Анализ стихотворения На Волге Некрасова

Николай Некрасов — На Волге: Стих

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел — нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине — и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,— говорил я жизни той.—
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
— О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню. » Догнал, поймал,—
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем?—
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью…— «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,— не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Анализ стихотворения «На Волге» Николая Некрасова

Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков.

Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.

Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.

Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.

В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет. Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!»». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.

Мир природы и людей в стихотворении Н.А. Некрасова “На Волге”. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели и задачи урока.

  1. Выявить закономерности художественного произведения, связанные с миром природы и миром людей в стихотворении.
    • Рассмотреть образ бурлаков, отметить его связь с образами физической и духовной смерти, безволия, безнадёжности, механистичности потери человечности.
    • Рассмотреть образ Волги, выявить основания для противопоставления мира природы и мира, созданного людьми, в стихотворении.
    • Проследить воздействие встречи с бурлаками на лирического героя, охарактеризовать событие взросления как познание жестокости и несправедливости мира людей (познание зла), соприкосновение со смертью.
    • Раскрыть смысл некоторых структурных элементов произведения: значение пространных описаний природы, необходимость «раздвоения» лирического героя (ребёнок и взрослый) и события встречи с бурлаками (в прошлом и в настоящем).
    • Обозначить две позиции по отношению к бурлакам, представленные в стихотворении: сочувствие и осуждение.
  2. Развитие навыков анализа художественного произведения.
    • Работа с текстом, поиск необходимых цитат.
    • Медленное чтение, акцентирование внимания на деталях.
    • Связывание воедино отдельных деталей для обнаружения смысловых закономерностей стихотворения.
  3. Воспитание культуры понимания художественного произведения.
    • Осознать значимость детали в художественном произведении. Усвоить теоретическое положение: «В художественном произведении не бывает ничего случайного».
    • Проследить механизм взаимодействия части и целого в герменевтическом круге (связь отдельных деталей, частей, аспектов стихотворения).
    • Установить возможность диалога между художественным миром и современностью, художественным миром и читателем.

Тип урока: урок-«восхождение» с элементами диалога.

Форма урока: практикум.

Методы учебной деятельности: эвристический, элементы исследовательского.

Приёмы учебной деятельности: подбор материала из художественного произведения, построение системы вопросов.

Виды учебной деятельности: ответы на вопросы, попытки самостоятельного анализа.

Ход урока

Вопрос учителя. Дома вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге». О чём это стихотворение?

Возможный ответ учащихся. О бурлаках.

Вопрос учителя. Кто такие бурлаки?

Возможный ответ учащихся (опирающийся на историческую справку в учебнике). Бурлаки – это наёмные рабочие в России XVI – начала XX вв. До изобретения мотора корабли не могли самостоятельно плыть против течения. Бурлаки, идя по берегу, тянули речное судно за бечеву. Эта работа справедливо считалась одной из самых тяжёлых, «рабским трудом».

Слово учителя. Итак, сейчас мы с вами посмотрели на бурлаков глазами историка. Теперь давайте попробуем увидеть то же самое явление глазами художника, автора стихотворения.

Задание. Найдите в отрывке из стихотворения, приведённом в учебнике, как можно больше деталей, связанных с образом бурлаков (учащиеся читают, учитель записывает на доске).

Возможный ответ учащихся. Стоны, пригнувшись, ползли, мерный похоронный крик, вой, болезненное лицо, лучше умереть, плечо не заживает, угрюмый, тихий, изнеможённые черты, спокойно-безнадежный взор, больной, унылый, сумрачный, усталый, покорность без конца, отец твой сорок лет стонал, в такт мотая головой, безгласно ты умрёшь и т.д.

Слово учителя. А теперь давайте собирать кусочки этой мозаики воедино. Если мы свяжем отдельные художественные детали между собой, то, как при собирании отдельных фрагментов пазла начинает проступать рисунок, получим закономерности, на которых строится художественный образ бурлаков в этом произведении. Что с чем и по какому признаку мы можем связать?

Примерный вариант обсуждения.

1. Стоны, болезненное лицо, больной, мерный похоронный крик, лучше умереть, плечо не заживает, усталый, пригнувшись, ползли, изнеможённые черты и т.д.

Близость смерти. Болезнь как переходное состояние между жизнью и смертью. В положении тела – «пригнувшись» – тяготение к земле, забирающей нас после смерти. Особенность в том, что болезнь, боль, усталость бурлаков не проходят, раны не заживают. Их тело не выдерживает таких физических нагрузок. Перед нами образ «живых мертвецов». Неслучайно их крик назван «похоронным»: они как будто постоянно присутствуют на собственных похоронах.

2. Мерный похоронный крик, вой, в такт мотая головой, спокойно-безнадежный взор и т.д.

В описании бурлаков явно проступает какая-то механистичность. Выдерживать чёткий ритм необходимо им для более эффективного выполнения своей работы, но автор мог и не включать подобные детали в произведение. Бурлаки, движения и крики которых повторяются в определённой последовательности через равные промежутки времени, подобны машинам. Автор изображает смерть человека в человеке, превращение человека в машину, инструмент для работы.

3. Пригнувшись, тихий, покорность без конца, безгласно ты умрёшь и т.д.

Бурлаки не пытаются противиться своей судьбе. Они беспрекословно выполняют чужие приказы. Бурлаки лишены воли, не способны на поступок. Образ воли очень важен в рамках художественного мира этого стихотворения, так как её потеря оказывается связанной с потерей человечности.

4. Спокойно-безнадежный взор, унылый, сумрачный, лучше умереть, угрюмый, отец твой сорок лет стонал и т.д.

Отсутствие будущего, надежды на какие-либо изменения к лучшему. Выбор между жизнью и смертью бурлаками решается в пользу смерти, то есть ничто не привязывает их к этому миру: эмоциональной связи с другими людьми, желаний, стремлений нет. Смерть не только тела, но и духа.

Слово учителя. Итак, мы с вами обсудили образ бурлаков, выявили некоторые закономерности, связанные с этим образом, который можно назвать «центральным» для данного произведения. Но почему же тогда стихотворение называется «На Волге», а не «Бурлаки», к примеру?

Возможный ответ учащихся. Действие происходит на Волге, там проходит жизнь бурлаков.

Вопрос учителя. Но зачем такое внимание к месту действия? Зачем пространные описания Волги?

Задание. Как описывается Волга в стихотворении? Какие образы с ней связаны? При ответе на этот вопрос подтверждайте свою точку зрения цитатами.

Возможный ответ учащихся.

(1-2 цитаты в подтверждение)

Открытое, ничем не ограниченное пространство.

…Виднелись горы вдалеке,

И синий бесконечный лес…

Кругом всё та же даль и ширь…

Образ монастыря. Неподверженность старению, в отличие от человека.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Слово учителя. А теперь сравните описание Волги и описание бурлаков. Согласитесь, они представляют полную противоположность.

В этом стихотворении автор изображает для нас два мира – природный и человеческий.

Мир природы красив, светел, гармоничен, близок к совершенству.

Мир людей жесток, несправедлив, страшен, полон смерти.

Зачем автор ставит эти два мира рядом, чего он хочет добиться?

Возможный ответ учащихся. Чёрное отчётливее всего проступает на белом фоне. Образ Волги, мир природы необходим автору для контраста; для того чтобы подчеркнуть, до чего дошли люди, насколько страшен, неестественен мир, построенный ими.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

Вопрос учителя. Весь ужас, связанный с образом бурлаков, открывается в стихотворении не только читателям. Кто ещё узнаёт об этом?

Возможный ответ учащихся. Лирический герой, в прошлом, когда был ещё мальчиком.

Вопрос учителя. Какое впечатление производят бурлаки на лирического героя, когда он видит их в первый раз?

Возможный ответ учащихся. Лирический герой не может забыть того, что увидел. Он очень взволнован, даже бредит. С ним что-то происходит, что-то непонятное.

Вопрос учителя. Как выглядит лирический герой, вернувшийся домой после встречи с бурлаками?

Возможный ответ учащихся. «Без шапки, бледный, чуть живой…». «Без шапки» – образ потери. «Бледный, чуть живой» – близость к смерти.

Вопрос учителя. Что происходит, когда лирический герой возвращается на Волгу после встречи с бурлаками?

Возможный ответ учащихся. Его взгляд на Волгу меняется, она становится «рекою рабства и тоски». Крик птиц кажется ему «зловещим» и т.д.

Слово учителя. Итак, давайте свяжем вместе всё, что мы выяснили. Лирический герой, маленький мальчик, встретившись с бурлаками, впервые соприкоснулся со смертью, и это что-то в нём изменило, его взгляд на мир стал другим. Как мы можем назвать то, что происходит с лирическим героем?

Описаны ли в произведении ещё какие-либо события из детства лирического героя?

Возможный ответ учащихся. Нет, только воспоминание о встрече с бурлаками. После этого события лирический герой предстаёт перед нами уже взрослым, вернувшимся на Волгу спустя много лет.

Слово учителя. В стихотворении показано взросление лирического героя, потеря им детской наивности, неискушённости. Встреча с бурлаками, соприкосновение со смертью, жестокость и несправедливость мира людей навсегда меняют мироощущение лирического героя, и это коренное изменение его взглядов автор называет взрослением.

Как вы помните, сюжет стихотворения заключается в том, что повзрослевший лирический герой спустя много лет возвращается на Волгу, в те места, где прошло его детство, видит бурлаков и вспоминает, как столкнулся с ними впервые. Получается, что событие встречи лирического героя с бурлаками совершается дважды: в прошлом и в настоящем. Зачем автору понадобилась такая сложная структура? Почему он не мог ограничиться описанием первой встречи, которая и произвела на него такое сильное впечатление?

Возможный ответ учащихся. Вероятно, эти две встречи как-то отличаются друг от друга, раз обе они значимы. Отличие должно быть связано с тем, что первый раз с бурлаками сталкивается ребёнок, а второй раз – уже взрослый человек.

Вопрос учителя. Какие чувства испытывает маленький лирический герой по отношению к бурлакам?

Возможный ответ учащихся. Жалость, сочувствие, чувство вины.

Вопрос учителя. Что чувствует уже взрослый лирический герой по отношению к бурлакам?

Возможный ответ учащихся.

…Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

Осуждение их безволия, бездействия.

Слово учителя. «Раздвоение» лирического героя (на ребёнка и взрослого) и «раздвоение» события встречи с бурлаками (в прошлом и в настоящем) понадобилось автору для того, чтобы показать две различные позиции по отношению к бурлакам и, соответственно, по отношению к стоящему за этим образом миру людей, уже описанному нами. Первая позиция – это сочувствие, вторая – осуждение. Как вы считаете, какая из них ближе автору?

Возможные ответы учащихся.

– Вторая, осуждение. Автор вкладывает это мнение в уста зрелого человека. Оно является результатом размышлений лирического героя.

– Первая, сочувствие. Это мнение ребёнка, который находится ближе к гармоничному миру природы.

Слово учителя. Напоследок давайте подумаем, какое отношение этот анализ стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге», всё, о чём мы с вами говорили сегодня, имеет к современной жизни, жизни каждого из нас?

Возможные направления беседы.

  1. Жестокость, несправедливость, зло в современном мире и возможные позиции по отношению к этому.
  2. Взросление, попытки дать определение этому процессу.
  3. Что делает человека человеком? Возможна ли потеря человечности?

Великая река Волга в работах живописцев и фотохудожников

Всё своё творчество Николай Алексеевич Некрасов направил на то, чтобы донести до современников и потомков правду о жизни простых россиян, которые находились в рабской зависимости, в нищете, в лишениях, в гонениях. Он отошёл от привычных рамок и не старался приукрашивать действительность.
Правдиво описывая жизнь низших сословий, он прекрасно понимал, что оценить его труды смогут только люди грамотные, ведь крестьяне не умели читать. Некрасов сознательно плыл против течения, сознавая сложность в круговоротах цензуры, непонимания критиков и общества в целом.

Нужно сказать, что донести свои мысли ему удалось. Мастер пера смог проникнуть в сознание прогрессивно настроенных современников. Его произведения с каждым годом пользовались всё большей популярностью. Именно таким и является стихотворение «На Волге», написанное Николаем Алексеевичем в довольно зрелом возрасте. В нём он, как обычно, поднимает проблемы народа, пытаясь донести их до общественности.

Анализ стихотворения «На Волге»


Данное произведение написано в 1860 году. Манера, к которой обратился автор, не редкость в его творчестве. Здесь переплетены детские воспоминания:
О Волга. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок. С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою… Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов.

Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора:

О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь..

Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака:

Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И, выражающий укор, Спокойно-безнадежный взор… Без шапки, бледный, чуть живой…

В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие:

Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям.

Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении.

Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий.

Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение — прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом.

«Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь»

Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья.

Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием.

Река Волга: краткое описание географического положения

Протекает Волга по территории России, лишь небольшой рукав Кигач уходит на восток в Атыраускую область Республики Казахстан. Река Волга (краткое описание для детей пойдет ниже) начинается в Тверской области у села, которое так и называется Волговерховье.

Здесь ее исток представляет собой небольшой ручеек, который уже через несколько километров пересекает озера — сначала Малые, а затем Большие Верхиты, дающие силы великой реке. Около трети Европейской части России омывается водами бассейна Волги. Волга и ее притоки протекают по территории тридцати административных районов России и одной области Казахстана. Устье реки расположено в Астраханской области и представляет собой самую большую в Европе дельту из многочисленных рукавов, которые впадают в Каспийское море.

Волга в русской поэзии XIX века. Подготовила: Хрусталева Татьяна, 1к. магистратура. — презентация


Волга в русской поэзии XIX века. Подготовила: Хрусталева Татьяна, 1к. магистратура
Данный урок позволяет нам осмыслить бытование специфического русского концепта «Волга» в литературе. Ход урока предполагает рассказ учителя о Волге, как специфическом концепте, а так же Работу с художественными текстами, их анализ и интерпретацию.

«Вода — зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга» — писал К.Бальмонт.

Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. Связи Волги с русским народом, его историей и культурой отражены в творчестве многих писателей, для некоторых из них эта тема автобиографична. Как вы думаете, в чем заключается тесная связь Волги и народного духа?

Что бы правильно ответить на вопрос, надо вспомнить, по какому принципу шло строительство крупных городов? Где люди предпочитали селиться? (При основании города всегда учитывалась его близость к воде. Вода являлась не только источником жизни, но и фактором укрепления торговых отношений между крупными городами. Посмотрите как много крупных городов возникло на ее берегах. И на сегодняшний день Волга- центральная водная артерия России.

Первооткрывателями волжской темы в поэзии, как известно, принято считать Н. М. Карамзина («Волга», 1793) и И. И. Дмитриева («К Волге», 1794). Как поэты именуют Волгу? Почему они приводят такое сравнение?

Н.М. Карамзин Река священнейшая в мире, Кристальных вод царица, мать! Дерзну ли я на слабой лире Тебя, о Волга! величать, Богиней песни вдохновенный, Твоею славой удивленный? И.И. Дмитриев О Волга! рек, озер краса, Глава, царица, честь и слава, О Волга пышна, величава! Прости. Но прежде удостой Склонить свое вниманье к лире Певца, незнаемого в мире, Но воспоенного тобой?* *Но воспоенного тобой. Дмитриев родился близ Сызрани на берегу Волги.

Но и задолго до появления авторских произведений, Волга бытовала в фольклорных традициях. Какие песни о Волге вы знаете? (большинство названных вами песен являются авторскими, стилизованными под фольклорные традиции: «Из-за острова на стрежень…» Д. Н. Садовникова, «Далеко, далеко степь за Волгу ушла…» У. П. Розенгейма, «Дубинушка» Л. Н, Трефолева, «Утес Стеньки Разина» А. А. Навроцкого.

У каждого поэта тема. Волги решается своеобразно, неповторимо. И тем не менее представляется возможным найти и нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой реки. Для этого давайте прочитаем несколько стихотворений о Волге разных авторов и проанализируем их.

Николай Языков «Родина» Краса полуночной природы, Любовь очей, моя страна! Твоя живая тишина, Твои лихие непогоды, Твои леса, твои луга, И Волги пышные брега, И Волги радостные воды — Все мило не, как жар стихов, Как жажда пламенная славы, Как шум прибережной дубравы И разыгравшихся валов.

А.С. Пушкин Как по Волге-реке по широкой Выплывала востроносая лодка, Как на лодке гребцы удалые. Казаки, ребята молодые. На корме сидит сам хозяин, Сам хозяин, грозен Стенька Разин. Перед ним красная девица, Полоненная персидская царевна. Не глядит Стенька Разин на царевну, А глядит на матушку на Волгу. Как промолвит грозен Стенька Разин: «Ой ты гой еси, Волга, мать родная! С глупых лет меня ты воспоила, В долгу ночь баюкала, качала, В волновую погоду выносила, За меня ли молодца не дремала, Казаков моих добром наделила. Что ничем тебя еще мы не дарили». Как вскочил тут грозен Стенька Разин, Подхватил персидскую царевну, В волны бросил красную девицу, Волге-матушке ею поклонился.

Александр Ширяевец «Бурлак» Уплыву, как только вспенится Волга — матушка река, У бродяг душа не пленница, Не дрожит у кошелька! Люблю петь мне песни смелые, Что поет по Волге голь, Видеть волны — гребни белые… Эх, зазноба, не неволь!

Как же интерпретировалась тема Волги в разные периоды творчества русских поэтов? Воспоенные» Волгой симбиряне Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев слагают в ее честь гимны, тем самым пытаясь возвеличить «на слабой лире» «священнейшую в мире реку», «…в искренних стихах смиренну дань оставить».

Иные смыслы приобретает Волга в эпоху романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова и др. Их пейзажи, где Волга выступает символом России, можно условно назвать «патриотическими». Очень часто их стихи строятся на антитезе «родина — чужбина», что дает возможность ярче, эмоциональнее выразить любовь к родной стране и прекрасной реке. Тема Волги у них неразрывно связана с темой Родины.

А. С. Пушкин, побывавший на Волге в 1833 году, «Песнями о Степане Разине» продолжает песенную традицию и в то же время акцентирует внимание на широко распространенном в фольклоре образе волжского атамана — легендарном Степане Разине. Ведь Разин и Волга представляют некое единство, их невозможно развести. Атаман Разин будет назван и сыном матушки-Волги, и ее женихом, а его грозный, удалой, широкий нрав сродни буйному характеру реки.

В середине 19 века, благодаря поэтам революционно-демократического лагеря, входит в русскую поэзию мотив «трудовой» Волги, бурлачества. Здесь уже романтическая традиция уступает место реалистической.

И все же, как бы ни менялась в дальнейшем тема Волги, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов — источником вдохновения. Так, наш недавний современник, поэт Н. Благов писал: И когда тебя втянет в простор этот синий, И когда ты с рекою бессмертной, родной, Только выдохнешь: — Волга! -Только скажешь: — Россия!- Да умоешься вечно живою водой!

Природа бассейна Волги

Богата природными ресурсами река Волга. Краткое описание основных видов растений и животных приводится ниже. В воде присутствует четыре вида растений: водоросли, водные погруженные, водные с плавающими листьями, земноводные. В прибрежных районах произрастает большое разнообразие трав (полынь, осока, мята, алтея, молочай), так как дельта Волги покрыта обширными лугами. В обилии ежевики и тростника. На протяжении сотен километров вдоль Волги расположены лесополосы с березами, ясенями, ивами, тополями. Таково краткое описание реки Волга, ее флоры.

Фауна реки также разнообразна. В воде обитают около пятидесяти видов рыб, в том числе осетр, белуга, севрюга. Прибрежные просторы густо заселены птицами и животными. Особенная природа в дельте Волги, где находится уникальный Астраханский заповедник. В нем обитает множество насекомых, птиц, млекопитающих и произрастает большое разнообразие растений. Некоторые представители фауны, существующие в заповеднике, занесены в Красную книгу: лебедь-шипун, пеликан, орлан-белохвост, нерпа.

Крупные города Поволжья

Поволжье имеет выгодное положение и с географической, и с экономической точек зрения. Вблизи находятся развитые районы Урала, Центральной России и Казахстана. Снабжает населенные пункты водой, энергией, является магистралью река Волга. Краткое описание наиболее ярких городов приводится ниже. На берегах Волги расположены многие крупные и небольшие города, со своими уникальными достопримечательностями и удивительной историей. Наиболее крупными являются Казань, Самара, Волгоград.

Казань — красивейший и древний город, входящий в список городов всемирного наследия ЮНЕСКО. Со стороны реки Казанка — левого притока Волги — виден комплекс Казанского Кремля: Благовещенский собор 16 века, мечеть Кул Шариф, падающая башня Сююмбике. Кремль — главная достопримечательность города.

Самара также является городом, расположенным в месте встречи трех рек — Самары, Сока и Волги. Главные достопримечательности — колокольня Иверского женского монастыря, Самарская Набережная, исторический центр города.

Город-герой Волгоград — один из красивейших населенных пунктов России. Из многочисленных культурных и исторических достопримечательностей города необходимо отметить Мамаев курган, расположенный на берегу Волги, Казанский собор, центральная Набережная.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь Некрасова

На берегах Волги расположены и более мелкие самобытные города и поселки со своим историческим наследием и культурными памятниками.

«Волга для России — это гораздо больше, чем река…», — написал Евгений Евтушенко в стихотворении «Любовь России к ней нетленна…». Волга так важна для нас, что 20 мая даже отмечается ее праздник. На реке происходили важные исторические события, о ней слагали легенды и писали сказки. Давайте вспомним их.

Легенды о Волге
Почему татары не взяли Нижний

Нашествие хана Батыя охватило большую часть Руси. Удивительно, что Нижний Новгород татары не навестили. Русский народ объясняет это по-своему.

Весной подошло войско татарское к Волге реке. Отправили дозорных. У реки женщины в то время белье полоскали. Увидев врага, избили женщины дозорных коромыслами. Тогда и раздумал хан нападать на город.

Как есть встал батюшка Нижнiй Новгородъ

Мордовская легенда рассказывает о покорении мордвы русским и об основании Нижнего Новгорода.

Старики из мордвы узнали о поездке князя Мурзы по Волге и прислали ему дары. Князь обрадовался знаку покорности мордовского племени и поплыл дальше изучать земли русские и города основывать. Так и встал батюшка Нижнiй Новгородъ.

Легенда Волга, Рав и Каспий

Жили неподалеку друг от друга два богатыря Каспий и Рав, были дружными соседями. Поселилась рядом красивая девушка Волга и понравилась обоим богатырям. Боролись за сердце красавицы соседи долго. Победил Рав, а Каспий отправился в свою страну Высокого Солнца.

Вскоре у Волги и Рава родились дочери Ока и Кама, а потом и другие дети. Всего у них было более 400 дочерей, сыновей и внуков. В это время Каспий был одинок, но стал сильнее и богаче соперника. Отправился богатырь на сражение с Равом. Вышел на встречу Каспию Рав. Долго богатыри сражались. Загнал Каспия противник в глубокую впадину. Так появилось Каспийское море.

Недолго прожили Рав и Волга после гибели Каспия. Весть о смерти богатыря и красавицы разлетелась по всему миру. Заплакали дети Рава и Волги. Одна из дочерей покатилась по бывшим рекам-родителям. Так появилась новая Волга или Рав, как называет реку мордва.

Сказка
Сказка Льва Николаевича Толстого «Волга и Вазуза»

Волга и Вазуза сестры-близнецы. Однажды поспорили они, кто из них умнее и кто лучше проживет. Решили они плыть разными дорогами в Хвалынское царство утром. Так определится победитель в споре. Вазуза схитрила и уплыла ночью. Волга обогнала ее, и Вазуза назвалась младшей, чтобы сестра простила ее. Тогда и поплыли они в Хвалынское царство вместе.

«Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст».

Из истории
Массовый расстрел 1917-1923 гг на Мочальном острове

17 августа 1918 года произошло убийство председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого и покушение на Владимира Ильича Ленина. На следующий день на Мочальном острове расстреляли 41 человека. Среди убитых были военные, священники, чиновники. Так остров получил название «Нижегородская Голгофа».

Так с Волгой связаны легенды, сказки и исторические события еще до появления Нижнего Новгорода.

АВТОР: АРИНА ПОЛТАНОВА РЕДАКТОР: ПОЛИНА ХАРИТОНОВА БИЛЬД-РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ ОМЕЛИНА КОРРЕКТОР: ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

Исторические сведения

Волга, как важная торговая артерия Евразии, известна человечеству давно. Имея большую протяженность и выгодное географическое положение, она пользовалась особой популярностью у торговцев. Еще в 5 веке до нашей эры Геродот, древнегреческий философ, упомянул ее в своем трактате о походе царя Дария на скифские племена. Назвал он Волгу Оаром. В древнеарабских летописях она значится как Итиль.

К 10 веку нашей эры сформировался известный Волжский торговый путь, соединяющий Скандинавию с арабскими странами. На берегах великой реки образовывались крупные торговые центры: хазарские Итиль и Булгар, русские Муром, Новгород, Суздаль. В 16-18 веках на карте Поволжья появились такие крупные города, как Саратов, Самара, Волгоград. Здесь, в заволжских степях, скрывались восставшие казаки и крестьяне. Давая краткое описание Волги, надо отметить, что она во все времена выполняла важную экономическую функцию — соединяла порты внутри страны и была магистралью для связи разных государств. В середине 20 века, после образования Волго-Донского канала, увеличилась и политическая функция реки — выход к Азовскому и Черному морям, следовательно, к Мировому океану.

Анализ стихотворения Прости Некрасова

Произведение “Прости” вышло из-под пера Некрасова в 1856 году и было адресовано его красивой музе Панаевой. Именно ей был посвящён полный сборник стихов под названием “Панаевский цикл”, в который вошло “Прости”. Некрасову даже доводилось одно время жить в доме Панаевых, когда он совместно работал с мужем Авдотьи. Именно тогда и появились взаимные чувства между поэтом и замужней женщиной. Некрасов на протяжении долгого времени проявлял страсть и любовь по отношению к своей музе. И однажды она ответила ему взаимностью. Но из-за множества переменчивых событий их отношениям не суждена была прочность. Произведение “Прости” служит существенным доказательством сложных отношений. Но там же автор пишет строки и о своих теплых и одновременно грустных воспоминаниях.

То название, которое поэт дал своему произведению можно трактовать по-разному. При первом прочтении возникает чувство будто поэт просит свою любимую простить его. Он как – бы приходит к осознанию того, что все ссоры, ревность, угрозы и слезы – это глупые эмоции, которых можно было избежать. Но если всмотреться в суть изложенного, то можно заметить другую тему. Тему прощания. Некрасов с большим уважением и трепетом относится к своей музе. Он призывает к тому, что в памяти должны остаться только положительные эмоции от их взаимной и большой любви. Поэт просит дать благословение тем счастливым моментам и всегда помнить только то время, когда их совместная любовь озаряла все вокруг. Звучит это настолько нежно и трогательно, что возникает ощущение их расставания.

Повторяющийся четыре раза глагол помни с частицей “не” с точки зрения психологии говорит о том, что человеческое сознание не способно воспринимать частицу “не”. Из этого следует, что повторяя несколько раз не помни, лирический герой как-бы наоборот призывает помнить ссоры, обиды и другие негативные составляющие.

Текст произведения представляет собой стремительное развитие душевного порыва. Слова имеющие отрицательную окраску: тоска, уныние, слёзы выступают обозначением ссоры.

После смерти официального супруга Авдотья испытывает сожаление по-поводу своего недолжного к нему отношения. Она чувствуя угрызения совести принимает решение разойтись с Некрасовым. Под воздействием сторонних обстоятельств и душевных волнений их отношениям суждено было закончиться. Но сам поэт всю оставшуюся жизнь с глубоким уважением вспоминал время проведенное с этой женщиной.

Анализ 2

В году 1842 году Некрасов встречает женщину, которая полностью переворачивает его жизнь. Авдотья Панаева являлась одной из самых красивых девушек того общества и того времени. Она была известна не только красотой, но и внутренним миром, который буквально привлекал окружающих. Начитанная, с писательским талантом и большими возможностями, она гостеприимно встречала гостей в салоне ее супруга Ивана Панаева. Сначала женщина была холодна к автору, который на протяжении долгого времени добивался ее руки и сердца. И в конечном итоге он добился желаемого, только вот она так и не ушла от своего законного супруга, а с Некрасовым жила в гражданском браке.

Их роман был одним из самых оригинальных в то время, он буквально шокировал общественность своим наличием. Все вместе они жили под одной крышей. Это бурно обсуждалось окружающими людьми, для которых настоящим шоком было то, что жена с любовником, могут жить под одной крышей вместе с любовником. Примечательным является то, что на протяжении всего этого времени Некрасов сохранял прекрасные отношения с Иваном Панаевым.

Во время бурных чувств к Авдотье, он написал целый цикл стихотворений, которые получили название «панаевский цикл». В 1856 году он написал миниатюру «Прости», которая являлась достаточно востребованной у композиторов. Существует около сорока произведений, написанных на эту миниатюру. Такие известные композиторы, как Римский-Корсаков, Чайковский и Кюи. Стихотворение является достаточно трогательным прощанием с женщиной, которая являлась для него любовницей и близким другом на протяжении долгого времени. Он просит у нее забыть все, что могло принести ей обиды, не вспоминать о днях ревности, слезах. Он призывает ее помнить только о тех приятных моментах, когда между ними царила идиллия и настоящая любовь.

Многими литературоведами «панаевский цикл» считается настоящим романом в стихах. Все произведения, включенные в него, являются цельной историей, которую автор рассказывает. Можно с легкостью проследить то, как развивались отношения между возлюбленными. Кроме того, отличительной особенностью является то, что Некрасов создает типично женский образ, который полностью раскрывается. Никто не смог так тщательно и четко передать женскую натуру, ее психологию, то как она переживает чувства и эмоции, то как они возникают в ее внутреннем мире и перетекают в мир внешний.

Некрасов часто находился в обществе любимой женщины, которую понимал полностью, но при этом не понимал почему она ушла от него. Он предпринимал все усилия, чтобы сохранить отношения. Почему чувства между ними остыли? Некрасов старается сохранить то, что было найдено ранее. В его жизни никогда больше не случится подобных чувств, всю глубокую и интимную лирику он посвятит единственной и неповторимой Авдотье, которую даже упомянет в завещании, на смертном одре. Он не сможет пережить такие же чувства, хотя будет пытаться найти новую любовь, но не найдет, а Панаева навсегда останется в его сердце.

Анализ стихотворения Прости по плану

Прости

Возможно вам будет интересно

Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови

Во многих своих произведениях Некрасов поднимал тему раскаявшегося грешника. В стихотворении «Влас», написанном в 1855 году, эпическое повествование с фольклорными элементами своеобразно воплотилось в лирическом тексте

Афанасий Афанасьевич Фет – один из великих поэтом русской литературы. Его произведения до сих пор пользуются популярностью не только в школьной программе, но и многие взрослые не прочь почитать сборник его стихов.

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

Анализ стихотворения Некрасова Прости

Стихотворение было посвящено Авдотье Панаевой и написано 29 июля 1856. Связано с попыткой разорвать отношения с ней.
Прости

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, —
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь!
Некрасов долго и болезненно любил писательницу Авдотью Панаеву и посвятил ей целый цикл стихотворений
Однако жизнь сложна и трагична, и стихи тоже полны драматичности. Со своей любимой они часто очень бурно ссорились, но и быстро мирились, поэт просил у неё прощение, просил забыть о ссорах и т. д.
Это стихотворение одно из таких.
Некрасов просит Авдотью не помнитьтех мгновений, когда она ушла от мужа к нему, не впадать в тоску, унынье. Не злиться на него и на себя, не помнить скандалов, своих слёз и его угроз расстаться в порыве своего гнева,
Но зато помнить только хорошее: дни зарождения их большой любви, многочисленные прогулки, общения друг с другом и просит её:
“Благослови (всё это) и не забудь! ”
Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем.
Н. А. Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем.
Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.
Лучшим ее памятником являются посвященные ей стихотворения Некрасова: “Прости, не помни дней паденья”, “Тяжелый крест достался ей на долю”, “Бьется сердце беспокойное” и многие другие. Некрасов и после разлуки с нею воспевал ее как близкого друга:
Всё, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас,
Мы на один алтарь сложили,
И этот пламень не угас.

Более новые статьи:
Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Прости»

Поэты часто обращаются к своим возлюбленным при помощи своего дара. Уж сколько написано элегий, сонетов, воспеваний и любовных четверостиший наверно никому не пересчитать! Это наверное началось с того момента как человек впервые письменно признался в любви. И понеслось… Но перед нами не признание, а скорее послесловие любви. Как раз тот момент, когда всё закончилось.

Прошла любовь, прошла страсть, наверное, осталось только горькое разочарование. А может быть осталось то, что мы называем ностальгией чувств – это когда вспоминается только хорошее, только то когда была встреча. Были дни и ночи. Было простое человеческое счастье. Но такое бывает, когда счастью приходит конец.

И неважно почему, важно, может быть, от чего. Расходятся люди по разным причинам. Фаворит таких причин – измена. Потом обида, потом ненависть, потом вражда между родственниками. Много всего накатывает, когда приходит понимание о том, что лучше разойтись.

И вот разошлись. Но при этом легче никому не стало, наоборот стало намного больнее. Но и это ощущение всего на несколько месяцев, потом как-то проходит и это. И тогда приходит та самая ностальгия. И тогда на ум приходят те самые слова, что написал Некрасов. Слова отчаянно просившие простить. Простить то легкомыслие, простить ту глупость, что была рядом, когда принимали решение забыть друг о друге.

Простить вероломство и нечаянную обиду, простить упрямство. Кроме прощения стоит попросить помнить только самое светлое и самое лучшее, что было, пока двое были вместе. Это не легко, но это вполне возможно, просто простить и забыть весь негатив, все эмоции, которые пошли не на пользу, а во вред. Простить и забыть. Не держать при себе, не вспоминать горькие минуты. Со временем у обоих возникнут новые отношения, новые счастливые минуты и новые раздоры. Но это потом, когда-нибудь…

Вообще то такие слова можно говорить и после первой любви. по крайней мере можно с точностью утверждать, что первая любовь не проходит бесследно. Она остаётся раз и навсегда и о ней помнят вне зависимости от срока давности. И как правило, эта любовь, увы, не долгая.

Мало кому удаётся её удержать и сохранить до конца своих дней в совместном проживании. Мало кому удаётся даже запомнить того кого любил или любила… Даже не смотря ни на что стоит всё время говорить «Прости и отпусти. И помни светлые дни и жаркие ночи»… Как же всё просто!

«Прости» Н.Некрасов

«Прости» Николай Некрасов

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!

Анализ стихотворения Некрасова «Прости»

В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона, собиравшегося в доме ее супруга — Ивана Панаева. Сначала она была холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства поэта только в 1846 году, положив начало одному из самых оригинальных романов культурной России второй половины девятнадцатого столетия. Дело в том, что Николай Алексеевич переехал в дом Авдотьи Яковлевны и ее мужа. Около шестнадцати лет они жили втроем. Самое интересное — Панаев сумел сохранить неплохие отношения с Некрасовым. Вместе литераторы работали над журналом «Современник». Странный роман поэта завершился в 1863 году. Панаева ушла от Некрасова практически сразу после смерти своего законного мужа.

Любви к Авдотье Яковлевне Николай Алексеевич посвятил серию стихотворений, известную под названием «панаевский цикл». В него входит и миниатюра «Прости», датированная 1856 годом. Она пользовалась огромной популярностью у русских композиторов. На данный момент существует около сорока композиций. В частности, музыку для стихотворения написали Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи. Произведение представляет собой искреннее, нежное, трогательное прощание с любимой женщиной. Лирический герой просит забыть ее все, что может вызвать негативные эмоции, — дни тоски, озлобления, уныния, проявления ревности, слезы. При этом он призывает помнить лучшие времена, когда в паре царила любовь.

Читайте также:  Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

«Панаевский цикл» — своеобразный роман в стихах. По произведениям, включенным в него, нетрудно проследить, как развивались отношения Николая Алексеевича и Авдотьи Яковлевны. Становится понятно, насколько сложно порой приходилось влюбленным, как тяжело они переживали ссоры. При этом Некрасов описывает не только чувства лирического героя. Он создает женский характер, показывая его в развитии, в различных проявлениях. Такой подход к любовной лирике был новаторским для русской поэзии девятнадцатого столетия. Еще один важный момент — человеческую природу Некрасов в «панаевском цикле» постигал не в духе «натуральной школы», к которой был близок. В этом смысле он, скорее, следовал за Достоевским, что отмечается многими литературоведами, изучавшими творчество Николая Алексеевича.

Прости
Стихотворение Николая Некрасова

Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь,- Благослови и не забудь!

Notes:
Обращено к Панаевой и связано с попыткой разорвать отношения с ней. Положено на музыку Ц. И. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.

Н.А.Некрасов. Сочинения в трех томах.
Москва: Государственное изд-во
художественной литературы, 1959.

Другие стихи Николая Некрасова

Послушайте стихотворение Некрасова Прости

«Прости», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г.

Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра (около 40). Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.

Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана Панаева, друга и ближайшего сотрудника Некрасова по журналу «Современник». Она не была счастлива в браке с ветреным Иваном. Страстная любовь вспыхнула между молодыми людьми, когда Некрасов появился в литературном салоне Панаевой. Некрасов и Панаева с 1846 г. стали гражданскими супругами и одно время жили втроём, успешно работали над журналом. Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.

Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение. Некрасов и Панаева неоднократно расставались и воссоединялись.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Прости» – один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюблённых. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже её характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары. Это стихотворение, подобно пушкинскому «Я вас любил», описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер. Жанр стихотворения – интимная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – расставание, прощание с возлюбленной.

Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть всё плохое.

Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но, начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая – чего забыть нельзя.

Тропы и образы

В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюблённых. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение – бурное развитие состояний, душевных порывов. Внутренний мир героев передаётся с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури – светило любви, всходящее над влюблёнными, свершаемый ими путь любви. Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много. Это обычные состояния поссорившихся влюблённых: тоска, унынье, озлобленье, слёзы, угрозы ревности.

Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных – прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.

Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза. Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не. То есть, повторяя не помни, лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.

А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных (очевидно, редких) дней любви.

Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай, а извини, давай останемся вместе.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами. Негативно окрашенные рифмы в первой части (паденья – озлобленья, слёз – угроз) сменяются оптимистичными во второй (светило – всходило, путь – не забудь).

«Прости» анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г.

Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра . Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.

Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана Панаева,

Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.

Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение. Некрасов

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Прости» — один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюбленных. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже ее характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары.

Это стихотворение, подобно Пушкинскому «Я вас любил», описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер. Жанр стихотворения — интимная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения — расставание, прощание с возлюбленной.

Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть все плохое.

Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но, начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая — чего забыть нельзя.

Тропы и образы

В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюбленных. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение — бурное развитие состояний, душевных порывов.

Внутренний мир героев передается с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури — светило любви, всходящее над влюбленными, свершаемый ими путь любви. Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много. Это обычные состояния поссорившихся влюбленных: тоска, унынье, озлобленье, слезы, угрозы ревности.

Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных — прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.

Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза. Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не.

То есть, повторяя не помни, лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.

А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных дней любви.

Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай, а извини, давай останемся вместе.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами. Негативно окрашенные рифмы в первой части сменяются оптимистичными во второй .

Помогите написать сочинение образ чичикова Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии.

Достижения наших педагогов «21» сентября 2011 года в г. Красноперекопске прошла выставка лучших образцов педагогической деятельности «Инновационная педагогическая деятельность как средство повышения качества образования»,с целью демонстрации результатов учебно-воспитательной работы и научно-методических достижений педагогических.

Сочинение на тему Спасибо родному слову Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык — очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства. Он мне нравится и я пропитана большой любовью.

Сочинение на тему Чудный дом Каждый человек на земле мечтает о том месте, где ему хорошо и комфортно. И я знаю его. Это — мой любимый дом. В нем ощущаешь себя под защитой. Мне нравится.

Сочинение Новосибирск мой родной город Мне повезло родиться и расти в таком замечательном городе, как Новосибирск. Я его очень люблю всем сердцем Новосибирск расположен на юге Западной Сибири. Он город-миллионер и по численности населения занимает.

Конспект урока ОБЖ «Где прячется здоровье?» ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 4 «Берегея» Георгиевского района Ставропольского края Конспект урока ОБЖ «Где прячется здоровье?» Подготовила Воспитатель высшей квалификационной категории Амелина Елена Васильевна Г. Георгиевск Цель: Формировать.

Урок по теме «Лист — часть побега, его внешнее и внутреннее строение» Урок по теме «Лист — часть побега, его внешнее и внутреннее строение». Цель: Сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления о взаимосвязи.

Образ Павлуши — характеристика персонажа Произведение: Записки охотника: Бежин луг Павлуша — один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. Сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках.

Понтий Пилат — характеристика персонажа Произведение: Мастер и Маргарита Это действительно историческая личность. В Библии именно этот человек осудил Христа на распятие. В произведении — это главный герой романа, написанного Мастером. Через образ П автор.

Зачем жить? Зачем жить? У каждого человека свой смысл жизни. Наверное все мы здесь для чего-то. Кто-то видит целью жизни достижение определенных вершин, карьерный рост. Кому-то хочется всего лишь счастья близким людям.

«Буря» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Буря» Афанасия Фета — прекрасный пример того, как за счет точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создает отчетливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ.

Вопросы и ответы к повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его произведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и заданиями.

«Слово» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Слово» Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ.

Анализ стихотворения Есенина Береза Сергей Есенин написал стихотворение «Береза» в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его.

Безпечний Iнтернет. Кориснi поради батькам i учням Рекомендації психолога Ти вже добре знайомий з інтернетом. У тебе напевно є улюблені сайти й віртуальні друзі, ти знаходиш в інтернеті інформацію, що допомагає навчатися й займатися улюбленими справами, спілкуєшся.

Волков А. М. биография Александр Мелентьевич Волков — русский советский писатель, драматург, переводчик. Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного фельдфебеля и портнихи. В старой крепости маленький Саша Волков знал.

Гаев — характеристика персонажа Произведение: Вишневый сад Гаев Леонид Андреевич — брат Раневской, помещик. О себе Г. говорит, что он человек 80-ых годов и что он пострадал за свои убеждения. Сентиментален и чувствителен. Очень.

Сочинение на тему Однажды Архимед сел в ванну Многие люди принимают ванну. Это обыденная и вполне привычная процедура. И никто и не подозревал ранее о том, что в это время выполняется один из основных законов физики. Но однажды.

Сочинение на тему Красота природы Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года. Снежная зима рисует необычайные картины, которые неподвластно повторить даже самому талантливому.

Конспект урока окружающего мира «В гостях у белочки» Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад коррекционного вида №7 «Сказка» Г. Трехгорный Конспект урока окружающего мира «В гостях у белочки» Конспект составила Учитель — логопед Худицына Ольга Валерьевна Г. Трехгорный.

Анализ стихотворения Блока В ресторане Это произведение посвящено прекрасной незнакомки, которую заприметил в одном из питерских питейных заведении. Прототипом герои стала Ольгу Судейкину. В тот чарующий вечер Ольга проводила совое время со одним из своих.

«КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ В 17 ЛЕТ!» Заработать можно на всем ! Лишь бы вы умели это делать. Если вы — отличный копирайтер, то, пожалуйста, делайте сайт, предлагайте свои услуги, ищите клиентов. Как это сделал Продавец букв.

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки Автор: Елена Вячеславовна Голомзик, учитель музыки МКОУ СОШп. Керамкомбинат Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Защита Родины в русской музыке « Цель.

Г. П. Макогоненко Новая комедия «Недоросль» была завершена в 1781 году и в следующем 1782-м, после упорной борьбы, поставлена была Дмитревским. Над комедией Фонвизин начал работать в пору своей политической и творческой зрелости.

Тест по географии «Климат и климатические ресурсы» 8 класс Тест по теме «Климат и климатические ресурсы» 8 класс Вариант 1. Какой из перечисленных факторов не является климатообразующим? А) географическая широта б) циркуляция воздушных масс В) рельеф г) состав горных.

Сочинение на тему Родная природа «Родная природа»-это то, что окружает нас, где бы мы ни были и куда бы ни пошли. Она придает нам сил, хотя многие в современном мире этого не замечают, но речь.

Сочинение на тему Лесное озеро 3 класс Зарисовка Лесное озеро для 3 класса Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В лесу можно отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и подышать свежим воздухом. Мы взяли с.

Кто такой спелеолог и чем он занимается? Услышав слово спелеолог многие задаются вопросом — а кто это и чем он занимается? Оказывается, это одна из самых опасных и интересных профессий. Ведь спелеологи большинство своего времени проводят под.

Твір Без дружби життя Дружба — це невід’ємна частина життя. Бо людина є істотою суспільною. Але є люди, які відчувають себе одинаками. Вони живуть самі по собі. Можливо — це їхня риса характеру. Але.

«Не забыть, что мы люди…» Рассказ В. Шукшина «Волки» в 8-м классе Эпиграф к уроку: Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений . 1. Вступительное слово учителя. Василий.

Бендериана в камне и бронзе В октябре исполняется сто десять лет со дня рождения Ильи Ильфа. Не знаю, есть ли памятник этому выдающемуся сатирику. Зато его персонажам… На рубеже тысячелетий Россию и Украину буквально захлестнул.

О творчестве М. А. Булгакова Мировоззренческо-эстетические принципы творчества М. Булгакова формировались на основе литературной традиции, прежде всего русской классики ХIХ столетия. В его прозе прослеживаются следы влияния «Капитанской дочки» Пушкина с ее описанием «бессмысленного и.

Сочинение на тему Что я люблю рассуждение Люблю я много чего! Родителей, конечно, а еще брата с сестрой. Кошку нашу люблю. И это нормально. Еще очень люблю хорошую погоду. Когда просыпаешься, а сквозь еще закрытые веки солнечные.

Класс Птицы. Отряд Пингвины Вопрос 1. Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся? Предполагается, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку.

Сочинение на тему Почему я люблю рисовать? Представьте перед нами лежит белый совсем пустой лист бумаги. Он большой и мы можем сделать с ним что угодно. Из ближайшего комода мы достанем краски, кисти разных размеров, палитру, различные.

Хозяйство Дальнего Востока 1. Какие особенности экономико-географического положения Дальнего Востока остались неизменными, а какие со временем изменились? Неизменной остается удаленность территории от Европейской России и широкий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого.

Пословицы и поговорки о животных Пословицы и поговорки для дошкольников про животных. Пословицы и поговорки для школьников о животных. Пословицы поговорки о красоте растений. Пословицы и поговорки про животных русского народа ♦ У коровы молоко.

Урок — гра Урок — гра Тема : У світі казки чарівної Мета : Викликати інтерес до читання. Сприяти розвитку естетичних почуттів. Навчати дітей слухати, відтворювати Прочитане розвивати пам’ять, увагу, Спостережливість. Формувати оцінні.

Кулигин — характеристика персонажа Произведение: Гроза Кулигин — «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле» . К. — натура поэтическая и мечтательная . Первое его появление ознаменовано литературной песней «Среди долины ровныя…» Это сразу же подчеркивает книжность.

Сочинение рассуждение Человек будущего О том, что будет в будущем, интересно каждому человеку. Еще каких-то пятьдесят лет назад человечество не подозревало, что появятся технологии, с помощью которых можно будет отслеживать местоположение человека, что взяв.

Сейчас вы читаете: «Прости» анализ стихотворения Некрасова

Ссылка на основную публикацию