Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”

Разделы: Литература

Цель урока:

  • охарактеризовать образ русской женщины-крестьянки в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”;
  • на примере сопоставительного анализа произведений Н.А. Некрасова и произведений устного народного творчества показать народность образа женщины-крестьянки;
  • раскрыть новаторство поэта в разработке этой темы.

Оборудование:

  • портрет Н.А. Некрасова;
  • раздаточный материал с текстами народных песен;
  • отрывки из произведений Н.А. Некрасова для работы над проблемным вопросом.

Ход урока

1. Ведение в тему.

Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
( “Кому на Руси жить хорошо”)

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли:
( “Мороз, Красный нос”)

От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
( “Тройка”)

(Названия произведений на доске не указаны.)

Такой видит судьбу русской женщины Н.А. Некрасов и изображает её в своих произведениях.

– Попробуйте назвать произведения.

Действительно, в таких произведениях, как “Кому на Руси жить хорошо”, ” Мороз:”, “Тройка”, “В дороге”, “Орина, мать солдатская” поэт создаёт замечательные женские образы, говорит о женской доле, женской судьбе.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какой из эпиграфов можно предложить в качестве эпиграфа к уроку? К концу урока выберите только один отрывок, свой ответ обоснуйте.

“Женский вопрос” был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70 годов Х1Х века. В обществе и литературе активно обсуждалась проблема эмансипации, освобождения женщины. Чаще всего речь шла о городских женщинах, о представительницах господствующих сословий.

– Опираясь на предложенные отрывки, прочитанные тексты, определите, в чём новаторство Некрасова в освещении “женского вопроса”?

(Некрасов рассматривает женские образы из народа; в поэме “Кому на Руси:” повествование ведёт сама героиня.)

Тема урока: “Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо””.

Цель урока: Сегодня на уроке, анализируя поэмы, мы с вами попытаемся проследить судьбу русской женщины, выявить черты её характера, проникнуть в её внутренний мир.

– Запишите тему урока и проблемный вопрос.

2.Анализ текста.

“Мороз, Красный нос”: Поэма была написана в 1863 году, первая часть опубликована в № 1 журнала “Время” за 1863 год. Полностью поэма вышла в № 1 “Современника” за 1864 год.

  1. Кто является главным героем поэмы?
  2. Почему рассказу о Дарье предшествует лирическое отступление о славянке?
  3. Что такое лирическое отступление? Какие мысли, чувства автора нашли отражение в нём?
  4. В отличие от “Мороза:” в “Кому на Руси жить хорошо” дан портрет Матрёны Тимофеевны. Зачитайте. Что “роднит” героинь двух произведений? На первый взгляд портрет Матрёны Тимофеевны не очень симпатичен. Почему Некрасов подчёркивает именно эти черты?
  5. В “Морозе:” изображён определённый момент в жизни героини, а свою жизнь Матрёна Тимофеевна “выложила” полностью. Как это связано с жанровым своеобразием произведения?
  6. Почему Дарья изображена именно в “минуту скорбную”?
  7. Дайте определение сюжета. Сюжет бывает любовным, героическим, бытовым, приключенческим.
    – Каков сюжет “Мороза:”? Почему умирает Прокл? Докажите.
  8. Попробуйте определить основной конфликт поэмы. Назовите писателей, современников Некрасова, посвятивших свои произведения этой теме. Какой предстаёт природа в произведениях Тютчева и Фета?
    – Подумайте, что нового внёс Некрасов в рассмотрение этой темы.
  9. Первая и вторая части противопоставлены. Почему?
  10. Зачитайте цитатный план первой части (предварительное задание для первого варианта).
    – Как вы думаете, почему первая часть рассказывает о похоронах Прокла? Почему она многолюдна?
  11. Какой предстаёт Дарья в первой части? (Предварительное индивидуальное задание одному из учеников.)
  12. В поэме автор использует много элементов, характерных для УНТ. Назовите их.
    – Зачем автор вводит в 1Х главу плач?
  13. Какая судьба, по мнению соседей, ждала Дарью? Докажите текстом.
  14. В произведениях русской литературы пейзаж выполняет функцию:(дополните)
    – Зачитайте описание пейзажа в начале П части (гл.ХУ1, ХУП). Какова его роль ? (Безразличие природы к страданиям человека, человек остаётся один на один со своим горем.)
  15. Какова роль внутреннего монолога Дарьи? Что её ждёт?
  16. Какова роль “сна” Дарьи?
  17. Почему в поэме появляется образ Мороза? Как он помогает раскрыть основной конфликт произведения? (Мороз – сказочный персонаж, но жизнь не сказка, природа несёт в себе и губительное начало.)
  18. Прокомментируйте название поэмы. Сформулируйте идею этого произведения.

“Крестьянка”

  1. Жизнь Матрёны Тимофеевны, в отличие от жизни Дарьи, изображена полностью. Как мы выяснили, это связано с жанровым своеобразием произведения и замыслом автора. Попробуйте самостоятельно определить замысел Некрасова.
  2. В чём языковая особенность главы?
    – 3/4 текста гл. “До замужества”, около ? объёма гл. “Песни” и более ? гл. “Трудный год” составляют известные источники. Для чего введено в рассказ Матрёны Тимофеевны такое множество фольклорных произведений?
    – Память Матрёны Тимофеевны хранит множество текстов, это роднит её с талантливой олонежской вопленицей Ириной Федосовой. Её слова: “Я грамотой неграмотна, зато памятью я памятна”, – слышим мы и в речи Матрёны Тимофеевны:
    Я грамотой неграмотна,
    Да памятью я памятна,
    До слова всё запомнили,
    Что говорил старик.
    Однако “Автобиография” Ирины Федосовой – не единственный источник образа Матрёны Тимофеевны.
  3. Какие ещё источники этого образа вы можете назвать?
  4. В “Автобиографии” И. Федосовой сказано: “Родители мои были люди степенные и зажиточные”.
    – Какой отрывок из народной песни перекликается с этими словами?
    (“Как жила у тебя я, кормилец батюшка и родимая матушка,
    А не слышала слова худого, грубого:”)
  5. Как песня отразилась в поэме, как характеризует семью Матрёну Тимофеевны?

(Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я молодцы.)

– Какие песенные элементы использованы автором?

– Какие строчки характеризуют жизнь Матрёны Тимофеевны до замужества? Назовите произведения УНТ, которые автор использует в этой части.

(Обычаи: Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества:
И волюшка скатилася
С девичьей головы:)
– О каких ещё обычаях говорится в тексте?

6. Посмотрите начало главы “Песни”. В чём особенность композиции и какова её роль в поэме?

7. Найдите в текстах отрывок из песни, который описывает жизнь Матрёны Тимофеевны в новой семье. Свой выбор аргументируйте, используя текст поэмы.

В чужих людишках, ох, люди рано будят,
Ой, да на работушку сгоняют до зари,
Ой, да на тяжёленьку погонят до росы,
Ой, да от работушки рученьки болят,
Болят рученьки, болят-то плечи,
А ой да от заботки буйная голова.
. . .
– Ты дитя ль моё, дитятко,
Ты дитя ль, чадо моё,
Уж как этот сон я расскажу,
По словам его распишу:
На печище котище лежит –
Это твой свёкр – батюшка;
По полу ходит гусыня –
Это лютая свекровушка;
По лавочкам ласточки –
Это милые золовушки;
За окошком сизой орёл –
Это твой наречённый муж.
8. Характеризуя своё положение в семье мужа, Матрёна Тимофеевна говорит:

Перечить не посмела я:

А в У главе меняется не только содержание её речей, но и общая тональность.

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу:

– Какие события зародили гнев в душе Матрёны Тимофеевны?

9. Если в “Морозе:” литературный плач совпадает с народным, то плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке приобретает новый оттенок. Чем отличается плач Матрёны Тимофеевны? На какой жанр УНТ он больше похож? Как характеризует главную героиню? Почему Матрёна Тимофеевна игнорирует совет броситься в ноги старосте?

10. Матрёну Тимофеевну ославили “счастливою” после того, как она спасла мужа от рекрутчины. Почему это было счастьем? Что ожидало женщину-солдатку?

– Как эта тема отражена в стихотворении “Орина, мать солдатская”? (Предварительное задание для второго варианта.)

11. В “Морозе:” и “Кому на Руси жить хорошо” главные героини терпят невзгоды, когда речь идёт о них самих, но, если необходимо спасать близких,

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт..

– Как бы вы охарактеризовали обеих женщин? В чём отличие этих образов?

12. Как Матрёна Тимофеевна отзывается о женском счастье? Прочитайте.

– Прокомментируйте название главы.

3. Итог урока: Обратимся к проблемному вопросу сегодняшнего урока. Какой отрывок вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? Почему?

Николай Некрасов — Чуть живые в ночь осеннюю ( Орина мать солдатская )

Чуть живые в ночь осеннюю
Мы с охоты возвращаемся,
До ночлега прошлогоднего,
№ 4 Слава богу, добираемся.

«Вот и мы! Здорово, старая!
Что насупилась ты, кумушка!
Не о смерти ли задумалась?
№ 8 Брось! пустая эта думушка!

Посетила ли кручинушка?
Молви — может, и размыкаю». —
И поведала Оринушка
№ 12 Мне печаль свою великую.

«Восемь лет сынка не видела,
Жив ли, нет — не откликается,
Уж и свидеться не чаяла,
№ 16 Вдруг сыночек возвращается.

Вышло молодцу в бессрочные.
Истопила жарко банюшку,
Напекла блинов Оринушка,
№ 20 Не насмотрится на Ванюшку!

Да недолги были радости.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
№ 24 Белый плат в крови мокрехонек!

Говорит: «Поправлюсь, матушка!»
Да ошибся — не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
№ 28 На десятый день преставился. »

Замолчала — не прибавила
Ни словечка, бесталанная.
«Да с чего же привязалася
№ 32 К парню хворость окаянная?

Хилый, что ли, был с рождения. »
Встрепенулася Оринушка:
«Богатырского сложения,
№ 36 Здоровенный был детинушка!

Подивился сам из Питера
Генерал на парня этого,
Как в рекрутское присутствие
№ 40 Привели его раздетого.

На избенку эту бревнышки
Он один таскал сосновые.
И вилися у Иванушки
№ 44 Русы кудри как шелковые. »

И опять молчит несчастная.
«Не молчи — развей кручинушку!
Что сгубило сына милого —
№ 48 Чай, спросила ты детинушка?»

— «Не любил, сударь, рассказывать
Он про жизнь свою военную,
Грех мирянам-то показывать
№ 52 Душу — богу обреченную!

Говорить — гневить всевышнего,
Окаянных бесов радовать.
Чтоб не молвить слова лишнего,
№ 56 На врагов не подосадовать,

Немота перед кончиною
Подобает христианину.
Знает бог, какие тягости
№ 60 Сокрушили силу Ванину!

Я узнать не добивалася.
Никого не осуждаючи,
Он одни слова утешные
№ 64 Говорил мне умираючи.

Тихо по двору похаживал
Да постукивал топориком,
Избу ветхую обхаживал,
№ 68 Огород обнес забориком;

Перекрыть сарай задумывал.
Не сбылись его желания:
Слег — и встал на ноги резвые
№ 72 Только за день до скончания!

Поглядеть на солнце красное
Пожелал, — пошла я с Ванею:
Попрощался со скотинкою,
№ 76 Попрощался с ригой, с банею.

Сенокосом шел — задумался.
«Ты прости, прости, полянушка!
Я косил тебя во младости!» —
№ 80 И заплакал мой Иванушка!

Песня вдруг с дороги грянула,
Подхватил, что было голосу,
«Не белы снежки», закашлялся,
№ 84 Задышался — пал на полосу!

Не стояли ноги резвые,
Не держалася головушка!
С час домой мы возвращалися.
№ 88 Было время — пел соловушка!

Страшно в эту ночь последнюю
Было: память потерялася,
Все ему перед кончиною
№ 92 Служба эта представлялася.

Ходит, чистит амуницию,
Набелил ремни солдатские,
Языком играл сигналики,
№ 96 Песни пел — такие хватские!

Артикул ружьем выкидывал
Так, что весь домишка вздрагивал;
Как журавль стоял на ноженьке
№ 100 На одной — носок вытягивал.

Вдруг метнулся. смотрит жалобно.
Повалился — плачет, кается,
Крикнул: «Ваше благородие!
№ 104 Ваше. » Вижу, задыхается.

Я к нему. Утих, послушался —
Лег на лавку. Я молилася:
Не пошлет ли бог спасение.
№ 108 К утру память воротилася,

Прошептал: «Прощай, родимая!
Ты опять одна осталася. »
Я над Ваней наклонилася,
№ 112 Покрестила, попрощалася,

И погас он, словно свеченька
Восковая, предыконная. »

Мало слов, а горя реченька,
№ 116 Горя реченька бездонная.

Chut zhivye v noch osennyuyu
My s okhoty vozvrashchayemsya,
Do nochlega proshlogodnego,
Slava bogu, dobirayemsya.

«Vot i my! Zdorovo, staraya!
Chto nasupilas ty, kumushka!
Ne o smerti li zadumalas?
Bros! pustaya eta dumushka!

Posetila li kruchinushka?
Molvi — mozhet, i razmykayu». —
I povedala Orinushka
Mne pechal svoyu velikuyu.

«Vosem let synka ne videla,
Zhiv li, net — ne otklikayetsya,
Uzh i svidetsya ne chayala,
Vdrug synochek vozvrashchayetsya.

Vyshlo molodtsu v bessrochnye.
Istopila zharko banyushku,
Napekla blinov Orinushka,
Ne nasmotritsya na Vanyushku!

Da nedolgi byli radosti.
Vorotilsya syn bolnekhonek,
Nochyu kashel byet soldatika,
Bely plat v krovi mokrekhonek!

Govorit: «Popravlyus, matushka!»
Da oshibsya — ne popravilsya,
Devyat dney khvoral Ivanushka,
Na desyaty den prestavilsya. »

Zamolchala — ne pribavila
Ni slovechka, bestalannaya.
«Da s chego zhe privyazalasya
K parnyu khvorost okayannaya?

Khily, chto li, byl s rozhdenia. »
Vstrepenulasya Orinushka:
«Bogatyrskogo slozhenia,
Zdorovenny byl detinushka!

Podivilsya sam iz Pitera
General na parnya etogo,
Kak v rekrutskoye prisutstviye
Priveli yego razdetogo.

Na izbenku etu brevnyshki
On odin taskal sosnovye.
I vilisya u Ivanushki
Rusy kudri kak shelkovye. »

I opyat molchit neschastnaya.
«Ne molchi — razvey kruchinushku!
Chto sgubilo syna milogo —
Chay, sprosila ty detinushka?»

— «Ne lyubil, sudar, rasskazyvat
On pro zhizn svoyu voyennuyu,
Grekh miryanam-to pokazyvat
Dushu — bogu obrechennuyu!

Govorit — gnevit vsevyshnego,
Okayannykh besov radovat.
Chtob ne molvit slova lishnego,
Na vragov ne podosadovat,

Nemota pered konchinoyu
Podobayet khristianinu.
Znayet bog, kakiye tyagosti
Sokrushili silu Vaninu!

Ya uznat ne dobivalasya.
Nikogo ne osuzhdayuchi,
On odni slova uteshnye
Govoril mne umirayuchi.

Tikho po dvoru pokhazhival
Da postukival toporikom,
Izbu vetkhuyu obkhazhival,
Ogorod obnes zaborikom;

Perekryt saray zadumyval.
Ne sbylis yego zhelania:
Sleg — i vstal na nogi rezvye
Tolko za den do skonchania!

Poglyadet na solntse krasnoye
Pozhelal, — poshla ya s Vaneyu:
Poproshchalsya so skotinkoyu,
Poproshchalsya s rigoy, s baneyu.

Senokosom shel — zadumalsya.
«Ty prosti, prosti, polyanushka!
Ya kosil tebya vo mladosti!» —
I zaplakal moy Ivanushka!

Читайте также:  Анализ стихотворения Ты не забыта Некрасова

Pesnya vdrug s dorogi gryanula,
Podkhvatil, chto bylo golosu,
«Ne bely snezhki», zakashlyalsya,
Zadyshalsya — pal na polosu!

Ne stoyali nogi rezvye,
Ne derzhalasya golovushka!
S chas domoy my vozvrashchalisya.
Bylo vremya — pel solovushka!

Strashno v etu noch poslednyuyu
Bylo: pamyat poteryalasya,
Vse yemu pered konchinoyu
Sluzhba eta predstavlyalasya.

Khodit, chistit amunitsiyu,
Nabelil remni soldatskiye,
Yazykom igral signaliki,
Pesni pel — takiye khvatskiye!

Artikul ruzhyem vykidyval
Tak, chto ves domishka vzdragival;
Kak zhuravl stoyal na nozhenke
Na odnoy — nosok vytyagival.

Vdrug metnulsya. smotrit zhalobno.
Povalilsya — plachet, kayetsya,
Kriknul: «Vashe blagorodiye!
Vashe. » Vizhu, zadykhayetsya.

Ya k nemu. Utikh, poslushalsya —
Leg na lavku. Ya molilasya:
Ne poshlet li bog spaseniye.
K utru pamyat vorotilasya,

Prosheptal: «Proshchay, rodimaya!
Ty opyat odna ostalasya. »
Ya nad Vaney naklonilasya,
Pokrestila, poproshchalasya,

I pogas on, slovno svechenka
Voskovaya, predykonnaya. »

Malo slov, a gorya rechenka,
Gorya rechenka bezdonnaya.

Orina mat soldatskaya

Xenm ;bdst d yjxm jctyy//
Vs c j[jns djpdhfoftvcz,
Lj yjxktuf ghjikjujlytuj,
Ckfdf ,jue, lj,bhftvcz/

«Djn b vs! Pljhjdj, cnfhfz!
Xnj yfcegbkfcm ns, reveirf!
Yt j cvthnb kb pflevfkfcm?
,hjcm! gecnfz ‘nf leveirf!

Gjctnbkf kb rhexbyeirf?
Vjkdb — vj;tn, b hfpvsrf/»/ —
B gjdtlfkf Jhbyeirf
Vyt gtxfkm cdj/ dtkbre//

«Djctvm ktn csyrf yt dbltkf,
;bd kb, ytn — yt jnrkbrftncz,
E; b cdbltnmcz yt xfzkf,
Dlheu csyjxtr djpdhfoftncz/

Dsikj vjkjlwe d ,tcchjxyst///
Bcnjgbkf ;fhrj ,fy/ire,
Yfgtrkf ,kbyjd Jhbyeirf,
Yt yfcvjnhbncz yf Dfy/ire!

Lf ytljkub ,skb hfljcnb/
Djhjnbkcz csy ,jkmyt[jytr,
Yjxm/ rfitkm ,mtn cjklfnbrf,
,tksq gkfn d rhjdb vjrht[jytr!

Ujdjhbn: «Gjghfdk/cm, vfneirf!»
Lf jib,cz — yt gjghfdbkcz,
Ltdznm lytq [djhfk Bdfyeirf,
Yf ltcznsq ltym ghtcnfdbkcz///»

Pfvjkxfkf — yt ghb,fdbkf
Yb ckjdtxrf, ,tcnfkfyyfz/
«Lf c xtuj ;t ghbdzpfkfcz
R gfhy/ [djhjcnm jrfzyyfz?

[bksq, xnj kb, ,sk c hj;ltybz?//»
Dcnhtgtyekfcz Jhbyeirf:
«,jufnshcrjuj ckj;tybz,
Pljhjdtyysq ,sk ltnbyeirf!

Gjlbdbkcz cfv bp Gbnthf
Utythfk yf gfhyz ‘njuj,
Rfr d htrhencrjt ghbcencndbt
Ghbdtkb tuj hfpltnjuj///

Yf bp,tyre ‘ne ,htdysirb
Jy jlby nfcrfk cjcyjdst///
B dbkbcz e Bdfyeirb
Hecs relhb rfr itkrjdst///»

B jgznm vjkxbn ytcxfcnyfz///
«Yt vjkxb — hfpdtq rhexbyeire!
Xnj cue,bkj csyf vbkjuj —
Xfq, cghjcbkf ns ltnbyeirf?»

— «Yt k/,bk, celfhm, hfccrfpsdfnm
Jy ghj ;bpym cdj/ djtyye/,
Uht[ vbhzyfv-nj gjrfpsdfnm
Leie — ,jue j,htxtyye/!

Ujdjhbnm — uytdbnm dctdsiytuj,
Jrfzyys[ ,tcjd hfljdfnm///
Xnj, yt vjkdbnm ckjdf kbiytuj,
Yf dhfujd yt gjljcfljdfnm,

Ytvjnf gthtl rjyxbyj/
Gjlj,ftn [hbcnbfybye/
Pyftn ,ju, rfrbt nzujcnb
Cjrheibkb cbke Dfybye!

Z epyfnm yt lj,bdfkfcz/
Ybrjuj yt jce;lf/xb,
Jy jlyb ckjdf entiyst
Ujdjhbk vyt evbhf/xb/

Nb[j gj ldjhe gj[f;bdfk
Lf gjcnerbdfk njgjhbrjv,
Bp,e dtn[e/ j,[f;bdfk,
Jujhjl j,ytc pf,jhbrjv;

Gthtrhsnm cfhfq pflevsdfk/
Yt c,skbcm tuj ;tkfybz:
Cktu — b dcnfk yf yjub htpdst
Njkmrj pf ltym lj crjyxfybz!

Gjukzltnm yf cjkywt rhfcyjt
Gj;tkfk, — gjikf z c Dfyt/:
Gjghjofkcz cj crjnbyrj/,
Gjghjofkcz c hbujq, c ,fyt//

Ctyjrjcjv itk — pflevfkcz/
«Ns ghjcnb, ghjcnb, gjkzyeirf!
Z rjcbk nt,z dj vkfljcnb!» —
B pfgkfrfk vjq Bdfyeirf!

Gtcyz dlheu c ljhjub uhzyekf,
Gjl[dfnbk, xnj ,skj ujkjce,
«Yt ,tks cyt;rb», pfrfikzkcz,
Pflsifkcz — gfk yf gjkjce!

Yt cnjzkb yjub htpdst,
Yt lth;fkfcz ujkjdeirf!
C xfc ljvjq vs djpdhfofkbcz///
,skj dhtvz — gtk cjkjdeirf!

Cnhfiyj d ‘ne yjxm gjcktly//
,skj: gfvznm gjnthzkfcz,
Dct tve gthtl rjyxbyj/
Cke;,f ‘nf ghtlcnfdkzkfcz/

[jlbn, xbcnbn fveybwb/,
Yf,tkbk htvyb cjklfncrbt,
Zpsrjv buhfk cbuyfkbrb,
Gtcyb gtk — nfrbt [dfncrbt!

Fhnbrek he;mtv dsrblsdfk
Nfr, xnj dtcm ljvbirf dplhfubdfk;
Rfr ;ehfdkm cnjzk yf yj;tymrt
Yf jlyjq — yjcjr dsnzubdfk/

Dlheu vtnyekcz/// cvjnhbn ;fkj,yj///
Gjdfkbkcz — gkfxtn, rftncz,
Rhbryek: «Dfit ,kfujhjlbt!
Dfit!//» Db;e, pfls[ftncz/

Z r ytve/ Enb[, gjckeifkcz —
Ktu yf kfdre/ Z vjkbkfcz:
Yt gjiktn kb ,ju cgfctybt?//
R enhe gfvznm djhjnbkfcz,

Ghjitgnfk: «Ghjofq, hjlbvfz!
Ns jgznm jlyf jcnfkfcz!//»
Z yfl Dfytq yfrkjybkfcz,
Gjrhtcnbkf, gjghjofkfcz,

B gjufc jy, ckjdyj cdtxtymrf
Djcrjdfz, ghtlsrjyyfz///»

Vfkj ckjd, f ujhz htxtymrf,
Ujhz htxtymrf ,tpljyyfz!//

Орина, мать солдатская

День-деньской моя печальница,
В ночь — ночная богомолица,
Векова моя сухотница…
(Из народной песни)

Чуть живые, в ночь осеннюю
Мы с охоты возвращаемся,
До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.

— Вот и мы! Здорово, старая!
Что насупилась ты, кумушка!
Не о смерти ли задумалась?
Брось! Пустая эта думушка!

Посетила ли кручинушка?
Молви — может, и размыкаю.-
И поведала Оринушка
Мне печаль свою великую.

«Восемь лет сынка не видела,
Жив ли, нет — не откликается,
Уж и свидеться не чаяла,
Вдруг сыночек возвращается.

Вышло молодцу в бессрочные…
Истопила жарко банюшку,
Напекла блинов Оринушка,
Не насмотрится на Ванюшку!

Да недолги были радости.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!

Говорит: «Поправлюсь, матушка!»
Да ошибся — не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился…»

Замолчала — не прибавила
Ни словечка, бесталанная.
— Да с чего же привязалася
К парню хворость окаянная?

Хилый, что ли, был с рождения. –
Встрепенулася Оринушка:
«Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!

Подивился сам из Питера
Генерал на парня этого,
Как в рекрутское присутствие
Привели его раздетого…

На избенку эту бревнышки
Он один таскал сосновые…
И вилися у Иванушки
Русы кудри, как шелковые…»

И опять молчит несчастная…
— Не молчи — развей кручинушку!
Что сгубило сына милого —
Чай, спросила ты детинушку?-

«Не любил, сударь, рассказывать
Он про жизнь свою военную,
Грех мирянам-то показывать
Душу — богу обреченную!

Говорить — гневить всевышнего,
Окаянных бесов радовать…
Чтоб не молвить слова лишнего,
На врагов не подосадовать,

Немота перед кончиною
Подобает христианину.
Знает бог, какие тягости
Сокрушили силу Ванину!

Я узнать не добивалася.
Никого не осуждаючи,
Он одни слова утешные
Говорил мне, умираючи.

Тихо по двору похаживал
Да постукивал топориком,
Избу ветхую обхаживал,
Огород обнес забориком;

Перекрыть сарай задумывал,
Не сбылись его желания:
Слег — и встал на ноги резвые
Только за день до скончания!

Поглядеть на солнце красное
Пожелал,- пошла я с Ванею:
Попрощался со скотинкою,
Попрощался с ригой, с банею.

Сенокосом шел — задумался,
— Ты прости, прости, полянушка!
Я косил тебя во младости!-
И заплакал мой Иванушка!

Песня вдруг с дороги грянула,
Подхватил, что было голосу,
«Не белы снежки», закашлялся,
Задышался — пал на полосу!

Не стояли ноги резвые,
Не держалася головушка!
С час домой мы возвращалися…
Было время — пел соловушка!

Страшно в эту ночь последнюю
Было: память потерялася,
Всё ему перед кончиною
Служба эта представлялася.

Ходит, чистит амуницию,
Набелил ремни солдатские,
Языком играл сигналики,
Песни пел — такие хватские!

Артикул ружьем выкидывал
Так, что весь домишка вздрагивал:
Как журавль стоял на ноженьке
На одной — носок вытягивал.

Вдруг метнулся… смотрит жалобно…
Повалился — плачет, кается,
Крикнул: «Ваше благородие!
Ваше. »- вижу — задыхается;

Я к нему. Утих, послушался —
Лег на лавку. Я молилася:
Не пошлет ли бог спасение.
К утру память воротилася,

Прошептал: «Прощай, родимая!
Ты опять одна осталася. »
Я над Ваней наклонилася,
Покрестила, попрощалася,

И погас он, словно свеченька
Восковая, предыконная…»
_______

Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная.

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»

Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью.

Неудивительно, что впоследствии в своем творчестве Некрасов уделял много внимания вопросам жизни и быта простых людей, пытаясь привлечь к их проблемам внимание общественности. Сам факт наличия крепостного права в России возмущал поэта до глубины души, и он всячески пытался бороться с этим пагубным явлением. Соответственно, угнетали Некрасова и многие другие явления в современном обществе, среди которых – солдатская служба, срок которой составлял 25 лет. Это означает, что молодые крестьянские парни, призванные в русскую армию, возвращались домой стариками. Если, правда, доживали до того момента, когда уже были непригодны к строевой службе. Правда, бывали и исключения, когда русских солдат раньше срока отпускали домой умирать. Именно о такой ситуации рассказывает Некрасов в своем стихотворении «Орина, мать солдатская», написанном в 1863 году.

С этой пожилой женщиной поэт повстречался совершенно случайно, и она поведала ему свою печальную историю. Отправив сына в армию, она уже не чаяла увидеть его вновь. Но прошло всего восемь лет, и Ванюша вернулся домой. Но не для того, чтобы порадовать свою старушку-мать, которая протопила баню и выставила на стол все имеющиеся в доме запасы еды. Через 10 дней ее сын скончался от чахотки. Обращаясь к своей героине, поэт спрашивает: «Что сгубило сына милого – чай, спросила ты детинушку?». Однако Орина так и не смогла ответить на этот вопрос, потому что русские солдаты не привыкли жаловаться на свою долю. Обладая богатырским здоровьем, Ванюша растратил его в казармах, но даже родной матери ни словом не обмолвился о том, что ему пришлось пережить за эти годы. «Все ему перед кончиною служба эта представлялася», — призналась Орина. Но при этом женщина не сказала ни одного худого слова в адрес тех, кто, возможно, был повинен в смерти ее сына. И эта покорность судьбе, это удивительное смирение до глубины души тронули поэта, который всеми доступными способами пытался облегчить участь своего народа, понимая, что помочь всем и каждому ему не под силу.

Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс

Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.

В начале стихотворения автор рисует идиллическую картину из крестьянской жизни. Все описываемое им вполне правдоподобно. Молодая крестьянка с маленькими детьми идут на праздник в рощу, где собралось все село. Автор намеренно показывает эпизод из крестьянской жизни, который по своему характеру не связан с тяжелым трудом, необходимостью платить землевладельцу или государству неподъемные суммы. Действие происходит во время сельского праздника – одного из немногих дней, когда крестьяне могут отдыхать и веселиться. Автор подчеркивает веселые разговоры и смех собравшихся.

Далее речь также ведется о певчих птицах. Крестьянка рассказывает своим детям, что одно время соловьи исчезли из этой рощи, так как местные жители в большом количестве их ловили. Однако и эта история с птицами закончилась хорошо: было принято решение прекратить охоту на соловьев, после чего те вернулись. Теперь у этих птиц есть место, где они в безопасности. Казалось бы, получается благостная история из жизни крестьян, которые иногда любили рассказывать помещики.

Однако уже в конце произведения, репликой старшего сына крестьянки, Некрасов раскрывает, зачем он написал это стихотворение и почему обратился к теме певчих птиц. Ребенок спрашивает мать, есть ли подобное безопасное и привольное место для людей. И поэт, устами крестьянки, отвечает, что для людей такого не существует. В ее ответе расшифровывается, что именно автор считает аналогичным силкам и клеткам для птиц. Это подати и рекрутская повинность.

Высокое налогообложение и мобилизация в армию на 25 лет, в основном, касались крестьян. Крестьяне – герои стихотворения, подтверждают, что речь шла о самой многочисленной группе населения тогдашней России.

В своем стихотворении поэт, желавший облегчить страдания своего народа, донес свои мысли до читателя. При этом он сумел избежать излишней патетики и не создавал картины ужасающих бедствий. Прочитавший произведения сам должен сделать очевидный вывод. С точки зрения пропаганды своих идей, Некрасов сделал верный ход, показав веселых отдыхающих крестьян. Читатели из средних и высших слоев общества, таким образом, воспринимали их в качестве таких же людей, как и они сами с обычными житейскими радостями.

Вариант 2

Некрасов – наследственный русский дворянин и великий стихотворец своего времени. Несмотря на его статус, Николаю Алексеевичу неизменно была небезразлична жизнь и удел простого народа. Почти все стихотворения Некрасова, так или иначе, раскрывают подробности сельского быта, понуждая читателя проникнуться состраданием и симпатией к закрепощённым крестьянам.

Так, например, в стихотворение «Соловьи» речь идёт не столь о птицах, сколь о мечте крепостного народа. Мечте о месте, где не будет дворянской власти, податей и рекрутчины, и где народ сможет подобно соловьям выращивать своих детей, трудиться лишь ради блага собственной семьи, петь песни и радоваться жизни, ничего не опасаясь.

Автор подаёт это сопоставление весьма мастерски, почти незримо вплетая в повествование о дивной роще строки, помогающие нам прочувствовать атмосферу крестьянского бытия.

Эту атмосферу создаёт и сама структура, лексика произведения. Незатейливые, короткие фразы, простые, бытовые обороты. Автор не даёт читателю забыть, от чьего лица ведётся рассказ, с помощью периодических фраз, обращённых непосредственно к чадам лирической героини [«(Клим, не трогай Сашу!)», «Да не мешай же мне, проказник!»].

Также прекрасно передан образ крестьянки – примерной русской матери. От лица автора о ней нет ни слова, однако, по мере повествования перед глазами сам собой возникает образ трудолюбивой, кроткой женщины, которая работает днями напролет, но несмотря на это не утратила любви к жизни. Она находит в своём сердце силы любить не только собственных детей, но и природу, животных, и прививает своим детям эту любовь к природе.

Обратим внимание на финальные строки:«А если б были для людей Такие рощи и полянки, Всё на руках своих детей / Туда бы отнесли крестьянки. »

Женщина не говорит о том, что сама отправилась в чудное место, она грезит лишь о счастье для своих детей.

Эта самоотверженность окончательно укореняет в сердце читателя симпатию и восхищение лирической героиней.

Поражает также и оптимизм, жизнерадостность; в произведение почти не говорится о тяжёлом быте и непосильной работе, а лишь о празднествах, песнях и веселье.

Читайте также:  Железная дорога - краткое содержание стихотворения Некрасова

Но несмотря на это автор умудряется дать нам прочувствовать, ощутить всю нелегкость положения крестьян. Не упоминая о проблеме напрямую, Некрасов, тем не менее заставляет нас проникнуться проблемой, исчезнувшей ещё в позапрошлом столетии. Это ли не подлинное ремесло поэта?

В нашу эпоху не так важна тема отношения к простому люду, но как никогда злободневна тема отношения к природе. На примере небольшой рощи Некрасов показывает, каким прекрасным может быть мир, наполненный беспечным щебетанием птиц, благоуханиями диких трав, и как хорошо может быть людям бок о бок с братьями нашими меньшими.

И на примере той же рощицы показано, как печальны могут быть для самих людей результаты их же бездумного, корыстного отношения к природе.

Анализ стихотворения Соловьи по плану

Соловьи

Возможно вам будет интересно

Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

Первый брак Ивана Бунина закончился провалом. Он пообещал себе больше не связывать себя узами брака, но в 1906 году без оглядки влюбляется в Веру Муромцеву, с которой он общался около 16 лет и после этого она стала его законной супругой.

Произведение представляет собой прекрасный образец превращения поэтом схожих, но разных образов колоритную картину.

Произведение в форме ярких образов отражает мысли и чувства крестьянского поэта, явно видящего наступление нового времени, с господством промышленности и городов.

Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей

Анализ стихотворения Некрасова Соловьи

Н. А. Некрасов. «Соловьи»

Как вы думаете, о чем это стихотворение Некрасова — о соловьях или об отношении человека к соловьям?

Это стихотворение об отношении человека к природе, к соловьям. Здесь поднимается, как принято сейчас говорить, экологическая тема. Крестьянка рассказывает своим детям о том, что когда-то, испуганные расставленными сетями и силками, соловьи перестали прилетать в их рощу, и люди больше не слышали их пения. Расстроенные этим, крестьяне решили никогда больше не ставить силков на птиц, и роща снова наполнилась их удивительным пением. Запрет ловить соловьев переходит теперь в этой деревне от дедов к внукам, и жители деревни наслаждаются чудесными соловьиными переливами.

2. Как вы докажете, что поэту очень хочется помочь живой природе и улучшить отношение людей к природе? Какие строки этого произведения убеждают вас в этом?

Запомнить надобно и вам, Избави Бог, тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети.
“164

МегаШпора в соцсетях:

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют они «слаще хороводов». Но со временем злые люди начали отлавливать певчих птичек и продавать на рынке. Это продолжалось до тех пор, пока в соловьиной роще не осталось ни одного соловья.

Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще до рассвета и работает до поздней зари. Лирическая героиня сожалеет, что не может вести свободную жизнь певчей птички.

Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

Таким образом, стихотворение «Соловьи» — это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

СОЛОВЬИ
1867-1873

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, —
Да не мешай же мне, проказник! —
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене, — тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит — гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой —
Умел же бог на ум наставить —
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
— «Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…» 1

комментарии, примечания к стихотворению
СОЛОВЬИ
Некрасов Н.А.

1 Печатается по Ст 1873, т. III, ч. 5, с. 166, с подзаголовком и датой на шмуцтитуле: «Стихотворения, посвященные русским детям (1870)», относящимися, кроме данного стихотворения, к «Дедушке Мазаю и зайцам».
Впервые опубликовано: ОЗ, 1870, № 10, с. 444, с подписью: «Н. Некрасов» и подзаголовком: «Из стихотворений, посвященных русским детям».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5.
Черновой автограф, без заглавия, карандашом, плохо читаемый (порядок отдельных строф не соответствует окончательному тексту: так, после строки «Мы там гуляем каждый праздник» идут шесть строк, представляющих собой вариант ст. 45–47, а также ст. 48 и 53; после «Всю косу рас проказник» — строки, соответствующие ст. 53–68, т. е. конец стихотворения; после строки «А вечером туда идут» — ст. 14–16, 19–24, 29–30; ст. 25–28 в рукописи отсутствуют) — ГБЛ, ф. 195, М.5755, № 5, л. 1–2.

Концовка стихотворения, где Некрасов говорит о рекрутчине и податях, от которых нигде не спастись крестьянину, вызвала негодование цензуры. «Муза Некрасова, — доносил цензор Н. Е. Лебедев 19 октября 1870 г.,- отличающаяся гражданской скорбью о меньшей братии и старающаяся выставить напоказ больные места общественного строя, и в этом стихотворении не изменила себе… Здесь не отрицается обязательность податей и военной службы, но желательно было бы избежать сопоставления их с силками и сетями» (Голос минувшего, 1918, № 4–6, с. 86–87). По мнению председателя Совета Главного управления по делам печати М. Н. Лонгинова, высказанному 23 октября 1870 г. при обсуждении в Совете десятой книжки «Отечественных записок», в которой были напечатаны «Соловьи», именно это стихотворение, наряду со статьями Н. К. Михайловского и Н. А. Демерта, вполне выражает направление журнала, которое «нельзя не признать вредным» (ЛН, т. 49–50, с. 462).

у стихотворения СОЛОВЬИ аудио записей пока нет.

Николай Некрасов — Качая младшего сынка ( Соловьи )

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
№ 4 Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
№ 8 Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, —
Да не мешай же мне, проказник! —
У нас нет места веселей;
№ 12 Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
№ 16 Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
№ 20 Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем.
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
№ 24 Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене, — тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
№ 28 Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит — гостей залетных нет!
№ 32 Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
№ 36 Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой —
Умел же бог на ум наставить —
На той поляне, в роще той
№ 40 Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
№ 44 Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
№ 48 От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет.
Под песни их деревня спит,
№ 52 Их песня нас поутру будит.

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
№ 56 Дать где-нибудь и отдых, дети. »

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
№ 60 Кубарь пуская перед нею:

«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
— «Нет, мест таких. без податей
№ 64 И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
№ 68 Туда бы отнесли крестьянки. »

Kachaya mladshego synka,
Krestyanka starshim govorila:
«Igrayte, detushki, poka!
Ya sarafan pochti doshila;

Seychas burenku obryazhu,
Konya navyazhem travku kushat,
I vas v tu roshchitsu svozhu —
Poydem solovushek poslushat.

Tam ikh, chto v kuzove gruzdey, —
Da ne meshay zhe mne, prokaznik! —
U nas net mesta veseley;
Vesnoyu, deti, kazhdy prazdnik

Po vecheram tuda idut
I star i molod. Na polyane
Devitsy krasnye poyut,
Gutoryat pyanye krestyane.

A v roshche, milye moi,
Pod razgovor i smekh naroda
Poyut i svishchut solovyi
Zvonchey i slashche khorovoda!

I khorosho i lyubo vsem.
Da tolko (Klim, ne trogay Sashu!)
Chut-chut solovushki sovsem
Ne razlyubili roshchu nashu:

Ved nash-to kursky solovey
V tsene, — tut mnogo ikh lovili,
Nu, ispugalisya setey,
Da mimo nas i prokatili!

Prishla, rasskazyval vash ded,
Vesna, a roshcha kak nemaya
Stoit — gostey zaletnykh net!
Vzyala krestyan toska bolshaya.

Uzh vot i prazdnik nastupil
I na polyane pogulyali,
Da prazdnik im ne v prazdnik byl!
Krestyane borody chesali.

I polozhili mezh soboy —
Umel zhe bog na um nastavit —
Na toy polyane, v roshche toy
Setey, silkov vovek ne stavit.

I ponemnogu solovyi
Opyat privykli k roshche nashey,
I nynche, milye moi,
Im mesta net lyubey i krashe!

Tuda s setyami skolko let
Nikto i blizko ne podkhodit,
I strogo-nastrogo zapret
Ot deda k vnuku perekhodit.

Zato vesnoy ves les gremit!
Chto den, to novy khor pribudet.
Pod pesni ikh derevnya spit,
Ikh pesnya nas poutru budit.

Zapomnit nadobno i vam:
Izbavi bog tut stavit seti!
Ved nado zh bednym solovyam
Dat gde-nibud i otdykh, deti. »

Seredny syn kota draznil,
Menshoy polz materi na sheyu,
A starshy s vazhnostyu sprosil,
Kubar puskaya pered neyu:

«A yest li, mama, dlya lyudey
Takiye roshchitsy na svete?»
— «Net, mest takikh. bez podatey
I bez rekrutchiny net, deti.

A yesli b byli dlya lyudey
Takiye roshchi i polyanki,
Vse na rukakh svoikh detey
Tuda by otnesli krestyanki. »

Rfxfz vkflituj csyrf,
Rhtcnmzyrf cnfhibv ujdjhbkf:
«Buhfqnt, ltneirb, gjrf!
Z cfhfafy gjxnb ljibkf;

Ctqxfc ,ehtyre j,hz;e,
Rjyz yfdz;tv nhfdre reifnm,
B dfc d ne hjobwe cdj;e —
Gjqltv cjkjdeitr gjckeifnm/

Nfv b[, xnj d repjdt uhepltq, —
Lf yt vtifq ;t vyt, ghjrfpybr! —
E yfc ytn vtcnf dtctktq;
Dtcyj/, ltnb, rf;lsq ghfplybr

Gj dtxthfv nelf blen
B cnfh b vjkjl/ Yf gjkzyt
Ltdbws rhfcyst gj/n,
Uenjhzn gmzyst rhtcnmzyt/

Читайте также:  Анализ стихотворения Буря Некрасова

F d hjot, vbkst vjb,
Gjl hfpujdjh b cvt[ yfhjlf
Gj/n b cdboen cjkjdmb
Pdjyxtq b ckfot [jhjdjlf!

B [jhjij b k/,j dctv///
Lf njkmrj (Rkbv, yt nhjufq Cfie!)
Xenm-xenm cjkjdeirb cjdctv
Yt hfpk/,bkb hjoe yfie:

Dtlm yfi-nj rehcrbq cjkjdtq
D wtyt, — nen vyjuj b[ kjdbkb,
Ye, bcgeufkbcz ctntq,
Lf vbvj yfc b ghjrfnbkb!

Ghbikf, hfccrfpsdfk dfi ltl,
Dtcyf, f hjof rfr ytvfz
Cnjbn — ujcntq pfktnys[ ytn!
Dpzkf rhtcnmzy njcrf ,jkmifz/

E; djn b ghfplybr yfcnegbk
B yf gjkzyt gjuekzkb,
Lf ghfplybr bv yt d ghfplybr ,sk!
Rhtcnmzyt ,jhjls xtcfkb/

B gjkj;bkb vt; cj,jq —
Evtk ;t ,ju yf ev yfcnfdbnm —
Yf njq gjkzyt, d hjot njq
Ctntq, cbkrjd djdtr yt cnfdbnm/

B gjytvyjue cjkjdmb
Jgznm ghbdsrkb r hjot yfitq,
B ysyxt, vbkst vjb,
Bv vtcnf ytn k/,tq b rhfit!

Nelf c ctnzvb crjkmrj ktn
Ybrnj b ,kbprj yt gjl[jlbn,
B cnhjuj-yfcnhjuj pfghtn
Jn ltlf r dyere gtht[jlbn/

Pfnj dtcyjq dtcm ktc uhtvbn!
Xnj ltym, nj yjdsq [jh ghb,eltn///
Gjl gtcyb b[ lthtdyz cgbn,
B[ gtcyz yfc gjenhe ,elbn///

Pfgjvybnm yflj,yj b dfv:
Bp,fdb ,ju nen cnfdbnm ctnb!
Dtlm yflj ; ,tlysv cjkjdmzv
Lfnm ult-yb,elm b jnls[, ltnb///»

Cthtlybq csy rjnf lhfpybk,
Vtymijq gjkp vfnthb yf it/,
F cnfhibq c df;yjcnm/ cghjcbk,
Re,fhm gecrfz gthtl yt/:

«F tcnm kb, vfvf, lkz k/ltq
Nfrbt hjobws yf cdtnt?»
— «Ytn, vtcn nfrb[/// ,tp gjlfntq
B ,tp htrhenxbys ytn, ltnb/

F tckb. skb lkz k/ltq
Nfrbt hjob b gjkzyrb,
Dct yf herf[ cdjb[ ltntq
Nelf ,s jnytckb rhtcnmzyrb///»

Слушать стихотворение Некрасова Соловьи

Николай Некрасов — Соловьи: Стих

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, —
Да не мешай же мне, проказник! —
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит — гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой —
Умел же бог на ум наставить —
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
-«Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…»

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов создал множество произведений в народническом духе. «Соловьи» из бытовой зарисовки в конце превращаются почти в памфлет.

Стихотворение написано в 1870 году. Его автору 49 лет, журнал «Современник», которым он руководил, уже закрыт. Теперь он возглавляет редакцию «Отечественных записок». У передовой общественности поэт находится в опале: он посмел публично одобрить меры по усмирению революционных настроений в стране после очередного покушения на царя. По жанру — поэтический рассказ, бытовая сценка, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, рифмы открытые и закрытые. Это стихотворение поэт написал для детей. Лирическая героиня — крестьянка, композиция сюжетная. Интонация фольклорная, лексика просторечная.

Молодая крестьянка, мать троих детей, заканчивая работу по хозяйству, обращается к своим ребятишкам с приглашением пойти послушать «соловушек». Она объясняет детям, как в былые времена большинство курских соловьев сами же крестьяне отловили на продажу. Жадность привела к полному исчезновению птиц в роще. Люди пожалели о содеянном, перестали ставить силки, и птицы вернулись. Здесь Н. Некрасов проводит параллель с отношением помещиков к крестьянам: труды и подати должны быть посильными, изведут народ — некому будет и крестьянствовать. Живая прямая речь, восклицания, финальный укор «если б были для людей такие рощи и полянки, все своих детей туда бы отнесли крестьянки» придают стихотворению особую достоверность и социальную остроту. Уменьшительные суффиксы передают ласку матери: детушки, буренку, рощицу, соловушек. Есть обращения «проказник» и «милые мои», и два имени: Клим, Саша. Это имена ее старших сыновей.

Эпитеты: гостей залетных, тоска большая. Сравнения: что в кузове груздей, звончей и слаще хоровода, роща как немая. Олицетворения: соловьи чуть не разлюбили, лес гремит. Повторы: той поляне, роще той, под песни, их песня, строго-настрого. Устаревшие слова: кубарь (волчок), гуторят (говорят), рекрутчина (воинская обязанность). Ребенок завидует привольной жизни певчих птиц. У него возникает вопрос: а есть ли, мама, для людей такие рощицы на свете? Ответом ему был вздох матери. Уже не желая ничего для себя, она надеется на лучшую долю для своих детей.

Определенная степень закабаления крестьян осталась и после отмены крепостного права. Н. Некрасов в стихотворении «Соловьи» с болью повествует о положении крестьян в 1870 году.

Некрасов Соловьи

Для того чтобы как можно меньше конфликтовать с властями и доносить свои мысли о тяжёлой крестьянской жизни, писатель очень часто прибегал к своему любимому приёму, и говорил с читателями устами своих героев.

Поскольку обсуждать многие темы было запрещено, а тема женщины оставалась доступной, Некрасов постоянно использовал различные женские образы в своих произведениях. Тем более что русская женщина по праву достойна всяческих похвал и воспевания. Та непосильная ноша, которую на неё возложило общество, заставляя страдать, мучиться, рано стареть не должна была оставаться не замеченной.

Таким и является стихотворение «Соловьи», где наряду с темой материнства затронуты более глубокие проблемы общества.

Соловьи

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
“Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу –
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, –
Да не мешай же мне, проказник! –
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем.
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит – гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой –
Умел же бог на ум наставить –
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет.
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит.

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети. “

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

“А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?”
– Нет, мест таких. без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки.

Содержание стихотворения

В произведении «Соловьи» автору невероятно точно удалось рассказать про быт крестьянки и раскрыть весь её внутренний мир. Она, простая русская женщина, с рождения обречённая на рабство, мать и труженица, не лишена понятия о прекрасном. За домашними хлопотами, рукоделием и присмотром за детьми женщина находи возможным побеспокоиться о небольшой передышке, и сводить детей на «соловьиный концерт» в рощу.

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу –
Пойдем соловушек послушать.

Из рассказа можно узнать, что детей у девушки много, да и работы тоже хватает. Поэтому девушка пытается это все совместить. Она делает много дел в одно и то же время, начинает шить сарафан и в это время успевает сходить покормить скотину и попутно рассказывает своим ребятишкам интересную историю. История очень интересная про соловьиную рощу, где собирается практически вся деревня чтобы послушать пение птичек.

Собирались здесь издавна, однако, в одно время стало в роще невесело. Практически не осталось птиц, они исчезли. Дело в том, что в то время очень ценилось пение соловьев, поэтому их можно было продавать. Многие нехорошие люди воспользовались таким большим скоплением птиц и ловили бедняжек сетями. Тогда оставшиеся птицы из-за напастей попросту покинули это место.

После этого крестьянам стало очень плохо и тоскливо без птичек, теперь негде было провести приятно свободное время. Тогда они договорились не ставить больше сетей и охранять это место от нападок браконьеров. И теперь птички начали возвращаться в рощу. Стало снова слышно чистое соловьиное пение. Крестьянка учит своих детишек чтобы те также любили птичек и никогда не делали им больно. Ведь и соловьи хотят отдохнуть и провести спокойно время.

Старший сын спрашивает у матери, а есть ли такие рощи, специально предусмотренные для людей. Тогда крестьянка со строгостью отвечает, возможно, оттого что ее взяла обида, что кроме подати и рекрутчины для их ничего не предусмотрено. А потом, немного подумав, говорит, что, если б нашлось хоть одно такое место и об этом узнали люди. То все матери незамедлительно бы занесли туда своих детей.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки..

Завуалированные мысли автора

Взаимоотношение человека и природы проходит красной полосой через всё стихотворение. И то, что человек должен оберегать места, где ему пришлось жить, хорошо понимают самые простые люди. Стих подводит читателя к выводу, что у крестьян весьма плохое положение, поэтому необходимо хотя бы беречь природу, чтобы после тяжелого труда было место, куда можно прийти и отдохнуть.

В своих мечтах главная героиня думает о месте, где нет податей и рекрутчины, но это только мечты. В действительности автор пытается донести до читателя, что у женщины удручающее, безвыходное положение — она крепостная, и детей её ждёт та же участь. Образ вольных птиц здесь противопоставлен крепостному праву и полной зависимости.

Но над этой горечью и печалью Некрасов смог поднять свою героиню. Несмотря ни на что русская женщина не разучилась мечтать, не разучилась любить. Все трудности крестьянской доли ей по плечу. Она явный защитник природы. Она прекрасная мать. Такой мы видим русскую женщину.

Анализ стихотворения Соловьи

В своём стихотворении «Соловьи» Некрасов решил не вести каких-либо бурных событий и остановился на теме быта простых крестьян. Описывается деревушка в отдаленном месте, здесь все идет, как обычно в повседневной жизни, никаких бурных событий не происходит. Как обычно слышен лай собак, по двору ходят куры, а крестьяне идут на поле и работают. В центре сюжета находится крестьянка, она сидит со своими детьми и общается с ними.

Бедная крестьянка многого не может дать своим детям. Но так как сейчас летняя пора, а живёт семья вблизи с соловьиной рощей, она обещает детишкам поход на «соловьиный концерт» и рассказывает целую историю об этом местечке. Несомненно, девушка любит свой край, землю на которой родилась и старается передать свои чувства детям.

Женщина гордится курским соловьём, и расстраивается из-за браконьерских выходок.


Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Далее Некрасов плавно переходит от рассказов крестьянки к повествованию о тяжелом быте народа. Судьба крестьянина нелегка, ведь ему необходимо вставать каждое утро и работать постоянно до поздней зари, то есть от рассвета до заката, и нет у него ни выходных, ни праздников.

Мать сожалеет что люди ни птички и не могут вести вольную жизнь. Так плавно Некрасов подошёл к теме крепостничества. И картина уже не радостная, не трогательная, и даже не жалостная. Вдруг оказывается что женщина, ограниченная постыдным законом крепостничества, ещё способна мечтать.

Автор сделал всё, чтобы читатель задумался о судьбах простых крестьян.

Теперь, можно сказать, что стихотворение «Соловьи» не о певчих птичках, а о могучей душе русской женщины и тяжкой ноше всего простого народа, который отчаянно, изо всех сил борется за существование, делая это непосильным трудом.

Ссылка на основную публикацию