Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога (6, 7 класс)

Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога 6 класс

Стихотворение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня задает своему отцу, генералу, вопрос о том, кто построил железную дорогу. На что тот отвечает ему, что это сделал граф Клейнмихель. Разговор этот происходит в вагоне поезда. И дальше построено произведение, как разговор генерала и автора.

Автор возражает генералу, говоря о том, что построил железную дорогу простой русский народ – мужики. После описания в первой части произведения пейзажа, мелькавшего за окнами вагона, автор переходит к изобличению правды.

Строительством железнодорожного пути действительно руководил упомянутый граф. И, естественно, все лавры достались именно ему. Но гораздо большей награды должны были заслужить те работяги, которые не только силы свои вложили в строительство, но и многие жизни отдали.

Автор называет имя царя, руководящего людьми, заставляющего их водить армии, суда в моря, совершать непосильный труд. Царь этот беспощаден. Имя ему – голод.

Именно он руководил мужиками, старающимися любыми путями заработать себе на проживание. Он и согнал массы народа на строительство пути. А труд этот был тяжел. Многие обрели себе здесь могилу.

Автор говорит о том, что по бокам путь выложен человеческими костями. А далее он рисует жутковатую картину. Он представляет толпу мертвецов – тех самых людей, которые не щадили ни здоровья своего, ни жизней ради этой работы.

Дальше идет монолог этих людей. Начинается он с того, что они любуются результатом своего труда, за которым терпели они и голод, и холод, и издевательства и несправедливость со стороны начальства. Они вытерпели все.

Здесь обращает особое внимание автор на то, что русский мужик способен перенести многие тяготы, к коим он, собственно говоря, привык. Некрасов очень много посвятил своих стихотворений простому русскому народу. Он восхищался его стойкостью и терпением и, в то же время, был полон сожаления к нелегкой его доле.

И в этом произведении представляет он их страдания. Люди трудились, терпели нужду. А теперь, когда работа их завершена, и многих из них уже нет в живых, плоды ее закреплены за одним человеком – графом.

Заканчивается монолог мертвецов вопросом: «или забыли давно?». Да, о тех, кто отдал жизни, большинство и не знали. Ведь многие на вопрос своих детей ответят так же, как и генерал, который и сам не вдавался в эти подробности.

И это очень распространенное явление, когда плоды труда поджинают те, кто и не совершал его.

Генерал же возражает автору, говоря, что народ умеет лишь разрушать. Да, и не к чему забивать этим голову ребенку – считает он. А потом просит своего собеседника показать и светлую сторону того, что он расписал так мрачно.

На что автор отвечает, что те, кто и дожил до окончания строительства, остались в долгу. Рады были и тому бедолаги, что им недоимка простилась, да бочке вина. Вот и все, что они заслужили. Отраднее картины здесь и нельзя нарисовать, как говорит автор.

Анализ стихотворения Железная дорога Некрасова

В 1864 году в собственном журнале “Современник” Н. Некрасов опубликовал своё стихотворение “Железная дорога”. Речь в этом произведении шла о цене строительства настоящих железных путях. Строительство Николаевской дороги продолжалось десять лет и закончилось только в 1852 году. Она позволяла путникам преодолевать огромные расстояния всего за один день, когда раньше на это требовалась, по крайней мере, неделя.

Император своеобразно подошёл к строительству железных путей. Он провёл по карте карандашом полоску, где задумывалось обустроить линии для поездов. И грифель пересёк болота, поля и леса – именно через такие труднодоступные места должна быть проложена железная дорога. Но какую цену необходимо заплатить за ее строительство? Речь идёт не о деньгах, Некрасов говорил о тысячах погубленных и погибших человеческих жизнях.

Строительством занимался Клейнмихель. Этого чиновника к 1864 году уже убрали с занимаемой должности. Даже власти видели в нем чрезмерную жестокость по отношению к людям.

В своём стихотворении Некрасов поднял “больную” тему – гражданство, народ и справедливость. “Железная дорога” считается образцом гражданской лирики. В этом произведении обличается государственный произвол и подчеркивается несправедливость к бедным людям. Эту идею поэт смог отобразить в четырёх частях, которые соединены между собой сюжетом и лирическим героем.

В первой части читатель видит природу. Она рисуется идеальной, в ней нет безобразия и уродства. Ярко ей противопоставляется цивилизованный страшный мир второй части. Здесь автор раскрывает все недостатки общества, его пороки. Лирический герой рассказывает мальчику о погибших напрасно рабочих, которые трудились в любую погоду лишь бы построить железные пути, по которым мчится поезд. Автор подчеркивает не только жёсткость и безжалостность представителей власти, но и мужество, и трудолюбие народа. Их способность в невыносимых условиях работать не покладая рук. И именно за это он достоин уважения. Некрасов с сожалением отмечает, что русские люди готовы годами и столетиями терпеть произвол. У них есть силы, чтобы выносить все страдания, но нет сил, чтобы противостоять ударам судьбы.

В третьей части читатель видит ещё одну высказанную точку зрения. По мнению генерала, народ – это воплощение пьянства и отсутствие желание и стремлений достичь чего-то великого. Он считает, что простые люди умеют только разрушать все вокруг себя.

В четвёртой части мальчик Ваня узнает от лирического героя, что за все те трудности и испытания бедные рабочие получили в качестве оплаты лишь бочку вина. Алкоголь – это цена множества смертей и увечий. И люди радовались такой неблагодарной награде, потому что не могли помыслить о противостоянии хитрым подрядчикам.

Таким образом, Некрасов защищает бедных рабочих, но и корит их за бездействие, за их трусливость и нежелание улучшать свою жизнь. Они, на самом деле, обладают огромной силой, которая выстоит против произвола чиновников, но они не могут ей правильно воспользоваться.

6, 7 класс по плану

Картинка к стихотворению Железная дорога

Популярные темы анализов

Тютчева смело можно считать поэтом, который посвятил практически все свои строки романтизму. Федор Тютчев создает произведения, в которых с помощью правильно подобранных слов передает читателю красоту природы.

Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная

«Чёрный человек», последнее, что было написано автором. Есенин писал его не один день, в нем чувствуется горесть и утрата. Анализ самого себя, быстрее всего автор пытался передать свои чувства и эмоции на бумагу.

Поражает своим многообразием поэзия Якова Полонского: в его творчестве встречается любовная, пейзажная и философская лирика. Глубокий анализ поведения человека, который потерял смысл жизни, показан в стихотворении «Дорога». Творчество

Стихотворение «Бессонница» было написано Анной Ахматовой в 1912 году. Опубликовано же данное лирическое произведение было двумя годами позже в сборнике «Четки». Тема стихотворения явственно отражается в его названии.

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)

Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.

История создания

Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).

Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.

Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.

Образы и символы

Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.

Образ несчастного белоруса является собирательным образом крестьянина, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в землянках. Автора восхищает привычка русского мужика к труду, он уважает работу простого народа. Первые три главы посвящены тому, как обстояли дела при строительстве дороги на самом деле.

Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.

Темы и настроение

  • Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения. Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
  • Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
  • Также очевидна тема социального неравенства. Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
  • Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности. Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.
Читайте также:  Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

  • Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
  • Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
  • Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
  • Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
  • Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Средства художественной выразительности

Среди тропов и выразительных средств можно выделить сравнения («около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «лед. .. словно как тающий сахар лежит», «листья. .желты и свежи лежат, как ковер», «. .. почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»), эпитеты («славная осень», «здоровый, ядреный воздух»), гиперболы («труд этот, Ваня, был страшно громаден»), олицетворение («свисток оглушительный взвизгнул»), метонимия («а по бокам-то все косточки русские»), обобщения («немец уж рельсы кладет», «видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый, больной белорус»), метафоры («чудо искусства», «скопище пьяниц»).

Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.

Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты“ Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения“Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Гиперболы“Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Метонимия“А по бокам-то всё косточки русские”.

Олицетворение“Свисток оглушительный взвизгнул”.

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” . Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Отрывок стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Краткий анализ стихотворения

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда» . Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.

Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь Некрасова

И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные» , которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе» . И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда» . И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды.

Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете! » Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…» , «ямою грудь» . «Трудно свой хлеб добывал человек! » — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую» , не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.

Вариант 2

Некрасов в поэме «Железная дорога» описал труд и страдания русского народа, гнёт и потери, которые он пережил. Одним из самых страшных бедствий был, конечно же, голод. Поэт создает развёрнутую метафору «царя-голода», где последний предстает перед нами как живое существо, правящее миром. Именно он заставляет мужиков работать день и ночь, браться за непосильный труд, теряя физические и душевные силы.

Для того, чтобы показать все тяготы жизни рабочих, согнанных на постройку железной дороги, автор строит стихотворение как рассказ очевидца, возможно, даже участника этих событий. Это, а также постоянные обращения (к «папаше», «Ванечке») придают тексту бОльшую достоверность, а кроме того живость и эмоциональность.

Люди работали и умирали, пока строили железную дорогу («А по бокам-то всё косточки русские…»). Фантастический образ «толпы мертвецов» помогает как нельзя лучше понять судьбу мужика-строителя. За свой рабский труд люди не получали никакой благодарности; те, кто заставил простой люд строить железную дорогу, никак не помогали, а только эксплуатировали несчастных людей. Чтобы подчеркнуть это, Некрасов использует короткие, часто нераспространённые предложения, а также лексику с отрицательной семантикой («Мёрзли и мокли, болели цингой», «Грабили нас грамотеи-десятники,/ Секло начальство, давила нужда…»).

Тема социальной несправедливости раскрывается и в портрете больного белоруса. Некрасов, используя яркие эпитеты, а также разговорную лексику, создаёт образ забитого, униженного, больного строителя железной дороги («Губы бескровные, веки упавшие / Ноги опухли; Колтун в волосах;», «горбатая спина», «язвы», «грудь ямою»). В его лице показаны всё страдание народа и равнодушие высших слоёв общества.

Но Некрасов подчеркивает, что, несмотря на унижения и бедность, голод и холод, русский народ «вынесет всё» («Вынес достаточно русский народ,/ Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!»). В этом восхвалении русского народа, а также в открытом призыве к борьбе заключается главный идейный пафос отрывка.

Н. А. Некрасов «Железная дорога» – анализ стихотворения

Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не­справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост­ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» нацио­нального бытия, частью его самого.

В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол­лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле­ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра­матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти­хотворении. Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лири­ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му­жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важ­ный. Непривычное для лирического описания природы слово «яд­реный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про­водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ­ный труд, Некрасов использует широко известный прием — при­ем «сна».

Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бес­кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертве­цов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз­звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно.

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же­лезную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по­является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха­рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

– Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол­пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4‑я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4‑я часть поэмы строит­ся согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са­мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо­те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабаз­ник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмот­реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал…

Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… ”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Читайте также:  Школьник - краткое содержание произведение Некрасова

Средства выразительности

В стихотворении Некрасов Н. А. «Железная дорога» были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

«Железная дорога», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся – ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога”
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_6_klasse.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Учитель Пикалова М.А.

стихотворения «Железная дорога».

  1. Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о писателе)

Сегодня мы будем анализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога». Наша задача сегодня на уроке -проследить движение поэтической мысли от первой строки до последней, понаблюдать за введение в стихотворение антитез, эпитетов, сравнений, языковых особенностей.

3. Анализ стихотворения

В феврале 1842г. был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство и к 1852г. оно было закончено. Первая железная дорога в России стала сенсацией. Пётр Андреевич Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения при Николае 1, деспот, который не щадил здоровья и жизни рабочих, чтобы щегольнуть перед царём быстротою стройки. Когда Некрасов писал стихотворение, по всей стране прокладывали железные дороги, и всюду рабочие испытывали гнёт. В стихотворении Некрасов поднимает вопрос, злободневный не только в 60-е годы19 века, но и позднее, вплоть до нашего времени. А какой это вопрос,- ответить предстоит вам после разбора стихотворения. Стихотворению «Железная дорога» предпослан эпиграф.

-Давайте прочитаем его. Что узнали из эпигрофа?

-Чем интересны авторские ремарки? Что значит «показное народолюбие?»

-Почему разговор генерала с Ваней изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? (В эпиграфе главная проблема стихотворения.)

-Слушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)

Вопрос: каким настроением она проникнута?

-Как можно озаглавить первую часть?

-Возьмите карандаш и подчеркните художественные средства, которые автор использует при описании осени.

-На ваш взгляд: используемые эпитеты часто встречались вам раньше при чтении стихотворений об осени, или они новые свежие?

-Почему поэтизирует самые простые вещи: «кочи», «болота…», «пни?»

-Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда. Найдите это слово. Прочитайте всю фразу. О чём она говорит?

В четвёртой строфе появляется словосочетание «родимая Русь» со времён Петра1 её гордо стали называть Россия, а у Некрасова упорное «Русь» и эпитет «родимая.» Почему? (Русь – называли в древности, – связь времён, оттенок, – выражает народное чувство.)

-Давайте прочитаем последнюю строчку, в которой явно прослеживается ритм движения поезда, и ответим на вопрос: за счёт чего это создаётся? (аллитерация, ассонанс).

-Прочитаем вторую часть. Задание: как можно озаглавить? Словарная работа: цинга, обаяние.

-Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду. Почему не «рассказать», а «показать»?

-Уже с первых строф поэт вступает в спор с генералом. Докажите это строчками из текста. («Не по плечу одному».)

– А какая антитеза введена во вторую часть?

-Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступает мрачные, трагические краски. Да, родная сторона прекрасна, но и печальна.

Волшебством поэтической фантазии поэт вызывает к жизни яркие картины. В тени, набежавшей на стёкла морозные, чудится толпа мертвецов: в перестуке колёс, в лязге вагонов – топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь заполняется стонами, звонов ржавых лопат, звуками песни, плача. Стены вагоны словно раздвигаются, исчезают совсем, и возникает широкая панорама Руси: безбрежная картина народного горя, страданий забитой и угнетённой страны.

-Почему в стихотворении соседствуют строки «Мы надрывались под зноем, под холодом…» и «любо нам видеть свой труд.»?

-Каким словом называет автор привычку к труду, и как учит относиться к мужику? Зачитайте.

– Прочитайте предпоследнюю строфу и ответьте на вопрос: какое значение слова «железный» всплывает в вашем сознании при чтении этих строк?

-Какой глагол использует автор при этом? Почему? А в названии стихотворения только ли подразумевается прямое значение?

– Верит ли поэт в будущее народа? Подтвердите это строчками из текста.

Третья часть. Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: какой взгляд на народ у генерала?

-Спор о строителях железной дороги, по сути, спор о роли народа в истории

Разбирая 2 и 3 части, мы почувствовали веру Некрасова в торжество народа, пусть пока и далекое. Казалось, тема исчерпана. Но есть еще часть. Зачем она?

Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: что добавляет она к сказанному о народе? Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?

-Зачитайте описание подрядчика, сравните его с больным белорусом из 2 части. В чём смысл такого сопоставления?

-Как осчастливил купец рабочих?

-Почему слова «недоимку дарю» автор выделил курсивом?

-Автор показывает страшную картину примирения народа со своими угнетателями. Но последнее слово остаётся за автором. На его вопрос генералу ответить нечего. Как следует прочитать последнюю фразу? Какое слово выделить?

Так какой же вопрос поднимает Некрасов в стихотворении? (О роли народа в истории)

-Почему стихотворение посвящено детям?

-Почему в конце стихотворения многоточие? И что этим хотел сказать автор?

Дома вы продолжите исследовать стихотворение, ответив на 12, 13 вопросы, стр.220.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство .

Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева– выявить основн.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха.

Анализ стихотворения “Анчар&quot.

Материал содержит пример использования контекстного подхода при анализе стихотворения. На уроке использован прием моделирования.

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы – красоты зимней природы и «сердечной тоски&ra.

Ссылка на основную публикацию