пишет романтичных стихов, в его поэзии много любви и нежности, философии о чувствах к женщине. Данные стихи он посвящал своему объекту обожания Панаевой, а сборник назывался «панаевский цикл». Стихотворение «Влюбленному» Некрасов написал в 1855 году, и оно тоже относится к «панаевскому циклу». Как и у многих пар, у Некрасова с Панаевой часто были ссоры, разногласия и споры, которые доходили о битья посуды, но все же через некоторое время все стихало. Отношения их никогда не были стабильными, но им это даже нравилось.

В стихотворении «Влюбленному» читатель встречает героя, которые уже давно остыл от жарких романтических чувств. Герой сам указывает на утрату чувств. Текст напрямую говорит о том, что все это как послание или письмо к самому себе, но только прошлому. Любовь и все те испытания, которые он прошел – трудная дорога жизни. Все это сравнение отношений Некрасова с Панаевой, они стояли на своем, были своенравны, и каждому хотелось победить в эдакой дуэли, но при этом оба они были чувствительны и ранимы. Все те мечты о будущем вместе, что на уме у героини, ему кажутся всего лишь несбыточными желаниями, и он называет их розовыми.

Герой стихотворения скрытен, ему вовсе не хочется раскрывать все свои чувства, однако, внутри кипит вулкан, который вот-вот взорвется. Ему стыдно за них, за то что они вообще у него есть, он не показывает их друзьям, и даже своей возлюбленной. Однако герой затем признается, что ему приятно вспоминать о всех этих чувствах, что таились у него внутри, он облекает это все в некую иронию. Поэт сравнил свои воспоминания, которыми он не боялся делиться, с тем, когда вор, никого не спрашивая, вламывается в дом, а вора в этом произведении это лирический герой настоящего дня, дом же это все темные уголки его души, в которых читатель находит трогательные моменты из прошлого. Закоулки же принадлежат хозяину, а тот есть все тот же герой, но из прошлого, именно поэтому Некрасов акцентирует на том, что его больше нет в жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

Главная мысль в стихотворении Некрасова «влюбленному» в том, что прежние чувства продолжают бурлить в людях, они никуда не деваются, просто со временем притупляются, потому что люди хотят забыть их, уйти от прошлого. Счастье любви как раз в этом, она с годами почти не тускнеет.

Анализ 2

Когда человек является живым, навряд ли кто-то намеренно станет посягать на изучение его внутренностей, но когда он мертв, иногда тело отправляется в анатомический театр и превращается в набор препаратов, которые тщательно разбираются студентами, являются помощниками в изучении анатомии. Подобным образом Некрасов относится и к собственным чувствам, которые угасли и теперь стали безжизненными.

Он (или его лирический герой, который на самом деле с высокой вероятностью является все-таки самим Некрасовым, так как стихотворение входит в панаевский цикл) вспоминает о былых чувствах, которые теперь остались вне пределов его души. Они как увядший цветок, тот самый цветок, который поэт когда-то трепетно хранил «томим боязнию ревнивой» и куда «не допускал никого». Теперь автор спокойно смотрит на этот цветок и отрывает лепестки, он не видит более ничего ценного в прошедших чувствах.

На самом деле вся любовная лирика Некрасова довольно печальна, равно как сами отношения поэта с Авдотьей Панаевой, которой он был предан практически на протяжении всей жизни, хотя и имел отношения после расставания с ней. В этой лирике нередко возникает тема бренности любовных чувств. Когда-то они кажутся святыми, чем-то невероятным, но оказываются в итоге угасшим пламенем, хотя и благодатным.

В этом стихотворении автор обращается к читателю, к некоему влюбленному и о чем он говорит? Послание поэта весьма грустно, он говорит о прахе любви, о том как там где был огонь, остаются огоньки. Подобно тому как от сердца Данко, который освятил своим светом людям путь, тоже остались угольки, как-то стыдливо и боязно затоптанные тем, кто до этого следовал за его светом.

Весьма удручающая перспектива, но есть и нечто позитивное и об этом говорит сам автор, который вспоминает былые времена «с отрадой непонятной», то есть любовь снова возникает в его душе, хотя и в форме какого-то фантома. Тем не менее, ведь чувства являются вполне подлинными и переживаются в настоящем, хотя и подобны фантомным ощущениям, так как воспроизводятся там где когда-то была любовь.

Отсюда возникает вопрос, не является ли в такой ситуации любовь вечной, если способна как рассказ «о прошлом счастии» снова пробуждаться и пробуждать положительные мотивы в душе. Так сказать души прекрасные порывы. Автор сам отвечает этот вопрос, он называет былое пустым домом, домом покинутым, любовь (хозяин этого дома) теперь далеко или вообще исчезла.

Соответственно, остается только ностальгия и предостережение к другим влюбленным: не существует в этом мире ничего вечного, даже трепетные и святые чувства исчезают и покидают дом вашего счастья. Тем не менее, соглашаться ли с этим посылом Некрасова каждый выбирает сам, все-таки история личного поиска счастья поэта была весьма оригинальной, в чем довольно легко убедиться на примере сожительства литератора с Авдотьей Панаевой и ее супругом. Возможно, такое, скажем так, шведское счастье действительно не вечно на русской земле.

Анализ стихотворения Влюбленному по плану

Влюбленному

Возможно вам будет интересно

Данное произведение относится к юношескому периоду творчества поэта. Стихотворение Бунин написал в 1888 году, в котором он старается переосмыслить и проанализировать мотивы, которые близки для Лермонтова и Фета.

Александр Александрович Блок, как поэт, был одни из крупнейших представителей русского символизма, всегда отличался особой чувственной лирикой. В то же время он не считал нужным вкладывать некую значимость и уникальность

Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих

В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем

Анализ стихотворения Некрасова Влюбленному

Многие из нас ошибочно воспринимают всю поэзию Некрасова лишь как произведения преимущественно гражданской тематики. Однако среди его творений есть и прекрасные любовные стихи, наполненные особой философией по отношению к женщине, которая после найдет отклики в творчестве Достоевского. Все эти стихи объединены в «панаевский цикл» и посвящены его возлюбленной А.Я. Панаевой. Данное стихотворение, написанное в марте 1855г., так относится к этому циклу. Стоит оговориться, что взаимоотношения в паре не были идеальными, очень часто возникали ссоры, размолвки, сопровождающиеся криками и битой посудой, которые все же заканчивались примирениями. Влюбленные буквально жили на пороховой бочке, то и дело, подогревая свои отношения.

Перед нами предстает лирический герой, сердце которого уже остыло от пламени ранее пылающих чувств. Он сам указывает на это, и на то, что это и является причиной открытия всего испытанного ранее им миру. Даже название говорит о том, что этот текст- своеобразная исповедь к самому себе несколькими годами ранее. Свой любовный путь он сравнивает с трудной дорогой, которую он сумел преодолеть. И это не случайно, ведь отношения Некрасова и Панаевой напоминали взаимный вызов, каждый из них выступал, как независимая личность и вместе с тем такая ранимая. Мечты любимой о их дальнейшем совместном будущем лирический герой называет используя метафору – розовыми, а значит заведомо уверен в том, что им не суждено осуществиться.

В минуты душевной страсти лирический герой кипел любовью, его переполняли чувства, однако он не стремился их выставлять напоказ. Он стыдился их, старался спрятать даже от друзей, он боялся потерять обретенное им счастье, то и дело ревную свою возлюбленную. Сейчас же, несмотря на то, что уже давно прошло время лихих страстей в душе героя, он с иронией задается вопросом, почему ему так приятно вспоминать пережитые чувства. Поэт сравнивает свои воспоминания, которыми он так легко делится, с тем, когда без спроса вор вторгается в чей-то дом, в роли вора в данном случае выступает лирический герой – сегодняшнего дня, а домом являются тайные закоулки его души, таящие трогательные моменты прошлого. Хозяином этих закоулков является все тот же лирический герой, но из дня вчерашнего, поэтому автор намеренно указывает на его отсутствие или же нахождение на кладбище.

Затрагивая в данном тексте тему любви, Некрасов раскрывает основную мысль, заключенную в том, что прошлые чувства, воспринимаются иначе, когда они уже прошли, однако время ни чуть не умаляет их красоты. В этом и состоит прелесть истинной любви, она не меркнет с годами, а напротив сияет с еще большим блеском в сердце человека.

Картинка к стихотворению Влюбленному

Популярные темы анализов

К теме поэта и поэзии обращались и обращаются все поэты. И это неспроста. Всем нам свойственно задумываться о том, кто мы и ЧТО мы в этом мире. А уж поэты, которые воспринимают мир не столько разумом

Прочитав стихотворение Фетта «Сад весь в цвету» я считаю, что автор им хотел передать его настроение при нахождении в саду весной, и его размышления на различные темы. Тем самым он желал передать читателю то прекрасное чувство,

В стихотворении описывается возмутительное обращение к солнцу. Автор посчитал, что оно слишком просто и беззаботно живет. Каждый день выкатывается на небо и светит своими лучами, порождая жару, больше ничего не делает. Вечером медленно

Самым знаковым произведением в творчестве Александра Сергеевича Пушкина стал “Ангел”. Данное стихотворение Пушкин пишет уже по возвращению из ссылки. В этот момент поэт словно находится в переходе между мятежным угнетающим его

Элегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике. В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения

Анализ стихотворения Некрасова Влюбленному

Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы. Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»

Авдотья Яковлевна Панаева

Цель поэзии – возвышение души человеческой. Поэзия Н.А.Некрасова отмечена именно этим стремлением к облагораживанию души и к пробуждению добрых чувств в читателе.

Говоря о тематиках поэзии Н.А. Некрасова, следует заметить, что наряду с произведениями гражданской направленности у него есть и стихи, отличающиеся особым эмоциональным колоритом. Это стихи, посвященные друзьям, женщинам. К ним относится стихотворение «Я не люблю иронии твоей…».

Это стихотворение написано, предположительно, в 1850 году. К тому моменту времени для журнала «Современник», изданием которого занимался Некрасов, наступили нелегкие времена. В Европе незадолго до этого прошла волна революционных выступлений, которые способствовали усилению цензуры в Российской империи. Жесткие ограничения со стороны властей привели к тому, что выпуск очередного номера журнала «Современник» оказался под угрозой срыва. Некрасов нашел выход из критической ситуации, предложив Авдотье Яковлевне Пановой совместно написать роман, который по своему содержанию не вызовет недовольства цензоров. Публикация этого романа на страницах «Современника» могла спасти журнал от коммерческого краха. Панаева согласилась на это предложение и приняла активное участие в работе над романом, который получил название «Мертвое озеро».

Читайте также:  Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

Работа над романом сильно сблизила Некрасова и Панаеву, появились новые мотивы в их отношениях. Любое совместное творческое дело, как впрочем и жизнь в целом, включает в себя как моменты радости и восторга, так и моменты огорчения и непонимания. В один из моментов душевного смятения Некрасов пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», обращенное к А.Я.Панаевой. Основная тема этого стихотворения – взаимоотношения двух людей, мужчины и женщины, которые пока еще дорожат друг другом, но уже близки к тому, чтобы прервать отношения.

Произведение написано в форме обращения лирического героя к своей подруге. Композиционно стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» условно делится на три смысловые части, три пятистишия. В первой части стихотворения лирический герой дает характеристику взаимоотношениям двух близких людей и показывает, насколько сложны эти отношения. Он проникновенно говорит о том, что взаимные чувства еще не угасли окончательно и делает вывод, что рано предаваться взаимной иронии. Во второй части стихотворения лирический герой призывает подругу не торопиться с разрывом отношений, прекрасно понимая, что и она все еще желает продолжать встречи, и он сам находится во власти ревнивых тревог и мечты. В заключительной части стихотворения оптимистичный настрой лирического героя сходит на нет. Он ясно осознает, что, не смотря на внешнюю активность их взаимоотношений с подругой, в сердце нарастает душевный холод. Стихотворение заканчивается многоточием, показывающим, что лирический герой еще надеется продолжить разговор на столь волнующую для него тему.

Стихотворение Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» существенно выделяется среди прочих его произведений, как прекрасный пример интеллектуальной поэзии. Это произведение о людях, хорошо осознающих жизнь, для которых характерным является высокий уровень взаимоотношений. Находясь на грани расставания, они лишь грустят и позволяют себе использовать в качестве средства упрека по отношению друг к другу одну лишь только иронию.

Главная мысль стихотворения «Я не люблю иронии твоей» заключается в том, что для людей, отношения которых находятся на грани расставания, очень важно не делать поспешных выводов и не торопиться с опрометчивыми решениями.

Проводя анализ этого стихотворения, следует отметить, что оно написано пятистопным ямбом. Некрасов редко использовал в своем творчестве двухсложные размеры, но в данном случае, применение пятистопного ямба оправданно. Такой выбор автора дает эффект свободного звучания стиха и усиливает его лирический настрой. Кроме того, пятистопный ямб делает строку длиннее, склоняя читателей к размышлению над содержанием произведения.

Новизна и своеобразие стихотворения заключались в том, что Некрасов использовал строфы-пятистишия с постоянно меняющимися схемами рифмовки. В первой строфе реализована кольцевая схема рифмовки (аббба), во второй – перекрестная (абаба), а в третьей – смешанная схема, включающая как элементы кольцевой, так и перекрестной схем рифмовки (абааб). Подобный выбор схем рифмовки создает ощущение живой разговорной речи, вместе с тем сохраняя напевность и мелодичность звучания.

Средства художественной выразительности, примененные Некрасовым в этом лирическом произведении, включают себя такие эпитеты, как «неизбежная развязка», «жаждой полны», «бурливая река», «бушующие волны», хорошо передающие настроение лирического героя. Использует автор и метафоры: «горячо любившие», «ревнивые тревоги». Важное место в стихотворении занимают восклицания, передающие степень волнения лирического героя: «Нам рано предаваться ей!», «Не торопи развязки неизбежной!».

Не обойден внимание и такой элемент художественной выразительности, как аллегория. Говоря о взаимных чувствах двух все еще любящих друг друга людей, автор сравнивает эти чувства с рекой, которая осенью становится бурливой, но воды ее при этом становятся холодней.

Мое отношение к стихотворению «Я не люблю иронии твоей…» следующее. Некрасова нельзя отнести к авторам — певцам красоты и любви — но саму любовь он чувствовал тонко. В стихотворении активизирована зона переживаний поэта, в нем нашли отражение его жизненные впечатления. К охлаждению в отношениях он относится без упреков и назиданий, по-философски. Чувства поэта переданы мастерски.

Навигация по записям

Николай Некрасов — Как вести о дороге трудной ( Влюбленному )

Vlyublennomu

Kak vesti o doroge trudnoy,
Kogda-to proydennoy samim,
Vnimayu rechi bezrassudnoy,
Nadezhdam rozovym tvoim.
Lyubvi bezumnymi mechtami
I ya po-tvoyemu kipel,
No ya delit ikh ne khotel
S moimi prazdnymi druzyami.
Za schastye serdtsa moyego
Tomim boyazniyu revnivoy,
Ne dopuskal ya nikogo
V taynik dushi moyey stydlivoy.
Zato teper, kogda ugas
V grudi tot plamen blagodatny,
O proshlom schastii rasskaz
Tverzhu s otradoy neponyatnoy.
Tak pronikayem my legko
I v nedostupnoye zhilishche,
Kogda khozyain daleko
Ili pochiyet na kladbishche.

Dk/,ktyyjve

Rfr dtcnb j ljhjut nhelyjq,
Rjulf-nj ghjqltyyjq cfvbv,
Dybvf/ htxb ,tphfccelyjq,
Yflt;lfv hjpjdsv ndjbv/
K/,db ,tpevysvb vtxnfvb
B z gj-ndjtve rbgtk,
Yj z ltkbnm b[ yt [jntk
C vjbvb ghfplysvb lhepmzvb/
Pf cxfcnmt cthlwf vjtuj
Njvbv ,jzpyb/ htdybdjq,
Yt ljgecrfk z ybrjuj
D nfqybr leib vjtq cnslkbdjq/
Pfnj ntgthm, rjulf eufc
D uhelb njn gkfvtym ,kfujlfnysq,
J ghjikjv cxfcnbb hfccrfp
Ndth;e c jnhfljq ytgjyznyjq/
Nfr ghjybrftv vs kturj
B d ytljcnegyjt ;bkbot,
Rjulf [jpzby lfktrj
Bkb gjxbtn yf rkfl,bot/

«Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» написано Некрасовым предположительно в 1850 г. напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.

Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.

Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.

Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.

Основная мысль: только любовь – это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.

Стихотворение – это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.

В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.

Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.

В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты – признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».

Тропы и образы

Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой. Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).

Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.

Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.

Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод. Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно. Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка ) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.

Размер и рифмовка

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.

Послушать стихотворение Некрасова Влюбленному

Николай Алексеевич Некрасов
«Влюбленному»

Как вести о дороге трудной,
Когда-то пройденной самим,
Внимаю речи безрассудной,
Надеждам розовым твоим.
Любви безумными мечтами
И я по-твоему кипел,
Но я делить их не хотел
С моими праздными друзьями.
За счастье сердца моего
Томим боязнию ревнивой,
Не допускал я никого
В тайник души моей стыдливой.
Зато теперь, когда угас
В груди тот пламень благодатный,
О прошлом счастии рассказ
Твержу с отрадой непонятной.
Так проникаем мы легко
И в недоступное жилище,
Когда хозяин далеко
Или почиет на кладбище.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 20 строк (многостишие)
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: трудной-самим-безрассудной-твоим
мечтами-кипел-хотел-друзьями
моего-ревнивой-никого-стыдливой
угас-благодатный-рассказ-непонятной
легко-жилище-далеко-кладбище.
Рифмовка: смешанная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Ссылка на основную публикацию