Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

Гадающей невесте анализ. Гадающей невесте

Читать стих «Гадающей невесте» Некрасова Николая Алексеевича приходится на уроках литературы в 10 классе. В этом возрасте ученики уже знают, что любовная лирика поэта представляет большую ценность именно из-за своей предельной откровенности.

Текст стихотворения Некрасов «Гадающей невесте» прост и понятен. В произведении есть лирическая героиня, прекрасная, юная, желающая обрести счастье. Она влюблена и желает знать, подходит ли ей её избранник. Поэт отвечает на вопрос, мучающий девушку: он говорит, что она будет по-настоящему счастлива только с тем, «у кого сердце есть в груди», а не со светским щеголем, однако он боится, что её избранник именно из тех, кто променяет её чувство «на пару чистокровных лошадей».

Полностью познакомиться со стихотворением можно на нашем сайте. Его можно учить онлайн, а можно скачать текст для дальнейшей работы с ним.

У него прекрасные манеры,
Он не глуп, не беден и хорош,
Что гадать? ты влюблена без меры,
И судьбы своей ты не уйдешь.

Я могу сказать и без гаданья:
Если сердце есть в его груди –
Ждут тебя, быть может, испытанья,
Но и счастье будет впереди…

Не из тех ли только он бездушных,
Что в столице много встретишь ты,
Одному лишь голосу послушных –
Голосу тщеславной суеты?

Что гордятся ровностью пробора,
Щегольски обутою ногой,
Потеряв сознание позора
Жизни дикой, праздной и пустой?

Если так – плоха порука счастью!
Как бы чудно ты ни расцвела,
Ни умом, ни красотой, ни страстью
Не поправишь рокового зла.

Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей –
Всё отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!

К образу женщины-матери, подруги, сестры обраща-лись многие русские писатели. Их воображением создано немало прекрасных героинь, но, пожалуй, с такой трепет-ностью и состраданием, как Н. Некрасов, о русских жен-щинах не писал никто. Вспоминая поэта, Ф. Достоевский говорит о его «раненом сердце», которое страдало «от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской се-мье…». Сам же поэт признался в одном из стихотворений: «…я всю жизнь за женщину страдаю».

Откуда этот страдальческий тон?

Любовь к матери, вынужденной всю жизнь терпеть гру-бость и невежество своего мужа, безусловно, стала пер-вопричиной для создания галереи женских образов. Замеча-тельный человек с прекрасным образованием, мягкая и доб-рая по натуре, мать поэта, Елена Александровна, была человеком глубоко несчастным в личной жизни. Лишь дети стали ее отрадой, она без остатка посвятила себя им — читала, играла на фортепиано, пела. Для Некрасова в ма-тери воплотилось все самое лучшее, что было в русских женщинах. «Все, что есть у меня хорошего, — от нее!» — в зрелом возрасте признавался русский поэт.

Елена Александровна умерла в 1840 году, когда Некра-сов был юношей. Но память о ней осталась для поэта един-ственным светлым и радостным воспоминанием на всю по-следующую жизнь. Именно ей, своей матери, он читал свои первые стихи. Он любил липы в домашнем саду, потому что мать «под их зеленой сенью… бродила каждый день». Он очень долго не расставался со старым изношенным шарфом, некогда связанным матерью перед его отъездом на учебу в Петербург.

Именно она стала воплощением образа Родины, кото-рый мы видим в его поэзии, — трагического, униженного, оскорбленного, обманутого в своих лучших чувствах, де-лах и надеждах:

Доля ты, — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

В стихотворении «Рыцарь на час» поэт у могилы матери мысленно обращается к ее светлому образу:

Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других.

В исповедальном слове поэт говорит, что видит для себя спасение лишь в искренней и беззаветной материн-ской любви, которая некогда в детстве вложила в него «силу свободную, гордую». Он верит, что мать «жаркой слезою страдания» даже из могилы может смыть в его жиз-ни все «позорные пятна». Он выказывает неоплаченную бла-годарность матери за то, что «не робеть перед правдой-царицею научила» его музу. Он называет ее «чистейшей любви божеством» и признается, что не страшится ни «дру-зей сожаления», ни клеветы врагов. Он готов все стерпеть и перенести за единственное «слово прощения» матери.

Вечный и неповторимый образ матери Н. Некрасов запе-чатлел и в поэме «Мать», над которой работал до по-следних дней своей жизни.

Яркий отпечаток трагического образа матери находит свое воплощение во всех женских образах Некрасова — в невесте из стихотворения «Гадающей невесте», в Орине из стихотворения «Орина, мать солдатская», в матери из стихотворения «Мать». Идею всех этих произведений выражают строки о матерях, чьих сыновей царский ре-жим отправил на гибель — воевать в Крымской войне. Одни «святые, искренние слезы» видел поэт среди лице-мерности и пошлости —

То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей…

Чтобы показать незавидную долю и горькую участь бес-правной русской женщины, поэт создает впечатляющие своей откровенностью и реализмом образы невесты из сти-хотворения «Свадьба», княгини из стихотворения «Княги-ня», «нищеты и несчастия дочь» — проститутки в стихотво-рении «Убогая и нарядная», старухи в стихотворении «Что думает старуха, когда ей не спится» и других. Материал с сайта

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу поклоняться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Эти строки из поэмы «Мороз, Красный нос» наиболее точно выражают идейную направленность творчества Н. Некрасова. И нет ничего удивительного, что поэт по-святил произведение сестре Анне. Именно в этой поэме мы находим знаменитые слова, воспевающие «тип велича-вой славянки» — простых крестьянских женщин:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…

Мне кажется, что эти строки вполне могли бы стать на все времена великим гимном русской женщине.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ русской женщины в поэзии некрасова
  • образ женщины матери
  • орина мать солдатская
  • н некрасов русские женщины краткое отзывы
  • анализ стиха орина мать солдатская

Урок литературы в 10-м классе по теме “Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова”

Разделы: Литература

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…

Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений о любви; выяснить роль А.Я.Панаевой в жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, А.Я.Панаевой.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

– Очень часто творчество поэта отражает его личную жизнь. Приведите примеры. И сегодня мы попытаемся узнать творчество Некрасова, но уже с другой стороны.

3. Новый материал:

– Из предыдущих уроков стало ясно, что основной темой творчества Н.Некрасова является тяжелое положение русского народа, которому поэт сочувствовал всей душой. В стихотворении “Элегия” он писал:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: В России не раба!

Вы спросите, разве такой поэт, как Некрасов мог писать о любви, но ничто человеческое ему не чуждо.

И тема нашего урока: Любовная лирика Н.Некрасова.

– Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову “любовь”. Но какая связь между любовью и революционной тематикой поэта?

В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фекла Анисимовна Вигдорова (Зина). С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским. (Рассказ о Панаевой готовят учащиеся). Без этих женщин тоже нельзя представить творчество Некрасова.

Сообщение о Панаевой: Несколько лет Некрасов был влюблен в Панаеву, женщину замечательной красоты и трудной, сложной судьбы. Она не сразу приняла его предложение. Панаева ушло от мужа. В семье её родителей царила патриархальность, и, выйдя замуж, она вырвалась из гнетущей обстановки. Её муж был добрым, отзывчивым, талантливым литератором, но очень легкомысленным и рассеянным. Женившись он не оставил холостяцких привычек. И скоро Авдотья Яковлевна осталась одна. Панаеву и Некрасова объединяло тяжелое детство, духовные интересы, литературная деятельность и ненависть к крепостному праву. Авдотья Яковлевна взяла даже псевдоним – Ставицкий.

Ему было 22 года, когда он познакомился с Панаевой. Ей было24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, “едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске”. Нелегко досталась Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать.Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени Панаева и Некрасов были уже совсем разными людьми. Потом она вышла замуж за секретаря редакции и родила дочь.

Анализ стихотворений “Мы с тобой бестолковые люди”, “Поражена потерей невозвратной”, “Прости! Не помни дней паденья (учащиеся работают по группам). Насколько сильно мог любить Некрасов, можно судить по стихотворениям поэта.

Читайте также:  Некрасов Дедушка читать текст полный

– Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: Кому были посвящены эти стихотворения?

Работа в тетрадях: (учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столах):

– прочитать стихотворение и выбрать ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Какую окраску они несут?

– каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?

– найти рифмующиеся слова;

– определить размер стихотворения;

– составить вывод: какое настроение преобладает в стихотворении, и чем это подтверждается?

Вопросы“Поражена потерей невозвратной” 1848“Мы с тобой бестолковые люди” 1851“Прости! Не помни дней паденья” 1856
1. Выберите ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова.Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно.Минута, вспышка, душу волнует и мучит, доля счастья, возвращенье любви.Прости, не помни, забудь, благослови.
2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?“р”-передает напряжение, раздражение, стремление.“ш”, шипящие, свистящие – протяженность, возмущениеПреобладание глухих звуков
3. Найдите рифмующиеся слова.Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба.Люди-груди, мучит – наскучит, счастье – участье.Паденья-озлобленья, слез-угроз, светило-всходило.
4. Определите размер стихотворения.Ямб несет возбуждениеАнапест- длительностьЯмб- эмоциональность
5. Какое настроение преобладает в стихотворении?в этом стихотворении слышится беспокойство, уныние. Это стихотворение о несчастной любви, отсутствие счастья и радости, которые должна дарить любовь. Много слов с печальной и унылой окраской.Слова со светлой окраской. Можно провести параллель с русской пословицей “милые бранятся, только тешатся”. Настроение более оптимистичное.Воспоминание поэта о любви приятно. Но все в прошлом. Поэт просит прощения. И с теплотой вспоминает те дни, когда “люви светило над нами весело светило”

Выводы: (учащиеся читают стихотворение вслух и составляют вывод по нему) Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Обратите внимание на ключевые слова: о чем они говорят? Я специально упустила этот момент. (Отношения были сложными, и это отражается в произведениях поэта).

Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года и длился всего 7 лет. Между ними была огромная разница: ей – 23, ему – 49. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. “Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства”. Он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Он составил завещание, не забыв никого. Состояние его здоровья было настолько плохим, что друзья организовали церковь-палатку на его квартире. Это был последний подвиг любящего сердца.

Предвидя скорый конец своей жизни, он писал:

Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет… (1876 г.)

Закрепление материала:

  • О каких фактах в жизни Некрасова вы узнали?
  • Как характеризуют они поэта и его отношения с А.Я.Панаевой и Зинаидой Николаевной?

6. Итоги и домашнее задание: Напишите свое рассуждение на тему “Тема любви в поэзии Некрасова”.

Последняя любовь поэта

«Верному и нежному другу поэта Зинаиде Николаевне Некрасовой», «Вдове певца народной печали» – написали на венках, возложенных на свеженасыпанный холм на Воскресенском кладбище. В январе 1915 года саратовцы проводили в последний путь вдову Николая Алексеевича Некрасова.

На самом деле её звали Фекла Анисимовна Викторова. Но поэт придумал для неё более благозвучное имя – Зинаида Николаевна, Зина. Она появилась в жизни Некрасова в 1870 году, когда Николай Алексеевич переживал глубокий творческий кризис из-за разочарований, «неотразимых общественных обид», неустроенной личной жизни. Зина глубоко и искренне привязалась к Некрасову и была рядом с ним до самой смерти поэта. Для него эта любовь стала наградой за все страдания и обиды. Для неё – единственной на всю жизнь.

Зина была и подругой, и помощницей, и музой, и сиделкой. Ей Некрасов посвятил несколько стихотворений, поэму «Дедушка». Поэту было на момент знакомства 48 лет, а ей – 23, Некрасов был дворянином, а Зина – солдатской дочерью, но разница в возрасте, в социальном происхождении и образовании не стали помехой их чувству. Некрасов пригласил для молодой жены учительницу французского языка. Пришлось ей подтянуть и родную, русскую грамматику. Зинаида оказалась прилежной и способной ученицей. Вскоре она уже помогала Некрасову в чтении корректур.

Некрасов ввел Зинаиду в круг своих друзей-литераторов. Николай Алексеевич с 1857-го по 1877 год жил в Петербурге на углу Литейного проспекта и Бассейной улицы. Здесь же помещалась редакция издаваемого им журнала «Современник», а позднее, после его закрытия, «Отечественных записок» (совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным). Чуть ли не все виднейшие русские писатели второй половины XIX века бывали в этой квартире. Толстой и Тургенев, Гончаров и Островский, Успенский и Помяловский не просто приходили сюда, но и часто засиживались в кабинете Некрасова. Друзья поэта отмечали радушие и гостеприимство молодой хозяйки квартиры, её жизнерадостность, мягкий характер, неприхотливость. От неё веяло душевной добротой и простотой.

У Некрасова и Зинаиды Николаевны оказалось много общего. Оба с удовольствием посещали театры, концерты, выставки. Оба любили природу. Летом обычно ездили в ярославское имение Карабиху или в небольшую охотничью дачу в местечке Чудовская Лука, что на полпути из Петербурга в Новгород. Некрасов был страстным охотником. Зинаида Николаевна была прекрасной наездницей и метким стрелком. Правда, однажды она случайно подстрелила на охоте любимую собаку Некрасова – Кадо. Поэт горько переживал смерть своего четвероногого друга. Он похоронил собаку в саду, недалеко от дома в Чудово. По воспоминаниям кучера Некрасова, Зинаида частенько охотилась вместе с мужем: «. в мужском платье, верхом на лошади на охоту ездила. Наденет этот рейтфрак, брюки в обтяжку, как гусарские рейтузы волосы под шляпу подберет, – и узнать нельзя, что женский пол. Николай Алексеевич до страсти любил её в этом костюме».

Когда у Некрасова обострилась болезнь (рак кишечника), Зинаида не отходила от постели мужа. В декабрьские дни 1876 года он посвятил ей знаменитое стихотворение «Зине»:

Двести уж дней,
Двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются.

Все годы счастливой совместной жизни Некрасовы были женаты «гражданским» браком. Смертельно больной поэт решил узаконить их отношения. Чин венчания был совершен прямо на квартире поэта на Литейном в апреле 1877 года. Некрасов сидел в кресле, не имея сил стоять у аналоя. В декабре этого же года его не стало. Зинаида Николаевна была безутешна. По её собственным словам (в передаче знакомых), она «. не помнила себя несколько дней. Хотела на себя руки наложить. Думала, не перенесет горя. Даже в монастырь собиралась пойти». В доказательство отсутствия корысти по отношению к покойному поэту Зинаида Николаевна написала дарственную брату Некрасова Константину Алексеевичу на всю землю в Чудово (ей принадлежала часть имения), а его сестре передала свое право на издание и переиздание сборника «Последние песни». А потом начались скитания и метания: Зинаида Николаевна переезжает то в Крым, то в Киев, то в Севастополь, то в Старую Руссу. Около 1898 года она появилась в Саратове и прожила здесь до самой своей смерти.

Зинаида Николаевна жила в нашем городе тихо и уединенно. Мало кто знал, что эта скромная, печальная женщина – вдова самого народного русского поэта. Краеведам известны адреса нескольких её саратовских квартир. Ни один из домов до наших дней, к сожалению, не сохранился. Зинаида Николаевна оставила о себе светлую память среди саратовцев: она помогала материально (пока еще водились деньги), воспитывала и учила детей. Охотно ухаживала за больными ребятишками своих знакомых. Она так и не устроила свою дальнейшую судьбу – осталась верна Некрасову.

Дочь саратовского журналиста, редактора «Саратовского вестника» Н. М. Архангельского Антонина Николаевна рассказывала, как после бесед с Зинаидой Николаевной отец восклицал: «Какой у неё светлый ум, какие верные суждения и сколько такта, деликатности, щепетильности в денежных делах!» С Архангельским Зинаиду Николаевну связывала дружба. Когда-то он помог ей: имевшая в свое время неосторожность вступить в секту баптистов, она оказалась ими обобранной. Немолодая доверчивая женщина осталась совсем без средств к существованию. Благодаря Николаю Михайловичу, бедственное положение вдовы поэта стало достоянием гласности. «Со всех концов России посыпались запросы и пожертвования; заволновался Литературный фонд». В «Саратовский вестник» стекались письма, телеграммы.

Скончалась Зинаида Николаевна 25 января (ст. стиль) 1915 года. Она мечтала, чтобы её похоронили рядом с мужем, в Петербурге. И место было куплено рядом с могилой Некрасова. Однако исполнить волю умершей не удалось: шла война. Верный друг поэта Зинаида Николаевна нашла покой на Воскресенском кладбище в Саратове. Её могила находится недалеко от центрального входа.

Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра. Автор с состраданием пишет о невыносимой доле крестьянки живущей в российской деревне. Труд для неё является неотъемлемой частью и после отмены крепостного права жизнь труженицы не становится легче.

Читайте также:  Железная дорога – краткое содержание стихотворения Некрасова

Некрасов описывает подлинное существование женщины исходя из её реальных условий. Труд этот изнуряющий своей нескончаемостью лишает жизнь человека всякого смысла.

Главной темой произведения является тягостная женская участь, которая напрямую связана с судьбой. Поэт представляет женщину в образе матери всего русского племени. Так образ оказывается в некоторой степени возвеличенным.

Основная мысль, которую пытается донести автор до своего читателя это проявить сочувствие и сострадание по отношению к горемычной матери.

Стихотворение начинается строчкой “В полном разгаре страда деревенская”, которая напрямую указывает на место происходящего действия. Выражается это все в метафоре “страда деревенская”, что означает наступление изнурительной сезонной работы, которую можно сравнить только со страданием.

Автор прибегает к помощи метафор, чтобы более образно выразить страдания женщины в России, которая вянет и выбивается из последних сил.

Образ женщины преподносится с помощью эпитетов: многострадальная, бедная, голая.

Также эпитеты дают наиболее яркую характеристику окружающей природе, которая палит зноем и создает более тяжёлые условия.

Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением: ноженька, долюшка, квасок придают произведению напевность и мелодичный окрас.

Произведение тематически можно разделить на три части. Сначала идёт описание тяжёлой доли женщины в России. Далее следует наглядное доказательство этому. Крестьянка даже поранив ногу продолжает работать. И лишь заплакавший ребенок на время прекращает её труд. Заключительная часть связана с недолгим отдыхом.

Женщина так устала, что даже не в состоянии успокоить ребенка. Она рыдает вместе с ним. А автор, кажется, плачет с ними вместе.

Произведение выполнено в размере дактиля, в котором идёт чередование трех и четырехстопных строк. Такая последовательность придает некоторое сходство с народным причитанием, которое способно выразить всю горечь слез.

Вариант 2

Одной из основных задач для представителя творческой интеллигенции является рефлексия и выражение страданий народа. Как правило, представители простого люда являются безмолвными, в метафорическом смысле, конечно. Возможно, они хотели бы выразить собственные чувства, но не могут, не умеют.

Именно для этого (в том числе) и нужен поэт, для того чтобы выразить словами страдания и беды своего народа, для того чтобы служить как бы гласом народа. Ведь таким образом творческий человек может бороться с угнетением и несправедливостью, он может предавать гласности самые негативные феномены.

Некрасова равно как многих других интеллигентов его времени волновала судьба своего народа. Представители высшего света к тому времени довольно детально изучили европейский опыт, который не шел ни в какое сравнение с культурой, одной из основ которой были угнетенные крепостные. Как известно такое положение дел является феноменальным, так как, если, к примеру, в Америке тогда тоже использовали рабство, но рабов завозили из других стран, то в России в роли рабов выступала основная часть людей, изначально страну населяющих.

Тяжелая доля людей создавала волнение и намерение как-то освободить народ от подобных тягот и невзгод. Именно поэтому Некрасов обращается в своем стихотворении к столь колоритному женскому образу, образу работящей крепостной, которая и вскармливает ребенка и пашет хлеба. В этой фигуре проявляется невероятное терпение и стойкость, которые могут быть присущи только людям действительно крепким духом.

Тем не менее, Некрасов не восхваляет эти положительные качества, он делает акцент именно на несправедливости подобного положения дел. Фигура многострадальной матери тут олицетворяет всю Россию полностью, которая тоже тяжело вскармливает своих сынов, заботится о каждом, но преодолевает существенные трудности. Вся судьба русского народа во многом является судьбой страданий и угнетения и подобного опыта трудно найти где-либо еще.

Главная героиня стихотворения предлагается практически в полностью безликом образе. Даются только какое-то отдельные, но довольно типичные детали наподобие косынек, которые растрепались или ребенка, которого нужно качать. Вероятнее всего, в деревенскую страду такие картины легко было увидеть повсюду в самых разных селах, где именно так проливали свой пот многочисленные русские женщины.

К слову сказать, довольно интересным является созвучие слова страда и слова страдание. Понятное дело, по смыслу страда относится к период сельскохозяйственных работ, но созвучие все-таки является интересным в рассматриваемом контексте. Ведь, по сути, именно на такой страде/страдании и развивается русская земля, даже не столько на труде, а именно на страдании, которое льется из людей.

Эту деталь льющегося страдания поэт неоднократно подчеркивает различными жидкостями, которые проистекают из лирической героини: «кровушка», «слезы», «пот». При этом пьет она тоже в какой-то степени страдание, кислый квасок вперемешку со слезами. Некрасов в свою очередь выплескивает субстанцию страдания на бумагу, создавая печальный перелив ручейка слов.

Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская по плану

В полном разгаре страда деревенская

Возможно вам будет интересно

В стихотворении Я не люблю В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного Я

Произведение Вот оно, глупое счастье. публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время

Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.

Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

Стихотворение Есенина «Корова» относится к раннему периоду творчества поэта. В этот период произведения Есенина еще несут на себе следы незрелости и недостаточной опытности. Вместе с тем

«В полном разгаре страда деревенская», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.

Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.

Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.

Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?

Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.

Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.

Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога – не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.

Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.

Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя – это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.

Тропы и образы

Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.

С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.

Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая, жадно подносит губы опалённые, слёзы солёные.

Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый, равнина безлесная, ширь поднебесная, солнце нещадно палит, косуля тяжёлая, жбан, заткнутый грязной тряпицею.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька.

В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова). Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее, а мать его многострадальна (эпитеты).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.

В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.

Читайте также:  Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

“В полном разгаре страда деревенская. ”

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра.

Тема материнства звучит в таких стихотворениях Некрасова, как “Родина”, “Внимая ужасам войны. ”, “Орина, мать солдатская”, “Мать”; теме страдания женщины посвящены стихотворения “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице тёмной. ”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение); одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русской женщины, причём делает это в очень пафосной манере: “. всевыносящего русского племени многострадальная мать!” Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками “с” и “щ”, ударение на последнем, ключевом слове “мать” создают впечатление поэтического взлёта.

За ним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках (“всевыносящего”, “многострадальная”), напряжение сохраняются: “зной нестерпимый”, “солнце нещадно палит”.

Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”. Само звучание этих слов действует подавляюще.

Вся следующая сцена – как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребёнку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как “баба”, “косуля”, “ноженька”. Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит “у соседней полосыньки”, не однажды встречается в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить песню “Солёная” из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные. ”).

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? “Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо “бедной бабы” вновь появляется “мать”, и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётом с ударением на последнем, ключевом слове “мать”. В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова).

В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой “канут. всё равно”.

Стихотворение “В полном разгаре. ” написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нём можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении “Элегия”: “Народ освобождён, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

Теперь немного о форме стихотворения. Оно состоит из семи трёхстиший и двух четверостиший. Таким образом, вступление с сюжетной частью отделяются по построению от концовки. Стихотворение написано дактилем с его характерной интонацией причитания (один из излюбленных некрасовских размеров). Первые две рифмующиеся строки трёхстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей. Часто последнее слово трёхстишия сопровождается восклицательным знаком, дополнительно усиливающим акцент. В конце некоторых строк стоит многоточие. Не всё, что чувствуется и думается, высказано до конца в этих строках. “Мало слов, да горя реченька” – Некрасов будто предлагает читателю самому прочувствовать до конца всю горечь ситуации.

В стихотворении заметно характерное для Некрасова стремление к прозаизации. Она выражается в сюжетности, рифмующихся глаголах (“палит”–“жужжит”, “выбивается”–“колыхается”, “унимать”–”качать”), выборе трёхсложного размера, смешении пафосных и просторечных слов (оно, кстати, создаёт особое ощущение надрыва). Повторы (“Доля ты! – русская долюшка женская!”, “Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ”), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы (“долюшка”, “косуля”, “ноженька”, “полосынька”, “растрепался”, “косыньки”), интонация причитания привносят в это произведение Некрасова фольклорные черты.

В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нём чувствуется безысходность (“канут. всё равно”). И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве. Горестный надрыв переходит в ласку, в тихие (“солёные”) слёзы. Автор искренне сопереживает страданиям русской женщины. “Вкусны ли, милая, слёзы солёные // С кислым кваском пополам. ” – какой горечью, нежностью и каким сочувствием наполнены эти строки.

Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова

В стихотворении “В полном разгаре страда деревенская” Некрасов отразил горячее сочувствие, которое он всегда испытывал к несчастным крестьянкам и к женщинам в принципе. Поэт описал бытовую картину так, что на глаза наворачиваются слезы. Краткий анализ “В полном разгаре страда деревенская” по плану разъяснит ученикам 11 класса непонятные моменты и покажет им всю глубину поэтического замысла. Разбор используется на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В полном разгаре страда деревенская.

История создания – произведение написано Николаем Алексеевичем в 1862 году, а напечатано на следующий год в “Современнике”.

Тема – тяжелая судьба русской женщины, крестьянки.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части. Первая – это экспозиция, в которой автор обращается к русской женщине. Далее он показывает, как тяжело она работает. И в последней части лирический герой оплакивает тяжкую долю русской женщины вместе с самой крестьянкой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль, четырехстопный чередуется с трехстопным.

Эпитеты – “многострадальная мать”, “бедная баба”, “ноженька голая”, “губы опалённые”, “слёзы солёные”.

Метафоры – “вянешь до времени”, “бедная баба из сил выбивается”, “слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты”, “страда деревенская в полном разгаре”.

История создания

Эмоционально это произведение тесно связано с детскими переживаниями Некрасова, который видел жестокое обращение отца с матерью, которую поэт горячо любил. Тема тяжелой женской судьбы стала одной из центральных в его творчестве – и именно ей посвящено написанное в 1862 году стихотворение “В полном разгаре страда деревенская”.

Напечатано стихотворение в 1863 году, в четвертом номере “Современника”.

Посвящено оно тяжелой доле русской крестьянки, которая вынуждена жить в тяжелых условиях, работать в невыносимый зной и очень напряженно. При этом ей еще труднее, чем мужчинам, поскольку на попечении у крестьянской женщины находился ребенок, а то и несколько. Тема стихотворения очень близка Некрасову, который с детства наблюдал за тем, как сложно живется крестьянам – и особенно их женам.

Композиция

Стихотворение тематически разделяется на три части. Первую поэт посвящает описанию женской доли в России. Вторая часть – основная, в ней Некрасов наглядно демонстрирует, почему именно эта доля так тяжела. Работа у нее непосильна, вдобавок ее жалят насекомые и нещадно опаливает солнцем. Но прерываться все равно нельзя, потому что страда – пора тяжелая и напряженная, нужно успеть переделать все работу. Даже порезав ногу, крестьянка не останавливается. Только плачущий ребенок может заставить ее оторваться от косьбы.

Третья часть связана с кратким моментом отдыха. При этом Некрасов показывает безотрадную картину: бедная мать настолько отупела, что неспособна даже спеть песню своему ребенку. Она плачет, даже не замечая этого, и поэт плачет вместе с ней.

Это философская лирика – Некрасов раздумывает о том, насколько же тяжела судьба русской крестьянки.

Стих написан дактилем с чередованием трех – и четырехстопный строк, что придает ему сходство с песней-причитанием.

Средства выразительности

Множество тропов, которые Некрасов использует в этом произведении, помогают ему ярче проиллюстрировать его основную идею и показать степень страданий крестьянки. Поэт употребляет:

  • Эпитеты – “многострадальная мать”, “бедная баба”, “ноженька голая”, “губы опалённые”, “слёзы солёные” .
  • Метафоры – “вянешь до времени”, “бедная баба из сил выбивается”, “слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты”, “страда деревенская в полном разгаре” .
Ссылка на основную публикацию