Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Некрасова Плач детей Стихотворение «Плач детей Н. А. Некрасова. Тема этого стихотворения — каторжный труд детей на капиталистической фабрике. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов: Целый день на фабриках колеса Мы вертим — вертим — […].

Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов. Великий классик, поэт и публицист, писатель, Некрасов Николай Алексеевич родился 28 декабря 1821 года в тихом городке Подольской губернии Немирово, где в […].

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час» Жизнь не баловала Николая Некрасова с самого рождения. Он появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий дом и долгие годы вынужден был влачить полунищенское существование, часто не имея денег на еду и ночлег. Суровые испытания настолько закалили Некрасова, что он неоднократно […].

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля кров с законным супругом. Безумный и вопиющий по своей дерзости роман с Авдотьей Панаевой продолжался почти 16 лет, и его кульминацией стало рождение общего ребенка, […].

Анализ стихотворения Некрасова «Ванька» НЕКРАСОВ считается истинно народным поэтом, много стихов он написал о крепостных крестьянах. Это стих. начинается с о слова смешной, но написано с горькой иронией, т. к. картина грустная и печальная. Бедный Ванька седок, не имея ни гроша, решил продать единственное, что у него было-лошадь. Но лошадью ее назвать нельзя, это была замученная заезженная кляча. Ичтобы […].

Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому народу, к Родине. Зная не понаслышке жизнь простых крестьян, поэт всегда с состраданием относился к крепостному, подневольному человеку. Эта тема поднимается во многих его произведениях, не является исключением и стихотворение «На смерть Шевченко». Лично знакомым […].

Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем. Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю […].

Анализ стихотворения Некрасова «Мороз воевода» Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем. Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю […].

Чему учит стихотворение Некрасова “Мужичок с ноготок”?

Это стихотворение из “Крестьянские дети” учит тому, что на Руси с малолетства дети были приучены к труду, их сразу учили стойко переносить невзгоды жизни. Мальчики с малых ногтей учились самым простым и в тоже время тяжелым обязанностям, которые основывались на значимости для семьи, для помощи родителям. Мальчик-будущий мужчина, глава семьи, несет ответственность за вверенных ему мать, братьев, сестер, девочки-помощницы по дому, быт, уют-это их труд. И если все на своих местах, без нытья, зависти и обид выполняют свои обязанности, то никакие погодные условия, ни какие суровые жизненные обстоятельства не могут сломить русский дух и веру. Правильно воспитанного русского человека труд только закаляет, даже такого маленького, как герой этого отрывка.

В стихотворении”Когда волнуется желтеющая нива” М.Ю. Лермонтов продолжает развивать тему своей любви именно к природе родины. Лирический герой рисует многочисленные пейзажи, подтверждая их великолепие. Поэт, используя прием олицетворения, оживляет природу, показывает читателю, что на самом деле у нее есть душа, она живая:”Когда волнуется желтеющая нива/И свежий лес шумит при звуке ветерка”. В конце произведения он отмечает гармоничную связь человека и природы. “Тогда расходятся морщины на челе,-/И счастье я могу постигнуть на земле/И в небесах я вижу бога. “,- пишет о том, что она делает его лучше, дарит ему состояние умиротворения и радости. По мнению автора, человек напрямую взаимосвязан с природой, именно слившись с ней, прочувствовав ее человек духовно возвышается над эти миром. Любовь поэта к отчизне проявляется в безграничной любви к ее природе.

Читать полный текст стихотворения Лермонтов “Осень”. На первый взгляд стихотворение несет угнетающий смысл, поэт описывает свои наблюдения за осенним пейзажем мрачными красками. Но главная мысль стихотворения спрятана в строчках про пахаря. Поэт труженник, его усталость отмечается пессимичтсическим настроением, но видя труд другого человека, поэт заряжается новыми силами и заканчивается стихотворение намеком на продолжение жизни. Стихотворение Лермонтова “Осень” учит наблюдать за природой, подмечать любую деталь, которая натолкнет на новую мысль, ведь пока человек мыслит, он живет. Любите природу, помните, что человек чать природы и вы найдете умиротворение в жизни.

Стихотворение Некрасова “Крестьянские дети” рассказывает о радостях и буднях крестьянских детей. Стихотворение учит понимать, что несмотря на тяжелый труд, человек умеет радоваться простым вещам. Силу ему дает связь с природой. Главная мысль стихотворения “Крестьянские дети” цените труд простых людей, они могут веселиться и быть беззаботными, но чтобы прожить, им приходиться много работать.

Стихотворение Н.А. Некрасова “Железная дорога” учит маленького Ваню (и читателя вместе с ним) любить “Отчизну любезную” и ее многострадальный народ. Автор убеждает нас, что Русь всегда славилась талантами и трудолюбием, а трудности и невзгоды ее только закаляют, делают еще сильнее и мудрее. Эта физическая и моральная устойчивость и позволяет верить в светлое будущее народа:

Правда, все эти мысли автор не надеется донести до современного ему поколения, до власть предержащих. К его словам абсолютно глух генерал. Более того, он раздражен тем, что всей этой крамолой смущают ум его мальчика.

Надежду лучшее будущее поэт связывает с Ваней, чья душа еще восприимчива к мудрым наставлениям. Именно Ванино поколение, по мысли Некрасова, должно стать строителем нового общества. Но вот полное народное счастье не суждено увидеть даже ребенку:

У Некрасова во многих произведениях встречается тема нелегкой женской доли на Руси. Так и в Тройке. Можно выделить следующие темы 1-я – Места. Молодая и красивая девушка,заглядевшись на красавца – корнета, мечтает вырваться из своего полурабского, бесправного положения крепостной девушки (женщины) в России. 2-я – Реальность и наиболее вероятное будущее. Нелюбимый и нелюбящий муж, который издевается над женой, непосильный труд, да плюс издевательства и унижения со стороны свекрови и родственников мужа. Все это приведет к тому, что красота поблекнет, увянет, она рано состарится и рано умрет. 3-я – Вывод и, пусть не очень приятный, но довольно реалистичный призыв – смириться со своей нелегкой долей

Урок литературного чтения в 3-м классе. Н.А. Некрасов “Мужичок с ноготок” (УМК “Начальная школа XXI века”)

ТИП УРОКА: изучение нового материала

Обучающие:

  • учить школьников анализировать поэтическое произведение
  • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
  • формировать представления об историческом прошлом
  • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
  • учить рассуждать
  • обогащать словарный запас учащихся

Развивающие:

  • пробуждать интерес к истории своей Родины
  • развивать познавательную активность детей
  • развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради)
  • развивать устную речь учащихся
  • развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах)
  • формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)

Воспитательные:

  • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
  • воспитывать патриотизм
  • прививать интерес к книге, к чтению
  • раскрыть нравственный смысл произведения
  • воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий воспитательную ценность: репродукция картины, г/з)
  • воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся
  • воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)
  • воспитывать добросовестное отношение к учению
  • прививать навыки умственного труда

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник Л.А.Ефросининой “Литературное чтение”, 3 класс
  • тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме урока)
  • портрет Н.А.Некрасова
  • репродукция картины Владимира Егоровича Маковского “Крестьянские дети”
  • г/з с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова “Крестьянские дети” – “Мужичок с ноготок”

На доске:

  • Играйте же, дети, растите на воле,
    На то вам и красное детство дано.
  • выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова
  • УМК “Все цвета, кроме чёрного”

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Работа по УМК “Все цвета, кроме чёрного”
  3. Актуализация опорных знаний учащихся.
  4. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.
  5. Работа с репродукциями картин.
  6. Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова “Мужичок с ноготок”
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Орг. момент.

Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

2. Работа по УМК “Все цвета, кроме чёрного”.

На доске: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт!

На уроках чтения мы познакомились со сказками Пушкина А.С.

  • Прочитайте предложения, записанные на доске.
  • Подумайте, почему в конце предложений стоят разные знаки? (Эти предложения разные по интонации.)
  • С каким чувством надо произнести первое предложение? (С чувством гордости, восхищения)
  • Произнесём 1 предложение вслух. (Маша, Дима, а теперь все хором)
  • Подумайте, зачем мы произносим некоторые предложения с особой интонацией? (Чтобы выразить свои чувства.)
  • Разве слов недостаточно?
  • Послушаем ребят. (Две девочки заранее получали задание произнести одну и ту же фразу, каждая девочка со своей интонацией)
    • Маша Ю.”Я очень за тебя рада!” (с радостью, с восхищением, с одобрением)
    • Юля Д.”Я очень за тебя рада!” (с огорчением, с равнодушием, с завистью)
  • Одинаковый ли смысл, сказанных фраз? (Нет)
  • Почему? (Предложения произнесли с разной интонацией.)
  • С какой интонацией произнесла фразу Маша, Юля?
  • Одни и те же фразы по-разному воспринимаются нами, и всё зависит от… (интонации)

– В какой ситуации мама могла бы произнести 1 фразу?

(Дочка помогла убраться в комнате. Мама действительно рада, что девочка растёт трудолюбивая.)

– В какой ситуации мама могла бы произнести 2 фразу?

(Мама, уходя утром на работу, попросила дочку убраться дома к приходу гостей. Вечером, когда мама вернулась с работы и пришли гости, мама обнаружила комнату неубранной, и, конечно, расстроилась. Девочка, понимает свою вину и старается как-то развеселить маму. Она сообщает, что в школе получила “5”. А мама огорченно отвечает: “Я очень за тебя рада!”)

Откройте тетради “Все цвета, кроме чёрного” на с.16.

– Прочитайте 1 фразу с разной интонацией.

– Дома вы выполните задание 2. Прочитайте задание.

(Вспомни, какие ещё фразы можно произнести с разной интонацией. Напиши.) Дома вы запишете не только саму фразу, но и с какой интонацией можно её произнести. Может быть, кто-нибудь вспомнит несколько фраз. Было бы очень интересно.

Упражнение в произношении фраз с нужной интонацией пригодится нам сегодня на уроке чтения. Закрыли тетради “Все цвета, кроме чёрного”, отложили их на край парты.

Физ.мин. Я прошу вас следующие слова произнести с радостью.

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись влево – вправо, вправо – влево!
Тихо сели. Вновь за дело.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

– Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (По мере ответов детей, на доску вывешиваются полоски со словами-ответами)

  • Что описывает в своём стихотворении А.А.Фет
    “не колючий, светло-синий” (иней)
  • Назовите фамилию поэта, автора строк
    “Мама! Глянь-ка из окошка –
    Знать, вчера недаром кошка
    Умывала нос…” (Фет)
  • Кто поёт, “глаза прищуря” в стихотворении А.А.Фета? (кот)
  • Как называется созвучие строк в стихотворении? (рифма)
  • Какое время года Ф.И.Тютчев называет “чародейкой”?(зима)
  • О какой “дивной поре” говорит Ф.И.Тютчев в своём стихотворении? (осень)
  • Как называется сочетание нескольких стихотворных строк, которые объединены рифмой и интонацией? (строфа)
  • Где играет буря в стихотворении А.А.Фета? (на дворе)
Читайте также:  Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.

(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.

А сейчас послушаем сообщения детей о Н.А.Некрасове.

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.

Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

5. Работа с репродукцией картины.

Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского “Крестьянские дети”

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

6. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова “Крестьянские дети”

Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется “Крестьянские дети”. Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.

  • Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов “Мужичок с ноготок”

– Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:

“Кого встретил Н.А.Некрасов?”

– Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

– Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова “Мужичок с ноготок” (вполголоса)

– Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.

Чтение вслух. Словарная работа.

Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

– Что значит “студёная пора”? (очень холодно)

Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

– Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову “хворост”

На доске: сухие сучья, ветви, деревья

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

– Взгляните на фотографию.

УЗДА Часть конской сбруи – надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.

– Подумайте, что такое “полушубок”?

ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

– Что значит “вестимо”? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что у отца-то большая семья?
“Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…”
Так вон оно что! А как звать тебя?-
“Власом”,
– А кой тебе годик? – “Шестой миновал…
Ну, мёртвая!” – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.

– Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

– Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…

– Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

– Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

– В какое время года произошла встреча? (зимой)

– Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.

– Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

– Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

– Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.

– Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)

– Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

– Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

– Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

– Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

Физ/мин. Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно.

– Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

– Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

– Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

– Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

– Здорово, парнище! – “Ступай себе мимо!”

– Почему он так разговаривает? ( Словами “парнище” Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

Чтение, нахождение отрывков к иллюстрациям из книги “Мужичок с ноготок”

Нахождение предложений с восклицательным знаком.

Чтение предложений с нужной интонацией.

– Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.

– Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

Чтение сначала в парах, затем – вслух.

– Здорово, парнище!
– Ступай себе мимо!
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
– Откуда дровишки?
– Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
– А что у отца – то большая семья?
– Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
– Так вон оно что! А как звать тебя?
– Власом
– А кой тебе годик?
– Шестой миновал.

Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

– Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

– Почему так решили? (Он называет его ласково “мужичок”, “малюточка”)

– Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа “мужичок с ноготок”?

Работа на листочках. Выполнение заданий к прочитанному произведению.

– Взяли листочки, заранее приготовленные к нашему уроку и продолжим работу. (Приложение 2)

Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.

Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.

Д/з Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.122 наизусть

7. Итог урока.

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется “Мужичок с ноготок”? (Влас – маленький труженик.)

– Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

– Удалось ли ему это?

– Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

– Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

Заключительное слово учителя.

“Мужичок с ноготок” любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. . На своих картинах его изобразили В.А. Серов и Зиновьев . Интересно представил образ мальчика О.Мартынюк при работе с деревом Мужичок с ноготок есть даже на ковре.

– На следующем уроке мы познакомимся с другим отрывком из поэмы “Крестьянские дети”.

На этом наш урок подошёл к концу.

Оцените свою работу на уроке. Устную и письменную, коллективную, самостоятельную и в парах. Покажите своё настроение. (У каждого ученика есть цветок настроения: лепестки разного цвета отражают настроение) Спасибо всем за урок.

Анализ стихотворения Влас Некрасова

Во многих своих произведениях Некрасов поднимал тему раскаявшегося грешника. В стихотворении «Влас», написанном в 1855 году, эпическое повествование с фольклорными элементами своеобразно воплотилось в лирическом тексте, что послужило более полному пониманию образа главного героя – простого русского мужика. Простота изложения, песенные напевы народного сказа – отличительные особенности этого стихотворения религиозной тематики.

В начале стихотворения Влас предстает странником, собирающим подаяния на строительство храма. Он седой, смуглолицый, высокий и прямой старик со шрамом на щеке, одетый в армяк с распахнутым воротом, худые ботинки, с непокрытой головой. Он носит на теле вериги и на груди медную икону. Про него ходит недобрая людская молва, что прежде был он великим грешником. Будучи крутого нрава, свою жену забил до смерти, покрывал конокрадов, не гнушался в голодное время втридорога драть с соседей за скупленное ранее за гроши зерно. Отбирал у пахарей-тружеников последнюю рубаху, грабил даже нищих. Дали ему в народе прозвище «кащей-мужик».

Не было Бога у него в душе, не щадил он никого ради наживы. Но сломал его тяжкий недуг, слег он в мучениях на год, и не мог помочь ему даже знахарь. В бреду ему мерещилось, что видит он страдания грешников в аду. Описание картин ада поэт дает в понятной для простого мужика фольклорной форме: грешников терзают проворные черти, «ведьма-егоза», «ефиопы», «крокодилы, змии, скорпии». И прочитал там Влас хартии, на которых записаны его собственные грехи. У порога смерти понял, что причина хвори в содеянном, и дал обет за исцеление построить храм. Бог внял его молитвам.

Чудом избежав смерти, придя к покаянию, роздал все имущество, ибо на неправедные деньги нельзя совершать благие деяния, и стал просить смиренно милостыню на строительство храма. Более тридцати лет прошло в скитаниях по города и селам, побывал на Каспии, в Москве и Петербурге. И студеными зимами, и в летний зной странствовал он по Руси, собирая посильные пожертвования на праведное дело. Очистившись от скверны прежнего стяжательства и корыстолюбия, питаясь лишь подаянием, обет он соблюдает строго, проявив стойкость и духовную силу в служении. Влас, испытав лишения и нужду, преодолевая невзгоды и проявив смирение, становится на путь праведника.

У людей блаженный странник вызывает чувство уважения, прохожие помогают ему в подвижничестве, внося трудовую лепту для Божьего храма. Завершается стихотворение авторским замечанием, что на деньги, собранные народом, на родной земле выстроено множество церквей.

В этом образе Некрасов отметил свойственную именно русскому человеку черту: может он быть неистовым и в грехах, и в раскаянии. Эта мысль найдет дальнейшее развитие и воплощение в творчестве многих писателей. У самого Некрасова тема греха и его искупления будет отражена в легенде «про двух великих грешников», которая войдет в его последнюю поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Вариант 2

Если говорить в рамках религиозной традиции, то ничего так не радует Господа как слеза грешника. К примеру, если обратиться к христианству, то легко вспомнить о том, где в основном и кому проповедовал Христос.

Некоторые из его апостолов вообще были мытарями, то есть сборщиками податей и, более того, они собирали с людей в пользу римской власти на оккупированной этой властью территории. Мягко говоря, такие люде не особенно ценились народом, да и, вероятно, не обладали особыми этическими идеалами. Также мы помним и другие истории о том как Христос обращал на верный путь заблудшие души.

Дальнейшая история христианства тоже во многом основана на мотиве раскаявшегося грешника, который осознавая свои недостатки, обращается в верную сторону и начинает подвижничество. Таких много среди святых, к примеру, Мария Египетская. Так или иначе, речь идет о сюжете, когда вера и осознание собственной греховности полностью меняют человека.

Этот сюжет использует и Некрасов в своем стихотворении Влас, в котором главным героем выступает некто мужик или «дядя Влас», который много грехов натворил за свою бытность простым человеком. Он укрывал конокрадов, использовал не самые благостные финансовые схемы, для того чтобы наживаться на людях. В общем думал только о себе и в итоге накопил много грехов.

Поворотным эпизодом в его биографии становится тяжелая болезнь, которая приводит к взыванию к Господу. Как правило, многие люди именно так обращаются к религии, именно так вообще вспоминают о каких-то высоких субстанциях. Ведь когда ситуация является нормальной, то все блага считаются будто причитающимися изначально, а если недобрые дела не наказываются, то люди вообще начинают чувствовать себя весьма вальяжно.

Различные невзгоды такие как болезнь способны усмирить. И именно болезнь усмиряет Власа, который начинает молиться, ведь знахарь не может ему помочь. В бреду он видит адские миры и список собственных грехов, муки грешников.

Исцелившись чудесным образом и раскаявшись в собственных поступках он становится странником, который ходит по городам и собирает на строительство храма. По сути, этот Влас становится святым подвижником, который держит своеобразный перманентный пост и следует данному слову. Именно так вера способна поменять даже самого закоренелого грешника и сделать из него благостного человека.

Анализ стихотворения Влас по плану

Возможно вам будет интересно

Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной

В жизни человека всегда присутствуют определённые мечты и желания, которые являются стимулом к развитию и движению вперёд. Стремясь к осуществлению того или иного желания, человек уже имеет представление о результате

Творчество Михаила Лермонтова очень интересно, каждое написанное им произведение открывает читателю, все его душевные переживания. Сам поэт казался весьма мечтательным, но несмотря на это, своему творчеству он отдавал все свои силы

Стихотворение Анны Ахматовой “Перед весной бывают дни такие”, отличается краткостью и гениальностью, как многие творения великой поэтессы. В произведении описана пора, когда заканчивается зима и вот – вот наступит весна

Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

Николай Некрасов — Влас: Стих

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас — старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;

Да с железным наконешником
Палка длинная в руке…
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого…
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря —
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошел — а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы — видом черные
И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут…
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол…
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел…

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет…
Внял господь — и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была…

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-

И дают, дают прохожие…
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной…

Анализ стихотворения «Влас» Некрасова

Стихотворение «Влас» Н. Некрасова раскрывает тему народного характера, доли русского крестьянства. Реальный случай из жизни под пером поэта становится эпической, почти былинной, песней о грехе и покаянии.

«Влас» написан в 1855 году под впечатлением от встречи поэта с бывшим крестьянином-солдатом из имения его отца. Н. Некрасов в эти годы уже признанный автор, редактор журнала «Современник».

Произведение состоит из 22 строф, написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой. По жанру — эпическая лирика. Композиционно делится на 4 части. Первая и последняя перекликаются: в них читатель видит сегодняшнего Власа, а во второй и третьей — его прошлое, темное и светлое. От желания разбогатеть любой ценой — до болезни, а затем — прозрения и бескомпромиссного раскаяния.

Стихотворение стилизованно под древнерусскую литературу как по форме (перекличка с жанром видений, хожений), так и по содержанию. В нем много сказовых элементов: простонародных выражений (воротил, сбирал, пуще), устаревших слов (подаяние, смрад), устойчивых оборотов (остался бос и гол, в гроб вогнал), церковной лексики (вериги, икона, лепта) .

Широко используется перифраз: черный год (неурожай), грянул гром (случилась беда), вольный свет (жизнь), и инверсия: просит он, был он прежде. Сравнивает Москву с матушкой, Каспий (разговорная форма названия Каспийского моря) широким, Неву — царственной. Простые повторы в четверостишиях: видел света, видел грешников.

Автор вводит числительные и уменьшительные формы слов для усиления эффекта достоверности: год, тридцать лет, зимушку, матушки.

Описание мытарств и ада реалистично: там «крокодилы, змеи, скорпии», «ефиопы» (бесы), «тигр-шестикрылат» (символ ярости), орудия мучений.

Покаявшийся «кащей-мужик» раздает все свое имущество, становится странником, просящим милостыню на возведение храмов Божиих, народ считает его праведником, а он себя — по-прежнему грешником (полон скорбью неутешною).

«Влас» — типичен для поэзии Н. Некрасова только на первый взгляд, здесь нет острой социальной, демократической, революционной подоплеки, изображены страдания не от бедности и бесправия, а муки совести, переворот в душе человека.

Стихотворение «Влас» Николая Некрасова — своеобразная панорама народной жизни XIX века, созданная в фольклорных традициях. Это произведение высоко оценили Ф. Достоевский и Н. Гумилев, оно было дважды положено на музыку.

Анализ стихотворения Некрасова Влас

Николай Алексеевич Некрасов написал много прекрасных стихотворений. Поэт писал о труде, о крепостных крестьянах, о страданиях народа.

В стихотворении «Влас», созданном в 1855 году, Николай Алексеевич затронул тему раскаяния. Считается, что произведение было написано после встречи поэта с человеком, у которого не осталось родственников, а остаток жизни был посвящен сбору пожертвований на строительство церквей.

Темой стихотворения является раскаяние грешника Власа.

Идея произведения заключается в том, чтобы показать:

  • образ человека до и после болезни, до и после осознания совершенных грехов,
  • образ религиозного человека, призывающего жертвовать честно заработанные деньги на строительство храмов.

Сюжет развивается вокруг человека, который совершил много зла, но осознал это и встал на путь искупления своих грехов.

Главный герой представлен в разных образах. Автор использует антитезу, противопоставляя грешника праведнику.

Стихотворение состоит из двадцати двух строф. Каждая строфа представляет собой четверостишие (катрен). Размер стихотворения – разностопный хорей. Рифмовка используется перекрестная.

Стихотворение можно разделить на четыре смысловые части.

В первой части поэт знакомит читателя со своим героем. «Дядя Влас – старик седой» – это человек, который ходит по городам и собирает пожертвования на строительство храмов. Он идет медленно в веригах, с длинной палкой, с иконой. Поэт создаёт образ религиозного человека. Автор использует аллитерацию – звук [ш] усиливает образ шагающего странника (грешник, наконешник, шрам).

Во второй части автор называет своего героя «кащеем – мужиком», который живет за счет других, отбирает последнее у бедных, а также становится причиной смерти жены. Поэт создает образ грешного человека с помощью фразеологизмов: «не поверит гроша медного», «брал с родного, брал с убогого», «в гроб жену свою вогнал».

В третьей части наступает кульминация – расплата за грехи. Влас заболевает, лежит, но никто не может ему помочь. Он даже «божится» построить церковь. Но строить церковь на нечестно заработанные деньги нельзя. И вдруг герою «мерещится в бреду» ад. Он видит, как страдают души тех, кто туда попадает, а также осознает свои грехи, которые «на хартиях написаны». Тогда Влас обещает, что раздаст все, что у него есть, а остаток жизни будет собирать пожертвования на строительство храмов. Господь принял обет грешника. Описывая ад, поэт прибегает к фольклору. Об этом говорит описание нечисти, которая мучает души грешников: ведьма – егоза, ефиопы, крокодилы, змии, скорпии, тигр – шестикрылат.

В четвертой части автор показывает Власа, который уже тридцать лет строго выполняет обещание, данное Богу. При этом герой «высок и прям». Это говорит о том, что он несет свой крест с высоко поднятой головой. Его не останавливают ни мороз, ни жара. Он прошел от Москвы до Каспийского моря, был в Санкт-Петербурге. Автор использует эпитет «стопой неспешною», чтобы показать, что герой проходил огромные расстояния пешком.

В двух последних строфах поэт подводит итог. Он показывает, что Влас – религиозный человек, который призывает людей жертвовать средства на строительство церквей. Потому что только «из лепты трудовой вырастают храмы божии», то есть люди подают честно заработанные деньги, благодаря чему по всей стране строят новые храмы.

Также, в стихотворении автору удалось передать образ Власа – грешника и Власа – праведника, то есть образ человека до и после болезни, до и после осознания совершенных грехов.

Картинка к стихотворению Влас

Популярные темы анализов

Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую

Борис Леонидович Пастернак признан одним из лучших литераторов ХХ века. Свой путь на литературном поприще поэт начал в 1913 г. Именно тогда в альманахе издательства «Лирика» впервые опубликовали несколько его стихотворений.

Жуковский был другом Пушкина. Они оба были гениями, великими поэтами, признанными при жизни. Может показаться, что раз два человека, наделённых колоссальным поэтическим даром, встретились и общаются, то они обязательно станут если

В своей песне “Табун” он написал о благородных и преданных животных. Лошади являются символом чистоты и дружелюбия.

Нередко бывает так, что читая стихи мы перестаём замечать слова, строки, как будто они начинают свой бег в нашем разуме без остановки, не давая глазам отдохнуть, и чувствуется только гармония произведения, его атмосфера.

Анализ стихотворения Некрасова Влас

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас – старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;

Да с железным наконешником
Палка длинная в руке.
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого.
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря –
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошел – а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы – видом черные
И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут.
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол.
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел.

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет.
Внял господь – и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается –
Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была.

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-

И дают, дают прохожие.
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной.

Другие стихи поэта

«Влад» Анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение Н. А. Некрасова «Влас»

В русском фольклоре и литературе существует множество интерпретаций сюжета о раскаявшемся грешнике. Несомненная заслуга Некрасова в том, что этот эпический сюжет нашел в его творчестве необычное воплощение, потому что лег в основу стихотворения — жанра, традиционно относящегося к лирическому роду литературы.

Своеобразие «Власа» точно определил Н. Гумилев, относивший его к числу своих любимых. Он назвал это стихотворение произведением .эпически-монументального типа». Понятия эпического и монументального связаны прежде всего с образом главного героя Власа, именем которого названо стихотворение. Важную роль в создании образа героя играет композиция. В стихотворении противопоставлен «дядя Влас — старик седой» — кащею-мужику, «великому грешнику».

Рассказ о Власе-праведнике, страннике обрамляет историю Власа-грешника. Портрет Власа в начале стихотворения говорит как о роде его занятий (просит на Божий храм), так и о выполнении религиозного долга (икона на груди, вериги). Открытый ворот армяка и обнаженная голова создают ощущение открытости Власа по отношению ко всем, с кем он встречается. Палка «с железным наконечником» как посох странника.

Чем же объясняется та перемена, которая произошла с главным героем? Завязка действия — болезнь Власа, тяжкий недуг, поразивший его за грехи: он сгубил жену, укрывал разбойников, был корыстен и несправедлив по отношению к односельчанам.

Осознав свои грехи во время болезни, Влас пытается Очиститься: «… построить церковь божится, если смерти избежит». Однако этой жертвы недостаточно, потому что потратить на Церковь неправедно нажитые деньги не значит искупить вину. Кульминация превращения Власа-грешника в праведника — адское видение. Стилистически оно восходит к фольклору, о чем говорят персонажи адского действа: псы проворные, ведьма-егоза и всякая адская нечисть.

Идейно сцена ада связана с «Божественной комедией» Данте, картина грехов человеческих изображается здесь одновременно страшной и ироничной:

«Воют грешники в прискорбии,

Цепи ржавые грызут».

Картина ада зрима, реальна, хотя и возникает в больном воображении Власа. Психологический перелом наступает, когда Влас приходит к осознанию последнего обета: раздать все бедным и отправиться собирать деньги на храм. В стихотворении подчеркивается важность не столько предыстории героя, сколько его настоящего. Дорогой ценой далось ему прозренье.

«С той поры мужик скитается

Вот уж скоро тридцать лет,

Строго держит свой обет».

Фигура Власа вызывает не столько сострадание, сколько уважение. Автор говорит о великой силе его души, неутешной скорби — это черты истинно религиозного человека, странника, а к ним с такой любовью всегда относился русский народ. Стихотворение «Влас» занимает в творчестве Некрасова особое место: будучи певцом народных страданий, поэт нечасто обращался к религиозной тематике. В этом стихотворении ему удалось создать не только яркий образ человека из народа, но и изобразить важные черты народа в целом.

Стихотворение высоко оценивали такие выдающиеся художники, как Достоевский, Гумилев, Ахматова. Оно привлекает подлинно народной простотой, интонацией сказа, песенностью, содержащимся в нем зарядом нравственного учительства.

Николай Некрасов — Влас: Стих

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас — старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;

Да с железным наконешником
Палка длинная в руке…
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого…
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря —
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошел — а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы — видом черные
И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут…
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол…
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел…

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет…
Внял господь — и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была…

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-

И дают, дают прохожие…
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной…

Николай Некрасов — В армяке с открытым воротом ( Влас )

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
№ 4 Дядя Влас — старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм, —
Весь в веригах, обувь бедная,
№ 8 На щеке глубокий шрам;

Да с железным наконешником
Палка длинная в руке.
Говорят, великим грешником
№ 12 Был он прежде. В мужике

Бога не было: побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
№ 16 Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
№ 20 Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого.
№ 24 Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря —
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
№ 28 Крал у нищего суму?

Только пуще все неможется.
Год прошел — а Влас лежит,
И построить церковь божится,
№ 32 Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Все мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
№ 36 Видел грешников в аду,

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы — видом черные
№ 40 И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут..
Воют грешники в прискорбии,
№ 44 Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
№ 48 Черный тигр шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол.
Там, на хартиях написаны,
№ 52 Влас грехи свои прочел.

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет.
Внял господь — и душу грешную
№ 56 Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
№ 60 Храма божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
№ 64 Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
№ 68 Непричастна ей была.

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
№ 72 По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
№ 76 И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой все говорит
И железною веригою
№ 80 Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
№ 84 На посильные дары; —

И дают, дают прохожие.
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
№ 88 По лицу земли родной.

V armyake s otkrytym vorotom,
S obnazhennoy golovoy,
Medlenno prokhodit gorodom
Dyadya Vlas — starik sedoy.

Na grudi ikona mednaya:
Prosit on na bozhy khram, —
Ves v verigakh, obuv bednaya,
Na shcheke gluboky shram;

Da s zheleznym nakoneshnikom
Palka dlinnaya v ruke.
Govoryat, velikim greshnikom
Byl on prezhde. V muzhike

Boga ne bylo: poboyami
V grob zhenu svoyu vognal;
Promyshlyayushchikh razboyami,
Konokradov ukryval;

U vsego sosedstva bednogo
Skupit khleb, a v cherny god
Ne poverit grosha mednogo,
Vtroye s nishchego sderet!

Bral s rodnogo, bral s ubogogo,
Slyl kashcheyem-muzhikom;
Nrava byl krutogo, strogogo.
Nakonets i gryanul grom!

Vlasu khudo; klichet znakharya —
Da pomozhesh li tomu,
Kto snimal rubashku s pakharya,
Kral u nishchego sumu?

Tolko pushche vse nemozhetsya.
God proshel — a Vlas lezhit,
I postroit tserkov bozhitsya,
Yesli smerti izbezhit.

Govoryat, yemu videniye
Vse mereshchilos v bredu:
Videl sveta prestavleniye,
Videl greshnikov v adu,

Muchat besy ikh provornye,
Zhalit vedma-yegoza.
Yefiopy — vidom chernye
I kak ugliye glaza,

Krokodily, zmii, skorpii
Pripekayut, rezhut, zhgut..
Voyut greshniki v priskorbii,
Tsepi rzhavye gryzut.

Grom glushit ikh vechnym grokhotom,
Udushayet lyuty smrad,
I kruzhit nad nimi s khokhotom
Cherny tigr shestokrylat.

Te na dlinny shest nanizany,
Te goryachy lizhut pol.
Tam, na khartiakh napisany,
Vlas grekhi svoi prochel.

Vlas uvidel tmu kromeshnuyu
I posledny dal obet.
Vnyal gospod — i dushu greshnuyu
Vorotil na volny svet.

Rozdal Vlas svoye imeniye,
Sam ostalsya bos i gol
I sbirat na postroyeniye
Khrama bozhyego poshel.

S toy pory muzhik skitayetsya
Vot uzh skoro tridtsat let,
Podayaniyem pitayetsya —
Strogo derzhit svoy obet.

Sila vsya dushi velikaya
V delo bozhiye ushla,
Slovno srodu zhadnost dikaya
Neprichastna yey byla.

Polon skorbyu neuteshnoyu,
Smuglolits, vysok i pryam,
Khodit on stopoy nespeshnoyu
Po selenyam, gorodam.

Net yemu puti dalekogo:
Byl u matushki Moskvy,
I u Kaspia shirokogo,
I u tsarstvennoy Nevy.

Khodit s obrazom i s knigoyu,
Sam s soboy vse govorit
I zheleznoyu verigoyu
Tikho na khodu zvenit.

Khodit v zimushku studenuyu,
Khodit v letniye zhary,
Vyzyvaya Rus kreshchenuyu
Na posilnye dary; —

I dayut, dayut prokhozhiye.
Tak iz lepty trudovoy
Vyrastayut khramy bozhii
Po litsu zemli rodnoy.

D fhvzrt c jnrhsnsv djhjnjv,
C j,yf;tyyjq ujkjdjq,
Vtlktyyj ghj[jlbn ujhjljv
Lzlz Dkfc — cnfhbr ctljq/

Yf uhelb brjyf vtlyfz:
Ghjcbn jy yf ,j;bq [hfv, —
Dtcm d dthbuf[, j,edm ,tlyfz,
Yf otrt uke,jrbq ihfv;

Lf c ;tktpysv yfrjytiybrjv
Gfkrf lkbyyfz d hert///
Ujdjhzn, dtkbrbv uhtiybrjv
,sk jy ght;lt/ D ve;brt

juf yt ,skj: gj,jzvb
D uhj, ;tye cdj/ djuyfk;
Ghjvsikz/ob[ hfp,jzvb,
Rjyjrhfljd erhsdfk;

E dctuj cjctlcndf ,tlyjuj
Cregbn [kt. f d xthysq ujl
Yt gjdthbn uhjif vtlyjuj,
Dnhjt c ybotuj clthtn!

hfk c hjlyjuj. hfk c e,jujuj,
Cksk rfottv-ve;brjv;
Yhfdf ,sk rhenjuj, cnhjujuj///
Yfrjytw b uhzyek uhjv!

Dkfce [elj; rkbxtn pyf[fhz —
Lf gjvj;tim kb njve,
Rnj cybvfk he,fire c gf[fhz,
Rhfk e ybotuj ceve?

Njkmrj geot dct ytvj;tncz/
Ujl ghjitk — f Dkfc kt;bn,
B gjcnhjbnm wthrjdm ,j;bncz,
Tckb cvthnb bp,t;bn/

Ujdjhzn, tve dbltybt
Dct vthtobkjcm d ,htle:
Dbltk cdtnf ghtcnfdktybt,
Dbltk uhtiybrjd d fle,

Vexfn ,tcs b[ ghjdjhyst,
;fkbn dtlmvf-tujpf/
Tabjgs — dbljv xthyst
B rfr eukbt ukfpf,

Rhjrjlbks, pvbb, crjhgbb
Ghbgtrf/n, ht;en, ;uen//
Dj/n uhtiybrb d ghbcrjh,bb,
Wtgb h;fdst uhspen/

Uhjv ukeibn b[ dtxysv uhj[jnjv,
Eleiftn k/nsq cvhfl,
B rhe;bn yfl ybvb c [j[jnjv
Xthysq nbuh itcnjrhskfn/

Nt yf lkbyysq itcn yfybpfys,
Nt ujhzxbq kb;en gjk///
Nfv, yf [fhnbz[ yfgbcfys,
Dkfc uht[b cdjb ghjxtk///

Dkfc edbltk nmve rhjvtiye/
B gjcktlybq lfk j,tn///
Dyzk ujcgjlm — b leie uhtiye/
Djhjnbk yf djkmysq cdtn/

Hjplfk Dkfc cdjt bvtybt,
Cfv jcnfkcz ,jc b ujk
B c,bhfnm yf gjcnhjtybt
[hfvf ,j;mtuj gjitk/

C njq gjhs ve;br crbnftncz
Djn e; crjhj nhblwfnm ktn,
Gjlfzybtv gbnftncz —
Cnhjuj lth;bn cdjq j,tn/

Cbkf dcz leib dtkbrfz
D ltkj ,j;bt eikf,
Ckjdyj chjle ;flyjcnm lbrfz
Ytghbxfcnyf tq ,skf///

Gjkjy crjh,m/ ytentiyj/,
Cveukjkbw, dscjr b ghzv,
[jlbn jy cnjgjq ytcgtiyj/
Gj ctktymzv, ujhjlfv/

Ytn tve genb lfktrjuj:
,sk e vfneirb Vjcrds,
B e Rfcgbz ibhjrjuj,
B e wfhcndtyyjq Ytds/

[jlbn c j,hfpjv b c rybuj/,
Cfv c cj,jq dct ujdjhbn
B ;tktpyj/ dthbuj/
Nb[j yf [jle pdtybn/

[jlbn d pbveire cneltye/,
[jlbn d ktnybt ;fhs,
Dspsdfz Hecm rhtotye/
Yf gjcbkmyst lfhs; —

B lf/n, lf/n ghj[j;bt///
Nfr bp ktgns nheljdjq
Dshfcnf/n [hfvs ,j;bb
Gj kbwe ptvkb hjlyjq///

Слушать стихотворение Некрасова Влас

Ссылка на основную публикацию