Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 268 940
  • КНИГИ 626 121
  • СЕРИИ 23 566
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 589 060

«Некрасов колебался, будучи лично слабым, между Чернышевским и либералами. »

Он был великодушный человек сильною характера. я горячо любил его.

. люблю не любовью, а любованием.

Он был страстный человек и «барин», этим все сказано.

Некрасов — это русский исторический тип.

«Я родился в 1822 году в Ярославской губернии. Мой отец, старый адъютант князя Витгенштейна, был капитан в отставке. »

«Я родился в 1821 году 22 ноября в Подольской губернии в Винницком уезде в каком-то жидовском местечке, где отец мой стоял тогда с своим полком. »

Он родился 28 ноября (10 декабря по старому стилю) 1821 года в украинском местечке (городке, по нынешнему раскладу) Немирове. [Один из современных исследователей полагает, что местом рождения Некрасова была деревня Синьки в нынешней Кировоградской области.]

Украинство, впрочем, отзовется не только местом рождения.

Поздние же довольно смятенные свидетельства, записанные с чужих слов, — попытка воспоминаний о дне рождения, который не помнится, и о месте рождения, которое не знается.

Дважды Некрасов собирался поведать о своей жизни и оба раза в кризисные смертные моменты: в 1855 году, считая себя смертельно больным, и двадцать лет спустя, в 1877 году, будучи смертельно больным. В 1855 году не собрался: может быть, потому что болезнь не оказалась смертельной. В 1877 — не успел.

Вероятно, в любом случае мы не получили бы точных данных, да и толкало оба раза не желание оставить такие сведения: как раз им-то значения придавалось мало — автобиография нужна была для автоисповеди: «Мне пришло в голову писать для печати, но не при жизни моей, свою биографию, т. е. нечто вроде признаний или записок о моей жизни — в довольно обширном размере. Скажи: не слишком ли это — так сказать — самолюбиво?»

Это Некрасов в одном из писем спрашивал Тургенева, на котором тогда он проверял почти все. И Тургенев, который тогда, в 1855 году, почти все понимал, засвидетельствует:

«Вполне одобряю твое намерение написать свою биографию; твоя жизнь именно из тех, которые, отложа всякое самолюбие в сторону, должны быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется».

К тому времени Тургенев уже, слава Богу, знал толк в русских душах, а в 1856 году, все более узнавая русскую душу Некрасова, прямо настаивал: «Ты за границей непременно должен написать свою биографию, это почти, можно сказать, твой долг». В 1877 году речь могла идти о рассказе уже только в самом прямом смысле. В стихах, обращенных к жене, еще произносилось: «Пододвинь перо, бумагу, книги. », нов руках уже почти не держались ни бумага, ни перо. А сам рассказ, если и прерывался, то не сосредоточивающим молчанием, а страдальческим криком.

«Как мне досадно, — посетовал позднее один из некрасовских журнальных сотрудников, — что я не взялся писать некрасовские литературные воспоминания! Тот сам об этом говорил, и самому ему было желательно. Обратился он с этим, должно быть, месяца полтора до смерти ко мне и к Н. К. Михайловскому. «Вот, — говорит, — господа, вы молодые, приходите ко мне и записывайте, что я буду говорить; много интересного. Только вот беда: кричу я иногда от боли по целым дням, так что часов определенных никак не могу назначить». Переглянулись мы с Н. К., да тем и кончилось; а очень стоило потрудиться».

Да, потрудиться очень и очень стоило. Хотя всего скорее раскинулось бы не столько поле наших знаний, сколько — размышлений и осмыслений. Так, вряд ли бы много узнали о родовой жизни.

Историю рода Некрасовых не писали, хотя кое-что, конечно, передавалось, а до нас дошло и совсем уж в клочках и отрывках воспоминаний отца поэта, тетки. Во всяком случае, мы знаем, что род этот был чисто русский, как раньше говорили, великорусский, коренной, можно было бы назвать мужицким словом — кондовый, если бы речь шла не о дворянстве. Правда, род Некрасовых за отсутствием у них документов не был занесен в ту, шестую часть родословной книги дворян Ярославской губернии, куда помещалось столбовое дпорянство, и официальный счет идет во второй части от 1810 года — по первому офицерскому чину Алексея Сергеевича Некрасова. А недавно найден и герб Некрасовых, утвержденный императором Николаем II уже перед самой революцией, вanреле 1916 года.

О прапрадеде поэта, рязанском помещике, жившем московским барином, Якове Ивановиче Некрасове, в семье, наверное, неплохо помнили и потому, что он был «несметно богат». Хотя уплыло богатство довольно быстро и, видимо, довольно темными путями. Впрочем, всего скорее и приплыло не очень светлыми: одно время Яков был воеводою в Сибири. Большими деньгами смягчалась случившаяся из-за «строгости его жены» и, очевидно, жутковатая история.

От Якова же Ивановича прослеживается и наследственная некрасовская страсть — карты. В результате его сыну Алексею досталось уже только одно — и последнее — рязанское имение. Правда, вскоре дела были поправлены надежным старым способом: выгодною женитьбою. С получением Алексеем Яковлевичем за женою (в девичестве Прасковьей Борисовной Нероновой) в числе прочего приданого села Грешнева Некрасовы укрепились на ярославской земле. Не очень твердою ногою: если прадед не успел проиграть всего, то уж получивший от него еще приличное состояние сын не оставил почти ничего, а, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его. Сын Сергея Алексеевича, Алексей Сергеевич, рассказывая славную родословную своему сыну-поэту, резюмировал: «Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед (мой отец) — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

И уже только сын Алексея Сергеевича, Николай Алексеевич, первым, так сказать, переломил судьбу. Необузданную, дикую родовую страсть к картам он обуздал. Правда, особым способом. Нет, играть он не перестал, но, кажется, последний в атом ряду, игравших, он стал первым — не проигрывавшим. Все проигрывали — он один отыгрывал. И отыграл очень много. Если не на миллионы, то уж на сотни тысяч счет шел. В автобиографических заметках поэт не без иронии сообщил: «Великая моя благодарность графу Александру Владимировичу Адлербергу. Он много проиграл мне денег в карты». Действительно, генерал-адъютант Адлерберг, известный государственный деятель, могущественный временщик, министр двора и личный друг императора Александра II, оказался постоянным карточным партнером и приятелем Некрасова.

«Скажу еще об Абазе, — продолжал поэт. — Этот симпатичный человек проиграл мне больше миллиона франков, по его счету». Может быть, «симпатичный человек» Александр Агеевич Абаза, став министром финансов, и хорошо считал государственные деньги, но свои, видимо, гораздо хуже, ибо, добавил Некрасов, «по моему счету, так и больше». А ведь даже и миллион франков по курсу того времени означал четверть миллиона очень тогда полноценных рублей. Кстати сказать, в библиотеке Конгресса США сохранился неведомый у нас экземпляр книги стихов Некрасова 1869 года издания с теплой дарственной надписью поэта Абазе: книга перекочевала в Америку в составе знаменитого юдинского собрания еще до революции. Так что, видимо, отношения Некрасова с будущим министром финансов, как и с министром двора, тоже были дружественными. Кстати, некоторые партнеры и приятели Некрасова самого высокого сановного ранга просто не знали, что имеют дело с самого высокого ранга поэтом. Андрей Иванович Сабуров, попросивший однажды Некрасова «поправить» какие-то свои салонные стишки, признался, что лишь недавно разговоры о Некрасове как лучшем поэте Европы услышал во Франции. А ведь Сабуров был директором императорских театров (это ранг министра), знал Пушкина. Вот так иные попечители русских искусств узнавали о русских демократических поэтах в парижских аристократических салонах. К финансисту Абазе это, впрочем, не относится.

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Вол­ге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать сол­датская», «В дороге». Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Так поэт восклицает в «Размышлениях у парадного подъезда».

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да». Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни. Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется ед­кая сатира». Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков», встре­чаем мы и в стихотворении «Муза»:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Этой же теме посвящена «Эле­гия» (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира.

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинс­кого», поэме «Кому на Руси жить хорошо». Призыв к свободе звучит в стихотворениях «Пророк», «Песня Еремушке». Однако стоит о, или способным совершить неверный шаг. «Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь «кающийся дворянин». Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем».

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натураль­ной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом. Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: «Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость».

Читайте также:  Некрасов Дедушка читать текст полный
Здесь искали:
  • поэзия некрасова
  • особенности поэзии некрасова
  • поэзия некрасова анализ

Основные мотивы лирики Некрасова

(352 слова) Не каждый автор своим творчеством может донести до читателя все чувства и переживания. Лишь те, кому это под силу, могут называться настоящими мастерами своего дела. К их числу смело можно отнести Николая Алексеевича Некрасова, чьи лирические произведения всегда проникают в самое сердце. Каковы же основные мотивы его творчества?

Как и у многих поэтов и писателей, главной темой стихов Некрасова была Родина. Для Николая Алексеевича народ всегда занимал главенствующую позицию. Большинство литературных образов списано именно с обычных крестьян, которые живут тихой и спокойной жизнью. Отличительной особенностью его лирики было то, что он всегда правдиво изображал общество с его пороками. Несмотря на все «упреки» русскому народу, писатель всегда был на его стороне. Он любил его, поэтому практически каждое лирическое произведение посвящал своей любимой Родине и её простым людям. Например, «Есть женщины в русских селеньях», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другие. Не стоит забывать и о том, что Некрасов уделял внимание и проблеме крепостного права («Несчастные», «Железная дорога»).

Отдельное место занимают и мотивы природы. Для поэта они выступали своеобразным источником вдохновения. Некрасов не раз упоминал о том, что лишь Россия ему нужна. Это ярко прослеживается в таких лирических произведениях, как «Снежок», «Весна», «Горы» и многие другие.

Образ женщины и матери также был любим Некрасовым. Тихая, скромная, непримечательная девушка, трудящаяся целый день, всегда вызывала симпатии поэта. Часто он сравнивал её с настоящей царицей! Более высокую духовную позицию занимал образ матери. В лирических произведениях именно она всегда была положительным героем. Женские мотивы выражены в стихотворениях «Актриса», «Где твое личико смуглое», «Мать» и «Орина, мать солдатская».

Любовные мотивы не являются исключением в творчестве Некрасова. С помощью своего мастерства он точно и очень душевно описывает это высокое чувство. Для поэта любовь – это нечто нереальное, мечтательное и духовное. Именно это мы видим в произведениях «В альбом», «Автору «Анны Карениной» и «Буря».

Не забывает Некрасов и об обществе. Все проблемы, печали и несчастья Отчизны поэт воспринимает как собственные. Он старается всеми силами помочь и сделать её лучше («Поэт и Гражданин»).

Итак, как мы видим, основные мотивы в творчестве Некрасова – это народ, Родина, природа, любовь и женская доля. Благодаря мастерству поэта, каждое его лирическое произведение проникает в душу читателя.

Автор: Алёна Бузькевич
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Уроки 90–91 ЛИРИКА Н. А. НЕКРАСОВА

30.03.2013 30679 0

Уроки 90–91 Лирика Н. А. Некрасова

показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?

2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.

4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»?

На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином – это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье.

II. Объяснение нового материала.

Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

Основные темы лирики Некрасова:

1. Тема родины и природы.

(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?

1) Каким настроением проникнуто стихотворение?

2) Каков смысл названия?

3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?

«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.

«Перед дождем», «Зеленый шум».

(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)

Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.

В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.

2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)

(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)

Реализация домашнего задания:

прочитать (наизусть) и проанализировать стихотворения «В дороге», «Тройка». (Если класс слабый, можно предложить после чтения стихотворений беседу по вопросам.)

1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?

2) Что томит Грушу, кроме работы?

3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?

4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?

«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» [10. С. 153]. В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.

1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?

2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?

3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?

4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)

Реализация домашнего задания:

прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.

1) Расскажите о времени написания стихотворения.

Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.

2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Поэма «Дедушка» (1870).

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.

Поэма «Русские женщины» (1872–1873).

Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок.

«Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др.

Вопрос: Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?

Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина – друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини

, иногда своенравной и неуступчивой.

Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.

6. Тема поэта и поэзии.

(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)

Вопрос: Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?

Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника

за безгласных и приниженных».

Домашнее задание

1. Прочитать одну из поэм Некрасова (по выбору).

поурочный план, 10 класс, русская литература

Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова

В центре урока — анализ стихов Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка. Вопросы и задания к стихотворению «Песня Еремушке» 1. Какие две жизненные позиции противопоставлены в стихотворении?

(«Пошлый опыт» — «человеческие стремления».) 2. Какой жизненный идеал проповедует поэт устами няни? (Привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед «хозяевами жизни».) 3. Какие стремления проезжий человек считает человеческими? (Братство, Равенство, Свобода — лозунги Французской революции.) 4. В каких словах и выражениях воплощается некрасовский призыв к революции?

(«Необузданную, дикую к угнетателям вражду…». Дата написания стихотворения — 1858 год; Россия на гребне революционного подъема.) Какой характер придают «Песне Еремушке» многочисленные глаголы в повелительном наклонении? 5. Найдите в песне проезжего примеры возвышенной лексики.

Какой смысл они придают стихотворению? 6. Какой символический смысл в сне ребенка Еремушки и его пробуждении? Почему дитя, проснувшись, плачет? Какие колыбельные песни надо петь русскому народу, чтобы он, «исполненный сил», проснулся богатырем? 7. Какой смысл придает поэт таким понятиям, как «дикая вражда» и «ненависть правая»?

Какова для поэта формула счастья? В 1860 году Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем под вымышленной фамилией Валежников. Но в печати появилось только два отрывка: первая часть поэмы под названием «На Волге (Детство Валежникова)» и то стихотворение, которое сейчас известно под названием «Рыцарь на час». По первоначальному плану оно составляло 4-ю главу и называлось «Бессонница». Оно было написано Н.

Некрасовым в альбом Л. П. Шелгуновой, подруги поэта, переводчика и публициста М. Л. Михайлова, который был арестован и сослан на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению».

Под впечатлением его ареста и ссылки Некрасов напишет в альбом после финальных стихов: «Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело… Честь и слава им — честь и слава тебе, брат! Н. Некрасов.

24 мая 6 часов утра» (1862). Вопросы и задания к стихотворению «Рыцарь на час» 1. Почему у стихотворения такое название? 2. Какой поэтический смысл в том, что в начале стихотворения герой предается созерцанию природы? 3. Какая жестокая дума волнует поэта?

Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого? 4.

В каких «позорных пятнах» упрекает себя герой? Как в произведении намечен конфликт «отцов» и «детей»? 5. Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены благие порывы, но «свершить ничего не дано», или это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принес существенной пользы людям?

6. Как вы думаете, сам поэт относит себя к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое дело любви»?

В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия «Современник», принял участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России.

В тот же день он пишет стихотворение «Ликует враг…», в котором сожалеет об этом политическом шаге. 4 марта 1866 года он получил анонимное послание «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Автор послания укорял поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом: «Не может быть!» Стихотворение «Умру я скоро… » — ответ анониму. Вопросы и задания к стихотворению «Умру я скоро. » 1.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя? 2. Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь? 3. Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?

Читайте также:  Анализ стихотворения Надрывается сердце от муки Некрасова

4. Какой поэтический смысл имеет композиция стихотворения с повторяющимся рефреном? 5. Какие изобразительно-выразительные средства языка и как помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения? По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвященное Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона», «Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив И. Н.

Крамскому 3 апреля 1877 года свой экземпляр «Последних песен», Некрасов зачеркнул название и написал «В воспоминание о Чернышевском». Вопросы и задания к стихотворению «Пророк» 1. К кому обращается автор стихотворения «Пророк», кого убеждает в правильности пути своего героя? 2. Почему стихотворение называется «Пророк»? Есть ли в нем основания для сопоставления стихотворения с «Пророком» Пушкина и «Пророком» Лермонтова? 3. В чем, по мысли автора, смысл жизни и высокое предназначение человека? 4. Какие жизненные ценности утверждает автор? Возможно ли, по Некрасову, служение добру без жертв? 5. Почему в финале стихотворения, написанного революционером-демократом, появляется библейский образ распятого Христа? Выводы. Вольнолюбивая лирика Некрасова носит философский характер.

Его призывы к крестьянской революции окрашены мотивами смысла жизни и высокого предназначения человека. В «Песне Еремушке» звучит открытый призыв к борьбе за свободу угнетенного народа. В стихотворениях же «Рыцарь на час» и «Умру я скоро…» герой сожалеет о том, что он «к цели шел колеблющимся шагом», что ему суждены были «благие порывы», но «свершить ничего не дано». Поэт упрекает себя в политической нерешительности по отношению к страдающему народу, но он не согласен с теми, кто обвиняет его в «торговле лирой».

Идеалом человека, оправдавшего свое предназначение, образцом решительности и последовательности в защите угнетенных и бесправных поэт считает Н. Г. Чернышевского и за перенесенные им страдания обожествляет его образ.

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях, стремясь хоть немного улучшить отношение господ и господских детей к крестьянам.

Стихотворение «Крестьянские дети» было опубликовано в 1861 году. В нём поэт повествует о сценах из жизни детей простого люда, которые ему довелось увидеть. Николай Алексеевич сам провёл детство в деревне, и часто возвращался туда во взрослом возрасте. Он был заядлым охотником и много бродил по лесам да болотам с ружьём и своим верным псом.

В произведение автор рассказывает о том, как однажды, устав после охоты заснул в сарае. Проснувшись же, обнаружил, что за ним через щель сарая наблюдает толпа ребятишек, подобно стайке воробьёв. Ребятня обсуждала облик барина, его вещи, восхищалась дорогими часами и ружьём. Кто-то посмеивается, считая, что не барское дело бегать по лесам, и Некрасову стоило бы лежать на печи да есть калачи. Кто-то считает что «у бар бороды не бывает». У многих знатных людей того времени такие обсуждения вызвали бы гнев, однако, автор лишь умиляется и даёт своему псу несколько команд, выполнение которых ещё больше забавляет ребят.

Затем автор переходит к размышлениям о жизни крестьянских детей, о том, как хорошо и привольно им живётся без запретов и чрезмерного воспитания, но также и о том, сколько работы им приходится выполнять в столь юном возрасте. Вспоминает о мальчике, которого встретил однажды зимой. Мальчишке миновал только шестой год, однако, он уже управлял возом с лошадью, помогая своему отцу отвозить домой дрова из лесу. В разговоре с маленьким тружеником автор выясняет, что семья большая, но мужчин в ней только двое – отец мальчика и сам мальчик, поэтому помочь отцу больше некому.

Автор призывает богатых дворян лучше относиться к крестьянам и их детям, на чьи плечи с ранних лет ложится тяжёлая ноша. Крестьянских же детей призывает радоваться своему вольному детству, широким просторам, своим умениям и возможностям. Автор завидует им и всей поэтичности их жизни, призывая навсегда сохранить в своём сердце обаянье поэзии детства, любовь к родному полю, к труду.

В наш век уже нет крепостных крестьян, однако, и сейчас на плечи деревенских ребятишек ложится много работы. Но также и сейчас им доступна красота бескрайней русской земли, с её полями и лесами, болотами и ручейками.

Вариант 2

Н.А.Некрасов называют народными поэтом. Все его творчество неразрывно связано с идеей показать жизнь русского человека такой, какая она есть в действительности. Героями его творений являются не только взрослые люди, но и дети. Одним из таких произведений можно назвать поэму «Крестьянские дети».

Затронутая в произведении тема, близка поэту, вырос он в имении, где его друзьями были крестьянские дети, которые и стали главными героями некрасовского творения.

Поэма, состоящая из нескольких частей, раскрывает перед читателями мир деревенского детства, описывая его отдельными эпизодами из воспоминаний автора.

Важной составляющей произведения является вступительная часть, в которой А.Н.Некрасов описывает свое душевное состояние: любимое занятие-охота, природа настраивает на лирический, светлый мотив повествования. Писатель любит детвору, в их окружении он счастлив и свободен в общении.

Не случайно и место встречи поэта со своими героями. Деревенский сарай – маленькое убежище, где нередко собиралась детвора, чтобы поделиться самым сокровенным, рассказать о своей жизни, помечтать.

Девять крестьянских детей, видя в сарае незнакомого человека, удивлены его присутствием, не понимая, почему он выбрал место для отдыха именно это место, ведь мог бы и в барском доме на печи лежать. Но А.Н.Некрасов, любивший свой народ, выбрал именно обычный деревенский сарай. Никакое другое место не могло подтолкнуть его на воспоминания о детстве, проведенное в деревне.

Словно исчезают стены сарая, перенося читателя, в безоблачный мир жизни крестьянских детей. Автор не скрывает своего отношения к простым детям, называя их «счастливым народом».

С трепетом и любовью описывает поэт свои воспоминания о «грибных набегах», ловле змей, общении со сверстниками. Одна картинка сменяется и другой и вот перед читателем предстают события каждодневного тяжелого крестьянского труда. Дети не бояться работы, они помогают старшим. Шестилетний мальчик, несмотря на холод и мороз, везет из леса дрова, ведь кроме него помощника у отца больше нет. Вот она другая сторона жизни детворы.

Писатель понимает, что, не имея сословия, без знаний ребят ждет та же самая не легкая жизнь, как и у родителей.

Интересна композиция поэмы. В основном построена она на рассуждениях самого автора, а всплывающие в памяти картинки лишь доказательства его суждения.

Особую яркость происходящего придает описание природы. Яркие лучи солнца, гроза, сильный мороз словно помогают читателю почувствовать настроение поэта.

Сочетание в произведении сразу нескольких средств выразительности делает его интересным для прочтения и помогает читателю представить происходящее. Метафоры ( «хандра с души поэта соскочила»), сравнения («ноги длинные словно, как жерди»), эпитеты ( «оглушительный лай»), гиперболы («иступят пилу- не наточишь и сутки») помогают раскрыть смысл произведения.

Как и в других произведениях Н.А.Некрасова поэма «Крестьянские дети»- крик души автора. Судьба простого народа тяжела, они не свободны. Лишь счастливое время детства будут напоминать человеку о маленьких радостях жизни.

5 класс. 6 класс

Анализ стихотворения Крестьянские дети по плану

Крестьянские дети

Возможно вам будет интересно

Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл

Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

Практически для каждого человека существование представляет собой череду радостей и трудностей, достижений и испытаний, волнений, которые наполняют разные дни. Если посмотреть на эту картину в сумме

Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

Лирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его, с обворожительной, присущей только детям, непосредственностью и наивностью.

Эта сцена так зацепила автора, что следом за ней он начинает рассуждать о прелестях и тягостях их жизней. С восхищением, обращается он к читателю, в надежде, что тот поймет его чувства, рассказывает о простых забавах и потехах их жизней. Вспоминает, как они учили его премудростям, которые знали только крестьяне, когда он был юн и очень благодарен им, за то, что они не относились к нему как к молодому барину.

В стихотворении чувствуется легкая зависть автора, как человека высшего сословья, за то, что крестьянские дети не имеют чина и не чувствуют его груза с самого детства, в отличие от барских, которых с детства учат наукам. Конечно, простой люд приучает своих детей трудится с самого малого возраста, но автору это кажется не самым тяжелым бременем.

Повзрослев, лирический герой не раз возвращается в те края, где его встречают уже новые дети. Он рассказывает им истории из своей жизни. Дети слушают о путешествиях затаив дыхание. Автор, в свою очередь, наблюдает за детворой.

Впоследствии эти наблюдения перерастают в поэму «Крестьянские дети». Ее структура делится на несколько частей, согласно жизненным моментам, которые пережил автор. Удивляет то, с какой любовью и теплотой она написана. Ведь, казалось бы, человек высшего общества, барин, а восхищается жизнью и детьми обычного народа. Тем Некрасов и удивителен, что высокое происхождение не помешало ему остаться человеком в самом лучшем смысле этого слова. Чувствуется, что он переживает за их будущее даже в этой поэме, предупреждая их, о том, чтобы ценили это время, потому как точно знает, что дальнейшая жизнь крестьянина тяжела и безрадостна. Они не могут распоряжаться своей судьбой, как бы им того хотелось.

Н.А. Некрасов отличается своими демократическими взглядами, презрением к крепостному праву, жалостью и состраданием к крестьянам.

У произведения перекрестная рифма (мужская чередуется с женской) и необычная кольцевая композиция. Завершая его, он отсылает читателя обратно к сцене охоты, с которой и начинал повествование. Автор намеренно употребляет противоположенные по эмоциональной окрашенности эпитеты (скудное поле / красное детство), чтобы подчеркнуть весь трагизм ситуации сложившейся в обществе и обреченность русского подневольного народа.

Н.А. Некрасов чувствует свою вину перед этими детьми за то, что когда они вырастут, он будет играть не рядом с ними, а управлять их судьбами и решать как им жить. За свое происхождение. За социальное не равенство. За крепостное право. Ему очень хочется, что – то изменить, но он не может ничего сделать.

Стихотворение оставляет чувство светлой грусти, после его прочтения. Хочется верить в лучше.

Анализ стихотворения Некрасова Крестьянские дети

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с того, что автор приехав в деревню, отправляется на охоту. Утомившись, он забрел к вечеру в сарай, чтобы отдохнуть. Он уснул. А пробудился только тогда, когда в щели сарая уже заглядывали лучи солнца. И, не только они. Несколько пар детских глаз смотрели на барина и перешептывались меж собой.

Автор прислушался к их разговору. Они обсуждали барин он, или же нет и с большим интересом рассматривали его ружье, золотую цепочку часов, большую собаку. Ребятишки, переговариваясь, опасались, что разбудят охотника.

А тот, между тем, проникается умилением от этой встречи. И тут начинаются рассуждения автора о детях простых крестьян. Он, как делается ясно из строк, их очень любил. А чад простых людей – особенно. Да и вообще, творчество Некрасова отличается большой внимательностью и состраданием к простому народу. И, естественно, не остались без него и дети простолюдин.

Сначала описывает автор лучшие стороны их детства. Он говорит о том, что они не знают неги, но и не обременены науками. Они растут вольно. Их характеры не сковывают рамки светских приличий, которым непременно должны следовать дворянские дети.

Он с большой любовью описывает то, как проводят свое время крестьянские ребятишки. Они, в большинстве своем, не знают страха. Они растут трудолюбивыми, видя плоды родительской деятельности. В качестве примера приводит автор то, как ребенок наблюдает за работой в поле. Он видит, как его засевают. На его глазах прорастают и наливаются колосья, которые позже превращаются, благодаря людскому труду, в хлеб.

Не боятся они и не только работы, которая является для них неотъемлемой частью их жизни. В них с малых лет воспитывается ответственность, забота о ближних.

А любопытству их предела нет. Автор рассказывает о том, как они с большим интересом слушают россказни прохожих и принимаются практически за всякое дело, к которому только их допустят.

Читайте также:  Анализ стихотворения На Волге Некрасова

Но, хоть и хорошо все это, но есть здесь и обратная сторона. Далеко не все эти ребятишки могут дожить до зрелого возраста. Ведь удел крестьян – тяжкий труд и множество тягот. Им приходится терпеть довольно многое.

Некрасов описывает одну свою встречу с шестилетним мальчуганом зимней порой. Он вел лошадь с возом, нагруженном дровами. Этот труд был тяжел для ребенка. Но, куда было ему деваться? У него большая семья. А из мужчин в ней только он, да отец. И, вся ответственность лежит на них. Мальчик прекрасно понимает это. Причем, разговаривает он с автором как вполне взрослый человек. И, это неудивительно. Ведь на его долю выпало немало забот, и он вынужден трудиться непосильно для его лет. И, скорее всего, это довольно рано сгубит мальчугана.

В конце стихотворения автор, чтобы отвлечься от этих мрачных мыслей, возвращается к описанию той встречи, с которой начал это произведение. Ведь чтобы не ждало этих ребятишек, которые сейчас рассматривали его, на данный момент они были веселы. И автор постарался развлечь их еще.

В конце произведения начинается гроза и дети убегают. Гроза здесь – предвестник их нелегкого и сурового будущего, о котором, вероятно, думал автор, расставшись с этими маленькими сорванцами.

5, 6 класс по плану

Картинка к стихотворению Крестьянские дети

Популярные темы анализов

Создано это душевное стихотворение Александром Сергеевичем Пушкиным было в 1828 году, в эти годы он был уже достаточно известным поэтом. Большое количество произведений Пушкина написанных именно на этом отрезке творческой жизни,

Среди огромного количества произведений Николая Алексеевича Некрасова стихотворение В деревне представляет собой очередное изображение поэтом непростой судьбы крестьянской семьи, страдающей, нуждающейся в помощи.

Осип Мандельштам бесконечно любил Санкт-Петербург, и это произведение посвятил любимому городу. Написано стихотворение в 1924 году, когда город еще не был переименован в Ленинград.

Среди величайших поэтов в серебряном веке есть и Константин Бальмонт. Он, кстати, самый первый популярный поэт-символист России. Ещё его можно назвать тонким и лирическим певцом. Поскольку стихотворения Бальмонта красивые

Стихотворение Сергея Есенина “Низкий дом с голубыми ставнями” – это череда воспоминаний автора о местах, где он когда-то был по-настоящему счастлив. Запали в его душу навсегда и “дом с голубыми ставнями”, и окружавшие его лес, поля.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова

«Крестьянские дети» – одно из произведений Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. Изучается оно в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Крестьянские дети» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Крестьянские дети.

История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.

Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».

Сравнения«смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».

История создания

История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое веселое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.

Будучи взрослым, поэт любил выезжать за город на рыбалку или на охоту. В начале июля 1861 г. в Грешново Николай Алексеевич написал «Крестьянских детей». Над произведением он работал около двух недель. Первая публикация датируется 1861 годом. Портрет лирического героя поэмы автобиографические. Поэт действительно носил в то время бороду.

В анализируемом произведении Некрасов развивает свою любимую тему: жизнь крестьян и их детей. Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют сборный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подается с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является барином.

Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты барин уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают детские глазки. Мужчина не подал вида, что увидел ребят, прислушался к их шепоту.

Дети с интересом рассматривали мужчину, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, ведь заметили, что охотник проснулся.

После полилога подается монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его душу.

Вскоре мужчина начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой наблюдал, как 6-ти летний мальчик пилил с отцом дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.

Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пес. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти все-таки не осмеливаются.

Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невеселая участь в будущем.

Композиция

Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о ее негативных проявлениях, концовка. Монолог лирического героя разделен на строфы с разным количеством стихов.

Жанр произведения – поэма, ведь в нем есть сюжет и лирические отступы. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства» . Дополняются картины эпитетами – «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» , сравнениями – « серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай» , гиперболами : «иступят пилу – не наточишь и в сутки».

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

27.12.2018

Некрасов Н. “Крестьянские дети”

Некрасов Н., стихотворение “Крестьянские дети”

Главные герои стихотворения “Крестьянские дети”, имена крестьянских детей.

  1. Автор. Охотник и поэт, знаток деревенской жизни. Человек добрый и отзывчивый.
  2. Гриша, один из шпионов.
  3. Савося, девочка с которой автор ловил змей
  4. Глаша, двухлетняя девочка.
  5. Ванюша, собирательный образ всех крестьянских детей.
  6. Влас, шестилетний возчик дров.
  7. Серега, один из шпионов
  8. Кузяха, еще один из шпионов.

План пересказа стихотворения “Крестьянские дети”

  1. Отдых в сарае
  2. Дети обсуждают автора
  3. Ему бы лежать на печи
  4. Грибные набеги
  5. Какое колечко
  6. Рассказы путников
  7. Купание и обед
  8. Обычные заботы детей
  9. Лесной урожай
  10. Ванюша помогает родителям
  11. Влас и лошадка
  12. Представление Фингала
  13. Гроза

Кратчайшее содержание стихотворения “Крестьянские дети” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор решает отдохнуть в сарае и слышит, как дети обсуждают его.
  2. Он вспоминает свои грибные набеги и ловлю змей.
  3. Автор описывает разговоры с прохожими путниками.
  4. Автор рассказывает как обычно крестьянские дети проводят свое время.
  5. Автор вспоминает встречу зимой с мальчиком Власом, который помогал отцу возить дрова.
  6. Собака дает представление, а когда начинается гроза дети разбегаются.

Главная мысль стихотворения “Крестьянские дети”
Детство у крестьянских детей очень вольное и счастливое, но они очень быстро приучаются к труду.

Чему учит стихотворение “Крестьянские дети”
Стихотворение учит любить детей, защищать и заботиться о них. Учит тому, что детство должно быть только счастливым. Учит тому, что каждый должен в труде добывать свой хлеб. Учит любить родную землю.

Отзыв на стихотворение “Крестьянские дети”
Мне очень понравилось это стихотворение, и особенно все те забавы крестьянских детей, в которых и я бы с удовольствием приняла бы участие. Но мне обидно, что в прошлом даже маленьким детям приходилось работать почти наравне со взрослыми и их детство так быстро заканчивалось.

Пословицы к стихотворению “Крестьянские дети”
Для кого труд радость, для того жизнь счастье.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Детство – время золотое.
Отец рыбак, и дети в воду смотрят.
За что батька, за то и детки.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Крестьянские дети”
Автор живет в деревне, пишет стихи и ходит на охоту. Однажды он забрел в сарай и прилег отдохнуть. Когда проснулся, то увидел вереницу глаз, которые подглядывали за ним сквозь щели. Автор понял, что это крестьянские дети. Он услышал, как дети обсуждают его.
Детей удивляла его борода, ведь бары не носили бород, удивляли его часы на золотой цепочке, удивляло ружье и длинные ноги. Особенно удивляла детей собака. Они решили, что автор не похож на барина и не похож на охотника. Такому только на печи лежать.
Автор признается в любви к крестьянским детям и зовет их счастливым народом, милыми плутами. Он часто совершал с ними грибные набеги, а однажды принял змею за кольцо и схватил ее. Девочка Савося очень смеялась над автором, но потом вместе с ним ловила и губила змей.
Рядом проходила большая дорога, по которой постоянно шли люди. Иногда они присаживались отдохнуть под старыми вязами и тогда путников обступали дети. а те рассказывали им про Киев, про турок, про разные народы. Советовали уважать бога, потому что кто не уважает бога, ничего не имеет. А ребята брали инструмент, играли и иногда ломали.
После сбора грибов дети шли купаться и оглашали реку довольным смехом. Потом их звали обедать и они рассказывали, что видели в лесу. Кто видел волка, кто зайчика, а кто-то поймал ежа.
День крестьянские дети проводили по разному. Кто-то ловил пиявок, кто-то нянчился с младшими детьми, кто-то плел для себя венок. Одна девочка поймала лошадь и поскакала на ней, совершенно не боясь свою смирную лошадку.
А когда отходят в лесу грибы, наступает пора черницы, малины, орехов. Иногда дети ловили глухаря.
Далее автор обращается к Ванюше и говорит, что тому пора заняться делом. Он рассказывает, что сперва детей просто берут с собой родители на работу. те смотрят как садят пшеницу, как ее убирают и молотят, а потом едят свежевыпеченный хлеб и привыкают к крестьянскому труду.
Но автор не советует завидовать крестьянским детям, которые растут свободно, но которых едят мошки, и которые рано знакомятся с трудом.
Однажды зимой автор вышел из дому и увидел лошадку, которая медленно тащила воз с дровами. Рядом шел маленький мальчик Влас. Автор узнал, что тому всего шесть лет, а он уже помогает отцу, который в лесу рубит дрова. И мужиков в семье Власа всего двое – он и отец.
Автор говорит, что детство этим детям дано, чтобы навсегда полюбить свою землю и любить трудовой хлеб.
Он возвращается к детям у сарая. Заметив, что те стали смелее, автор кричит собаке Фингалу, что идут воры. И собака устраивает уморительное представление с закапыванием вещей. Дети смеются и сами отдают собаке команды.
Но вдруг становится темно и гремит гром. Дети убегают, хлопает деревянная дверь под порывами ветра. Автор выглядывает и видит над сараем черную тучу, и бегущих к деревне под струями дождя детей.
Переждав дождь, автор снова отправляется на охоту.

Ссылка на основную публикацию