Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом

«Вчерашний день, часу в шестом» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.

История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень четкий ритмический рисунок. Он создается чередованием трех- и четырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “крестьянка-Муза”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»

Сенная площадь, XIX век

Стихотворение Н.А.Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом» относится к числу произведений с необычной судьбой. При жизни Некрасова оно издано не было, нет сведений и о том, предпринимал ли поэт какие-либо попытки к его опубликованию. Впервые стихотворение было издано в 1883 году, в альбоме Ольги Козловой. В этом альбоме с 1866 до 1882 год оставляли свои записи многие известные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гюго… 9 ноября 1873 года на 171 странице альбома сделал свою запись Некрасов. Он извещал о том, что перебрав архивы, обнаружил на клочке бумаги стихотворение, которое и приводит ниже. Насколько помнилось Некрасову, написано оно было в 1848 году. Речь идет о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом». После поэтического текста была приписка — поэт извинялся за то, что это произведение не подходит для изящного дамского альбома, но другого нового поэтического материала на данный момент нет.

Некоторые литературные эксперты, в частности М.Д.Эльзон, в результате тщательного, скрупулезного анализа, пришли к выводу, что восьмистишие «Вчерашний день, часу в шестом» сочинено Некрасовым в 1870-х годах, таким образом, произведение не принадлежит к раннему периоду творчества поэта.

Композиционно стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» делится на две строфы по четыре строки в каждой.

Обратимся к тексту стихотворения. В первой строфе лирический герой повествует о том, как он стал свидетелем мрачного события. Когда, где и какое событие довелось увидеть лирическому герою? Когда? Вчера, в шестом часу вечера. Где? На Сенной (площади). Какое событие? Молодую крестьянку били кнутом.

В начале второй строфы идёт продолжение рассказа лирического героя: пострадавшая не издала ни звука, слышен был лишь звук кнута. По отношению к кнуту употребляется нехарактерное слово «играя»; кнут не лютовал, не буйствовал, он… играл.

На этом первая смысловая часть стихотворения заканчивается. Со слов «И Музе я сказал…» начинается вторая смысловая часть произведения. Оценив увиденное, лирический герой обращается к Музе (его реакция не заставила себя ждать): «Гляди! Сестра твоя родная!»

Положены ли в основу этого стихотворения реальные события, связанные с молодой крестьянкой? Скорее всего, нет. С большой степенью вероятности можно сказать, что поэт не мог наблюдать то, о чем пишет. Ведь ещё в 1845 году «Уложением о наказаниях» кнут, мощное и суровое орудие, был отменен. Может быть, строгим орудием был не кнут, а розги? Но Некрасов, который с самого раннего детства видел много горя, был свидетелем тяжелых сцен, не мог перепутать кнут с розгами.

Скорее всего, не следует склоняться к упрощенному пониманию ситуации. То, о чем идет речь в первой смысловой части стихотворения, — это лишь повод, позволивший Некрасову перейти к обобщению. Финальные строки стихотворения – его кульминация – это и есть обобщение всего текста.

«И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Страдающая молодая женщина, крестьянка — родная сестра Музы. Это параллелизм, лежащий в основе рассматриваемого произведения. Сестры – кровные родственники, они в ответе друг за друга. Муза и страдающая крестьянка — сестры: такова точка зрения Некрасова.

Тема Музы красной нитью проходит через всё творчество Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» лирический герой обращает внимание Музы на происходящее, разъясняет ей её предназначение и судьбу.

Муза Некрасова не раз испытывала на себе цензурный гнет. Некрасов жил заботами и тревогами своего времени; он пристально наблюдал за всем, что происходит вокруг, стремился переосмыслить и отразить в своем творчестве. Многое в его поэтическом багаже было не по нраву царским цензорам. Цензурные корректировки и перечеркивания (кресты) хорошо были знакомы Некрасову.

На Сенной площади, где обычно толпился простой городской люд, случались публичные телесные наказания. Там были свои «кресты». Крестообразно делались удары по спине наказуемого. Подобно покалеченным спинам, является и образ Музы, находящейся под цензурным кнутом.

Обратим внимание на то, что молчала молодая крестьянка. Звуков она не издавала. Молчала. Молчала и Муза Некрасова в периоды активизации царской цензуры. Если и появлялись какие-то произведения, то с существенными цензурными искажениями. Часть авторского материала была перечеркнута крестами.

Главная мысль стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»: Муза и страдающая крестьянка — сестры. Муза несет на себе всю тяжесть доли народа и ответственности за него.

Основная тема стихотворения – поэт и цензура.

Преобладающее настроение в стихотворении:
Автор передаёт целую палитру взволнованных чувств, серьёзных переживаний. Чувства показаны в их предельном напряжении.

Главная особенность произведения – с этим стихотворением Некрасов прочно утвердился в мысли о кровной связи его поэзии с молодой крестьянкой и в ее лице со всем народом.

Жанр стихотворения – поэтический манифест.

Стихотворный размер произведения — разностопный ямб. Четные строки — трехстопные, нечетные — четырехстопные. Схема рифмовки строк перекрестная (абаб). Нечетные строки рифмуются мужской рифмой, четные — женской.

Средства художественной выразительности:
Эпитеты – «вчерашний день», «крестьянку молодую»

Метафоры – «бич свистал, играя»

Чем мне запомнилось стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом? Лаконичным изложением материала. Интересным ходом Некрасова, связанным с Музой. Общепринято, что Муза является к поэту и вдохновляет его на творчество. В этом стихотворении всё по-другому. Муза рядом с лирическим героем, и он указывает ей её роль. Муза Некрасова не отвлеченная, её ключевые качества – правдивость, способность к состраданию. Некрасов соединяет судьбу своей Музы с судьбой народа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Некрасов Вчерашний день в часу шестом

Анализ стихотворения

Небольшое стихотворение, в двух строфах которого заключены сразу две основные темы, было написано поэтом после увиденного наказания простой крестьянки на одной из площадей Петербурга. Происходило это июньским вечером, во время прогулки Некрасова по Сенной. Причина наказания автору неизвестна, но не она явилась причиной написания стихотворения. Лирического героя поразила та сила духа, внутренняя стойкость, с которой девушка переносит наказание.

Во второй строфе автор позволяет себе философские размышления, сравнивая крестьянку со своей музой, такой же гордой и независимой. Он называет девушку родной сестрой музы, указывая на то, что его творчество имеет схожие черты с простым народом:

способность с гордо поднятой головой выносить все тяготы, выпадающие на ее долю;

природные честь и гордость.

Сравнивая собственную музу и простую крестьянку, которую подвергли публичному наказанию, писатель берет на себя смелость заявить, что рожденные в муках произведения являются отражением загадочной русской души, ее самоотверженности. При этом его вдохновительница — не изысканная дама, не нежный образ в белых одеждах, а простая русская женщина, лейтмотивом проходящая сквозь все произведения Некрасова.

Предыстория написания

В 1848 году до отмены крепостного права было еще далеко. Однако, принятое в 1845 году «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» запрещало публичное избиение женщин. Отсюда следует вывод, что к моменту написания стихотворения автор не мог быть свидетелем столь безобразной сцены. Очевидно, что воспоминания об увиденном были навеяны каким-то неординарным событием. Поскольку одной из тем короткого стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом. » является угнетение и публичное унижение русской поэзии XIX века, именно очередное отвержение светским обществом, вероятно, и могло сподвигнуть писателя на написание.

Нужно понимать, что в период деятельности Некрасова очень очень жёстко работала цензура . А творчество прогрессивных литераторов подвергалось сильнейшей критике. И сравнивая крестьянку с музой, поэт объясняет читателю, что всё что он хотел бы донести до общественных масс, прежде избивается цензурой вдоль и поперёк.

Средства художественной выразительности, используемые автором

Первое, что привлекает внимание, это небольшой размер произведения, содержание которого можно разместить на многих страницах литературного произведения. Именно это говорит об остроте проблемы, волнующей автора. Таким небольшим размером Некрасов предоставляет читателю возможность поразмышлять, додумать тему.

Кроме того, автор не употребляет выражения, используемые в переносном смысле. Таким образом, он не приукрашивает и не скрывает проблему, а говорит о ней открыто. Для акцентирования внимания на бедствиях простого народа Николай Алексеевич использует инверсию. Особый порядок слов, отличительной чертой которого является повторение, как будто уточняет, что публичному наказанию подверглась не барышня, а именно крестьянская девушка.

Петербург в творчестве писателя

Северная столица для Некрасова была знаковым городом, на что указывают многие его произведения. Именно в Петербург сбежал юный поэт против воли отца. Именно здесь происходило становление его творчества, формировался богатый внутренний мир и твердый характер писателя. Несмотря на то, что Некрасов на протяжении нескольких лет жизни в Северной столице испытывал острую нужду, скитался и голодал, он очень любил прекрасный город. Об этом он часто указывает в своих записях. Поэт был влюблен в изысканную, строгую архитектуру, его привлекали пышные дома, яркие, блестящие магазины.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь Некрасова

Однако, чем глубже Николай Алексеевич узнавал Петербург, тем явственнее он понимал, что благородные дома имеют душные чердаки и подвалы, в которых, среди холода и нечистот, живут простые люди, слуги, работники. На протяжении сорока лет, которые писатель прожил в Северной столице, он видел, как прекрасный город преображается, обрастает окраинами, как пустыри превращаются в территории крупных фабрик и мануфактур, как между изысканными строениями возводятся многоквартирные Доходные дома. На этом противоречии великолепия и убогости построено творчество писателя, посвященное Петербургу.

Произведения, которые критики относят к раннему периоду творчества Некрасова, отражают реальные ситуации. Их автор мог сам наблюдать или слышать от людей, помогавших ему выжить. Каждое из стихотворений или коротких очерков, которые он продавал различным изданиям, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, пропитано безысходностью, попытками выжить. Николай Алексеевич был единственным среди современников, кто решился представить обществу истинную жизнь воров, проституток, нищих. Даже занимая должность редактора «Современника» и являясь уважаемым гражданином общества и известными писателем, Некрасов продолжал писать о трущобах, простых людях и бледных детях Петербурга.

Образ русской женщины в стихотворении

Наблюдение за несчастливой судьбой матери и сестры, острое сопереживание родным людям сформировали образ русской женщины, который присутствует во всех произведениях Некрасова. И крестьянки и благородные дамы, описанные автором, имеют особую внутреннюю силу, позволяющую им переносить все житейские тяготы, оставаясь при этом неизменно величавой, гордой, исполненной спокойствия, великолепной матерью, хозяйкой и женой.

На протяжении всей жизни он изучал особенности жизни и внутреннего мира крестьянок, служанок, проституток. Некрасов интересовался особенностями их жизни, причинами, побудившими к тому или иному действию. Все эти истории автор без прикрас описывает в своих произведениях.

Судьбу русской женщины Некрасов воспринимает, как долю полную несправедливости и унижений. Это относится как к дамам, представительницам высшего общества, последовавшим за своими мужьями-декабристами, так и к деревенским девушкам, которых ждет несчастливое замужество. Автор не дает русской женщине шанса на счастье. В произведениях, вышедших из-под пера Некрасова, их участь предрешена. Что, однако, не указывает на то, что русскую женщину можно сломить. При этом для поэта крестьянка играет роль символа возрождения, своеобразного Феникса. Согласно мнению критиков, именно женский образ Николай Алексеевич отождествляет с Россией.

Крепостное право

На протяжении всей своей жизни писатель наблюдал за угнетением крестьян. Несправедливость, часто имеющая место во всех дворянских владениях, угнетала Некрасова. Детские впечатления писателя основывались на ежедневном наблюдении за поведением тиранов, отца и соседей. Уже тогда формировалось сочувствие к простому народу, интерес к его повседневной жизни.

Но и переезд в Петербург не изменил мнения автора. Собственные тяготы и лишения, наблюдение за такими же обездоленными людьми культивировали чувство ненависти к несправедливому укладу. Это и стало основным мотивом к написанию искренних и правдивых произведений. Современники признавали, что жизнь простого человека наиболее честно и ярко представлена именно в литературе Некрасова.

Стремление крестьян к свободе, как к единственной возможности жить полной жизнью, в стихотворениях Некрасова представлена как цель. Именно к ней движутся все стремления простого народа. Однако, после отмены крепостного права, крестьяне сталкиваются с проблемой совершенно иного рода — они не умеют распоряжаться собственной свободой. На протяжении всей жизни бившийся за освобождение крестьян писатель предполагает, что все же жизнь при хозяине обеспечивала людям и работу и кусок хлеба.

Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну.

Он старается понять, что такое предназначение поэта и поэзии, о которой задумывается каждый стихотворец и крупный поэт. Постоянные переезды заставляют его задумать о том, что его предназначение писать о происходящем в России.

В его лирике данный вопрос является ключевым, оно занимает основное место. Герою придется вернуться на родину в сентябре, когда часто идут сильные дожди. Неумолимо воет ветер, а с деревьев облетают листья. Безрадостный пейзаж вызывает в его сердце тоску и уныние, она способствует тому, что даже природа настроена против того, что он возвращается домой.

Сентябрь, который представляется Некрасовым, не является золотым временем года, как у Пушкина, он становится мрачной и дождливой порой, которая навевает депрессию и мысли о том, что автор никому не нужен. Он очень дождлив и ветрен, не позволяя автору задумать о том, что его высшее предназначение еще впереди.

Он чувствует, что фактически не нужен никому, так и природа показывает ему фактически отторжение, она не готова принимать его домой, как бы показывая ему, уезжай.

И только в пятом четверостишии стихотворения «Возвращение» меняется полностью. Герой слышит достаточно горькую песню, которая позволяет ему вспомнить о том, что ему предназначено более высоко предназначение, о котором он забыл.

Он вспоминает о том, что его задача освящать происходящее на территории Российской Империи. Ему достаточно трудно оставаться на выбранном пути и писать стихотворения о том, как тяжела жизнь русского человека.

Тема творчества остается ключевым вопросом в произведениях Некрасова, он старается показать народу, что его великое предназначение освящать происходящее в России.

Он уверен, что никто больше не способен освящать события подобным образом. Его волнует подобный вопрос, он искренне переживает за то, что происходит с его родиной, он настоящий патриот страны, способный переживать вместе с ней. Он искренне волнуется за ее будущее и судьбу. Этот вопрос волнует его на протяжении всего его творчества, поэтому он подчеркивает необходимость волноваться и переживать за происходящее на территории огромной державы, которая является его родным домом.

Анализ 2

Николай Алексеевич Некрасов является одним из самых великих русских поэтов. С конца весны 1864 года Николай Алексеевич на протяжении трёх месяцев не был на Родине. Все это время он посвятил путешествию, особенно полюбился ему Париж, где он провел большую часть поездки. Данное произведение посвящено периоду возвращения поэта в родные места. Темой стихотворения является предназначение поэта и поэзии. Также в произведении четко прослеживаются размышления о своем предназначении. В жизни каждого крупного писателя наступает момент, когда он обращается к данной теме. Для Некрасова это всегда была одна из самых важных и актуальных тем.

В качестве лирического героя Некрасов выбрал самого себя, все описываемые чувства знакомы ему не понаслышке. Идея произведения в том, чтобы донести до людей свои переживания, которые испытывал Николай Алексеевич после того, как воротился на родную землю. Он хотел показать все свои мысли, размышления о творчестве и собственной надобности. Так как Некрасов описывает свои переживания, то жанром стихотворения является элегия. Состоит произведение из шести куплетов, каждый из них является четверостишием. В написании произведения поэт использует пятистопный ямб и перекрестные рифмовку. Все стихотворение можно поделить на три части.

В первой части описываются чувства героя, который возвращается на Родину в начале осени. В это время льют бесконечные дожди, дуют порывистые ветра и начинает опадать засохшая листва. Такой пейзаж наводит на душу уныние и печаль. Герой не сомневается, что таким образом, Родина показывает, что его возвращение никто не ждал, что в нем больше не нуждаются родные края. Сентябрь в данном стихотворении выступает печальным, мрачным и дождливым. Такая пора навивает негативные мысли.

Вторая часть начинается с четвертой строфы, в которой появляется монолог ветра, он называет поэта ненужным, изнеженным и чужим. В слова ветра Николай Алексеевич вкладывает мысли героя произведения, который считает, что он зря вернулся в родные края. Третью часть можно наблюдать в предпоследнем четверостишье, в нем трудно не заметить сменившиеся настроение. Герой слышит печальную песню, которая трогает его сердце и заставляет вспомнить истинное предназначение. Он считает, что должен описывать все тягости жизнь, которой живут простые люди. В последнем куплете он ругает себя, за то, что чуть не отрекся от борьбы.

Николай Алексеевич выступил в качестве критика, а критиковал он самого себя. Такое случалось и в других его произведениях, в которых была тема предназначения поэта и поэзии. Некрасов всегда признавал свои погрешности и не стеснялся заявлять о них. А делал он это, конечно же, через свои произведения. Писатель был очень требователен к себе и никогда не прощал себе проявленную слабость. Всю свою жизнь поэт следовал заданной цели. Всю его жизнь можно охарактеризовать строчкой из его же произведения: «Я лиру посвятил народу своему». Эта мысль из его знаменитого произведения «Элегия».

Анализ стихотворения Возвращение по плану

Возвращение

Возможно вам будет интересно

Произведение представляет собой выражение тревог и предчувствий, охвативших поэта, принявшего революцию, когда он смог на своем опыте почувствовать, что представляет собой новое общество, о котором мечтали идеалисты.

Стихотворение Есенина «Русь Советская» было написано в 1924 г., в завершающий этап творчества поэта. В это время было модным писать произведения исключительно с позиций прославления нового строя, его безмерной идеализации

Основной темой лирического произведения, первоначально опубликованного под названием «Виноград», является судьба творческого человека, находящегося в поиске собственного жизненного смысла.

Произведение Гиппиус Все кругом написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас

Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

Анализ стихотворения Некрасова Возвращение

Николай Алексеевич Некрасов в 1864 году несколько месяцев путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поэт начал сомневаться в том, что его творчество представляет какую-либо ценность для соотечественников. В 1865 году он написал стихотворение «Возвращение», в котором отразил свои мысли и переживания того тяжёлого периода.

Лирическим героем стихотворения является сам Некрасов.

Тема произведения – размышление героя о своём предназначении.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы передать чувства, мысли и переживания поэта в период возвращения из поездки, когда он задумался о роли своего творчества в жизни народа.

Жанр произведения – элегия, потому что поэт описывает свои тревожные и безрадостные размышления.

Стихотворение состоит из шести строф. Каждая строфа – четверостишие. Произведение написано пятистопным ямбом. Рифмовка – перекрёстная.

Стихотворение можно мысленно разделить на три части.

В первой части поэт предстаёт перед читателем в смятении. При помощи метафоры «душа унынием объята» он описывает своё внутреннее состояние. Поэт переживает, что его возвращению не рады в родном краю. Свою тревогу Некрасов отображает с помощью антитезы «любивший когда-то» – «прежней веры нет».

Поэту начинает казаться, что и природа не рада его приезду. Она встречает Николая Алексеевича проливным дождём, как будто слезами. Олицетворения «сентябрь шумел» и «земля рыдала» нагнетают на поэта мрачные мысли, которые он «напрасно гнал» от себя. Ведь даже лес враждебно бросает в него «холодные листы». Поэт сопоставляет лес с толпой, а листья – со своими произведениями. Некрасов убеждён, что люди хотят прогнать его из родной страны. Они готовы хладнокровно бросать поэту вслед книги, журналы и все труды, которые он с такой любовью создавал.

Во второй части появляется ветер, который гонит поэта с родной земли со словами «Мимо! Мимо!». Эпитеты «изнеженный поэт» и «чужой» как будто внушают Некрасову, что он больше не нужен своему отечеству. Слова ветра – это тревожные мысли самого Николая Алексеевича в те дни, когда он вернулся из поездки.

В третьей части лирический герой вдруг слышит вдалеке грустную песню. Поэт использует эпитеты «бессильное томление» и «вялая тоска», показывая, что её поёт измождённый человек. Эта песня возвращает Некрасова из тяжких раздумий к реальной жизни. Он ругает себя за то, что чуть не отступил от борьбы за права беззащитных, обездоленных людей. Печальная песня убедила поэта в необходимости продолжать писать о тяжёлой судьбе простого народа.

Две последние строфы играют важную роль для раскрытия идеи стихотворения. В них происходит кульминация – «горькая песнь», услышанная поэтом, убедила его продолжить борьбу за права крестьян и простых обездоленных людей. Николай Алексеевич мастерски описывал суровую жизнь народа. В этом был смысл его жизни. В этом было его истинное предназначение.

В стихотворении Некрасов передал свои чувства, мысли и переживания в период возвращения из поездки. Он очень выразительно описал свою неуверенность в том, что его творчество нужно русскому народу, а также сомнения о своём предназначении.

Краткий анализ

Некрасов является одним из самых выдающихся русских поэтов, которые оставили заметный след в мировой литературе и сделали себе имя.

Автор любил путешествовать и в 1864 году в очередной раз решил посетить страны Европы. Когда Николай приехал обратно домой, то у него появились сомнения насчет того, что его работа нужна кому-то на родине. Данный период был наполнен многими переживаниями и внутренней нестабильностью автора, и он пишет стихотворение «Возвращение» где и отражает своё состояние того времени.

Главная тема стихотворения это то, что герой, которым является сам Некрасов, ведет размышления насчет своего назначения и роли в жизни и творчестве. А идея заключается в том, что автор передает читателю свои переживания и чувства того времени, когда он воротился с путешествия по Европе и когда начал задумываться о своей актуальности на родине.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

Данное произведение автора можно относить к жанру элегия исходя из того, что Некрасов описывает именно свои чувства и душевные ситуации.

У поэта складывается впечатление, что даже родная природа не совсем рада его возвращению на родину. Эта природа встречает автора сильным ливнем, который автор сравнивает со слезами. Поет, пишет, что и лес недружелюбно бросает на него свои листья. Некрасов практически на сто процентов уверен в том, что он не нужен людям, и они хотят выгнать его с родной страны, и когда он будет уезжать, то ему вслед неприятели будут бросать все его работы и книги. А ведь, сколько любви он вложил в свои произведения.

Середина стихотворения также наполнена мрачными строками и рассуждениями, которые никак не навеивают позитив читателю. А вот после середины произведения настроение заметно меняется.

Главный герой где-то вдалеке услышал грустную песню, которая помогает ему собраться и вспомнить своё предназначение в литературе – это доносить до читателя трудную жизнь простых людей России. Главный герой словно очнулся и ругает сам себя за то, что чуть не сдался и не кинул главное занятие своей жизни. Это не единственное произведение, в котором Некрасов критикует себя и размышляет по поводу своего предназначения. Автор славен тем, что умеет признавать свои ошибки и может заявить о них на людях, таких людей не так много. Некрасов на протяжении своей жизни всегда шел к своей цели и никогда не мог прощать себе слабость.

Стихотворение является показателем того, что как бы трудно не было, не нужно никогда проявлять слабость, а наоборот еще усердней идти к поставленной цели.

Картинка к стихотворению Возвращение

Популярные темы анализов

Элегию Н. Гумилев «Мои читатели», сочинил в 1921 году. Это творение считают самым невероятным и необычным завещанием. В этом произведение описывается его мировоззрение, креативное мышление, отражающее на его биографии. В первый раз

Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме.

В 1907 году совсем молоденькой Марине Цветаевой пришлось впервые самостоятельно уехать за границу в Париж, чтобы изучать французскую поэзию и, долго думая о своей прожитой жизни, о так быстро пролетевшем детстве, девушка решила

Фет очень много писал о весне и возрождении к жизни. Ведь это такое время года, когда каждая частичка земли пробуждается после зимней спячки. Это-то время, когда Земля дарит надежду на рождение чего-то нового или забытого

Произведение «Весна, весна! как воздух чист. », является одним из самых известных и знаменитых стихотворений великого русского поэта Баратынского. Сегодня хочется более подробно рассмотреть данное произведение.

Анализ стихотворения Некрасова Возвращение

ВОЗВРАЩЕНИЕ
1864

И здесь душа унынием объята.
Неласков был мне родины привет;
Так смотрит друг, любивший нас когда-то,
Но в ком давно уж прежней веры нет.

Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождем рыдала без конца,
И черных птиц за мной летела стая,
Как будто бы почуяв мертвеца!

Волнуемый тоскою и боязнью,
Напрасно гнал я грозные мечты,
Меж тем как лес с какой-то неприязнью
В меня бросал холодные листы,

И ветер мне гудел неумолимо:
Зачем ты здесь, изнеженный поэт?
Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо!
Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!

И песню я услышал в отдаленьи.
Знакомая, она была горька,
Звучало в ней бессильное томленье,
Бессильная и вялая тоска.

С той песней вновь в душе зашевелилось,
О чем давно я позабыл мечтать,
И проклял я то сердце, что смутилось
Перед борьбой — и отступило вспять.

комментарии, примечания к стихотворению
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Некрасов Н.А.

1 Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 171–172.
Впервые опубликовано: С, 1865, № 9, с. 32, с датой: «1864» и подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).
Беловой автограф — ЦГАЛИ, ф. 338, оп. 1, ед. хр. 11, л. 1. Над текстом автографа приписка: «Здоров ли ты? Вот тебе стихи. Из них увидишь, что я не очень весел. Некрасов».

Датируется 1864 г. по указанию в первой публикации.
Листок был послан поэтом в середине августа 1864 г. его старому приятелю, видному инженеру, близкому к демократическим кругам, двоюродному брату И. И. Панаева — Валериану Александровичу Панаеву (1824–1899). Стихотворение написано по поводу возвращения Некрасова из-за границы после пребывания там в мае — августе 1864 г. и навеяно впечатлениями от приезда в Карабиху осенью.

И проклял я то сердце… — Современники воспринимали заключительное двустишие как выражение тоски по революционному подвигу.

у стихотворения ВОЗВРАЩЕНИЕ аудио записей пока нет.

«Возвращение» Н.Некрасов

«Возвращение» Николай Некрасов

И здесь душа унынием объята.
Не ласков был мне родины привет;
Так смотрит друг, любивший нас когда-то,
Но в ком давно уж прежней веры нет.

Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождем рыдала без конца,
И черных птиц за мной летела стая,
Как будто бы почуяв мертвеца!

Волнуемый тоскою и боязнью,
Напрасно гнал я грозные мечты,
Меж тем как лес с какой-то неприязнью
В меня бросал холодные листы,

И ветер мне гудел неумолимо:
Зачем ты здесь, изнеженный поэт?
Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо!
Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!

И песню я услышал в отдаленье.
Знакомая, она была горька,
Звучало в ней бессильное томленье,
Бессильная и вялая тоска.

С той песней вновь в душе зашевелилось,
О чем давно я позабыл мечтать,
И проклял я то сердце, что смутилось
Перед борьбой — и отступило вспять.

Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение»

В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение «Возвращение» связано с приездом Николая Алексеевича в родную страну. Произведение посвящено теме предназначения поэта и поэзии, к которой рано или поздно обращается каждый крупный стихотворец. Что касается Некрасова, то в его лирике она всегда занимала важнейшее место. Герой анализируемого текста возвращается на родину в сентябре, когда земля под дождем рыдает без конца, когда гудит неумолимо ветер, когда облетают с деревьев холодные листы. Безрадостный пейзаж не в последнюю очередь способствует возникновению уныния в душе, о чем сообщается в первой же строке стихотворения. Лирический герой абсолютно уверен в том, что родина не рада его возвращению, что она больше в нем не нуждается. Кажется, даже природа настроена против него. Сентябрь в «Возвращении» — это не красивая и поэтичная золотая осень, которой восхищался Пушкин. Нет, это мрачная и дождливая пора, навевающая депрессивные мысли. Четвертая строфа – монолог ветра, состоящий из вопросов и восклицаний. Вернувшийся на родину поэт назван изнеженным, чужим. Через реплики ветра Некрасов передает мысли самого лирического героя. Он действительно не понимает, зачем приехал назад, чувствует себя не нужным.

В пятом четверостишии настроение «Возвращения» несколько меняется. Герой произведения в отдалении слышит горькую песню, которая помогает ему вспомнить собственное предназначение – описывать в художественных произведениях нелегкую жизнь простого народа Российской империи. Он проклинает себя за малодушие, за то, что едва не забросил столь важную и нужную для современного ему общества борьбу. Некрасов нередко в стихотворениях, посвященных теме предназначения поэта и поэзии, выступает в роли строгого критика собственных поступков и мыслей. Зачастую Николай Алексеевич прекрасно осознавал свои ошибки и не боялся говорить о них публично. Поэт не прощал себе проявлений слабости. На протяжении всей жизни он старался следовать выбранной цели, не отступать и не сдаваться. Характер творчества Некрасова отлично передан в строчке из его знаменитого стихотворения «Элегия» (1874): «Я лиру посвятил народу своему». В том или ином виде мысль эта встречается и в других произведениях Николая Алексеевича.

ВОЗВРАЩЕНИЕ – стихотворение Некрасов Н.А.

Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождем рыдала без конца,
И черных птиц за мной летела стая,
Как будто бы почуяв мертвеца!

Волнуемый тоскою и боязнью,
Напрасно гнал я грозные мечты,
Меж тем как лес с какой-то неприязнью
В меня бросал холодные листы,

И ветер мне гудел неумолимо:
Зачем ты здесь, изнеженный поэт?
Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо!
Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!

И песню я услышал в отдаленьи.
Знакомая, она была горька,
Звучало в ней бессильное томленье,
Бессильная и вялая тоска.

С той песней вновь в душе зашевелилось,
О чем давно я позабыл мечтать,
И проклял я то сердце, что смутилось
Перед борьбой — и отступило вспять.

1 Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 171–172.
Впервые опубликовано: С, 1865, № 9, с. 32, с датой: «1864» и подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).
Беловой автограф — ЦГАЛИ, ф. 338, оп. 1, ед. хр. 11, л. 1. Над текстом автографа приписка: «Здоров ли ты? Вот тебе стихи. Из них увидишь, что я не очень весел. Некрасов».

Датируется 1864 г. по указанию в первой публикации.
Листок был послан поэтом в середине августа 1864 г. его старому приятелю, видному инженеру, близкому к демократическим кругам, двоюродному брату И. И. Панаева — Валериану Александровичу Панаеву (1824–1899). Стихотворение написано по поводу возвращения Некрасова из-за границы после пребывания там в мае — августе 1864 г. и навеяно впечатлениями от приезда в Карабиху осенью.

И проклял я то сердце… — Современники воспринимали заключительное двустишие как выражение тоски по революционному подвигу.

слушать, скачать аудио стихотворение
ВОЗВРАЩЕНИЕ Некрасов Н.А.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ВОЗВРАЩЕНИЕ:

Николай Некрасов — И здесь душа унынием объята ( Возвращение )

И здесь душа унынием объята.
Неласков был мне родины привет;
Так смотрит друг, любивший нас когда-то,
№ 4 Но в ком давно уж прежней веры нет.

Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождем рыдала без конца,
И черных птиц за мной летела стая,
№ 8 Как будто бы почуяв мертвеца!

Волнуемый тоскою и боязнью,
Напрасно гнал я грозные мечты,
Меж тем как лес с какой-то неприязнью
№ 12 В меня бросал холодные листы,

И ветер мне гудел неумолимо:
Зачем ты здесь, изнеженный поэт?
Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо!
№ 16 Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!

И песню я услышал в отдаленьи.
Знакомая, она была горька,
Звучало в ней бессильное томленье,
№ 20 Бессильная и вялая тоска.

С той песней вновь в душе зашевелилось,
О чем давно я позабыл мечтать,
И проклял я то сердце, что смутилось
№ 24 Перед борьбой — и отступило вспять.

Vozvrashcheniye

I zdes dusha unyniyem obyata.
Nelaskov byl mne rodiny privet;
Tak smotrit drug, lyubivshy nas kogda-to,
No v kom davno uzh prezhney very net.

Sentyabr shumel, zemlya moya rodnaya
Vsya pod dozhdem rydala bez kontsa,
I chernykh ptits za mnoy letela staya,
Kak budto by pochuyav mertvetsa!

Volnuyemy toskoyu i boyaznyu,
Naprasno gnal ya groznye mechty,
Mezh tem kak les s kakoy-to nepriaznyu
V menya brosal kholodnye listy,

I veter mne gudel neumolimo:
Zachem ty zdes, iznezhenny poet?
Chego ot nas ty khochesh? Mimo! mimo!
Ty nam chuzhoy, tebe zdes dela net!

I pesnyu ya uslyshal v otdalenyi.
Znakomaya, ona byla gorka,
Zvuchalo v ney bessilnoye tomlenye,
Bessilnaya i vyalaya toska.

S toy pesney vnov v dushe zashevelilos,
O chem davno ya pozabyl mechtat,
I proklyal ya to serdtse, chto smutilos
Pered borboy — i otstupilo vspyat.

Djpdhfotybt

B pltcm leif eysybtv j,]znf/
Ytkfcrjd ,sk vyt hjlbys ghbdtn;
Nfr cvjnhbn lheu, k/,bdibq yfc rjulf-nj,
Yj d rjv lfdyj e; ght;ytq dths ytn/

Ctynz,hm ievtk, ptvkz vjz hjlyfz
Dcz gjl lj;ltv hslfkf ,tp rjywf,
B xthys[ gnbw pf vyjq ktntkf cnfz,
Rfr ,elnj ,s gjxezd vthndtwf!

Djkyetvsq njcrj/ b ,jzpym/,
Yfghfcyj uyfk z uhjpyst vtxns,
Vt; ntv rfr ktc c rfrjq-nj ytghbzpym/
D vtyz ,hjcfk [jkjlyst kbcns,

B dtnth vyt ueltk ytevjkbvj:
Pfxtv ns pltcm, bpyt;tyysq gjn?
Xtuj jn yfc ns [jxtim? Vbvj! vbvj!
Ns yfv xe;jq, nt,t pltcm ltkf ytn!

B gtcy/ z ecksifk d jnlfktymb/
Pyfrjvfz, jyf ,skf ujhmrf,
Pdexfkj d ytq ,tccbkmyjt njvktymt,
,tccbkmyfz b dzkfz njcrf/

C njq gtcytq dyjdm d leit pfitdtkbkjcm,
J xtv lfdyj z gjpf,sk vtxnfnm,
B ghjrkzk z nj cthlwt, xnj cvenbkjcm
Gthtl ,jhm,jq — b jncnegbkj dcgznm!//

Послушать стихотворение Некрасова Возвращение

Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века Кондратий Федорович Рылеев. Анализ стихотворения «Гражданин»

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Читайте также:  Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.

История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.



Образы музы

Ещё в ранней лирике Некрасов начал говорить о себе как о поэте нового типа. Как он сам говорил он никогда не был лентяем и не любил вести разгульный образ жизни. Сам же писатель и в стихотворении Муза был к себе довольно строг:

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

В заключительной части произведения, писатель рассказал о своем призвании и невозможности молчать. Поэт признал, что нет смысла перечить музе. И этому своему призванию он был верен всегда.

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной Не помню над собой я песни сладкогласной! В небесной красоте, неслышимо, как дух, Слетая с высоты, младенческий мой слух Она гармонии волшебной не учила, В пеленках у меня свирели не забыла, Среди забав моих и отроческих дум Мечтой неясною не волновала ум И не явилась вдруг восторженному взору Подругой любящей в блаженную ту пору, Когда томительно волнуют нашу кровь Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы Другой, неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданья и оков,- Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей, Которой золото — единственный кумир… В усладу нового пришельца в божий мир, В убогой хижине, пред дымною лучиной, Согбенная трудом, убитая кручиной, Она певала мне — и полон был тоской И вечной жалобой напев ее простой. Случалось, не стерпев томительного горя, Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя, Или тревожила младенческий мой сон Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном: Расчеты мелочной и грязной суеты И юношеских лет прекрасные мечты, Погибшая любовь, подавленные слезы, Проклятья, жалобы, бессильные угрозы. В порыве ярости, с неправдою людской Безумная клялась начать упорный бой. Предавшись дикому и мрачному веселью, Играла бешено моею колыбелью, Кричала: мщение! и буйным языком На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной Непрочен был порыв жестокости мятежной. Слабея медленно, томительный недуг Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг Все буйство дикое страстей и скорби лютой Одной божественно-прекрасною минутой, Когда страдалица, поникнув головой, «Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы Лелеяли мой слух суровые напевы, Покуда наконец обычной чередой Я с нею не вступил в ожесточенный бой. Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза: Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Анализ стихотворения «Элегия» (Н.А. Некрасов)

Анализ стихотворения «Элегия» (Н.А. Некрасов) открывает читателям тонкую душу писателя и гражданина своей страны, истинного патриота, у которого не переставало болеть сердце за свой народ.

Некрасов вошел в историю литературы как гражданский поэт, ведущий смелую борьбу за свободу крестьян. Он, как никто другой, ждал отмены крепостного права. Большая часть лирики поэта посвящена именно этой проблеме. Не исключение и стихотворение «Элегия».

Элегия – это грусть, «жалоба». Но о чем же грустит гражданский поэт в 1874 году, когда уже более десяти лет формально крепостное право отменено? Дело в том, что Некрасов даже после освобождения крепостных продолжал следить за их судьбой. Вероятно, не было в душе поэта доверия власти. И во многом его интуиция не подвела автора. Отмена крепостного права дала только формальную свободу крестьянам. На деле же они продолжали оставаться в рабстве у господ. И наверное, это было еще более бесчестным и фальшивым по отношению к народу, чем даже законная неволя их.

Некрасов за свою творческую жизнь выслушал немало критики в адрес лирики. Особенно сильно его критиковали за анализируемое стихотворение, так как общество считало неактуальными темы и проблемы, раскрытые в «Элегии». И поэт отлично понимал, что противостоит большинству. Поэтому, кроме темы жизни народа, он затрагивает и тему музы – верной слуге его и крестьян. Лирический герой стихотворения сливается с авторским «я» и выражает его мнение.

Композиция стихотворения формально состоит из четырех строф с разным количеством строк в них. По смыслу же его можно разделить на несколько частей.

В первой части автор делится с читателем своим переживанием за судьбу народа. Он считает эту тему актуальной, вне моды. Он пытается убедить нас, что на эту тему нет моды, а «страдания народа» не остались в прошлом. Лирическому герою очень бы хотелось, чтобы эту тему годы состарили так же, как и человека, но, к сожалению, этому не бывать. Но как же может поэт «возбудить вниманье сильных мира», если не музой? Музу автор считает лучшей союзницей народа. На нее возлагает надежду.

Во второй части и сам автор преклоняет колено перед народом. Некрасов говорит о своем служении народу абсолютно искренне, ведь в этом он видит свое призвание.

«Красный день» – так называет поэт день освобождения крестьян от крепостного права. Красным днем обозначались большие праздники на Руси. Так автор показывает нам значимость такого долгожданного события.

Но верная муза подсказывает автору, что не все так хорошо, как может показаться:

«…Народ освобожден, но счастлив ли народ. »

На этот вопрос Некрасов пытается ответить в следующей части. Он видит привычные картины жизни обычного крестьянина. Все так же он продолжает трудиться на земле, все так же нелегки и заполнены праведными трудами его будни, и все вокруг как будто бы не изменилось. Лирическому герою хочется услышать ответ от народа, но народ безмолвствует:

Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Многоточием и отсутствием ответа заканчивает свое стихотворение Некрасов. И это заставляет и нас с вами поразмышлять над вопросами поэта. Многоточием откладывает автор ответ сроком на бесконечность. И в этом чувствуется дар пророка, ведь и после отмены крепостного права и даже спустя еще много лет не смог народ стать свободнее и счастливее. Некрасов задет вопрос и оставляет его без ответа еще и для того, чтобы привлечь внимание общественности, чтобы затронуть все струны души человека, чтобы не осталось равнодушных к одной из самых острых проблем России 19 века.

«Элегия» – чрезвычайно эмоциональное произведение. Таким его делают, в первую очередь, многочисленные восклицательные знаки и многоточия. Все это признаки отчаяния и безысходности.

Кроме этого, стихотворение наполняется образами благодаря другим средствам художественной выразительности. Больше всего здесь метафор: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма». Придают экспрессии стихотворению и эпитеты: «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда». Есть в тексте и сравнение: «влачатся в нищете…, как тощие стада». С его помощью поэт бьет четко в цель, и можно сказать, что в этом и есть ответ на его вопросы. Разве может быть счастливым человек, когда он лишен даже минимальных благ? Ответ очевиден.

Особенно привлекает к себе внимание оксюморон «слезы сладкие». Это слезы радости, даже они в радость лирическому герою, когда он узнает об отмене рабства.

Красной нитью через все творчество Некрасова проходят две темы: тема народа и тема предназначения поэта. В стихотворении «Элегия» эти наиважнейшие темы сливаются воедино. Некрасов не видит жизни одной проблемы без другой. Для поэта призвание – это служение народу.

Я считаю стихотворение Некрасова актуальным и сегодня, ведь при формальной свободе разве не связан народ в 21 веке по рукам и ногам? Я думаю, трагедия «Элегии» в том, что нет у народа возможности выбраться из вечной кабалы, поэтому и стоят многоточия и риторические вопросы.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “крестьянка-Муза”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Анализ стихотворений«Еще майская ночь» анализ стихотворения Фета по плану кратко – образы, история создания, тема

Анализ стихотворений«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, жанр, эпитеты и антитеза

«Панаевский цикл». История возникновения и посвящения

Поэты всегда были людьми с особым складом ума. Их творчество рождалось на свет, благодаря дивным музам. Не стала исключением и любовная лирика Некрасова. Стихи «Панаевского цикла» представляют собой некое признание в любви музе поэта – Авдотье Яковлевне. Фамилия этой единственной возлюбленной автора – Панаева. Отсюда, как вы понимаете, и берет свое название цикл.

Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.

Кроме литературной ценности стихотворения Некрасова из «Панаевского цикла» имеют и историческую значимость. Все потому, что кроме них практически не сохранилось сведений об этом страстном романе поэта и его вдохновительницы.

Панаева была замужем, и поэт целый год держал свои чувства в себе, но их сила была столь велика, что покорила сердце этой дамы. А дальше был гражданский брак, в котором они прожили полтора десятка лет.

Ссылка на основную публикацию