Анализ стихотворения Муза Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Муза»

Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его произведений было посвящено жизни и быту низших сословий общества.

Некрасов был достаточно самокритичен, и свои произведения оценивал с точки зрения пользы, которую они могут принести обществу. Поэтому он нередко признавался, что является никудышным поэтом — его стихи не в состоянии разбудить людей,

Что касается русской интеллигенции, то времена Пушкина, когда одно рифмованное четверостишье могло заставить их взяться за оружие и организовать восстание декабристов, остались в далеком прошлом.

Давая оценку своему творчеству, Николая Некрасов в 1852 году написал стихотворение «Муза», в котором попытался объяснить, что именно вдохновляет его на создание поэтических произведений. С первых строчек стихотворения

Испытав на собственно опыте все трудности нищенского существования, поэты отмечает, что слишком рано над ним «отяготели узы» совершенно другой «неласковой и нелюбимой Музы», которая открыла поэту глаза на настоящую жизнь, лишенную светского лоска и хороших манер. Образ «той Музы, плачущей, скорбящей и болящей», для которой материальные блага — «единственный кумир», всю жизнь преследовал Некрасова, не давая ему ни на мгновение забыть о том, что он увидел в петербургских трущобах и русских селах, похожих друг на друга в своей нищете, как братья-близнецы.

По мнению поэта, муза научила его ненавидеть, с ее помощью он познал жажду мщения и слишком рано забыл о своих юношеских мечтах, прекрасных и честолюбивых. Муза пела ему «разгульные песни», вкладывая их в уста пьяных мужиков, «напев ее простой» больше походил на стон или же бесконечную жалобу. Иногда муза поэта предавалась «дикому и мрачному веселью», призывая автора «начать упорный бой» и предлагая ему в помощь «господень гром», который должен был обрушиться на головы тех, кто затопил Россию кровью и слезами.

Но такие порывы были нечастыми и непродолжительными. Обессиленная муза, которая у автора ассоциируется с русским народом, порабощенными и бесправным, очень скоро, «поникнув головой», нашептывала поэту просьбу прощать врагов своих. Эта исконно славянская покорность, с которой с самого детства сталкивался Некрасов, пожалуй, произвела на поэта самое большое впечатление.

До самой смерти он пытался разгадать эту нелепую и нелогичную загадку русской души, не понимая, почему десятки тысяч людей так безропотно и бессловесно позволяют издеваться над собой горстке помещиков, расправиться с которыми при желании не составляет труда.

В то же время поэт признается, что и сам он не смел перечить музе, которая часто просто молча вела его «чрез бездны темные Насилия и Зла». И именно муза, а, точнее, русский народ, научили Некрасова «почувствовать свои страданья» и «свету возвестить о них благословила».

Дайджест:

Анализ стихотворения Некрасова «О Муза! я у двери гроба!…» Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба. » — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью. Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта. .

Анализ стихотворения Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали!…» Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о. .

Анализ стихотворения Пушкина «Муза» Стихотворение «Муза» датируется 1821 годом — временем, когда Пушкин пребывал в южной ссылке. Произведение выдержано в жанре идиллии. Перед читателями предстает прекрасная картина, наполненная счастьем и светом. Воображение рисует сценки. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. » Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое. .

Анализ стихотворения Баратынского «Муза» Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала. Это означает, умение красиво. .

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова Н. А В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки. Стихотворение написано в. .

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Некрасова Н. А При жизни поэта стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» не публиковалось. В 70-х гг. Некрасов будто бы нашел лоскуток бумаги, исписанный карандашом, и смог разобрать лишь два четверостишия. Он по. .

Анализ стихотворения «Муза» Ахматова «Муза» . В данном стихотворении Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лириче­скому герою ночью в образе «милой гостьи с дудочкой в руке». Сон и явь тесно переплетаются: И. .

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и. .

Анализ стихотворения Некрасова «Два мгновения» В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами «Н. Н.», выпустил свой первый сборник, получивший название «Мечты и звуки». В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. .

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин» Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого. .

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля. .

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай нам говорит изменчивая мода» Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую. .

Анализ стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки…» В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт. .

Анализ стихотворения Элегия Некрасова Элегия Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и. .

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия» Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зине» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50 лет. Причем, его избранницей стала не светская львица и записная. .

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова Н. А Позднее стихотворение «Элегия» кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом, выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум» Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте. .

Анализ стихотворения Некрасова «О письма женщины, нам милой!…» В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался. .

Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья…» Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию простого народа. Не все его стихотворения идеальны с точки зрения. .

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только. .

Анализ стихотворения Некрасова «Демону» Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение » Поэт. .

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге» Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут. .

Анализ стихотворения Некрасова «Прости» В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом. .

Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова Тема предназначения поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Не стало исключением и творчество Н. А. Некрасова: он много писал о. .

Анализ стихотворения Некрасова «Когда из мрака заблужденья…» Любовь в интимной лирике Некрасова редко преподносится как счастье. Практически всегда рядом с ней соседствуют слезы, тоска, ссоры, ревность, взаимные упреки, озлобление. Часто в стихотворениях говорится о разлуке. Иногда разрыв. .

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных. .

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из. .

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова Н. А Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых — «Памяти приятеля» , посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» , «Памяти Добролюбова» , «He рыдай так. .

О русских женщинах: анализ поэмы Н — А — Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой. Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана. .

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня» Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще. .

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» Мать Некрасова — Елена Андреевна Закревская — вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея. .

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова Н. А Анализ стихотворения Крестьянские дети Мир, изображенный Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети», полон света, тепла и доброты. Автор любит, понимает и хорошо знает крестьянскую жизнь. Быт народа всегда находится в гармонии. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» Основная тема стихотворения «Размышления у парадного подъезда» — тема народной судьбы. Лирическое произведение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знатный вельможа, считающий «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, игру», противопоставлен крепостному крестьянину. .

Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке» Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий. .

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а. .

Анализ стихотворения Некрасова «Незабвенный вечер» В 1840 году Некрасов при поддержке ряда петербургских друзей издал под псевдонимом «Н. Н.» свой дебютный сборник стихотворений, получивший название «Мечты и звуки». Произведения, вошедшие в книгу, носили по большей. .

Анализ стихотворения Некрасова «Красавице» Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и «дивную сторону», где обитают высокая поэзия, радость. .

Анализ стихотворения Некрасова Муза

Муза-вдохновительница сопутствует человеку во всех его творческих порывах, указывая путь, настраивая на определенный лад создавать, строить. Это некое эфемерное понятие, вдыхающее жизнь в разработки и планы человека, дающее энергию и веру в его начинаниях. Такой мы привыкли представлять музу.

У Некрасова муза изображена другой, полной противоположностью прекрасного и легкого образа. Поэт раскрывает ее как существо страдающее, озлобленное на несостоявшуюся судьбу, несчастную. Его муза кричит от боли, раздирающей душу, плачет, проклинает людской эгоизм. Ее дух, витая над младенческой колыбелью, бешено теребит люльку, и своими грозными напевами вселяет тревогу. От ее брани становится жутко и тяжело, она, сама раненая и унижающаяся, не щадит и тех, кто находится вокруг.

С другой стороны, столь жестокое отношение служит хорошим уроком, выпавшем на долю человека, как данное свыше испытание. Только познав нищету, мелочность, присущие людям пороки и поклонение золотому тельцу, можно осознать истинную жизнь. Не будь препятствий на нашем пути, не встречай мы предательства и зависти, не испытав разочарований – разве возможно было бы научиться разбираться в людях, разглядеть их нутро, скрытое под внешними оболочками, спрятанное за масками улыбок и лести.

Читайте также:  Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

Трудности закаляют, делая человека выносливее и смиреннее. И грех гордыни тоже обуздывается при помощи столкновений с ситуациями, когда мы начинаем понимать, что все в этом мире преходяще.

Некрасов снова с горечью констатирует существование неравенства между людьми. Одним с рождения дается многое: они купаются в роскоши, не зная ни в чем нужды, беззаботно принимая это, как должное. Вторые же обречены на бедное существование, проживая каждый день в качестве сурового наказания за неизвестные грехи.

Видение поэта весьма своеобразно. Описывая темную сторону своей мрачной музы, он вдруг поворачивает ее к читателям другой гранью – к свету. И убогое, ворчливое, недовольное, сетующее создание оборачивается невообразимо новым, до селе неведомым существом. Осветившееся изнутри, оно раскрывается в ипостаси любви, того единственно ценного чувства, которое облагораживает и очищает все, к чему едва прикоснется.

Такое двоякое восприятие судьбы, стремление увидеть глубоко спрятанные причинно-следственные связи, говорит о философском складе и мудро-познавательном подходе автора к жизни и ее урокам.

Анализ стихотворения Муза Некрасова

Не всякая муза добра. У Пушкина муза лёгкая, игривая, звонкая. Пушкин был своим в высшем свете, сколько бы не ненавидел его. У Некрасова была другая жизнь. Он не учился в Лицее, у него не было няни, которая с младенчества прививала ему русскую культуру. А его отец был тираном, от которого Некрасов сбежал впоследствии. Это был обмен домашнего насилия на нищету, но во всей этой обстановке у будущего великого поэта и расцвела своя Муза. Своё вдохновение.

Поэзия Некрасова посвящена беднякам. Она должна была приносить пользу людям. Но прошли те времена, когда стихотворение было способно вызвать революцию. Во времена Некрасова всё уже стало иначе. Десятки тысяч крестьян позволяли издеваться над собой горстке богачей. Свергнуть эту горстку не составило бы особого труда, но проблема в том, что никто не свергал. Покорность, доходящая до раболепия – это всегда было у русских? Даже если и нет, это свойство славянского народа видел Некрасов. Именно славянское свойство.

И Муза сопровождала Некрасова. Нелюбимая, жестокая, грозящаяся объявить войну несправедливости и тирании, а потом шепчущая, что врагов нужно прощать. В какой-то момент Некрасов заметил её и отметил её характер. Нужно было выразить эти мысли, чтобы понять себя. Это и было сделано. Появилось стихотворение «Муза».

Как написано в стихотворении, Музы наподобие пушкинской у Некрасова не было. Такая муза не воспитывала его, когда он был ещё маленьким, и не «забыла свирель в пелёнках». Когда будущий великий поэт был подростком, Муза тоже не волновала его ум. Не явилась она к нему красивой девушкой, желающей любви. Всего этого не было тогда.

Но поэт очень рано познал горечь жизни. И тогда к нему явилась другая Муза, «печальная спутница печальных бедняков». Она плачет, скорбит, она болеет. (психически? Если это выражение подходит для персонажа родом из мифов). Если эта Муза просит, то просит униженно, а если жаждет, то жаждет всечасно. И единственный кумир для неё – золото. Нет, это не та Муза, что сопровождала Пушкина, Данте, Овидия. Это другая, появившаяся в своё время – время, когда человек мог родиться рабом.

Её простой напев полон тоски и вечной жалобы. Когда Некрасов плачет, плачет и Муза, и возможно, наоборот тоже бывало. И случалось, что поэт просыпался от разгульной песни вдохновительницы.

Некрасов жил нелегко. Он был озлоблен, его любовь как чувство к женщине погибло, слёзы Некрасов подавлял. Сплошной негатив был в его жизни, и вокруг тоже был негатив. Безумная Муза обещала объявить войну всем врагам и всей несправедливости. Но жестокость не задерживалась надолго в душе Некрасова. И весь жгучий негатив испарялся, и Муза говорила: «Прощай врагам своим». Поэтично.

Всё это надоедало Некрасову. Он боролся с Музой, не понимал её, не любил. Но Муза была сильнее, она с детства была у поэта, сопровождала его среди тягот и зла. И Некрасов решил сдаться. Пусть Муза делает что хочет. И она сделала великое – наставила его на путь, благодаря которому мы, нынешнее поколение, и знаем Некрасова как великого поэта. Как говорится, если не можешь победить врага – подружись с ним. Да и не врагом была эта Муза. Просто поэт её не понимал.

История создания, кратко по плану

Картинка к стихотворению Муза

Популярные темы анализов

Если подробно изучить данное стихотворение, то можно сделать определённый вывод, что писатель главного героя описывает в виде неряшливой девочки. Она вызывает смех практически у каждого читателя

Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Весна” – это своеобразное отражение душевного состояния лирического героя с помощью пейзажных зарисовок. Благодаря естественным картинам родного края автор представил событие из своей жизни,

Автор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное

Стихотворение «Современная ода» написано Н.А. Некрасовым в начале 1845 г. (наиболее точно обозначен период конец февраля 1845 года). Впервые опубликовано в марте 1845 года, включено в собрание сочинений в 1865 году.

Иннокентий Анненский – один из самых значимых русских поэтов XIX века. Начиная заниматься творчеством, для своих произведений он избрал направление символизм. Именно поэтому его поэзия проникнута

«Муза» Н. Некрасов

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков, —
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото — единственный кумир…

В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне — и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.
Всё слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты,
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве яростн, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: «Мщение!» — и буйным языком
В сообщники свои звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Всё буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» — шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Анализ стихотворения Некрасова «Муза»

Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его произведений было посвящено жизни и быту низших сословий общества.

Некрасов был достаточно самокритичен, и свои произведения оценивал с точки зрения пользы, которую они могут принести обществу. Поэтому он нередко признавался, что является никудышным поэтом – его стихи не в состоянии разбудить людей, заставить их действовать и что-то менять в своей жизни. Конечно, автор не учитывал тот факт, что большинство посылов в своем творчестве адресованы тем самым крестьянам, которые попросту не умеют читать. Что касается русской интеллигенции, то времена Пушкина, когда одно рифмованное четверостишье могло заставить их взяться за оружие и организовать восстание декабристов, остались в далеком прошлом.

Давая оценку своему творчеству, Николая Некрасов в 1852 году написал стихотворение «Муза», в котором попытался объяснить, что именно вдохновляет его на создание поэтических произведений. С первых строчек стихотворения становится ясно, что муза Некрасова – это не эфемерная барышня, которая заставляет сердце биться сильнее и острее чувствовать прекрасное. «Не помню над собой я песни сладкогласной!», — отмечает автор, намекая на свое безрадостное детство и весьма непростую юность, когда без средств к существованию он вынужден был сбежать из дома от отца-тирана. Однако и в более поздние годы «неразделимые и Муза и Любовь» к поэту так и не явились.

Испытав на собственно опыте все трудности нищенского существования, поэты отмечает, что слишком рано над ним «отяготели узы» совершенно другой «неласковой и нелюбимой Музы», которая открыла поэту глаза на настоящую жизнь, лишенную светского лоска и хороших манер. Образ «той Музы, плачущей, скорбящей и болящей», для которой материальные блага – «единственный кумир», всю жизнь преследовал Некрасова, не давая ему ни на мгновение забыть о том, что он увидел в петербургских трущобах и русских селах, похожих друг на друга в своей нищете, как братья-близнецы.

По мнению поэта, муза научила его ненавидеть, с ее помощью он познал жажду мщения и слишком рано забыл о своих юношеских мечтах, прекрасных и честолюбивых. Муза пела ему «разгульные песни», вкладывая их в уста пьяных мужиков, «напев ее простой» больше походил на стон или же бесконечную жалобу. Иногда муза поэта предавалась «дикому и мрачному веселью», призывая автора «начать упорный бой» и предлагая ему в помощь «господень гром», который должен был обрушиться на головы тех, кто затопил Россию кровью и слезами.

Но такие порывы были нечастыми и непродолжительными. Обессиленная муза, которая у автора ассоциируется с русским народом, порабощенными и бесправным, очень скоро, «поникнув головой», нашептывала поэту просьбу прощать врагов своих. Эта исконно славянская покорность, с которой с самого детства сталкивался Некрасов, пожалуй, произвела на поэта самое большое впечатление. До самой смерти он пытался разгадать эту нелепую и нелогичную загадку русской души, не понимая, почему десятки тысяч людей так безропотно и бессловесно позволяют издеваться над собой горстке помещиков, расправиться с которыми при желании не составляет труда.

В то же время поэт признается, что и сам он не смел перечить музе, которая часто просто молча вела его «чрез бездны темные Насилия и Зла». И именно муза, а, точнее, русский народ, научили Некрасова «почувствовать свои страданья» и «свету возвестить о них благословила».

Анализ стихотворения Некрасова Муза

Краткий анализ №1

Муза – это то, что даже трудно объяснить. Для каждого человека есть то, ради чего он это делает. В творчестве обязательно должна присутствовать муза, то есть то, или тот, которые вдохновляют писателя и поэта на подвиги в своем творчестве.

Некрасов – поистине человек, способный на многое в своем творчестве. В 1852 году был написан стих, который должен был поразить многих. Но, тем не менее, сам Некрасов весьма самокритичный человек, который не очень остался доволен своим искусством. Именно в этом произведении, написанном в 1852 году «Муза» поэт описал все свои сомнения по поводу своего творчества в литературе. Он также описал свое состояние, когда пишет стихи. И он на протяжении всего стихотворения размышляет о свеем музе, которая всегда его вдохновляла.

Для поэта муза была не какая-нибудь красотка – пышногрудая и обольстительная. Нет, для него муза была весьма своеобразна – обычный простой крестьянский народ, который не образован, даже невежественен, но, тем не менее – именно он являлся для Некрасова музой. То есть тем, что вдохновляло его на подвиги в литературе. Эта муз и научил жизни писателя. Именно от нее он познал все горести, но вместе с тем, и сладости. Именно этот народ показал поэту реальность – ее неприкрытую красоту.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Муза»

Николай Алексеевич Некрасов – это всемирно известный поэт России, который в своей поэзии ярко и правдоподобно описывал жизнь и быт простого народа. Его по праву называют «певцом крестьян».

Некрасов всегда очень критически относился к своему творчеству. Он считал, что его произведения должны приносить обществу пользу и порой даже считал себя плохим поэтом, так как не верил в то, что его стихи способны разбудить людское сознание и способны хотя бы что-то изменить в их жизни.

Вот так вот, во время очередного «приступа» самокритичности, Некрасов в 50-х годах девятнадцатого столетия написал стихотворение «Муза», и предпринял попытку разобраться в причинах своего вдохновения.

Некрасов подчёркивает, что его муза — это не какая-то изнеженная и призрачная барышня, которая помогает ему тонко и остро видеть красоту окружающего нас мира. Нет, его муза – это «неласковая и нелюбимая », чьи узы порой тяготят его, но и в то же время именно она смогла открыть поэту глаза на реальный мир со всеми бедами и невзгодами простого народа.

Автор считает, что его муза смогла научить его ненавидеть и именно благодаря ей он сумел забыть о мечтах своей юности, которые были прекрасны и честолюбивы и начал смотреть на жизнь другими глазами.

Читайте также:  Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

Порой его муза звала «начать упорный бой» против тех тиранов, которые топят Россию в крови и слезах. Но это случалось нечасто и продолжалось недолго. Чаще его муза выглядела слабой и обессиленной, как и весь русский народ, который был порабощён и бесправен. А сама муза с «поникшей головой» шепотом просила его научиться прощать своего врага.

Некрасов так за всю свою жизнь и не смог понять суть таинственной души русского человека, которая с исконной славянской покорностью позволяла вечно угнетать себя.

К тому же, Николай Некрасов в своём произведении говорит о том, что он сам не может спорить со своей музой, которая научила его «почувствовать свои страдания» и «свету возвестить о них благословила».

Каждая строчка стихотворения наполнена размышлениями автора о источнике постоянного его вдохновения и творчества. Автор мечется между двумя абсолютно противоположными позициями. Чему посвятить своё творчество описанию возвышенных чувств или состраданию простому народу Но герой Тютчева в конце произведения всё-таки делает свой выбор и посвящает своё творчество тем. кто испытывает нужду в подобных песнях на земле.

Очень интересно представление Некрасова о музе. Царица поэтического вдохновения становится для Не­красова постоянной спутницей. Но она не забавляет его воспеванием красоты и великолепия мира. Нет, муза Некрасова — это «печальная спутница печальных бед­няков».

Она скорбит вместе с поэтом, плачет от состра­дания к судьбе несчастных людей. Муза зовет Некрасо­ва к мщению, заставляет дать страшную клятву — посвя­тить свою жизнь служению людям. Стихотворение «Муза» заставляет читателя задуматься о том, как вос­принимает поэт свой дар, какую обязанность берет на себя. В стихотворении «Элегия» есть такие строчки: Шепнула муза мне: — Пора идти вперед: Народ освобожден, Но счастлив ли народ.

Эти строки ясно показывают читателю, что своим долгом поэт считал постоянную борьбу за счастье наро­да: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Поэт искренне переживает за судьбу простых людей. Муза заставляет поэта не только воспевать все прекрас­ное, что есть на свете. Прежде всего муза, богиня ис­кусств, помогает Некрасову использовать свой поэти­ческий дар для того, чтобы с особой реалистичностью и остротой показать картины народных несчастий, Как бы ни хотелось забыть все, что связано с судьбой наро­да, это невозможно.

Муза заставляет Некрасова с осо­бым состраданием относиться к чужой беде. Короткое стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» показывает, как поэт воспринимает музу. В дан­ном стихотворении крестьянка сравнивается с богиней искусств и поэзии. Муза заставляет поэта забыть обо всем и воспевать то, что производит на все права защищены 2001-2005 него особое впе­чатление.

Муза заставляет иначе взглянуть на самые обыденные явления. Поэт называет крестьянку «сест­рой Музы» именно потому, что ее образ заставил его с болью скорбеть о несчастной сдьбе простой женщины. Крестьянка унижена, сцена ее избиения — яркий при­мер бесчеловечности и жестокости общества.

Правя­щий класс порабощает тело и души своих рабов. И мно­гие относятся к этому совершенно спокойно. Только поэт искренен в проявлении собственных чувств.

Лучшие Темы сочинений :

Муза Некрасова (на основе анализа нескольких стихотворений)

готовые бесплатные школьные сочинения по литературе и русскому языку. Все сочинения имеют авторский характер. Новый сборник школьных сочинений по литературе и сюжетов произведений. Опубликовано со специалистами филологических факультетов университетов города Москвы в поддержку выпускников школ. Русскоязычные темы WP изложений.

«Муза» Н.Некрасов

Текст стихотворения «Муза» Николай Некрасов

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото — единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне — и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Анализ стихотворения Некрасова «Муза»

Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его произведений было посвящено жизни и быту низших сословий общества.

Некрасов был достаточно самокритичен, и свои произведения оценивал с точки зрения пользы, которую они могут принести обществу. Поэтому он нередко признавался, что является никудышным поэтом – его стихи не в состоянии разбудить людей, заставить их действовать и что-то менять в своей жизни. Конечно, автор не учитывал тот факт, что большинство посылов в своем творчестве адресованы тем самым крестьянам, которые попросту не умеют читать. Что касается русской интеллигенции, то времена Пушкина, когда одно рифмованное четверостишье могло заставить их взяться за оружие и организовать восстание декабристов, остались в далеком прошлом.

Давая оценку своему творчеству, Николая Некрасов в 1852 году написал стихотворение «Муза», в котором попытался объяснить, что именно вдохновляет его на создание поэтических произведений. С первых строчек стихотворения становится ясно, что муза Некрасова – это не эфемерная барышня, которая заставляет сердце биться сильнее и острее чувствовать прекрасное. «Не помню над собой я песни сладкогласной!», — отмечает автор, намекая на свое безрадостное детство и весьма непростую юность, когда без средств к существованию он вынужден был сбежать из дома от отца-тирана. Однако и в более поздние годы «неразделимые и Муза и Любовь» к поэту так и не явились.

Испытав на собственно опыте все трудности нищенского существования, поэты отмечает, что слишком рано над ним «отяготели узы» совершенно другой «неласковой и нелюбимой Музы», которая открыла поэту глаза на настоящую жизнь, лишенную светского лоска и хороших манер. Образ «той Музы, плачущей, скорбящей и болящей», для которой материальные блага – «единственный кумир», всю жизнь преследовал Некрасова, не давая ему ни на мгновение забыть о том, что он увидел в петербургских трущобах и русских селах, похожих друг на друга в своей нищете, как братья-близнецы.

По мнению поэта, муза научила его ненавидеть. с ее помощью он познал жажду мщения и слишком рано забыл о своих юношеских мечтах, прекрасных и честолюбивых. Муза пела ему «разгульные песни», вкладывая их в уста пьяных мужиков, «напев ее простой» больше походил на стон или же бесконечную жалобу. Иногда муза поэта предавалась «дикому и мрачному веселью», призывая автора «начать упорный бой» и предлагая ему в помощь «господень гром», который должен был обрушиться на головы тех, кто затопил Россию кровью и слезами.

Но такие порывы были нечастыми и непродолжительными. Обессиленная муза, которая у автора ассоциируется с русским народом, порабощенными и бесправным, очень скоро, «поникнув головой», нашептывала поэту просьбу прощать врагов своих. Эта исконно славянская покорность, с которой с самого детства сталкивался Некрасов, пожалуй, произвела на поэта самое большое впечатление. До самой смерти он пытался разгадать эту нелепую и нелогичную загадку русской души, не понимая, почему десятки тысяч людей так безропотно и бессловесно позволяют издеваться над собой горстке помещиков, расправиться с которыми при желании не составляет труда.

В то же время поэт признается, что и сам он не смел перечить музе. которая часто просто молча вела его «чрез бездны темные Насилия и Зла». И именно муза, а, точнее, русский народ, научили Некрасова «почувствовать свои страданья» и «свету возвестить о них благословила».

«О Муза! Я у двери гроба!», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова. по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение – жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.

В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.

Литературное направление и жанр

Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина. а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза. » Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Тема стихотворения «О Муза. » – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Тропы и образы

Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.

Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».

Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин» ). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.

Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.

Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».

Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.

Послушайте стихотворение Некрасова Муза

Анализ стихотворения «Муза» (Н. А. Некрасов)

У Некрасова, представителя гражданской лирики, с музой складывались непростые отношения. Во многих стихотворениях предстает она ему, проживает свою отдельную судьбу, измученная, иссеченная кнутом, спутница всех бедняков и крестьян, поющая о несправедливости и страшной судьбе.

Муза Некрасова «почувствовать свои страданья научила, и свету возвестить о них благословила…»

История создания

Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.

Читайте также:  Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).

Жанр, направление, размер

Жанр произведения: гражданско-философская лирика. Автор рассуждает о своем предназначении – помогать простым людям, рассказывать именно их историю.

Направление: реализм. Поэт говорит о том, что действительно происходит вокруг: о голоде, нищете, несправедливости и бесправии человека, на труде которого держится страна.

Размер стихотворения: ямб.

Образы и символы

Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей

Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

  • Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
  • Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

Основная идея

Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.

Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.

Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.

Средства выразительности

Чрезвычайно богат текст эпитетами с отрицательной коннотацией – неласковой, нелюбимой, печальной, плачущей, скорбящей, болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей, убогой, согбенная…

Чтобы подчеркнуть всю печаль сложившейся ситуации, автор использует повтор «печальной спутницы печальных бедняков».

Частые инверсии «вдруг плакала она», создают динамику, ощущение беспрестанной страдающей музы. Для этой же цели автор использует пропуск подлежащего «играла бешено моею колыбелью», «почувствовать свои страданья научила».

Много в стихотворении градаций: «расчеты мелочной и грязной суеты проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Они создают нагнетающую атмосферу стихотворения.

Тропы Некрасова дополняют и окрашивают эмоциями его мысли, и хоть он сам скромно отказывался от звания поэта, мы видим, что его работам свойственна прелесть изящной словесности.

Муза Некрасов

Вторник, 28 февраля 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Муза, Некрасов. поэт
Автор статьи: vitalik
Николай Некрасов был замечательным человеком и поэтом, труд его невозможно недооценить. Он положил начало развитию целой эпохи в русской литературе, которой до него просто не было, развил новое направление в поддержку простого народа. Описывая без прикрас простых рабочих людей и крепостных крестьян, смог обрести огромный успех.

У поэта есть произведения, которые помогают детально изучить его творчество. К таким стихотворениям можно отнести и стих Муза, который был написан в 1852 году.


Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото — единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне — и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Муза»

Тема поэта и его места в поэзии, и литературе в целом, всегда наводила на раздумья лириков. В таких произведениях, как «Муза» автор размышляет о том, откуда берутся источники вдохновения для творчества. В произведении отображены два совершенно разных начала для вдохновения написания того или иного произведения. Первое, заключается в стремлении к возвышенности, вознесении каких-либо чувств и красоты. Второе, направлено на сострадание простым людям, которые вынуждены быть с рождения рабами.

В конце концов, герой, немного подумав и поразмышляв, делает верный выбор в пользу поддержки простых людей на земле. Сама же муза в стихотворении представлена как вечно страдающая и плачущая дева, которая сама не знает, чего хочет или это попросту невозможно понять. Благодаря ей воодушевлённый поэт с головой окунается в водоворот земных и небесных страстей. Автор, проходя этот путь, достигает одной цели, которая заключается в поддержке земных людей.

Такой выбор был совершенно необычный, противоречащий всем общепринятым представлениям о поэзии. Но благодаря Некрасову он не только прижился, а был понят читателем и полюбился ценителям поэзии.

Если разобрать произведение Муза более подробно, то можно сделать вывод, что сам стих был традиционный по форме и претенциозным по содержанию. Однако делать преждевременное заключение не следует.

Некрасовская муза — это не чудная красотка, летающая в облаках, не эфемерная барышня, превозносящая себя на пьедестал. Вместе со своей музой поэту пришлось поскитаться по тем трущобам бедняков, которые закалили его и выработали стойкость в характере. До того времени пока писатель не обрел известность и у него не появился достаток, Некрасов был на грани нищеты и столкнулся со многими проблемами.

Стихи, которые адресовал поэт людям, были весьма содержательными и поучительными. Сам писатель не выделялся ничем примечательным из толпы, и какое-то время не замечали. Все это изобразил поэт в своем стихотворении под названием Муза. Разобрав текст, можно сложить цепочку и узнать где брал источники вдохновения писатель. Он признает только одну муза, которая была покровительницей бедняков, которые были рождены для вечного труда. Следует отметить, что в то время данный выбор был весьма смелым решением и не пользовался популярностью у других поэтов.

Анализ произведения дает понять смысл нравственности и эстетики самого писателя. Здесь весьма отчетливо показаны все образы, которые использовал писатель всю свою жизнь. Такая огромная смысловая нагрузка передана в стихе в традиционной форме. После написания стиха поэту пришлось понять, что дальнейшие его произведения нуждаются куда в более серьезных и сильных эффектах.

Николай Алексеевич, будто создал свой, особый язык, который был понятен каждому. Этот особенный, живой и цепляющий за живое слог проходит красной полосой через всё творчество поэта. Жалко, что крепостные были неграмотны и не могли оценить творчество барина, так переживающего за них.

Некрасов ввел такие образы и стилистику в своих произведениях, которых до этого не было ни в одном известном произведении. Можно сказать, сотворил революцию в русской литературе. Поэтическая система произведений писателя в то время была сугубо индивидуальной, неповторимый стиль вдохновил многих последователей.

Защитник трудового народа

Поэт Некрасов в своем творчестве изобразил неповторимый стиль и фактуру, которую до этого времени просто невозможно было представить. Никто до него не делал главными героями крепостных крестьян. Им всегда отводилась скромная роль, в лучшем случае, героя второго плана. В большей степени народ упоминался вскользь.

Поэтому при появлении произведений Николая Алексеевича у многих было ошеломляющее удивление, теперь в стихах рассказывалась о простых людях, которые пашут землю, ухаживают за скотиной, платят оброк. Теперь аристократическая публика, которая обсуждала только светские мероприятия начала узнавать про простой быт и судьбу простого народа.

Многие сразу отметили, что это является большим открытием в литературе. Писатель буквально проложил магистраль между двумя мирами. Он сделал это так умело, что был понят многими современниками, совершенно неготовыми к такому восприятию.

Некрасовские стихотворения направляли мысли общества и во многом формировали силы, которые были недовольны разделением людей на крепостных и господ. Все это привело к широкой резонансности общественности. Движение начало разрастаться с большой силой, а это привело к изменениям в российском обществе, которое веками не менялось.

Можно сказать, что Некрасов внёс свою лепту на пути к отмене крепостного права , явления, которое существовало в России со средних веков и уже давно мучало простой народ, не давая развития обществу. Люди попросту рожались рабами.

Это все стало грандиозным переворотом в России, однако, отмена крепостного права не привела все-таки к процветанию народа, он все так же страдал и умирал от непосильного труда и голода. Но начало было положено и произведения поэта вдохновили многих новых авторов, которые стали уделять огромное внимание простому народу. Многие революционеры и общественные деятели пошли именно за нашим поэтом.

Образы музы

Ещё в ранней лирике Некрасов начал говорить о себе как о поэте нового типа. Как он сам говорил он никогда не был лентяем и не любил вести разгульный образ жизни. Сам же писатель и в стихотворении Муза был к себе довольно строг:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

У писателя нет возвышенных эмоциональных интонаций таких как у Пушкина. Он скорее пишет о тяжелом труде. Ведь ему пришлось также нелегко, после того как он остался без помощи семьи. Писатель как бы был литературным чернорабочим, он мало зарабатывал на жизнь, поэтому чтобы выжить писал различные рецензии, куплеты и тому подобное. В стихах писателя отображено глубокое уважение к крепостным, сочувствие к ним и понимание.

Поэт в своих новых стихах писал о том, что поэт-пророк приносит жертву ради людей, ради их счастливой жизни в будущем. Идеи Некрасова заключалась в служении добру. Он верил что можно принести себя в жертву ради народа как это сделал Христос. Также сам писатель отмечал, что он всегда был честен сам с собой.

Ссылка на основную публикацию