Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова Памяти Добролюбова

Николай Некрасов – человек самодостаточной, несмотря на всю его критичность по отношению к своему творчеству. Однажды, когда поэт владел журналом, который назывался «Современник», к нему в издательство на прием работы пришел один молодой человек, которого звали, как впоследствии оказалось, – Добролюбовым. Этот молодой человек – отличался, как тоже впоследствии прояснилось, незаурядными способностями, а также, обладал хорошим талантом писать и сочинять.

Некрасов всегда восхищался этим человеком. Но так как их возраст далеко отличался друг от друг, они не особо дружили между собой. Но тем не менее, это вовсе не означало, что Некрасов не мог втайне или открыто восхищаться таким человеком. И именно тогда, когда умер этот «неограненный алмаз», Добролюбов, поэт до конца только осознал, насколько сильная потеря совершилась.

Тогда Некрасов пишет стихотворение под названием «Памяти Добролюбову», которое написано в 1861 году. Некрасов рассказывает всем людям об этом человеке, и насколько сильна эта потеря в обществе. Ведь именно этот человек мог доступно и нормальным литературным языком рассказать о произведении, написать о нем рецензию, и главное указать – что достойно внимания людей, а что – нет.

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов .

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова». в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова»

Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов познакомился с Николаем Добролюбовым в 1858 году и очень уважал его за незаурядные способности как литератора, так и публициста.

Между ними очень большая разница в годах, поэтому, особой дружбы между ними не существовало, но своё уважение и восхищение поэт передал в своём известном стихотворении «Памяти Добролюбова».

Николай Добролюбов умер от смертельно опасной в то время болезни – чахотки – в 25 лет. С его смертью российская общественность потеряла талантливого литератора и публициста, который был одним из немногих своих соотечественников, кто мог очень просто и доступно рассказать своим читателям о тех произведениях, которые достойны их внимания.

Николай Некрасов в 1864 году создал стихотворение «Памяти Добролюбова», в котором пытается лично оценить значение творчества талантливого критика-литератора и моральные качества Николая Добролюбова.

Поэт утверждает, что Добролюбов своим творчеством учил человека жить ради общества, а не ради своей собственной славы, и что «более всего учил он умирать». Юный критик учил людей жить, не тратя при этом свои годы напрасно и утверждал, что лучше умереть молодым, но при этом отстаивать свои убеждения и оставаться верным своим убеждениям, нежели умереть от болезней в старости, ничего при этом не сделав для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Некрасов отмечает в своём стихотворении, что Добролюбов родину «как женщину любил» и отдал ей лучшие годы своей жизни. А вот эту же самую родину поэт называет «любовницей суровой».

Добролюбов, благодаря силе своего таланта, сумел начать процесс формирования общественного мнения и закладки мощного фундамента для создания условий рождения абсолютно нового социально-общественного строя. К тому же, Некрасов утверждает, что факту отмены крепостного права Россия обязана была именно творчеству Николая Добролюбова.

Также поэт уверен, что Россия «такого сына не рождала» и что этот человек прожил «не ради славы и денег», а для самой России, потому что он очень сильно мечтал о том, чтобы жизнь всего русского простого народа изменилась к лучшему. А вот если бы русская земля хотя бы изредка не рождала таких героев, то автор считает, что «заглохла бы нива жизни» в России.

Стих Николай Некрасов — Суров ты был, ты в молодые годы ( Памяти Добролюбова )

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
№ 4 Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
№ 8 Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
№ 12 И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
№ 16 Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами.
№ 20 Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
№ 24 Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно.
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
№ 28 Заглохла б нива жизни.

Послушайте стихотворение Некрасова Памяти добролюбова

Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

Произведение является описанием реалистического психологического портрета литературного критика Николая Добролюбова, бывшего товарищем поэта и ушедшего из жизни в молодом возрасте, заболев туберкулезом.

Основной темой стихотворения, относящегося к эпитафическим произведениям, демонстрируется авторской рассуждение о значении творческой личности критика в воспитании революционно настроенных молодых людей.

Структурная композиция произведения, в котором отсутствует романтическая условность, выстраивается в шести строфах, различных по размеру в виде четверостиший, пятистишия и семистишия, обрывающееся на взлетевшей ноте. В качестве стихотворного размера поэтом выбирается пятистопный ямб в сочетании с пиррихием и перекрестной рифмовкой, при этом в последних трех строчках рифма не используется, тем самым поэт излагает сделанный им вывод в качестве яркого заклинания с оттенками недосказанности.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении применяются многочисленные метафоры и малочисленные эпитеты, с помощью которых личностные качества героя произведения описываются не в статичном состоянии, а в виде проявления его жизненного подвига, выражающегося в творчестве критика. Кроме того, автор в произведении применяет старославянские выражения для более яркой иллюстрации нравственной позиции героя стихотворения, сочетая их с олицетворением человеческой жизни в образе матери-природы, а также представляя портретную характеристику героя в качестве символа просвещения народных масс.

Сюжетная линия стихотворения направлена на авторское утверждение о высоком значении моральных качеств литературного критика, а также неоценимого творчества Добролюбова, сумевшего создать условия для изменения общественного самосознания, не думая о собственной славе и литературном успехе.

Авторский замысел представляет короткую жизнь героя стихотворения в качестве примера для будущих поколений, жизнь которого направлена на борьбу за счастливое настоящее собственной отчизны. Давая характеристику творческой личности критика, поэт отмечает самые сильные черты его натуры в виде суровости, подчинения страстей разуму, отказу от человеческих наслаждений, в том числе от любви к женщине, душевной чистоты.

Кратковременная жизнь героя стихотворения, с точки зрения автора, символизирует любовь к родине, которую поэт противопоставляет земному чувству к женщине, торжественно и гордо иллюстрируя талантливые убеждения публициста.

Все повествование стихотворения воспевает самоотверженность и патриотичность рожденного на русской земле таланта, способного отдать свою жизнь ради служения отчизне и ее народу, впитывавшего в себя с молоком матери всю душевную красоту и благодать родных мест, умеющего простыми и доступными словами донести до читателей собственные убеждения, раскрывая не только их сущность, но и духовное наследие, неоценимое для потомков.

Анализ 2

Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность. Чувствуется по торжественной лексике, по ровному ритму, что речь идёт о незаурядном человеке. Но Николай Алексеевич обращается к герою своего стихотворения на «ты», как к близкому человеку.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

Начинается произведения с, видимо, основного качества героя – суровость. И сразу прошедшее время глагола относит в годы юности Добролюбова. Подчеркивается, что даже в молодом возрасте он умел подчинять чувства рассудку. И, возможно, уже тогда учил жить для свободы.

Во второй строфе подчеркивается, что отказывался от наслаждений, сохранял чистоту Николай Добролюбов сознательно. Даже возлюбленной для него стала Родина.

Третья строка является прямым продолжением (предложение без знака препинания) предыдущего. Николай Александрович всё отдал Родине, которую Некрасов сравнивает с опять же суровой любовницей. Для её царственного венца Добролюбов готовил драгоценности. И он призывал всех к лучшей жизни. Всё это, конечно соответствует общественной деятельности Николая Александровича.

В середине стихотворения перелом, который начинает вечное «но». Всё было блестяще, но слишком рано умер Добролюбов. Перо Добролюбова, которым он записывал свои передовые идеи, выпало из рук. И перо это, кстати, Некрасов называет «вещим», очеловечивая этот инструмент, приближая Добролюбова к образу пророка. Эту строфу завершают два горьких восклицания о том, что разум угас, как светильник, что сердце остановилось. Интересно, что сравнение только одно, чтобы не перегрузить стихотворение метафорами.

Предпоследняя строфа отделяется от предыдущей части. Говорится, что прошли годы. Далее отделенность усиливается констатацией того, что улеглись страсти. И теперь Добролюбов «вознесся» – в прямом смысле (о душе), и в переносном (в сознании людей). Конечно, образ героя занял высокое место в нашей истории. И теперь Некрасов призывает землю русскую гордиться своим героем и оплакивать его.

В последней строфе поэт продолжает обращаться к Родине, которая такого прекрасного человека, возможно, и не рождала больше. И в итоге Некрасов делает общий вывод, обращаясь уже к матери-природе. Поэт восклицает, что без таких людей, как Добролюбов, заглохла бы нива жизни.

Анализ стихотворения Памяти Добролюбова по плану

Памяти Добролюбова

Возможно вам будет интересно

Произведение было создано в ранний период жизни и творчества поэта, в относительно благополучном для него 1911 году. Однако судя по всему, он и тогда предчувствовал свой трагический конец, был исполнен пессимизма.

Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.

Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком

Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений

Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии – это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах

Подробный анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

Подробный анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» позволяет познакомиться с известным критиком и публицистом. Николай Александрович прожил короткую жизнь и в 25 лет умер от чахотки. Но за этот срок он успел получить признание публики. Ему удавалось в доступной форме объяснить, почему произведение достойно внимания.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Анализ произведения

История создания

Стихотворение было написано в 1864 году. Прошло уже несколько лет со смерти Николая Добролюбова. Некрасов познакомился с публицистом и литературным критиком, когда тот был еще совсем молодым. В тот момент поэт работал соредактором журнала «Современник» и он разглядел в юноше талант, поэтому Некрасов предложил ему возглавить отдел критики.

Добролюбов прожил недолгую жизнь, но за этот срок он написал немало критических статей. Все они сохраняли актуальность и после смерти Добролюбова. Даже после начала болезни публицист продолжал работать. Он скончался в 1861 году.

Только через несколько лет Некрасов написал стихотворение в память о талантливом коллеге. В нем он выразил свое отношение к литературному критику. Поэт очень уважал Добролюбова, восхищался им и его трудолюбием.

Некрасов выразил в стихотворении свои чувства. Он искренне сожалел о гибели талантливого юноши. Поэт признал, что вряд ли ему удастся встретить настолько талантливых и самоотверженных людей.

Краткое содержание

Лирический герой описывает положительные качества Добролюбова. Критик в молодые годы отличался суровостью, рассудительностью и сдержанностью. Публицист учил жить людей и рассказывал, как существовать в славе и свободе.

Критик сознательно отвергал страсть и плотские удовольствия. Он отказывался от любви, хранил чистоту. Ему больше нравилось работать, писать статьи, служить родине. Все Добролюбов отдал стране. В то же время критик не мог наблюдать за негативными сторонами жизни в России. Он считал, что революция способна изменить все к лучшему.

Но надеждам Добролюбова не удалось сбыться. Смерть лишила его способность творить и взывать к народу. Прошли года, но память о критике осталась. Лирический герой призвал всех гордиться тем, что в России родился такой человек. Без таких людей страна бы давно разрушилась.

Анализ произведения

Стих Некрасова написан в жанре эпитафия. Так называют работы, которые написаны в память об умершем человеке. Текст лишен романтизма и это позволяет составить четкий психологический портрет критика.

В стихотворении можно выделить несколько частей:

  1. Описание критика.
  2. Информация о гибели Добролюбова.
  3. Память о Николае Андреевиче.

Некрасов показал публициста как яркого революционера, который стремился служить отчизне и все делать для ее блага. Он хотел исправить страну к лучшему и решить множество проблем. Николай Андреевич был самоотверженным человеком, который легко собирал вокруг себя талантливых личностей. Некрасов также восхищался духовной чистотой коллеги.

При написании стихотворения поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — автор описывает критика как светлого, сурового, молодого человека;
  • метафора — Некрасов рассказывает о светильнике разума и вещем пере;
  • сравнения — поэт сравнивает любовь к родине с чувствами к женщине.

Центральной темой стихотворения Некрасова стало восхищение личностью Добролюбова. Николай Андреевич мог стать значимой фигурой истории, если бы не ранняя смерть. Но если внимательно изучить текст, можно увидеть другой смысл. Поэт рассказал, что жить нужно как публицист: самоотверженно и отказываясь от всего мирского.

В последних строчках поэт сделал однозначный вывод. Без таких сыновей, как Николай Андреевич, русская земля давно бы погибла. Этим Некрасов признал талант публициста и призвал всех последовать его примеру. Николай Алексеевич также указал, что критик держал в руках вещее перо. Настоящая слава пришла к нему только годы спустя.

Недолгий жизненный путь Добролюбова может служить примером для разных людей. Он любил родину, стремился помогать другим людям и напутствовал молодое поколение. В нем не было надменности и расточительности. Он сочетал в себе пытливый ум, чувство справедливости и наблюдательность. Найти еще одного человека с таким набором качеств почти невозможно.

Анализ стихотворения Утро Некрасова

Произведение является одной из составных частей сборника стихотворений, написанных перед кончиной поэта и представляющих данный поэтический цикл как наиболее мрачные и пронзительные творения.

Из всех стихотворений, вошедших в сборник «Последние песни», произведение отличается по названию, которое представляется в светлом, многообещающем значении, которое полностью контрастирует с его содержанием, наполненным тоской, безысходностью, безнадежностью в виде усиливающихся, быстро меняющихся изображений.

Повествование ведется от имени лирического героя, находящегося в безотрадном душевном состоянии, воспринимающего окружающую его реальную действительность в мрачном, негативном, ужасающем свете. При этом и человеческая жизнь, и окружающая природа наполнены жуткими картинами, при виде которых ощущается присутствие демонического адского начала.

Наступление утра в стихотворении передает предчувствие монотонного, безрадостного и унылого ритма грядущего дня, подчеркивая авторскую позицию, выраженную как в явно открытом, так и закрытом виде.

Удручающее настроение героя подчеркивается поэтом использованными эпитетами, применением многократного повтора местоимений различных грамматических форм, начиная с них строку и строфу, а также многочисленными пунктуационными знаками в виде точки с запятой.

В стихотворении поэт демонстрирует и элементы злой сатиры, которую применяет с параллельной сходностью построенных фраз, неопределенными местоимениями и наречиями, констатирующими типичную мрачную ситуацию, а изображение жутких картин демонстрируется автором путем аллитерации с акцентом на шипящие звуки в сочетании с рычащим, резким звучанием.

Сатирическое описание чудовищных подробностей в виде пожара, казни, дуэли с использованием перечислений обыденных вещей создает зловещее ощущение потерянного, ненужного человека, мучившегося в жизненном аду.

К окончанию стихотворения в финале поэт дает расширенную трактовку понятия бедности, которая из материальной нищеты преобразуется в духовную бедность в виде незначительности и безнравственности.

В произведение присутствует и загадочный момент в виде обращения лирического героя к образу незнакомой собеседницы, который на всем протяжении повествования так и не проясняется, хотя в качестве предположения им могла стать и жена поэта, и собирательное, воображаемое лицо, а также образ отчизны, являющейся для поэта в женственном виде либо его муза в качестве страдающей, но несгибаемой русской крестьянской женщины.

Поэт через образ незнакомой собеседницы отражает схожесть и ее собственного состояния, отличающегося грустью и душевным страданием, осознающего невозможную печаль имеющейся обстановки. При этом использование данного приема позволяет придать произведению черты обобщенности и особой выразительности, в которых личное авторское ощущение преображается в зарисовки несовершенного мирового существования.

Вариант 2

Красота – в глазах смотрящего – весьма распространенная фраза, в которой заключен глубокий смысл. Не хотелось бы давать банальные примеры, но в рамках этого анализа стихотворения актуально указать на очевидный факт. Рядом сидят старушка и молодая девушка, старушка думает о том как мир увядает, грустит и вспоминает, молодая девушка в свою очередь представляет нечто светлое и радостное, замечает положительные детали.

Подобным образом практически каждый человек рассматривает мир, исходя из собственных условий восприятия. Как видно из этого стихотворения, даже поэты.

Утро – название, казалось бы, позитивное и предполагающее нечто положительное, но оказывается мрачным стихотворением, которое описывает бессмысленную круговерть бытия, бренность и никчемность существования. Анализ этого стиха был бы другим если не знать о цикле «Последние песни», в которые этот стих вошел. В этом цикле автор. Который понимал свою грядущую кончину создал ряд мрачных и нередко полных пессимизма стихов, а Утро в какой-то степени является квинтэссенцией этого цикла и накалом страстей.

Именно утро видится автору началом нового кошмара и бессмысленности, он подчеркивает сколь ничтожно люди проживают свое бытие: торговец обвешивает, чтобы банально поесть самому, женщины продают любовь, надменные офицеры стреляются, люди просто уходят из мира, воришки пытаются нечто стащить со двора. Даже такая банальная деталь как скребки по асфальту лопатой видится автору раздражающей. И тут тоже возможно согласиться, ведь такая уборка улиц как часть городского быта в какой-то степени лишает людей покоя, делает мир более суетным.

Тем не менее, хотелось бы вернуться к ситуации написания этого стихотворения, которое сделано автором практически на одре. Тут Некрасов предстает перед нами как недовольный всем человек, циник, видящий во всем только какое-то низменное начало и никчемность.

Читайте также:  Русские женщины – краткое содержание произведения Некрасова

Безусловно, подобный призыв к людям поразмыслить над сутью своего бытия и обнаружить некоторую бессмысленность своих действий является вполне актуальным, но выглядит более гармонично, если всегда присущ творчеству поэта. Когда поэт начинает подобным образом вздыхать только перед лицом собственной кончины, то есть, по сути, спрашивать себя «для чего вообще живут люди?», «для чего этот мир?», то подобное выглядит некоторым проигрышем перед ситуацией. Ведь, к примеру, для стойкого и поэтически настроенного человека логичнее, видеть под завершение своего пути красоту этого мира и наслаждаться этим и радоваться каждому утру.

Однако, не следует порицать Некрасова подобным образом и мыслить так однобоко. Не лучше ли задать себе вопрос, чем определяется мир для вас лично, каким становится каждое новое утро и почему? Многие детали, на которые указывает поэт действительно являются существенными, но почему для него какое-то утро выглядело именно таким?

Анализ стихотворения Утро по плану

Возможно вам будет интересно

Произведение Сонет к форме – это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант.

Произведение представляет собой отображение второй сущности поэта и имеет в качестве своей основы описание важнейших событий жизненного пути автора.

Каждое произведение С. А. Есенина является подтверждением того, что этот гениальный человек вобрал в себя нравственные принципы, которые и раскрывают его богатый внутренний мир – любовь к ближнему, будь это человек или животное

Для того чтобы описать трудноописуемое человеческое существование с давних времен использовались различные образы, которые делали его более понятным и ясным. Античная мифология включала в себя богинь

Произведение относится к любовной лирике поэта, являющегося одним из ярких представителей поэзии «серебряного века».

Анализ стихотворения Некрасова Утро

Анализ стихотворения Некрасова «Утро»

Анализ стихотворения Некрасова «Утро»

Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н. А. Некрасова «Последние песни». Из всего сборника оно выделяется названием — светлым и многообещающим. Но как раз в контрасте между названием и содержанием кроется один из главных секретов произведения: название подчеркивает, оттеняет ощущение тоски, безысходности и безнадежности, возникающее и усиливающееся в «кинематографически» быстрой смене картин безотрадного состояния как сельской, так и городской жизни.

Лирический герой находится в таком удрученном состоянии души, когда даже вполне нейтральные картинки природы (пастбища, нивы, луга, галки, стог, туман, небо) воспринимаются как мрачные и безотрадные, что подчеркивается эпитетами «мокрые сонные», «синий», «мутное», а также многократным повтором местоимения «это» в разных грамматических формах, с которого часто начинаются строки и строфы, преобладанием пунктуационного знака «точка с запятой», повторы которого создают картину неостановимости пагубного процесса.

То же и во второй части стихотворения: обыденные эпизоды жизни пробуждающегося очередной раз города рисуются сатирически-зло. Авторская позиция проявляется и явно, открыто («но не краше и город богатый», «целый день им обмеривать нужно»), и скрыто, через выразительные средства и иронию. Применяя параллелизм сходного построения фраз типа «те же тучи», неопределенные местоимения и наречия «кто-то», «где-то», автор констатирует повторяемость и типичность происходящего. Жутковатость картин передается аллитерацией на шипящие, а также р и сочетание ст: «жутко нервам», «возвестили пожар с каланчи» и т. п.

Н. А. Некрасов применяет в стихотворении и еще один сатирический прием: самые чудовищные подробности (пожар, гражданская казнь «на позорной площади», дуэль, смерть вельможи, повседневная жизнь проститутки или торгаша, наконец, самоубийство как итог всему) даются словно невзначай, в перечислении, вперемежку с обыденными (лопаты, торговля, дворник, стадо гусей), что создает зловещую картину потерянности, ненужности частной судьбы страдающего в этом аду человека. Выстрел «где-то в верхнем этаже» (где живут самые бедные) — действительно становится единственным закономерным итогом, а может быть, выходом для человека, который совершенно не нужен этим утром никому.

Понятие «нищеты» к концу стихотворения расширяется: нищета материальная вырастает в духовную нищету: «работа», которая «начинается всюду», не несет в себе ни созидания, ни добра, потому что она или незначительна, или безнравственна и уж во всяком случае — никак не обращена к человеку.

В стихотворении есть и загадка. Оно начинается с обращения: «ты грустна, ты страдаешь душою» Кто же эта «ты»? Конкретное лицо? Сестра поэта А. А. Буткевич или ставшая затем женой Зина, не отходившая впоследствии от тяжело больного поэта? Или это обобщенное лицо — просто воображаемая собеседница со сходным мироощущением? А может быть, сама Родина, образ которой в поэтическом сознании поэта всегда был женственным, что унаследует от Н. А. Некрасова А. А. Блок? Наконец, это может быть Муза Некрасова — избитая кнутом, страдающая, но несгибаемая русская крестьянка, вдохновляющая поэта на поэтический и гражданский подвиг? Образ собеседницы остается непроясненным, что придает стихотворению обобщенность и особую выразительность. Личные ощущения переходят в типичную картину несовершенства мира

— а это свойство поэзии Н. А. Некрасова в целом.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Накануне светлого праздника» Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов.
  2. Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение.
  3. Сочинение по картине Яблонской «Утро» Т. Н. Яблонская — известная русская художница, ученица Ф. Кричевского, выросшая в семье живописца. Судьба ее нераз­рывно связана с Клевом.
  4. Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» Иван Иванович Шишкин – российский художник, картины которого полностью пронизаны настоящей любовью к природе родного края, к его животным и.
  5. Краткое содержание «Крестьянские дети» Некрасова Николай Алексеевич Некрасов — новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…» Россия практически весь период своего становления участвовала в военных конфликтах. Служить на пользу Отечества должен был каждый, а срок службы.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Нравственный человек» В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Утро»

УТРО
1872-1873

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо… Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли — там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит…
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел — кто-то покончил собой… 1

комментарии, примечания к стихотворению
УТРО
Некрасов Н.А.

1 Печатается по ПП, с. 34–36.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1874, № 2, с. 379–380, с подписью: «Н- Некрасов» (перепечатано: ПП, с датой: «1874»; контрафакция- Стихотворения Н. Некрасова. Изд. 2-е. Берлин, 1874).
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Автограф не найден.

Сохранилась помета Некрасова: «„Утро“ 72- 3» (ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, № 491).
«Утро» — одно из самых характерных произведений некрасовской урбанистической лирики с ее преобладающим интересом к социальным драмам большого города; оно концентрированно вобрало мотивы его предшествующих произведений: «Еду ли ночью по улице темной» (1847), «На улице» (1850), «Убогая и нарядная» (1859), «О погоде» (1858–1865). Упоминание о самоубийстве, завершающее стихотворение, связано с резким ростом числа самоубийств в 1870-е гг.
В воссоздаваемой картине господствует мотив человеческой отчужденности и смерти (см. Левин М. Текст и сюжет (анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Утро»). — В кн. Русская филология. 3 сборник научных студенческих работ Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1971, с. 36–47).
Реакционный критик В. Г. Авсеенко в статье «Реальный поет» охарактеризовал «Утро» как «образчик грубой непристойности выражений и совершенной бессмыслицы и бессвязности содержания». Особенно же его возмутили строки, в которых упомянута злободневная примета времени — гражданская казнь. «Какой, подумаешь, — восклицал он, — криминальный город Петербург — чуть утро, сейчас работа палачам…» (РВ, 1874, № 7, с. 438–439).
Стихотворение предвосхищает тему «страшного мира» Блока и в то же время перекликается с произведениями таких «урбанистов», как Бодлер и Уитмен (см. Григорьев А. Л. Некрасов и зарубежная поэзия. — Некр. сб. V, с. 125–129).

у стихотворения УТРО аудио записей пока нет.

Николай Некрасов «Утро»

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю – здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам – железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Провезли – там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наёмной карете
Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит.
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит – попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел – кто-то покончил с собой.

Николай Некрасов — Ты грустна, ты страдаешь душою ( Утро )

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
№ 4 Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
№ 8 Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
№ 12 Это мутное небо. Хоть плачь!

Читайте также:  Железная дорога – краткое содержание стихотворения Некрасова

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
№ 16 Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
№ 20 Повезли — там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
№ 24 Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
№ 28 Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит.
Кто-то умер: на красной подушке
№ 32 Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
№ 36 Выстрел — кто-то покончил собой.

Ty grustna, ty stradayesh dushoyu:
Veryu — zdes ne stradat mudreno.
S okruzhayushchey nas nishchetoyu
Zdes priroda sama zaodno.

Beskonechno unyly i zhalki
Eti pastbishcha, nivy, luga,
Eti mokrye, sonnye galki,
Chto sidyat na vershine stoga;

Eta klyacha s krestyaninom pyanym,
Cherez silu begushchaya vskach
V dal, sokrytuyu sinim tumanom,
Eto mutnoye nebo. Khot plach!

No ne krashe i gorod bogaty:
Te zhe tuchi po nebu begut;
Zhutko nervam — zheleznoy lopatoy
Tam teper mostovuyu skrebut.

Nachinayetsya vsyudu rabota;
Vozvestili pozhar s kalanchi;
Na pozornuyu ploshchad kogo-to
Povezli — tam uzh zhdut palachi.

Prostitutka domoy na rassvete
Pospeshayet, pokinuv postel;
Ofitsery v nayemnoy karete
Skachut za gorod: budet duel.

Torgashi prosypayutsya druzhno
I speshat za prilavki zasest:
Tsely den im obmerivat nuzhno,
Chtoby vecherom sytno poyest.

Chu! iz kreposti gryanuli pushki!
Navodnenye stolitse grozit.
Kto-to umer: na krasnoy podushke
Pervoy stepeni Anna lezhit.

Dvornik vora kolotit — popalsya!
Gonyat stado gusey na uboy;
Gde-to v verkhnem etazhe razdalsya
Vystrel — kto-to pokonchil soboy.

Ns uhecnyf, ns cnhflftim leij/:
Dth/ — pltcm yt cnhflfnm velhtyj/
C jrhe;f/otq yfc ybotnj/
Pltcm ghbhjlf cfvf pfjlyj/

tcrjytxyj eysks b ;fkrb
nb gfcn,bof, ybds, keuf,
nb vjrhst, cjyyst ufkrb,
Xnj cblzn yf dthibyt cnjuf;

nf rkzxf c rhtcnmzybyjv gmzysv,
Xthtp cbke ,tueofz dcrfxm
D lfkm, cjrhsne/ cbybv nevfyjv,
nj venyjt yt,j/// [jnm gkfxm!

Yj yt rhfit b ujhjl ,jufnsq:
Nt ;t nexb gj yt,e ,tuen;
;enrj ythdfv — ;tktpyjq kjgfnjq
Nfv ntgthm vjcnjde/ crht,en/

Yfxbyftncz dc/le hf,jnf;
Djpdtcnbkb gj;fh c rfkfyxb;
Yf gjpjhye/ gkjoflm rjuj-nj
Gjdtpkb — nfv e; ;len gfkfxb/

Ghjcnbnenrf ljvjq yf hfccdtnt
Gjcgtiftn, gjrbyed gjcntkm;
Jabwths d yftvyjq rfhtnt
Crfxen pf ujhjl. eltn lekm/

Njhufib ghjcsgf/ncz lhe;yj
B cgtifn pf ghbkfdrb pfctcnm:
Wtksq ltym bv j,vthbdfnm ye;yj,
Xnj,s dtxthjv csnyj gjtcnm/

Xe! bp rhtgjcnb uhzyekb geirb!
Yfdjlytymt cnjkbwt uhjpbn///
Rnj-nj evth: yf rhfcyjq gjleirt
Gthdjq cntgtyb Fyyf kt;bn/

Ldjhybr djhf rjkjnbn — gjgfkcz!
Ujyzn cnflj uectq yf e,jq;
Ult-nj d dth[ytv nf;t hfplfkcz
Dscnhtk — rnj-nj gjrjyxbk cj,jq///

Послушать стихотворение Некрасова Утро

Некрасов утро анализ

Тем, кто терпеливо ждет, действительно в конце концов что-нибудь достается, но обычно это ТО, что осталось после людей, которые ждать не стали.

Некрасов Николай Алексеевич (1821 — 77/78) В 1847 — 66 — редактор и издатель журнала “Современник”, с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала “Отечественные записки”. В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства “муза мести и печали” поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: “Коробейники” (1861), “Мороз, Красный нос” (1864), “Русские женщины” (1871 — 72), “Кому на Руси жить хорошо” (1866 — 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Некрасов утро анализ Сатира (поэма “Современники”, 1875 — 76). Трагические мотивы в цикле стихов “Последние песни” (1877). Проза. Критика.

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: “Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку, В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”.

С 1841 начал сотрудничать в “Отечественных записках”. В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — “В дороге” (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: “Физиология Петербурга” (1845), “Петербургский сборник” (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др. В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала “Современник”, сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил. В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках (“На улице”, “О погоде”), о судьбе народной (“Несжатая полоса”, “Железная дорога” и др.), о крестьянской жизни (“Крестьянские дети”, “Забытая деревня”, “Орина, мать солдатская”, “Мороз, Красный нос” и др.). В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал “Поэт и гражданин”, (“Песня Еремушке”, “Размышления у парадного подъезда”, поэму “Коробейники”.

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма “Рыцарь на час” (1862), которую сам поэт выделял и любил. Некрасов утро анализ В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. После закрытия журнала “Современник” Некрасов приобрел право на издание “Отечественных записок”, с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой “Кому на Руси жить хорошо” (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах (“Дедушка”, 1870; “Русские женщины”, 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма “Современники” (1875). Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: “Три элегии”(1873), “Утро”, “Уныние”, “Элегия” (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как “Пророк” (1874), “Сеятелям” (1876). В 1877 — цикл стихов “Последние песни”.

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге Некрасов утро анализ

Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.

Николай Некрасов — Ты грустна, ты страдаешь душою ( Утро )

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
№ 4 Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
№ 8 Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
№ 12 Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
№ 16 Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
№ 20 Повезли — там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
№ 24 Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
№ 28 Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит.
Кто-то умер: на красной подушке
№ 32 Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
№ 36 Выстрел — кто-то покончил собой.

Ty grustna, ty stradayesh dushoyu:
Veryu — zdes ne stradat mudreno.
S okruzhayushchey nas nishchetoyu
Zdes priroda sama zaodno.

Beskonechno unyly i zhalki
Eti pastbishcha, nivy, luga,
Eti mokrye, sonnye galki,
Chto sidyat na vershine stoga;

Eta klyacha s krestyaninom pyanym,
Cherez silu begushchaya vskach
V dal, sokrytuyu sinim tumanom,
Eto mutnoye nebo. Khot plach!

No ne krashe i gorod bogaty:
Te zhe tuchi po nebu begut;
Zhutko nervam — zheleznoy lopatoy
Tam teper mostovuyu skrebut.

Nachinayetsya vsyudu rabota;
Vozvestili pozhar s kalanchi;
Na pozornuyu ploshchad kogo-to
Povezli — tam uzh zhdut palachi.

Prostitutka domoy na rassvete
Pospeshayet, pokinuv postel;
Ofitsery v nayemnoy karete
Skachut za gorod: budet duel.

Torgashi prosypayutsya druzhno
I speshat za prilavki zasest:
Tsely den im obmerivat nuzhno,
Chtoby vecherom sytno poyest.

Chu! iz kreposti gryanuli pushki!
Navodnenye stolitse grozit.
Kto-to umer: na krasnoy podushke
Pervoy stepeni Anna lezhit.

Dvornik vora kolotit — popalsya!
Gonyat stado gusey na uboy;
Gde-to v verkhnem etazhe razdalsya
Vystrel — kto-to pokonchil soboy.

Ns uhecnyf, ns cnhflftim leij/:
Dth/ — pltcm yt cnhflfnm velhtyj/
C jrhe;f/otq yfc ybotnj/
Pltcm ghbhjlf cfvf pfjlyj/

,tcrjytxyj eysks b ;fkrb
‘nb gfcn,bof, ybds, keuf,
‘nb vjrhst, cjyyst ufkrb,
Xnj cblzn yf dthibyt cnjuf;

‘nf rkzxf c rhtcnmzybyjv gmzysv,
Xthtp cbke ,tueofz dcrfxm
D lfkm, cjrhsne/ cbybv nevfyjv,
‘nj venyjt yt,j/// [jnm gkfxm!

Yj yt rhfit b ujhjl ,jufnsq:
Nt ;t nexb gj yt,e ,tuen;
;enrj ythdfv — ;tktpyjq kjgfnjq
Nfv ntgthm vjcnjde/ crht,en/

Yfxbyftncz dc/le hf,jnf;
Djpdtcnbkb gj;fh c rfkfyxb;
Yf gjpjhye/ gkjoflm rjuj-nj
Gjdtpkb — nfv e; ;len gfkfxb/

Ghjcnbnenrf ljvjq yf hfccdtnt
Gjcgtiftn, gjrbyed gjcntkm;
Jabwths d yftvyjq rfhtnt
Crfxen pf ujhjl: ,eltn le’km/

Njhufib ghjcsgf/ncz lhe;yj
B cgtifn pf ghbkfdrb pfctcnm:
Wtksq ltym bv j,vthbdfnm ye;yj,
Xnj,s dtxthjv csnyj gjtcnm/

Xe! bp rhtgjcnb uhzyekb geirb!
Yfdjlytymt cnjkbwt uhjpbn///
Rnj-nj evth: yf rhfcyjq gjleirt
Gthdjq cntgtyb Fyyf kt;bn/

Ldjhybr djhf rjkjnbn — gjgfkcz!
Ujyzn cnflj uectq yf e,jq;
Ult-nj d dth[ytv ‘nf;t hfplfkcz
Dscnhtk — rnj-nj gjrjyxbk cj,jq///

Ссылка на основную публикацию