Анализ стихотворения Перед дождем Некрасова

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Перед дождем”. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении Н.А. Некрасова “Перед дождем”. Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека.

Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природу.

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку.

Почему у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе? Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к стихотворению “Перед дождем”, которое было написано поэтом в 1846 году. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

– Как называется стихотворение?

– Стихотворение называется “Перед дождем”. (Обращаем внимание учеников на предлог перед , дождь еще не начался, только преддверие ненастья.)

– Какое время года описывает поэт?

– Осень – самое удивительное время года, самое изменчивое. Осень может быть светлой, радостной, а может быть ненастной, слякотной, а может быть морозной и бодрящей. И настроение осенью может меняться вместе с погодой. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– Настроением грусти, печали.

– Работа с Толковым словарем ( Редакция В.И. Даля). Объяснение непонятных слов.

    “Заунывный”– тоскливый, наводящий уныние.
  • “Надломленная”- сломанная, но не до конца.
  • “Тарантас”– дорожная крытая повозка на длинных дрогах.
  • “Нагайка”– Короткая ременная плеть.
  • “Жандарм”– человек, служащий в особых политических войсках для политической охраны и сыска, для борьбы с освободительным движением.
  • “Ямщик”– возница.

– Теперь нам понятны все слова в этом стихотворении, и мы можем приступить к его анализу. Составляет ли стихотворение единое целое или разбито на части?

– Стихотворение разбито на 4 строфы.

– Одинаков ли образный ряд во всех строках?

– Нет, четвертая строфа выделяется из всего стихотворения. В ней говорится о Жандарме, который кричит на ямщика и погоняет его нагайкой.

– Какой пейзаж рисует поэт?

– Пейзаж мрачный и печальный. Картины соответствуют состоянию грусти, печали.

– Некрасов рисует мрачную картину. Безнадежность, страхом и смирением веет от этого описания. Картина осени написана широкими мазками, и вы совершенно правильно заметили, что только последняя часть стихотворения нарушает его целостность.

– Одинаково ли количество строк в каждой строфе?

– Да, в каждой строфе по 4 строки. Ритм стихотворения везде одинаковый.

Давайте, определим, какие строки рифмуются друг с другом?

– 1– с 3-й, 2 – с 4-й строкой.

– Такая рифма называется – перекрестная. (abab).

– Какие слова создают мрачное, унылое стихотворение?

– “Заунывный ветер, надломленная, стонет, полумрак, стая галок и ворон, привстав с нагайкой”.

– Какие приемы звукописи вы можете найти в стихотворении?

Некрасов использует долгий звук (о) “гонит, надломленная, стонет, рябой, листок”.

– Такой прием звукописи называется – ассонанс.

Обратим внимание, в некоторым предметам неживого мира Некрасов приписывает качества живых. Найдите такие примеры. – “Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает”.

– Такой прием называется – олицетворение, и очень часто используется поэтами. Как вы думаете, зачем это нужно поэтам?

– Сама природа одухотворенна, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды.

– Слов, какой части речи больше всего в стихотворении и почему?

– Больше всего в стихотворении глаголов. Они передают движение, действие стихии.

– Теперь обратимся к последней строфе стихотворения. Какую роль она здесь играет, зачем нужна? Во многих стихотворениях Некрасов обращается к нуждам простого народа, надеется, что народ будет свободен. Давайте вспомним эти стихотворения.

– “На Волге”, отрывок из стихотворения “Мороз Красный нос”.

– Правильно, но сейчас закрытая таратайка под присмотром жандарма везет в ссылку того, кто участвовал в освободительном движении. Поэту грустно осознавать, что до полного освобождения русского народа еще очень далеко. Может поэтому, Некрасов завершил свое, на первый взгляд, пейзажное произведение зарисовкой о перевозке политзаключенного. Здесь состояние природы совпало с состоянием души и с мыслями поэта.

Домашнее задание

Напишите, какое впечатление произвело на вас стихотворение Н.А. Некрасова, о чем заставило задуматься.

Анализ стихотворения Некрасова Перед дождем

Николай Алексеевич Некрасов – народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

В стихотворении «Перед дождём», созданном в 1846 году, поэт показывает, что всё живое бессильно противостоять стихии, как простой человек бессилен противостоять представителю власти.

Темой произведения является предстоящая гроза, перед которой и природа, и человек беспомощны, потому что её последствия непредсказуемы.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы противопоставить предстоящую стихию социальному неравенству в обществе, а также показать незащищенность простого человека перед представителем власти.

Сюжет развивается вокруг грозы, которая еще не началась, но её приближение вызывает тревогу, беспокойство и неизвестность того, что может произойти. Ведь она способна как утихнуть, так разбушеваться и убить человека.

Жанр произведения – элегия.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа – четверостишие. Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Рифмовка используется перекрёстная.

Стихотворение можно разделить на три части.

В первой части поэт изображает унылую картину леса. Для этого он использует олицетворение, одушевляя природу: «ветер гонит», «ель стонет», «шепчет лес».

Во второй части автор даёт понять читателю, что действие происходит поздней осенью. «За листком летит листок» – это опадают листья. Поднимается пронизывающий ветер – «струёй набегает холодок». Поэт употребляет глаголы «гонит» и «набегает», чтобы передать движение и динамичность надвигающейся бури.

Дальше автор ещё сильнее нагнетает обстановку, усиливая ощущение тревоги и страха. Внезапно становится темнее – налетает «полумрак». В небе «с криком» кружат галки и вороны, что, согласно народным приметам, предвещает приближение снега и метели.

В третьей части (последней строфе) появляются люди – жандарм и ямщик. Жандарм размахивает кнутом перед ямщиком и командует «пошёл!», демонстрируя свою власть и силу, что отражает неуважение представителя власти к простому работающему человеку, а также подчёркивает социальное неравенство. Как всё живое бессильно перед стихией, так и простой ямщик бессилен перед жандармом.

Автор раскрывает идею произведения на примере ямщика, как представителя простого народа, и жандарма, как представителя власти. Поэт сравнивает жандарма с разбушевавшейся грозой, которая способна как утихнуть, так и убить. Так и жандарм может успокоиться, а может ещё больше разгорячиться и забить ямщика кнутом.

В стихотворении наглядно показана вся степень незащищенности простого человека перед представителем власти, который должен защищать, а не относится к человеку, как к животному.

Краткое содержание по план

Картинка к стихотворению Перед дождем

Популярные темы анализов

В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.

В своей песне “Табун” он написал о благородных и преданных животных. Лошади являются символом чистоты и дружелюбия.

Поэму «Медный всадник», посвященную Петру I А. С. Пушкин написал в 1833 году во время пребывания в Болдино. Опубликована она была годом позже, однако перед печатью поэту пришлось вычеркнуть часть произведения, поскольку текст не бы одобрен

Зинаида Гиппиус была одним из самых ярких представителей русского символизма. Вместе с супругом Д. С. Мережковским она составила один из самых необычных и продуктивных литературных союзов. Круг ее литературных интересов был чрезвычайно

Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу” он написал будучи в 26 – летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни

Анализ стихотворения Некрасова Перед дождем

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем»

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем». созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень. Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.

Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова. и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж – жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика. И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.

Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем»

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста.

Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень. Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.

Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова, и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж — жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика. И это пренебрежительно­требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.

Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «На Волге» Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом — гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Утро» Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н. А. Некрасова «Последние песни». Из всего.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем»

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Перед дождем»

Творчество Н. Некрасова богато на пейзажную лирику. Вообще, некоторые литературовед воспринимают его в первую очередь, как тонкого пейзажиста, а не лирика. Поэт умел настолько точно передать состояние природы, соединив его с переживаниями человека, что после него его уровня так никто и не достиг.

Известно по каким причинам, но стихотворения середины ХІХ века изображают именно мрачный пейзаж, возможно у писателя был трудный период в жизни и он решил выплеснуть свои эмоции на бумагу. В один из таких порывов негодования и появилось стихотворение «Перед дождем». Автор использовал все свое мастерство натурщика, чтобы максимально точно передать мрачную погоду.

В названии уже прослеживается некий символизм, будто Некрасов что-то ожидает плохое или зловещее. Чувствительная душа писателя застыла в ожидании грозы и ненастья. Стихотворение полностью пропитывается чувством тревоги и тоски за хорошими и солнечными днями.

Красочные эпитеты, особенно в конце стихотворения, очень четко передают ощущение автором настроя природы. Его душа постепенно наполняется страхом и тревогой, которые со временем перерастают в чувство безысходности. Слова: «заунывный ветер» автор очень удачно подобрал, чтобы максимально точно охарактеризовать мрачную картину и собственную беспомощность.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс

Природа у Некрасова может чувствовать приближение непогоды, так же как и человек присутствие беды. Поэтому деревья, листья, трава – все они имеют такой же богатый духовный мир, как и мы с вами. Например, метафоры: «ель стонет» или «лес шепчет» говорят о глубине переживания природой непогоды.
Стихотворение изобилует не только удачными метафорами, но и большим количеством глаголов, которые придают общей картине живости и динамики. С их помощью Некрасов описал переломный момент в погоде, а именно – начало ненастья. Последние строки наталкивают читателя на размышления о собственной безысходности и бессилии противостоять надвигающейся стихии. Все затаилось и затихло перед бушующим ненастьем: люди попрятались в укрытие, деревья приготовились к противостоянию порывам ветра, даже птички перестали петь.

Таким образом, с Некрасовым в описании природы тяжело «тягаться», он единственный, кто достиг таких вершин в описании пейзажа. Он единственный, кто научился чувствовать переломный момент и первый, кто сумел в точности описать переживания природы.

«Перед дождем» Н.Некрасов

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем»

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень. Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.

Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова, и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж – жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика. И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.

Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Слушать стихотворение Некрасова Перед дождем

Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «Перед дождём»

Несмотря на то, что Некрасов в целом пренебрежительно относился к пейзажной лирике, в ранний творческий период и он отдал ей дань. Благодаря этому на уроке литературы в 3, 4, 5 классе можно читать стих «Перед дождем» Некрасова Николая Алексеевича, но его все равно нельзя считать соответствующим классическим канонам.

Основное внимание приковывает даже не яркая образность, а динамика происходящего: если скачать стихотворение или прочитать его онлайн, можно буквально почувствовать, каково это – замереть в ожидании буйства природы.

Настроение произведения скорее тревожное, а автор будто бы специально нагнетает обстановку – но читать стихотворение Некрасова «Перед дождем» все равно легко и приятно, как и учить полностью. Ниже можете ознакомиться с полным анализом стихотворения по плану.

Полный текст стихотворения «Перед дождём» Н. А. Некрасов

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой

Спущен верх, перед закрыт;

И “пошел!” — привстав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит…

Краткий анализ стиха «Перед дождём»Н. А. Некрасов

Вариант 1

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста.

Есть у Н. Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем». созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень.

Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.

Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова. и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж – жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика.

И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.

Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды.

Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Вариант 2

В творчестве Н. А. Некрасова присутствует пейзажная лирика, как некий инструмент для отражения своего мироощущения. Его красочные зарисовки родной природы, неразрывны с человеком, его чувствами и переживаниями, природа представлена как единое и неотделимое от человека составляющее его бытия.

Стихотворения 40‑х годов, где присутствует описание пейзажа, имеют немного мрачную окраску, отражают печаль и грусть. Такому состоянию души наиболее соответствует переменчивая осенняя погода, часто навевающая тоску.

Стихотворение «Перед дождем», как раз относится к такому типу произведений, где автор во всех красках дождливой и мрачной осени, описывает картину природы. Стихотворение названо очень символично «перед дождем», как будто автор сам чего-то ожидает, как будто еще ничего нет, все в преддверии ненастья: и природа, и внутренний настрой самого автора.

Стихотворение проникнуто грустью и печалью и это очень отчетливо передает автор состоянием природы. От этой картины веет безнадежностью и страхом, а последние слова стихотворения добавляют еще гнет и смирение. Наиболее отчетливо передается эта картина уныния, такими словами автора: «заунывный ветер, надломленная, стонет, рябой листок».

Некрасов одухотворяет природу: она умеет чувствовать приближение осени, как и человек, приближение беды. Эти качества приобретает описанная автором природа, благодаря олицетворениям: «ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает». В этом произведении используется много глаголов, что придает стиху динамичность и действие, это отражает приближение стихии. Здесь автор описывает приближающееся ненастье, представив его с помощью образа природы, которая ожидает приближение дождя.

Однако, последние строки стиха сильно выделяются и создают понимание безысходности и гнета, отражая социальную ноту происходящего. Последнее четверостишье нарушает общую гармонию. Злой крик жандарма «пошел!», не оставляет надежду на благостную уравновешенность природного мира. В этом стихотворении Некрасов очень искусно использовал описание природы для отражения своих чувств и переживаний.

Вариант 3

Н. Некрасов очень редко прибегал к чистой пейзажной лирике, считая этот жанр недостойным для настоящего поэта. Описания природы он применял либо для создания контраста с человеческой жизнью, либо для подтверждения собственных мыслей. Примером этого служит стихотворение «Перед дождем» (1846 г.).

С самых первых строчек поэт нагнетает атмосферу, возникает ощущение приближения какой-то беды. Вся окружающая природа уподобляется человеку, предчувствующему надвигающуюся катастрофу («ель… стонет», «глухо шепчет… лес»). Облетающая листва и внезапное похолодание подчеркивают самые мрачные предчувствия. «Стая галок и ворон» панически мечется в сгустившемся полумраке.

В последней строфе Некрасов напрямую переходит к волнующей его теме. Появляется человек в образе жандарма, проезжающий по лесу в «таратайке». Он также чувствует страх от резкой перемены в природе. Судя по всему, ожидается сильный ливень с грозой и молниями.

Даже в русском образованном обществе в эпоху Некрасову гроза считалась божьей карой за человеческие грехи. От нее стремились как можно быстрее укрыться. Жандарм сразу же находит невольного виновника своего страха и с гневом на него обрушивается. «Привстав с нагайкой», суровый блюститель закона кричит на бедного ямщика: «Пошел!».

За незамысловатым сюжетом у Некрасова, как обычно, скрывается боль за тяжелую судьбу русского крестьянства. Ямщик всю жизнь вынужден терпеть любую непогоду. Он не виноват в том, что во время поездки они вместе попали под дождь. Но в глазах жандарма именно ямщик не смог правильно рассчитать маршрут, поэтому он готов подвергнуть его наказанию. Физическая расправа была настолько обычным явлением, что даже не вызывала никаких эмоций у большинства дворян.

Еще одна проблема русского общества заключалась в том, что высший класс, несмотря на презрительное отношение к простому народу, видел в нем бесплатную даровую силу, которая с рождения обязана избавлять своих господ от любой опасности (очень убедительный пример — сказка Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»).

В стихотворении «Перед дождем» Некрасов умело использует жанр пейзажной лирики для усиления эмоционального эффекта. Убедительная картина внезапно «помрачневшей» природы вплотную подводит читателя к настоящей (с точки зрения автора) проблеме — отношению власть имущих к безвинному простому человеку в минуту опасности.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Перед дождём» по плану

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов — народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

В стихотворении «Перед дождём», созданном в 1846 году, поэт показывает, что всё живое бессильно противостоять стихии, как простой человек бессилен противостоять представителю власти.

Темой произведения является предстоящая гроза, перед которой и природа, и человек беспомощны, потому что её последствия непредсказуемы.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы противопоставить предстоящую стихию социальному неравенству в обществе, а также показать незащищенность простого человека перед представителем власти.

Сюжет развивается вокруг грозы, которая еще не началась, но её приближение вызывает тревогу, беспокойство и неизвестность того, что может произойти. Ведь она способна как утихнуть, так разбушеваться и убить человека.

Жанр произведения – элегия.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа — четверостишие. Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Рифмовка используется перекрёстная.

Стихотворение можно разделить на три части.

В первой части поэт изображает унылую картину леса. Для этого он использует олицетворение, одушевляя природу: «ветер гонит», «ель стонет», «шепчет лес».

Во второй части автор даёт понять читателю, что действие происходит поздней осенью. «За листком летит листок» — это опадают листья. Поднимается пронизывающий ветер – «струёй набегает холодок». Поэт употребляет глаголы «гонит» и «набегает», чтобы передать движение и динамичность надвигающейся бури.

Дальше автор ещё сильнее нагнетает обстановку, усиливая ощущение тревоги и страха. Внезапно становится темнее – налетает «полумрак». В небе «с криком» кружат галки и вороны, что, согласно народным приметам, предвещает приближение снега и метели.

В третьей части (последней строфе) появляются люди – жандарм и ямщик. Жандарм размахивает кнутом перед ямщиком и командует «пошёл!», демонстрируя свою власть и силу, что отражает неуважение представителя власти к простому работающему человеку, а также подчёркивает социальное неравенство. Как всё живое бессильно перед стихией, так и простой ямщик бессилен перед жандармом.

Автор раскрывает идею произведения на примере ямщика, как представителя простого народа, и жандарма, как представителя власти. Поэт сравнивает жандарма с разбушевавшейся грозой, которая способна как утихнуть, так и убить. Так и жандарм может успокоиться, а может ещё больше разгорячиться и забить ямщика кнутом.

В стихотворении наглядно показана вся степень незащищенности простого человека перед представителем власти, который должен защищать, а не относится к человеку, как к животному.

Вариант 2

В этом стихотворении Некрасов очень верно описывает, что происходит в природе, когда вдруг в конце лета надвинутся с севера тучи, несущие холод и дождь. Но куда же в такое мрачное время, навстречу дождю и ветру, мчится с такой быстротой таратайка? Поэт не говорит об этом прямо, но читателю нетрудно догадаться, что в таратайке жандарм везёт арестованного революционера в тюрьму или в сибирскую каторгу.

Стихотворение короткое: в нём только шестнадцать строк. Но великие поэты умеют в очень немногих словах сказать столько, сколько другому не сказать и на десятках страниц. Никому из нас, например, не пришло бы в голову назвать лесной ручей «рябым и пёстрым». Между тем лучших слов не придумаешь для той картины, которую рисует поэт.

Если ручей «рябой» — значит, на него налетают один за другим порывы осеннего ветра, от которых вода становится морщинистой, подёрнутой рябью. Если он «пёстрый» — значит, в нём плывут разноцветные осенние листья: листья клёнов, берёз, дубов – беловатые, красные, золотые, оранжевые. Вот так много сказано поэтом в одной небольшой строке!

И следующие две строки говорят нам не меньше: И струёй сухой и острой Набегает холодок Заметьте: «холодок», а не «холод». Холод будет потом, в октябре — ноябре, а теперь всего лишь холодок, который набегает временами. Значит, дело происходит ранней осенью, когда ещё довольно тепло. Струя этого холодка названа в стихотворении «сухой».

Читайте также:  Анализ стихотворения Проводы Некрасова

Значит, дождливая пора ещё не наступила, тучи ещё проносятся мимо, и вокруг нет ни мокрых деревьев, ни мокрых кустов. Эти тучи, по словам поэта, летят «стаей» — значит, они не заволокли всего неба, и между ними есть голубые просветы, как между летящими птицами. Их гонит ветер, который чувствуется здесь в каждой строке.

Ветер этот недаром назван «заунывным», то есть невесёлым, печальным. Стоило этому печальному ветру налететь на сломанную ель, и она застонала, как стонет больной человек. Налетел этот ветер на другие деревья, и с них так печально посыпались листья. Вместе с ветром налетели откуда-то самые угрюмые птицы: вороны и галки, и стали каркать, кричать, а крики у них тоже печальные.

Для чего же Некрасову нужно было вызвать в нас такое грустное чувство этим описанием тоскливой осенней природы? Для того, чтобы мы ещё больнее почувствовали, как горько и мучительно то, что описано в последних строках. Смелого и благородного борца за народное счастье схватили враги и увозят на верную гибель.

Вариант 3

Как известно, Некрасов практически не обращался к чистым образам природы. Не считал нужным. Он даже в какой-то степени презирал романтические метафоры, одушевление природы и подобные приемы.

Для Некрасова основой всегда оставалась забота о людях, рассмотрение более актуальной тематике, которая ближе, так сказать, к человеческому существованию. Поэтому поэт чаще писал о социальных феноменах нежели о природных.

Тем не менее, есть ряд произведений, которые описывают сугубо природу и элегия Некрасова «Перед дождем» является характерным примером. Хотя и тут мы наблюдаем людей как часть природы и даже в какой-то степени тему социального неравенства.

Речь идет о какой-то дороге, сельском пространстве, где проезжает таратайка. Путники осознают приближение дождя, но, по понятным причинам, ничего не могут с этим сделать. Как поступает в этой ситуации представитель власти, то есть жандарм, который также является и нанимателем ямщика?

Он прикрикивает на ямщика и наставляет в повелительном наклонении ехать быстрее. Довольно прозрачно Некрасов намекает на суть фигуры жандарма такой деталью как нагайка, которая представляет собой карательный инструмент. Жандарм привстает и пренебрежительно прикрикивает на как бы своего подданного.

Человек ничего не может поделать с природой и располагается во власти природных феноменов и сколько ни кричать на дождь или тучи, он промочит тарантас и единственной возможностью является только закрыться от непогоды «спущен верх, перед закрыт». Тем не менее, один человек может иметь власть над другим, даже более того, свое бессилие перед природой он может компенсировать угнетением другого человека и тогда выглядеть не так ничтожно и никчемно.

Некрасов указывает на стаю птиц, которая «с криком в воздухе кружится» в ожидании дождя. Какова реакция животных? Она выражается в бессилии и фактически панике, птицы бессмысленно кружат в воздухе, они опешили перед лицом стихии.

Какова реакция человека, он пытается отыскать какой-то смысл, какую-то возможность. Он проявляется власть над другим и приказывает ямщику «пошел!». Стоит ли говорить о напрасности и бесполезности этого выкрика, ведь, нужно полагать, ямщик и сам понимает потребность ехать быстрее и даже яснее пассажира осознает нужду как-то превозмочь дождь, все-таки перевозки – его хлеб и оказаться на размокшей дороге не хочется.

В этом стихотворении автор нагнетает атмосферу и прослеживает воздействие дождя на все сферы природы (люди тут, вероятнее, предстают именно как часть большого мира) начиная от шепчущего леса и ветра и до животных и людей. Дождь вполне может рассматриваться тут как метафора неизбежной силы природы, а какая сила самая неизбежная и точная для всего живого?

Конечно, гибель, ограниченность существования. В стихотворении перед нами разворачивается череда реакций живых созданий на приближение погибели. К примеру, ель только «стонет», ручей рябит, животные носятся в панике, один человек привстает над другим.

В этом привставании на самом деле проявляется та самая социальная проблематика и Некрасов указывает на глубокий механизм психологической компенсации, который возникает в людях перед лицом гибели. Поэтому стих о природе удивительным образом оказывается стихом об обществе. Стихом об обществе и глупой беспомощности людей.

bogemasamara.ru

Рассуждая о том, кому на Руси жить хорошо, Некрасов как-то забыл упомянуть о себе. Вот уж кому грех было жаловаться, так это нашему «певцу народного горя». Ну, а что греха таить, Николай Алексеевич, давайте уж начистоту, неплохо ведь жилось? Шикарная квартира, процветающий бизнес, членство в престижном Английском клубе, роскошные выезды на охоту на трех тройках, картишки, выигрыши по нескольку тысяч.

Конечно, очень удобно собирать материал о нищих крестьянах, когда едешь на медведя с телегой еды, слуг, дорогущими французскими ружьями и собаками, выписанными из-за границы. Отчего бы не остановиться у избушки, не поболтать с местными — всё развлечение, пока лошади отдыхают. Очень удобно сочувствовать бедным, когда ты у них проездом. Некрасов давал за поданный стакан молока рубль и считал себя классным парнем. Он садился со всеми за стол, разговаривал, слушал, вздыхал, охал, ахал, кивал, а потом накидывал шубку и уезжал домой, в столицу, в тепло, роскошь, уют, к чувакам из Английского клуба. А крестьяне оставались с его рубликом. Некрасиво, Николай Алексеевич. Он выигрывал в карты такие суммы, что его любимым крестьянам и не снились никогда, но тратились эти суммы на баб, охоту и застолья. Как-то это все неловко получается.

Конечно, можно вспомнить, что Некрасов был беден в юности, что он ночевал на улице, недоедал, нуждался и всё такое, но когда узнаешь, что всё это делалось просто наперекор отцу, просто оттого, что мальчику хотелось не в офицеры, а в университет… Ну да, здорово поиграть в самостоятельность, когда у тебя богатые родители. Переходный возраст, побунтовать тянет, понимаем. А если говорить серьезно, то Некрасов выглядел жалко и нелепо. Скабичевский вспоминал: «Кто вошел бы к нему в квартиру, не зная, кто в ней живет, ни за что не догадался бы, что это квартира литератора, и к тому же певца народного горя. Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки; на шкапах вы видели чучела птиц и зверей».

Кстати, о какой квартире тут речь? Случайно не о той, что принадлежала Ивану Панаеву и где Некрасов нескромно лет 15 жил с его законной женой? О да, у шведских семей Серебряного века были хорошие учителя. Впрочем, если по части личной жизни у Некрасова предрассудков не было — ну, подумаешь, у Авдотьи муж, втроем поживем,- – с картами дела обстояли иначе. Тут у Николая Алексеевича, наоборот, как у всякого заядлого картежника, имелись свои приметы и правила, и следовал он им беспрекословно. Страсть к азартному времяпрепровождению у него была семейной, наследственной, но, в отличие отца и деда, проигравших состояния, Некрасов только приумножал богатства, играя хладнокровно и рассудительно. Его выигрыши доходили порой до сотен тысяч — это, по тем временам, огромные деньги.

Одна из счастливых примет опытного игрока — и Некрасов это знал — не давать в долг накануне игры. Так-то он был нежадным человеком, но если завтра за стол, то не давал принципиально. Как-то раз у него попросил в долг молодой журналист из «Современника», Игнатий Пиотровский, буквально рублей триста в счёт будущего оклада, а то долги, Николай Алексеевич, долги, кредиторы совсем озверели, вот уже тюрьма грозит. А Николаю Алексеевичу вечером в клуб, ну разве можно в такой вечер у него просить, молодой человек, ну ей-богу. А молодой человек пошел после этого и застрелился.

Николай Алексеевич Некрасов – народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

В стихотворении «Перед дождём», созданном в 1846 году, поэт показывает, что всё живое бессильно противостоять стихии, как простой человек бессилен противостоять представителю власти.

Темой произведения является предстоящая гроза, перед которой и природа, и человек беспомощны, потому что её последствия непредсказуемы.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы противопоставить предстоящую стихию социальному неравенству в обществе, а также показать незащищенность простого человека перед представителем власти.

Сюжет развивается вокруг грозы, которая еще не началась, но её приближение вызывает тревогу, беспокойство и неизвестность того, что может произойти. Ведь она способна как утихнуть, так разбушеваться и убить человека.

Жанр произведения – элегия.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа – четверостишие. Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Рифмовка используется перекрёстная.

Стихотворение можно разделить на три части.

В первой части поэт изображает унылую картину леса. Для этого он использует олицетворение, одушевляя природу: «ветер гонит», «ель стонет», «шепчет лес».

Во второй части автор даёт понять читателю, что действие происходит поздней осенью. «За листком летит листок» – это опадают листья. Поднимается пронизывающий ветер – «струёй набегает холодок». Поэт употребляет глаголы «гонит» и «набегает», чтобы передать движение и динамичность надвигающейся бури.

Дальше автор ещё сильнее нагнетает обстановку, усиливая ощущение тревоги и страха. Внезапно становится темнее – налетает «полумрак». В небе «с криком» кружат галки и вороны, что, согласно народным приметам, предвещает приближение снега и метели.

В третьей части (последней строфе) появляются люди – жандарм и ямщик. Жандарм размахивает кнутом перед ямщиком и командует «пошёл!», демонстрируя свою власть и силу, что отражает неуважение представителя власти к простому работающему человеку, а также подчёркивает социальное неравенство. Как всё живое бессильно перед стихией, так и простой ямщик бессилен перед жандармом.

Автор раскрывает идею произведения на примере ямщика, как представителя простого народа, и жандарма, как представителя власти. Поэт сравнивает жандарма с разбушевавшейся грозой, которая способна как утихнуть, так и убить. Так и жандарм может успокоиться, а может ещё больше разгорячиться и забить ямщика кнутом.

В стихотворении наглядно показана вся степень незащищенности простого человека перед представителем власти, который должен защищать, а не относится к человеку, как к животному.

Картинка к стихотворению Перед дождем

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

Анализ стихотворения Державина Бог

В 1780 году к Державину пришла мысль о создании произведения «Бог». Но по сколько поэт в то время был сильно занят по долгу службы, тогда он не смог осуществить написание этой оды. Чуть позже Державин возобновил свою идею и довел

Анализ стихотворения Фета Деревня

В данном произведении, не очень длинном, можно с лёгкостью увидеть и тёплое отношение автора к не городской жизни, и восторг от признания такими чистыми и искренними слушателями как дети. Всё это, а также другие подобные чувства так

Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венок

Есенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение. Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу,

Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыханье

Стихотворение Афанасия Фета “Шепот, робкое дыханье. ” создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой.

В стихотворении Некрасова речь идет о Ломо­носове. Что помогает нам это понять? Перечитаем шестую строфу стихотворе­ния:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

В этой строфе говорится о Ломоносове – архангельском мужике, который «по сво­ей и Божьей воле / Стал разумен и ве­лик». В остальных строфах стихотворе­ния говорится о том, что многие судьбы могут сложиться так же, как судьба Ло­моносова.

В двух последних строфах стихотворения есть несколько эпитетов, которые не имеют поясняющих слов. Какие слова, как вам кажется, имел в виду автор?

Выпишем эпитеты: славных, добрых, благородных, сильных любящей ду­шой.

С какими словами могут сочетаться эти эпитеты? Наверное, можно говорить так: славных людей; добрых юношей.

Но какое бы слово мы ни поставили, речь прежде всего идет о будущих ученых из народа.

Какие приметы «невеселой дороги» даны в строках стихотворения?

Приметы этой «невеселой дороги»: «не­бо, ельник да песок».

В стихотворении есть строфа, которая говорит о том, что каждый ученик в свое время знакомится с биографией Ломоносова. Найдите эту строфу. Припомните, когда вы сами узнали об этом славном сыне Русской земли. Что вы сейчас можете расска­зать о знаменитом русском ученом Ломоносове?

Эту строфу мы уже процитировали в от­вете на первый вопрос. Каждый ученик узнает о Ломоносове уже в начальной школе. Но с его трудами по физике, хи­мии, астрономии, русскому языку и лите­ратуре школьники знакомятся в старших классах.

Найдите в стихотворении слова, которые под­черкивают главную мысль – среди русского народа постоянно появляются люди, славные своими де­лами.

Эти слова завершают стихотворение – две последние строфы:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа Столько славных то и знай, –

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

В стихотворении много просторечных слов. Попробуйте создать из них словарик.

Сначала выпишем просторечные слова из текста стихотворения: дружок, ко­томка, батька, сынишка, издер­жать, четвертачок, на чаек, не ро­бей, свезет, то и знай, не трусь.

Затем расположим их по алфавиту и по­лучим маленький словарик просторечных слов из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник». При желании его можно превратить в толковый словарь. Для этого нужно рядом с каждым словом поместить его толкование: объяснить очень точно, что значит это слово.

Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Школьник», а не «Ломоносов», тем са­мым подчеркнув, что из народа выходит «много славных» людей. Автор был уве­рен, что каждый школьник может дос­тичь высот науки, если приложит к дости­жению этой задачи все свои силы.

На этой странице искали:

  • анализ стихотворения ломоносова кузнечик дорогой
  • скоро сам узнаешь в школе как архангельский мужик о ком идет речь
  • некрасов школьник анализ стихотворения
  • школьник некрасов анализ
  • некрасов школьник стихотворение

Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил. В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период.
Особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «сгущает краски», рассказывая о жизненных трудностях крестьян.
Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы. Начинается она со своеобразного зачина:

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…

Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и былинам. Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности:

Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!

Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа. В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:

Свекровушка
Приметой прислужилася.
Соседкам наплела,
Что я беду накликала.
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.

Часто встречаются в поэме и загадки. Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания. Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней:

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.

В «Кому на Руси жить хорошо» очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!

Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные.
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты.

Народность поэме придают и формы кратких причастий:

Поля – недоработаны,
Посевы – непосеяны,
Порядку нет следа.

Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.
Характеры персонажей раскрываются и через их речь. Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, затеряны…

Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:

Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!

Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Без сомнения, значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сложно переоценить.

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем»

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является

В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень. Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях,

Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.

Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова, и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж — жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика. И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку.

Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.

Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Дайджест:

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасы войны» Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает. .

Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма» Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и. .

Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со временем простой язык, богатый и певучий, такой, что зачаровывает, был. .

Анализ стихотворения Некрасова «Два мгновения» В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами «Н. Н.», выпустил свой первый сборник, получивший название «Мечты и звуки». В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. .

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою…» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства. .

Анализ стихотворения Некрасова «Родина» Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного. .

Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение «Возвращение» связано с приездом Николая Алексеевича в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Демону» Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение » Поэт. .

Анализ стихотворения Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и. .

Анализ стихотворения Некрасова «О письма женщины, нам милой!…» В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался. .

Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья…» Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию простого народа. Не все его стихотворения идеальны с точки зрения. .

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского» Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зине» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50 лет. Причем, его избранницей стала не светская львица и записная. .

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» Творчество Николая Некрасова весьма реалистично и лишено приукрашивания действительности. Это объясняется не только личной драмой поэта, который подростком сбежал из дома, опасаясь гнева своего несдержанного и довольно жестокого отца. Годы. .

Анализ стихотворения Некрасова «Горы» В 1840 году из печати вышел дебютный стихотворный сборник Некрасова, получивший название «Мечты и звуки». Издал его молодой поэт на собственные деньги. Перед тем, как нести рукопись в типографию, он. .

Анализ стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки…» В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт. .

Анализ стихотворения Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали!…» Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о. .

Анализ стихотворения Некрасова «Ты всегда хороша несравненно…» В 1840-х годах Некрасов познакомился с Авдотьей Николаевной Панаевой — супругой литератора Ивана Ивановича Панаева, одной из красивейших женщин Петербурга того времени. Когда поэт понял, что влюбился, он всеми силами. .

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай нам говорит изменчивая мода» Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую. .

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля. .

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник» Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу. .

Анализ стихотворения Элегия Некрасова Элегия Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и. .

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова Н. А В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки. Стихотворение написано в. .

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова Н. А В центре стихотворения Н. А. Некрасова «Огородник» проблема «любовь и социальное неравенство». Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительновыразительных. .

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…» Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест. .

Анализ стихотворения Некрасова «О Муза! я у двери гроба!…» Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба. » — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью. Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта. .

Анализ стихотворения Некрасова «Псовая охота» Творчество Николая Некрасова выдержано в духе критического реализма, и в этом нет ничего удивительного. Рожденный в дворянской семье, будущий поэт с самого детства видел две стороны медали помещичьей жизни. Он. .

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. » Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое. .

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге» Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут. .

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова Н. А Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых — «Памяти приятеля» , посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» , «Памяти Добролюбова» , «He рыдай так. .

Анализ стихотворения Некрасова «Муза» Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его. .

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно…» На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два лагеря. Кто-то принимал лирику Николая Алексеевича, несмотря на недостатки формы. .

Анализ стихотворения Некрасова «Угомонись, моя муза задорная…» Тема предназначения поэта и поэзии занимает важнейшее место в творчестве Некрасова. Множество его стихотворений разных лет посвящено Музе. Ее образ обрел особенные черты уже в произведении «Муза», написанном в 1852. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. .

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия» Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. .

Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только. .

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум» Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте. .

О русских женщинах: анализ поэмы Н — А — Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой. Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана. .

Ссылка на основную публикацию