Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

Урок литературы «Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова». 10-й класс

Класс: 10

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (342,4 кБ)

образовательная:

  • дать представление об идеале человека в понимании Н.А Некрасова.

воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к жизненному подвигу передовых людей: В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского.

развивающая:

  • развивать устную и письменную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление.
  • Оборудование:

    • Мультимедийный проектор.
    • Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

    I. Вводная часть. “Вызов”.

    1 слайд: ИДЕАЛ. Ассоциативный ряд. Актуализация имеющихся знаний.

    Идеал – (фр. ideal от греч.idea – представление, идея).

    Высшая степень совершенства, предел стремлений. (Современный толковый словарь русского языка)

    3 слайд: Объявление темы урока: “Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова”

    Работа с эпиграфами урока:

    Наивная и страстная душа,
    В ком помыслы прекрасные кипели,
    Упорствуя, волнуясь и спеша,
    Ты четко шел к одной высокой цели.

    “В нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных. Но чтобы быть вполне достойным такой “роли”, мало одних гуманистических позывов: нужно твердо знать, чему “учить” и от чего “защищать”. Н.А. Некрасов

    – Дополняют ли эти слова Некрасова его положения о поэтическом творчестве?

    6 слайд: В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее.

    В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова, Белинского, Чернышевского, Писарева, Шевченко. Их памяти Некрасов посвятил стихотворения, пытаясь осмыслить истоки подвига патриотов.

    II. Основная часть урока: “Осмысление”. Получение новой информации.

    В ходе изучения новой темы составляется кластер на доске. Учащиеся делают записи в тетрадях.(Рисунок кластера прилагается).

    7 слайд: Виссарион Григорьевич Белинский – знаменитый литературный критик

    В середине 1842 года произошло знакомство Белинского и Некрасова. Некрасов сразу же понравился Белинскому. Знакомство вскоре перешло в дружбу. В кружке, который собирался вокруг критика, было немало талантливых людей, их связывали вполне дружеские отношения, но только в Некрасове Белинский увидел представителя новой разночинной интеллигенции, к которой принадлежал и сам.

    Белинскому нетрудно было угадать подлинное призвание Некрасова. По словам И.И. Панаева, он полюбил его за “резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни и которому Белинский всегда мучительно завидовал”.

    Белинский начал увлеченно работать над развитием Некрасова, над расширением его кругозора; он старался внушить ему те истины и то направление мысли, которые казались ему единственно справедливыми.

    О чем были их разговоры? Конечно, о литературе, о новых книгах, о журналах, но, прежде всего о том, что особенно волновало в это время критика: с увлечением он развивал перед друзьями идею социализма, мысль о необходимости свободы для большинства. Некрасов был благодарным и внимательным слушателем. Нередко, засидевшись у Белинского часов до двух ночи, он потом долго бродил по пустынным улицам в возбужденном настроении – столько было нового и непривычного в том, что он слышал. В позднейших стихах Некрасов указал те предметы, которых чаще всего касался Белинский:

    Ты нас гуманно мыслить научил,
    Едва ль не первый вспомнил о народе
    Едва ль не первый ты заговорил
    О равенстве, о братстве, о свободе.
    (“Медвежья охота” , 1867)

    Лозунги Великой французской революции, названные здесь, показывают, что Белинский с полной откровенностью излагал в кружке свои самые заветные убеждения. Некрасов понимал и ценил это. По свидетельству Достоевского, он благоговел перед Белинским. Отныне все главные литературные замыслы Некрасова, его издательские начинания складывались под влиянием идей и вкусов Белинского.

    Некрасов говорил, что для него встреча с Белинским была “спасением”. “Всем ему обязан”, – заявлял он. Действительно, в формировании мировоззрения, в восприятии революционных идеалов Некрасовым роль Белинского была исключительно велика.

    8 слайд: Стихотворение “Памяти приятеля”.

    • Под таким названием публиковалось стихотворение, посвященное Белинскому. Из-за цензурных соображений имя критика не упоминалось.
    • Почему Белинский является идеалом для Некрасова?

    Возможно, причиной этому служит то, что именно благодаря Белинскому Некрасов стал великим поэтом. Когда Белинский прочел стихотворение Некрасова “Железная дорога”, он со слезами на глазах подошел к нему и сказал: “Знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный!”.

    Известно так же, что Белинский так был увлечен стихотворением “Родина” , что выучил его наизусть, переписал и послал своим знакомым в Москву.

    Ученица читает стихотворение “Памяти приятеля”.

    Могила Белинского на Волковом кладбище в Петербурге была, действительно, затеряна и разыскана только в 1856 году.

    – Почему, по-вашему мнению, Белинский погиб – “несчастный и незнаем”?

    – Какие изобразительные средства использует Некрасов для раскрытия образа Белинского?

    Подтвердите примерами, что труд Белинского “живет и долго не умрет”.

    9 слайд: Стихотворение “Памяти Добролюбова”. Идеал общественного деятеля в стихотворении “Памяти Добролюбова”.

    Ученица читает наизусть стихотворение “Памяти Добролюбова”.

    Сообщение ученицы:

    Николай Алексеевич Некрасов был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал “Современник”, выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал “Отечественные записки”, который выпускался с 1868 года и до конца жизни

    Некрасова. Когда работал в журнале “Современник”, судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Добролюбов пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

    Н.А. Добролюбов написал несколько критических статей: “Что такое обломовщина?”, “Темное царство”, “Луч света в темном царстве” и “Когда же придет настоящий день?”. Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.

    Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

    Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение “Памяти Добролюбова”. Н.А.Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в друге, уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию.

    – Можно ли некоторые строки стихотворения назвать афористическими?

    Работа в группах.

    – Составьте по стихотворным цитатам характеристику Добролюбова.

    Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

    Суров ты был, ты в молодые годы
    Умел рассудку страсти подчинять.
    Учил ты жить для славы, для свободы,
    Но более учил ты умирать.

    Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается

    Некрасовым в следующих строках:

    Сознательно мирские наслаждения
    Ты отвергал, ты чистоту хранил.
    Как женщину ты родину любил.

    Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

    Но слишком рано твой ударил час,
    И вещее перо из рук упало.

    Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

    Какой светильник разума угас!
    Какое сердце биться перестало!

    Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

    Плачь, русская земля! Но и гордись –
    С тех пор, как ты стоишь под небесами,
    Такого сына не рождала ты
    И в недра не брала свои обратно:

    Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

    Сокровища душевной красоты
    Совмещены в нем были благодатно.

    Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России.

    Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами?

    Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

    Природа – мать! когда б таких людей
    Ты иногда не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.

    Каждая группа знакомит класс с характеристикой, составленной на материале стихотворения “Памяти Добролюбова”.

    10 слайд: Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря Некрасову человечество помнит его и чтит.

    11 слайд: Стихотворение “Н.Г. Чернышевский”.

    Николамй Гавримлович Чернышемвский — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

    Первоначально стихотворение имело авторское заглавие “Пророк”.

    Разработка темы была осуществлена в традиционном стиле (как и стихотворениях Пушкина и Лермонтова). Поэтому универсальное решение дало возможность Некрасову вложить в это произведение актуальные идеи, и, следовательно, их выразителей. В первую очередь Чернышевского.

    – Покажите, что это стихотворение развивает одну из главных тем Некрасова – уподобление революционера мученику за веру.

    12 слайд:

    • 7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.
    • 19 мая 1864 г. в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера.
    • Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 г. переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.
    • Сегодня Вилюйский педагогический колледж носит имя Н.Г. Чернышевского.

    13 слайд:

    • Образ сеятеля восходит к Евангелию от Марка – притче о сеятеле и семени:

    “Иное упало на каменистое место, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло”.

    “Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово.. Подобным образом посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его. Но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются”.

    МОЗГОВАЯ АТАКА. Работа в группах.

    • Сопоставьте библейские образы и сеятеля из стихотворения Некрасова.
    • Кого автор называет “сеятелем знанья”?

    Все творчество Некрасова посвящено народу, и, тяжело больной, он не переставал о нем думать. Стихотворение “Сеятелям” является призывом продолжить общественную борьбу.

    • Сеятели – общественные деятели, народные заступники, которые должны внести в народ “семена правды”.

    Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться Литераторские мостки. Личность Добролюбова (наряду с Белинским и другим рано умершим критиком-шестидесятником, Писаревым) стала знаменем революционного движения 1860-х и последующих годов (начиная с первой биографии Добролюбова, написанной Чернышевским), а позже была окружена официальным почитанием в СССР.

    16 слайд: Поэма Некрасова “Русские женщины”.

    Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных бесстрашных жен декабристов: Трубецкой и Волконской.

    Богатые и знатные, эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, за мужьями, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

    Образы Трубецкой и Волконской воплощают черты героического характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.

    17 слайд: “Да! Были личности. Не пропадет народ, обретший их во времена крутые. ” Н.А. Некрасов.

    III. Подведение итогов и обобщение. “Рефлексия”.

    Обобщение учителя: Некрасов предъявлял к человеку очень высокие требования. Главные черты в человеке – подвижничество и самопожертвование. Примерами для Некрасова были люди, шедшие без оглядки на смерть и изгнание. Его внутреннюю нравственную установку можно сформулировать очень четко: за дело надо погибнуть. Собственные слабости казались особенно тяжелыми грехами на фоне жизненного подвига Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

    Запись вывода урока на доске:
    Человеческий идеал Некрасова.

    Идеал революционера – борца.
    Идеал общественного деятеля.
    Идеал поэта – пророка.

    18 слайд: Подвижник – Тот, кто идет на веру на муки и лишения. (перен.) Человек, проявляющий самоотверженность ради высокой цели.

    19 слайд: Пророк –

    1. В различных религиях: человек, являющийся истолкователем воли бога;

    2. Тот, кто предсказывает будущее.

  • Случайно ли, что большая часть изученных на уроке стихотворений – надгробные элегии?
  • Напишите синквейн, посвященный Н.А. Добролюбову, В.Г. Белинскому, Н.Г. Чернышевскому (по выбору).
  • Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденья, за любовь.
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь недаром. Дело прочно,

    Когда под ним струится кровь, – призывал поэтов Некрасов. Эти взгляды соответствовали позиции демократического крыла в русском общественном движении, которое с точки зрения целей и задач искусства были определены в работах соратников Некрасова Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

    IV. Домашнее задание: 21 слайд.

    Написать эссе на тему: “Русской земли человек замечательный”.

    Николай Алексеевич Некрасов
    «Памяти Белинского»

    Наивная и страстная душа,
    В ком помыслы прекрасные кипели,
    Упорствуя, волнуясь и спеша,
    Ты честно шел к одной высокой цели;
    Кипел, горел – и быстро ты угас!
    Ты нас любил, ты дружеству был верен –
    И мы тебя почтили в добрый час!
    Ты по судьбе печальной беспримерен:
    Твой труд живет и долго не умрет,
    А ты погиб, несчастлив и незнаем!
    И с дерева неведомого плод,
    Беспечные, беспечно мы вкушаем.
    Нам дела нет, кто возрастил его,
    Кто посвящал ему и труд и время,
    И о тебе не скажет ничего
    Своим потомкам сдержанное племя.
    И, с каждым днем окружена тесней,
    Затеряна давно твоя могила,
    И память благодарная друзей
    Дороги к ней не проторила.

    Экспресс- анализ стихотворения

    Cтихотворение состоит из 20 строк (многостишие)
    Стихи астрофические (без разделения на строфы).
    Размер: пятистопный ямб
    Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
    ————————————————————————
    Рифмы: душа-кипели-спеша-цели
    угас-верен-час-беспримерен
    умрет-незнаем-плод-вкушаем
    его-время-ничего-племя
    тесней-могила-друзей-проторила.
    Рифмовка: смешанная

    Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

    Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

    Строфа

    Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

    Стихотворная стопа

    Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
    Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
    хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
    Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
    дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
    Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
    Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
    Больше о стопах

    Размер стихотворения

    Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

    Рифма

    Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

    Рифмовка

    Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

    5. Некрасов и Белинский.

    Родина и народ в лирике Н.А. Некрасова

    Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что его газетные статьи и рецензии скоро обратили на себя внимание Белинского – еще до того, как они познакомились. Мнения их часто совпадали; порой Некрасов даже опережал Белинского в своих оценках, поскольку тот печатался в «толстом» ежемесячнике («Отечественные записки»). Белинский, несомненно, бывал, удовлетворен, встречая рецензии, в которых молодой литератор язвительно высмеивал псевдоисторические повести К. Масальского и М. Загоскина, высокопарно-романтические стихи забытых ныне авторов и – что еще важнее – казенно-монархические сочинения Н. Полевого и Ф. Булгарина, претендовавших на первые места в литературе и журналистике.
    Белинский надолго запомнил некрасовский фельетон. Через несколько лет, в 1847 году, он заметил в одном из писем: «…Некрасов – это талант, да еще какой! Я помню, кажется, в 42 или 43 году он написал в «Отечественных записках» разбор какого-то булгаринского изделия с такой злостью, ядовитостью, с таким мастерством, – что читать наслажденье и удивленье».
    Это была высокая похвала в устах Белинского.
    В середине 1842 года произошло знакомство Белинского и Некрасова. Некрасов сразу же понравился Белинскому. Знакомство вскоре перешло в дружбу. В кружке, который собирался вокруг критика, было немало талантливых людей, их связывали вполне дружеские отношения, но только в Некрасове Белинский увидел представителя новой разночинной интеллигенции, к которой принадлежал и сам.
    Белинскому нетрудно было угадать подлинное призвание Некрасова. По словам И. И. Панаева, он полюбил его за «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Белинский начал увлеченно работать над развитием Некрасова, над расширением его кругозора; он старался внушить ему те истины и то направление мысли, которые казались ему единственно справедливыми.
    О чем были их разговоры? Конечно, о литературе, о новых книгах, о журналах, но, прежде всего о том, что особенно волновало в это время критика: с увлечением он развивал перед друзьями идею социализма, мысль о необходимости свободы для большинства. Некрасов был благодарным и внимательным слушателем. Нередко, засидевшись у Белинского часов до двух ночи, он потом долго бродил по пустынным улицам в возбужденном настроении – столько было нового и непривычного в том, что он слышал. В позднейших стихах Некрасов указал те предметы, которых чаще всего касался Белинский:
    Ты нас гуманно мыслить научил,
    Едва ль не первый вспомнил о народе
    Едва ль не первый ты заговорил
    О равенстве, о братстве, о свободе…
    («Медвежья охота», 1867)

    Лозунги Великой французской революции, названные здесь, показывают, что Белинский с полной откровенностью излагал в кружке свои самые заветные убеждения. Некрасов понимал и ценил это. По свидетельству Достоевского, он благоговел перед Белинским. Отныне все главные литературные замыслы Некрасова, его издательские начинания складывались под влиянием идей и вкусов Белинского. Именно он убедил молодого писателя окончательно отказаться от мелкой литературной работы, считая, что для него уже пришло время приняться за большое сочинение. Некрасов так и поступил. Опираясь на весь накопленный запас петербургских впечатлений, он начал в 1843 году писать роман, озаглавленный «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», который был опубликован лишь в 1931 году.
    Существует множество фактов, о том, как Белинскому нравились стихи Некрасова. Так однажды, когда Некрасов читал в кружке Белинского стихотворение «В дороге» тот чуть не со слезами на глазах сказал ему:

    1. Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?

    Известно так же, что Белинский так был увлечен стихотворением «Родина», что выучил его наизусть, переписал и послал своим знакомым в Москву.
    Но не всегда Некрасов находил взаимопонимание у Белинского. Известен конфликт, который сам критик определил как «внутренний разрыв» с Некрасовым, продолжавшийся, впрочем, недолго, касался вопроса о положении Белинского в журнале и о его заработке.
    Некрасов говорил, что для него встреча с Белинским была «спасением» . «Всем ему обязан», – заявлял он. Действительно, в формировании мировоззрения, в восприятии революционных идеалов Некрасовым роль Белинского была исключительно велика. Вспоминая уже в 1867 году эпоху 40-х годов, поэт писал:

    Над уровнем тогдашним приподняться
    Трудненько было; очень может статься,
    Что я пошел бы горною тропой,
    Но счастье не дремало надо мной;
    Чрез одного мечтателя такого
    Случайно я наткнулся на другого.
    Сам за себя он громко говорил.
    Кто зал его, кто был с ним лично близок,
    Тот, может быть, чудес не натворил,
    Но ни один покамест не был низок …
    Почти ребенком я сошелся с ним.
    В период цензурных запретов повышенный интерес к Белинскому начало проявлять Третье отделение, и только смерть (26 мая 1848 года) спасла его от крупных неприятностей. Об этом позднее писал и Некрасов в поэме, посвященной критику:
    Настала грустная пора
    И честный сеятель добра
    Как враг отчизны был отмечен;
    За ним следили, и тюрьму
    Враги пророчили ему…
    Но тут услужливо могила
    Ему объятья растворила:
    Замучен жизнью трудовой
    И постоянной нищетой,
    Он умер … Помянуть печатью
    Его не смела…
    Имя Белинского надолго сделалось запретным, и первым, кто все таки решился упомянуть его, был Некрасов.
    Еще одно стихотворение о Белинском Некрасов напечатал в 1855 году. Оно называлось сначала «Памяти приятеля», а затем «Памяти Белинского».
    В этом стихотворении Некрасов прославлял Белинского за его «помыслы прекрасные» и «высокую цель», говорил о его великом значении для всего последующего развития русской общественной мысли:
    И с дерева неведомого плод
    Беспечные беспечно мы вкушаем.
    Нам дела нет, кто возрастил его,
    Кто посвящал ему и труд и время…
    Некрасов написал поэму «В.Г. Белинский» (1855), запечатлев мужественный образ критика-трибуна. В этой поэме любовно отображен характер деятельности «неистового Виссариона». Преклоняясь перед памятью своего учителя, Некрасов рассказывает о жизни и печальной участи Белинского:
    Он честно истине служил,
    Он духом был смелей и чище,
    Зато и раньше проложил
    Себе дорогу на кладбище.

    Все лучшее, что могло нарисовать воображение революционного поэта,

    Некрасов приписывает Белинскому. Он для Некрасова учитель в самом высоком смысле этого слова, он провозвестник счастливой жизни и борьбы с угнетением:
    О! Сколько есть душой свободных
    Сынов у родины моей,
    Великодушных, благородных
    И неподкупно верных ей,
    Кто в человеке брата видит,
    Кто зло клеймит и ненавидит,
    Чей светел ум и ясен взгляд,
    Кому рассудок не теснят
    Преданья ржавые оковы,–
    Не все ль они признать готовы
    Его учителем своим?…
    И в 60-х годах, под влиянием дорогих поэту воспоминаний, Некрасов вновь пишет о Белинском, давая высокую оценку его личности и революционной роли. Поэт признавался:
    Я лучший перл со дна души достал,
    Чистейшее мое воспоминанье!
    Неоднократно в своих произведениях Некрасов выражал скорбь, что имя Белинского предается забвенью, что его могила затеряна:
    Кто знал его, забыть не может,
    Тоска по нем язвит и гложет,
    И часто мысль туда летит,
    Где гордый мученик зарыт.
    Насколько Некрасов дорожил памятью о Белинском, насколько горячо и искренне он стремился воскресить его в сознании общества, показывает его письмо к цензору Бекетову. Цензор вычеркнул несколько страниц в статье «Современника», где говорилось о Белинском. Тогда Некрасов обратился к цензору с таким умоляющим письмом: «Почтеннейший Владимир Николаевич, бога ради восстановите вымаранные Вами страницы о Белинском… Будьте друг, лучше запретите мою «Княгиню», запретите десять моих стихотворений кряду, даю честное слово: жаловаться не стану даже про себя».
    Белинский с присущей ему проницательностью первый предсказал, что Некрасов будет иметь большое значение в литературе.
    Некрасов занял в литературном мире выдающееся место потому, что его талант питался передовыми идеями 40-х годов. И в ту глухую эпоху он решительно и до конца отстаивал кровные интересы русского народа. Именно Некрасов, – в значительной мере благодаря влиянию Белинского, – оказался идеологически и теоретически подготовленным к той великой роли в литературе, которую сыграть ему в полной мере удалось позже, лет через десять, в обстановке большого общественного подъема, при поддержке Чернышевского и Добролюбова.

    “Проект Культура Советской России” 2008-2011 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.

    Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

    Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения. Ему не важно, описывает он судьбу крестьянской девушки или той, в которых течет дворянская кровь. Тогда никто из женщин не имел прав, их ущемляли, помыкали любыми правами. Крестьянке приходилось работать не покладая рук, ей приходилось воспитывать детей, следить за домом и работать на поле. При этом же дворянке приходилось полностью подчиняться мужу, никогда не покидать дома, при этом супруг мог позволить себе любые развлечения, ездил на охоту и развлекался с друзьями за покером.

    Произведение «Гадающей невесте» Некрасов написал в 1855 году, он посвятил его девушке, которая ждет своего возлюбленного и гадает о том, какой он будет, какая ей уготована судьба, рядом с предназначенным ей человеком. Прообразом главной героиней, выступающей в данном произведении, становится мама Николая Алексеевича, которая на протяжении всей жизни была вынуждена страдать от безразличия деспотичного мужа, который регулярно ее унижал и не уделял ей должного внимания.

    Ключевой идей повествования становится то, что прекрасную девушку могут ожидать настоящие страдания, если ее избранник будет самовлюбленным и деспотичным. При этом Некрасов не исключает вероятности того, что брак может сложиться достаточно счастливо.

    Тема – ожидаемое замужество дворянской девушки.

    Само стихотворение разделено на шесть строф, каждая из которых является четверостишьем. Написано стихотворения пятистопным хореем и перекрестной рифмовкой, которая заставляет читателя волноваться о грядущей судьбе вместе с главной героиней.

    Тематически стихотворение разделяется на три части. В первой читатель знакомиться с самой девушкой, которая испытывает чувство влюбленности. Она размышляет о том, что у молодого человека хорошее образование и воспитание, но при этом больше всего внимания она обращает на его внешние характеристики, чем на внутренние.

    Во второй части автор предполагает, что девушке повезет, ее возлюбленный окажется хорошим человеком и она обретет настоящее внутреннее равновесие.

    В третьей части автор размышляет, что будет если молодой человек окажется человеком не далеким, а вместо общения с новой женой он предпочтет скачки или игры в покер, а свободное время будет проводить на балах и в обществе других девушек.

    Подробный анализ

    Н.А.Некрасов – разносторонний писатель, его произведения- зеркало человеческих душ. Разные герои, характеры, судьбы, но все они наполнены истинной любовью своего творца. Бесценное сокровище оставил для будущих поколений великий поэт: множество образов женской красоты.

    Женская тема у Некрасова ярко прослеживается во всем творчестве. Автору не важно сословное положение девушек в обществе: крестьянку и дворянку объединяет одно- они не имеет никаких общественных прав.

    В 1855 году Н.А.Некрасов пишет стихотворение «Гадающей невесте». Идею создания подсказала сама жизнь. С детства поэт наблюдал, как жестоко обращался с его матерью отец, мама не могла сказать ни слова поперек воли мужа, терпела обиды и безразличие. Отец унижал мать, что крепко запало в душу маленького Николая. Эта обида не давала покоя ему долгие годы и нашла свое отражение в стихотворной форме.

    Идейная тема произведения -судьба молодой девушке, которая мечтает о семейном счастье. Автор словно приоткрывает завесу тайны, возможные варианты ее будущего. Девушка наполнена ожиданием чуда, но случиться ли оно на самом деле?

    В стихотворении условно можно выделить три части. В первых строках произведения дается описание героини. Молодая, хорошо воспитанная девушка влюблена в своего жениха, но она сомневается во взаимности чувств. Гадая, она надеяться узнать свое семейное будущее. Как-то вскользь, ненавязчиво, автор описывает и самого жениха: достойного происхождения, умен, с изысканными манерами.

    Автор описывает два варианта возможного развития событий девушки после замужества. Первый – счастливый, если муж будет любить и уважать супругу. Брак будет удачным, семья справиться со всеми невзгодами. Такие браки в те времена были редкостью.

    Другой вариант самый распространенный. Муж, как глава семьи, любит только себя. Жена для него лишь существо, которое рожает и воспитывает детей. Ему абсолютно безразличны чувства и увлечения супруги. Мужчина позволяет себе любые развлечения: охота, карты, других женщин, скачки. Жена не вправе мешать ему получать удовольствия от жизни.

    В тексте большую часть занимает именно описание несчастной судьбы девушки-дворянки. Это ближе писателю по духу и реалии жизни.

    Множество эпитетов («музыка речей», «роковое зло», «жизнь дикая»), используемых поэтом, делает стихотворение поэтически выразительным. Они помогают читателю еще глубже вникнуть в суть проблемы.

    Интересна композиция произведения. Шестистрофное строение, состоящее из четверостиший, делает произведение легким к прочтению и пониманию происходящего.

    Неизвестно как сложиться судьба девушки, сам Некрасов не знает этого, но многоточие после предположений о счастливой жизни ясно показывают сомнения в душе поэта.

    А.Н.Некрасов великий психолог женских чувств. Словно живописец, тонкими линиями выводит он женские образы, показывая не легкую судьбу русской женщины. Каждое произведение писателя, посвященное любви, наполнено глубиной чувств. В них нет лжи, глупой пустоты. Он словно обращается к другим поколениям и просит не обижать женскую половину человечества.

    Анализ стихотворения Гадающей невесте по плану

    Гадающей невесте

    Возможно вам будет интересно

    Стихотворение, получившее название «Морская даль во мгле туманной…» было написано в 1857 году. Его принято считать одним из наиболее подробных описаний пейзажа на море, которое появилось в девятнадцатом столетии.

    Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

    Б. Пастернак больше считал себя философом, нежели поэтом. Ему были интересны абстрактные вещи, пытался понять, а почему это произошло, а почему то и почему ни как иначе, почему кому-то дано все

    Произведение имеет философскую направленность, свойственную всему творчеству поэта, и в качестве прототипа основного персонажа стихотворения использует сибирскую лайку, собаку

    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,

    Анализ стихотворения Некрасова Гадающей невесте

    В творчестве Николая Алексеевича Некрасова огромное место занимала тема жизни и судьбы русской женщины. Не важно, была это крестьянка или дворянка, потому что женщины не имели никаких прав в обществе. Крестьянка с утра до ночи надрывалась в поле. Дворянка же безропотно подчинялась супругу, сидела дома и занималась воспитанием детей, в то время как супруг с друзьями ездил на охоту, играл в карты и развлекался с другими женщинами.

    Стихотворение «Гадающей невесте», написанное в 1855 году, посвящено девушке, которая гадает на возлюбленного, но не знает, какая ждёт её судьба. Прообразом дворянки с тяжёлой судьбой была мать Николая Алексеевича, которая страдала от безразличия и унижений мужа – деспота.

    Идея стихотворения заключается в том, чтобы рассказать о страданиях, которые ждут прекрасную девушку, если её избранник окажется самовлюбленным и равнодушным человеком. При этом автор не исключает, что семейная жизнь у молодых людей может сложиться счастливо.

    Темой произведения является предстоящее замужество дворянки.

    Стихотворение состоит из шести строф. Каждая строфа представляет собой четверостишие. Размер стихотворения – пятистопный хорей. Рифмовка используется перекрестная.

    Мысленно стихотворение можно разделить на три части.

    В первой части поэт представляет читателю влюблённую девушку. С помощью эпитета «прекрасные манеры» автор показывает, что у её избранника хорошее воспитание, он «не глуп, не беден и хорош». Девушка влюблена во внешние качества молодого человека. Однако она не знакома с внутренним миром любимого и не догадывается, какие беды могут ждать её после замужества.

    Во второй части автор говорит, что, если у избранника «есть сердце», то молодых людей ждёт счастливая жизнь. Конечно, и испытания могут выпасть на их долю, но вместе они справятся со всеми горестями.

    В третьей части поэт предупреждает, что ждёт девушку, если её избранник окажется бесчувственным человеком, который любит только себя и свои интересы. Эпитеты «тщеславная суета» и «жизнь дикая, праздная и пустая» подчёркивают отрицательные качества молодого человека. Он озабочен только своим внешним видом – «ровностью пробора» и «щегольски обутою ногой». Даже «пленительные взоры, нежность сердца, музыка речей» влюблённой девушки никогда не заменят ему привычный образ жизни. Обществу красавицы он предпочтёт скачки или клуб, где с такими же франтами будет обсуждать породистых лошадей и новые детали для карет.

    Эпитет «роковое зло» как нельзя лучше подтверждает слова поэта о том, что жизнь девушки с таким человеком никогда не принесёт счастья и будет загублена. На первом месте у него так и останутся только его пристрастия.

    В своём стихотворении поэт написал о том, что молодую дворянку после замужества может ждать как счастливая, так и полная разочарований и страданий жизнь.

    О благополучной семейной жизни девушки поэт пишет всего одну строфу, а в конце ставит многоточие, потому что не верит, что избранник окажется добрым и порядочным человеком.

    Являясь певцом страданий русских женщин, в данном стихотворении Некрасов описывает жизнь, которая ждёт дворянку в браке с человеком, ставящим превыше всего только себя и свои увлечения.

    Картинка к стихотворению Гадающей невесте

    Популярные темы анализов

    Как человек яркий и разносторонний Владимир Васильевич Маяковский старался не только соревноваться произведениями с другими поэтами, но и давать повод обсуждать его произведения критикам и специалистам в области литературы.

    Как известно, Сергей Есенин, известный русский поэт, сильно увлекался поэзией Востока. Одержимый этим, он мечтал побывать не только в Тегеране, но и в Стамбуле. Но, к сожалению, сделать этого он так и не смог. Во время,

    В 1851году Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», посвященное его возлюбленной – А. Панаевой. Удивительная история, которая снискала не одобрение, а осуждение со стороны общественности, когда Некрасов влюбился в замужнюю женщину,

    Стихотворение «Бессонница» было написано Анной Ахматовой в 1912 году. Опубликовано же данное лирическое произведение было двумя годами позже в сборнике «Четки». Тема стихотворения явственно отражается в его названии.

    Окружающими было принято считать Лермонтова безбожником, ведущим разгульный, легкомысленный образ жизни. Однако поэт нередко склонялся к рефлексии, духовным размышлениям и поискам. Три стихотворения с одинаковым названием

    Гадающей невесте анализ. Гадающей невесте

    Проза любви Н.А.Некрасова представляет огромную ценность для русской поэзии. Стиль пера и особое своеобразие произведений великого классика сразу же позволяет увидеть читателю всю колоритность и глубину чувств.

    В стихотворениях поэта нет ни капли лжи, грубости и пустоты, каждое произведение пронизано яркими драматическими чувствами, изобличающими многострадальную человеческую душу и все её потаенные мечты, грёзы, желания.

    В стихотворениях поэта мы можем прочувствовать особый ритм, разглядеть новые лица, новых персонажей, чьи профили

    Подернутые поволокой печали и тоски, счастья и радости поведают нам свои грустные и смешные истории жизней.

    Словно художник, Н.А. Некрасов рисует портреты своих лирических героев. Она – гордая, но не горделивая, прекрасная, полная легкой истомы, женщина, умная, рассуждающая обо всем и всех разумно и глубокомысленно, готовая поддержать в трудную минуту, заботливая, сильная, но ранимая душевно.

    Он – умный, галантный, наблюдательный и весьма прямолинеен, но вместе с тем и застенчив и скромен, надеющийся и верящий в светлое будущее, через которое он готов идти, преодолевая жизненные неурядицы и невзгоды.

    Но бывает порою, мужчина в стихотворениях Некрасова являет собой довольно отталкивающий образ ротозея, глупого и горделивого, несмышленого, алчного человека.

    В стихотворении «Ты всегда хороша несравненно» мы можем разглядеть эти образы, полные любви и страсти, пара возлюбленных находясь рядом, находят даже в гнетущем, «темном море» будущего надежду, свет на которую проливает им их нежная любовь.

    В произведении же «Мы с тобой бестолковые люди» напротив лирические герои переживают некоторые трудности в своей любви.

    В стихотворении «Гадающей невесте» мы явно можем увидеть печальную историю прекрасной девушки, гадающей на жениха, рокового красавца, ничего не ставящего превыше пары породистых меринов.

    Своим творчеством Н.А.Некрасов ещё раз напоминает, какая тяжелая долюшка выпадает в жизни у русского человека, какие непростые испытания приходиться ему пережить нищета и голод, безответная любовь и отречение, иногда презрение. Но также в его любовной лирике невозможно не увидеть тот яркий свет, лучик тепла и сокровенной любви, таящейся в чувствах его лирических героев.

    К образу женщины-матери, подруги, сестры обраща-лись многие русские писатели. Их воображением создано немало прекрасных героинь, но, пожалуй, с такой трепет-ностью и состраданием, как Н. Некрасов, о русских жен-щинах не писал никто. Вспоминая поэта, Ф. Достоевский говорит о его «раненом сердце», которое страдало «от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской се-мье…». Сам же поэт признался в одном из стихотворений: «…я всю жизнь за женщину страдаю».

    Откуда этот страдальческий тон?

    Любовь к матери, вынужденной всю жизнь терпеть гру-бость и невежество своего мужа, безусловно, стала пер-вопричиной для создания галереи женских образов. Замеча-тельный человек с прекрасным образованием, мягкая и доб-рая по натуре, мать поэта, Елена Александровна, была человеком глубоко несчастным в личной жизни. Лишь дети стали ее отрадой, она без остатка посвятила себя им — читала, играла на фортепиано, пела. Для Некрасова в ма-тери воплотилось все самое лучшее, что было в русских женщинах. «Все, что есть у меня хорошего, — от нее!» — в зрелом возрасте признавался русский поэт.

    Елена Александровна умерла в 1840 году, когда Некра-сов был юношей. Но память о ней осталась для поэта един-ственным светлым и радостным воспоминанием на всю по-следующую жизнь. Именно ей, своей матери, он читал свои первые стихи. Он любил липы в домашнем саду, потому что мать «под их зеленой сенью… бродила каждый день». Он очень долго не расставался со старым изношенным шарфом, некогда связанным матерью перед его отъездом на учебу в Петербург.

    Именно она стала воплощением образа Родины, кото-рый мы видим в его поэзии, — трагического, униженного, оскорбленного, обманутого в своих лучших чувствах, де-лах и надеждах:

    Доля ты, — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

    В стихотворении «Рыцарь на час» поэт у могилы матери мысленно обращается к ее светлому образу:

    Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других.

    В исповедальном слове поэт говорит, что видит для себя спасение лишь в искренней и беззаветной материн-ской любви, которая некогда в детстве вложила в него «силу свободную, гордую». Он верит, что мать «жаркой слезою страдания» даже из могилы может смыть в его жиз-ни все «позорные пятна». Он выказывает неоплаченную бла-годарность матери за то, что «не робеть перед правдой-царицею научила» его музу. Он называет ее «чистейшей любви божеством» и признается, что не страшится ни «дру-зей сожаления», ни клеветы врагов. Он готов все стерпеть и перенести за единственное «слово прощения» матери.

    Вечный и неповторимый образ матери Н. Некрасов запе-чатлел и в поэме «Мать», над которой работал до по-следних дней своей жизни.

    Яркий отпечаток трагического образа матери находит свое воплощение во всех женских образах Некрасова — в невесте из стихотворения «Гадающей невесте», в Орине из стихотворения «Орина, мать солдатская», в матери из стихотворения «Мать». Идею всех этих произведений выражают строки о матерях, чьих сыновей царский ре-жим отправил на гибель — воевать в Крымской войне. Одни «святые, искренние слезы» видел поэт среди лице-мерности и пошлости —

    То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей…

    Чтобы показать незавидную долю и горькую участь бес-правной русской женщины, поэт создает впечатляющие своей откровенностью и реализмом образы невесты из сти-хотворения «Свадьба», княгини из стихотворения «Княги-ня», «нищеты и несчастия дочь» — проститутки в стихотво-рении «Убогая и нарядная», старухи в стихотворении «Что думает старуха, когда ей не спится» и других. Материал с сайта

    Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу поклоняться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

    Эти строки из поэмы «Мороз, Красный нос» наиболее точно выражают идейную направленность творчества Н. Некрасова. И нет ничего удивительного, что поэт по-святил произведение сестре Анне. Именно в этой поэме мы находим знаменитые слова, воспевающие «тип велича-вой славянки» — простых крестьянских женщин:

    Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…

    Мне кажется, что эти строки вполне могли бы стать на все времена великим гимном русской женщине.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • образ русской женщины в поэзии некрасова
    • образ женщины матери
    • орина мать солдатская
    • н некрасов русские женщины краткое отзывы
    • анализ стиха орина мать солдатская

    Читать стих «Гадающей невесте» Некрасова Николая Алексеевича приходится на уроках литературы в 10 классе. В этом возрасте ученики уже знают, что любовная лирика поэта представляет большую ценность именно из-за своей предельной откровенности.

    Текст стихотворения Некрасов «Гадающей невесте» прост и понятен. В произведении есть лирическая героиня, прекрасная, юная, желающая обрести счастье. Она влюблена и желает знать, подходит ли ей её избранник. Поэт отвечает на вопрос, мучающий девушку: он говорит, что она будет по-настоящему счастлива только с тем, «у кого сердце есть в груди», а не со светским щеголем, однако он боится, что её избранник именно из тех, кто променяет её чувство «на пару чистокровных лошадей».

    Полностью познакомиться со стихотворением можно на нашем сайте. Его можно учить онлайн, а можно скачать текст для дальнейшей работы с ним.

    У него прекрасные манеры,
    Он не глуп, не беден и хорош,
    Что гадать? ты влюблена без меры,
    И судьбы своей ты не уйдешь.

    Я могу сказать и без гаданья:
    Если сердце есть в его груди –
    Ждут тебя, быть может, испытанья,
    Но и счастье будет впереди…

    Не из тех ли только он бездушных,
    Что в столице много встретишь ты,
    Одному лишь голосу послушных –
    Голосу тщеславной суеты?

    Что гордятся ровностью пробора,
    Щегольски обутою ногой,
    Потеряв сознание позора
    Жизни дикой, праздной и пустой?

    Если так – плоха порука счастью!
    Как бы чудно ты ни расцвела,
    Ни умом, ни красотой, ни страстью
    Не поправишь рокового зла.

    Он твои пленительные взоры,
    Нежность сердца, музыку речей –
    Всё отдаст за плоские рессоры
    И за пару кровных лошадей!

    Анализ стихотворения Некрасова Гадающей невесте

    Гадающей невесте
    Стихотворение Николая Некрасова

    У него прекрасные манеры, Он не глуп, не беден и хорош, Что гадать? ты влюблена без меры, И судьбы своей ты не уйдешь. Я могу сказать и без гаданья: Если сердце есть в его груди – Ждут тебя, быть может, испытанья, Но и счастье будет впереди. Не из тех ли только он бездушных, Что в столице много встретишь ты, Одному лишь голосу послушных – Голосу тщеславной суеты? Что гордятся ровностью пробора, Щегольски обутою ногой, Потеряв сознание позора Жизни дикой, праздной и пустой? Если так – плоха порука счастью! Как бы чудно ты ни расцвела, Ни умом, ни красотой, ни страстью Не поправишь рокового зла. Он твои пленительные взоры, Нежность сердца, музыку речей – Всё отдаст за плоские рессоры И за пару кровных лошадей!

    Н.А.Некрасов. Сочинения в трех томах.
    Москва: Государственное изд-во
    художественной литературы, 1959.

    Другие стихи Николая Некрасова

    Николай Некрасов — Гадающей невесте: Стих

    У него прекрасные манеры,
    Он не глуп, не беден и хорош,
    Что гадать? ты влюблена без меры,
    И судьбы своей ты не уйдешь.

    Я могу сказать и без гаданья:
    Если сердце есть в его груди —
    Ждут тебя, быть может, испытанья,
    Но и счастье будет впереди…

    Не из тех ли только он бездушных,
    Что в столице много встретишь ты,
    Одному лишь голосу послушных —
    Голосу тщеславной суеты?

    Что гордятся ровностью пробора,
    Щегольски обутою ногой,
    Потеряв сознание позора
    Жизни дикой, праздной и пустой?

    Если так — плоха порука счастью!
    Как бы чудно ты ни расцвела,
    Ни умом, ни красотой, ни страстью
    Не поправишь рокового зла.

    Он твои пленительные взоры,
    Нежность сердца, музыку речей —
    Всё отдаст за плоские рессоры
    И за пару кровных лошадей!

    Николай Некрасов — У него прекрасные манеры ( Гадающей невесте )

    У него прекрасные манеры,
    Он не глуп, не беден и хорош,
    Что гадать? ты влюблена без меры
    № 4 И судьбы своей ты не уйдешь.

    Я могу сказать и без гаданья:
    Если сердце есть в его груди —
    Ждут тебя, быть может, испытанья,
    № 8 Но и счастье будет впереди.

    Не из тех ли только он бездушных,
    Что в столице много встретишь ты,
    Одному лишь голосу послушных —
    № 12 Голосу тщеславной суеты?

    Что гордятся ровностью пробора,
    Щегольски обутою ногой,
    Потеряв сознание позора
    № 16 Жизни дикой, праздной и пустой?

    Если так — плоха порука счастью!
    Как бы чудно ты не расцвела,
    Ни умом, ни красотой, ни страстью
    № 20 Не поправишь рокового зла.

    Он твои пленительные взоры,
    Нежность сердца, музыку речей —
    Все отдаст за плоские рессоры
    № 24 И за пару кровных лошадей!

    Gadayushchey neveste

    U nego prekrasnye manery,
    On ne glup, ne beden i khorosh,
    Chto gadat? ty vlyublena bez mery
    I sudby svoyey ty ne uydesh.

    Ya mogu skazat i bez gadanya:
    Yesli serdtse yest v yego grudi —
    Zhdut tebya, byt mozhet, ispytanya,
    No i schastye budet vperedi.

    Ne iz tekh li tolko on bezdushnykh,
    Chto v stolitse mnogo vstretish ty,
    Odnomu lish golosu poslushnykh —
    Golosu tshcheslavnoy suyety?

    Chto gordyatsya rovnostyu probora,
    Shchegolski obutoyu nogoy,
    Poteryav soznaniye pozora
    Zhizni dikoy, prazdnoy i pustoy?

    Yesli tak — plokha poruka schastyu!
    Kak by chudno ty ne rastsvela,
    Ni umom, ni krasotoy, ni strastyu
    Ne popravish rokovogo zla.

    On tvoi plenitelnye vzory,
    Nezhnost serdtsa, muzyku rechey —
    Vse otdast za ploskiye ressory
    I za paru krovnykh loshadey!

    Uflf/otq ytdtcnt

    E ytuj ghtrhfcyst vfyths,
    Jy yt ukeg, yt ,tlty b [jhji,
    Xnj uflfnm? ns dk/,ktyf ,tp vths
    B celm,s cdjtq ns yt eqltim/

    Z vjue crfpfnm b ,tp uflfymz:
    Tckb cthlwt tcnm d tuj uhelb —
    ;len nt,z. snm vj;tn, bcgsnfymz,
    Yj b cxfcnmt ,eltn dgthtlb///

    Yt bp nt[ kb njkmrj jy ,tpleiys[,
    Xnj d cnjkbwt vyjuj dcnhtnbim ns,
    Jlyjve kbim ujkjce gjckeiys[ —
    Ujkjce notckfdyjq cetns?

    Xnj ujhlzncz hjdyjcnm/ ghj,jhf,
    Otujkmcrb j,enj/ yjujq,
    Gjnthzd cjpyfybt gjpjhf
    ;bpyb lbrjq, ghfplyjq b gecnjq?

    Tckb nfr — gkj[f gjherf cxfcnm/!
    Rfr ,s xelyj ns yt hfcwdtkf,
    Yb evjv, yb rhfcjnjq, yb cnhfcnm/
    Yt gjghfdbim hjrjdjuj pkf/

    Jy ndjb gktybntkmyst dpjhs,
    Yt;yjcnm cthlwf, vepsre htxtq —
    Dct jnlfcn pf gkjcrbt htccjhs
    B pf gfhe rhjdys[ kjifltq!

    Проза любви в лирике Николая Некрасова

    Проза любви Н.А.Некрасова представляет огромную ценность для русской поэзии. Стиль пера и особое своеобразие произведений великого классика сразу же позволяет увидеть читателю всю колоритность и глубину чувств.

    В стихотворениях поэта нет ни капли лжи, грубости и пустоты, каждое произведение пронизано яркими драматическими чувствами, изобличающими многострадальную человеческую душу и все её потаенные мечты, грёзы, желания.

    В стихотворениях поэта мы можем прочувствовать особый ритм, разглядеть новые лица, новых персонажей, чьи профили подернутые поволокой печали и тоски, счастья и радости поведают нам свои грустные и смешные истории жизней.

    Словно художник, Н.А. Некрасов рисует портреты своих лирических героев. Она – гордая, но не горделивая, прекрасная, полная легкой истомы, женщина, умная, рассуждающая обо всем и всех разумно и глубокомысленно, готовая поддержать в трудную минуту, заботливая, сильная, но ранимая душевно.

    Он – умный, галантный, наблюдательный и весьма прямолинеен, но вместе с тем и застенчив и скромен, надеющийся и верящий в светлое будущее, через которое он готов идти, преодолевая жизненные неурядицы и невзгоды. Но бывает порою, мужчина в стихотворениях Некрасова являет собой довольно отталкивающий образ ротозея, глупого и горделивого, несмышленого, алчного человека.

    В стихотворении «Ты всегда хороша несравненно» мы можем разглядеть эти образы, полные любви и страсти, пара возлюбленных находясь рядом, находят даже в гнетущем, «темном море» будущего надежду, свет на которую проливает им их нежная любовь.

    В произведении же «Мы с тобой бестолковые люди» напротив лирические герои переживают некоторые трудности в своей любви.

    В стихотворении «Гадающей невесте» мы явно можем увидеть печальную историю прекрасной девушки, гадающей на жениха, рокового красавца, ничего не ставящего превыше пары породистых меринов.

    Своим творчеством Н.А.Некрасов ещё раз напоминает, какая тяжелая долюшка выпадает в жизни у русского человека, какие непростые испытания приходиться ему пережить нищета и голод, безответная любовь и отречение, иногда презрение. Но также в его любовной лирике невозможно не увидеть тот яркий свет, лучик тепла и сокровенной любви, таящейся в чувствах его лирических героев.

    Послушать стихотворение Некрасова Гадающей невесте

    Читайте также:  Анализ стихотворения Где твое личико смуглое Некрасова
    Ссылка на основную публикацию