Анализ стихотворения Некрасова Элегия

Анализ стихотворения Некрасова Элегия

Миссия Некрасова, которую он взвалил на себя, оказалась неблагодарной. Когда-то он решил посвятить свою поэзию народу, воспевать жизнь простых крестьян, нищих и прочих обездоленных людей, над которыми глумились все кому не лень. Проблема была в том, что тогдашнему народу его поэзия была не очень-то и нужна. Их волновало, как прокормить себя и свою семью, да и читать они не умели. А сильным мира сего страдания народа были безразличны.

Но Некрасов не сдавался и продолжал описывать радости и горести простых людей. На него обрушивались нападки: мол, зачем ты всё про них, пиши про аристократию, про девиц салонных. Великий поэт не прислушивался к этим мнениям, поскольку они противоречили его устройству души. Но со временем нападки ему надоели, и он написал стихотворение «Элегия». И вот, казалось бы, аристократия может быть спокойна, ведь элегия – давний и великий жанр, высокий жанр. Кто-то, прочтя заглавие, вздохнул с облегчением: Некрасов исправился!

Как бы не так. От элегии здесь разве что заглавие да кое-какие элементы. Тема всё та же: страдания народа. Нет, не исправился Некрасов, но свою трагедию он сознаёт: народ, которому он посвящает своё творчество, ему не внемлет. Не нужна ему поэзия, не приучили его к ней. Это сейчас те, кто живёт ниже среднего уровня, могут посмотреть в Интернете стихотворения на любую тему, и читать умеют все поголовно, и стихи свои пишут (или, что чаще, рифмованную графоманию). А раньше было по-другому. Хуже было.

О чём же конкретно эта «Элегия»? Некрасов начинает с того, что будет описывать страдания народа вне зависимости от того, модно это или нет. Прошла мода? Да пожалуйста, только тема эта должна продолжаться. Что может быть прекраснее, чем служение народу лирой, обращение внимания сильных мира сего на его беды? – спрашивает дальше поэт. И может, сам простой люд знать не знает о поэзии Некрасова, но тот умрёт спокойно, потому что служил ему. Это похоже на мессианство.

Да, возможно, у Некрасова ничего не получится со своей миссией, но он старался, он боролся за права народа, он пытался, в конце концов! И это уже хорошо. Когда великий поэт наблюдает за жизнью народа, он пытается понять: а так ли счастлив он, как может показаться неопытному глазу? Не скрыты ли здесь проблемы другого характера? После отмены крепостного права не все смогли распорядиться своей свободой. Кого-то за копейки купили вчерашние хозяева, и это тоже несвобода, пусть и другого рода.

И великий поэт в конце «Элегии» пишет: ему внимает природа, горы, долы, нивы, лес – только не люди, чьи страдания он решил описывать. И да, это трагедия. Но Некрасов всё равно пытался. И его миссия была благородной.

Анализ стиха Элегия Некрасова

Один из самых выдающихся русских поэтов 19 века – Николай Алексеевич Некрасов. Большинство его произведений были посвящены жизни народа. Поэт ярко описывал и чувствовал переживания и тяготы простых людей. Многие поэты и писатели того времени очень уважали Некрасова и ценили его творчество. К примеру, известный всем Достоевский, который называл Некрасова печальником народного горя. Федор Михайлович говорил, что он болел страданиями к крестьянам всей своей душой и верил в хорошее будущее русских людей.

Николай Алексеевич вместе с народом смог постичь что такое радость, горе, а главное – что такое жизнь. Красота его поэзии заключается в чуткости и понимании крестьян, в вечной правде христианских истин. Именно благодаря своей чуткости и отзывчивости он смог изобразить всю глубину и многогранность народного характера, показать его силу.

Однако случалась и критика по отношению к Некрасову, особенно она обострилась после отмены крепостного права. Многие литературные критики, другие писатели относились с непониманием и порой даже с негодованием к поэту. И все потому что он по – прежнему посвящал свои произведения низшим слоям общества. В качестве ответа на «нападения» со стороны оппонентов автор написал стихотворение «Элегия» в 1874 году. Некрасов в данном произведении пытается показать, что тема страданий народа, простых людей актуальна и сейчас, так как отмена крепостного права совсем не улучшила ситуацию.

В стихотворении «Элегия» автор показывает настоящую жизнь простых русских людей. Крестьяне находятся в бедственном положении, они обречены на нескончаемый труд, сложную работу. А также подчеркивает бесполезность реформы, которая не дала людям желаемой свободы. Некрасов пишет, что народ признали свободным. Но стали ли люди счастливыми? Изменилась ли их жизнь к лучшему? К сожалению, ответ печальный. Так как реформа об отмене крепостного права – всего лишь маска, а за ней скрываются страдания многих людей. Внешнее благополучие – это только обман, так как ничего не изменилось, жизнь крестьян не улучшилась, а возможно, только ухудшилась.

Некрасов своими произведениями хотел обратить внимание на острые проблемы в обществе, которые необходимо было решать.

Вариант №3

Большинство своих стихотворений, Николай Алексеевич посвятил жизни крестьянского народа, он описал как тяжело дается счастье этому сословию. Зачастую, его всячески критиковали за выбранную им тему. После отмены крепостного права в России, критики еще более начали осуждать Некрасова, ведь он продолжал описывать их тяжелую жизнь, считая, что ничего не поменялось.

Наконец-то Николай Алексеевич решился ответить на всевозможные упреки за его творчество. В своем произведении «Элегия», автор задается вопросом: «стало ли крестьянам жить легче после отмены крепостного права?».

Произведение начинается с обращения к критикам, сразу же он начинает пытаться их убедить в том, что низшему сословию не стало легче жить после нововведения. Николай Некрасов, уже стал считать, что его долгом является защита крестьянских людей. Он сам испытал и понял, каково это жить в бедности и нищете, поэтому он доволен выбранной им темы для написания столь глубоких произведений, обращенных крестьянским людям.

Стал ли счастливым народ, после освобождения, вот основная идея стихотворения, которую раскрывает Николай Алексеевич. Ответ на этот вопрос автор несомненно находит. Крестьянский народ все также пытается заработать денег для того, чтобы прокормить свою семью, целыми днями работая на поле. Жена, с улыбкой на лице, обнимает своего мужа, пришедшего поздно вечером домой. Но все же, что скрывается за этой улыбкой? Некрасов утверждает, что именно за этим фальшивым настроением, скрывается самая искренняя боль.

В конце своего произведения, Некрасов все же не находит ответа на поставленный вопрос. Возможно, крестьяне счастливы, но с другой стороны они боятся собственной жизни потому, что теперь им приходится отвечать за собственную жизнь, но иногда, они даже не представляют, как ей распорядиться.

Средство выразительности 10 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Элегия

Популярные темы анализов

Стихотворение «Революция» В. В. Маяковский написал в конце мая1917 года. Произведение было опубликовано газете «Новая жизнь», главным редактором которой на тот момент был М. Горький. Это было первое легальное отечественное социал-демократическое

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в семье служащего, они постоянно переезжали, поэтому у них не было постоянного жилья. Когда отец умер от туберкулеза, они вынуждены были переехать в Крым, ведь у Зинаиды тоже оказался туберкулез.

Самое известное стихотворение Лермонтова – «Смерть поэта». Оно было написано в 1837 году как реакция на гибель Пушкина от пули Дантеса. Стихотворение это было встречено властями неодобрительно, и Лермонтов за него жестоко поплатился:

После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,

Велимир Хлебников отличался среди писателей своей оригинальностью. Он очень необычно выражал свои мысли в стихах. Хлебников не сильно обращал внимание на слова, ему больше нравилось, как звучит стихотворение. Велимир Хлебников

“Элегия” – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Краткая история создания

Переживания поэта о судьбе родины нашли отражение в поэтическом тексте «Элегия», где Некрасов призывает своих читателей приложить усилия к тому, чтобы его родина обрела силу и мощь, а ее жители — счастье.

Дата написания произведения известна достаточно точно — это 15−17 августа 1874 года. Однако русский читатель не сразу смог ознакомиться с текстом, поскольку поэт длительное время не решался его опубликовать, опасаясь цензуры. Посвящено стихотворение супругу сестры и личному другу Некрасова, А. Н. Еракову, инженеру путей сообщения. Современники вспоминают о нем как о добром и отзывчивом человеке, для которого судьба родины — это не просто слова. Элегия была написана по случаю именин Еракова и охарактеризована поэтом как его «любимые и самые задушевные стихи».

Известен даже и повод к их написанию — выступление литератора и историка Миллера, в котором тот отмечал, что Некрасов сказал о страдания народа все, на что был способен. Поэт же мастерски опроверг эту мысль. Такова история создания стихотворения «Элегия».

Тематика и проблематика текста

При проведении анализа поэтического фрагмента следует обязательно работать по заранее составленному плану, это поможет не нарушить логику изложения материала и не упустить значимые моменты. Кратко описав историю создания, следует переходить к анализу темы и идеи произведения.

«Элегия» представляет собой ответ, полный иронии, адресованный Некрасовым редакционным деятелям, которые обвиняли его в том, что поэт предал гордое звание «творца» и сделал свою музу служительницей «простого мужика», темного и неинтересного крестьянина, погрязшего в пьянство и лишенного собственных мыслей. Некрасов же несогласен с таковым описанием основной части населения его родины, он видит в крестьянской жизни особую прелесть, романтику, гордится этими простыми людьми, необразованными, но изобретательными, находчивыми, ни в коем случае не жалкими и не темными.

Трудности жизни, необходимость работы на барина, конечно, сказались на их быту, но сильную русскую душу эти страдания и переживания уничтожить не смогли. Даже самый бедный русский крестьянин, как полагает поэт, гораздо богаче в духовном отношении, нежели историки вроде Миллера, которые предпочитают не замечать очевидных проблем и наслаждаться своей спелостью.

Специфика композиции

Рассматривая, каково настроение стихотворение «Элегия», следует внимательно перечитать текст и выделить структурно-композиционные элементы, которые помогают разобраться в главной мысли автора. Начинается произведение с риторического обращения к «изменчивой моде» и своему оппоненту — Миллеру, в котором звучат ироничные нотки. Увы, поэт слишком хорошо понимает то, что тематика народных страданий не утрачивает своей актуальности.

Также в композиции текста можно выделить следующие составные части:

  1. Краткое описание народных горестей: нищеты, покорности, голода, при этом Некрасов использует четкие и образные метафоры, которые помогают понять — ему небезразлична судьба простых людей. Пускай крепостное право и осталось в прошлом, но всех проблем простого мужика «Манифест об отмене» решить не смог. Не зря поэт сравнивает крестьян с «тощими стадами» — при своем богатом потенциале они не могут наладить собственную жизнь и вынуждены влачить жалкое существование.
  2. Рассуждения и размышления поэта и его собственной роли в становлении «народного счастья». Он «лиру посвятил» своему народу, служил ему и сердцем, и творчеством, не ждал ничего взамен, мечтая о том дне, когда крестьянство обретет долгожданную свободу. Но, дождавшись, разочаровался: рабство оказалось отменено лишь формально, крестьяне по-прежнему остались зависимыми от своих бывших помещиков.
  3. Горестные размышления поэта о том, а возможна ли в целом свобода народа, смогут ли простые люди обрести подлинное счастье. В этой части можно найти все признаки трагического жанра.
  4. Описание единства лирического героя с природой, которая, как и он сам, надеется на наступление благодатных времен и народное счастье.

Таким образом, «Элегия», несмотря на жанровую специфику, это образец гражданской лирики Некрасова, в котором нашли отображение мысли поэта о Манифесте 1861 года. Страдания народа не должны оставлять равнодушным ни одного патриота, нельзя стереть их из памяти.

Жанровое своеобразие

Жанр стихотворения — элегия, грустный поэтический жанр, который часто использовали романтики для выражения своих сокровенных мыслей. Для элегии характерны песенные напевы, не зря из большого количества подобных произведений были созданы печальные песни, по звучанию приближенные к народным. Некрасов использует этот жанр для того, чтобы передать — ему небезразлична судьба крестьянства. Не зря в тексте упоминаются «песни жниц над жатвой золотой», горестные напевы сельских дев.

Читайте также:  Анализ стихотворения Приговор Некрасова

Поэт отошел от традиционного понимания элегии, внес в жанр свое понимание, передал собственное отношение к происходящему — несмотря на обретенную «свободу», народ счастья обрести пока не смог.

Вместе с тем, автор не утрачивает надежды на то, что рано или поздно справедливость восторжествует и все неравнодушные к судьбе родины смогут увидеть то, как крестьянин поднимается с колен и получает возможность честно трудиться на своей земле. Не ради обогащения помещиков, а ради собственной семьи.

Размер «Элегии» Некрасова — шестистопный ямб, классический торжественный вариант, который помогает приблизить текст к художественным особенностям классицистической поэзии. Однако содержание произведения далеко от пафоса классицизма.

Изобразительно-выразительные средства

Тематика народных страданий для Некрасова удивительно близка, не менее личностна, чем для отдельных романтиков описание любовных свиданий. Важнейший этап проведения анализа поэтического текста на уроках литературы — поиск используемых автором тропов и определение их роли. Некрасов — поэт, удивительным образом сочетающий в себе черты романтические и реалистические, поэтому его лирика богата образами, но они понятны, очевидны, не имеют двусмысленного толкования.

Примеры тропов:

  1. Эпитеты, позволяющие передать горестное положение простого народа (тощие стада, горестный напев, скошенные луга, народный враг).
  2. Торжественная лексика (рок, внимаю, влачат) помогает передать особое настроение. Сам себя Некрасов видит борцом за народные права, за свободу горячо любимого им крестьянства. Он противопоставляет себя тем, кто настолько слеп, что не видит — отмена крепостничества не сделала народ счастливым, рабство по-прежнему не отменено, оно глубоко укоренилось в душах крестьян.
  3. Риторические вопросы. Ни к кому не обращаясь, поэт задается вопросами, а стал ли народ более счастливым. На самом деле он обращается ко всем своим согражданам, призывая их задуматься и найти пути решения проблемы. В особой манере автор говорит со своими читателями, побуждает их отказаться от гордыни и протянуть руку помощи простому человеку, необразованному и не сильному в науках, зато душевному, доброму и удивительно отзывчивому.
  4. Олицетворения (песне вторят нивы, долы, откликнулся лес). Даже сама природа находится на стороне лирического персонажа и понимает его переживания. Поэтические образы сравниваются с настроением окружающего мира.

Пускай Манифест «подарил» простому человеку «свободу», но каких-либо серьезных перемен в жизни крестьянства он не принес, поэт с горечью понимает эту истину, она и побудила его написать настолько проникновенный и грустный текст.

В строфах поэтического текста не изображены конкретные образы (что в целом для лирики Некрасова характерно), скорее, они являются собирательными. Это поющие на страде по вечерам жницы, мальчишка, несущий отцу в поле обед, сгорбленный годами старик, медленно бредущий за сохой. Каждый из них выполняет свою работу, трудится честно и на совесть, а потому — заслуживает счастья, мирной и свободной жизни, возможности заниматься своим делом.

Поэт имеет мужество предполагать, что рано или поздно, но справедливость восторжествует, и русское крестьянство получит то, чего жаждет — не только свободу на бумаге, но и настоящую волю, свое место в жизни, надел земли, труд на котором поможет содержать семью и не жить в нищете.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия» (с планом)

Некрасов переживал за судьбу России и всей своей поэзией призывал к работе по преобразованию её в могучую и счастливую страну.

Стихотворение «Элегия», посвященное судьбе родины и роли поэта в обществе, написано Некрасовым 15—17 августа 1874 года. Сразу в печать произведение отдано не было. Некрасов решил выждать некоторое время, не торопиться с опубликованием столь острого в политическом плане стихотворения – он опасался новой цензурной бури. Стихи были отправлены 29 августа 1874 года супругу сестры поэта А.Н.Еракову. В сопроводительной записке Некрасов отмечал, что за последний период творчества — это «самые мои задушевные и любимые» стихи.

Импульсом к написанию стихотворения «Элегия» послужила лекция либерального историка русской литературы Ореста Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов продолжает писать уже на разработанную тему «страдания народа». Поэт оппонирует, высказывает своё мнение, убеждает, что эта тема не стареет.

Композиционно стихотворение «Элегия» делится на четыре крупные строфы по 14, 10, 12, 14 строк соответственно. Стихотворению свойственна общая высокая тональность. Сквозные темы стихотворения – судьба народа в пореформенную эпоху и миссия поэта в обществе.

Стихотворение «Элегия» — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

Проблематика стихотворения
Ключевая проблема, поднятая в «Элегии» — социально-исторического плана — результаты крестьянской реформы. Проблемные вопросы о положении народа в стихотворении сочетаются с вопросом о роли поэта в обществе.

В начале стихотворения оценивается актуальность темы «страдания народа». Лирический герой вводит нас в курс дела – «мода» говорит о том, что эта тема стара, и поэзия не должна отзываться на неё. Но лирический герой с этим не согласен. Он придерживается мнения, что для поэта нет дела важнее и существеннее, чем «толпе напоминать, что бедствует народ… к народу возбуждать вниманье сильных мира…»

Во второй строфе стихотворения лирический герой рассуждает о своей гражданской миссии, о долге и ответственности перед народом, о Музе, о судьбах людей. Фраза, с которой начинается вторая строфа «Элегии», стала лейтмотивом всего некрасовского творчества:

«Я лиру посвятил народу своему»…

Заканчивается вторая строфа тем, что поэт пытается найти ответ на вопрос: осчастливила ли реформа крестьян? Оковы крепостного права пали, «но счастлив ли народ»?

Эта важная тема получила развитие в третьей строфе стихотворения: «Сносней ли стала ты, крестьянская страда?»

Начинается третья строфа с мирных картин крестьянской жизни. Над золотой жатвой поют песни жницы, шагает старик, бежит довольное дитя, исправно работают серпы и косы. С какой любовью рассказывает Некрасов о простых крестьянских буднях. Высоко ценил поэт русский народ, желал ему безграничного счастья, думал о нём, переживал за него:

«Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме…»

На какие вопросы искал ответы Н.А.Некрасов? Изменилась ли жизнь крестьян в лучшую сторону после подписания царем Манифеста об отмене крепостного права?

«Свобода, наконец, внесла ли перемену?»

В третьей строфе ответа на этот вопрос нет.

Заключительная строфа «Элегии» начинается со слов: «Уж вечер настает…». Эти слова как будто бы возвращают нас в прошлое. Они напоминают нам элегию Жуковского «Вечер» (1806 г.), в которой есть такие слова: «Уж вечер… облаков померкнули края…»

Интонация в начале заключительной строфы раздумчивая. Темы раздумий – природа, творческое вдохновение. Вторая половина строфы более решительна. Громкой песне поэта вторят долы, нивы, горы, откликается лес. Но тот, от кого ждет поэт ответа, молчит. Зов, мольбы поэта пока не услышаны.

Какую цель преследовал автор при написании стихотворения «Элегия»?
«Элегия» представляла собой обращенный к юношеству завуалированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства. Если обратиться к черновому варианту стихотворения, то в нём можно найти такие слова:

«О, русский юноша! Есть темы выше моды:
Не старят их века. »

При более глубоком анализе «Элегии» становится ясно, что Некрасов опирался в этом стихотворении на принципы вольнолюбивой лирики Пушкина — «Деревня», «Эхо», «Памятник». «Влачатся», «тощие», «покорствуя бичам» — идет перекличка с пушкинской «Деревней».

Оба поэта шли в поэзии своими путями, но заслуги обоих перед Отечеством и русской литературой бесценны.

Главная мысль стихотворения «Элегия» — долгожданная крестьянская реформа не принесла счастья крестьянам. Нужно идти дальше.

Характерная особенность произведения – это пример элегии нового типа, элегии социальной.

Вчитываясь в произведение, можно заметить, что в стихотворении Некрасов ведёт речь не о бедствии одного народа, а о бедствии народов (во множественном числе):

«…пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам. »

Это же подчеркивается и в законченных в том же 1874 году и других произведениях Некрасова — «Страшный год» и «Смолкли честные, доблестно павшие…»

Стихотворный размер стихотворения «Элегия» — шестистопный ямб с использованием пиррихиев (пропусков ударений). В стихотворении применена смежная схема рифмовки (аабб) с использованием как женской рифмы (строки аа), так и мужской (строки бб).

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «изменчивая мода», «божий мир», «довольное дитя», «тайные вопросы», «рабству долгому», «живое воплощенье», «дальних гор»

Метафоры — «красный день», «жатвой золотою», «прохладной полутьме»

Обращения — «Не верьте, юноши!»

Олицетворение — «И лес откликнулся…»

Использована архаическая форма глагола – «стáреет»

Сравнение — «Как тощие стада по скошенным лугам…»

Риторический вопрос — «Чему достойнее служить могла бы лира?»

Фразеологизм – «сильных мира»

Восклицания — «Увы!», «Но каждый в бой иди!»

Чем запомнилось стихотворение Некрасова «Элегия»?
Необычным сочетанием формы поэтического произведения и его содержания. Казалось бы, элегия, — жанр довольно-таки сентиментальный. Но Некрасов подошел к вопросу новаторски — он создает социальную элегию. Это, несомненно, обогатило поэзию.

Стихотворение «Элегия» мне запомнилось тем, что в очередной раз Некрасов проявляет неравнодушие, как поэт, остро реагирует на окружающую действительность, ратует за лучшую долю для своего народа.

1. Вступление
2. История создания стихотворения «Элегия»
3. Что послужило импульсом к написанию стихотворения?
4. Композиция
5. Темы, поднятые в стихотворении, к какому типу лирики принадлежит?
6. Проблематика
7. Краткое содержание
8. Главная мысль стихотворения «Элегия»
9. Характерная особенность стихотворения
10. Стихотворный размер
11. Средства художественной выразительности
12. Чем запомнилось стихотворение?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Некрасов Н. А. «Элегия» – анализ стихотворения

Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Отрывок стихотворения Н. Некрасова «Элегия»

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира

Чему достойнее служить могла бы лира.

Краткий анализ стиха «Элегия»

Вариант 1

Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.

Не исключением стало произведение “Элегия”, написанное в 1874 г., которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.

В своем произведении Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжает бедствовать даже после получения свободы, в связи с проведенными реформами и отменой крепостного права.

В начале стихотворения Некрасов обращается к неизвестному оппоненту, убеждая его в том, что реформа практически не улучшила жизнь бедных людей. Во фразу “народ освобожден, но счастлив ли народ?” писатель вкладывает горечь, которая гложет его.

Напущенное благополучие, убеждение, что человек сам себе хозяин, что он может вольно работать на поле – все это не вводят в заблуждение поэта. Ведь он видит, что большинство людей обречено прожить всю жизнь, зарабатывая гроши тяжкой работой. Лишь единицы могут получить образование и подняться к лучшей жизни.

Поэт считает, что его долг и предназначение – это привлечь внимание “сильных мира сего” на ничтожную жизнь бедных людей, на их убогое прозябание и безысходность в жизни.

В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу. Ведь это спорный вопрос: с одной стороны, раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью.

Вариант 2

Своеобразное признание в любви к народу, которому автор посвятил свое творчество.

Тема народных страданий в “Элегии” – не дань моде, ее нельзя забыть, пока в стране царит угнетение, и бесправные подданные влачат жалкое существование. Призвание поэта в союзе с Музой – напоминать праздной толпе о существовании иного мира до тех пор, пока народ не почувствует себя счастливым.

Читайте также:  Анализ стихотворения Муза Некрасова

Все творчество направлено служению народу, который вероятно даже не догадывается об этом. Поэт исполняет свой долг по велению сердца, потому спокоен. Исход битвы решит судьба. Одно сражение выиграно: крепостные освобождены от рабства. Казалось, можно ликовать, но Муза шепчет о бесправии и несчастии простых людей.

Поэт задумывается, пытается найти ответы, наблюдая за жницами в поле, стариком с сохой, за бегущим по ниве ребенком. Он прислушивается к горестным напевам крестьянок. Мысли бродящего меж стогов поэта складываются в песню.

Он призывает благословение труженикам, сулит проклятия – врагам, могущество – друзьям обездоленных. Песне мечтателя вторит богатая разнообразием природа, безмолвствует лишь усталый народ.

Стихотворение «Элегия» Некрасова Н. А. – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Стихотворение «Элегия» написано Некрасовым в 1874 г. и является ответом на многочисленные нападки и обвинения поэта в том, что он в своих произведениях постоянно говорит о тяжелом положении простого народа. В 1861 г. произошла отмена крепостного права в России.

Консерваторы были крайне недовольны этим, считая указ чрезмерной преждевременной мерой. При этом их ярость против защитников народа усилилась. Некрасов отразил свои мысли об отмене крепостничества в своем произведении, иронично назвав его «Элегия». Стихотворение посвящено другу поэта – А. Еракову.

Жанр стихотворения

Несмотря на свое название, произведение можно отнести к жанру гражданской лирики, так как в нем выражены размышления поэта по поводу остающегося тяжелым положения крестьян.

Основная тема стихотворения

Основная тема стихотворения – риторический вопрос автора о том, действительно ли улучшилась жизнь крестьянства. Некрасов утверждает, что «страдания народа» являются неиссякаемой темой для творчества. Высшие классы не могут спокойно наслаждаться жизнью, пока в стране не прекратятся бедствия простых людей.

Поэт с гордостью заявляет: «я лиру посвятил народу своему». Ему не важны признание и почет. Отдав всю свою жизнь воспеванию страданий крестьян, Некрасов выполнил свой гражданский долг.

Отмена крепостного права – «красный день» для поэта, который наконец-то принес долгожданную свободу. Однако по прошествии нескольких лет Некрасова начинает мучить мысль: действительно ли настало улучшение. Его размышления над этим и вопросы остаются без ответа и повисают в воздухе, предлагая читателям самим ответить на них.

Некрасов делает тонкие намеки на мнимое достижение благополучия, упоминая «народного врага» и с грустью отмечая, что народ, которому он посвящает свое творчество, «не внемлет… и не дает ответа».

Композиция

Стихотворение можно разделить на две части. В первой Некрасов указывает, что творчество должно обязательно защищать простой народ и описывать его беды. Переходом ко второй является вопрос: «счастлив ли народ?» после реформы. Вторая часть состоит из размышлений поэта над этим мучительным вопросом.

Размер

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает ему торжественность и оттенок классицизма.

Выразительные средства

Некрасов широко использует эпитеты в описании тяжелого положения крестьянства («тощие стада», «горестен… напев») и его воображаемого благополучия («красный день», «жатвой золотою»). Поэт сравнивает себя с воином, сражающимся за правое дело. В образе «народного врага» метафорически представлены высшие классы общества. Торжественность стихотворения подчеркивается употреблением громких «классических» слов: «влачатся», «рок», «внимаю».

Главная мысль стихотворения не выражена явно. Читатель сам должен догадаться, что за лирическими размышлениями автора скрывается горькая правда. Народ так и не был избавлен от своих страданий, изменилась лишь форма, но не сама его вековая зависимость.

Вариант 2

Некрасов начинает «Элегию» обращением к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен “Элегии” Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, — отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта.

Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».

Вариант 3

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».

Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы.

Муза, по мнению Некрасова – союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая внимание «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: «Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».

Дополняется монолог эпитетами – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада». Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие». В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасов Н. А.

Вариант 1

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано». Жанр произведения указан в его названии — эле­гия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков.

Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; ав­тор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа.

Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор го­ворит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

Вариант 2

Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н.А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».

Для своего стихотворения Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, т.е. Александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма.

Некрасов вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив.

Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия – это традиционный лирический жанр, содержание которого – любовные переживания лирического героя. Однако, эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Не только народ, но и вся Русь – вот та неизменная возлюбленная Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

Вариант 3

Читайте также:  Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

«Элегия. А. Н. Еракову» («Пускай нам говорит изменчивая мода» ) (1874) представляет со­бой образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Н. А. Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насы­щались новыми жанровыми признаками. В частности, своеобразно используется в ней типичное для романтических медитативных элегий В. А. Жуковского ритмико-синтаксическое построе­ние.

Свою «Элегию» Н. А. Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы «страдания народа» (полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современ­ным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже Н. А. Некрасовым «исчерпано» и что «поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему»): «Пускай нам говорит изменчивая мода, / Что тема старая «страдания народа» / И что поэзия забыть ее должна, / Не верьте, юноши! не стареет она».

Новый вопрос, поставленный Н. А. Некрасовым в «Элегии» в связи с положением народа, стал одним из основных вопросов главного полотна поэта — эпической крестьянской поэмы-сим­фонии «Кому на Руси жить хорошо?»: «Пора идти вперед: / Народ освобожден, но счастлив ли народ?».

Вопрос о положении народа сливается в «Элегии» с вопросом о роли поэта в обществе: «Я лиру посвятил народу своему». Развивая собственную программу гражданственности искусства, Н. А. Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики А. С. Пуш­кина в «Деревне». Звучит у Н. А. Некрасова и своеобразная вариация пушкинской темы «поэта и толпы»: Н. А. Некрасова мучает вопрос о том, дойдет ли его песня до народной души, принесет ли пользу:

«Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, / По нивам, по лугам, уставленным стога­ми, / Задумчиво брожу в прохладной полутьме, / И песнь сама собой слагается в уме, / Недавних, тайных дум живое воплощенье: / На сельские труды зову благословенье, / Народному врагу про­клятия сулю, / А другу у небес могущества молю, / И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, / И лес откликнулся. Природа внемлет мне, / Но тот, о ком пою в вечерней тишине, / Кому посвящены мечтания поэта, — / Увы! не внемлет он — и не дает ответа.»

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.

История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры«говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».

Эпитеты«наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда».

Сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада».

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: « Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма» . Дополняется монолог эпитетами – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада» . Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие» . В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

«Элегия» Н. Некрасов

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира.

‎Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ. »

‎Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев. »

‎Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году нападки на поэта со стороны литературных критиков и чиновников усилились, так как он по-прежнему продолжал адресовать свои произведения низшим слоям общества, считая, что их жизнь нисколько не улучшилась.

Наконец, в 1874 году, желая ответить своим оппонентам на незаслуженные упреки и оскорбления, Николай Некрасов написал стихотворение «Элегия», из названия которого можно сделать вывод, что на сей раз речь пойдет о чем-то благородной и изящном. В этом заключалась ирония поэта, который вновь посвятил стихи тяжкой доле своего народа и попытался найти ответ на вопрос, действительно ли крестьянам стало жить лучше после отмены крепостного права?

Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют. И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. «Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов, и в этих словах нет ни грамма пафоса. Ведь поэт на собственном опыте узнал, каково это – жить в нищете и порой даже не иметь крыши над головой. Поэтому Некрасов отмечает, что он «сердцем спокоен» и нисколько не сожалеет о том, что героями его произведений являются не взбалмошные светские девицы, чиновники и аристократы, а крестьяне.

Некрасов отмечает, что ему посчастливилось видеть «красный день», когда произошла отмена крепостного права, что вызвало у поэта «сладкие слезы». Однако радость его была недолгой, так как, по уверению автора, муза-вдохновительница приказала идти ему вперед. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?», — вопрошает поэт.

Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью. Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы, ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.

Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам. И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми. На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться. При этом Некрасов прекрасно осознает, что естественный процесс миграции вчерашних крепостных уже начался, и этим пользуются их вчерашние хозяева, которые за копейки покупают дармовую рабочую силу, которая не умеет отстаивать свои права в силу безграмотности и впитанного с молоком матери преклонения перед господами. В итоги тысячи вчерашних крестьян обрекают себя и свои семьи на голодную смерть, даже не подозревая о том, что на их труде по-прежнему наживаются те, кто сумел извлечь свою выгоду из отмены крепостного права.

Ссылка на основную публикацию