Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова

Анализ стихотворения Н.Некрасова “Несжатая полоса”

Анализ стихотворения Н.Некрасова “Несжатая полоса”

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya_nekrasova.docx582.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Несжатая полоса» Николая Алексеевича Некрасова,

выполнила ученица 10 класса МАОУ «Полесская СОШ»

Цель: анализ поэтического произведения.

– формирование навыков анализа произведения по своему плану, что является выражением своего взгляда на произведение;

– привлечение и подборка дополнительного материала, способствующего расширению тематике данного стихотворения;

– знакомство с литературными терминами и нахождение изобразитель-выразительных средств.

План анализа стихотворения:
1 . Автор и название стихотворения.

2 . История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу).

3 . Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение).

4 . Художественные средства , с помощью которых созданы эти образы:

5 . Композиция лирического произведения.

Композиция: размер, рифма.

6 . Поэтическая лексика.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
– метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
– олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
– паралеллизм;
– сравнение;
– эпитет – художественное определение.

7 . Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

  1. «Несжатая полоса» Николай Алексеевич Некрасов
  2. Произведение датируют 1854 г., в печати оно появилось в 1856 г. в журнале современник.

История создания произведения тесно связана с детством поэта. Он вырос среди крестьян. Его отец-помещик был жесток к своим крепостным. Николай Алексеевич с ужасом и жалостью наблюдал за страданием людей и, в тоже время, восхищался их трудолюбием и силой.

Порог отцовского дома поэт покинул рано, но увиденные картины навсегда запечатлелись в его памяти и стихотворениях.

Анализируемое произведение поэт написал в 1854 г. В это время он тяжело заболел и собирался отправиться за границу на лечение. Возможно, это и стало причиной того, что главный герой стихотворения болен. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение Н. Некрасова впервые было опубликовано на страницах «Современника» в 1856 г. В XIX и XX к нему неоднократно обращались композиторы.

Вопрос крепостничества остро стоял в первой половине XIX века, поэтому неоднократно поднимался в литературе. Н. Некрасов не мог остаться в стороне. В анализируемом произведении можно выделить широкую тему крестьянского труда времен крепостничества и частную – болезнь хлебороба .

Для раскрытия их автор создал необычную систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер – связующее звено между ними.

Начинается стихотворение осенним пейзажем, который помогает создать печальную, неуютную атмосферу. И лес, и поля – все опустело, сбросило одежду. Даже грачи успели улететь. Посреди поля одиноко стоит несжатая полоса. Автор признается, что она «грустную думу наводит».

Авторское внимание переключается на колосья, которые беседуют друг с другом. Они скучают, слушая осенние ветра. Грустно склонив головы, колоски купают зерна в пыли. Поэт характеризует зерна эпитетом «тучные». Эта деталь подсказывает, что с полосы могли бы собрать хороший урожай. Пока же его собирают только прожорливые птицы.

Колосья удивляются, почему их не спешат забирать с поля. Они сравнивают себя с другими братьями по полю, находят, что не хуже них: «нет! мы не хуже других — и давно в нас налилось и созрело зерно». С каждым днем колоски все больше удивляются, что пахарь не приходит за ними. Ответ на их вопрос приносит ветер. От его лица ведется рассказ о пахаре. Н. Некрасов сразу предупреждает, что вести ветра печальные.

Оказалось, что пахарь тяжело заболел. Он трудился, не жалея себя, но работа оказалась не по силам. Портрет крестьянина вызывает у читателя искреннюю жалость. Перед нами изнеможенный мужчина, который очень исхудал, не может ни есть, ни пить. Его тусклые очи подсказывают, что к крестьянину приближается смерть. В последних стихах Н. Некрасов коротко описывает еще здорового пахаря, который пел «заунывную песню». Видимо, герой чувствовал, какой конец его ждет. Образы пахаря и нивы символические. Их можно толковать с точки зрения проблемы поэтического искусства. Под образом крестьянина скрывается умирающий поэт, который печалится о том, что не успеет собрать весь урожай на поэтической ниве.

В стихотворении автор показал, что крестьяне – лишь рабочая сила для помещиков, никто не заботится об их здоровье и судьбе. Таким образом, он утвердил идею о необходимости искоренения крепостничества.

  1. Средства выразительности:

Глаголы и эпитеты связаны с поздней осенью, а синтаксический параллелизм состояния природы и состояния человека (грустной задумчивости) позволяет одухотворить пейзаж, и читатель может услышать разговор колосьев. Использованные метафоры и олицетворение сил природы позволяют сделать стихотворение выразительнее. Описание внутреннего мира пахаря показывает связь крестьянина с землей. Это стихотворение Некрасова показывает не только красоту хлебного поля, но и поднимает вопросы, касающиеся крепостничества. Поэт хотел, чтобы общество задумалось, как непросто крестьянам, и что о них тоже нужно заботиться. И все это на фоне красивого пейзажа.

  1. Особенности композиции:

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности.

Рифмовка: рифмовка парная

Стихотворение можно поделить на три части.

  1. Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна ( метафора ). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц ( метафора ), топчет заяц и бьёт буря . Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство – хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял» . Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений : пахарю нет моченьки , червь сосёт ему больное сердце , руки высохли в щепку , повисли, как плети , очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня – пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра – элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа – ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста , а сказочное обрамление – лишь антураж.

Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова

Творчество Н. А. Некрасова близко по духу каждому читателю, который способен сопереживать, проявлять милосердие, с пониманием относиться к переживаниям крепостных крестьян. Главный герой произведений писателя – народ. При этом он представлен людьми с нелегкой судьбой. Автор с самыми искренними чувствами разделяет их участь, испытывает горечь от того, что приходится переносить простому русскому крестьянину. Причиной подобного жалостливого отношения к ним является общение с крестьянскими детьми в детстве, у которых был и ранний труд, и отсутствовало беззаботное время.

В стихотворении «Несжатая полоса» пессимистичное настроение с первых строк помогает прочувствовать осенняя пора. При этом поэт особым образом выделяет мотив одиночества, который усиливает впечатление печали и тоски: «грачи улетели», «поля опустели». Осенний пейзаж напрямую связан с наступившей порой собирать урожай. Природа на просторе выглядит печально. Но среди этого пустоты возникает некоторое движение, шум. Это диалог колосьев, которые остались несобранными в последней полосе на поле. Разговор помогает раскрыть не только причину тревоги из-за боязни остаться здесь в зиму, но и раскрыть причину отсутствия пахаря.

Меланхолия растений наводит читателя на размышления о сожалении оставленного урожая. С каждой последующей строкой грусть «скучно нам…» перерастает в сильное волнение, боязнь быть съеденными «прожорливой птицей», «где же наш пахарь. ». На их возмущение находит ответ ветер: «не по силам работу затеял».

В колосьях будто чувствуется душа. Растение с жалостью относится к тому человеку, кто все силы вложил в уход за ними. Получив объяснение, читатель также становится участником происходящих событий того периода. Ведь это голодное время, когда каждый старался любым способом заработать кусок хлеба. Колосья будто поднимают тему несправедливости от того, что пахарь останется голодным, если не уберет урожай.

«Осенняя вьюга», «поздняя осень» – ряд выразительных эпитетов, которые подчеркнули умирание осени. Олицетворение дает движение мысли миру природы, наделяя чувствами («лес обнажился», «шепчут колосья», «буря бьет»). Сравнения и метафоры создают яркий образ больного пахаря («руки высохли в щепку», «очи потускли», «голос пропал»).

Некрасов сопереживает своему герою, задумываясь о том, что не одному ему досталась горькая судьба. Эти люди трудолюбивы, но зависимы от богатых, находясь под их гнетом.

Вариант 2

Произведение написано в жанре классической элегии, называемой гражданской, и имеет авторским замыслом раскрытие основной тематики в виде описания тяжелой жизни крепостных крестьян. Данные стихи неоднократно становятся основой для музыкальных произведений.

Композиционная структура стихотворения состоит из трех условных частей в форме пятнадцати строф, написанная в виде дистиха, первая из которых изображает спокойный осенний пейзаж, вторая часть описывает жалобный стон несжатых хлебных колосьев, а в третьей части поэт представляет в собственном воображении ответ на тоску умирающей несжатой полосы от ветра. Стихотворением поэт выражает авторское сочувствие больного крестьянскому пахарю, который растратил здоровье при тяжелой работе.

Стихотворным размером произведения выбран четырехстопный дактиль в виде трехсложной стопы, акцентирующей ударение на первый слог, с использованием парной рифмовки, заключающейся в чередовании мужских и женских рифм, а также с применением повторов в виде рефренов и параллелизма образов.

В качестве средств художественной выразительности поэт выбирает многочисленные красочные олицетворения и эпитеты.

Произведение в своем содержании использует лейтмотивы монотонной русской народной песни, рисующей с первых строк пейзаж позднего осеннего дня с опустевшими полями, среди которого виднеется несжатая пшеничная полоска, навевающая грустные думы о невозможности колосьев быть своевременно убранными.

Яркой иллюстрацией основного мотива стихотворения является выразительное изображение диалога пшеничных колосьев с гуляющим в опустевшем поле ветром, который рассказывает несжатой пшенице о тяжелой болезни стареющего пахаря, неспособного убрать выросший урожай, ставшего теперь кормом для животных, птиц и добычей ветра. Используя олицетворения, поэт одушевляет образ пшеничных колосьев и холодного ветра, рассказ которого пронизан авторским отчаянием и тоской от понимания безысходности тяжелой жизни крепостного пахаря.

Тематика стихотворения подчеркивает мысли поэта о тягостном существовании всего русского населения, живущего в постоянном непосильном труде. Образ крестьянина представляется в произведении с использованием метафоры и сравнения в виде целеустремленного, но при этом задумчивого человека, исполняющего за работой заунывные песни, которые выражают сущность его непростой судьбы. Оставленные несжатыми пшеничные колосья вынуждены разделить тоскливый удел их крестьянского хозяина, приняв гибель либо от разъяренной бури, либо от разоряющих птичьих стай.

Содержание стихотворения включает в себя авторские рассуждения о бренности человеческой жизни, выражающейся в горестях, непосильном труде, болезнях и нищете.

По мнению некоторых критиков стихотворение является аллегорическим произведением, в котором в образе пахаря поэт изображает русского царя Николая Первого, умершего в период Крымской войны.

Анализ стихотворения Несжатая полоса по плану

Несжатая полоса

Возможно вам будет интересно

Отчаяние – очень насыщенное образами, необычными эпитетами, сравнениями стихотворение. Хотя оно и не так велико по размеру (всего пять строф по четыре строки), но после его прочтения остаётся не только насыщение

Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего.

Афанасий Фет до смерти скрывал свою личную тайну за семью печатями от людей, которые его окружали. Он скрывал ее от своих родных, от своей семьи и даже дорогой женщине. Только после

Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение

В данном произведении поэт выразил свое отношение к интеллигенции, сделав образом тех, кто жаждет изменений к лучшему сосланного участника восстания 1825 года.

Несжатая полоса Некрасов

Содержание стихотворения

Идиллическую картину поздней осени, когда деревья уже скинули листву, а птицы давно улетели в теплые края, нарушает одинокая полоса пшеницы, которую крестьянин не убрал по неизвестной причине. Осознание того, какую роль в жизни простых людей играет работа в поле, насколько важен для их жизни каждый колосок собранного урожая, наводит читателя на грустные мысли.

Использование такого литературного приема, как олицетворение, помогает автору оживить покинутый урожай и свободный, вездесущий ветер. Тугие колосья шепчутся между собой, вопрошая, почему их не убирают? При помощи повтора слова «скучно» автор усиливает ощущение безысходности, помогает осознать всю тяжесть сложившейся ситуации. При этом колосья не могут понять причины такого невнимания со стороны пахаря. Ведь и урожай богатый, и колосья «тучные», тяжелые.

Однако крестьянин так и не приходит, вследствие чего урожаю приходится выдерживать многие невзгоды:

их бьет осенними ветрами;

топчут пробегающие по полю зайцы и другие звери;

колосья становятся пищей для птичьих стай.

И тут холодный ветер объясняет пшенице, что пахарь смертельно болен. Его руки, когда-то сильные, высохли и повисли «как плети», мощный голос, который нес народную песню над полями во время засеивания и уборки полей, пропал, глаза уже не видят, а сердце точит неизлечимая болезнь. Становится понятно, что крестьянин уже никогда не вернется на поле.

Анализ произведения

«прожорливая птица»;

Противопоставление тучных зерен и высохших рук крестьянина усиливает осознание печального положения крестьян. Некрасов хорошо знал, что работа в поле, такая тяжелая и трудная, является единственной, которая позволяла русскому мужику прокормить семью. Только тяжелая болезнь или глубокая старость могли стать причиной того, что крестьянин не собрал весь урожай, а, значит, оставил жену и детей голодать.

История написания стихотворения

Детство Николая Алексеевича Некрасова прошло в именном поместье, в деревне Гришневе. Там, будучи ребенком, будущий писатель мог наблюдать истинное положение крестьян, их ежедневный тяжелый труд, полное бесправие. Всё это формировало у мальчика определённое отношение к существующему строю.

Отец писателя, военный в отставке, занимал должность исправника, в чьи обязанности входило усмирение крестьян, разрешение спорных ситуаций, наказание за провинности. Часто отец брал маленького Николая с собой, в результате чего мальчик собственными глазами мог видеть происходящее. Постоянные разборки с крестьянами, унизительные наказания и нежелание властей вникать в проблемы простых людей не смогли ожесточить сердце ребёнка. Наоборот, он всей душой переживал за простых людей, которые волею случая попадали в сложные жизненные ситуации.

Любовь к простому народу зарождалась в мальчике и во время игр с крестьянскими ребятишками. А запрет отца на эти игры воспитывали в юном Некрасове упорство и настойчивость. Эти черты характера писатель сохранил на всю жизнь.

Впервые острое чувство боли за простых людей было вызвано созерцанием бурлаков, тянущих баржу по Волге. Изможденные, стонущие люди всколыхнули в мальчике ощущение несправедливости и бессилия.

Те же эмоции Некрасов испытывал и дома, наблюдая за отношением отца к матери — горячо любимой мальчиком, прекрасно образованной, талантливой, умной, но глубоко несчастной женщине. Издевательства со стороны мужа Елена Андреевна сносила покорно, безмолвно, лишь изредка можно было наблюдать, как он плачет весь день, сидя за роялем. От матери будущий поэт научился терпению и покорности. Однако именно эти чувства, отраженные в творчестве писателя, явно указывают на обреченность и безысходность.

Бесконечная любовь к Родине, ее бескрайним просторам просматривается во всех произведениях Некрасова. Он красочно описывает любимые места, при этом противопоставляя красоты русской земли тяжелому положению ее народа.

Крепостное право в произведениях Некрасова

С ранних лет в писателе крепло чувство, что только свобода может стать решением проблем простого народа. Он выступал против крепостного права, был яростным приверженцем революционных идей, которые имели место в литературных кругах. Конечно, писать об этом открыто было невозможно, но Некрасов находил искусные способы донести до читателя нескладный уклад жизни крестьянина. И стихотворение «Несжатая полоса» яркое тому подтверждение.

Уже гораздо позже, после отмены крепостного права, Некрасов пришел к выводу, что обретенная свобода не стала спасением для крестьян. В результате проведенных изменений они лишились главного источника средств к жизни — земли. К сожалению, ничем иным зарабатывать крестьяне не умели, а что делать с обретенной свободой не знали. Часто в позднем творчестве Николая Алексеевича главными героями являются бывшие крепостные и слуги, которые сетуют о былых временах, с теплотой отзываются о прошлом.

Растерянность крестьян была понятна. Реформы не искоренили нарушение прав простого народа. Все еще наблюдается угнетение крестьян, повсеместно эксплуатируются люди, которым вернули право на свободу. В качестве таких пережитков крепостного права писатель указывает земельную кабалу, которая ставила крестьян в еще более тяжелое положение.

Но в 1854 году до реформ было еще далеко. Крестьяне оставались абсолютно бесправными. В стихотворениях автор указывает на то, что в некоторых поместьях крепостные завидовали скоту и собакам, которые жили намного лучше людей.

Непосредственное общение с простыми людьми сформировали наиболее правдивый образ мужика, на что указывали критики и современники писателя. К особенностям творчества Некрасова относят отсутствие мелодраматизма и изысканных подробностей, присущих литературе XIX века. Описание простыми, доступными словами жизненных ситуаций, свидетелем которых был сам автор, способствовали тому, что к середине 50-х годов он по праву назывался поэтом-гражданином.

Литературная деятельность писателя

Первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки», получил одобрение со стороны критиков, однако, сам Белинский говорил, что прозаиком Николай Алексеевич может стать посредственным, но вот стихотворение «В дороге» привело его в полный восторг. Критик пророчил начинающему автору великое будущее на литературном поприще. Идея произведения, основанная на противоборстве двух сторон, господ и бесправных крестьян, была близка Белинскому. Их совместная деятельность в «Современнике», а потом в «Отечественных записках» сблизила единомышленников, стала основой реформистских идей, которые пронизывали каждый выпуск издания. Именно Белинскому Некрасов был обязан культивированию и формированию мировоззренческих идеалов.

После смерти критика журнал изменил направление, следуя по пути, предпочтительному обществу. Это способствовало тому, что издание оставалось на плаву, однако реформистский дух утратило. Произведения, написанные в тандеме с А.Я. Панаевой, «Три страны» и «Мертвое озеро» занимали большую часть страниц «Современника», пользовались популярностью, однако, были признаны посредственными приключенческими романами.

Анализ стихотворения Ты всегда хороша несравненно Некрасова

В этом стихотворении автор обращается к своей возлюбленной, которую восхваляет за умение приободрить его, отвлечь от повседневных забот, высмеивать врагов и приласкать. Целый спектр нежных чувств, которые проявляются по отношению к герою, могут дать понять характер самой этой женщины, о которой идет речь. В этом характере явно преобладает ум, который проявляется в форме иронии и преданность, которая позволяет этой женщине всегда приободрить главного героя.

На самом деле, благодаря сведениям о поэте, известен прототип этой героини и чувства, которые побудили Некрасова к написанию стиха. Вероятнее всего, речь идет об Авдотье Панаевой, с которой поэт прожил около 16 лет. Причем он был как бы вторым супругом этой женщины, которая формально оставалась в семье Панаева.

Нужно сказать, это «тройственный союз» имел не самые лучшие отзывы в Петербурге того времени. Панаева была одной из самых красивых женщин города, ее супруг – довольно значимой фигурой в светском обществе, впрочем как Некрасов, который влюбился и не смог усмирить собственной привязанности к красавице.

Стихотворение является частью так называемого «панаевского цикла», который как раз и описывает отношения с возлюбленной, различные чувственные перипетии. Следует сказать, эти стихи не всегда так хвалебны и легки как «Ты всегда хороша..» . На самом деле многое там есть и о ревности и о других не самых лучших сторонах любовных отношений.

Поэтому данное стихотворение в какой-то степени выделяется из общего ряда и позволяет нам посмотреть на наиболее светлую сторону отношений Некрасова и Панаевой. Поэт рассказывает о простых и довольно банальных радостях любовных отношений: как «скупая на ласки» женщина радует огненным поцелуем, как может ласкать одним только взглядом. Тем не менее, эти простые радости на самом деле обладают фундаментальным значением и способны принести нечто большее чем возможность мимолетного наслаждения, они дают возможность смотреть в «темное море» (имеется в виду не различимое грядущее или безграничный мир полный самых разных феноменов и аспектов) без страха.

Таким образом, поэт превозносит силу любви до практически сакрального значения. Поддержка любимого человека способна помочь отринуть любые сомнения и опасения. По сути, именно любовь избавляет от «обычного страха» того самого, в котором большинство людей пребывает всегда.

Вариант 2

Некрасов в 1840-ых годах знакомится с очаровательной Авдотьей Николаевной Панаевой. На тот момент она являлась законной супругой Ивана Панаева, окружающие люди считали ее одной из самых красивых женщин того общества и времени. Поэтому она быстро завоевала сердце поэта, проникла в него.

Он старался бороться с собственными чувствами, так как понимал, что они не имею право на существование. Как бы он не боролся с собственными чувствами, но в итоге проиграл жестокую борьбу. Он начинает ухаживать за молодой девушкой, и ухаживания продолжаются около двух лет. И вот в 1846 году поэт добивается желаемого, девушка становится гражданской женой Некрасова, но при этом официально не разводиться. Так началась жизнь в запутанном любовном треугольнике, который бурно обсуждается обществом и общественностью.

Оно осуждает подобный союз, который является непозволительным в то время. От поэта отвергаются все, друзья, знакомые, коллеги и даже родственники. Но, несмотря на это, первое время пара живет достаточно счастливо, их не волнует мнение окружающих людей.

При этом большая часть интимной и любовной лирики приходиться именно на этот период времени, она посвящена именно Авдотье Николаевне. Все произведения, которые были адресованы непосредственно ей, объединяются в один «панаевский цикл». Сюда входит и стихотворение «Ты всегда хороша несравненно…», автор написал его в 1847 году, а опубликовано оно было только в 1850. Оно является светлым и оптимистичным на общем фоне. Так главная героиня повествования выступает, как женщина веселая и насмешливая, достаточно добрая и позитивная, открытая окружающему миру.

Она способна помочь в любой беде, поддержать лирического героя, когда ему грустно и угрюмо. На первый взгляд их отношения идеальны, они не умеют ссориться, не способны долго обижаться и ревновать друг друга. При этом кажется, что роман возможен только в приятных и радостных красках, которые радуют не только героев, но и окружающих людей. Героиней становится не просто девушка, настоящая любовь, но и верный друг, готовый прийти на помощь и помочь в любых трудностях и обстоятельствах.

Но при этом, отношения между автором и Панаевой не были такими прекрасными и безоблачными, как он описывает в стихотворении. На самом деле между ними кипели постоянные страсти, они часто выясняли отношения, ревновали, прогибались под нападками окружающего мира, осуждающего их отношения. Это больше похоже на прозу Достоевского, чем на стихотворения Некрасова, который описывает прекрасные отношения между возлюбленными.

Отношения продолжались около 16 лет, при этом Авдотья ушла от Некрасова сразу после того, как ее законный супруг ушел на покой. В его жизни еще были другие женщины, но Панаеву он помнил до конца своей жизни. Эти чувства пропитывают его полностью, он всех сравнивает с Панаевой, с которой у них горели страсти, он не мог больше переживать таких сильных чувств, никого не впускал в собственное сердце, которое старался открыть, но не мог сделать этого.

Анализ стихотворения Ты всегда хороша несравненно по плану

Ты всегда хороша несравненно

Возможно вам будет интересно

Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.

Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике поэта, раскрывающей отношение человека к природным явлениям, и адресованной маленьким любителям поэзии.

Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям. Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения.

Анализ стихотворения Некрасова «Ты всегда хороша несравненно по плану»

Стихотворения о любви великого поэта Николая Некрасова «Ты всегда хороша несравненно… » затрагивают душу. Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных его произведений. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским».

Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно». но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна.

Трехстопный анапест Чередование женских (ударение

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Есенина «Хороша была Танюша, краше не было в селе» Зарисовки из сельской жизни являются характерной особенностью раннего периода творчества Сергея Есенина. К таким произведениям относится и стихотворение «Хороша была Танюша…», написанное в 1911 году. Посвящено оно трагической истории любви девушки, которая погибла от рук возлюбленного. Сегодня уже трудно установить, действительно ли подобный случай имел место или же поэт дал волю собственной фантазии. Однако бесспорно […].

Анализ стихотворения Бродского «Я всегда твердил что судьба игра» Здесь видна одна из отличительных черт лирического героя – полное, едва ли не болезненное отсутствие самолюбия и самоуверенности. Это заметно и в его эссе, одно из которых даже называется «Меньше единицы». Все существо героя так или иначе подчинено вечным и абстрактным категориям, будучи в то же время окруженным и подавленным бытовыми проблемами: Я сижу у […].

Анализ стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице темной» Николай Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем творчестве он сумел отразить все оттенки русской жизни, выделил ее «темные стороны» во всей их драматичности и незаурядности. Некрасов не только «заземлил поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу». Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой падшей женщине, предупреждая во многом картины […].

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый» В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной пары, а после вытеснила из нее соперницу. Именно в этот период поэтесса начинает работу над новым циклом произведений под названием «Черный сон», и в 1917 […].

Анализ стихотворения Ахматовой «Столько просьб у любимой всегда!» В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. […].

В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы В своем видении истории Толстой в значительной мере зависел от многовековых традиций русской литературы в изображении нашествия врагов, войн, подвигов полководцев и простых ратников. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман «Война и мир», в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их […].

Анализ стихотворения Некрасова «Тишина» Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как «Тишина». […].

Анализ стихотворения Пушкина «Поэту» Поэту Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший […].

Урок литературы, 10 класс, Любовная лирика

Тема: «Любовная лирика »

Цели: внести дополнительные сведения в представление учащихся о личности ;

познакомить их с первым и последним любовными романами его жизни; отметить особенности любовной лирики поэта; развивать навыки монологической речи, умение анализировать лирическое произведение, выразительно читать его; воспитывать интерес к поэзии, инициативность, уверенность в своих знаниях;

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: иллюстрации, компьютер, стихи поэта.

Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат…

Новый материал.

Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя

Чтение эпиграфа к уроку.

Я не случайно выбрала именно этот эпиграф, т. к. на мой взгляд, в нем нашла отражение и жизнь, и тематика стихов , в этом мы и убедимся на сегодняшнем уроке.

Однажды студеным зимним вечером 1844г в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как-то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире… Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых.

Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, защитник, униженных и обездоленных. И немногие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви, вдохновительницей и героиней многих из них была Авдотья Яковлевна Панаева.

Авдотья Яковлевна Панаева родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала, она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за начинающего писателя .

Яковлевна была красива. Современники говорили, что она одна из самых красивых женщин Петербурга. Целых 6 лет добивался Некрасов любви этой женщины. И день, когда она стала его гражданской женой, он назвал «праздником из праздников»

Счастливый день! Его я отмечаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю

И праздную его в душе моей.

2. Но большого и долгого счастья у них не было. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой и мрачной ревности делали повседневную их жизнь, тягостной. А в середине 50-х годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверно, можно только пожалеть и того, и другого: несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта, недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой».

Отношения с Панаевой стали темой многих эпизодов из жизни: ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый насмешливый ум.

То хохочешь так бойко и мило.

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло.

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

и твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня, –

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед в это темное море-

Без обычного страха гляжу.

3.Чтение и анализ стихотворения «Ты всегда хороша несравненно».

*Каким вы увидели лирического героя?

(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, он что-то значит в этой жизни, Т. к. У него есть враги. Ему порой трудно преодолевать жизненные невзгоды, он ищет опору в любимой женщине ).

*Каков характер лирической героини?

*Какое влияние оказывает на Поэта ее любовь?

(героиня не только хороша несравненно, но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Ее любовь оказывает хорошее влияние на угрюмого поэта: укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод).

*Каков идеал любимой для Некрасова?

*Какой должна быть любовь, как считает поэт?

Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова, запишем их в тетрадь. Напишите заголовок

Особенности любовной лирики .

1.Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.

2.Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.

3.Идеал любимой – это женщина-друг, опора в жизни. 4. Некрасова о любви искренни и достоверны.

Сейчас вы услышите еще одно стихотворение Николая Алексеевича, посвященное А. Панаевой. Постарайтесь понять,

о чем оно, какие чувства в нем выражены, с какой стороны раскрылся поэт?

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,­

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,­

Благослови и не забудь!

Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем.

-Какая из особенностей любовной лирики Некрасова нашла отражение в этом стихотворении?

умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем.

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни, в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой)

4.Сообщения учащихся.

Последний роман в жизни начался в июле 1870г. Он был недолог, всего 7лет. Между ними большая разница в возрасте: ей-19 лет, ему-49лет. Зина-это имя ей дал Некрасов – была простой крестьянкой, которую поэт стремился развить и воспитать. Он учил ее музыке и французскому языку, посвятил поэму «Дедушка» и подарил собрание своих стихотворений.

Сын поэта А. Плещеева вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы у нее были светлые, профиль на редкость

правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовал ась в ней с первого знакомства».

Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое” что было между ними” не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем.

-Какая из особенностей любовной лирики Некрасова нашла отражение в этом стихотворении?

-С каким пушкинским стихотворением можно сравнить стихотворение «Прости»(«Я вас любил»)

-Давайте сравним эти два стихотворении.

-Кто помнит наизусть стихотворение ?

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

-Что между ними общего? (Влюбленные расстаются, но он желает ей счастья. Герой так же щедр, как и пушкинский герой” который благословляет любимую)

умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем.

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни» в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой)

Муки мои продолжаются.

Стоны мои отзываются

Темные зимние дни,

Ясные зимние ночи.

Зина! Закрой утомленные очи!

*0 чем стихотворение? Каким показан здесь герой?

Перед вами стихи Некрасова.

Задание: прочтите их про себя и выпишите понравившиеся вам строчки из стихов .

Чтение вслух выписанных строк.

*Почему именно эти строки привлекли Ваше внимание?

*Какие еще стихи о любви вы знаете?

Чтение стихов Некрасова о любви учащимися.

*Понравились ли стихи? Чем?

*Что нового вы узнали о характере и судьбе поэта из материала сегодняшнего урока?

(Характер у Некрасова был сложный: он то ревновал, то хандрил, то уезжал, то возвращался. Жить с ним было трудно. Но, может быть, благодаря этому и были созданы замечательные стихи о любви.

Он умел ценить женщин, оставаться человеком в конфликтных ситуациях, умел видеть в нелюбимой женщине страдающего человека. Умел быть благодарным, нежным, заботливым.

И действительно, жизнь его текла мятежно, полна тревог, полна утрат. )

-Итог урока, оценки.

Дома: прочитать стихотворение “Поэт и Гражданин”, подготовиться к беседе по стихотворению.

Анализ стихотворения Ты всегда хороша несравненно Некрасова

Тема: «Любовная лирика Н.А. Некрасова»

(Две любви Н.А. Некрасова)

Цели: внести дополнительные сведения в представление учащихся о личности Н.А. Некрасова;

  1. познакомить их с первым и последним любовными романами его жизни;
  2. отметить особенности любовной лирики поэта;
  3. развивать навыки монологической речи, умение анализировать лирическое произведение, выразительно читать его;
  4. воспитывать интерес к поэзии, инициативность, уверенность в своих знаниях;

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: иллюстрации, компьютер, стихи поэта.

Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат…

Новый материал.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Вступительное слово учителя

Чтение эпиграфа к уроку.

Я не случайно выбрала именно этот эпиграф, т.к. на мой взгляд, в нем нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Н.А. Некрасова, в этом мы и убедимся на сегодняшнем уроке.

Однажды студеным зимним вечером 1844г в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как-то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире… Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых.

Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, защитник, униженных и обездоленных. И немногие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви, вдохновительницей и героиней многих из них была Авдотья Яковлевна Панаева.

Авдотья Яковлевна Панаева родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала, она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за начинающего писателя И.И. Панаева.

Смолоду Авдотья Явдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она одна из самых красивых женщин Петербурга. Целых 6 лет добивался Некрасов любви этой женщины. И день, когда она стала его гражданской женой, он назвал «праздником из праздников»

Счастливый день! Его я отмечаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю

И праздную его в душе моей.

2. Но большого и долгого счастья у них не было. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой и мрачной ревности делали повседневную их жизнь, тягостной. А в середине 50-х годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверно, можно только пожалеть и того, и другого: несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта, недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой».

Отношения с Панаевой стали темой многих эпизодов из жизни: ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый насмешливый ум.

То хохочешь так бойко и мило.

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло.

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

и твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня, –

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед в это темное море-

Без обычного страха гляжу.

3.Чтение и анализ стихотворения «Ты всегда хороша несравненно».

*Каким вы увидели лирического героя?

(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, он что-то значит в этой жизни, Т.к. У него есть враги. Ему порой трудно преодолевать жизненные невзгоды, он ищет опору в любимой женщине ).

*Каков характер лирической героини?

*Какое влияние оказывает на Поэта ее любовь?

(героиня не только хороша несравненно, но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Ее любовь оказывает хорошее влияние на угрюмого поэта: укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод).

*Каков идеал любимой для Некрасова?

*Какой должна быть любовь, как считает поэт?

Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова, запишем их в тетрадь. Напишите заголовок

Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.

1.Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.

2.Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.

3.Идеал любимой – это женщина-друг, опора в жизни. 4.Стихи Н.Некрасова о любви искренни и достоверны.

Сейчас вы услышите еще одно стихотворение Николая Алексеевича, посвященное А.Панаевой. Постарайтесь понять,

о чем оно, какие чувства в нем выражены, с какой стороны раскрылся поэт?

Тоски, унынья, озлобленья,­

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,­

Благослови и не забудь!

Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем.

-Какая из особенностей любовной лирики Некрасова нашла отражение в этом стихотворении?

Н.А.Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем.

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н.Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни, в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Н.А.Некрасов посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой)

4.Сообщения учащихся.

Последний роман в жизни Н.А.Некрасова начался в июле 1870г. Он был недолог, всего 7лет. Между ними большая разница в возрасте: ей-19 лет, ему-49лет. Зина-это имя ей дал Некрасов- была простой крестьянкой, которую поэт стремился развить и воспитать. Он учил ее музыке и французскому языку, посвятил поэму «Дедушка» и подарил собрание своих стихотворений.

Сын поэта А.Плещеева вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы у нее были светлые, профиль на редкость

правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовал ась в ней с первого знакомства».

Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое” что было между ними” не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем.

-Какая из особенностей любовной лирики Некрасова нашла отражение в этом стихотворении?

-С каким пушкинским стихотворением можно сравнить стихотворение «Прости»(«Я вас любил»)

-Давайте сравним эти два стихотворении.

-Кто помнит наизусть стихотворение А.С.Пушкина?

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

-Что между ними общего? (Влюбленные расстаются, но он желает ей счастья. Герой так же щедр, как и пушкинский герой” который благословляет любимую)

Н.А.Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем.

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н.Некрасова Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни» в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Н.А.Некрасов посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой)

Муки мои продолжаются.

Стоны мои отзываются

Темные зимние дни,

Ясные зимние ночи.

Зина! Закрой утомленные очи!

*0 чем стихотворение? Каким показан здесь герой?

Перед вами стихи Некрасова.

Задание: прочтите их про себя и выпишите понравившиеся вам строчки из стихов Н.А.Некрасова.

Чтение вслух выписанных строк.

*Почему именно эти строки привлекли Ваше внимание?

*Какие еще стихи Н.А.Некрасова о любви вы знаете?

Чтение стихов Некрасова о любви учащимися.

*Понравились ли стихи? Чем?

*Что нового вы узнали о характере и судьбе поэта из материала сегодняшнего урока?

(Характер у Некрасова был сложный: он то ревновал, то хандрил, то уезжал, то возвращался. Жить с ним было трудно. Но, может быть, благодаря этому и были созданы замечательные стихи о любви.

Он умел ценить женщин, оставаться человеком в конфликтных ситуациях, умел видеть в нелюбимой женщине страдающего человека. Умел быть благодарным, нежным, заботливым.

И действительно, жизнь его текла мятежно, полна тревог, полна утрат. )

-Итог урока, оценки.

Дома: прочитать стихотворение “Поэт и Гражданин”, подготовиться к беседе по стихотворению.

Цитата — это риск под чужую ответственность. Владислав Гжещик
ещё >>

Читайте также:  Анализ стихотворения Свобода Некрасова
Ссылка на основную публикацию