Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»

Некрасов – поэт, стихи которого отличаются силой и глубиной содержания. Он велик, как в смысле общественного значения своей лирики, так и в смысле энергии и силы поэтического вдохновения.

В 1856 году Н.А.Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А.Некрасова. В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.Некрасова». Этот сборник долго и тщательно готовился поэтом. Воспользовавшись определенным снижением цензурного гнета, он включил в это сборник произведения, об издании которых еще совсем недавно невозможно было и думать. Книга имела колоссальный успех и была раскуплена в несколько дней.

В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В.Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник». Впервые стихотворение было опубликовано в десятом номере журнала «Библиотека для чтения», еще до выхода сборника стихов Некрасова. Основной темой стихотворения «Школьник» являются вопросы образования, об особенностях и возможностях которого и рассуждает лирический герой произведения.

Стихотворение «Школьник» включает в себя десять строф. Композиционно его можно разделить на три смысловые части. В первой части, состоящей из вступительного четверостишия (первая строфа), автор описывает, как протекала поездка лирического героя. Далее следует основная часть произведения (она включает в себя шесть с половиной строф), которая представляет собой монолог лирического героя. И в заключительной части лирический герой стихотворения обращается к «родной Руси».

В первом четверостишии стихотворения «Школьник» автор коротко, но выразительно описывает настроение лирического героя. Здесь и раздражение от медленно едущего коня: «Ну, пошел же, ради бога!» и недовольство однообразным пейзажем: «невеселая дорога». Заканчивается вступление тем, что проезжающий приглашает деревенского мальчика сесть в повозку, ибо им по пути.

Мальчик очень бедно одет, в его котомке лежит книга. Решив, что тот направляется в школу, лирический герой начинает рассуждать на тему образования. Причём образования не вельмож, а простых людей. Он предполагает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями («издержал последний грош»), и подбадривает школьника, говоря ему «Не робей, не пропадешь!». В качестве примера успеха простых людей на поприще просвещения в стихотворении упоминается судьба М.В.Ломоносова, о котором мальчик узнает на школьных занятиях: «Как архангельский мужик… Стал разумен и велик».

Речь лирического героя полна оптимизма, он предсказывает крестьянскому мальчику повторение судьбы Ломоносова: «Будешь в университете — Сон свершится наяву!». При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться.

Завершается стихотворение обращением лирического героя к родной стране, которую он считает способной порождать таланты из народной среды: «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!». Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

Проводя анализ стихотворения «Школьник», следует отметить, что автор использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют из себя четверостишия (катрены) с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения перемежается с мужской.

Средства художественной выразительности, использованные Некрасовым в стихотворении «Школьник», разнообразны и многочисленны. В первом четверостишии для описания настроения путника используется метафора «невеселая дорога». При описании облика деревенского школьника автор употребляет такие эпитеты, как «ноги босы», «грязно тело». В последующих строфах встречаются эпитеты «последний грош», «добрая душа», «родная Русь».

В заключительных строках стихотворения автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза). Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему. Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

Нашлось место в стихотворении и аллегории. Говоря о перспективах поступления школьника в университет, автор использует выражение «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное.

В стихотворении неоднократно используется и такая стилистическая фигура, как обращение, которое позволяет подчеркнуть волнение автора – «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!».

Главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» заключена в его последних пафосных строках, где автор говорит о способности Руси порождать талантливых людей, которые упорно продвигаются по трудной дороге знаний, в противовес людям, которых Некрасов называет «холодными, тупыми и напыщенными».

В стихотворении «Школьник» мне понравилось оптимистическое настроение автора, который обращается к молодому поколению с призывом к просвещению ради будущих великих свершений на благо России. Он верит в успех народных талантов, верит в то, что простые крестьянские дети смогут достичь значительных высот, как это удалось «архангельскому мужику» Михайле Ломоносову.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

презентация А.Н.Некрасов. Анализ стихотворения «Школьник». презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Краткое содержание: Школьник (Некрасов)

  • — Ну, пошел же, ради бога!
  • Небо, ельник и песок —
  • Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Так проезжающий приглашает школьника подвезти его до школы, которая нередко находи­лась далеко от маленького села, в большой де­ревне. Затем автор дает описание того, кто устре­мился за знаниями.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Здесь и сам попутчик, видя книжку в котом­ке, убеждается, что мальчик идет за знаниями. Да и отец школьника, понимая важность уче­ния, последний грош истратил на сына. Старая же дьячиха четвертачок отдала мальчику. Его ей подала на чаек проезжая купчиха.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися…Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

анализ стихотворения некрасов Школьник

В 1856 году Некрасов создает произведение «Школьник» (первая его публикация была в журнале «Библиотека для чтения»). 1856-й год можно назвать переломным в деятельности поэта. Некрасов смог победить серьезное заболевание, издал собственный сборник стихотворений, а журнал «Современник», выпуском которого он занимался, снова начал набирать популярность. К тому же к власти приходит Александр II, и крепостной быт становится немного свободнее. В это время и создается стихотворение «Школьник», которое повествует о детях, желающих вырваться из нищеты и пойти собственным путем. Анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно обозначить главную тему произведения: вопросы образования, о которых размышляет лирический герой. Основная идея стиха заключается в образе дороги, которая олицетворяет жизненный путь. В основу сюжета положена встреча лирического героя с простым крестьянским ребенком. Он был бедно одет и нес с собой книгу. Увидев ее, лирический герой начинает рассуждать о пользе образования, в частности о том, что простым людям тяжело отправить своего ребенка учится. Но, тем не менее, его речь оптимистична, лирический герой подбадривает мальчишку, говоря, что все начинали с трудного пути. Ставит в пример Ломоносова, и говорит, что для тех, кто не боится труда в получении знаний, «сон свершится наяву». В заключении герой обращается к своей Родине, которая еще не исчерпала себя и способна рождать таланты, что в будущем познают и уважение, и почет. Продолжая анализировать стихотворение «Школьник» Некрасова, уделим внимание художественным средствам, которые использовал поэт. В первом четверостишии, создавая обстановку, в которой находится лирический герой, автор использует метафору «невеселая дорога». Чтобы описать ребенка с книгой Некрасов пользуется эпитетами: «грязно тело», «едва прикрыта грудь», «ноги босы». Также много эпитетов можно встретить и в следующих строках, к примеру, «родная Русь» или «архангельский мужик». В последних строках встречается антитеза – противопоставление. Тех, кто стремится к знаниям, автор противопоставляет людям, которые ни к чему не проявляют должного интереса. Первых Некрасов характеризует, как «добрых», «благородных» и «сильных», вторых – как «напыщенных», «тупых» и «холодных». В произведении можно встретить аллегорию, – «сон свершится наяву». Также встречается риторическая фигура – обращение, что подчеркивает волнение Некрасова: «Не стыдися!», «Ну, пошел же, ради бога!». Из анализа стихотворения Некрасова «Школьник» становится понятно, что в качестве лирического героя выступает сам автор, описывая свои поездки страной. В основу произведения положены размышления Некрасова о тяжелой судьбе своего народа, но он уверен, что среди простых крестьян есть много талантов. Он хочет поддержать детей, что желают учиться и выбрать другую судьбу, нежели у родителей. Лирический герой, а вместе с ним и сам Некрасов, призывают не стыдиться нищеты, ведь упорный труд будет вознагражден.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Школьник»

По писателю: Некрасов Николай

Популярные сегодня пересказы

  • Фенька — краткое содержание рассказа Пантелеева
    В один из обычных вечеров автор рассказа сидел дома и читал книгу. Вдруг он услышал за окном странный шорох, который, то стихал, то опять нарастал. Рассказчик подошел к окну и увидел
  • Говорящий сверток — краткое содержание повести Даррелла
    Больше всего на свете ребятам Саймо и Питеру нравилось приезжать в Грецию, где и живет их кузина. Там они могли не только развлечься, но и прогуляться на лужайке. Также они могли покататься по небольшой речке на лодке.
  • Краткое содержание сказки Слепая лошадь Ушинского
    Слепая лошадь — известный рассказ К.Д.Ушинского, написанный в 1976 году. Это произведение не очень длинное, но трогает за душу и заставляет задуматься об отношении людей к животным.
  • Ночь — краткое содержание рассказа Казакова
    По жанровой направленности произведение представляет собой лирический рассказ, основной темой которого является внимательное отношение к окружающим людям.

Художественные особенности и тропы

Проведение анализа поэтического текста по плану предполагает необходимость кратко описать специфические особенности стиха. Вот какие ключевые характеристики можно отметить:

  • Состоит из 10 строф.
  • Основная тема — значимость получения образования в жизни каждого человека и страны в целом.
  • Идея — крестьяне — люди более достойные, чем представители дворянской среды, они имеют право на счастье, свободу и образование.
  • Размер стиха — четырехстопный хорей, позволяющий создать имитацию топота копыт.
  • Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Лирике Некрасова свойственна простота, обилие уточненных тропов и сложных для восприятия метафор он не использует, поэтому его поэзия относится к направлению гражданской, она понятна каждому гражданину страны.

Однако некоторые художественные средства выразительности можно отметить. Примеры тропов, которые позволяют передать чувства автора, его восхищение крестьянами:

Читайте также:  Анализ стихотворения Горы Некрасова

  • Эпитеты «благородный, славный, добрый».
  • Антитеза — сопоставление положительных крестьян с тупыми, напыщенными, холодными аристократами.
  • Междометия создают ощущение спонтанности речи.
  • В рассказе о крестьянском мальчике используется просторечная лексика, которая в рассуждениях о значимости образования переходит в более литературное русло.

Таковы особенности поэтического текста Некрасова «Школьник», анализ которого ученикам предстоит делать в классе или дома при выполнении письменных работ. К тематике жизни крестьянских детей поэт обращался неоднократно, она была очень для него важна. Как истинный патриот, Николай Алексеевич очень любил всех граждан своей страны, в том числе и самых юных, на которых возлагает надежды.

Краткая биография Некрасова Н.А. — основные моменты жизни

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821г в городе Немиров, в семье военного офицера и дочери посессионера. Детство писателя, проходившее в обстановке чрезмерной жестокости, разгульного образа жизни отца и покорности матери, оказало сильное влияние на его дальнейшее творчество.

С 1832г Коля Некрасов учился в гимназии. В 1838г он поехал в Петербург, поступать на военную службу – таково было пожелание отца. Но немного погодя, он убедился в своей тяге к обучению в университете. Вступительные испытания оказались не по зубам талантливому абитуриенту – юному Николаю пришлось стать вольным слушателем факультета филологии.

Отец в наказание за непослушание лишил Некрасова всяческой финансовой поддержки. Чтобы заработать на проживание, Николай Алексеевич сочинял стихи для «Литературной газеты», под псевдонимом «Пепельский» писал пьесы для Александрийского театра, зарабатывал частным преподаванием.

В 1840г он выпустил первый сборник стихов «Мечты и звуки», с таинственными инициалами «Н.Н.». Мнения критиков о сборнике рознились, успехов у читателей он также не имел. Писатель скупил большинство экземпляров сам и сжег их.

Разочаровавшись в поэзии, Некрасов подался в прозу. Так появились на свет водевили «Феоктист Онуфриевич Боб», «Вот что значит влюбиться в актрису», а также повесть «Макар Осипович Случайный».

С середины 1840-х гг. Николай Алексеевич увлекся издательством. В 1846г вместе с Панаевым он арендовал журнал «Современник», в котором выступил издателем и автором многочисленных опубликованных произведений.

В это время он написал известные поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Благодаря издательской деятельности Некрасова были раскрыты такие таланты, как И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И.

Гончаров, М. Салтыков–Щедрин.

После 1848г началось сложное время для всех писателей из-за ужесточения цензуры. Для журнала наступил кризис. Тогда Некрасов в паре с гражданской женой Авдотьей Панаевой написал серию приключенческих романов, главами из которых заполнил страницы «Современника» — «Три страны света», «Мертвое озеро».

В 1850г пришли более легкие времена. Однако журнал раскололся на 2 идеологические части. В связи с этим Николай Алексеевич отделил сатирические и юмористические произведения в издание «Свисток». Январь 1859г был ознаменован первым его выпуском.

В 1863г Некрасов написал «Мороз, Красный нос», первую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (дописано произведение будет только через 14 лет). В этом же году он познакомился с француженкой Селиной Лефрен, через год уехал с ней в Париж. После возвращения поэта в Россию отношения на расстоянии продолжались еще 5 лет.

В 1866г «Современник» закрыли.

Незадолго до этого события, 16 апреля, поэт, желая спасти свой журнал, выступил на приеме в Английском клубе с «Одой генералу Муравьеву», где восхвалял жестокого «Вешателя», нещадно подавлявшего восстания молодых революционеров. Все знакомые Николая Алексеевича осудили его за произнесенную речь. Это событие сильно ударило по его духовному и физическому здоровью.

Тут же Некрасов начал издавать журнал «Отечественные записки». Позже его творчество обогатилось поэмами «Русские женщины», «Дедушка», «Современники».

Последней музой деятеля стала выигранная им в карты девушка Зинаида (Фекла), бывшая содержанка купца. Умер Николай Алексеевич 8 января 1878г. Тысячи людей пришли проститься с прекрасным поэтом.

Список книг автора, изучаемых в школе

презентация А.Н.Некрасов. Анализ стихотворения “Школьник”.
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Презентация содержит краткие сведения о жизни и творчестве А.Н.Некрасова и частичный анализ стихотворения “Школьник”.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhizn_i_tvorchestvo_nikolay_alekseevich_nekrasov.ppt749 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ . 1821 – 1877 гг Жизнь и творчество

Родился Н . А . Некрасов в местечке Немирове подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина . детские годы прошли в селе Грешневе , в родовом имении отца , человека деспотического характера , угнетавшего не только крепостных , но и всю семью , чему был свидетелем будущий поэт . Н . А. Некрасов

Первый сборник «Мечты и звуки» , изданный Некрасовым в Петербурге в 1840 на собственные средства , успеха не имел , подвергся резкой критике В . Г . Белинского , с которым Некрасов сблизился позже , в 1842 -43 , в период сотрудничества в « Отечественных записках» . Н . А . Некрасов

В 1843 году поэт знакомится с Белинским , который становится его духовным учителем . В 1846 году Николай Некрасов с И . Панаевым берет в аренду журнал «Современник» , в котором постепенно сосредоточились все лучшие силы тогдашней литературы . В 1862 году Некрасов становится редактором журнала «Отечественные записки» . В нем Некрасов печатает лучшие свои стихи и поэмы , в том числе «Коробейники» , «Мороз , Красный нос» , «Русские женщины» , частично «Кому на Руси жить хорошо» . Обложка журнала

Ф . Достоевский позднее написал о Некрасове : «Это было раненное в самом начале жизни сердце ; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».

Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918, в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке №9 Смольнинского района и Педагогическому училищу №1. В 1971 году на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову.

Анализ стихотворения «Школьник» Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

История создания Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

Лирический герой В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Тема стихотворения Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Идея стихотворения Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы, и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы по жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Биография поэта.

Материал предназначен для использования при изучении поэмы “Русские женщины”. Также можно просмотреть на первом уроке по творчеству Некрасова в 10 классе в качестве повторения.

Н.А.Некрасов “Элегия”.Опыт анализа. Стихотворение. ( Восприятие, оценка,истолкование ) Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих п.

Красочный материал иллюстраций позволяет учащимся заниматься словесным рисованием на уроке. Пятиклассники учатся анализу лирического произведения. На уроке используется фонохристоматия и живопись.

История создания поэмяыН.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Образы крестьян, ищущие самогосчастливого.

Презентация (12 слайдов) к уроку внеклассного чтения в 5 классе по теме “Н.А. Некрасов. Стихотворение “На Волге”. Раздумья поэта о судьбе народа”.

Презентация подготовлена о биографии Н.А. Некрасова.

Краткий анализ я не люблю иронии твоей. Анализ стихотворения я не люблю иронии твоей некрасова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не люблю иронии твоей.
История создания – стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения – угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

Композиция – каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб и пиррихий, в каждой строфе используется своя рифмовка.

Метафоры – “горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.

Эпитеты – “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.

Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» входит в т. н. «панаевский цикл» Некрасова, посвященный А. Панаевой. С самого начала романа положение поэта было двусмысленным: он жил вместе с возлюбленной и ее мужем. Отношения между всеми троими были, естественно, натянутыми и часто приводили к ссорам. Они еще больше обострились после ранней смерти первого ребенка Панаевой от Некрасова. Становилось понятно, что в таком виде роман продолжаться больше не может. Любовь Некрасова к Панаевой не ослабевала, поэтому он испытывал постоянные мучения. Свои ощущения и мысли поэт выразил в произведении «Я не люблю иронии твоей…» (1850 г.).

Некрасов в попытке сохранить любовные отношения обращается к возлюбленной. Он призывает ее оставить иронию, которая все чаще овладевает Панаевой. Ребенок мог бы скрепить их отношения, но его смерть только усилила неприязнь женщины. Некрасов апеллирует к началу романа, когда любовь была еще сильна и в равной степени владела душами влюбленных. От нее остался лишь «остаток чувства», но и благодаря ему еще можно исправить ситуацию.

По второй строфе видно, что Некрасов сам предчувствует «развязку неизбежную». Отношения длятся около четырех лет, они уже привели к рождению ребенка, а поэт описывает их в терминах, относящихся к возникновению романа: «свидание», «ревнивые тревоги и мечты». Возможно, этим он хотел подчеркнуть свежесть испытываемых чувств. Но при таком длительном сроке о «свежести» не может быть и речи. Она как раз и свидетельствует о непрочности и легкости отношений.

В художественном отношении наиболее сильна заключительная строфа. Некрасов уже сам твердо заявляет, что развязка «не далека». Описывая состояние отношений, он применяет очень красивое сравнение. Умирающее чувство поэт сравнивает с осенней рекой, которая перед зимней спячкой очень бурная и шумная, но ее воды холодны. Также Некрасов уподобляет остаток страсти «последней жажде», которая невероятно сильна, но уже скоро бесследно исчезнет.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» показывает всю силу испытываемого Некрасовым страдания. Его предчувствия были верными, но они воплотились в жизнь далеко не сразу. Панаева покинула поэта только в 1862 г., сразу же после смерти мужа.

Похожие материалы:

  1. Взломанный Iron Blade Iron blade средневековье
  2. Какие драйвера нужны для игр
  3. ELEX — Системные требования Elex системные требования
  4. Обзор Total War: Attila – противостояние десяти народов в период раннего средневековья
В 1850 году Некрасов написал стихотворение под названием «Я не люблю иронии твоей». Через пять лет его напечатали в журнале Современник, через год писатель включил его в сборник стихотворений. Данное произведение написано, как обращение к Авдотье Панаевой, тогда поэт был безумно влюблен в нее. Роман данных двух личностей начался в 1846 году и продлился около двадцати лет. Однако их любовь так и не закончилась настоящим браком, поэтому если разобрать стих, можно считать произведение «Я не люблю иронии твоей» пророчеством.
Авдотья была женой друга писателя Ивана Панаева, два этих человека бок обок возрождали журнал современник. В 1847 году Панаев со своей женой и Некрасов стали проживать вместе, муж признал их любовь и позволил жить с ней гражданским браком. Хоть эта связь их смущала, однако они были настолько близки друг к другу, что мирились с такой жизнью. Отношения были у людей не так и благополучны, у них случались ссоры, когда на определенное время парочка даже охладевала друг к другу.

История создания

Отношения Некрасова с Авдотьей Панаевой никогда не были легкими. Фактически пара жила гражданским браком с согласия мужа женщины, легкомысленного ловеласа Ивана Панаева. Роман между ними начался с 1846 году, а стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано в 1850 году – они будут вместе еще шестнадцать лет, но предчувствие конца уже тогда охватило Некрасова.

Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.

Оно полностью отражает сущность неровных отношений влюбленных: несмотря на взаимное чувство, связь вне брака сильно тяготила их, а непростой характер Авдотьи становился катализатором для частых ссор. Одну из таких ситуаций Некрасов и описывает в стихотворной форме – отношения они всегда выясняли бурно, да и временные охлаждения отношений случались, но именно этот момент показал поэту, что их любовь когда-то закончится.

Целостный анализ поэтического текста. Н.А.Некрасов. Я не люблю иронии твоей.

История создания

Писатель работал над стихотворением в 1850 году, в разгар романа с замужней женщиной Авдотьей Панаевой. Вот, кому посвящено произведение. С ней он жил в гражданском браке 16 лет, причем сожительствовал с ней и ее мужем в одной квартире. Влюбленных в тот период постигло страшное испытание: умер их сын. С того мгновения скандалы и ссоры участились, а сам Некрасов стал ревновать женщину даже к ее законному супругу. Не удивительно, ведь Авдотья была красавицей, известной на всю столицу. Даже Ф. М. Достоевский был влюблен в нее, но не получил взаимности.

Уже в 1855 году стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было опубликовано в журнале «Современник», а также вошло в поэтический сборник за 1856 год.

Размер и рифмовка

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Советуем почитать

  • Объем отношения газов при химических реакциях
  • Решение уравнений по информатике
  • Проект «Методы решения заданий С1 ЕГЭ по математике»
  • Онлайн тесты гиа по русскому языку
В 1850 году Некрасов написал стихотворение под названием «Я не люблю иронии твоей». Через пять лет его напечатали в журнале Современник, через год писатель включил его в сборник стихотворений. Данное произведение написано, как обращение к Авдотье Панаевой, тогда поэт был безумно влюблен в нее. Роман данных двух личностей начался в 1846 году и продлился около двадцати лет. Однако их любовь так и не закончилась настоящим браком, поэтому если разобрать стих, можно считать произведение «Я не люблю иронии твоей» пророчеством.
Авдотья была женой друга писателя Ивана Панаева, два этих человека бок обок возрождали журнал современник. В 1847 году Панаев со своей женой и Некрасов стали проживать вместе, муж признал их любовь и позволил жить с ней гражданским браком. Хоть эта связь их смущала, однако они были настолько близки друг к другу, что мирились с такой жизнью. Отношения были у людей не так и благополучны, у них случались ссоры, когда на определенное время парочка даже охладевала друг к другу.

Жанр и направление

Жанр стихотворения — послание, так как это одно из произведений, вошедших в «панаевский цикл» и обращенных к А. Панаевой.

Стихотворение относится к любовной лирике. Здесь присутствует неестественный для Некрасова ритм, и нетипичная рифмовка. Размер — пятистопный ямб. Но также можно заметить пиррихий. Как раз из-за него теряется ритм, и сбивается дыхание.

Рифму Некрасов также составил необычную. Везде разная рифмовка: если первая строфа имеет кольцевую, то вторая переходит уже в перекрестную, третья перекрестную совместно со смежной рифмовкой.

Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Стихотворение написано пятистопным ямбом, но пропусков ударений (пиррихиев) очень много. Ими передается читателю волнение поэта. Например, с пиррихия начинается первая строка в первой строфе, им же она и заканчивается, при этом подчеркивается восклицательным знаком.

Каждая строфа состоит из пяти строчек, но рифмы в каждой строфе разные. Поэт использует кольцевую (первая строфа), перекрестную (вторая строфа), смешанную (третья). Внутреннее смятение лирического героя проявляется этим способом в полной мере.

Стихотворение построено на контрастах. В нем противопоставляется холодное и горячее, кипение и оледенение. Метафорически любовь сравнивается с бурлящим потоком реки, «но холодней бушующие волны…».

После этих заключительных строчек стоит многозначительное многоточие. Река бурлит, но все равно замерзнет, и холод скует их обоих, «горячо любивших». Прежним кипящим нежностью и страстью отношениям метафорически противопоставлен «тайный холод и тоска».

Эпитеты имеют негативную окраску: неизбежная развязка, ревнивые тревоги, последняя жажда. Другие, напротив, окрашены положительно: чувства «мятежно» кипят, возлюбленная ждет свидания «застенчиво и нежно».

Образы и символы

Автор рассказывает о формировании любовных отношений, и отчасти пишет о своей жизни: взаимоотношения Некрасова и Панаевой были неуравновешенными. У них то кипели страсти, то они переживали временное охлаждение друг к другу. Поэтому лирический герой – это эмоциональная натура с ревнивыми тревогами, это темпераментный и честный мужчина, который признает неизбежность – разлуку. Любовь его горит последним румянцем осени, впереди разрыв, но последние лучи угасающего влечения он хочет разделить с любимой, не торопя мрачную развязку.

Его избранница тоже переживает разлуку, и поэтому лирический герой волнуется еще и за состояние своей любимой. Она вкладывает свое разочарование в иронию – то есть насмехается над тем, что было раньше свято. Так она скрывает свою тоску, боль от грядущей потери, которую она уже осознает. Но ледяной усмешкой дама тушит те искры счастья, что еще остались в их встречах, и лирический герой призывает ее не делать этого. Нужно уметь насладиться любовью до конца. Женщина все еще любит его, ведь она продлевает свидания и дарит нежность ревнивому, не идеальному, но все же близкому и желанному мужчине.

Символ осени – знак увядания и прощания с любовью. Вода холодеет, и лишь последние брызги сохраняют видимость жизни. Так и любовь проходит, а ее заключительные конвульсии – это попытка забыться, согреть и вдохнуть жизнь в увядающее чувство.

Главная мысль и тема

Основная тема стиха Некрасова – это возникновение любви в прошлом, ее постепенное умирание в настоящем и виденье полного охлаждения в не столь далеком будущем. Это история двоих любящих и любимых людей, которые ценят и дорожат тем, что между ними есть, но пришедших к мысли, что отношения перешли в стадию угасания и их можно прекращать.

Вначале произведения автор признается в неприятии иронии со стороны возлюбленной. Подобное отношение любимой к тому, что он делает, герой относит к признакам увядания чувств и просит не вести себя так, ведь ирония – удел тех, кто уже пережил период яркого влечения. Он просит любимую продлить тем самым чувства и страсть, которые все еще имеют место быть в отношениях.

Вторая часть стиха – это наглядная демонстрация поведения возлюбленной героя и его собственных чувств. Она на свиданиях нежна и застенчива, ей еще хочется, чтобы они длились дольше. Он полон ревностных чувств и все еще горит ими. Он просит любимую не приближать конец их отношений.

И, несмотря на просьбы, конец он уже отчетливо видит, о чем идет речь в третьей части произведения. И именно это является кульминацией всего послания. Эмоции в них двоих, по мнению героя, кипят, но иначе, чем вначале отношений. Сейчас необходимость в них они пытаются утолить, словно, жажду, глотая жадно, оставшиеся чувства. Между тем, в сердце уже присутствует нарастающая тоска и холод будущего отчуждения.

Темы и настроение

  • Тема любви – основная тема стихотворения. Кульминация чувства уже пройдена. Перед влюбленными впереди маячит расставание, но последние проблески счастья должны согреть их, ведь совместный путь еще не пройден. Поэт пытается донести до читателя всю подлинность романтических взаимоотношений между людьми: как между ними вспыхивает искра, как им иногда бывает непросто, а так же, как эта искра может погаснуть.
  • Тема ревности. Автор считает, что наглядным проявлением мужской страсти является ревность. Сам Некрасов умудрялся проявлять эту эмоцию, даже когда являлся любовником замужней женщины. Поэтому не удивительно, что он воспел свое же проявление любви.
  • Тема тоски. Сердца пресытившихся людей полны скуки и холодности, их ощущение от жизни, где утрачены иллюзии новизны, можно емко охарактеризовать словом «тоска».
  • Настроение у стихотворения можно назвать осенним, ведь его герои явно провожают любовь, отдавая ей последние почести. Читатель ощущает легкую усталость, ностальгию и невольно погружается в свои проводы страсти, применяя слова из стихотворения к себе.

Вариант 2

Николай Некрасов в 1842 году знакомиться с Авдотьей Панаевой, которая являлась законной женой известного публициста, в доме которых часто собирались разные литераторы. Она обладала публицистическим даром и особым талантом к писательству, а общение с широким кругом творческих людей, позволяло ей находить вдохновение и новые идеи. Кроме того, она славилась своей прекрасной внешностью, поэтому сразу пленила молодого и начинающего поэта. Но при этом она стала причиной не только его душевных терзаний и пленила множество посетителей их литературного салона, которые в прямом смысле слова страдали от ее чар и природного очарования.

Они встречались фактически 20 лет, их союз нельзя назвать прочным. Они принесли множества бед, между ними постоянно кипели страсти, которые также доставляли неудобства супругу самой Панаевой. Ему пришлось жить, как части любовного треугольника, при этом ему пришлось разделять дом с женой, которая жила с любовником. Но в 1849 году погибает ребенок, который родился у девушки от Некрасова, что приводит к угасанию любовных чувств.

Именно в тот период жизни появляется стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Некрасов уже понимает, что разрыв в отношениях неизбежен. Он описывает взаимоотношения с избранницей, которые становятся холодными. Он вспоминает, что ранее он испытывал очень нежные чувства к женщине, которая находится с ним рядом, а она была не менее влюблена в него и очарована его внешним видом. Но время способно не только сглаживать гнев и ненависть, но и уничтожать любовь, которая не находит должной подпитки.

Автор стихотворения и сам понимает, в чем настоящая проблема происходящего. Причиной становится смерть ребенка, который был плодом любви. Но при этом он понимает, что еще не все угасло. Еще возможно восстановить былые чувства и начать все сначала. Да и сама женщина старается продлить свидание, которое ей отведено. Но Некрасов уже чувствует приближающуюся разлуку, которая неимоверно следует за ним попятам.

Он понимает, что избежать исхода невозможно, поэтому просто просит, чтобы она отодвинула его момент. Он не может переносить иронию былой возлюбленной, которую он фактически не может переносить на дух. Она ранит его, но в тоже время Некрасов осознает, девушка жестоко ранена, она не может пережить смерть своего сына.

Но поэт не оставляет попыток спасения противоречивого союза, поэтому он просуществовал еще десяток лет. Некрасов до последнего надеялся, что как только муж Панаевой умрет, то она станет его законной супругой. Но вопреки всем его надеждам и ожиданиям подобного не происходит.

Их союз распадается полностью, она уходит от него. Несмотря на то, что в его жизни было множество женщин, он не смог полностью прогнать ее из своего сердца. Об этом говорит еще и то, что фактически вся любовная лирика Некрасова был написана в этот момент его жизни. Остальные женщины не оставили в его жизни такого следа, как Панаева, ставшая смыслом его жизни, ради нее он творил, не взирая на мнение окружающих людей, осуждающих подобный союз.

Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей по плану

Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

  • Анализ стихотворения Тишина Некрасова
    Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.В 1850 году Некрасов написал стихотворение под названием «Я не люблю иронии твоей». Через пять лет его напечатали в журнале Современник, через год писатель включил его в сборник стихотворений. Данное произведение написано, как обращение к Авдотье Панаевой, тогда поэт был безумно влюблен в нее. Роман данных двух личностей начался в 1846 году и продлился около двадцати лет. Однако их любовь так и не закончилась настоящим браком, поэтому если разобрать стих, можно считать произведение «Я не люблю иронии твоей» пророчеством.
    Авдотья была женой друга писателя Ивана Панаева, два этих человека бок обок возрождали журнал современник. В 1847 году Панаев со своей женой и Некрасов стали проживать вместе, муж признал их любовь и позволил жить с ней гражданским браком. Хоть эта связь их смущала, однако они были настолько близки друг к другу, что мирились с такой жизнью. Отношения были у людей не так и благополучны, у них случались ссоры, когда на определенное время парочка даже охладевала друг к другу.

Основная идея

Поэт рассказывает о реальности жизни, где чувствам, даже самым возвышенным, приходит конец. Главная мысль его послания состоит в том, что уходить надо достойно, без негатива. Человек должен уметь относиться к другому не только с любовью, но и с уважением. Последняя нежность, последняя страсть не менее сладки, чем первые поцелуи, просто необходимо распробовать их. Не стоит спешить уйти, если еще можно остаться.

Произведение «Я не люблю иронии твоей» повествует о развязке отношений, которая близка, и поэтому героям так важно насладиться последним блаженством и побыть вдвоем. Смысл в том, чтобы не упускать последний вдох умирающего влечения, испить чашу до дна. Некрасов делится частичкой своего личного опыта, ведь со своей избранницей он расстался после смерти ее законного супруга.

Главная тема стиха – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

«Умом Россию не понять» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – идея, жанр, образы

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Средства художественной выразительности

У Некрасова лирический герой на протяжении всего стихотворения проживает различные эмоции. Благодаря восклицательным знакам, обращениям, сравнениям, автор не дает ему сбросить напряжение.

Основная роль в передаче эмоций досталась эпитетам. Благодаря им люди не только могут прочувствовать состояние лирического героя, но и узнать, каковы были взаимоотношения персонажей: «ревнивые тревоги и мечты», «последняя жажда», «развязка неизбежная», «тайный холод»; «горячо любившим», «желаешь застенчиво», «кипят мятежно». Стоит отметить, что приведенные эпитеты как бы идут в противовес друг другу, одни отрицательные, вторые положительные.

Само чувство – любовь – автор описывает метафорами: «кипят ревнивые тревоги», «кипим сильней», «полны последней жаждой». И также есть противовес этому чувству, например, безразличие: «тоска сердца».

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Композиция

Н.А. Некрасов разделил на три строфы «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения мы, естественно, начнем с первой.

Лирический герой обращается прямо и просто к близкой женщине и просит прекратить в разговорах с ним иронизировать. Видимо, острая на язычок Авдотья Яковлевна не могла сдержаться, когда ей что-то было не по душе, когда она в чем-то усматривала неуважительное или невнимательное к себе отношение. По мнению лирического героя, ирония должна принадлежать только тем, кто пережил свои влечения или никогда не встречался с ними. А в них обоих, так горячо любивших, еще остались язычки пламени любви, и они греют душу. Им рано предаваться иронии: надо бережно хранить то, что они имеют на сегодняшний день.

Во второй строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов (анализ мы сейчас проводим) показывает поведение своей любимой женщины. Она еще стремится продлить их свидания «застенчиво и нежно».

Она, очень женственная, по-прежнему ему предана сердцем и не может жить без этих встреч. А он? Он полон страсти. Лирический герой все еще горяч и пылок, в нем мятежно кипят «ревнивые мечты». Поэтому он просит не иронизировать и не ускорять развязку. Все равно она неизбежно к ним придет, но пусть дольше сохранятся красивые отношения.

Третья строфа совсем печальна. Поэт не скрывает ни от себя, ни от любимой, что их расставанье уже придет скоро. Их страсти кипят все сильней. Они полны последней жаждой любви, но «в сердце тайный холод и тоска». Лирический герой с горечью констатирует этот факт. Но от него никуда не спрячешься. Потому и не стоит иронией уничтожать былую прекрасную и томительную, нежную страсть.

Ирония, которая изначально содержит в себе насмешку, оскорбляет лирического героя, поэтому он и говорит: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения показывает скрытый контекст высказываний Авдотьи Яковлевны и прямые искренние слова лирического героя. Он призывает свою даму сердца не демонстрировать по поводу и без повода свою негативную позицию, а выражать ему сочувствие и понимание.

Анализ стихотворения Некрасова Я не люблю иронии твоей

История создания

У Некрасова есть стихи на разные темы, в том числе и послания любимой Авдотье Панаевой. Одно из таких стихотворений – ”Я не люблю иронии твоей “, Некрасов создал его в 1850 году. В нем показаны отношения между Николаем Алексеевичем и Авдотьей, которая
на тот момент была замужем за Иваном Панаевым.

Жанр и структура стихотворения

Жанр стиха “Я не люблю иронии твоей”- послание. Некрасов обращается к Авдотье с просьбами, разъяснениями . Структура данного произведения состоит из трёх частей. В первой строфе автор обращается к своей возлюбленной с просьбой не рушить то, что все еще было между ними. Во второй части стиха он показывает их чувства на данный момент, анализируя их. В третьей же строфе автор указывает на перспективы их взаимоотношений.

Идея и контекст, произведения

Все рано или поздно исчезает, кончается. Любовь в том числе, сперва, она вспыхивает, бурлит в нас, пока не угасает. Это и есть главная идея стихотворения, то, что хотел показать автор. Некрасов и Авдотья любили друг друга : “Так горячо любившим “, “кипят во мне мятежно ревнивые тревоги и мечты”, но рано или поздно их чувства бы остыли : ”Но в сердце тайный холод и тоска”. Некрасов показал, что они на пороге остывания “Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны”.

Рифмовка и размер стиха

У произведения “Я не люблю иронии твоей” необычная рифмовка: она меняется через каждую строфу. В первой строфе она является кольцевой, во второй перекрестной, в третьей такая ситуация: смежная рифмовка меняется с перекрестной.

Читая это стихотворение, можно заметить, что последняя строка первой строфы укорочена, чтобы показать настрой автора во время написание своего произведения – взволнованно сбивчивое. Размер данного творения Некрасова – пятистопный ямб.

Впечатление от стихотворения

Данный стих весьма эмоционален, наполнен чувством безысходности, и в то же время надежды. Его читаешь на одном дыхании, при этом оно как будто сбивается.

Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей Некрасова

У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева.

В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии, обсуждались свежие новости литературы и не только. Некрасов влюбился в эту женщину, да и не он один. У неё была выдающаяся внешность, Панаеву считали одной из первых красавиц Петербурга. И только Некрасову она ответила взаимностью, впрочем, не расставаясь со своим мужем. Получилась любовь втроём.

Но роман между Некрасовым и Панаевой со временем угас. У неё должен был родиться ребёнок от великого поэта, но младенец умер, и тогда словно какая-то ниточка оборвалась между возлюбленными. Некрасов стал это понимать. К нему стали приходить тревожные мысли, что их любви скоро придёт конец. И в 1850 году он написал стихотворение «Я не люблю иронии твоей».

В первой строфе поэт просит оставить эту иронию тем, кто своё отжил, и кто своё ещё не прожил. Им двоим она ни к чему. Они ведь так горячо и страстно любили друг друга! Сколько нежных слов было произнесено, сколько чудесных любовных стихотворений было написано! Неужели всему этому наступит конец? Нет, ещё рано!

Во второй строфе Некрасов оценивает то, что сейчас происходит. Его дама сердца всё ещё хочет продлить свидание, говоря об этом застенчиво и нежно. Поэт всё ещё переживает ревнивые чувства и настроения – он не хочет бросать свою женщину. Пока любовь ещё есть. И Некрасов просит Панаеву: не торопи печальную развязку!

В третьей строфе автор уже предчувствует неизбежное. Их с Панаевой чувства, будто стали сильнее, чем раньше, но в сердце уже тоска и холод. Это дурной знак. Так осенью река вроде бы и бурлит сильнее, но её волны стали холоднее, и будут ещё холоднее, а потом зима и лёд. Вот так и у них двоих.

Разрыв, однако, произошёл в начале 60-х годов, то есть более чем спустя 10 лет после «Я не люблю иронии твоей». Муж Панаевой умер, и она решила быть одна. Некрасову пришлось её оставить, и он помнил её до конца жизни. Это был хороший роман.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Я не люблю иронии твоей

Популярные темы анализов

Николай Некрасов не был певцом красот природных. Мало того, он считал лириков, воспевающих их на все лады, людьми, которые растрачивают талант свой впустую. Его гораздо больше интересовала жизнь человека

Стихотворение «Первый снег» написано простым и легким для восприятия языком. Именно эта его «легкость» и создает необыкновенное впечатление от обыденности явления, которое в нем описывается.

Это стихотворение было написано в 1958 году. Послевоенное поколение, наши бабушки и прабабушки толком не умели отдыхать и вести праздный образ жизни. Именно они поднимали страну из послевоенных руин

Анна Андреевна – поэтесса, повидавшая много несправедливостей и бед на своём веку. Она жила в то время, когда только начинались кровавые ужасы, которые несла революция, но уже тогда Ахматова предвидела продолжение всех этих

Не секрет, что для женщины девятнадцатого века было обыкновенным иметь альбом, или, если будет угодно, дневник, который служил ей своеобразным хранилищем важных для нее заметок, рассуждений, памятных поздравлений, рисунков и стихов.

«Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» написано Некрасовым предположительно в 1850 г., напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.

Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.

Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.

Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.

Основная мысль: только любовь – это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.

Стихотворение – это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.

В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.

Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.

В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты – признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».

Тропы и образы

Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой. Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).

Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.

Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.

Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод. Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно. Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.

Размер и рифмовка

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.

Ссылка на основную публикацию