Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Автор: Guru · Опубликовано 14.10.2020 · Обновлено 17.10.2020

Одно из главных направлений лирики знаменитого русского поэта Н. А. Некрасова — это описание реальной действительности без прикрас, не скрывая ее пороки и несовершенства. Именно в некрасовской поэзии перед читателем раскрывается невеселая повседневность рядового обывателя, выраженная в стихах. Неприглядная картина жизни обычной русской женщины в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» характерна для творческого периода Некрасова тех лет, когда в своих стихах он часто обращается к описанию нелегкой доли униженных и несчастных людей.

История создания произведения

Стихотворное произведение «Еду ли ночью по улице темной…» поэт написал в 1847 году и напечатал в издании «Современник». Как описывают биографы поэта, когда Некрасов впервые прочел стихотворение перед широкой публикой, слушатели не могли сдержать слез.

Высокую оценку стихотворению дал писатель И. С. Тургенев, который в своих письмах критику Белинскому говорил, что оно буквально «свело его с ума». Восторженно отзывался о стихах и Н. Г. Чернышевский. По его мнению, «Еду ли ночью по улице темной…» одно из тех стихов, «которые долго останутся прекрасным примером русской лирики».

Однако цензура не разделяла подобных восторгов и упрекала Некрасова в безнравственности за честность и открытость, с которой поэт передал атмосферу крайней нищеты и отчаяния.

Жанр и стихотворный размер

Стихи «Еду ли ночью по улице тёмной…» во второй половине девятнадцатого века были популярны среди студентов и исполнялись как баллада, а в начале двадцатого века печатались во многих песенниках.

Направление стихов «Еду ли ночью по улице темной…», — критический реализм. Автор в своих лирических произведениях поднимает тему социального неравенства, рассказывая доступным и понятным языком трагическую судьбу несчастной женщины.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с чередованием женской и мужской рифмы. Некрасов — один из первых поэтов в России, использовавший трехсложный стихотворный размер, сближающий поэтический слог с обычным разговорным стилем.

Композиция стихотворения

По смыслу произведение можно разделить условно на четыре части.

  • В первой строфе главный персонаж предается воспоминаниям о бывшей возлюбленной и вспоминает ее историю жизни до того момента, как они встретились.
  • Во второй строфе герой ведет повествование об их совместной доле, полной нужды и лишений, а также о смерти сына.
  • В третьей части появляется тема «падшей женщины», когда несчастная «принарядившись, как будто к венцу» принесла домой гроб для мертвого сына и ужин для отца.
  • В заключительной части герой произведения размышляет о том, где сейчас его любимая, как она живет и с кем.

Главная проблема, затронутая автором — это противостояние обычного человека безразличному социуму и причины, по которым жуткие условия существования толкают человека вопреки его взглядам и убеждениям на ужасные поступки, только чтобы выжить.

Образы и символы

Главный герой произведения — добросердечный человек, который в окружающем его благополучии замечает ужасные проявления, присущие современному обществу. Он отзывчив и правдив, и призывает людей проявить гуманизм к тем, кому не посчастливилось появиться на свет в богатой семье и найти сытое место в жизни.

Грустный образ бедной и несчастной женщины, которую нищета и беспросветность вынуждают торговать собой, еще не раз встретится читателям в творчестве отечественных литераторов.

Ненастная погода, полутьма, дождь и пронизывающий холод мрачного Петербурга точно совпадают с трагичным настроением героев, их глубоким страданием.

Основная тема стихотворения

В стихах «Еду ли ночью по улице тёмной…» современники Некрасова, как в зеркале увидели суровое отражение неприглядной действительности. Вот основные темы, затронутые автором.

  • Конечно же, главная тема — это социальная несправедливость и полное равнодушие общество к тем, кого лишения и нужда довели до того, что человек готов переступить через свои моральные принципы, чтобы не умереть от голода.
  • Важная роль отведена и теме самопожертвования. Несчастной матери, у которой на руках только что умер сын, нет денег даже на гроб. Она нашла выход из положения, но не спешит с «печальным признаньем» в своем поступке. Однако герой не осуждает ее. Он понимает, что торговать собой ее заставила лишь крайняя нищета, мучительный голод и желание достойно проводить сына в последний путь.
  • Тема падшей женщины — также одна из ключевых. В этом поступке раскрывается небывалая сила духа, ведь она отрекается от самого сокровенного. Женщина, только что пережившая смерть сына, не может допустить, чтобы ее муж умер голодной смертью, а покойный сын остался без гроба.
  • И еще одна важная тема — это нищета, болезни и голод. Герой и его возлюбленная истощены, измучены болезнями и голодом. Положение их настолько безнадежно, что герой не видит будущего.

Безысходность положения крестьянского сословия пронизывает все стихотворение Некрасова. Может ли человек вырваться из нищеты и несправедливости? Как в подобных обстоятельствах ему прийти к достойной жизни, а не к жалкому существованию? Автор оставляет эти вопросы без ответа, давая читателю простор для раздумий и выводов.

Основная мысль

Главная задача произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — правдиво описать тяжелую судьбу людей, оказавшихся в силу обстоятельств на дне общества. Лирический герой рассказывает нам о несчастной девушке, с детства обреченной на нищету, которой приходилось терпеть пренебрежение и жестокое обращение даже от мужа и родителей. В довершение всего на плечи беззащитной женщины тяжким грузом ляжет еще и осуждение общества за ее падение. И хоть лирически герой и порицает несправедливые законы общества, его проклятия бессмысленны, и не способны изменить существующий порядок вещей. Они лишь промелькнут в его голове и «бесполезно замрут».

Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

Электронная тетрадь по творчеству Н.А. Некрасова

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной”

Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!
Сердце сожмётся мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.

Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слёз безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате тёмной зажгли огонёк,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎ Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎ И бесполезно замрут.

История создания

Особенности рифмовки. Размер и строфа

Мотив

К мотиву темноты примыкает тема враждебности природы по отношению к человеку. Эта выражается в образах “бури”, “дождя”, “холодной” комнаты, в мотиве болезни : эпитет “больной” проходит через все стихотворение: “Друг беззащитный, больной и бездомный”, “больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил”; “была ты бледна и слаба”.

Мотив дурного душевного состояния, злобы : “зол был отец твой угрюмый” (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), “муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой”, “купит хозяин, с проклятьем, три гроба”, “в разных углах мы сидели угрюмо” (угол, узость пространства – еще один “петербургский” мотив), “угрюм и озлоблен я был” (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), “злая борьба”. Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.

Далее, мотив бедности, нищеты, голода : “друг бездомный”, “беден был отец твой”, “голодный”, весь образ неотапливаемой, “пустой и холодной” комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: “пар от дыханья волнами ходил”, “с голоду завтра мы оба // заснем”.

Другой мотив – тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: “друг беззащитный”, “кто ж защитит тебя?” Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:

Все без изъятья

Именем страшным тебя назовут.

Бесчеловечность окружающего мира – основная причина страданий героев

.

Важнейший мотив стихотворения – мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: “с детства судьба невзлюбила тебя” (причина этого – бедность отца), “или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?” “Роковая судьба” – предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: “я унывал, выбивался из сил”, образ слабого ребенка: “злая тебя сокрушила борьба”, “только во мне шевельнутся проклятья – // И бесполезно замрут. ” – и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: “не покорилась – ушла ты на волю”, “в сердце твоем совершалась борьба” , “злая тебя сокрушила борьба”.

Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Еду ли ночью по улице темной. ” (1847)

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной. “, вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова – Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др., – с одной стороны, традиционно для самого поэта, но, с другой – принципиально новаторское для русской поэзии вообще. Такая его особенность, как сюжетность, и сам выбор сюжета – судьба женщины в бесчеловечных социальных условиях, приводящих ее к падению – не новы для поэзии Некрасова (вспомним хотя бы стихотворение “Когда из мрака заблужденья. “, 1845). Однако сами сюжетность и выбор сюжета – нарушение традиции, ведь сюжет, в особенности сюжет “низкий”, связанный с нищетой, голодом и вообще социальными проблемами, – явление редкое для донекрасовской русской поэзии. В этом – одно из основных проявлений творческого метода Некрасова, заключавшегося в разрушении привычных норм и канонов, в пародировании их (как во многих других его ранних стихотворениях, например, “Современная ода” и “Колыбельная песня”, 1845, “В неведомой глуши, в деревне полудикой. “, 1846, “Нравственный человек”, 1847 и т.д.), так как только так можно было завоевать себе достойное место в русской поэзии середины – начала первой половины XIX в., когда интерес к поэзии вообще и, в особенности, к традиционной поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем (есть две строки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются женские – нечетные – и мужские – четные – окончания). Выбор трехсложного размера – еще одно проявление поэтического новаторства Некрасова, ставшим одним из первых русских поэтов, активно употреблявших трехсложники, приближавшие стихотворную речь к разговорной, вместе с тем обогащая поэтический язык. Стихотворение состоит из четырех частей разного размера: первая часть – двенадцать стихов, вторая и третья части – по шестнадцать стихов и четвертая часть – восемь стихов, – что также является отличительной особенностью Некрасовской поэзии: подобное иррегулярное строфическое деление встречается во многих его стихах, например, “Да, наша жизнь текла мятежно. “, “Так это шутка? Милая моя. ” (1850), “Муза” (1851), “О письма женщины, нам милой. ” (1852) и т.д.. Такое разбиение на строфы совпадает с сюжетным членением: первая строфа – воспоминания героя о бывшей возлюбленной до встречи с ним, вторая – рассказ о смерти их ребенка, третья – рассказ о ее падении, четвертая – вновь мысль о том, “где она теперь”.
В стихотворении встречается приблизительные и неточные рифмы: “рукой” – “мной”, “темней” – “не лей”, “заснем” – “рядком”, “венцу” – “отцу” и т.д. – явление также редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др..
В опровержение мнения о “слабой форме” или “безыскусности” некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:
Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С – согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, “мучительной думы” (звуки л и j, шипящие – вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в “Мцыри” Лермонтова). Обилие групп согласных (“темной”, “пасмурный”, “друг”, “вдруг”, “брызги дождя”, “пронзительно звонок”, “вдоволь поплакал” и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.
Другая характерная особенность этого стихотворения – обилие отрицаний: “друг беззащитный, больной и бездомный”, “с детства судьба невзлюбила тебя”, “муж тебе выпал недобрый на долю”, “не покорилась”, “да не на радость сошлась и со мной. “, “он не смолкал”, “слез безрассудных не лей”, “ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил”, “все без изъятья”, “бесполезно замрут” – также свойственна поэзии Некрасова, ср., например, стихотворение “Муза” (1851):
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!

Читайте также:  Анализ стихотворения Мы с тобой бестолковые люди Некрасова

Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,

Мечтой неясною не волновала ум
И не являлась вдруг восторженному взору
и т.д.
Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.
Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм. Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: “Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день” – продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: “полусвет, полутьма”, – затем усиливающийся: “становилось темней”; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: “В комнате темной зажгли огонек”. Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: “темной” – “огонек”, что отсылает ко второй части, где “полусвет” и “полутьма” выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой – характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные “петербургские” мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты. Это стихотворение относится к тем, о которых . сказал: “Какой-то город, явный с первых строк, // Растет и отдается в каждом слоге”.), равно как и других поэтов и писателей, разрабатывавших “петербургскую” тему.
К мотиву темноты примыкает важнейшая тема, также связанная с Петербургом, – тема враждебности природы по отношению к человеку. Тема эта выражается в образах “бури”, “дождя”, “холодной” комнаты, в мотиве болезни: эпитет “больной” проходит через все стихотворение: “Друг беззащитный, больной и бездомный”, “больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил”; “была ты бледна и слаба” (болезнь, бледность и слабость связаны звукописью в единый фонетико-семантический ряд). Тут же и мотив смерти: “умер ребенок”, “завтра мы оба // Так же глубоко и сладко заснем” (ужас и безысходность жизни героев подчеркивается тем, что единственный положительный эпитет, встречающийся в этом сравнительно крупном стихотворении, – “сладкий” – относится к смерти, а героиня, отправляется на панель, “принарядившись, как будто к венцу”), “три гроба”, “гробик ребенку”, “в гроб положили”.
Во-вторых, это мотив дурного душевного состояния, злобы: “зол был отец твой угрюмый” (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), “муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой”, “купит хозяин, с проклятьем, три гроба”, “в разных углах мы сидели угрюмо” (угол, узость пространства – еще один “петербургский” мотив), “угрюм и озлоблен я был” (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), “злая борьба”. Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.
Далее, мотив бедности, нищеты, голода: “друг бездомный”, “беден был отец твой”, “голодный”, весь образ неотапливаемой, “пустой и холодной” комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: “пар от дыханья волнами ходил”, “с голоду завтра мы оба // заснем”, необходимость женщине торговать собой, чтобы купить “гробик ребенку и ужин отцу” (вспомним Соню Мармеладову, которая появится менее чем через двадцать лет после написания этого стихотворения: “А тут ребятишки голодные. а чтт тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. ” (“Преступление и наказание”, ч. 1 гл. II). Ср. у Некрасова: “Ты ушла молчаливо, // Принарядившись, как будто к венцу, Ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил, // Только мы оба глядели с рыданьем”.), нищета горемычная.
Другой важный мотив – тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: “друг беззащитный”, “кто ж защитит тебя?” Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:
Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут.
Бесчеловечность окружающего мира – основная причина страданий героев.
Важнейший мотив стихотворения – мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: “с детства судьба невзлюбила тебя” (причина этого – бедность отца), “или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?” “Роковая судьба” – предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: “я унывал, выбивался из сил” (ср. “труб заунывные звуки”), образ слабого ребенка, “злая тебя сокрушила борьба”, “только во мне шевельнутся проклятья – // И бесполезно замрут. ” – и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: “не покорилась – ушла ты на волю”, “в сердце твоем совершалась борьба” (умереть с голоду – или утратить честь?), “злая тебя сокрушила борьба”. Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Анализ стихотворения На Волге Некрасова

Произведение посвящено центральной теме творчества Некрасова – тяжелой участи простого народа.

Автор неторопливо разворачивает перед читателями картину Волги, где герой, от лица которого ведется повествование, предается воспоминаниям о своей юности и размышлениям о прожитых годах. Однако нейтральные зарисовки сменяет эпизод, ради которого написано стихотворение – рассказчик вспоминает о том, как он в детстве увидел бурлаков.

Некрасов показывает всю тяжесть труда людей, занимавшихся тяжелым физическим трудом. Условия их жизни автор изображает ужасными и невыносимыми. Один из бурлаков говорит, что такая жизнь ничем не лучше смерти. Вероятно, что представители именно этой профессии были выбраны в качестве олицетворения участи простого народа из-за их монотонного труда и того факта, что его тяжелый характер сразу бросается в глаза. Они, по мнению Некрасова, представляли собой образец доведенных до крайней степени страданий простого народа.

В отличие от многих других стихотворений автора, посвященных социальной тематике, в данном произведении поэт донести свою мысль прямо. Он открытым текстом призывает к бунту. Слова бурлака о том, что лучше было бы умереть служат для перехода к вопросу о том, что можно сделать, чтобы облегчить участь угнетенных. Он призывает представителей трудового народа подняться на борьбу. По мнению поэта-демократа, такой исход все же предпочтительней, чем жизнь наполненная лишениями и тяжелым изматывающим трудом, значительно ее укорачивающим.

В данном произведении Некрасов скорее не столько пытается вызвать сочувствие читателей низшим слоям общества. Это скорее выражение его собственных чувств, изложенное в стихотворной форме. Сочувствие к обездоленным перемешано с досадой и, посетившими его в тот момент, сомнениями в достаточности его собственных усилий по изменению существующих порядков. В стихотворении не звучит уверенность в победе, он с горечью говорит о напрасно прожитых годах. Скорее всего, эти строки, наполненные пессимизмом, выражают подлинные мысли поэта в один из периодов его жизни.

Произведение написано очень эмоционально и представляет собой не просто призыв к обеспеченным и образованным людям задуматься об условиях, в которых живут людей из низших классов. Это, скорее яростный протест против социальной несправедливости, смешанный с реальными детскими воспоминаниями.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов выдающийся русский писатель. К тому же он был поэтом. Его труды оказали большую пользу русской литературе.

Творчество Некрасова затрагивает многие острые темы тогдашней российской действительности. Он как бы пропускал их сквозь своё творчество. Литература в России это в первую очередь метафорическое отображение политических и социальных проблем страны. Тема «бурлачества» не нова в культуре. А о бесправии русского мужика писали авторы не одного поколения русской литературы.

Стихотворение «На Волге» так же касается острой проблемы, волнующей российскую интеллигенцию на протяжении десятилетий. Это бесправие русского крестьянства, его крепостничество. По мнению некоторых историков именно это стихотворение вдохновило художника Илью Репина к написанию картины «Бурлаки на Волге». Так же как и в стихотворении, на картине изображены усталые работники, грязные, утомлённые, но тащат гружённую баржу. Передние которые тянут баржу более выносливые но по их лицам видно что они очень устали. Завтра будет тоже самое, за эту адскую работу им заплатят копейки. И это чувство безысходности в глазах. Позади идут совсем вымотанные такой работой, им уже всё равно что кругом них происходит. На заднем плане, далеко виден дымок от парохода (который ни кто не тянет), это девятнадцатый век. Вот именно такой диссонанс показал Репин. Вообще Репин как Некрасов в своих картинах касался острых социально-политических проблем Российской империи.

Стихотворение Некрасова не имеет прямой повествовательной хронологии. Он перескакивает с места на место. По началу, он с ностальгией вспоминает детские годы на реке Волге. Красивые детские воспоминания переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души писателя, – встреча бурлаков которые тянут баржу. Вид их страшен. В глазах читается безысходность и желание умереть лишь бы не томится на этой земле, которая для них стала адом. Осознание своей пусть и косвенной моральной ответственности за происходящее показывает сентиментальную, ранимую душу русского писателя и гражданина. И поэтому в этом стихе писатель исполнил свой моральный долг.

На психику писателя это очень сильно повлияло, на всю жизнь. Они эти несчастные люди при любой ненастье, изо дня в день тянут тяжести по Волге, и нет просвета, спасения.

В стихотворении Некрасов выражает свою позицию как гражданина на ситуацию которая происходит в России. В стихе его детские суждения противопоставляются с размышлениями зрелого интеллектуала. К тому же он сравнивает своё беззаботное детство с нищенским существованием других у которых не было такого детства.

Он помнит всю жизнь взгляд одного из бурлаков (как бы с укором). Его стихотворение повлияло на русскую литературу девятнадцатого столетия.

Анализ стихотворения На Волге по плану

На Волге

Возможно вам будет интересно

Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

Данное стихотворение Элегия также посвящено теме простого народу. Поэт пишет, что тема страданий народа до сих пор актуальна. Ведь после отмены крепостного права крестьяне не стали лучше жить, они дальше бедствовали,

В сложные периоды своей жизни каждый из нас подсознательно обращается к самому дорогому и близкому человеку, к маме, которая способна пожалеть и поддержать в любой трудной ситуации.

В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения.

Стихотворение написано Лермонтовым в 1830 году. Касательно данного стихотворения начинать с даты написания действительно важно. Стихотворение оказалось на самом деле судьбоносным

«На Волге» Н. Некрасов

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой – богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел – нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине – и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет, – говорил я жизни той. –
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
– О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…

Читайте также:  Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью – волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так – хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир – и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал – черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой –
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо –
Вот догоню. » Догнал, поймал, –
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, –
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда –
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он, –
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
– Когда-то в Нижний попадем? –
Один сказал: – Когда б попасть
Хоть на Илью… – «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. – Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть –
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был –
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки, –
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал –
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы – наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, – не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Дата создания: 1860 г.

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».

Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “На Волге”
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

для уроков литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
martynova_e.a._analiz_stihotvoreniya_n.a.nekrasova.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» в 5 классе

Цели урока: 1) познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «На Волге»; 2) расширить их представления о тематическом разнообразии русской лирики, заставить задуматься над глубоким содержанием поэтического слова Н.А.Некрасова; 3) развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы.

Тип урока: анализ текста.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, текст стихотворения, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге», диск с записью актёрского чтения стихотворения «На Волге».

  1. Организационный момент.
  2. Установка и психологический настрой, знакомство с темой урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «На Волге». Это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших сердцах.

  1. Беседа с учащимися, актуализация знаний.

Ребята, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина? Что вы узнали из них о жизни русского народа? (Обобщение ответов учителем).

Учитель: В стихотворении «На Волге» нам откроется новая картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

  1. Словарная работа.

Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество;2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

  1. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге” , она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

(Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения).

Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.

  1. Работа над текстом стихотворения «На Волге».

А) Прослушивание записи стихотворения в актёрском исполнении. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?

Б) Беседа после прочтения по вопросам?

– Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

– Как построено стихотворение?

– А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

– А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)

Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.

Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.

(“О Волга! Колыбель моя…”
“Давно-давно, в такой же час…”)

Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:

Целый час стою неподвижно,
Хмурюсь и молчу.

– Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Радость встречи с родной рекой). Найдите здесь эпитет.

– Почему эпитет “родной” повторяется трижды? ( Это поэтическое выражение переживаний автора: он любуется красотой дорогих мест и, в то же время, испытывает горечь, негодование, гнев: жизнь народа не изменилась к лучшему).

– Как говорит о Волге Некрасов? (Светло, безмятежно)

– В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта.)

– Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Найдите глагол, которым автор предаёт движение бурлаков. ( Глагол ползти ). Этот глагол трудно заменить синонимом, так как дан точный поэтический образ: «Почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой, обутым в лапти, вдоль реки ползли гурьбою бурлаки…» ).

– А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращаются в вой).

– Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?

– Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? (Изменилась не природа, а отношение будущего поэта к ней)

– Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор.)

( Чтение по ролям разговора бурлаков ).

-Какой бурлак привлек ваше внимание? («Угрюмый, тихий и больной» ).

– Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? Какие слова могли повлиять на мальчика?

( Мальчика поразило прежде всего желание бурлака умереть ).

-Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете? (Перед ним открылась несправедливость жизни, тяжкая судьба народа. Сочувствие к бурлакам, сожаление, сознание своей беспомощности – всё это глубоко потрясло мальчика, и родная Волга превратилась для него в «реку рабства и тоски»).

(Перечитываем последнюю часть стихотворения)

– Как можно ее назвать? ( «Размышления о бурлаках». «Дума о судьбе бурлака»).

– Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

VII. Применение полученных знаний на практике.

1 группа – найти в стихотворении строки, рассказывающие о бурлаках, объединить их (то есть составит композицию) и выразительно прочитать, передавая чтением отношение поэта к бурлакам.

2 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры), рисующие чувства Некрасова; определить вид рифмы.

3 группа – подобрать подпись к картине Репина из стихотворения Некрасова. Что общего между стихотворением «На Волге» и картиной Репина «Бурлаки на Волге»?

Вариант работы: сообщаются задания, ребята выбирают одно из них.

VIII. Рефлексия, саморефлексия .

Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи.

Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке и выставляет оценки.

  1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
  2. Подготовить связный рассказ на вопрос № 4 учебника.
  3. Описать волжскую природу; выразить свое понимание главной мысли стихотворения.
  4. Составить рассказ о том, что изображено на картине Репина «Бурлаки на Волге».

На Волге Некрасов

Правдиво описывая жизнь низших сословий, он прекрасно понимал, что оценить его труды смогут только люди грамотные, ведь крестьяне не умели читать. Некрасов сознательно плыл против течения, сознавая сложность в круговоротах цензуры, непонимания критиков и общества в целом.

Нужно сказать, что донести свои мысли ему удалось. Мастер пера смог проникнуть в сознание прогрессивно настроенных современников. Его произведения с каждым годом пользовались всё большей популярностью. Именно таким и является стихотворение «На Волге», написанное Николаем Алексеевичем в довольно зрелом возрасте. В нём он, как обычно, поднимает проблемы народа, пытаясь донести их до общественности.

Анализ стихотворения «На Волге»

Данное произведение написано в 1860 году. Манера, к которой обратился автор, не редкость в его творчестве. Здесь переплетены детские воспоминания:

О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.

Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора:

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь..

Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака:

Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой.

В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие:

Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.

Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении.

Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий.

Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение — прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом.

Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья.

Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием.

Краткое содержание На Волге

Стих ведется от первого лица. Главный герой рассказывает о самом себе. Он вспоминает о своём детстве и отрочестве и очень красочно описывает любимые места. Поначалу читателю может показаться, что это стихотворение о природе.

Автор замечает, что река сохранила всю свою красоту, как и у него в юности. Все так же кругом ширь и даль, река светла и великолепна, так же виден, как и раньше монастырь. Поэтому герой понимает, что у него все так же трепещет душа при виде красоты природы. Раздается звон колоколов и на душе становится приятно и светло. Вся эта красота и трепет души остались с героем навсегда.

Но вот писатель переходит к воспоминаниям и размышлениям другого характера. И становится ясно, что он, несколько десятилетий назад, на этом берегу, и сейчас – совершенно два разных человека. Однако одно осталось неизменным, что герой до сих пор сохранил всю тяжесть в душе при виде этих бурлаков. Их страдания отзываются в его душе глубокой скорбью.

Рассказчик растерял все свои приятные воспоминания и любование пейзажем. Как и много лет назад люди шли обвитые в веревках, неся непосильную ношу. Согнутые оборванцы в ветхой плохонькой одежонке вынуждены склоняться до самой земли. И не было сил спокойно принимать это уныние и страдание.

Особенно тяжело автору, поскольку все события происходят на его любимой реке.

Затем он вновь вспоминает детство как бегал по расе посмотреть на речку. Тогда казалось, что мир добр и светел, все было спокойно, только лучи солнца падали на волны. Затем мальчишка шел к рыбакам и катался с ними на челноке или бегал вдоль берега и представлял себя зверьком прыгая по песку и изображая различные карикатуры, бросал камешки в воду. Воспоминания юности сильно нахлынули на героя, показав, что он в душе все тот же юноша, однако, с другими взглядами.

Однако его приятное времяпрепровождение было потревожено диким воем. Тогда герой испугался и решил выяснить, что же происходит. Оказывается, это бурлаки, которые принесли котел и начали разводить костёр. Здесь автор передаёт разговор между бурлаками, из которого понятно, что многие из них очень больны. Но люди не ропщут, а только печалятся, что, например, из-за больного плеча один мужик не может лучше выполнять свою работу. А работа эта была очень сложной.

В то время баржи тащили посредством толстых веревок, они представляли собой лямки. Их крепили на плечи людей и те по берегу тянули эту баржу с грузом. И когда человек с болезненным видом сказал, что лучше бы он умер, его слова нашли отклик в душе рассказчика:

Ужас бедственного положения человека, который, всеми силами пытается тянуть эту большую баржу: в любую погоду, по любой некачественной дороге из камней, по песку, по воде – чтобы в конце пути, получить за этот неблагодарный и непростой труд, копейки за которые можно едва свести концы с концами, навсегда оставшись в душе поэта.

В памяти героя постоянно встает образ, человека усталого и унылого, в лохмотьях, полностью изнеможен от непосильного труда, лежащего на песке. В его глазах была боль, обида и безнадежность, это надолго запало в душу автору. Никогда не мог забыть он этой встречи, печального укоризненного взгляда. Стихотворение «На Волге» тому подтверждение.

Ссылка на основную публикацию