Анализ стихотворения Горы Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова Горы

Анализ стихотворения Некрасова «Горы»

Анализ стихотворения Некрасова «Горы»

В 1840 году из печати вышел дебютный стихотворный сборник Некрасова, получивший название «Мечты и звуки». Издал его молодой поэт на собственные деньги. Перед тем, как нести рукопись в типографию, он решил познакомить с ее содержанием Василия Андреевича Жуковского. Тот книгу прочитал и посоветовал Николаю Алексеевичу отказаться от публикации. Некрасов объяснил, что сделать этого не может. Тогда Жуковский дал второй мудрый совет – убрать со сборника имя. В итоге издание вышло, подписанное инициалами «Н. Н.». У читателей успеха оно не имело, продавалось из рук вон плохо.

Профессиональные критики тоже не спешили восторгаться дебютным трудом Николая Алексеевича. Значительная часть рецензий отличалась сдержанностью. Белинский и вовсе назвал стихотворения нестерпимо посредственными. Великий литературный и театральный критик был абсолютно прав. Раннее творчество Некрасова носило подражательный характер. Среди ориентиров поэта – Лермонтов, Гюго, Бенедиктов, Пушкин и другие авторы. Особенно сильное влияние на Николая Алексеевича оказал романтизм. Поняв, что дебютный сборник получился провальным, Некрасов начал выкупать его экземпляры из магазинов и уничтожать их, но материальное положение не позволило довести дело до конца. В настоящее время первое издание книги «Мечты и звуки» считается библиографической редкостью.

В вышеназванный сборник включено стихотворение «Горы», датированное 1839 годом. В тексте описывается Кавказ, при этом сам Некрасов там никогда не был. Впечатления, которыми делится лирический герой, скорей всего, почерпнуты из пушкинских и лермонтовских произведений. Красота гор называется «угрюмо-дикой», сам Кавказ характеризуется как суровый. Среди вершин выделяется Эльбрус. Пейзаж, наблюдаемый героем, рождает в его голове философские размышления. Горы – нечто вечное, не поддающееся разрушению, над ними практически не властно время. Тысячами лет исчисляется их существование.

Множество поколений людей удалось им пережить. По мнению лирического героя, горные вершины чужды земле, но при этом не чужды небу. В некотором смысле они представляют собой связующее звено между двумя пространствами – земным и небесным. Недаром в финале герой, от испытываемой радости чувствующий себя словно ребенок умиленный, обращается к горам с просьбой. Он хочет, чтобы восторг его души и «удивленья полны взоры», «заоблачные горы» передали небесам.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Некрасова «Незабвенный вечер» В 1840 году Некрасов при поддержке ряда петербургских друзей издал под псевдонимом «Н. Н.» свой дебютный сборник стихотворений, получивший название.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья» Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно» На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Гробок» Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название «мрачного семилетия». Это время отмечено настоящим цензурным террором.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского» Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Горы»

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Мать»

В молодые годы Н. А. Некрасов познал много горя. Заметный отпечаток на всю жизнь оставила судьба его мамы – Елены Андреевной. После возмужания, он решил написать поэму о своей горячо любимой маме. В лаконичном названии «Мать» Некрасов попытался детально раскрыть вечные темы – взаимопонимание в семье и тяжелую женскую долю в 19 веке.

Центральный образ поэму – мама Некрасова – мечтательная и добрая женщина, а также горячо любящая своего мужа – прямую противоположность ей самой. Она духовно богатая и образованная женщина, он – образованный, но жестокий и грубый «мужлан», ценящий только увеселенья и попойки. Большую часть свободного времени ее муж проводит в веселых разъездах и охоте на зайцев, не забыв, при этом, как следует напиться и проиграть солидную сумму денег в карты.

Поэт, описал печальный образ женщины, сидящей целыми днями у рояля и напевающей тягостные песни о любви, надежде и доброте. «Она была певица с прекрасным голосом», — как то в одной газете поэт отозвался о маме. Впоследствии эти тягостные песни легли в основу многих его стихотворений.

В поэме Некрасов подымает тему бесправья крестьян, которым постоянно грозился пьяный муж жестокой расправой. В такие моменты жена пыталась защитить беззащитных крестьян, лесными словами утихомиривая его гнев. Но доброй женщине не всегда удавалось успокоить своего мужа, и он обрушивал всю лавину гнева на бедную жену, иногда доходило даже до избиения. Такие ужасные сцены, безусловно, наложили заметный отпечаток на сына.

Некрасов очень любил свою маму, ведь это она познакомила его с поэтами с мировым именем. Она часто рассказывала о жизни самых поэтах, цитируя их творчество. Впоследствии, молодой Некрасов начнет писать стихотворения на разные темы, используя в качестве информативной базы, рассказанные ему стихотворения мамой.

Стоит отметить, что мало кто с поэтому так часто обращался к образу матери, как Некрасов. Очень хорошими стихотворениями о маме считаются «Родина», «Рыцарь и час», «Мать» и другие. Он всеми силами отстаивал права женщин на собственное мышление, на политические и равные материальные права. К борьбе за сравнение в правах женщин и мужчин побудили его собственные воспоминания о частых страданиях его мамы.

Впоследствии он не раз жалел о том, что в малом возрасте не мог ничего противопоставить отцу-тирану. И, по истечении времени, он решил выразить всю свою любовь и ненависть к несправедливости в прекрасном стихотворении «Мать».

«В дороге», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Стихотворение Некрасова Н.А.
«Горы»

Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса
И цепи гор белоголовой
Угрюмо-дикая краса.
Мой друг, о сей стране чудесной
Ты только слышал от молвы,
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы.
Вот он. Взгляни, его вершина
Одета глыбами снегов,
Вокруг седого исполина
Стоят ряды его сынов.
Великолепные творенья!
Блистая гордой красотой,
Они вселенной украшенья,
Подпора тверди голубой.
Взгляни на них бесстрашным взором!
Но ты дрожишь: что видишь ты?
Или сравненьем, как укором,
Смутились дерзкие мечты.
Да, да. наследник разрушенья,
Я понял ясно мысль твою
И, не без тайного крушенья,
Ее правдивой признаю:
Здесь от начала мирозданья
Водворены громады гор,
И полон гордого сознанья
Могучих сил их бурный взор;
Всеразрушающее время
Им уступать осуждено,
А между тем земное племя
В гробах истлело не одно.
Они всё те ж. основы твердой
Ничто разрушить не могло.
О, как торжественно, как гордо
Их величавое чело!
Всегда и холодно и бурно
Оно, закованное в лед;
Как опрокинутая урна,
Над ним висит небесный свод,
И солнце в отблесках узорных
На нем горит, как на стекле, –
Хребет возвышенностей горных,
Не чуждый небу, чужд земле.
Лишь изредка, под небосклоном
Наскуча праздностью немой,
Сорвется с грохотом и стоном
Осколок глыбы вековой
И, весь рассыпясь мелким снегом,
Привет их долу принесет,
А дол туда же громким эхом
Благоговейный ужас шлет.

Картиной чудной вдохновенный,
Стою недвижим перед ней
Я, как ребенок умиленный.
Святой восторг души моей
И удивленья полны взоры
Шлю к тем же грозным высотам –
Чтобы заоблачные горы
Их передали небесам.

Стихотворение Некрасова Н.А. – Горы

См. также Николай Некрасов – стихи (Некрасов Н. А.) :

Горящие письма
Они горят. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала.

Гробок
Вот идет солдат. Под мышкою Детский гроб несет, детинушка. На глаза ег.

Слушать стихотворение Некрасова Горы

«Горы» Н. Некрасов

Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса
И цепи гор белоголовой
Угрюмо-дикая краса.
Мой друг, о сей стране чудесной
Ты только слышал от молвы,
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы.
Вот он. Взгляни, его вершина
Одета глыбами снегов,
Вокруг седого исполина
Стоят ряды его сынов.
Великолепные творенья!
Блистая гордой красотой,
Они вселенной украшенья,
Подпора тверди голубой.
Взгляни на них бесстрашным взором!
Но ты дрожишь: что видишь ты?
Или сравненьем, как укором,
Смутились дерзкие мечты.
Да, да… наследник разрушенья,
Я понял ясно мысль твою
И, не без тайного крушенья,
Ее правдивой признаю:
Здесь от начала мирозданья
Водворены громады гор,
И полон гордого сознанья
Могучих сил их бурный взор;
Всеразрушающее время
Им уступать осуждено,
А между тем земное племя
В гробах истлело не одно.
Они всё те ж… основы твердой
Ничто разрушить не могло.
О, как торжественно, как гордо
Их величавое чело!
Всегда и холодно и бурно
Оно, закованное в лед;
Как опрокинутая урна,
Над ним висит небесный свод,
И солнце в отблесках узорных
На нем горит, как на стекле, —
Хребет возвышенностей горных,
Не чуждый небу, чужд земле.
Лишь изредка, под небосклоном
Наскуча праздностью немой,
Сорвется с грохотом и стоном
Осколок глыбы вековой
И, весь рассыпясь мелким снегом,
Привет их долу принесет,
А дол туда же громким эхом
Благоговейный ужас шлет.

Картиной чудной вдохновенный,
Стою недвижим перед ней
Я, как ребенок умиленный.
Святой восторг души моей
И удивленья полны взоры
Шлю к тем же грозным высотам —
Чтобы заоблачные горы
Их передали небесам.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса

Анализ стихотворения Некрасова «Горы»

В 1840 году из печати вышел дебютный стихотворный сборник Некрасова, получивший название «Мечты и звуки». Издал его молодой поэт на собственные деньги. Перед тем, как нести рукопись в типографию, он решил познакомить с ее содержанием Василия Андреевича Жуковского. Тот книгу прочитал и посоветовал Николаю Алексеевичу отказаться от публикации. Некрасов объяснил, что сделать этого не может. Тогда Жуковский дал второй мудрый совет – убрать со сборника имя. В итоге издание вышло, подписанное инициалами «Н. Н.». У читателей успеха оно не имело, продавалось из рук вон плохо. Профессиональные критики тоже не спешили восторгаться дебютным трудом Николая Алексеевича. Значительная часть рецензий отличалась сдержанностью. Белинский и вовсе назвал стихотворения нестерпимо посредственными. Великий литературный и театральный критик был абсолютно прав. Раннее творчество Некрасова носило подражательный характер. Среди ориентиров поэта – Лермонтов, Гюго, Бенедиктов, Пушкин и другие авторы. Особенно сильное влияние на Николая Алексеевича оказал романтизм. Поняв, что дебютный сборник получился провальным, Некрасов начал выкупать его экземпляры из магазинов и уничтожать их, но материальное положение не позволило довести дело до конца. В настоящее время первое издание книги «Мечты и звуки» считается библиографической редкостью.

В вышеназванный сборник включено стихотворение «Горы», датированное 1839 годом. В тексте описывается Кавказ, при этом сам Некрасов там никогда не был. Впечатления, которыми делится лирический герой, скорей всего, почерпнуты из пушкинских и лермонтовских произведений. Красота гор называется «угрюмо-дикой», сам Кавказ характеризуется как суровый. Среди вершин выделяется Эльбрус. Пейзаж, наблюдаемый героем, рождает в его голове философские размышления. Горы – нечто вечное, не поддающееся разрушению, над ними практически не властно время. Тысячами лет исчисляется их существование. Множество поколений людей удалось им пережить. По мнению лирического героя, горные вершины чужды земле, но при этом не чужды небу. В некотором смысле они представляют собой связующее звено между двумя пространствами – земным и небесным. Недаром в финале герой, от испытываемой радости чувствующий себя словно ребенок умиленный, обращается к горам с просьбой. Он хочет, чтобы восторг его души и «удивленья полны взоры», «заоблачные горы» передали небесам.

Природа в лирике Некрасова

Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике поэта. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни. Описание мчащегося на таратайке жандарма вносит то же ощущение тревоги, предчувствие недобрых перемен:

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – пристав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни – человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.

Но природа – это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе – «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» – значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.

Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, – край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова повторит: «С окружающей нас нищетою / Здесь природа сама заодно» и далее нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием:

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам – железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли – там уж ждут палачи.

Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности – Ярославской или Петербургской губерний. «Унылым и жалким» предстает и пьяный крестьянин на «кляче» – безотрадная и привычная картина русской жизни. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу – от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.

Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли – любовь и ненависть, любовь и боль, – те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии:

И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Создавая образ русской природы – с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе – нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России – болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей:

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.

Следующий далее рассказ об унижении и оскорблении человека, еще более подчеркивает авторскую мысль. Но природа – не равнодушный свидетель человеческой жизни. Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» – «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.

В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина», «Рыцарь на час» и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм – убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо:

. Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры.
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил –
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

И.А. Бунин однажды сказал о первобытной привязанности русского человека к природе. Вот эту «первобытную привязанность к природе» и выразил Некрасов в своей лирике. Если воспользоваться выражением самого поэта из поэмы «Рыцарь на час», его герои всегда «отдаются невольно во власть» природы, внушающей им то бодрые и чистые мысли и настроения, то злые и неправые желания. И всегда человек отзывается на ее голос.

Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум». Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и – весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя – от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, – все зелено:
И воздух, и вода!

Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой. Всю долгую зиму он мучительно страдал из-за измены «хозяюшки» – Натальи Патрикеевны. Перед героем был выбор:

Молчу. а дума лютая
Покоя не дает:
Убить. так жаль сердечную!
Стерпеть – так силы нет!

Зимняя стужа и вьюга все более распаляют героя: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!» Но приходит весна, изменяется мир. В описании весенней природы теперь доминируют не глаголы движения, а звуковой образ – глагол «шумит». Он многократно повторяется, становится лейтмотивом, символизируя радостное возбуждение природы, ее веселое единодушие. Столь же часто повторяется и слово «новая», передающее мысль об обновлении природы. И цветовые эпитеты – зеленый и белый – подчеркивают не мысль о богатстве и разнообразии весенней природы, а символизируют торжество жизни и чистоты:

Читайте также:  Анализ стихотворения Утро Некрасова

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Чистота и свежесть обновленной природы, ее радостное оживление и заставляют героя пережить такое же обновление, вносят в его душу гармонию и свет: мысли о смерти уходят из души героя, возвращается любовь и согласие:

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна – в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – Бог тебе судья!»

У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа – украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни – и человеческой и природной.

Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города – это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой – тяжкий труд и бесконечные страдания:

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-ямщика,
И шарманка с пронзительным воем
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных –
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет

Даже небеса не таят «отрады». Единственная отрада – это тишина деревенского поля, исполненная иного «шума» – тихой жизни природы, внушающей и человеку чистые мысли и чувства:

Не такой там услышите шум, –
Там шумит созревающий колос,
Усыпляя младенческий ум
И страстей преждевременный голос.

Та же антитеза – дисгармоничного шума города и гармоничного шума природы встречается и в стихотворении «Надрывается сердце от муки». «Музыке злобы», «царящим в мире» звукам «барабанов, цепей, топора» герой стремится противопоставить «шум» самой жизни, гармоничное слияние природной и человеческой жизни, исполненной работы и чувства радостного весеннего обновления:

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны – напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок, – в просторе свободы
Все в гармонию жизни слилось.

Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, – «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни – не молчание, а скорее определенное нравственное состояние – своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга:

Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? –
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай – не споря.

Противопоставление столичного «шума» – суеты и бессмысленного существования и «тишины» – мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858):

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных ив.

Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» – символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.

Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, – стон. Это – символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов. «Стон» господствует там, где «нет святых и кротких звуков, / Нет любви, свободы, тишины». Только там, «где вражда, где трусость роковая, / Мстящая – купаются в крови, / Стон стоит над миром, не смолкая », – пишет Некрасов в стихотворении «Страшный год» (1870).

Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» – «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год – уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы:

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведряный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Перед дождем”. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении Н.А. Некрасова “Перед дождем”. Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека.

Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природу.

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку.

Почему у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе? Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к стихотворению “Перед дождем”, которое было написано поэтом в 1846 году. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

– Как называется стихотворение?

– Стихотворение называется “Перед дождем”. (Обращаем внимание учеников на предлог перед , дождь еще не начался, только преддверие ненастья.)

– Какое время года описывает поэт?

– Осень – самое удивительное время года, самое изменчивое. Осень может быть светлой, радостной, а может быть ненастной, слякотной, а может быть морозной и бодрящей. И настроение осенью может меняться вместе с погодой. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– Настроением грусти, печали.

– Работа с Толковым словарем ( Редакция В.И. Даля). Объяснение непонятных слов.

    “Заунывный”– тоскливый, наводящий уныние.
  • “Надломленная”- сломанная, но не до конца.
  • “Тарантас”– дорожная крытая повозка на длинных дрогах.
  • “Нагайка”– Короткая ременная плеть.
  • “Жандарм”– человек, служащий в особых политических войсках для политической охраны и сыска, для борьбы с освободительным движением.
  • “Ямщик”– возница.

– Теперь нам понятны все слова в этом стихотворении, и мы можем приступить к его анализу. Составляет ли стихотворение единое целое или разбито на части?

– Стихотворение разбито на 4 строфы.

– Одинаков ли образный ряд во всех строках?

– Нет, четвертая строфа выделяется из всего стихотворения. В ней говорится о Жандарме, который кричит на ямщика и погоняет его нагайкой.

– Какой пейзаж рисует поэт?

– Пейзаж мрачный и печальный. Картины соответствуют состоянию грусти, печали.

– Некрасов рисует мрачную картину. Безнадежность, страхом и смирением веет от этого описания. Картина осени написана широкими мазками, и вы совершенно правильно заметили, что только последняя часть стихотворения нарушает его целостность.

– Одинаково ли количество строк в каждой строфе?

– Да, в каждой строфе по 4 строки. Ритм стихотворения везде одинаковый.

Давайте, определим, какие строки рифмуются друг с другом?

– 1– с 3-й, 2 – с 4-й строкой.

– Такая рифма называется – перекрестная. (abab).

– Какие слова создают мрачное, унылое стихотворение?

– “Заунывный ветер, надломленная, стонет, полумрак, стая галок и ворон, привстав с нагайкой”.

– Какие приемы звукописи вы можете найти в стихотворении?

Некрасов использует долгий звук (о) “гонит, надломленная, стонет, рябой, листок”.

– Такой прием звукописи называется – ассонанс.

Обратим внимание, в некоторым предметам неживого мира Некрасов приписывает качества живых. Найдите такие примеры. – “Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает”.

– Такой прием называется – олицетворение, и очень часто используется поэтами. Как вы думаете, зачем это нужно поэтам?

– Сама природа одухотворенна, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды.

– Слов, какой части речи больше всего в стихотворении и почему?

– Больше всего в стихотворении глаголов. Они передают движение, действие стихии.

– Теперь обратимся к последней строфе стихотворения. Какую роль она здесь играет, зачем нужна? Во многих стихотворениях Некрасов обращается к нуждам простого народа, надеется, что народ будет свободен. Давайте вспомним эти стихотворения.

– “На Волге”, отрывок из стихотворения “Мороз Красный нос”.

– Правильно, но сейчас закрытая таратайка под присмотром жандарма везет в ссылку того, кто участвовал в освободительном движении. Поэту грустно осознавать, что до полного освобождения русского народа еще очень далеко. Может поэтому, Некрасов завершил свое, на первый взгляд, пейзажное произведение зарисовкой о перевозке политзаключенного. Здесь состояние природы совпало с состоянием души и с мыслями поэта.

Домашнее задание

Напишите, какое впечатление произвело на вас стихотворение Н.А. Некрасова, о чем заставило задуматься.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “На Волге”
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

для уроков литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
martynova_e.a._analiz_stihotvoreniya_n.a.nekrasova.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» в 5 классе

Цели урока: 1) познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «На Волге»; 2) расширить их представления о тематическом разнообразии русской лирики, заставить задуматься над глубоким содержанием поэтического слова Н.А.Некрасова; 3) развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы.

Тип урока: анализ текста.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, текст стихотворения, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге», диск с записью актёрского чтения стихотворения «На Волге».

  1. Организационный момент.
  2. Установка и психологический настрой, знакомство с темой урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «На Волге». Это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших сердцах.

  1. Беседа с учащимися, актуализация знаний.

Ребята, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина? Что вы узнали из них о жизни русского народа? (Обобщение ответов учителем).

Учитель: В стихотворении «На Волге» нам откроется новая картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество;2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

  1. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге” , она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

(Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения).

Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.

  1. Работа над текстом стихотворения «На Волге».

А) Прослушивание записи стихотворения в актёрском исполнении. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?

Б) Беседа после прочтения по вопросам?

– Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

– Как построено стихотворение?

– А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

– А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)

Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.

Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.

(“О Волга! Колыбель моя…”
“Давно-давно, в такой же час…”)

Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:

Целый час стою неподвижно,
Хмурюсь и молчу.

– Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Радость встречи с родной рекой). Найдите здесь эпитет.

– Почему эпитет “родной” повторяется трижды? ( Это поэтическое выражение переживаний автора: он любуется красотой дорогих мест и, в то же время, испытывает горечь, негодование, гнев: жизнь народа не изменилась к лучшему).

– Как говорит о Волге Некрасов? (Светло, безмятежно)

– В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта.)

– Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Найдите глагол, которым автор предаёт движение бурлаков. ( Глагол ползти ). Этот глагол трудно заменить синонимом, так как дан точный поэтический образ: «Почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой, обутым в лапти, вдоль реки ползли гурьбою бурлаки…» ).

– А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращаются в вой).

– Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?

– Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? (Изменилась не природа, а отношение будущего поэта к ней)

– Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор.)

( Чтение по ролям разговора бурлаков ).

-Какой бурлак привлек ваше внимание? («Угрюмый, тихий и больной» ).

– Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? Какие слова могли повлиять на мальчика?

( Мальчика поразило прежде всего желание бурлака умереть ).

-Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете? (Перед ним открылась несправедливость жизни, тяжкая судьба народа. Сочувствие к бурлакам, сожаление, сознание своей беспомощности – всё это глубоко потрясло мальчика, и родная Волга превратилась для него в «реку рабства и тоски»).

(Перечитываем последнюю часть стихотворения)

– Как можно ее назвать? ( «Размышления о бурлаках». «Дума о судьбе бурлака»).

– Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

VII. Применение полученных знаний на практике.

1 группа – найти в стихотворении строки, рассказывающие о бурлаках, объединить их (то есть составит композицию) и выразительно прочитать, передавая чтением отношение поэта к бурлакам.

2 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры), рисующие чувства Некрасова; определить вид рифмы.

3 группа – подобрать подпись к картине Репина из стихотворения Некрасова. Что общего между стихотворением «На Волге» и картиной Репина «Бурлаки на Волге»?

Вариант работы: сообщаются задания, ребята выбирают одно из них.

VIII. Рефлексия, саморефлексия .

Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи.

Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке и выставляет оценки.

  1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
  2. Подготовить связный рассказ на вопрос № 4 учебника.
  3. Описать волжскую природу; выразить свое понимание главной мысли стихотворения.
  4. Составить рассказ о том, что изображено на картине Репина «Бурлаки на Волге».

Анализ стихотворения Н. Некрасова «Тяжелый год — сломил меня недуг»

Н. Некрасов — один из «первых» поэтов XIX века, но не по размеру дарования, а по Тому, что он явился поэтическим выразителем своего времени. Некрасов оказывал огромное влияние на современников, на последующие поколения. Это поэт народный и национальный.

В истории русской литературы, в школьной, а подчас и в вузовской программе поэта трактуют односторонне — как «печальника горя народного». Однако в его поэзии звучат и светлые, жизнеутверждающие мотивы, любовь и приятие жизни, прославление дружбы и т.д.

В лирике Н. Некрасова принято выделять несколько циклов стихотворений: цикл «На улице» (тема улицы, уличных будней, их драматической повседневности — открытие Некрасова), цикл «Песни» (стилизация под фольклор), цикл «Ночлеги» (Русь после отмены крепостного права), «Панаевский» цикл (мир души, драма любви) и другие.

В качестве образца нами будет проанализировано одно из стихотворений «Панаевского» цикла. Данный цикл относится к «неавторским», так как создан не самим поэтом, а его читателями и исследователями. Он объединяет 17 стихотворений, написанных в разные годы и посвященных драматическим отношениям Н. Некрасова с Авдотьей Яковлевной Панаевой.

Стихи этого цикла отличает переключенность поэта с общественной, социальной тематики на тематику интимную, психологическую.

Последовательный анализ стихотворений, начиная с «Если мучимый страстью мятежной. » (1847) и кончая «Прости» (1856), позволяет говорить об автобиографичности этого цикла стихов.

Доминантой панаевского цикла является тема мучительной, изнурительно-трудной, поглощающей все душевные силы любви.

В отличие от романтического чувства, любовь панаевского цикла, полна, по словам самого поэта, «прозы любви», но не в значении; «будничной», «мелочной», а «прозы» как правды, истинности в воспроизведении отношений. Кульминационными центрами цикла: являются «Тяжелый крест достался ей на долю. » (1855) и «Тяжелый год — сломил меня недуг. » (1855). Даем целостный анализ второго стихотворения.

Начинается стихотворение с констатации определенного душевного состояния лирического героя («беда застигла», «счастье изменило», сосредоточенности на своей боли («сломил меня недуг»).

Данное стихотворение крайне динамично: это нервная пульсация чувства от собственного горя и жалости, вызываемых трагическим положением объекта любви («истерзана, озлоблена борьбой», «страдалица»), и, наконец, к отчаянной попытке оправдаться («Не я обрек твои младые годы на жизнь без счастья и свободы», «я не губитель твой»), В этом как раз и состоит парадоксальность состояния души, которая характерна для всего цикла.

Переживания лирического героя полностью адекватны форме их выражения. Из 80 слов, составляющих это стихотворение, более половины обозначают чувства и эмоции (беда, счастье, озлоблена, безумные,упреки, истерзана и др.), а также описание эмоциональных состояний («стоишь ты предо мной прекрасным призраком с безумными глазами», «упали волосы до плеч, уста горят, румянцем рдеют щеки, и необузданная речь сливается в ужасные упреки»).

Страстная исповедь героя — это, по сути дела, сочетание нескольких нервных вскриков, которые принимают форму пяти риторических восклицаний («И даже ты не пощадила!», «Страдалица!», «Постой!», «Я друг, а не губитель твой!» и др.) и двух обрывов-умолчаний («Жестокие, неправые. », «Но ты не слушаешь. »).

Особая напряженная исповедальность героя, его душевные терзания реализуются в стихотворении через обилие лексики с негативной оценкой: тяжелый год, сломил недуг, беда застигла, счастье изменило, не щадит друг, кровные враги, губитель и другие.

Синтаксическое строение фраз, их лексическое наполнение еще более усиливает тревожность и минорность стихотворения, показывает, что лирический герой не щадит и не приукрашивает себя и свою подругу: усилительная частица даже во фразе «И даже ты не пощадила» в сочетании с частицей и доносят до читателя всю глубину трагедии героя: в тяжелый для него год, год беды и недуга, любимая не поняла его, не пощадила. В стихотворении обнажается и душевное состояние предмета любви героя: «необузданная речь сливается в ужасные упреки. » Подчеркнутые эпитеты передают ее неблагообразное поведение.

Довольно много здесь (в сравнении с другими произведениями поэта) метафор (сломил недуг, истерзана борьбой, прекрасный призрак, уста горят, необузданная речь и др.).

С точки зрения композиции стихотворение «Тяжелый год — сломил меня недуг. » легко разбивается на три части, каждая из которых описывает определенный фрагмент реальности: первая часть (4 первые строки) показывает нам тяжелое душевное и физическое состояние героя, вторая часть — весь текст, кроме последнего четверостишья, — содержит упреки в адрес подруги, не пощадившей его. Третья часть (кроме последней строки) — полное смятение чувств лирического героя, его попытка оправдаться.

Особняком можно рассмотреть последнюю строку художественного текста, содержащую недосказанность: «Но ты не слушаешь. »

Эмоциональный обрыв здесь в подтексте содержит предчувствие «рокового» разрыва, «конца».

Несмотря на автобиографичность стихотворения, поэт выходит в нем за пределы собственного личного опыта. В данном произведении выражены общечеловеческие истины (дружба, любовь, предательство), дана правда чувств, богатство психологических переживаний. Общий тон повествования здесь — экспрессивный и напряженный, для него характерна исповедальная обнаженность души героя.

Общая напряженность стихотворения поддерживается неровным ритмическим движением стиха: чередуется четырехстопный и пятистопный ямб. Ритмическое «смятение» увеличивается шестистопным стихом «Прекрасным призраком с безумными глазами!», который становится как бы ритмическим центром всего стихотворения.

Обрыв пятистопного ямба, усекающий его до трехстопного, как бы предвещает разрыв отношений двух любящих. Этот разрыв в 1856 году будет описан в стихотворении «Прощание».

Таким образом, целостный анализ стихотворения позволяет выявить на разных уровнях напряженную исповедальность лирического героя, когда он не приукрашивает ни себя, ни свою любимую, а с предельной искренностью воплощает свои страдания и сомнения, упреки и разочарования, предчувствует скорое расставание.

В данном стихотворении (как и в других стихах панаевского цикла) слишком очевидна переключенность Н. Некрасова с общественной тематики на тематику интимную, психологическую. Прекрасные стихи этого цикла появились благодаря тому, что рядом с Некрасовым была А. Я. Панаева — источник любви, энергии, силы, творчества.

Ссылка на основную публикацию