Анализ стихотворения Маша Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов
«Маша»

Белый день занялся над столицей,
Сладко спит молодая жена,
Только труженик муж бледнолицый
Не ложится – ему не до сна!

Завтра Маше подруга покажет
Дорогой и красивый наряд.
Ничего ему Маша не скажет,
Только взглянет. убийственный взгляд!

В ней одной его жизни отрада,
Так пускай в нем не видит врага:
Два таких он ей купит наряда.
А столичная жизнь дорога!

Есть, конечно, прекрасное средство:
Под рукою казенный сундук;
Но испорчен он был с малолетства
Изученьем опасных наук.

Человек он был новой породы:
Исключительно честь понимал,
И безгрешные даже доходы
Называл воровством, либерал!

Лучше жить бы хотел он попроще,
Не франтить, не тянуться бы в свет,-
Да обидно покажется теще,
Да осудит богатый сосед!

Все бы вздор. только с Машей не сладишь,
Не втолкуешь – глупа, молода!
Скажет: «Так за любовь мою платишь!»
Нет! упреки тошнее труда!

И кипит-поспевает работа,
И болит-надрывается грудь.
Наконец наступила суббота:
Вот и праздник – пора отдохнуть!

Он лелеет красавицу Машу,
Выпив полную чашу труда,
Наслаждения полную чашу
Жадно пьет. и он счастлив тогда!

Если дни его полны печали,
То минуты порой хороши,
Но и самая радость едва ли
Не вредна для усталой души.

Скоро в гроб его Маша уложит,
Проклянет свой сиротский удел,
И – бедняжка!- ума не приложит:
Отчего он так быстро сгорел?

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 11-ти строф (всего 44 строки)
Размер: трёхстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: столицей-жена-бледнолицый-сна.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: покажет-наряд-скажет-взгляд.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: отрада-врага-наряда-дорога.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: средство-сундук-малолетства-наук.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: породы-понимал-доходы-либерал.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: попроще-свет-теще-сосед.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

7-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сладишь-молода-платишь-труда.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

8-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: работа-грудь-суббота-отдохнуть.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

9-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: Машу-труда-чашу-тогда.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

10-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: печали-хороши-едва_ли-души.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

11-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: уложит-удел-приложит-сгорел.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения «Школьник» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.07.2020 · Обновлено 13.07.2020

Николай Некрасов отличался от своих коллег по перу тем, что зачастую посвящал свою музу крестьянскому классу. Он отрицательно относился к неравенству, классовому разделению и к привилегиям дворянства. Сострадание Некрасова к крестьянам выражалось во многих произведениях поэта, таких так: «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники», «Крестьянские дети» и других. В стихотворении «Школьник» автор поднял проблему безграмотности низших слоев. Произведение является одной из работ поэта, посвящённых острым вопросам участи крестьянства в России. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения по плану.

История создания

Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году, в год подписания Парижского трактата по окончанию Крымской войны, который охарактеризовал плачевные последние годы правления Николая I. На престол взошел сын Николая – Александр II. Крестьянский вопрос всё еще оставался довольно острым и нуждался в корректировке со стороны правительства.

Николай Некрасов написал это стихотворение во время проживания на даче в Ораниенбауме, где неподалёку ещё в XVIII веке М. Ломоносов открыл завод по изготовлению цветного стекла. Стихотворение «Школьник» было опубликовано в том же году в журнале “Библиотека для чтения” № 10 и вошло в сборник поэта 1856 года.

В 1859 г. в рецензии на книгу, предназначавшуюся для детского чтения «Сборник избранных мест из произведений современных русских писателей», Н. А. Добролюбов отметил, что одним из недостатков сборника является отсутствие в нем стихотворений Некрасова, — таких, как отрывки из поэмы «Саша», «Школьник», «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны…» (Добролюбов, т. IV, с. 355). Редакция «Сборника…» учла критику и уже во 2-м издании 1860 года были помещены «Школьник» и «Несжатая полоса». С того времени «Школьник» Н. Некрасова многократно перепечатывался в различных изданиях и школьных учебниках. (см.: Кужелева Н. А. Н. А. Некрасов в дореволюционных изданиях для детей (1849-1917 гг.).

Жанр, направление и размер

Лирическое стихотворение относится к гражданской лирике. Поэтический размер произведения — хорей.

Работа Н. Некрасова представляет собой монолог. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Юноша является школьником, что и делает его главным героем произведения. В стихотворении включены отсылки к историческим и общественным событиям.

Композиция

В стихотворении 10 четверостиший, разделить произведение можно на три части.

  1. Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид.
  2. Вторая часть – следующие пять строф – рассказчик размышляет о будущей учебе мальчика, о его надеждах на талантливый русский народ.
  3. Последняя часть – обращение автора к России, которая хранит в себе столько золотых умов, столько талантливых людей, но сама же прячет их в деревнях за решеткой крепостничества.

Смысл названия

Казалось бы, выбор названия для стихотворения был прост, автор просто назвал работу в честь главного героя – школьника-крестьянина. Однако были ли другие варианты, так почему именно этот стал конечным выбором?

На первый взгляд, выбор названия вполне предсказуем, но если разобрать стихотворение поглубже, то в обычном школьнике можно разглядеть собирательный образ целого поколения таких же бедных крестьян, желающих получить образование. Возможно, чтобы не подвергнуться жесткой цензуре, автор специально спрятал большую проблему России того времени в одном образе мальчика.

Образы и символы

В стихотворении «Школьник» читатель может отметить двух главных героев:

  1. Рассказчик – мужчина, возможно и сам поэт, встречающий школьника, даёт напутствующие приободряющие слова юноше, наставляя его перед обучением. Далее мысли автора переключаются на судьбу России, на других таких же мальчиков, желающих получить образование. Рассказчик уверен, что вся проблема Родины кроется в «спрятанных умах».
  2. Второй герой стихотворения — это и есть сам мальчик. За всё произведение он не сказал ни слова, поэтому мы не знаем, как можно оценить его характер и понять его мысли. Можно подумать, что за образом маленького школьника автор подразумевал всё поколение крестьян того времени, у кого не было много шансов получить хорошее образование. Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное положение вечно нуждающихся бедняков, которые никогда не выйдут за рамки невежества. Автор гадает, как этот мальчик получил возможность учиться: последние деньги родителей или благотворительность со стороны? Это и не так важно. Автор призывает школьника не подать духом, приводит в пример великого ученого М. Ломоносова и желает, чтобы и его попутчик повторил его судьбу.

Монолог является ключевой особенностью стихотворения, в нем автор обращается к мальчику-школьнику, который оказывается его спутником. Вопросы зачастую риторические и не нуждающиеся в ответе собеседника. Лирический герой объясняет юноше, что учеба будет даваться нелегко, как для родителей, так и для самого мальчика. Однако рассказчик верит в силы юноши и надеется, что его ожидает такое же светлое будущее, как и Ломоносова. Параллельно, автор рассуждает о судьбе своей Родины, о том сколько «светлых умов» она потеряет в крестьянских оковах.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Школьник» — получение образования для крестьян Российской Империи в XVIII — XIX вв. Также автор отмечает роль образованных людей в судьбе Родины, и рассуждает о том, как изменится современная Россия, если дать возможность «новым умам» проявить свои способности в обучении.

Еще одна тема произведения — равенство людей. Некрасов, приводя в пример М. Ломоносова, отмечает, что в деревнях прячутся не менее талантливые люди, чем в богатых усадьбах. Нелепые общественные запреты и предрассудки лишают саму же страну шансов на дальнейшее развитие.

Основная проблема в стихотворении «Школьник» — невежество крестьян, которое стало нормой в России. В XVIII — XIX вв. возможность получить образование имели только высшие классы. Считалось, что простой крестьянский мужик от рождения не осилит что-то сложнее элементарной азбуки и счета. Но даже эти знания были доступны далеко не каждому.

Основной конфликт стихотворения – проблема влияния крепостничества на дальнейшие развитие России. Автор акцентирует свое внимание не только на личностных последствиях рабства России, но и рассматривает эту проблему в большем масштабе, обозначая всю серьезность ситуации.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.

Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор ч призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.

Средства художественной выразительности

Остроту социального вопроса стихотворения «Школьник» одним из первых отметил цензор Е. Е. Волков, который 14 ноября 1856 г. донес министру народного просвещения А. С. Норову: «Здесь автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа» (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М. -Л., 1928, с. 223).

Чтобы доказать свою позицию, поэт использует тропы в стихотворении «Школьник»:

  1. Антитеза, противопоставление «добрых, сильно любящих душой» людей «тупым, напыщенным собой».
  2. Аллегории: говоря, что произойдёт что-то волшебное, автор использовал «сон свершится наяву».
  3. Часто в монологе автора используется обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!».
  4. Также найдены метафора «невеселая дорога» и множество эпитетов: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош».

«. Я часть Руси»

В. Тимофеев

В потоке поэтических сборников 50-60-х годов стихи русской поэтессы Ксении Александровны Некрасовой, несмотря на скромную внешность книжных обложек, не затерялись. Два качества — поэт хороший и разный — взаимно дополнялись, как и должно было быть по замыслу великого автора этой поэтической паспортизации.

Ксения Некрасова печаталась при жизни мало. Первые три стиха в журнале «Октябрь» в 1937 году напутствовал добрым словом Николай Асеев. Он отметил четкость, ясность и детскую простоту поэтических строк Ксении Некрасовой, а также «глубокий оптимизм наблюдения, изучения явлений, свойство видеть великое в малом, подчеркивание значительности всего живого, входящего в наш советский быт, пейзаж, чувство и мысль. » Но стихи почему-то не шли. Только в 1955 году наш земляк Степан Щипачев сопровождает предисловием первую книгу Ксении Некрасовой «Ночь на баштане». Второй ее поэтический сборник вышел уже посмертно («А земля наша прекрасна». М., 1958) и был переиздан в 1960 году («Сов. писатель»). Редактор — поэт Егор Исаев. В 1973 году в Москве изданы «Стихи» под редакцией председателя комиссии по литературному наследию Ксении Некрасовой литературоведа Л. Рубинштейна. В этом сборнике собрано уже 106 стихов, среди них, правда, нет 1, 11, 14, 21, 39, 51-го из второй книги, не включено стихотворение «Мое пальто», опубликованное в московском «Дне поэзии» (1965), не напечатаны стихи из журнала «Октябрь» — всего, таким образом, известно сейчас 116 стихов Ксении Некрасовой, что и составляет ее поэтическое творчество.

Уральских любителей поэзии интриговала одна деталь в жизни Ксении Некрасовой: в цитируемых строках из ее автобиографической записки упоминаются города Егоршино, Ирбит и Шадринск, пусть и не совсем определенно, как это может показаться: «Детство мое, — писала поэтесса, — прошло великолепно на шахтах в системе Егоршинских каменных полей, между Ирбитом и Шадринском, около деревни Ирбитские Вершины. » Всем хотелось знать подробности.

Но биографии Ксении Некрасовой с точными датами жизни, с этапами творчества, с их взаимосвязью, с течением и поворотами судьбы, с успехами и борьбой, с истоками и традициями, с географией и именами, с семьей, родными и близкими, с писательской средой и с ее современниками, — такой биографии пока нет. А то, что известно о поэтессе, похоже или на слухи, или на разрозненные анкетные данные, иногда спорные, иногда приблизительные. Никто к ее существованию не присматривался, а поэтесса не стремилась выйти на вид. Более того, вся жизнь Ксении прошла, кажется, только путями неустроенного быта, вместе с теми немногими друзьями, кто случайно оказался с нею в однородной судьбе и кто давал ей кров и пищу. Сами стихи тоже сообщают немногое о гражданской жизни поэтессы: в них есть Урал, Ташкент, село Балаклея на Украине, Москва.

Читайте также:  Анализ стихотворения Похороны Некрасова

Вблизи ее, персонажами стихов, прошли поэты Асеев, Ахматова, Джамбул, художник Р. Ф(альк). Из родных в стихах есть только сын и бабушка, а далее — наши великие современники: рабочие, строители, камнерезы, врачи, художники, ученые, солдаты, студенты. Есть друг «в больших болотных сапогах, в дубленом буром кожухе, и за плечами, на спине, как лоскут осени, — лиса висит на кожаном ремне». Из быта — двор, комната, зеркало, стол, стул, пальто «да рукопись в углу. И все, и больше ничего, да сор еще цветочный на поду. » Да, это действительно все. Но это — искусство, поэзия.

Жизнь Ксении Некрасовой по архивам и воспоминаниям современников еще предстоит восстановить, а потом изучить, чтобы когда-нибудь представить ее как единый порыв человека к прекрасному. То, что я пишу, — это мозаика, собранная мною из печатных и архивных источников. Сведения эти случайны, с провалами в годы и десятилетия. Чего-то главного я не знаю, что-то второстепенное пока кажется главным.

Ксения Александровна Некрасова родилась 18 января 1912 года.

Кто были родители Ксении Некрасовой, долго ли она жила с ними, неизвестно. «Отец — горный инженер, работает на Урале», — говорила поэтесса, но где он был, какую он жизнь прожил, когда и какая драма постигла семью? О матери — никаких сведении «Ее у меня нет», «Я ее не помню», — признавалась Ксения своей шадринской учительнице Елизавете Алексеевне Чурсиной.

Местом рождения Ксении Некрасовой считают деревню Ирбитские Вершины бывшего Екатеринбургского уезда, теперь Сухоложского района Свердловской области, но сама поэтесса местом детства называет шахты «около деревни Ирбитские Вершины». Картина шахтерского детства в стихотворении «Огни» (1935):

Ровно в девять с шахт гудели гудки,
Из-за белых готических елей
Появлялися черные тени,
И в сугробах играли вдогонки
Золотые от ламп огоньки.

В семье, если семья была, были еще дети, по крайней мере всех — трое: «За картошкой к бабушке ходили мы. » А когда «поехали в поле сеять» (не вяжется крестьянское детство е шахтами. ), то «один ноги свесил с телеги и взбалтывал воздух, как сливки, а глаза другого глазели в тележьи щели. Ну, а я посреди телеги, как в деревянной сказке, сидела». Может быть, это были другие внуки? Как бы то ни было, с какого-то времени «деревянной сказки» не стало, и Ксения попала в приют, а из приюта была взята на воспитание семьей учителя.

После детства Ксения Некрасова где-то закончила 7 классов, училась два месяца в Ирбитском педтехникуме — это значится в регистрационном списке учащихся, прибывших на I курсе Шадринского агропедтехникума, и в августе 1930 года приехала в Шадринск и проучилась здесь неполный учебный год. К учебе она не проявляла особого интереса, но, по словам Е. А. Чурсиной, увлекалась поэзией. Все последующие факты ее биографии можно представить, пожалуй, только обзорной хроникой.

С 1931 по 1936 годы работала культработником на Уралмашзаводе в Свердловске. Этот период жизни Ксении Некрасовой не известен совсем.

В 1935 году была направлена Свердловским обкомом комсомола в Москву для учебы в Литературном институте. Попытку поступить в этот институт были, видимо, у Ксении и ранее. Е. А. Чурсина уехала в Москву в 1931 году, и «буквально через две недели» в Москве появилась и Ксения Некрасова, «Нашла мой адрес в справочном бюро, — пишет Е. А. Чурсина, — снова оказалась около меня и поселилась у меня дома. Вот тут мы и начали с ней ходить в институт. устраиваться, чего и добились». Если все это так, то Ксения Некрасова училась, видимо, заочно, потому что очно в Литературном институте она училась в 1938 (?) — 1941 годах, не закончив его в связи с войной. В Литературном институте Ксения Некрасова училась вместе с К. Симоновым, М. Алигер, А. Яшиным. Во время учебы в Литинституте на стихи Ксении и обратил внимание Николай Асеев.

В 1941-1944 (?) годы она живет в Ташкенте, в эвакуации. Стихотворение «Что ты ищешь. » было названо «Киев, 1944», не написано ли оно там? Вообще Ксения как-то связана с Украиной: среди первых стихов, опубликованных в журнале «Октябрь», одно называлось «Украина»; поэма «Ночь на баштане», опубликованная в «Комсомольской правде» (1937), написана была в селе Балаклее, в ней украинская тематика, украинские реплики героев, Украина.

С какого времени после войны она жила в Москве, имела ли свой кров, свою семью, свою «домашность» — неизвестно. Каким трудом жила поэтесса? Была ли у нее профессия, которая давала ей хлеб насущный? Кем она была ещё, Ксения Некрасова? Прачкой? — «С утра / Я целый день стирала»; домохозяйкой? — «Колоть дрова привыкла я» или просто созерцательницей: «O лес! Опять я у твоих корней. Склонясь, разглядываю травы»? Или все это вместе было одной нелегкой судьбой женщины-поэтессы? Нет, литературный труд, видимо, не поил и не кормил своего талантливого мастера. Ксения жила трудно и скудно. И Москва не была, ей беспечной и уютной «деревянной сказкой».

Стихи Ксении Некрасовой нравились ценителям и мэтрам: ими восхищалась Анна Ахматова, несколько стихов даже записал в свою тетрадь Алексей Толстой. В ней усматривали большой залог М. Светлов, С. Щипачев, Ю. Олеша. Я. Смеляков писал о ней: «На электричке в столицу она приезжала с пачечкой новых, наивных до прелести стихов…»

При жизни Ксения Некрасова не была принята в Союз писателей, этой чести она удостоена посмертно. Новая книга «А земля наша прекрасна» вышла в свет, когда уже не стало ее талантливого творца: 17 февраля 1958 года Ксения Александровна Некрасова умерла в возрасте 46 лет. Похоронена она на Ваганьковском кладбище в Москве. Из родственников Ксении Некрасовой удалось разыскать только ее сына Кирилла.

Жизнь была несправедливой к таланту Ксении Некрасовой. Что-то зависело от друзей, что-то зависело от самой. То и другое задерживало приход высокой и мудрой поэзии к читателю.

Почти все стихи Ксении Некрасовой не датированы. Не все они пока найдены. Черновики не хранились. Подаренное не возвращалось. Да и хранилось ли? Не была системной жизнь, не было рабочего кабинета, стандартной письменной техники, не было изданий, критики, собрания сочинений. Теперь нельзя еще идти по следу стихов, наблюдая за их Возмужанием из года в год, за их красотой от строки к строке. Можно только оценить их все как единое целое.

Есть третий глаз —
Всевидящее око,—
Им скульптор награжден,
Художник и поэт:
Он ловит те,
Что прячется за свет
И в тайниках живет,
Не названное словом.

Отсутствие систематической рифмы, повторных ритмов и равномерной строки делают значимым, весомым каждое слово стиха, каждую интонацию и весь стих в целом. Это один факт, одно событие, одна картина, одно произведение. Это искусство!

«А я недавно молоко пила — козье. »; «В авоське лук торчит. »; «Стоит на печи горшок. »; «Встретила я куст сирени в саду. »; «В доме бабушки моей печка русская. »; «А я встала нынче на рассвете. глянула. », а далее начинается поэзия: «ломкое благоговение», «беспокойное восхищение», «восторженность весны», «удивлений дивный трепет». и лук уже превращается в «волшебное творение дождей, лучей и почв, теплынью напоенных. Приятен лук весной земными новостями. » Иногда поэзия рождается сразу в своей чистейшей ипостаси: «На земле, как на старенькой крыше, сложив темные крылья, стояла лунная ночь. » И уж если поэзия засверкала, то она преобразила вокруг все живое и, главное, человека.

Окружающий мир для Ксении Некрасовой — это жизнь! Не подвластная ничему на свете, как только взгляду и ласковым лучам солнца: «. От его близости земля обретает слово. И всякая тварь начинает слагать в звуки восхищение души своей. А неумеющее звучать дымится синими туманами. » Человек отличается от всего живущего «воображением сердца», а сердце — в основе радости от удивления миром:

Не надо слов.
Имей большое сердце,
И ты поймешь величие полей,
Величие земли.

А вместе с сердцем — труд! Труд — качество природы. Труд — свойство человека. Труд творит и преобразует жизнь. Человек в творческом труде открывает тайны жизни и воплощает познанную красоту ее в продукте своего труда, делая жизнь еще богаче, возвеличивая природу и самого себя,— и в этом животворное единство жизни, труда и искусства, их диалектика. И когда человек достигает это, «в такой вот час и возникает светлое желание стать ученым или зодчим, мудрым и суровым, чтобы все, что видишь, все, что понял, от себя народу передать. »

Симпатии, нежность поэтессы на стороне торжествующего, ликующего, праздничного и творческого труда. В нем она видит грядущее. Вот здоровенные парни мостят, «ткут» мостовую: «Долго я стою перед ними — вижу в них я корни всходов будущих культур и музык. » А безделие — «От безделья кисти рук черты разумные теряют. » Рабочие в стихах Ксении Некрасовой монументальны, скульптурны, большеруки, а лица — «вычерчены резко, холодной вымыты водою. » И только рабочему человеку, который всегда в контакте с миром, доступна радость и красота жизни.

Труд для лирического героя Ксении Некрасовой, как и для сказовый уральских умельцев, не нажива, а радость и мудрость опыта жизни: «Много ездили, много видели, города построили для людей — барахла не нажили, да ума прибавили». И щедрость трудового человека не денежная, а душевная: «Идут по жизни мужики, одаряя встречных-поперечных жемчугами русской речи от щедрот немерянной души». Есть у Ксении Некрасовой философское стихотворение «Крут». Оно о том, как разумный человек взаимодействует с неразумной природой, как он вселяет в нее частицу своего разума, а она, будучи очеловеченной, творит чудеса, восхищает своего создателя.

Природа нашла в лице Ксении Некрасовой такого достойного мастера, в словесном материале которого — искусство не только поэта, но и художника, скульптора, музыканта, то есть человека, отражающего мир и органически, и всеобразующе талантливо. Многие стихи и названы жанрами другого искусства: «Утренний этюд», «Рисунок», «Инкрустация», «Готика», «Музыка» или: «О художнике», «Рублев. XV век» и т. д. Среди рисуночных жанров можно увидеть редкие. Вот гравюра: «Стояла белая зима, дыханием снегов весну напоминая. Игольчатый снежок роняли облака. И, белые поляны разделяя, река, как нефть, не замерзая, текла в пологих берегах». Акварель: «Лежали пашни под снегами. Казалось: детская рука нарисовала избы углем на гребне белого холма, полоску узкую зари от клюквы соком провела, снега мерцаньем оживила и тени синькой положила».

Ксения Некрасова едина с природой, но не растворяется в ней безлико и не становится механической частью ее, она органически и природно жива сама: «Ручьи сосновых смол в моей крови», «И шелест буйных трав мой возвышал язык». В этом и заложен один из секретов очарования поэзией Ксении Некрасовой.

Тишина — фон всякого звучания. Это нотная страница, на которой ударами звуков поэт-музыкант пишет живую гамму реально звучащего мира: «Где-то Скрипка тонко, как биение крови, без слов улетела с земли. И падали в траву со стуком яблоки. И резко выкрикивали птицы в полусне». Тишиной Ксения Некрасова очень часто заглушает все посторонние звуки вне своего стиха, как звуковые помехи, и тишина оказывается не только фоном, но и щитом: «Я цепь к ведру веревкой привязала. И надо всем стояла тишина».

В олицетворенную, живую, видимую и слышимую природу Ксенией Некрасовой вводятся и предметы быта, подержанные, заношенные и неживые совсем: «Я знаю, — пишет она, — в доме вещь от долгого житья с хозяевами рядом приобретает нрав хозяйки милой иль делается желтой и ребристой в мозолистой хозяина руке». Какую привязанность к хозяину хранят вещи в своем молчаливом терпении! Как они преданно разделяют его судьбу: «Недаром вещи в сказках говорят на человечьих языках. » Порой даже кажется, что уже не о предмете идет речь, а об их хозяине: «Мое пальто! Твои седые петли и воротник, в морщинах от тревог, и плечи, сникшие от тяжкого раздумья, все горести мои с тобой, мое пальто. Мы оба так нелепы и смешны. » А вот глубоко философское стихотворение «Мой стол»: «Мой стол, мой нежный, деревянный друг, все ты молчишь, из года в год стоишь в таинственном углу. О нем молчишь? Чьих рук тепло ты бережешь?» Предмет хранит чей-то труд, чье-то старание, чьи-то вкусы и мечты, чью-то «живинку в деле».

Лирический герой ее стихов с сохранными русскими чертами: он добр к добру, мирен в мире, демократичен в отношениях и прост в речи; сдержан, скромен и величествен. Как он любит жизнь во всей ее красоте. Таковы все персонажи поэзии Ксении Некрасовой; таков и сам автор: «Мои стихи иль я сама — одно и то же, только форма разная». Забота украсить землю, сделать прекраснее была ее постоянной тревогой: «Слова мои — как корневища, а мысль — как почвы перегной. Как сделать мне, чтоб корневище ствол дало и кончиками веток зацвело?»; «Как мне писать мои стихи? Бумаги лист так мал. А судьбы разрослись. Как уместить на четвертушке небо?» Поэтическое кредо Ксении Некрасовой — доброта к трудовому народу, поклон ему и вечная у него учеба. Это кредо в стихотворении «Мои стихи».

Л-ра: Урал. – 1977. – № 3. – С. 148-155.

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге.

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Читайте также:  Анализ стихотворения Проводы Некрасова

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет .

Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс

Краткий анализ

Некрасов глубоко сочувствовал крестьянам всю свою жизнь. Их пресыщенное тяжелым физическим трудом существование, вызывало в нем чувство горечи и обиды. В одном из своих творений «В дороге» поэт, в привычной для него манере диалога, грустит об одной из крестьянских судеб.

С детства молодую девушку воспитывали вместе с барыней в господском доме, прививали хорошие манеры, учили грамоте. Но, дочь хозяина вышла замуж и уехала, а сам барин умер. Крестьянку, как ненужную игрушку, выбросили из дому. Её отдали замуж за сельского ямщика, но не приученная с детства к тяжелому физическому труду девушка постепенно чахнет. Непривычный быт крестьян ей, как образованному человеку, дается очень тяжело.

Даже своего ребенка она учит грамоте и барским манерам. Нелегко приходится и ее мужу, ведь он старается сделать ее счастливой, как умеет, но люди с разным воспитанием не могут понять друг друга. Мужа гнетет ее непонятная для него тоска о книгах и несостоявшемся в молодости браке с учителем. Становится очевидным, что господская прихоть иметь живую игрушку, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе и чувствах, делает несчастными сразу двоих, ни в чем не повинных, людей. Живость народной речи и трехстопный анапест, применяемые в произведении, только усиливают трагизм повествования.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “В дороге”

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) обогатил лирическое чувство новыми для русской литературы компонентами. Он привнес в поэзию чувство социальности и социально-аналитичес­кое начало. Чувство социальности включает в себя боль за бытие униженных и оскорбленных, их судьбу, стремление помочь им, ощущение личной ответственности за положение дел, страстное желание перемен и трезвое понимание того, что эти желанные перемены наступят нескоро.

Чувство социальности выражается еще и в том, что характеры, судьбы и психология его героев оцениваются, осмысляются с точки зрения не случайного, а социально закономерного. Так, прото­типом Груши, героини стихотворения «В дороге» (1845), принесшим Н. А. Некрасову признание в литературе, вероятно, была крепостная девушка Наталья Андреева из имения Некрасовых Грешнево. Но стихотворение рассказывает не только о судьбе одной женщины. «В дороге» — первое из стихотворений Н. А. Некрасова, посвященных женской крестьянской доле, и вместе с тем его первое резкое выступление против крепостного права.

Композиционно стихотворение «В дороге» представляет собой разговор путника с ямщиком («Скучно! скучно. Ямщик удалой, / Разгони чем-нибудь мою скуку! / Песню, что ли, приятель, запой / Про рекрутский набор и разлуку; / Небылицей какой посмеши / Пли, что ты видал, расскаяси — / Буду, братец, за все благодарен») и рассказ ямщика о своей жизни. Такая композицион­ная схема восходит к русским народным ямщицким песням, но в некрасовском стихотворении она наполнена иным содержанием: здесь речь идет не «про рекрутский набор и разлуку», а о тяжелой доле русской крестьянки. Крестьянская девочка Груша по воле барина была воспитана как барыш­ня: «В барском доме была учена / Вместе с барышней разным наукам, / Понимаешь-ста, шить и вя­зать, / На варгане играть и читать — / Всем дворянским манерам и штукам. / Одевалась не то, что у нас / На селе сарафанницы наши, / А, примерно представить, в атлас; / Ела вдоволь и меду и каши. / Вид вальяжный имела такой, / Хоть бы барыне, слышь ты, природной, / И не то что наш брат крепостной, / Тоись, сватался к ней благородный». Когда же барин умер, то новый господин выдал Грушу замуж за крестьянина: «Знай-де место свое, ты, мужичка!» После жизни в барском доме Груша оказалась не приспособленной для крестьянской жизни: «Ни косить, ни ходить за коро­вой. / Грех сказать, чтоб ленива была, / Да, вишь, дело в руках не спорилось!» Муж, жалея Грушу и предчувствуя ее скорую смерть, говорит так: «Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая!»

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» 6 класс

Николай Некрасов в свое время был настоящим певцом народной доли. И необходимо отметить, что, пожалуй, невозможно не найти драматической ситуации в жизни народа, на которую не откликнулся бы этот великий поэт.

Так, к примеру, уже в своей ранней лирике, в частности в своем произведении под названием «В дороге» очерчиваются основанные черты его поэзии. Особе внимание Некрасов обращает на нужды простолюдинов. Да и лиризм, и порой горький юмор также свойственны раннему творчеству поэта.

Начинается вышеупомянутое произведение интересным монологом ямщика и барина, в котором несколько раз можно услышать слово скука. Барину скучно, ведь от него так далеки жизненные невзгоды простого народа. Например, с равнодушным видом он прости ямщика спеть песню о рекрутском наборе и долгой разлуке. Его равнодушие и является основным показателем отношения барина к жизни простолюдинов.

Данное стихотворение не имеет каких-либо более или менее развернутых характеристик. Подобная ситуация в творчестве Некрасова довольно распространенная явление. Таким образом, автор не описывает, а только лишь намечает основу конфликта. И как показывают последние строки произведения, помещику нет никакого дела к чувствам простых крестьян, к их переживаниям и тревогам.

Необходимо заметить, что в словах ездока заключена глубокая по своему смыслу ирония, которую можно рассматривать в качестве авторской позиции, поданной иносказательно. Вне всякого сомнения, Николай Некрасов находится полностью на стороне своих обездоленных героев из простонародья. И пусть сейчас автор является всего лишь слушателем, который стремится узнать о бедах, а также чаяниях родного многострадального народа. Это пока.

Вскоре он сможет увидеть единственный путь к счастью. И пусть он будет очень долгим, тернистым, а иногда даже опасным, однако данный путь является единственно верным.

А пока в последней строке произведения Некрасова модно услышать только лишь горькую бессильную усмешку, которая еле скрывает поэтические слезы сострадания.

«В дороге» Н.Некрасов

Стих «В дороге» Николай Некрасов

— Скучно? скучно. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена.
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4 — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой.
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина.
Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены. И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.

Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают. становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением. Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин». Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах. Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.

Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк. Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление. Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.

На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик. По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная. Хотя герой стихотворения и отмечает, что «грех сказать, чтоб ленива была», но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».

Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по прошлой, сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.

Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом. отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку». Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу. Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.

«В дороге», анализ стихотворения Некрасова 10 класс

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Читайте также:  Железная дорога - краткое содержание стихотворения Некрасова

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Слушать стихотворение Некрасова В дороге

Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс

Сейчас нам трудно себе представить, что в России были времена, когда одни люди распоряжались жизнью других людей. Это называлось «крепостное право». Крестьяне не могли жить так, как они хотят. Помещики были вершителями их судеб. Многие стихотворения Некрасова посвящены тяжёлой доле крепостных. Его волновала судьба простых людей.

Стихотворение написано в форме диалога ямщика и барина, в роли которого выступает сам поэт. Чтобы скоротать время, он просит ямщика рассказать какую-нибудь весёлую историю. Но ему не до смеха – у него проблемы с женой. Её воспитали в хозяйском доме вместе с дочкой хозяина, дали образование, она умеет рукодельничать, музицирует. Дочь барина выросла, вышла замуж, уехала в столицу. Старый барин умер. По всей видимости, Груша была его незаконно – рожденной дочкой. Публично признать её он не мог, но и бросать на произвол судьбы тоже не хотел. Вот и взял в дом и воспитывал наравне со своей родной дочерью.

Вот тут-то у девушки и начались серьёзные проблемы. Она не нашла общего языка с новым хозяином. Он пытался сделать её своей любовницей, но она отказала ему. В отместку он отправил её в деревню. Мало того, против её воли, он выдал замуж за простого мужика. Этим мужиком и был ямщик. Девушка понятия не имела, как работать в поле, ухаживать за скотиной. Ей, выросшей в роскоши, физически не под силу этот каторжный физический труд. Крестьяне откровенно насмехаются над ней, обзывают «белоручкой», хотя муж не считает её ленивой.

Мужу и жене трудно жить вместе – у них разное воспитание, интересы. Жена читает книгу, а муж смотрит на это занятие с недоумением, как на пустую трату времени. И не может понять, зачем жена подолгу смотрит на какой-то портрет. Возможно, это фотография её любимого поэта или писателя. У них родился сын. Жена воспитывает его, как барчука. Учит грамоте, заставляет мыться, расчёсывать волосы, регулярно менять одежду, не бьёт. Для нас это обычное явление, а ямщик считает это «дворянским баловством». Груша по ночам ревёт в подушку как белуга, худеет и тает на глазах, как свечка. Она вспоминает и тоскует о своей прежней жизни. И плачет не от непосильного труда, а от того, что эмоционально одинока. Плачет, может быть, от того, что беспокоится за судьбу сына. Муж не понимает, и не пытается понять её душу, а жена не пытается с ним откровенничать, держит всё в себе. Он считает, что Груша своим барским воспитанием погубит ребёнка. А ей так хочется женского счастья.

Но муж, хоть и простого сословия, всё-таки не дубина бесчувственная. Он готов не только одевать и обувать её, но и «потешать». И бьёт он её не часто, только когда пьяный.

Груша стала игрушкой в чужих руках. Поиграли и бросили, не удосужились подумать, что ждёт её в дальнейшей жизни. Ямщик подытоживает свой рассказ словами: « Погубили её господа, а была бы не женщина, а огонь». Кого волнует судьба крепостных? Сколько их было в России, не может толком сказать ни одна перепись населения.

Чтобы сделать стихотворение более реалистичным, Некрасов вкладывает в уста ямщика простонародные словечки и выражения. Он как – будто одновременно и поёт, и жалуется под равномерный стук копыт.

Анализ стихотворения В дороге Некрасова

Стих «В дороге», сотворенный великим русским поэтом и писателем Некрасовым, пестрит описаниями жизни крестьян и господ, показывая насколько разнились их образ жизни и мыслей.

Первые строки – это просьба барина, которого везет ямщик, развлечь его, рассказать что-нибудь интересное, так как скука замучила. И ямщик откликается, начиная свой рассказ. Повествует о своей несчастной участи, постигшей его после неудачной женитьбы. Холоп оказался настолько словоохотливым, что в деталях обрисовал какой неблагодарной по его понятиям оказалась супруга. Он, то бишь, и поил ее, и кормил, и одевал, а она все в слезы, ходила сама не своя, кручинилась.

Из этих признаний ясными становятся очертания стереотипа мышления простого русского мужика, жившего и воспитывавшегося на селе в то время. Считая обязанностью женщины выполнять исключительно дела по домашнему хозяйству, он забывает о духовной стороне, потребностях моральных. Из его рассказа мы узнаем, что привычки, привитые ей в барском доме, где она жила вплоть до замужества, остались с ней. Женщина умела шить, красиво вышивать, была грамоте обучена, одевалась по-господски. А когда ее прежний хозяин помер, и его зять отослал девушку обратно в деревню, откуда она была родом, то стала она горевать. Здесь бабы и за коровами смотрели, и траву косили, и ведра с водой таскали. Девочек учили физическому труду с малых лет, готовя к именно к такой жизни в будущем. Жена ямщика же попала в иную среду обитания, чуждую ей. Муж требовал соответствовать крестьянскому укладу, традиционно ценящему хорошее ведение хозяйства, а не ученость и утонченность женского пола. Героиня в семье барина питалась медом да кашей, а в доме мужа таких угощений уже не было, и она вовсе отказывалась есть неприхотливую еду. Когда жизнь кидает человека из привычной обстановки в противоположную, то сознательно он не может смириться с изменениями, надламываясь изнутри. Еще сложней приходится тем, кто не находит понимающих и терпеливых людей рядом.

Ямщик всю дорогу сетует на негодницу. По его словам он ей и сарафаны дарил, которые ей неудобно носить было. Да и бил он ее только в пьяном состоянии. А теперь поставим себя на ее место. С манерами дворян, выросшая в музыкальной среде, не слышавшая невежественную речь, читающая книги, женщина была обречена связать жизнь с человеком из другого мира, который не разделял ее пристрастий, осуждая ее образованность, видевший толк только в удовлетворении бытовых потребностей. Конечно, сердце его жены было отягощено сиим отношением, полностью отдалив ее от ямщика. Замкнувшись в себе, несчастная худела на глазах, видя смысл жизни в воспитании их общего сына, которого она обучала чтению и письму, каждый день причесывала, купала, одевала в чистое, что отцу не нравилось. Его раздражение отражалось на их и без того трещавших по швам отношениях.

Слушая тираду возничего, барин с досадой прерывает своего собеседника. Он, кажется, единственный понял причину разлада в семье ямщика. Похоже, у каждого свои проблемы, и то, что гнетет одних представляется диким для других.

В доме, где царит непонимание, резко отличаются взгляды на жизнь, нет любви, не может поселиться счастье. И страдают от этого как сами родители, так и невинные дети.

6, 10 класс кратко

Картинка к стихотворению В дороге

Популярные темы анализов

Фет – мастер любовной лирики. Но его не привлекает сюжетное описание любви. Если читатель ищет интеллектуальное начало в любовной лирике, то он может проходить мимо Фета. Здесь другие правила. Здесь на первом плане мимолётные

Фёдор Иванович приобрёл широкую известность благодаря своему творчеству, начав писать самые знаменитые (в последующем) свои стихотворения в 1820-1830х гг. Тогда же он и создал своё творение «Конь морской».

Анна Андреевна Ахматова написала свое стихотворение в 1917 году после очень значимого для нее разговора с решившим навсегда уехать в Англию другом, художником Борисом Васильевичем Анрепом.

Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Русский поэт Константин Николаевич Батюшков в период своего творчества писал на самые различные темы. Участвуя в военных действиях, он большое внимание уделял войне, проблемам и последствиям для простого народа

«В дороге», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Ссылка на основную публикацию