Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин

«Поэт и Гражданин», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение было написано в 1856 г. и включено в изданный в 1956 г. сборник. Поскольку к тому времени сборник стихотворений 1856 г. уже прошёл цензурную проверку, Некрасов ввёл стихотворение «Поэт и Гражданин» в качестве предисловия, оно напечатано более крупным шрифтом.

В журнале «Современник» №11 за 1856 г. в рецензии Чернышевского на сборник Некрасова были полностью приведены три стихотворения, среди них – «Поэт и Гражданин». Стихотворение подверглось цензурным нападкам и в следующем издании 1861 г. было напечатано в искажённом виде.

Литературное направление и жанр

Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение – манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

Поэт пытается оправдаться Пушкиным, цитируя жизненное кредо Поэта из стихотворения «Поэт и толпа». Но акценты в стихотворении Пушкина несколько иные: конфликт между прагматическим типом сознания и возвышенно-поэтическим. Пушкин этого конфликта не решает. У Некрасова же побеждает Гражданин – носитель активной жизненной позиции (безотносительно к тому, полезна ли она, выгодна ли).

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт – свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

То есть лучшее исполнение гражданского долга – смерть за дело: «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Эти слова вызвали больше всего нападок цензуры, которая усматривала призыв к политической борьбе.

Гражданин называет поэта избранником неба (пушкинская характеристика), глашатаем вековых истин. Гражданин призывает служить народу: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи». По мере служения дар поэта проявится сам, подобно искрам из-под молота.

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Гражданин произносит кульминационную фразу, ставшую афоризмом, в которой заключён основной смысл стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданская позиция как внутреннее состояние человека должна быть у каждого. Внешний статус (поэт, купец, кадет, мещанин, чиновник, дворянин, сенатор, герой, предводитель) становится несущественным.

Гражданин не оставляет Поэта в неведении о том, что судьба гражданина тяжела, потому что «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Но «жалок гражданин безгласный», когда ладья свободы летит к бездне (метафора).

В конце Поэт раскрывает причину своей пассивности. В 20 лет он проявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила», боясь обвинений в клевете. Поэт раскаивается в своей измене гражданскому долгу, называя его священным долгом человека, а себя – больным сыном больного века.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.

Подобную диалогическую форму стихотворения называют драматизированным стихотворением. В полемике побеждает Гражданин. Поэт «у двери гроба» обращается к музе, раскаиваясь в потраченном впустую таланте. Это внутренняя победа Некрасова над собственной пассивностью и ленью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (как пушкинское «Поэт и толпа») с многочисленными пиррихиями. Мужская и женская рифмы чередуются. Кольцевая, парная и перекрёстная рифмовки чередуются неупорядоченно, как и у Пушкина.

«Поэт и гражданин» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – средства выразительности, тема, жанр

Большинство стихотворений Н. Некрасова посвящено общественной тематике, в контексте нее он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и гражданин» изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Поэт и гражданин» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.

История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры«чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».

Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».

Сравнения«как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы», чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших». Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр произведения – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

«Поэт и гражданин»: социально-политическая тематика лирики Некрасова

Российская империя. 1855 год. Некрасов работает над новым произведением, в котором собирается раскрыть специфику социально-политической ситуации своего времени. Речь идет о стихе «Поэт и гражданин». Сто лет спустя (может быть, немножко больше) в СССР примут так называемый «закон о тунеядстве». Под действие этого закона подпадет и поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. В стенограмме, которая осталась после допроса автора «Набережной неисцелимых», Бродский называет себя поэтом и переводчиком. Писателю, в свою очередь, задают вопрос: учился ли он на поэта, заканчивал ли он университет, чтобы быть поэтом? Бродский ответил, что поэтическое дарование дается Богом. Так вот, Некрасов предлагает свою версию взаимоотношений поэта и общества. Какую? Давайте разберемся.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры – «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».

Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».

Сравнения – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Анализ стихотворения Н. Некрасов «Поэт и гражданин»

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Читайте также:  Анализ стихотворения Муза Некрасова

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, о. Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

Вариант 2

В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «чита­ет», «с восторгом»). Стихотворение написано в целях полеми­ки поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства.

Пришедший к поэту гражда­нин призывает его проснуться и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».

Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет: «С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…». Гра­жданин рисует поэту образную картину плывущего по воде корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз. А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам.

В ходе спора выясняется, что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос поэта — это как раз и есть голос обще­ства. Поэт в стихотворении называется «избранником неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возни­кает образ Музы, угрюмой красоте которой идет терновый венок.

Содержание произведения перекликается с работами В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского о гражданственности и народности искусства. В нем есть также отсылка к пушкин­скому стихотворению «Поэт и толпа» («Не для житейского волненья…»). А также переложение… строки из поэмы К. Ф. Рылеева «Войнаровский»: «Я не поэт, а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан». Материал с сайта //iEssay.ru

Интересна история создания стихотворения. Первоначаль­но Н. А. Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Со­временника» за 1855 год с названием «Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался с цензурны­ми искажениями.

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

  1. Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
  2. Социальной несправедливости в обществе;
  3. Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
  4. Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
  5. Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы», чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших». Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Основная идея

Главная мысль стихотворения выражена в афоризме, упомянутом в монологе Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Имея данный талант, личность обязана служить своему народу и отечеству, применяя свой дар во благо.

Смысл произведения — донести до читателей и авторов истинное предназначение таланта поэта. Некрасов призывает всех современников оглянуться вокруг и увидеть, как обстоят дела в стране, как живется обществу. Если ответы неутешительные, то необходимо использовать все свои силы, чтобы исправить ситуацию.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

Некрасов и особенности его творчества

Николая Некрасова можно по праву назвать классиком русской литературы. Случай писателя раскрывает взаимосвязь биографии, деятельности и мотивов, присутствующих и постоянно появляющихся в творчестве. Николай Алексеевич занимался не только художественной литературой, но также публицистикой. Например, до 1866 года Некрасов был вовлечен в руководство литературным и общественно-политическим журналом, названным «Современником». После 1868-го писатель занялся редактированием «Отечественных записок». На страницах этого журнала, в частности, вышло множество текстов и самого Некрасова.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с анализом стихотворения “Русские женщины” Николая Некрасова, которое он посвятил женам офицеров, поднявших восстание в декабре 1825 года.

Некрасов – фигура неоднозначная. О своеобразии личности писателя литературоведы спорят до сих пор. Некрасов представлял на страницах своих произведений проблему страданий крестьян, описывал идиллический характер сельской жизни, а также трагедии, сопровождавшей крестьянское существование в российской империи. Возможно, наиболее ярко подобная тематика предстала в «Русских женщинах», также принадлежащих перу Некрасова. В данном случае, писатель вдохновился судьбой и самоотверженностью жен офицеров, поднявших бунт, вошедшее в историю под названием «восстание декабристов».

Язык некрасовских текстов

По причине интереса крестьянской жизнью, увлеченности живым языком большей части русского народа (а те тем сочетанием русского и французского, которое отличало говор аристократов), Некрасов вводит в литературу этническое своеобразие русской культуры. Прежде всего, это отражается на языке произведений Некрасова. Элементы фольклора и народного говора, простонародные обороты речи и т. д. писатель использовал довольно часто, причем делая это как в публицистике, так и в лирике или прозе. Поэтому можно говорить о расширении Некрасовым диапазона поэтического аспекта русской литературы, ведь писатель дополнил ее элементами народной лексики, пародии и сатиры, а также ввел в произведения специфическую, окрашенную фольклорной уникальностью, риторику. Порой в рамках одного и того же текста Некрасов использует элегические, лирические и сатирические мотивы. Эту черту считают специфической характеристикой творчества Некрасова, потому что до Николая Алексеевича такой литературный маневр никто не применял.

Ремарка: об истории написания «Поэта и гражданина»

Итак, Некрасов начал работу над стихотворением в 1855-м. Публикация же «Поэта и гражданина» пришлась на 1856 год. Более того, произведению отвели почетную роль предисловия к поэтическому сборнику Николая Алексеевича. Некрасов всегда старался выразить свою гражданскую позицию и мнение касательно общественного уклада Российской империи. Например, существуют даже исследования, посвященные образу революционной демократии, приверженцев которой Некрасов неоднократно выводил на страницах своих текстов.

Литературное направление и жанр

Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа» , с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение — манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

Ключевой темой произведения является описание тяжелой судьбы крестьянских женщин, которая основана на реальных событиях, услышанных поэтом, при этом прототипом главной героини стихотворения автор представляет собственную мать, покорно переносившую унизительное отношение мужа.

Старая женщина встречает сына, вернувшегося с воинской службы больным чахоточным заболеванием и постепенно угасая под гнетом тяжелой болезни, при этом мужчина, понимая приближение конца, пытается помочь матери по хозяйству, подремонтировав избу, забор, не жалуясь на непрекращающиеся боли, поскольку является глубоко верующим человеком, привыкшим к жизненным трудностям.

Только в болезненном бреду солдат рассказывает матери о непосильной доле простых людей в армии, вынужденных переносить жестокое отношение вышестоящих офицеров.

Орина испытывает душевные страдания, осознавая скорую сыновью кончину, и раскрывает свои переживания соловушке, покорно принимая жизненную несправедливость виде скоропостижной смерти собственного ребенка, не ропща на судьбу и не пытаясь найти виноватых.

Читайте также:  Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

Повествуя о материнской доле русской женщины, поэт демонстрирует огромную силу воли и мужество обычной крестьянки.

Вариант 2

Лирическое произведение, повествующее о горе матери, потерявшей сына, одновременно имеет соей целью расшатать основы самодержавного строя. Автор подводит читателя к мысли о несправедливости существующих порядков, хотя и не утверждает ничего прямо.

Автор рисует картину встречи охотников и крестьянки. Спрашивая о ее горе, они узнают о смерти сына своей случайной знакомой. Некрасов ничего не говорит о притеснениях, котором подвергался сын крестьянки Орины в армии, о телесных наказаниях, которые тогда применялись очень широко и которых вряд ли можно было избегнуть в течение многолетней службы. Мало того, при описании болезни отставного солдата автор говорит о кровохаркании. Это указание на обычный туберкулез, который в те времена не умели лечить. Заражение инфекционным заболеванием, конечно, нельзя напрямую связать с военной службой.

Однако Некрасов все же мягко подводит читателей к мысли, что именно государство, призвавшее сына Орины в армию, несет ответственность за его смерть и горе матери. В тексте произведения неоднократно упоминается, что крестьянский парень до призыва был не просто совершенно здоров, но обладал большой физической силой.
Кроме того, автор называет солдатскую службу бессрочной. Действительно, в те времена она продолжалась 25 лет, и не каждый мог дожить до ее окончания. Автор сопоставляет горе Орины после того, как ее сына забрали в рекруты и после его смерти. Это должно было побудить читателей еще раз задуматься о жизнях, сломанных такими суровыми порядками.

Автор, желая, чтобы читатели сделали сами вывод о несправедливости действующих законов, вкладывает в уста умирающего солдата отказа объяснить, в чем причина его болезни. Ссылка на нежелание прогневить Бога своим ропотом на судьбу также подчеркивает крестьянскую покорность. В стихотворении никто из героев не жалуется не только на господ и начальство или жестокие законы , но и на свою тяжкую долю. Указание на терпение простого народа важно для Некрасова тем, что именно им он объяснял нежелание крестьян подняться на борьбу против угнетателей, за установление боле справедливого строя.

На осуждение автором многолетней солдатской службы указывает и перемены, произошедшие в крестьянском сыне во время его службы в армии. Даже покинув службу, он продолжал, уже умирая чувствовать себя солдатом. Привычка чистить форму и доведенные до автоматизма приемы обращения с оружием буквально въелись в него. Умирая, сын Орины впадает в беспамятство и начинает чувствовать себя в казарме, повторяя то, что он делал там изо дня в день. Это превращение человека в придаток государственной машины особенно ярко показано на фоне деревни. Русская природа, которую любил и поэт и его герои, служит контрастом той жизни, в которую годами был погружен сын Орины.
Солдат, которого отпустили домой умирать, и мать, оплакивающая его кончину, предстают перед читателями живыми людьми. Критика существующих порядков дана ненавязчиво, целью автора было не столько обличить, сколько заставить задуматься.

Анализ 3

На первом месте в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин в произведениях поэта выступала его родная мать, которая покорно терпела тиранство мужа.

В произведении “Орина мать солдатская”, которое вышло в свет во второй половине XIX века, Некрасов повествует о подлинной любви матери к сыну. Стихотворение передает все страдание, которое довелось пережить женщине ожидающей сына с войны, а затем потерявшей его на мирной земле.

Идейная составляющая произведения состоит в том, что поэт хотел показать настоящую русскую женщину – мать, которая самоотверженного справляется со своим несчастьем, утратой сына – солдата. Женщина находясь в горе никого не стремится обвинять, она единолично переживает свою невосполнимую потерю.

Некрасов строит свое стихотворение в форме диалога, который идёт между женщиной – матерью солдата и лирическим героем. Роль лирического героя берет на себя сам поэт.

В стихотворении превалируют слова в уменьшительной форме: “кумушка”, “кручинушка”, “солдатик” и другие. Такая форма слов способствует передачи особенностей речи крестьянской женщины.

Стихотворение имеет начало, в котором сообщается, что лирический герой возвращаясь с охоты заходит на ночлег в уже знакомое место к одной крестьянке. Женщина делится своей печальной историей о том, как ждала сына из армии долгие годы, а по возвращению он оказался тяжело болен и вскорости умер. Страданиям женщины нет предела, несколько дней счастья сменяются новыми страданиями.

Во время описания последних часов при жизни Ивана, поэт употребляет ряд глаголов: чистит, набелил, пел, вытягивал, которые придают речи динамизма и эмоционального напряжения.

С утра Иван был в памяти и попрощавшись с матерью он погасает будто свечка, такое сравнение позволяет эмоционально представить, как солдат скоропостижно умирает.

И снова остаётся страдать одинокая мать наедине с рекой личного горя.

В стихотворении Некрасов применяет множество знаков восклицания, которые способствуют передачи сильных эмоций и переживаний.

Многоточия стоят там, где у женщины не остаётся слов и она погружается в воспоминания.

В произведении автор раскрыл смысл жизни матери. Перед нами образ сильной русской женщины, которая смиренно переносит судьбу.

Анализ стихотворения Орина мать солдатская по плану

Орина мать солдатская

Возможно вам будет интересно

По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.

В центре событий стихотворения под названием «Ты не забыта» девушка, которая закончила жизнь самоубийством. Она была убита одной единственной пулей, которую она специально сберегла

Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее

Если рассматривать версию, которую приводят биографы поэта, то Клен ты мой опавший.. – стихотворение, которое было написано практически с натуры. В ноябре 1925 Есенин лечился в клинике, для этого было много причин

Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.

Анализ стихотворения Некрасова Орина мать солдатская

Особое место в поэзии Н. А. Некрасова занимает тема печальной судьбы русских женщин. Независимо от сословия они были совершенно бесправны. Прототипом несчастных женщин в творчестве поэта стала мать Некрасова, которая смиренно терпела унижения супруга.

В стихотворении «Орина мать солдатская», которое было написано в 1863 году, Николай Алексеевич рассказывает о материнской любви женщины-крестьянки, похоронившей любимого сына.

Идея стихотворения заключается в том, чтобы рассказать о матери, которая стойко и безропотно переносит скоропостижную смерть сына-солдата, не обвиняя и не проклиная никого.

Перед стихотворением поэт ставит эпиграф, отражающий смысл произведения.

Николай Алексеевич пишет стихотворение в виде диалога между женщиной-крестьянкой и лирическим героем. В роли лирического героя выступает сам Некрасов.

В произведение преобладает огромное количество деминутивов: «кумушка», «думушка», «кручинушка», «солдатик» и много других. Они передают особенность речи крестьянки, свойственную простому русскому народу.

Произведение начинается строками поэта о том, что он едет с охоты к «ночлегу прошлогоднему». Он уже знаком с крестьянкой, у которой остановится на ночлег.

В этот приезд Николай Алексеевич замечает, что женщина «насупилась». Некрасов очень переживал за нелёгкую судьбу простых русских людей, поэтому попросил рассказать крестьянку, что ее беспокоит. Он надеялся, что сможет помочь – «размыкать».

И Орина рассказала печальную историю, которая произошла с её сыном.

Женщина проводила сына в армию и больше «свидеться не чаяла», потому что служба затягивалась на долгие двадцать пять лет. Вернувшись, сын мог уж и не застать мать живой.

Неожиданно через восемь лет её сын Иван возвращается в «бессрочные…». Раньше времени солдат отпускали со службы либо чтобы продлить свой род, либо умирать. Мать не могла нарадоваться приезду сына: истопила баню, напекла блинов.

Но радость была не долгой. Оказалось, что Ваня вернулся с серьезным заболеванием. По ночам его «кашель бьёт» и платок «в крови мокрёхонек». Поэт называет болезнь Ивана эпитетом «хворость окаянная». Промучился Ваня девять дней, а на десятый «преставился…»

Женщина описывает сына эпитетами: «богатырского сложения» и «здоровенный детинушка». Чтобы построить избу матери, брёвна «он один таскал сосновые…» Даже генерал «подивился» такому крепкому парню.

Вспоминая сына, в словах Орины звучит сравнение – «русы кудри как шелковые…». Это говорит о том, что Иван был не только сильным, но и красивым юношей.

Вернувшись домой, Ваня понимал, что умрёт. Напоследок он старался всё успеть: подремонтировал дом, поставил забор вокруг огорода. Но ни разу не обмолвился о тяготах военной службы и никого не винил в своей болезни. Во-первых, потому что крестьяне с малых лет привыкли беспрекословно выполнять непосильную работу, молча перенося все трудности. Во-вторых, Иван был верующим человеком, что следует из слов «немота перед кончиною подобает христианину». Эта фраза говорит о том, что перед смертью ни в коем случае нельзя никого обвинять и проклинать, чтобы не гневить Бога. Ведь «гневить всевышнего» – это «бесов радовать». Поэтому женщина не расспрашивала сына ни о чём, чтобы после его смерти никого не осуждать.

И вот ночью накануне смерти сына «бесталанная» мать увидела страшную картину. В бреду Ивану «служба представлялась».

Описывая последние часы жизни Вани, поэт использует глаголы, которые придают эмоциональное напряжение: «чистит амуницию», «набелил ремни», «пел песни хватские», «артикул выкидывал», «носок вытягивал». От этих действий даже «домишка вздрагивал». И Орина поняла, что сына сгубили постоянные военные тренировки – муштра.

Утром к Ивану «память воротилась». Он попрощался с матерью и «погас … словно свеченька», то есть умер быстро, как сгорает восковая свеча.

И осталась у матери только «горя реченька бездонная. » Любящая мать не роптала на судьбу, она просто тихо страдала.

В произведении автор использует много восклицательных знаков, которые помогают передать сильное волнение.

Несколько раз в стихотворении встречается многоточие в словах любящей матери. Этим поэт показывает, что женщина, погружаясь в грустные воспоминания, не может сказать ни слова.

В стихотворении поэт рассказал о материнской любви крестьянки, которая похоронила сына – солдата, измученного муштрой. Автор показал сильную, смиренную русскую женщину, которая кротко переносит смерть сына, никого не обвиняя.

Картинка к стихотворению Орина мать солдатская

Популярные темы анализов

Стихотворение “Кинжал” молодой поэт Александр Сергеевич Пушкин пишет, находясь в ссылке. Так как произведение несет в своем замысле революционное содержание “Кинжал” не печатают. Однако данный шедевр достаточно широко распространился

Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и

В 1820 году Пушкин гостит в Каменке в имении братьев Давыдовых. Здесь же он знакомится с дочкой генерала Раевского, между ними, скорее всего, возникают недолгие чувства, которые откладывают свой отпечаток на душе поэта. Стихотворение можно

Гумилёв – романтик. Он писал про дальние загадочные страны. Бурная фантазия или прочитанные книги позволили ему создать цикл стихотворений под общим названием «Капитаны». Они были написаны в Крыму, в Коктебеле.

Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Иван Бунин написал в 1922 году, когда жил во Франции. Поэт показывает свою печаль и тоску по родному дому, по жизни среди любящих и близких людей.

«Орина, мать солдатская» Н. Некрасов

Чуть живые, в ночь осеннюю
Мы с охоты возвращаемся,
До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.

«Вот и мы! Здорово, старая!
Что насупилась ты, кумушка!
Не о смерти ли задумалась?
Брось! пустая это думушка!

Посетила ли кручинушка?
Молви – может, и размыкаю».
И поведала Оринушка
Мне печаль свою великую.

– Восемь лет сынка не видела,
Жив ли, нет – не откликается,
Уж и свидеться не чаяла,
Вдруг сыночек возвращается.

Вышло молодцу в бессрочные…
Истопила жарко банюшку,
Напекла блинов Оринушка,
Не насмотрится на Ванюшку!

Да не долги были радости.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!

Говорит: „Поправлюсь, матушка!“
Да ошибся – не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился…–

Замолчала – не прибавила
Ни словечка, бесталанная.
«Да с чего же привязалася
К парню хворость окаянная?

Хилый, что ли, был с рождения. »
Встрепенулася Оринушка:
– Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!

Подивился сам из Питера
Генерал на парня этого,
Как в рекрутское присутствие
Привели его раздетого…

На избенку эту бревнышки
Он один таскал сосновые…
И вилися у Иванушки
Русы кудри как шелковые…–

Читайте также:  Анализ стихотворения Перед дождем Некрасова

И опять молчит несчастная…
«Не молчи – развей кручинушку!
Что сгубило сына милого –
Чай, спросила ты детинушку?»

– Не любил, сударь, рассказывать
Он про жизнь свою военную,
Грех мирянам-то показывать
Душу – богу обреченную!

Говорить – гневить всевышнего,
Окаянных бесов радовать…
Чтоб не молвить слова лишнего,
На врагов не подосадовать,

Немота перед кончиною
Подобает христианину.
Знает бог, какие тягости
Сокрушили силу Ванину!

Я узнать не добивалася.
Никого не осуждаючи,
Он одни слова утешные
Говорил мне умираючи.

Тихо по двору похаживал
Да постукивал топориком,
Избу ветхую облаживал,
Огород обнес забориком;

Перекрыть сарай задумывал.
Не сбылись его желания:
Слег – и встал на ноги резвые
Только за день до скончания!

Поглядеть на солнце красное
Пожелал, – пошла я с Ванею:
Попрощался со скотинкою,
Попрощался с ригой, с банею.

Сенокосом шел – задумался:
„Ты прости, прости, полянушка!
Я косил тебя во младости!“ –
И заплакал мой Иванушка!

Песня вдруг с дороги грянула,
Подхватил, что было голосу:
„Не белы снежки“, – закашлялся,
Задышался – пал на полосу!

Не стояли ноги резвые,
Не держалася головушка!
С час домой мы возвращалися…
Было время – пел соловушка!

Страшно в эту ночь последнюю
Было: память потерялася,
Всё ему перед кончиною
Служба эта представлялася.

Ходит, чистит амуницию,
Набелил ремни солдатские,
Языком играл сигналики,
Песни пел – такие хватские!

Артикул ружьем выкидывал
Так, что весь домишка вздрагивал;
Как журавль стоял на ноженьке
На одной – носок вытягивал.

Вдруг метнулся… смотрит жалобно…
Повалился – плачет, кается,
Крикнул: „Ваше благородие!
Ваше. “ Вижу, – задыхается.

Я к нему. Утих, послушался –
Лег на лавку. Я молилася:
Не, пошлет ли бог спасение.
К утру память воротилася,

Прошептал: „Прощай, родимая!
Ты опять одна осталася. “
Я над Ваней наклонилася,
Покрестила, попрощалася,

И погас он, словно свеченька
Восковая, предыконная… –

Мало слов, а горя реченька.
Горя реченька бездонная.

Дата создания: 1863 г.

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью.

Неудивительно, что впоследствии в своем творчестве Некрасов уделял много внимания вопросам жизни и быта простых людей, пытаясь привлечь к их проблемам внимание общественности. Сам факт наличия крепостного права в России возмущал поэта до глубины души, и он всячески пытался бороться с этим пагубным явлением. Соответственно, угнетали Некрасова и многие другие явления в современном обществе, среди которых – солдатская служба, срок которой составлял 25 лет. Это означает, что молодые крестьянские парни, призванные в русскую армию, возвращались домой стариками. Если, правда, доживали до того момента, когда уже были непригодны к строевой службе. Правда, бывали и исключения, когда русских солдат раньше срока отпускали домой умирать. Именно о такой ситуации рассказывает Некрасов в своем стихотворении «Орина, мать солдатская», написанном в 1863 году.

С этой пожилой женщиной поэт повстречался совершенно случайно, и она поведала ему свою печальную историю. Отправив сына в армию, она уже не чаяла увидеть его вновь. Но прошло всего восемь лет, и Ванюша вернулся домой. Но не для того, чтобы порадовать свою старушку-мать, которая протопила баню и выставила на стол все имеющиеся в доме запасы еды. Через 10 дней ее сын скончался от чахотки. Обращаясь к своей героине, поэт спрашивает: «Что сгубило сына милого – чай, спросила ты детинушку?». Однако Орина так и не смогла ответить на этот вопрос, потому что русские солдаты не привыкли жаловаться на свою долю. Обладая богатырским здоровьем, Ванюша растратил его в казармах, но даже родной матери ни словом не обмолвился о том, что ему пришлось пережить за эти годы. «Все ему перед кончиною служба эта представлялася», – призналась Орина. Но при этом женщина не сказала ни одного худого слова в адрес тех, кто, возможно, был повинен в смерти ее сына. И эта покорность судьбе, это удивительное смирение до глубины души тронули поэта, который всеми доступными способами пытался облегчить участь своего народа, понимая, что помочь всем и каждому ему не под силу.

Урок литературы по теме «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». (по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. Г.И.Беленького.– М.: Мнемозина, 2013.)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Цель: добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

Задачи:

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературы по теме

«Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …».

(по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. Г.И.Беленького.– М.: Мнемозина, 2013.)

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.

Цель : добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтобы выполнить домашнее задание, вам необходимо было вспомнить, что характерно для произведений устного народного творчества.

– Какие же слова характерны для УНТ? (Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты, деепричастия с суф. -учи (-ючи), междометия).

– Докажите близость стихотворения «Орина, мать солдатская» к УНТ ( кручинушка, чай, детинушку, сударь, гневить, окаянных, молвить, тягости, подосадовать, осуждаючи, умираючи, утешные, топориком, забориком, резвые, красное, скотинкою, полянушка, в младости, Иванушка)

III. Изучение нового материала.

1. Тема урока. С-1 «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская…».

2. Давайте определим задачи сегодняшнего урока.

1. Познакомиться со стихотворением «В полном разгаре …».

2. Проследить, как изображается «долюшка женская» в стихотворении Некрасова.

3. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

1. Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. » в исполнении артистки Варвары Николаевны Рыжовой.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

– Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов? (русской женщине, крестьянке, матери).

– Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

С-2 Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская. » рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры. Брак сестры, кстати, тоже не принёс ей счастья.

К изображению образа русской женщины обращались не только писатели и поэты, но и художники. Предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

3. Экскурсия по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

С-3, 4, 5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника — «На жатве. Лето» отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А.Г.Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

4. Слово учителя.

1) Стихотворение датировано 1862г.

С-6 2 раза В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

С-7 Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

2) Выразительное чтение двух первых трехстиший.

С-8 – В каких строчках звучит главная тема стихотворения? ( Не сыскать труднее русской долюшки женской ).

– Каков образ матери в этих строчках? (Образ многострадальной матери)

– Что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения? (Русская женщина вынесет всё).

3) Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

– Найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многострадальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

(Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя – нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых).

4) Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».

– Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

( Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора) .

5) Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам. ».

– Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

( Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой).

– С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, просторечные слова?

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать. »), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

С-9 – Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

Стихотворение «В полном разгаре. » написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

VI. Знакомство с песней «В полном разгаре страда деревенская…» в исполнении Кубанского хора.

С-10 Стихотворение Н.А.Некрасова « В полном разгаре страда деревенская…» стало поистине народным достоянием. На стихи положена музыка. Прослушайте песню в исполнении Кубанского хора.

С-11 Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

VIII. Домашнее задание. С-12 Прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Задание 1 на с.189.

Ссылка на основную публикацию