Анализ стихотворения Пророк Некрасова

«Пророк», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки («Из Байрона», «Из Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н.Г.Чернышевскому». В прижизненные издания не входило.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Пророк» проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает её на плечи жертвующего собой революционера. Готовых пожертвовать жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

Последняя строфа отделена от остальных трёх композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество». Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего («царями») человеческого облика, печали за всех угнетённых («рабов»).

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит её на земле. Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть – приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали.

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но: не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к пушкинскому «Пророку», написанному четырёхстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.

Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения Некрасова Пророк

Знаменитый поэт и писатель – Некрасов, написал в 1874 году стихотворение под заглавием весьма своеобразным «Пророк». Он дал это название не просто так. Именно Чернышевский – этому причин. Чернышевский был другом Некрасова. И это была даже не просто дружба, ведь сначала этих двоих поэтов связывали не просто приятельские отношения, а отношения, построенные на деловой основе. Сначала они печатались вместе, а потому им двоим, приходилось часто общаться. Целых долгих восемь лет – такое еще нужно уметь представить.

В самом произведении, поэт пытается донести своему читателю, насколько важно уметь просто дарить людям добро и свою любовь. Любовь – это самое бескорыстное чувство на земле. Пророк – именно такой человек, который обязан быть таким. Он должен дарить каждому человеку, де каждому существу на земле любовь и доброту.

Добро – его так мало на нашей земле, а потому хотя бы такие личности, уже ознаменованные, просто обязаны дарить свою частичку добра и любви человечеству. Опять же, в стихотворении присутствует множество элементов спора между двумя людьми. Все это показуется в начале стихотворения. Земной пророк – человек настолько бескорыстный, что его миссия недаром сводиться к тому, что он будет всю жизнь, до конца своего – служить людям.

Анализ стихотворения Некрасова «Пророк» №2

Поэт второй половины девятнадцатого века, Н.А. Некрасов, является ярым заступником простого русского народа, угнетаемого крепостным правом. Поэтому главенствующую роль в его творчестве занимают размышления о роли поэта в народной судьбе, переживания о будущем страны, и выражение своей безграничной любви к России-матушке.

Некрасов поэт совестливый, страдающий вместе с народом и сопереживающий ему чисто по-человечески.

Стихотворение «Пророк», которое было написано в 1874 году, было посвящено, уже небезызвестному тогда Н.Г. Чернышевскому.

Некрасов несколько нарушает привычное себе исполнение стихотворений и пишет своего «Пророка», признавая высшими ценностями в жизни каждого человека, поиски свободы, справедливости, истины и гармонии. Окидывая мимолетным взглядом судьбу каждого из поэтов-революционеров, поэт пытается разглядеть проделанный нелегкий путь и оценить заслуги в «бою». Написанное классическим слогом, ямбом, столь непривычным для Некрасова, стихотворение становится в один ряд с классическими произведениями того же Пушкина и Лермонтова.

Также стихотворение полно христианских мотивов, мотивов заступничества, жертвенности ради цели, которая оправдывает все средства. И грусть и нескрываемая печаль слышится в строчках произведения, автор скорбит о «распятых», преклоняя перед ними голову, перед теми, кто не боится идти вперёд для общего дела, а не ради собственных интересов.

Сопереживая «пророкам» Некрасов твердит о неизбежности каждого поэта этой участи на тернистом пути борьбы за страну и идеалы. Быть распятым, как сын Божий Иисус Христос во имя мечтаний, идеалов, стремлений…

Возвышенность слога, многоточие—в каждой строке рок, судьба, предписанная и предначертанная уже давно.

Данное стихотворение полное революционного духа борьба против злых сил, попытка вдохновить и приободрить народные массы. Он говорит нам о геройском пути борцов за лучшее в этом мире даже ценой жизни:

Не скажет он, что жизнь его нужна,

Не скажет он, что гибель бесполезна …

Здесь ощутимое сила жертвенности во имя других, во имя родины.

Сам же Некрасов полон чувства вины, и корит себя за то, что сам «не борец», «жертвенный революционер», идущий на борьбу, как его товарищи-классики.

Он полон грустных дум, о судьбе, о будущности страны и народа, и вполне заслуживает называется «борцом-поэтом», как и его собратья по перу.

Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Впоследствии эту некрасовскую особенность назовут “совестливостью”. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям.

Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были Белинский, Добролюбов и Чернышевский.

Так, написанное в 1874 году стихотворение “Пророк” Некрасов посвящает Н. Г. Чернышевскому. Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним хотя бы пушкинского “Пророка”). Некрасов по-своему нарушает эту традицию, признавая высшей ценностью жизни служение идеалам свободы, правды и справедливости.

Начинается стихотворение очень по-некрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто “видит невозможность. Служить добру, не жертвуя собой”. Тут же автор спешит объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы:

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.

Сила убежденности поэта в том, что он говорит, убежденности в своей правоте особенно ощутима в строчках:
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна …

Следует сказать, что самые революционные стихотворения Некрасова освещены христианской символикой. “Народный заступник” как бы уподобляется святому подвижнику, отрекшемуся от “мирских наслаждений” и жертвующему собой во имя спасения человечества. Образом распятого Христа завершается и стихотворение “Пророк”, и здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что “умереть возможно для других”.

Читайте также:  Железная дорога – краткое содержание стихотворения Некрасова

Известно, что в свете возвышенного идеала революционера-борца собственный путь порой казался поэту исполненным ошибок и нравственных падений. Несмотря на то, что с Белинским, Добролюбовым, Чернышевским Некрасова связывала личная дружба, у него до конца жизни не затихало в душе чувство вины за то, что он не разделил их участи, не стал революционером в полном смысле этого слова. Вот и в рассмотренном стихотворении поэт возносит своего в том, что “Его послал бог Гнева и Печали… » “
Интересно было бы рассмотреть на фоне изложенного стихотворение
“ПРОРОК” Пушкина, но это большая самостоятельная тема. Если
Некрасов отожествляет ПРОРОКА с революционером, борцом за
счастье народа, то Пушкин в одном из лучших своих стихотворений видит ПРОРОКА в предназначении ПОЭТА.

Стихотворение «Пророк» Николай Некрасов

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной. »
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь ему нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»

С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г. автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала «Современник». Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет литературного адресата как истинного сына родной страны.

Для характеристики положительного образа Некрасов избирает знаковое заглавие «Пророк», отсылающее читателя к пушкинскому и лермонтовскому наследию. Показательны различия в тематике художественных текстов. В центре внимания произведений, на которые без сомнения ориентировался Некрасов, — высокая природа поэтического дара, взаимоотношения его обладателя с обществом. В собственной версии автор осознанно смещает угол зрения лирического героя, позиционируя социальную задачу «служить добру» как наиважнейшую.

Стихотворение отличается диалогичностью: зачин представляет фрагмент спора, начало которого осталось за текстом. Предметом эмоциональной беседы являются неосмотрительные, чреватые неприятностями поступки третьего лица: называя последнее, автор ограничивается местоимением «он». Лирический субъект, возражающий собеседнику, хорошо знаком с «ним» и может подробно объяснить причины, побудившие неординарного человека к рискованным действиям.

Суть натуры земного пророка составляет любовь к человечеству — возвышенная, бескорыстная, жертвенная. Пытаясь передать логику подвижника, герой моделирует его прямую речь. В двустишии-цитате, разбавляющей развернутый ответ, противопоставляются два варианта земного пути: эгоистический и альтруистический. Они выражены лаконичной формулой «жить для себя» — «умереть для других». Избраннику, который видит свою миссию в служении обществу, суждено пройти трудной и опасной дорогой.

Подвижник предвидит трагическое окончание земной судьбы: бесцельному существованию он предпочтет гибель для дела, «любезную» смерть.

В финальном эпизоде лирическое «я» представляет собственный прогноз окончания жизни пророка. Он связан с евангельским сюжетом распятия Христа. Стремление принести благо человечеству, любовь и готовность к самопожертвованию сближают земного пророка с образом Спасителя и предопределяют трагическую развязку. Завершающее двустишие укрепляет связь подвижника с горним миром: посланник небес, он призван напомнить заблудшим душам о Сыне Божием.

«Пророк», анализ стихотворения Некрасова по плану

История создания

Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки («Из Байрона», «Из Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н.Г.Чернышевскому». В прижизненные издания не входило.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г. но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Пророк» проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает её на плечи жертвующего собой революционера. Готовых пожертвовать жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

Последняя строфа отделена от остальных трёх композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество». Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего («царями») человеческого облика, печали за всех угнетённых («рабов»).

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит её на земле. Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть – приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте,послал бог Гнева и Печали .

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но. не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к пушкинскому «Пророку». написанному четырёхстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.

Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Слушать стихотворение Некрасова Пророк

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова “Пророк”
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Презентация к уроку литературы на тему “Анализ стихотворения Н.А.Некрасова “Пророк”

Скачать:

ВложениеРазмер
prorok.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

(1874г.) Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «пророк» Не говори: “Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной. ” Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. “Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!” Так мыслит он – и смерть ему любезна. Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна: Его судьба давно ему ясна. Его еще покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе. 30.01.2013

Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю. Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк». Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой. Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.

В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить их. В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В «Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются: у Лермонтова-разоблачение «злобы и порока», исправлению людского рода; у Пушкина- «глаголом жечь сердца людей», у Некрасова «напомнить о Христе». Сюжеты «Пророков» тоже отличаются: в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском-судьба героя-жертвы, восходящего к Христу. Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания : «так мыслит он»; «не хуже нас он видит невозможность»; «любит возвышенней »; « не скажет он». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя.

Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как в ремена переменились – “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” (” Поэт и гражданин “), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в “Пророке” Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка :” Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной !» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других “. Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.

Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами « Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», « божьей пищей ». У всех 3-х авторов пророк – посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова – именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».

Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.

Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор: Оксюморон: Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4 раза. Используются краткие страдательные причастия: «Его судьба давно ему ясна . Его еще покамест не распяли , Его послал бог Гнева и Печали…» «Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» «смерть ему любезна» «видит невозможность» «служить добру» «ясна», «любезна» , «бесполезна»

Перед Некрасовым стояла задача создания “святого” нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости . Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более – как пример величайшего подвига – самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами. Вывод

Пророк Некрасов

Среда, 1 марта 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: основное содержание, выразительные средства
Автор статьи: tati2
Николай Некрасов – певец русской действительности, которого волновала судьба просто народа. Он видел, как сложно приходится крепостному крестьянину, как много он переживает и страдает. Неудивительно, что судьба крестьянина, простой русской женщины и крестьянских детей становятся основной темой его творчества. Николай Некрасов сочувствовал крестьянам, пытался не только понять их горе, трагедию их жизни, но и показать всему обществу, как несчастен народ. Ему было важно не только донести проблему, но и заставить читателя погрузится в раздумья, а может быть, и переживания.

Все некрасовские современники отмечали у поэта замечательную способность не только видеть горе и трагедию простого народа, но и относиться к ней так, словно это была его боль и страдания.

Замысел «Пророка»

Николай Некрасов постоянно говорил о том, что стоит как-то помочь народу, который находился в таком плачевном состоянии и поэтому он старался призвать все общество обратить на это внимание. Но сам поэт считал, что его слово, несущее правду о крестьянской жизни, оказывается лишь маленькой каплей, в сравнении с той революционной борьбой, которая постепенно стала разворачиваться в обществе.

Поэтому с особым чувством он говорит о тех людях, которые были революционно настроены. К таким людям он относил, прежде всего, таких литераторов, как Белинского, Чернышевского, а позднее и Добролюбова.

Известно, что некрасовский «Пророк» вышел в печать впервые в 1977 году. Но сначала оно имело совершенно другое название, которое при выходе в печать каждый раз менялось. Сначала, когда оно впервые появилось в первом номере литературного журнала, то имело название «Из Барбье»», но потом редакторы «Отечественных записок» решили изменить и его, чтобы хоть как-то скрыть сюжет этого стихотворения от цензуры, которая была так строга к нему. Они использовали такие названия, как «Из Ларры» или «Из Байрона».

При жизни поэта стихотворение так и не было издано с его настоящим название. Известно, что в 1882 году оно было напечатано в «Общем деле», где имело подзаголовок — посвящение Н.Чернышевскому. К сожалению, после сочинения своего произведения автор не стал ставить дату, поэтому точная дата его написания неизвестна. Но есть предположение, что он было написано в поддержку Чернышевского, который был арестован с 1862 года по 1864 год. А через время, скорее всего, поэт снова возвратился к нему, чтобы доработать и переработать. Существует версия и о том, что первоначально оно было посвящено совсем другому человеку, тоже революционеру, но затем автор решил изменить, и посвятил его уже Чернышевскому.

Некоторые исследователи приходят к выводу о том, что все-таки сюжет этого некрасовского стихотворения не был посвящен какому-то отдельному лицу, а носил обобщенный характер.

Содержание стихотворения

По сюжету автор говорит о том, что есть в жизни высший идеал, который заключается в том, чтобы служить правде и, конечно же, справедливости. В самом начале своего стихотворения автор немного отступает от своих традиций и начинает свой сюжет совсем не так, как обычно. Это, скорее, похоже на какой-то спор или диалог, но на высоких интонациях. И вот теперь читатели оказываются свидетелями всего этого.

Автор повествует о том, что стоит преклоняться перед людьми, которые находят в себе силы для борьбы с несправедливостью, царящей в обществе. Несмотря на обстоятельства они ведут открытую, бесстрашную борьбу. И этому есть объяснение. Они стараются сделать свой народ свободным, а значит счастливым.

Интересный персонаж — святой подвижник, который защищает свой народ. И этот святой отрекается от всего хорошего, что ему может дать мир, чтобы стать жертвой, которая поможет спасти целый народ. И как бы подведя итог всему, поэт вводит в свой сюжет и Христа, который распят. Такой финал этого некрасовского стихотворения.

Композиция «Пророка»

Композиционный замысел стихотворения — это спор, в виде диалога и отдельных реплик, между невидимыми собеседниками. Главных героев можно представить достаточно ярко, где один настроен достаточно осторожно, а второй вполне решительно. Это стих-рассуждение о благородной миссии, которая не всем доступна.

Автор говорит о том, что таких революционеров в его стране, которые готовы жертвовать собой, не так уж и много, их единицы. Но, с другой стороны, они типичны и даже сам Некрасов может стать таким революционером. Философские раздумья автора приближают сюжет этого стихотворения к элегии. Кажется, что автор беседует с кем-то, но его собеседник невидим. Вскоре становится понятно, что обращается он к революционеру и говорит ему о том, что нужно быть осторожным. Это звучит, как упрек.

Некрасовский герой спорит со своим собеседником, и оказывается, что пророк все знает сам, он понимает какая опасность ждет его впереди, но все равно избирает этот путь. Он рассказывает своему собеседнику о том, что жизнь имеет смысл, если жить не для себя, а жить, и при необходимости умереть, для других.

По композиции и смысловой нагрузке, третья часть немного отделена от остальных. В ней оказывается, что революционер совсем не герой, а человек, который исполняет честно свою миссию. Писатель постоянно желает напомнить своему читателю о том, что смерть героя не может быть напрасной. Он её приносит в жертву ради свободы.

Выразительные средства некрасовского сюжета

Основным образом некрасовского сюжета становится сам поэт и его невидимый собеседник, пророк. Автор изображает его таким смелым и открытым, что он сразу вызывает доверие. Читатель понимает, что именно этот человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, когда борется за то чтобы на его земле не было рабов. В своей жертвенности его лирический герой чем-то близок к Христу, к Библии.

Автор использует огромное количество выразительных средств:

Все некрасовское произведение написано двухсложным размером – ямбом, но только пятистопным, традиционным. В тексте встречаются пиррихии, которые делают композицию этого произведения четкой, а рифмовку размеренной и четкой. Перекрестная рифма позволяет писателю создать более колоритный портрет революционера –пророка.

Анализ произведения «Пророк»


Автор непросто дает такое название своему стиху, так как в его сюжете действует положительный образ, на который он желает сам равняться, и призывает это делать других. Такое название напоминает читателю, что поэт старается следовать традициям русской литературы. Все помнят, что в истории поэзии уже были содержательные стихотворения с таким названием и в лирике Александра Пушкина, и в арсенале Михаила Лермонтова. Но, несмотря на то что все они имеют одинаковые названия, темы и вопросы, которые рассматривают разные авторы, различны.

Николай Некрасов поставил в центр всех событий, тот поэтический дар, который нужен поэту не для создания личных материальных благ, а для служения народу. Сам поэт утверждает, что главная задача любой лирики – это служить свободе, добру, справедливости. И это должно быть целью каждого, кто обладает умением доносить людям свои мысли.

Интересно как сам автор стоит свое стихотворение. Прежде всего, зачин, который построен у него в виде спора с революционером, которого читатель не видит, и только может о нем догадываться. Причём читатель попадает сразу в разгар спора, что позволяет пофантазировать о его начале. А сам спор будто затягивает в суть проблемы с первых строк и держит до самого конца.

Пророк на земле – это сложное предназначение человека, требующее лучших качеств: жертвенности, возвышенности, бескорыстия. И автор показывает, что он может пойти двумя путями. Либо выбрать простые земные блага, либо отказаться от них и выбрать путь, во имя свободы. Дорога такого пророка будет трудной и очень сложной, ведь не так просто добиться справедливости в обществе.

И вот уже в финале поэт вставляет голос пророка, который звучит смело и открыто. Он использует местоимение «я». И потому что революционер жертвует собой, писатель решает сравнить его жертвенность, с жертвенностью Христа, который был за свои взгляды и за правду распят. Всё это показывает, что революционеров может ждать трагический финал, если они не найдут поддержку в обществе.

“Пророк” М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Восприятие, истолкование, оценка

Разделы: Литература

М.Ю. Лермонтов “Пророк”

Н.А. Некрасов “Пророк”

Пророк – в религии провозвестник и истолковать воли богов; предсказатель будущего.

Вильгельм Кюхельбекер первым назвал поэта “пророком”. Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки.

Стихотворение “Пророк” М.Ю.Лермонтова, которое считается одним из последних в его творчестве, было напечатано уже после смерти поэта в 1844 году. Пророк Н.А. Некрасова был издан в августе 1874 года. Первоначальное название – “Н.Г.Чернышевский.(Пророк)”.

Основа стихотворений – библейские источники, библейская лексика. У Лермонтова – образ пустыни. У Некрасова – “бог Гнева и Печали“, “будет на кресте“, “напомнить о Христе“. М. Лермонтов обратился к Плачу Иеремии. Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

У Некрасова пророк “не хуже нас : видит невозможность служить добру, не жертвуя собой“.

Сюжет обоих стихотворений – это жизнь поэта, ставшего пророком.

У М. Лермонтова в стихотворении есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. “Как он угрюм, и худ, и беден! : как он наг и беден“.

У Н. Некрасова пророк мог быть похож на Н.Г.Чернышевского, революционера-демократа, общественного деятеля, соединившего в себе демократический революционный идеал с очарованием нравственной чистоты.

Он будет сам судьбы своей виной“. Некрасов мог переосмыслить написанное в 1874 г стихотворение, соотнеся его с судьбой Чернышевского, который находился в то время в вилюйской ссылке: “Его еще покамест не распяли:“.

Замысел стихотворения “Пророк” Некрасова подсказан особенностями исторического развития России. Революционная мысль нередко воплощалась в образе Христа, Пророка.

Изображение революционера в облике апостола – обычное явление для 60-70-х годов ХIХ века. (Например, стихотворение Огарева “Иисус”, стихотворение И.С. Тургенева “Христос”). Это же делает смысл “Пророка” предельно емким.

И у Лермонтова поэт, “наделенный всевиденьем пророка” идет к людям, но он им не нужен.

Он увидел “страницы злобы и порока“: пророк не принят людьми, он изгнан. “В меня все ближние мои бросали бешено каменья“. Он не находит в себе сил для борьбы, поэтому поэт возвращается в пустыню, гонимый и презираемый толпой. За что же его презирают? Он не похож на всех.

Конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издеваясь над ним.

А речь старцев – это наказ новому поколению.

Пророк у Лермонтова отрекается от мирской жизни, и у некрасовского пророка – ” в его душе нет помыслов мирских“.

Но лермонтовский пророк при всем одиночестве не теряет веры в гармонию, в счастье, не утратил веры в жизнь. Лермонтов дает понять: его пророк живет в большом мире Вселенной, дышит с ней одним дыханием:

У Некрасова пророк готов умереть для других, “его судьба давно ему ясна“:

Судьба же лермонтовского пророка, считавшего, “что бог гласит его устами“, – единение с природой и космосом. Там он находит успокоение и удовлетворение.

В разное время жили поэты, (“Пророк” Некрасова был издан через 30 лет после лермонтовского), но на труд поэтический смотрели одинаково: он был опорой и спасением для них.

В “Пророке” Лермонтова и Некрасова нет скорби, а есть сила духа, жизнеутверждение.

Дух, душа, духовность: Эти понятия вновь и вновь привлекают внимание различных авторов, которые пытаются понять сущность духовной жизни поэта, человека, гражданина.

Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России“.

Эти строки В.Г.Белинский написал о стихотворении “Пророк” М.Ю.Лермонтова, в полной мере, безусловно, они относятся и к “Пророку” Н.А.Некрасова.

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

«Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

Метафоры«духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты«шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения«персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием – расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр – элегия, так как автор размышляет над вечной философской проблемой. В произведении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» , сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Ссылка на основную публикацию