Анализ стихотворения Колыбельная песня Некрасова

Анализ стихотворения Колыбельная песня Некрасова

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

ТЕМА: «СТРАННАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ». Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Колыбельная песня».

ЗАДАЧИ: создать условия для проявления познавательной активности учеников, развивать индивидуальные способности;

ЦЕЛИ: показать особенность выражения авторской позиции в сатирических стихах, роль

дать понятие ПАРОДИИ;

иметь представление о различных видах САТИРЫ: ИРОНИИ, САРКАЗМА,

уметь находить и определять виды сатиры в тексте;

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.А.Некрасова, иллюстрация матери с ребёнком, тексты на каждого ученика «Казачья колыбельная» М.Ю.Лермонтова и «Колыбельная» Н.А.Некрасова, эпиграф на доске, стихотворения «Чиновник», «Маша».

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твёрдую,-

Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворений из «Панаевского цикла» по выбору.

Слово учителя о Некрасове как о человеке, который боль России чувствовал как свою боль.

русская народная колыбельная:

Баю, баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Оденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок расти,

Новы валенки носить.

Учитель. Все вы с детства знаете эти незатейливые, нежные, ласковые песенки-колыбельные. В них слышен голос наших мам.

К этому фольклорному жанру обращались многие поэты. Один из них М.Ю.Лермонтов.

Чтение подготовленным учеником «Казачьей колыбельной песни » М.Ю.Лермонтова.

О чём колыбельная?

Типичный путь казака

Чтение «Колыбельной песни» Некрасова (можно подготовить ученика, можно чтение учителем)

Сравнительный анализ стихотворений.

– Что вы можете сказать об услышанной колыбельной?

Очень похожа на лермонтовскую, это пародия, странная колыбельная…

– В самом деле, странная (назовём так урок). Разберёмся в её странности.

Вы сказали пародия. А что такое пародия?

Запись в тетради:

Пародия – это сатирическое или комическое подражание кому-либо, чему-либо с целью осмеяния слабых сторон.

Но мы только что говорили о красоте лермонтовской колыбельной. И на такое произведение пародия?

Некоторые критики времён Некрасова, реакционно настроенные, тоже ставили в вину Некрасову глумление над священными правами материнства, писали о нарушении Некрасовым нравственных начал.

Но сам-то Некрасов назвал свою колыбельную (посмотрите, как?) – подражанием Лермонтову.

– Правильным был и второй ответ: очень похожа, чем?

– Некрасов очень точно повторил сюжет трёх строф «Казачьей колыбельной»

– «Колыбельная» Некрасова не пародирует внутренний мир лермонтовского стихотворения, а создаёт свой иной мир. Внешне единая форма (не случайно имеет место точное построчное следование стихам Лермонтова) не объединяет два мира, а служит их противопоставлению.

1группа, сравнивая, анализирует первую строфу;

2группа – вторую строфу;

3группа – третью строфу;

4группа – 4 – 6 строфы.

Спи, младенец мой прекрасный, Спи, пострел, пока безвредный!

Тихо смотрит месяц ясный Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою. В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою; Стану сказывать не сказки –

Ты ж дремли, закрывши глазки, Правду пропою;

Баюшки-баю. Ты ж дремли, закрывши глазки,

– Что изменил в своей «Колыбельной песне» Некрасов?

«младенец мой прекрасный» – «пострел», озорник ,сорванец;

«тихо смотрит месяц ясный» – « тускло смотрит месяц медный» : образ-символ Некрасова ассоциируется с медным пятаком, то есть с деньгами, с наживой, которая будет сопровождать весь путь ребенка.

По камням струится Терек, По губернии раздался

Плещет мутный вал; Всем отрадный клик :

Злой чечен ползёт на брег, Твой отец под суд попался –

Точит свой кинжал; Ясных тьма улик.

Но отец твой старый воин, Но отец твой – плут известный –

Закалён в бою; Знает роль свою.

Спи, малютка, будь спокоен, Спи, пострел, покуда честный!

У Лермонтова ребёнок растёт под защитой сильного, мужественного отца. Он способен к деятельному устроению благополучия своей семьи, а в более широком охвате – своего народа, государства, поэтому он, уважаемый всеми человек. У Некрасова отец ребёнка – бесчестный человек, вор. Обращает на себя внимание фраза «всем отрадный клик», то есть всем приятное сообщение, что порок наказан. В прилагательном «отрадный» слышится ироническое отношение, неуважение к отцу-плуту. Ирония и в союзе «покуда» – народ знает, что у такого отца и сын вырастет бесчестным.

Ирония – это тонкая, скрытая насмешка, которая основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы (запись в тетради)

Сам узнаешь, будет время, Подрастёшь – и мир крещёный

Бранное житьё; Скоро сам поймёшь,

Смело вденешь ногу в стремя Купишь фрак тёмно-зелёный

И возьмёшь ружьё. И перо возьмёшь.

Я седельце боевое Скажешь: «Я благонамерен,

Шёлком разошью… За добро стою!»

Спи, дитя моё родное, Спи – твой путь грядущий верен!

В третьей строфе авторы обоих стихотворений дают философское осмысление жизни. У Лермонтова – «бранное житьё», то есть трудное, и мать младенца сердцем чувствует, что сын – это будущий защитник своего Дома и Отчизны. Она всё сделает для того, чтобы её «кровиночка» исполнил свой долг, необходимый для благополучного устроения жизни.

У Некрасова – «мир крещёный» подрастающий ребёнок понять должен сам. В этом «умолчании» о мире, в благих намерениях выросшего ребёнка и, особенно, во фразе «твой путь грядущий верен» – горькая ирония.

Богатырь ты будешь с виду Будешь ты чиновник с виду

И казак душой. И подлец душой

Провожать тебя я выйду – Провожать тебя я выду –

Ты махнёшь рукой… И махну рукой!

Сколько горьких слёз украдкой В день привыкнешь ты картинно

Я в ту ночь пролью. Спину гнуть свою…

Спи, мой ангел, тихо, сладко, Спи, пострел, пока невинный!

С четвёртой строфы, когда начинаются у Лермонтова собственно лирические излияния материнских чувств, Некрасов покидает своего руководителя и, ни словом не обмолвившись о материнских чувствах, продолжает эпический рассказ о судьбе чиновника. Более того, в словах «и махнёт рукой» – боль, горечь, безнадёжность матери, поэтому о чувствах и нечего говорить.

Стану я тоской томиться, Тих и кроток, как овечка,

Безутешно ждать; И крепонек лбом,

Стану целый день молиться, До хорошего местечка

По ночам гадать; Доползёшь ужом –

Стану думать, что скучаешь И охулки не положишь

Ты в чужом краю… На руку свою.

Спи ж, пока забот не знаешь, Спи, покуда красть не можешь!

Прослеживается интересный процесс: чем больше чиновник приобретает материальных благ, тем меньше у него остаётся собственно человеческого. И вот он превращается в овечку и ужа одновременно. Приём сатиры – сарказм.

Сарказм – это высшая степень иронии, это злая, язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку (запись в тетради).

Дам тебе я на дорогу Купишь дом многоэтажный,

Образок святой: Схватишь крупный чин

Ты его, моляся богу, И вдруг станешь барин важный,

Ставь перед собой; Русский дворянин.

Да готовясь в бой опасный, Заживёшь – и мирно, ясно

Помни мать свою… Кончишь жизнь свою…

Спи, младенец мой прекрасный, Спи, чиновник мой прекрасный!

– Почему глагол «схватишь»?

– Схватить – получить неожиданно, по блату: ведь его отец – плут.

– Что значит слово «вдруг»?

– Оно обозначает неожиданный, непредсказуемый поворот в судьбе. И хотя всё стихотворение о закономерном пути от пострела до чиновника: «Спи – твой путь грядущий верен», то есть предсказуем. «Вдруг» обозначает схватку с конкурентами, где все средства хороши.

Итак, в «Казачьей колыбельной» Лермонтова – чистый мир любви, поэзии и подвига.

Каков мир в «Колыбельной песне» Некрасова?

– Мир обмана, лжи, грабежа.

– В чём же странность «Колыбельной» Некрасова?

– Под покровом невинной песенки для спящего ребёнка притаилась сатира.

Сатира – это произведение литературы, в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются

пороки общества, отрицательные явления действительности.

– Что обличает Некрасов?

– Чиновничество: нечестность, лицемерие, продажность чиновника (подтверждают строками стихотворения).

Результат достигнут. Какой ценой. А что о дальнейшей жизни чиновника? Ничего – «заживёшь», а дальше сразу финал судьбы. И всё-таки заполнить финал можно.

Читаем стихотворение «Чиновник» (Учитель или подготовленный ученик).

По службе вёл дела свои примерно,

И не был за взятки под судом,

Но (на жену, как водится) в Галерной

Купил давно пятиэтажный дом.

И – вдохновен – он забывал весь свет,

Жену, детей – единой предан страсти.

Молчал, как жрец, бровями шевеля,

И для него тогда в четыре масти

Сливалось всё – и небо, и земля!

Вне карт не знал, не слышал и не видел

В неделю раз, пресытившись игрой,

В театр Александринский, ради скуки,

Являлся наш почтеннейший герой.

Звал книги «побасёнками “:

Читать не то ли же, что праздно тратить время.

Учитель. Жизнь – прозябание. Что же получается? Дни, когда он «полз ужом до хорошего местечка, были самыми содержательными в жизни чиновника. И это счастье? Итог всех жизненных устремлений? Кто же он: счастливый человек, который всего

аться. Об этом стихотворение «Маша» (читаем это стихотворение).

достиг, или неудачник, бездарно потративший жизнь? Можно ли быть счастливым, грабя других?

А если он познавая «крещёный мир», видел, что честность многими воспринимается как неумение жить, как глупость, так как честным путём из нищеты не выбраться. Об этом стихотворение «Маша» (читаем стихотворение).

Возвратимся к эпиграфу урока. В чём его смысл?

– Каждый человек свою дорогу выбирает сам.

Для чего поют колыбельную? А для чего колыбельная Некрасова?

Его колыбельная – не усыпить, а разбудить – совесть, хотя бы одного человека.

Домашнее задание разноуровневое:

1)сочинение-эссе «Дороги, которые мы выбираем»;

2)анализ стихотворений «Маша», «Нравственный человек»;

3)сопоставительный анализ стихотворений «Элегия» А.С.Пушкина и «Элегия» Н.А.Некрасова».

Тема: «странная колыбельная». Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Колыбельная песня»

25 09 2014
1 стр.

Туриянский В. Колыбельная Карелии /Интервью Л. Беленького, нотн расшифровка Н. Савченкова (Песни зимних походов) //Физкультура и спорт. — 1986. — №1, январь. — С. 34-35

10 10 2014
1 стр.

Дом мамы Муравьхи. Ранее утро. Детская комната. Муравьенок лежит в постели, дремлет. Звучит колыбельная. Входит Мама

04 09 2014
1 стр.

Не тогда, когда смотрят дом в первый раз. И не тогда, когда перевозят вещи. Они измеряют комнаты, распоряжаются, куда ставить диваны и пианино, распаковывают коробки, и во всей это

18 12 2014
14 стр.

Риторический вопрос из стихотворения А. Некрасова, вероятно про налогоплательщиков Украины

11 10 2014
1 стр.

Риторический вопрос из стихотворения А. Некрасова, вероятно про налогоплательщиков Украины

11 10 2014
1 стр.

Связь стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи стихотворения)

17 12 2014
1 стр.

Цель урока: познакомить учеников с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии; показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта

Конспектурока по литературе в 10 классе тема: «странная колыбельная»

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

ТЕМА: «СТРАННАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ». Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Колыбельная песня».

ЗАДАЧИ: создать условия для проявления познавательной активности учеников, развивать индивидуальные способности;

ЦЕЛИ: показать особенность выражения авторской позиции в сатирических стихах, роль

дать понятие ПАРОДИИ;

иметь представление о различных видах САТИРЫ: ИРОНИИ, САРКАЗМА,

уметь находить и определять виды сатиры в тексте;

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.А.Некрасова, иллюстрация матери с ребёнком, тексты на каждого ученика «Казачья колыбельная» М.Ю.Лермонтова и «Колыбельная» Н.А.Некрасова, эпиграф на доске, стихотворения «Чиновник», «Маша».

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твёрдую,-

Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворений из «Панаевского цикла» по выбору.

Слово учителя о Некрасове как о человеке, который боль России чувствовал как свою боль.

русская народная колыбельная:

Баю, баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Оденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок расти,

Новы валенки носить.

Учитель. Все вы с детства знаете эти незатейливые, нежные, ласковые песенки-колыбельные. В них слышен голос наших мам.

К этому фольклорному жанру обращались многие поэты. Один из них М.Ю.Лермонтов.

Чтение подготовленным учеником «Казачьей колыбельной песни » М.Ю.Лермонтова.

Чтение «Колыбельной песни» Некрасова (можно подготовить ученика, можно чтение учителем)

Сравнительный анализ стихотворений.

– Что вы можете сказать об услышанной колыбельной?

Очень похожа на лермонтовскую, это пародия, странная колыбельная…

– В самом деле, странная (назовём так урок). Разберёмся в её странности.

Вы сказали пародия. А что такое пародия?

Запись в тетради:

Пародия – это сатирическое или комическое подражание кому-либо, чему-либо с целью осмеяния слабых сторон.

Но мы только что говорили о красоте лермонтовской колыбельной. И на такое произведение пародия?

Некоторые критики времён Некрасова, реакционно настроенные, тоже ставили в вину Некрасову глумление над священными правами материнства, писали о нарушении Некрасовым нравственных начал.

Но сам-то Некрасов назвал свою колыбельную (посмотрите, как?) – подражанием Лермонтову.

– Правильным был и второй ответ: очень похожа, чем?

– Некрасов очень точно повторил сюжет трёх строф «Казачьей колыбельной»

– «Колыбельная» Некрасова не пародирует внутренний мир лермонтовского стихотворения, а создаёт свой иной мир. Внешне единая форма (не случайно имеет место точное построчное следование стихам Лермонтова) не объединяет два мира, а служит их противопоставлению.

1группа, сравнивая, анализирует первую строфу;

2группа – вторую строфу;

3группа – третью строфу;

4группа – 4 – 6 строфы.

Спи, младенец мой прекрасный, Спи, пострел, пока безвредный!

Тихо смотрит месяц ясный Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою. В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою; Стану сказывать не сказки –

Ты ж дремли, закрывши глазки, Правду пропою;

Баюшки-баю. Ты ж дремли, закрывши глазки,

– Что изменил в своей «Колыбельной песне» Некрасов?

«младенец мой прекрасный» – «пострел», озорник ,сорванец;

«тихо смотрит месяц ясный» – « тускло смотрит месяц медный» : образ-символ Некрасова ассоциируется с медным пятаком, то есть с деньгами, с наживой, которая будет сопровождать весь путь ребенка.

По камням струится Терек, По губернии раздался

Плещет мутный вал; Всем отрадный клик :

Злой чечен ползёт на брег, Твой отец под суд попался –

Точит свой кинжал; Ясных тьма улик.

Но отец твой старый воин, Но отец твой – плут известный –

Закалён в бою; Знает роль свою.

Спи, малютка, будь спокоен, Спи, пострел, покуда честный!

У Лермонтова ребёнок растёт под защитой сильного, мужественного отца. Он способен к деятельному устроению благополучия своей семьи, а в более широком охвате – своего народа, государства, поэтому он, уважаемый всеми человек. У Некрасова отец ребёнка – бесчестный человек, вор. Обращает на себя внимание фраза «всем отрадный клик», то есть всем приятное сообщение, что порок наказан. В прилагательном «отрадный» слышится ироническое отношение, неуважение к отцу-плуту. Ирония и в союзе «покуда» – народ знает, что у такого отца и сын вырастет бесчестным.

Ирония – это тонкая, скрытая насмешка, которая основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы (запись в тетради)

Сам узнаешь, будет время, Подрастёшь – и мир крещёный

Бранное житьё; Скоро сам поймёшь,

Смело вденешь ногу в стремя Купишь фрак тёмно-зелёный

И возьмёшь ружьё. И перо возьмёшь.

Я седельце боевое Скажешь: «Я благонамерен,

Шёлком разошью… За добро стою!»

Спи, дитя моё родное, Спи – твой путь грядущий верен!

Читайте также:  Анализ стихотворения Дедушка Некрасова

В третьей строфе авторы обоих стихотворений дают философское осмысление жизни. У Лермонтова – «бранное житьё», то есть трудное, и мать младенца сердцем чувствует, что сын – это будущий защитник своего Дома и Отчизны. Она всё сделает для того, чтобы её «кровиночка» исполнил свой долг, необходимый для благополучного устроения жизни.

У Некрасова – «мир крещёный» подрастающий ребёнок понять должен сам. В этом «умолчании» о мире, в благих намерениях выросшего ребёнка и, особенно, во фразе «твой путь грядущий верен» – горькая ирония.

Богатырь ты будешь с виду Будешь ты чиновник с виду

И казак душой. И подлец душой

Провожать тебя я выйду – Провожать тебя я выду –

Ты махнёшь рукой… И махну рукой!

Сколько горьких слёз украдкой В день привыкнешь ты картинно

Я в ту ночь пролью. Спину гнуть свою…

Спи, мой ангел, тихо, сладко, Спи, пострел, пока невинный!

С четвёртой строфы, когда начинаются у Лермонтова собственно лирические излияния материнских чувств, Некрасов покидает своего руководителя и, ни словом не обмолвившись о материнских чувствах, продолжает эпический рассказ о судьбе чиновника. Более того, в словах «и махнёт рукой» – боль, горечь, безнадёжность матери, поэтому о чувствах и нечего говорить.

Стану я тоской томиться, Тих и кроток, как овечка,

Безутешно ждать; И крепонек лбом,

Стану целый день молиться, До хорошего местечка

По ночам гадать; Доползёшь ужом –

Стану думать, что скучаешь И охулки не положишь

Ты в чужом краю… На руку свою.

Спи ж, пока забот не знаешь, Спи, покуда красть не можешь!

Прослеживается интересный процесс: чем больше чиновник приобретает материальных благ, тем меньше у него остаётся собственно человеческого. И вот он превращается в овечку и ужа одновременно. Приём сатиры – сарказм.

Сарказм – это высшая степень иронии, это злая, язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку (запись в тетради).

Дам тебе я на дорогу Купишь дом многоэтажный,

Образок святой: Схватишь крупный чин

Ты его, моляся богу, И вдруг станешь барин важный,

Ставь перед собой; Русский дворянин.

Да готовясь в бой опасный, Заживёшь – и мирно, ясно

Помни мать свою… Кончишь жизнь свою…

Спи, младенец мой прекрасный, Спи, чиновник мой прекрасный!

– Почему глагол «схватишь»?

– Схватить – получить неожиданно, по блату: ведь его отец – плут.

– Что значит слово «вдруг»?

– Оно обозначает неожиданный, непредсказуемый поворот в судьбе. И хотя всё стихотворение о закономерном пути от пострела до чиновника: «Спи – твой путь грядущий верен», то есть предсказуем. «Вдруг» обозначает схватку с конкурентами, где все средства хороши.

Итак, в «Казачьей колыбельной» Лермонтова – чистый мир любви, поэзии и подвига.

Каков мир в «Колыбельной песне» Некрасова?

– Мир обмана, лжи, грабежа.

– В чём же странность «Колыбельной» Некрасова?

– Под покровом невинной песенки для спящего ребёнка притаилась сатира.

Сатира – это произведение литературы, в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются

пороки общества, отрицательные явления действительности.

– Что обличает Некрасов?

– Чиновничество: нечестность, лицемерие, продажность чиновника (подтверждают строками стихотворения).

Результат достигнут. Какой ценой. А что о дальнейшей жизни чиновника? Ничего – «заживёшь», а дальше сразу финал судьбы. И всё-таки заполнить финал можно.

Читаем стихотворение «Чиновник» (Учитель или подготовленный ученик).

По службе вёл дела свои примерно,

И не был за взятки под судом,

Но (на жену, как водится) в Галерной

Купил давно пятиэтажный дом.

И – вдохновен – он забывал весь свет,

Жену, детей – единой предан страсти.

Молчал, как жрец, бровями шевеля,

И для него тогда в четыре масти

Сливалось всё – и небо, и земля!

Вне карт не знал, не слышал и не видел

В неделю раз, пресытившись игрой,

В театр Александринский, ради скуки,

Являлся наш почтеннейший герой.

Звал книги «побасёнками “:

Читать не то ли же, что праздно тратить время.

Учитель. Жизнь – прозябание. Что же получается? Дни, когда он «полз ужом до хорошего местечка, были самыми содержательными в жизни чиновника. И это счастье? Итог всех жизненных устремлений? Кто же он: счастливый человек, который всего

аться. Об этом стихотворение «Маша» (читаем это стихотворение).

достиг, или неудачник, бездарно потративший жизнь? Можно ли быть счастливым, грабя других?

А если он познавая «крещёный мир», видел, что честность многими воспринимается как неумение жить, как глупость, так как честным путём из нищеты не выбраться. Об этом стихотворение «Маша» (читаем стихотворение).

Возвратимся к эпиграфу урока. В чём его смысл?

– Каждый человек свою дорогу выбирает сам.

Для чего поют колыбельную? А для чего колыбельная Некрасова?

Его колыбельная – не усыпить, а разбудить – совесть, хотя бы одного человека.

Домашнее задание разноуровневое:

1)сочинение-эссе «Дороги, которые мы выбираем»;

2)анализ стихотворений «Маша», «Нравственный человек»;

Конспектурока по литературе в 10 классе тема: «странная колыбельная»

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

ТЕМА: «СТРАННАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ». Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Колыбельная песня».

ЗАДАЧИ: создать условия для проявления познавательной активности учеников, развивать индивидуальные способности;

ЦЕЛИ: показать особенность выражения авторской позиции в сатирических стихах, роль

дать понятие ПАРОДИИ;

иметь представление о различных видах САТИРЫ: ИРОНИИ, САРКАЗМА,

уметь находить и определять виды сатиры в тексте;

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.А.Некрасова, иллюстрация матери с ребёнком, тексты на каждого ученика «Казачья колыбельная» М.Ю.Лермонтова и «Колыбельная» Н.А.Некрасова, эпиграф на доске, стихотворения «Чиновник», «Маша».

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твёрдую,-

Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворений из «Панаевского цикла» по выбору.

Слово учителя о Некрасове как о человеке, который боль России чувствовал как свою боль.

русская народная колыбельная:

Баю, баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Оденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок расти,

Новы валенки носить.

Учитель. Все вы с детства знаете эти незатейливые, нежные, ласковые песенки-колыбельные. В них слышен голос наших мам.

К этому фольклорному жанру обращались многие поэты. Один из них М.Ю.Лермонтов.

Чтение подготовленным учеником «Казачьей колыбельной песни » М.Ю.Лермонтова.

Чтение «Колыбельной песни» Некрасова (можно подготовить ученика, можно чтение учителем)

Сравнительный анализ стихотворений.

– Что вы можете сказать об услышанной колыбельной?

Очень похожа на лермонтовскую, это пародия, странная колыбельная…

– В самом деле, странная (назовём так урок). Разберёмся в её странности.

Вы сказали пародия. А что такое пародия?

Запись в тетради:

Пародия – это сатирическое или комическое подражание кому-либо, чему-либо с целью осмеяния слабых сторон.

Но мы только что говорили о красоте лермонтовской колыбельной. И на такое произведение пародия?

Некоторые критики времён Некрасова, реакционно настроенные, тоже ставили в вину Некрасову глумление над священными правами материнства, писали о нарушении Некрасовым нравственных начал.

Но сам-то Некрасов назвал свою колыбельную (посмотрите, как?) – подражанием Лермонтову.

– Правильным был и второй ответ: очень похожа, чем?

– Некрасов очень точно повторил сюжет трёх строф «Казачьей колыбельной»

– «Колыбельная» Некрасова не пародирует внутренний мир лермонтовского стихотворения, а создаёт свой иной мир. Внешне единая форма (не случайно имеет место точное построчное следование стихам Лермонтова) не объединяет два мира, а служит их противопоставлению.

1группа, сравнивая, анализирует первую строфу;

2группа – вторую строфу;

3группа – третью строфу;

4группа – 4 – 6 строфы.

Спи, младенец мой прекрасный, Спи, пострел, пока безвредный!

Тихо смотрит месяц ясный Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою. В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою; Стану сказывать не сказки –

Ты ж дремли, закрывши глазки, Правду пропою;

Баюшки-баю. Ты ж дремли, закрывши глазки,

– Что изменил в своей «Колыбельной песне» Некрасов?

«младенец мой прекрасный» – «пострел», озорник ,сорванец;

«тихо смотрит месяц ясный» – « тускло смотрит месяц медный» : образ-символ Некрасова ассоциируется с медным пятаком, то есть с деньгами, с наживой, которая будет сопровождать весь путь ребенка.

По камням струится Терек, По губернии раздался

Плещет мутный вал; Всем отрадный клик :

Злой чечен ползёт на брег, Твой отец под суд попался –

Точит свой кинжал; Ясных тьма улик.

Но отец твой старый воин, Но отец твой – плут известный –

Закалён в бою; Знает роль свою.

Спи, малютка, будь спокоен, Спи, пострел, покуда честный!

У Лермонтова ребёнок растёт под защитой сильного, мужественного отца. Он способен к деятельному устроению благополучия своей семьи, а в более широком охвате – своего народа, государства, поэтому он, уважаемый всеми человек. У Некрасова отец ребёнка – бесчестный человек, вор. Обращает на себя внимание фраза «всем отрадный клик», то есть всем приятное сообщение, что порок наказан. В прилагательном «отрадный» слышится ироническое отношение, неуважение к отцу-плуту. Ирония и в союзе «покуда» – народ знает, что у такого отца и сын вырастет бесчестным.

Ирония – это тонкая, скрытая насмешка, которая основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы (запись в тетради)

Сам узнаешь, будет время, Подрастёшь – и мир крещёный

Бранное житьё; Скоро сам поймёшь,

Смело вденешь ногу в стремя Купишь фрак тёмно-зелёный

И возьмёшь ружьё. И перо возьмёшь.

Я седельце боевое Скажешь: «Я благонамерен,

Шёлком разошью… За добро стою!»

Спи, дитя моё родное, Спи – твой путь грядущий верен!

В третьей строфе авторы обоих стихотворений дают философское осмысление жизни. У Лермонтова – «бранное житьё», то есть трудное, и мать младенца сердцем чувствует, что сын – это будущий защитник своего Дома и Отчизны. Она всё сделает для того, чтобы её «кровиночка» исполнил свой долг, необходимый для благополучного устроения жизни.

У Некрасова – «мир крещёный» подрастающий ребёнок понять должен сам. В этом «умолчании» о мире, в благих намерениях выросшего ребёнка и, особенно, во фразе «твой путь грядущий верен» – горькая ирония.

Богатырь ты будешь с виду Будешь ты чиновник с виду

И казак душой. И подлец душой

Провожать тебя я выйду – Провожать тебя я выду –

Ты махнёшь рукой… И махну рукой!

Сколько горьких слёз украдкой В день привыкнешь ты картинно

Я в ту ночь пролью. Спину гнуть свою…

Спи, мой ангел, тихо, сладко, Спи, пострел, пока невинный!

С четвёртой строфы, когда начинаются у Лермонтова собственно лирические излияния материнских чувств, Некрасов покидает своего руководителя и, ни словом не обмолвившись о материнских чувствах, продолжает эпический рассказ о судьбе чиновника. Более того, в словах «и махнёт рукой» – боль, горечь, безнадёжность матери, поэтому о чувствах и нечего говорить.

Стану я тоской томиться, Тих и кроток, как овечка,

Безутешно ждать; И крепонек лбом,

Стану целый день молиться, До хорошего местечка

По ночам гадать; Доползёшь ужом –

Стану думать, что скучаешь И охулки не положишь

Ты в чужом краю… На руку свою.

Спи ж, пока забот не знаешь, Спи, покуда красть не можешь!

Прослеживается интересный процесс: чем больше чиновник приобретает материальных благ, тем меньше у него остаётся собственно человеческого. И вот он превращается в овечку и ужа одновременно. Приём сатиры – сарказм.

Сарказм – это высшая степень иронии, это злая, язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку (запись в тетради).

Дам тебе я на дорогу Купишь дом многоэтажный,

Образок святой: Схватишь крупный чин

Ты его, моляся богу, И вдруг станешь барин важный,

Ставь перед собой; Русский дворянин.

Да готовясь в бой опасный, Заживёшь – и мирно, ясно

Помни мать свою… Кончишь жизнь свою…

Спи, младенец мой прекрасный, Спи, чиновник мой прекрасный!

– Почему глагол «схватишь»?

– Схватить – получить неожиданно, по блату: ведь его отец – плут.

– Что значит слово «вдруг»?

– Оно обозначает неожиданный, непредсказуемый поворот в судьбе. И хотя всё стихотворение о закономерном пути от пострела до чиновника: «Спи – твой путь грядущий верен», то есть предсказуем. «Вдруг» обозначает схватку с конкурентами, где все средства хороши.

Итак, в «Казачьей колыбельной» Лермонтова – чистый мир любви, поэзии и подвига.

Каков мир в «Колыбельной песне» Некрасова?

– Мир обмана, лжи, грабежа.

– В чём же странность «Колыбельной» Некрасова?

– Под покровом невинной песенки для спящего ребёнка притаилась сатира.

Сатира – это произведение литературы, в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются

пороки общества, отрицательные явления действительности.

– Что обличает Некрасов?

– Чиновничество: нечестность, лицемерие, продажность чиновника (подтверждают строками стихотворения).

Результат достигнут. Какой ценой. А что о дальнейшей жизни чиновника? Ничего – «заживёшь», а дальше сразу финал судьбы. И всё-таки заполнить финал можно.

Читаем стихотворение «Чиновник» (Учитель или подготовленный ученик).

По службе вёл дела свои примерно,

И не был за взятки под судом,

Но (на жену, как водится) в Галерной

Купил давно пятиэтажный дом.

И – вдохновен – он забывал весь свет,

Жену, детей – единой предан страсти.

Молчал, как жрец, бровями шевеля,

И для него тогда в четыре масти

Сливалось всё – и небо, и земля!

Вне карт не знал, не слышал и не видел

В неделю раз, пресытившись игрой,

В театр Александринский, ради скуки,

Являлся наш почтеннейший герой.

Звал книги «побасёнками “:

Читать не то ли же, что праздно тратить время.

Учитель. Жизнь – прозябание. Что же получается? Дни, когда он «полз ужом до хорошего местечка, были самыми содержательными в жизни чиновника. И это счастье? Итог всех жизненных устремлений? Кто же он: счастливый человек, который всего

аться. Об этом стихотворение «Маша» (читаем это стихотворение).

достиг, или неудачник, бездарно потративший жизнь? Можно ли быть счастливым, грабя других?

А если он познавая «крещёный мир», видел, что честность многими воспринимается как неумение жить, как глупость, так как честным путём из нищеты не выбраться. Об этом стихотворение «Маша» (читаем стихотворение).

Возвратимся к эпиграфу урока. В чём его смысл?

– Каждый человек свою дорогу выбирает сам.

Для чего поют колыбельную? А для чего колыбельная Некрасова?

Его колыбельная – не усыпить, а разбудить – совесть, хотя бы одного человека.

Домашнее задание разноуровневое:

1)сочинение-эссе «Дороги, которые мы выбираем»;

2)анализ стихотворений «Маша», «Нравственный человек»;

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Стихотворение Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” относится к достаточно редкому для него образцу любовной лирики, оно наполнено нежностью и искренним чувством. Поэт не возвышает свою возлюбленную, но при этом считает, что она прекрасна именно такой. Использовать краткий анализ “Мы с тобой бестолковые люди” по плану можно на уроках литературы в 11 классе для пояснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы с тобой бестолковые люди.

История создания – написано это произведение в 1851 году, в разгар романа Некрасова с Авдотьей Панаевой. Напечатано в “Современнике” в том же году, а в 1856-м вошло в поэтический сборник.

Читайте также:  Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

Тема – ссора влюбленных, за которой следует примирение.

Композиция – стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых рассказывает о состоянии поссорившихся влюбленных.

Жанр – любовная лирика.

Эпитеты“взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди”.

Метафоры – “вспышка готова”, “душу волнует и мучит“, “возвращенье любви и участья“.

История создания

Роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в свое время был предметом множества пересудов в обществе. В основном потому, что молодой поэт не просто завел отношения с замужней женщиной, что не считалось чем-то предосудительным – он переехал в дом, где она жила с супругом, образовав очень странную семью из трех человек. Проблема была в невозможности расторгнуть церковный брак, хотя Иван Панаев, который слыл большим повесой, был не против отпустить жену. Но поскольку это было неосуществимо, друзья просто пришли к соглашению.

Познакомились влюбленные в 1845 году, когда Некрасов и Иван Панаев выкупили журнал “Современник”. Они вместе много работали, в процессе состоялось знакомство с Авдотьей, которую поэт сразу горячо полюбил, причем она ответила ему взаимностью. Вскоре Некрасов переехал в соседнюю квартиру, а потом он и Панаевы стали жить общим домом.

Таким образом к 1851 году их роман был еще на первом этапе, но сложный характер Авдотьи уже тогда давал о себе знать, что и выразил поэт. Интересно, что впервые стих был напечатан в том самом “Современнике”, которым они владели совместно с мужем любовницы поэта.

Всего их осуждаемый обществом роман продлился шестнадцать лет. Причиной расставания послужило трагическое событие – смерть ребенка Панаевой, отцом которого был Некрасов. Из-за горечи, которую испытывали они оба, поэт и его муза постепенно отдалились друг от друга, а потом окончательно разошлись.

В стихотворении поэт описывает ссору двух влюбленных людей, которые непременно примирятся. Некрасов выражает мысль, что это естественно – никто не может прожить совершенно мирно, главное – “ сердиться открыто “, чтобы ничего не оставалось невысказанным. По его мнению, примирение тем нежнее, чем острее были разногласия.

Поэт как будто исповедуется, говоря о ссоре, когда она постепенно сходит на нет. Это стихотворение – попытка ускорить примирение.

Композиция

Три строфы этого произведения описывают разные картинки из жизни влюбленных. Первая показывает состояние, которое требуется изменить – когда пара поссорилась и застыла в этом мучительном чувстве, но поэт считает подобное неправильным, что явно выражается дальше.

Во второй строфе поэт обращается к возлюбленной – его лирический герой просит ее высказать свое мнение, не спрятав ничего из своих эмоций. Интересно, что лирическая героиня в данном случае показана как человек, любящий поругаться – это следует из выражения “ скорее наскучит “, то есть герой хочет, чтобы ей поскорее надоело ругаться.

И третья строфа снова статична – поэт замирает в ожидании возвращения любви, момента, когда ссора утихнет и нежные чувства вспыхнут ярче. По его мнению, такая любовная проза только улучшает его отношения с лирической героиней, не дает им застояться на месте.

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики Некрасова, который описывает “ прозу любви “. Он не делает свою любимую неземным прекрасным существом – нет, она взбалмошна, любит поскандалить, но это только придает ей особенное очарование в глазах человека, охваченного искренним чувством. И это очарование он стремится передать в стихотворении. Из-за плавности и напевности разумный и рассудочный взгляд влюбленного мужчины становится еще более очевидным. Показать его спокойствие во время бурной ссоры помогают также трехстопный анапест и женская рифма.

Средства выразительности

В основном Некрасов использует эпитеты, такие как “взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди” , и метафоры – “ вспышка готова” , “ душу волнует и мучит “, “ возвращенье любви и участья “. Эти выразительные средства позволяют ему передать не только основную мысль произведения, но и эмоциональный настрой. Повествование получается очень плавным за счет насыщенности шипящими и свистящими звуками.

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди… » (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.05.2020 · Обновлено 04.05.2020

Николай Алексеевич Некрасов известен своей гражданской лирикой, он изображал быт крестьян, простых рабочих, показывал с нелицеприятной стороны нелегкую долю женщин, живущих на Руси, несправедливый мир и боль маленьких людей. Его произведения наполнены драматическими сценами страданий угнетенного крестьянского народа. Он призывал к борьбе за права крестьян, при этом воспевая любовь к родной земле, ее природе и к своему народу. Многомудрый Литрекон представляет анализ необычного стихотворения Некрасова — «Мы с тобой бестолковые люди… ». Разбор произведения познакомит Вас с любовной лирикой поэта.

История создания

Произведение создано в 1851 году и впервые увидело свет в журнале «Современник». Кому посвящено стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди… »? Как известно, автор посвятил его своей гражданской жене Авдотье Панаевой. Их союз осуждали, поскольку Панаева не могла быть развенчана с мужем. Они даже жили какое-то время втроем и были мишенью для пересудов. Их отношения были нестабильны и эмоциональны из-за их непростых характеров, супруги часто ссорились, затем мирились, расставались и вновь сходились. Свои эмоции писатель часто вымещал в стихотворениях, которые посвящал Авдотье. Они впоследствии составили «панаевский цикл».

Авдотья Панаева была одной из умнейших женщин своего времени. Она много читала и даже занималась литературным трудом, что было редкостью в те дни. Также она руководила известным литературным салоном, где собиралась либеральная интеллигенция. Некрасов был звездой этого общества и, конечно, затмил славу Панаева — своего компаньона по редакции «Современника». Казалось, он и Авдотья были предназначены друг для друга. Однако жизнь на жерле вулкана не могла длиться долго: Некрасов и Панаева, пережив множество ссор, в конце концов, расстались навсегда.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» можно отнести к любовной лирике. Но не в классическом ее понимании, поскольку здесь нет любовной тоски или воспевания возлюбленной. Любовная лирика Некрасова изображает ссоры, быт, семью, часто наполнена драматическими переживаниями. Это изображение настоящих земных отношений, а не романтически возвышенных и идеалистически приукрашенных. Некрасов даже в поэзии чувств оставался реалистом до мозга костей.

Размер стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» — трехстопный анапест.

Композиция

Композиция стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» трехчастная, оно состоит из трех четверостиший.

  1. В первой строфе мы видим изображение характеров двух героев. Они эмоциональны и часто говорят в пылу ссоры резкие слова.
  2. Во второй строфе лирический герой обращается к своей даме, призывает искренне выражать свои чувства или недовольства, пусть это и приводит к ссорам. По мнению героя, мирная спокойная жизнь гораздо скучнее.
  3. В третьей строфе автор говорит, что проза в любви неизбежна, что быт и семейные раздоры — это неотъемлемая часть отношений, поэтому и из этого нужно извлекать нечто положительное. Этим положительным герой считает примирение после ссор, когда на контрастном фоне прошедшего раздора, возвращение к миру и любви кажется еще ярче и интенсивнее.

Образы и символы

Главные герои в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди» — это Он и Она. Автор говорит об их вспыльчивых характерах: Мы с тобой бестолковые люди. Они оба легко распаляются и могут начать ссориться. Но это для автора самое искреннее поведение, которое необходимо в отношениях. Так у супругов не остается друг к другу претензий и недомолвок, а после ссор восстановление мира воспринимается еще приятнее, чем постоянные ровные и спокойные отношения.

Лирический герой в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди» предстает темпераментным и прямолинейным мужчиной, которому нужны не компромиссы, а честность, доходящая до наготы. Он не согласен лицемерить ради хорошей погоды в доме.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди»: изнаночная сторона любви. Перед нами ссора и примирение возлюбленных. Не идеальная сторона любовных отношений, а изображение быта и прозы в отношениях любящих людей.

Любовная тематика порождает возникновение специфических проблем. Это стихотворение-исповедь, где раскрывается основная проблема любви — столкновение характеров в попытке слияния. Автор показывает противоречивость любовных отношений, где не все так гладко и спокойно. Сближаясь, мы натыкаемся на шипы друг друга. Он открыто выражает свои чувства и к этому призывает свою подругу.

Основная идея

Смысл стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» заключается в необходимости открыться друг другу, даже если этот процесс будет болезненным. Несмотря на разлады в отношениях и ссоры, любящие все равно остаются любящими.

Такие ситуации наоборот помогают еще больше ценить мир и покой в отношениях, наступающий после примирения. Ссоры — это обычное явление в отношениях двух людей. Благодаря им чувства после примирения вспыхивают сильнее. Такова главная мысль стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди».

Средства выразительности

Произведение написано трехстопным анапестом с использованием перекрестной женской рифмы. Некрасов часто использовал анапест в своих стихах, он плавный и создает эффект «рассказывания». Автор будто поведал нам небольшую историю, поделился своими мыслями. А вот и тропы в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди»:

  • В первой строфе для передачи эмоций используются эпитеты: бестолковые, взволнованной, неразумное, резкое.
  • На эмоциональность также работают восклицательные знаки в первой и второй строфах.
  • Во втором четверостишии автор использует обращения к своей возлюбленной. Здесь преобладают глаголы, и добавляется динамика.
  • В стихотворении много метафор, показывающих непростые чувства героев: проза в любви, вспышка готова, доля счастья.

«Мы с тобой бестолковые люди», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» было написано в 1851 г. и напечатано в «Современнике» № 11 за 1851 г. Включено в сборник стихотворений 1856 г. В 1865 г. положено на музыку.

Оно посвящено Авдотье Панаевой, жене Ивана Панаева и гражданской жене Николая Некрасова. Молодой Некрасов познакомился с Панаевой в 1845 г., в это время друзья Николай Некрасов и Иван Панаев выкупили «Современник», основанный Пушкиным, и с головой ушли в работу. Роман Некрасова и Панаевой длился около 16 лет, трое их детей умерли, едва родившись.

Авдотья Панаева в момент знакомства с Некрасовым была писаной красавицей, хозяйкой салона. В неё были влюблены многие современники. Некрасова она восприняла как одного из кавалеров. Больше года писатель доказывал возлюбленной серьёзность чувств. Некрасов снял соседнюю с Панаевыми квартиру, а потом они втроём стали жить одним домом.

Панаевым невозможно было получить церковный развод, Некрасова это не беспокоило. Общество осуждало гражданский брак Некрасова. Ивана Панаева такое положение дел, как говорят, утраивало: он был повеса. Некрасов же ревновал Панаеву к мужу. Скандалили оба с упоением.

Все трое были прекрасными литераторами, плодотворно работали вместе. Панаева была вдохновительницей, музой Некрасова (он называл её второй музой), они в соавторстве написали несколько романов. Панаева на равных с мужчинами работала в Современнике, была корректором.

Некрасов и Панаева часто ссорились, их жизнь была чередованием ссор и примирений, расставаний и встреч. У них были непростые характеры. После ссоры Некрасов часто писал Авдотье стихи. Они объединены в так называемый «панаевский цикл». Одно из них – «Мы с тобой бестолковые люди».

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» – лучший образец любовной лирики Некрасова. Это не романтическое восхищение совершенствами возлюбленной. Лирический герой обращается к земной женщине. Она не просто не лишена недостатков, а вздорна, но от этого ещё более любима!

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Первая строфа – это картинка, описание внутреннего состояния поссорившихся. Она статична, полностью лишена действий (в ней нет глаголов). Это застывшее состояние, которое требует изменения.

Вторая строфа, наоборот, наполнена глаголами. Это обращение к возлюбленной (которая, в первую очередь, друг). Лирический герой, употребляя глаголы повелительного наклонения, призывает её говорить обо всём, что волнует и мучит, сердиться открыто. Лирический герой считает, что так легче помириться. Замечание, что при этом ссора «скорее наскучит», предполагает, что скандал доставляет героине удовольствие, это обычное её занятие.

Третья строфа снова статична. Это состояние – ожидание прихода мира, возвращения любви. Единственный глагол в словосочетании «возьмём долю счастья» не предполагает активных действий. Это своеобразная «философия для ссорящихся». Конфликты лирический герой называет прозой любви, но считает, что именно благодаря им любовь вспыхивает ярче.

Тема стихотворения – ссора и примирение влюблённых.

Основная мысль: ссора – естественный период в отношениях любящих людей. Чтобы примириться, нужно высказать эмоции. Хотя этот момент бывает острым, но тем сильнее чувство любви после ссоры.

Тропы и образы

В первой строфе состояние поссорившихся влюблённых описано с помощью эпитетов: бестолковые люди, взволнованная грудь, неразумное, резкое слово. Синонимы бестолковыйнеразумный усиливают осознание вины лирического героя в ссоре.

Всё стихотворение строится на метафорах, передающий чувства героев: вспышка готова, облегченье взволнованной груди, душу волнует и мучит, сердиться открыто, легче мир, проза в любви, доля счастья, возвращенье любви и участья.

Некрасов пользуется таким приёмом звукописи, как аллитерация. Обилие шипящих и свистящих (с, з, ч, ст) передаёт звуки ссоры, сонорные звуки делают повествование более плавным и размеренным, гасят эмоции.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифма женская. Плавность и напевность стихотворения подчёркивают его рассудочный характер, взгляд на ссору как бы со стороны, уже после случившегося. Стихотворная исповедь – это итог ссоры и попытка примирения.

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы с тобой бестолковые люди.
История создания – написано это произведение в 1851 году, в разгар романа Некрасова с Авдотьей Панаевой. Напечатано в “Современнике” в том же году, а в 1856-м вошло в поэтический сборник.

Тема – ссора влюбленных, за которой следует примирение.

Композиция – стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых рассказывает о состоянии поссорившихся влюбленных.

Жанр – любовная лирика.

Эпитеты – “взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди”.

Метафоры – “вспышка готова”, “душу волнует и мучит“, “возвращенье любви и участья“.

Тропы и образы

В первой строфе состояние поссорившихся влюблённых описано с помощью эпитетов: бестолковые люди, взволнованная грудь, неразумное, резкое слово. Синонимы бестолковый – неразумный усиливают осознание вины лирического героя в ссоре.

Всё стихотворение строится на метафорах, передающий чувства героев: вспышка готова, облегченье взволнованной груди, душу волнует и мучит, сердиться открыто, легче мир, проза в любви, доля счастья, возвращенье любви и участья.

Некрасов пользуется таким приёмом звукописи, как аллитерация. Обилие шипящих и свистящих (с, з, ч, ст) передаёт звуки ссоры, сонорные звуки делают повествование более плавным и размеренным, гасят эмоции.

История создания

Роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в свое время был предметом множества пересудов в обществе. В основном потому, что молодой поэт не просто завел отношения с замужней женщиной, что не считалось чем-то предосудительным – он переехал в дом, где она жила с супругом, образовав очень странную семью из трех человек. Проблема была в невозможности расторгнуть церковный брак, хотя Иван Панаев, который слыл большим повесой, был не против отпустить жену. Но поскольку это было неосуществимо, друзья просто пришли к соглашению.

Читайте также:  Железная дорога - краткое содержание стихотворения Некрасова

Познакомились влюбленные в 1845 году, когда Некрасов и Иван Панаев выкупили журнал “Современник”. Они вместе много работали, в процессе состоялось знакомство с Авдотьей, которую поэт сразу горячо полюбил, причем она ответила ему взаимностью. Вскоре Некрасов переехал в соседнюю квартиру, а потом он и Панаевы стали жить общим домом.

Таким образом к 1851 году их роман был еще на первом этапе, но сложный характер Авдотьи уже тогда давал о себе знать, что и выразил поэт. Интересно, что впервые стих был напечатан в том самом “Современнике”, которым они владели совместно с мужем любовницы поэта.

Всего их осуждаемый обществом роман продлился шестнадцать лет. Причиной расставания послужило трагическое событие – смерть ребенка Панаевой, отцом которого был Некрасов. Из-за горечи, которую испытывали они оба, поэт и его муза постепенно отдалились друг от друга, а потом окончательно разошлись.

Женщины Некрасова

На протяжении всей жизни у Николая Алексеевича было три продолжительных романа. Первый, оставивший в душе поэта неизгладимый след, с Панаевой. Несмотря на тяжелый разрыв, писатель всю жизнь хранил в душе ее образ и даже упомянул в завещании.

В 1864 году Некрасов совершает трехмесячную поездку за границу. Компанию ему составили родная сестра поэта, Анна Алексеевна, и француженка Селина Лефрен. Актриса Михайловского театра имела спокойный и легкий характер, чем очень привлекала писателя. Их взаимоотношения можно назвать скорее прохладными, но Некрасов остался доволен редкими встречами. В 1867 году они снова едут за границу, однако, Селина из нее уже не вернулась. Летом 1869 года Некрасов в течение месяца поправлял здоровье на французском побережье. Но прежде заехал в Париж, где снова встречался с актрисой.

Единственной официальной женой писателя стала простая крестьянская девушка Фекла Анисимовна Викторова. В момент их первой встречи ей было 23 года. Некрасов же был почти в два раза ее старше. Искреннее восхищение талантом писателя, заучивание его произведений наизусть льстили автору. Для того чтобы дополнить скудное воспитание и заполнить пробелы культурной жизни, Николай Алексеевич водил девушку на выставки, театральные представления, обучал ее грамоте, языкам. Единственное, что не давало покоя писателю — имя избранницы. Некрасов считал его слишком простым и заменил на более привлекательное для себя, Зинаида Николаевна.

Знакомство Некрасова с будущей женой произошло в 1870 году, а в 1875-м врачи диагностировали у него смертельное заболевание, рак кишечника. Будучи в состоянии сильного эмоционального угнетения, автор пишет «Последние песни». Возможно, известие о скорой смерти, а, может быть, искренность и душевность произведения позволили критикам отнести его к лучшим, вышедшим из-под пера Некрасова.

Венчание с Зинаидой состоялось за несколько месяцев до кончины писателя, в 1877 году. Уже после похорон, семья Некрасовых обвинила девушку в корыстных побуждениях и отняла все имущество, включая и результаты предсмертного творчества.

Композиция

Три строфы этого произведения описывают разные картинки из жизни влюбленных. Первая показывает состояние, которое требуется изменить – когда пара поссорилась и застыла в этом мучительном чувстве, но поэт считает подобное неправильным, что явно выражается дальше.

Во второй строфе поэт обращается к возлюбленной – его лирический герой просит ее высказать свое мнение, не спрятав ничего из своих эмоций. Интересно, что лирическая героиня в данном случае показана как человек, любящий поругаться – это следует из выражения “скорее наскучит“, то есть герой хочет, чтобы ей поскорее надоело ругаться.

И третья строфа снова статична – поэт замирает в ожидании возвращения любви, момента, когда ссора утихнет и нежные чувства вспыхнут ярче. По его мнению, такая любовная проза только улучшает его отношения с лирической героиней, не дает им застояться на месте.

Средства художественной выразительности

Стихотворение невелико по объему, поэтому оно и не изобилует эпитетами и метафорами, но они все-таки имеют место быть.

«Неразумное, резкое слово» — весьма образный эпитет, передающий отношение лирического героя к природе ссоры. Герой отдает себе отчет в том, что конфликт – глупый и импульсивный поступок, к которому невозможно относиться с предельной серьезностью. Ссора – это эмоция.

«Проза в любви» — популярная метафора литераторов, которая описывает серость и будничность, а иногда и отрицательные аспекты любви.

Автор: Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики Некрасова, который описывает “прозу любви“. Он не делает свою любимую неземным прекрасным существом – нет, она взбалмошна, любит поскандалить, но это только придает ей особенное очарование в глазах человека, охваченного искренним чувством. И это очарование он стремится передать в стихотворении. Из-за плавности и напевности разумный и рассудочный взгляд влюбленного мужчины становится еще более очевидным. Показать его спокойствие во время бурной ссоры помогают также трехстопный анапест и женская рифма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифма женская. Плавность и напевность стихотворения подчёркивают его рассудочный характер, взгляд на ссору как бы со стороны, уже после случившегося. Стихотворная исповедь — это итог ссоры и попытка примирения.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Мы с тобой бестолковые люди»

По писателю: Некрасов Николай

В стихотворении поэт описывает ссору двух влюбленных людей, которые непременно примирятся. Некрасов выражает мысль, что это естественно – никто не может прожить совершенно мирно, главное – “сердиться открыто“, чтобы ничего не оставалось невысказанным. По его мнению, примирение тем нежнее, чем острее были разногласия.

«Пора, мой друг, пора» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

Поэт как будто исповедуется, говоря о ссоре, когда она постепенно сходит на нет. Это стихотворение – попытка ускорить примирение.

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Личная жизнь Н. Некрасов была достаточно странной и вызывала постоянные насмешки и пересуды в обществе. Поэт в молодости безумно полюбил А. Панаеву, которая на тот момент уже состояла в браке. Некрасов смог добиться взаимности и с 1846 г. жил в одном доме с супругами. Такое необычное развитие романа часто приводило к бурным ссорам и скандалам. Оба влюбленных были очень вспыльчивыми людьми, поэтому для очередного конфликта хватало любой мелочи. Однако эти размолвки всегда были временными, после каждой ссоры быстро наступало примирение. В 1851 г. Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описал свои непростые отношения с Панаевой.

Некрасов сразу дает меткое определение себе и своей возлюбленной – «бестолковые люди». Именно так их и воспринимало окружающее общество. Ведь муж Панаевой прекрасно знал об их любовных отношениях, проходивших в его доме. Поэтому его тоже можно назвать «бестолковым человеком». В XIX веке такие отношения были просто немыслимыми. Но Некрасова, похоже, не слишком волнует, как его роман воспринимается в обществе. Он объясняет «бестолковость» чрезмерной раздражительностью («Что минута, то вспышка готова!»). Он подтверждает, что причиной серьезного конфликта становится «неразумное, резкое слово». Поэт мучился от ревности и часто устраивал бурные объяснения. Панаева, чувствуя себя правой, не оставалась в ответе. В сердцах они могли наговорить друг другу много лишнего.

Некрасов после пяти лет оригинальной совместной жизни уже имел опыт в таких отношениях. Поэтому он обращается к любимой с просьбой не держать в себе раздражение, а сразу высказывать то, что накопилось в душе. Он призывает ее «сердиться открыто». Чем дольше копится гнев, тем сильнее и дольше будет скандал. Если же давать ему выплескиваться чаще, то и примирение наступит быстрее. Вероятно, к такой мысли Некрасова привело постоянное присутствие законного мужа. Вряд ли любовники открыто говорили о своих отношениях при нем. Скрытая жизнь приводила к вынужденному молчанию. Откровенные разговоры начинались, когда любовники оставались вдвоем.

Некрасов даже благодарен ссорам («прозе любви»), потому что после них всегда наступает примирение, подчеркивающее силу взаимного чувства.

Поэт даже в лирических произведениях стремился к реальному изображению действительности. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — образец любовной лирики Некрасова. Оно отражает глубоко личные переживания автора.

Стихотворение Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” относится к достаточно редкому для него образцу любовной лирики, оно наполнено нежностью и искренним чувством. Поэт не возвышает свою возлюбленную, но при этом считает, что она прекрасна именно такой. Использовать краткий анализ “Мы с тобой бестолковые люди” по плану можно на уроках литературы в 11 классе для пояснения материала.

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Одной из причин разрыва сам Некрасов считал невыносимую атмосферу, которая царила в доме Панаевых. Он ревновал свою возлюбленную к законному супругу, а она периодически устраивала безобразные сцены с руганью и битьем посуды. Примечательно, что это совершенно не мешало этой необычной троице прекрасно ладить, когда речь заходила о работе. Панаев и Некрасов в этот период возрождали журнал «Современник», а Авдотья являлась владелицей литературного салона, где регулярно проходили встречи с молодыми писателями и поэтами.

К слову, в сети Авдотьи Панаевой, которая на тот момент считалась одной из самых привлекательных женщин Петербурга, угодили многие литераторы, включая Федора Достоевского. Однако она ответила взаимностью лишь Некрасову, став не только его любовницей, но и единомышленником. Именно при ее участии был создан так называемый «панаевский цикл» произведений, куда вошли не только стихи, но и повести Некрасова. Часть своих творений автор посвятил избраннице, и среди них — стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», написанное в 1851 году.

В это время роман поэта с Авдотьей Панаевой был в самом разгаре, однако первые признаки предстоящей разлуки уже давали о себе знать. Выражались они в постоянных ссорах влюбленных, и эти непростые взаимоотношения Некрасов характеризует одной емкой фразой: «Что минута, то вспышка готова!». Действительно, одно необдуманное слово или же недостаточно нежный взгляд могли спровоцировать сору. Поэтому, обращаясь к своей избраннице, Некрасов просит: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Автор считает, что если с самого начала не сдерживать свое раздражение и давать возможность ему выплескиваться наружу, то вспышки гнева будут менее бурными. Да и сам он сможет вовремя остановиться, не доводя ситуацию до скандала.

Вместе с тем, Некрасов видит особую прелесть в таких будничных ссорах, которые считает неизбежными. но при этом полагает, что и они могут привнести во взаимоотношения двух влюбленных людей особую пикантность. «После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья», — считает поэт.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Тишина» Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Воистину существуют пары, любовь которых затмевает и быт, и творчество, волнует воображение своей страстностью и вызывает негодование у моралистов.

Именно такой была, возникнувшая душевная связь между Николаем Алексеевичем Некрасовым и Авдотьей Яковлевной Панаевой. Ситуация была осложнена еще и тем, что последняя была замужем.

Авдотья Яковлевна была одной из красивейших и образованнейших женщин в России того времени. Многие писатели советовались с ней по поводу своих произведений, ею были очарованы Тургенев и Достоевский.

Однако Панаева выбрала Николая Алексеевича Некрасова, роман с которым длился 16 лет. Такая связь вызывала законное возмущение и порицание у общественности, но еще большей дерзостью был то, что писатель вселился в дом Авдотьи Яковлевны и жил под одной крышей с ней и ее мужем.

К слову Некрасов и Панаев, отнюдь не враждовали, а наоборот, были заняты общим делом – выпуском журнала современник. Панаева же держала у себя литературный салон, где собирались лучшие умы того времени.

Но если уж общий труд сплочал, то никак не являлся гарантией мирного семейного существования. Авдотья Панаева обладала вспыльчивым, взрывным характером она любила устраивать сцены и скандалы.

Некрасов же к особенностям своей возлюбленной относился вполне спокойно, считая, что проза в любви неизбежна. Но в то же время в своем стихотворении к Панаевой, Николай Алексеевич называет и себя, и ее «бестолковыми людьми», которые часто устраивают ссоры из ничего. Однако, Некрасов, не отмечает в таких ссорах ничего злого или негативного, наоборот очередная вспышка – это перезарядка любовных отношениях, которая высказанностью эмоций будет только сильнее греть костер взаимной любви.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» входит в так называемый «Панаевский» цикл, наряду с другими произведениями Николая Алексеевича. Впервые стихи были опубликованы в 1851 году в журнале «Современник», когда любовь Некрасова и Панаевой только достигла своего пика, а мелкие ссоры остались пережитком прошлого.

Ссылка на основную публикацию